Термин абсолютизм. Просвещенный абсолютизм

Антон Деникин

Антон Иванович Деникин -- один из основных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, его лидер на юге России. Добился наибольших военных и политических результатов среди всех руководителей Белого движения. Один из основных организаторов, а затем -- командующий Добровольческой армией. Главнокомандующий Вооружёнными силами Юга России, заместитель Верховного правителя и Верховного главнокомандующего Русской армии адмирала Колчака.

После гибели Колчака всероссийская власть должна была перейти к Деникину, но 4 апреля 1920 года он передал командование генералу Врангелю и в тот же день отбыл с семьёй в Европу. Деникин жил в Англии, Бельгии, Венгрии, Франции, где занимался литературной деятельностью. Оставаясь убеждённым противником советского строя, он всё же отказался от предложений немцев о сотрудничестве. Советское влияние в Европе вынудило Деникина переехать в США в 1945 году, где он продолжил работу над автобиографической повестью «Путь русского офицера», но закончить её так и не успел. Скончался генерал Антон Иванович Деникин от сердечного приступа 8 августа 1947 года в больнице Мичиганского университета в Энн-Арборе и был похоронен на кладбище в Детройте. В 2005 году прах генерала Деникина и его жены был перевезён в Москву для захоронения в Свято-Донском монастыре.

Александр Колчак

Вождь Белого движения во время Гражданской войны, Верховный правитель России Александр Колчак родился 16 ноября 1874 года в Санкт-Петербурге. В ноябре 1919 года под натиском Красной армии Колчак оставил Омск. В декабре поезд Колчака оказался блокированным в Нижнеудинске чехословаками. 4 января 1920-го он передал всю полноту уже мифической власти Деникину, а командование вооружёнными силами на востоке -- Семёнову. Колчаку союзным командованием была гарантирована безопасность. Но после перехода власти в Иркутске к большевистскому ревкому в его распоряжении оказался и Колчак. Узнав о захвате Колчака, Владимир Ильич Ленин дал указание расстрелять его. Александр Колчак был расстрелян вместе с председателем Совета министров Пепеляевым на берегу реки Ушаковки. Трупы расстрелянных были опущены в прорубь на Ангаре.

Лавр Корнилов

Лавр Корнилов -- русский военачальник, участник Гражданской войны, один из организаторов и Главнокомандующий Добровольческой армии, вождь Белого движения на Юге России.

13 апреля 1918 года убит при штурме Екатеринодара неприятельской гранатой. Гроб с телом Корнилова был тайно захоронен при отступлении через немецкую колонию Гначбау. Могилу сровняли с землёй. Позже организованные раскопки обнаружили лишь гроб с телом полковника Неженцева. В разрытой могиле Корнилова был найден лишь кусок соснового гроба.

Пётр Краснов

Пётр Николаевич Краснов -- генерал Русской императорской армии, атаман Всевеликого Войска Донского, военный и политический деятель, писатель и публицист. Во время Второй мировой войны занимал пост начальника Главного управления казачьих войск Имперского министерства восточных оккупированных территорий. В июне 1917 года был назначен начальником 1-й Кубанской казачьей дивизии, в сентябре -- командующим 3-м конным корпусом, произведён в генерал-лейтенанты. Был арестован в ходе Корниловского выступления по прибытии в Псков комиссаром Северного фронта, но затем освобождён. 16 мая 1918 года Краснов был избран атаманом Донского казачества. Сделав ставку на Германию, опираясь на её поддержку и не подчиняясь А.И. Деникину, по-прежнему ориентировавшемуся на «союзников», он развернул борьбу с большевиками во главе Донской армии.

Военная коллегия Верховного суда СССР объявила решение о казни Краснова П.Н., Краснова С.Н., Шкуро, Султан-Гирея Клыча, фона Паннвица -- за то, что «вели посредством сформированных ими белогвардейских отрядов вооружённую борьбу против Советского Союза и проводили активную шпионско-диверсионную и террористическую деятельность против СССР». 16 января 1947 года Краснов и другие были повешены в Лефортовской тюрьме.

Пётр Врангель

Пётр Николаевич Врангель -- русский военачальник из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны. Главнокомандующий Русской армии в Крыму и Польше. Генерал-лейтенант Генерального штаба. Георгиевский кавалер. Получил прозвище «Чёрный барон» за свою традиционную повседневную форму одежды -- чёрную казачью черкеску с газырями.

25 апреля 1928 года скоропостижно скончался в Брюсселе, после внезапного заражения туберкулёзом. По предположениям его родных, он был отравлен братом своего слуги, который являлся большевистским агентом. Был похоронен в Брюсселе. Впоследствии прах Врангеля был перенесён в Белград, где торжественно перезахоронен 6 октября 1929 года в русском храме Святой Троицы.

Николай Юденич

Николай Юденич -- русский военный деятель, генерал от инфантерии -- во время Гражданской войны возглавлял силы, действовавшие против советской власти на северо-западном направлении.

Умер в 1962 году от туберкулёза лёгких. Был похоронен сначала в Нижней церкви в Канне, но впоследствии его гроб был перенесён в Ниццу на кладбище Кокад. 20 октября 2008 года в церковной ограде около алтаря церкви Крестовоздвиженского храма в селе Ополье Кингисеппского района Ленинградской области как дань памяти погибшим чинам армии генерала Юденича был установлен памятник воинам Северо-Западной армии.

Михаил Алексеев

Михаил Алексеев -- активный участник Белого движения в годы Гражданской войны. Один из создателей, Верховный руководитель Добровольческой армии.

Скончался 8 октября 1918 года от воспаления лёгких и после двухдневного многотысячного прощания был похоронен в Войсковом соборе Кубанского казачьего войска в Екатеринодаре. Среди венков, положенных на его могилу, один привлёк внимание общественности своей неподдельной трогательностью. На нём было написано: «Не видели, но знали и любили». При отступлении белых войск в начале 1920 года его прах был вывезен в Сербию родственниками и сослуживцами и перезахоронен в Белграде. В годы коммунистического правления, чтобы избегнуть уничтожения могилы родоначальника и вождя «Белого дела», плиту на его могиле заменили на другую, на которой лаконично было написано только два слова: «Воин Михаил».

Реферат

по специальности: «История»

на тему: «Белое движение. Социальный состав, идеология, программа»


Введение


Гражданская война в России явилась закономерным итогом революционного кризиса, поразившего страну в начале 20 века. Цепь событий - первая русская революция, незавершенные реформы, мировая война, падение монархии, распад страны и власти, большевистский переворот - привела российское общество к глубокому социальному, национальному, политическому и идейно-нравственному расколу. Апогеем этого раскола стала ожесточенная борьба в масштабах всей страны между вооруженными силами большевистской диктатуры и антибольшевистских государственных образований с лета 1918 по осень 1920.

Историография советского периода, оценивая события гражданской войны в России, весьма узко, ограниченно представляла Белое движение всего лишь как составную часть «агрессивных планов Антанты», направленных на свержение советской власти, ликвидацию «завоеваний Октября» и «реставрацию буржуазно-помещичьего строя». Реакционный характер, «стремление к восстановлению старых порядков», «полная зависимость от иностранного империализма, его военной, материальной и политической поддержки» и как следствие этого «оторванность от народа», «крайняя узость социальной базы» - таковы были принципиальные «точки отсчета» в оценке Белого движения, утверждавшиеся в советской литературе.

Ряд признаков отличает Белое движение от остальных антибольшевистских сил Гражданской войны:

Белое движение было организованным военно-политическим движением против советской власти и союзных ей политических структур, его непримиримость по отношению к советской власти исключала какой-либо мирный, компромиссный исход Гражданской войны.

Белое движение отличала установка на приоритет единоличной власти над коллегиальной, а военной - над гражданской в военное время. Для белых правительств было характерно отсутствие чёткого разделения властей, представительные органы или не играли никакой роли или имели лишь совещательные функции.

Белое движение пыталось легализовать себя в масштабе всей страны, провозглашая свою преемственность от дофевральской и дооктябрьской России.

Признание всеми региональными белыми правительствами общероссийской власти адмирала А.В. Колчака приводило к желанию достичь общности политических программ и координации военных действий. Решение аграрного, рабочего, национального и других основных вопросов было принципиально схожим.

Белое движение имело общую символику: трёхцветный бело-сине-красный флаг, двуглавый орёл, официальный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе».


Зарождение. Социальный состав


Белое движение (также встречалось «Белое дело», «Белая идея») - военно-политическое движение разнородных в политическом отношении сил, сформированное в ходе Гражданской войны 1917-1923 годов в России с целью свержения советской власти.

Официальная дата начала Белого движения пришла к нам из эмигрантской литературы - 2 ноября 1917 г., когда генерал М.А. Алексеев, прибыв в Новочеркасск, приступил к формированию антибольшевистской армии. Именно эта дата стоит на юбилейной медали, выпущенной в 1967 г. эмигрантским Обществом ревнителей русской военной старины к 50-летию начала Гражданской войны.

Под влиянием революционных событий 1917 г. в общественных и политических организациях наблюдались процессы, приводившие к активизации и выделению наиболее деятельных и наименее амбициозных элементов, что и обусловило их приход в Белое движение. В конечном итоге и возникают несколько наиболее крупных «внепартийных» общественно-политических организаций: Союз возрождения России, Национальный центр, Совет государственного объединения России и другие. Первый действовал, главным образом, на востоке страны и основным его вкладом было создание там центра всероссийской власти в лице Уфимской директории. С ее падением и Союз потерял свое политическое значение. Национальный центр и образованный в Киеве Совет государственного объединения России действовали в основном на юге страны, в то же время активно участвовали в управлении территориями, занимаемыми белыми армиями.

Идеологи «Белого дела», к которым можно отнести В.В. Шульгина, бывшего прогрессиста Н.Н. Львова, бывшего кадета П.Б. Струве и других, усиленно искали и разрабатывали цементирующую идею, способную консолидировать силы. Таковой стала «национальная идея», смысл которой сводился к борьбе за возрождение российской государственности, «Великой России».

В соответствии с «национальной идеей» все «государственно мыслящие элементы» должны были объединиться для спасения «единой и неделимой России» от «засилья Интернационала». Заявлялась верность «историческим началам», примат православия, выдвигался лозунг «непредрешения» государственного строя России до свержения Советской власти. Предусматривалась возможность установления военной диктатуры на какое-то время, а после «умиротворения страны» все вопросы будет решать Учредительное собрание (Земский собор или Национальное собрание и т.д.). Это собрание должно будет сконструировать в России новый государственный строй.

Рождение Белого движения стало следствием реакции, прежде всего офицерского корпуса армии, на действия Временного правительства, толкавшего страну к национальному позору из-за угрозы грядущей капитуляции на фронте. Противоречивое же поведение большинства интеллигенции, погрязшей в межпартийных распрях, привело к провозглашению внепартийности движения. Белое движение сумело аккумулировать в себе разнородные политические силы от монархистов до социалистов. Как отмечал в одном из своих выступлений генерал А.И. Деникин, «Добровольческая армия желает опираться на все государственно мыслящие круги населения. Она не может стать оружием какой-либо одной политической партии или организации».

Вожди и идеологи Белого движения адекватно оценивали действительность и идеологические воззрения различных политических партий и организаций и соотносили их с целями борьбы. Поскольку та или иная политическая сила стояла на позициях борьбы против германской тирании, порождением которой рассматривался большевизм, постольку вожди белых шли на союз с этой силой. В то же время кадет С.М. Леонтьев отмечал, что «крайняя партийная нетерпимость, своего рода сектантство политических групп делали попытки по объединению общественных сил совершенно лишенными результата».

Социальный состав Белого движения был весьма широк: от бывших крупных земельных собственников и фабрикантов до простого крестьянина и рабочего, от высших военачальников и государственных чиновников до учащихся военных и гражданских учебных заведений. Активное участие в «Белом деле» приняли видные представители отечественной научной и творческой интеллигенции, известные борцы с самодержавием из рядов революционного движения. Широта социального спектра участников способствовала эволюции взглядов белых вождей: они декларировали проведение свободных демократическим выборам в Учредительное собрание после своего прихода к власти и восстановление порядка в стране, что свидетельствует о наличии демократических элементов в их программах. Поэтому весьма распространенные в советскую эпоху оценки Белого движения как монархического и однозначно реакционного не отражают реальность. Если М.А. Алексеев приветствовал конституционную монархию, то Л.Г. Корнилов и А.В. Колчак выступали за республиканскую форму правления в стране.


Идеология


В идеологии Белого движения существовали расхождения, однако превалировало стремление восстановления в России демократического, парламентского политического устройства, частной собственности и рыночных отношений.

Целью Белого движения провозглашалось - после ликвидации советской власти, окончания гражданской войны и наступления мира, и стабильности в стране - определение будущего политического устройства и формы правления России через созыв Национального учредительного собрания (Принцип непредрешения).

На время Гражданской войны Белые правительства ставили перед собой задачу свержения советской власти и установления на удерживаемых территориях режима военной диктатуры.

При этом вновь вводилось в силу законодательство, действовавшее в Российской империи до революции, скорректированное с учётом приемлемых для Белого движения законодательных норм Временного правительства и законов новых «государственных образований» на территории бывшей Империи после Октября 1917 г.

Политическая программа Белого движения в области внешней политики провозглашала необходимость соблюдения всех обязательств по договорам с союзными государствами. Казачеству было обещано сохранение самостоятельности при формировании собственных органов власти и вооружённых формирований. При сохранении территориальной целостности страны для Украины, Кавказа и Закавказья рассматривалась возможность «областной автономии».

По мнению предпринявшего попытку научной оценки Белого движения историка генерала Н. Н. Головина, одна из причин неудачи Белого движения состояла в том, что в отличие от его первого этапа (весна 1917 - октябрь 1917 г.) с его позитивной идеей, ради служения которой Белое движение и появилось - исключительно для целей спасения разрушающейся государственности и армии, после октябрьских событий 1917 г. и разгона большевиками Учредительного собрания, которое было призвано мирно решить вопрос о государственном устройстве России после Февральской революции 1917 года, контрреволюция утратила позитивную идею, понимаемую как общий политический и/или социальный идеал. Теперь с подобной функцией уже могла выступать лишь идея негативного характера - борьба против разрушительных сил революции.

Белое движение, в общем, тяготело к кадетским общественно-политическим ценностям и именно взаимодействие кадетов с офицерской средой определило как стратегические, так и тактические установки Белого движения. Монархисты и черносотенцы составляли лишь небольшую часть Белого движения и правом решающего голоса не пользовались.

Историк С. Волков пишет, что «в целом дух белых армий был умеренно-монархическим», при этом Белое движение не выдвигало монархических лозунгов.

А.И. Деникин отмечал, что громадное большинство командного состава и офицерства его армии были монархистами, при этом он же пишет, что собственно офицерство политикой и классовой борьбой интересовалось мало, а в основной своей массе оно являлось элементом чисто служилым, типичным «интеллигентным пролетариатом».

Историк Слободин предостерегает рассматривать Белое движение в качестве партийного монархического течения, так как никакая монархическая партия не возглавляла Белое движение.

Белое движение составляли силы разнородные по своему политическому составу, но единые в идее неприятия большевизма.

Белые использовали лозунг «Законность и порядок!» и рассчитывали дискредитировать этим власть своих противников, одновременно укрепляя восприятие себя народом как спасителей Отечества. Усиление беспорядков и накала политической борьбы делало аргументы белых вождей более убедительными и приводило к автоматическому восприятию белых как союзников той частью населения, что психологически не принимала беспорядки. Однако вскоре этот лозунг о законности и правопорядке проявился в отношении населения к белым с совершенно неожиданной для них стороны и, к удивлению многих, сыграл на руку большевикам.

Участник Белого сопротивления, а впоследствии - его исследователь - генерал А.А. фон Лампе свидетельствовал, что лозунги большевистских лидеров, игравших на низменных инстинктах толпы, вроде «Бей буржуев, грабь награбленное», и говоривших населению, что каждый может взять всё, что угодно, были бесконечно более притягательны для пережившего катастрофическое падение нравов в результате 4-летней войны народа, нежели лозунги белых вождей, говоривших, что каждому причитается лишь то, что положено по закону.

Большой проблемой для Деникина и Колчака был сепаратизм казачества, особенно Кубанского. Хотя, казаки были самыми организованными и злейшими врагами большевиков, но они стремились прежде всего к освобождению от большевиков своих казачьих территорий, с трудом подчинялись центральной власти и неохотно воевали за пределами своих земель.

Белые вожди мыслили будущее устройство России как демократического государства в его западноевропейских традициях, адаптированное к реалиям российского политического процесса. Российская демократия должна была базироваться на народовластии, ликвидации сословного и классового неравенства, равенства всех перед законом, зависимости политического положения отдельных национальностей от их культуры и их исторических традиций.

Говоря о политических программах белых вождей, следует отметить, что политика «непредрешенчества» и стремление к созыву Учредительного собрания не было, всё же, общепризнанной тактикой. Белая оппозиция в лице крайних правых - в первую очередь верхов офицерства - требовала монархических знамён, осенённых призывом «За Веру, Царя и Отечество!». Эта часть Белого движения смотрела на борьбу против большевиков, опозорившими Россию Брест-Литовским миром, как на продолжение Великой войны. Такие взгляды высказывали, в частности М. В. Родзянко и В. М. Пуришкевич.

По мнению И. Л. Солоневича и некоторых других авторов, основные причины поражения Белого дела заключались в отсутствии у белых монархического лозунга. Солоневич также приводит информацию, что с таким объяснением причин неудачи белых и победы большевиков солидаризировался один из лидеров большевиков - организатор Красной армии Лев Троцкий.

Если рассматривать борьбу идей и лозунгов белых и красных по время Гражданской войны, то следует констатировать, что в идеологическом авангарде шли большевики, сделавшие первыми шаг в сторону народа установками на прекращение Первой мировой войны и развёртывание мировой революции, заставляя белых защищаться с их главным лозунгом «Великой и Единой России», понимаемым как обязательность восстановления и соблюдения территориальной целостности России и довоенных границ 1914 года.

При этом «целостность» воспринималась как тождество понятию «Великороссия». Отойти от общепризнанного курса на «Единую и неделимую Россию» пробовал в 1920 году барон Врангель, чей руководитель Управления внешних сношений П. Б. Струве заявлял, что «Россия должна будет соорганизоваться на федеративных началах путём свободного соглашения создавшихся на её территорий государственных образований».

Уже находясь в эмиграции, белые сожалели и каялись, что не смогли сформулировать более чётких политических лозунгов, учитывавших изменения российских реалий, - об этом свидетельствовал генерал А. С. Лукомский.


Программа


Программа белого движения на первом этапе гражданской войны была сформулирована в документах Добровольческой армии. Ее главные цели: объединить разрозненные элементы белых и привлечь низы (крестьян, рабочих), чтобы обеспечить выход из гражданской войны и восстановление государства. Эта программа представляла собой альтернативу платформе Советской власти, провозглашенной осенью 1917 г. Политическая программа белого движения включала следующее:

Уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка.

Восстановление могущественной единой и неделимой России.

Созыв Народного собрания на основах всеобщего избирательного права.

Проведение децентрализации власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления.

Гарантия полной гражданской свободы и свободы вероисповедания.

Немедленно приступить к земельной реформе для устранения земельной нужды трудящегося населения.

Немедленное проведение рабочего законодательства, защищающего трудящиеся классы от эксплуатации их государством и капиталом.

Программа носила общий, декларативный характер. Увлечь такими лозунгами массы, испытывающих симпатии к советской демократии, было невозможно. Отражены были важные для масс вопросы: аграрный и рабочий. Однако постановка этих вопросов слишком общая для того, чтобы привлечь массы на сторону белых. Она не могла соперничать, с Декретом о земле. Ничего не говорилось о ликвидации или других формах мобилизации помещичьей собственности на землю. Следовательно, крестьянство не могло пойти за такой программой.

Белое движение, которое ориентировалось либо на прошлое, либо на чисто западный выбор, не могло длительно противостоять идеалам Советской власти, которые имели массовую поддержку, не могло стать базой для консолидации и восстановления России. Большинство населения отвергало как прошлое с его нищетой, неграмотностью, деспотизмом, так и чисто западный выбор. Белое движение было обречено с самого начала, поскольку не хотело всерьез считаться с интересами большинства. Вопрос был только во времени.

В условиях обвального распада, когда, казалось, ничего уже не соединить, начала оформляться система власти, в корне отличная от того идеала, который поддержало большинство народа в ходе революции. Эту систему власти принято было именовать диктатурой пролетариата. Поскольку марксизм-ленинизм был единственной теоретической основой, в категориях которой разрешалось отражать действительность, другого обозначения и быть не могло. Ведь выбор был невелик: либо диктатура буржуазии, либо диктатура пролетариата. Однако диктатуры пролетариата в действительности никогда не было.

Новая система власти являлась жестко централизованной, антидемократической, с широким применением диктаторских методов. Она вносила ярко выраженный антизападный, антирыночный (антикапиталистический) характер. Эта система не была классовой. Она была направлена против классов, частной собственности, рынка, всех форм демократии, включая советскую. Становление жесткой организации общества происходило на базе аппарата в партии большевиков, имевшей всероссийский характер. Он стал становым хребтом системы власти, собирающей рассыпавшееся общество в силу следующих причин:

В условиях развала партия большевиков сохранила всероссийскую организацию: ячейки на фабриках, заводах, на селе, в массовых организациях (профсоюзы, Советы и т. д.). Благодаря тому, что партия имела свои организации на фабриках, заводах, в полках, районах и городах, она выступила готовой основой для формирования структур власти.

Партия была воспитана в традициях жесткой дисциплины, имела централизованный характер управления, сохранила работоспособные партийные структуры на всех уровнях: ЦК, областное бюро, губернские, городские комитеты.

Партия большевиков имела в своем распоряжении отряды вооруженных людей: Красная гвардия, революционные солдаты и матросы. Имела аппарат управления и организации вооруженных сил военные организации большевиков в армии. Совокупность этих условий позволила партии большевиков превратиться в несущую конструкцию для властных структур. Она перестала быть элементом гражданского общества, политической организацией.

Власть по форме оставалась советской, Советы продолжали функционировать. Однако власть уже не соответствовала идеалам революции. Выборные советские органы потеряли всякое значение и превратились в ширму, контролируемую большевиками. Возросла роль исполнительных органов. ВЦИК - высший орган власти между съездами Советов - не играл никакой реальной роли. Первую роль играл Совет Народных Комиссаров, который был исполнительным органом. Именно СНК определял политику. Важнейшие законы (декреты) первых послереволюционных лет были приняты СНК или вообще вышли из-под пера одного человека - В.И. Ленина, главы правительства, лидера Коммунистической партии. Съезды Советов собирались лишь для освещения тех или иных решений, для их легитимации. Происходило сращивание партийного (большевистского) и советского аппаратов. Прерогатива принятия решений очень скоро перешла к партийным органам.

Идеалы советской демократии, глубоко укорененные в общественном сознании масс, были использованы для ликвидации форм демократии западного типа: многопартийности, элементов парламентаризм разделения властей, основ гражданского общества.

Особенно ярко процесс разрушения виден на примере ликвидации многопартийности, важнейшего достижения в демократизации России, создании гражданского общества с середины XIX в. Уничтожение многопартийности началось сразу же после прихода большевиков к власти Разгрому подверглись, прежде всего, сторонники западного выбора - партия кадетов и те, кто ее поддерживал. Уже 27 октября 1917 г. кадеты были объявлены вне закона. Запрет касался не только собственно партии, но и либеральных идей в целом. Определение «кадетская», к чему бы это ни относилось, влекло применение жестких мер со стороны большевиков. Та часть общества, которая выступала за развитие по европейскому образцу, была лишена лидеров, возможностей для выражения своей точки зрения. Под удар попала значительная часть интеллигенции.

Судьба партий меньшевиков и эсеров резко пошла под уклон с разгоном Учредительного собрания. Уже с весны 1918 г. в советской печати в отношении меньшевиков использовался термин «социалпредатели», они обвинялись в прямом пособничестве внутренней контрреволюции и интервенции. На самом деле меньшевики стремились занять позицию средней силы, осуждали интервенцию как вмешательство во внутренние дела России. Эсеры и меньшевики еще пытались работать в Советах, принимали участие в заседаниях III и IV съездов Советов, выступали с резкой критикой большевистской политики. 14 июня 1918 г. был принят декрет об исключении из ВЦИК и Советов всех уровней представителей меньшевиков и эсеров как контрреволюционных партий. Это означало, что эти партии объявлены вне закона. Большевики этим запретом решительно разрывали с социалистическими партиями.

Большевики, строя систему власти, опирались на левых эсеров, которые поддержали их в момент взятия власти, имели влияние во ВЦИК и Советах, входили в правительство. Сотрудничество левых эсеров с большевиками проходило не без трений. Наиболее остро и открыто разногласия между ними проявились по поводу Брестского мира: ПЛСР (левые эсеры), как и «левые коммунисты» в партии большевиков, настаивала на введении революционной войны. После ратификации IV Чрезвычайным съездом Советов мирного договора с Германией левые эсеры вышли из состава правительства. Так закончилось недолгое сотрудничество левых эсеров с большевиками в правительстве. Ситуация усугубилась весной и особенно летом 1918г., когда большевики, вопреки протестам левых эсеров, провели через ВЦИК декреты о продовольственной диктатуре и о комитетах бедноты.

Фракция левых эсеров на V Всероссийском съезде Советов, включавшая партийные верхи, была арестована во время заседания в Большом театре. Уже 7 июля начались массовые аресты левых эсеров. Представители этой партии исключались из местных Советов. Сразу после июля большевики формально не отказались от совместной работы с левыми эсерами. Однако условия, которые ими при этом выдвигались (осуждение курса своего ЦК, личная подписка о лояльности и т.п.) были неприемлемы для многих, не утративших понятия о партийной чести. К концу июля ПЛСР потеряла все свои позиции в управлении страной. Последняя крупная партия сходила с политической арены.2

В этих условиях развернулся распад партии. В сентябре 1918 г. из нее вышли партия народников-коммунистов и партия революционного коммунизма.

Некоторые лидеры левых эсеров в 1918 - 1919 гг. вступили в РКП(б). Тем не менее, разбитая партия левых эсеров продолжала существование в виде небольших групп. Окончательно они сошли с политической сцены в 1923г.

Таким образом, уже летом 1918 г. от многопартийной системы России остались лишь осколки: слабые группы, некоторые изолированные организации. В ходе гражданской войны большевики легализовали меньшевиков (ноябрь 1918 г.), правых эсеров (март 1919 г.). Однако они не смогли восстановиться в полной мере как партии. А левые эсеры и такой милости не удостоились.

Новая общественная система получила правовую базу для своего существования и укрепления. На V Всероссийском съезде Советов (июль 1918 г.) была принята Конституция РСФСР. Первоначально в комиссию ВЦИК по подготовке Конституции входили наряду с большевиками представители левых эсеров и максималистов, но они не смогли повлиять на се содержание. Окончательный текст основного закона Советской России был составлен комиссией ЦК РКП (б), председателем которой был В.И. Ленин. Эта Конституция означала колоссальный откат в области демократии, особенно по сравнению с 1917 г., когда в условиях революции Россия стала самой свободной страной в мире. Теперь законодательно закреплялась диктатура партии большевиков. Именно это скрывалось за формулой «диктатура пролетариата в форме Республики Советов».

Формально текст Конституции содержал все общепринятые для демократических стран права. Но на самом деле не только ликвидировались все достижения в сфере демократии, но и перекрывались каналы для легального существования политического плюрализма, функционирования гражданского общества. Одно из важнейших демократических достижений революции 1917 г. - всеобщее избирательное право, которое выдвинуло Россию вперед даже по сравнению с западными странами, было отменено.

Избирательного права были лишены экономически независимые классы и слои, так называемые «нетрудящиеся группы», для которых, очевидно, новая общественная система была неприемлемой так же, как и они для нее. Избирательное право представлялось лишь рабочим, солдатам, крестьянам и казакам, «не пользующимся наемным трудом с целью извлечения прибыли» (по достижении 18 лет).

В соответствии с Конституцией РСФСР 1918 г. местные власти могли по своему усмотрению расширять круг людей, лишенных прав (лишенцев), за счет лиц с «подозрительным» социальным и политическим происхождением. Это открывало возможности для безграничного произвола в условиях жесткой диктатуры. Выборы в Советы были многостепенными. Население прямо избирало лишь городские и сельские советы. Все остальные - через многоступенчатую систему.

Права и свободы граждан: свобода слова, союзов, собраний, совести, печати и т.д. - предоставлялись лишь тем слоям населения, которые были заинтересованы в новой общественной системе, поскольку не могли существовать независимо от нее. Провозглашенные свободы этим гражданам реализовать было практически невозможно. Что значит свобода печати, слова для неграмотного или малограмотного населения? Это пустой звук. А те, кто мог этим правом воспользоваться, были его лишены.

Но главное - в Конституции провозглашались переход основных средств производства в собственность народов в лице государства, «полное устранение деления общества на классы, установление социалистической организации труда». Это означало: процесс ликвидации класса собственников, рыночных структур, всего, что представляло западный тип, а также процесс тотального огосударствления общества получили законодательную основу. Таким образом, в советском лагере оформлялись силы, которые принято называть, красными. Вокруг партии большевиков, подчинившей Советы и формировавшей властные структуры, сплачивались слои, которые и составили социальную базу этой системы на первом этапе.


Заключение

белый движение демократия идеология

Идеология и организационная структура Белого движения стали объединяющей основой для разнородных общественно-политических сил страны, не признавших власти большевиков. Общественно-политическая поддержка Белого движения, в свою очередь, отчасти способствовала превращению его из партизанской борьбы нескольких тысяч добровольцев в организованную силу, борющуюся на четырех фронтах в целях ликвидации большевизма и создания условий для последующего выбора народом России своего будущего пути. В то же время помещичье-буржуазные политические организации стремились оснастить Белое движение определенной политической программой, основанной на «патриотической» идее «государственного, национального возрождения». Эта идея по замыслу идеологов и политиков антибольшевизма должна была успешно конкурировать с интернационалистской идеологией большевизма, которая объявлялась «антипатриотической». На деле, однако, «белый патриотизм» часто оборачивался безудержным эгоизмом свергнутых классов, а на практике означал реставрацию царской помещичье-буржуазной власти в России с некоторыми модификациями, которые диктовались историческим развитием и необратимыми революционными сдвигами.

С другой стороны, попытки привлечь к делу управления занятыми территориями известных в прошлом политических и государственных деятелей страны, готовых на время борьбы отказаться от следования своим партийным и иным принципам, не связанным с делом воссоздания государства, не увенчались успехом.


Список литературы


1.

.

.

.

.

.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Введение

В данной работе речь пойдет об абсолютизме во Франции и, в общем, об особенностях абсолютизма. Мы рассмотрим установление, расцвет и упадок абсолютизма во Франции на примере правлений Людовика XIV, Людовика XI и Генриха IV и их приемников. Посмотрим, какие слои населения были социальной опорой абсолютизма и поддерживали его, а с кем он вел борьбу в процесс своего становления. Так же мы рассмотрим несколько династических войн, в которых участвовала Франция и религиозные войны во Франции. В этот период хорошо развивается культура и искусство Франции, Франция дает миру много прекрасных писателей, таких как Мольера, Расина, Лафонтена, Буало, мадам де Севинье, поэтому нельзя оставить без внимания и эту сторону эпохи абсолютизма.

Актуальность данной работы, по моему мнению, заключается в том, что в этот период Франция превращается в одну из самых могущественных, сильных европейских держав XVI - XVIII веков.

Цель этой работы состоит в том, чтобы рассмотреть последовательно три стадии абсолютизма во Франции: становление, расцвет, упадок и, опираясь на анализ этих периодов, сделать вывод, какую роль сыграла эпоха абсолютизма в истории Франции. Для того чтобы получить более полную картину происходящего, мы рассмотрим институты абсолютной монархии такие как: регулярную армию, бюрократический аппарат, постоянные налоги и т.д.

Исходя из этого, у нас будет несколько задач для исследования:

определить, что такое абсолютизм, и рассмотреть особенности его развития в разных странах, особенно во Франции;

Рассмотреть:

формирование институтов абсолютизма во Франции;

рассмотреть установления абсолютизма во Франции;

рассмотреть внешнюю политику Франции до Людовика XIV;

проанализировать период правления Людовика XIV во Франции, внешнюю политику государства при нем;

И, наконец

рассмотреть упадок абсолютизма во Франции.

При написании данной работы были использованы историко-сравнительный, историко-генетический и историко-описательный методы.

Лично мой интерес в данной работе состоит в том, что мне интересна Франция, и я считаю, что эпоха абсолютизма - одна из наиболее важных страниц ее истории.

абсолютизм франция людовик

Понятие и особенности абсолютизма

Что такое абсолютизм и каковы его особенности?

Что такое абсолютизм? Абсолютизм в политическом смысле есть форма правления, при которой конституция не может ограничивать верхушку власти. Абсолютизм был в европейских государствах на протяжении XVII и XVIII столетий господствующей государственной формой правления, которою поддерживали богословы, придававшие верховной власти божественное происхождение, и римские юристы, признававшие за государями абсолютную власть древних римских императоров. Эта государственная форма достигла апогея своего развития при французском короле Людовике XIV, ему приписывают фразу "L"Etat c"est moi" (государство - это я) Дешодт Э., Людовик XIV стр. 49. .

Теперь возникает вопрос, а что тогда такое абсолютная монархия? Ответ читается в самом определении абсолютизма. Абсолютная монархия - это такое государственное устройство, при котором глава государства пользуется неограниченной властью. Более точно можно сказать что, абсолютная монархия - разновидность монархи, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.

Какими особенностями обладает абсолютизм? При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается сильный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Также к особенностям абсолютизма можно отнести то, что при нем деятельность сословно представительских органов, как правило, прекращается.

Рассмотрим национальные особенности французского абсолютизма:

1) высокая роль государственной бюрократии, вышедшей из дворянства;

2) активная протекционистская политика, особенно в правлении Людовика XI, Франциска I, Генриха IV, Людовика XIII и его кардинала Ришелье;

3) активная экспансионистская внешняя политика как сфера общенациональных интересов (участие в Итальянских войнах, Тридцатилетней войне);

4) отход от конфессионально ориентированной политики по мере сглаживания религиозно-гражданского конфликта.

К национальным особенностям следует добавить также то, что во Франции был один язык, одна вера - католицизм, одна налоговая система, один закон, одна армия - королевская, а не феодалов. Это мы написали, опираясь на мнение Брокгауза и Ефрона.

Чтобы подчеркнуть особенности абсолютизма во Франции можно провести сравнительный анализ с некоторыми другим странами. Например, сравним абсолютизм во Франции и абсолютизм в другой известном Европейском государстве - Англии. В Англии абсолютная монархия установилась, как и во многих других странах, в период упадка феодализма. В правление династии Тюдоров (1485-1603) королевская власть в Англии значительно окрепла и превратилась в абсолютную. Уже первый король этой династии Генрих II (1485-1590) вел беспощадную борьбу с остатками феодальной знати. Основоположником Английского абсолютизма стал Генрих II.

Абсолютная монархия в Англии имела особенности, не свойственные Франции. Благодаря этим особенностям абсолютизм в Англии часто называют " незавершенным". Незавершенность состоит в том, что хоть в Англии и была сильная королевская власть, но продолжал существовать парламент. Противоречивость этого явления видна из того, что парламент имел право распределять налоги, но при этом указы короля по степени власти ничуть не уступали парламентским законам. Так же в Англии сформировалось новое дворянство, сделавшее свои хозяйства капиталистическими. Обширные поля использовались как пастбища, в рамках одного владения выращивали сотни овец, перерабатывали шерсть и в дальнейшем вели торговлю, даже экспортную. Раскол феодальных сословий привел к гражданским войнам (Алой и Белой розы). Представители нового капиталистического общества были заинтересованы в сильной центральной власти, позволившим им развивать производство, а следовательно экономику страны. Благодаря мошной экономике Англия строит мощные флоты и становится крупнейшим колонизатором. Монархи в Англии смогли изъять церковные земли и сделать собственностью государства, а высший церковный орган Высокая комиссия формируется под контролем короля.

В итоге, можно кратко сформулировать особенности абсолютизма в Англии:

наряду с сильной монархией в Англии продолжал существовать парламент;

сохраняется местное самоуправление;

отсутствие постоянной крупной армии.

Государственный строй Англии в период абсолютизма:

1) король - в его руках была сосредоточена реальная власть;

2) центральные органы власти и управления:

Тайный совет - Звездная палата - выполняла функции цензора и надзора за правильностью вынесения вердиктов присяжными и палата прошений;

парламент - утверждал размер налогов и сборов;

Высокая комиссия - вела борьбу с противниками реформированной церкви, расследовала дела, связанные с нарушением законов, и о верховенстве королевской власти в церковных делах.

Это мы смогли написать, опираясь на мнение Рыжова. Можно посмотреть каким был абсолютизм в России. Период, когда в России формой государственного правления была абсолютная монархия, разные источники датируют по-разному. Более распространенный вариант это начало XVIII - начало XX века. Либо от реформ Петра I, когда была упразднена Боярская дума и была сконцентрирована власть в руках самодержца, от выхода "Манифеста об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905 года, и последовавшего потом созыв парламента. Либо же, тот период страны, который находился меж сословно-представительной монархией (классический признак - Боярская дума) и парламентской монархией (признак - созыв парламента). Во главе государства был царь. Монарх имел не ограниченную власть, и был единственным источником права. В его руках было управление страной. Систему власти, которая была создана при Петре 1, часто называют абсолютизмом. Абсолютизм в Росси отличается от абсолютизма в Европе тем, что в России буржуазия и капитализм еще не были сформированы. Абсолютизм в России имел опору в дворянстве. Можно сказать, что абсолютизм в социальном плане представлял диктатуру крепостнического дворянства. В связи с этим можно заключить, что одной из главных задач самодержавия было охрана феодально-крепостнического строя. Однако абсолютизм решал и жизненно важные общенациональные задачи, прежде всего преодоления отсталости и создание гарантий безопасности страны. Для того что бы выполнить эту задачу понадобилось включить все материальные и духовные ресурсы государства, установить полный контроль над подданными. Поэтому одним из главных отличий Российского абсолютизма от европейского абсолютизма, а следовательно абсолютизма во Франции который считался классическим абсолютизмом. Поэтому если европейский абсолютизм предусматривал автономию общества от власти, то в России абсолютистский режим как бы стоял на обществом и заставлял служить себе все сословия.

В итоге можно сказать, что, как и во многих европейских странах абсолютизм существовал во Франции в продолжении XVII и XVIII столетий. Но во Франции он имел свои особенности и имеет смысл подчеркнуть, что абсолютизм достиг апогея своего развития именно во Франции во время правления короля Людовика XIV, которому принадлежат слова " государство - это я". Еще Дешодт Э., Людовик XIV стр. 49следует добавить, что абсолютизм во Франции считается классическим.

Преобладающее число современных государств когда-то подчинялось одному человеку, признанному воплощением божественной власти на земле, то есть было монархиями.

Монархии, наделявшие своего правителя безграничной или абсолютной властью, во многом способствовали историческому прогрессу. Они преодолевали феодальную раздробленность, вводили единые законы, создавали сильное централизованное государство с развитой экономикой, торговлей и промышленностью, тем самым формируя нацию.

Абсолютизм – это разновидность монархического режима, при котором вся власть в стране, включая законодательную, исполнительную, судебную, военную и в некоторых случаях религиозную, принадлежит одному лицу – монарху. Поэтому этот режим также называют абсолютной монархией.

Автократия – форма отношения к власти, основанная на ничем не ограниченных полномочиях правителя. Тогда как абсолютизм часто имеет ряд скрытых ограничений со стороны наследственной аристократии и др.

Примером автократии могут служить деспотические монархии Древнего Востока.

Авторитаризм – система управления государством, при которой власть, сконцентрированная в руках одного человека или управляющего органа, в определенной степени ограничена. В отличие от монархического режима, при авторитаризме правитель не определяется по наследственному принципу, а провозглашает себя сам.

Признаки абсолютизма

К основным чертам, характеризующим абсолютную монархию, относят:

  • высокую степень централизации государственной власти;
  • наличие разветвленного бюрократического аппарата;
  • наличие армии и полиции;
  • социальная опора монарха – дворянство;
  • идеологическая опора – тезис о божественном происхождении правителя;
  • возможность латентных ограничений власти монарха:

    • в экономике (равноправие различных форм и видов собственности);
    • в социальной сфере (структурное разнообразие социума и привилегии аристократии);
    • в идеологии (идеологический плюрализм).

Абсолютизм в истории

Через абсолютизм прошли в своем развитии все европейские государства. В каждом из них он имел свои особенности.

Так наиболее ярко абсолютная монархия проявила себя во Франции XVII века.

В Англии расцвет абсолютизма произошел при Елизавете I (XVI век), хотя он и значительно отличался от классического определения: королева делила власть с парламентом, отсутствовала постоянная армия.

В Германии, в силу ее территориальной раздробленности, абсолютизм развивался не как единая для всей страны система, а в рамках отдельных княжеств.

В целом, пик абсолютной монархии в Западной Европе пришелся на XVII-XVIII вв. Россия же отставала от нее почти на два века. Абсолютизм в России просуществовал в форме самодержавия, главной отличительной чертой которого стала слабость национальной буржуазии.

Современные абсолютные монархии

На сегодняшний день в мире насчитывается несколько государств с абсолютной монархией, среди них: Бахрейн, Бруней, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия – в Азии, Ватикан – в Европе.

Примечательно, что монархия в Ватикане не только абсолютная, но и теократическая, то есть им правит духовное лицо — Папа Римский. Абсолютизм в Саудовской Аравии и Брунее тоже характеризуется подобной ситуацией.

Отдельное место занимает княжество Андорра со своим особым режимом правления. Там уже более 700 лет государство возглавляют два лица (князя), одним из которых по традиции является правитель Франции. Таким образом, Андорра совмещает в себе феодальные и капиталистические черты.