В овраге краткое содержание по главам. В овраге

Николаю Иртеньеву, главному герою повести, идет шестнадцатый год. Это добрый, умный и чуткий молодой человек, много размышляющий о жизненных ценностях и самосовершенствовании. Одним из источников вдохновения является его дружба с Дмитрием Нехлюдовым, которым Николенька искренне восхищен. Он мечтает об учебе в университете, о добрых поступках и помощи беднякам.

Николай исповедуется духовнику. Он ощущает себя после исповеди счастливым, нравственно переродившимся, готовым к новой жизни человеком. Поздним вечером юноша спохватывается, что не рассказал об одном прегрешении, мучается этим, а утром отправляется в монастырь. Здесь главный герой получает благословение монаха. Теперь его переполняет чувство особой чистоты, но оно быстро исчезает из-за мелких неурядиц.

Николенька решает завести особую тетрадь и записывать туда правила и обязанности, необходимые для определения цели в жизни.

Поступление в университет

Все домашние за исключением старшего брата Володи и гувернера Сен-Жерома уезжают в деревню. Весна и полная свобода расслабляют героя, мешают ему до конца серьезно отнестись к подготовке к экзаменам.

Первым он должен выдержать экзамен по истории. К нему Николай готов и за блестящий ответ получает отличную оценку. Вторым экзаменом была математика. Николенька не подготовил два билета. Ответ на один – по биному Ньютона – ему объясняет Нехлюдов. Николай вытягивает вопрос по второй невыученной теме. Ему удается обменяться темами с другим поступающим. В результате он снова сдает на отлично. Латинский язык младший Иртеньев сдал на самую низшую оценку. Он считает ее незаслуженной, так как ему дали для перевода текст, которого не было в подготовке к экзаменам.

Последнее испытание – закон божий – позади. Николай принимает поздравления в связи с поступлением. Он чувствует себя взрослым. Пробует курить трубку, едет вместе с Нехлюдовым, Володей и его приятелем Дубковым в ресторан отпраздновать свой успех.

Здесь происходит инцидент, о котором Николенька будет вспоминать долгие годы. Выпив несколько бокалов шампанского, он решил прикурить от свечи, стоящей на соседнем столике. Возникает неприятная ссора с незнакомым ему человеком.

Визиты

Перед отъездом в деревню отец попросил Николеньку нанести визиты знакомым. У Валахиных он встречает Сонечку, которую не видел около трех лет. Герой решает, что он влюблен в нее. У Корнаковых герою подсказывают, что его отношение к князю Ивану Ивановичу должно быть обязательно почтительным. Ведь речь идет о наследстве. Семейство Ивиных показывает гостю свою холодность. Князь Иван Иванович кажется Николеньке неискренним, а его ласковость — притворной. Николаю стоило огромного терпения выдержать эти вынужденные беседы. Ему откровенно скучно.

На даче у Нехлюдова

Николай едет погостить на дачу к Нехлюдовым. Здесь он знакомится с матерью, сестрой и тетей Дмитрия. Софья Ивановна (тетя) искренне восхищает героя, он видит ее настоящую деятельную любовь к людям. А вот в Любови Сергеевне, девушке, которая живет в доме у Нехлюдовых, Николенька не видит ничего интересного. Хотя в нее влюблен Дмитрий. На даче герою очень комфортно, потому что отношение к нему серьезное, как ко взрослому.

Николеньке очень понравилась младшая сестра Дмитрия – Варенька. Но он заставляет себя вспомнить, что испытывает нежные чувства к Сонечке.

В деревне

Главный герой вместе со старшим братом едет в деревню, куда на летний отдых уехала вся семья. Николенька наслаждается удовольствиями деревенской жизни: природой, плаванием, катанием на лошадях, свежими овощами и фруктами. Его увлекли французские романы. Он занялся музыкой, осваивает нотную грамоту, много играет на фортепиано и надеется, что это умение поможет ему очаровывать барышень.

Соседствует семья Иртеньевых с Епифановыми. Отец начинает ухаживать за дочерью хозяйки соседского имения, Авдотьей Васильевной, а затем объявляет о своей женитьбе на ней.

Первый университетский год

Этот год приносит Николаю много впечатлений: первые влюбленности, которые быстро проходят, первый взрослый бал у Корнаковых, первый студенческий кутеж. Николеньку поразило, что на следующий день после глупого и скучного кутежа все его участники притворялись и рассказывали, как им было весело.

В Москву возвращается отец с молодой женой. Мачеха любит отца, но не желает менять своих привычек. Отец к ней быстро охладел. С остальными членами семьи Авдотья не нашла взаимопонимания.

Дружба с Нехлюдовым продолжается. Николай часто бывает в их доме, чувствует себя здесь очень уютно. Он много общается с Варенькой. Но затем начинает метаться между рассудительным Нехлюдовым и новыми знакомыми – Зухиным и Семеновым. Они привлекли его легкостью, желанием получать от жизни удовольствия. Главному герою с ними интересно. Между Дмитрием и Николаем происходит ссора, и они перестают быть близкими людьми.

Экзамен по математике Николенька провалил, потому что небрежно к нему подготовился. Его не переводят на следующий курс. После долгих раздумий герой решает оставить глупости и начать новую жизнь.

Тест по повести Юность

Сразу после приезда в Москву Николенька ощущает перемены, происшедшие с ним. В его душе находится место не только собственным чувствам и переживаниям, но и состраданию чужому горю, умению понимать поступки других людей. Он сознаёт всю неутешность горя бабушки после смерти любимой дочери, до слез радуется, что находит в себе силы простить старшего брата после глупой ссоры. Ещё одна поразительная для Николеньки перемена заключается в том, что он со стыдливостью замечает волнение, которое вызывает в нем двадцатипятилетняя горничная Маша. Николенька убеждён в своей уродливости, завидует Володиной красоте и изо всех сил старается, хотя и безуспешно, убедить себя в том, что приятная наружность не может составлять всего счастья жизни. И Николенька пытается найти спасение в мыслях о гордом одиночестве, на которое, как ему кажется, он обречён.

Бабушке доносят, что мальчики играются с порохом, и, хотя это всего лишь безобидная свинцовая дробь, бабушка винит в недостаточности присмотра за детьми Карла Иваныча и настаивает на том, чтобы его заменили приличным гувернёром. Николенька тяжело переживает расставание с Карлом Иванычем.

С новым гувернёром-французом у Николеньки отношения не складываются, он сам не понимает порой своей дерзости в отношении воспитателя. Ему кажется, что обстоятельства жизни направлены против него. Случай с ключиком, который по неосторожности он ломает, непонятно почему пытаясь открыть папин портфель, окончательно выводит Николеньку из душевного равновесия. Решая, что все специально ополчились против него, Николенька ведёт себя непредсказуемо - ударяет гувернёра, в ответ на сочувственный вопрос брата: «Что с тобой делается?» - кричит, как все гадки ему и отвратительны. Его запирают в чулан и грозят наказать розгами. После долгого заточения, во время которого Николеньку мучает отчаянное чувство униженности, он просит у отца прощения, и с ним делаются конвульсии. Все боятся за его здоровье, но после двенадцатичасового сна Николенька чувствует себя хорошо и легко и даже рад, что домашние переживают за его непонятную болезнь.

После этого случая Николенька все более ощущает себя одиноким, и главным его удовольствием становятся уединённые размышления и наблюдения. Он наблюдает странные отношения горничной Маши и портного Василия. Николенька не понимает, как такие грубые отношения могут называться любовью. Круг мыслей Николеньки широк, и он часто путается в своих открытиях: «Я думаю, что я думаю, о чем я думаю, и так далее. Ум за разум заходил…»

Николенька радуется поступлению Володи в университет и завидует его взрослости. Он замечает изменения, которые происходят с братом и сёстрами, наблюдает, как у стареющего отца появляется к детям особенная нежность, переживает смерть бабушки - и его оскорбляют разговоры о том, кому же достанется её наследство…

До поступления в университет Николеньке остаётся несколько месяцев. Он готовится в математический факультет и учится хорошо. Стараясь избавиться от многих недостатков отрочества, Николенька считает главным из них склонность к бездеятельному умствованию и думает, что эта склонность принесёт ему в жизни много вреда. Таким образом в нем проявляются попытки самовоспитания. К Володе часто приходят приятели - адъютант Дубков и студент князь Нехлюдов. Николенька все чаще разговаривает с Дмитрием Нехлюдовым, они становятся друзьями. Настроенность их душ кажется Николеньке одинаковой. Постоянно совершенствоваться самому и таким образом исправить все человечество - к такой мысли приходит Николенька под влиянием своего друга, и это важное открытие он считает началом своей юности.

Николенька приезжает в Москву и ощущает изменения, происходящие внутри него. Он начинает переживать не только свои эмоции, но и за окружающих и их проблемы. Он сильно радуется, что сумел найти силы для прощения своего брата, так как они находились в ссоре по пустяку. Николенька смог прочувствовать и потерю своей бабушки, так как её любимая дочь недавно погибла.

Также он начинает задумываться о приятной двадцатипятилетней красавице Машеньке, и о том, что он начинает стыдиться в присутствии сей дамы рядом с собой. Гражданин Никола считает себя далеко непривлекательным. Завидуя Володе и его внешней красоте, Николенька убеждает сам себя в том, что для дамы внешняя красота не самый главный признак для мужчины. Он жаждет спасения в мыслях о жизни в одиночестве, так как считает, что это единственный вариант в его жизни.

Кто-то докладывает бабуле, что мальчишки балуются с порохом, но, несмотря на то, что это весьма безопасная дробь из свинца, она обвиняет Карла Ивановича в недостаточном присмотре за шалостями детей. Бабушка начинает сильно настаивать на перемене гувернера на более ответственного.

Маленький Никола сильно разочарован потерей своего гувернера Карла Ивановича. Нового французского гувернера Никола принимает плохо и отношения у них не залаживаются с самого начала. Он дерзит своему учителю, хотя сам не понимает, почему он это делает. Он в негодовании, почему жизнь складывается так, что обстоятельства жизни направлены не в его сторону.

Однажды Николенька случайно ломает ключ от портфеля своего отца, и данное происшествие выводит его из себя окончательно. Николенька очень огорчен и у него появляется чувство, что все специально сговорились и ополчились на него. Он бьет гувернера и говорит близким, что все вокруг него гадкие и отвратительные. Его наказывают, запирая в чулан, и объясняют, что если он продолжит себя так вести, то его изобьют розгами. Николенька чувствует себя сильно униженным, и как только он начинает просить прощения у отца с ним происходит приступ конвульсий.

Родные беспокоятся о Николином здоровье, но после того, как он проспал двенадцать часов, ему становится лучше. После всех происшествий маленький Никола чувствует себя очень одиноко, и ему доставляет удовольствие только размышления над жизнью в уединении с самим собой.

Николенька замечает о каких-то странных отношениях между Машей и Василием. Он никак не может понять, как столь грубые отношения называют любовью. Он постоянно размышляет о всем происходящем, но его очень пугают новые открытия.

Старший брат Володя уезжает учиться в университет, а Никола очень ему завидует. Николенька видит изменения в родственниках: замечает, что его отец проявляет к детям особую нежность и то, что сестра и брат стали какие-то странные.

Бабушка умирает, а разговоры о наследстве огорчают Николу. Вот и подходит день, когда Никола сам переступит порог университета. Он старательно учится различным предметам. Пытается избавить себя от проблем отрочества, он понимает, что его любовь помечтать ни к чему хорошему его не приведет, а только доставит ему много горя.

Никола начинает заниматься собственным воспитанием, чтобы избавится от этой пагубной привычки. Володя общается со своими товарищами адъютантом Дубковым и князем Нехлюдовым. Время, которое Никола проводит с Дмитрием Нехлюдовым, все увеличивается, и они постепенно становятся лучшими друзьями. Николе кажется, что их души очень похожи. По наставлениям Дмитрия, Николенька заставляет себя совершенствоваться, чтобы мир стал лучше. Подобные мысли приводят его к тому факту, что он становится юн.

Повесть «Отрочество» Л. Н. Толстого была написана в 1852 – 1853 годах, став вторым произведением в псевдо-автобиографической трилогии автора. Повесть относится к литературному направлению реализм. В «Отрочестве» Толстой описывает события из жизни подростка – как он реагирует на окружающий мир и что чувствует по отношению к близким людям. Вместе с главным героем читатель преодолевает сложный путь становления и взросления личности.

Главные герои

Николай (Николенька) Иртеньев – эмоциональный юноша, тонко переживающий свое отрочество, от его лица ведется повествование. На момент начала событий ему четырнадцать лет.

Володя (Владимир) – старший брат Николая, «был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях».

Бабушка Николая по матери – у нее жила семья Николая в Москве.

Другие персонажи

Отец Николая.

Катя (Катенька), Любочка – сестры Николая.

Карл Иваныч – первый гувернер в семье Николая.

Сен-Жером (St.-Jérôme) – француз, второй гувернер в семье Николая.

Маша – горничная двадцати пяти лет, нравилась Николаю.

Василий – портной, возлюбленный Маши.

Дмитрий Нехлюдов – приятель Владимира, а затем и близкий друг Николая.

Глава 1

Семья Николеньки переезжает в Москву. За четыре дня поездки мальчик увидел множество «новых живописных мест и предметов» . Когда извозчик позволил Николеньке некоторое время править лошадьми, он почувствовал себя совершенно счастливым.

Глава 2

В один из жарких вечеров в дороге их застала сильная гроза. Николенька восхищен и одновременно боится буйства стихии, его переполняют эмоции: «Душа моя улыбается так же, как и освеженная, повеселевшая природа» .

Глава 3

Сидя в бричке, Николенька и Катя обсуждают, что по приезду в Москву будут жить у бабушки. Мальчику кажется, что сестра отдаляется от них, на что Катя отвечает: «нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться» .

Николенька впервые в жизни понимает, что есть и другая жизнь людей, которые даже не знают о существовании его семьи.

Глава 4

Семья Николеньки приехала в Москву. Увидев постаревшую бабушку, мальчик испытывает к ней сострадание. Отец практически не занимался детьми, живя во флигеле.

Глава 5

Николенька «был только годом и несколькими месяцами моложе Володи» , но именно в это время мальчик начинал понимать различия между ним и братом. Володя «во всем стоял выше» Николеньки, братья постепенно отдаляются друг от друга.

Глава 6

Николенька начинает обращать внимание на двадцатипятилетнюю Машу. Однако будучи очень стыдливым и считая себя уродливым, мальчик так и не решается к ней подойти.

Глава 7

Бабушка узнает о том, что мальчики игрались с порохом. Женщина считает, что это недочет воспитания и, уволив гувернера-немца Карла Иваныча, заменяет его «молодым щеголем французом» .

Главы 8-10

Перед отъездом Карл Иваныч рассказал Николеньке, что его судьба была несчастлива с самого детства. Гувернер был внебрачным сыном графа фон Зомерблан, поэтому отчим его не любил. В 14 лет Карла отдали учиться к сапожнику, а затем ему пришлось пойти в солдаты вместо брата. Мужчина попал в плен, откуда ему удалось сбежать. Затем Карл долгое время проработал на канатной фабрике, но, полюбив жену хозяина, сам покинул привычное место.

В Эмсе Карл Иваныч знакомится с генералом Сазиным, который помогает ему уехать в Россию. После смерти генерала его наняла гувернером мать Николеньки. За годы службы Карл Иваныч очень привязался к своим воспитанникам.

Глава 11

В день рождения Любочки к ним приехали «княгиня Корнакова с дочерьми, Валахина с Сонечкой, Иленька Грап и два меньших брата Ивиных» . С утра Николенька получает единицу по истории.

Глава 12

За обедом отец попросил Николеньку принести из флигеля конфеты для именинницы. В комнате отца мальчика привлек маленький ключик от портфеля. По неосторожности Николенька, закрывая замок, ломает ключик.

Глава 13

После праздничного обеда дети играют в игры. Николеньке все время попадаются в пару или сестра или некрасивые княжны, что вызывает у него досаду.

Глава 14

Гувернер Сен-Жером узнает о полученной мальчиком утром единице и велит ему идти наверх. Николенька показывает воспитателю язык. Возмущенный гувернер грозит наказать мальчика розгами, но Николай не только не послушался, но еще и ударил воспитателя. Сен-Жером запирает мальчика в чулане.

Глава 15

Сидя в чулане, Николенька ощущает себя очень несчастным. Мальчик представляет, будто он не сын своих родителей, и как будет плакать гувернер, если Николай вдруг умрет.

Главы 16-17

Всю ночь Николенька провел в чулане и только на другой день его перевели в маленькую комнату. Вскоре St.-Jérôme отвел мальчика к бабушке. Женщина заставляет внука попросить прощения у гувернера. Однако Николенька, расплакавшись, отказывается извиниться, чем доводит бабушку до слез.

Выбежавшего от бабушки мальчика встречает возмущенный отец – он заметил поломку ключа. Николай, жалуясь на гувернера, пытается все объяснить, но его рыдания переходят в конвульсии и он теряет сознание. Обеспокоенные здоровьем мальчика домашние простили его. Однако после случившегося Николай возненавидел Сен-Жерома.

Глава 18

Николенька наблюдает за «занимательным и трогательным романом» Маши и Василия. Дядя девушки запрещает им жениться, отчего влюбленные очень страдают. Николенька искренно сочувствовал печали Маши, но «никак не мог постигнуть, каким образом такое очаровательное создание, <…> могло любить Василья» .

Глава 19

Николенька много времени проводит в размышлениях о назначении человека, бессмертии души, человеческом счастье, смерти, идеях скептицизма.

Глава 20

Володя готовится к поступлению в университет. Николенька завидует брату. Володя отлично сдает экзамены, становится студентом. Теперь он «уже один в собственном экипаже выезжает со двора, принимает к себе своих знакомых, курит табак, ездит на балы» .

Глава 21

Николенька сравнивает Катеньку и Любочку, отмечая, как девочки изменились. «Катеньке шестнадцать лет; она выросла» , она кажется мальчику более «похожей на большую» . Любочка же совсем другая – она «во всем проста и натуральна» .

Глава 22

Отец Николая выигрывает крупную сумму, начинает чаще наведываться к бабушке. В один из вечеров, когда Любочка играла на фортепиано «мамину пьесу» Николенька особенно остро замечает сходство между сестрой и матерью.

Глава 23

Умирает бабушка. «Несмотря на то, что дом полон траурных посетителей, никто не жалеет о ее смерти» , кроме горничной Гаши. Через шесть недель стало известно, что свое имение бабушка оставила Любочке, назначив опекуном не отца, а князя Ивана Ивановича.

Глава 24

Николеньке остается несколько месяцев до поступления в университет на математический факультет. Он становится взрослее, начинает уважать гувернера. Николай просит у отца позволения на женитьбу Василия и Маши, и они женятся.

Главы 25-26

Николаю нравилось проводить время в обществе знакомых Володи. Внимание юноши особенно привлекает князь Дмитрий Нехлюдов, с которым у Николая завязываются дружеские отношения.

Глава 27

Николай и Дмитрий дают «себе слово никогда ни с кем и ничего не говорить друг о друге» . Юноша очень быстро перенял идеализированные взгляды Нехлюдова – считал возможным «исправить все человечество, уничтожить все пороки и несчастия людские» .

«А впрочем, Бог один знает, точно ли смешны были эти благородные мечты юности, и кто виноват в том, что они не осуществились?..»

Заключение

В повести «Отрочество» Толстой мастерски проанализировал и изобразил процесс взросления души главного героя. Отрочество Николая начинается после серьезной утраты – смерти матери, вслед за которой в жизни героя следуют не только значительные внешние (переезд в Москву), но и внутренние перемены. У героя меняется восприятие окружающего мира, он находится в постоянных размышлениях о смысле происходящего, старается познать все многообразие жизни. Через образ Николая автор передал тонкую психологию подростков, поэтому гениальное произведение остается актуальным и сегодня.

Тест по повести

Небольшой тест на знание краткого содержания повести Льва Толстого:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 1237.

Катенька сидела подле меня в бричке и, склонив свою хорошенькую головку, задумчиво следила за убегающей под колесами пыльной дорогой. Я молча смотрел на нее и удивлялся тому не детски грустному выражению, которое в первый раз встречал на ее розовеньком личике. — А вот скоро мы и приедем в Москву, — сказал я, — как ты думаешь, какая она? — Не знаю, — отвечала она нехотя. — Ну все-таки, как ты думаешь: больше Серпухова или нет?.. — Что? — Я ничего. Но по тому инстинктивному чувству, которым один человек угадывает мысли другого и которое служит путеводною нитью разговора, Катенька поняла, что мне больно ее равнодушие; она подняла голову и обратилась ко мне: — Папа говорил вам, что мы будем жить у бабушки? — Говорил; бабушка хочет совсем с нами жить. — И все будем жить? — Разумеется; мы будем жить на верху в одной половине; вы в другой половине; а папа во флигеле; а обедать будем все вместе, внизу у бабушки. — Maman говорит, что бабушка такая важная — сердитая? — Не-ет! Это только так кажется сначала. Она важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины! — Все-таки я боюсь ее; да, впрочем, Бог знает, будем ли мы... Катенька вдруг замолчала и опять задумалась. — Что-о? — спросил я с беспокойством. — Ничего, я так. — Нет, ты что-то сказала: «Бог знает...» — Так ты говорил, какой был бал у бабушки. — Да вот жалко, что вас не было; гостей было пропасть, человек тысяча, музыка, генералы, и я танцевал... Катенька! — сказал я вдруг, останавливаясь в середине своего описания, — ты не слушаешь? — Нет, слышу; ты говорил, что ты танцевал. — Отчего ты такая скучная? — Не всегда же веселой быть. — Нет, ты очень переменилась с тех пор, как мы приехали из Москвы. Скажи по правде, — прибавил я с решительным видом, поворачиваясь к ней, — отчего ты стала какая-то странная? — Будто я странная? — отвечала Катенька с одушевлением, которое доказывало, что мое замечание интересовало ее, — я совсем не странная. — Нет, ты уж не такая, как прежде, — продолжал я, — прежде видно было, что ты во всем с нами заодно, что ты нас считаешь как родными и любишь так же, как и мы тебя, а теперь ты стала такая серьезная, удаляешься от нас. — Совсем нет... — Нет, дай мне договорить, — перебил я, уже начиная ощущать легкое щекотанье в носу, предшествующее слезам, которые всегда навертывались мне на глаза, когда я высказывал давно сдержанную задушевную мысль, — ты удаляешься от нас, разговариваешь только с Мими, как будто не хочешь нас знать. — Да ведь нельзя же всегда оставаться одинаковыми; надобно когда-нибудь и перемениться, — отвечала Катенька, которая имела привычку объяснять все какою-то фаталическою необходимостью, когда не знала, что говорить. Я помню, что раз, поссорившись с Любочкой, которая назвала ее глупой девочкой, она отвечала: не всем же умным быть, надо и глупым быть; но меня не удовлетворил ответ, что надо же и перемениться когда-нибудь, и я продолжал допрашивать: — Для чего же это надо? — Ведь не всегда же мы будем жить вместе, — отвечала Катенька, слегка краснея и пристально вглядываясь в спину Филиппа. — Маменька могла жить у покойницы вашей маменьки, которая была ее другом; а с графиней, которая, говорят, такая сердитая, еще, Бог знает, сойдутся ли они? Кроме того, все-таки когда-нибудь да мы разойдемся: вы богаты — у вас есть Петровское, а мы бедные — у маменьки ничего нет. Вы богаты — мы бедны: эти слова и понятия, связанные с ними, показались мне необыкновенно странны. Бедными, по моим тогдашним понятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошенькой Катей. Мне казалось, что Мими и Катенька ежели всегда жили, то всегда и будут жить с нами и делить все поровну. Иначе и быть не могло. Теперь же тысячи новых, неясных мыслей, касательно одинокого положения их, зароились в моей голове, и мне стало так совестно, что мы богаты, а они бедны, что я покраснел и не мог решиться взглянуть на Катеньку. «Что ж такое, что мы богаты, а они бедны? — думал я, — и каким образом из этого вытекает необходимость разлуки? Отчего ж нам не разделить поровну того, что имеем?» Но я понимал, что с Катенькой не годится говорить об этом, и какой-то практический инстинкт, в противность этим логическим размышлениям, уже говорил во мне, что она права и что неуместно бы было объяснять ей свою мысль. — Неужели точно ты уедешь от нас? — сказал я, — как же это мы будем жить врозь? — Что же делать, мне самой больно; только ежели это случится, я знаю, что я сделаю... — В актрисы пойдешь, вот глупости! — подхватил я, зная, что быть актрисой было всегда любимой мечтой ее. — Нет, это я говорила, когда была маленькой... — Так что же ты сделаешь? — Пойду в монастырь и буду там жить, буду ходить в черненьком платьице, в бархатной шапочке. Катенька заплакала. Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества. Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал. Мысль переходит в убеждение только одним известным путем, часто совершенно неожиданным и особым от путей, которые, чтобы приобрести то же убеждение, проходят другие умы. Разговор с Катенькой, сильно тронувший меня и заставивший задуматься над ее будущим положением, был для меня этим путем. Когда я глядел на деревни и города, которые мы проезжали, в которых в каждом доме жило, по крайней мере, такое же семейство, как наше, на женщин, детей, которые с минутным любопытством смотрели на экипаж и навсегда исчезали из глаз, на лавочников, мужиков, которые не только не кланялись нам, как я привык видеть это в Петровском, но не удостоивали нас даже взглядом, мне в первый раз пришел в голову вопрос: что же их может занимать, ежели они нисколько не заботятся о нас? И из этого вопроса возникли другие: как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.