Житие былины летописи лексическое значение. I

Слайд 2

Летописи, былины, жития

  • Слайд 3

    В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях? Машина времени - 10 В XI веке

    Слайд 4

    Одним из первых русских летописцев был …

    Машина времени - 20 Монах Киева – Печерского монастыря Нестор

    Слайд 5

    Царьград – название, какого древнерусского города?

    Машина времени - 30 г. Константинополь (ныне Стамбул)

    Слайд 7

    Откуда мы узнаем, что Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским?

    Машина времени - 50 Из летописей

    Слайд 8

    Прямо ехать – убитому быть!Влево ехать – женатому быть!Вправо ехать – богатому быть!Все судьбой сие предписано! Откуда эти строки?

    Богатыри - 10 Из былины «Ильины три поездочки»

    Слайд 9

    «Богатыри». Кто автор этой картины и кто на ней изображен?

    Богатыри - 20 Виктор Михайлович Васнецов. Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец

    Слайд 10

    Объясни значение слов: витязь,облатынивать, заподваливать.

    Витязь – в Древней Руси: отважный воин. Облатынивать – обращать в католическую веру. Заподваливать – запирать в подвал. Богатыри - 30

    Слайд 11

    Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?

    Много сделал всего для образования Древнерусского государства. Богатыри - 40

    Слайд 12

    Вспомните, что вы знаете о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они отличаются?

    Богатыри - 50

    Слайд 13

    Прочитайте выразительно понравившийся отрывок из любого прочитанного произведения.

    Живая картинка - 10

    Слайд 14

    Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик тоже решил стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь?

    Живая картинка - 20 Сергей Радонежский

    Слайд 15

    Задайте любой вопрос другой команде.

    Живая картинка - 30

    Слайд 16

    К какому произведению относятся следующие предметы: булатная броня, палица, лук.

    Живая картинка - 40 «Ильины три поездочки»

    Слайд 17

    Живая картинка - 50 А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

    Слайд 18

    Объясни, что такое былина.

    Колесо истории - 10 Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников своей Родины.

    Слайд 19

    Объясни словами, что такое летопись? Откуда появилось такое название? Зачем создавались летописи?

    Колесо истории - 20

    Слайд 20

    Ту дороженьку расчистил я Богатырь … . Вырыл клад, да без клада назад Воротился и опять небогат! А судьбу я за гриву ловлю, Норовистую объезживаю, И судьбина для меня – за коня!Чьи это слова и где были записаны?

    Колесо истории - 30 Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне

    Слайд 21

    Что напророчил князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажите.

    Колесо истории - 40 Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня.

    СВОЯ ИГРА

    «ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ»

    Литературное чтение 4 класс


    Летописи, былины, сказания, жития

    Машина времени

    Богатыри

    Живая картинка

    Колесо истории

    Памятники культуры


    Машина времени

    В каком веке впервые на Руси начали записывать сведения о происходивших событиях?

    В XI веке

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Машина времени

    Одним из первых русских летописцев был …

    Монах Киево-Печорского монастыря Нестор

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Машина времени

    В каком году Русь впервые услышала о набегах татаро-монгол на свои земли?

    В 1224 году

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Машина времени

    Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике? Назови её.

    В лето 6415(907) и в лето 6420 (912).

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Машина времени

    Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали?

    Из летописей

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Богатыри

    Прямо ехать – убитому быть!

    Влево ехать – женатому быть!

    Вправо ехать – богатому быть!

    Всё судьбой сие предписано!

    Откуда эти строки?

    Из былины «Ильины три поездочки»

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Богатыри

    Виктор Михайлович Васнецов

    Добрыня Никитич, Алёша Попович и Илья Муромец – герои русских былин.

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Богатыри

    В былине говорится, как Илья Муромец попадает в плен. На самом деле в плен попадает русский народ.

    Как называется такой приём в литературе?

    Аллегорией или иносказанием

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Богатыри

    В 822 году большинство племен объединил князь Олег

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Богатыри

    Кому поставлен этот памятник?

    Где он установлен?

    Памятник Илье Муромцу в Муроме

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Живая картинка

    Кому поставлен памятник?

    Сергий радонежский

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Живая картинка

    Однажды мальчик Варфоломей встретил старца монаха, который помог выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя получил и прославился на всю Русь?

    Сергий Радонежский

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Ы !


    Живая картинка

    Мы находимся у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко-красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал …… Что он сказал?

    «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет! На том стояла, стоит и стоять будет земля Русская!»

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Живая картинка

    Перед Куликовской битвой к нему прибыл

    князь Дмитрий за советом.

    К кому и что князю сказали?

    Сергий Радонежский.

    Он благословил Дмитрия Ивановича на этот подвиг.

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Колесо истории

    Что такое былина?

    Былина – один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей.

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Колесо истории

    Что такое летопись?

    Летопись представляет собой запись событий, вносимую год за годом

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Колесо истории

    «Ту дороженьку расчистил я

    Богатырь …. .

    Вырыл клад, да без клада назад

    Воротился и опять небогат!

    А судьбу я за гриву ловлю,

    Норовистую объезживаю,

    И судьбина для меня – за коня!»

    Чьи эти слова и где были записаны?

    Илья Муромец выдолбил новую надпись на камне?

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Колесо истории

    Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание?

    Они напророчили Олегу умереть от любимого коня. Предсказание сбылось даже после смерти коня

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Колесо истории

    Как прозвали князя Дмитрия?

    Донской

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Памятники культуры

    Первая отпечатанная книга.

    Библия

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Памятники культуры

    Красивая рисованная буква, с которой начинается текст в книге.

    Буквица

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Памятники культуры

    Ими покрывались стены храма. Так называют изображения, сделанные красками на сырой штукатурке. Эти изображения рассказывали о жизни Иисуса Христа и святых. О чём речь?

    Стены храма покрывались фресками

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Памятники культуры

    Он основал монастырь, посвящённый Святой Троице. Кто этот человек и назовите монастырь.

    Сергий Радонежский основал Свято-Троицкую Сергиеву лавру

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Памятники культуры

    ученик Сергия Радонежского великий иконописец Андрей Рублёв

    ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

    НА ГЛАВНУЮ


    Домашнее задание: оформить на альбомном листе небольшой фрагмент текста летописи, используя заставки и миниатюры. (Для выставки работ современных «летописцев».)

    Русская культура возрождалась и развивалась вместе с возрождением и подъемом Русской земли, развитием системы хозяйствования после монголо-татарского нашествия, в процессе объединения русских княжеств сначала вокруг нескольких центров, а потом вокруг Москвы. Она чутко отряжала все новшества в русской жизни, а главное – изменившиеся настроения: русского народа, его патриотический порыв в пору борьбы с Ордой, в преддверии Куликовской битвы и в период создания: единого Русского централизованного государства.

    Летописи

    В первую очередь возрождалось и развивалось летописание, появлялись крупные исторические сочинения, в которых шел рассказ о всем пути русского народа. Новые летописные своды стали создаваться при дворах ведущих русских князей – во Владимире, Ростове Великом, Рязани, Твери, позднее в Москве. Не прерывалось летописание в Новгороде и Пскове.

    Вначале эти сочинения были проникнуты местными интересами. Рассказывая о событиях русской истории со времен Рюрика и включая в свой состав знаменитую "Повесть временных лет", эти летописи в дальнейшем повествовали о деяниях своих князей, считали их главными героями русской истории. Авторы связывали историю Древней Руси, например, с историей Тверского или Рязанского княжества и полагали, что именно их князьям и суждено возглавить процесс объединения русских земель. Это было знаменательно: идея единства Руси уже встала на повестку дня истории, и летописи отразили эту идею.

    Со второй половины XIV в. ведущая роль в летописании и в создании историко-литературных памятников переходит к Москве, которая при Дмитрии Донском взяла на себя инициативу борьбы с Ордой. Они пишутся в Троице-Сергиевом монастыре, в московских монастырях. В этих сочинениях проводится идея единства Руси, общности ее киевского и владимирского периодов, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Таким летописным сводом стал московский "Русский хронограф".

    Уже в это время: в московских летописных сводах проходит мысль о праве Москвы на собирание всех земель, бывших ранее в составе единого Древнерусского государства. Москва лишь приступила к этому процессу но идеологи того времени уже сформулировали задачу московских князей на будущее.

    Недаром Иван III, отправляясь в поход против Новгорода, заранее ознакомился со старыми летописями, чтобы найти в них обоснование своего права как Рюриковича на владение всеми русскими землями, в том числе и Новгородом на правах отчины своих предков, киевских князей.

    Жития, сказания, "хождения"

    Другим письменным жанром, отражающим явления эпохи и пронизанным новыми умонастроениями людей, стали в это время жития, сказания и "хождения".

    Жития – это биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской Церковью. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Таким было, например, "Житие святого Александра Невского", памятник Древнерусской литературы конца ХIII – начала XIV вв. В нем рассказывалось о замечательных подвигах князя в борьбе со шведами, немцами, о его титанической и опасной дипломатической деятельности в отношениях с Батыем, Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая это житие, проникались идеями служения Родине, патриотизма. Автор стремился отвлечь читателей от всего эгоистичного, суетного и пробудить в их душах высокие жизненные идеалы служения людям, обществу, своей стране.

    Другим таким известным житием стала повесть о жизни и трагическом конце князя Тверского, великого князя Владимирского Михаила Ярославина, растерзанного в Орде. В нем автор не идеализирует своего героя, рассказывает, как тот отчаянно боролся за власть над Русью с Московским князем Юрием Данииловичем. Однако последние дни его жизни, добровольная явка в Орду на мученическую гибель ради спасения своей земли позволяют автору высоко оценить жизненный подвиг Михаила Тверского. Мученическая смерть, по его мысли, смывает с облика тверского князя все мелочное, недостойное.

    Любимым чтением русских людей стало и "Житие Сергия Радонежского", написанное его учеником Епифанием Премудрым в 1417–1418 гг. Со страниц этого сочинения встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье – сделать добро ближнему, обеспечить благополучие род ной земли.

    Особенно популярными в то время стали сказания. Это истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Таким сказанием стала "Задонщина", памятник древнерусской литературы конца XIV в. (видимо, не позднее 1393 г.), повествующий о Куликовской битве 1380 г. Ее автор (о нем известно лишь, что его звали Софроний и что он был родом из Рязанщины) шаг за шагом повествует о нашествии Мамая, подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, сборах рати, исходе исторической битвы. Вот лишь маленький отрывок из "Задонщины": "...И сказал князь великий Дмитрий Иванович: “Брат, князь Владимир Андреевич, пойдем туда, прославим жизнь свою миру на Диво, чтобы старые рассказывали, а молодые помнили! Испытаем храбрецов своих и реку Дон кровью наполним за землю Русскую и за веру христианскую”...".

    Повесть проникнута высоким патриотическим духом, и недаром автор не раз обращается: мысленно к событиям и образам "Слова о полку Игореве".

    Специальное сказание было написано о нашествии хана Тохтамыша на Москву, потрясшем Русь после блестящей победы на Куликовом поле. В сожженной и разграбленной Москве, пишет автор, были "план и рыдания, и вопль многих, и слезы, и крик неутешный, и стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешная, беда нестерпимая, нужда ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет". Историко-литературные произведения отражали всю сложность и трагичность борьбы Руси за свое единство, против ордынского ига.

    В XIV XV вв. вновь появляются на Руси "Хождения" – сочинения, описывающие дальние путешествии русских людей. Одним из них стало знаменитое "Хождение за три моря" (имеется в виду Каспийское, Аравийское и Черное) тверского купца Афанасия Никитина (?–1475), в котором он рассказал русским людям о своем многолетием путешествии по странам Востока и о жизни в Индии. Начало описания датировано 1466 г., последние строки были написаны в 1472 г.

    Его мечтой было побывать на Востоке, откуда заморские купцы привозили дорогие и диковинные вещи – красивые шелковые ткани, драгоценные камни, жемчуг, пряности, золоченое оружие. Сказочным раем представлялась Индия. Но каков был туда путь – не знал никто. Никитин решил пробиться в Индию с русскими товарами – железными изделиями, мехами, узорочьем, Т.е. украшенными золотым и серебряным шитьем тканями.

    Афанасий первым из русских людей проделал огромный путь от Тверской пристани на Волге до Калькутты. Уже на пути к Каспийскому морю русский купец подвергся опасностям, был ограблен, на море попал в шторм. Зятем он прошел Азербайджан, закаспийские земли, оказался: на побережье Персидского залива, а потом отплыл в Индию. Там он провел несколько лет. В "Хождении" он подробно описал свое путешествие и годы, проведенные в Индии, рассказал об индийской земле, об обычаях и верованиях индийцев, об их городах.

    За долгие годы жизни в Индии Афанасии Никитин потерял счет дням по русскому календарю; утеряв церковные книги, потерял счет и календарю церковному. "А великого дня Воскресенья Христова (Пасхи) не ведаю, а по приметам гадаю", – отмечал он в своих записях. Тоска по Родине всё чаще охватывала купца, хотя он и помнил годы страшной феодальной войны: "Русская земля да будет богом хранима, – пишет он. – На этом свете нет страны подобной ей, хотя бояре Русской земли несправедливы. Да станет Русская земля благоустроенной и да будет в ней справедливость".

    Наконец он отплыл из Индии в Африку, побывал в Эфиопии, оттуда перебрался на Иранское нагорье, а далее через Черное море и Крым вернулся на родину.

    Афанасий Никитин умер неподалеку от Смоленска в крестьянской избе, немного не дойдя до родной Твери. В его суме были обнаружены тетради с описанием "Хождения". Он оказался первым европейцем, побывавшим в Индии и подробно рассказавшим о ней. Только через 30 лет путь в Индию проложил знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама.

    Над всеми без исключения письменными источниками историком должна быть полностью проделана работа по критике подготовительной, толкования и достоверности. Но и отдельные группы письменных источников имеют свои особенности, на которых следует останавливаться.

    Хроники, летописи и жития святых являются основными источниками при изучении т. наз. средних веков. Громадное большинство из хроник, летописей и житий святых составлены лицами из духовенства, являвшегося в средние века наиболее образованным слоем населения. Это, однако, не значит, что все хроники, летописи и жития святых имеют одно и то же идеологическое направление. Борьба между отдельными группами духовенства отразилась и на произведениях отдельных духовных лиц, и особые политические тенденции, свойственные каждому отдельному произведению, должны быть выяснены историком.

    Хронист и летописец использовали в своих произведениях труды своих предшественников, подвергая их переделкам, дополнениям, поправкам и искажениям. Часто события за несколько столетий выдумывались или искажались в целях доказательства событий или стремлений сегодняшнего дня. В дальнейшем другие летописцы и историки принимали выдуманные и искаженные события за историческую действительность. Наконец, участниками и наблюдателями одних исторических событий были сами хронисты и летописцы, другие исторические события они описывали по непроверенным слухам и третьи - „по внушению сверху“, т.-е. по фантазии, снам и т. п. Все это заставляет быть особенно требовательным при критике сообщений летописей и хроник.

    Еще больше фантазии, вымысла и лжи встречается в житиях святых. Очень часто они просто выдумывались, чтобы дать монастырю святого с мощами, житием, и это было главное, с доходом с богомольцев, желающих поклониться новому святому. В других случаях верующий монах писал житие, по своей фантазии, искренне веруя, что все, что приходит ему в голову и что он записывает, соответствует действительности, так как внушается ему богом или самим святым. В редких случаях жития святых составлялись при жизни самих святых их учениками и давали, по крайней мере, более или менее точные биографические сведения о святом. Все жития святых, естественно, переполнены всякими чудесами и сверхъестественными явлениями. От этих чудес, наконец, самим монахам стало тошно, тем более, что число верующих в подобные чудеса все более уменьшалось, и в последние столетия католическое и православное духовенства начали пересмотр житий своих святых, чтобы сделать их более приемлемыми. Такой пересмотр иезуиты начали в 1643 г. и эта работа, ведущаяся болландистами (по имени И. Болланда, которому в 1643 г. была поручена эта работа), продолжается и в настоящее время. Результатом ее является: „Acta sanctorum quot - quot orbe coluntur“. Такая же работа была проделана частично и в России в отношении православных святых.


    Несмотря на ложь и выдумку, встречающиеся в житиях святых на каждом шагу, они могут быть использованы, как источники, освещающие общественные отношения в так назыв. средние века. Сообщения житий святых о монастырской колонизации, торговой деятельности, системе хозяйства, ремеслах и т. п. являются весьма ценными при изучении истории средних веков. При использовании сообщений житий святых нии необходимо, конечно, предварительно установить время их составления, а также все изменения, внесенные в последующие издания исправителями, переписчиками и издателями.

    ЛИТЕРАТУРА:

    В. Ключевский Древнерусские жития святых, как исторический источник. 1871 г. Орлов. Liber Pontificalis как источник для истории римского папства и полемики против него, 1899 г. M. H. Покровский. Борьба классов и русская историческая литература. 1927 г. Полное собрание русских летописей, издав. Академией Наук СССР (выходит отдельными выпусками в новом издании). С h. de S m e d t. Introductio generalis ad historiam ecclesiasticam critice tractandam. 1876 г (интересна, как работа главы болландистов. излагающая взгляды болландистов на задачи критики при пересмотре житий святых). Н. К. Никольский Повесть временных лет, как источник для истории начального периода русской письменности и культуры. К вопросу о древнейшем русском летописании Вып. I, 1930 г.




    Одним из первых русских летописцев был Одним из первых русских летописцев был Машина времени 20








    Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике. Назовите её. Этой датой начинается отрывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», данный в учебнике. Назовите её. Машина времени 40




    Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? Московский князь Дмитрий Иванович разбил на Дону полчища хана Мамая, за что был прозван Донским. Откуда мы это узнали? Машина времени 50
















    В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая большая дружина, правил в Киеве. В 907 и 911 заключил с ней договор. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.В 822 году большинство племён объединил князь Олег, у которого была самая большая дружина, правил в Киеве. В 907 и 911 заключил с ней договор. Стали именовать его великим князем и платить ему дань. Так возникло Древнерусское государство.






    Живая картина 20. Однажды мальчик Варфоломей Встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь?Однажды мальчик Варфоломей Встретил старца монаха, который помог ему выбраться из леса. И этот мальчик решил тоже стать монахом. Какое новое имя он получил и прославился на всю Русь?




    Живая картина 40. Представьте, что вы находитесь у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко- красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал Что он сказал?Представьте, что вы находитесь у стен храма Святой Софии, радостные новгородцы встречают победителей. На высокий деревянный помост поднялся сам князь в железных доспехах и ярко- красном плаще. Вся площадь затихла. Александр Невский поднял руку, указал на рыцарей, взятых в плен, и сказал Что он сказал?














    Колесо истории 20. Летопись – погодная (то есть по годам) запись исторических событий.Летопись – погодная (то есть по годам) запись исторических событий. Лучше понять окружающий мир, объяснить многое из происходящего в нём помогает народу его историческая память.