Академик моисеев. Моисеев Н.Н

СИСТЕМА «УЧИТЕЛЬ» и современная экологическая обстановка

Н.Н. Моисеев

Академик Никита Николаевич Моисеев - представитель блестящей плеяды ученых России XX века, благодаря которым отечественная наука на протяжении нескольких десятилетий занимала передовые позиции в мире.

Выдающийся ученый-математик и мыслитель. Великий гражданин России. Последний из легендарного племени энциклопедически образованных личностей отечественной науки XX века.


О роли учителя в современном мире много размышлял академик Н.Н. Моисеев, ученый и мыслитель, создавший свою научную школу. Он и был Учителем в самом высоком смысле этого слова.

Значение и место образования и роль учителя в судьбах отдельных народов и цивилизации в целом непрерывно возрастают по мере развития производительных сил и роста могущества цивилизации.


Всю историю человеческого общества можно изучать в контексте развития системы накопления и передачи знаний, культуры и образованности от одних поколений к другим. И проведя такой анализ, мы увидим, что именно учитель, я подчеркиваю, не политик, военный или даже инженер, а именно учитель становится постепенно центральной фигурой «истории людей».

Сегодня от учителя в первую очередь, и я это постараюсь доказать, зависит не только судьба цивилизации, но и сохранение человека на планете.

Когда я произношу слово «УЧИТЕЛЬ», то имею в виду не только педагогов, работающих в средней или высшей школе, а саму систему формирования, сохранения и развития коллективных знаний, нравственности и памяти народа, передачи всего накопленного следующим поколениям. Имею в виду всех тех людей, которые ее создают и которые способны внести в мир элементы душевной тревоги за будущность своего народа, а в нынешних условиях - и будущность планетарной цивилизации.

Последнее означает уже нечто большее: это чувство ответственности за судьбы «людей планеты» - своего биологического вида, которому предстоит в ближайшие десятилетия преодолеть трудности выживания. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать и пестовать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее.

Вот почему «УЧИТЕЛЬ» - тот, кто передает эстафету знаний, культуры, особенно в «минуты роковые», - превращается в центральную фигуру общества, центральный персонаж разворачивающейся человеческой драмы.

Примеров, которые показывают, что рожденная человеком система образования и воспитания однажды меняла направление судьбоносных русел истории, достаточно, чтобы отчетливо представить себе, что нет для нации более важной задачи, чем развитие системы образования и воспитания и передача эстафеты следующим поколениям.

Вот один яркий пример. В 1860 году вспыхнула война между протестантской Пруссией и католической Австрией, тогда еще могущественной империей. Она закончилась быстрым и полным разгромом Австрии, который открыл путь к превращению Пруссии в Германскую империю. Когда генерал Мольтке, командовавший прусской армией, докладывал о своих успехах королю Вильгельму, то Бисмарк произнес знаменитую фразу о том, что это не прусская армия победила австрийскую, а прусский учитель победил австрийского.

И старый канцлер был прав. За два столетия, которые прошли после победы Реформации и утверждения новой системы ценностей, благодаря прежде всего прусскому учителю изменился весь образ жизни народа: повысилась его целеустремленность, возросло чувство ответственности за мастерство во всех его проявлениях. Только теперь немец стал тем немцем, которого мы знаем - стойким и дисциплинированным мастером и солдатом.

Именно та нация, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», сделается лидером XXI века! Еще раз: не та, где сегодня самый высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям.

Но для того чтобы система «УЧИТЕЛЬ» была способна сделаться истинным движителем цивилизации наступающего века и содействовать процветанию нации, все те, кто ее создают и обеспечивают ее функционирование, должны четко представлять потребности страны и те трудности, с которыми столкнется человечество уже в ближайшее время.

А предсказать многие особенности того, что нас ожидает, почти невозможно. Значит, развитие этой системы не может следовать каким-либо раз и навсегда данным стандартам, а должно непрерывно корректироваться изменениями условий жизни. Система «УЧИТЕЛЬ» должна сочетать положительный опыт традиций со все время возникающими новыми потребностями, и по мере того, как растет скорость изменения условий жизни, должна расти и скорость поиска новых форм образования и воспитания, должно происходить включение в систему новых знаний и отбраковка старых. Творческое начало в процессах образования и разнообразие типов обучения тоже должно развиваться во все большей степени.

Сегодня на авансцену выходят проблемы взаимоотношения природы и общества, того, что не совсем точно называют экологией. До сих пор было принято считать, что природные факторы - всего лишь некоторый фон, на котором разворачиваются события, происходящие в обществе. И такой подход был в известной мере оправдан, поскольку за время жизни ряда поколений природные условия оставались практически неизменными. Только пожилые люди иногда вспоминали, что в былые времена вроде все кругом было не таким, как сегодня! Теперь же природная ситуация меняется катастрофически быстро. И из фона среда, окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедии. И этот персонаж грозен. Он постепенно выходит на авансцену истории и грозит бедами, которые сейчас во все большей степени занимают умы ученых. Это и неизбежное изменение климата, и постепенный распад озонового слоя, ухудшение генофонда, опаснейший рост городов и разрушение традиционной культуры, рост наркомании, преступности и т. д. И наконец, может быть, самое грозное - неизбежное исчерпание ресурсов, ибо Земля на самом деле очень невелика, запасы, накопленные былыми биосферами, весьма ограниченны, а потребности человечества удваиваются каждые 10-12 лет.

Где же выход? И есть ли то, что может спасти человечество, обеспечить ему будущее? На этот вопрос хотел бы со всей определенностью ответить: я верю, что выход есть, и главным действующим лицом в его реализации будет Учитель! Только система «УЧИТЕЛЬ» способна вывести человека из грядущего и очень близкого кризиса.

Наука утверждает, и мы обязаны признать утверждение, сколь бы нам это ни было трудно, что человечество сможет иметь шанс на будущее только тогда, когда оно снова окажется в равновесии с биосферой, т. е. когда станет возможным обеспечить состояние коэволюции биосферы и общества. Другими словами, когда прогресс человечества будет сопровождаться и развитием биосферы.

Значит, деятельность человека, вся его активность должна быть подчинена определенным требованиям природы: человек обязан жить в рамках определенного экологического императива! И императив этот будет очень жестким.

Род людской всего лишь один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. И вне биосферы он существовать просто не может! Все рассуждения об автотрофности, кем бы они ни произносились, остаются чистой фантастикой. Все развитие человека подчинено тем же общим законам, которым следует и все остальное живое вещество. Еще раз: человеку смертельно опасно игнорировать эти законы и чувствовать себя властелином, а не частью того мира, в котором он живет. Мир - это не окружающая среда, а наш единственный дом, в котором мы только и можем жить! Другого у нас нет и не будет. Для того чтобы обеспечить свое будущее, мы должны знать этот дом и уметь его обустраивать. Для этого служат нам и наш Разум, и наша Воля, способные использовать полученные знания для того, чтобы обеспечить нам возможность жить в этом доме.

И в этих условиях системе «УЧИТЕЛЬ» предстоит сыграть особую и определяющую роль! Значимость ее переоценить невозможно. И мы, участники этой системы, должны не просто составить те или иные программы, а заложить основы той цивилизации, в рамках которой человечество способно жить и развиваться.

Можно ли решить стоящие перед нами задачи и как это сделать?

Нам могут справедливо сказать, что цивилизация будущего - пока еще область фантазии, что народы разные и цивилизаций много, и они тоже очень разные. Одно дело христианская Европа, другое дело мусульманский Восток, и уж совсем иная и малопонятная нам цивилизация Японии. И это все верно. Но человечество взаимодействует с природой как единый биологический вид, и у всех цивилизаций должен быть некоторый общий вектор усилий. Подобно тому, как при всем различии языков и алфавитов у всех людей планеты единая арифметика и все они используют одни и те же цифры.

И я смею утверждать, что основы этой «экологической арифметики» уже существуют, во всяком случае, в русской философской традиции, русском космизме и великом русском естествознании В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, И.В. Тимофеева-Ресовского уже выработаны. Их фундамент - это осознание себя активной частью Природы (и даже шире - Космоса), это единство с ней, это осознание себя в мире живого, это вера в возможность претворить в жизнь великие принципы коэволюции.

Значит, самое первое - нам надо самим осознать эту «арифметику», проникнуться идеей единства, включить ее в наше общее образование, сделать частью нашей общей культуры. В этом я вижу нашу главную обязанность и нашу ответственность перед потомками.

Реализация этой обязанности сведется к решению множества конкретных задач. И очень непросто выделить главные. А может быть, самой главной и нет! Ибо все задачи взаимосвязаны, и разрушение хотя бы одного звена в этой системе ведет к ее полному разрушению. И всю эту совокупность задач мы должны наметить и решить сами - нам никто сегодня просто не способен ее поставить.

Я убежден, что сегодня речь идет не просто об экологическом образовании и воспитании - обо всей системе «УЧИТЕЛЬ», основанной на новой этике и новом понимании места человека и задачах его цивилизации. И новой нравственности! Об этом тоже не надо забывать.

Моисеев, Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. – 2010 . - № 2 . – С. 4-7.

Академик Н. Н. Моисеев — представитель блестящей плеяды ученых России XX века, благодаря которым отечественная наука на протяжении нескольких десятилетий занимала передовые позиции в мире. Выдающийся ученый-математик и мыслитель. Великий гражданин России. Последний из легендарного племени энциклопедически образованных личностей отечественной науки XX века.

В 1941 г. окончил механико-математический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова по специальности «функциональный анализ». В том же году с дипломами мехмата МГУ и Авиационной академии имени Н. Е. Жуковского ушел на фронт. Войну завершил в чине капитана с пятью боевыми орденами и многими медалями.

С 1948 г. возглавил группу траекторных расчетов в отделе главного конструктора реактивных авиационных торпед Диллона в НИИ-2. В это же время Моисеев прочел в МВТУ имени Н. Э. Баумана первый в СССР курс лекций «Теория движения управляемых ракет».

С 1958 по 1986 г. был заместителем директора по науке Вычислительного центра Академии наук СССР. Возглавляемый им отдел сотрудничал с КБ В. Н. Челомея, С. П. Королева, М. К. Янгеля, П. О. Сухого, с рядом НИИ авиационной и космической промышленности. До своего последнего дня Н. Н. Моисеев — президент Международного независимого эколого-политологического университета, президент Российского экологического движения «Зеленый крест», президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, главный редактор журнала «Экология и жизнь».

Кандидат технических наук. Доктор физико-математических наук. С 1964 г. — член-корреспондент, с 1984 г. — действительный член Академии наук СССР.

Крупный специалист в области механики, прикладной математики и теории управления. Его работы посвящены широкому кругу вопросов баллистики и устойчивости движения твердого тела, теории гравитационных волн, информационной теории иерархических систем, математическим моделям экономических систем, имитационному моделированию, биосферным процессам и математическим моделям климата Земли, общим вопросам теории и методам расчета систем управления космическими объектами, системному анализу, программному методу в планировании и управлении народным хозяйством. В сферу его деятельности вошли также проблемы математического моделирования процессов, протекающих в биосфере, в том числе процессы взаимоотношения природы и общества. В начале 70-х годов им впервые в мире была выдвинута идея единственно возможного пути развития человечества — коэволюции человека и биосферы, ставшая в настоящее время общепринятой.

Мировую известность Никите Николаевичу принесли работы, выполненные в начале 1980-х гг. Академик Моисеев с коллегами проверил выдвинутую американским физиком Карлом Саганом гипотезу о вероятных последствиях широкомасштабной ядерной войны. Разработанные им математические модели бесстрастно показали: случись ядерная война — на Земле возникла бы «ядерная ночь», а затем «ядерная зима». Концепция «ядерной зимы», широко известная в мире, сыграла и продолжает играть важную мировоззренческую роль, служит сдерживающим началом в международной политике.

Последние годы Н. Н. Моисеев все силы отдавал анализу причин кризиса общественно-политической системы России и поиску путей его преодоления.

Н. Н. Моисеев — автор более 300 научных и научно-популярных статей и 20 монографий. Основные опубликованные научные труды: «Элементы теории оптимальных систем» (1975), «Математические задачи системного анализа» (1981), «Человек, среда и общество» (1983), «Люди и кибернетика» (1984), «Человек и ноосфера» (1990), «Восхождение к разуму» (1991), «Как далеко до завтрашнего дня» (1994), «Есть ли у России будущее» (1996), «Расставание с простотой» (1998), «Быть или не быть человечеству?» (1999), «Судьба цивилизации. Путь разума» (2000).

За выдающиеся исследования Н. Н. Моисеев удостоен звания лауреата Государственной премии (1980) и премии Совета Министров (1981). Он—лауреат международной премии «Glob-500» (1994). Награжден Золотой медалью П. Л. Капицы (1997). В 1999 году экологической общественностью России признан «Зеленым человеком года».

Известные ученики П. С. Краснощёков
А. А. Петров
Ю. Г. Евтушенко
Ю. Н. Павловский
А. М. Тер-Крикоров
И. Х. Сигал

Ники́та Никола́евич Моисе́ев (10  августа , Москва - 29 февраля , там же) - советский и российский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик Академии наук СССР (впоследствии РАН) (1984) и ВАСХНИЛ (впоследствии РАСХН) (1985), почётный член Российской академии естественных наук (РАЕН), член Международной академии астронавтики (Париж), президент Российского отделения «Зелёного креста» , президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) (1993-2000), главный редактор журнала «Экология и жизнь» (1995-2000). Основатель и руководитель целого ряда научных школ. Автор 35 монографий , 10 учебных пособий и более 300 научных и научно-популярных статей. Труды по динамике твёрдого тела с жидкостью, численным методам математической физики, теории оптимизации управления и др.

Президент Независимой консультативной ассоциации. Председатель серии «Оптимизация и исследование операций» (издательство «Наука»), член редакционной коллегии серии «Академические чтения» АН (издательство «Наука»), член редколлегии серии «Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения» (издательство «Наука»). Член редакционной коллегии ряда журналов: «Известия АН СССР. Серия биологическая», «Журнал вычислительной математики и математической физики », «Коммунист», «Вопросы философии » и «Детектив и политика» (журнал, основанный Юлианом Семёновым).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Философия Николая Кузанского (рассказывает Михаил Хорьков)

    ✪ Академик Ершов -- человек без галстука

Субтитры

Биография

Н. Н. Моисеев родился 23 августа 1917 года в Москве на мансарде небольшого особняка, который до сих пор стоит в Большом Афанасьевском переулке . В то время здание принадлежало Николаю Карловичу фон Мекку - сыну знаменитой покровительницы композитора П. И. Чайковского . Мать Никиты Николаевича - Елена Николаевна - была в этой семье приёмной дочерью. Отец - Николай Сергеевич Моисеев, был в то время приват-доцентом Московского университета, происходил из служилых дворян. В 1930 году он был репрессирован и погиб в Бутырской тюрьме.

Ещё учась в школе, Никита увлекался математикой, посещал математический кружок в , активно занимался спортом - в 1934 году стал чемпионом СССР по лыжам среди юниоров (его коронная дистанция - 50 км). По окончании школы поступил в Педагогический институт и проучился в нём первый курс, после которого в 1935 году поступил в МГУ . Увлекался альпинизмом. В 1940 году был призван в армию, где обучал лыжной технике бойцов для боевых действий в советско-финляндской войне. В 1941 году Н. Н. Моисеев окончил механико-математический факультет МГУ по специальности «функциональный анализ ».

В 1946-1948 годах Н. Н. Моисеев работает старшим инженером НИИ-2 Минавиапрома, преподаёт в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. В 1948 году защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук и завершает службу в Советской Армии в должности начальника учебного отдела Харьковского высшего военного авиационного училища в звании капитан запаса.

Основные направления исследовательской деятельности

Н. Н. Моисеев - основоположник целого ряда новых направлений в прикладной математике. Его работы посвящены механике и гидродинамике, численным методам в теории оптимального управления, теории иерархических систем, имитационному моделированию, автоматизации проектирования, междисциплинарным исследованиям экологических проблем. В каждой из этих областей Никите Николаевичу принадлежат основополагающие достижения.

Научные интересы Н. Н. Моисеева были широки и разнообразны. Понимание перспектив развития прикладной математики, вычислительной техники, острая гражданская заинтересованность проблемами страны 50 с лишним лет определяли направления и характер его деятельности. Будучи заместителем директора Вычислительного центра АН СССР (впоследствии - РАН), Н. Н. Моисеев открывал новые области исследований, устанавливал тесные контакты с отраслевыми НИИ и КБ, создавал новые отделы.

Никита Николаевич содействовал созданию Российского общества экологической экономики (РОЭЭ) и выступил с пленарным докладом на открытии его Первой Международной конференции в 1993 году. Был членом Совета общества.

Награды

  • орден Красной Звезды (1944)
  • орден Отечественной войны II степени (1945)
  • медаль «За оборону Ленинграда».
  • медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Государственная премия СССР за цикл работ по динамике движения тел (1980);
  • Премия Совета Министров СССР (1981);
  • орден Ленина (1987);
  • международная премия Glob-500 (ООН) (1995);
  • золотая медаль РАЕН им. П. Л. Капицы (1997).

Основные работы

Монографии и учебные пособия

  • Моисеев Н. Н. , Румянцев В. В. Динамика тела с полостями, содержащими жидкость. - М.: «Наука», 1965. - 439 с.
  • Моисеев Н. Н. , Петров А. А. Численные методы расчёта собственных частот колебаний ограниченного объёма жидкости. - М.: Б. и., 1966. - 269 с.
  • Численные методы теории оптимального управления. - М.: Б. и., 1968. - 163 с.
  • Асимптотические методы нелинейной механики. - М.: «Наука», 1969. - 379 с.
  • Численные методы в теории оптимальных систем. - М.: «Наука», 1971. - 424 с.
  • Элементы теории оптимальных систем. - М.: «Наука», 1975. - 526 с.
  • Моисеев Н. Н. , Иванилов Ю. П. , Столярова Е. М. Методы оптимизации. - М.: «Наука», 1978. - 351 с.
  • Асимптотические методы нелинейной механики: [Учеб. пособие для ун-тов] / Н. Н. Моисеев. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1981. - 400 с.
  • Математические задачи системного анализа: [Учеб. пособие для вузов по спец. «Прикл. математика»] / Н. Н. Моисеев. - М.: Наука, 1981. - 487 с.
  • Моисеев Н. Н. , Александров В. В. , Тарко А. М. Человек и биосфера: Опыт систем. анализа и эксперименты с моделями / Н. Н. Моисеев, В. В. Александров, А. М. Тарко. - М.: Наука, 1985. - 271 с.
  • Методы информатики в управлении народным хозяйством: [Учеб. пособие] / Н. Н. Моисеев; Акад. нар. хоз-ва при Совете Министров СССР, Каф. автоматизир. систем управления и экон.-мат. методов. - М.: АНХ СССР, 1988. - 118 с.
  • Избранные труды: [В 2 т.] / Никита Николаевич Моисеев; Вычисл. центр им. А. А. Дородницына РАН. Фонд глоб. проблем выживания человечества им. Н. Н. Моисеева. - М.: Тайдекс Ко, 2003-____ (ГУП Смол. обл. тип. им. В. И. Смирнова). ISBN 5-94702-016-5
    • Т. 1: Гидродинамика и механика. Оптимизация, исследование операций и теория управления. - 2003. - 374, с.
    • Т. 2: Междисциплинарные исследования глобальных проблем. Публицистика и общественные проблемы / [сост. : Ю. Г. Евтушенко и др.]. - 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В. И. Смирнова). - 262, с. ISBN 5-94702-017-3

Препринты

  • Методы оптимизации. Гл. 1. Задача отыскания экстремума функций многих переменных. - М.: Б. и., 1968. - 96 с. (Переиздание: М.: Б. и., 1969. - 96 с.)
  • Методы оптимизации. Гл. 2. Нелинейное программирование. - М.: Б. и., 1969. - 74 с.
  • Методы оптимизации. Гл. 6. Задачи синтеза оптимальных систем управления. - М.: Б. и., 1969. - 174 с.
  • Моисеев Н. Н. , Кононенко А. Ф. Методы оптимизации. Гл. 2; 3. Нелинейное программирование; Динамическое программирование. - Долгопрудный: Б. и., 1972. - 156 с.

Научно-популярные книги

  • Математик задаёт вопросы… (Приглашение к диалогу). - М.: «Знание», 1974. - 191 с.
  • Слово о научно-технической революции. - М.: «Молодая гвардия», 1978. - 222 с.
  • Математика ставит эксперимент. - М.: «Наука», 1979. - 223 с.
  • Человек, среда, общество. Проблема формализации описания. - М.: «Наука», 1982. - 240 с.
  • Люди и кибернетика / Н. Моисеев. - М.: Мол. гвардия, 1984. - 224 с.
  • Слово о научно-технической революции / Н. Моисеев. - 2-е изд., доп. изд. - М.: Мол. гвардия, 1985. - 238 с. - (Эврика).
  • Человек, природа и будущее цивилизации: «Ядерная зима» и проблема «запретной черты»: [Пер. с рус.] / Никита Моисеев. - М.: Изд-во агентства печати «Новости», 1986. - 92, с.
  • Алгоритмы развития / Н. Н. Моисеев; АН СССР. - М.: Наука, 1987. - 302, с.
  • Социализм и информатика. - М.: Политиздат, 1988. - 285 с.
  • Экология человечества глазами математика: (Человек, природа и будущее цивилизации) / Н. Моисеев. - М.: Мол. гвардия, 1988. - 251, с. - (Эврика). ISBN 5-235-00061-7
  • Человек и ноосфера / Н. Моисеев. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 351, с. ISBN 5-235-01070-1
  • Пути к созиданию / Н. Н. Моисеев. - М.: Республика, 1992. - 254, с. ISBN 5-250-01303-1
  • Восхождение к Разуму: Лекции по универс. эволюционизму и его прил. / Н. Н. Моисеев. - М.: Фирма коммерч. рекламы и науч.-техн. пропаганды «ИздАТ», 1993. - 174, с. ISBN 5-86656-011-9
  • Как далеко до завтрашнего дня… Свободные размышления, 1917-1993 . - М.: «Аспект Пресс», 1994. - 304 с.
    • Как далеко до завтрашнего дня… : Свободные размышления, 1917-1993 / Н. Н. Моисеев; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1997. - 309, с. ISBN 5-7383-0045-9
    • Переизд. в кн.: Как далеко до завтрашнего дня… : Свободные размышления, 1917-1993; Воспоминания о Н. Н. Моисееве. - М., 2002. - 487, с. - (Библиотека журнала «Экология и жизнь»). ISBN 5-94702-003-3
  • Современный рационализм / Н. Н. Моисеев; Рос. науч. гуманитар. фонд, Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. - М.: МГВП КОКС, 1995. - 376 с.
  • Цивилизация на переломе. Пути России / Н. Н. Моисеев; Ин-т соц.-полит. исслед. РАН, Акад. соц. наук. - М.: РИЦ ИСПИ, 1996. - 167 с.
  • Расставание с простотой / Никита Моисеев. - М.: Аграф, 1998. - 472 с. - (Путь к очевидности). ISBN 5-7784-0050-0
  • Быть или не быть… человечеству? / Никита Моисеев. - М., 1999. - 288 с. ISBN 5-86646-131-5
  • Размышление о современной политологии. Политические науки: новые проблемы. - М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. - 212 с. (Переизд.: Н. Н. Моисеев. Размышление о современной политологии. Политические науки: новые проблемы. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 212 с.)
  • Судьба цивилизации. Путь разума / Н. Н. Моисеев. - Москва: Яз. рус. культуры, 2000. - 223, с. - (Язык. Семиотика. Культура.). ISBN 5-7859-0118-8
  • Универсум. Информация. Общество / Никита Николаевич Моисеев. - М.: Устойчивый мир, 2001. - 198, с. - (Библиотека журнала «Экология и жизнь». Устройство мира). ISBN 5-93177-016-X
  • Заслон средневековью: Сборник / Никита Николаевич Моисеев. - М. : Тайдекс Ко, 2003 (ГУП Смол. обл. тип. им. В. И. Смирнова). - 309, с.- (Библиотека журнала «Экология и жизнь» / Фонд глобал. проблем выживания человечества им. Н. Н. Моисеева). ISBN 5-94702-018-1

Брошюры

  • О математических методах исследования нелинейных колебаний жидкости. - М.: ВЦ АН СССР, 1961. - 15 с.
  • Исследование операций. Лекция. - М.: Б. и., 1969. - 41 с.
  • Математика - управление - экономика. - М.: «Знание», 1970. - 62 с.
  • Математические модели экономической науки. - М.: «Знание», 1973. - 64 с.
  • Простейшие математические модели экономического прогнозирования. - М.: «Знание», 1975. - 63 с.
  • Неформальные процедуры и автоматизация проектирования. - М.: «Знание», 1979. - 63 с.
  • Модели экологии и эволюции / Н. Н. Моисеев. - М.: Знание, 1983. - 64 с.
  • Информатика в экономике и управлении: Текст лекций / Н. Н. Моисеев; Акад. нар. хоз-ва при Совете Министров СССР, Каф. автоматизир. систем управления и экон.-мат. методов. - М.: АНХ, 1986. - 39 с.
  • Идеи естествознания и общественные науки / Н. Н. Моисеев; АН СССР, ВЦ. - М.: ВЦ АН СССР, 1991. - 55 с.
  • Современный антропогенез и цивилизационные разломы: (Экол.-политол. анализ) / Н. Н. Моисеев; Междунар. независимый экол.-политол. ун-т. - М.: МНЭПУ, 1994. - 46, с.
  • Агония России. Есть ли у неё будущее? : Попытка систем. анализа пробл. выбора / Н. Н. Моисеев; Открытый экол. ун-т «ЗМ». - М.: ЭКОПРЕСС-«ЗМ», 1996. - 78 с. ISBN 5-207-00123-X
  • Экологический социализм / Никита Моисеев; Рос. движение за новый социализм. - М.: Реалисты, 1998. - 47 с. ISBN 5-7918-0042-8

Редакторская работа

  • Введение в динамику тела с жидкостью в условиях невесомости. Сборник статей. / Отв. ред. Н. Н. Моисеев. - М.: Б. и., 1968. - 279 с.
  • Системы распределения ресурсов на графах. Сборник статей. / Отв. ред. Н. Н. Моисеев. - М.: Б. и., 1970. - 127 с.
  • Методы системного анализа в проблемах рационального использования водных ресурсов. Т. 2. / Под ред. Н. Н. Моисеева. - М.: Б. и., 1976. - 502 с.
  • Методы системного анализа в проблемах рационального использования водных ресурсов. Некоторые модели социально-экономических систем. Сборник. / Под ред. Н. Н. Моисеева. - М.: Б. и., 1977. - 135 с.
  • Математические методы в исследовании операций: Сб. статей / Под ред. Н. Н. Моисеева, П. С. Краснощёкова. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 192 с.
  • Бисвас А. К., Линслей Р. К., Матейлис Н. К. и др. Системный подход к управлению водными ресурсами. / Пер. с англ. С. Б. Огнивцева; под ред. Н. Н. Моисеева. - М.: «Наука», 1985. - 392 с.
  • Кибернетика и вычислительная техника. Сборник статей. Вып. 3. / Ред.-сост. Н. Н. Моисеев, А. А. Петров. Под ред. В. А. Мельникова. - М.: «Наука», 1987. - 316 с.
  • Пути применения и совершенствования современных вычислительных средств: Межвуз. сб. науч. тр. / Смол. гос. пед. ин-т им. Карла Маркса; Под ред. Н. Н. Моисеева. - Смоленск: СГПИ, 1987. - 93, 5 с.
  • Информатика в планировании и управлении: [Сб. науч. тр.] / Акад. нар. хоз-ва при Совете Министров СССР, Каф. автоматизир. систем управления и экон.-мат. методов; [Редкол.: Н. Н. Моисеев (отв. ред.) и др.]. - М.: АНХ СССР, 1987. - 193 с.
  • Глобальная нравственность: Материалы симпоз., провед. под эгидой комис. СССР по делам ЮНЕСКО и Сов. ком. защиты мира (30-31 янв. 1989 г.) / [Редкол.: Н. Н. Моисеев (отв. ред.) и др.]. - М.: Информ.-изд. центр «Экспресс»: НИИ общ. педагогики, 1989. - 121, с.
  • Персональный компьютер: рабочее место профессионала: [Сб. ст.] / АН СССР; [Ред.-сост. Н. Н. Моисеев; Предисл. И. М. Макарова]. - М.: Наука, 1989. - 168, с. - (Сер. «Кибернетика - неогранич. возможности и возмож. ограничения»). ISBN 5-02-007151-X альпинистских лагерях

История России знает немало выдающихся ученых и деятелей культуры, которые положили свою жизнь на благо страны, воспитали не одно поколение талантливых личностей и стали гордостью для современников. Одним из таких и был Никита Моисеев. Биография ученого и математика, а также его научная деятельность позволяют поставить его в один ряд с легендами мировой науки в области физики и механики.

Детство

Никита Моисеев родился в 1917 году в семье известных московских ученых. Его отец был преподавателем Московского университета и имел дворянское происхождение. Мать, умерла, когда мальчику было всего 5 лет, а отец репрессирован в 30-м году.

Еще во время обучения в школе Никита заинтересовался математическими науками и даже посещал кружок при одном из высших учебных заведений столицы. Кроме того, он активно увлекался спортом, и ему даже удалось стать чемпионом СССР по лыжам. В выпускном классе стал победителем математической олимпиады.

Образование

Высшее образование юноша начал получать с Московского педагогического университета, так как происхождение помешало с первого раза попасть в МГУ, но через год ему все-таки удалось стать его студентом. В период обучения активно занимался альпинизмом и даже успел поработать инструктором. В период учебы также пришлось послужить в рядах советской армии, где обучал солдат лыжному мастерству для ведения советско-финской войны.

В начале войны Никита Моисеев как раз закончил обучение и пошел служить в ряды действующей армии. Для начала его отправили на курсы, чтобы освоить военно-воздушную инженерию. Изначально он служил техником авиации, а потом инженером и в качестве руководителя вооружения авиаполка. Ему пришлось даже выполнять обязанности авиастрелка на фронтах Второй мировой войны.

Научная деятельность

В 1948 году Моисеев Никита Николаевич защищает диссертацию и начинает преподавать в МВТУ им. Баумана. Здесь читают свои спецкурсы уже известные ученые того времени Королев и Бармин. У него крепкая семья, дети, друзья - целое поколение советских ученых, влюбленных в науку.

Создаются научные школы - это целые группы людей, которые связаны общими не только научными, но и моральными идеями, где все отвечают друг за друга. Вся деятельность ученого связана с группой таких людей, которые смогли передать эстафету и подготовить огромное количество прогрессивной молодежи. Они и создали ядерное оружие, новейшую ракетную технику и сделали страну второй в мире в области инженерии и механики.

В 1956 году Никита Моисеев приходит в вычислительный центр Академии наук и занимается расчетами для траекторий космических объектов, динамическими процессами биосферы, философией, политологией и даже создает свою школу.

Он понимал, что человечество находится на грани кризиса и не знает, где остановиться, чтобы не попасть в пропасть небытия.

Ядерная зима

Вся наука, и математика в том числе, до 70-го года работала на то, чтобы создать ядерное оружие и сделать войну бессмысленной. В начале 70-х годов все поняли, что такая форма войны бессмысленна. А финальную точку в этом поставила группа ученых, которыми руководил Моисеев Никита Николаевич, с теорией «ядерной зимы». Возникла необходимость изменения курса, и политического в том числе.

Сенсацией стали результаты исследования ученика Н. Моисеева, Владимира Александрова. Он автор компьютерной модели «ядерной зимы». Он рассказал о том, как будут распространяться радиоактивные осадки и изменится наша планета. Все модели предсказывают резкое изменение температуры, если в атмосфере будет взорвано определенное количество атомных зарядов. Наступит ядерная зима, конец цивилизации - это подтверждают как элементарные, так и более сложные исследования.

Самым интересным в исследованиях было то, что после окончания ядерной войны атмосфера не станет прежней и места для человека на планете уже не будет.

Вопрос ядерной зимы для Моисеева был частным. Он решал планетарные задачи.

Общие идеи

Никита Моисеев - ученый, который поднял идею о нравственности науки. Она сейчас принята всем научным миром. Он верил, что сострадание к собственному народу и родной земле поможет справиться с нашими бедами и невзгодами. Он верил, что настоящий ученый ответственен не только перед наукой, но и перед своим народом и планетой. Никита Моисеев писал, что XX век - век предупреждений, и сегодня у нас есть шанс. Нужны ответственные коллективные решения, коллективная воля и коллективная совесть. Человечество и планета едины, и человеческий разум в своих устремлениях сохранить планету Земля должен быть един. И этот разум не имеет права быть безнравственным.

Как видим, умозаключения великого человека базировались на собственной толерантности и порядочности ко всему живому и духовному. Может, именно это помогло физику-ядерщику добиться небывалых высот.

Никита Николаевич Моисеев (23 августа 1917, Москва - 29 февраля 2000, там же) - советский и российский учёный в области общей механики и прикладной математики, академик Академии наук СССР (впоследствии РАН) (1984) и ВАСХНИЛ (впоследствииРАСХН) (1985), почётный член Российской академии естественных наук (РАЕН), членМеждународной академии астронавтики (Париж), президент Российского отделения«Зеленого креста», президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по охране окружающей среды, президент Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ) (1993-2000), главный редактор журнала «Экология и жизнь» (1995-2000). Основатель и руководитель целого ряда научных школ. Автор 35 монографий, 10 учебных пособий и более 300 научных инаучно-популярных статей. Труды по динамике твёрдого тела с жидкостью, численным методам математической физики, теории оптимизации управления и др.
Президент Независимой консультативной ассоциации. Председатель серии «Оптимизация и исследование операций» (издательство «Наука»), член редакционной коллегии серии «Академические чтения» АН (издательство «Наука»), член редколлегии серии «Кибернетика - неограниченные возможности и возможные ограничения» (издательство «Наука»). Член редакционной коллегии ряда журналов: «Известия АН СССР. Серия биологическая», «Журнал вычислительной математики и математической физики», «Коммунист», «Вопросы философии» и «Детектив и политика» (журнал, основанный Юлианом Семёновым).
Н. Н. Моисеев родился 23 августа 1917 года в Москве в мансарде небольшого особняка, что до сих пор стоит в бывшем Афанасьевском переулке (сейчас - улица Мясковского). В то время здание принадлежало Николаю Карловичу фон Мекку - сыну знаменитой покровительницы композитора П. И. Чайковского. Мать Никиты Николаевича - Елена Николаевна - была в этой семье приёмной дочерью. Отец его - Николай Сергеевич Моисеев, бывший в то время приват-доцентом Московского университета, происходил из служилых дворян.
Ещё учась в школе, Никита увлекался математикой - посещал математический кружок в Математическом институте им. Стеклова, активно занимался спортом - в 1934 году стал чемпионом СССР по лыжам среди юниоров (его коронная дистанция - 50 км). По окончании школы поступил в Педагогический институт и проучился в нём первый курс, после которого в 1935 году поступил в МГУ. Увлекался альпинизмом. В 1940 году был призван в армию - обучал лыжной технике бойцов для боевых действий в советско-финляндской войне. В 1941 году Н. Н. Моисеев окончил механико-математический факультет МГУ по специальности «функциональный анализ».
Н. Н. Моисеев - участник Великой Отечественной войны. В 1942 году после окончания специальных курсов Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского направлен в действующую армию. Сначала служил старшим техником авиационной эскадрильи, а затем инженером и начальником службы по вооружению авиаполка (из-за нехватки лётного состава неоднократно выполнял обязанности воздушного стрелка на ИЛ-2, дважды был подбит) на Брянском, Волховском, Ленинградском и Втором Прибалтийском фронтах. В 1944 году вступил в ряды КПСС.
В 1946-1948 годах Н. Н. Моисеев работает старшим инженером НИИ-2 Минавиапрома, преподает в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. В 1948 году защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук и завершает службу в Советской Армии в должности начальника учебного отдела Харьковского высшего военного авиационного училища, в звании капитан запаса.
C 1949 года Никита Николаевич преподаёт на кафедре реактивной техники МВТУ им. Баумана (здесь же читали спецкурсы С. П. Королёв, В. Н. Челомей, В. П. Бармин), затем работает старшим преподавателем, доцентом и, наконец, и.о. заведующим кафедрой теоретической механики Ростовского государственного университета.
В начале 1950-х годов Н. Н. Моисеев принят в докторантуру Математического института им. Стеклова. Ведёт исследовательскую работу под руководством и при участии видных учёных Ю. А. Победоносцева, Д. А. Вентцеля, академиков И. Е. Тамма, М. А. Лаврентьева, И. М. Виноградова, Л. И. Седова, С. Л. Соболева, М. В. Келдыша, и в 1955 году защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора физико-математических наук.
В 1956 году Н. Н. Моисеева назначают профессором кафедры математики Московского физико-технического института, где он организует Факультет управления и прикладной математики и становится его первым деканом. Одновременно он работает старшим научным сотрудником, заведующим лабораторией Вычислительного центра АН СССР, а в 1967-1985 годах является заместителем директора по научной работе ИВЦ АН СССР. Под его руководством выполнены исследования по разработке математической модели последствий ядерной войны - «ядерная зима» (1983).
C 1985 года и до конца своей жизни Н. Н. Моисеев - советник директора ВЦ АН СССР (РАН), он также один из основателей и президент МНЭПУ (1992). В 1995 году стал главным редактором научно-популярного журнала «Экология и жизнь», первый номер которого вышел в 1996 году.
Скончался 29 февраля 2000 года после тяжёлой продолжительной болезни. Похоронен на Даниловском кладбище в Москве.

Основные направления исследовательской деятельности
теории системного анализа и оптимальных систем;
прикладная математика и её приложения для решения сложных задач физики и техники;
теория и методы расчета систем управления и траекторий космических объектов;
теория управления (общие вопросы теории и методы расчёта конкретных систем управления космическими объектами) и методы оптимизации, в том числе природопользования;
модели динамики биосферы и её стабильности при антропогенных воздействиях (в 1983 году были получены количественные оценки возможных последствий ядерной войны, известные как «ядерная зима» и «ядерная ночь»);
философия естествознания, в том числе методологические проблемы взаимоотношения биосферы и общества и математические модели стабильности биосферы в условиях антропогенных воздействий;
философские и политологические проблемы общества в условиях переходного периода России, процессов самоорганизации (или универсального эволюционизма, по терминологии Н. Н. Моисеева) и необратимости эволюционных процессов;
педагогические и этические проблемы формирования нового мировоззрения для пересмотра взаимоотношения человека и природы, идей эпохи ноосферы В. И. Вернадского и провозглашение коэволюции человека и биосферы как условия выживания человека на планете.
Н. Н. Моисеев - основоположник целого ряда новых направлений в прикладной математике. Его работы посвящены механике и гидродинамике, численным методам в теории оптимального управления, теории иерархических систем, имитационному моделированию, автоматизации проектирования, междисциплинарным исследованиям экологических проблем. В каждой из этих областей Никите Николаевичу принадлежат фундаментальные результаты.
Научные интересы Н. Н. Моисеева были широки и разнообразны. Понимание перспектив развития прикладной математики, вычислительной техники, острая гражданская заинтересованность проблемами страны 50 с лишним лет определяли направления и характер его деятельности. Будучи заместителем директора Вычислительного центра АН СССР (впоследствии - РАН), Н. Н. Моисеев открывал новые области исследований, устанавливал тесные контакты с отраслевыми НИИ и КБ, создавал новые отделы.
Взято с википедии