Божественная комедия данте. Синтез античной и христианской традиции в творчестве данте алигьери

Вергилий (Devil May Cry)

История персонажа

Близнецы Вергилий и Данте наполовину люди, наполовину демоны, сыновья демонического рыцаря Спарды (англ. Sparda ) и земной женщины Евы (англ. Eva ). Оба обладают человеческим обликом и способностью превращаться в демона. Вергилий отличается от Данте как характером (он почти полная противоположность своего брата), так и внешностью (что выражается только в прическе: волосы Данте свободно спадают ему на лоб, а у Вергилия они зачесаны назад). В то время, как Данте занимается охотой на демонов и их истреблением, Вергилий предпочитает использовать их для достижения своих целей: в основном для накопления власти и могущества. Такое положение дел неотвратимо сталкивает братьев в бою. Очевидно, что регулярные потасовки доставляют удовольствие им обоим и являются своего вида спортом, соревнованием.

В играх

Devil May Cry

Данте прибывает на Остров Маллет (англ. Mallet Island ), следуя просьбе Триш (англ. Trish ) помочь ей расстроить планы принца Мира демонов - Мундуса (англ. Mundus ). Боссом четвёртой миссии игры является рыцарь, чей стиль боя сильно напоминает стиль самого Данте. Имя темного рыцаря - Нело Анджело (англ. Nelo Angelo ). По ходу развития сюжета открывается личность таинственного воина. Нело Анджело оказывается рабом Мундуса, который действует против своей воли. Это выясняется в конце их первого сражения с Данте, когда Нело Анджело вместо того, чтобы убить главного героя, покидает поле боя, увидев его Медальон. Амулет играет важную роль как в первой, так и в третьей играх серии - он позволяет открыть Врата между Мирами людей и демонов. Благодаря Амулету в Миссии 17 Данте узнает, что Нело Анджело - это его брат Вергилий.

В конце игры Devil May Cry 3 (которая является приквелом к первой части серии) выясняется каким образом Вергилий стал рабом Мундуса. Оказавшись в Мире демонов, он сталкивается с его принцем. Вергилий решает, что раз его отец мог сражаться с Мундусом, то и он способен на это и, подняв меч, бросается в бой.

Devil May Cry 3

Популярность Вергилия во многом объясняется его появлением именно в этой части игры, где он играет важную роль - является предположительно главным отрицательным персонажем и самым опасным противником Данте. В начале игры через своего помощника Аркхама (англ. Arkham ) он присылает Данте «приглашение», но на самом деле ему нужна часть Амулета, принадлежащая его брату. Позже по призыву Вергилия в центре города вырастает башня Темен-Ни-Гру (Temen-Ni-Gru), в которой находятся Врата между Мирами людей и демонов. Главной целью Вергилия является открыть Врата, запертые Спардой, отцом близнецов, и получить Грань Силы(Force edge), его меч, в котором заключена его сила.

Первая встреча Вергилия и Данте происходит на вершине Темен-Ни-Гру в конце Миссии 7. Сражение оказывается неожиданно жестоким, отражая вражду, существующую между братьями. Победителем в этом бою оказывается Вергилий. Он забирает часть Медальона Данте, и оставляет своего брата на вершине башни, пронзенным его собственным мечом. Поражение пробуждает демонические способности Данте и усиливают его меч Мятежник (Rebellion) его же кровью.

Второе столкновение между братьями происходит в конце Миссии 13. Вергилий находится в Машинном зале в основании Темен-Ни-Гру и пытается сломать печать, наложенную их с Данте отцом на Врата между мирами. Несмотря на то, что у Вергилия уже есть обе части Медальона и его собственная кровь, дверь не открывается, и он считает, ему нужна и кровь его брата - второго потомка Спарды. Когда Данте приходит в Машинный зал, пытаясь помешать своему брату, тот вступает с ним в бой, используя новое оружие - боевые перчатки Беовульф (Beowulf). Во время сражения оба используют свое умение превращаться в демона, что увеличивает их силы и скорость. Когда бой приближается к своей кульминации, в Зал врывается Леди, чуть позже появляется Аркхам (отец Леди). Он раскрывает свой зловещий план - воспользоваться братьями, чтобы открыть Врата в Мир демонов, добраться до меча Спарды и заполучить его силу. Для открытия Врат нужны не только Медальоны и кровь Спарды. Также необходима кровь потомка женщины, которая помогла Спарде запечатать врата. Аркхам использовал для этого кровь Леди, ранив её. Печать взломана, и башня трансформируется, унося Аркхама к вершине. Вергилий во время трансформации исчезает.

В конце Миссии 19 Данте встречается в бою с Аркхамом. В тот момент, когда последний начинает одерживать победу, заявляя, что Данте не сможет тягаться с ним, потому что он всего лишь полудемон, а сам Аркхам получил всю силу Спарды, появляется Вергилий. Близнецы решают объединить свои силы, чтобы уничтожить Аркхама. Данте: Помнишь, что мы обычно говорили в таких случаях? (Remember what we used to say?) Вергилий/Данте(стоя плечом к плечу): ДЖЕКПОТ!!! (JACKPOT!) - одновременный выстрел из стволов Eboni и Ivory в исполнении братьев уничтожает оболочку Аркхама и сбрасывает его на землю, где его уже давно ожидает серьёзный разговор с дочерью (Леди ака Мэри) и её кольтом.

После победы над общим противником братья вновь обращают внимание друг на друга и на свой спор. Вергилий забирает Грань Силы - меч Спарды и свою половину Амулета. Потом он говорит, что ему так же нужна вторая часть. Естественно, Данте отказывает ему и говорит, что Вергилию никогда не стать равным отцу и что главное - не его сила, а душа. Вергилий отвечает, что их души сейчас находятся в противоречии и начинает бой. В этом сражении Данте одерживает победу, но Врата начинают закрываться, потому что половины Амулета были разъединены. Вергилий слишком расстроен своим безоговорочным поражением, и слишком горд, чтобы принять помощь брата. Он остается в мире демонов, чтобы отдать должное Данте - предотвратить всякие будущие попытки соединения миров (а может просто чтобы не отдавать Данте своего медальона - ключа к силе, которую он считал своей). Данте делает последнюю попытку ухватить его, но тот не позволяет ему сделать это, отмахиваясь мечом от руки, протянутой, чтобы удержать его от падения. Эта метка на перчатке Данте - единственное что досталось ему от брата. Эту перчатку он потом хранил в офисе своего агентства Devil May Cry.

Бонусный ролик доступный после окончания игры раскрывает дальнейшую судьбу Вергилия, делая намек на его встречу с Мундусом и их возможное сражение, после которого Вергилий выживает, но становится рабом принца Мира демонов и превращается в темного рыцаря Нело Анджело, а также имеется бонусный ролик в части которого показана трансформация Вергилия в Нело Анджело.

Devil May Cry 3: Special Edition

Главной особенностью специального издания Devil May Cry 3 является возможность выбрать Вергилия в качестве игрового персонажа. По сравнению с Данте его способности заметно меньше. Кроме того, сам сюжет игры остается тем же за исключением вступительного ролика. Более того, боссом в Миссиях 7, 13 и 20 также будет Вергилий (единственным его отличием от игрового персонажа будет цвет одежды - красный, как у Данте). Также играть за Вергилия можно в Миссии 19, в бою против Аркхама. Сделать это сможет второй игрок на втором контроллере.

Оружием Вергилия в данной игре являются:

  • Ямато (англ. Yamato ): подарок отца близнецов, Спарды. Обладает небольшим количеством вариантов атаки, средней убойной силой и высокой скоростью. Дает возможность наносить удары в воздухе.
  • Беовульф (англ. Beowulf ): перчатки, полученные от демона Беовульфа. Отличаются не слишком высокой скоростью атаки, но большой разрушительной силой.
  • Грань Силы + Ямато (англ. Force Edge + Yamato ): одновременно с Гранью Силы, мечом Спарды, Вергилий использует свою катану - Ямато. В это время его атаки напоминают удары Данте. Сочетание двух мечей дает очень высокую скорость атаки и среднюю разрушительную силу.
  • Призывные Мечи (англ. Summoned Swords ): так как Вергилий считает огнестрельное оружие недостойным, он использует волшебные мечи, представляющие собой копии Грани Силы. Они обладают высокой скоростью. Кроме того, Вергилий может вызывать в любой момент, даже во время атаки холодным оружием.

Единственным и уникальным стилем Вергилия является Темный Убийца (Darkslayer), дающий герою способность телепортироваться на небольшое расстояние. Может применяться как для защиты, так и для нападения. Также как и Данте, Вергилий может превращаться в демона, используя Демоническую Силу (англ. Devil Trigger ).

DmC Devil May Cry

Вергилий рос отдельно от Данте, в богатой семье. Будучи школьником, Вергилий написал сверхмощную шифровальную программу. Его родители были убиты демонами. Чтобы отомстить, Вергилий создал тайную организацию, известную как «Орден» (англ. The Order ), которая пытается уничтожать демонов, которые порабощают наш мир.

Характер персонажа

В третьей части игры Вергилий показан человеком, движимым жаждой власти и силы, не считающимся с её ценой, персонажем, далеким от идеала. Его характер является полной противоположностью характера его брата. В отличие от дерзкого и несдержанного Данте, Вергилий элегантен, спокоен и серьезен, но в то же самое время жесток, холоден и расчетлив. Однако, он не является полностью отрицательным персонажем. В Миссии 19 во время боя с Аркхамом он присоединяется к Данте и помогает ему.

Таким образом, можно предположить, что братья не были врагами изначально. Скорее, их соперничество стало следствием каких-то разногласий. Либо это соперничество просто основано на практической неуязвимости обоих, из-за чего любая их встреча может окончиться «дружеской» дракой без правил. К тому же в первой части игры Данте вспоминает как Ева, их мать, говорит братьям: «Данте, Вергилий, с Днем Рождения!». То есть вражда между ними возникла позже, и её причиной может быть изменение характера Вергилия, ставшего циничным и амбициозным. Отсюда, вероятно, происходят его отрицательные стороны, в том числе и жажда власти.

Также интересно отметить, что Данте склонен относить себя к человеческому миру, потому чаще вспоминает о Еве, своей матери. Вергилием же полностью владеет идея обретения силы его отца. По характеру Вергилий также больше напоминает хладнокровного и уравновешенного Спарду, когда как Данте больше похож на веселую и беззаботную Еву. Разнится и отношение близнецов к своему происхождению - Данте гордится тем, что он сын спасителя человечества, в то время как Вергилий страдает от понимания того, что его сила никогда не станет сравнима с силой отца. В финальном сражении третьей части Данте говорит своему брату, что сила, полученная ими в наследство от отца ещё не самое главное, и что гораздо важнее их душа. И во имя благородной души Спарды Данте готов остановить Вергилия даже если для этого придется его убить. Вергилий оказывается взбешен тем, что «глупый» брат лучше него понял их отца, и после непродолжительного боя спокойно принимает поражение.

Возможно, именно такое различие жизненных ценностей и разделило братьев. Однако, видно, что между ними никогда не было настоящей ненависти - оба всегда были готовы спасти жизнь другому, хотя периодически едва не убивали друг друга. Данте переживает потерю брата, проливая слезы первый раз в жизни.

Но нельзя не заметить ещё один интересный факт, в первом сражении, где Вергилий пронзает своего брата мечом и срывает медальон, думая что убил Данте проявляет скорбь пару секунд, но потом быстро берет себя в руки. Также, в конце финальной битвы (когда закрываются врата мира демонов), Вергилий дает брату шанс уйти назад в мир людей прыгнув в пропасть. На этих фактах можно полагать что даже враждуя, где-то в глубине души ему жаль причинять боль брату…

Оружие и стиль

В первой части серии игр Devil May Cry Вергилий (Нело Анджело) и Данте владеют сходными боевыми стилями, что позволяет догадываться о некой связи, существующей между ними. В то время как в Devil May Cry 3 стиль Вергилия заметно отличается от стиля его брата и отражает особенности его характера. Его основным оружием является катана Ямато, подарок отца, меч с заключенной в нём темной силой. Его стиль характеризуется очень быстрыми, едва уловимыми глазом, движениями, его удары немногочисленны, но точны и смертельны, что отражает его искусство владения мечом. В качестве второго оружия Вергилий использует перчатки Беовульф, позволяющие ему использовать различные приемы боевых искусств и увеличивающие силу его атак. В финальной схватке с Данте Вергилий использует также Грань Силы (Force Edge), меч Спарды, и в это время его стиль напоминает стиль его брата. Одновременно с Гранью Силы он пользуется и собственным оружием - Ямато. Вергилий не использует огнестрельное оружие, считая его недостойным воина. Однако для дистанционных атак он применяет Призывные Мечи - волшебные мечи, которые очень сильно напоминают Грань силы, хорошо подходящие как для нападения, так и для защиты.

  • Motion capture Кредо из DMC4 и Вергилия делает один и тот же актёр, Дэниэл Саутворт, но Кредо озвучивает Ти-Джей Ротоло (англ. T.J. Rotolo), известный по голосу Фрэнка Веста из игры Dead Rising .
  • Приемы Нело Анжело (DMC 1) и Кредо (DMC 4) очень схожи, различия лишь в том что Кредо использует щит и светлую магию, а Нело использует тьму и умеет блокировать полностью удары Данте.
  • В DMC 3:Dante’s Awakening Вергилий в пятом «костюме» при переходе в дьявольскую форму превращается в Нело Анжело.

Примечания

  1. Вергилий : Битва с Принцем Тьмы доставит мне огромное удовольствие. Если мой отец смог сделать это, то и я тоже смогу! (It would be fun to fight with the Prince of Darkness. If my father did it, I should be able to do it too!) (Devil May Cry 3 ) Capcom, 2005
  2. Аркхам : Ваше имя Данте? Сын Спарды? (Is your name Dante? Son of Sparda?) Данте : Кто вам это сказал? (Where did you hear that?) Аркхам : Ваш брат. Он прислал вам приглашение. Пожалуйста примите его. (From your brother. He sent this invitation to you. Please accept it Данте : Приглашение? (Invitation huh?) (Devil May Cry 3 ) Capcom, 2005
  3. " Вергилий: Почему ничего не происходит?! Здесь чего-то нехватает? Может нужно больше крови? (Why isn’t this working?! is there something missing? Must more blood be shed?) Данте : Похоже, ты в плохом настроении.(You seem to be in a bad mood.) Вергилий: Данте. (Dante.) Данте: Итак, получается медальон моей матери - это ключ, открывающий врата в Мир Демонов. Хороший план, Батя. (So my mother’s amulet is the key that unlocks the door to the Demon World. Good Plan, Pop.) Вергилий: Вообще-то все наоборот… Первоначально он был ключом в Мир Демонов, но потом был принесен в дар людям. (Just the opposite actually… Originally it was the key to the Demon World but was given to humans as a gift.) Данте: Какая разница, это не важно. Важно то, что мною пройден весь этот путь. Уверен, у тебя есть время на ещё одну игру, не так ли? (It doesn’t matter to me one way or the other. More importantly I’ve came all this way. I’m sure you have time for one more game, right?) Вергилий: Почему бы и нет. Все же в наших жилах течет одна кровь. Я только использую немного твоей крови, чтобы снять заклятьице папочки. (Why not? After all we share the same blood. I’ll just use more of yours to undo daddy’s little spell.) Данте : То есть… тебе нужен кусочек меня? Ладно, братец. Возьми его, если сможешь! (So you want a piece of me. literally. Okay, bro. come and get it, if you can!) (Devil May Cry 3 ) Capcom, 2005
  4. Аркхам : Бесполезно! Независимо от того, сколько в тебе силы, ты всего лишь полукровка. Ты не сможешь победить чистокровного демона, настоящего Спарду! Это ещё что? Будь ты проклят! (No use! Regardless of how strong you are, you are nothing but a half breed. You cannot defeat a pure demon, the real Sparda! What’s this? Damn you!) Вергилий : Я пришел, чтобы забрать свою силу. Ты не можешь использовать её. (I’ve come to retrieve my power. You can’t handle it.) Данте : Посмотри на себя! Драматично выходишь и становишься в центре внимания, вместо МЕНЯ. (Look at you! Making big drammatic enterence and stealing MY spotlight.) Вергилий : Ну… может, ты в это и не веришь, но он заслуживает того, чтобы быть в центре нашего внимания сегодня, не так ли? (You dont possibly believe that this should be our vain event for today?) Данте : Ты знаешь… Я думаю, ты прав. (Now when you mantioned it… you’re right.) (Devil May Cry 3 ) Capcom, 2005
  5. Вергилий : (падает на колено)Я… проиграл? (Am I… being defeated?) Данте : В чём дело? И это всё на что ты способен? Давай, вставай! Ты можешь гораздо лучше. (What’s wrong? Is that all you’ve got? Come on, get up! You can do better than that.) Вергилий : (поднимаясь с колен) Портал в мир людей закрывается, Данте, потому что медальоны были разъединены. (The portal to the human world is closing Dante, because the amulets have been separated.) Данте : Давай закончим сначала с этим. Я должен тебя остановить, даже если мне придётся убить тебя! (Let’s finish this first. I have to stop you, even if that means killing you!) (Вергилий не успевает парировать удар). Вергилий : Никто не должен завладеть им, Данте (про медальон). Он мой. Он принадлежит сыну Спарды. Оставь меня и уходи, если ты не хочешь оказаться в ловушке мира демонов. Я остаюсь. Это место было домом нашего отца. (No one can have this Dante. It’s mine. It belongs to a son of Sparda. Leave me and go, if you don’t want to be traped in the demon world. I’m staying. This place, was our father’s home) (делает шаг с утеса в пропасть). (Devil May Cry 3 ) Capcom, 2005

Восьмой ров восьмого круга скрывает в себе движущиеся огни, в пламени которых заключены лукавые советчики. Здесь происходит встреча Данте с Улиссом (Одиссеем), наказанным за хитрость с Троянским конем. Улисс служит Данте зеркалом самопознания. Он похож на Данте стремлением вырваться из рамок обыденности, открыть новые миры.

Своей тоски не мог я обуздать,

И, возложив на море упованья, p>Я был гоним желанием узнать

Иных краев далеких очертанья.

В то же время Улисс – антипод Данте. Улиссом движет любопытство, а Данте – жажда истины. «Данте – паломник, а Улисс – путешественник», - подытоживает Ю.М. Лотман. Улисс – герой наступающей эпохи Возрождения, и характерно, что этот образ и привлекает и отталкивает Данте. Шествуя дальше, Данте и Вергилий различают вдалеке подобие башни. Это гиганты, стоящие в колодце, который ведет в самую нижнюю часть Ада. Зевс сбросил их в преисподнюю за то, что титаны покушались на его власть. Гигант Антей в ладони переносит Данте и Вергилия на дно колодца, и они оказываются на льду озера Коцит. Это и есть девятый, последний круг Ада.

Коцит делится на четыре пояса, в центре же – сам владыка зла Люцифер. Здесь место тех, чей грех – обманутое доверие. Данте показывает, что хорошо усвоил уроки Вергилия: он полон ненависти, колотит одного из грешников, обманывает другого. Данте клянется, что очистит ото льда глаза грешника, если тот расскажет ему о себе, но затем отказывается выполнить обещание.

Сперва ответь мне, грешное созданье,

Кто ты, - и я немедленно сорву

С тебя покров. А коль твое желанье

Я не исполню, то в холодном рву

С тобою леденеть под ветром стану.

Да будет так, коль я тебе совру.

И это происходит в той части Ада, где несут кару за поруганное доверие. Но это перевернутый мир, мир зеркально измененных этических норм, где такой поступок – моральный подвиг.

Нечестно поступать с ним – было честно

И лед с него я не содрал тогда…

Последняя песнь «Ада» описывает встречу с Люцифером. Данте издалека видит нечто, похожее на гигантскую ветряную мельницу. Чтобы выбраться из Ада, Вергилий велит Данте обхватить его вокруг шеи и начинает спуск вниз по косматой шерсти дьявола. Карабкаясь вдоль ручья Леты, странники выходят на поверхность: они – на острове Чистилища.

Глава 4. Чистилище

Герои выходят на первый уступ Предчистилища, где находятся души отлученных от церкви. Путешествуя по уступам и кругам Чистилища, Данте нередко слышит просьбы душ напомнить о себе по возвращении. т.к. молитвы еще живущих на земле добрых людей могут сократить испытания, отведенные на долю обитателей Чистилища.

И коль моими тронут ты мольбами,

То, может быть, захочешь передать

Констанце все, что сказано меж нами.

Должны живые мертвым помогать.

Такова просьба Манфреда, сына Фридриха II.

Второй уступ Чистилища – место, где ждут своего часа нерадивые души. Далее Данте попадает к вратам Чистилища, где вместе с Вергилием предстает перед ангелом. Ангел чертит семь «Р» на лбу у Данте (peccatum – грех) и после просьбы отпирает врата, предупредив, что оглянувшийся будет наказа. Ангел пропускает путников. Ну чем не миф об Орфее и Эвридике?

В первом круге искупается гордыня:

Род христиан, гордынею смущенный,

Ты думаешь, что люди велики?

О нет! С пути прямого совращенный,

Ты позабыл, что все мы – червяки.

Во втором круге искупают свой грех завистники. У них зашиты глаза. Гневливые третьего круга задыхаются в густом дыму. В четвертом круге обитают унылые.

В пятом круге, где наказуется скупость и расточительство, Данте и Вергилий встречают Стадия, который, как полагал Данте, тайно принял христианство и потому обрел путь на Небо. Стадий - одно из alter ego автора, поэт, перешедший от языческой духовности к христианской.

Затем путники минуют шестой круг, где около богатого плодами древа голодают грешники, повинные в чревоугодии (см. миф о Тантале).

Последняя преграда на пути к Раю находится в седьмом круге, где очищаются сладострастники. Поэту предстоит пройти сквозь огненную стену, чтобы очиститься от сластолюбия и последней «Р» (предыдущие шесть исчезли на предшествующих кругах).

Проведя Данте через все круги Ада и Чистилища, Вергилий выполнил свою роль проводника. Земной разум (то бишь Вергилий) уже не может руководить человеком в области, соприкасающейся с небесными мирами.

Но понял вдруг, что рядом нет певца,

Которого ко мне она послала.

И кровь немедля схлынула с лица:

Вблизи меня Вергилия не стало!

Античность долгое время сопровождала и опекала христианство. Но далее ей нет больше места. Конец пути пройдет под знаком небесной мудрости (суть есть Беатриче).

Опасность дышит в сумраке тревожном.

Пройдя с поэтом сквозь угрюмый Ад,

Сквозь все, что мне казалось невозможным, Вскарабкавшись на Гору, был я рад

Со спутницей моей взойти в итоге

В Рай, где огни бессмертные горят.

Глава 5. Рай

Далее поэт посещает земной Рай на вершине горы Чистилища (здесь происходит его долгожданная встреча с возлюбленной) и возносится на первое небо, попадая в сферу Луны. Взлетая, путники пересекают сферу Огня, окружающую землю (средневековое представление об атмосфере?). На Луне они встречают бледные тени – пассивные души, не сдержавшие обета, но и не отягощенные грехами.

Здесь - души, что нарушили священный

Обет; они сюда удалены

По воле Провиденья неизменной.

Второе небо – Меркурий. Достоинство здешних обитателей – активная реализация идеалов. Это обитель реформаторов и невинно пострадавших.

Я кесарем вершил дела благие.

Теперь меня Юстинианом звать

Ты можешь… Отдавал стране долги я,

Спеша законы к лучшему менять,

Высокое блюдя их назначенье,

Чтоб легче было зло искоренять.

Взлетев на третье небо – небо Венеры, Данте видит, как внутри светила кружатся маленькие звезды. Это души любвеобильных. Здесь поэт (не утихла еще ненависть к оклеветавшим его флорентийцам!) создает выразительный образ: Люцифер, как дурное семя, пророс из преисподней стеблем, который и есть Флоренция. На стебле расцвел проклятый цветок – флорин (на монете изображена лилия), множимый Флоренцией на горе людям.

Твой город стал теперь распространять,

Отвыкнув соблюдать приличья строго,

Цветок проклятый, чтобы им сбивать

С пути ягнят. Стал пастырь нынче волком.

И только теперь Данте оказывается в сфере Солнца – четвертом круге (гелиоцентризм еще не изобрели). Поэт рисует впечатляющую картину созвездия великих мыслителей, которые двумя венцами вращаются вокруг него в противоположных направлениях, образуя «содружество божеств». Среди них Фома Аквинский, Дионисий Ареопагит, Павел Орозий, Боэций, Августин, Иоанн Златоуст, Иоахим и многие другие. Среди мудрецов четвертого круга (а он принадлежит именно им) немало тех, кто своими произведениями, оказал немалое влияние на Данте в общем и на создание «Божественной комедии» в частности. Но не всех. Здесь вы не найдете мудрецов античности – для них Данте любезно выделил жилплощадь в первом круге Ада.

Помощь

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

В удивительно последовательной композиции «Божественной комедии» сказался рационализм творчества, развившегося в атмосфере новой буржуазной культуры.

«Божественная комедия» построена чрезвычайно симметрично. Она распадается на три части; каждая часть состоит из 33 песен, причём кончается словом Stelle, то есть звёзды. Всего таким образом получается 99 песен, которые вместе с вводной песней составляют число 100. Поэма написана терцинами — строфами, состоящими из трёх строк. Эта склонность к определённым числам объясняется тем, что Данте придавал им мистическое толкование, — так число 3 связано с христианской идеей о Троице, число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа и пр.

Согласно католическим верованиям загробный мир состоит из ада, куда попадают навеки осуждённые грешники, чистилища — местопребывания искупающих свои грехи грешников — и рая — обители блаженных.

Данте с чрезвычайной точностью описывает устройство загробного мира, с графической определённостью фиксируя все детали его архитектоники. В вводной песне Данте рассказывает, как он, достигши середины жизненного пути, заблудился однажды в дремучем лесу и как поэт Вергилий, избавив его от трёх диких зверей, загораживавших ему путь, предложил Данте совершить странствие по загробному миру. Узнав, что Вергилий послан Беатриче, Данте без трепета отдается руководству поэта.

Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб (А., IV, 25-151), где пребывают души добродетельных язычников, не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Эврипида и др. Следующий круг (ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли) заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти. Среди носимых диким вихрем Данте видит Франческу да Римини и её возлюбленного Паоло, павших жертвой запретной любви друг к другу. По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников, принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи (среди них император Фридрих II, папа Анастасий II), тираны и убийцы, плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов. Муки обманщиков разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников, из них величайшие — Иуда, Брут и Кассий, — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Бога ангел, царь зла, обречённый на заключение в центре земли. Описанием страшного вида Люцифера заканчивается последняя песнь первой части поэмы.

Чистилище

Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора — чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum — грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается все выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.

В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.

«Комедия» — последнее и самое зрелое произведение Данте. Поэт не сознавал, конечно, что его устами в «Комедии» «заговорили десять немых столетий», что он подытоживает в своём произведении всё развитие средневековой литературы.

По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность. Этим аллегориям даётся также политическое истолкование: рысь — Флоренция, пятна на шкуре которой должны обозначать вражду партий гвельфов и гибеллинов. Лев — символ грубой физической силы — Франция; волчица, алчная и похотливая — папская курия. Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии (некоторые историки литературы дают всей поэме Данте политическое толкование). От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче (богословием — верой). Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории тот, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.

«Божественная комедия» проникнута политическими тенденциями автора. Данте никогда не упускает случая посчитаться со своими идейными, даже и личными врагами; он ненавидит ростовщиков, осуждает кредит как «лихву», осуждает свой век как век наживы и сребролюбия. По его мнению, деньги — источник всяческих зол. Тёмному настоящему он противопоставляет светлое прошлое, Флоренции буржуазной — Флоренцию феодальную, когда господствовала простота нравов, умеренность, рыцарское «вежество» («Рай», рассказ Каччагвиды), феодальную империю (ср. трактат Данте «О монархии»). Терцины «Чистилища», сопровождающие появление Сорделло (Ahi serva Italia), звучат, как настоящая осанна гибеллинизма. К папству как к принципу Данте относится с величайшим почтением, хотя отдельных представителей его, особенно тех, которые способствовали упрочению в Италии буржуазного строя, ненавидит; некоторых пап Данте встречает в аду. Его религия — католичество, хотя в неё вплетается уже личный элемент, чуждый старой ортодоксии, хотя мистика и францисканская пантеистическая религия любви, которые принимаются со всей страстью, тоже являются резким отклонением от классического католицизма. Его философия — богословие, его наука — схоластика, его поэзия — аллегория. Аскетические идеалы в Данте ещё не умерли, и тяжким грехом почитает он свободную любовь (Ад, 2-й круг, знаменитый эпизод с Франческой да Римини и Паоло). Но не грех для него любовь, которая влечёт к предмету поклонения чистым платоническим порывом (ср. «Новую жизнь», любовь Данте к Беатриче). Это — великая мировая сила, которая «движет солнце и другие светила». И смирение уже не есть безусловная добродетель. «Кто в славе сил не обновит победой, не вкусит плод, добытый им в борьбе». И дух пытливости, стремление раздвинуть круг знаний и знакомство с миром, соединяемое с «добродетелью» (virtute е conoscenza), побуждающее к героическим дерзаниям, — провозглашается идеалом.

Своё видение Данте строил из кусков реальной жизни. На конструкцию загробного мира пошли отдельные уголки Италии, которые размещены в нём чёткими графическими контурами. И в поэме разбросано столько живых человеческих образов, столько типичных фигур, столько ярких психологических ситуаций, что литература ещё и сейчас продолжает черпать оттуда. Люди, которые мучаются в аду, несут покаяние в чистилище (причём объёму и характеру греха соответствует объём и характер наказания), пребывают в блаженстве в раю, — все живые люди. В этих сотнях фигур нет и двух одинаковых. В этой огромной галерее исторических деятелей нет ни одного образа, который не был бы огранён безошибочной пластической интуицией поэта. Недаром Флоренция переживала полосу такого напряжённого экономического и культурного подъёма. То острое ощущение пейзажа и человека, которое показано в «Комедии» и которому мир учился у Данте, — было возможно только в социальной обстановке Флоренции, далеко опередившей остальную Европу. Отдельные эпизоды поэмы, такие, как Франческа и Паоло, Фарината в своей раскалённой могиле, Уголино с детьми, Капаней и Улисс, ни в чём не похожие на античные образы, Чёрный Херувим с тонкой дьявольской логикой, Сорделло на своём камне, по сей день производят сильное впечатление.

Роль символа в «Божественной комедии» Данте.

Эго Данте необычно. На его пути ему мешают три символических зверя - три самых страшных греха по мнению Данте. Это пантера (рысь), лев и волчица. Рысь - сладострастие, пантера - олицетворение олигархической власти во Флоренции. Рысь он обходит. Лев - это гордость, а также политическая тирания монарха и государства, он был на гербе Флоренции. Обходит и его. Самое страшное - алчность, волчица. В широком смысле. Вергилий, его послала Беатриче. Данте не хочет спускаться в ад, его пугает надпись над вратами ада. Вергилий уговаривает именем Беатриче, она не просто женщина.

Данте обращается к страстям первым в мировой литературе, делает их предметом изображения. Человеческий образ. Пословица: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями». Грешники в высших кругах ада чаще всего попадают туда за благие намерения. Низшие круги - закоренелые преступники, но есть и исключения. В высших кругах есть надежда на прощение.

Образ Беатриче в творчестве Данте («Новая жизнь», «Божественная комедия»).

Родился Данте во Флоренции, его имя - это семейная традиция. Род Алигьери был знатным, среднего достатка. Обычные люди. Когда Данте становится известным, то итальянцы начинают в обычных событиях искать знамения. Джованни Боккаччо - первый биограф Данте, рассказывает сон матери Данте. Она лежит на лугу под лавром, рядом чистый родник. Неожиданно рожает сына, тот ест ягоды лавра, пьет из родника, становится пастухом, пытается нарвать листьев лавра, устает, падает, а когда встает - он уже павлин.

Символика: ягоды - плоды трудов его предшественников, вода - философия, листья лавра - слава, пастух - пастырь народов. Данте хотел быть увенчанным лавровым венком. Падение - смерть, павлин - символ вечности. Боккаччо излагает нам не факты, а создает духовный облик человека, живущего на грани веков. Энгельс: «Данте - последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени». В его натуре уживались черты обеих эпох - усиление рефлексии, психологический конфликт. Образ Данте отнюдь не идеальный. Чрезмерно горд, честолюбив, страстен, не чурался политики, но честный. Один из наиболее образованных людей - но это самообразование. Болонский университет, изучал правоведение.

Италия в Средние века не была единым государством, более всего состояла из так называемых городов-республик с цеховым самоуправлением. Из каждого цеха - представитель. Разногласий в цехе быть не должно - представитель выражал единую точку зрения. Итальянцы понимали, что должны объединиться. Выделение двух партий: гвельфов и гибеллинов. Гибеллины - высшая знать, аристократия, боролись за объединение страны под властью германского императора - светская власть. На объединение также претендовал Папа Римский - за него стояли гвельфы, по большей части городская знать. Данте был гвельфом по семейной традиции. Достиг успеха в политике, но, провластвовав почти 20 лет, гвельфы раскалываются на черных и белых. Белые, а с ними и Данте, ориентировались на императора, черные - на папу. Переворот во Флоренции, белые потерпели поражение, почти всех привели на суд, такую повестку получил и Данте, бежал из Флоренции, более туда за всю жизнь не возвращается - странник. Во Флоренции осталась жена с детьми, только треть имущества осталось. В изгнании Данте хотелось всемирной славы, хотел, чтобы флорентийцы просили его вернуться. Слава пришла, но флорентийцы его не простили. 14 сентября 1321 - умирает в Ровенне, в доме внучатого племянника Франчески да Рамини. Прах Данте требует Флоренция, но Ровенна так его и не вернула.

В 1283 Данте приходит в цех поэтов, приносит первый сонет. Он посвящен Беатриче. В это время в Италии господствует «новый сладостный стиль» («dolce stil nuovo»). Рыцарская литература - замковая, салонная, а здесь - горожане, пишут для горожан. Поэты-стильновисты приспособили поэзию трубадуров для горожан - усиливают момент поклонения даме - дама-ангел, мадонна. Любовь к такой даме - первая ступенька, ведущая к Богу. Мир создан божественной любовью, ее трудно познать, любовь земная - первая ступенька к этому. Дама становится бесплотной, в поэзии «стильновистов» - нет описаний. Беатриче всегда одета в алые одежды - священный цвет. Это все, но много о духовном облике. Ученые спорят, была ли на самом деле Беатриче. Беатриче - образ-символ. Была такая девушка, Данте с ней знаком, она рано умерла. Что-то в ней поразило Данте, и он создал условно-идеальный образ.

«Новая жизнь» - Данте пишет после смерти Беатриче, должна увековечить ее облик и объяснить человечеству концепцию любви стильновистов. И стихи, и проза. Начинается серьезно и неуклюже. Хочет описать новую жизнь после смерти Беатриче. Пишет, что впервые встретил ее, когда ему было девять - магическое число (три тройки). Потом в 18 - тоже магическое число. Всегда видел ее в священных алых одеяниях. Начинает любить ее любовью стильновистов в 18. Сначала невнимание Беатриче больно ранит Данте, но постепенно горечь уходит, так как Данте осознает, что любовь ценна сама по себе, это стимул для постоянной духовной работы, самосовершенствования. Идеализация образа. В третьей части Беатриче умирает, природа оплакивает ее. Смерть воспринимается как мировая катастрофа. Но есть еще и 4 часть, где Данте описывает свою болезнь, за ним ухаживала дама - ей посвящено 4 сонета. Понятно, что он любит ее, но обычной любовью. Данте запрещает себе иметь с ней дело. «Новая жизнь» - это первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывает читателю самые сокровенные чувства. Потом изгнание и Данте на долгие годы забывает о лирике.

«Божественная комедия» – знаменитое эпическое произведение, изучаемое многими поколениями литературоведов и любителей поэзии. Как и во многих средневековых опусах, в поэме нашли отражение мысли и суждения самого автора о политике, религии и обществе. Данте был истинно верующим христианином и имел весьма твёрдые политические убеждения. В его произведениях часто можно найти оценку некоторых исторических событий и персоналий, и «Ад» – первая часть «Божественной комедии» - тоже не является исключением. Давайте посмотрим, каких реальных людей Данте считал достойными вечных мучений.

Души, не сделавшие ни доброго,ни злого, не достойны даже ада

Пьетро Анджелари дель Мурроне, ставший Папой Целестином V в 1294 году, предположительно является одной из душ, находящихся перед входом в ад. Данте называет его тем, «кто от великой доли отрекся в малодушии своём». Отречением от великой доли автор «Божественной комедии» называет добровольную отставку Папы через 161 день после избрания.

Как набожный христианин, Данте увидел в этом не только грех против Бога, но и преступление против общества. Если вы будете читать «Божественную комедию», то найдёте, что Данте был сторонником высокого социального порядка и ненавидел тех, кто желал нарушить его или избежать ответственности за его соблюдение. Данте поместил Целестина V в преддверии ада, где души людей, не сделавших в жизни ни доброго, ни злого, бегут по кругу за знаменем их собственных интересов, а сзади их жалят слепни и осы.

Лимб - место некрещенных праведников

Данте полагал, что Юлий Цезарь был предназначен править миром божественным провидением, и его смерть означала конец единения Италии. Так почему же поэт отправил императора в ад?

Юлий Цезарь находится в первом круге ада, называемом Лимб, вместе с душами других таких добродетельных язычников, как философы, учёные, математики, честные вожди и политики.

Но Данте, как мы уже сказали, был крайне набожным христианином. Он считал, что для попадания на небеса необходимо крещение, а так как Юлий Цезарь не мог быть крещён, он обречён жить в месте, лишь бледной тенью похожем на Рай. По Данте, Лимб представляет собой окружённый зелёным лугом замок с семью воротами, символизирующими добродетели.

Люди в Лимбе не имели никакого греха перед Богом, их единственная вина была в том, что они жили до Рождества Христова. Хотя учение о сошествии в ад говорит, что Иисус Христос спустился в преисподнюю и принёс спасение праведникам в Лимбе.

Души прелюбодеев кружит вечная буря, не давая им ни мгновения покоя

Франческа да Римини встречается Данте во втором круге сладострастников, то есть блудников и прелюбодеев. Франческа жила в середине XIII века и была дочерью лорда Гвидо да Полента из Равенны. Отец насильно выдал дочь замуж за Джованни Малатеста, старшего сына лорда Малатеста да Варуккио, правителя Римини, надеясь на политический союз. Франческа полюбила младшего брата Джованни Паоло, который тоже находится во втором круге. Джованни поймал любовников на месте и заколол обоих мечом.

В «Божественной комедии» Франческа говорит, что на любовную связь её и Паоло толкнула история страсти Ланселота и Гвиневры, жены короля Артура. Осуждая грех прелюбодеяния и презирая похотливую любовь, Данте всё же намекает, что Джованни уготовано куда более страшное наказание в девятом круге братоубийц. А Франческу и Паоло и другие души прелюбодеев кружит вечная буря, не давая им ни мгновения покоя.

Своего личного врага Данте приговорил к стигийскому болоту

Филлипо Ардженти был известным политиком и «чёрным» гвельфом. Данте встречает его в пятом круге ада – стигийском болоте гневных и ленивых.

Гвельфы были сторонниками ограничения власти императора Римской империи через увеличение влияния религиозного христианства, в частности, Папы Римского. В XIII веке между ними произошло разделение на более радикальных «чёрных» и умеренных «белых» гвельфов, особо ожесточённая борьба между которыми во Флоренции (родине Данте) продолжалась до конца столетия, пока «чёрных» не поддержали войска Карла Валуа, и тогда «белые» подверглись жестоким гонениям. Будучи «белым» гвельфом, Данте сильно пострадал непосредственно от самого Ардженти, который не только лишил его семью дома, но и преследовал даже в изгнании.

В аду Ардженти встречается с Данте на реке Стикс, и поэт отвечает своему врагу: «Плачь, сетуй в топи невылазной, проклятый дух, пей вечную волну!», после чего Ардженти разрывают на куски другие осуждённые безумные души.

6. Фридрих II

За отлучение от церкви дается строгое наказание

Даже император не избежал осуждения Данте. В Средние века Фридрих II был одним из самых могущественных правителей Священной Римской империи. Однако, несмотря на все заслуги перед Италией, в том числе и основание Неапольского университета и, по сути, создание литературного итальянского языка, Фридрих всё же осуждён Данте в шестом круге вместе с еретиками в огненных гробницах, возможно, из-за своего неоднократного отлучения от церкви и преданию анафеме.

После своего отлучения Фридрих отправился в Крестовый поход, игнорируя церковный запрет участвовать в каких-либо деяниях от имени Иисуса Христа. Позже император освободил Иерусалим от мусульман и объявил себя его королем, вынуждая церковь предать анафеме весь этот центр христианства за укрывательство ересиарха. Ненависть церковников к Фридриху была так сильна, что смерть императора вызвала просто безудержное ликование.

Изощренное наказание за грех симонии не избежал даже папа римский

Среди католических священников всех времён были и те, кто покупал сан за деньги или услуги, как и любую мирскую должность. В XIII веке таким был папа Николай III, заслуживший самое строгое наказание за грех симонии.

Папа Николай III происходил из знатной семьи и всё недолгое правление на папском престоле старался продвинуть своих родственников по служебной лестнице. Это также послужило укреплению его власти. За явное кумовство и использование данной ему силы в корыстных целях Данте поместил Николая III в восьмой круг ада, где все симониты замурованы в скалы вниз головой, а их ступни лижет огонь.

Зачинщики раздора вечно мучимы потрошением

В том же круге Данте встречает душу Бертрана де Борна, осуждённого за сеяние раздора. Этот крупнейший средневековый трубадур Прованса сыграл важную роль в организации и предводительстве восстания Генриха Плантагенета («Молодого короля») против своего отца Генриха II Английского.

Данте, полагая, что этим восстанием Бертран предал священство поэзии, поместил его в один из рвов восьмого круга ада, где все зачинщики раздора вечно мучимы потрошением. Души грешников безостановочно идут по кругу, а бесы вырывают у них различные части тела и органы. Раздробленная надвое голова Бертрана де Борна символизирует раскол и кровавую войну отца с сыном.

Лукавые советники достойны вечного скитания внутри неугасимого огня

Ещё одна отсылка к ненавистному Данте Папе и его окружению. Гвидо да Монтефельтро, полководец и советник, был помещён поэтом вместе с лукавыми советниками в глубоком рве всё того же восьмого круга ада.

Папа Бонифаций VIII, желая избавиться от врагов, особенно от рода Колонна, попросил помощи у Монтефельтро, и тот посоветовал ему как можно обманом взять Палестрину, владение Колонна. Гвидо предложил папе объявить им ложную амнистию, а после захвата крепости казнить. За это папа выдал своему советнику полную индульгенцию, впоследствии Гвидо принял монашеский постриг в орден францисканцев. Хотя Данте и знал об этом, он всё же твёрдо верил, что Монтефельтро не приносил настоящего покаяния.

Поэт осудил коварного политика на вечное скитание по восьмому кругу внутри неугасающего огня. В двадцать седьмой песне «Ада» Гвидо рассказывает Данте, как в момент его смерти за ним было прилетел Святой Франциск, но тут же явился чёрный херувим и унёс Монтефельтро в глубины ада.

2. Уголино делла Герардеска


Мало что может быть страшнее, чем навлечь кару на невинных детей

В девятом круге находятся предатели, осуждённые на вечное мучение в ледяном озере Коцит. Здесь души грешников заморожены по шею, а лица их от стыда опущены вниз.

В одном из рвов круга Данте встречает графа Уголино, поедающего архиепископа Руджиери дельи Убалдини. Это обоюдная кара: Уголино был тираном для Пизанской республики, а архиепископ, вначале будто бы поддерживающий его, впоследствии поднял народное восстание.

Уголино был замурован в башне вместе со своими ни в чём не повинными сыновьями и внуками. Ключи от башни бросили в реку, обрекая заключённых на медленную смерть, и обезумевший от голода Уголино ел мёртвые тела своих детей.

1. Брут и Кассий

Самой жестокой каре подвергаются предатели

В самом низу девятого круга в ледовой воронке находится сам Люцифер в виде чудовищного зверя с тремя головами и шестью крыльями. В безобразных пастях падшего ангела терзаются три заледеневшие души. Данте определил на самое дно ада трех величайших предателей: Иуду Искариота, Гая Кассия Лонгина и Марка Юния Брута. Для Данте эти трое были величайшими грешниками в истории человечества и достойны самого сурового наказания за их отвратительные преступления.

Как мы уже упоминали, Данте считал, что Юлий Цезарь был избранным Богом правителем мира, и не только как император. По мнению поэта, Цезарь должен был стать главным распространителем христианства в Риме, и два предателя и зачинщика заговора против императора, Брут и Кассий, осуждены на вечное терзание.

Во всей «Божественной комедии» Данте есть много других персонажей, которые также интересны с точки зрения истории и литературы, в том числе и провожатый по аду Вергилий и возлюбленная поэта Беатриче. И хоть это всего лишь художественное произведение, но путешествие по кругам ада заставляет нас задуматься о смысле жизни и правильности выбранного пути.

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. Какая Лидия «практически подарила России» Анри Матисса?
3. Какая деталь захлопывает капкан?
9. Какое вещество, улучшая внешний вид продуктов, часто делает их опасными для нашего организма?
10. Где выросла диснеевская Рапунцель?
11. Обморочное состояние.
15. В какой стране попытку побега из тюрьмы не считают преступлением?
16. «Нос на мокром месте».
17. Кто разработал программу реформ, воплощённую в жизнь Петром Столыпиным?
18. Гордон Гекко с лицом Майкла Дугласа из драмы Оливера Стоуна.
21. Заначка судьбы.
27. Кто послал Вергилия на встречу с Данте в его «Божественной комедии»?
28. С чем переборщила героиня рассказа «Чёрт» Михаила Зощенко?
29. «Надоело говорить, и спорить, и любить усталые глаза» (поэт).
31. Литературный эксперт.
33. Способ письма с древнегреческих памятников.
34. Звезда нашей эстрады, доившая корову с шести лет.
37. «Державный кошелёк».
38. «Революционный метод».
39. Уголовный, но не кодекс.
41. Философский прозаик.
43. Убийство на криминальном жаргоне.
44. Кто из русских поэтов с 18 лет служил в Министерстве иностранных дел?
46. Чьё убийство Никита Хрущёв хотел повесить на Иосифа Сталина?
47. Какое произведение звучит для того, кто его слышать не может?
48. Кто первым провёл в космосе более суток?
49. Могильщик многих валют.
50. Живот, подкачанный на тренажёрах.

ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. Коллекция перстней.
2. Из-за чего герой романа «Фантом памяти» Александры Марининой оказался на больничной койке?
4. Какому шахматному чемпиону поставили памятник в Риге?
5. «Когда точка моего терпения превратилась в точку кипения, я подал на...».
6. Атмосфера триллера.
7. Муж и жена в единице радиоактивности.
8. «Постоянный пропуск» в фитнес-клуб.
12. «Обогреватель гостиной» у аристократов.
13. Пивная мера у англичан.
14. Что помогает вспоминать своё имя героине новеллы «Обезьяна из Синагавы» Харуки Мураками?
17. Фильм с ковбойским колоритом.
19. Подарок Дафнису из любовной драмы «Плащ Казановы».
20. Какая шахматная фигура стала символом маленького человека?
22. Смягчитель толчков.
23. Что навевает Морфей?
24. У него с народом коварно-денежные отношения.
25. Профессия Игоря Скворцова в исполнении Леонида Филатова из фильма «Экипаж».
26. Какой украинский город в разное время находился в составе восьми государств?
28. Английский адвокат высшего ранга.
30. «Механический» стиль музыки.
31. Какой кинорежиссёр сделал из Людмилы Касаткиной звезду первой величины?
32. «Подкопный» процесс.
35. Какой архангел «глядит» с колокольни собора Сан-Марко в Венеции?
36. У какой гадалки бывали и Александр Пушкин, и Михаил Лермонтов?
40. Предъявлен ответчику.
42. Уссурийский... попал на герб Приморского края.
43. Собачий «толстячок».
45. «Сбросить... легко, но не набрать его снова гораздо сложнее».