Детей нужно учить, как думать, а не что.

В любом возрасте можно улучшить свои умственные способности. Человеческая внешность трудно поддается корректировке, а вот свою внутреннюю сущность можно совершенствовать всю жизнь. Поговорим о том, как научиться думать вообще, как научиться думать логически и Все это очень важно для саморазвития.

Анализируйте

Чтобы приучить свой мозг думать, необходимо выделять для этого хотя бы маленький кусочек своего дня. Если у вас совсем нет лишнего времени, размышляйте по пути на работу или в магазин, во время приготовления пищи или выгула собаки. Нужно всегда пользоваться уникальной способностью мозга выполнять одновременно несколько заданий.

О чем стоит думать обязательно? Мы никогда не будем расти как личности, если не научимся анализировать. Причем анализировать можно практически все, даже то, что нас никак не касается. Вспоминайте и давайте оценку своим и чужим поступкам и словам. Подумайте, как они повлияли на вас или окружающих, к чему они в итоге привели, что стоило бы сделать не так. Но будьте осторожны, чтобы не предаваться воспоминаниям настолько, чтобы забыть о настоящем и будущем.

Планируйте

Кроме анализа всего, что в вашей жизни уже прошло, стоит подумать и о том, что еще предстоит. Всегда планируйте быть лучше. После анализа прошлых поступков и происшествий вашей жизни, подумайте над тем, как не допустить повторения ошибок. Попытайтесь предугадать сложные ситуации, которые могут возникнуть в вашей жизни завтра или через неделю, и представьте несколько вариантов вашей реакции на них, а затем выберите лучшую на ваш взгляд.

Обязательно занимайте свой мозг обдумыванием целей. Как научиться думать о своих целях постоянно и не забыть о них? Вы можете записать их на листок, а затем постоянно просматривать этот список, оживляя в памяти. Выстраивайте промежуточные цели на каждый день, неделю и месяц. Воображайте свое будущее, прорисуйте его возможные сценарии, все время думайте о том, на практике.

Будьте внимательны

Любая воспринятая человеком информация сначала попадает в зоны мозга, отвечающие за обработку неосознанной информации, и только после этого начинается их взаимодействие с зонами, активизирующимися при осознании ее человеком. Информацией, вышедшей на уровень сознания, мы можем активно пользоваться и вспомнить даже через года. А все, что осталось в области нашего подсознания, может работать на нас только в качестве интуиции.

Почему о такой особенности работы мозга важно помнить тем, кто задается вопросом, как научиться думать правильно? Все дело в том, что, если вы хотите, чтобы какая-то информация осталась в вашей памяти и вы могли затем использовать ее для своих размышлений, нужно проявить к ней особый интерес. Только в этом случае она пробьется из вашего подсознания в сознание и будет в дальнейшем вам доступна.

Поэтому всем, кто постоянно твердит себе: «Хочу научиться думать», прежде всего необходимо сказать себе: «Хочу быть внимательным к тому, что слышу и вижу». Человеческий мозг самостоятельно не определяет, какую информацию считать важной, а какую нет. Все, на что мы не обращаем особого осознанного внимания, он не считает важным и оставляет на уровне недоступного нам подсознания.

Например, мы запоминаем (так как осознали), что встретили по дороге на работу друга, но никогда не вспомним сотни других увиденных в это время лиц. Вывод один: будьте крайне сосредоточены на той информации, которую считаете для себя ценной, постарайтесь развить к ней самый искренний интерес. Тогда она не ускользнет от вашего сознания, и вы сможете ее использовать для глубоких размышлений.

Будьте любознательны

Не ограничивайтесь слишком узким кругом интересов, ведь в мире столько всего захватывающего, о чем стоило бы подумать. Например, вы идете на работу и замечаете на дороге маленькую улитку. Вместо того чтобы просто поднять ее и отнести в траву, остановитесь и подумайте: а как живет это крошечное существо, чем оно питается и как растит своих деток? Предположив некоторые варианты ответов, не забудьте по возвращении с работы найти в Интернете достоверную информацию об этом и сравнить со своими предположениями.

А вы никогда не думали, глядя на небо, почему оно синее или почему нам светит и греет солнце, как листья растений очищают воздух или в каких цветах видят мир коты и собаки? А еще как устроен наш глаз, что мы все это видим? Если приучить себя всегда смотреть по сторонам и живо интересоваться всем, что нас окружает, можно не только приучить свой мозг к активной работе, но и сделать свой быт намного интереснее.

Придумывайте себе упражнения

На вопрос, как научиться думать самому, существует масса и других ответов. Подключайте фантазию и придумывайте для себя задания, которые помогут совершенно по-новому воспринять обычные вещи и ситуации. Например, специалисты советуют каждый раз добираться на работу новыми путями, заходить в другие магазины, заменять свои обиходные фразы на новые, необычные для вас. Улучшает умственные способности изучение иностранного языка и чтение книг. Старайтесь периодически менять формат привычных для вас фильмов и музыки - вводите в свою жизнь новое.

Не верьте сразу всему, что вам говорят. Исследуйте вопрос сами, расспросите тех, кто знает об этом больше и тогда, располагая достаточным количеством фактов, делайте свои выводы. Это может отнять некоторое количество сил и времени, но точно прибавит мудрости и опыта. Всегда старайтесь иметь собственное, основанное на фактах, мнение.

Думайте в игре

Существует ряд развлекательных игр, которые «прокачивают» наш мозг. Отличными "гирями" для него станут всевозможные кроссворды и головоломки. Кроме этого в Интернете можно найти бесконечное количество различных игр, заставляющих нас анализировать, сравнивать, вспоминать и планировать. Многие современные компьютерные игры - это ответ на вопрос, как научиться быстро думать. Во многих из них для победы нужна хорошая реакция и умение моментально принимать решения.

Такие несправедливо забытые сегодня настольные игры, как шахматы, шашки и различные карточные игры, прекрасно помогают развивать логику. Не пренебрегайте ими. Также в продаже имеются всяческие настольные игры, требующие от участников внимания, разработки тактики и собственной стратегии. Такой веселый и захватывающий путь к саморазвитию, безусловно, достоин особого внимания.

Развивайте позитивное мышление

Если вы хотите по-настоящему развиваться как личность, избегайте негативных мыслей, так как они погашают даже самые пылкие стремления и значительно снижают имеющийся потенциал. Кроме того, гнев, обиды, разочарования и зависть имеют крайне негативное влияние на здоровье человека, вызывая проблемы с кровеносной и пищеварительной системами, головную боль и бессонницу, а также различные эмоциональные и психические расстройства.

Но как научиться думать о хорошем? Прежде всего необходимо взять за правило тщательно следить за постоянно сменяющими друг друга мыслями в своей голове. Как только попадется отрицательная, тут же ее пресекать и заменять на положительную. Никогда не допускайте, чтобы мысли в вашей голове летали хаотично, сами по себе. Такие сознательные усилия обязательно выльются со временем в то, что у вас разовьется привычка обо всем мыслить положительно.

Пока у вас не сформируется твердая привычка позитивно мыслить, окружите себя теми, кто уже так поступает. Всегда, даже когда вы совсем не в настроении, держите на лице имейте ко всем дружественный и благодарный настрой. Замечайте всю красоту мира и все хорошее, что с вами происходит.

Как побороть лень

Многие из тех людей, кто задается вопросом, как научиться думать, на самом деле хорошо умеют это делать, но попросту не применяют эту великолепную способность. Причина этого до банальности проста - матушка лень. Мыслительная деятельность поглощает порой столько же энергии, сколько и тяжелый физический труд. Поэтому, оберегая свои энергетические запасы, организм с трудом соглашается идти на такие жертвы. Вот почему нам иногда так тяжело заставить себя или своих детей думать, вот откуда берет свои корни лень.

Если наша цель не деградация, а личностный рост, необходимо ежедневно прилагать все усилия, чтобы заставить свой мозг трудиться. Не бойтесь его переутомить - мозг никогда не устает, устаем только мы. Но помните, что чем больше мы устаем от напряженного размышления, тем умнее и развитее становимся. Улучшается также наша память и сообразительность. Мы становимся более уверенными в себе, интересными и полезными окружающим, а наша жизнь - увлекательнее и счастливее.

Учителя становятся трансляторами информации. Они просто бездумно повторяют то, что когда-то узнали от своих учителей, и никак не перерабатывают информацию, в том числе ту, которая прошла мимо критики незамеченной. Дети не являются хозяевами своего обучения. Вместо этого их умы используются как контейнеры для хранения.

Фабричная модель образования с акцентом на академическом и экономическом элитаризме потоком выпускает послушных рабочих для системы, поощряет согласование каждого шага на этом пути.

Нас не рассматривают как сложных, творческих, любознательных личностей, вместо этого - как детали одного большого механизма.

Система образования отфильтровывает исследовательскую часть нашей натуры, цель - предотвратить несогласие с системой. Системе не нужны мыслители. Ей не нужны люди, которые задают вопросы. Ей нужно население, которым легко манипулировать и управлять таким образом, чтобы вся власть была сосредоточена в руках элиты.

Есть те, кто считает, что критическому мышлению нельзя обучить в школе. Сократ, будь он жив, скорее всего, презрительно рассмеялся бы, услышав такое заявление. Тот самый Сократ, который говорил: «Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать».

Если мы хотим решить проблему воспитания в школьной системе, нам придётся научиться задавать вопросы, а не предлагать готовые ответы.

Истинное знание можно получить только в процессе исследования. Детей нужно поощрять искать ответы самостоятельно. Что касается учителей, они должны обеспечить детей инструментами и ресурсами, необходимыми для изучения предметов и совершения собственных открытий. Один хорошо сформулированный вопрос может вдохновить больше, чем бессчётное число заготовленных ответов. В каждом аспекте наших образовательных изысканий важно наладить открытый диалог с учениками, поощрять здоровые споры и позволять детям делать выводы самостоятельно.

Важность преподавания философии в школах недооценена. В мире, где большая часть людей работает, будто бегая в колесе с шорами на глазах, мы должны время от времени переоценивать свои перспективы и смотреть на картину в целом.

Философия заставляет нас думать, заставляет спрашивать, заставляет созерцать. Без этих навыков человечество будет продолжать действовать на автопилоте, тем самым позволяя власть имущим подавлять, угнетать и порабощать нас во всех отношениях.

Мы должны учиться думать заново.

Приветствую всех любителей поразмышлять! Думали, тут будет что-то вроде «дедукция», «индукция» и другие логические операции. Нет, приёмы мышления, которые будут приведены ниже гораздо хитрее и ориентированы на практику. Ведь как Вам поможет в решении бытовых проблем знание мыслительных операций аристотелевской логики? Правильно, никак. А вот использование нижеприведённых методов поможет Вам куда точнее принимать решения.

Сначала будет дана общая схема того, как правильно думать (базис для неё дан в статье «В чём отличие неудачников от успешных людей»). А далее Вы ознакомитесь с практическими методами, позволяющими разбирать многие вопросы изнутри.

Как правильно думать?

Эта схема взята у Константина Шереметьева, и на сегодняшний день считаю её самой здравой из всех возможных. Потому что она приносит наиболее полезные результаты.

Вам необходимо разделить лист бумаги на три столбца:

  1. что имеется?
  2. что должно быть сделано?
  3. что требуется получить?

Сначала Вы пишете в третий столбец то, что хотите получить. Например, Вам хочется хороших тёплых душевных отношений с понимающим партнёром. Далее в первую колонку Вы прописываете то, что есть (например, кратковременные мимолётные связи). И уже на основании этого заполняете второй столбец теми пунктами, которые дл Вас очевидны. Например, тут понятно, что нужны:

  • человек, с которым можно построить такие отношения
  • знание о том, как правильно знакомиться с такими людьми, и где их искать
  • набор действий, направленных на знакомство с такими людьми
  • понимание, какие ошибки были допущены ранее, что не удалось сойтись с таким человеком

После первых набросков можно приступать к действиям, и дальше корректировать их по ходу получения результатов.

Вглядитесь в причину и следствия

Предположим, некоторый человек просит у Вас в долг, обещая вернуть деньги через год. И Вы одалживаете ему эти деньги, на полном серьёзе ожидая возврата. А более того, негодуете, когда к указанному сроку он не только не возвращает деньги, но ещё и обрывает с Вами связь.

Как правильно смотреть на эту проблему? Причина взятия в долг – неумение обращаться с деньгами. То есть, человек не умеет их ни зарабатывать, ни тратить. Может ли у него улучшиться финансовая ситуация в связи с чем, деньги будут возвращены? Возможно, но маловероятно. Т.к. следствием неумения обращаться с деньгами является их отсутствие.

Отсюда следует, что одалживая некоторую сумму человеку, не стоит ждать её возврата.

Другой пример: у Вас сломался компьютер. Вы его как-то отремонтировали, но через некоторое время он сломался вновь, причём, похожим образом. Раз похожие поломки происходят более одного раза, тому должна быть причина. И если не определить корень проблемы, следствием будут регулярные периодические поломки. Если Вы специализируетесь в соответствующей области, Вам следует разобраться в этой проблеме самостоятельно. В противном случае необходимо найти толкового специалиста, который поможет выяснить и устранить причину поломок.

Разверните свой взор на 180 градусов (для решения проблем общения)

Очень часто Вы видите лишь поведение отдельного человека (группы людей). Но ситуацию целиком Вы не видите. Кстати, поэтому Вы и недовольны чужим поведением.

Чтобы устранить недопонимание, постарайтесь вжиться в ситуацию человека. То есть, не просто поставьте себя на его место, но и постарайтесь понять, что он или она чувствует. Это не всегда сразу удаётся, но при регулярной практике позволяет намного лучше «вчувствоваться» в положение другого человека.

Например, Вас раздражает, что кто-то не отвечает на Ваши сообщения и звонки. Вы можете напрямую его обвинять, а можете попытаться вспомнить свои чувства, когда Вы кого-то игнорировали таким же образом. Подчеркну: важно вспомнить именно своё состояние и свои чувства, а не саму ситуацию. Потому как ситуация всегда нейтральна, и вспоминая её понять чувства человека невозможно. Но вспомнив свои состояния, чувственное понимание Вы намного точнее ухватите.

Кто-то Вас сторонится и избегает с Вами встреч? Вспомните, как Вы тоже старались отложить или избежать встреч с людьми, которые Вам не очень западали в душу. Это позволит сбить психологическую инерцию (именно на ней Вы и негодуете по поводу чужого поведения). И дальше Вам будет намного проще понять, как лучше выстраивать общение с человеком, который Вас сторонится.

Используйте интеллект-карты

В прошлой статье «Как говорить, чтобы Вас понимали» я рассказал о схематичном (на бумаге в виде рисунка) объяснении. Точно так же можно разъяснять ситуацию и самому себе. Если Вы чувствуете, что пока не очень понимаете происходящее, просто выпишите всё, что Вам известно достоверно. А затем представьте это в виде схемы, обозначающей причины и следствия. Обязательно расставьте на Вашей карте неизвестные, и подпишите их вопросами о том, что нужно узнать.

Пример интеллект-карты о подборе подарка. Источник — https://www.psychologos.ru/articles/view/intellekt-karta (тот самый Николай Козлов, которого я рекомендовал)

Ищите максимально сильные ходы

Допустим, Вы желаете повысить доход. Для этого вроде бы достаточно больше работать (т.е. увеличить объём рабочего времени). И это решение сработает. Но есть и другое решение – увеличение объёмов продаж результатов труда . А результаты эти могут быть достигнуты и трудом многих людей (то есть, Вы можете собрать команду). И как Вы понимаете, они совместными усилиями под Вашим организаторским началом выдадут намного большие объёмы, чем Вы в одиночку.

Поэтому в любой проблемной ситуации старайтесь найти тот ход, который за максимально короткое время и при минимальных усилиях (а также затратах) приблизит Вас к желаемому результату.

Возьмём ту же тему отношений. Допустим, некоторый человек не откликается на Ваши знаки внимания, а даже если и откликается, то не спешит строить с Вами отношения. Конечно, Вы можете пытаться его/её завоевать красивыми жестами ли хорошим отношением. Но подсознательно сильнее всего влечёт внутренняя сексуальность. Поэтому самым сильным решением на долговременную перспективу является раскрытие своей сексуальности , о котором написано в соответствующей публикации. А на первых порах самым сильным ходом будет определение причины, почему этот человек с Вами общается, и на основании этого поддержание контакта с ним.

На этом пока всё. Вообще логическому мышлению можно посвятить целую книгу, поэтому в дальнейшем этой теме будет отведено немало публикацию. Подпишитесь на обновления блога, чтобы их не пропустить. До новых встреч!

Часть 1

Разные способы мышления

    Есть разные типы мышления. Нет какого-то одного единственно верного способа мыслить, который был бы эффективнее всех прочих. Чтобы научиться лучше мыслить самому, вам надо понять, как вообще можно мыслить и как удается мыслить другим.

    • Научитесь мыслить концептуально. Ну или, проще говоря, научитесь выявлять шаблоны и связи между абстрактными идеями, которые вы затем будете связывать в одну общую картину. Например, такое мышление пригодится во время сеанса игры в шахматы - взглянув на доску, вы узнаете тактику, которую разыгрывает оппонент, и сможете применить контр-тактику.
    • Научитесь мыслить интуитивно. Да, к интуиции прислушиваться тоже надо. Мозг порой обрабатывает куда больше, чем мы можем понять - это, собственно, и есть наша интуиция. Например, вы девушка, которая почему-то очень не хочет идти на свидание с симпатичным вроде парнем. Позже оказывается, что это было правильно решение - парень оказался маньяком. Что вас спасло? Мозг, уловивший какие-то сигналы, которые вы не смогли проанализировать осознанно… проще говоря, интуиция!
  1. Выучите пять стилей мышления. В книге “Искусство мышления” (Harrison and Bramson, “The Art of Thinking”) выделяются пять основных видов мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический и реалистический. Поймете, что больше подходит для вас - сможете лучше мыслить. Можете использовать как один, так и несколько стилей сразу, но чем больше - тем лучше.

    • Мыслящие синтетически любят конфликты (а от роли “адвоката дьявола” вообще без ума), они чаще задаются вопросы “что если”. Такие конфликты питают их креативность и зачастую позволяют увидеть всю ситуацию целиком.
    • Идеалисты же чаще видят всю ситуацию разом, нежели какой-то отдельный ее компонент. Мыслящим в идеалистическом ключе интереснее люди и из эмоции, нежели факты и цифры, также они любят думать о будущем и строить на него планы.
    • Прагматики - это те, кому милее “то, что работает”. Они умеют быстро думать, отлично планируют на короткую перспективу, довольно креативны и умеют адаптироваться к переменам. Иногда они даже способны на экспромт.
    • Аналитики же дробят все проблемы и ситуации на более мелкие компоненты, работать со всей ситуацией в целом им не комфортно. Аналитики обожают списки и детали, а также уважают порядок.
    • Реалистам чужды бредовые фантазии. Они умеют задавать неприятные вопросы и делать то, что требуется для решения ситуации. Они могут держать под контролем как проблему, так и способы ее решения, а также не упускают из вида собственные границы возможного. В большинстве людей реалистическое мышление присутствует, к слову сказать.
  2. Мыслите дивергентно, а не конвергентно! Последнее, если в общем, это когда есть только два варианта - белое и черное, хорошее и плохо, мы и враги. Дивергентное же мышление допускает существование куда более широкого спектра возможностей и вариантов.

    • Чтобы научиться мыслить дивергентно, надо, сталкиваясь с новыми людьми или ситуациями, обращать внимание на то, как вы воспринимаете это. Вы используете в этом лишь ограниченный набор вариантов (например, он не хочет гулять со мной - он меня ненавидит; он хочет гулять со мной - я ему нравлюсь)? Часто ли вы используете фразы “или - или”? Поймав себя на мышлении в таком ключе, остановитесь и подумайте, а все ли это варианты, что есть у вас? Как правило, вариантов оказывается существенно больше.
    • Конвергентное мышление не всегда плохое. В математике, к примеру, оно просто необходимо… но в жизни его уместность все же сильно ограничена.
  3. Научитесь думать критически. Критическое мышление - это объективный анализ ситуации или информации, путем получения дополнительных фактов и сведений из сторонних источников, на основании которых вы и анализируете первичные сведения.

    • Если в общем, то критическое мышление - это когда вы не принимаете на веру что-то, не разобравшись перед этим в вопросе самостоятельно.
    • Впрочем, вам нужно будет понять свои собственные предрассудки и предубеждения, а затем - постараться преодолеть это все, чтобы начать смотреть на мир… объективнее.

    Часть 2

    Постижение основ мышления
    1. Оспаривайте предположения. Чтобы научиться мыслить по-настоящему эффективно, вам нужно научиться оспаривать и сомневаться в собственных предположениях. Ваш образ мышления - продукт той среды, в которой вы росли, и вам надо очень хорошо подумать над тем, продуктивно и полезно ли это.

      Станьте любопытным человеком! Великие мыслители - пожалуй, самые любопытные люди. Они задавали вопросы об окружающем мире самим себе и искали на эти вопросы ответы.

      • Задавайте людям вопросы о них самих. Назойливым быть не нужно, но если вы кого-то встретили, то вопросы вроде “откуда” или “кто по профессии” не повредят. Люди любят рассказывать о себе, и вы можете узнать много интересного, чего не узнали бы никогда, не задавай вы вопросы.
      • Смотрите на мир глазами любопытного ребенка. Летите на самолете? Подумайте, как вообще может лететь многотонная махина из стали, как она держится в воздухе, узнать про историю самолетостроения (не читайте только лишь про братьев Райт).
      • Если выпадет возможность, сходите в музеи - они хоть раз в месяц, да пускают бесплатно, в библиотеки и в любые другие места, где проводятся образовательные мероприятия.
    2. Ищите “правду”. Правда, тут есть одна небольшая сложность. Видите ли, одной общей для всех “правды” как таковой нет - есть много небольших “правдочек”, которые у каждого свои. Впрочем, умение доискиваться до правды во всех сферах человеческой жизни вам пригодится, да и умение мыслить улучшит.

      Ищите креативные решения. Креативность - отличный способ взрастить в себе выдающегося мыслителя. Креативное мышление научит вас нестандартно реагировать на нестандартные проблемы, где бы они вас ни настигли.

    3. Собирайте информацию. Кстати, неплохо было бы знать, как получать сведения из надежных источников - сами понимаете, в наши дни очень много информационного мусора, который порой кажется очень убедительным. Вам, соответственно, надо уметь отличать мягкое от теплого… то есть надежный источник информации - от не очень надежного.

      • Библиотеки - это хорошо. Нет, это даже замечательно! Там не только много бесплатных книг (а порой и другого медиа-контента), но там же еще и порой проводят различные мероприятия. Библиотекари же могут ответить на ваши вопросы.
      • Также в библиотеках хранятся местные издания, из которых можно многое узнать про ваш город.
      • Некоторые сайты являются отличными источниками информации. Wolfram|Alpha - для научных и вычислительных данных, Digitised Manuscripts - для оцифрованных рукописей (начиная от средневековья и заканчивая нашими днями) людей искусства, различные образовательные сайты - для тех, кто хочет научиться чему-то новому. Главное, не забывайте про то, что малая доля скепсиса всегда уместна (и не важно, сидите ли вы в Интернете или читаете книгу). Факты и открытый разум - вот что поможет вам куда больше, нежели природная сообразительность.

    Часть 3

    Совершенствуем мышление
    1. Меняйте мышление с помощью языка. Ученые уже давно доказали, что язык определяет образ мышления. Например, те, кто вырос в стране, где часто употребляются в речи названия частей света, а не понятия “лево-право”, куда быстрее с помощью компаса находят оные части света.

      • Выучите хотя бы один иностранные язык. Те, кто говорят на более чем одном языке, видят мир… шире, полнее, ярче, более емко. Новый язык обязательно познакомит вас с новыми парадигмами мышления.
    2. Учитесь отовсюду. Учеба - это не посещение школы и не зазубривание даты Куликовской битвы. Учиться можно (и нужно) всю жизнь, учиться можно чему угодно. Если вы постоянно учитесь, вы постоянно думаете и, соответственно, развиваетесь.

      • Не стоит слепо доверять авторитетам. Даже если человек вроде бы знает, о чем говорит, всегда следует проверять и перепроверять, искать новые точки зрения и т.д. Одно только то, что уважаемый человек о чем-то сказал, вовсе не делает сказанное им истинным. И совсем другое дело, когда в ряде независимых источников вы находите подтверждение сказанному им.
      • Скептицизм - ваш лучший друг. Сведения следует черпать из ряда независимых источников, обязательно при этом обращая внимание на то, кто делает те или иные заявления (высказывания ангажированных деятелей, как вы и сами понимаете, гроша не стоят - а порой бывает и так, что такие деятели и сами не понимают, о чем говорят).
      • Открывайте для себя новое, выходите из доны комфорта. Так вам будет проще принимать новые мнения и взгляды, которые… не сочетаются с вашими, так вы сможете открыть для себя идеи, о которых бы никогда не узнали. Так что запишитесь на курсы кулинарии, научитесь вязать или вступите в сообщество астрономов-любителей!
    3. Используйте упражнения для ума. Мозг в известном смысле схож с мышцами: слабые мышцы после нагрузок крепнут и становятся сильнее, слабый мозг после нагрузок… крепнет и начинает мыслить лучше. Чем больше и чаще вы используете собственный мозг, тем лучше вы мыслите!

      • Займитесь математикой. Регулярные занятия математикой - это отличная зарядка для мозга, а также профилактика болезни Альцгеймера. Прорешивайте немного упражнений каждый день (без калькулятора, считайте в уме).
      • Запомните стих. Это не только способ произвести впечатление на вечеринке, но и прекрасное упражнение для памяти и, соответственно, мозга. Запоминать можно и различные цитаты, чтобы потом ввернуть их в разговор в подходящий момент.
    4. Практикуйте осознанность. Это важно, так как осознанность помогает нам не только привести мысли в порядок, но и порой позволяет нам найти ответы на важные вопросы. Осознанность уменьшает тяжесть проблем ментального характера, а также будет просто полезна каждому, кто стремится больше узнать и научиться лучше думать.

      • Вы можете практиковать осознанность, просто гуляя по улице. Не погружайтесь в такой момент в собственные мысли, сосредоточьтесь на собственных пяти чувствах - обратите внимание на зелень деревьев, синеву неба, облака, звук собственных шагов, шелест листвы на ветру, идущих рядом людей, на запахи, температуру. Не оценивайте свои ощущения (слишком холодно-жарко-ярко), просто замечайте их.
      • Медитируйте по 15 минут в день минимум. Это очистит и успокоит ваш разум. Сядьте в тихом, спокойном месте, где вас ничего не будет отвлекать (с практикой можно начать медитировать даже в автобусе или на работе). Глубоко дышите животом, сосредоточьтесь на дыхании, на вдохах и выдохах - а не на мыслях, которые в этот момент будут вертеться в голове.
    • Умение мыслить приходит с опытом. Каждый порой верит тому, чему не следовало бы. В этом случае не за что винить себя - надо просто продолжать стремиться к правде… ну и быть впредь внимательнее.