Ефом: директора московских школ считают новую систему аттестации устаревшей. Фурор на аттестации или как некомпетентный управленец позорит школу

В Московском центре качества образования состоялся семинар по вопросам аттестации педагогических кадров в рамках проекта «Просветительские среды» для ветеранов педагогического труда города Москвы.

В мероприятии приняли участие более 80 ветеранов педагогического труда, более трети из которых – бывшие директора московских школ.

Начальник отдела сопровождения аттестации педагогических кадров Юлиана Тарасова выступила с презентацией современной модели аттестации педагогов московских школ.

Городской аттестационной комиссией принят ряд решений, которые позволяют пройти аттестацию в упрощенной форме. Это четыре алгоритма: для педагогов школ, набравших более 100 баллов в рейтинге, для экспертов ГИА, для победителей профессиональных конкурсов и для учителей, награждённых почетным знаком «заслуженный учитель города Москвы» в период между аттестациями.

Перечень профконкурсов был обновлен в сентябре этого года. В него вошли: Грант за вклад в развитие Московской электронной школы, а также как и ранее, конкурс «Педагог года Москвы», городской этап конкурса «Лучший профсоюзный урок» и т.д. Механизм аттестации также могут использовать преподаватели или мастера, подготовившие победителей национального чемпионата WorldSkills.

«Финалисты, призеры и победители этих конкурсов могут претендовать на установление категории в упрощенном порядке. Победа в таких мероприятиях уже является подтверждением высокого уровня педагога», – отмечает начальник отдела Московского центра качества образования Юлиана Тарасова.

Также на упрощенный порядок аттестации могут рассчитывать педагоги школ, попавших в ТОП в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников. Учитель школы с высоким рейтингом подает заявление, а экспертная группа образовательного учреждения анализирует его результаты и определяет вклад этого педагога в образовательные результаты школы. При этом никакие данные у педагога не запрашиваются. Если есть конкретный и соизмеримый вклад педагога в общие результаты школы, то он получает право на аттестацию в упрощенном режиме.

С сентября этого года на аттестацию в упрощенной форме могут претендовать педагоги, работавшие экспертами в течение трех лет в межаттестационный период (необязательно подряд), и не допустившие нарушений в ходе экспертной деятельности и педагоги, которые в межаттестационный период награждены почетным знаком «Заслуженный учитель города Москвы».

На сегодняшний день уникальным сервисом, который объединяет в себе возможности создавать материалы и работать с материалами, созданные коллегами, является Московская электронная школа. В списке есть и «Слово учителю» Городского методического центра и сайты ЦГУ.

«Нам нравится такой подход и оперативность в решении всех вопросов, с которыми сталкивается учитель. Когда он знает конкретную дату своей аттестации, когда он полностью информирован о требованиях, предъявляемых к нему. Мы относимся к этому положительно. Это очень актуально как для престижа самого учителя, так и для его профессионального развития и роста заработной платы. Мы всячески это поддерживаем», – отметила Надежда Брагинская, председатель Московского городского Совета ветеранов педагогического труда при Департаменте образования города Москвы.

Напомним, что с 2013 года аттестация учителей упростилась. Подать заявление можно в два клика в интернете через личный кабинет. Процедура аттестации проводится также в электронном виде, по единым прозрачным параметрам, основанным на динамике предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. Для оценки используются объективные, измеримые результаты, которые связаны с показателями рейтинга и с реализацией ключевых городских проектов.

25 сентября 2018 года директор школы Ляпина Е.А. №1279 вышла на аттестацию руководителей образовательных организаций города Москвы:

Сказать, что аттестация произвела фурор на членов аттестационной комиссии Департамента образования г. Москвы– это значит не сказать ничего. Но, если для них это удивительно, то педагогам и родителям школы давно не удивительно, а скорее грустно наблюдать данного директора, ни по каким параметрам не подходящую на должность руководителя образовательной организации вообще, а рейтинговой и бывшей Грантовой школы, в частности.

Немногочисленные вопросы, поступившие от членов комиссии к Е.А. Ляпиной остались без ответов.

Вопрос по работе над поступившими обращениями (все-таки первое место в городе по жалобам) решается, по словам аттестуемой, общением в Фейсбуке в группе или на странице (из ответа неясно) с живыми родителями, эти же живые родители приходят к директору в 7:30 (вероятно, сразу после обращения родителей о том, что директор днями не появляется на рабочем месте), эти же живые родители приходят на круглые столы, их мало, но они пишут немногочисленные обращения, которым директор рада, потому что они помогают ей в работе, но в целом с сентября 2017 количество обращений растет. Просто загадка, почему это происходит, и почему родители на круглых столах или в 7:30 в кабинете директора не озвучивают директору проблемы, а пишут обращения вне системы Департамента образования? Непонятно. Загадочно. Веерные рассылки…

Ответ на вопрос о дорожной карте, о планах на будущее вообще ушел в сторону описания новой управленческой команды, которая разбежалась летом, как крысы с тонущего корабля, почуяв неладное, оставив нам Ерохина на директорство, который, кстати, второй год не может написать программу развития школы, какая уж тут дорожная карта?

Ответ по травмам непонятен в принципе. Травмы предупреждаются обучением учителей оказать первую медицинскую помощь….

Вопрос о Международном сотрудничестве – просто вверх коварства! Елена Александровна забыла, что музей сотрудничает с Посольством Индии. Дух Тагора, потревоженный и рассерженный разгромом музея, который создавался 55 лет, явился в зал коллегии отомстить Елене Александровне. Другого объяснения просто нет. Как это можно забыть?

Аттестационную справку составляла Дроздова, еще один член новой команды, поэтому Елена Александровна, слепо доверившись ей, подписала у себя отсутствие кружка, наличие которого начала доказывать уже на трибуне. Надеюсь, кружка не будет: ни время 12:00 неудобно для 4-х классов, ни рабочей программы в базе ЕСЗ нет.

В целом, конечно, жуткое впечатление. И что с речью? Елена Александровна позиционировала себя как учителя русского языка и литературы, словесник…

Позор на весь город. Как после такого позора можно остаться в школе? Не знаю…

Елена Александровна, Ваше имя не сходит с уст в профессиональном и родительском сообществе, покиньте Вы уже нашу школу, дайте педагогам работать, наконец!

СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ ПО АТТЕСТАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ

Аттестация директора школы №1279

ЛЯПИНОЙ ЕЛЕНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ

Романова Т.Н.: Елена Александровна, Вам слово.

Новокрещенов И.В.: Е.А., сразу бросается в глаза какое-то очень огромное количество обращений, направленных вне системы Департамента образования. За два года – 377 обращений, я понимаю, что Вы работаете с 17 года, и, может быть, обращения были не в связи с Вашей работой, и, очевидно, что в школе есть дефицит доверия родителей к самой школе. Каким образом Вы работаете с этим?

Е.А.: Вы знаете, у нас как раз на этой неделе прошли родительские собрания, и мы провели анкетирование как раз-ка вот по этой теме: «Испытываем ли мы дефицит доверия, и насколько родители получают от нас ту информацию, которую хотели бы». И по результатам этих анкет, большинство этих анкет, по крайней мере, те, которые мы уже получили обратно, говорят о том, что родители получают информацию. Мы открыли страницу на Фейсбуке, и, если вы посмотрите, у нас достаточно подписчиков, не каждая школа может этим похвастаться. Пока мы не можем получить статус официальной страницы, но это группа, там идет активное обсуждение, это наши живые родители, которых мы знаем, видим, и которые знают нас, это клубные дни, на которые они приходят, получают свои ответы, за год уже родители привыкли, что в 7:30 я уже на месте, и можно прийти и обсудить любой вопрос; это вопросы на сайте, которые вы видите, это тоже, вот скажем так, наши живые обращения, но наша команда управленческая, которая с…образовалась с прошлого года, работает по сей день, ну, достаточно, такой…сложную работу э-э-э провела, и мы благодарны тем немногочисленным, скажем так, э-э-э обращениям, т.е., вернее не скажет так, которые позволили нам обратить внимание на какие-то моменты, которые э-э-э в общем-то тех-то реальных и живых обращений, подтвержденных проверками, дирекцией или службой финансового контроля мы не имеем на сегодняшний день.

Романова Т.Н.: Можно продолжение вопроса. Если сравнить сентябрь прошлого года и сентябрь этого года: динамика обращений вне системы Департамента образования?

Е.А.: Динамика обращений, могу сказать, больше.

Романова Т.Н.: Вне системы обращений стало больше? В этом году?

Е.А.: Да. Они имеют некоторую ангажированность. Это такие веерные рассылки. Я бы так назвала их.

Романова Т.Н.: Понятно.

Жданова И.Д.: Елена Александровна, у Вас большая школа и большие возможности для каждого ученика, есть ли у Вас планы или дорожная карта по вступлению в проекты предпрофильного развития для детей?

Е.А.: Конечно. Как я уже сказала, наша команда была новая, год – это, прежде всего, аналитической, прежде всего, работы а-э-а, и, скажем так, увидеть в школе и технические ресурсы, и кадровые ресурс, соответственно, мы на данный момент видим, что мы можем развивать инженерное направление, и у нас план вступления в инженерный класс в Московской школе, у нас с этого года есть оборудование робокласс, у нас есть уже результаты за прошлый год, вот, в JuniorSkills, э-э-э, соответственно, у нас есть такой план в связи с тем, что наша школа традиционно углубленно изучает иностранные языки, у нас есть такая мысль э-э-э развивать кадетское направление именно с уклоном в углубленное изучение иностранных языков, и э-э-э а-а-а мы планируем, но не в ближайшей перспективе, а вот два года, мы планируем такой создать.

Горбун С.В.: У Вас в 18 году было около 10 травм. Что Вы делаете для профилактики детского травматизма?

Е.А: Но, во-первых, мы включили в план финансово-хозяйственной деятельности увеличение камер как в рекреациях, соответственно, так и а-а-а у нас есть здание, где, ах, камеры не подключены к ЦХД в спортивном зале, это новое здание, соответственно, этот вопрос тоже будет решен, также наши учителя э-э-э физкультуры э-э-э прошли курсы, скажем так, первой медицинской помощи, да? Это на тот случай, если, не дай Бог, травма все-таки случится э-э-э ну, и опять же институт классного руководства, у нас все учителя еще в прошлом году прошли курсы «Эффективный классный руководитель», в том числе, мы там также затрагивали эту тему в плане профилактики.

Анатолий Сергеевич В.: В пункте 18 справки «Дополнительная активность образовательной организации» Вы сообщаете о том, что Ваша школа активно осуществляет международное сотрудничество с образовательными организациями стран Азии и Европы.

Е.А.: Я, да. Я так громко это назвала, на самом деле просто такой спектр получился. Традиционно в школе есть музей имени Рабиндраната Тагора, и здесь у нас также налажены связи с-с, ух, вылетело из головы, значит, ну, лучше расскажу про международное сотрудничество с Сербией, соответственно, у нас с ними есть Договор, э-э-э наши школьники посещали фестиваль э-э-э уже в Сербии в прошлом году, э-э-э театральный фестиваль, также приезжала делегация сербских школьников к нам, причем мы сначала себя позиционировали как м-м-м волонтерами русского языка, а получилось так, что мы еще оказались волонтерами Московского образования, потому что та экскурсия, которую мы организовали для сербских школьников совместно, естественно, с нашими в Темоцентре, ну, это произвело такой фурор, и есть даже сюжет на mos.obr.tv, и в этом отношении традиционное изучение углубленно английского языка, да, нам также способствует также и развитию этого сотрудничества, и участие детей опять же в практике того же английского языка, потому что хоть, несмотря на то, что сербский похож на наш, но дети в основном общались на английском языке.

ГЛУБОКОМЫСЛЕННОЕ МОЛЧАНИЕ В ЗАЛЕ КОЛЛЕГИИ Департамента образования

Коротких В.П.: С удивление обнаружила для себя, что Вы имеете возражения по пункту 12, оно тут либо данные есть в ЕСЗ, либо нет, не могли бы Вы прокомментировать, с чем связаны Ваши возражения?

Е.А.: Ну, на тот момент м-м-м на тот момент чисто технически э-э-э а-а-а данные действительно были таковыми, которые э-э-э отражены сейчас вот тут в справке, но с октября месяца я буду вести кружок немецкого языка, и на данную секунду у меня уже записано 10 человек.

Романова Т.Н.: На момент составления справки информация верна?

Е.А.: Чисто технически я уже с ней не согласилась. Да?

Коротких В.П.: Не совсем понимаю.

Е.А.: На момент подписания мною справки у меня уже в ЕСЗ кружок был, и дети были записаны.

Романова Т.Н.: Тогда нужно было внести изменения в справку. Спасибо. Коллеги, есть ли еще вопросы? Если вопросов нет, мнение Председателя межрайонного совета директоров, Норенко Е.И.

Норенко Е.И. : Аттестовать на три года.

Романова Т.Н.: Мнение инспектора округа?

Ермолова М.А.: Аттестовать на три года.

Вы не аттестованы, Елена Александровна.


​Официально тема конференции заявлена так: "Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей".

В мероприятии принимают участие представители региональных министерство и департаментов образования, руководители и педагоги образовательных организаций, а также представители общественно-профессиональных объединений и ассоциаций педагогов.

Согласно программе, сегодня планируется обсудить новую модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках Национальной системы учительского роста, ЕФОМ как механизмы определения уровня сформированности профессиональных компетенций, участие общественно-профессиональных объединений в оценке уровня квалификаций иперспективы внедрения и применения разработанной модели аттестации учителей.

Программа конференции предусматривает проведение четырех круглых столов и пленарного заседания. В числе модераторов круглых столов - первый проректор МГППУ Аркадий Марголис, учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса "Учитель года России"-2015 Алла Волкова, директор московской школы №109, президент педагогической ассоциации "Педагог XXI века" Евгений Ямбург и другие эксперты.

На пленарном заседании ожидаются выступления министра просвещения РФ Ольги Васильевой, замминистра просвещения РФ Татьяны Синюгиной, главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, президента РАО Юрия Зинченко, ректора МПГУ Алексея Лубкова, профессора МГППУ Виталия Рубцова и директора московской школы №109 Евгения Ямбурга.

11.30

Тема одного из круглых столов - "ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям - механизм определения уровня сформированности профессиональных компетенций и персонифицированного маршрута дополнительного профессионального образования". В ходе него выступил Андрей Милехин, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе.

Он напомнил, что апробация новой модели состоялась ранее в 19 регионах страны среди учителей и студентов - будущих педагогов. Сегодняшняя конференция предполагает обсуждение именно результатов этой апробации, а не принятие самой модели аттестации, "чтобы понять, на что обратить внимание при дальнейших апробационных процедурах".


Он сформулировал цель аттестации:

Если рассматривать аттестацию как часть Национальной системы учительского роста, нам кажется, что она призвана, прежде всего, стимулировать этот рост и, самое главное, демонстрировать педагогам те профессиональные дефициты, устранение которых позволит этому росту развиваться в дальнейшем.

Говоря об оценке коммуникативных компетенций, эксперт пояснил, что она подразумевает оценку воспитательных аспектов педагогической деятельности и оценку создания мотивирующей образовательной среды. Он представил ключевые составляющие этой оценки.

Первая - это анализ образца профессиональной деятельности учителя - плана-конспекта, сценария урока в свободной форме, видеоурока с указанием фрагментов, иллюстрирующих оценивание компетенций. Сюда же входят образцы самостоятельной работы учащихся с оцениванием этих работ учителем и рефлексивный самоотчет в свободной форме.

"Сформированность компетенций профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов и педагогических ситуаций, направленных на оценку сформированности профессионального мышления", - добавил Андрей Милехин.

При этом он подчеркнул, что учителю оставляют возможность выбора: например, при оценке одной из компетенций он может выбрать кейс, по другой - предоставить образец профессиональной деятельности.


12.05.

По итогам апробации была организована обратная связь с ее участниками. Как рассказал Андрей Милехин, учителям и директорам предлагалось ответить на несколько вопросов. Например, у них спросили, насколько объективна, на их взгляд, модель аттестации учителей, построенная только на учете результатов обучающихся. Подавляющее большинство дало ответ - "не знаю". Примерно такой же результат оказался при ответе на вопрос "Возможна ли оценка квалификации учителей на основе ЕФОМ?".

"Целесообразно ли установление возможности выбора учителем прохождения аттестации по ныне действующей системе или аттестации с использованием ЕФОМ?". За и против высказали примерно одинаковое количество респондентов. Более 60% учителей считают применимыми указанные выше средства оценки компетенций (анализ образца, решение кейсов и пр.), но были и несогласные с этим.

Андрей Милехин отметил, помимо прочего, что каждому региону требуется конкретный подход при внедрении новой системы.


12.30.

Эксперт перечислила риски, выявленные в связи с использованием этого инструментария.

1. Демонстрация учителем постановочного урока.

По словам Аллы Волковой, если учитель демонстрирует хорошо отрепетированный, срежессированный урок - это неплохо ("Значит, можно делать вывод о том, что человек это делать умеет"). Но иногда уроки бывают полностью подготовленными - вплоть до того, что ученики заранее знают ответы на вопросы учителя.

Такой материал не представляет ценности. Опытному эксперту видно, когда уроки постановочные и с заготовленными ответами, а когда это хорошо подготовленные уроки, - констатировала учитель.

2. Завышенные требования к качеству видеоматериалов.

"Качество видеоматериалов моет быть различным", - утверждает Алла Волкова. По ее словам, участники апробации использовали камеры, которые работали на ЕГЭ, мобильные телефоны, профессиональную технику.

Главное, чтобы был виден класс, была видна доска и было видно поведение детей на уроке. Но при этом качество звука - того, что говорят учитель и дети, - должно быть высоким.

3. Недостаточная согласованность экспертов при проведении оценочных процедур

Необходимо проводить обучающие семинары по толкованию критериев для экспертов, - убеждена педагог. Она добавила, что в одном критерии должна содержаться только одна смысловая единица во избежание расхождений при его толковании.

4. Низкий уровень цифровых компетенций учителей.

Алла Волкова констатировала, что учителя по-прежнему имеют проблемы в этой области, призвала решать их и напомнила о предстоящей реализации федерального проекта "Цифровая образовательная среда":

В современном обществе для современного учителя это не должно становиться проблемой. Нужно учиться и выходить из этой ситуации грамотно.

5. Процедурные сложности.

Говоря об этом моменте, эксперт затронула проблему соблюдения закона о персональных данных в части сбора согласия родителей на использование изображения учащихся.

В прошлом месяце Минобрнауки России утвердило . В целом идея данной системы предполагает, что в школах появятся должности старшего и ведущего учителей при сохранении существующего сегодня деления на учителя первой и высшей категорий. Пока находится на стадии формирования, но некоторые регионы, в частности, столичный, стараются идти по пути совершенствования существующей системы аттестации учителей.

Речь идет не об аттестации, которая проводится раз в пять лет для подтверждения соответствия учителя занимаемой должности ( ; далее – Порядок). Новый подход в столице применяется к аттестации, по итогам которой педагогам устанавливается первая или высшая квалификационная категория (). Разница между данными видами аттестации заключается в том, что первая – обязательная, а вторая – добровольная.

Может ли считаться платной дополнительной образовательной услугой снижение установленной наполняемости классов? Ответ – в"Домашней правовой энциклопедии " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Эксперты сообщили, что сегодня московские учителя практически избавлены от "бумажной работы" и сосредоточены на образовательном процессе. Директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин рассказал, что в прошлом педагогу для получения категории нужно было собирать портфолио в бумажном виде, ехать в городскую аттестационную комиссию, сдавать его, выстаивая большую очередь. После этого к нему на урок приезжал эксперт и оценивал качество его проведения. "Система действовала много лет, в ней, правда, не было самого главного – прямой привязки к динамике результатов учащихся", – указал на недостаток эксперт.

Сегодня, как рассказали специалисты, в столице введены информационные системы, которые позволяют подать заявку на аттестацию в электронном виде (через личный кабинет) и вообще не участвовать в заседаниях комиссий. Образовательная организация, ответственная за аттестацию, самостоятельно собирает данные по учителю из информационных систем и открытых источников. Павел Кузьмин отметил, что существуют признанные в профессиональном сообществе издания и конференции, поэтому нет никакой необходимости просить от педагога отчет о публикации или участии в мероприятии. "Нашей задачей было разгрузить учителя от несвойственной ему работы. Учитель должен учить детей, а не заниматься сбором бумаг", – подчеркнул эксперт.

"Ключевой принцип аттестации заключается в том, что учитель для ее прохождения минимально расходует свое рабочее время, ведь оно должно быть адресовано прежде всего учащимся, может быть самосовершенствованию, но никак не отчетным мероприятиям", – добавил депутат Мосгордумы Антон Молев . К слову об учащихся – главной особенностью аттестации учителей эксперты называют то, что она основана на динамике результатов их учеников. Как пояснил порталу ГАРАНТ.РУ Павел Кузьмин, в первую очередь в расчет принимаются специальные диагностические работы, результаты ОГЭ и ЕГЭ, олимпиад, а также общепризнанных конкурсов и подобных мероприятий, в которых исключен субъективизм. Однако специалисты подчеркивают, что получить категорию может любой педагог – даже если не работает с одаренными детьми, победителями олимпиад и теми, кто имеет высокие баллы ЕГЭ. Главное – это динамика результатов учащихся у конкретного педагога, вне зависимости от первоначального уровня их знаний.

Такой подход при аттестации влияет и на систему образования в целом. Антон Молев указал, что в последнее время уровень доверия учителю и школе определяется родителями – они выбирают ту школу, в которую хотелось бы отправить ребенка учиться, а это зависит от того, насколько профессиональны и заинтересованы в результатах своих учащихся наставники и педагоги.

Специалисты подчеркнули, что аттестация педагогических кадров – это не инструмент давления или попытка избавления от какого-то учителя либо создания для него некомфортных условий. Напротив, это инструмент, способствующий росту профессионального мастерства учителя. А если аттестация на установление квалификационной категории не пройдена, никаких неблагоприятных последствий для педагога не будет, у него есть возможность снова подать заявление через год.

Можно сказать, что аттестация учителей направлена на выявление не столько знания предмета, сколько умения его преподать. "Отличное знание предмета не всегда гарантирует такое же качество преподавания детям. У всех нас были замечательные профессора или учителя, которые шикарно знали свой предмет, но преподать его детям не могли, и результатов у детей нет", – отметил Павел Кузьмин. Однако, безусловно, учитель должен превосходно владеть необходимыми для преподавания знаниями. В числе прочего для оценки знаний педагогов используется диагностика в формате ЕГЭ, но она уже не связана с аттестацией, а нормативные документы не содержат обязанности учителя проходить такое испытание.

В то же время, как обращают внимание представители сферы образования, интерес и желание проходить такую диагностику есть у многих – уже более 40 тыс. учителей поучаствовали в данном испытании. Правда, не факт, что результаты "ЕГЭ" педагога увидят его ученики и их родители. Илья Бронштейн подчеркнул, что школа в лице директора как образовательная организация точно не покажет результаты такой диагностики учителя. Педагог может сделать это самостоятельно, если сочтет нужным: либо показав заинтересованному родителю или ученику, либо опубликовав результаты через свой личный кабинет сайта Московского центра качества образования (mcko.ru).

Она выражается и в заработной плате, и в моральном поощрении работников образования, и в том почете и уважении, которые складываются в общественном сознании. Вопрос заключается только в том, кто и как именно производит оценку конкретных учительских трудозатрат.

Нет никаких возражений против того, что параметры должны быть общероссийскими. Стране действительно остро необходимы так называемые единые федеральные оценочные материалы. Так родилось известное поручение президента Российской Федерации «обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций».

И вот Минобрнауки России предлагает Московскому государственному психолого-педагогическому университету разработать современную модель аттестации педагогических кадров, которую можно было бы распространить на территории всей Российской Федерации. Сказано - сделано. И даже апробировано на всех желающих. В итоге на общественно-профессиональное обсуждение вынесена якобы новая модель аттестация.

Москва отреагировала мгновенно и недвусмысленно. Особенно ценными и приятными для столичного учительства стали слова руководителя Департамента образования города Москвы Исаака Калины : «Уверен, нельзя тратить время самого учителя на его аттестацию». Руководство столичной системы образования не только на словах, но и на деле доказало, как важно беречь время учителя, высвобождая его на личностный и профессиональный рост, творчество, культурный досуг, чтение, посещение музеев и театров. Исключительно с целью дебюрократизации учительского труда на протяжении ряда лет в Москве были сохранены ключевые подходы к аттестации педагогических кадров, в основе которых лежат принципы экономии ресурсов и здоровьесбережения.

«Но, позвольте, а в чем новизна проекта?», - задается вопросом председатель Единой независимой ассоциации педагогов города Москвы Екатерина Морозова , адресуя его разработчикам от Московского государственного психолого-педагогического университета. «Выделение предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций педагогов? - продолжает свои размышления Екатерина Морозова. - Вроде старо как мир. Предоставление учителем плана (конспекта) урока и его письменного самоанализа? Мы это проходили десять лет назад. Приложение видеоурока? Да, есть что-то новое, ведь используются информационные технологии. Однако всем очевидно, что сделать постановочный урок способен практически всякий работающий в школе учитель. Проверенные учителем работы обучающихся! Только зачем?! Такое ощущение, что учитель мало проверяет работы. Попробуй вовремя не проверить - родители тут как тут, бьют тревогу!».

В дискуссию вступает председатель Ассоциации учителей начальных классов Елена Волкова: «Немного возражу. Новизна, безусловно, есть. Например, запрос информации от работодателя об условиях работы педагога и учет отзывов выпускников учителя, которые окончили школу не менее четырех лет назад. Все бы ничего, только для меня и моих коллег первое выглядит как своеобразная игра в бумаги, а второе вообще смотрится как нечто из области фантастики. Кто же обяжет выпускника, особенно спустя четыре года, оставлять о педагоге те или иные отзывы?! В нашей российской действительности такие подходы неприменимы по целому ряду причин».

Председатель Независимой ассоциации словесников Роман Дощинский также без оптимизма воспринимает предлагаемую модель: «Я не могу сказать, что не доверяю разработчикам модели в их самых благородных намерениях и устремлениях. Но здесь, как мне представляется, тот самый случай, когда с большим трудом обнаруживается прямая связь между позиционируемой системой аттестации и собственно системой учительского роста. Вектор учительского роста можно было задать, не усложняя и без того тяжелый труд педагога. А главное - кто будет тот судья, в чьи руки попадет вся груда информации об аттестуемом? Как всегда, мы столкнемся с тем, что называется человеческим фактором. Со всеми вытекающими последствиями. Думаю, что в формируемом Министерстве просвещения Российской Федерации с должным вниманием отнесутся к замечаниям и примут правильные решения. Раз мы говорим о четкой и понятной всем системе учительского роста - значит, ей под стать должна быть абсолютно прозрачная и объективная система аттестации».

«Полностью согласна с экспертами, настороженно относящимися к нововведению. Если работаешь, то и об аттестации не думаешь. А работы всегда много. Вот, например, Московская электронная школа. Это и интересно, и много времени занимает, думать заставляет, опыт лучших перенимаешь. Не открою большого секрета, если скажу, что самое правильное при аттестации педагога - обращать внимание на результаты, показанные его учениками. Весь педагог - в успехах своих воспитанников», - так комментирует ситуацию Ольга Житкова, председатель Ассоциации учителей информатики и ИКТ.

Московское учительство рьяно защищает признанную педагогическим сообществом Москвы модель аттестации педагогов. Готово к публичным обсуждениям на Форуме педагогов города Москвы «Надежный учитель - надежная школа - надежный вуз» в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетская среда для учителей». Мероприятие пройдет 27 августа в стенах Российского университета дружбы народов, и вопрос о новой системе аттестации будет на форуме ключевым.

Очевидным становится одно: совместными усилиями профессиональному педагогическому сообществу предстоит решить довольно непростую задачу, стоящую на повестке дня. С одной стороны, наспех апробированная модель национального учительского роста, включающая в том числе прохождение учителем, по сути своей, некоего многоэтапного квалификационного экзамена. С другой стороны, уже имеющийся у Москвы опыт упрощенной модели аттестации, при которой учитель фактически сам ничего не делает, все выгружается из базы (личного кабинета учителя), учитель только заполняет заявление и отправляет в аттестационную комиссию (аттестация в два клика, как ее называют в народе).