Экскурсия в старшей группе. Путешесткие по городу

Тип занятия: Занятия по закреплению знаний и умений, навыков по экологии.

Вид занятия: Экскурсия.

Тема занятия: Экскурсия в сад.

Возраст: Старшая группа.

Программное содержание:

  1. Учить наблюдать явления природы, анализировать их, делать выводы о закономерности.
  2. Развивать знания детей о деревьях, о пользе растений.
  3. Воспитывать у детей потребность оберегать природу, бережное отношение к деревьям.

Словарная работа: ствол, плоды, смородина – активизировать в разговорной речи.

Демонстрационный материал: листья, фрукты или муляжи, или картинки.

Предварительная работа с детьми: наблюдение за деревьями на прогулке, наблюдение за насекомыми, заучивание стихотворений.

Предварительная работа воспитателя: написание конспекта, предварительная работа с детьми, предварительный осмотр участка для проведения экскурсии.

Структура занятия и методические приемы:

I. Вводная часть.

а) установка.
б) вспомнить с детьми как вести себя на природе.

II. Основная часть.

а) загадка про лето.
б) называние детьми летних примет.
в) дидактическая игра “С какого дерева лист?”
г) игра “Путаница”
д) работа по закреплению словаря.
е) игра “Узнай фрукт”.

III. Заключительная часть.

а) вопросы: “Куда ходили?”, “Что узнали?”
б) обобщение “Природу надо беречь”.
в) анализ занятия.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами пойдем на экскурсию. Сегодня экскурсия у нас будет в сад. Давайте сначала вспомним, как надо вести себя на природе.

Дети. Не шуметь. Не сорить. Не ломать ветки.

Воспитатель. Правильно, дети. Я думаю, с вами можно идти в сад.

Воспитатель. Вот наш красивый сад. Посмотрите вокруг, что вы видите в саду?

Дети. Деревья. Цветы. Кустарники. Трава.

Воспитатель. А как называются эти цветы?

Дети. Ромашки. Георгины. Нарциссы. Астры. Васильки. Ноготки.

Воспитатель. Правильно. А теперь я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.

“Я соткана из зноя
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю
“Купайтесь!” – приглашаю.
И любите за это
Вы все меня”

Воспитатель. О каком времени года идёт речь?

Дети. Речь идет о лете.

Воспитатель. Как вы догадались?

Дети. Потому что летом можно купаться, загорать. Сейчас время года – лето.

Воспитатель. Правильно, ребята. Молодцы. Мы с вами уже говорили, что у нас в саду растут и деревья, и кустарники. Скажите, пожалуйста, как их отличить?

Дети. Деревья высокие, а кусты низкие.

Воспитатели. Еще, какие отличительные черты вы заметили?

Дети. У деревьев – ствол, а у кустарников ствола нет.

Воспитатель. Хорошо. А кто скажет: они похожи?

Дети . Да, похожи. У них есть ветки, листья, плоды, корни.

Воспитатель. Правильно. А теперь мы с вами поиграем. Игра называется

“С какого дерева лист?”.

Я вам покажу листья, а вы мне скажете с какого дерева или куста этот листик.

(Показываю листья яблони, смородины, вишни, берёзы, крыжовника, шиповника.) Рисунок 2

Воспитатель. А как называется листья яблони?

Дети. Яблоневый.

Воспитатель. А лист березы?

Дети. Березовый.

Воспитатель. Хорошо. А теперь ещё одна игра. Она называется “Путаница”.

Я вам покажу листочек и скажу, с какого дерева листочек. А вы будьте внимательно, я могу их перепутать.

Воспитатель. Хорошо. Ребята, может кто – то из вас знает загадки, стихотворения о деревьях, кустарниках.

Само с кулачок,
Красный бочок.
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко.

Дети. Яблоко.

Синий мундир,
Жёлтая подкладка,
А в середине – сладко.

Дети. Слива.

Воспитатель. Молодцы, дети. А еще, какие растения растут у нас в саду?

Дети. Растут ягодки.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у ягодки что видны?

Дети. У ягодки видны цветочки.

Воспитатель. Правильно. А вы знаете, как появляются ягодки?

Дети. Сначала цветок, потом зеленая ягодка, затем – ягодка.

Воспитатель. Правильно. Ягодка – это плод. Давайте все вместе скажем “плод”. (Хоровое повторение).

У деревьев тоже есть плоды. Как вы думаете, как называются плоды яблони?

Дети. Плоды яблони – это яблоки.

Воспитатель. А плоды дуба?

Дети. Плоды дуба – желуди.

Воспитатель. Молодцы. А теперь давайте ещё раз поиграем. Игра называется

“Узнай фрукт”. Я вам буду показывать фрукты, а вы отгадайте, какой это фрукт.

(Показываю фрукты).

Воспитатель. А какие деревья чаще всего встречаются на улицах нашего города?

Дети. Тополь. Клён. Берёза.

Воспитатель. Люди в городах сажают такие деревья, которые растут быстро и не прихотливо, не боятся городского воздуха. Тополь растёт очень быстро.

За одно лето из небольшой веточки вырастает дерево высотой до второго этажа. Как вы думаете, для чего необходимы деревья в городе.

Дети. Очистить воздух. Чтобы было красиво

Воспитатель. К городским деревьям и кустарникам тоже нужно относиться бережно. Ведь они очень помогают нам.

Ребята, на этом наша экскурсия закончилась. Давайте вспомним, куда мы ходили? Что узнали?

Дети. Мы ходили на экскурсию в сад. Узнали много интересного о деревьях, о цветах, кустарниках.

Воспитатель. А что ещё узнали?

Дети. Узнали, как называются плоды. Как похожи деревья и кусты.

Воспитатель. Правильно. Природу надо беречь. Нельзя ломать ветки, пугать птиц. Деревья, кусты, цветы, травы нам просто необходимы. Они наши друзья и помощники.

Вы сегодня все хорошо отвечали на вопросы. Давайте скажем саду “спасибо” за то, что он нас познакомил со своими деревьями, цветами, кустарниками. Рисунок 4

Надежда Томаткина
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Экскурсия по Москве»

Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности

Возрастная группа : 5-6 лет (старшая )

Образовательная область : «Познавательное развитие »

Тема НОД : «Экскурсия по Москве »

Планируемый результат : у ребёнка сформированы представления о столице нашей Родины, её достопримечательностях; ребёнок проявляет инициативу, самостоятельность и любознательность, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; может отражать свои впечатления в продуктивной деятельности

Цель : расширение знаний детей о столице нашей родины – Москве .

Задачи :

- развитие познавательного интереса к истории и культуре России;

Закрепление навыков диалогической речи;

Обогащение словарного запаса детей («столица, достопримечательности, Кремль, белокаменная» , названиями архитектурных сооружений);

Ознакомление с пословицами и стихами о Москве ;

Формирование умения применять полученные знания в самостоятельной творческой деятельности;

Воспитание патриотических чувств и любви к Родине.

Тип НОД : ФЦКМ с элементами интеграции

Форма организации обучения : фронтальная, общегрупповая , индивидуальная.

Используемые технологии : проблемно – игровая, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая

Материалы и оборудование : проектор, ноутбук, презентация «Москва – столица нашей Родины» , минусовка песни к кинофильму «Я иду, шагаю по Москве » , «бой курантов» , указка.

Виды деятельности : познавательная , коммуникативная.

Предварительная работа : разучивание стихов о Москве И . Токмаковой

Методы и приёмы : проблемно – поисковый (выявлена проблема, находят пути решения, наглядный (показ презентации, словесный (беседа, рассуждение, практический (применение полученных знаний в изобразительной деятельности) .

Ход занятия

I.Организационный момент

Под музыку из кинофильма «Я иду шагаю по Москве » дети располагаются на ковре

Ребята, узнали эту мелодию? О чём эта песня?

Подсказка :

Такой большой старинный город ,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины –.

Правильно, ребята, сегодня мы с вами будем говорить о Москве .

II. Поиск проблемы и путей её решения

Ребята, у каждой страны есть свой главный город - столица. А вы были в нашей столице - Москве ? Хотите там побывать? Как мы можем сейчас это сделать?

Тогда садимся в поезд и едем в Москву .

Дети импровизируют движение на том виде транспорта, который выбрали, садятся на стульчики.

Сейчас мы с вами отправимся на экскурсию по главным достопримечательностям Москвы . Что такое достопримечательность? Достопримечательность - это то, что отличает один город от другого, то, что гости города запоминают больше всего.

Каким видом транспорта будем передвигаться по городу? Поехали.

III. Развитие сюжета - открытие детьми новых знаний

Презентация «Москва – столица нашей Родины»

Первая остановка - Московский Кремль . С Московского Кремля начинала строиться Москва . Кремль - это значит крепость, в которой есть высокие стены и башни, для защиты города от врагов.

Сначала Кремль был построен из дерева. Частые пожары разрушали его.

В 15веке был построен Кремль из Красного Кирпича. Но все называли Москву белокаменной , почему?

Потому что все постройки белили известью.

Спустя многие века известь осыпалась и мы видим, что современный Кремль - красного цвета.

А это - главная башня Кремля – Спасская. Внимательно рассмотрим её. Какого цвета башня? Какой формы стены? (прямоугольной) На что похожи зубцы стен? (на букву М) Из каких фигур состоит башня? (прямоугольника, квадрата, треугольника)

Что находится на вершине башни? (рубиновая звезда)

Что ещё находится на башне? (большие часы) . Какой они формы? (круглой) .

На ней располагаются большие часы – куранты. Эти часы самые точные, по ним вся страна проверяет время. Вы слышали бой курантов? Предлагаю вам послушать.

Бой курантов

Красная площадь – главная площадь страны. На ней проходят праздники и военные парады.

Одной из достопримечательностей Московского Кремля является Покровский собор или как его ещё называют храм Василия Блаженного. Он был построен в честь взятия русскими воинами города Казань.

Перед храмом находится памятник Минину и Пожарскому, которые возглавили восстание русского народа и изгнали поляков из Москвы .

На Красной площади мы увидим Царь – пушку. Как вы думаете, почему её так назвали?

Для защиты столицы царь задумал создать такое оружие, которое бы наводило панический страх на противника. В результате в 1586 году русским мастером из чугуна была отлита пушка, превосходившая по размеру все оружие, существовавшее в то время. Поэтому её и назвали Царь- пушкой. Правда из этой пушки никогда не стреляли.

А это Царь – колокол! Он очень большой и очень тяжёлый! Кто знает, что с ним произошло?

Царь – колокол отлили по приказу императрицы Анны. Начались работы по художественной чеканке и украшению колокола. В это время в Кремле случился пожар. Во время его тушения, на раскалённый колокол попала вода и он раскололся. Именно этот осколок колокола стоит рядом. Поэтому этот колокол то же никогда не звонил.

И Царь - колокол и Царь - пушка – это памятники русским мастерам.

А теперь мы с вами покидаем Красную площадь. Следующая остановка – станция Спортивная.

Физкультминутка «Мы по городу шагаем»

Мы по городу шагаем,

Звонко песни распеваем. ля-ля-ля

Впереди течет река,

В небе солнце, облака.

Как грибы, дома растут,

Есть деревья там и тут.

В этом городе живут

Все Москва его зовут !

Продолжаем нашу экскурсию .

Следующая станция – Останкинская башня. Вы знаете для чего она нужна?

Отсюда транслируются все передачи не только во все города России, но и других стран. Ведь недаром есть такая пословица : «Говорят в Москве , а слышно по всей стране» .

Станция – Большой театр – это главный театр страны.

Театр оперы и балета. Что такое опера? А балет? Артисты этого театра гастролируют со своими спектаклями по всему миру.

Остановимся на станции – Московский зоопарк

Этому зоопарку более 150 лет.

В его коллекции представлены 1132 вида животных. Которые содержатся в хороших условиях.

Следующая остановка – знаменитый цирк на Цветном бульваре.

Там работал самый известный клоун нашей страны – Юрий Никулин. Перед театром стоит железный памятник Юрию Никулину. Люди часто фотографируются около этого памятника.

Артисты цирка выступают практически во всех известных цирковых жанрах. Ребята, а люди каких профессий работают и выступают в цирке? (жонглёры, дрессировщики, иллюзионисты, гимнасты, клоуны.)

Вот уже наступает вечер. И мы с вами попадаем в вечернюю Москву . Посмотрите как много огней в этом городе. Москва – это большой город ?

Да – это самый большой и красивый город нашей страны. В нём проживает более 12 миллионов человек. Есть поговорка – «Кто в Москве не бывал - красоты не видал» .

Наши ребята знают стихи о Москве

Дети читают выученные стихи

Мы с детства запомнили эти слова,

И нету прекрасней и проще

Для города имени - город Москва ,

Для площади - Красная площадь.

На свете немало других площадей,

Героев на свете немало,

Но сколько здесь было отважных людей -

Пожалуй, нигде не бывало!

Кто в море уходит, кто в космос летит,

Маршрут пролагая опасный.

Но каждый считает началом пути

Прогулку по площади Красной.

Тут встретишь гостей из столицы любой :

Парижа, Софии, Каира!

Давай же сегодня пройдёмся с тобой

По стартовой площади мира .

IV. Рефлексия и анализ.

Вот и закончилась наша экскурсия . В каком городе мы сегодня мы побывали?

Какие достопримечательности вам больше всего запомнились?

Как называется главная башня Московского кремля ?

Вам понравилась сегодня экскурсия ? Если да – то прикрепите на доску весёлого смайлика, а если нет – то грустного.

V. Развитие

Многие художники рисуют этот город и Кремль в своих картинах. Вы тоже можете стать художниками и нарисовать Кремль. Это будет вашим домашним заданием. Когда вы подрастёте и поедете в Москву , вы можете взять свой рисунок и сравнить ваш Кремль и настоящий Московский Кремль .

Данные об авторе

Антонова Надежда Николаевна

Место работы, должность:

МБДОУ "Детский сад№5 "Сказка"

Тамбовская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

Дошкольное образование

Уровень образования:

Начальное общее образование

Уровень образования:

Дополнительное образование детей

Уровень образования:

Школы-интернаты, детские дома

Целевая аудитория:

Воспитатель

Целевая аудитория:

Классный руководитель

Целевая аудитория:

Методист

Целевая аудитория:

Педагог дополнительного образования

Целевая аудитория:

Родитель

Предмет(ы):

Внеклассная работа

Цель урока:

Продолжать формировать у детей представление о том, что поляна - это сообщество лекарственных растений;



Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Знакомство с лекарственными растениями.

Конспект занятия по проведению экскурсии в старшей группе «Весенняя поляна здоровья»
Задачи.
Образовательные
: продолжать формировать у детей представление о том, что поляна - это сообщество лекарственных растений;
обогащать словарный запас детей названиями лекарственными растений, формировать диалогическую речь.
Познакомить с лекарственными растениями родного края;
на основе полученных знаний сформировать стремление к их рациональному использованию и охране;
разъяснить правила бережного отношения к лекарственным растениям.
Развивающие: развивать умение замечать и правильно называть лекарственное растения;
познакомить с особенностями мать-и-мачехи, подорожника, крапивы, одуванчика;
уточнить, где они произрастают и каково их значение в природе.
Рассказать детям, что на поляне среди травы живут насекомые.
Воспитательные: воспитывать осознанное, бережное отношение к лекарственным травам, формировать умение правильно вести себя на «Поляне здоровья», эстетическое восприятие природы.
Предварительная работа . Беседа о лекарственных растениях и их значении в восстановлении здоровья;
рассматривание иллюстраций на тему «Лекарственные растения», «Насекомые».
Чтение рассказа М.Пришвина «Золотой луг».
Загадывание загадок о лекарственных травах и насекомых.
Ход экскурсии.
Воспитатель.
- Ребята, посмотрите
на экран и определите, какое сейчас время года.
Дети . Весна.
Воспитатель . Правильно, весна. По каким приметам вы это определили?
Дети . Птицы прилетели из тёплых краёв и проснулись насекомые, солнышко ярко светит, тает снег и текут ручьи; появились проталинки.
Яркое голубое небо, светит солнышко.
Воспитатель . Молодцы! Весна - красна на земле хозяйничает!
Сегодня на улице прекрасная погода и я предлагаю вам отправиться на экскурсию. Послушайте загадку и отгадайте, куда мы пойдём:
Есть в лесу такое место,
Где растут трава, цветы,
Земляника на варенье,
Где побегать любишь ты.
Воспитатель . Что это такое?
Дети . Поляна.
Воспитатель. Так куда мы пойдём?
Дети . На полянку.
Воспитатель . Правильно. Мы пойдём на весеннюю полянку, там, где растут лекарственные травы, поют птицы, прыгают кузнечики и другие насекомые.
Становитесь друг за другом.
Быстрые ножки, быстрые ножки
Побежали по дорожке
Топ-топ, прыг - скок.
Воспитатель . Вот мы и на поляне. Ребята, оглянитесь вокруг, как красиво!
От яркого солнца земля оттаяла, много луж, журчат ручьи, громко щебечут птицы - вестники весны, много влаги.
Весна вступила в свои права.
А победить зиму весне помогло ….Как вы думаете, что помогло?
Дети. Солнышко! Потому что весной солнышко светит ярче и пригревает сильнее.
Воспитатель . Правильно!
Игра с солнышком.
Солнышко, солнышко,
Ярче свети!
(Потянуться руками вверх, встать на носки.)
Яркие лучики
К нам протяни.
(Вытянуть руки вперёд, ладонями вверх.)
Ручки мы вложим в ладошки твои,
(Разбиться на пары, протянуть друг другу руки.)
Нас покружи, оторвав от земли.
(Покружиться парами.)
Вместе с тобой на полянку пришли.
(Выстроиться в цепочку, держа друг друга за руку).
Воспитатель.
А что вам нравится на поляне?
Дети. Много цветов и травы.
Воспитатель . Да, нас окружает много лекарственных растений и первоцветов. Одни весенние растения цветут, а другие ещё только показались из - под земли. Сколько кругом ростков! Одни пробивают землю как острыми колышками туго свёрнутыми листьями, другие согнутым стебельком. И много силы в этих ростках. Каждый день расцветают новые цветы.
Воспитатель. А на что похожа поляна?
Дети. На ковёр, на скатерть, на платок.
Воспитатель . Ребята, какого цвета поляна?
Дети. Жёлтого, зелёного.
Воспитатель . Вспомните, о каком луге я вам читала рассказ?
Дети. О золотом луге.
Воспитатель . А почему он так называется?
Дети . На нём росло много жёлтых одуванчиков.
Воспитатель . На что похож одуванчик?
Дети . Одуванчик похож на золотой шар.
Воспитатель . Давайте найдём одуванчик среди растений нашей поляны и поздороваемся с ним. (Дети находят одуванчики и рассматривают его).
Всмотритесь в цветок и разглядите его, какой он.
Одуванчик - лекарственное растение. В нем большая кладовая витаминов.
Их употребление быстро восстанавливают силы человека.
Листья одуванчика собраны в разетку и растут всё лето. Из листьев молодого одуванчика делают очень полезный салат, а из соцветий даже варят варенье. Осенью листья одуванчика не засыхают, а уходят под снег, это они начинают зеленеть весной на солнечном пригреве.
А чуть позже зажигаются в траве жёлтые «фонарики»
Послушайте стихотворение «Одуванчик»
Уронило солнце лучик золотой.
Вырос одуванчик первый, молодой.
У него чудесный золотистый цвет,
От большого солнца маленький привет.

Воспитатель . Но пройдёт немного времени - и золотой одуванчик не узнать.
Золотой и молодой
За неделю стал седой,
Спрячу - ка в карманчик
Бывший одуванчик.
Игра «Одуванчик»
Дети делятся на две команды и строятся друг за другом.
Каждый участник держит какую- нибудь часть цветка: сердцевину, стебелёк, лепестки.
На расстоянии 5-6м от команд кладут обруч. По сигналу дети по очереди подбегают к обручу и выкладывают в нём из деталей одуванчик.
Побеждает команда, собравшая одуванчик первой.
Воспитатель . Сегодня ярко светит солнышко, оно вас встретило на поляне и предлагает ещё поиграть с ним.
Пальчиковая игра «Ах! Уж ясно солнышко»
Ах! Уж ясно солнышко (разводят руки в стороны)
Припекло, припекло (руки поднимают вверх)
И повсюду золото (постепенно опускают руки вниз, сжимая и разжимая кулаки)
Разлило, разлило.
Ручейки на улице (ладонями изображают волнообразные движения)
Всё журчат, всё журчат.
Журавли курлыкают (ладони подносят ко рту, изображая игру на дудочке)
И летят, летят (руки в стороны - вверх - вниз).
Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку о каком растении, которое растёт на поляне пойдёт речь?
Загадка. Растёт зелёный кустик,
Дотронешься - укусит,
Не огонь, а жжётся.
Дети. Крапива.
Воспитатель . Найдите на поляне крапиву.
Дети находят и рассматривают.
Воспитатель . В крапиве так много витаминов, что щи, сваренные из её листьев, придают человеку силу и бодрость. Люди готовили щи из крапивы в трудные годы войны.
Воспитатель . Какие ещё вы знаете лекарственные растения? Их ещё называют «зелёной аптекой» Почему? (Ответы детей.) Верно! Такие лекарства помогают избавиться от болезней. Особую помощь оказывают они в походе, на даче, на прогулке вдали от дома. Издавна люди замечали необычные свойства некоторых растений и использовали их для укрепления здоровья. Растительной аптекой пользуются и животные.
Сегодня мы познакомимся так -же с мать-и-мачеха, это растение помогает нам на прогулке.
У этого растения два лица: весеннее и летнее. «Весеннее лицо» - жёлтые соцветия на недлинных стебельках. Её озорные жёлтые огоньки словно предупреждают, как жёлтый сигнал светофора: подождите немного, и загорится зелёный свет - зазеленеют луга, леса. Эти жёлтые огоньки называют цветками, в каждом - множество крошечных цветочков, собранных вместе.
Давайте его найдём и рассмотрим.
Листья крупные, круглые.
Приложите к щёчке лист гладкой стороной.
Что вы почувствуете?
Дети . Прохлада.
Воспитатель . А теперь приложите шероховатой стороной.
А что вы почувствовали сейчас?
Дети . Тепло.
Воспитатель . Почему растение так названо? Как вы думаете?
Дети . Мать - теплая, ласковая, мягкая сторона листа. А мачеха - холодная, гладкая его сторона. Это растение люди всегда использовали для лечения от простуды и кашля.
Воспитатель . Какие ещё растения растут на поляне?
Отгадайте загадку . Скромный, невзрачный цветок
Вдоль дорожек он растёт.
Только вовсе не цветёт.
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Кровь остановить им можно.
Что за травка? -
Дети . Подорожник. Почему он так называется?
Дети. Его можно встретить вдоль дороги.
Воспитатель . Верно! Кто знает, в каких случаях нам поможет это замечательное растение. (Ответ детей) Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу. Вскоре они заживут, боль пройдёт.
Игра «Знатоки»
Поочередно показываю лекарственное растение. Дети должны назвать ту часть растения (корень, лист, плод, цветок), которая используется в лечебных целях.
Например: подорожник - лист, ромашка - цветок и т.д.
Игру можно усложнить вопросами: От каких болезней помогает? Где растёт?

Воспитатель . Мы с вами познакомились с лекарственными растениями. Как надо обращаться с ними?
Дети. Бережно и осторожно.
Воспитатель. Давайте запомним правила сбора лекарственных растений.
1. Собирать растения необходимо в меру, оставляя часть в природе для размножения.
2. Срезать или собирать необходимо только ту часть, которая является целебной. Нельзя выдёргивать растения с корнем.
3. Сбор следует производить только в определённое время.
4. Незнакомые растения собирать не следует.
5. Необходимо помнить о том, что некоторые растения ядовиты, поэтому нельзя собирать их без взрослых, а тем более брать в рот красивые ягодки.
Воспитатель. Ребята, на поляне нельзя шуметь, нельзя рвать много цветов, ловить насекомых…Почему? (Ответы детей.)
А вот смотрите: шмель приземлился на жёлтый глазок мать - и - мачехи. Для чего? (ответ детей)
Воспитатель . Правильно, чтобы собрать нектар. В цветках мать - и- мачехи для пчёл и шмелей накрыт прекрасный стол, причём в то время, когда других цветущих растений ещё нет. Обратите внимание на окраску цветов. Какая она? (Ответы детей.) А для чего такая яркость?
Дети. Чтобы привлечь внимание насекомых.
Воспитатель . Шмели и пчёлки помогают первоцветам размножаться.
Каким образом?
Дети . Опылением. Они разносят пыльцу на своих лапах.
Послушайте загадку.
На поляне, возле ёлок,
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
Дети. Муравейник.
Воспитатель. Всем известно, что муравей - санитар леса. Если много муравейников в лесу, значит, лес здоровый. Муравейники нельзя разорять, нельзя совать в них палки, нельзя давить муравьёв. Посмотрите, как трудятся муравьи: каждый занят своим делом - кто соломинку тащит, которая больше муравья в несколько раз, а кто с жуком дерётся, гонит непрошенного гостя из муравейника. Муравей - труженик, муравей - защитник леса. Вот почему муравейники следует охранять.
Воспитатель. Посмотрите, каких насекомых вы ещё видите? (Ответ детей.).
Воспитатель. Полюбуйтесь ещё раз, как красива наша поляна весной. Много интересного увидели и узнали. А главное, вы никому не причинили вреда.
Вы - настоящие друзья природы.
Я хочу вам напомнить, что Природа нам щедро дарит красоту. А красоту надо любить и ценить. Посмотрите внимательно и запомните, а когда придём в детский сад, нарисуем весеннюю поляну. Покажите свои рисунки родителям и расскажите им, как много интересного и необычного вы видели сегодня на поляне.
Скажем поляне: «До свидания, до новых встреч!»
Работа после экскурсии. Обобщить знания, полученные после экскурсии, через беседу, чтение рассказов о лекарственных растений, проведение викторины «На лесной поляне». Из рисунков сделать панораму.

Конспект ОД с детьми старшей группы на прогулке .

Конспект предназначен для воспитателей старшей группы. Полезен для развития творчества, двигательной активности и познания.

Тема: Прогулка на огород.

Программное содержание:

Познание: Углублять и конкретизировать знания детей об овощных культурах;

Формировать умение устанавливать причинно – следственные связи об условиях, необходимых для роста растений; обучать простейшим навыкам ухода за овощными культурами.

Воспитывать любовь к природе родного края, трудолюбие.

Физическая культура : Совершенствовать умение и навыки двигательной активности.

Художественное творчество : Продолжать учить детей делать поделки из природного материала.

Оборудование:

Карточки с цифрами от 1 до 10 на синем и желтом фоне;

Для рисования песком:

А) лопатки;

В) подносы;

Г) картон;

Д) простые карандаши;

Е) клей ПВА;

Карты Г.Домана на тему «Овощи» - отгадки на загадки;

Демонстрационная карта «Строение растений»»;

Лейки, ведро с водой, палочки для рыхления;

Карточки с примерами ТРИЗ;

Оборудование для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Водители», «Супермаркет», «Рыбалка».

Ход прогулки.

    Вводная часть.

Игра с мячом «Вопрос – ответ». Дети дают полный ответ на вопрос.

- какой сегодня день недели?

- какой вчера был день недели?

- какой день недели будет завтра?

- какое сейчас время года?

- какая сегодня погода? И т.д.

Деление на подгруппы: дети берут карточку с цифрой, выстраиваются по цвету в две группы по порядку. Проверяют друг друга, считают в прямом порядке, в обратном, по-казахски.

Воспитатель объясняет план прогулки, ставит задачи.

    1-я подгруппа (синие цифры) – аппликация песком.

Дети просеивают песок на подносы (готовят для аппликации). Рисуют пейзаж на картоне карандашом, намазывают клеем, посыпают песком. Дождавшись высыхания клея, стряхивают лишний песок на поднос. Для достижения более объемных изображений посыпают песком несколько раз. Работы вешаются на выносной стенд.

2-я подгруппа (желтые цифры) – прогулка на огород.

А) Отгадывание загадок про овощи . Дети читают и отгадывают загадку. Находят нужную карточку, читают название:

«Без счету одежек, и все без застежек»,

«Ни окон, ни дверей - полно горница людей»,

«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице»,

«Красная мышка с белым хвостом в норке сидит под зеленым кустом»,

«На жарком солнышке подсох и рвется из стручка ….»,

«Он никогда и никого не обижал на свете. Чего же плачут от него и взрослые и дети?»,

«В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят»,

«Что копали из земли, жарили, варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили?»

Как назвать все эти растения одним словом?

Где растут овощи?

После этого воспитатель приглашает детей на огород.

Б) Наблюдение за овощами. Дети рассматривают овощи, растущие на грядке, называют части растения. Проверяют, все ли части назвали сверяясь с демонстрационной картой.

В) Дидактическая игра «Вершки и корешки».

Все ли части растения съедобны? Вспомните сказку «Мужик и медведь».

Дети берут карточку с изображением части корнеплода (вершок или корешок), под музыку или бубен бегают по площадке, музыка прекращается, дети должны быстро найти свою пару и назвать овощ, который у них получился.

Г) Труд в природе.

Какие условия нужны для роста овощей? (Солнце, воздух, вода).

Воспитатель показывает, как правильно поливать растения, не попадая на листья, рыхлить почву. Дети работают под наблюдением воспитателя. Удаляют сорняки.

Д) Примеры ТРИЗ.

Для чего нужны овощи?

Дети читают пример, называют блюдо, которое можно приготовить из этих продуктов.

« Картофель + растительное масло» - картофель фри, жаренный картофель, чипсы,

« Помидор + огурец» салат,

«Капуста + соль» квашенная капуста,

« Помидор + чеснок + перец» приправа и т.д.

Е) Итог.

Где мы побывали?

Что рассматривали?

Как за овощами надо ухаживать?

Возвращаемся на участок. Рассматриваем картины детей.

    П/И «Третий лишний» с обручами. Предварительно повторить, что такое пара.

    С/Р игра «Семья».

Игры «Семья», «Водители», «Супермаркет», «Рыбалка» объединены в один сюжет.

    Индивидуальная работа. Отработка навыков чтения.

Подготовила Боровикова Е.А.