Есенин я покинул родимый дом о чем. «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе Анализ стихотворения С.А.Есенина «Я покинул родимый дом…»

2 слайд

Описание слайда:

проверить уровень знаний творчества С.А.Есенина, степень понимания стихотворения «Я покинул родимый дом…», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка Цель:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

В творчестве Сергея Александровича Есенина в зрелые годы лейтмотивом выступала тоска по малой родине. В юности он покинул село Константиново, а немногим позже создал произведение, в котором выразил грусть и одиночество, испытанное вдали от родного дома. История создания стихотворения Произведение поэт создал в возрасте двадцати трёх лет. Его творчество поразительно тем, что почти не основано на жизненном опыте. В этом стихотворении он передал чувства, которые, человек, как правило, испытывает на закате своей жизни, переосмысливая пережитые годы.

6 слайд

Описание слайда:

С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде. Я не скоро, не скоро вернусь. Долго петь и звенеть пурге. Стережёт голубую Русь Старый клён на одной ноге, И я знаю, есть радость в нём Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клён Головой на меня похож.

7 слайд

Описание слайда:

Теплит - т. е. смягчает теплом Березь - т. е. березняки, которые могут расти на небогатых почвах. Цветь - т. е. неприхотливые, мелко цветущие растения. Выть - это диалектное слово. Выть в рязанских говорах обозначает пашню, вспаханное поле. С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…»

8 слайд

Описание слайда:

Какие картины предстают перед внутренним Взором во время чтения стихотворения? Через какие образы поэт передаёт чувства человека, расставшегося с родными местами? Какой образ являет собой охранника родного очага? С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Каким настроением проникнуто стихотворение Есенина?

9 слайд

Описание слайда:

Для Есенина Родина – это мать, отец, берёзы, старый клён, образы, которые неотделимы от России. В отражении луны на тихой воде, в березняке, в яблоневом цвете – во всём этом поэт видит свою родину. Сюжет стихотворения получает развитие из личных воспоминаний автора. С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Вспоминая время, когда он «покинул родимый дом», С.А.Есенин затем рисует грусть матери и представляет отца, который стареет без него. В третьей строфе автор говорит о том, что ещё не скоро доведётся ему увидеть родной край. Ведь пурга, должно быть, ещё долго будет звенеть. Следует отметить, что дерево, которое призвано «сторожит Русь», Есенин сравнивает с собой.

10 слайд

Описание слайда:

Единение человека с природой – особенность, которая присуща почти всем произведениям русского поэта. Сюжет развивается вполне логично: читатель видит, что Родина и природа для поэта неразделимы, как и природа с человеком. Поэт покинул родные края, но сохранил в своей душе образ клёна, который сторожит родной дом и так напоминает самого автора С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Стихотворение «Я покинул родимый дом» является напоминанием, о том, что у каждого человека есть корни, дом, где мы родились и выросли и без этого никуда. И очень важно ценить эти воспоминания как светлое и лучезарное мгновение в нашей жизни. Ведь без дома, куда хочется вернуться, человеку будет сложно прожить в этом мире.

11 слайд

Описание слайда:

Какие изобразительно-выразительные средства языка использует поэт в этом стихотворении? ЭПИТЕТЫ МЕТАФОРЫ СРАВНЕНИЯ родимый дом голубая Русь старая мать тихая вода теплит грусть луна распласталась седина пролилась петь и звенеть пурге золотою лягушкой луна распласталась… словно яблонный цвет, седина… С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…»

12 слайд

Описание слайда:

Поэт назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба. Луну Есенин сравнил с лягушкой, которая распласталась на воде. Этот образ позволяет не только живо и красочно представить себе вечерний пейзаж с водоёмом, но и придаёт стихотворению необычный динамизм. В изображении седины в бороде отца автор использует выражение «яблонный цвет». С.А.Есенин «Я покинул родимый дом…» Есенин наделяет природные явления почти человеческими качествами. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит. Клён, оберегающий Русь, стоит лишь на одной ноге и является скорее мыслящим существом, нежели обычным деревом.

13 слайд

Образ "голубой Руси" для поэта тесно связан с селом Константиновка, где он родился, с крестьянскими избами, народными песнями, сказками и красивейшей природой. Именно эта тема раскрывается в стихотворении "Я покинул родимый дом". Краткому анализу его будет посвящена эта статья.

История создания

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" мы начнем с обращения к библиографической составляющей. Поэт действительно рано уехал из любимой деревни. Это случилось в 1912 году, когда семнадцатилетний Сергей окончил учительскую школу. Он не захотел преподавать. Его манила столица, поэт мечтал устроиться на работу в газету. Однако отрыв от родных корней дался Есенину тяжело.

Первое время он бредил домом, но на визит в село не было времени. Поэт поступил в университет, трудился в типографии. Прошло несколько лет, прежде чем он смог посетить родную Константиновку. В 1818 году появились на свет строки "Я покинул родимый дом". С. Есенин сумел передать в них неувядающую любовь к родителям, деревенским пейзажам и не отпускающую его тоску.

Композиция

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" позволяет разбить его на две части. Первая из них посвящена малой родине поэта, дорогим сердцу пейзажам, воспоминаниям об отце и матери. Здесь все пронизано теплой грустью, сожалением о том, что родители стареют без него.

Вторая часть более тревожна. На смену деревенской гармонии приходит звенящая пурга. Тем не менее у поэта теплится надежда, что через долгое время ему удастся вернуться домой. Появляется образ клена, с которым лирический герой ассоциирует себя. Старое дерево становится его продолжением, охраняющим дорогие места. Близкие могут утешить свою тоску рядом с кленом, так как своей "головой" тот напоминает кудри поэта.

Образы

"Голубая Русь" присутствует в обеих частях стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом". Анализ творчества поэта показывает, что этот образ является центральным для всего раннего периода. Затем на смену "Голубой Руси" придет Русь "советская", "стальная". Но свыкнуться с ней Есенину не удастся.

Голубой цвет - это чистое небо и водная гладь, это необъятные дали. Для поэта это также символ святости, одухотворенности, умиротворения. Образ Руси неразрывно связан именно с деревенским укладом, сельскими пейзажами. В стихотворении природа и люди тесно переплетаются. Мать находит утешение в "березняке над прудом", седина отца сравнивается с яблоневым цветом, луна распласталась на водной глади "золотой лягушкой".

Уезжая в город, Есенин оказывается оторван от этой гармонии и своих корней. Здесь человек и природа разобщены. Тревожную атмосферу передает образ "звенящей пурги". Остро ощущается одиночество. Находясь вдалеке, лирический герой беспокоится за сохранность "Голубой Руси". Он оставляет на малой Родине свое Альтер-эго - старый одноногий клен, который призван сторожить миропорядок в его неизменном виде.

Выразительные средства

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" показывает, что написано оно анапестом. Рифмовка мужская, перекрестная. Из стилистических средств используются восклицание и инверсия в третьей строфе, что придает этим строкам особую эмоциональность. Поэту удалось выразить свою горечь от разлуки с родными местами, обеспокоенность происходящими в стране переменами (образ пурги), желание уберечь от них дорогую сердцу деревню.

Из лексических средств выразительности мы находим эпитеты ("родимый дом", "старая грусть", "Голубая Русь"), метафоры ("золотою лягушкой луна", "листьев дождь"). Присутствуют в произведении и сравнения (седины с цветущими яблонями, клена с лирическим героем). Близость человека и природы подчеркивают олицетворения (пурга поет, у клена имеются голова и нога, березняк "теплит"). Поэт придумывает собственные формы слов, чтобы точнее передать свои мысли и эмоции: "яблонный", "теплит".

Лирическое "Я"

Мы можем назвать автобиографическими строки "Я покинул родимый дом". Характеристика лирического героя позволяет понять чувства самого поэта, вынужденного жить вдали от родного села. Как и в других произведениях, внутренний мир человека сопоставляется с природными явлениями. Есенин остро ощущал свою "узловую завязь" с гармоничным окружающим миром, деревьями, животными. Через картины природы ему открывалась сложность бытия, превратность судьбы человека.

Настоящее Есенин изобразил в виде поющей, звенящей пурги. Образ снежной круговерти, метели будет доминировать в его творчестве 1924-1925 годов, передавая состояние мятущейся души. Но уже сейчас мы слышим эти отголоски. Пурга передает ощущение неустроенности, тревожности. Революция, изменившая все, сравнивается со стихией, перед которой человек бессилен. Есенин понимает, что период нестабильности продлится долго.

Спасением становятся образы "Голубой Руси", "родимого дома", которые так ярко оживают в воспоминаниях поэта. В этом сказочном мире обитают отец и мать, олицетворение безусловной любви, нежности, защиты. Пока существуют родители, у человека есть две незыблемые опоры на жизненном пути. Но они стареют. Есенин предчувствует крах "Голубой Руси", хрупкость мира детства. Поэтому и выставляет охрану: старый клен, так похожий на него самого золотой головой.

Основная идея

Анализ стихотворения Есенина "Я покинул родимый дом" позволяет понять его главную мысль. Человек не может существовать без корней. Места, где мы выросли, родные люди, знакомые с детства традиции становятся нашей духовной опорой во взрослом возрасте. Без них мы оказываемся одинокими и беззащитными перед лицом жизненных перипетий. Поэтому так важно сохранить эти ценности, не позволить ничему и никому разрушить их.

Стихотворение наполнено грустью, но вместе с тем очень красиво, лирично. Читая его, мы переносимся в красочный мир русской природы, восхищаемся яркими образами и тихой мелодичностью строк.


«Я покинул родимый дом…» (1924). Центральным лейтмоти­вом лирического произведения является «родной дом», который придает стихотворению значительную эмоциональную напря­женность. В стихотворении поэт воспевает малую родину, кото­рая у него ассоциируется с голубой Русыо, с березняком над прудом, с луной, со старым кленом: Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть. Цветовые эпитеты помогают Есенину характеризовать образ Руси, а также выявляют особенности его поэтики: увлеченность золотисто-голубыми тонами. По мнению литературоведа С. Кошечкина: «Цветопись - одна из характерных черт стихов Есе­нина. Она менее всего связана с украшательством. В цветописи, как верно заметил К. Зелинский, «находят выход его «буйство глаз» и «половодье чувств», то есть взволнованное восприятие бытия и романтически приподнятое к нему отношение… На­строение поэта как бы опирается на цветные детали пейзажа, а они в свой черед обостряют чувство и мысль, выявляют их глу­бинное течение. От расслабленно-печального до тревожно­драматического - движение переживания. Уберите цвето­пись - и стих потускнеет». Лирический герой покинул дом: прервана родственная связь. Поэтому ведущим настроением сти­хотворения является грусть, тоска.

Лейтмотивом выступала тоска по малой родине. В юности он покинул Константиново. А немногим позже создал произведение, в котором выразил грусть и одиночество, испытанное вдали от родного дома. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина - тема этой статьи.

Произведение поэт создал в возрасте двадцати трех лет. Его творчество поразительно тем, что почти не основано на жизненном опыте. В этом стихотворении он передал чувства, которые, человек, как правило, испытывает на закате своей жизни, переосмысливая пережитые годы.

Жанр

Произведение представляет собой яркий образец лирического стихотворения. Создано оно в неповторимом стиле поэта. Анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина стоит начать с изучения его манеры изложения. Он, как никто другой, умел создать в своем произведении задушевную тихую атмосферу, при этом сохранив достаточно глубокий смысл. В стихотворении, о котором речь идет в этой статье, достигнуть подобного эффекта Есенину удалось с помощью воспоминаний, которым он предается, тем самым выражая свою тоску. Поэт изображает собственные мысли и чувства, рассказывая о родителях и о неизменной тоске по родным краям.

Лирический герой и образ поэта неразделимы. Такая особенность присуща всему творчеству Есенина. И здесь он также рассказывает о себе, своей жизни, переживаниях и терзаниях, вспоминает родных людей.

Совершая анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина, необходимо отметить, что в произведении использованы яркие красочные образы, своеобразные символы, чрезвычайно выразительные определения. Наличие всех этих художественных средств позволяет с уверенностью отнести стихотворение к одному из поэтических направлений. В нем сложно не заметить оригинальную образность, присущую творчеству имажинистов. Подобная символика мгновенно делает поэтический язык узнаваемым, а стихотворение - запоминающимся и неповторимым.

В первые годы пребывания в Москве Есенин находился под влиянием имажинизма. Но все же талант его уникален. И хотя отделился от этой литературной школы он значительно позже, но даже в этом стихотворении можно обнаружить самобытность есенинского мастерства.

Тема и сюжет

Делая анализ стихотворения «Я покинул родимый дом» Есенина, важно назвать главную тему произведения. А ею стала не только ностальгия по Константиново. Для Есенина едина Родина во всех ее проявлениях. Луга, берёзы, старый клён - образы, которые неотделимы от России. В отражении луны на тихой воде, в березняке, в яблоневом цвете - во всем этом поэт видит свою родину.

Сюжет стихотворения получает развитие из воспоминаний автора. Сюжетной линии как таковой здесь нет. Но определённая последовательность, разумеется, наблюдается.

Начинает со слов «Я покинул родимый дом» С. Есенин, затем упоминает грусть матери. Поэт вспоминает отца, который стареет без него. В третьей строфе автор говорит о том, что ещё не скоро доведется ему увидеть родной край. Ведь пурга, должно быть, еще долго будет звенеть.

Следует отметить, что дерево, которое призвано «сторожит Русь», Есенин сравнивает с собой. Единение человека с природой - особенность, которая присуща почти всем произведениям русского поэта.

Сюжет развивается вполне логично: читатель видит, что Родина и природа для поэта неразделимы, как и природа с человеком. Он покинул родные края, но сохранил в своей душе образ клёна, который сторожит родной дом и так напоминает самого автора...

Художественные средства

Анализ стихотворения С. Есенина "Я покинул родимый дом" - это прежде всего определение размера. Произведение написано анапестом. В нем также используется Всё излагается довольно последовательно, что говорит о линейной композиции. Автором проведены параллели: он сравнивает родную землю с родителями, Родину - с природой, деревья - с людьми.

Стихотворение, несмотря на небольшой размер, содержит в себе обилие художественных средств. Есенин пишет в стиле, присущем исключительно ему. Отличительные черты - яркие образы и оригинальный слог.

Образы

Несомненно, анализ стихотворения С. А. Есенина «Я покинул родимый дом» предполагает рассмотрение основных средств изобразительности. В их использовании поэт был всегда непревзойден. Здесь он назвал Русь «голубой». Этот оттенок ассоциируется с чистотой, с цветом неба.

Луну Есенин сравнил с лягушкой, которая распласталась на воде. Этот образ позволяет не только живо и красочно представить себе вечерний пейзаж с водоемом, но и придаёт стихотворению необычный динамизм. В изображении седины в бороде отца автор использует выражение «яблонный цвет».

Есенин наделяет природные явления почти человеческими качествами. Пурга в стихотворении напоминает живое существо, которое поет и звенит. Клён, оберегающий Русь, стоит лишь на одной ноге и является скорее мыслящим существом, нежели обычным деревом.

Поэт и его Родина

Одноногий клён в последней строфе вдруг преображается. Теперь он обладает удивительными чертами, полными чего-то высокого и лирического. И главное, поэт утверждает, что дерево имеет сходство с его собственной головой. Именно клен становится своеобразной связующим звеном, которое не позволит отдалить поэта от его родной земли.

Это стихотворение небольшое, но удивительно яркое. А потому оно способно дать читателю представление об уникальном мастерстве Сергея Есенина. Тема России для него всегда была главной. Она довольно обширная. Начинается с выражения тоски по родному селу и выливается в более значительную форму - в переживания о судьбе всей земли Русской.

Учитель русского языка и литературы : Жукова Т. В.

Тема урока : С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения.

Цель и задачи урока:

учебные – продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта; познакомить с содержанием стихотворения, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение;

воспитательные – воспитывать любовь к своей малой родине, природе, любовь к России.

развивающие – совершенствовать навыки выразительного чтения, обогатить словарный запас.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.

Техническое оборудование : компьютер, проектор, интерактивная доска.

План урока

1. Слово учителя.

2. Определение темы. Мини-концерт.

3. Словарная работа.

4. Работа по теме урока.

А). Слово о поэте.

Б). Прослушивание стихотворения.

В). Беседа по стихотворению.

Г). Анализ стихотворения.

5. Итоги урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.

Ход урока

1. Определение к деятельности.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам

2. Слово учителя. (Вступление к теме.)

Русская литература богата великими поэтами. У каждого из них есть, как говорят, свой голос. Голос Пушкина звучен и полнокровен, голос Лермонтова проникнут звёздным ощущением загадочности мира, голос Некрасова звучит как народная песня.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением поэта, с творчеством которого вы уже знакомы. А кто он, вы догадаетесь, прослушав стихотворения в исполнении ребят. Попробуйте угадать имя поэта и понять, какая особенность объединяет его стихотворения.

3. Определение темы урока. Мини-концерт.

Учащиеся читают наизусть стихотворения поэта (не вошедшие в учебник «Топи да болота…», «Нивы сжаты, рощи голы…», «Черёмуха»). Определяют тему урока, записывают её в тетради, называют особенности стихов поэта. (Термины, характеризующие отличительные черты поэтики Есенина, записаны на доске, их записывают в тетрадь).

Тема урока: С.А. Есенин. Стихотворение «Я покинул родимый дом…». Анализ стихотворения. (На доске)

4. Словарная работа.

    Так какая особенность объединяет стихотворения С. Есенина? Назовите их.

Музыкальность Задушевность

Напевность Лиричность

5. Работа по теме урока. Усвоение новых знаний.

    А теперь начнём работать по теме нашего урока.

1). Слово о поэте. (Сообщение уч-ся и презентация. Оценивание.))

2). Слово учителя. (Переход к прослушиванию и анализу стихотворения «Я покинул родимый дом…»).

    А сейчас вы прослушаете стихотворение С.А. Есенина «Я покинул родимый дом…» в актёрском исполнении и посмотрите иллюстрации к нему. (Прослушивание стихотворения в актёрском исполнении и просмотр иллюстраций.)

3). Работа с текстом стихотворения.

а). Рефлексия. Первичное восприятие текста.

    Верно ли, что после окончания школы поэт отправился в Москву.?

    Верно ли, что это произошло в 1912 году?

    Верно ли, что это стихотворение написано в 1918 году?

    Верно ли, что в этом году Есенину было 23 года?

    Верно ли, что прошло шесть лет после его отъезда из родных мест?

    А теперь выясним, какие события за это время произошли в России.

1914 год – начало Первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

1918 год – международная интервенция, попытка захвата территорий России войсками стран – участников Первой мировой войны.

    Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

    Поэт пишет, что он «оставил Русь». Значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь имеет поэт в виду? (В 1918 г. поэт не выезжал из России. Русь для него – древняя рязанская земля. Кстати, Рязань упоминается в летописи раньше Москвы, 1095 год.)

    Почему поэт называет Русь голубой ?

    Что мы представляем, когда читаем эти строки? (Нам кажется, будто мы видим постаревшую женщину, которая с грустью вспоминает сына, глядя на звёзды под берёзами. Грусть матери теплится, как лампада, на которую похожи три звезды над прудом.)

5. Физкультминутка.

Продолжение работы по теме урока .

б). Организация первичного контроля. Анализ стихотворения.

А сейчас мы займёмся анализом стихотворения. Для этого надо вспомнить выразительные средства, которые вы уже знаете. Назовите их. (Эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, оксюморон, звукопись, цветопись.) Работать будете в группах. Каждая группа выполнит определённое задание. (Учитель раздаёт каждой группе карточки с заданием.) После того, как вы всё сделаете, отчитаетесь о проделанной работе и дадите оценку работы группы (один из группы, старший группы). Кто это будет, решит группа. Перед работой вспомните правила работы в группе. (Правила в печатном варианте у каждой группы.)

1). Работа в группах.

Задание по группам.

1 группа. Задание: найдите в стихотворении все выразительные средства, которые в нём есть, определите их роль.

2 группа. Задание: найдите в стихотворении (в 2-ой и 3-ей строфах) звукопись, определите особенность звуков, часто повторяющихся, их количество. Докажите чтением.

3 группа. Задание: покажите цветопись стихотворения.

4 группа. Задание: определите время года, изображённое в стихотворении, докажите это текстом. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

2). Отчёт групп. (Самооценка и взаимооценка.)

3) Знакомство с новым выразительным средством.

Учитель.

    Ребята, обратите внимание на 4-ую строчку 1-ой строфы. Ничего необычного в построении предложения не заметили? Слова в предложении правильно расположены? Что произошло в предложении? (Перестановка слов.)

Учитель.

    Необычный порядок слов называется инверсией . (Запись термина из литературоведческого словаря учебника.) Есть ли ещё в стихотворении инверсия?

    Как вы думаете, что инверсия придаёт фразе? (Особую выразительность речи.)

6. Подведение итогов. Оценивание и выставление отметок.

    Скажите, пожалуйста, какие слова или словосочетания вы могли бы назвать «есенинскими», характерными только для поэта? («Родимый дом», «голубая Русь», «старый клён».)

7. Домашнее задание. (На доске и каждому учащемуся.)

    1). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения « Я покинул родимый дом…» (все).

    а) найти выразительные средства, записать их в тетрадь;

    б) найти звукопись стихотворения.

    в) сделать иллюстрации к одному из стихотворений, используя цветопись.

8. Рефлексия. (На доске и каждому учащемуся.)

Продолжите фразу .

1. Сегодня я узнал…

2. Было трудно выполнять…

3. Теперь я могу…

4. Я научился…

5. У меня получилось…