Если не знаете что говорить. Про что говорить, если не знаешь о чем

Возможно, хотя бы раз в жизни вы были в ситуации, когда оказываешься в компании с приятным человеком, но говорить не о чем. Вернее, уже разузнали, как у кого дела, обсудили погоду, увлечения, новости на работе, кто как провел выходные, любимую книгу, фильм и музыкального исполнителя. Что делать дальше?

Теперь пора расслабиться и … помолчать. Хорошо, если в этом момент вы будете чем-то еще заняты физически - кушать в ресторане, гулять, слушать музыку. Добавим, что этот человек вам очень-очень нравится. Или вы уже не уверены в этом? :)

Наконец, какое счастье, пришла гениальная мысль! Можно задавать вопросы! Пусть он (или она) напрягается. О чем спрашивать? Детство, школа, родители, домашние животные, мечты, путешествия.

Кстати, моя знакомая нашла отличный выход из этой ситуации. В ее случае все на английском, который она практически не знает. Перед поездкой заграницу придумала схему общения с иностранцами. Рассказывает о себе, об Украине, своих увлечениях, что конкретно ей нравится заграницей, и задает интересующие ее вопросы. Таким образом, она добилась эффекта легкого общения.

Вы можете придумать свою схему на русском. Это будет спасать вас в первую, вторую или даже третью встречу. Остается один нюанс – ВЫ знаете, что это - Схема. А без нее все равно не знаете о чем говорить. Когда «любимые» темы исчерпают себя, опять возникнет недовольство собой и вопрос «Что делать дальше? Поэтому, все, что я предложила выше – это лишь способ маскировки неуверенности правильности своих действий.

Как это изменить изнутри?

Выработайте навык получения удовольствия от общения

В течение 2-х недель зафиксируйте на бумаге, или в электронном виде позитивное общение. То есть, запишите в конце дня, когда и с кем получили позитивные эмоции от разговора. Вспомните, с кем общались, о чем конкретно, что вы говорили, как выпутывались из «сложных» ситуаций. Так появится внутренняя уверенность в том, что с разными людьми вы можете общаться легко и с удовольствием.

Пойдите на курсы по ораторскому мастерству и риторике, или позанимайтесь с преподавателем индивидуально

Помочь может еще и актерское мастерство.

Есть такое убеждение, что с человеком не о чем поговорить, потому что он мало читает. Некоторых терзают муки совести от того, что некогда открыть книгу. Открою секрет. От того, что вы больше читаете, ощущение «не о чем поговорить» все равно не пройдет!

Самое важное, запомнить одну маленькую деталь: нужно рассказывать о прочитанном. Тогда результат будет. Плюс, смотрите фильмы, посещайте необычные места. Обязательно каждый день делитесь с родными, друзьями, коллегами тем, что именно вас восхищает и радует.

Ответ психолога:

Здравствуйте, Дарья!

Общительность, как и другие качества в человеке, можно и нужно развивать и тренировать. Общительность сама по себе представляет «коктейль» из нескольких других свойств, способностей и качеств личности, таких, например, как смелость, начитанность, образованность, искренность, уверенность в себе.
Даже такое простое перечисление качеств, необходимых для того, чтобы общение проходило «без зажимов», естественно и интересно для всех участников процесса, дает представление, что недостаточность на любом из них может привести к проблеме в общении.
Дарья! Но самым, на мой взгляд, необходимым качеством для общительного человека является уверенность в себе. Похоже, для Вас это основная проблема, которая мешает спокойно вести беседы на любые темы и заводить новые отношения с людьми. И дело тут, пожалуй, не только в Ваших ранних отношениях с Вашей школьной подругой.
Вы не указали, как Вас принимают в семье, как Вы можете высказывать свое мнение в ней, как к Вашим словам в семье относятся.
Психологи вполне обоснованно считают, что все человеческие «проблемы и сложности» берут начало в семье, в детстве. Ведь это первая «сцена жизни», на которую каждый из нас сначала выходит и показывает себя, а затем согласует свое поведение с другими. И именно от семьи, от отношений внутри нее зависит насколько человеку легко и непринужденно удается представить себя всему миру, другим людям.
Очень часто именно недостаточный опыт отношений между членами семьи, неравноценность таких отношений со временем создает сложности в отношениях уже с другими людьми в обществе.
Поэтому Вам для начала я бы рекомендовала «посмотреть» на Вашу жизнь с позиции опыта Ваших взаимоотношений в семье. Часто ли Вам не давали слова? Часто ли обрывали Вашу речь? Были ли Вы интересны с Вашими мыслями и мнениями другим членам Вашей семьи?
Если на большинство вопросов Вы сможете себе ответить положительно, значит стеснительность может быть особенностью Вашего типа личности и темперамента и упражняясь в уверенности в себе, например, в публичных выступлениях, Вы сможете со временем преодолеть эту скованность и развить в себе так необходимую уверенность для нормального общения.
Если же на поставленные выше вопросы Вы получите подтверждение того, что неуверенность в себе это следствие отношения к Вам в Вашей семье, то и здесь возможны коррелирующие действия по восстановлению уверенности в себе, но в этом случае одних тренингов, на мой взгляд, уже недостаточно. Необходима работа со специалистом(психологом), который поможет Вам понять и переосмыслить подобную ситуацию, учесть ее влияние на Вашу жизнь и выработать способ справиться с «приобретенными» мешающими качествами.
Но для человека желающего нет ничего невозможного! Вам стоит только захотеть и Вы всегда сможете достигнуть перемен в Вашей жизни, потому что она Ваша и только Вы вправе наполнять ее событиями, знаниями и умениями, которые интересны и необходимы для Вас. Главное это понять свои желания и работать над тем, чтобы иметь как можно больше способов для их реализации!

Любите себя, займитесь наполнением своей жизни по собственному усмотрению!

Как часто вы это повторяете? Ведите журнал или записную книжку частоты повторения этой фразы. Не зацикливайтесь, просто помечайте каждый раз. Отмечайте сзади тетради, в блокноте, на всем, что у вас под рукой.

  • Это придумано не для того, чтобы вы себя ужасно чувствовали; зная, как часто вы используете эту привычку, и в итоге сможете лучше подбирать слова и со временем проследить за своим успехом.
  • Запомните: сфокусируйтесь на осознании этой привычки, не наказывайте себя для того, чтобы разрушить этот шаблон.

Временно замените эту фразу. Пообещайте себе не произносить «я не знаю» до тех пор, пока внимательно не выслушаете и действительно не будете знать. Вместо этого пытайтесь что – нибудь говорить, что – нибудь другое.

  • Было бы неплохо придумать несколько фраз, чтобы привычкой не стали слова, которыми вы делаете замену. Например: «Хммм», или «Не уверен», или «Может быть», или «Как ты думаешь?», или «Я хотел бы услышать еще перед тем, как ответить». В последнем приведенном примере, задавая вопрос собеседнику, вы можете заставить его задуматься над тем, что они сказали чуть больше, тем самым получая время для того, чтобы самим подумать!
  • Признайтесь, что это казалось ленью потому, что это и была лень. Ваш собеседник моментально узнает, что вы просто не хотите думать о том, что вам сказали или что вы просто не заинтересованы в беседе. Сказав один раз «я не знаю», вы сразу убьете беседу. Какая у человека появится ассоциация? Как бы он/она воспримут это ваше «я не знаю»? Вы бы, скорее всего, восприняли это как грубость. Так же грубо, как «свернуть» беседу фразой «я не знаю».

    • Если вы действительно не знаете что сказать по данной теме, почему бы не сказать «Мне сейчас не совсем удобно об этом говорить (продолжить фразу можно «В этом я не достаточно осведомлен» или «у меня не было времени подумать над этим»). Мы можем поговорить позже или поговорить об этом завтра/в следующий раз?»
  • Активно слушайте. Вместо того, чтобы думать о чем–то другом, витая в облаках, размышляя о чем «вы» хотите поговорить дальше, постарайтесь выслушать собеседника. Задайте пару вопросов о том, о чем он/она говорили – подойдет любой. Попробуйте «серьезно, что ли?», когда заметите, что человек ждет от вас реакции. Вдобавок задавайте вопросы, которые помогут вам что–то узнать:

    • «Что ты думаешь о сюжете этого фильма?» «Я не совсем уверен, что понял почему Х решил сделать Y. Ты сам уловил?»
    • «Что ты знаешь о том симпатяге, сидевшем на паре по высшей математике» «не много…разве он не говорил, что он из Небраски?»
    • «Почему Тамара была так расстроена вчера вечером?» «Ты ее спрашивала? Она пробежала мимо меня!»
    • «Зак, какой ответ на 3 вопрос» «У меня проблема, мисс Санчес. Я не понял, что Гамлет имел ввиду…» (Этим вы покажете, что думали над заданием и учитель, скорее всего, не упрекнет вас.) Прислушайтесь, как вокруг вас раздадутся вздохи облегчения других студентов!
  • Подумайте над тем, о чем вас спросили. Если у вас нет моментального ответа, сделайте паузу вместо того, чтобы говорить «я не знаю». Если вы действительно затрудняетесь, извинитесь перед собеседником, сказав что–то вроде «Я никогда над этим не задумывался до этого момента». По крайней мере, это даст возможность вашему партнеру, что вы слушали его или ее, и активно обдумываете вопрос, а не автоматически болтнули «я не знаю».