Гексаграмма 17 любовное толкование. Последование

Гексаграмма 17. Суй

Суй указывает, что (при обозначенных ею условиях) будут большие достижения и успехи. Но для преуспеяния следует проявить стойкость и справедливость. (Тогда) не будет беды.

1. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на первом месте указывает, что человек меняет цель своих устремлений; но если он будет стоек и справедлив, то обретет счастье. Выйдя за ворота (своего дома) в поисках союзников, он добьется успеха.

2. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на втором месте указывает на того, кто держится за мальчика и отпускает мужа зрелого и опытного.

3. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на третьем месте указывает на того, кто держится за мужа зрелого и опытного и отпускает мальчика. Такой последователь найдет то, что ищет; но для преуспеяния следует соблюдать стойкость и справедливость.

4. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на четвертом месте указывает на того, за кем следуют (другие) и кто обретает (приверженцев). Даже если он сохранит стойкость и справедливость, будет несчастье. (Но) если он будет искренен на своем пути и проявит это открыто, то разве может его постигнуть беда?

5. Сплошная черта, ДЕВЯТКА, на пятом месте указывает на (царя), искреннего в (пестовании всего) превосходного. Будет счастье.

6. Прерванная черта, ШЕСТЕРКА, на верхнем месте указывает на то, что (искренность) соблюдается стойко, и ей твердо привержены, и крепко привязаны к ней. (Мы видим) царя, который приносит с нею жертвы на западной горе.

Комментарии Дж. Легга

Суй символизирует идею следования. Сказано, что она следует за Юй - символом гармонии и удовлетворения. Если эти условия будут соблюдены, люди наверняка последуют за вождем; за тем же, кем они не довольны, они не пойдут. Гексаграмма обращена и к тому, кто следует за другими, и к тому, кто ведет других за собой; именно в силу своей гибкости и разносторонней применимости она предвещает большие достижения и успехи. Однако и последователь, и тот, за кем следуют, должны руководствоваться представлениями о долге и справедливости. См. также примечания к комментариям Вэнь-вана и «Великой традиции образов» .

Черта 1 сильна и властвует над нижней триграммой. За ней последуют слабые черты, но она располагается ниже их, на самой нижней позиции всей фигуры. Поэтому возникает образ человека, меняющего цель своих устремлений. Но природная мощь, о которой свидетельствует сила данной черты и ее расположение на правильной позиции , предвещают ее адресату успех. «Выйти за ворота, чтобы обрести союзников» означает, что человек, к которому она обращена, обладает гражданским чувством и способен подняться над эгоистическими соображениями.

Черта 2 слаба. Естественная связь объединяет ее с сильной 5-й чертой ; но она предпочитает держаться за черту, расположенную под нею, вместо того чтобы дождаться 5-й и последовать за ней. Отсюда проистекает символический смысл текста - нет нужды пояснять, что он заключает в себе дурное предзнаменование.

Черта 3 также слаба, но она следует за сильной чертой, расположенной над нею, и расстается с 1-й чертой, устремляясь в противоположную сторону по отношению к той, в которой движется черта 2, - так что исход ее движения оказывается иным. Однако она слаба и не объединена с 4-й чертой естественной связью, чем и объясняется предостережение, изложенное в заключительных фразах.

Черта 4 сильна и занимает место первого министра по соседству с царем на 5-й позиции . Однако наличие приверженцев у первого министра может подорвать верховную и единоличную власть государя, и только искренняя преданность спасет его от беды и несчастья.

Черта 5 сильна, расположена на подобающем ей месте и имеет соответствие со 2-й чертой, поэтому ее значение благоприятно.

Исход событий, описываемых гексаграммой, обозначает черта 6, символизирующая идеал следования в духе искреннейшей приверженности долгу. Эта идея распространяется не только на людей, но и на духовные сущности. «Западная гора» - это гора, у подножия которой было основано первое поселение дома Чжоу в 1325 году до н.э. Употребление слова «царь» переносит нас из эпохи Вэнь-вана по меньшей мере во времена царя У-вана .

Примечания переводчика

Дж. Легг ссылается на два фрагмента и собственные примечания к ним.

Первый отрывок - из комментариев Вэнь-Вана: «1. В (гексаграмме) Суй мы видим, как сильная (триграмма) занимает место ниже слабой; мы видим (в той и другой соответственно) указания на движение и удовольствие - в этом (идея) Суй. 2. “Будут большие достижения и успехи; и стойкая справедливость поможет избегнуть беды”. - В такое время вся поднебесная будет следовать (за предводителем). 3. Воистину, Суй означает великие и важные времена».

Комментарий Дж. Легга: «Триграммы Чжэнь [молния, нижняя триграмма в составе гексаграммы Суй] и Дуй [верхняя триграмма] противопоставлены друг другу как сильная и слабая. Чжэнь по системе Вэнь-вана - это “старший сын”, а Дуй - “младшая дочь”. Впрочем, “сильная” здесь может относиться и к сильной черте, занимающей нижнюю позицию в гексаграмме. Как отмечает комментатор династии Сун, “сильная черта ян не должна находиться под слабой чертой инь, как происходит здесь. Таким образом, в Суй высокий ставит себя ниже низкого, благородный - ниже презренного”; то есть человек ценит других выше, чем самого себя, и отсюда проистекает идея следования. Далее, Чжэнь символизирует силу, производящую или возбуждающую движение, а Дуй обозначает удовольствие; и в соединении того и другого заключена та же идея [следования]».

Второй фрагмент - из «Великой традиции образов» [«Да сян чжуань»], одного из древнейших комментариев к «И Цзин»:

«Суй образована из (триграммы, обозначающей воды) озера и (триграммы) молнии (скрытой) в нем. В соответствии с этим благородный муж, когда начинает темнеть, входит (в дом) и [ложится] отдыхать».

Символ предупреждает о необходимости закрепления достигнутых позиций и готовности к новым достижениям.

Время лучше подходит для упрочения своих руководящих позиций, нежели для поиска хороших единомышленников. Будьте верны своим принципам даже в том случае, если вдруг ваши цели изменятся.

Твердо придерживаясь своих убеждений в любых ситуациях и довольствуясь пока малыми успехами, вы непременно достигнете перемен и большой победы.

Не плывите против течения, просто плывите пока в общем потоке по течению, тогда скоро все дела придут в порядок.

Желание исполнится с большой долей вероятности, но приготовьтесь к большим переменам в вашей жизни.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 17. Следование

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Суй — Следование.

Иероглиф изображает три следа, идущие один за другим.

Приходить или уходить в установленной последовательности. Подчиняться, соответствовать; согласно общей идее, в стиле чего-либо. Следовать учению, школе или религии; двигаться в одном направлении.

Смысловые связи гексаграммы 17.Суй

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить как символизирующую мощную силу, увлекающую вас. Подчинитесь и следуйте неизбежному ходу вещей. Вы участвуете в ряде событий, тесно связанных друг с другом. Не сопротивляйтесь и идите по тропе, проложенной для вас, руководствуясь здравым смыслом. Это принесет пользу и просветление. Следуйте за призывом и отпустите то, что осталось в прошлом. Избавьтесь от жестких взглядов, чтобы старые привычки могли исчезнуть. Возникает новый центр осознания. Весь мир следует циклу времен года; вы же следуете за изначальной идеей, присущей потоку событий.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании семнадцатой гексаграммы.

[Изначальное свершение; благоприятна стойкость; хулы не будет!]

I. В начале девятка.

В правящем предстоит перемена.

— Если, и, выйдя из ворот, будешь связан [с правильным для тебя], то будешь иметь успех.

II. Шестерка вторая.

Сблизишься с малыми детьми, — потеряешь возмужалых людей.

III. Шестерка третья.

Сблизишься с возмужалыми людьми, — потеряешь малых детей.

— В последовании будешь добиваться и достигнешь.

— Благоприятно пребывание в стойкости.

IV. Девятка четвертая.

Если в последовании и ухватишь что-нибудь (узнаешь что-то новое),

то стойкость (использование старых знаний) — к несчастью.

Если будешь обладать правдой и будешь на верном пути, обретешь понимание.

— Какая может быть хула?!

V. Девятка пятая.

Будь правдив по отношению к прекрасному.

— Счастье!

VI. Наверху шестерка.

Свяжись с тем, что добыто, соединись с тем, за кем следуешь.

— Царю надо проникнуть к западной горе.

«И-цзин» также известно под названием «Чжоу И» - означает цикличность перемен. И-цзин принят конфуцианской традицией во II веке до нашей эры. В древнем Китае было распространена практика гадание. Книга Перемен И-Цзин также пользовалась популярностью. Это сложная гадательная система, отражающая не только человека, но и весь мировой процесс в целом. В этом и состоит отличие мировоззрения древних китайцев – человек участвует в течение жизни как равный земле и небу, он сам принимает решения и способен взаимодействуя с окружающим миром подчинять его, влиять на свою судьбу и судьбу окружающих.

Главная идея этой книги – изменчивость. Свет сменяет тьму, времена года сменяют друг друга, меняются люди, судьбы и только книга «И-Цзин» до сих пор помогает страждущим найти свой путь в жизни.

Гадание по книге перемен, толкование, позволяет получить развернутый разбор ситуации с возможными вариантами ее дальнейшего развития. Обращающийся к такому инструменту гадания как И-Цзин, сам принимает решение или не принимает его, но книга перемен указывает не только пути, но и последствия. Книга перемен состоит из 64 гексаграмм, которые выражают какой-либо жизненный аспект. Каждая гексограмма подробно отвечает о развитии ситуации в целом и пути выхода из нее. Рассмотрим одну из них – гексограмма 17.

Эта гексограмма носит название «Суй», что в переводе на русский язык означает – последование. Дополнительные значения гексаграммы – «Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет».

Философский смысл данной гексаграммы - ситуация последования. Это прежде всего полная согласованность. Следовать за изменениями ведущего и правящего, но при этом гексаграмма 17 также говорит о стойкости, которая поможет достичь успеха. Все менее развитое должно следовать за более развитым. Благоприятно пребывать в стойкости. Если в ситуации последования обретается что-то, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым.

Но также необходимо найти правильное отношение, а именно гармоничное включение личного в общественное, то есть все сводиться к достижению счастья. Счастье достигается за счет соединения с тем, что дорого. Последование. Перевод этой гексаграммы достаточно сложен поэтому в адаптированном переводе используются следующие значения: «Движение в направлении, последование за кем-то, подчинение кому-то, согласованность общих идей. Последовательность в учении, в религии. Иероглиф изображает три следа идущие один за другим».

Что может сказать данная гексограмма современному человеку? Вступление во времена перемен. Руководящие позиции укреплены, верность принципам и идеалам. Следование за своей цели, какой бы она не была. Малые победы приведут за собой большие. Если вопрос о желании, то желание исполнится с большей долей вероятности, но также повлечет за собой серьезные перемены в жизни. Мощная сила заставляет идти по выбранному пути. Сопротивление бесполезно. События, которые сейчас происходят, тесно связаны между собой, избавление от привычек, очищение сознания.

Для наглядности рассмотрим некоторые примеры, о чем может говорить выпадение данной гексаграммы. В первую очередь это касается карьерных достижений. Человек, которому выпадает эта гексограмма стоит на пути принятия решений, которые могут повлиять на его судьбу в целом. Если же решение принято не будет, то судьба поведет его по своему пути. Выберут за него. Оракул советует – принимайте решение и следуйте ему. Будьте стойкими, идите к своей цели.

Если говорить о личных отношениях, то человеку, которому выпадает гексограмма «Суй» можно посоветовать задуматься, а верен ли путь, по которому сейчас идете? За тем ли следуете? Того ли слушаете? И если ответ на эти вопросы положителен, то можете просто плыть по течению – течение вынесет куда надо.

Если при обращении к оракулу «И-Цзин» был задан конкретный вопрос (вопросы, связанные с приобретением или продажей недвижимости, переездами и прочие подобные вопросы), то для получения более точного ответа необходимо дополнительно воспользоваться данным оракулом в другой день. Ведь по правилам прибегать к оракулу «И-цзин» можно не более одного раза в день. Кроме этого правила существуют еще и другие. Для более точного результата необходимо их соблюдать.

Одно из правил гласит – нельзя спрашивать у книги совета в случая зломыслия. Если мысли направлены против других людей, то лучше выберете какой-нибудь другой способ гадания. Другое правило рекомендует часто не пользоваться этой гадательной системой и если на вопрос книга перемен отвечает уклончиво, то нельзя пытаться второй раз подряд получить более понятный ответ.

Как же именно нужно гадать? Для начала необходимо привести свои чувства и мысли в порядок и настроиться на вопрос. Вопрос должен быть важен, не стоит испытывать оракул по пустякам. Выбрать три монеты и поочередно подбросить их шесть раз. Каждый раз, при попадании большинства монет орлом вверх, рисуете сплошную линию. Если же большинство монет (2 из трех) выпадают вверх решкой, то пунктирную. Линии нужно рисовать снизу вверх, подкинув монеты шесть раз и получив шесть линий, гексаграмму можно считать законченной и нужно искать ее значение под соответствующим номером.


Суй (Последование): приходить или уходить в установленной последовательности; соответствовать, подчиняться; в стиле чего-либо, согласно общей идее; двигаться в одном направлении; следовать учению, школе или религии. Иероглиф изображает три следа, идущие один за другим.

Изначальное свершение.
Благоприятна стойкость.
Хулы не будет.

Вас увлекает мощная сила. Подчинитесь неизбежному ходу вещей и следуйте ему. Идите по тропе, проложенной для вас, по пути наименьшего сопротивления. Руководствуйтесь здравым смыслом. Вы участвуете в ряде событий, тесно связанных друг с другом. Это принесет пользу и просветление. Следуйте за призывом и отпустите то, что осталось в прошлом. Возникает новый центр осознания. Избавьтесь от жестких взглядов, чтобы старые привычки могли исчезнуть. Весь мир следует циклу времен года; вы же следуете за изначальной идеей, присущей потоку событий.

Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно существующего обрести свободу в подчинении объективной истине. Так наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной объективности мира. Однако при таком развитии необходито для благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования.

Внешний и Внутренний миры: Водоем и Гром

Слова поощрения, произнесенные во внешнем мире, пробуждают новую энергию изнутри. Сочетание триграмм подчеркивает необходимость предпринять новое действие.

Следование образцу, личности или процессу содержит скрытую возможность постепенного осознания своих желаний.

Последовательность

Вольность приводит к последованию. Осознание этого позволяет пользоваться им.

Определение

Последование означает движение с потоком сущего.

Символ

Среди туманов гремит гром. Последование.
Благородный человек следует за другими, чтобы получить паузу для передышки.

Линии гексаграммы

Линия 1

Вначале девятка

В службе будет перемещение. Стойкость - к счастью.
Если, выйдя из ворот, будешь связан с правильным для тебя, будет успех.

Необходимо следить за изменениями правящего и следовать за ними, но не вплоть до слепого подчинения. Путь открыт. Если вы покинете привычное место и сделаете правильный выбор, то достигнете первоначального результата.

В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями времени. Потому самое важное здесь – это неизменно следить за изменениями ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот, только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха.

Линия 2

Шестерка вторая

Сблизишься с малыми детьми -
Утратишь возмужалых людей.

Менее опытное должно следовать за более опытным. Нарушив этот принцип, вы рискуете утратить направление. Сейчас вы одни, без союзников, и должны приспосабливаться к тому, что встает у вас на пути.

Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими, более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме, суть которой движение).

Линия 3

Шестерка третья

Сблизишься с возмужалыми людьми -
Утратишь малых детей.
В последовании будешь искать и обретешь.
Благоприятно пребывание в стойкости.

Сделав решительный выбор, вы восстанавливаете естественный ход вещей. Необходимость начинать заново приводит к исканиям, но при надлежащей выдержке и терпении желаемое будет достигнуто.

Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать одновременно и за развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной стойкости соблюдено тем, кто его выбрал.

Линия 4

Девятка четвертая

Если в последовании захватишь что-нибудь,
То стойкость - к несчастью.
Если будешь обладать правдой, пребывая на верном пути,
То понимание прояснится.
Какая может быть хула?

Ваша задача - не в обретении, а в доследовании. Если вы следуете за кем-либо из корыстных побуждений, путь будет закрыт (несчастье). Определите своё место в жизни. Обладая правдой (связь с духами), вы не сойдете с правильного пути. Тогда вы поймёте, за чем нужно следовать. Это может быть новым началом для вас.

Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретённое настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот, обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула не может угрожать ему.

Линия 5

Девятка пятая

Будь правдив с прекрасным.
Счастье.

Стремление к совершенству благоприятно, так как в ситуации есть связь с духами. Ваше доверие к выбранному пути непоколебимо. Путь открыт (счастье).

Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях (по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту последования – гармоническое включение личного в общественное, т.е. то, что в терминологии “Книги Перемен” называется счастьем. Для этого нужна громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме пятую, наиболее деятельную позицию.

Линия 6

Наверху шестерка

Свяжись с тем, что добыто.
Соединись с тем, за кем следуешь.
Царю надо совершить жертвоприношение у Западной горы.

Ситуация заканчивается, но многое уже достигнуто, и было бы неразумно рвать связь с прошлым и связь времен в целом. Восстановление этой связи Символизируется жертвоприношением у Западной горы (священная гора Цзи во времена династии Чжоу).

Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, сто добыто на предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е. горы Цзи, которая для племени Чжоу, в котором сложилась Книга, была на западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому жертвоприношение у западной горы равнозначно восстановлению отношений с предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем.

Время более подходит для упрочения руководящих позиций, нежели для вербовки сторонников. Будьте верны своим принципам даже в том случае, если ваши цели изменятся. Впредь довольствуйтесь пока малыми победами и успехами, они непременно повлекут за собой и более крупные. Плывите по течению, а не против него, и тогда все придет в порядок. Желание ваше исполнится с большой долей вероятности, но будьте готовы к серьезным переменам в жизни.

Вольность, очерченная в предыдущей гексаграмме, создает те условия общего равенства, в которых господствует настроение радости. Поэтому она подготовляет данную ситуацию свободного и радостного последования за ведущим человеком, ибо здесь имеются в виду, прежде всего те обстоятельства, при которых низшие добровольно подчиняются более развитому человеку и следуют за ним, охваченные его идеями. Так же и в сфере познания, когда наступило не только само познание объекта, но и радость познания, то ничего не остается больше, как только в познании объективно существующего обрести свободу в подчинении объективной истине.

Так наступает то развитие познающего, которое коренится в изначальной объективности мира. Однако при таком развитии необходито для благоприятного исхода стойкое владение собой, ибо если сам познающий управляет собою через объективное познание, то, чтобы последовать за истиной, он должен сам подчинить себя ей и стойко соблюдать это подчинение. Только тогда он может избежать надвигающейся порчи, о которой будет речь в следующей гексаграмме. Лишь при соблюдении указанного поведения можно рассчитывать на благополучный исход последования. Поэтому и в тексте читаем:

Последование. Изначальное развитие. Благоприятна стойкость. Хулы не будет.

В ситуации последования существенна полная согласованность с требованиями времени. Потому самое важное здесь — это неизменно следить за изменениями ведущего и правящего и следовать за ними. Однако это не должно быть доводимо до крайности, до беспринципного подчинения правителю, наоборот, только стойкость дает правильное и счастливое начало процесса последования, суть которого в том, чтобы человек сдвинулся с косно занимаемой им позиции и вне своих владений достиг успеха. Исходя из этих мыслей, мы можем понять текст:

В начале сильная черта. В правящем предстоит перемена. Стойкость — к счастью. Выйдешь за ворота, в твоих связях будет успех.

Каждая ступень, следующая после предыдущей, представляет собою более развитые и совершенные силы. В данной ситуации особенно приходится подчеркнуть, что все менее развитое должно для своего развития следовать за более развитым. Поэтому конкретно, в условиях, описываемых второй позицией данной гексаграммы, особенно необходимо последование за высшими, более развитыми. Но именно здесь есть опасность отдаться лишь одному импульсу последования, очерченному на предыдущей ступени, ибо это сильный импульс (символизирован сильной чертой, единственной в нижней триграмме, суть которой движение). Поэтому текст предупреждает:

Слабая черта на втором месте. Если свяжешься с младенцем, то утратишь возмужалых.

Невозможно одновременно движение вперед и назад. Нельзя последовать одновременно и развитым, и за отставшим. На этой позиции кризиса должен быть произведен решительный выбор. Но всякий выбор, по сути своей, связан с утратой отвергнутого. Эта утрата может заслонить собой все переживания и сбить человека с правильного направления. Но оно должно быть в полной стойкости соблюдено тем, кто его выбрал. В пояснении такой ситуации текст говорит:

Слабая черта на третьем месте. Если свяжешься с возмужалым, то утратишь младенца. Но впоследствии будешь искать и обретешь! Благоприятно пребывать в стойкости.

Если в ситуации последования и обретается что-либо, то суть не в обретении, а в самом последовании. Однако легко может случиться, что обретенное настолько занимает человека, что он стремится лишь стойко сохранить его, забывая о том, что в данной ситуации его задача лишь последование за более развитым. Поступив так, человек попадает в конфликт с требованиями времени, поэтому его ждет несчастье. Если же, наоборот, обладая правдой, он не сойдет со своего правильного пути, то никакая хула не может угрожать ему. В этом смысле говорится в тексте:

Сильная черта на четвертом месте. Если в последовании будет захват и пребудешь стойким, то будет несчастье. Если же, владея правдой, пребудешь на пути и от него будет, ясность, то какая может быть хула?

Если то, что представлено пятой позицией, и является тем высшим, за чем следует все остальное в данной ситуации, то и во всех предыдущих позициях (по комментаторской литературе, во всех, кроме третьей) есть нечто положительное и прекрасное, что присуще им. Поэтому на данной ведущей позиции необходимо найти совершенно правильное отношение к этому подлинно прекрасному. Тогда данная позиция будет выражать специфическую черту последования — гармоническое включение личного в общественное, т.е. то, что в терминологии «Книги Перемен» называется счастьем. Для этого нужна громадная сила доверия и правдивости, которой не могут поколебать сомнения. Эта сила символизирована сильной чертой, занимаемой по норме пятую, наиболее деятельную позицию. Поэтому в лаконическом тексте мы находим:

Сильная черта на пятом месте. Будь правдив по отношению к прекрасному. Счастье.

Если на данной позиции и необходимо соединиться с тем, сто добыто на предыдущей, но это уже нельзя считать простым последованием, ибо предыдущая позиция ниже, чем данная. Впрочем, эта именно невозможность последования совершенно понятна, если принять во внимание то, что на этой позиции заканчивается ситуация последования. Однако в пройденных этапах многое достигнуто, и нецелесообразно рвать с ним. Поэтому здесь рекомендуется восстановить связь с ним. Восстанавливаемая связь с прошлым образно выражается в необходимости жертвоприношения у западной горы (т.е. горы Цзи, которая для племени Чжоу, в котором сложилась Книга, была на западе). У этой горы племя Чжоу начало свою жизнь. Поэтому жертвоприношение у западной горы равнозначно восстановлению отношений с предками, т.е. связи с достигнутым развитием в предыдущем. В тексте мы читаем:

Наверху слабая черта. Свяжись с тем, что добыто, соединись с тем, за кем следуешь. Царю надо совершить жертвоприношение у западной горы.