Гумбольдт Вильгельм: биография и труды. Краткая биография александра гумбольдта

Александр Гумбольдт был рожден в 1769 году в Нижней Померании, в немецкой дворянской семье. Детские годы он провел в родовом замке своей матери. Поместье окружал великолепным садом, в котором произрастали весьма редкие, а порой и экзотические растения. Малыш Александр в очень раннем возрасте проявил интерес к изучению флоры, и собиранию растений в гербарии.

Высокое положение в обществе позволило Александру получить блестящее образование. Он был слушателем лекций в лучших европейских университетах. Также здесь он понял, что его очень интересует геология и прослушал курс по этому предмету в горной академии Фейберга.

В 1789 году Гумбольдт отправляется в свою первую экспедицию по Западной Европе. Результатом этой поездки стала работа Александра о базальтах рейнского бассейна.

1790 год стал также богатым на путешествия, Александру удалось побывать в Англии, Франции, Голландии. В этой поездке он познакомился с другими учеными, увлеченными естественными науками.

1792 год стал ключевым для Гумбольта. Именно тогда он стал сотрудником горнорудного департамента и плотно занялся исследованиями в области геологии. Он много времени уделяет посещениям рудников на территории Германии, Австрии и Швейцарии. Но это не мешает заниматься параллельно изучением других естественных наук, таких как зоология, физиология, ботаника.

В первой половине 1799 года Гумбольдт со своим коллегой Бонпланом совершили путешествие по Испании, где изучали Центральное плоскогорье Пириней, проводили барометрию и занимались изучением орографии.

В Мадриде их принял сам король Испании. Он позволил ученым приступить к исследовательской работе в испанских колониях, расположенных в Новом Свете, уверяя при этом, что чинить препятствий им никто не станет, а, напротив, все будут только содействовать.

Исследования в Южной Америке

1799 год стал важным в жизни как Гумбольта, так и Бонплана. Они отправились исследовать Новый Свет. Всем чиновникам было отдано распоряжение помогать молодым ученым во всем.

Началом их экспедиции стала Венесуэла. Здесь особое внимание Александра привлекли тропические леса, их богатство и великое разнообразие растений. Особенно сильно заинтересовали Гумбольдта животные, способные вырабатывать электрические разряды: угри и скаты. Совершив путешествие по реке Ориноко, Александру удалось доказать, что она имеет сообщение с Амазонкой.

Спустившись вниз по течению Ориноко. Ученые оказались в Гвиане, где также подробно изучили растительный и животный мир, а также полезные ископаемые этой колонии.

Затем последовало изучение Кубы и Антил. Затем ученые вновь вернулись на материковую часть Нового света, где более глубоко занялись изучением вулканов. В совокупности Гумбольдт провел в Латинской Америке 5 лет.

Исследования в Европе и России

В 1804 году исследователи вернулись в Европу. Здесь Александр занялся разбором и систематизированием своих записей и исследований, сделанных в экспедиции. Результатом этой работы стал огромный труд под названием «Путешествие в равноденственные области Нового Света», который выходил в течение длительного периода, с 1807 по 1834 годы. Также в это время Гумбольдт совмещает написание научного труда с тем, что читает лекции в известнейших университетах Европы и ведет переписку со светилами науки того периода.

В 1829 году Российское правительство пригласило Александра Гумбольдта для проведения ряда исследований, которые полностью финансировались принимающей стороной. Александр посетил Поволжье, юг Западной Сибири, побывал на Каспийском море. В России ученый провел 8 месяцев, преодолел 18 000 верст дорог и выпустил две книги, где подробно описал совершенное им здесь путешествие.

Значение трудов Гумбольдта

Результатом всей научной жизни Александра Гумбольдта стало открытие им метода географических исследований, которым впоследствии пользовались все ученые, отправляющиеся в экспедиции в 19 веке.

Гумбольдт после путешествия по Новому Свету описал все, что там встретил, включая растения и животные, вулканы и горные породы.

Александра можно назвать основателем физической географии, как отдельной науки, так же он дал основы страноведения.

Вильгельм фон Гумбольдт оказал огромное влияние на развитие культуры и литературы. Его труды продолжают влиять на ученых и мыслителей современности. Каждый образованный человек считает своим долгом внимательно изучить работы, которые написал в свое время Гумбольдт Вильгельм. Его мысли и выводы до сих пор остаются актуальными для современников XX и XXI веков. Для понимания его идей необходимо углубиться в его биографию, узнать, в каком городе родился Вильгельм Гумбольдт, где он творил, чья дружба оказала на него особенное влияние.

Происхождение

Вильгельм фон Гумбольдт, также как и его не менее одаренный младший брат Александр, происходил из знатной и состоятельной семьи, которая обладала значительными возможностями и финансами. Им принадлежал, в том числе, и знаменитый замок Тегель в Берлине.

Гумбольдт Вильгельм появился на свет 22 июня 1767 года в городе Потсдам. Его отец, Александр Георг, происходил из рода прусской буржуазии. Его дед стал дворянином благодаря своим военным заслугам. Мать, баронесса Елизавета фон Гольведе имеет французские корни. Притеснения гугенотов во Франции вынудили ее семью покинуть родные края и переехать в Германию, в Берлин. Когда Александр Георг приехал в Берлин после выхода в отставку, он и познакомился со своей будущей супругой. У них родилось двое сыновей - Александр и Вильгельм.

Образование

Семья Гумбольдтов не жалела средств на образование своих детей. В возрасте 20 лет Вильгельм Гумбольдт поступает в университет во Франкфурте-на-Одере, а с 1788 года начал слушать лекции по филологии и истории в Гёттингенском университете. С 27 до 30 лет он жил в Йене, где завел много знакомств с известными философами и мыслителями. Среди них особенно стоит отметить имена Шиллера и Гёте. Впоследствии он уезжает в Париж, чтобы изучить культуру Франции - ведь в нем течет частично и французская кровь. При этом он провел много времени, путешествуя по Испании и баскскому региону.

Профессиональная деятельность

Гумбольдт Вильгельм стал значительной фигурой на политической арене Пруссии. В разное время с 1801 по 1819 он занимал важные государственные посты, был полномочным посланником в Вене, Ватикане, Париже, Праге. Находясь на посту министра по делам вероисповеданий и просвещения, ему удалось осуществить масштабную реформу среднего и высшего образования в Пруссии. Именно Гумбольдту принадлежала идея вывести начальную школу из-под религиозного влияния и сделать самостоятельным образовательным учреждением.

В 1809 в Берлине он основывает университет. Сейчас это учебное заведение носит имя Гумбольдта. Именно в Берлине жил и работал Вильгельм Гумбольдт, биография которого неразрывно связана с одним из самых влиятельных городов Германии.

Гумбольдт не останавливался на достигнутом. Его заслуги очевидны и на знаменитом который определил новое устройство Европы после падения власти Наполеона. До 1819 года Вильгельм Гумбольдт был влиятельным дипломатом и участвовал в принятии наиболее важных для страны решений. Он представлял интересы страны на международной арене и добился больших успехов на этом поприще.

Увлечения

Блестящее образование и финансовая обеспеченность его семьи позволили Вильгельму войти в круг видных ученых и философов своего времени. Помимо профессионального интереса к политике, фон Гумбольдт всегда интересовался гуманизмом и его идеями. Например, еще в 1790х годах он пишет труд под названием «Мысли о попытке определить границы действий государства», в котором развивает мысль о полной свободе личности от государства. Гумбольдт излагает идею, что основной задачей государства является обеспечение территориальной целостности страны, но вмешиваться в дела отдельных граждан оно не имеет права. Идеи, изложенные в этой работе, были настолько новаторскими, что произведение подверглось цензуре, и было запрещено к печати. В свет оно вышло только в середине XIX века.

Это не единственная работа, в которой излагал свои идеи и размышления Вильгельм Гумбольдт. Языкознание получило в его лице одного из реформаторов и основоположников современных концепций.

Благодаря широте кругозора и высокой образованности Вильгельм Гумбольдт входил во все литературные салоны. Его часто приглашали, чтобы послушать его мнение по тому или иному поводу, узнать отзывы о прочитанных литературных произведениях.
В 1791 году его супругой стала Каролина фон Дахереден - одна из самых образованных и умных женщин своего времени. Она помогала и поддерживала все, чем занимался Вильгельм фон Гумбольдт. После свадьбы дом Гумбольдтов стал местом регулярных встреч лучших умов всей Европы. Здесь можно было встретить и литераторов, и ученых, и философов, и политиков.

Одним из главных увлечений Вильгельма стали путешествия. Он много ездил по странам Европы, часто подолгу останавливался в Швейцарии и Риме. Именно во время своих поездок он проникся любовью и огромным интересом к иностранным языкам и другим культурам.

Труды

Лингвистическая концепция Вильгельма Гумбольдта получила свое максимальное оформление после его выхода на пенсию и завершения политической и государственной карьеры. У него появилось много свободного времени, и получилось привести свои мысли и идеи в единую письменную форму.

Первым трудом стала работа «О сравнительном изучении языков применительно к различным эпохам их развития». Ее он прочитал в академии наук. Далее была опубликована работа «О возникновении грамматических форм и их влиянии на развитие идей». В ней были изложены основы теоретической лингвистики, которую описал Вильгельм Гумбольдт. Языкознание до сих пор многое черпает в его трудах, а теоретики обсуждают его идеи и постулаты.

Есть и незавершенные работы, которые не успел доработать и опубликовать Гумбольдт Вильгельм. «О языке кави на острове Ява» одна из таких работ. Что подчеркивать многогранность и широту таланта и мысли этого философа и мыслителя.

Основной его труд, «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества», был опубликован, к сожалению, посмертно. В нем Гумбольдт Вильгельм постарался максимально подробно изложить суть своих изысканий.

Он подчеркивал единство духа народа и его языка. Ведь язык отражает творческое начало каждого языка, отражает душу всего народа.

Достижения

Вильгельм фон Гумбольдт стал не только видным политическим государственным деятелем, но и оставил значительный след как незаурядный ученый. Он защищал интересы своей страны во время территориального передела Европы, создания нового миропорядка. И делал это безусловно успешно. Его деятельность высоко ценилась императором. Он был искусным дипломатом.

После окончания своей профессиональной деятельности и с появлением свободного времени занялся изучением языков, их классификацией, выделением общих черт и различий. Свои идеи он изложил в своих трудах, которые были опубликованы. Глубина исследований была настолько серьезной, что его концепция легла в основу новой науки - лингвистики. Некоторые его идеи предвосхитили свое время на сотню лет и были подтверждены десятилетия спустя. На основе его выводов сложилась отдельная наука о звуках в лингвистике - фонология.

Проведенная им реформа образования помогла сдвинуть с места усилия по ликвидации безграмотности среди населения. Именно при нем школа стала приобретать знакомые нам черты. До этого никакой системы школьного образования практически не существовало.

Культурное наследие

Труды Вильгельма фон Гумбольдта положили начало новой науке - лингвистике, языкознанию. Он аргументировал тезисы, которые дали пищу для ума многим философам и ученым. До сих пор лингвисты обсуждают и дискутируют о многих из его выводов, с чем-то соглашаются, о чем-то спорят. Но бесспорно одно - невозможно изучать эту науку и не знать имени Вильгельма Гумбольдта.

Помимо научных трудов, которые оставил своим потомкам Вильгельм фон Гумбольдт о языке, еще одним значительным завещанием стал основанный им университет, в котором получили высшее образование тысячи молодых и одаренных людей.

Значение для современников

Концепция Вильгельма фон Гумбольдта стала революцией в языкознании. Да, по признанию большинства теоретиков, научная мысль ушла вперед, и некоторые положения и идеи родоначальника этой науки уже устарели и стали неактуальными. Но тем не менее каждому ученому будет очень полезно узнать и понять ход логических рассуждений фон Гумбольдта в процессе создания своих трудов.

Он провел много времени, систематизируя и классифицируя различные языки по языковым группам и общим особенностям или различиям. Гумбольдт рассуждал о постоянстве и одновременно изменчивости языка - как он меняется с течением времени, что влияет на эти изменения, какие из них останутся навсегда, а какие постепенно тоже исчезнут.

Памятники и монументы

В мире установлены десятки памятников и монументов в честь Вильгельма фон Гумбольдта, но одним из самых незаурядных стал кратер на видимой стороне Луны, которому присвоили имя великого ученого.

В Берлине установлен монумент в честь Гумбольдта на одной из главных улиц города - Унтер-ден-Линден.

«…Мы ночевали в лесах, окруженные крокодилами, боа и тиграми, которые здесь нападают даже на лодки, питались только рисом, муравьями, маниокой, пизангом, водой Ориноко и изредка обезьянами… В Гвиане, где приходится ходить с закрытой головой и руками, вследствие множества москитов, переполняющих воздух, почти невозможно писать при дневном свете: нельзя держать перо в руках - так яростно жалят насекомые. Поэтому все наши работы приходилось производить при огне, в индейской хижине…» (А. Гумбольдт. Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 годах).

До XIX в. научных путешествий история не знала. Конечно, в состав экспедиций Бугенвиля, Кука, Лаперуза и других входили ученые, однако главные цели всех этих плаваний были весьма далеки от науки. Пожалуй, только в Античности ученые греки позволяли себе странствовать по ойкумене, расширяя кругозор и создавая концепции мироздания.

Великие открытия дали толчок торговле, которая приобрела мировой характер, распространению новых сельскохозяйственных культур, ускорению смены феодализма капитализмом, а также многим наукам. Путешествия в дальние страны сыграли огромную роль в возникновении геологии и этнографии, ботаники и зоологии, метеорологии и океанологии и всегда были питательной средой для развития истории. Плавания через океаны оказались бы невозможными без прогресса астрономии, математики, физики и геодезии.

А что же сама география? Должны же были географические открытия XV-XVII вв. ускорить развитие науки о Земле! Но тут все далеко не так просто. Сведения о дальних странах поступали от моряков, купцов, работорговцев, монахов, врачей - в общем, от кого угодно, только не от географов. Марко Поло был купцом, а книгу о его многолетних странствиях в Китае написал со слов путешественника автор рыцарских романов Рустичелло. О плавании Магеллана и Элькано миру поведал юный дворянин «без определенных занятий» Антонио Пигафетта, о походах и преступлениях испанцев в Мексике - монах Бартоломео де Лас Касас. Путешественников XVIII столетия отличает значительно более широкий круг интересов и занятий. Например, Дампир был одновременно пиратом, гидрографом и писателем, Бугенвиль - математиком, юристом, литератором и мушкетером. Но ни их, ни других путешественников того времени нельзя назвать географами. Парадокс?

Совсем нет, если иметь в виду, что географии как науки еще не существовало. Разумеется, развивались отдельные ее отрасли, преимущественно инструментальные: в большей степени картография, в меньшей - изучение атмосферы и Мирового океана. Но географии как науки, объединяющей частные дисциплины, посвященные изучению земной поверхности и ее окружения, подобно тому как физика объединяет механику, оптику и электромагнетизм, не было.

Главная заслуга в создании науки географии принадлежит ученым-энциклопедистам XVII-XVIII вв., внесшим большой вклад во многие науки, как, например, Ньютон, Декарт, Ломоносов, Кант, Линней. Одним из таких разносторонних ученых был Александр Гумбольдт. Он родился в 1769 г. в Берлине, в 1787 г. поступил в университет Франкфурта-на-Одере, затем возвратился в Берлин, где изучал греческий язык и ботанику. Еще через год он стал студентом Геттингенского университета, слушал там лекции по естествознанию, горному делу, археологии и экономике. Чрезвычайно интересовали его также классическая литература, история и математика. В 1789-1790 гг. он предпринял путешествие по долине Рейна в Голландию и далее во Францию и Англию. В 1790-1791 гг. Гумбольдт учился в торговой академии в Гамбурге, затем во Фрейбургской академии, где получил диплом горного инженера. Поступил на службу в горное ведомство, одновременно занимаясь ботаникой, минералогией и химией. Его ждала блестящая административная карьера, но интерес к естественным наукам и страсть к путешествиям, которую еще в детстве породили в нем книги о плаваниях испанцев, англичан и французов, оказались сильнее.

Гумбольдту долго не удавалось осуществить мечту о дальних странствиях. Во-первых, решительно против выступала его мать. А после того как она умерла, оставив Александру немалое наследство, все время мешали другие причины. Он собрался было в Египет с лордом Бристолем, но вмешалась политика. Он мог участвовать в кругосветной экспедиции капитана Николя Бодена, но вынужден был отказаться. Наконец, в 1799 г. Гумбольдту посчастливилось побывать в Испании. Вместе с французским ботаником Эме Бонпланом он пересек страну и стал первым исследователем большого плоскогорья Месеты. В феврале 1799 г. путешественники прибыли в Мадрид. Здесь их познакомили с министром Луисом Урквихо, и тот устроил Гумбольдту аудиенцию у короля, в ходе которой ученый получил разрешение провести научные исследования в испанских владениях в Америке. Более того, власти в Новом Свете получили королевское предписание оказывать путешественникам всяческое содействие.

В том же году Гумбольдт и Бонплан отплыли из Ла-Коруньи на корабле «Писарро». Они провели несколько дней на Канарских островах, поднимались на действующий вулкан Пико-де-Тейде. Наблюдая по мере продвижения к его вершине смену растительных поясов, Гумбольдт задумался о закономерностях связи климата и растительности, что позже приведет его к созданию новой науки - географии растений и важнейшему обобщению - открытию законов высотной поясности и широтной зональности.

В июле путешественники прибыли в Венесуэлу, в город Куману. Вынужденные провести здесь несколько месяцев, Гумбольдт и Бонплан посвящали все свое время походам по окрестностям и сбору коллекций. Из Куманы путешественники отправились в Каракас, где тоже не сидели сложа руки. Затем они двинулись на юг, в город Апуре. Гумбольдта интересовал вопрос: действительно ли бассейны Ориноко и Амазонки связаны, как утверждали некоторые путешественники? В Апуре ученые наняли пирогу с гребцами-индейцами, на шестой день плавания достигли Ориноко и поднялись по ней до места, где река раздваивается и от нее отходит на юго-запад рукав Касикьяре, впадающий в Риу-Негру, приток Амазонки. Такое раздвоение называется бифуркацией. Гумбольдт стал первым ученым, давшим описание этого редкого явления.

Путешественники спустились по Ориноко до Ангостуры, главного города Гвианы. Коллекции между тем постоянно пополнялись. В ходе плавания по Ориноко ученые изучали электрических угрей и получили несколько чувствительных ударов, которые вполне могли стоить им жизни.

В ноябре 1800 г. Гумбольдт и Бонплан отправились на Кубу и провели там несколько месяцев, совершая походы из Гаваны в различные районы острова. После этого они вернулись на материк, поднялись по Магдалене до Онды, откуда добрались до Боготы, а в январе 1802 г. через перевалы Западной Кордильеры достигли Кито. Далее их путь лежал в Лиму. Гумбольдта особенно интересовали вулканы; вместе со спутником он поднимался на Пичинчу, Котопахи, пытался совершить восхождение на Чимборасо. До вершины он не дошел, однако мировой рекорд восхождения все же установил (5880 м). В декабре 1802 - марте 1803 г. ученые морем проследовали в мексиканский Акапулько и вскоре оказались в Мехико. В Мексике они прожили около года, совершая экскурсии по стране. После короткого визита в Соединенные Штаты Гумбольдт и Бонплан отплыли в Европу и 3 августа 1804 г., после почти пятилетних странствий по Америке, прибыли в Бордо.

Это путешествие признано одним из величайших в истории и названо «вторым открытием Америки», хотя крупных территориальных открытий в его ходе сделано не было. Гумбольдт стал первым ученым, подробно описавшим тропические области Южной Америки. Он исследовал ее геологию и рельеф, собрал сведения о климате страны. Гербарий состоял из 6 тыс. экземпляров растений, из них почти половина - неизвестные ранее виды. Были значительно дополнены и исправлены карты, определено направление некоторых горных цепей, нанесено на карту морское течение вдоль западного берега Южной Америки, впоследствии названное именем Гумбольдта (также известно как Перуанское течение). Он изучал растительность, климат, почвы, вулканы и их деятельность, исследовал пирамиды ацтеков. Ученый мир Европы встретил Гумбольдта с восторгом. Около 20 лет он вместе с французскими коллегами обрабатывал материалы, собранные в Новом Свете. В 1807 г. вышел его труд «Путешествие в равноденственные области Нового Света в 1799-1804 годах», а в 1808-м - «Картины природы, снабженные научными комментариями», где впервые были сформулированы идеи о тесной связи между климатом и характером растительности.

В 1829 г. Гумбольдт совершил путешествие по России: Уралу, Алтаю, прикаспийским территориям и Каспийскому морю. Итогом этой экспедиции стал трехтомный труд «Центральная Азия». А в 1845 г. Гумбольдт издал исследование в пяти томах под названием «Космос: план описания физического мира». Всего за свою долгую жизнь он написал 636 научных работ.

Интересы Гумбольдта были чрезвычайно разнообразны. Благодаря ему появились такие науки, как общая физическая география и география растений, большой шаг вперед сделали климатология и ландшафтоведение. Гумбольдт разработал метод изотерм и составил карту их распределения. Во многом благодаря исследованиям немецкого ученого были заложены основы геомагнетизма. Он установил связь вулканов и геологических разломов. Занимался Гумбольдт и химией, причем вполне профессионально. Он интересовался широчайшим кругом природных явлений, был глубоким специалистом во многих отраслях знаний и, возможно, именно поэтому являлся убежденным сторонником синтеза наук о природе земной поверхности. Гумбольдт определил направление развития самой географии. Он рассматривал природу как целое и главную задачу физической географии, как и всего естествознания, видел в изучении природных взаимосвязей.

Гумбольдт умер в 1859 г. Интересно, что именно в этом году появилась книга Чарлза Дарвина «О происхождении видов», взорвавшая, подобно бомбе, научный, и не только научный, мир.

Гумбольдт Александр (1769 - 1859)

Немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник. Родился в дворянской семье в Германии. Детство ученого прошло в родовом замке с поэтичным названием Тегель. Далее последовала учеба в лучших университетах Германии -- Франкфурте, Геттинген, Берлине и во Фрейбергской горной академии. В1799 г Гумбольдт прибывает в Мадрид, где встречается с министром иностранных дел Испании и самим испанским королем. Итог этой аудиенции для Гумбольдта был просто сказочным подарком: король разрешил провести любые исследования в испанских владениях в Новом Свете без каких-либо ограничений и самое главное -- без встречных обязательств со стороны самого путешественника.

Из Испании местным властям были разосланы предписания всячески помогать экспедиции Гумбольдта. «Никогда еще испанское правительство не давало путешественнику такой неограниченной свободы», -- писал об этом сам Гумбольдт. Вскоре он на корабле, носящем символическое название «Писарро», отправился к берегам Южной Америки, где и провел почти 5 лет, занимаясь научной работой -- «физика мира, строение земного шара, анализ воздуха, физиология растений и животных, морских течений» и многое другое. колумб открытие кук магеллан

Гумбольдт проследовал и по части древних индейских маршрутов -- на пироге из Апуре, потом от Ориноко до Ангостуры, ночуя в зарослях среди диких животных. Но особенно его поразили памятники цивилизации инков, их полные тайны заброшенные города и дороги. По этим инкским дорогам он проделал часть своего длинного пути. В мировой истории навечно осталась фраза, сказанная Александром Гумбольдтом: «Эти дороги инков -- самое выдающееся творение человека за всю его длинную историю».

После своего триумфального возвращения из Латинской Америки прославленный ученый 20 лет обрабатывал и записывал свои наблюдения, ставшие самым фундаментальным трудом по изучению Южной Америки в XIX веке. Эти 30 огромных томов вышли в свет в 1807--1834 гг. под названием «Путешествие в равноденственные области Нового Света». Впервые за всю историю Южная Америка была описана так подробно.

Гумбольдт прожил еще полвека и в конце жизни издал фундаментальный пятитомный труд «Космос», в котором написал о старинных картах Америки, о тех причинах, которые привели к открытию Америки и об истории первых экспедиций. Эти уникальные материалы до сих используются во многих научных статьях. В1829 г. А. Гумбольдт совершил путешествие по Евразии. Он посетил рудники и заводы Алтая, совершил восхождение в горы, вел наблюдения за магнетизмом, общие

геологические и географические исследования По итогам своего путешествия ученым был представлен отчет, где он подробно описал свое пребывание на Алтае и отметил необходимость освоения ресурсов региона. Работы А. Гумбольдта оказали большое влияние на развитие естествознания, на взгляды Ч. Дарвина, Н. Северцова, К. Рулье, В. Докучаева, В. Вернадского. Он является одним из основоположников современной географии растений, геофизики, гидрографии.

М ногие специалисты, трудившиеся над жизнеописанием Гумбольдта, замечали, что ни одному человеку не под силу охватить его универсальную деятельность.

Не собираемся этого делать и мы, отметив лишь те наиболее интересные, на наш взгляд, эпизоды из его биографии, которые позволят понять, как возникла и почему была столь блестяще реализована невероятная по своим результатам идея путешествия ученого в Америку. А начнем с самого детства, чтобы сразу же, скажем откровенно, несколько удивить читателя.

Александра не считали одаренным ребенком! Родившись в 1769 году в Берлине, в высокопоставленной семье, он с детства, как то было принято в высшем немецком обществе, имел многочисленных маститых педагогов, - но, несмотря на все их старания, явно был не в силах оправдать ожидания своих домашних учителей.

Робкий и застенчивый, он развивался довольно медленно, не умея схватывать все «на лету». Воспитатели приходили от него в отчаяние и не верили, что в нем есть хотя бы заурядные способности. К тому же, мальчик не был физически крепок и часто болел.

Можно было бы, конечно, объяснить слабые успехи Александра большой учебной нагрузкой, - его готовили в университет. Но дело, было, очевидно, не в этом. Старший брат Александра, Вильгельм, привлекавший преподавателей своей сметливостью, открытостью и живостью характера, учился тому же самому, но сравнительно легко.

Ему нравились логика и философия, основы экономики, - словом, все, что могло бы со временем помочь занять достойное место при прусском дворе. А ведь именно о таком будущем для своих сыновей мечтала их мать... Александра же интересовали совсем иные вещи. Еще ребенком он с удовольствием собирал камешки и растения, неосознанно отдавая предпочтение наукам о природе.

Подобные пристрастия, мягко говоря, не пользовались уважением в кругу его семьи и родственников. Между тем, существует предание, которое свидетельствует не только о серьезности этих увлечений, но и о чувствительном самолюбии юного Гумбольдта.

Как-то его высокомерная тетушка-аристократка, супруга камергера (придворное звание высокого ранга), с издевкой спросила, имея в виду ботанические интересы Александра, не собирается ли тот пойти в аптекари. На это одиннадцатилетний мальчик ответил, что уж лучше в аптекари, чем в камергеры.

Ботаника была не единственным пристрастием «маленького аптекаря», как называли Александра в детские годы. Дома его часто заставали в комнате, увешанной географическими картами. Видимо, уже тогда его начала преследовать «требовательная жажда дали». Шло время, и робкие ростки этой жажды, неведомо откуда появившиеся в душе ребенка, медленно, но неуклонно прорастали...

Однако, учеба по принуждению продолжалась. В 1787 году Гумбольдт по настоянию матери отправляется во Франкфурт-на-Одере, в университет - изучать экономику, финансы и управление.

Ему здесь скучно; да и уровень преподавания, вероятно, оставлял желать лучшего. «Если у королевы наук где-нибудь и есть свой храм, - пишет Александр домой, - то, уж конечно, не в этом городе». Поэтому уже после первого семестра он решает во Франкфурт больше не возвращаться.

Дома, в Берлине, утоляя свой все возрастающий интерес к ботанике, юноша тщательно изучает местную природу: ищет разные мхи, лишайники и грибы, неоднократно посещает ботанический сад. Одновременно, как бы готовясь к будущему, он учится рисовать с натуры и осваивает граверное искусство. Весной 1789 года Гумбольдт вновь покидает Берлин, отправившись для дальнейшего обучения в Геттинген.

В отличие от Франкфурта, в Геттингенском университете, где давали достаточно широкое общее образование, в общении с эрудированными преподавателями начался быстрый интеллектуальный рост Александра. Он изучает греческий язык (по выражению самого Гумбольдта, «основу основ всякой учености»), высшую математику, природоведение, химию, ботанику, занимаясь одновременно филологией…

Уже в студенческие годы проявляется одно из важнейших качеств нашего героя - универсальность интересов. Ему было небезразлично буквально все, что касалось отношений человека и природы. Мечты о дальних странствиях, о живописных ландшафтах, о диковинных растениях и животных волновали воображение студента...

Именно тогда Александр встречает человека, который, возможно, окончательно поставил точку в предполагаемой карьере Гумбольдта, как чиновника. Этим человеком был Георг Фостер, ботаник и зоолог, химик и физик, географ и историк; мореплаватель, сопровождавший своего отца - ученого-естествоиспытателя Рейнгольда Форстера во второй кругосветной экспедиции знаменитого Джеймса Кука.

Гумбольдт попал под обаяние этой выдающейся, разносторонней и энергичной личности. Теперь его учеба окончательно стала целенаправленной. В Гамбурге, где Александр продолжил свое обучение в частной торговой академии, он старался постоянно общаться с иностранцами, чтобы поскорее изучить языки и обычаи других стран.

На лекциях он прежде всего стремился запомнить сведения о колониальных товарах, о денежном обращении и др. Одновременно он совершает экскурсии, во время которых исследует окаменелости - остатки древних растений и животных, сохранившиеся в горных породах…