Хронология событий.

1395 – Нашествие Тамерлана

В 1360-е гг. в Средней Азии возвысился Тимур (Тамерлан), выдающийся властитель и полководец, известного своей хромотой, военными подвигами и невероятной, поражавшей даже современников, жестокостью. Он создал огромную империю и хотел завоевать весь мир. Разгромив турецкого султана Баязида, добивавшего некогда могучую Византийскую империю, Тимур тем самым помог Константинополю продлить существование еще на полвека. В 1395 г. на реке Терек Тимур уничтожил войско хана Тохтамыша, который после этого бежал в Литву. Тимур вторгся в татарские степи, а потом и в рязанские земли. С ним шло гигантское 400-тысячное войско. Ужас охватил Русь, помнившую Батыево нашествие, а теперь знавшую, что Тимур победил самого ордынского царя! Князь Василий не мог противостоять новому беспощадному завоевателю. Захватив Елец, Тимур двинулся было на Москву, но 26 августа остановился и, простояв две недели, повернул на юг. Накануне москвичи пытались укрепить свой город, начали рыть огромный ров, но работали впопыхах, бездумно: «И много убытка людям причинили: дома разметали, но ничего не сделали». Приходилось уповать на счастливый случай или волю Бога. Так и случилось. С тех пор как «железный хромец» повернул назад, на Москве считали, что Русь спасли не стратегические расчеты Тимура, не захотевшего в начале осени увязнуть на Руси, а знаменитая икона Богоматери Владимирской, некогда привезенная Андреем Боголюбским из Киева. Ее срочно доставили из Владимира в Москву, и как раз в тот же день Тимур повернул назад. Люди верили, что именно их отчаянная общая мольба отвратила приход страшного завоевателя на Русь.

Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы.

В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) - непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг - от Аральского моря до Аравийского.

В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные.

В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси - Владимирской иконой Божией Матери.

Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!». Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.

Сегодня улица, по которой тогда шел крестный ход из Владимира, называется Сретенкой (от славянского слова «сретение» - «встреча»), а ворота, которые появились впоследствии на месте Кучкова поля при сооружении Белого города, стали называться Сретенскими.

Вся Русь молилась в те дни перед иконой Матери Божией о спасении от неминуемой гибели.

И чудо совершилось.

Тамерлан дошел до города Ельца и по не понятным для историков обстоятельствам дальше к Москве не пошел, хотя перед ним лежал почти беззащитный город - легкая добыча и военная слава. Это произошло 26 августа 1395 года.

В летописях этот загадочный поступок Тамерлана, однако, объясняется так: в тот самый час, когда жители Москвы встречали икону и мо-лились перед ней, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена, Которая грозно повелела ему оставить московские пределы. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал допытываться, что означает это видение. Ему отвечали, что Величественная Жена - это Матерь Божия, великая защитница христиан. Именно поэтому, согласно летописям, гонимый страхом Тамерлан на следующий день повернул на юг.

На месте встречи Владимирской иконы митрополит Киприан основал Сретенский монастырь, а день 26 августа (8 сентября по новому стилю) празднуется с тех пор как день спасения Москвы и России от полчищ Тамерлана.

Вся эта драматическая история православным людям достаточно хорошо известна, но менее известно ее продолжение, которое тоже было результатом всенародных молитв и необычайно повлияло на весь ход русской истории. Повернув от Москвы на юг, Тамерлан начал грандиозный разгром Золотой Орды. Все степные города, враждебные тогда Руси, были разграблены и уничтожены в течение одного года. Хан Тохтамыш, в 1382 году сжегший Москву в отместку за поражение на Куликовом поле, бежал в Литву. После этого тотального разгрома Золотая Орда фактически перестала существовать как степная цивилизация, как единое государство. Для Руси это событие имело колоссальное значение.

1395 – Нашествие Тамерлана

В 1360-е гг. в Средней Азии возвысился Тимур (Тамерлан), выдающийся властитель и полководец, известного своей хромотой, военными подвигами и невероятной, поражавшей даже современников, жестокостью. Он создал огромную империю и хотел завоевать весь мир. Разгромив турецкого султана Баязида, добивавшего некогда могучую Византийскую империю, Тимур тем самым помог Константинополю продлить существование еще на полвека. В 1395 г. на реке Терек Тимур уничтожил войско хана Тохтамыша, который после этого бежал в Литву. Тимур вторгся в татарские степи, а потом и в рязанские земли. С ним шло гигантское 400-тысячное войско. Ужас охватил Русь, помнившую Батыево нашествие, а теперь знавшую, что Тимур победил самого ордынского царя! Князь Василий не мог противостоять новому беспощадному завоевателю. Захватив Елец, Тимур двинулся было на Москву, но 26 августа остановился и, простояв две недели, повернул на юг. Накануне москвичи пытались укрепить свой город, начали рыть огромный ров, но работали впопыхах, бездумно: «И много убытка людям причинили: дома разметали, но ничего не сделали». Приходилось уповать на счастливый случай или волю Бога. Так и случилось. С тех пор как «железный хромец» повернул назад, на Москве считали, что Русь спасли не стратегические расчеты Тимура, не захотевшего в начале осени увязнуть на Руси, а знаменитая икона Богоматери Владимирской, некогда привезенная Андреем Боголюбским из Киева. Ее срочно доставили из Владимира в Москву, и как раз в тот же день Тимур повернул назад. Люди верили, что именно их отчаянная общая мольба отвратила приход страшного завоевателя на Русь.

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора

Вера и набожность русских 1389-1395 годы Счастлив тот человек, который горячо любит Бога, искренно боится прогневить его и в горести твердо надеется на его помощь! Никакие опасности для него не страшны: он всегда может быть уверен, что, усердно помолясь Богу, он будет услышан

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Два хитрых врага 1395-1425 годы Бог любит отечество наше, милые дети! Сколько бед и несчастий оно переносило! И страшные завоеватели чужеземные, и собственные князья русские разоряли, жгли, опустошали его. Благородные, великодушные государи должны были преклонять колени

Из книги Французская волчица - королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

1395 Бейкер; CPR; Мортимер; Berkeley Manuscripts.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Милан Герцогство с 1395 г. 1275/77–1295 Отгон Висконти1295–1302 Маттео I Висконти1302-1310 Гвидо делла Торре1310–1322 Маттео I Висконти (вторично)1322-1328 Галеаццо I Висконти1328–1339 Аццо Висконти1339-1349 Лучано Висконти1349-1355 Маттео II Висконти1349–1378 Галеаццо II Висконти1349-1385 Барнабо

Из книги Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз автора Городецкий Габриэль

Из книги Начало России автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

22. Нашествие Тамерлана Тимуру покорились Грузия, Армения, его войска вступили в Малую Азию, вышли к границам Сирии. Перед ним лежали владения мамлюкских султанов. Когда-то египетские халифы формировали личную гвардию из черкесских, русских, турецких, африканских рабов,

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1395 Несостоявшееся нашествие Тамерлана на Русь В 1360-х гг. в Средней Азии выдвинулся Тимур (Тамерлан), выдающийся тюркский властитель и полководец, прославившийся своими военными подвигами и потрясший мир невероятной жестокостью. В ожесточенной борьбе за власть в

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1395 Там же. С 38 и сл., 59,122,152,156, 258-259.

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 10 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

1395 Капица М.С. На разных параллелях. С. 68.

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

1395 Цит. по: Лепская Л. Репертуар крепостного театра Шереметевых. Каталог пьес. М., 1996. С.

Из книги Родная старина автора Сиповский В. Д.

Нашествие Тамерлана и Едигея В то время, когда Кипчацкая Орда, к радости русских, ослабела и разлагалась, страшная гроза чуть не обрушилась снова на Русскую землю. В Средней Азии явился новый могучий завоеватель, подобный Чингисхану, страшный своей силой и жестокостью.

1395 Стиглиц Дж…, с. 46, 36.

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

7. Нашествие галлов и библейское нашествие филистимлян Мост через реку, разделяющую противников Поединок на мосту 1) Тит Ливии сообщает, что именно галлы напали на римлян. Говорится о «ГАЛЛЬСКОМ НАШЕСТВИИ», см. выше. В ответ на вторжение галлов римляне собирают войско,

Тохтамыш, воюя с Тамерланом, терпел от него поражения, но продолжал военные действия, пока последний в 1394 г. не начал широкомасштабного наступления на правителя Орды. 15 апреля 1395 г. на р. Терек (на территории современной Северной Осетии) Тамерлан нанес крупное поражение Тохтамышу. Хан бежал за Днепр и укрылся во владениях литовского велеликого князя Витовта. Опустошая оставленные Тохтамышем земли, Тамерлан приблизился к владениям русских князей. Узнав о движении его войск, Василий Димитриевич укрепил Москву и с войском вышел к Оке для отражения неприятеля. Из Владимира в Москву была принесена Владимирская икона Божией Матери, перед которой совершались молебны. Тамерлан, разорив Елец, на Москву не пошел, угроза его вторжения миновала.

Но 2 месяца спустя ордынский царевич Ентяк вместе с бывшим нижегородским князем Семеном Дмитриевичем напал на Нижний Новгород и взял его. Василий Димитриевич направил сюда войска под командованием своего брата князя Юрия. Узнав о приближении великокняжеской рати, Ентяк и Семен бежали из Нижнего Новгорода, а Юрий 3 месяца успешно воевал в ордынском Среднем Поволжье. Московской рати досталась там богатая добыча, часть ее князь Юрий использовал для церковного строительства в своем удельном центре Звенигороде.

ПОЧЕМУ «ВОЗВРАТИСЯ ВЪСВОЯСИ»?

Письменные источники говорят скорее не о враждебном, а о нейтральном отношении Тимура к правителям Московской и Литовской Руси, пребывавших с 1395 г. не только в династическом, но и в военно-политическом союзе. Оба они - и Василий I Дмитриевич, и Витовт - предприняли необходимые меры предосторожности, расположив в пограничных с Ордой отмобилизованные армии - московский князь по реке Оке, а литовский - в захваченном им Смоленске. Тимур, простояв с армией под Ельцом две недели, 26 августа 1395 г. оставил его и, по словам летописца, «возвратися въсвояси», завершая на обратном пути разгром ордынских городов. Его поход по территории жизненно важного центра Золотой Орды по своим разрушительным последствиям стал для нее настоящей экономической и политической катастрофой.

Весьма вероятно, что именно во время стоянки под Ельцом Тимур принял решение не идти войной на Русь, ибо мирные отношения с потенциальными противниками Орды более соответствовали его стратегической цели, чем война. Трудно определить, когда именно было принято решение о «политическом расщеплении» Улуса Джучи - осенью 1395 г. или раньше, накануне войны с Ордой. В любом случае, оно, несомненно, было результатом осмысления опыта предыдущего (1391 г.) похода Амира Тимура против хана Тохтамыша, показавшего удивительную способность Ордынского государства к быстрому возрождению при наличии единовластия хана и огромных материальных и людских ресурсов. Известно, однако, что еще в начале второго своего антиордынского похода, по всей вероятности в первой половине 1395 г., Тимур провозгласил ханом Золотой Орды Койричак-оглана, но аристократия западных улусов объявила своим ханом Таш-Тимура, сумевшего уйти из-под ударов войск Амира Тимура… Начал борьбу за возвращение себе власти в полном объеме и прежний хан Тохтамыш, бежавший от армии Тимура. Таким образом, в соответствии с планом Амира Тимура или же помимо него, но политический распад Ордынского государства начался снова и был очень интенсивным сразу же после разгрома Тохтамыша на Северном Кавказе.

История подтвердила правильность политического расчета Амира Тимура как относительно политической нестабильности Орды, так и ее потенциальных противников. Сразу же после ухода его армии из верхнедонского региона в полной мере проявилась антиордынская сущность литовско-московского союза, который просуществовал около трех лет. Уже осенью 1395 г. московские войска овладели городами Булгар, Жукотин, Кременчук, Казань в ордынском Поволжье и, повоевав «землю татарскую», возвратились «с многою корыстью».

Одновременно в военный конфликт с Золотой Ордой вступило и Великое княжество Литовское, но масштаб, результаты и, очевидно, цели его военных акций были иные. О первой из них летописи Великого княжество Литовского сообщают сбивчиво и неясно: «Сам великий князь Витовт поиде на Подольскую землю, а князю Скиргайлу повеле ити с Киева к Черкасом и к Звенигороду. Князь же великыи Скиргайло Божею помочию и великого князя Витовта повелением възял Черкасы и Звенигород и възвратися пакы к Кыеву». До недавнего времени в историографии доминировало высказанное еще историком второй половины XVI в. Мацеем Стрыйковским мнение о том, что поход Скиргайла в Поросье был вызван нежеланием предыдущего киевского князя уступить ему этот регион. В настоящее время можно считать доказанным, что поход Скиргайла имел освободительный характер и был совершен в отторгнутую Ордой Мамая или Тохтамыша южную часть Киевского княжества…

Уже в 1397 г. Витовт возглавил поход в незадолго перед тем опустошенные армией Тимура ордынское Низовье Дона и Крым, где заставил могущественный улус Ширинов снова признать ханом Тохтамыша. В 1398 г. войско Витовта дошло до устья Днепра, на берегу которого построило порубежный замок Св.Яна (Тавань). Главной целью обоих походов было восстановление поколебленных политических позиций Великого княжества Литовского на юге. Достижение этой цели зафиксировал специальный ярлык, которым бывший хан и тогдашний клиент Витовта Тохтамыш в 1398 г. отрекся в пользу великого князя литовского от верховных прав Орды преимущественно на украинские земли, «почонши от Кiева, и Днепром и до устья».

Витовт вынашивал и более далекоидущие планы: опираясь на Тохтамыша поставить в зависимость от своей власти Золотую Орду, а потом с ее помощью низвергнуть Московское великое княжество, главного соперника Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтийского в деле политического объединения восточнославянских земель. Эти планы, как известно, перечеркнула битва на берегах Ворсклы 1399 года, обернувшаяся для Великого княжества Литовского полным поражением в войне против Орды Тимур-Кутлука и эмира Эдигея.

СРЕТЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Не единожды чудесным образом Владимирская икона Божией Матери сохраняла русское войско от неминуемых поражений.

В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на русскую землю и приближался к Москве. Численность его войск в разы превосходила русские дружины, сила и опыт их были несравнимы. Единственная надежда оставалась на случай и помощь Божью. Тогда Великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Десять дней продолжался путь с Владимирской иконой из Владимира до Москвы, люди стояли по сторонам дороги на коленях с молитвою «Матерь Божия, спаси землю русскую». В Москве икону встретили 26 августа: «весь град изыде противну иконы на сретение ее»… В час встречи иконы Тамерлан спал в шатре. Легенда говорит о том, что в этот момент он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спустились святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе в сиянии ярких лучей стояла «лучезарная Жена». Бесчисленные тьмы ангелов с мечами окружали ее. Утром Тамерлан созвал мудрецов. «Не сладить тебе с ними, Тамерлан, это Божья матерь, заступница русских», - сказали гадальщики непобедимому хану. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы»…

Благодарные за свое освобождение русские построили Сретенский монастырь на месте встречи иконы. После 235 лет пребывания во Владимире икона Божьей Матери Владимирская перешла в Москву и была установлена в построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы соборе.

13:24 — REGNUM

Двери Тамерлана. В.Верещагин. 1872 год

1395 год. 26 августа войско Тамерлана, шедшее на Москву, неожиданно разворачивается и покидает пределы Руси

«Тамерлан, пленив Владетеля Елецкого со всеми его Боярами, двинулся к верховью Дона и шел берегами сей реки, опустошая селения. Знаменитый Персидский Историк сего времени, Шерефеддин, любя хвалить добродетели своего Героя, признается, что Тамерлан, подобно Батыю, усыпал трупами поля в России, убивая не воинов, а только людей безоружных. Казалось, что он хотел идти к Москве; но вдруг остановился и, целые две недели быв неподвижен, обратил свои знамена к югу и вышел из Российских владений. Без сомнения, не одно смелое, великодушное ополчение Князя Московского произвело сие удивительное для современников действие: надлежит искать и других причин вероятных. Хотя историки восточные повествуют, что Моголы Чагатайские обогатились у нас несметною добычею и навьючили вельблюдов слитками золота, серебра, мехами драгоценными, кусками тонкого полотна Антиохийского и Русского; однако ж вероятнее, что сокровища, найденные ими в Ельце и в некоторых городках Рязанских, не удовлетворяли их корыстолюбию и не могли наградить за труды похода в земле северной, большею частию лесистой, скудной паствами и в особенности теми изящными произведениями человеческого ремесла, коих употребление и цену сведали Татары в образованных странах Азии. Наступала дождливая осень: с людьми, обыкшими кочевать в местах плодоносных и теплых, благоразумно ли было идти далее к Северу, чтобы встретить зиму со всеми ее жестокостями? Но путь к Москве надлежало еще открыть битвою с войском довольно многочисленным, которое умело победить Мамая. Завоевание Индии, Сирии, Египта, богатых природою и торговлею, славных в Истории мира, пленяло воображение Тамерлана: Россия, к счастию, не имела для него сей прелести. Он спешил удалиться от непогод осенних и по течению Дона спустился к его устью.

Сия весть радостно изумила наше войско. Никто не думал гнаться за врагом, который, еще не видав знамен Великого Князя, не слыхав звука воинских труб его, как бы в смятении бежал к Азову. Юный Государь мог бы приписать спасение отечества великодушной своей твердости, но вместе с народом приписал оное силе сверхъестественной и, возвратясь в Москву, соорудил каменный храм Богоматери с монастырем на древнем Кучкове поле: ибо, как пишут современники, Тамерлан отступил в самый тот день и час, когда жители Московские на сем месте встретили Владимирскую икону. Оттоле церковь наша торжествует праздник Сретения Богоматери 26 августа, в память векам, что единственно особенная милость Небесная спасла тогда Россию от ужаснейшего из всех завоевателей».

Цитируется по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 8, глава 2. М.: Мысль, 1989

История в лицах

Летопись по Типографскому списку:

Бѣше бо сей Темирь Аскакъ велми нежалостивъ, зѣло немилостивъ, лютъ мучитель, золъ гонитель, жестокъ томитель, всегда въздвиже гонение велико на крестьаны, якоже древний зловѣрни царие, прежние гонителие и мучителие хрестьаны, якоже Иулианъ законопреступникъ и Диоклитианъ, Максимианъ и Деки, Ликиний и прочи мучители; такоже Темиръ Аксакь мучительски похваляшеся, въздвигнути хотя гонение велико на крестианы. Сиа же намъ страшныа и грозныа вѣсти слышаще, велми быша народи христианстии в печали и съ воздыханиемъ и съ слезами моляхуся Богу, дабы избавилъ Богь отъ таковыа скорби и бѣды. Тогда Кипреанъ митрополить заповѣда всѣмъ людемъ поститися и молитися, молебны пѣти. Вси людие народи хрестьанстии с радостью и съ тщаниемъ и съ усердиемъ и с вѣрою и сътвориша пость и молитву, покаание, слезы, обѣщаниа, завѣты, кто же по своей силѣ, отъ мала и до велика, и вси же моляхуся Богу. Князь же великий Василей Дмитреевичь, погадавъ с митрополитомъ Кипреаномъ и съ всѣми князьми и воеводами и с бояры старѣйшими подумавъ, въсхотѣша призвати на помощь святую Богородицю, заступницю нашю и скоропомощницу нашю и в печали утешение наше, глаголюще: "Нѣсть избавляа инъ насъ отъ таковыа нужда и печали, развѣе тое, та бо можеть преложити печаль нашу на радость, та можеть заступите насъ и градъ нашь Москву и всякъ градъ и страну и всяко мѣсто, идѣже с вѣрою призывають ю на помощь, можеть избавите отъ глада и отъ пагубы и отъ погибели и отъ труса, отъ потопа и отъ огня и отъ меча и отъ нахождениа поганыхъ, отъ натечениа поганыхъ, отъ нападениа вражиа, отъ нашествиа ратныхъ и отъ межоусобныа брани и отъ кровопролитиа всякаго и отъ мирскиа печали и отъ напрасныа смерти и отъ всякого злаго находящаго на ны, токмо аще быхомъ с вѣрою призывали ей на помощь, съ усердиемъ молящеся ей, не погрѣшимъ надежда". Да иже умыслиша, то и сътвориша: и послаша по икону въ славный въ старый во столный градъ въ Володимерь. Симъ же тако бываемъ, в то же время клирики и святыа великиа съборныа церкви святыа Богородица, иже въ Володимери, протопопъ съвѣтъ сътвори съ прочими попы и дьаконы и съ клирошаны, пречистую и владычную икону пресвятыя Богородица взяша и понесоша ю отъ града Володимеря на Москву, страха ради Татарска, паче же страха ради Темирь Аскакова, егоже иногда в повѣстехъ слышахомъ далече суща подъ востокы колечны, нынѣ же близъ яко при дверехъ приближился есть и готовиться и поощряеться и вооружается на ны зѣло. И бысть тогда, мѣсяца августа 15 день, в самый праздникъ честнаго успениа и преславнаго преставлениа пресвятыа владычица наша Богородица и присно дѣвица Мариа, събрався весь градъ Володимерь, изидоша на провождение чюдныя тоя иконы, юже проводиша честно, с вѣрою и любовью, с страхомъ и желаниемъ, с плачемъ и съ слезами, далече шествиа створиша, и отъ великия вѣры и отъ многыя любве многыя слезы излияша. Егда же принесена бысть икона сии близъ града Москвы, тогда весь градъ изиде противу еа на стрѣтение ея. И срѣтоша и честно Кипреанъ митрополитъ и епископи и архимандриты, игумени и попы и дьакони и весь клиросъ, причеть церковный, князи и бояре, княгини и боярыни, мужи и жены, уноши и дѣвы и старци съ юнотами, дѣти и младенци, сироты и вдовици, нищи и убози, чрьнци и черници, всякъ възрастъ мужескъ и женескъ, отъ млада и до велика, и все много множество безчисленое народъ людей съ кресты и с ыконами и съ евангелиемъ и съ свѣщами и с кадилы, съ епископы и пѣсми и пѣни духовными, паче же рещи вси съ слезами, болши и меншие, и нѣсть такова, иже бы не плакалъ, но вси с молитвою и с плачемъ, вси воздыхани немолчными и рыданиемъ и благодарениемъ, руцѣ въздѣюще на высоту, всии моляхуся къ святей Богородици, вопиюще и глаголюще: "О, всесвятаа владычице Богородице, избави градъ сьи отъ нахожениа поганаго Темирь Аксака, всякъ градъ и страну нашю, защити князя и люди отъ всякого зла, заступи градъ нашь Москву отъ нахождениа ратныхъ иноплеменникъ, избави отъ поганыхъ плѣнениа, отъ огня и отъ меча и напрасныа смерти, отъ нынѣшняа обдержащиа скорби и отъ печали, нашедшая нынѣ на насъ, отъ настоящаго гнѣва, бѣды, нужда и отъ предлежащихъ сихъ искушений избави, Богородице, своими богоприатными молитвами къ Сыну своему и Богу нашему, иже своимъ пришествиемъ к намъ, к нищимъ и убогымъ и скорбящимъ и печалующимъ, умилосердися на скорбящаа люди твоа, на тя бо надѣющеся не погибнемъ, но да избудемъ тобою отъ врагь нашихъ. Не предай же насъ, наша заступница и наша надежда, в руцѣ врагомъ Татаромъ, но избави насъ отъ врагь нашихъ и противныхъ съвѣты разъжени, супостать нашихъ домы разори и козни ихъ раздруши, и во время се скорби нашея нынѣшнаа нашедшаа на ны буди намъ теплая заступница и скораа помощница и предостателница, да отъ нынѣшняа бѣды тобою избывше, благодарно ти възопиемъ: "Радуйся, заступнице хрестьаномъ непостыднаа!" И тако Божиею благодатию и неизреченною его милостию и молитвами святыа Богородица Москва, градъ нашь, цѣлъ схраненъ бысть, а Темирь Аксакъ царь възвратися вспять и поиде во свою землю. О преславное чюдо! О превеликое удивление! О многое милосердие Божие к роду хрестьаньскому: въ который день принесена бысть икона святыа Богородица изъ Володимеря на Москву, в той день Темирь Аксакъ поиде во свою землю. В той же день изидоша изъ града на поле градстии народи, хрестьанстии собори въ стрътение иконы святыа Богородица, с плачемъ и с молитвами и с вѣрою и съ слезами горущими. В той же день Темирь Аксакъ царь убояся и устрашися и ужасеся и смятеся, и нападе на ня страхъ и трепеть, и вниде страхъ во сердце его и ужасъ въ душю его, и вниде трепеть в кости его, и скоро отвръжеся и отречеся воевати Русскую землю и въсхотѣшяся быстрѣе на потечение путняго шествиа и скорѣе грядуть къ Ордѣ, и а к Руси тылъ показующи, обратишяся сердци своими пакы въ своаси, въспятишяся и възвратишяся безъ успѣха, възмятошяся и въсколѣбашяся, аки нѣкто устраши ихъ. Не мы бо устрашили, но Богъ, милосердый человѣколюбець, молитвами святыа Богородица невидимо силою своею устраши врагы ваша, посла на ня страхъ и трепеть, да окаменятся. Не мы же ихъ прогнахомъ, но яко древене при Езеки цари пророкь и при Исаи пророци Синахиримъ, царь Асурийскый, и прииде на Иерусалимъ ратию, зѣло похваляяся и в гордости велицѣ на Бога вседръжителя хулныа глаголы въспущая. Царь же Иезѣкиа тогда боляше, но аще и боленъ есть бѣ, но обаче помолися Богу съ слезами купно съ пророкомъ Исаиемъ и съ всѣми людми. И услыши Богъ молитву ихъ, паче же Давыда ради, угодника своего, и посла Богъ аггела своего, мню же великаго архаггела Михаила, и абие в ту нощь аггелъ Господень уби отъ полкъ Асирийскыхъ 100 тысящь, 80 тысящь и 5000. Наутриа же въставши, обрѣтоша трупиа мертвыхъ лежаща. Царь же Асирийскы Сенахиримъ в ту нощъ устрашися зѣло, убояся, съ останочны своими вои скоро убѣжа в Ниневгию и тамо отъ своихъ дѣтей убьенъ бысть и умре. И да якоже тогда при Сенахиримѣ было, тако и нынѣ при Темирь Аксакы, единъ той же Богъ и тогда и нынѣ, и едина благодать Божиа дѣйствуеть и тогда и нынѣ, милостивъ бо есть Богъ и силенъ, елико хощеть и можеть, еще и нынѣ милость его велика есть на насъ, яко избавил ны есть Господь из рукы врагъ нашихъ, Татаръ, избавил ны есть отъ сѣча и отъ меча и отъ кровопролитна, мышцею силы своей разгналъ есть врагы наша, сыны Агаряны, рукою крѣпкою и мышцею высокою, и устрашилъ есть сыны Измаилевы. Не наши воеводы прогнаша царя Темирь Аскака, ни наша воинства устрашили его, но силою невидимою, и нападе на ны страхъ и трепеть, и страхомъ Божиимъ ужасеся и гнѣвомъ Божиимъ гонимъ бысть, потщався отьиде, отъ Русьскиа земли отступивъ, поиде прочь, отнуду же и прииде, а земля Русскиа отинуде не прикоснуся; ни оскорби, ни стужи, ни вреди еа, но поидеа безъ вращениа. Мы же въстахомъ, прости быхомъ, сѣть его скрушися, и мы избавлени быхомъ; помощь наша отъ Господа, створшаго небо и землю. Слышав же князь великый о Темирь Аксакѣ, яко не бысть его, и вси князи прочи слышаша и вся воиньства Рускаа и вси народи хрестьанстии слышаша, и прославиша Бога и о семъ велико благодарение възсылаху Богу. Потом же митрополить с великымъ княземъ съвѣть сътвориша, глаголюще: "Добро бы намъ не забывати толикы милости Божиа и святыа Богородица помощи и заступлениа". И поставиша церковь на томъ мѣсте, идѣже срѣтоша икону святыа Богородица, принесеную отъ Володимеря, купно на въспоминание таковаго великаго, многаго благодѣаниа Божиа, да не забудуть людие дѣлъ Божиихъ. Бѣ же мѣсто то тогда на Кучковѣ полѣ, близъ града Москвы, на самой на велицѣ дорозѣ Володимерской. Сию же церковь самъ свяща митрополить во имя святыа Богородица, честнаго устрѣтениа. устави же ся таковый праздник праздновати февраля 2, а икону срѣтоша августа 26 день, на память святыхъ мученикъ Андрѣана и Наталии. И тако ту бысть монастырь и в немъ игуменъ и братиа, черньци живяху о Христе Иисусе.

Цитируется по: Полное собрание русских летописей. Том 24. Летопись по Типографскому списку. Пг., 1921

Мир в это время

В 1395 году предположительно скончался царь Иоанн-Шишман. С его смертью прерывается линия болгарских царей

Монета Иоанна-Шишмана. XIV век

«Иоанн-Шишман и Иоанн-Срацимир— последние болгарские цари, сыновья Иоанна-Александра, по смерти которого одновременно управляли разделенной на две части страной и владели: первый — Трновом и восточной Болгарией, с остававшеюся за ней частью Фракии, второй — Виддином и западной Болгарией. Иоанн-Шишман, при самом начале своего правления, в 1371—72 гг., подвергся нападению турок, но на этот раз успел спастись уступкой части своих владений. В 1393—94 гг. турки взяли столицу царства, Трнов, и низложили Иоанна-Шишмана. Область Иоанна-Срацимира была покорена турками в 1398 году. О дальнейшей судьбе обоих братьев нет точных сведений».

Цитируется по: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Спб: Издательское общество Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон. 1890-1907 гг.