Интересная презентация на тему числительное. Имя числительное

Северо-Казахстанская область

район имени Габита Мусрепова

КГУ «Чистопольская средняя школа»

Урок русского языка

в 6 классе

Тема: «Имя числительное как часть речи»

Учитель: Стрекозина Татьяна Алексеевна

Тема урока: Имя числительное как часть речи.

Цель: Ознакомление учащихся с историей происхождения, общим значением, морфологическими признаками и синтаксической ролью имени числительного.

Задачи: 1) формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением; 2) развивать умение производить синтаксический разбор предложения; развивать речь учащихся; 3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету; воспитывать уважительное отношение к богатству образного русского языка.

Тип урока: Урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Оборудование: слайдовая презентация, рисунки учащихся, ракетки для этапа рефлексии, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I .Оргмомент, повторение изученного: Здравствуйте, ребята! В течение нескольких уроков мы с вами изучали тему «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи». И прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте немного повторим. 3 ученика будут работать по карточкам, а пока они работают, проведём нашу традиционную орфографическую разминку «Немой диктант»:

1) Сколько букв Н: две или одна?

Овсяное печенье, картинная галерея, ветреная погода, оловянный солдатик, лебединая песня, соломенная крыша, деревянный брус, карманные часы, нефтяная скважина, ремесленное училище.

2) Слитно или раздельно? (Не с прилагательными)

Нелепый вопрос, неглубокий овраг, не широкая, а узкая река, ненастная погода, далеко не удачный ответ, неинтересный фильм, вовсе не единственное решение, не высокий, а низкий кустарник, нежданный гость.

Карточки для индивидуальной работы:

1.Спишите, вставляя Н или НН:

Глиня…ый кувшин, ржа…ой хлеб, соловьи…ая трель, маши…ое масло, стекля…ая ваза, листве…ый лес, традицио…ые блюда, ветре…ая погода, лу…ая ночь.

2. Спишите, раскрывая скобки:

(Не)широкая река, (не)брежный почерк, вовсе (не)интересный фильм, (не)чаянная встреча; (не)обрывистый, а пологий берег; (не)трудная задача.

II . Переход к изучению новой темы, сообщение темы и целей урока.

Синтаксическая пятиминутка: На землю выпал первый пушистый снежок и укрыл её мягким одеялом. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распростр., осложнено однор. сказуемыми).

Слово учителя: Итак, ребята, в предложении, которое вы разбирали, вам встретилась новая для вас часть речи – имя числительное (первый ).

Слайды №1и 2.

Вы учитесь уже в шестом классе, и все эти годы практически на всех уроках: математике, географии, истории и даже физкультуре вы постоянно сталкиваетесь с огромным количеством разных чисел. Даже на уроках русского языка, когда вы записываете число, номер упражнения, когда я прошу вас найти в учебнике какой-то параграф или какое-то упражнение, вы, сами того не подозревая, регулярно обращаетесь к числительным. И в своей повседневной жизни вы тоже не можете обойтись без этой замечательной, незаменимой части речи. Давайте на минуту представим, что было бы с нами, если бы вдруг исчезли числительные.

(Ответы учеников).

Итак, в стране Морфологии, изображённой на карте (слайд №3) есть ещё одна, пока ещё не изученная вами часть речи – имя числительное. А откуда взялась эта часть речи, когда она появилась в русском языке? Об этом вам расскажут ребята, которые нашли интересные факты из истории числительных.

III . Сообщение 4 подготовленных учеников «Из истории возникновения числительных»

(слайды №4,5,6)

1 ученик: Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далёкий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из выводка плавающих уток – одну птицу, из колоса с зёрнами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много». Частые наблюдения множеств, состоявших из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далёкий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, ну а затем четыре, пять и т.д. В древнерусском языке первоначально отсутствовала такая часть речи, как числительное.

2 ученик: Для обозначения количества использовались прилагательные и существительные. Выделение числительного как части речи начинается с 14 века, в 17 веке такая часть речи уже, бесспорно, есть, но не со всеми современными особенностями, а вот с 18 века числительное окончательно оформляется как часть речи. В древнерусском языке первоначально было всего 12 слов, обозначающих количество: одинъ, два, три, четыре, пять, шесть, семь, осемь, девять, десять, съто, тысяча. Все остальные слова образовались из комбинации приведённых выше слов. Большое количество обозначалось с помощью слов тьма, легионъ, ворон, колода, леодръ.

3 ученик: Числительные – очень интересная категория слов. Что же это такое? Этот интересный вопрос заставляет нас обратиться к истории языка. Например, все мы знаем, что, начиная с одиннадцати и кончая двадцатью и тридцатью, числительные имеют необычное сочетание - ДЦАТЬ - , которое в других числительных не встречается. Числительные второго десятка создавались на основе уже имеющихся первых десяти, что как нельзя лучше говорит о действии закона экономии. Наши предки считали: один на десяте, т.е. один плюс к десяти, два над десятью. Постепенное слияние трёх слов в одно и дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать.

4 ученик: А вот история слова миллион ещё интереснее. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова «мили», означающего «тысяча», и «оне», соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову ТЫСЯЧИЩА.

IV . Изучение нового материала.

1) Чтение эпиграфа:

Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

П.Чесноков.

2) Исследовательская работа: слайд №9. Задание : письменно ответьте на вопросы, поставьте вопросы к числительным. Что они обозначают?

Вывод: слайд №10

3) Чтение теоретического материала в учебнике – параграф 49(стр.215)

Слайд№11

V . Закрепление изученного.

1) Числительные каких разрядов употребили поэты в своих стихотворениях?

(слайд №12) – 1 группа (+)

2 группа – упражнение №704 «Кто ищет – тот найдёт!»

2) Слайд № 13 : Выпишите в 3 столбика числительные, которые обозначают:

Число

Количество предметов

Порядок предметов при счёте

3) Слайд №14 : Числительные в названиях книг. А можете ли вы добавить свои примеры? Можно привести в качестве примеров и названия фильмов. Конкурс «Кто больше?»

(Возможные варианты ответов:

«Пятый элемент», «Седьмое путешествие Синдбада», «Два капитана», «Четыре танкиста и собака», «Белоснежка и семь гномов», «Три богатыря», «Пираты двадцатого века», «Двенадцать стульев», «Две судьбы» и т.д.)

4) Определение синтаксической роли числительных: слайд №15

5) Слайды №16, 17, 18 : Пять или пятёрка. Какая разница? Задание: определите части речи.

6) Решите ребус: слайд № 19 .

7) Употребление числительных в пословицах, поговорках, загадках, фразеологизмах:

Слайд №20 «Найдите продолжение пословицы», упр. №706 «В гостях у загадок»: выписать словосочетания с числительными, определить разряд числительных.

Выставка рисунков учащихся, проиллюстрировавших пословицы, поговорки, фразеологизмы.

VI . Обобщение: стр.218 в учебнике

*Что я узнал (а)?

*Чему я научился (лась)?

VII . Рефлексия: Выразите своё отношение к сегодняшнему уроку с помощью ракеток:

*Урок понравился, было интересно;

* Урок не понравился, тему не понял.

VIII .Домашнее задание: параграф 49, 1группа (+) - № 705; 2 группа (-) - № 708.

IX . Подведение итогов урока, выставление оценок.

Сурков Илья

Презентация посвящена именам числительным, их грамматическим признакам и особенностям правописания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовил ученик 6а класса Сурков Илья Имя числительное

Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Около 5 тысяч лет назад люди одновременно в разных местах – Вавилоне, Египте, Китае – открыли способ записи чисел по разрядам: отдельно единицы, десятки, сотни. Развивалась математика, астрономия. О сравнительно позднем появлении числительных свидетельствуют и некоторые факты генетической связи этой части речи с другими: слово пять сопоставляется с существительным пясть (пять), слово тьма имело значение 10 000, числительное сорок произошло из существительного со значением «мешок, в который входило 40 меховых шкурок» и вытеснило числительное четыредесяте. История появления

Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете. Имена числительные отвечают на вопросы сколько? и какой? Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам, числам и родам. Имена числительные могут быть разными членами предложения.

Имя числительное сколько? какой? количественные порядковые сколько? какой? первый ученик целые дробные собирательные два две третьих трое ребят сто десять пять шестых семеро козлят

По особенностям словообразования в составе числительных выделяются Простые (шесть, пятеро, седьмой); Сложные (пятьдесят, шестьсот); Составные (двадцать пятый). В предложении имена числительные чаще выступают в роли подлежащего, сказуемого, определения, реже - в роли именной части составного сказуемого и обстоятельства

Количественные числительные, обозначающие целые числа, имеют следующие грамматические особенности: Все числительные изменяются по падежам: пять, пяти, пятью, (о) пяти. Некоторые числительные (один, два) имеют формы рода: один стол, одно окно, одна книга. Формы единственного и множественного числа имеет только числительное один: один стол, одно окно, одна книга, одни ножницы. У количественных числительных нет категории одушевлённости-неодушевлённости. При сочетании с числительными два, три, четыре имена существительные получают форму родительного падежа единственного числа (два стола, три двери), а при сочетании с числительными пять, шесть и др. существительные получают форму родительного падежа множественного числа (пять столов, шесть дверей). Числительные тысяча, миллион, миллиард обладают грамматическими свойствами существительных (т.е. имеют форму рода, изменяются по числам и падежам)

Склонение имен числительных Сложные - склоняются обе части (восемьюдесятью); Составные – изменяется каждое слово(семьюдесятью пятью); Составные порядковые - меняется последнее слово (пятьдесят восьмым); Дробные –изменяются обе части (тремя пятыми).

Склонение количественных числительных И., В. ПЯТЬ ВОСЕМЬ ТРИДЦАТЬ Р., Д., П. ПЯТИ ВОСЬМИ ТРИДЦАТИ Т. ПЯТЬЮ ВОСЕМЬЮ (ВОСЬМЬЮ) ТРИДЦАТЬЮ ОТ 5 ДО 30 40,90,100 И., В. СОРОК ДЕВЯНОСТО СТО Р., Д., Т., П. СОРОКА ДЕВЯНОСТА СТА 50-80, 200-900 И, шест ь десят дв е ст и Р. шест и десят и дв ух сот Д. шест и десят и дв ум ст ам В. шест ь десят дв е ст и Т. шест ью десят ью дв умя ст ами П. (о) шест и десят и (о) дв ух ст ах

Дробные числительные Первая часть (числитель) дробных числительных представляет собой количественное числительное (два, три, семь), а вторая (знаменатель) - форму родительного падежа порядкового числительного (пятых, десятых, седьмых). При склонении изменяются все слова, являющиеся частями дробных числительных, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель как прилагательное во множественном числе (одной третьей, пятью шестыми)

Д вое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро – обозначают определенное количество предметов как одно целое. В отличие от обычных количественных числительных собирательные сочетаются не со всеми существительными, поддающимися счёту, а только с некоторыми Собирательные числительные

Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое ребят трое водителей с существительными, употребляющимися только во множественном числе или обозначающими парные предметы: двое брюк трое ножниц д вое перчаток (т.е. две пары перчаток) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое львят п ятеро медвежат с личными местоимениями мы, вы, они: нас семеро, послали вас троих, не было их двоих

Порядковые числительные Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счёте, например: седьмой день, пятнадцатая страница. C труктура порядковых числительных простые (первый, десятый) сложные (пятидесятый, двухсотый) составные (двадцать пятый, две тысячи седьмой).

Порядковые числительные (простые и сложные) склоняются по образцу прилагательных. Имя числительное третий склоняется как притяжательное прилагательное (например, лисий), а остальные имена числительные – как относительные и качественные прилагательные с основой на твердый согласный (восьмого – простого, восьмому – простому). В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово (сто пятьдесят седьмому, сто пятьдесят седьмым) Склонение порядковых числительных

Слитно:1. сложные количественные и порядковые (восемьдесят, восьмидесятый). 2. порядковые –тысячный, миллионный, миллиардный (стодвадцатипятитысячный) От 5-20,30 – Ь в конце числа: (пят ь, двадцат ь восем ь, тридцат ь) От 50-80 , от 500-900 – Ь в середине числа: (шест ь сот, сем ь десят) Правописание числительных:

Источники информации

Спасибо за внимание!


Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье было семеро детей, то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Это интересно






Числовое значение могут иметь, кроме числительных, и другие части речи. Числительное можно записать цифрами, а другие части речи – только словами. Имена существительное - кто? что?: Двойник, двойка, Имя прилагательное - какой? двойной, семидневный, трехмесячный. Имя числительное – сколько? который? Пять, пятый, сто двадцать четыре. Глагол – что сделать? что делать? Удвоить, утроить, удесятерить. Наречие – как? каким образом? Впятеро, вдвое, в-третьих, во-вторых.








ПорядковыеКоличественные Могут быть любым членом предложения. Изменяются по падежам. Числительное один изменяется по родам и числам, два только по родам. Сколько? Называет число (количество) предметов при счёте. Изменяются по падежам, числам и родам. 3. Морфологические признаки Какой (по счёту)? 2. Вопрос Определение, реже – сказуемое и подлежащее. 4. Синтаксическая функция Называет порядковый номер предметов при счёте. 1. Значение Имя числительное как часть речи


Количественные числительные Порядковые числительные Единственное числоМножествен ное число падежЕд.числоМн. число Мужской род Средний род Женский род Им.п.Пять-пятыйпятоепятаяпятые Род.п.Пяти-пятогопятойпятых Дат.п.пяти-пятомупятойпятым Вин.п.Пять-пятогопятоепятуюпятых ТВ.п.Пятью-пятымпятойпятыми П.п.О пяти-о пятомо пятойо пятых Количественные числительные изменяются только по падежам.


Количествен ные числитель- ные Два да два - четыре. Мы купили три тетради. Музей открывается в десять часов. Два мальчика подошли к школе. Порядковые числитель- ные Прозвенел второй звонок. Количественные числительные могут быть разными членами предложения, а порядковые обычно бывают определениями.




Числительные Шесть Восьмой Сотый Сорок Шесть Восьмой Сотый Сорок Шестнадцать Восемьдесят Пятьсот Двенадцатый Шестнадцать Восемьдесят Пятьсот Двенадцатый Сто пять Шестьдесят два Четыреста тридцать первый Сто пять Шестьдесят два Четыреста тридцать первый простые сложные составные



В просьбе (просьба), к восьми (восьмой) После мягкого согласного, стоящего перед мягкими г, к, б, м согласным, являющимися результатом изменения соответствующих согласных восьмой, тесьма, судьба После мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным конь, шесть, поставь На конце слова (кроме шипящих) альбом, сельдь После мягкого л, стоящего перед любым согласным Употребление мягкого знака как показателя мягкости согласного


Ь не пишетсяЬ пишется Мягкий знак в числительных На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 На конце числительных от 5 до 20 и в числительном 30 В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 В середине числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 в середине числительных 15, 16, 17, 18, 19 в середине числительных 15, 16, 17, 18, 19






Склонение числительных 1,2,3,4. Числительное один (одна, одно) склоняется как местоимение этот (эта, это):один(этот) мальчик, одна(эта) девочка Числительные два, три, четыре имеют своеобразные окончания в именительном и творительном падежах (два, три, четыре - двумя, тремя, четырьмя) и подобные окончаниям числительного одни в родительном, дательном и предложном падежах (одних- двух, трех, четырех; одним -двум, трем, четырем; одних -о двух, трех, четырех).


Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80. (опорное слово-кость) И. костьпятьпятнадцатьпятьдесят Р. костипятипятнадцатипятидесяти Д. костипятипятнадцатипятидесяти В. костьпятьпятнадцатьпятьдесят Т. костьюпятьюпятнадцатьюпятьюдесятью П. костипятипятнадцатипятидесяти Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80. (опорное слово-кость)


Склонение числительных200,300,400 и числительных на –сот (контрольное словосочетание- кость рот(ы) И. кость ротДвестиТристаШестьсот Р. кости ротДвухсотТрёхсотШестисот Д. кости ртамДвумстамТрёмстамШестистам В. кость ротДвестиТристаШестьсот Т. костью ртамиДвумястамиТремястамиШестьюстами П. кости ртахдвухстахтрёхстахшестистах




От 50 до 80От 500 до,300,400 И. пятьдесят пятьсотдвести Р. пятидесяти пятисотдвухсот Д. пятидесяти пятистамдвумстам В. пятьдесят пятьсотдвести Т. пятьюдесятью пятьюстамидвумястами П. о пятидесяти о пятистахо двухстах У сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.


1.Числ. два имеет в И. п. ж.р. форму две. 2.Числ. один измен. по родам, числам и падежам. 3.Простые количественные числ. от пяти до тридцати слоняются как сущ. 3 скл. 4.В колич. числ. от 11 до 19 в окончании пишется буква и.(К пятнадцати часам). 5.У числительных 40, 90, 100 две формы. 6.У сложных числ. От 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. ОБОБЩЕНИЕ:


Дробное числительное обычно состоит из двух частей: первая часть называет числитель дроби и представляет собой количественное числительное, вторая часть называет знаменатель дроби и представляет собой порядковое числительное. При склонении дробных числительных изменяются обе части. Если дробные числительные обозначают количество, то существительное при нем ставится в родительном падеже.








К количественным числительным относятся слова полтора, полтораста. Полтораста – это количество предметов, равное 150. Числ. полтораста имеет 2 падежные формы: И.,В. – полтораста(страниц) Р.,Д.,Т.,П. – полутораста. Числ. полтора обозначает 1,5. И.,В. – различаются формы рода – полтора метра, полторы тонны). Р.,Д.,Т.,П. – употребляется форма полутора (килограммов яблок)












Собирательные числительные сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое товарищей трое водителей с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое товарищей трое водителей с существительными, употребляющимися только во множественном числе или обозначающими парные предметы: двое брюк трое ножниц двое перчаток (т.е. две пары перчаток) с существительными, употребляющимися только во множественном числе или обозначающими парные предметы: двое брюк трое ножниц двое перчаток (т.е. две пары перчаток) с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят пятеро медвежат с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое котят пятеро медвежат личными местоимениями мы, вы, они: нас пятеро, послали вас четверых, не было их троих личными местоимениями мы, вы, они: нас пятеро, послали вас четверых, не было их троих










Образование и изменение порядковых числительных Порядковые числительные образуются от количественных числительных. При образовании сложных числительных появляется внутреннее окончание, а при образовании составных изменяется только последнее слово. Изменяются порядковые числительные как прилагательные по родам, числам и падежам.








Порядковые числительные, оканчивающиеся на -тысячный, -миллионный, -миллиардный 8 000восьмитысячный двадцатидвухтысячный стотысячный трёхсотвосьмидесятисемитысячный пятимиллионный девяностомиллионный трёхмиллиардный сорокатрёхмиллиардный


Десятый -сотый-тысячный-миллионный пятидесятый шестидесятый семидесятый двухсотый трёхсотый четырёхсотый пятисотый двухтысячный трёхтысячный четырёхтысячный двухмиллионный трёхмиллионный четырёхмиллионный пятимиллионный запомнить: девяностотысячный стотысячный








Количественные числительные. Целые числаДробные числаСобирательные числительные Изменяются по падежам 1)один, два – изм. по родам (один – одна -одно; два - две); 2)2) три, четыре – особые формы при склонении (трех, трем, тремя); 3)3) от 5 до 30 – как сущ. 3 скл.(пять – пяти); Изменяются по падежам 1)изменяются обе части; 2)первая часть склоняется как количественное числит.,вторая как прилагательное во мн.ч. (к двум третьим) 3)Числа ¼ и 1,5 читаются разными способами; Совокупность предметов (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе) 1)Склоняются как прилагательные(новых семерых, новым семерым); 2) Сочетаются – с именами сущ., обозначающими лиц. муж. пола, детей(трое малышей, четверо мальчиков);


Целые числаДробные числаСобирательные числительные 4) 40, 90, 100 – две формы (сорок – сорока); 5) От 50 до 80, от 200 до 900 склоняются обе части (пятидесяти, двумстам); 6) От 50 до 80, от 500 до900 в середине – Ь (пятьдесят, шестьсот); 7) Тысяча = как туча, Миллион, миллиард= как стадион. 4) 1,5=полтора, 150=полтораста; 5)Сочетаются с существ. м.р. и ср.р.(полтора) и ж.р.(полторы) (полтора, полторы- полутора, полтораста – полтораста, полутораста); 6) Имеют две формы (полтора, полторы- полутора, полтораста – полтораста, полутораста); -С именами сущ., обозначающими детенышей животных(семеро козлят); -- с именами сущ., употребляющимися только во мн. ч. (четверо саней, пятеро ножниц)


Порядковые числительные образуются, как правило, от числительных, обозначающих целые числа, обычно без суффиксов: шесть – шестой; Порядковые числительные, как и прилагательные, изменяются по родам, числам, падежам. В составных порядковых склоняется только последнее слово. Окончания порядковых числительных определяются так же, как и окончания прилагательных. При указании даты после порядкового числительного название месяца ставится в родительном падеже: к первому сентября, перед десятым октября. Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже. Имейте в виду, что при замене существительного, обозначающее название праздника, надо писать с маленькой буквы, а числительное – с большой.

Cлайд 1

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ» Презентацию подготовила: Геращенко Марина Владимировна учитель русского языка и литературы МБОУ лицей № 90

Cлайд 2

Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой. а) Семь. б) Седьмой. в) Семиборье. Что обозначает имя числительное? а) Количество предметов. б) Признак предметов. в) Порядок предметов при счете.

Cлайд 3

3. В каком предложении употреблено имя числительное? а) Одноэтажный домик на краю маленького города, полузанесенный снегом. б) Жилые комнаты (которых счетом было четыре) все выходили окнами в густой садик по Большому проспекту. 4. К какому разряду относится числительное? Полетели по воде две косматые тени а) Количественные б) Порядковые.

Cлайд 4

5. Если порядковое числительное обозначает порядок предмета при счете, то определите по этому признаку ряд данных числительных. а) 3, 33, 333. б) 1/3, 2/3, 1 2/3. в) Третий, тридцать третий, триста тридцать третий. 6. Какими морфологическими признаками обладают количественные имена числительные? а) Число. б) Род. в) Падеж.

Cлайд 5

7. Сколько слов следует писать в составе имен числительных, переданных цифрами?. 1) 22, 76, 93-й. 2) 103, 216, 340-й. а) Три слова. б) Два слова. 8. Если простым называют имя числительное. В морфемном составе которого один корень. То найдите сложное по строению числительное. а) 5. б) 15. в) 500.

Cлайд 6

9. Если сложным называют имя числительное, в состав которого входит несколько корней, то найдите составное числительное. а) 18. б) 80. в) 88. 10. Укажите разряд имени числительного по морфологическому строению. Возраст преклонный – восемьдесят восемь лет. а) Простое. б) Составное. в) Сложное.

Cлайд 7

11. В каком числительном пишется НН? а) 11. б) 12. в) 13. 12. В каких числительных пишется Ь в середине слова? а) 7, 17, 30. б) 60, 80, 900.

Cлайд 8

13. В каких числительных Ь пишется на конце слова? а) 6, 16, 20. б) 40, 90, 100. в) 50, 70, 700. 14. Если с именами числительными один, два, полтора можно употребить существительные мужского рода, а с формами одна, две, полторы – женского, то говорит ли это о наличии рода у всех количественных числительных? а) Да, утверждение верно. б) Нет, утверждение не совсем верно: это слова-исключения.

Cлайд 9

15. Определите главное слово в словосочетании и падеж имени числительного, указывая характер связи с именем существительным. 1. При трёх свечах. 2. Нет трёх свечей. 3. Три свечи на столе. а) Главное слово – имя числительное в именительном падеже. Управляет именем существительным и требует родительного падежа. б) Главное слово – имя существительное, имя числительное. Имя числительное согласуется с ним в родительном падеже. в) Главное слово – имя существительное, имя числительное согласуется с ним в предложном падеже.

Cлайд 10

16. Найдите подлежащее в предложении. А через площадь, против них, Искусными руками Умельцев – русских крепостных Приподнялись два льва резных С зеркальными зрачками. а) Подлежащее – имя числительное два в именительном падеже. б) Подлежащее – неделимое словосочетание два льва.

Cлайд 11

17. Укажите в предложении собирательное числительное, если известно, что оно обозначает совокупность предметов. Он почти не спал двое суток, прошел пешком верст сорок или пятьдесят, переволновался. а) двое, б) сорок, в) пятьдесят.

Cлайд 12

18. Какую совокупность можно обозначить с помощью собирательных имен числительных? а) С – совокупность лиц мужского пола. б) Совокупность лиц женского пола. в) Совокупность детей и детенышей животных. г) Совокупность парных по строению предметов, состоящих из симметричных частей.

Cлайд 13

19. Порядок предметов при счете называют порядковые числительные. Количественные называют число, в состав дробных входит как количественное (числитель дроби), так и порядковое (знаменатель). Укажите такие слова а) Седьмая. б) Одна седьмая. в) Семь. г) Ноль целых одна седьмая.