Как запомнить ударения егэ. Получается, лингвисты спешат узаконить ошибки? Так в какие словари смотреть

Какой трепет возникает у родителей, когда их малыш начинает лепетать первые слова! Но со временем заботливые мамы и папы начинают задумываться о том, как же научить своего кроху правильно произносить слова, особенно это касается вопроса расстановки ударения. Как сделать процесс обучения интересным для ребёнка? В чём особенности работы над произношением для маленьких детей? Рассмотрим теоретический и практический аспекты проблемы.

С какого возраста нужно заниматься?

Если ребёнок уже умеет писать, то обучение можно строить на графическом анализе слова

По результатам исследований готовности детей к началу обучения в школе, около 75% из всех, кто не готов, имеют проблемы с речью. В частности, неправильно ставят ударения в словах.

По мнению педагогов и психологов, заниматься с ребёнком правильной постановкой речи нужно с раннего возраста, а не тянуть до начала школы и затем тратить массу усилий на переучивание малыша. Конечно, до 3 лет смысла в систематических упражнениях на произношение нет. Ведь в этом возрасте все детки разговаривают «на своём» языке. Однако к 4 годам словарный запас крохи позволяет строить сложные предложения, малыш начинает активно использовать и пополнять свой пассивный словарь, переводя его в активный. Вот с этого момента стоит уделить внимание правильной расстановке ударений. Если с ребёнком не заниматься, то:

  • слова, которые только входят в речевой обиход, будут неправильно восприниматься, вследствие чего вашему чаду грозят плохие оценки из-за безграмотности;
  • не будет чёткой связи между словом и понятием, что существенно затруднит дальнейшее интеллектуальное развитие крохи;
  • возникнут сложности с обучением чтению и письму.

Почему ребёнок неправильно ставит ударения

Основной причиной является недостаток общения с родителями. Или разговоры с малышами на их, детском, языке. Последнее выделяется психологами и логопедами как ключевое препятствие для развития речи ребёнка. Дело в том, что детки обучаются абсолютно всему через имитацию – подражание взрослым. И если вы сюсюкаете с сынишкой или дочуркой, то будьте готовы к тому, что правильно говорить он не начнёт без профессиональной помощи специалиста. Поэтому ВСЕГДА говорите с ребёнком правильно, чётко и медленно произнося все слова. И, конечно, обязательно разговаривайте с крохой, вплоть до комментирования собственных действий. Чем раньше вы примите на вооружение эти два принципа, тем раньше ребёнок заговорит правильно.

Как научить?

Обязательно обучайте малыша определять ударный слог в словах

Есть несколько способов обучения малыша правильному ударению. Не стоит ограничиваться каким-то одним, лучше периодически прибегать к разным видам занятий. Так у ребёнка не будет ощущения тяжёлой повинности от этих уроков, а сохранится интерес к работе.

Игры

Старайтесь сопровождать слово образом, который оно обозначает

Как известно, игра – это основной вид деятельности у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Почему бы не воспользоваться этой особенностью и для обучения расстановке ударений? Причём эти игры не нуждаются в дополнительных средствах, поэтому в них удобно играть в дороге или на прогулке.

  • «Зовём слова». Предложите малышу по очереди звать любые окружающие предметы по названию. Например, «ДЕЕЕЕрево», «КачЕЕЕЕли», «САААдик». Выбирайте для начала двух или трёхсложные слова, затем усложняйте задачу.
  • «Имена». Очень часто дети делают ошибки в именах. Поэтому вместе с малышом проговаривайте имена знакомых и друзей.
  • «Украшаем слова». Эта игра подходит для тех ребят, которые уже умеют читать. На карточках напишите слова, предложите ребёнку закрасить ударную букву. Кстати, это занятие ещё и тренирует навык чтения.
  • «Стучим молоточком». Сядьте рядом с ребёнком и, произнося слова, просите его каждый слог стучать молоточком по коленке, причём на ударном слоге стук должен быть чуть сильнее, чем на остальных. Опасаясь синяков, стучать можно и по столу.
  • «Угадай слово». Называйте ребёнку слова с неправильным ударением, его задача заключается в том, чтобы вас исправить и произнести верно.

Считалочки и стишки

Считалочки и короткие стишки - отличный способ запомнить ударение в словах

Рифмованные строки необязательно учить наизусть, можно просто договаривать сложные слова. Например:

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр .

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы .

Для деток постарше стишки-считалочки можно выбрать сложнее:

Аты-баты, мост горбатый,
под мостом поёт цыгáн ,
а танцóвщицы сбежали,
напугал их таракан.

Раз лохматая горилла
крокодилу позвонúла .
Он с гориллой не дружил,
сразу трубку положúл .
Ему лучше не звонúть ,
кто звонúт , тому водить.

В яслях дети баловáлись ,
воспитатели ругались:
«Не балýйтесь, ремешок
вас посадит на
горшок».

Раз, два, три, четыре, пять.
Чтобы нам игру начáть ,
встанем все по алфавúту :
Ани, Вани, Коли, Риты.
Кто не знает алфавúт ,
тот расчёт наш облегчúт .

Упражнения

Всегда внимательно проверяйте работу ребёнка

Упражнения на правильную постановку ударений также должны носить характер игры, иначе малыш заскучает.

  • «Повтори за мной». Ребёнку нужно прокричать слово, которое вы произносите. Именно повышение тона голоса даёт возможность избежать протяжного произнесения всех гласных, которым «страдают» многие малыши.
  • «Подчеркни ударный слог». Для деток, которые умеют писать, можно попробовать диктовать слова, их задача – записать и проставить ударения.
  • «Исправь ошибки». Произносите слова с ошибочным ударением, чтобы малыш мог вас исправить. Хорошо, если в этом упражнении будут и те слова, которые ещё не известны – так ваш карапуз будет расширять словарный запас и тренировать языковую интуицию.

Кубики Зайцева

Складывая слова с помощью кубиков Зайцева, ребёнко учится правильно выделять ударный слог

Если есть возможность, используйте кубики Зайцева. Их особенность в том, что на каждой стороне изображена не буква, а слог. Составляйте слова сами и просите ребёнка поставить на ударный слог специальный кубик, или усложните задание: пусть малыш сам складывает слоги в слова, выделяя ударение. Так вы ещё и будете тренировать навыки чтения.

Видео: Постановка ударения в словах

А.П. Чехов когда-то великолепно сказал: «По сути, для интеллигентного человека плохо говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать». И с этим нельзя не согласиться. Говорить человек учится с первых дней своей жизни: сначала он вычленяет из обшей какофонии окружающих звуков свое имя, затем – слова, которые произносятся чаще всего. Позже ребенок начинает воспроизводить слова, повторяя их в точности так, как слышит от близких людей.

Но, к сожалению, не всё то, чему мы учимся от окружающих, соответствует нормам родного языка! Помочь разобраться в правилах произношения призвана наука орфоэпия (греческое orthós - «правильный» и épos - «слово»), одним из разделов которой является изучение расстановки ударений в русской речи.

Слова с ударениями, которые нужно запомнить

Загляните в орфоэпический словарь, и вы с удивлением обнаружите, как много ошибок допускаем все мы в своей повседневной речи! Тут и там мы ежедневно слышим уродливые: «пО няла», «взЯ ла», «снЯ ла».



ТортА х или тО ртах

А, ведь, стоит всего лишь запомнить одно простое правило: В глаголах женского рода в форме прошедшего времени ударным становится окончание –а . Запомните и получайте удовольствие от правильного произношения таких слов как: понялА , снялА , взялА , вралА , лгалА , ждалА , гналА , воспринялА , позвалА .

Исключений, которые необходимо запомнить, не так уж много: стА ла, слА ла, крА ла, клА ла и все слова, имеющие приставку вы- (вЫ пить – вЫ пила, вЫ нуть — вЫ нула).

Еще одной ловушкой стало употребление существительных во множественном числе. Здесь ошибка подстерегает нас еще на этапе образования множественного числа. Почему-то многие превращают слово «договО р» в «договорА », а «профессор» и «доктор» превращаются в чудовищные «профессорА » и «докторА ». На самом деле, всё «проще пареной репы »:

  1. Большинство существительных мужского рода во множественном числе приобретают окончание –ы.
  2. Окончание –ы всегда безударно!

Запомнили? Теперь у вас не должно возникнуть проблем с такими словами как: аэропО рт – аэропО рты, профЕ ссор – профЕ ссоры, дО ктор – дО кторы, бант – бА нты, шарф – шА рфы, договО р – договО ры, лифт – лИ фты, торт – тО рты, бухгА лтер – бухгА лтеры

Мы все гордимся тем, что русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. Но проникновение в речь иностранных слов – явление неизбежное и вполне закономерное. Мало кто знает о том, что в истинном русском языке отсутствуют слова, начинающиеся на букву «А «.

Большинство слов, начинающихся с первой литеры алфавИ та, имеет греческое происхождение, а некоторые пришли к нам из тюркского (например: арбуз, аршин, аргамак). Мода на использование французского языка среди представителей высших сословий, которая началась во времена правления императрицы Елизаветы Петровны и закончилась в период наполеоновских войн, обогатила нашу речь огромным количеством галлицизмов.

Нынешнее поколение наблюдает как русский язык активно обогащается словами, имеющими англоязычное происхождение. Слова-пришельцы, поселившиеся в наших словарях, в большинстве своём сохраняют ударения на привычном месте.

Так для французских заимствований характерно ударение, падающее на последний слог, для латинских – на предпоследний. Правильность ударений в словах иностранного происхождения лучше всего проверять по словарям, но те слова, которые плотно вошли в наш обиход, необходимо запомнить: алфавИ т, апострО ф, дефИ с, жалюзИ, каталО г, некролО г, квартА л, партЕ р, эспЕ рт, фетИ ш, фО рзац, факсИ миле.

Также следует запомнить нормы постановки ударения в следующих прилагательных: кУ хонный, слИ вовый, грУ шевый, украИ нский, мозаИ чный, оптО вый, давнИ шний.

Самые популярные слова с ударениями на олимпиадах

Изучение правильности постановки ударений может стать увлекательным занятием. Зачастую, одного знания правил русского языка оказывается недостаточно. Многие ударения нужно только запомнить, обращаясь к специальным орфоэпическим словарям.

При подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ обычно предлагается к изучению до 500 самых распространенных словоформ, которые могут вызвать затруднения с правильной постановкой ударений, но их количество этим не ограничивается. Изучение норм ударения – процесс трудоёмкий, но результат может превзойти все ожидания: наша речь не будет пестрить неграмотными «взЯ ла», «прО центы», «договорА », а значит нам не будет стыдно перед классиками русской словесности.

Довольно частая проблема у детей возникает в школе с ударениями. А все потому, что даже сами мы - взрослые в ежедневной речи ставим эти ударения неправильно, совершенно не обращая на это никакого внимания до той поры, пока чадо не принесет из школы тройбан по русскому. А ведь запомнить ударения легко и просто.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Например, чтобы запомнить, что в слове "туфля" ударение падает на "У" можно составить такой сюжет: "ТУфля выпала из самолета "ТУ". Или представить такую картинку: "ТУча, похожая на ТУфлю". Или: "ТУшью измазали ТУфлю". Для запоминания того, что в слове "торты" ударение падает на "О", можно составить коротенький сюжет: "ТОлстый, потому, что любит ТОрты", - или придумать Рифму: "Долго ели тОрты - не налезли шОрты". Другой вариант: "Не пошли на кОрты - стали кушать тОрты".

Перед вами слова фразы, которые могут помочь запомнить, куда падает ударение. Быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.

Так что читаем стихи и запоминаем вместе с ребенком.

Стихи - запоминалки ударения

На полке сметана,
На полке творОг.
Хотел кот слизать,
Но достать он не смог.

Сперва их на кусочки режьте.
А следом открывайте рты –
И с нacлажденьем
ТОрты ешьте!
Ошибкой будет
Есть тортЫ!
...............................................................

Стол,
Нами купленный
И в кухню
Занесённый, –
Зовётся
КУхонный,
А вовсе не
Кухонный!..
...............................................................

Он – начальник
И в момент
Нам подпишет докумЕнт.
...............................................................

Для строителей в момент
Машина привезет цемЕнт.
...............................................................

Этот камень очень сильный
И достаточно красивый.
Бей его хоть целый день.
Не расколется кремЕнь.
...............................................................

Начинить чтоб пирог,
Ты купи-ка творОг!
...............................................................

Солнце. Жарко. Привези
Нам для окон жалюзИ.
...............................................................

Если есть в тебе таланты,
Завяжи на праздник бАнты.
Без талантов если ты,
Повяжи себе бантЫ.
...............................................................

Мы целый день
С тобой хохочем,
Остановиться
Всё не хочем…
Сказать, вернее, –
Не хотИм.
Всё хохотим,
Да хохотим!..
...............................................................

Срубили ель,
Сорвали щавЕль.

...............................................................

Добрый доктор АйболИт
спрашивает: "Кто звонИТ?"

Свёкла плакать начала,
До корней намокла:
– Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, не свекла,
Я, ребята, свЁкла.

Отлетела от костра
И погасла быстро –
Коль неверно, то искрА,
Если верно – Искра!..
...............................................................

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный каталОг.
...............................................................

Доезжай до поворота:
Вот дворец, вот вход – ворОта.
...............................................................

Красит стены нам маляр.
Полки делает столЯр.
...............................................................

Как работать неохота!
Одолела нас дремОта.
...............................................................

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задалА...
...............................................................

Для приземленья попроси
Пилота выпустить шассИ.
...............................................................

Прежде чем дела кончать,
Нужно их сперва начАть.
...............................................................

Жалко весь, так дайте хоть
Кекса вашего ломОть.
...............................................................

Не налезли шорты –
Долго ели тОрты!
...............................................................

Вот ведро,
смотри, народ:
Вот ваш
мусоропровОд!
...............................................................

Как у нашей Марфы
Все в полоску шАрфы.

...............................................................

Заучив весь алфавИт,
он имел усталый вид.

...............................................................

Пилот потратил много сил, но всё же выпустил шассИ.

Уже нашли слова, в которых делаете ошибки в ударении?

Орфоэпические нормы.

Вначале предлагается орфоэпический диктант с целью выявления затруднений учащихся в постановке ударения в словах.

НефтепровОд, мышлЕние, баловАть, каталОг, пулОвер, щавЕль, столЯр, квартАл, звонИт, ходАтайство, досУг, фенОмен, облегчИть, красИвее, обеспЕчение, оптОвый, свЁкла, бАрмен, тОрты, бАнты.


Чем следует руководствоваться при постановке ударения? (Орфоэпическими нормами)
Как же складывались эти нормы? Как запомнить правильное ударение?

1.Запомните , что в словах со вторым корнем ЛОГ ударение падает на него (если это неодушевлённое существительное): ДиалОг, каталОг, некролОг. Одушевл. сущ. – филОлог.

2.Запомнить по рифме:
щавЕль-ель; плюш-коклЮш; видно-завИдно; диалог-каталОг; шорты-тОрты; маляр-столЯр; разговоры-договОры; эксперимент-цемЕнт; разлучить-кровоточИть; сэр-диспансЕр; не скользи-жалюзи; спать-баловАть; лишний-давнИшний.

Запомнить двустишия:
Мы ждём, когда придёт апрель,
Чтоб сеять на полях щавель.
Включайся в наш эксперимент,
Готовь к нему скорей цемент.
Идя на встречу с комендантом,
Наденьте платье с ярким бантом.
Но этот благородный сэр
Не посещает диспансер.
Мы отдыхали здесь с комфортом:
Чай пили с шоколадным тортом.
Мы не зовём экскурсовода
Чинить засор нефтепровода.

3.Запомнить по аналогии: баловАть, премировАть, пломбировАть, сервировАть, глазировАть, драпировАть.

4.Запомнить омографы (пишутся одинаково, а произносятся по-разному):
Атлас мира-синий атлАс на платье;
бронЯ танка-брОня на билет;
меткая острОта- остротА зрения;
цветущий Ирис-ирИс с орехами;
языковЫе нормы-языкОвая колбаса.

5. Запомнить особенности произношения в зависимости от морфологических признаков слова:
А).В кратких прилагательных и причастиях женского рода ударение нередко падает на окончание: веселА, стройнА, правА, глупА, занятА. В мужском и среднем роде – на основу: зАнят, зАнято.

Б).Ударение падает на последний слог в глаголах прошедшего времени женского рода, образованных от глаголов взять, брать, вить, врать, гнать, дать, ждать, звать, лгать, рвать, спать, понять и др.: ждалА, спалА, понялА, бралА. Исключение: клАла.

В).Ударение в причастиях остаётся на том же слоге, что и в инфинитиве соответствующего глагола: занЯть-занЯвший; начАть-начАвший; прибЫть-прибЫвший; создАть-создАвший; продАть-продАвший и т.д.

Г).Часто в возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени переходит на суффикс –ся: начАться-началсЯ; принЯться-принялсЯ и т.д.

6. В некоторых прилагательных с суффиксом –ов- , образованных от существительных со значением «дерево», ударение падает на первый слог (можно проверить словом Яблоневый): ива-Ивовый; слива-слИвовый; груша-грУшевый.

7. Запомнить ударение в сложных словах со второй частью провОд (от слова проведение): путепровОд, трубопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд и др. по слову САДОВОД.

Орфоэпический диктант:

арАхис, граждАнство. добЫча, досУг, еретИк, звонИт, знАмение, Иконопись, мизЕрный, намЕрение, начатА, исчЕрпать, кАшлянуть, кУхонный, новорождЁнный, обеспЕчение, облегчИть, переключИт, пиалА, положИть, прибЫвший, слИвовый, танцОвщицы, украИнский, фенОмен, экспЕрт.


Тренировка памяти
>
Как запомнить, где в слове делать ударение

Наверняка вы хотя бы раз испытали чувство смущения, когда сомневались, правильно ли поставили ударение в том или ином слове. А сколько раз пытались запомнить правильный вариант! Вспомните, как режет слух, когда кто-то делает в слове неправильное ударение. Тем не менее есть слова, в произнесении которых ошибаются даже очень образованные люди, часто сами себя поправляя, но так и не будучи до конца уверены в правильности своего варианта.

Например, как правильно сказать слово "торт" во множественном числе? ТортЫ или тО рты? А слово "туфли" в единственном числе? ТуфлЯ или тУ фля? Говорят, что, чтобы писать грамотно, надо много читать, а что же делать для того, чтобы ставить в словах правильное ударение, ведь в книгах ударение не указано? А вокруг все говорят по-разному, вот мы и не можем запомнить, как же правильно. Особенно тяжело, конечно, приходится детям. И хотя таких слов в русском языке не так много, они могут вызывать трудности всю жизнь.

Для того, чтобы запомнить раз и навсегда, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Дальше, как обычно, из запоминаемого и вспомогательного слова нужно составить сюжет. Теперь, когда вы снова столкнетесь с этим словом и засомневаетесь, где же поставить ударение, вам достаточно будет вспомнить свой сюжет или рифму, и все сомнения благополучно разрешатся.

Например, чтобы запомнить, что в слове "туфля" ударение падает на "У " можно составить такой сюжет: "ТУ фля выпала из самолета "ТУ ". Или представить такую картинку: "ТУ ча, похожая на ТУ флю". Или: "ТУ шью измазали ТУ флю". Для запоминания того, что в слове "торты" ударение падает на "О ", можно составить коротенький сюжет: "ТО лстый, потому, что любит ТО рты", - или придумать Рифму: "Долго ели тО рты - не налезли шО рты". Другой вариант: "Не пошли на кО рты - стали кушать тО рты".

Перед вами слова, в которых часто допускаются ошибки в ударениях и фразы, которые могут помочь запомнить, где его правильно ставить. Посмотрите, быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.


ДоговО р (а не дО говор)

ДогоВОР украл ВОР.


КаталО г (а не катА лог)


КатаЛО г съела ЛО шадь
В катаЛО ге ЛО жка вместо закладки.


АлфавИ т (а не алфА вит)


Заучив весь алфаВИ т,
он имел усталый ВИ д.


ЗвонИ т (а не звО нит)


Добрый доктор АйболИТ
спрашивает: "Кто звонИТ ?"


ШассИ (а не шА сси)


Пилот потратил много СИ л,
но всё же выпустил шасСИ .


ЖалюзИ (а не жА люзи)

На ЗИ му жалюЗИ купил.

БаловА ть (а не бА ловать)


БалоВАТ ь сладкой ВАТ ой.


КоклЮ ш (а не кО клюш)


КЛЮШ ка в углу отдыхает,
а мальчик коКЛЮШ ем страдает.


КремЕ нь (а не крЕ мень)

Меняю креМЕНЬ на реМЕНЬ .


КУ хонный (а не кухО нный)

Полотенцем кУХО нным вытер УХО .

ПЕ тля (петлЯ )


В ПЕТ ле трудно ПЕТ ь.