Какова роль имен прилагательных в речи. Открытие новых знаний

Тема урока: Роль имён прилагательных в речи.

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения уточнить и систематизировать знания учащихся о роли имён прилагательных в устной и письменной речи.

Задачи урока:

Образовательные:

— развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте;

— устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

Коррекционные:

— развивать речь, память, внимание учащихся;

— развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

— способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению их словарного запаса за счет употребления в речи имён прилагательных.

Воспитательные:

— способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося;

— воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

Тип урока — комбинированный.

Форма проведения - урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала из 25 слайдов, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I . Организационный момент. Психологический настрой на урок.

— Ребята я хочу начать наш урок с вопросов: Как вы себя сегодня чувствуете? Хорошее ли у вас сегодня настроение?

— Сегодня у нас необычный урок: к нам на урок пришли гости, поэтому, неудивительно, что кто-то из вас волнуется, но я уверена, что все у нас будет хорошо, что с задачами, которые перед нами возникнут, мы легко справимся.

— Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Тему урока мы запишем чуть позже. Слайд 2.

  1. Постановка темы и целей урока.

— Готовы начать работу? Тогда отгадайте, о каких предметах идет речь.

Это предмет неодушевленный. Слайд 3.

— По цвету он — желтый,

— По вкусу - кислый.

— По форме - овальный.

  • — Поверхность гладкая. (Лимон)

— Что это за предмет? Назовите слова, которые помогли узнать этот предмет.

(слова, называющие признаки предмета)

— А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете своих друзей, товарищей, тех,

с которыми вы вместе учитесь. Отгадайте, чей это словесный портрет:

«Среднего роста, стройная. Волосы тёмный, глаза серые. Артистичная, Слайд 4.

общительная, спортивная» (Марина О.)

  • — Какие слова помогли вам узнать свою одноклассницу?
  • — К какой части речи относятся слова, которые помогли вам узнать предметы (неодушевлённые
  • и одушевленный)?

— По каким признакам имена прилагательные могут описать предмет?

(По цвету, запаху, вкусу, форме, величине, состоянию, материалу, описать черты характера и др.).

— Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признак, употребляются имена прилагательные?

— Ответ на этот вопрос должен стать результатом урока.

— Итак, тема сегодняшнего урока: «Роль имён прилагательных в устной и письменной речи».

Запишите тему в тетрадь. Слайд 5.

  1. Работа по теме урока.

Актуализация опорных знаний. Упражнения на закрепление.

— Давайте вспомним: какая часть речи называется именем прилагательным?

(Правило с примерами).

— С какой частью речи связаны имена прилагательные?

(Имена прилагательные связаны с именами существительными).

Задание № 1.

Работа с текстом (прилагательные закрыты).

— Прочитайте текст и скажите, понятно ли о чём или ком идёт в нём речь?

(Да, он о птице, но непонятно, о какой именно)

Синица. Слайд 6.

Живёт у нас в лесу небольшая птичка. У неё жёлтая грудка с чёрным галстуком и чёрная бархатная шапочка на голове. Повсюду звенит её радостная песенка.

— Чего не хватает в этом тексте?

(Имён прилагательных).

— Давайте прочитаем текст с прилагательными. Что изменилось?

(Теперь стало понятно, что речь в тексте идёт о синице).

— Какой вывод вы можете сделать о роли имён прилагательных в устной и письменной речи?

(Имена прилагательные придают речи точность. Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета. Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах).

Задание № 2.

— А знаете ли вы, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место.

— Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

И, конечно, особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

— Вспомните стихотворение Александра Прокофьева «Берёзка». Прочитайте его самостоятельно, а потом выразительно вслух.

Люблю березку русскую, Слайд 7.

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее нарядную

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

— Понравилось ли вам стихотворение?

(Имена прилагательные).

— Известно, что ни в одной стране мира нет такого изобилия берёз, как у нас в России. Берёза является символом России. Белоствольная нежная красавица с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию.

— А давайте прочитаем этот отрывок, исключив из него все имена прилагательные.

Люблю березку…,

То …., то ….,

В … сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С … застежками,

С …. сережками,

Люблю ее ….

…, … .

То …, …,

То …, … .

— Что-то изменилось?

(Текст некрасивый, сухой, невыразительный. Без имён прилагательных невозможно описать красоту и неповторимость русской берёзки).

— Какова ещё роль имён прилагательных в устной и письменной речи?

(Для яркости, образности, выразительности речи. Имена прилагательные украшают нашу речь.)

— Давайте выпишем в тетрадь имена прилагательные, (Работа у доски, оценка).

характеризующие берёзку.

(Берёзку (какую?) русскую, светлую, грустную, нарядную, родную, Слайд 8.

ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую).

Динамическая пауза.

— А сейчас выполним несколько упражнений для снятия утомления и напряжения.

  1. Поднять — опустить плечи. Повторить 6-8 раз.
  2. Сидя, руки подняты вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз
  3. Сидя на стуле, голову плавно наклонить назад. Голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз.

Задание 3 .

  • А сейчас вам предстоит выполнить творческое задание.

— Но сначала я предлагаю посмотреть и послушать небольшую Слайды 9-17.

композицию, которая будет непосредственным образом связана с нашей творческой работой.

— А теперь познакомимся с текстом. Слайд 18.

Летняя гроза.

Был полдень. Светило яркое черная туча. Подул сильный ветер. Молодая Порывистый ветер усиливался. Сверкнула ослепительная молния. Раздался оглушительный удар грома.

— Вместо пропусков вам необходимо употребить подходящие по смыслу имена прилагательные.

— Давайте проверим, что у вас получилось.

Летняя гроза. (Оценить работу).

Был полдень. Светило яркое солнце. На горизонте появилась черная туча. Подул сильный ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Сверкнула ослепительная молния. Раздался оглушительный удар грома.

Изменился наш текст? За счёт чего?

(Помогли имена прилагательные).

  • Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный словарный запас именами прилагательными.

Зрительная гимнастика.

— Давайте проведём гимнастику для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Задание 4 .

— Давайте прочитаем ещё один текст.

Слайд 19 .

Осенью.

холодным полем. Пошли мокрые дожди. Опустели осенние дороги. Голый ветер срывал пустую листву и свистел в деревенских сучьях.

— Почему вы смеётесь?

— К чему ведет неуместное употребление имен прилагательных?

(Прилагательные, употребленные неуместно, не служат точному выражению мысли).

— Сейчас я предлагаю вам отредактировать данный текст.

Слайд 20 .

Осенью.

Прошло лето. Стаи ворон закружились над пустым полем. Пошли осенние дожди. Опустели деревенские дороги. Холодный ветер срывал мокрую листву и свистел в голых сучьях.

  1. Домашнее задание.

— Подобное задание вы будете выполнять на самоподготовке: в каждой загадке нужно найти неправильный признак предмета и заменить его на нужный.

Учебник стр. 108, упр. 138.

  1. Итог урока.

— Урок подходит к концу. Давайте подведёт его итог.

— Так какая же часть речи могла сказать о себе такие слова:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

(Имя прилагательное).

— Какую роль играют имена прилагательные в устной и письменной речи?

(Делают речь точной, меткой, богатой, красивой, яркой, выразительной, образной, живописной).

— Всё разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

  1. Рефлексия.

— Я прошу вас высказать свое мнение об уроке: что для вас на уроке было главным, а что интересным? (или подобрать имена прилагательные, которые могут охарактеризовать сегодняшний урок : необычный, скучный, бесполезный, интересный, увлекательный, ужасный). Слайд 21.

VI . Оценивание (по ходу работы учащихся на уроке).

— Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Я считаю, что вы сегодня поработали на уроке отлично и я искренне говорю вам спасибо за работу!

урок русского языка в 6 классе

Роль имен прилагательных в речи

Подготовила:

Учитель рус.яз. и литературы

Молодогвардейской средней школы

р-на М.Жумабаева

Северо-Казахстанской области

Шевырева Е.С.

Учащиеся входят в класс, получают карточки и делятся на группы. (по прилагательным, относящимся ко временам года. (Белый, жаркий, снежный, ледяной, дождливый, морозный, зеленый, знойный.) Выбрать в каждой группе руководителя, который будет озвучивать работу группы.

Цель: осознание учащимися практической значимости употребления прилагательных в речи.

Задачи:

дать представление о роли имен прилагательных в речи;

обучить правильному и обоснованному подбору синонимов и антонимов к прилагательным;

способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы ;

формировать умение правильного употребления прилагательных;

способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе.

Стратегия активного обучения:

Мозговой штурм

ХОД УРОКА

I. Вводно-мотивационный этап

1. Приветствие. Готовность к уроку.

2. Создание коллаборативной среды. (Различные виды приветствия)

СЛАЙД № 1

Здравствуй, небо голубое .

Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.

Неоглядные дали открывает для нас школьное утро. И в эти неоглядные дали мы должны отправиться с хорошим настроением.
Ребята, хорошее ли у вас сегодня настроение? Подарите его друг другу, улыбнитесь!

У каждого на столе лежат смайлики, поделитесь ими с тем, кому вы хотите пожелать хорошего настроения, друг с другом или с нашими гостями.

С этим хорошим настроением мы и начинаем сегодняшний урок русского языка, п усть нам всем он принесет радость взаимодействия друг с другом, потому что язык – основное средство общения.

СЛАЙД № 2

Художника нашего знает весь свет.

Раскрасит художник всякий предмет.

Ответит всегда на вопросы такие.

Какой? Какая? Какое? Какие?

О какой части речи мы с вами будем говорить?

Формулировка темы и цели урока.

СЛАЙД № 3

Сегодня на уроке мы будем говорить о роли имен прилагательных в нашей речи.

Ваша цель: понять важность правильного употребления имён прилагательных в речи.

II. Этап актуализации прежних знаний.

1. Что обозначает имя прилагательное? На какие вопросы отвечает?

/Имя прилагательное обозначает признак предмета. Отвечает на вопросы какой? - ая? - ое? - ие? Чей? -ья? -ье? -ьи? Который? -ая? -ое? -ые?/

СЛАЙД № 4

2. Найдите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.

1) Марка вкусного сока. (добрый)
2) Исполненный твёрдости, непреклонности (решительный)
3) Человек, который много-много знает. (умный)
4) Подарок, который очень хотят и желают. (желанный)
5) Полный сил и энергии человек. (бодрый)
6) Деятельный, по значению противоположный пассивному. (активный)

Кто уже готов? Озвучьте, что получилось. (Cлово дружба )

СЛАЙД № 5

(Разгаданный кроссворд)

Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Дети выходят и вокруг этого слова дружба пишут. (Cплоченность, коллективизм, помощь, поиск идей, ведь именно дружба, сплоченность помогли вам найти в кроссворде ключевое слово)

А какие части речи помогли найти это слово? (Прилагательные)

III. Информационно-операционный этап.

1. Работа с текстом. Объяснение стратегии учителем.

Итак, ребята, именно дружба, сплоченность людей, помогают находить правильные решения в экстремальных ситуациях. Однажды в открытом океане моряки получили сообщение о вражеской торпедной атаке. Капитан собрал всю команду на палубе корабля. И все, начиная с младших матросов, отвечали на один вопрос: Как спастись в ситуации торпедной атаки? Каждый выдвигал свою идею. Все идеи были разные, даже абсурдные, дикие, нереальные. Корабельный кок предложил всем вместе подуть на торпеду, чтобы сбить ее с курса. Им повезло. Торпедной атаки не было. Но капитан пришел к выводу, что даже “дикая” идея кока могла привести к настоящему решению (торпеду можно было притормозить мощной струей корабельной помпы). Так возник мозговой штурм как способ поиска новых идей.

СЛАЙД № 6

Правила мозгового штурма таковы:

    Принимать все идеи, даже абсурдные.

    Никакой критики.

2. Групповая работа.

В группах есть руководители, выберите секретаря, который будет фиксировать идеи.
На первом этапе создаем банк идей. Рабочие группы получают задания, которые помогут определить роль прилагательных в речи.

    Задание первой группе: у прилагательных не было своих рода, числа, падежа. Как помочь прилагательным обрести эти грамматические категории? (Попросить у существительных, предложить ему свои услуги взамен этих категорий)

    Задание второй группе: представьте такую ситуацию, что из нашей речи исчезли все прилагательные. Что может произойти? (Катастрофа, все станет серым)

На втором этапе нужно проанализировать все свои идеи. Какие из них самые важные, докажите!
На третьем этапе обработайте свои результаты, сделайте окончательный вывод.

Подведение итогов работы в группах:

К какому выводу мы пришли? Какова роль прилагательных? (речь с прилагательными богаче, образнее). Какое практическое применение могут найти ваши идеи? В этом нам помогут творческие задания.

СЛАЙД № 7

Творческие задания в группах: Осень бывает разной. Каждый видит её по-своему.

У вас на столах лежат тексты, которые необходимо “украсить” прилагательными. Сделайте запись в тетрадях. (записывайте уже готовый текст, с прилагательными).

Задание 1 группе: опишите осень, как прекрасное время года, используя прилагательные.

« Пришёл октябрь, а с ним и ____осень, _____, ____ и _____.

Осень любит _____ краски. _____ветер гонит опавшую листву по _____ аллеям.

Дождик стучит _____ каплями по крышам. По _____небу плывут ______и ____ облака.»

Слова для справок: золотая, ласковая, грустная, прекрасная, теплая, яркие, прохладный, широким, мелкий, теплыми, голубому, легкие, пушистые.

Задание 2 группе: опишите осень, как дождливое, холодное, грязное, неуютное время года, используя прилагательные.

« Пришёл октябрь, а с ним и ____осень,_____,____ и_____.

Осень любит_____краски. _____ветер гонит опавшую листву по _____ аллеям.

Дождик стучит _____каплями по крышам. По_____небу плывут______и____облака.»

Слова для справок: холодная, дождливая, грязная, неуютная, суровая, темные, пронзительный, мокрым, ледяной, тяжелыми, темному, свинцовые, грозные.

Сравните первый и второй варианты текста. Какой вывод из этого следует?

Сравните текст 1 гр. и 2ой. как меняют разные прилагательные один и тот же текст?

вывод : в художественном описании почти каждое четвертое слово – прилагательное. /Наша речь без прилагательных не будет точной, меткой, образной, а будет бедной, неэмоциональной, неяркой./ От прилагательных зависит эмоциональный характер текста.

Чем еще может помочь прилагательное нам, кроме описания природы? (описание внешнего вида предмета, характера, внутреннего состояния.)

СЛАЙД № 8

На слайде щенок

Задание: Я буду называть признаки данного предмета. Если я назову прилагательные, которые указывают на внешний вид, - поднимает руки первая группа, на настроение – вторая.

Учитель называет слова весёлый(2), ушастый(1), печальный(2), грустный(2), хвостатый(1), радостный(2), пятнистый(1), задумчивый(2), маленький(1).

Молодцы, умеете отличать прилагательные, которые обозначают признак внешнего вида от прилагательных, обозначающих признак настроения.

СЛАЙД № 9

В художественных текстах часто используются антонимы-прилагательные, которые делают нашу речь более выразительной. Вспомните, что такое антонимы .

(Антонимы - противоположные по смыслу слова)

А теперь немного поиграем. У вас на столе у каждого лежит карточка, на которой написаны слова .

Я произношу прилагательное, а вы подбираете антоним к нему , поднимаете руку, произносите его . Какая команда окажется проворнее?

СЛАЙД № 10

Ребята, посмотрите на слайд, сравните с тем, что назвали команды. Что означает многоточие в конце каждой строчки?

(Ряды слов-антонимов можно продолжить)

1.Веселый (грустный, печальный, тоскливый, угрюмый, мрачный , хмурый , …)

2.Богатый (бедный, нищий , …)

3.Новый (старый, древний, старинный , …)

4.Горячий (ледяной, холодный , …)

5.Высокий (маленький, низенький, низкорослый , …)

6.Грубый (вежливый, деликатный , нежный, ласковый , …)

Записывем в тетрадь 2 примера, какие нравятся.

Какой вывод можно сделать о роли антонимов-прилагательных в речи?

(Антонимы-прилагательные обогащают нашу речь, делают ее более выразительной. Очень часто используются в пословицах, чтобы подчеркнуть противоположное. Старый друг лучше новых двух. Хороша веревка длинная, а речь короткая. Маленькое дело лучше большого безделья.)

СЛАЙД № 11

2) А что такое синонимы?

Продолжим нашу игру. Я показываю цветную карточку, а вы находите на слайде нужный синоним или синонимы к определенному виду цвета. Устно называете.

СЛАЙД № 12

(на слайде разные оттенки цвета с надписями)

СЛАЙД № 13

Проверяем

    Красный (алый, багровый, огненный, кровавый, пурпурный)

    Синий (голубой, бирюзовый, небесный, васильковый, лазурный )

    Желтый (золотой, солнечный, янтарный)

    Зеленый (изумрудный)

Записываем 2 примера в тетрадь

Вывод: синонимы-прилагательные устраняют повтор слов, обогащают язык.

I V. Рефлексивно-оценочный этап.

1.Что нового узнали на уроке? Какие важные проблемы мы решили?

Для чего же в речи нужны имена прилагательные?

Мы сегодня наблюдали, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи и пришли к выводу, что прилагательные делают нашу речь, яркой, эмоциональной, образной, слова-антонимы и слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным.

СЛАЙД № 1 4

Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным.

Вы хорошо сегодня поработали, передайте ваши тетради на проверку, я проверю их и оценю каждого из вас.

Оценивание работы учащихся на уроке. За устную работу сразу.

Попробуйте сами оценить свою работу при помощи прилагательных. Какие вы?

СЛАЙД № 1 5

Интеллектуальные, любознательные, успешные, трудолюбивые, эрудированные, старательные, умные, внимательные. Молодцы.

Открываем дневники, записываем Д/З

СЛАЙД № 1 6

(картина с изображением зимы)

V . Домашнее задание. напишите мини-сочинение по теме “Зима”.

Посмотрите на доску, пусть каждый выберет вариант по своим силам.

Вариант 1

Пишу сам (а)” (на доске картина “Зима”).

Вариант 2

Прошу маленький SOS (помощи). (В кармане под SOS – слова – помощники: день, мороз, небо, земля, снег, лес, деревья, зима).

Вариант 3

Прошу большой SOS”. (В кармане – карточки.)

Пришла ______ зима. Стоят ______ и______морозы. Земля покрылась ______ снегом. Стоит ______ лес. Деревья украшены _______ узорами инея. В ______ снег спрятались ______ ёлочки. ______ мороз сковал воду на реке. _______ жители давно приготовились к зиме.

Учитель. Человека окружают разные предметы, их много и у каждого немало признаков.

Дать конверты с надписью, дети читают (шоколадная, сладкая, вкусная, хрустящая, ореховая, лимонная, апельсиновая, нежная). Как вы думаете, о каком предмете идет речь? Откройте конверты, это конфета. Как много признаков у одного маленького предмета.

СЛАЙД № 17

Стихотворение о важности имен прилагательных.

Очень занимательное -
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться?
Не скажем мы, "прекрасное",
Не скажем "безобразное"
Не скажем маме "милая,
Красивая, любимая".
Отцу, и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ные.

СЛАЙД № 18

Спасибо за урок.

Слайд 2

Роль имени прилагательного в речи

Слайд 3

Актуальность Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень бедной. Как можно ее сделать более интересной, образной, впечатляющей?

Слайд 4

ПРоблема

Во всех ли стилях речи необходимы прилагательные?

Слайд 5

Цель

Изучение текстов, принадлежащих к разным стилям речи по 3 параметрам: 1.Частота употребления прилагательных в процентах. 2. Значение прилагательных (прямое или переносное). 3. Роль прилагательных в речи

Слайд 6

Слайд 7

Выводы

Прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях речи, выполняя при этом разные функции: передача более точной информации; создание художественного образа; обмен информацией по бытовым вопросам. 2. Количество прилагательных во всех стилях различно. 3. Невозможно исключить прилагательные из речи, так как они делают информацию более полной, а речь образной, красивой.

Слайд 8

Анализ текста Снег начал идти с раннего обеда. Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной. Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю. (По С.Т. Аксакову)

Слайд 9

Вопросы к тексту 1.К какому стилю относится текст? 2.Какова тема? 3. Основная мысль текста? 4. Выпишите из текста словосочетания прил.+сущ. 5. Какие прилагательные помогают нарисовать образную картину природы? 6. Какие прилагательные выражают авторское отношение к увиденному? 7. Еще раз сформулируйте основную мысль текста. 8 Какие словосочетания показались вам неожиданными?

Слайд 10

Ответы

С раннего обеда тихое падение чудное зрелище безграничное пространство снежного потока снежным пухом поразительной тишиной снежные хлопья белым мраком

Слайд 11

Термин Оксюморон - (греч. oxýmōron, буквально - остроумно-глупое), стилистический приём, сочетание несочетаемого, например "грустная радость". А.Н. Толстой «Живой труп» Н.В. Гоголь «Мертвые души» А.С.Пушкин «Люблю я пышное природы увяданье…»

Слайд 12

Творческая работа №1 Восстановите прилагательные в авторском тексте. 1 текст А как (…) (…) рассвет, (…) заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают (…) лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает (…) белизна! (…) (…) зима, (…) (…) дни, (…) (…) ночи! (Соколов-Микитов «() зима»).

Слайд 13

ОТветы А как хорош зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи! «Русская зима» (Соколов-Микитов)











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


















Назад Вперёд

Цели:

  • сформировать у учащихся представление о роли прилагательных в речи;
  • актуализировать опорные знания и умения по данной теме;
  • совершенствовать навыки правописания прилагательных;
  • развивать речевые навыки при построении устных и письменных высказываний.

Оборудование: рисунки учеников на тему «Мои любимые животные», схема-кластер «Прилагательное», карточки для индивидуальной работы, карточки с отпечатанным текстом, песня «Беловежская пуща», презентация PowerPoint 1 и 2.

Андреев Леонид Николаевич

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока и цели

Учитель . Мы продолжаем изучение темы «Имя прилагательное». Тема нашей встречи: «Роль прилагательных в речи». Результатом урока должны стать ваши творческие работы, в которых вы покажете умение использовать прилагательные в речи. Сегодня мы будем говорить о Беловежской пуще, которая в 2009году отметила свой 600-летний юбилей, о некоторых животных, об их роли для жизни на Земле. Надеюсь, что такая встреча еще больше расширит и углубит ваши знания о природе нашей Беларуси.

2. Актуализация прежних знаний

Учитель . Нашу работу мы начнём с составления коллективного портрета имени прилагательного (кластер, см. Приложение 1 ), результаты вывесим на доску(групповая работа)

3. Контроль знаний по теме

Составление и заполнение таблицы «Отличительные признаки имени прилагательного». (У учеников таблица с заполненным первым столбцом, второй они заполняют сами, затем таблица сдаётся на проверку учителю. (Приложение 2 ).

4. Разминка «Плюс и минус»

Учитель. Если вы согласны с утверждением, поднимите табличку «+», если не согласны, поднимите «–».

  • Имя прилагательное отвечает на вопросы какой? чей?
  • Имя прилагательное обозначает действие предмета.
  • Имя прилагательное согласуется с существительным в роде, числе, падеже.
  • Имя прилагательноев предложении согласуется с именем существительным и выступает в роли определения.
  • Имена прилагательные могут быть настоящего и прошедшего времени.
  • Слово «прибежать» является прилагательным.
  • Имена прилагательные бывают полные и краткие.

5. Самостоятельная работа

Учитель. Поработаем с текстом, записанным на доске и на ваших карточках.

Беловежская пуща – величественный и неповторимо прекрасный лесной массив. История ее берет начало еще в глубине веков. Если мысленно вернуться хотя бы на тысячелетие назад, можно представить себе огромное пространство от берегов Балтики до Буга и Припяти, зеленое море лесов, голубые ленты рек Немана, Буга, Ясельды, Щары с их притоками и множеством лесных ручейков. Полноводные реки и обильные осадки создавали благоприятные условия для роста деревьев, которые имели тогда гигантские размеры. Великаны-дубы, ясени, клены, сосны, ели, достигнув предельного возраста, падали, тут же давая жизнь молодой поросли. Пройти сквозь его дебри было почти невозможно. Климат в те времена был очень суровым. Зимой трескучие морозы, вьюги, глубокий снежный покров. Весна проходила бурно, талые воды заполняли все низины, лес превращался в сплошное море, и только отдельные сухие островки давали убежище животным.

Задания к тексту:

– Определите тему текста. Озаглавьте его. Определите стиль речи. Ответ обоснуйте.
– Объясните орфограммы, встретившиеся в тексте, ответ обоснуйте.
– Выпишите прилагательные вместе с существительным, к которому они относятся.

Учитель. Проведите взаимопроверку. По окончании проверки сигнальной карточкой покажите правильность выполнения задания.

6. Исследование текста

Учитель. Сейчас вам предлагаются описания различных животных, которые обитают в Беловежской пуще. Задание: определить стиль отрывка,выписать прилагательные, выявить их роль, определить их морфологические признаки.

Стиль речи Прилагательное

Морфологические признаки

Белка. Этого зверька знают все уже с детского возраста. Сравнительно небольшой грызун и длинным пушистым хвостом. Голова округлая, большие черные глаза. Уши в зимнее время имеют на концах кисточки. Довольно длинные ноги, особенно задние, с продолговатыми пальцами и цепкими когтями. Летом белки окрашены в различные по интенсивности рыжие тона, зимой – в серые с рыжинкой.
Волк. Крупный, пропорционально сложенный зверь со сравнительно высокими и сильными ногами. Шея короткая, малоподвижная, морда относительно широкая и вытянутая, уши остроконечные. Пушистый хвост почти всегда опущен вниз. Волосяной покров густой и пушистый, особенно на шее, но довольно грубый, серого цвета с рыжеватым или черноватым оттенком. У волка хорошо развит слух, несколько слабее зрение и обоняние. Своеобразен голос волка – громкий вой.
Барсучонок. Из травы показалась мордочка с черным носиком, любопытными глазками и маленькими ушками. Это был барсучонок. Мордочка у зверька была очень забавная. От носа к ушам тянулись черные полосы. Как будто зверек надел черную маску. Барсучонок выбрался из травы. Какой же он был занятный! (По Г. Скребицкому.)

7. Отчёт об исследовательской работе

У доски ученики рассказывают о результатах своих исследований, называют прилагательные, определяют их роль в предложении. После обсуждения делается вывод: имена прилагательные являются средством художественной выразительности: они придают описанию образность и яркость.

Учитель. Перед следующим этапом игры проведём физкультминутку, но она у нас будет рабочая. Я называю прилагательное, если оно в полной форме, вы потягиваетесь, а если в краткой – сжимаетесь в комочек.

Высокий, низкий, тих, гениален, громкое, смел,красивый, любим, свеж, плохой, трусливый, широкий.

8. Игровая пауза. Игра «Угадай-ка»

Перед учениками описание разных животных, обитающих в Беловежской пуще, их задача – угадать, кто это.

Этот зверёк широко и хорошо известен, относится он к отряду насекомоядных млекопитающих. Тело приземистое, длиной до 30 см, с коротким, малозаметным хвостом. Ноги короткие. Голова клиновидной формы, с вытянутой в короткий хоботок носовой частью. Уши и глаза хорошо развиты. Спина и бока унизаны иглами, на остальных частях тела – длинные и грубые волоски. Иглы диной до 3 см окрашены чередующимися буроватыми и светлыми поясками. Шерстный покров рыжевато-бурый. Под кожей, покрытой иглистым панцирем, почти сплошным слоем расположены продольные и кольцевые мышцы, при сокращении которых зверек свертывается, приобретая форму колючего шара. Обоняние и слух хорошо развиты. Издаваемые им звуки несколько напоминают тихое хрюканье и ворчание. В пуще в основном встречаются по опушкам лесного массива, на полянах, в кустарниках и запущенных садах. Летом прячется в любых укромных местах: в чаще кустов, в пустотах поваленных стволов, в углублениях среди корней. Зимой, с конца октября – начала ноября по март – апрель, впадает в глубокую спячку, предварительно отложив жировые запасы. (Ёж)

Это самое крупное животное беловежского леса. Не всем посчастливилось видеть его в натуре. Иллюстрации, экраны кино и телевизора не дают во всей полноте того представления об этом мощном и красивом звере, каким он является в действительности. Его вес 600–700 кг. Телосложение тяжелое, массивное. Передняя часть с сильно развитой мускулатурой, отчетливо выделяющимся горбом, относительно небольшой головой и очень широким лбом имеет густой волосяной покров, образующий сравнительно короткую бороду и гриву. Задняя часть тела резко отличается от передней сухостью и плоскостностью и кажется как бы недоразвитой. Окраска шерсти буро-коричневая. Тяжелая, медленная и вроде бы ленивая поступь создает впечатление о нем как о малоподвижном животном, но оно ошибочно. При испуге или в ярости движения становятся молниеносными, а бег, хотя и непродолжительный, но быстрый. Голос – глухое хрюканье. Признаки раздражения проявляются сопением, частым облизыванием морды языком и загребанием передними копытами. Продолжительность жизни около 30 лет. (Зубр)

Окраска меха варьирует от ярко-рыжего до тусклого песочно-желтого тона. Чаще встречаются тускло окрашенные звери. Зрение развито слабее по сравнению с прекрасным слухом и обонянием.Голос – негромкий тявкающий лай, при драке или ранении пронзительное тонкое верещание.Селится чаще по опушкам, реже в глубине лесного массива, но и в том, и другом случае в разреженных насаждениях, обязательно по соседству с большими полянами, лугами или относительно сухими болотами, где она может добыть себе пищу.Основу питания составляют мышевидные грызуны. (Лисица)

9. Творческое задание

Задача: Вообразите и опишите прогулку по Беловежской пуще.

Учитель. Посмотрите на эпиграф к нашему уроку. (Читает ученик). Все мы любим лес. Это величайшее творение природы, краса и гордость нашей планеты. Непередаваемо красивы наши леса! В них мы находим тишину и отдых от городского шума, прохладу в летний зной, защиту от ветра. Хор птичьих голосов радует слух, а игра красок и оттенков – глаз. Лес оберегает реки от обмеления, поля от засух. Он дарит нам ягоды, грибы, лекарственные растения; в лесу заготавливают древесину, пушнину, мясо диких птиц и зверей. Лес – наше богатство! Наши руки ещё не очень умелы и уста не совсем опытны, мы только учимся, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Опишите лес. Присмотритесь к краскам. Прислушайтесь к звукам. Подумайте о лесных жителях. Напишите пейзажную зарисовку, используя прилагательные. Если кто-то затрудняется сделать эту работу, пусть составит синквейн на тему «Жители Беловежской пущи». (Во время выполнения работы идет показ презентации2 и звучит песня «Беловежская пуща»).

10. Рефлексия

Устная публикация (представление)
Учащиеся по желанию зачитывают свои миниатюры, остальные отмечают, чем услышанный текст понравился. Работы, которые не были зачитаны, ученики «публикуют» в рукописном журнале.

Учитель. Надеюсь, что этот урок еще раз напомнил нам о том, что природа – это наш общий дом! Дорогой друг! Береги природу. Беречь воду, землю – долг и твой, и мой, и каждого человека, живущего на нашей планете. Следует лишь помнить, что жизнь природы, поддерживающая жизнь всех людей на планете Земля – самое главное, что должно быть в центре внимания человека. Довольны ли вы своей работой на уроке? Ответьте сигнальной карточкой. Зелёный цвет-доволен! Похвалите себя! Я очень довольна вами!

Ручаюсь ребята, что хватит всем дел,
Творите добро, кто еще не успел, –
Любите животных, людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте своей доброты.
Бездушье, безделье – гоните вы прочь!
Планета в беде! Вы должны ей помочь.
Конечно, задачи совсем не просты,
Но в каждом сердечке есть луч доброты!..

11. Домашнее задание

Нарисуйте зимний пейзаж красками и опишите его 5-6 предложениями, используя прилагательные.





…….ельник снегами, как мехом …….ельник снегами, как мехом Опушили ……. морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на ……… лоно, А меж ними на ……… лоно, Точно сквозь серебро ………. Точно сквозь серебро ………. …….. месяц глядит с небосклона. …….. месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин


Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное. Точно сквозь серебро кружевное. Полный месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин




1 группа: выписала словосочетания с прилагательными, уточняющими прилагательными, уточняющими значение существительных, значение существительных, определяющими их среди однотипных. определяющими их среди однотипных. 2 группа: выписала словосочетания с 2 группа: выписала словосочетания с прилагательными, помогающими прилагательными, помогающими нарисовать живую образную картину нарисовать живую образную картину действительности действительности


Речевая разминка Снежное лоно Снежное лоно Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать) Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать)утробанедрасимволматериутробанедрасимволматери










Этимологическая страничка Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. 24