Кратко о недоросль. Д

Добрый день. Перед Вами краткое содержание комедии «Недоросль» Дениса Фонвизина. Краткое содержание дано по действиям и явлениям, так, чтобы вам проще было ориентироваться в описании. В кратком содержании даны все основные события, поэтому Вы не упустите самого важного. Более того, те отрывки, которые несут наибольшее смысловое значение, мы не сокращали. Таких отрывков не много, однако их наличие поможет Вам лучше понять произведение.

НЕДОРОСЛЬ – краткое содержание.

Давайте начнем с выяснения, кто есть кто в комедии НЕДОРОСЛЬ Дениса Фонвизина.

Действующие лица:

  • Г-н Простаков – отец семейства.
  • Г-жа Простакова, жена его.
  • Митрофан – их сын, недоросль.
  • Правдин.
  • Стародум.
  • Софья – племянница Стародума.
  • Милон.
  • Скотинин – брат г-жи Простаковой.
  • Кутейкин – семинарист, учитель Митрофана.
  • Цыфиркин — отставной сержант, учитель Митрофана.
  • Вральман — учитель.
  • Тришка — портной.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

Действие происходит в деревне Простаковых.

Г-жа Простакова осматривает кафтан на Митрофане, ругает портного Тришку, который сшил его не так, и велит Еремеевне позвать его.

Явление II

Г-жа Простакова продолжает ругать Тришку. Тот, оправдываясь, говорит, что для того, чтобы шить хорошо, нужно сначала научиться этому. Простакова в бешенстве - Тришкины оправдания она называет «скотскими рассуждениями».

Явление III

Появляется господин Простаков. Простакова спрашивает мужа, что он думает по поводу сшитого кафтана.

Простаков запинается от робости, ничего толком ответить не может - боится гнева супруги. Простакова:

Вот каким муженьком наградил меня Господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.

Явление IV

Появляется Скотинин. Разговор опять идет о кафтане. Скотинин считает, что кафтан «сшит изряднехонько».

Простакова велит Еремеевне накормить Митрофанушку, на что та отвечает, что Митрофанушка уже «пять булочек скушать изволил». Простакова набрасывается на Еремеевну - неужели няньке жаль для дитя шестой булочки. Нянька говорит, что вечером Мирофанушка съел очень много и «протосковал до самого утра». Простакова с тревогой спрашивает сына, что с ним случилось. Тот отвечает, что «ночь всю така дрянь в глаза лезла» - то матушка мерещилась, то батюшка. Митрофанушке снилось, что матушка бьет батюшку, и ему стало жаль Простакову: она себе все руки отбила, пока била мужа. Митрофан с Еремеевной отходят.

Явление V

Скотинин спрашивает, где его невеста, говорит, что ей пора сказать, что она выходит за него замуж. Речь идет о Софье.

Простаков:

Правду сказать, мы поступили с Софьюшкой, как с сущею сироткой. После отца осталась она младенцем. Тому с полгода, как ее матушке, а моей сватьюшке, сделался удар… От которого она и на тот свет пошла. Дядюшка ее, господин Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником. Мы, видя, что она осталась одна, взяли ее в нашу деревеньку и надзираем над ее имением, как над своим.

Скотинин хвалится тем, как умеет вести хозяйство:

Хлопотать я не люблю, да и боюсь. Сколько меня соседи ни обижали, сколько убытку ни делали, я ни на кого не бил челом, а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду.

Простакова просит научить и ее этому мастерству, так как она уже отобрала у своих крестьян все, что было. Скотинин говорит, что обязательно научит, только вначале пусть женят его на Софье, так как ему нравятся принадлежащие ей деревни . Там, в деревнях Софьи, Скотинин планирует развести свиней, поскольку он их очень любит .

Явление VI

Появляется Софья с письмом в руке. Сообщает, что ее дядюшка Стародум жив, приехал недавно в Москву. Г-жа Простакова не верит, что Стародум жив. Она отбирает у Софьи письмо, при этом возмущается, что «девушки грамоте умеют». Простакова подозревает, что письмо от какого-нибудь офицера. Софья предлагает ей прочесть письмо, но та не умеет читать и говорит, что она «не так воспитана».

Простакова говорит, что придет Митрофан и прочитает письмо. Она рассказывает о том, что ее сын уже четыре года учится:

Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин. Оба они приходят сюда из города. Вить от нас и город в трех верстах. По- французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год. Сажаем за стол с собою. Белье его наши бабы моют. Куда надобно - лошадь. За столом стакан вина. На ночь сальная свеча, и парик направляет наш же Фомка даром. Правду сказать, и мы им довольны, батюшка братец. Он робенка не неволит. Вить, мой батюшка, пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится.

Явление VII

Появляется Правдин. Читает по просьбе Простаковой письмо. Из письма становится известно, что Стародум решил сделать Софью наследницей своего состояния. Простакова сразу бросается обнимать Софью и говорит, что лучшей невесты для Митрофана, чем она, Софья, и не надо. Уводит Софью для того, чтобы поговорить наедине.

Слуга сообщает Простакову, что в их деревню пришли солдаты.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Явление I

Правдин и Милон встречаются. Они старые знакомые. Правдив говорит, что он «определен членом в здешнем наместничестве». Он восхищается наместником, считает его человеком справедливым, который выполняет «самые человеколюбивые виды вышней власти». Правдин сообщает, что живет здесь уже три дня и характеризует Простаковых так:

Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома.

Милон говорит, что уже через несколько часов должен уезжать отсюда. Милон рассказывает, что влюблен и его чувство взаимно, но не знает, где находится в данный момент его любимая, и он ищет ее. Милон видит входящую Софью и говорит, что это и есть его возлюбленная.

Явление II

Софья и Милон радуются встрече. Софья жалуется, что за время разлуки ей пришлось перенести немало бед, в частности от родственников. Она говорит о том, как подхалимски стала себя вести Простакова, узнав о решении Стародума. Софья говорит, что Простакова хочет выдать ее замуж за Митрофана. Софья передает Милону те слова, которые сказала Простаковой:

Я сказала, что судьба моя зависит от воли дядюшкиной, что он сам сюда приехать обещал в письме своем…

Явление III

Приходит Скотинин. Он говорит, что его сестра наскоро отправила его назад, в свою деревню. Сообщает, что Простакова хочет женить его. Скотинин обращается к Софье:

Тебе на свое счастье грех пенять. Ты будешь жить со мною припеваючи. Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал; да я на них всех свиней со бела света выкуплю; да я, слышь ты, то сделаю, что все затрубят: в здешнем-де околотке и житье одним свиньям.

Правдин говорит, что Простакова хочет теперь Митрофана на Софье женить. Скотинин грозит при встрече Митрофанушку побить.

Явление IV

Появляются Митрофанушка с Еремеевной. Та уговаривает Митрофана поучиться «хоть немножко». Скотинин подзывает Митрофанушку к себе. Вначале угрожает ему, но Митрофанушка не может понять, в чем провинился. Затем Скотинин спрашивает племянника, хочет ли тот жениться. Когда Митрофан отвечает, что хочет, Скотинин бросается на него. Еремеевна заступается за Митрофанушку.

Явление V

Появляются оба Простаковых. Простакова заводит разговор с Милоном и Правдиным, жалуется, что муж ее - рохля и ей одной приходится вести хозяйство: «то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». Простакова льстиво говорит о Стародуме. Правдин о Стародуме:

Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет.

Простакова говорит, что вся надежда ее жизни - сын, которого она готовит в люди. Появляются Кутейкин и Цыфиркин - учителя Митрофанушки. В Цыфиркине Милон узнает отставного солдата своего гарнизона. Цыфиркин говорит Милону, что уже третий год пытается обучить Митрофанушку дробям, но безуспешно. Кутейкин сообщает о себе, что недоучился в семинарии, так как «убоялся бездны премудрости».

Явление VI

Простакова ругает Еремеевну за то, что та не заступилась за сына. Еремеевна оправдывается. Простакова и Митрофан уходят. Кутейкин жалеет Еремеевну, спрашивает, как платят ей за ее работу. Еремеевна:

По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Явление I

Правдин и Стародум сердечно приветствуют друг друга. Стародум о себе:

Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее… Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Стародум рассказывает, как он служил и воевал. Его отношение к чинам и званиям таково:

…чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается … гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану.

После отставки Стародума приглашают ко двору. Но придворная жизнь его не устраивает - «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней».

Появляется Софья. Стародум объясняет причину своего приезда: он узнал о том, что Софья живет здесь против своей воли. Стародум признается, что только Софья «должна делать утешение моей старости», а он должен опекать ее. Стародум говорит, что в Сибири он сделал большое состояние и Софья теперь может выбирать жениха даже бедного. Софья отвечает, что воля Стародума для нее - закон. Стародум говорит Правдину, что не наличие денег определяет, хорош ли человек: «Наличные деньги - не наличные достоинства. Золотой болван - все болван». Слышен шум.

Явление III

Появляются дерущиеся Простакова со Скотининым и Милон, который разнимает их.

Стародум смеется, глядя на дерущихся, говорит, что еще ничего смешнее не видел. Простакова напускается на Стародума. Говорит, что дерется потому, что Скотинин обидел ее сына.

Узнает, что перед ней дядя Софьи, и сразу меняет тон, называет Стародума «отцом родным», «на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе».

Явление IV

По зову Простаковой является Еремеевна. Простакова говорит, что звала Палашку. Еремеевна отвечает, что та заболела, у нее жар.

Простакова в ярости: «Бредит, бестия! Как будто благородная!» Простакова суетится из-за приезда важного гостя.

Явление V

Простакова, Простаков и Митрофан лезут обниматься к Стародуму. Представляются. Ведут себя раболепно. Стародум говорит Софье, что завтра уезжает с ней в Москву. Простакова обескуражена известием. Стародум говорит, что у него есть на примете жених для Софьи. Милон и Софья поражены. Стародум говорит Софье, что она сама вольна в своем выборе. Скотинин начинает хвалить сам себя в надежде, что Софья выберет его. Простакова же описывает достоинства своего сына:

Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить. Мой Митрофанушка из-за книги не встает по суткам.

Представляет учителей Митрофанушки. Стародум говорит, что не в состоянии оценить достоинства Митрофанушки, и уходит отдыхать после дороги.

Явление VI

Кутейкин и Цыфиркин обсуждают свою жизнь. Жалуются на Митрофана, которому учение не дается. Приходят к выводу, что им мешает заниматься с недорослем Вральман. Кутейкин:

Лишь указку в персты, басурман в глаза. Ученичка по головке, а меня по шее.

Решают проучить немца.

Явление VII

Простакова просит Митрофана поучиться хотя бы «для вида».

Митрофан: «Не хочу учиться, хочу жениться» . Цыфиркин пытается вести урок, но Митрофан грубит, а Простакова заступается за сына.

Решение задач Митрофанушкой так и не увенчалось успехом. Урок с Кутейкиным также бесплоден.

Явление VIII

Появляется Вральман, который начинает говорить, что ребенка хотят уморить эти учителя. Простакова соглашается с ним и отпускает Цыфиркина и Кутейкина. Вральман всячески убеждает Простакову, что Митрофанушка и без этой учебы молодец.

Простакова благоволит Вральману: он умеет сказать то, что ей будет приятно слышать. Он говорит, что Митрофан сумеет и свет посмотреть, и себя показать.

Явление IX

Кутейкин и Цыфиркин подкарауливают Вральмана. Ругаются с ним, а потом набрасываются на него с побоями.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Явление I

Софья ожидает Стародума, читает книгу, размышляет.

Явление II

Стародум появляется. Он дает Софье советы:

Умей различить, уметь остановиться с теми, которых дружба к тебе была б надежною порукою за твой разум и сердце… Знай, что зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать. Люди не одному богатству, не одной знатности завидуют: и добродетель также своих завистников имеет… Ведай, что совесть всегда, как друг, остерегает прежде, нежели как судья наказывает… С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек - чудовище… Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца…

Стародум говорит о супружестве:

Признаюсь тебе, что сердце мое тогда только будет спокойно, когда увижу тебя за мужем, достойным твоего сердца… Надобно, мой друг, чтоб муж твой повиновался рассудку, а ты - мужу, и будете оба совершенно благополучны.

Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть….

Явление III

Приходит камердинер и подает письмо из Москвы Стародуму.

Явление IV

Стародум:

Он, конечно, пишет ко мне о том же, о чем в Москве сделал предложение. Я не знаю Милона; но когда дядя его мой истинный друг, когда вся публика считает его честным и достойным человеком… Если свободно ее сердце…

Явление V

Стародум говорит Софье, что письмо, по большей части для нее - речь идет, возможно, о ее будущем муже.

Явление VI

Появляются Милон и Правдин. Правдин представляет Стародуму Милона. Выясняется, что это тот самый молодой человек, про которого говорилось в письме, адресованном Стародуму.

Стародуму Милон нравится, и он рад, что Софья выбрала именно его.

Явление VII

Появляется Скотинин. Он настаивает на том, чтобы Софья вышла за него. Стародум смеется над ним.

Явление VIII

Появляются Простакова, Простаков, Митрофан и Еремеевна. Митрофан демонстрирует свои успехи в учебе.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. Котора дверь! Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.

Сама Простакова науки считает занятием пустым и бесполезным - «без наук люди живут и жили».

Явление IX

Г-жа Простакова спрашивает у Стародума, жених ли Митрофан Софье. Тот отвечает, что нет и что она уже сговорена. Простакова решает насильно выдать Софью за Митрофана.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

Правдин показывает Стародуму пакет, пришедший накануне. Стародум: «Итак, ты имеешь теперь способ прекратить бесчеловечие злой помещицы». Стародум и Правдин говорят о том, что «достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных». Слышится шум.

Явление II

Софья бросается к Стародуму с просьбой о защите - ее пытались насильно увезти. Еремеевна признается, что собирались обвенчать Софью с Митрофанушкой.

Явление III

Простакова и Митрофан просят прощения у Стародума.

Явление IV

Стародум: «Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю». Простакова угрожает всем своим слугам расправой - те были нерасторопны в деле похищения. Правдин:

Именем правительства вам приказываю сей же час собрать людей и крестьян ваших для объявления им указа, что за бесчеловечие жены вашей, до которого попустило ее ваше крайнее слабомыслие, повелевает мне правительство принять в опеку дом ваш и деревни.

Простакова считает, что это гибель для нее.

Явление V

Г-жа Простакова никак не может прийти в себя - она теперь не хозяйка в собственном доме Говорит, что у нее много долгов - еще не доплачено учителям. Зовут учителей.

Явление VI

Стародум узнает в учителе географии Вральмане своего бывшего кучера. Отдают долги учителям. Вральман снова нанимается кучером к Стародуму.

Явление VII

Камердинер сообщает, что карета готова.

Явление последнее

Стародум прощается с Правдиным. Собираются уезжать.

Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась…

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)

Надеюсь, это краткое содержание комедии Фонвизина «Недоросль» помогло Вам получить хорошую оценку на уроке русской литературы.

Комедия была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 г. Основной проблемой произведения является осуждение традиционного воспитания дворян, в частности провинциальных, их глупости и злонравия. Пьеса «Недоросль» написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия: события происходят в течение 2 дней, в деревне Простаковых. Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Для общего ознакомления с сюжетом произведения предлагаем краткое содержание «Недоросль».

Главные герои

Госпожа Простакова - жена Простакова. Активная, грубая, необразованная женщина, которая больше думает о собственной наживе, чем о людях вокруг и добродетели, старается все решать силой либо хитростью.

Простаков Митрофан - сын Простаковых, недоросль, молодой человек 16 лет, такой же глупый, как и родители, полностью безвольный, согласен на все, что скажет мать или другие (в конце сразу согласен уйти в армию).

Правдин - постоялец Простаковых, государственный чиновник, приехавший разобраться с непорядками в их именье, решить вопрос жестокости Простаковой по отношению к слугам. Высокоморальный человек, представитель «нового» образованного дворянства, олицетворяет в произведении «Недоросль» правду и слово закона.

Стародум - человек с высокими моральными принципами, который всего в жизни добился сам, не прибегая к обману или хитрости. Дядя и опекун Софьи.

Софья - честная, образованная, добрая девушка. После того как лишилась родителей, живет у Простаковых, влюблена в Милона.

Милон - жених Софьи, с которым они несколько лет не виделись. Офицер, отличался на службе храбростью и смелостью, имеет высокие понятия о человеческой добродетели, чести.

Скотинин - родной брат госпожи Простаковой. Глупый, необразованный мужчина, во всем ищущий наживы, легко лжет и льстит ради выгоды.

Другие персонажи

Простаков - муж Простаковой. Практически ничего не решает в доме, по сути тень и подкаблучник жены, необразованный, безвольный.

Еремеевна - няня Митрофана.

Кутейкин (семинарист, который сам бросил учиться на половине, так как не осилил науки, хитрый и жадный, учитель грамматики), Вральман (бывший конюх Стародума, простой, но умеющий мастерски обманывать – называл себя немцем-учителем светской жизни), Цыфиркин (отставной сержант, честный человек, учитель арифметики) - учителя Митрофана.

Тришка - портной, слуга Простакова.

Действие 1

Пьеса начинается с того, что госпожа Простакова ругает Тришку, что он сшил плохой кафтан для Митрофана, хотя тот предупреждал о своем неумении шить. Простаков соглашается с женой. Женщина решает наказать портного. Скотинин утверждает, что кафтан пошит хорошо и Тришку выгоняют.

Заходит разговор о Митрофане – наверно он заболел, так как плохо спал всю ночь. При обсуждении сын утверждает, что вовсе не ел, но на самом деле плотно поужинал всю ночь пил квас, а ночью ему виделось, что мать бьет отца. На это Простакова обнимает сына, говоря, что он единственное ее утешение и Митрофан убегает на голубятню.

Скотинин, Простакова и Простаков обсуждают, что хотят отдать за Скотинина сироту Софью. Единственный родственник девушки Стародум давно уехал в Сибирь и не напоминал о себе. Разговор обнажает корыстную, злую личность Скотинина, которому нравится не Софья, а много свиней в ее деревнях.

Софья приносит письмо от внезапно появившегося Стародума. Простаковы не верят, что он жив, пытаются заговорить девушку тем, что на самом деле это письмо от поклонника. Когда Софья предлагает им сами прочитать, оказывается, что все неграмотные.

Входит Правдин, которому и поручают прочитать письмо. Присутствующие узнают, что Стародум сделал Софью наследницей 10 тысяч рублей. Теперь не только Скотинин хочет свататься к девушке, но и Простакова начинает льстить девушке, желая выдать ее за Митрофана. Пока женщины удаляются, забегает слуга и сообщает мужчинам, что мимо проходившие солдаты остановились в их деревне.

Действие 2

Милон и Правдин оказываются старыми друзьями. Правдин рассказывает, что приехал в деревню, чтобы поставить на место «презлую фурию» Простакову. Милон делится тем, что едет в Москву, чтобы встретиться с возлюбленной, которую давно не видел, так как после смерти ее родителей ее взяли на попечение дальние родственники.

По воле случая мимо проходит Софья. Возлюбленные рады друг другу. Софья рассказывает Милону, что Простакова хочет отдать ее замуж за своего глупого 16-летнего сына.
Тут же они встречают Скотинина, который переживает, что может уехать домой без жены и денег. Правдин и Милон подначивают его поссориться с сестрой, говоря, что она играет им как мячиком. Скотинин выходит из себя.

Мимо проходят Митрофан с Еремеевной. Няня пытается заставить юношу учиться, но он не хочет. Скотинин ссорятся с Митрофаном по поводу предстоящей женитьбы, так как оба не против взять в жены Софью. Однако Еремеевна и Правдин не дают им подраться. Скотинин злой уходит.

Появляются супруги Простаковы. Простакова льстит Милону и извиняется, что вовремя не вышла его встретить. Нахваливает Софью и рассказывает, как уже все устроила для ее дяди. Девушка с Простаковым уходят смотреть комнату. Им на смену приходят Кутейкин и Цыфиркин. Учителя рассказывают Правдину о себе, как учились грамоте и как попали в дом Простаковых.

Действие 3

Правдин, увидев из окна карету Стародума, вышел его встретить первым. Чиновник рассказывает о бесчинствах Простаковых по отношению к Соне. Стародум говорит, что нельзя действовать по первому порыву, так как опыт показал ему, что горячность не всегда хорошо, рассказывает Правдину о своей жизни, как увидел, что люди бывают разные.

Тут подходит Софья. Стародум узнает племянницу, они рады встрече. Дядя рассказывает, что бросил все и уехал, потому что иначе заработать денег, не «променивая их на совесть» он не мог.
В это время Простакова и Скотинин успели подраться. После того как их усмирил Милон, Простакова замечает Стародума и приказывает Еремеевне звать сына и мужа. Вся семья Простаковых и Скотинин с излишней радостью приветствуют Стародума, обнимают и всячески льстят. Митрофан повторяет за матерью, что Стародум его второй отец. Это его очень удивляет дядю Софьи.

Стародум говорит, что забирает девушку в Москву отдать замуж. Софья, не зная, что дядя выбрал ей в мужья Милона, все же соглашается с его волей. Простакова и Скотинин пытаются его переубедить. Женщина рассказывает, что в их роду учеба была не в почете, но Митрофан якобы из-за книги не встает и усердно учится. Правдин прерывает женщину, говоря что гость устал с дороги и все расходятся.

Остаются Цыфиркин и Кутейкин, которые жалуются друг другу, что Митрофан не может три года обучиться арифметике и четыре грамоте. Они винят в том немца Вральмана, который мешает учению и оба не против побить горе-ученика, лишь бы тот начал что-то делать.

Входит Митрофан и Простакова. Женщина уговаривает сына поучиться хотя бы для вида. Цифиркин задает две задачи, однако в обеих случаях, до того как Митрофан посчитает, Простакова решает их, основываясь на своем личном опыте: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке». Только Кутейкин начинает обучать юношу грамоте, как появляется Вральман и говорит, что Митрофану не нужно учиться грамоте и вообще лучше водить дружбу со «своими», неграмотными, в чем его поддерживает Простакова. Вральман оговаривается, что видел свет, сидя на извозчичьих козлах, но вовремя спохватывается и женщина не замечает, что он ей врет.

Простакова и Митрофан уходят. Учителя ссорятся. Цыфиркин и Кутейкин хотят побить Вральмана, но он убегает.

Действие 4

Стародум и Софья беседуют о добродетели, о том как люди сходят с праведной дороги. Дядя объясняет племяннице, что знатность и богатство должны исчисляться не по делам для собственной выгоды, а по делам для отечества и других людей. Мужчина объясняет, что должность должна соответствовать делам, а не одному названию. Говорит и о семейной жизни, что муж и жена должны понимать друг друга, поддерживать, что не важно происхождение супругов, если они любят друг друга но любовь эта должна быть дружеской.

Тут Стародуму приносят письмо из которого он узнает, что молодой человек, за которого он собирался выдать Софью – это Милон. Стародум, беседуя с Милоном, узнает, что он – человек с высокими понятиями о долге и чести. Дядя благословляет племянницу и юношу.

Скотинин отрывает их от беседы, пытаясь показать себя в выгодном свете, но только смешит своей нелепостью. Приходят Правдин, Простакова и Митрофан. Женщина снова хвалит грамотность своего сына. Правдин решает проверить. Митрофан не дает ни одного верного ответа, при этом мать всячески пытается оправдать его глупость.

Простакова и Скотинин продолжают расспрашивать Стародума, кого он выберет для своей племянницы, на что получают ответ, что у нее уже есть жених и они завтра с утра уезжают. Скотинин и Митрофан с Простаковой отдельно планируют перехватить девушку на выезде.

Действие 5

Правдин и Стародум обсуждают то, что скоро все узнают, что без правды и благонравия нельзя достичь чего-то стоящего, что залог благосостояния государства – достойные, честные образованные, воспитанные люди.

Они прерываются, услышав шум. Как оказывается, Еремеевна хотела по приказу Простаковой увезти силой Софью, но Милон ей помешал. Правдин говорит, что это незаконное действие. Он указывает, что дядя и жених девушки могут обвинить Простаковых в злодеянии и требовать немедленного наказания. Женщина пытается выпросить прощение у Софьи, та ее прощает. Простакова, только ее освобождают от вины, собирается наказать слуг, которые не дали злодеянию совершиться и упустили девушку. Однако Правдин ее останавливает – зачитывает пришедшую от правительства бумагу, что с этого момент дом и деревни Простаковых переходят под его опеку. Простакова возмущается и просит хотя бы три дня, но Правдин отказывает. Тогда женщина вспоминает о долгах учителям и Правдин соглашается сам рассчитаться с ними.

Приходят Вральман, Кутейкин и Цыфиркин. Обнаруживается обман Вральмана – что он на самом деле отставной конюх Стародума, а не немецкий учитель и знаток высшего света. Вральман соглашается снова пойти на службу к Стародуму. Цыфиркин не хочет брать лишних денег у Простаковой, так как за все время не смог ничему обучить Митрофана. Правдин, Стародум и Милон награждают Цыфиркина за честность. Кутейкин же не против даже за безрезультатную науку получить деньги, но остается ни с чем.

Стародум, Милон и Софья собираются уезжать. Митрофан говорит, чтобы мать отвязалась от него, отец упрекает его в этом. Правдин предлагает юноше пойти служить и тот соглашается. Простакова в отчаянье, так как потеряла все. Стародум подытоживает произошедшее: «Вот злонравия достойные плоды!».

Заключение

Комедия «Недоросль» Фонвизина – знаковое произведение 18 века, обнажившее острые вопросы того времени. В пьесе противопоставляются образованность, воспитанность, высокие моральные принципы с глупостью, невежеством, злостью и своенравием. Тонкий юмор писателя, его понимание глобальных человеческих проблем позволяет и сегодня зачитываться классической комедией. Советуем не только прочитать пересказ «Недоросля» по действиям, но и оценить произведение полностью.

Тест по комедии «Недоросль»

После прочтения краткого содержания вы можете проверить свои знания, пройдя этот тест.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 8933.

Действие 1

Денис Иванович Фонвизин

Действие 2

Офицером пришедшей в деревню части оказывается не кто иной, как Милон. Встретив здесь Софью, он вне себя от радости.

Милону знаком и Правдин. Выясняется, что тот – правительственный чиновник, посланный на объезд губернии с целью обуздывать произвол дворян. Правдин уже решил донести властям на самодурство Простаковых. Софья жалуется, что Простаковы грубо обходятся с нею и с нетерпением ждёт приезда дяди. Знавший прежде Стародума Правдин хвалит его прямой и честный характер.

Скотинин приходит уговаривать Софью выйти за себя. Он сулит, что на десять тысяч её дохода «выкупит свиней со бела света». Услышав от Правдина, что Простакова теперь хочет выдать Софью за Митрофана, Скотинин приходит в ярость. Митрофан и его няня Еремеевна как раз проходят мимо. Скотинин бросается на племянника с кулаками. Митрофан прячется за Еремеевну. Та дерётся со Скотининым и прогоняет его угрозой «выцарапать ему бельмы».

Появляются господин и госпожа Простаковы. Узнав, что Скотинин бросался на Митрофана, госпожа Простакова ругает Еремеевну: почему она «не впилась братцу в харю и не раздернула ему рыла по уши»? Простакова обещает и лично «переведаться» со Скотининым.

Приходят учителя Митрофана по «арихметике» и грамматике: отставной солдат Цыфиркин и дьячок Кутейкин. Ленивый недоросль отказывается идти на урок с ними, говоря, что не может прийти в себя после нападения дяди. У Митрофана есть и третий учитель – немец Вральман, который преподаёт ему «французский язык и все прочие науки». Вральман получает от Простаковых большое жалование, однако пользы от него мало: он лишь потворствует безделью недоросля.

Фонвизин. Недоросль. Спектакль Малого театра

Действие 3

В имение Простаковых приезжает Стародум – человек, воспитанный отцом в обычаях мужественной эпохи Петра Великого . В молодости он успел послужить и в армии, и при дворе, но, невзирая на свои таланты, нигде не снискал почестей и чинов, так как руководствовался всегда не корыстью, а совестью. Покинув суетный двор, Стародум уехал в Сибирь и честным трудом разбогател в этой суровой земле.

Софья и Правдин встречают Стародума с большой радостью. Тот говорит, что приехал вырвать племянницу из рук недостойных родственников.

Вблизи поднимается крик. Это госпожа Простакова затеяла драку со своим братом за обиду Митрофана. Простакова вцепляется ногтями в «зашеину» Скотинина и норовит «добраться до его рожи», но дерущихся разнимает Правдин, который представляет приехавшего Стародума. Увидев богатого гостя, Простакова сразу меняет тон и зовёт девок готовить угощение. Господин Простаков и Скотинин лезут обнимать Стародума, а Митрофанушка даже целует ему руку и называет «вторым отцом».

Стародум объявляет, что собирается выдать Софью замуж. Скотинин начинает предлагать в мужья себя, похваляясь: «каков я, право таких мало, да и свиной завод у меня неплох». Но Простакова расписывает достоинства Митрофана, особенно напирая на то, что он получает образование у специально нанятых учителей.

Стародум уходит отдохнуть, а Простакова приказывает спешно звать Цыфиркина и Кутейкина и начинать с Митрофаном занятия. Она советует сыну отвечать учителям как можно громче, чтобы Стародум услышал урок и убедился в его усердии. Митрофан отбивается, крича: «Не хочу учиться, хочу жениться!», но его всё же усаживают перед учителями.

Однако во время урока Митрофанушка не может разделить триста на три, сложить десять и десять. Приходит третий учитель, немец Вральман, и начинает говорит, что «злодеи» Кутейкин и Цыфиркин хотят совсем «уморить ребёнка» учёбой, без которой и в Петербурге вполне можно обойтись. Простакова уводит сына отдыхать, а Кутейкин с Цыфиркиным бросаются бить ненавистного им, глупого немца.

Герои «Недоросля» Фонвизина

Действие 4

Отдохнув с дороги, Стародум беседует с Софьей, советуя ей придерживаться в жизни трудолюбия и благонравия, всегда блюсти семейные добродетели. Софья принимает поучения дяди с благодарностью.

Стародуму приходит письмо из Москвы от графа Честана. Тот возобновляет сделанное им ещё раньше предложение о браке Софьи со своим племянником Милоном, юношей, который, несмотря на свою молодость, уже проявил большую храбрость в сражениях. Стародум неожиданно узнаёт, что Милон – это офицер, которого он уже видел в имении Простаковых. Милон очень нравится Стародуму. Софья рассказывает, что она уже давно связана с этим молодым человеком глубоким взаимным чувством. Стародум соединяет руки Софьи и Милона, давая согласие на их брак.

Но сватовство к Софье возобновляют Скотинин и Митрофан. Простаковы уверяют, что их сын «обучен всем наукам». Правдин и Стародум устраивают Митрофанушке небольшой экзамен. На вопрос по грамматике тот позорно отвечает, что слово «дверь» – прилагательное, ибо «она приложена к месту». Выясняется, что о науке географии Митрофан даже не слыхал. На объяснение: география – это описание земли, «сгодилось бы, ежели б случилось куда-нибудь ехать», Простакова замечает: «А извозчики на что? Они и сами куда надо довезут!»

Стародум говорит, что Софья уже сговорена в замужество и завтра утром он увезёт её из имения. Скотинин и Простаковы в досаде задумывают недоброе.

Действие 5

Правдин получает пакет с указом наместника взять под правительственную опеку дом и деревни недостойных дворян Простаковых. Стародум горячо одобряет это распоряжение, радуясь, что нынешняя русская царица Екатерина сознаёт : «угнетать рабством себе подобных беззаконно».

Тем временем люди Простаковых по приказу своих господ пробуют насильно посадить Софью в карету и увезти её на венчание с Митрофаном. Милон, обнажив шпагу, защищает свою невесту, а подбежавший Правдин грозит, что представит семейство Простаковых «перед суд, как нарушителей гражданского спокойства». Софья и Стародум, сжалившись над своими обидчиками, просят не доводить дело до суда, однако госпожа Простакова тут же бросается наказывать слуг, упустивших Софью. Правдин тогда объявляет, что по указанию верховной власти Простаковы лишаются имений.

Скотинин спешит побыстрее уехать в собственное поместье. Правдин приказывает привести учителей Митрофана для выплаты им недоданного жалования. Стародум, увидев Вральмана, узнаёт в нём немца, который раньше служил у него кучером. На вопрос, как же он взялся учительствовать, Вральман отвечает: три месяца не мог найти в Москве кучерского места, и «пришло мне липо с голот мереть, липо ушитель».

Плачущая госпожа Простакова ищет утешения у сына, но Митрофан грубо отталкивает её: «Да отвяжись, матушка, как навязалась». Правдин приказывает Митрофану немедленно идти на службу. Простакова рыдает: она потеряла и поместья, и сына. Стародум, указывая на неё, подводит моральный итог пьесы словами: «Вот злонравия достойные плоды!»

Тема сегодняшнего повествования - история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена.

Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе.

Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня.

События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак.

Недорослем в комедии назван сын главной героини - помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает.

Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей - положительной героиней произведения.

Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения.

О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка - круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.

О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой.

В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания.

Кутейкин - недоучившийся семинарист. Цыфиркин - отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.

История написания

Замысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет.

Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить.

Критика современников

Тема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II.

Идея произведения

Духовное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права - основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке - центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль».

Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.

Персонажи

Система образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи - представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, - Правдин, Софья, Милон, Стародум.

Положительные и отрицательные герои

Среди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум - приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней.

Митрофанушка

Анализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой.

Простакова

Делая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова - необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи.

Стародум

При анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов.

В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум - авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление.

Так в царской России 17 века называли юношу дворянского происхождения, который не достиг совершеннолетия, а потому не может быть принят на службу.

Вконтакте

Но это слово имело и второй смысл. Недорослем называли того, кто достиг шестнадцати лет, но не проявлял желания учиться, недалекого умом, ленивого маменькиного сыночка. Основная проблема комедии состоит в осуждении традиций воспитания дворянских детей, особенно провинциальных .

О подобном молодом человеке рассказал Фонвизин в своей комедии. Митрофан был туповатым, не стремился учиться.

Кто написал это бессмертное и актуальное по нынешний день произведение? Комедия написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в конце 1781 года . Она имеет пять действий.

Краткое описание сюжета

Действие пьесы происходит в поместье помещиков Простаковых, которые отличаются дремучим невежеством и дикими нравами. В доме, конечно, с точки зрения материальной, есть все. Но нет здесь любви, доброты и правды. Дом, как пустая коробочка.

Внимание! Герои представляют различные слои российского общества XVIII столетия: служащий, дворянин, крепостной, учитель.

Основными персонажами являются Митрофанушка с матерью. Эта властная и грубая женщина управляет хозяйством, командует слугами, мужем, руководит воспитанием и образованием сына. Хотя последним его мать себя не особо обременяет, а только старается исполнять модные в то время моральные и нравственные условности.

План произведения

События происходят в имении Простаковых. Первым действием освещаются такие события:

  1. Тришка сдает свой работу: кафтан для Митрофанушки.
  2. Сон любимого сына хозяйки.
  3. Планы Скотинина о женитьбе на Софье.
  4. Послание от Стародума.
  5. Богатую наследницу матушка мечтает сделать невестой Митрофана.
  6. Приезд в деревню солдат на постой.

В следующем действии события примерно таковы :

  1. Разговор Правдина с Милоном.
  2. Встреча Милона со своей любимой Софьей.
  3. Софье стало известно о планах Скотинина насчет ее.
  4. Скотинин с Митрофанушкой ссорятся, поскольку оба желают получить в жены Софью.
  5. Как «занимается» Митрофанушка.
  6. Ссора между Простаковой и Еремеевной.

События третьего действия :

  1. Драка.
  2. Решается судьба Софьи.
  3. Простакова хвалится Стародуму своим сыном.
  4. Кутейкин и Цифиркин.
  5. Учитель Вральман.
  6. Насколько грамотен Митрофанушка.

В четвертом действии :

  1. Софья читает книгу о воспитании светских дам.
  2. На сцене снова жених. На этот раз Скотинин.
  3. Простакова заботится об отдыхе Стародума.
  4. Экзамен Митрофана.
  5. Отказ Стародума отдать Софью за Митрофана.

В последнем действии происходит :

  1. Софьи беседует с дядей о нравственных устоях.
  2. Дядя дает согласие на брак Софьи и Милона.
  3. Стародуму становится известно, что госпожа Простакова намеревалась насильно обвенчать сына и Софью, тайком от всех.
  4. Правдин оглашает документ об опеке над имением Простаковых.
  5. Стародум узнает во Вральмане своего кучера.
  6. Стародум, его племянница и Милон отъезжают.
  7. Разочарование Простаковой.

Для более подробного знакомства необходимо изучить краткий сюжет по действиям.

Действие 1

Комедию начинает сцена, в которой хозяйка отчитывает Тришку за плохо сшитый кафтан для ее сына. Тришка отвечает, что сообщал ей о неумении делать эту работу. Барыня собирается наказать портного. Скотинин вмешивается в скандал, защищая Тришку, но портного прогоняют.

У девушки никого, кроме дядюшки нет. Но тот уехал в Сибирь, не дает знать о себе. В беседе обнажается корыстная сущность Скотинина. Ему нужны свиньи в селах, принадлежащих Соне, и достаток.

Софья приходит с посланием от дяди. Простаковы пытаются убедить девушку, что письмо не мог написать Стародум. Когда Софья пытается их убедить в обратном, прочитав письмо самостоятельно, оказывается, что участники разговора не умеют читать. Письмо поручают прочесть вошедшему гостю, Правдину. Из этого послания становится известно, что Софья богата.

В этот момент слуга сообщает о расположившихся в деревне солдатах с командиром Милоном.

Действие 2

Оказывается Милон с Правдиным друзья. Они рассказывают друг другу о целях своего приезда.

Правдин приехал сюда по поручению государя сбить спесь с матушки недоросля. Милон едет в столицу на встречу с любимой, которую не видел несколько лет, поскольку ее забрали под опеку родственники после того, как ее родители умерли.

В это время мимо них проходит Соня. Именно она есть возлюбленная Милона . Девушка жалуется, что Простаковы хотят отдать ее замуж за глупого Митрофана.

Мимо проходят Митрофан и Еремеевна. Няня убеждает воспитанника учиться.

Действие 3

Приезжает Стародум, ему Правдин рассказывает о планах Простаковых относительно Софьи.

Тут подходит племянница, она рада встрече с дядей . За этот период произошла драка между Простаковой и Скотининым.

Простакова видит Стародума и дает указание Еремеевне позвать сына с мужем. Все семейство с напускной радостью приветствует дядюшку Софии, льстиво обнимают его. Митрофанушка повторяет слова матери.

Стародум сообщает, что забирает племянницу, чтобы выдать замуж. Простакова вместе со Скотининым пытаются убедить дядю, что лучше племянницу оставить здесь. Госпожа утверждает, что у них в семье учеба не уважаема, но Митрофанушка усердно занимается. Правдин говорит что гостю нужно отдохнуть. Все уходят по своим делам.

Остаются учителя Митрофана. Они беседуют о том, что Митрофан не желает обучаться ничему.

Входит Митрофан с матерью, которая упрашивает сына хоть немного позаниматься. Но когда Цифиркин задает задачи Митрофану, мать решает их за сына, но по-своему. А как только Кутейкин приступает к обучению юноши грамоте, приходит Вральман, начинает убеждать Митрофана в ненужности такого обучения. Его поддерживает мать.

Действие 4

Стародум беседует с племянницей. Дядя поясняет ей, что знатность и должна не по делам начисляться, а по тому, кто и сколько для отечества сделал. Говорит он о семье: муж с женой обязаны понимать и поддерживать друг друга.

В этом действии происходят события, которые приводят Стародума к решению выдать Софью за Милона.

Действие 5

Логический конец пьесы: Простаковым предстоит ответить за свои поступки и злодеяния.

Краткий пересказ «Недоросля» позволяет понять основную суть произведения даже тем, кто его не читал.

«Крылатые» высказывания Простаковой

Мать Митрофана сама малограмотна, не очень стремится к культуре речи. Она отрицательно влияет на воспитание сына. А цитаты из произведния говорят о ее характере. Вот, например, так она врет Стародуму о себе: «Отроду, батюшка, ни с кем ни бранивалась. У меня такой нрав».

Сына во время занятия с учителем арифметики она поучает так: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка».

… «коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…»

В результате ее любимый сынок вырос эгоистом, предает свою мать, показывая пример бессердечия.

Важно! Проблема воспитания всегда была и будет. Потому нынешнему читателю интересно и полезно будет изучить комедию. Она покажет, к каким последствиям может привести недостойное воспитание, заставит задуматься родителей и их детей.

Письмо Митрофану

Что бы написали современные школьники Митрофану? Попробуем привести один из примеров.

Здравствуй, Митрофан! Пишет тебе школьница из 2017 года. Я прочла комедию «Недоросль» и сделала вывод, что ты совершенно не стремишься ничего знать, не любишь учиться. Тебе неинтересна ни одна наука. Такое отношение к учебе недопустимо! В третьем тысячелетии без образования не прожить. Если ничего не знать и ничему не учиться, потом невозможно будет найти работу. А это не даст возможности заработать средства, чтобы можно было жить.

Таких глупых людей у нас не уважают. Да и в обществе невозможно будет адаптироваться. Я бы сказала тебе: «Учись, познавай мир. Это ведь так интересно!».

Комедия Фонвизина является знаковым произведением, показавшим острые проблемы общества , современного автору. В пьесе противопоставлены образованность, воспитание, принципы морали тупому невежеству, своенравным и злобным поступками помещиков. Тонкая сатира Фонвизина, его умение показать проблемы общества, позволяет даже сейчас с удовольствием читать комедию.

Денис Фонвизин, Недоросль

Вывод