Кто написал произведение лес. Сон Раисы Павловны

Дело происходит во владениях Гурмыжской, она очень богатая помещица. Господин Буданов тактично пристает к девушке Аксинии. Молодая особа покидает Буланова, а его лакей предлагает Буланову начать ухаживать за барыней.

В то самое время мы наблюдаем Гурмыжскую вместе с которой Бодаев и Милонов. Раиса Павловна желает помочь всем: выдать замуж Аксинью за Буланова и найти своего единственного наследника. Восмибратов, купец, желает что бы Аксюша вышла за его сына Петра замуж, ну и заодно хочет приобрести лес. За лес денег он не приносит, да и в замужестве ему отказывают.

Но, несмотря ни на что, лес он покупает и очень даже выгодно. Отец и сын уезжают, не оставляя даже расписки. Гурмыжская заставляет Аксюшу играть роль невесты Буланова, но так как та ненавидит своего «жениха», бесит тем самым Раису.

Тайком ото всех влюбленные Перт и Аксюшка, видятся наедине в лесу. Счастливцев с Несчастливцевым спонтанно сталкиваются на пути. Один путешествовал из Вологды, второй из Керченя. Они делятся, что ни там, ни там, нет труппы и играть не выйдет. И продолжают свой путь пешком и без финансов.

Геннадий Демиянович Несчастливцев несет в своем рюкзаке пару платьев хороших и пистолет, сломанный. У Счастливцева - узелок, в котором легкое пальто, несколько книг и ордена, которые он где-то стащил. Оба они желают создать труппу, но хорошую актрису очень тяжело найти.

Немного пообщавшись и любезно повздорив, Геннадий и Аркадий удаляются. Раиса Павловна заигрывает с господином Будановым, рассказывая сон о ее пропавшем родственнике, в котором племянник убивает его. Но вскоре они завершают этот нелепый разговор. Приезжает барин.

Несчастливцев сообщает всем, что он офицер в отставке, а Счастливцева представляет своим лакеем. В помещение заходят Петр и Восмибратов. О их приезде Карп докладывать отказывается, ссылаясь на нелепую отговорку. Общаясь с Несчастливцевым, Булавинов отмечает, что учеба не для его ума, так как у него изумительный ум от природы.

Булавинов жаждет научиться блефовать в карточных играх. Гости обживаются в беседке. Восмибратов лжет Гурмыжской, забирая расписку, и намекает на отказ в сватовстве. Раиса Павловна недовольна и рассказывает об этой ситуации Булавинову. Восмибратов с сыном были пойманы, но как только разговор заходит об обмане, он начинает громко кричать, изображая из себя довольно грозного. В итоге Несчастливцев все-таки забирает деньги и отдает их Гурмыжской.

Раиса Павловна очень довольна тем, что ей помогли и обещает, что даст ему точно такую же сумму денег. Несчастливцев ей не верит. Но очень обходительно делая почти прямые намеки, показывает свое влечение к Гурмыжской. Он клянется сделать из нее своего идола, и обещает на него молиться.

Аркадий смотрит на все происходящее из-за куста, и видит, как Раиса Павловна насмехается над актером, отдавая все финансы Буланову. Ночью аркадий хвастается Несчастливцеву, что он умен, так как сумел поужинать с барином за одним столом и взял в долг у ключницы. Аркадий пугается Несчастливцева, договаривая фразу из кустов.

Несчастливцев уверен, что больше он барыню не простит. Приходят Улита с Карпом. После них входит Счастливцев. Карп шутит над Улитой, которая появляется здесь из-за свидания. Он ведет сплетни о романах барыни. Улита остается с Аркадием и изливает ему всю душу о том,как ей не по душе ее положение.

Несчастливцев все еще держит в страхе Аркадия и ненароком рассказывает Улите, что на самом деле он не является офицером, и то, что он и его лакей – актеры. Петр и Аксюша находятся в саду. Восмибратов соглашается на меньшее приданное. Влюбленная пара просит у Геннадия денег, он с легкостью располагает их к себе. Аксюша в отчаянии, но он объясняет ей, что у него с финансами еще хуже, чем у нее. Аксинья хочет наложить на себя руки, утопившись в озере. Геннадий ее останавливает. Несчастливцев покидает всех, сталкиваясь с Петром и его возлюбленной.

Геннадий воодушевлен, он предлагает Аксинье пойти работать актрисой в его труппе. Аксинья соглашается. Геннадий рад. Он говорит Аксинье, что они смогут поразить всю Россию. Несчастливцев, Петр и Аксинья уходят. Раиса с Улитой появляются. Улита рассказывает все новости Гурмыжской. Улита, зовет Буланова и удаляется.

Гурмыжская заигрывает с Булановым, заставляя угадать, что ей нравится. Раиса Павловна лезет с поцелуем с Буланову и отталкивая его, говорит, что он лишился ума. И желает, что бы он удалился из ее усадьбы. Буланов не уходит и с утра задевает шутками Карпа. Тот объясняет, что беспорядки в доме он не потерпит. Буланов немного боится Несчастливцева. А тот, в свою очередь, издевается над Булановым, но у него нет выбора, и он уходит, объясняя это желанием барыни. Покидая помещение, он случайно видит шкатулку с деньгами.

Буланов разговаривает с Раисой на ты. Аксинье жалко денег на приданное. Гурмыжская начинает беседу с Аксиньей по поводу Буланова. В итоге Гурмыжская ревнует Буланова к Аксюше. Аксинью сменяет Геннадий. Несчастливцев с угрозами уговаривает хозяйку отдать шкатулку. Раиса отдает ему тысячу рублей, но он грозится ей застрелить себя. Он просит запрячь лошадей, предвкушая очень выгодные для себя договора. Аксиния ищет Петра, для того чтобы попрощаться с ним и уехать работать актрисой. Восмибратов соглашается взять в приданное 1000 рублей и Аксюша взмаливается, чтобы барыня дала им эту сумму.

Появляются Милонов с Бодаевым. Раиса и Буланов решают пожениться. Геннадий ради праздника пытается уговорить Раису Павловну дать приданное, но та отвечает отказом. Жених ее поддерживает. Несчастливцев дает сам деньги влюбленным. Аксинья с откровением благодарна Геннадию, а Бодаев настолько удивлен этим поступком, что желает написать об этом в газете.

Комедия Островского "Лес" заканчивается монологом, в нем говорится о том, что старые женщины могут выйти за молодых парней, молодые девушки желают побыстрее уйти из родного дома. Аркадий говорит Карпу, что если повозка с лошадьми приедет, то ее необходимо развернуть обратно, чтобы все молодые смогли прогуляться пешком.

В усадьбе Раисы Павловны Гурмыжской, «очень богатой помещицы», к воспитаннице Аксюше пристает Буланов, «молодой человек, не доучившийся в гимназии». Аксюша уходит, и лакей Карп намекает Буланову: не обратить ли ему внимание на саму барыню.

В это время появляются сама Гурмыжская и вместе с ней «богатые соседи-помещики»: отставной кавалерист Бодаев и Милонов. Хозяйка рассказывает, что хочет сделать «три добрых дела разом» - выдать Аксюшу за Буланова и позаботиться о племяннике покойного мужа; его она не видела пятнадцать лет, и он её единственный родственник и законный наследник. Он шлет ей небольшие подарки со всей России, но где он, что с ним - неизвестно.

Купец Восмибратов пришел купить лес и сватать сына Петра за Аксюшу. Денег за уже купленный лес он, однако, «не захватил». Гурмыжская отказывает: «Уже есть жених, в доме живет. Может быть, в городе говорят вздор какой-нибудь, так вы знайте: это жених». «Только отца в дураки ставишь. Погоди ж ты у меня!» - грозит сыну купец. Зато лес куплен с выгодой. На этот раз как бы случайно купец не оставляет и расписки. Отец с сыном уходят. Карп приводит Аксюшу и Улиту. Стараясь унизить Аксюшу, Раиса Павловна велит ей играть роль невесты Буланова: «мне так нужно». Но презрение, выказываемое Аксюшей Буланову, её бесит. Она выспрашивает про них Улиту, та ей угождает: « Она-то к нему очень ласкова, а он как будто так… …не желаю».

В лесу встречаются Петр и Аксюша. Они любят друг друга, но отец Петра не хочет и слышать о снохе без приданого. Они уходят. Появляются с разных сторон Счастливцев и Несчастливцев, два знакомых актера: комик и трагик. Они встречаются случайно на пути один из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду. И теперь сообщают друг другу, что ни в Керчи, ни в Вологде труппы нет, играть негде. Оба идут пешком, без денег. В ранце Геннадия Демьяновича Несчастливцева «пара платья хорошего», «шляпа складная», еще что-то и сломанный пистолет. У Аркадия Счастливцева все имущество - узелок на палке и «самое легкое» пальто, а в узелке «библиотека», «пьес тридцать», да бутафорские ордена. «И все ты это стяжал?» (в значении стащил, стянул). «И за грех не считаю: жалованье задерживают». Они мечтают о собственной труппе: «Вот если бы нам найти актрису драматическую, молодую, хорошую […] Бросится женщина в омут головой от любви - вот актриса. Да чтоб я сам видел, а то не поверю. Вытащу из омута, тогда поверю. Ну, видно, идти». «Куда?» - спрашивает Аркадий. И читает надпись: «В усадьбу „Пеньки“ г-жи Гурмыжской». Они «медленно уходят».

Утром в саду имения Гурмыжская, кокетничая с Булановым, рассказывает ему сон, будто её племянник «приехал и убил тебя из пистолета при моих глазах». Она озабочена: «…И вдруг он явится! […] Надо будет и ему дать какую-нибудь часть! И я должна буду отнять у того, кого люблю». Они решают лучше и не говорить о племяннике. Входит Карп и докладывает: самовар готов, а ночью «барин приехали». И со словами «Вот и не верь снам» Гурмыжская с Булановым уходят пить чай.

Входят актеры. Несчастливцев, «одетый очень прилично», решает Аркадия, который в «прежнем костюме», объявить здесь своим лакеем, а самого себя - офицером в отставке.

Приходят Восмибратов и Петр. Карп не желает докладывать о них барыне: «…Заняты с полковником. Племянник ихний приехал». «Полковник?» «Разумеется, полковник». Купцы уходят.

Буланов откровенничает с Несчастливцевым: «Маменька говорит, у меня ум не такой, не для ученья-с ». «Какой же?» « Практический-с ». «Ну, благодари творца, что хоть „какой-нибудь“ есть. А то часто бывает, что и никакого нет». «Да и это ничего-с. Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий; а то и без ума Можно прожить-с!» «Да ты, брат, молодец совсем!», - восклицает актер, когда Буланов просит научить его карточным «вольтам», чтобы шулерствовать.

Поселили гостей в беседке. И когда Несчастливцев уходит туда с Булановым, Восмибратов тут же является к Гурмыжской и простейшим образом обманывает её, забрав расписку, недодав тысячу рублей и намекнув на неудачное сватовство. «Денной грабеж», - говорит Раиса Павловна и делится неприятностью с вошедшим Булановым. С ним Несчастливцев. Он на слова Гурмыжской: «Уж теперь нечего делать» по ремарке «с жаром» восклицает: «Как нечего? Воротить его! (Поднимая глаза к небу.) Что я с ним сделаю! Боже, что я с ним сделаю! […] Аркашка, подай мои ордена!»

Приводят Восмибратова с сыном, и трагик пускает в ход самые громкие слова, чтоб изобразить грозного барина. Хозяйка пугается, купцы - не очень. Но в конце концов актеру удается задеть «честь» купца, и тот отдает деньги.

«Вот ваши деньги, получите», - говорит Несчастливцев Гурмыжской. («Отходит к стороне и стоит, скрести руки и спустя голову».) Гурмыжская благодарит и говорит, что должна ему «ровно такую сумму» (о чем речь шла еще и до его прихода в усадьбу). Актер отвечает: «Не верю», говорит цветистые фразы о деликатности, благородстве Гурмыжской и со слезами и словами: «Довольно милостей! Довольно ласк! Я сделаюсь идолопоклонником, я буду молиться на тебя!», - закрывает лицо руками и уходит. Возмущенный Аркадий прячется в кустах и наблюдает, как Гурмыжская, посмеиваясь над Несчастливцевым, отдает деньги Буланову.

И ночью в другой части сада хвалится Несчастливцеву: «Умный человек нигде не пропадет». «Умный? Это ты про кого же?» «Про себя-с ». «Ну, кто ж это тебе сказал, что ты умный? Ты, братец, не верь, тебя обманули». Но Аркадий собой вполне доволен: поужинал с барского стола, «сказал, что так приучен у вас», «сошелся с ключницей и по такому случаю […] занял у нее денег, да еще у меня бутылка наливки в уголку подле кровати, будто вакса». А товарища порицает: «Вот вы говорите, что умны, а гимназист-то, видно, умнее: он здесь получше вашего роль-то играет». «Какая роль, братец? Ну, что он такое? Мальчишка, больше ничего». «Какая роль? Первый любовник-с ». «Любовник? Чей?» «Тетеньки вашей! […] Он-то любовника играет, а вы-то … простака!» Последние слова Аркадий говорит « из-за куста», спасаясь от всерьез уже разъяренного трагика. Аркадий убегает, но дело сделано. «Он солгал, бесстыдно солгал», - начинает монолог трагик. И продолжает: «Но если моя благочестивая тетушка…», кончая так: «Посмеяться над чувством, над теплыми слезами артиста! Нет, такой обиды не прощает Несчастливцев!»

Появляются Карп, Улита, затем Аркадий. Карп подтрунивает над УЛИТОЙ, явившейся, видимо, на свидание; сплетничает про разорительные романы барыни: он сам возил на почту деньги доктору-французу, топографу, какому-то итальянцу. Улита ахает, а оставшись с Аркадием, начинает изливать ему душу, жалуясь на зависимое положение. Аркадий боится Несчастливцева, который бродит по саду, и пробалтывается с досады Улите, что тот не офицер, сам он не слуга ему, оба - актеры «и оба пьяницы».

В сад приходят Петр -

и Аксинья. Восмибратов-отец опять час ругал сына, зато теперь согласен приданого взять две тысячи - но уж не меньше. Пара приходит к мысли просить денег «у братца, у Геннадия Демьяновича» - больше не у кого. Аксинья между тем начинает отчаиваться: «Все в воду тянет, […] все на озеро поглядываю». Петр испуган, она его успокаивает, он уходит, и Аксинья внезапно встречается с Несчастливцевым. Он в некотором экстазе и актерствует сам перед собой и Аксиньей: «Женщина, прекрасная женщина… Ты женщина или тень?.. А! я вижу, что ты женщина. А я желал бы в эту прекрасную ночь побеседовать с загробными жителями… Много тайн, много страданий унесли они с собой в могилу. Душа моя мрачна, мне живых не надо… Прочь!» «Братец, и я много страдала и страдаю». Живая, до конца открытая речь Аксюши вдруг попадает в тон аффектации Несчастливцева - он у Аксюши, видимо, вызывает полное доверие - а главное, у обоих свои несчастья. Они тут же и выясняются: на отчаянную просьбу о двух тысячах актер может только ответить: «Прости меня, прости! Я бедней тебя […] не тебе у меня денег просить, а ты мне не откажи в пятачке медном, когда я постучусь под твоим окном и попрошу похмелиться. Мне пятачок, пятачок! Вот кто я». Тут пафос трагика вполне отвечает реальности: Аксинья бежит к озеру. За ней Несчастливцев с криком: «Нет, нет, сестра! Тебе рано умирать!» Со словами: «Ну, убежал куда-то. УЖ не топиться ли? Вот бы хорошо-то. Туда ему и дорога…» - идет в беседку Аркадий.

Собираясь, уходить, он сталкивается с товарищем и спасенной им девушкой. Трагик на пике душевного подъема: все словно бы следует его тону, словам, декламациям: женщина от любви бросилась на его глазах в воду. И он убеждает Аксюшу идти в актрисы: буквально, вот сейчас в его труппу. Отчаявшаяся, полузавороженная, Аксюша как будто соглашается: «Хуже не будет. […] Как вам угодно. Я готова на все». «У меня есть несколько ролей, я тебе почитаю. […] В эту ночь я посвящаю тебя в актрисы. […] Стой, беглец! Я великодушен, я тебя прощаю. Торжествуй, Аркашка! У нас есть актриса; мы с тобой объедем все театры и удивим всю Россию».

Они втроем уходят в беседку, их сменяют Раиса Павловна с УЛИТОЙ, та передает новости барыне; оборот событий её устраивает.

Улита приглашает Буланова и исчезает. Раиса Павловна напропалую кокетничает с Булановым, требуя, чтоб он угадал, что же она любит. А когда, услышав: «Тебя, дурак! тебя!», тот, бормоча: « Да-с […] Давно бы вы-с … Вот так-то лучше, Раисынька! Давно бы ты…» лезет целоваться, отталкивает его: «Что ты, с ума сошел? Пошел прочь! Ты, неуч, негодяй, мальчишка!» и уходит. Буланов в ужасе. «Что я сдуру-то наделал! Завтра же меня… Отсюда […] В три шеи! Виноват-с! […] Пропал, пропал, пропал!»

Но Буланов не пропал. Наутро в зале он куражится над Карпом: «Я беспорядков в доме не потерплю! Я вам не Раиса Павловна…» Карп уходит с ехидно подчеркнутой покорностью. «Здравствуйте, господин Несчастливцев!» - приветствует актера Буланов. «Ты знаешь, что я Несчастливцев?» «Знаю». «Я очень рад, братец. Значит, ты знаешь, с кем имеешь дело, и будешь вести себя осторожно и почтительно». Буланов явно побаивается актера, а тот метко над ним издевается; но все-таки сейчас ему приходится уйти, раз такова воля хозяйки. УХОДЯ, он замечает случайно оставленную на столе денежную шкатулку.

Входит Гурмыжская. Буланов с ней на ты, он строит планы. На приданое Аксюше денег жаль. Раиса Павловна с Булановым в затруднении, и тут входит сама Аксюша. Буланова отсылают, и Гурмыжская затевает с Аксюшей о нем разговоры. Они приводят только к обмену колкостями не в пользу хозяйки, и в конце концов она признает, что ревнует Буланова к Аксюше. Когда Аксюша говорит, что сама решила уйти из Пеньков, Раиса Павловна почти умиляется. Аксюшу сменяет Несчастливцев, и очень решительно. «Они никаких резонов не слушают», - говорит Карп. Актер его высылает: «Не пускай никого». Он в своем дорожном костюме. Отбирает колокольчик у барыни и кладет пистолет возле шкатулки. «Не бойтесь, мы будем разговаривать очень мирно, даже любезно. Знаете что? Подарите мне её на память (шкатулку)». «Ах, нельзя, мой друг, тут важные бумаги, документы по имению». «Вы ошиблись, тут деньги». Так, попугивая, актеру удается уговорить Раису Павловну уделить ему деньги из шкатулки. В итоге Гурмыжская отдает тысячу, которую должна (в чем признается), и говорит, что «не сердится» - не то трагик грозит тут же застрелиться. Актер заказывает тройку, предвкушает выгодные контракты, бенефисы. Аркадий в восторге. В доме собираются гости. Аксюша ищет Петра: попрощаться. Оказывается, последнее условие отца: «Хоть бы тысячу за тебя, дурака, дали». Аксюша бросается к трагику: «Попросите тетушку, […] теперь только тысячу рублей нужно, только тысячу». «А что ж в актрисы-то, дитя мое? С твоим-то чувством…» «Братец… чувство… оно мне дома нужно». И актер со словами «Дай мне хорошенько вдохновить себя…» идет в столовую.

Входят Милонов, Бодаев, хозяйка с Булановым, и выясняется причина торжества: Гурмыжская выходит за Буланова замуж. Появляется Несчастливцев. В дверях Восмибратовы, Аксюша, Аркадий. «Тетушка, вы счастливы?» - спрашивает Несчастливцев и убеждает её сделать доброе дело - небольшой для себя суммой устроить и счастье племянницы: Гурмыжская отказывает. Буланов ей поддакивает. И актер, к ужасу Аркадия, отдает деньги Аксюше. Их берет Восмибратов и пересчитывает. Аксюша горячо благодарит Несчастливцева. Милонов желает «поступок напечатать в газетах», а Бодаев приглашает к нему заходить, но на брудершафт с актером выпить отказываются. «Вы, кажется, ехать собираетесь» - напоминает Буланов. «И в самом деле, брат Аркадий, […] как мы попали в этот сыр-дремучий бор? Тут все в порядке, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес, братец», - говорит трагик. «Комедианты», - пожимает плечами Раиса Павловна. «Комедианты? Нет, мы артисты, а комедианты - вы. […] Что вы сделали? кого накормили? кого утешили? […] Девушка бежит топиться, кто её толкает в воду? Тетка. Кто спасает? Актер Несчастливцев. „Люди, люди! Порождение крокодилов!“ И актер читает монолог Карла Моора из „Разбойников“, заканчивая словами: „О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!“ „Но позвольте, за эти слова можно вас и к ответу!“ „Да просто к становому. Мы все свидетели!“ - откликаются Милонов и Буланов.

»Меня? Ошибаешься. Цензуровано. Смотри: «одобряется к представлению». Ах ты, злокачественный мужчина! Где же тебе со мной разговаривать! Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты - как подьячий. Ну, довольно. В дорогу, Аркашка. […] Послушай, Карп! Если приедет тройка, ты вороти её, братец, в город, и скажи, что господа пешком пошли. Руку, товарищ!«(Подает руку Счастливцеву и медленно удаляется.)»

Далеко не все мы тут переглядели. И – всё крепчает талант, всё уверенней лепка. Вот опять – дворяне, ещё по-новому. Изысканец в розовом галстуке, мягкоречивый, готовно льстивый; и старый отставной кавалерист, грубо брызжущий трезвыми насмешками. (О земстве : «Никакой пользы, один грабёж», «не заплачу ни копейки, пока жив».) И оба рядом представлены они в гостиной у пятидесятилетней помещицы Гурмыжской, вдовы, с первых реплик ханжи, куда потоньше Кабанихи : «Разве я для себя живу? все мои деньги принадлежат бедным». (Правда, после смерти мужа остался 15-летний племянник, его покинула без помощи бродить по России, и тоже уже 15 лет.) Наготове хоть и о крестьянской реформе : «Как жаль, что наши отеческие меры к нашим меньшим братьям прекратились!» – «Понимает меня только наш губернатор да отец Григорий…» (Льстивый гость: «Строгостью своей жизни украшаете нашу губернию».) – «Испытавши, я получила отвращение к замужеству». (Кавалерист: «Но не к мужчинам?») – И в первом же действии, сперва сдержанными полунамёками, открывается нам, что содержит барыня бездельного молодого недоученного дворянчика, по тайному плану своей похоти, а для прикрытия – нищую родственницу Аксюшу якобы готовит ему в невесты, да только не выдаст никогда – и за любимого тоже не отпускает её, за каждым шагом Аксюши следит шпионка-ключница. (Увы, автор недостаточно доверился догадке зрителя, дальше всё разъясняется нам слишком напрямую.) – И в ярком же контрасте с этим дворянским домом – вот и прижимистый купец из сметливых мужиков, приехал леса подкупить у помещицы, заодно и посватать Аксюшу (если с приданым) за сына, ему-то здешнее плетение хитростей невдогляд: «Нам ежели Бога забыть, Творца нашего милосердного, нам в те поры, сударыня, податься некуда». – И во всю эту сцену умело вплетено чтение давнего письма к Гурмыжской – в возвышенно драматических фразах, от того мужнина племянника, который иногда присылает тётке диковинные подарки из разных уголков России, а своего адреса не даёт никогда.

Лес. Фильм В. Мотыля по пьесе А. Островского, 1980

И второй акт, сценою в лесу, на развилке дорог, за безутешной, скрытной встречей Аксюши с её возлюбленным, являет нам встречу двух актёров, пеше бредущих, один из Вологды в Керчь, другой из Керчи в Вологду (это врезалось в нашу классику афоризмом) в поисках актёрской работы и средств для жизни – трагика Геннадия Несчастливцева (тут мы понимаем и стиль слышанного нами письма) и комика Аркадия Счастливцева. И вся их встреча дальше – блистательно остроумный, искристый диалог о бродячей актёрской жизни – неожиданный подарок от драматурга не только зрителям, но самой театральной братии, пьеса в пьесе. (Уж за двадцать лет попризадумался Островский об актёрской судьбе.)

В имение к тётушке трагик надевает из дорожного ранца более сходный костюм с бутафорскими орденами, выдаёт себя полковником в отставке, а комика изображает своим лакеем. Тётка сперва сильно озабочена приездом нежданного племянника. Но тут же случается ему удачно вмешаться в спор Гурмыжской с купцом. Столкновение психологий. У дворянки: «Было бы только земли побольше, да понимать свой интерес, помещичий; а то и без ума можно прожить» – и купеческий расчёт не переплатить за лесной участок лишку. Трагик возвышенно-гневно вмешивается в конфликт, цветисто использует цитаты из разных своих ролей и вынуждает ошеломлённого купца уступить тысячу. (Ситуация очень новая в театре, и передана в потешном диалоге.) Сам же трагик, к радости добродетельной помещицы, великодушно отказывается взять отспоренную тысячу себе в подарок.

Впрочем – сразу вослед подкапливаются и разоблачения: комик открывает трагику разнюханную от ключницы правду о благочестивой тётушке, а ключнице в обмен – об актёрском обмане «полковника». (Все они, и благоразумный, рассудительный лакей хозяйки – очень верные характеры.) А у Аксюши подступило горе: или две тысячи на приданое, или купец не примет её в невестки. Мысль Аксюши: попросить у братца-полковника. Вот и он, лунной ночью в саду. Открывает Аксюше, что беден, это «ты мне не откажи в пятачке медном, когда я постучусь под твоим окном и попрошу опохмелиться». Но потрясён страстностью её горя и с большим вдохновением уговаривает её высшими благородными словами, и из «Гамлета », успевает помешать ей кинуться тут же в озеро, и – идея! – «Зачем же даром изнашивать свою душу!», своё такое яркое страдание! – «Если половину этих сокровищ ты бросишь публике, театр развалится от рукоплесканий, тебя засыплют цветами, подарками… Ты будешь моей гордостью, моей славой. А я буду тебе отцом. Я посвящаю тебя в актрисы!» (Богатейшая роль!) И призывает комика: теперь у них есть труппа! они объедут все театры России. – Очень разнообразная пьеса: театральная тема врывается почти как главная.

А Гурмыжская, узнав всё от ключницы, только радуется актёрскому саморазоблачению: теперь – всех прочь из имения! Распоряжаться за неё взялся юный её фаворит, но трагик размашисто обрывает его: «Да ты что такое? оруженосец, паж? менестрель?.. Нельзя равнодушно разговаривать с котёнком». (Сам трагик минувшую ночь утешал Аксюшу вдохновительными монологами, наизусть.) А Гурмыжская объявляет Аксюше, что менестрель больше не намечается ей в женихи, и надо ей дом покидать. Трагик же наталкивается на ту сбережённую им тысячу и с бутафорским пистолетом убеждает помещицу подарить её ему на дорогу. Теперь – на тройке до пристани, и дальше беззаботные актёры поедут первым классом парохода. «Покутим, братец!» – Но тут узнаётся, что купец раздобрился: готов на приданое всего одну тысячу. Гурмыжская отказывает (её паж тоже велит ей деньги беречь), Несчастливцев: «Тётушка, я краснею за вас… Да если б у меня были…» А что такое? Вспомнил: тысяча у него и есть в кармане на груди. «Не мешало бы старому псу и поберечь их на чёрный день…» И – дарит Аксюше. – Между тем пожаловали уже знакомые нам гости – тот льстец, и тот кавалерист. Нарядно переодетая, хозяйка объявляет им: «Я выхожу замуж… При всём моём желании остаться навсегда вдовой». А жених гостям: «Вы найдёте во мне самого горячего защитника наших интересов и привилегий». И барыня-невеста: «Он рождён повелевать, а его заставляли чему-то учиться в гимназии». А лакей уже подаёт, разливает шампанское. Пьют на прощание и бродячие актёры.

Эта комедия – из лучших у Островского, и сюжетом весьма отметна от других. Но – не удерживается автор: надо же послужить и общественному мнению, разъяснить. И Несчастливцев произносит прощальный разоблачительный монолог: «Брат Аркадий, зачем мы зашли, как мы попали в этот лес, в этот сыр-дремучий бор?.. Нет, мы благородные артисты, а комедианты – вы. Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили?» – И ещё новым голосом, самым возвышенным: «Люди, люди! Порождение крокодилов… О, если б я мог остервенить против этого адского поколения всех кровожадных обитателей лесов!» – Юный жених: «Но позвольте, за эти слова можно вас и к ответу!» Кавалерист: «Да просто к становому. Мы все свидетели!» – Несчастливцев вынимает из-за пазухи «Разбойников» Шиллера : «Цензуровано. Смотри! Одобряется к представлению».

Примечание. Первые постановки комедии «Лес» – 1 ноября 1871 года в Александринском театре, 26 ноября – в Малом. «Лес» широко ставился на провинциальной и частной сцене. В советское время пьеса была чрезвычайно популярна, помимо множества постановок в крупных городах и республиканских столицах СССР ставилась в Праге, Берлине, Дрездене, Хельсинки, Осло, Милане, Стратфорде (Королевская шекспировская компания) и др. Много постановок осуществлено и в постсоветское время. Существует полнометражный фильм (1980, Ленфильм) и несколько фильмов-спектаклей: Ленинградский театр драмы им. А.С. Пушкина (1953), Малый театр (1975, 2002), МХАТ им. А.П. Чехова (2004).

В этой пьесе барыня Раиса Павловна оказывается одураченной проезжими актёрами – один из них притворяется её наследником. Но не нужен ей больше наследник, Раиса сама хочет ещё пожить – уводит поклонника у своей воспитанницы Аксиньи. Но той повезло, ведь он – мошенник. Аксинья находит своё счастья, благодаря помощи артистов, которые упросили барыню дать девушке денег на приданое. И больше в этом лесу, где люди хуже зверей, артисты не задерживаются.

Пьеса учит оставаться людьми, даже в диком лесу социальной жизни со всеми её выгодами и удовольствиями.

Читать подробнее краткое содержание Островский Лес

Начинается история с того, что к Аксюше пристаёт Буланов (студент-неудачник). Он думает, что в фаворитах у барыни, поэтому всё ему позволено. Однако ему возражают, что барская воля меняется по семь раз на дню, лучше всего влиять на саму барыню, хоть уже не молодую и не красивую, чем на её воспитанницу. Тем более что Аксюшка взаимно любит сына купца, вот только его отец не хочет, чтоб невестка была без приданого. Впрочем, постепенно сын уговорами снижает «стоимость» желанного отцом приданого. Скоро купец доторговался с сыном до тысячи. Только и её влюбленным негде взять. Аксинья готова утопиться от отчаяния.

А барыня как раз ищет наследника – своего последнего родственника, чтобы оставить ему всё богатство. Но тут желания её меняются, она, отвечая на ухаживания Буланова, уже племянника и видеть не хочет. Новый фаворит мгновенно показывает своё истинное лицо слугам, он относится к ним свысока. Он начинает командовать старым лакеем, хамит, угрожает – обещает стать строже, чем сама Раиса. Зато старик воспринимает спокойно, мол, не таких видали, хотя и подчиняется временному фавориту.

В это время в усадьбу через лес приходят артисты – комик и трагик, соответственно, Счастливцев и Несчастливцев. У артистов нет даже табака, одни лишь воспоминания, какой дорогой и качественный они, бывало, курили. Вспоминают бедняки, как их бранили, гнали отовсюду… Узнав о ситуации с наследником, артисты решают сыграть шутку. Они используют всё своё мастерство, чтобы изобразить благородных людей – бар.

Впрочем, Несчастливцев, играющий роль племянника, совершает благородный поступок – просит у тёти, собравшейся выйти за Буланова, денег. Не себе! Аксюше на приданое.

И артисты, сделав самое главное доброе дело, уходят – пешком, как привыкли. Прочь из этого леса, ведь он для них стал символом всякой дикости в людях.

Картинка или рисунок Лес

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кто боится Вирджинии Вулф? Олдби

    Основными персонажами произведения является супружеская пара университетских преподавателей Джордж и Марта.

В 1870 году написал Островский "Лес". Краткое содержание этой комедии и ее анализ представлены в нашей статье. Комедия состоит из пяти действий. В 1871 году в журнале "Отечественные записки" опубликовал свое произведение Александр Островский.

"Лес": краткое содержание

Действие комедии происходит во владениях богатой помещицы Гурмыжской. Пьеса "Лес" (Островский), краткое содержание которой мы представляем вашему вниманию, начинается следующим образом. Господин Буланов пытается завоевать девушку Аксинью. После того, как она уходит, его лакей предлагает ему начать ухаживать за Гурмыжской.

Помещица в это время находится с Милоновым и Бодаевым. Раиса Павловна хочет выдать Аксинью замуж за Буланова и отыскать единственного своего наследника. Купец Восмибратов желает, чтобы девушка вышла за Петра, его сына. Он стремится к этому для того, чтобы приобрести лес. Восмибратов не вносит денег за него. Ему отказывают в замужестве.

Приобретение леса

Несмотря на все-таки приобретает лес, причем весьма выгодно. Он уезжает вместе со своим сыном, не оставив расписки. Раиса Павловна вынуждает Аксинью к тому, чтобы та сыграла роль невесты Буланова. Гурмыжская злится, так как девушка ненавидит "жениха". Петр и Аксинья влюблены друг в друга. Тайком ото всех они видятся в лесу.

Встреча Несчастливцева со Счастливцевым

Несчастливцев и Счастливцев сталкиваются на своем пути. Один из них следует из Керченя, а другой - из Вологды. Они говорят друг другу, что играть в этих городах не выйдет, так как нет труппы. Без денег, пешком, они продолжают свой путь.

Несчастливцев Геннадий Демиянович в рюкзаке несет сломанный пистолет и несколько хороших платьев. У Счастливцева же в узелке легкое пальто, украденные им где-то ордена и несколько книг. Они хотят создать труппу, однако хорошую актрису отыскать весьма непросто. Пообщавшись между собой и немного повздорив, Аркадий и Геннадий удаляются.

Сон Раисы Павловны

Помещица Раиса Павловна заигрывает с Булановым. Рассказом о сне Гурмыжской продолжается комедия Островского "Лес". Краткое содержание его следующее. Помещица рассказывает Буланову, что ей приснился сон о пропавшем родственнике - племяннике, который убил Буланова. Вскоре нелепый разговор между ними завершается - приезжает барин.

Геннадий и Аркадий в гостях у помещицы, разоблачение Восмибратова

Геннадий Демиянович представляется всем офицером в отставке. Он говорит, что Счастливцев - его лакей. Входят Восмибратов и Петр. Карп отказывается докладывать об их приезде. Буланов, общаясь с Геннадием Демияновичем, говорит, что учеба - не его ума дело, поскольку мышление у него изумительно от природы. Сам же он хочет научиться блефу в карточных играх.

Прибывшие гости устраиваются в беседке. Забирая расписку, Восмибратов лжет помещице Раисе Павловне, а также намекает Гурмыжской на отказ в сватовстве. Помещица недовольна. Она решает сообщить об этом Буланову. Пойманы Восмибратов с сыном. Купец после того, как речь заходит об обмане, громко кричит, выставляя себя грозным. Несчастливцев в итоге забирает деньги и передает их Раисе Павловне.

Намеки Геннадия, разоблачение помещицы

Помещица довольна оказанной ей помощью. Она обещает, что отдаст Несчастливцеву такую же сумму. Тот не верит ей. Однако он показывает влечение к помещице, делая (весьма обходительно) практически прямые намеки. Несчастливцев клянется сделать из женщины идола, обещает молиться на нее.

Аркадий из-за куста наблюдает за происходящим. Он видит, как помещица насмехается над актером, все свои деньги отдавая Буланову. Аркадий ночью хвалится Несчастливцеву, что оказался умен, поскольку смог отужинать за одним столом с барином и взял у ключницы в долг. Он опасается Геннадия, последнюю фразу договаривая из-за кустов.

Несчастливцев рассказывает, кто он на самом деле

Геннадий уверен, что не сможет простить барыню. Приходят Карп и Улита, а следом за ними входит Счастливцев. Улита (ключница) появляется из-за предстоящего свидания. Карп шутит над ней. Он рассказывает сплетни о барыне, приписывает ей различные романы. Улита остается наедине с Аркадием и говорит ему, что ей не нравится ее положение.

Геннадий продолжает держать в страхе Счастливцева. Он рассказывает ненароком Улите, что не является на самом деле офицером. Несчастливцев говорит, что он и его мнимый лакей - актеры. Аксинья и Петр находятся в саду. Купец Восмибратов соглашается получить меньшее приданое, чем ему полагалось. Влюбленные просят денег у Геннадия, он легко располагает Аксинью и Петра к себе. Девушка в отчаянии, однако Несчастливцев объясняет, что с финансами у него даже хуже, чем у нее. Тогда Аксинья говорит, что утопится в озере. Ее останавливает Геннадий.

Аксинья решает стать актрисой

Комедия "Лес" (Островский) продолжается тем, что Несчастливцев предлагает девушке работать актрисой в труппе, которую он создает. Она соглашается. Геннадий говорит, что они смогут прославиться на всю Россию. Аксинья, Петр и Несчастливцев уходят. Появляются Улита и Раиса. Улита рассказывает Гурмыжской новости, зовет Буланова и уходит.

Гурмыжская заигрывает с Булановым

Помещица вновь заигрывает с Булановым. Она просит его отгадать, что нравится ей. Гурмыжская лезет к нему с поцелуем, затем, отталкивая Буланова, говорит, что он Раиса Павловна просит его покинуть ее усадьбу. Однако тот не уходит. Утром он задевает Карпа своими шутками. Карп говорит, что не потерпит беспорядки в доме. Буланов опасается Несчастливцева, который издевается над ним. Однако у Геннадия нет выбора, ему приходится уйти, сказав, что этого пожелала помещица. Покидая дом, он случайно обнаруживает шкатулку с деньгами.

Геннадий получает тысячу рублей

Уже подходит к финалу пьеса "Лес" (Островский). Сюжет ее непростой, но весьма интересный. Гурмыжская заводит с Аксиньей беседу по поводу Буланова. В конце концов она ревнует своего возлюбленного к ней. Аксинья уходит, появляется Геннадий. Угрожая, он уговаривает помещицу отдать шкатулку. Гурмыжская отдает ему 1000 рублей, однако он говорит, что застрелится. Несчастливцев просит подать ему экипаж, предвкушая договоры, весьма выгодные для себя. Аксинья ищет Петра, чтобы попрощаться и уехать играть в труппе. Восмибратов соглашается получить тысячу рублей в приданое. Аксинья умоляет помещицу выделить им эту сумму.

Заключительные события

Буланов и Раиса решают вступить в брак. По этому случаю Геннадий пытается уговорить помещицу дать приданое, однако та отказывает. Буланов поддерживает ее. Геннадий сам отдает деньги влюбленным. Девушка благодарна ему, а Бодаев так удивлен благородным поступком, что собирается сообщить об этом в газете.

Монологом завершает свое произведение Островский ("Лес"). Краткое содержание его следующее: говорится о том, что молодые девушки хотят уйти из дома как можно скорее, а старые женщины имеют шанс выйти замуж за молодых парней. Аркадий сообщает Карпу, что если приедет повозка с лошадьми, следует развернуть ее обратно для того, чтобы молодые могли совершить приятную прогулку.

Перейдем к анализу пьесы, которую создал Островский ("Лес"). Краткое содержание ее наверняка вызвало множество вопросов у читателей. Это и понятно, ведь произведение является одним из самых сложных в творчестве Александра Николаевича. Давайте разберемся в том, что хотел сказать нам Островский.

"Лес": анализ

Пьеса "Лес", написанная в 1870 году, открывает десятилетие, в котором популярными были семейные романы. Основная мысль их - нерасторжимость общества и семьи. Островский, так же как Салтыков-Щедрин и Толстой, хорошо почувствовал, что в России пореформенного периода все изменилось и "только укладывается" (Толстой). Перемены в обществе отражает именно семья.

Все это и хотел показать в своем произведении Островский ("Лес"). Анализ пьесы позволяет убедиться в том, что через семейный конфликт в ней просвечивают большие сдвиги, которые произошли в жизни российского общества. В пьесе ощущается ветер истории. Он сдвинул многих людей из прочных и жестких ячеек государства, иерархически организованного. Все они сталкиваются между собой, спорят, сражаются в гостиной Гурмыжской. Это люди, которых невозможно было раньше представить в диалогическом общении: бедная воспитанница, неграмотный купец, уездная знать, недоучившийся гимназист из бедного семейства дворян, помещик Гурмыжский (который стал актером Несчастливцевым), актер из мещан.

Комедия "Лес" (Островский, как известно, создал не одно произведение подобного жанра) - одно из самых сложных и совершенных творений Александра Николаевича. Это нашло выражение в конструкции произведения, в сложности сюжетного построения. В формах народной комедии разработана история любви Петра и Аксиньи. Она напоминает раннее Эта линия не выдвигается в произведении на первый план, хотя драматическая борьба и развитие действия сосредоточены именно на ней. Участь Аксиньи, можно сказать, является поводом для развертывания еще одной линии - борьбы между свободным художником Несчастливцевым, "блудным сыном" Гурмыжских; и миром помещичьей усадьбы, главным идеологом которой является помещица Гурмыжская.

Высокая, героическая линия связана с образом Геннадия Несчастливцева. Однако она раскрывается во всей полноте и в связи с сатирической направленностью пьесы. Анализ "Лес" позволяет утверждать, что на семейном конфликте дается социальная характеристика (отчасти и политическая) общества пореформенных лет. В столкновении со своими антагонистами Геннадий является подлинно высоким героем.

Почему Островский назвал комедию "Лес"? Этот образ имеет аллегорический характер. Он является символом дикости нравов дворян, благовоспитанных внешне, однако развращенных внутренне. Ведь дворянская усадьба, в которой происходит действие, со всех сторон окружена лесом.

Пьеса Островского "Лес", анализ которой мы провели, является одним из самых интересных произведений в творчестве Александра Николаевича. Надеемся, вам захотелось познакомиться с оригиналом этой комедии. Ведь в рамках этой статьи невозможно передать художественные особенности, которые заложил в пьесу "Лес" Островский. Краткое содержание по действиям только описывает сюжет произведения.