Мы увидим, как уезжает последний трамвай. Виктор Суворов: Мы еще увидим, как рухнет Россия

Анна Уткина. Фото: Анна Данилова

Министерство просвещения подготовило законопроект, запрещающий отдавать сирот в семьи, где уже есть трое и больше детей или меньше 18 кв метров жилья на человека.

Наверное, это должно было волновать только приемных родителей. Нам, тем, у кого в семьях пока только кровные дети, нечего бояться! Нас никто не трогает и, наверное, не посмеет тронуть, потому что нет ничего страшнее разъяренной матери, защищающий своих детей ни в дикой природе, ни среди людей. Но мне все-таки страшно.

Мы с младшим сыном однажды попали в больницу с сотрясением мозга. Он еще нетвердо ходил и неудачно упал, играя с сестрой.

Наш сосед по палате, ровесник моей старшей дочери лежал там уже давно, и за ним ухаживала мама. Мальчик не мог самостоятельно ходить после травмы, можно себе представить, как тяжело четырехлетнему ребенку месяцами лежать в четырех стенах. Но он совершенно не унывал, ведь мама была с ним каждую минуту, каждый день приносила новые игрушки и даже готовила к школе. У них был четкий режим игр, отдыха и занятий.

Глядя на них, я думала, что малыш, конечно, быстро восстановится при такой заботе. Только странно, что на маму он совсем не похож… Когда мы выписывались, и я пожелала им с сыном скорейшего выздоровления, мама, пользуясь тем, что мальчик заснул призналась мне, что она – не мама, а больничная сиделка. Мама мальчика погибла в страшной аварии.

Она вытерла рукавом слезы: «уже не знаю, как расстанусь с ним, он мне стал как родной, я даже сама забываю, что это – не мой сын». За несколько месяцев они стали друг другу родными.

На детской площадке мы часто встречаем многодетную семью, где среди трех абсолютно пепельных блондинов-одуванов бегает двухлетний мальчик-мулат. Мама смеется «ну, ему, конечно, придется сказать правду о том, как он у нас появился».

Я однажды видела, как он упал с качелей и как к нему бежал папа. Глаза пап в таких ситуациях особенно полны ужаса. Как он прижал его и качал, дул ему на ранку и на руках понес домой. Мы разговорились, потому что этому мальчику, как и моей дочке, поставили «аутические черты». В два года он не говорил ни слова, но бежал, раскинув руки навстречу маме, которая звала его: «Где моя маленькая ягодка?» Я не знаю, сколько квадратных метров дома у этих людей, но детей у них уже четверо.

Приемные родители рассказали сотни историй о том, насколько приемным детям лучше с ними, чем в системе. Но по привычке отдавать другим больше, чем брать себе, мало кто упомянул главное – им тоже лучше с приемными детьми, чем без них. Я могу перечислить много случаев, когда приемные матери прикипали к детям, которые не были «кровными», как навещали их, боролись, ждали, готовились.

Душераздирающие ролики о том, как иностранные родители плакали о «своих» детях, оставшихся в детских домах после «Законы Димы Яковлева» помнят многие. Возможно, скоро мы увидим их и от тех, кто нам «ближе», потому что мы живем в одной стране.

Мы гуляем на одних площадках, вместе лечим и учим наших детей. Возможно, вы об этом не знаете, но среди ваших знакомых точно есть приемные родители. А не догадались вы об этом как раз, потому что многие из них уже и сами не помнят, что они не «кровные». Многие забыли об этом еще на стадии «гостевого режима».

Поэтому такие родители сейчас в панике, если у них уже есть трое детей. Они готовились принять в семью еще одного, а этой возможности может и не быть. Ужасно.

Я тоже в ужасе, потому что я – тоже мама. Даже в страшном сне я не могу себе представить, что у меня отнимут ребенка, которого я ждала. Не дадут забрать его, того, кому я обустраивала комнатку, для которого с такой любовью выбирала «приданое», о котором мечтала – как мы будем вместе гулять, как он будет играть в футбол с папой и читать волшебные сказки о феях и пиратах со мной. Как он вырастет моим защитником, подарит мне шейный платочек на «день матери»… Я ждала своих детей во время беременности, приемные родители ждут своих детей, пока готовятся их документы.

Девочка Устинья все еще , кстати, именно поэтому – не все кандидаты смогли собрать документы. А если в их семье больше троих детей или меньше 18 кв м, уже и не соберут… Эта девочка даже мне, тому, кто стал случайным свидетелем ее трудной маленькой жизни, не дает покоя. Что говорить о том, кто уже пытался примерить на себя роль ее родителя?

Поэтому я хочу, чтобы нас услышали. Это – боль не только приемных родителей, этот боль всех родителей. Всех мам и всех пап. Всех, кто знает, что такое – ждать ребенка. Неважно, откуда он появился, «кровный» он по рождению или стал кровным, потому что в него вложили всю душу.

Не надо разлучать родителей и детей. Мы все знаем, что такое ждать, лечить, любить и кормить. И я не хочу, чтобы семья, которая готовилась к появлению малыша (пусть ему пять, десять или тринадцать лет), ждала напрасно и испытывала боль потери, потому что недостаточно метров или, потому что ее любви, якобы, не хватит больше, чем на трех детей. Хватит. У некоторых – большое сердце.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Григорий Богослов

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Никто из людей никогда не находил и не найдет Бога - что Он есть по естеству и сущности… Найдет же, как я думаю, когда это богоподобное и божественное, то есть наш ум и наше слово, соединится со сродным, образ взойдет к Первообразу, к Которому теперь стремится. И это, как мне кажется, выражается в том весьма любомудром учении, что мы познаем, подобно как мы познаны .

О богословии.

Свт. Григорий Палама

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Триады в защиту священно-безмолвствующих. Триада II, 3.

Свт. Феофан Затворник

Видим убо ныне якоже зерцалом в гадании, тогда же лицем к лицу; ныне разумею от части, тогда же познаю, якоже и познан бых

«То же объясняет Апостол и другим примером: видим , говорит, ныне якоже зерцалом . Но так как зерцало представляет видимый предмет довольно ясно, то он присовокупляет (якоже, а потом): в гадании , дабы показать, что настоящее знание в высшей степени неполно» (святой Златоуст). «Настоящее есть тень будущего, ибо во святом крещении усматриваем образ воскресения, а тогда увидим самое Воскресение. Здесь видим вместообразная Владычнего тела, а там узрим самого Владыку. Сие значат слова: лицем к лицу . Увидим же не невидимое Его естество, для всех незримое, но воспринятое Им от нас» (Феодорит). «Лицем к лицу , сказал Апостол не потому, будто Бог имеет лице, но чтобы выразить яснее и удобопонятнее (совершенство тогдашнего знания пред нынешним). Видишь ли, как возрастут все наши познания?» (святой Златоуст).

Бог всегда сокровенен есть и пребудет; не зрят Его непосредственно и самые высшие существа, а только в проявлениях Его славы. Большего и совершеннейшего лицезрения Божия не будет, как то, которого удостоятся верующие в лице Господа Иисуса Христа. В этом неизреченная к нам милость Божия. Он всячески хочет, чтобы мы узрели Его, но как прямо этому быть нельзя, то Он благоволил воплощену быть Единородному Сыну Божию, чтобы достойные могли зреть Бога в очах Его. В очах наших душа душу видит и душа с душою соединяется. Опыт имеем в тех, кои полюбили друг друга. Они чувствуют, что чрез глаза душа будто переливается в душу. Так верующие чрез очи Господа будут ближе общиться с сокровенным Божеством. И в этом все их блаженство.

Ныне и из того, что уже имеем, многое сокровенно, может быть и потому, что многое здесь является только в начатках, тогда же явится, как есть. Кто может сказать, в чем обновление нашего естества? Но оно есть, и есть в действии, идет к концу, зреет, явится же в будущем веке. Почему святой Иоанн Богослов говорит: вот мы чада; но не у явися что будем (1 Ин. 3, 2) . Нынешнее наше знание относительно будущего похоже на ветхозаветное относительно настоящего. Так понимает это святой Златоуст. «Дабы хотя немного объяснить тебе это различие и ввести в душу твою хотя некоторый луч разумения этого предмета, припомни теперь, когда воссияла благодать, о временах подзаконных. До благодати тогдашнее казалось чем-то великим и удивительным, но после благодати оно стало невелико. Но дабы сказанное мною сделалось более ясным, возьмем какое-нибудь одно из тогдашних священнодействий, и ты увидишь различие. Представим, если хочешь, пасху ветхозаветную и новозаветную, и ты поймешь преимущество (последней над первою). Иудеи совершали ее, но совершали как бы в зерцале и гадании; неизреченных же таин они даже и на уме никогда не имели, и не знали, что прообразовали их действия; они видели закланного агнца, кровь бессловесного и помазанные ею двери; а что воплотившийся Сын Божий будет заклан, избавит всю вселенную, даст в снедь грекам и варварам Кровь Свою, отверзет для всех небо, предложит тамошние блага человеческому роду, вознесет окровавленную плоть выше неба и неба небес, и вообще выше всех горних воинств, Ангелов, Архангелов и прочих Сил, и посадит ее на самом царском престоле одесную Отца в сиянии неизреченной славы, этого никто из них тогда и не мог представить в уме своем».

Что значат слова: тогда же познаю, якоже и познан бых ? – И этим тоже объясняется высшая мера будущего ведения сравнительно с настоящим. Тогдашнее познаю, якоже познан бых заменит нынешнее: разумею отчасти . Следовательно, якоже познан бых объясняет меру тогдашнего знания. Ибо это уже совершившееся дело. В чем же оно? Что за смысл в словах: якоже познан бых ? – Святой Златоуст говорит: «Как Он Сам наперед познал меня и Сам снизшел ко мне, так и я достигну до Него тогда гораздо больше, нежели теперь. Сидящий во мраке, прежде нежели увидит солнце, не сам приходит к прекрасным лучам его, но они являют ему себя, когда засияют; а когда он примет сияние их, тогда уже и сам стремится к свету. Такой же смысл в словах: якоже и познан бых , не тот, будто мы познаем Его так, как Он нас, но как Он Сам снизшел к нам ныне, так и мы достигнем до Него тогда, узнаем многое такое, что ныне сокровенно, и сподобимся блаженнейшей беседы и премудрости».

Феодорит же понимает это так: «Не то говорит Апостол, что познаю Его, как сам Им познан, но, что определеннее узрю Его, как соделавшийся Ему своим. Ибо слово: познан употребил Апостол вместо слова: присвоен. Так и Моисею сказал Господь: вем тя паче всех (Исх. 33, 17) , и Апостол говорит: позна Господь сущия Своя (2 Тим. 2, 19) , то есть удостаивает их большего промышления». Не раз употребил Апостол сие слово,– и все оно темновато. Верно и это принадлежит к предметам, кои тогда познаны будут в совершенной ясности.

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу. Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан (ст. 12). Все наши знания, которые кажутся такими ясными, такими светлыми, - ничто иное, как видимое чрез тусклое, нечистое стекло. А когда всё откроется совершенно, мы всю истину и всю правду увидим лицом к лицу. И тогда познаем всё, подобно тому, как я познан, как Бог познал меня; как для Бога нет сокровенного в мире, и для меня не будет сокровенного: я всё познаю. Любовь всё откроет.

Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.

Прп. Ефрем Сирин

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Видим ныне, как чрез зеркало в загадке , в совершенном же состоянии будет истина, - что и означает: лицем к лицу. Ныне познаю отчасти , но в совершенном состоянии познаю не так, как познал я, но как познал меня Бог по делам моим.

Толкование на послания божественного Павла.

Прп. Исидор Пелусиот

Ныне разумею отчасти , - сказал священный Апостол, зная, что Бог показал бы и здесь преизобилие Своей премудрости, если бы принимающий способен был к принятию невместимого ныне ведения, которое, однако, соделается, по возможности, вместимым в будущем веке.

Письма. Книга I.

Прп. Максим Исповедник

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Вопрос : Каково различие зеркала и гадания ?

Ответ : Зеркало , если попытаться дать ему определение, есть совесть, которая, соответственно [духовному] деланию, чисто отражает образ всех благ и посредством которой человеку, имеющему чистую мысль, присуще видеть Бога. Или же: [зеркало есть] навык в духовном делании, единообразно сочетающий друг с другом все добродетели и как бы заключающий [их] в [единый] божественный лик. Гадание же есть ведение, [обретаемое] посредством полного, насколько то доступно естеству [человеческому], постижения в созерцании божественных логосов и обладающее отражением того, что превышает мышление. И если просто [сказать]: зеркало есть навык, обнаруживающий будущий образ первообраза добродетелей, являемый в достойных [людях], ибо будущая цель деятельного любомудрия как бы смутно угадывается в обладающих зеркалом . А гадание есть проявление первообраза того, что постигается умом при ведении.

Итак, всякая здешняя праведность, по сравнению с будущей, имеет, если придерживаться высказывания о зеркале , образ первообразных вещей, а не сами эти вещи, существующие такими, какими они есть. И всякое здешнее ведение горнего, по сравнению с будущим, есть гадание , имеющее отражение истины, а не саму истину, которой предстоит стать явной в будущем. Ибо поскольку божественные [вещи] объемлются добродетелью и ведением, то зеркало обнаруживает первообразные [вещи] сообразно добродетели, а гадание - первообразные [вещи] сообразно ведению. Таково различие зеркала и гадания , так как зеркало указывает на будущую цель деятельного [любомудрия], а гадание проявляет тайну созерцательного [богословия].

Вопросоответы к Фалассию.

Господь иногда отсутствует, а иногда присутствует [в нас]. Присутствует Он при созерцании лицем к лицу, а отсутствует при созерцании как сквозь тусклое стекло и гадательном.

Господь присутствует, через добродетели, в человеке, предающемся [духовному] деланию, и отсутствует в том, кто не осуществляет никакого логоса добродетели. И опять же: Он присутствует в человеке, предающемся созерцанию [Божественного] через истинное ведение сущих, и отсутствует в том, кто уклоняется от такого ведения.

Главы о богословии.

Прп. Анастасий Синаит

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

О том, что рассуждение о Боге опасно и возможно [лишь] для немногих, свидетельствует божественный апостол, говоря: «Я глаголю отчасти и отчасти знаю». Если тот, кто «восхищен был до третьего неба и в раю узнал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12.2-4) , если такой человек, имеющий обитающего в нем Христа (см. Гал. 2:20) , изрекает, что «я глаголю отчасти и отчасти знаю», то кто может сказать: «я глаголю совершенным образом и совершенным образом знаю»?

Вопросы и ответы.

Блж. Августин

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Так уже видят святые ангелы, которые называются и нашими ангелами, потому что, избавившись от власти тьмы и с залогом Духа переселившись в царство Христово, мы начинаем уже принадлежать к тем ангелам, с которыми у нас будет общим святой и сладостнейший град Божий, о коем мною написано уже столько книг.

О граде Божием.

Поскольку мы, как обещано нам в воскресении, будем иметь тело духовное, представим его себе, будучи в теле - мысленно или каким-либо чудесным образом, ибо красота тела духовного неописуема. Тогда же мы увидим его соответственно нашей способности - не ограниченным в пространстве, не большим в одной части и меньшим в другой, потому что оно не тело и в полной мере присутствует повсюду.

Послания.

Блж. Феофилакт Болгарский

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно

Объясняет сказанное о младенце, и показывает, что нынешнее наше знание - какое-то темное, а тогда будет яснейшее. Ибо, говорит, видим ныне в зеркале. Потом, поскольку зеркало довольно отчетливо показывает отражающийся в нем предмет, присовокупил: гадательно , дабы с наибольшей точностью показать неполноту этого знания.

Тогда же лицом к лицу

Говорит так не потому, будто Бог имеет лицо, но дабы чрез это показать ясность и наглядность знания.

Теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Вдвойне уничижает их гордость, показывая, что нынешнее знание неполное, и что оно не наше собственное. Не я, говорит, познал Бога, но Он Сам познал меня. Посему, как ныне Он Сам познал меня, и Сам снизошел ко мне, так и я достигну Его тогда гораздо больше, нежели теперь. Как сидящий во тьме, пока не видит солнца, не сам стремится к прекрасному лучу его, но луч показывает себя ему своим сиянием, а когда он примет сияние солнечное, тогда уже и сам стремится к свету. Итак, слова подобно как я познан не то значат, будто мы познаем Его так, как Он знает нас, но то, что как ныне Он снизошел к нам, так и мы достигнем до Него тогда. Подобие: некто нашел брошенное дитя, благородное, благовидное; с своей стороны признал оное, поднял и взял к себе, приложил о нем попечение, благородно воспитал, наконец, одарил богатством и ввел в царские палаты. Дитя, пока оно молодо, ничего этого не чувствует, и не сознает человеколюбия лица, поднявшего его. Но, когда оно возмужает, тотчас признает своего благодетеля и возлюбит его достойно. Вот тебе пример в пояснение того, что прикровенно выражено в сказанном.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Климент Алексанарийский

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Познавая самих себя по отражению Бога [в нас], мы по возможности одновременно созерцаем и производящую причину божественного в нас.

Строматы.

Ориген

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Если высшее познание даже достойным предлагается в этой жизни как бы сквозь тусклое стекло и гадательно , а в будущей будет приобретаться лицом к лицу , то было бы нелепо об остальных добродетелях думать иначе, поскольку, приобретенные в этой жизни, они только в будущей жизни достигнут своего действительного совершенства.

О молитве.

Дидим Слепец

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Это означает следующее: то, во что мы сейчас верим, слушая Писание, то после воскресения узрим очами и познаем на деле, поскольку знание отчасти прекратится. Ведь знание слухом есть лишь часть знания и опыта очами.

О Троице.

Пелагий

Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан

Тусклое стекло - закон Моисея, в котором все образно и затемнено.

Проверка слова:

Поиск ответа

Всего найдено: 20

Вопрос № 299501

В чем отличие понятий "бедный" и "нищий"?

Большой толковый словарь

БЕ ДНЫЙ, -ая, -ое; бе ден, -дна , -дно, бе дны и бедны ; бедне йший. 1. Не имеющий достаточных или необходимых средств к существованию; неимущий и малоимущий (противоп.: бога тый). Б. крестьянин. Б-ые слои населения. Б-ое хозяйство. Б-ая страна, деревня. Б. как церковная крыса, мышь (об очень нуждающемся человеке). // Характерный для такого состояния, свидетельствующий о нём. Б-ая изба, обстановка. Б-ые кварталы. Б. ужин. Б-ая жизнь. 2. (чем). Испытывающий недостаток в чём-л., в каком-л. отношении, небогатый по содержанию, средствам выражения, составу и т.п. Б-ая природа, растительность. Б-ая библиотека, коллекция у кого-л. Б-ые декорации. Б-ая фантазия. Б-ое воображение. Речь малочитающих бедна. Река бедна рыбой. Провинциальная жизнь бедна событиями. * Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя (Библия). 3. только полн. Вызывающий сострадание, сочувствие; достойный сожаления, несчастный. Им, бедным, так плохо без детей. Он, б., так одинок. Б-ое животное. * Но бедный, бедный мой Евгений... (Пушкин). Бе дный родственник. О человеке, неравном кому-л. по материальному положению, состоянию или достоинствам. < Бе дненький, -ая, -ое. Разг. Уменьш.-ласк. * Бедненький бес Под кобылу подлез (Пушкин). Бе дные, -ых; мн. Бедняки, беднота (1 зн.). Больницы для бедных. Разговор для (в пользу) бедных (о бесполезном, пустом разговоре).

1. НИ ЩИЙ, -ая, -ее; нищ, - а , -е; нищ е е. 1. Живущий подаянием, милостыней. У церкви побирались н-ие старухи. * А увидим мы Старца нищего, Подадим ему Мы копеечку (Некрасов). 2. Неимущий, крайне бедный; отличающийся нищетой. Н-ие крестьяне. Н-ая интеллигенция. Н-ая деревня. Н-ее существование. Н-ая жизнь. Н-ие годы. 3. (чем). Испытывающий острый недостаток в чём-л., скудный, бедный. Н. духом, умом, талантом. Духовно, душевно н. * Чересчур страна моя поэтами нища (Маяковский).

2. НИ ЩИЙ, -его; м. Человек, который живёт подаянием, нищенствует. Я знал одного нищего. Нищие с утра уже на паперти. < Ни щая, -ей; ж. Ни щенский (см.).

Вопрос № 293178

Дорогая Грамота.ру! Вопрос, конечно, по незнанию правил русского языка. Объясните, пожалуйста, почему увидеть через е, а увидим , увидим ся через и?

Ответ справочной службы русского языка

Гласная е в глаголе увидеть является непроверяемой. Глагол относится ко II спряжению, поэтому личных окончаниях 2 и 3-го лица ед. числа, 1 и 2-го лица мн. числа, а также в суффиксе страдательного причастия наст. времени и соотносимого с ним прилагательного пишется гласная и: (ты) видишь, (он) видит, (мы) видим, (вы) видите, видимый .

Вопрос № 290756

Здравствуйте! Проконсультируйте, пожалуйста, по поводу пунктуации в следующем предложении: И когда я тебе сказал: "Давай увидим ся", ты говоришь: "Нет, не надо". Корректна ли расстановка двоеточий и кавычек? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Все правильно.

Вопрос № 288065

Здравствуйте. В конструкциях «такие» + слово + «как» нужна запятая перед «как»? Мы увидим такие страны, как Греция, Италия...

Ответ справочной службы русского языка

Запятая поставлена правильно.

Вопрос № 285370

С точки зрения лексической сочетаемости возможно ли словосочетание "проверять время"?

Ответ справочной службы русского языка

Да, это сочетание допустимо. Ср.: Комиссар проверил время . Л. Кассиль, Кондуит и Швамбрания. По этим звонкам можно было проверять время . А. Чаковский, Блокада. Впрочем, есть еще возможность проверить время: ночью мы увидим Землю, которая делает оборот в двадцать четыре часа . К. Циолковский, На Луне.

Вопрос № 278893
Здравствуйте. Есть у меня сомнения в необходимости запятой в следующей фразе:
"Давайте беречь зрение - может быть, увидим что-нибудь хорошее!". Как правильно расставить знаки препинания?

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация корректна.

Вопрос № 270502
Здравствуйте, уважаемые сотрудники портала Грамота.ру!
Приведите, пожалуйста, парадигму спряжений глагола "увидеться".
Почему инфинитив "увидЕться", но форма 3 л.ед.ч. "увидится"?
Ваш ответ на вопрос № 257486 совсем сбил меня с толку, на который вы отвечаете: "если придется увидЕться".
Совсем запутался.
Помогите, пожалуйста, разобраться.

Ответ справочной службы русского языка

Глагол видеть и образованные от него глаголы (в т. ч. увидеться ) являются глаголами-исключениями и относятся ко второму спряжению: увидим ся, увидишься, увидитесь, увидится, увидятся.

Вопрос № 267099
Здравствуйте!

Меня интересует, используется ли в русском речевом этикете "Увидим ся!" без никаких пояснительных слов: скоро, завтра и т.п.

С наилучшими пожеланиями

Р. Гождзик

Ответ справочной службы русского языка

Да, это слово с недавнего времени используется в русском языке (без каких-либо пояснительных слов) как формула прощания. О ее происхождении пишет известный лингвист М. А. Кронгауз в книге «Русский язык на грани нервного срыва»: Под влиянием английского языка в русском появилось еще несколько вежливых формул. Наиболее прижилось, пожалуй, прощание «увидим ся!». Многие вообще считают его исконно русским. Однако это не так. В русском такое слово, конечно, существовало, но оно никогда не завершало беседу. В отличие от английского «see you!», калькой которого оно является.

Здравствуйте! В ответе на вопрос № 192090 очень уважаемый мною г-н Лопатин приводит, как мне кажется, спорное объяснение написания буквы Е после И в слове "риелтор": "существует тендеция писать после И не Э, а Е, сравните: диета, диез, коэффициент, абитуриент, сиеста". Но ведь во всех этих словах, кроме слова "коэффициент", буква Е после гласной обозначает 2 звука: . В слове же "риэлтор" слышится только гласный звук [э]. Почему же мы уважаем, по выражению г-на Лопатина, написание слова в языке-первоисточнике, поэтому пишем "риелтОр" (с чем я согласна), но не уважаем собственную фонетику и пишем "рилтор? Ведь тенденция писать в заимствованных словах букву Е там, где не требуется обозначить два звука или мягкость предыдущего согласного, то есть там, где с точки зрения русской фонетики должна быть буква Э, лишена логики, не правда ли?

Ответ справочной службы русского языка

Сочетание звуков [иэ] на месте букв ие произносится не только в слове коэффициент (и в других словах на -ент, например пациент, ингредиент и др.), но и в словах диез (литературная норма именно д[иэ]з), спаниель, а также (по старшей литературной норме) в словах абитуриент, диета, сиеста. Если мы откроем «Орфоэпический словарь русского языка» под ред. Р. И. Аванесова (М., 2000 и более ранние издания), мы увидим там рекомендацию произносить абитур[иэ]нт, д[иэ]та, с[иэ]ста. Поэтому написание риелтор при произношении р[иэ]лтор не является каким-то единичным случаем, плохо понятным исключением или прихотью лингвистов; оно соответствует принципам русской орфографии (писать е после букв е и и , даже если произносится э ).

Вопрос № 256713

Ставится ли (в письме, статье) вторая, после постскриптума, подпись, или подпись остаётся одна, после основного текста? Я послал в журнал статью, подписанную один раз, после основного текста, без подписи после постскриптума, и редактор, профессор МГУ, выразил неудовольствие: мол, статья будто бы не подписана. Но моя сослуживица сказала, например, что они с дочерью, ученицей четвёртого класса, недавно "проходили" эту тему (написание письма) и в школе учат так: вторая подпись, после постскриптума, не ставится. Так кто прав - профессор МГУ или ученица четвёртого класса?

Ответ справочной службы русского языка

Замечание редактора, на наш взгляд, необоснованно. Постскриптум – это приписка в письме после подписи (такое определение – в «Толковом словаре иноязычных слов» Л. П. Крысина). После постскриптума вторая подпись не ставится. Вот пример концовки письма, приведенный в пособии А. Акишиной, Н. Формановской «Этикет русского письма» (М.: Русский язык, 1986):

Целую.
Всегда твоя Валя
P.S. Совсем забыла написать, что вчера встретила Олега. Он передавал тебе большой привет. Еще раз крепко целую.

А вот концовка письма А. П. Чехова М. М. Чехову от 25.08.1877 (Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького – М.: Наука, 1974–1983. Т. 1. Письма, 1875-1886. – М.: Наука, 1974. С. 26):

Кланяйся Грише и Лизе. (А если другая сестра в Москве, то и ей.) Прощай, будь здоров и богат, твой брат

А. Чехов.

Если будут деньги, то на Рождество увидим ся.

Вопрос № 256612
Уже задавала свой вопрос, но нет ответа.
Вопрос касается приветствия "Доброй ночи!", которым часто на телевидении в ночное время приветствуют друг друга. Мне кажется, более уместно употреблять "Добрый вечер!" даже, если время ночное. Т.к. Доброй ночи сразу ассоциируется с пожеланием Спокойной ночи. Что говорят правила? Пожалуйста, ответьте.

Ответ справочной службы русского языка

Употребление приветствий регулируется не столько правилами (о правилах уместно говорить, когда речь идет о правописании), сколько нормами речевого этикета. Вот что пишет о приветствии Доброй ночи! известный российский лингвист д. ф. н., проф. М. А. Кронгауз в книге «Русский язык на грани нервного срыва» (М., 2008):

Среди новых «уродцев» речевого этикета есть и исконно русские. Одно из самых нелюбимых мной – новое и уже вполне прижившееся приветствие «Доброй ночи!». Оно появилось вместе с новым явлением – прямым ночным эфиром. Сначала в речи ведущих, которые таким образом – с особым шиком – здоровались со зрителями / слушателями, звонившими ночью в студию. Потом же «Доброй ночи!» было подхвачено и самими звонившими и даже вышло за пределы студийных бесед. Например, оно иногда используется как приветствие при телефонном звонке в слишком позднее время.

В действительности, появление такого приветствия противоречит многим нормам языка. Во-первых, в европейских языках аналогичная формула (good night, Gute Nacht и bonne nuit) используется именно при прощании, в отличие от дневного приветствия типа английских good morning, good evening, немецких Guten Morgen, Guten Tag, Guten Abend или французских bonjour, bonsoir. Это соответствует и обычному русскому прощанию «Спокойной ночи!».

Во-вторых, в русском языке «Доброй ночи!» как формула прощания уже существует, хотя и используется значительно реже, чем «Спокойной ночи!».

В-третьих, в ней представлен родительный падеж, который в русском языке означает пожелание, традиционно используемое именно как прощание: «Счастливого пути!», «Удачи!», «Счастья вам!» и т. д. (с опущенным глаголом «желаю»). Приветствие же выражается другим падежом («Добрый день!», «Хлеб да соль»!).

В последнее время по аналогии с этим появляются и новые «неправильные» приветствия. Например, в Интернете все чаще встречается «Доброго времени суток!», подчеркивающее тот факт, что электронное письмо может быть получено в любое время.

Как лингвист, я бы всячески рекомендовал не расшатывать стройную систему русского этикета и не использовать приветствий в родительном падеже. В том же Интернете встречается и более грамотное приветствие «Доброе время суток!». Игра сохраняется, а правила соблюдены. Но при всем при этом я рискую оказаться в положении авторов, боровшихся с прощанием «Пока!». Ведь последнюю точку ставит не лингвист, а народ. И если слово овладевает массами, а массы – словом, то никакой лингвист не сможет его запретить. Так что поживем – увидим .

Вопрос № 256049
Добрый день, сотрудники ГРАМОТЫ! Очень нравится ваш сайт, жаль только, что редко отвечаете на мои вопросы.Подскажите, пож-та, корректны ли фразы: добро пожаловать НА передачу, увидим ся в след.раз НА передаче(обращаясь к телезрителям); спасибо, что пришли НА передачу (обращаясь к гостю в студии)? Подскажите альтернатив.варианты. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такие конструкции корректны.

Вопрос № 248846
Подскажите, пожалуйста, как будет правильно если вопрос я задаю в будущем времени
"Мы завтра увидЕмся?" или "Мы завтра увидИм ся?" Пожалуйста, с разъяснением))

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: мы увидим ся (гласная И пишется в личных окончаниях глаголов, относящихся ко второму спряжению).

Вопрос № 242880
Вопрос о том, на какой слог все-таки падает ударение в фамилии персонажа Булгакова Воланд. Общепринято ударение падает на первый слог, но если мы внимательно вчитаемся в роман, то в последних его частях, там, где милиция допрашивает свидетелей, мы увидим , как один из них был не уверен в произношении фамилии и высказывался так: "То ли Воланд, то ли Фаланд..." Если ударение сохранить на первом слоге, то созвучия между двумя вариантами нет. Если же ударение перенести на второй слог, то тогда фамилии мгновенно превращаются почти в одно и то же. Каково Ваш мнение на этот счёт?

Ответ справочной службы русского языка

В «Энциклопедии литературных героев» (М., 1997) зафиксировано: Во ланд. Ударение падает на первый слог.

См. поживём увидим … Словарь многих выражений

УВИДИМ, - сказал слепой (Услышим, сказал глухой) присл., побас. Со временем разберемся со всеми проблемами … Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий

- (а покойник, на столе лежа, прибавил: до всего доживем). См. БЫЛОЕ БУДУЩЕЕ …

Погоди: чья сила будет правее. Увидим еще, чья возьмет. См. СМЕЛОСТЬ ОТВАГА ТРУСОСТЬ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

- (и вот увидим!) Не мы увидим (доживем), так дети наши (непременно будет) Ср. Это не может быть, это было все слишком гадко... Поживем увидим, сказал Билибин. Гр. Л.Н. Толстой. Война и мир. 1, 8, 10. Ср. Qui vivra verra … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Нареч, кол во синонимов: 16 будущее покажет (15) в дальнейшем будет ясно (2) … Словарь синонимов

Почем знать, как знать, поди угадай, это мы еще посмотрим, кто его знает, неизвестно, неведомо, поглядим, там видно будет, будущее покажет, посмотрим, кто знает, поди узнай, увидим Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ВИДЕТЬ, вижу, видишь; виденный; несов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

- «ПОЖИВЕМ УВИДИМ (сериал)», Россия, ФОНД МЕДИКО ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ «ВАМ», 1996 1997, цв. Минителесериал, бытовая драма. 1 я серия «Свет в окне» (11.12.96)2 «Особенно осенью» (18.12.96)3 «Земляничное варенье» (25.12.96)4 «Странный романс» 5… … Энциклопедия кино

Видели друга, увидим и недруга. См. БЫЛОЕ БУДУЩЕЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Книги

  • Переживем-увидим. Сатирические и юмористические россыпи , Хочинский Владимир Михайлович. "Сколько промахов - и все в цель!"Санкт-Петербургский писатель-сатирик В. М. Хочинский, мастер советской и российской афористики, много лет работает в труднейшем литературном жанре. Его…
  • Поживем - увидим , Анатолий Кривоносов. Действие романа Анатолия Кривоносова "Поживем - увидим" происходит в наши дни далеко на севере страны. В центре внимания автора работа и жизнь коллектива геологоразведочной партии, ведущей…