По предмету обществознание. Что такое обществознание

Определение термина обществознания - очень простое и явно из самого названия. Это комплекс дисциплин, изучающих различные стороны человеческого общества. Попросту говоря, обществознание - это наука об обществе, и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться. По сути же эта наука пересекается с множеством других, таких как социология, социальная психология, история, политология, правоведение, философия и прочие.

История обществознания.

Первые работы в истории обществознания, которое тогда еще не имело определенного названия, появились еще в Древней Греции. Платон придумал свое учение о справедливом обществе, чем-то напоминающее современные работы о социализме, а Аристотель придумал понятие «демократия», которое знакомо сейчас даже первоклассникам. Среди прочих общественных и политических деятелей свой вклад в развитие обществознания вложили Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье, Карл Маркс и другие. Идеи многих из них по современным меркам были достаточно радикальными. Макиавелли, например, известен своей идеей о том, что цель оправдывает средства, а Вольтер считал, что бедные рождены для того, чтобы работать на богатых, и это и есть идеальное общество. Тем не менее, все эти работы оказали влияние на общество , а значит и на наш предмет.

Обществознание как школьный предмет.

Обществознание как школьный предмет в нашей стране появилось еще в 60-х годах прошлого века под названием обществоведение. С тех пор его продолжают преподавать, изучать и развивать. Обществознание входит в список предметов, утвержденных Рособрнадзором, на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) .

Заключение.

Обществознание не дает все ответы на вопросы о человеке и обществе . Этим занимаются более конкретные науки, как психология, социология или правоведение, но наш предмет обобщает в себе знания этих наук, формирует целостную картину и дает направление для дальнейшего изучения и исследования.

Обществознáние - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества . Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии , социологии , социальной психологии , правоведения , экономики , политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типичных проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.

Обществознание как предмет в средней школе

Обществознание - обобщённый школьный предмет средней школы РФ , затрагивающий разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение » в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук .

Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности » (находящиеся за рамками положительной науки).

Обществознание как комплекс наук

Обществознание - обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества - например, психологии).

Под термин «обществознание» подпадают как минимум:

Зачем нам нужно обществознание?

Первое, что поможет школьнику, - задать себе вопрос: «Зачем мне нужно обществознание и чем оно поможет в реальной жизни?»

Этот предмет учит жить в современном обществе. Мы находим ответы на вопросы: «Зачем нужна семья?», «Почему люди стали жить в городах?», «Зачем появилась религия и почему люди стали верить в одного Бога, а не во множество языческих?», «Почему они носят одежду?», «Что такое власть?», «Почему мы голосуем за президента, какая его роль в современном мире?» и т. д.

С помощью обществознания мы знакомимся со своими правами и обязанностями, учимся жить в социуме и формируем гражданскую позицию. Можно быть абсолютно нерелигиозным, не принадлежать ни к одному общественному течению и даже не участвовать в жизни страны. Но каждый член социума должен знать о существующих типах неравенства, государственной структуре и т. д., чтобы жить полноценно.

К сожалению, даже большинство взрослых не могут нормально объяснить, зачем нужно выходить замуж/жениться, почему нельзя поменять партнера в рамках семьи.

Чтобы докопаться до сути, нужно расширять кругозор, знакомиться с теориями и формировать свое мнение. Легче всего этот экзамен дается тем, кто всегда ищет ответы на вопросы, кому недостаточно одного мнения. Такие школьники увлекаются предметом, и их цель не просто сдать экзамен, а понять обществознание и использовать его в своей жизни.

Рассматривая вопросы предмета с разных точек зрения, мы перестаем смотреть на задачу субъективно.

Как избежать субъективизма от преподавателя, принимающего экзамен?

В конкретных вопросах в 1 и 2 частях по фактам и определениям нет двоякого толкования. Из базовых знаний можно составить разные варианты ответа для второй части: например, может быть «культура цивилизации», может быть «культура человека» - определений множество и просто нужно ориентироваться в контексте.

Преподаватели, принимающие экзамен, действуют по стандартному шаблону минобразования. Чтобы ответы соответствовали этой схеме, нужно учить обществознание по вузовским учебникам: в них более точные и верные определения, нежели в школьных.

В рамках вузовской социологии сложно интерпретировать понятие общества иначе. Его просто не существует в другом варианте. То же самое и с определениями в других сферах обществознания: без глубокого изучения невозможно понять и дать грамотный ответ.

Что такое обществознание?

Наука об обществе. Что мы называем обществом: жители города, жители страны, жители планеты Земля? Все это - человеческое общество: разные виды, но под одним определением. Общество - это люди, которых объединяет существенный признак.

Если два человека просто существуют где-то по отдельности - общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой - образуется общество

Если взять людей с планеты Земля и, к примеру, с Альфа Центавра - мы не сможем объединить их под определением «человеческое общество», так как нет этого общего признака. Как выделить признак, который объединяет людей? Мы с вами разговариваем, мы живем на одной территории (если говорить о стране или планете), но при этом мы не можем назвать животных нашим обществом.

Если мы заговорим о международных отношениях, многие скажут, что это торговля. Но если у нас налажена торговля с китайцами, а с аборигенами нет - это не значит, что вторые не входят в человеческое общество. Следовательно, это не торговля, это не проживание на отдельной территории, это не общие признаки, потому что они могут быть даже у робота, а шаблонно разговаривать мы можем даже со смартфоном.

Признак, который объединяет и речь, и торговлю, и возможное проживание на одной территории, и все остальные признаки - взаимодействие. То есть, если два человека просто существуют где-то по отдельности - общество не появляется. Как только они начинают взаимодействовать между собой - образуется общество.

Но когда мы разговариваем друг с другом, торгуем с китайцами - взаимодействие есть. А как мы взаимодействуем с жителями планеты Земля, с которыми у нас нет ни политических, ни торговых, ни бытовых отношений?

Взаимодействие происходит потому, что мы живем в рамках одной экосистемы, на одной планете. Не существует воды или воздуха отдельно для россиян, отдельно для китайцев и африканцев.

Есть круговорот воды в природе: та вода, которую мы пьем, и тот воздух, которым мы дышим, тот дождь, который у нас идет, - они общие для всех жителей планеты Земля. Если где-нибудь в Китае сбросят химические отходы в реку, то эта отравленная вода попадет и в нашу экосистему.

Поэтому не существует независимых людей, чья деятельность не влияла бы на всех остальных жителей планеты Земля, если эта деятельность влияет на воду и воздух. Если бразильцы вырубят все джунгли на территории Амазонии - на планете Земля станет меньше кислорода в 2 раза. А если мы, жители России, еще вырубим всю тайгу, которая есть на территории западной и восточной Сибири, то кислород кончится на всей планете. Потому что именно джунгли Амазонии и сибирская тайга являются легкими планеты.

Если этих двух лесных массивов не будет - того количества кислорода, которое вырабатывают листья, а также иголки этих деревьев, - оставшегося кислорода не хватит для нормального обеспечения всех живых существ на земле.

И снова мы возвращаемся к необходимости в рамках обществознания изучать разные науки. Ведь с помощью фотосинтеза вырабатывается кислород - и этот факт изучается в ботанике, но при этом объединяет людей в общество в рамках экосистемы

Поэтому чтобы дать определение обществу, нужно знать, что взаимодействие осуществляется в самых разных формах: например, если мы вырубим тайгу - китайцам не хватит кислорода, а если все китайцы одновременно выдохнут воздух, то Дальний Восток накроет облаком углекислого газа.

Резюмируем: общество - это люди, взаимодействующие между собой в разных сферах и обстоятельствах.

Тема: Что изучает предмет «Обществознание»?

Введение в изучение курса.

Родный Николай Викторович,

учитель МБОУ «Веселовская СОШ»

Класс: 5

Цели и задачи:

- объяснить значение курса обществознания,

который содержит обусловленный рамками учебного времени

минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для по-

нимания самого себя, других людей, процессов, происходящих

в окружающем мире;

Познакомить учащихся с задачами и структурой курса обществознания, дать

характеристику наук, изучающих окружающий мир и общество;

Объяснить понятия и термины: общество , философия , социология ,

экономика , психология , юриспруденция , культурология ;

Сформировать положительную установку на изучение нового обществовед-

ческого предмета.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся описывать общественные науки, выделяя их существенные признаки; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия;

Учащиеся познакомятся с учебником, с принципом работы со схемами, дополнительным материалом.

Формируемые УУД:

личностные: формирование стартовой мотивации к изучению

нового предмета.

метапредметные: развивать у учащихся представление о месте обществознания в системе наук;

формировать целевые установки учебной деятельности;

уметь использовать ключевые базовые понятия курса обществознания;

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группе, мультимедийная презентация.

Тип урока: изучения нового материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап

Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Они учат нас думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Попробуем убедиться в этом на примере одной из них. Эта притча называется «Предназначение».

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер от-

ложил его в сторону.

- Есть пять вещей, которые ты должен знать, прежде чем я отправлю тебя в мир, – сказал он карандашу. – Всегда помни о них, никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы стать лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри

тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда

должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния ты должен

продолжать писать.

Через понимание и напоминание давайте продолжим свою жизнь на этой Земле, имея полное призвание в своем сердце.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом.

Вопросы к классу

О чем эта притча?

Как вы поняли ее смысл?

( Ответы учеников .)

С этого учебного года вы начинаете изучать новый предмет - обществознание. Его вы будете изучать до окончания школы. В школе преподают много разных предметов разных направлений. Важны не только те предметы, которые связаны с точными науками, а еще и те, которые связаны с обществом. Среди таких предметов находится и обществознание.

Как вы думаете, что мы будем изучать на уроках обществознания?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

( Ответы учеников.)

Что это за предмет? Какую роль он играет в жизни общества?

Чему он учит? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на уроке.

III. Введение в новый материал

Итак, новый предмет, к изучению которого мы приступили,

изучает общество. Что же мы имеем в виду, произнося слово «об-

щество»?

Во времена А.С. Пушкина обществом в России называли аристократический круг, светское общество. Все остальное было народом, толпой. Обществом нередко называют и просто дружескую компанию: «Вечер я провел в обществе друзей».

Так что же такое общество? Авторы учебника утверждают, что общество – это мир людей, в котором мы все с вами живем.

IV. Работа по теме урока

1. Задачи и содержание курса «Обществознание» в 5 классе.

Проблемное задание. Как вы думаете, что должен знать человек

о себе и об окружающих людях?

( Ответы учеников.)

Как вы понимаете термин «обществознание»?

(Обсуждение.)

Итак, обществознание содержит знания об обществе, о законах его развития, об основных сферах общественной жизни, а также

о человеке как о существе социальном, общественном. Обществознание как предмет преподает основы жизни, разъясняет развитие общества, а также роль человека и его действий в обществе. Изучая этот предмет, школьники могут узнать основную информацию об обществе, о человеке, экономике, культуре, духовной жизни и т. д. Некоторые думают, что это не очень важные знания, а на самом деле все зависит от того, как человек смотрит

на мир, и именно в этом и помогает обществознание. Любые достижения человека зависят от того, какую роль он найдет для себя в этом мире, а для начала необходимо познакомится с самим миром и научиться гармонировать с ним. Для этого надо найти свое место в этом мире.

(Можно составить кластер по ходу объяснения)

Обществознание помогает

Понять и познать все, что касается общества.

Вписываться в общество и существовать в нем.

Познакомиться с методами и способами изучения общественных явлений.

Формировать общие знания о человеке и обществе.

Человеческий фактор всегда имел особое влияние на общество, так как он вмешивается во все его сферы: экономику, политику, культуру и т. д. Человек правит всем, поэтому необходимо понять действия людей и знать, как поступать в определенной ситуации в зависимости от поведения

других. Решения и действия людей, а также причины, которые

послужили этим действиям, объясняются обществознанием и тем, чему этот предмет может научить. Еще говорят, что в школе не учат жить. Но это не так. Примером этого утверждения является предмет обществознание. Вы

должны понять, для чего он нужен. Я думаю, что все вы хотите стать настоящими людьми, сформироваться как личность. Обществознание поможет в этом. Предмет «Обществознание», безусловно, не самый простой. И вам необходимо много и упорно трудиться.

2. Науки, изучающие общество

Задание: посмотрите на предложенную схему и прокомментируйте её

Первую группу наук вы изучали в курсе предмета «Окружающий мир». А вот с общественными науками вы еще не знакомы.

Предлагаю совершить увлекательное путешествие в Царство

общественных наук. Царство это большое, состоит из отдельных

впечатлениями, разделимся на группы.

Задание для первой группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Философия».

Задание для второй группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Психология».

Задание для третьей группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Социология».

Задание для четвертой группы: познакомиться с дополнительным материалом и рассказать о своих впечатлениях от посещения королевства «Экономика».

Работа в группах (чтение текста, выступление)

Что общего вы увидели в общественных науках?

В чем их различия?

(Ответы учеников)

Предмет «Обществознание» поможет вам приумножить личный опыт, Однако изучение обществознания не ограничивается работой с учебником. Общайтесь с друзьями, изучайте события окружающего мира, анализируйте литературные произведения. Это натолкнет на собственные размышления, на выбор того или иного решения.

Итак, главная задача нового предмета - научить вас лучше ориентироваться в сложном мире людей, а также научить вас размышлять, задавать вопросы и искать ответы на них. Хотите попробовать свои силы?

Снова работаем в группах. Каждая группа, работая с дополнительным материалом, должна ответить на следующие вопросы.

В чем смысл приведенной притчи?

Как бы вы ее назвали?

Чему она нас учит?

Актуальна ли притча сегодня? Почему?

V. Подведение итогов уроков. Рефлексия

Итак, мы начали знакомство с курсом «Обществознание». Давайте вернемся к проблемным вопросам.

Почему, с вашей точки зрения, так важно изучать обществознание?

Чему вы можете научиться на уроках обществознания?

Выскажите свое мнение о знакомстве с новым предметом, употребив следующие фразы.

    Я узнал (а)…

    Я понял (а)…

    Я хочу…

    Мне кажется…

Домашнее задание

    Написать мини-сочинение на тему «Мое знакомство с новым предметом».

Приложение 1.

Дополнительный материал для 1 группы.

Наше королевство одно из самых древних. Оно называется «Философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». В нем живут мудрые люди, которые пытаются найти ответы на основные вопросы, волнующие людей.

Какое место занимает человек в мире?

Каковы основные закономерности развития природы и человека?

Как человек познает мир?

Каково предназначение человека?

О древних жителях этого королевства, философах, существует множество интересных историй.

Однажды философ Фалес отправился изучать звезды и, засмотревшись на небо, упал в яму. Прибежавшая на его крики о помощи служанка

в ответ на причитания заметила:

Эх ты, Фалес! Не в силах увидеть того, что под ногами, а хочешь познать то, что на небе!

Другой философ – Диоген – жил в бочке, чтобы не отвлекаться

от научных занятий.

Жители королевства любят задавать друг другу сложные вопросы

и отвечать на них.

Что такое великое? (Здравый смысл. )

Что такое свобода? (Чистая совесть. )

Что прекраснее всего? (Мир. )

Что быстрее всего? (Ум. )

Что мудрее всего? (Время. )

Что самое общее для всех? (Надежда. )

Что трудно? ( Познать самого себя. )

Что легко? ( Давать советы другим. )

Что самое сильное? (Мысль. )

Что самое лучшее? (Счастье. )

Кто счастлив? ( Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа

и развивает свои дарования. )

Жители королевства ценят духовный мир человека. Они изучают этот

Дополнительный материал для второй группы

Это королевство называется «Психология», что в переводе с древнегреческого означает «учение о душе». Существует красивая легенда. Когда-то очень давно у одного царя была дочь Психея, в которую влюбился сын богини любви Афродиты, прекрасный юноша Эрот. И хотя Афронта была против их брака, ведь Психея была смертной и Эрот не смог бы жить в счастливом браке вечно, боги помогли влюбленным. Однако по условиям брака Психея не могла видеть лица своего супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажгла светильник и с восхищением увидела юного бога, но не заметила, как горячая капля масла упала на нежную кожу Эрота. Эрот исчез, и Психея должна была пройти множество испытаний, ей пришлось даже спуститься в царство мертвых за живой водой, чтобы обрести мужа снова. Она попросила бога Зевса разрешить этот брак, Афродита, потрясенная силой любви Психеи, перестала ее преследовать, в итоге смертная женщина волей Зевса обрела бессмертие и влюбленные соединились навеки. Так Психея стала символом души, ищущей свой идеал.
Жители этого королевства - специалисты-ученые - изучают внутренний мир человека, его переживания, т. е. психику человека. Например, люди по-разному реагируют на какие-либо события. От чего зависит столь разная реакция? Ответы на подобные вопросы ищут в этом королевстве.

Это королевство называется «Социология», что в переводе с древнегреческого означает «учение об обществе». Жители королевства - ученые-социологи - изучают законы развития общества, межличностные отношения, отношения между разными группами людей. Все мы знаем историю о мальчике Маугли, который покинул мир животных и возвратился к людям, но не смог вести нормальную жизнь в обществе. Ведь дети выросшие в лесу, утрачивают практически все особенности человека. Люди не могут жить вне общества, без взаимного понимания, дружбы и любви.
Жители этого королевства спорят: почему возникло общество? Их главный девиз: «Понять, а не судить!» В этом они видят свое истинное призвание. Социология изучает людей. Социологи хотят знать, почему люди ведут себя именно так, а не иначе, почему они образуют группы, голосуют и т. п., т. е. все, что происходит, когда люди взаимодействуют друг с другом. Можно сказать, что социология - наука, изучающая общество в его социально-человеческом обличии.

Это королевство называется «Культурология». Слово культура в переводе с латинского означает «возделывание». В этом королевстве все и изучают культуру, которую называют «второй природой», так высоко оценивая ее. Ученые-культурологи пытаются вывести закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, изучают памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Они исследуют предпосылки и факторы, под влиянием которых формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей, анализируют их участие в создании, приумножении, сохранении и передаче культурных ценностей. Их интересует культурная жизнь в различных обществах, они стремятся выделить особенности и достижения основных типов культуры.
Жители этого королевства искренне считают, что знакомство с мировой культурой - непременный этап развития тех, кому предстоит в недалеком будущем принимать решения, могущие повлиять на развитие их страны. Культурологи настаивают на том, что именно в их королевстве можно прийти к пониманию: любая практическая, научная и иная деятельность человека вне культуры невозможна, так же как невозможна без культуры и сама жизнь человека.

Приложение 2

Дополнительный материал для первой группы
(Рабочее название притчи - «Корень»)

Возле реки в одном лесу росли деревья, которые все силы тратили на то, чтобы быть красивыми и высокими. И конечно, у них не оставалось сил на развитие корня.
Между деревьями, удивлявшими всех своей высотой и огромными цветками, рос небольшой лавр. У него не было цветков, свои силы он тратил на корень. Все смеялись над ним, так как ни особой красотой, ни огромной высотой он не отличался. Деревья говорили ему:
- Лавр! Что же ты тратишь все свои силы на корень? Посмотри, какие мы высокие, какая густая у нас листва, какие душистые цветки!
А лавр отвечал:
- Я лучше буду подпитывать корень, буду расти и давать нуждающимся свои листья.
Но все продолжали над ним смеяться.
И вот однажды поднялся сильный ветер и повалил деревья, славившиеся своей красотой. Слабые корни не смогли удержать их. А лавр остался целым и невредимым, только пару листиков потерял.
Тогда все поняли, что в трудные моменты нам помогает не наша внешняя красота, а то, что скрыто в нашем корне - в сердце.

Дополнительный материал для второй группы
(Рабочее название притчи - «Справедливость»)

- Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться от кошки в узкое дупло.
- Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на лающего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья! - сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. - В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
В природе все мудро и продуманно, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости высшая справедливость жизни.

Дополнительный материал для третьей группы
(Рабочее название притчи - «Смысл бананов»)

Путешественник решил провести несколько недель в непальском монастыре (Непал - государство в Южной Азии). Однажды в полдень он вошел в один из множества местных храмов монастыря и увидел улыбающегося монаха, сидящего рядом с алтарем.
- Чем вызвана твоя улыбка? - спросил путешественник.
- Тем, что мне открылся один из смыслов природы, - сообщил монах и открыл свой мешок, достав из него переспевший, тронутый гнилью банaн. - Этот банан похож на жизнь, которая прошла и не была использована по назначению, а теперь для этого слишком поздно.
Затем он вытащил из своего заплечного мешка банан, который был еще зелен и совершенно непригоден для еды. Монах показал его человеку и сказал:
- А вот этот похож на жизнь, которая еще не начала проходить свой путь и ожидает нужного момента, зреет, - и он убрал банан в мешок.
Наконец монах достал из своего мешка спелый банан, очистил его и поделился им с путешественником, сказав:
- Это - настоящий момент. Познай, как прожить его с максимальной пользой и без страха.

Дополнительный материал для четвертой группы
(Рабочее название притчи - «
Нищий и горячий камень »)

Давным-давно сгорела большая библиотека. Уцелела, лишь, одна рукопись. В течении многих лет она покоилась в глубине книжной лавки, и никто не обращал на нее внимание, до тех пор, пока однажды, в лавке не сменился хозяин. Он перебирал свитки, книги, рукописи, и избавлялся от ненужного.Таким образом эта рукопись попала в руки случайного нищего. Перед тем, как разжечь костер ею, чтобы согреться, он поинтересовался о чем же она. В рукописи было написано: «Тот человек, который найдет на берегу моря горячий камень, обретет в жизни все, о чем мечтал» Нищий решил, что терять ему нечего, и поехал к морю. И он поднимал камень за камнем, но были они холодны, и он выкидывал их в море. Так шли дни, недели, месяцы, годы. И, вот, однажды, дрожащая рука коснулась горячего камня. Он поднял его и по привычке выбросил в море.

( Проверка выполнения задания. Выступление групп.)

И многими другими науками, изучающими жизнь человека и общества. Поэтому, стро-го говоря, обществознание - это учебная дисциплина, основная задача которой познакомить читателя с основами общественной жизни. Выше-упомянутые науки являются теми источниками, откуда оно черпает свой материал. Но обществознание является наукой в том смысле, что знания, которые оно дает, получены, систематизированы и доказаны с помощью особых методов, используемых только наукой. Поэтому дальше, говоря об обществознании, мы будем использовать термин «наука».

Так что же она изучает? Чтобы ответить на этот вопрос, введем разделение на объект и предмет изучения. Объектом исследования будет являться часть реальности, выделенная согласно целям той или иной науки. Так, объектом изучения естественных наук является природа. Объект изучения обществознания - общество в целом. Что это означает?

Общество изучают много разных наук: политология , социология, ис-тория, правоведение. Их еще называют социальными или гуманитарными науками в отличие от естественных наук. Но они исследуют отдельные сферы общественной жизни, например, хозяйственную или духовную жизнь. Обще-ствознание интересуется всеми важнейшими сторонами общественной жиз-ни. Для него важно и то, как люди вступают во взаимоотношения с природой, и как они связываются друг с другом, как они познают, переживают, действу-ют и т. д. Поэтому охватить общество в целом значит рассмотреть хозяйствен-ную жизнь общества, социальные отношения, отношения власти и управле-ния, духовную жизнь, а также взаимоотношения между ними.

Итак, введя такое понятие, как «объект изучения», мы отделили, с одной стороны, сферу интересов обществознания от сферы интересов естественных наук, а, с другой стороны, провели границу между обще-ствознанием и другими гуманитарными дисциплинами.

Вы уже имеете опыт изучения гуманитарных наук и поэтому впра-ве сказать, что знаете, как минимум, одну дисциплину, которая тоже изучает не природу, а общество, и изучает не отдельные части общества. а общество в целом. Это история. Вот зачем нам может пригодиться разде-ление на предмет и объект. Ведь один и тот же объект могут изучать не-сколько наук. Но каждая наука согласно своим интересам выделяет в нем те стороны, которые она считает существенными. Совокупность суще-ственных свойств, выделенных согласно целям той или иной науки, при-нято называть предметом изучения.


Установить, что является предметом обществознания, можно пу-тем сравнения с наукой историей. Вспомним, что она изучает. Обычно историки занимаются исследованием той области, которую называют сло-вом «прошлое». Кроме того, нетрудно заметить, что те стороны обще-ственной жизни, которые исследуют историки, всегда привязаны к опреде-ленному месту и времени. Так они интересуются не духовной жизнью вообще, а духовной жизнью греческого полиса или Римской империи , если рассматривают хозяйство, то это хозяйство древних славян или гер-манцев ит.д. А если копнуть еще глубже, то заметим, что связь интересов историков с местом и временем еще теснее, потому что важную сторону их исследований составляет изучение событий и связей между этими ин-дивидуальными событиями.

Теперь мы подошли ближе к опознанию предмета дисциплины под названием «обществознание». Если объектом ее является общество в целом, а не отдельные его части, то предметом - общие свойства обще-ственной жизни, сохраняющиеся в пространстве и потоке времени у многообразных человеческих объединений. Образно говоря, историки изучают различия в обществе, а обществоведы - сходства.

В науке давно сложилось обозначение таких общих свойств или свя-зей между свойствами. По другому их называют «законами». В данном случае это будут законы общественной жизни или социальные законы. Что такое законы? Законами будут называться всеобщие и необходимые свойства или связи между свойствами каких-либо объектов. Теперь можем уточнить представление о предмете обществознания. Это дисцип-лина, которая стремится получить знание о законах общественной жизни.

Не надо думать, что во всех обществах сразу же будут действовать одинаковые законы, т.е. везде в одно и то же время будет рабовладение либо феодализм. Законы будут действовать только при наличии соответ-ствующих условий. Например, если усложнилась жизнь в обществе, если между людьми стали складываться отношения неравенства, значит налицо условия для возникновения государства. А раз мы говорим об общих свой-ствах, то можем утверждать, что подобные процессы будут происходить в любом обществе в любом месте и в любое время, если сложатся определенные условия. (Строгости ради добавим, что при прочих равных услови-ях). Данное рассуждение позволяет нам понять, почему социальный мир так разнообразен и почему все-таки в нем можно выявить типичные чер-ты. В разных обществах действуют разные законы, потому что складыва-ются разные условия. А с другой стороны, сходные условия приводят к сходным последствиям пусть в разное время.

Вы можете задать еще один вопрос: а чем же обществознание луч-ше истории. Историк изучает жизнь конкретного государства, а общество-вед- государства вообще. Но ведь существуют только конкретные вещи. Государства вообще не существовало. Это верно. Однако мы должны по-мнить: чтобы распознать черты Киевской Руси или варварских государств в Западной Европе, нужно сначала иметь представление о том, что такое государство и чем оно отличается от других форм осуществления власти и управления. Вот чем ученому, изучающему конкретные вещи, может по-мочь наука, изучающая вещи, на первый взгляд весьма абстрактные.

Теперь попытаемся подробнее определить, что представляют со-бой законы общественной жизни. Можно выделить три типа законов: структуры, функционирования и изменений (развития). Что такое струк-тура? Это определенный набор элементов и отношений между ними. И изменений в экономике, то можем их найти в особенностях духов-ной жизни. Мы знаем, что одно из ключевых понятий экономики - понятие «производительности труда», т.е. количества благ, производимых в едини-цу времени. Современная экономика стремится к росту производитель-ности труда.

Однако, когда мы внимательнее присмотримся к жизни сель-ских общин в древности, то не найдем стремления повышать производи-тельность труда. Следует установить причины этого явления. А искать их придется в психологии крестьян, их взаимоотношениях с другими группа-ми общества, особенностях духовной жизни и т.д., т.е. за пределами самой экономики. И, наконец, не любые составные части общества нас интере-суют. Поэтому законы структуры - это такие элементы и связи между эле-ментами, которые необходимы для существования общества.

Следующий тип законов - это законы функционирования. Под фун-кционированием можно понимать выполнение повторяющихся (обра-тимых) действий, благодаря которым обеспечивается существование, стабильность, устойчивость какого-либо элемента общественной жизни или общества в целом. Так функцией государства можно назвать урегулирование взаимоотношений между различными социальными группами. Пока государство эту функцию осуществляет, оно гарантирует как стабильность общества, так и собственную стабильность.

Третий тип законов - это законы изменений. Под изменениями бу-дет понимать необратимые действия, в результате которых какой-либо элемент общественной жизни или общество в целом приобрета-ют свойства, которыми ранее не обладали. Тогда общие причины воз-никновения государства в любом обществе можно считать типичным слу-чаем законов изменений или развития. С образованием государства обще-ство естественно приобретает черты, которыми оно ранее не обладало.

Подведем итог нашим рассуждениям. Объектом изучения для нас явилось общество в целом. Предметом - общие черты общественной жиз-ни. Эти черты мы назвали законами. Все законы, которые описывают со-циальный мир, мы сгруппировали в законы структуры, функционирова-ния и изменений. Таким образом, получили определение предмета обществознания, которым и будем в дальнейшем руководствоваться. Обществознание - это дисциплина, объектом изучения которой является об-щество в целом, а предметом изучения - законы структуры, функциони-рования и изменений общественной жизни.