Разница между художественной и научной литературой. Отличия художественного стиля от других стилей речи
«Жуковский Светлана» - Кольцо в воде. Слушающие обязательно должны быть девушки! Предположим. 6 класс Литература. Напечатана впервые в журнале «Вестник Европы», 1813, № 1 и 2, с подзаголовком: «Ал. Исполнение желания. Художественное своеобразие. Литьё воска. Подслушивание. История создания и публикации. Пр…вой».
«Крылов литература» - Сироту учили уму-разуму. Ведь вы не так сидите. Крылов рассказывал Пушкину о своем детстве, об оренбургской осаде, о Яицком городке. Волк и Ягнёнок. С картины Г.Чернецова «Парад на Марсовом поле» (1832 г.). Обыск в типографии... был учинен «со всею прилежностью». Басня состоит из вступления, описания событий и морали.(«Словарь литературоведческих терминов»). – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера.
«Пушкин и няня» - О няне. 1825г. Мастерица ведь была И откуда что брала! "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.". Далькевичъ грав. В Михайловском. «Ариной Родионовной Россия склоняется над пушкинской строкой…». Пушкинъ в Михайловскомъ. И куда разумны шутки, Поговорки, прибаутки, Небылицы, былины Православной старины… Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. Моя дорогая няня!
«Уроки Андерсен» - Помните, ребята, маленького черного Тролля из табакерки? Сегодня на уроке мы поговорим еще об одном авторе литературных сказок - Х.К.Андерсене. Входит Оле-Лукойе. Рассказ ученика: Свою автобиографию Андерсен назвал «Сказки моей жизни». Урок наш называется «Любимые сказки Андерсена». Давайте пофантазируем. (Ребята предлагают свои варианты сказки). Ход урока: - Здравствуйте, ребята! Но сам Андерсен назвал девочку Томмелисе, то есть Лисе величиной с дюйм.
«Пушкин 6 класс» - Н. Ульянов. «Пушкин с женой перед зеркалом на придворном балу». 1936. Торжество открытия Царскосельского лицея. "Пушкин поражен был красотою Н. Н. Гончаровой с зимы 1828 - 1829 года. Выполнила ученица 6 А класса Кижватова Наталия. Царское Село июня 9 дня 1817 года. С. Прокофьев. «Пушкинский вальс». Знакомство с Гончаровой. Презентация на тему: «А.С. Пушкин». Расписание дня. Началась шестилетняя лицейская жизнь. Дети Пушкина.
Предмет Русский язык
Класс 10
Тема: Отличия художественного стиля от других стилей речи
Цели урока:
Обучающая: знакомство с основными признаками художественного стиля речи (образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств).
Развивающая:
пополнение и совершенствование знаний, умение решать проблемные ситуации, развивать речевую активность; сформировать умение находить характерные для каждого стиля признаки; закрепить умение определять стиль речи.
Воспитательная:
воспитывать внимание, наблюдательность, точность.
Тип урока: комбинированный урок.
Формы работы: индивидуальная, групповая, работа в парах
Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый,
творческий, метод самопроверки, взаимопроверки
Оборудование урока : проектор, презентация, оценочные листы, раздаточный материал
Ход урока
Организационный момент
Сообщение цели, темы, задачи урока, мотивация учебной деятельности.
Эпиграф к уроку
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.
К. Г. Паустовский
Актуализация
Представьте себе такую ситуацию. Приходите вы из школы домой, а на столе – записка: «Первое блюдо, приготовленное из свёклы с добавлением моркови, картофеля и мяса, находится в холодильнике. Предназначено для употребления в пищу. Требует разогревания на медленном огне в течение 5-7 минут. Мама»
Как бы вы отнеслись к такой записке? Почему она кажется неуместной? (потому что отсутствует соответствие стиля и жанра текста речевой ситуации. Вместо разговорного стиля использован официально-деловой) .
Таким образом, умение грамотно строить свою речь с учётом речевой ситуации – одно из необходимых условий успешной самореализации любого человека. И сегодня мы с вами повторим основные особенности функциональных стилей и ещё раз обратим внимание на то, как создавать текст, уместный в той или иной ситуации общения.
Повторение изученного.
Стили речи | Цель общения | Сфера общения |
1. Официально-деловой | ||
2. Разговорный | ||
3. Публицистический | ||
4. Научный | ||
5. Художественный |
Цели:
1
2 – Обмен деловой информацией
3
4
5
Сфера общения:
1
2
3 – Общение в научной среде
4
5
Стили речи | Цель общения | Сфера общения |
1. Официально-деловой | ||
2. Разговорный | ||
3. Публицистический | ||
4. Научный | ||
5. Художественный |
Проверка:
Научный | Официально-деловой | Публицистический | Художественный | Разговорный |
доверенность | газетная статья | бестолковщина |
||
автобиография | репортаж | в голове у тебя каша |
||
конспект | протокол | интервью | баранка (руль автомобиля) |
|
удостоверение | ораторская речь | замызганный |
||
энциклопедия | выступление по телевидению | трагедия |
Объяснение нового материала.
Защита учебных проектов. Выступление творческих групп
1 группа – «Особенности художественного стиля».
2 группа – «Отличие художественного стиля от разговорного»
Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных языковых средств языка.
В художественном стиле речи широко используются языковые средства других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, слова высокого поэтического стиля и жаргонные грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Однако все эти средства в художественном стиле подчиняются основной его функции – эстетической.
Художественный стиль речи предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия, и все языковые средства, включаемые в художественное произведение, меняют свою первичную функцию, подчиняются задачам данного художественного стиля.
Основная задача писателя состоит в том, чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать сюжет, характер, заставить читателя сопереживать с героями произведения, войти в мир, созданный автором. Все это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.
Признаки художественного стиля:
а) Цель высказывания, или с какой целью мы говорим – изображение и воздействие на читателя.
б) Жанры художественного стиля: роман, рассказ, повесть, поэма, драма, комедия, трагедия.
в) Языковые средства выражения – использование всех богатств лексики.
г) Стилевые черты – образность, эмоциональность, конкретность речи; использование средств разных стилей.
2. Работа с учебником. § 56
3. Самостоятельное заполнение таблицы
Заполнение графы в таблице «Художественный стиль» (коллективно вместе с учителем, письменно)
Закрепление пройденного материала.
Задание 1
Укажите литературные приемы (тропы), используемые А. С. Пушкиным в данных строках поэмы
Слова для справок: сравнение, метафора, гипербола, олицетворение, эпитет
Литературные приемы |
|
Горит восток зарею новой | |
Дым багровый | |
Как пахарь битва отдыхает | |
Бросая груды тел на груды На холмах пушки, присмирев | |
Прервали свой голодный рев |
Задание 2. Анализ стихотворений.
Работа в парах
1) Иван Бунин. Родник (найти все тропы)
2) Ф. И. Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное…» найдите метафоры
3). И. А. Бунин «Неуловимый свет разлился над землёю» (эпитеты)
4) Стихотворения Николая Заболоцкого «Чертополох» из цикла Последняя любовь.(Метафоры и сравнения)
3. Творческое задание:
Сказка про Репку в разных стилях (работа в парах)
4. Тестирование по теме «Стили речи».
Рефлексия.
Я хочу задать вам вопрос:
Владеете ли вы русским языком?
Не спешите отвечать на этот вопрос утвердительно. Всё зависит от того, что понимать под "владением” языком.
Начнём с того, что русским языком во всём богатстве его грамматики и особенно словаря вообще никто не владеет. Число слов в современном русском литературном языке приближается к 120 тысячам. Но если "мы возьмём число слов, употребляемых даже самыми крупными русскими писателями, то оно далеко не будет достигать этого числа. Например, А. С. Пушкин, к произведениям которого сейчас составлен полный словарь, употреблял "всего-навсего” 21 тысячу слов.
Дело даже не в этом. Владеть языком - значит максимально использовать все выразительные возможности, скрытые в нём;
уметь вложить даже в самый малый запас слов, выражений всё то, что можно в него вложить;
уметь понять сказанное так, как оно было сказано. Всё это не так просто.
Подведение итогов. Оценка работы всего класса и каждого ученика. Учащиеся подсчитывают количество баллов и выводят общую оценку
Информация о домашнем задании
Написать текст о языке (по 5-7 предложений) в разных функциональных стилях.
Цифровой (распределительный) диктант (работа в группе)
Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.
Стили речи | Цель общения | Сфера общения |
1. Официально-деловой | ||
2. Разговорный | ||
3. Публицистический | ||
4. Научный | ||
5. Художественный |
Цели:
1 – Обмен мыслями, впечатлениями
2 – Обмен деловой информацией
3 – Сообщение и рассуждение о ходе, результате научных исследований
4 - Воздействие и передача информации, идей
5 – Воздействие на чувства и мысли слушателей
Сфера общения:
1 – Словесно-художественное творчество
2 – Официальное общение с учреждениями, между учреждениями
3 – Общение в научной среде
4 – Преимущественно устное неофициальное общение в быту
5 – Письменное и устное общение через газеты, телевидение, радио
Проверка: (Слайд с критериями оценок)
Стили речи | Цель общения | Сфера общения |
1. Официально-деловой | ||
2. Разговорный | ||
3. Публицистический | ||
4. Научный | ||
5. Художественный |
Выборочный диктант (работа в паре, а затем проверяют в группе)
Читаю слова, относящиеся к разным стилям речи. Записать в тетрадь, только слова названия вашей группы:
Рассказ, доклад, доверенность, бестолковщина, газетная статья, энциклопедия, в голове у тебя каша, автобиография, трагедия, протокол, ораторская речь, баранка (руль автомобиля), удостоверение, выступление по телевидению, замызганный, повесть, лекция, басня, интервью, реферат, роман, конспект, анкета, бабуля, репортаж.
Проверка:
Научный | Официально-деловой | Публицистический | Художественный | Разговорный |
доверенность | газетная статья | бестолковщина |
||
автобиография | репортаж | в голове у тебя каша |
||
конспект | протокол | интервью | баранка (руль автомобиля) |
|
удостоверение | ораторская речь | замызганный |
||
энциклопедия | выступление по телевидению | трагедия |
Литература – очень обширная область знаний. Давайте попробуем с ней разобраться. Тексты – вот что называют литературой в самом общем виде. А далее существуют стили. Текст или произведение может принадлежать к одному из стилей: художественному, научному, официально-деловому или публицистическому. Поэтому первое отличие художественной литературы от научной – стилевая составляющая. Вообще, художественная литература – это такой её вид, который использует все доступные языковые возможности для написания сюжетного произведения. Мы подбираемся к двум «китам» художественной литературы: многообразие языковых форм, стилистических приёмов (вспомните все эти безумно выразительные описания природы в романах) и наличии сюжета. Художественная литература – это история, это жизнь, описанная словами. Научная же литература – это вид литературы, который носит прикладной характер и ставит своей целью объяснение феноменов, гипотез и тому подобное. При этом чаще всего это бессюжетное сочинение, в котором отсутствуют языковые изыски.
Научную литературу делает научной обилие когнитивной информации: числовых данных, графиков и схем, дат, имён собственных. Всё это помогает нам воспринимать информацию. Что касается литературы художественной, то она изобилует эстетической и эмоциональной информацией — мы читаем её, чтобы насладиться, отвлечься, скоротать время и так далее. Из этого вытекает разница в целевых группах потенциальных читателей научной и художественной литературы, ведь зачастую научная литература профессиональна, а художественная, в свою очередь, рассчитана на определённый возраст читателей: различают детскую, подростковую художетсвенную литературу. При этом нужно понимать, что некоторые литературные произведения успешно сочетают в себе лучшие черты обоих стилей: художественного и научного.
Люди, которые читают преимущественно научную литературу, и люди, которые больше любят художественную, существуют потому, что художественная и научная литературы на самом деле имеют гораздо больше отличий, чем сходств.
Выводы сайт
- Художественная и научная литература – это разные стили литературы;
- Художественная литература – сюжетная и метафоричная, аллегоричная – чего не скажешь о литературе научной;
- Художественная литература ставит эстетику высоко, главная же цель научной литературы – научить и донести информацию;
- В художественной и научной литературах преобладают разные типа информации;
- Зачастую художественная и научная литературы рассчитаны на разные группы населения ввиду своей специфики.
Книжная сфера общения выражается через художественный стиль – многозадачный литературный стиль, который сложился исторически, и выделяется от остальных стилей через средства выразительности.
Художественный стиль обслуживает литературные произведения и эстетическую деятельность человека. Главная цель – воздействие на читателя с помощью чувственных образов. Задачи, с помощью которых достигается цель художественного стиля:
- Создание живой картины, описывающей произведение.
- Передача эмоционального и чувственного состояния героев читателю.
Функции художественного стиля
Художественный стиль имеет цель эмоционального воздействия на человека, но она не является единственной. Общая картина применения этого стиля описана через его функции:
- Образно-познавательная. Преподнесение информации о мире и обществе через эмоциональную составляющую текста.
- Идейно-эстетическая. Обслуживание системы образов, через которые писатель передает читателю идею произведения, ждёт отклик на замысел сюжета.
- Коммуникативная. Выражение видения какого-то предмета через чувственное восприятие. Информация из художественного мира связывается с действительностью.
Признаки и характерные языковые особенности художественного стиля
Чтобы с легкостью определить данный стиль литературы, обратим внимание на его черты:
- Оригинальный слог. За счет специальной подачи текста, слово становится интересно без контекстного значения, разрывая канонические схемы построения текстов.
- Высокий уровень упорядочивания текста. Деление прозы на главы, части; в пьесе – деление на сцены, акты, явления. В стихотворениях метрика – размер стиха; строфика – учение о сочетание стихотворений, рифма.
- Высокий уровень полисемии. Наличие нескольких взаимосвязанных значений у одного слова.
- Диалоги. В художественном стиле преобладает речь персонажей, как способ описания явлений и событий в произведении.
Художественный текст содержит в себе всё богатство лексики русского языка. Презентация присущей данному стилю эмоциональности и образности, проводится с помощью специальных средств, которые называются тропами – языковые средства выразительности речи, слова в переносном значении. Примеры некоторых тропов:
- Сравнение – часть произведения, с помощью которого дополняется образ персонажа.
- Метафора – значение слова в переносном смысле, основанное на аналогии с другим предметом или явлением.
- Эпитет – определение, которое делает слово выразительным.
- Метонимия – такое сочетание слов, в котором один предмет заменяется другим на основе пространственно-временного сходства.
- Гипербола – стилистическое преувеличение явления.
- Литота – стилистическое приуменьшение явления.
Где используется стиль художественной литературы
Художественный стиль вобрал в себя многочисленные аспекты и структуры русского языка: тропы, многозначность слов, сложный грамматический и синтаксический строй. Поэтому его общая сфера применения огромна. Она включает в себя и основные жанры художественных произведений.
Используемые жанры художественного стиля, имеют отношение к одному из родов, по-особому выражающих действительность:
- Эпос. Показывает внешние волнения, мысли автора (описание сюжетных линий).
- Лирика. Отражает внутренние волнения автора (переживания героев, их чувства и мысли).
- Драма. Присутствие автора в тексте минимально, большое количество диалогов между персонажами. Из такого произведения часто делают театральные постановки. Пример – Три сестры А.П. Чехова.
Эти жанры имеют подвиды, которые могут делиться еще на более конкретные разновидности. Основные:
Жанры эпоса:
- Эпопея – жанр произведения, в котором преобладают исторические события.
- Роман – рукопись большого объема со сложной сюжетной линией. Все внимание обращено к жизни и судьбе персонажей.
- Рассказ – произведение меньшего объема, где описывается жизненный случай героя.
- Повесть – рукопись средних размеров, имеющая черты сюжета романа и рассказа.
Жанры лирики:
- Ода – торжественная песнь.
- Эпиграмма – стихотворение сатирической направленности. Пример: А. С. Пушкина «Эпиграмма на М. С. Воронцова».
- Элегия – стихотворение лирической направленности.
- Сонет – стихотворная форма в 14 строк, рифмовка которой имеет строгую систему построения. Примеры данного жанра распространены у Шекспира.
Жанры драматических произведений:
- Комедия – в основе жанра заложен сюжет, который высмеивает социальные пороки.
- Трагедия – произведение, описывающее трагическую судьбу героев, борьбу характеров, отношений.
- Драма – имеет структуру диалога с серьезной сюжетной линией, показывающей персонажей и их драматические отношения друг с другом или с обществом.
Как определить художественный текст?
Понять и рассмотреть особенности данного стиля проще, когда читателю предоставлен художественный текст с наглядным примером. Потренируемся определить какой стиль текста перед нами, используя пример:
«Отец Марата Степан Порфирьевич Фатеев, с младенческих лет сирота, был из рода астраханских биндюжников. Революционный вихрь выдул его из паровозного тамбура, проволок через завод Михельсона в Москве, пулеметные курсы в Петрограде…»
Основные аспекты, подтверждающие художественный стиль речи:
- Данный текст построен на передаче событий с эмоциональной точки зрения, поэтому нет сомнения, что перед нами художественный текст.
- Употребленные в примере средства: «революционный вихрь выдул, приволок» – не что иное, как троп, а точнее, метафора. Использование данного тропа присуще только художественному тексту.
- Пример описания судьбы человека, окружающей обстановки, социальных событий. Вывод: данный художественный текст относится к эпосу.
Любой текст можно детально разобрать по такому принципу. Если функции или отличительные черты, которые описаны выше, сразу бросаются в глаза, то нет сомнения, что перед вами художественный текст.
Если вам тяжело разобраться с большим объемом информации самостоятельно; основные средства и черты художественного текста вам непонятны; примеры заданий кажутся сложными – воспользуйтесь таким ресурсом, как презентация. Готовая презентация с наглядными примерами доходчиво заполнит пробелы в знаниях. Сфера школьного предмета «русский язык и литература», обслуживает электронными источниками информации по функциональным стилям речи. Обратите внимание, чтобы презентация была емкой и информативной, содержала поясняющие средства.
Таким образом, разобравшись в определении художественного стиля, вы станете лучше понимать структуру произведений. А если вас посетит муза, и появится желание самому написать художественное произведение – следите за лексическими составляющими текста и эмоциональной подачей. Успехов в изучении!