Развитие коммуникативных навыков общения. Коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста

Елена Побирей
Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности

Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игровой деятельности

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С.

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике является особенно актуальной, так как отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте и становятся фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.

Коммуникация - это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению.

Коммуникативность - это врождённая или приобретённая способность, навык, умение передавать правильно свои мысли, чувства, эмоции так, чтобы они правильно (доходчиво) были поняты, восприняты другим человеком (собеседником) или людьми.

Навык - это автоматизированные компоненты сознательной деятельности, возникающие в результате упражнений, упрочившиеся способы действий.

Говоря же о коммуникативных навыках , имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

Формирование коммуникативности - одна из основных задач подготовки дошкольника к дальнейшей жизни и является важным условием нормального психологического развития ребенка. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Дошкольный возраст считается сенситивным периодом жизни индивида, родители и педагоги должны предельно продуктивно использовать этот возраст для развития ребёнка, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы…

Если в этот период жизни ребенок не получал достаточно общения, то позднее у него возникают проблемы в налаживании социальных связей.

Требования общества говорят о необходимости выстраивания специально организованной работы по развитию коммуникативных навыков и социальных умений общения.

Согласно целевым ориентирам ФГОС ДО на этапе завершения

дошкольного образования ребенок должен:

* обладать чувством собственного достоинства;

* обладать установкой положительного отношения к миру,другим людям и самому себе;

* может выражать свои мысли и желания;

* активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

* способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать

неудачам и радоваться успехам других,адекватно проявлять свои чувства, в том числе

чувство веры в себя;

* стараться разрешать конфликты.

Работа по формированию коммуникативных навыков дошкольников в дошкольном учреждении должна проходить через всю организацию жизни ребенка в ДОУ, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности, соответствовать нормам общечеловеческой морали.

Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности, она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков детей, она имеет важное значение для нормального психологического развития и эмоционального состояния ребёнка.

В течение дня каждый ребенок получает положительные эмоциональные впечатления от участия в самых разнообразных играх. И чем полнее и разнообразнее его игровая деятельность, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления.

Любая игра предусматривает наличие трех компонентов: действия, знания и общения.

Значение игры

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и

ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему

человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней.

Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты

реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его

действительности.

Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка.

Игра способствует формированию творческого воображения.

Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка.

Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых

ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.

Формы организации ежедневной игровой деятельности , в педагогическом процессе можно условно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить (сюжетно-ролевые, творческие, игры-драматизации, игры-импровизации, игры-инсценировки, хороводы, игры-имитации, пальчиковые игры, дидактические игры, игры-соревнования, игры-забавы, игры-разминки,упражнения,подвижные игры и др.)

«Внимание ребёнка к сверстникам может проявляться уже в возрасте от 1 года

Игра в раннем возрасте носит предметно - манипулятивную деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает действовать с предметами как взрослый, подражать ему.

Поскольку единственной формой общения детей раннего возраста являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом, основанный на подражании, то здесь вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Взрослый вполне может показать, как это здорово - поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще раз. Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.

Ссоры у детей этого возраста возникают чаще всего из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.

Но даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая, ни на кого внимания и играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но, не вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки, не общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать, что он играл один!»

Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит, будет играть в дом).

На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им.

При работе с детьми преддошкольного возраста важно вызвать интерес к играм, желание играть, усвоить предметные действия с игрушками, научить переносить действия, осуществляемые с одними игрушками, на другие. На этом этапе закладываются предпосылки будущей сюжетной игры.

К 4 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать игру с другими, распределять роли. Вот тут взрослый и может ему помочь, постепенно обучая детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет служить обыкновенная считалка. Воспитатель включает в игры необходимые слова и выражения, показывает сферу их использования.

В 5-6 лет появляется феномен первой детской дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним! Тогда же появляются и первые проблемы в общении со сверстниками.

Со временем с помощью взрослого ребёнок усваивает правила совместной игры. Усвоив закон "очередности", привлекательность хода игры, дети преодолевают каждый свой эгоизм, обретают способность к познанию своего Я с новых сторон (обретает новые ориентиры в отношении к себе, в понимании себя самого). Дети начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

К 7 годам время игры увеличивается. Ощущение и ситуация игры, даёт, свободу ее участникам, игра реализуются в объединении чётко очерченных правил – правил игры. Ощущение и ситуация игры, проходящая в определённых рамках и очерченных правилах даёт опыт, предоставляет свободу участникам.

Итак, если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, является образцом для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т. п.).

Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, поэтому воспитатели и родители заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых и происходит социальное взросление.

Важно помнить - каждый ребенок занимает определенное положение в группе сверстников необходимо учитывать это в своей работе.

Нужно обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимся популярностью среди сверстников. Это поможет привести к изменению их позиций и будет эффективным средством нормализации отношений со сверстниками.

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.

Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках и усвоению нравственных норм.

Человек - социальное существо, а значит, большая часть его жизни посвящена общению.

Общаясь, мы оказываем воздействие друг на друга, которое может быть как простым (просьба), так и очень сложным (различные приемы манипуляции).

От того, насколько мы хорошо владеем искусством общения, во многом зависит успех в различных делах.

Для того чтобы научиться легко взаимодействовать с людьми, нужно не только грамотное построение фраз и гладкая речь, хотя это тоже важно. Искусство коммуникации предполагает умение слышать собеседника, понимать его и выстраивать свою речь и поведение в соответствии с ситуацией.

Рассмотрим подробнее понятие общения. Современная психология рассматривает три стороны этого процесса:

  • Коммуникативное общение - обмен информацией между собеседниками.
  • Перцептивная сторона - восприятие собеседниками друг друга, создание атмосферы взаимопонимания.
  • Интерактивная сторона предполагает создание условий для взаимодействия людей между собой.

Развитие предполагает обучение тому, как донести свою мысль до собеседника, стать понятным. Здесь важно умение быть точным. Возможные ошибки чаще всего бывают связаны с психологическими сложностями, такими как замкнутость, стеснительность, тревожность.
Эти препятствия на пути к свободному выражению своих мыслей часто называют коммуникативными барьерами.

Но надо заметить, что коммуникативные способности не являются врожденными. Раскрыть их в себе может любой человек, если приложит к этому усилия.

В настоящее время существует множество психологических тренингов и специальных занятий, которые могут помочь научиться легко и свободно общаться.

Тренинги, направленные на развитие как правило, включают в себя несколько ступеней. Это умение убеждать собеседника, развитие воздействия, а также способность с честью выходить из любой Иногда добавляются и другие шаги.

Если вы не можете посещать подобные занятия, то для вас будут полезны несложные рекомендации, которые помогут преодолеть и добиваться успеха в любой ситуации.

Мы все с детства владеем базовыми навыками общения, которые заложены в наше сознание в виде определенных шаблонов. Это приветствие, прощание, сочувствие, извинение, отказ, просьба, требование и другие.

Как правило, если мы взаимодействуем с незнакомыми людьми на самом поверхностном уровне (например, с продавцом в магазине), этих образцов (шаблонов) бывает достаточно. В привычных ситуациях, отработанных до автоматизма, мы практически совсем не испытываем коммуникативных сложностей.

Они начинаются там, где возникает новая или волнующая ситуация. Например, или когда нужно сделать предложение руки и сердца. Вот тут-то и поджидают нас самые разные коммуникативные барьеры, которые потом мы описываем словами «отнялся язык», «не знаю, что сказать», «я просто онемел» и другими. Позже мы понимаем, как стоило себя повести, что сказать, и горько сожалеем о собственном беспомощном состоянии. Для преодоления подобных сложностей и нужно развитие коммуникативных навыков.

Почему так происходит и как бороться с этим явлением?

Чаще всего причина того, что мы не можем легко и спокойно говорить с любым человеком на любые темы, заключается в так называемой застенчивости. Человек испытывает страх и как бы внутренне «прячется», сдерживая свои искренние чувства.

Застенчивый человек излишне озабочен тем, как он выглядит, что о нем подумают окружающие. Он постоянно неуверен в том, какое впечатление производит. Наилучшей рекомендацией в такой ситуации будет посмотреть на себя со стороны. Каким образом? Например, можно записать на камеру то, как вы говорите, ходите, смеетесь. А потом, посмотрев на результат, изменить то, что вам в себе не нравится. Важное предупреждение: если вы никогда раньше не видели себя в записи, вы можете испытать шок. Это случается с большинством людей, ведь наше внутреннее представление о себе довольно сильно расходится с тем, как нас видят окружающие. Поэтому не делайте выводов после первого просмотра. Изучите запись несколько раз и только после этого анализируйте свои плюсы и минусы.

Следующий совет: учитесь свободно выражать свои чувства. Если не получается делать это с помощью слов, начните с движений. Танец подойдет для этого лучше всего. Оставшись в одиночестве, включите приятную музыку и танцуйте так, как хочется. Пусть ваши движения будут странными или даже дикими, не стесняйтесь, ведь вас никто не видит. С помощью спонтанного танца вы лучше поймете себя, многие внутренние «зажимы» уйдут.

Также полезно рисовать чувства. Этот метод используется в психотерапии и помогает снять барьеры.

Если сложно говорить, пробуйте сначала писать. Выражение мыслей на бумаге придаст им четкость и законченность, что постепенно проявится и в речи.

Развитие коммуникативных навыков может включать в себя и другие способы. Вы можете выбрать тот, что больше вам по душе.

В заключение добавлю, что любая внутренняя помеха преодолима, вы в состоянии измениться, хотя порой путь к успеху долог и тернист. Главное - не сдаваться!

Как научить ребенка общаться с окружающими людьми. В какие игры играть для развития социально-коммуникативных навыков.

В ходе социально-коммуникативного развития ребенок усваивает нормы общения с окружающими людьми, приобщается к традициям и культуре общества, учится правильно вести себя в определенных ситуациях.

Развитие социально-коммуникативных навыков детей

Главной целью в социально-коммуникативном развитии является воспитание речевой культуры, доброжелательного отношения к людям, воспитанности.

Современное общество требует уверенных в себе личностей, способных совершенствоваться и развиваться. Если посмотреть на проблему глобально, то наши дети должны быть воспитаны так, чтобы страна нравственно и духовно развивалась.

Ответственность за воспитание в ребенке вышеуказанных качеств возлагается на семью и образовательные учреждения. Личностные качества человека закладываются в первые годы жизни. И насколько позитивными будут результаты, зависит от родителей, воспитателей и учителей.

Дружба детей — важная часть социально-коммуникативного развития

Развитие коммуникативных навыков детей в семье

Самый первый наглядный опыт общения дети приобретают в семье. Ребенок учится понимать, как можно и нельзя поступать.

При этом процесс является неосознанным не только для малыша, но и для взрослых членов семьи. Семья попросту реализует свое ежедневное общение с ребенком, таким образом показывая ему пример. Общаясь с членами своей семьи, ребенок становится похожим на них в манере общения, жестах, мимике, поведении.

Существует две модели поведения в семье:

  1. Если родители общаются между собой с уважением, добротой, то это позитивно скажется в будущем на мировосприятии ребенка. Замечательно, когда родители и другие члены семьи заботятся друг о друге, ласково разговаривают, помогают, имеют общие интересы. Недостаточно одного физического ухода за малышом. От родителей требуется также эмоциональное участие в жизни малыша — ласковое общение, поддержка, добрая игра, доверие
  2. К сожалению, в некоторых семьях царит агрессивная или неискренняя атмосфера. Слишком сдержанный эмоциональный стиль общения также негативно влияет на дальнейшую положительную адаптацию ребенка. Плохо, когда родители разговаривают с ребенком в сухом или резком тоне, кричат на него, ругают за оплошности, постоянно одергивают, относятся безразлично к его успехам. Часто родители заменяют живое общение дорогими игрушками, компьютером, подарками. Такой подход также несет негативные последствия

В первом случае вырастает благополучно социализированный ребенок. Он редко становится виновником конфликта. А если вдруг и попадает в конфликтные ситуации, то с легкостью находит решение. Кроме доброжелательного общения с окружающими, ребенок способен справляться со своими внутренними переживаниями.

Во втором случае вырастает личность, не способная к налаживанию контакта с другими людьми. Ребенок начинает проявлять агрессию, настороженно относиться к другим детям, учится врать и хитрить. Это доставляет ему массу психологических переживаний, с которыми он не умеет справляться.



Доверительные отношения в семье — залог успеха ребенка в будущем

Знание правил и норм при общении

Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.

Желательно, чтобы до момента посещения детского сада родители привили ребенку знание правил общения и поведения. Воспитатели в саду также ведут активную работу с детьми.

С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения :

  1. Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками
  2. Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам
  3. Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ
  4. Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе
  5. Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников


С ранних лет приучайте ребенка к вежливости

Как пробудить в ребенке желание общаться?

Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.

Чтобы не лишить ребенка желания общаться с другими детьми, нужно учитывать его темперамент. При этом нужно организовать общение таким образом, чтобы ребенок и окружающие чувствовали себя максимально комфортно.

Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:

Застенчивый ребенок

  • Расширяйте круг его знакомств
  • Приглашайте знакомых детей в гости
  • Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
  • Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
  • Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах

Конфликтный ребенок

  • Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
  • Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
  • После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
  • Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу

Беспокойный ребенок

  • Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
  • Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
  • Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания

Замкнутый ребенок

  • Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
  • Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
  • Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного


Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться

Видео: Как научить ребенка общаться со сверстниками?

Как научить ребенка умению организовать общение?

Дети первых лет жизни играют рядом, но не вместе. К 3-4 годам появляется общая организованная игра. Чтобы другим детям было интересно играть с вашим ребенком, он должен обладать следующими качествами:

  1. Уметь слышать собеседника
  2. Сочувствовать, поддерживать, помогать
  3. Уметь решать конфликты

Поддерживайте желание ребенка общаться и дружить с детьми, учитывая его темперамент. Направляйте его, объясняйте правила игры и ситуации. Чаще играйте сами со своими детьми дома.



Совместная игра детей

Развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста: игры и упражнения

Игра — это основное средство формирования у ребенка представлений о жизни и взаимоотношениях.

Детям с раннего возраста следует научиться различать чувства людей на примерах героев игры.
К примеру, игра «Как Маша делает?»

Задаете ребенку вопрос и сами даете ответ мимикой. Ребенок научится различать эмоции и чувства.

  • Как Маша плачет?
  • Как Маша смеется?
  • Как Маша сердится?
  • Как Маша улыбается?

Игры с детьми раннего возраста должны быть направлены на:

  1. Развитие доброжелательности к людям
  2. Негатив по отношению к жадности и злу
  3. Элементарное представление о понятиях «хорошо» и «плохо»


Общение и игра детей

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Игра «Подари улыбку»

Для данной игры необходимо минимум два участника. Попросите ребенка подарить своему союзнику самую дорогую и добрую улыбку. Таким образом дети делятся улыбками и положительно относятся друг к другу.

Игра «У птички болит крылышко»

Один ребенок воображает себя птичкой с раненым крылом, остальные пытаются птичку утешить, сказать ей добрые слова.



Дети водят хоровод

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: игры и упражнения

Игра «Вежливые слова»

Дети становятся в круг. Каждый бросает другому мяч. Перед броском ребенок должен сказать любое вежливое слово (спасибо, добрый день, извини, пожалуйста, до свиданья).

Игры-ситуации

Предложите ребенку разрешить самостоятельно выдуманную ситуацию:

  • Две девочки поссорились — попробуй помирить их
  • Ты пришел в новый детский сад — познакомься со всеми
  • Ты нашел котенка — пожалей его
  • У тебя дома друзья — познакомь их со своими родителями, покажи свой дом

Освоение коммуникативных навыков — путь к полноценной жизни, полной ярких впечатлений и событий. Любящие родители хотят видеть своего ребенка счастливым и успешным. Помогите ему адаптироваться в обществе. Чем раньше вы начнете прививать ребенку социально-коммуникативные навыки, тем легче ему будет находить общий язык с окружающими.

Видео: Как воспитать общительного ребенка?

Коммуникабельные люди получают удовольствие от общения, у них обширная сеть контактов, они не теряются в сложных ситуациях и легко адаптируются к новым условиям. Если для вас предстоящие переговоры превращаются в ожидание мучений, пора работать над собой.

Кто такой коммуникабельный человек? Прежде всего, это тот, кому общение доставляет удовольствие. Общительному человеку не важно, с кем общаться, ему интересен сам процесс.

Для коммуникабельных людей характерна гибкость в контактах, способность и умение не растеряться при общении в разных ситуациях, уверенность в себе , они легко приспосабливаются к новым условиям, умеют успешно проводить переговоры, стремятся к инициативности и лидерству в коллективе.

Если вы чувствуете, что недостаточно коммуникабельны, что вы часто ищете возможность уклониться от предстоящей беседы, если вы хотите развить в себе коммуникативные навыки общения, прислушайтесь к следующим советам.

Как развить коммуникабельность

Не следует избегать и уходить от общения

Вы думаете, что достаточно общительный, но предпочитаете вступать в диалог, только если собеседник вам приятен и у вас хорошее настроение? Если вы замечаете знакомого, идущего вам навстречу, и предпочитаете свернуть с пути, чтобы избежать беседы с ним; если вы видите в окне общественного транспорта малознакомого вам человека, то предпочитаете подождать следующий автобус – все это означает, что вы недостаточно коммуникабельны.

Для того чтобы развить коммуникабельность старайтесь не избегать случайных встреч. Общайтесь с малознакомыми людьми или с теми, кто вам вообще незнаком. Так вы разовьете в себе навык общительности.

Научитесь получать удовольствие от общения

Это одно из главных правил приобретения навыков коммуникативного общения. Мы всегда настраиваем себя на то, как пройдет запланированная беседа с тем или иным человеком. Например, встреча с давним приятелем представляется вам неинтересной и очень скучной, потому что вы знаете, что ваш собеседник – типичный зануда.

Предстоящий разговор с начальником всегда предполагает некоторую скованность и нервозность. Перед разговором, который видится вам неприятным, вы должны настроиться на лучшее: помните, что вы всегда можете изменить ситуацию, поменяться ролями со своим собеседником. К примеру, вам не очень хочется выслушивать воспоминания детства вашего приятеля.

Отлично – не выслушивайте, начните сами рассказывать, завладейте ситуацией. Или же поверните разговор на другую тему, которая будет интересна вам обоим. Превратите предстоящий неприятный разговор в приятный. Научитесь получать пользу от ваших бесед с различными людьми, и общение станет для вас более увлекательным событием.

Старайтесь выступать инициатором беседы

Живя в большом городе, легко сделать вид, что не видишь старого знакомого, с которым едешь в одном вагоне метро, или притвориться, что вы не узнали его. Как правило, опущенные вниз глаза свидетельствуют о вашем нежелании вступать в контакт, и это срабатывает – с вами тоже не хотят общаться. Но подобная взрослая игра в прятки заставляет вас испытать гораздо больше отрицательных эмоций, нежели беседа даже с самым нежелательным собеседником. Когда вы скрываетесь от вашего знакомого, вы находитесь в состоянии ожидания, боязни: «А узнал(а) ли он(а) вас? А хочет ли он(а) поговорить?»

Чтобы не мучиться такими вопросами и не ждать, пока к вам подойдут и начнут разговаривать, – лучше всего сами начните разговор, выступите в роли инициатора диалога; вы почувствуете, что это достаточно легко. Это основы коммуникативного общения.

Вступая с людьми в контакт, не будьте чрезмерно формальны в общении с ними

Если у вас спрашивают: «Как поживаешь?» или «Как дела?» было бы правильно немного рассказать о своей жизни и о своих делах. Сухость ваших ответов и нежелание вступать в разговор расцениваются вашим собеседником как неуважение и недоброжелательность по отношению к нему.

Работайте над своим артистизмом

Коммуникабельность людей характеризует их как представителей общества, для которых свойственно богатство жестов и интонаций. Коммуникабельный человек непревзойденный рассказчик, имитатор. Ему присущ вкус к подробности, к сочной детали, он желает жить разнообразной жизнью, потому так легко такому человеку перевоплощаться в разные социальные роли, легко адаптироваться. Эти люди умеют нравиться.

Убейте в себе пессимистические настроения

Обязательное качество любого действительно коммуникабельного человека – оптимизм. Если вы стремитесь, стать мастером коммуникативного общения, развить коммуникабельность, но при этом вами обладают пессимистические настроения, впору задаться вопросом – «Как стать оптимистом?». Пессимизм, как правило, ни к чему хорошему не приводит и уж тем более не способствует развитию общительности. Улыбайтесь! Все хорошо! Люди гораздо лучше реагируют на улыбку, чем на угрюмое лицо.

Не все люди рождаются со склонностью к развитию коммуникабельности. Главным учителем таких умений, бесспорно, является сама жизнь. В процессе приобретения жизненного и профессионального опыта человек учится общаться, контактировать с людьми, эффективно выстраивать нужные связи.

Но есть люди, которые в не достаточной мере владеют навыками коммуникативного общения. В наше время всему можно научиться, было бы только желание. Быть «мастером коммуникаций» поможет специализированная литература, участие в профессиональных тренингах по технике эффективного общения и ежедневные тренировки в общении с окружающими.

В современном мире технических достижений, где любую информацию можно легко получить в интернете, умение общаться становится всё более ценным навыком . Развитая коммуникабельность помогает успешно продавать товары, вести переговоры, выступать перед публикой, понимать собеседника и быть понятым им. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития вообще, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой, а также позволяют самовыражаться через творчество.

Трудности в общении могут возникать при недостаточной развитости того или иного коммуникативного умения. Жизненный опыт учит нас решать многие проблемы путем переговоров, однако иногда обстоятельства складываются так, что накопленных знаний для решения проблемы не хватает.

Также мы поддаёмся стереотипам поведения, наработанными нами в течение жизни, и, когда они не производят желаемого эффекта.

Суметь совладать с растерянностью и взять ситуацию под контроль помогает развитие коммуникативных навыков. Их наработка в игровой форме, когда тренер искусственно создаёт условия, затрудняющие эффективное общение и достижение целей переговоров, помогает расширить коммуникативный опыт.

Преимуществом отработки модели жизненной ситуации в рамках тренинга является и то, что ошибки при контактировании не повлекут за собой непоправимых последствий, как это бывает в жизни. Обучаемый освобожден от ответственности за неуспех диалога и может творчески подходить к решению коммуникативных задач, испытывать различные способы влияния на собеседника. Важно, что другие участники тренинга в доброжелательной манере помогут заметить явные просчеты в управлении разговором, оценят эффективность поведения, так как, увлекшись беседой, следить за собственными ошибками подчас сложно.

Осознавая и меняя привычные реакции, человек учится смотреть на ситуацию под другим углом , дает себе свободу выбора ответного действия. Со временем отточенные практикой, доведенные до автоматизма новые схемы поведения принесут вам желаемые результаты успешного общения.

Цель коммуникативного тренинга — постановка поведенческих навыков, необходимых для достижения целей говорящего. Наработка навыков затрагивает как вербальный, так и невербальный уровень коммуникации и позволяет:

  • Легко устанавливать контакт и поддерживать его;
  • Производить нужное впечатление на собеседников;
  • Освоить психотехники работы с аудиторией;
  • Научиться убедительно аргументировать свою позицию;
  • Успешно отстаивать свои интересы;
  • Безболезненно преодолевать конфликты;
  • Понимать мотивы собственных слов и поступков и реакции окружающих;
  • Эффективно слушать и активно задавать вопросы;
  • Осознанно использовать невербальные способы коммуникации;
  • Диагностировать психологическое состояние оппонента;
  • Выделять и нейтрализовать манипуляции;
  • Создать атмосферу доверия и сплочённости, как в рабочем коллективе, так и в кругу родных и близких.

Уделите внимание развитию своих коммуникативных навыков — результаты не заставят вас долго ждать! Отработайте полученные знания, построив эффективные отношения с друзьями и коллегами. Научитесь использовать общение как инструмент достижения своих целей, ведь владеющий словом — владеет ситуацией!