Речевое развитие учащихся начальных классов.

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми.

Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие

может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучает,

кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит,

как работает, какого обращения требует с собой.
Л.Успенский

Способность чётко и ясно излагать свои мысли требуется каждому человеку. Речь является средством коммуникации, основой всякой умственной деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Богатство словаря – признак высокого уровня развития человека. Поэтому одна из главных задач школы – обогащение словаря учащихся и развитие речевых умений и навыков.

Эти умения и навыки развиваются в процессе активной речевой деятельности, то есть через восприятие речи и говорение.

Свою работу по развитию речи учащихся я строю по следующим направлениям:

    работа над звуковой стороной речи (сводится к формированию правильного произношения слов);

    работа над лексическим значением слов и их правильным употреблением, а также наблюдение за отношениями между словами по характеру выражаемых значений, по фонетическому оформлению (многозначные слова, омонимы, омофоны, омоформы, антонимы, паронимы, синонимы и пр.) ;

    развитие связной речи;

    развитие культуры речи.

Все эти направления одинаково важны, взаимосвязаны, взаимообусловлены и могут прослеживаться на любых уроках, будь то математика, окружающий мир, русский язык, литература...

Часто свои уроки начинаю с речевой разминки (работы над звуковой стороной речи, правильным произношением слов). На уроках русского языка и чтения использую чистоговорки, скороговорки (проговариваем в разном темпе, с разной интонацией), хоровое чтение предложений и текстов. Очень эффективно задание «Говори правильно»: «Прочитайте слова, соблюдая ударение: столяр, позвонит, ворота, документ, квартал, нанял, наняла, облегчить, родились, баловать». Аналогичную работу можно организовать в рамках любого предмета. Например, на уроке математики можно предложить такие слова:километр, сложить, наименование, перпендикуляр, параллелепипед. Фалес, Декарт, Пифагор, Ньютон . Большое значение придаю работе над словарем учащихся, предполагающей

    обогащение и уточнение словаря (усвоение учащимися новых слов и их значений, оттенков, эмоционально-экспрессивной окраски слов, сфер их употребления, многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов и т.д.);

    активизацию словаря (использование новых слов в собственных высказываниях ученика, включение их в число постоянно используемых слов).

Особенность словарной работы состоит в том, что она прослеживается в процессе всей учебно-воспитательной деятельности. Школьники усваивают лексику, связанную с математикой, с изучением природы, музыки, изобразительного искусства, общественной жизнью, играми, спортом и т.д. По разным данным дети семи лет, приходящие в школу, имеют в своем словаре от 3 до 7 тысяч слов, к окончанию обучения в начальной школе словарь учащихся составляет от 8 до 15 тысяч слов. Это значит, что ежедневно в среднем словарь школьника пополняется 5-8 новыми словами, причём более половины новых слов младший школьник получает на уроках русского языка – чтения, грамматики.

При работе над лексическим значением новых слов использую следующие варианты их введения и закрепления. Новое слово произношу чётко, показываю его написание и раскрываю значение через показ предмета (его иллюстрации), признака или действия. Значения многих слов объясняю через анализ их морфологической структуры и словообразования. Некоторые слова становятся понятными детям, если ввести их в предложение. Для активизации слова даю примеры использования слов в речи и прошу детей составить предложения с новыми словами (выражениями). Для закрепления новых слов предлагаю творческие домашние задания: составить предложения, рассказ или сказку, кроссворд, используя новые слова, дополнить однокоренными, подобрать к ним синонимы и антонимы. Стараюсь воспитывать у детей привычку замечать в текстах неизвестные им слова и потребность выяснять их значение, обращаясь к учителям, родителям, используя словари.

Работу над лексическим значением слов организую на каждом уроке. Например, на уроках математики особое внимание уделяю работе над терминологией. Для объяснения значений математических терминов, их лучшего усвоения и понимания обращаюсь к этимологии слов, опираюсь на ассоциативное запоминание, подбираю сказки и стихи, в которых упоминаются математические термины и их происхождение. Мои ученики используют словарики для записи математических терминов. Ниже приведены некоторые задания, направленные на правильное применение и понимание терминов.

    Найдите верные высказывания: произведение 8 и 3 равно 11; произведение 3 и 4 больше суммы 5 и 3.

    Прочитайте выражения, используя термины: 325+17; 97 2 – 453; 432: 3.

Наиболее слабым звеном в общей системе обучения языку является работа по развитию связной речи учащихся. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. При работе над предложением использую следующие приемы:

    составление предложений с использованием заданных слов (по теме сочинения, рассказа);

    составление предложений заданного типа по схемам-моделям;

    распространение предложений, перестройка их структуры;

    выражение одной и той же мысли в различных вариантах;

    редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении.

Развитие связной речи происходит при рассматривании картин, других наглядных пособий, при чтении художественных текстов и их пересказе. Воспроизведение прочитанного является эффективным приёмом развития не только речи, но и мышления.При обучении пересказу особое внимание обращаю на последовательность изложения, выразительность, умение увлечь, заинтересовать слушателей. В работе над связной речью эффективны следующие упражнения:

    развернутые ответы на вопросы;

    анализ прочитанных текстов;

    устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям;

    записи по наблюдениям, ведение рабочих тетрадей по окружающему миру;

    рассказывание художественных текстов, заученных на память;

    импровизация сказок;

    разыгрывание ситуаций, диалогов;

    различные виды драматизации, словесное рисование;

    письменное изложение образцовых текстов;

    письменные сочинения разнообразных типов;

    составление отзывов о прочитанных книгах, о спектаклях, кинофильмах;

    деловые бумаги: заявления, объявления, адреса, телеграммы и т.д.

    различные виды пересказа (подробный, выборочный, краткий, с перестройкой текста, с творческим дополнением).

Одним из важнейших качеств связной речи является умение кратко формулировать и передавать свои мысли другим, кратко воспроизвести прочитанное, кратко рассказать об увиденном эпизоде. С целью развития этого умения предлагаю учащимся попытаться представить себе в наглядной, образной форме ситуацию, описанную в тексте. Смысл задания заключается в том, чтобы помочь детям сформулировать у себя чёткие наглядные представления, отражающие наиболее чёткие моменты содержания текста, а затем уже на их основе сформулировать соответствующие словесные обобщения.

Большие возможности по развитию речи учащихся открываются при интеграции уроков. Интегрированное обучение способствует глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогает формированию навыков грамотной устной и письменной речи, способствует гармоничному развитию личности.

Использование разнообразных методов, приёмов, форм и средств обучения активизирует деятельность детей, повышает интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывает внимание к слову, обогащает словарный запас.

Целенаправленная, последовательная и систематическая работа позволяет формировать у учащихся речь, отвечающую следующим требованиям:

    ясность речи (должна быть доступна слушателю, ориентирована на восприятие адресатом, учитывать его возможности, интересы и другие качества; речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность синтаксиса;

    выразительность речи;

    правильность речи (соответствие литературной норме - грамматической, орфоэпической);

    богатство языковых средств (умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы и структуры предложения, наилучшим образом передающие содержание);

    точность речи (умение не просто говорить, но и выбрать для поставленной цели оптимальные языковые средства – такие слова, словосочетание, фразеологические единицы, которые наиболее точно передают мысль и чувства);

    логичность речи (последовательная, четко построенная, связанная в своих частях);

    чистота речи (устранение из активного словаря учащихся диалектных, просторечных, вульгарных слов);

    знание норм речевого этикета.

Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе школьной работы выступают комплексно. Каждый педагог может внести что-то, присущее своей специальности: математик приучать к краткому и логически полноценному изложению, литератор – к выразительной и эмоционально насыщенной речи, историк – к последовательному изложению и умению приводить отдельные факты в систему и т.д. Главное помнить, что забота о чистоте, правильности, выразительности речи должна быть общим делом всех учителей, работающих в школе.

Работа над словом.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навык распоряжаться им свободно в устной или письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета»

К.Д.Ушинский.

Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает: через изучение русского языка - к познанию других наук.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью,– вот основное содержание уроков по развитию речи.

В системе работы над развитием связной речи используются разные группы приемов и типов речевых упражнений, включающих словарную работу, работу над словосочетанием и предложением, логическую работу и носящих тренировочный характер.

Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.

1. Упражнения для развития фонематического слуха.

«Назови слова»

(Для развития слуховой дифференцировки)

1. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» и т.д.

2. «Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П» и т.д.

3. «Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л» и т.д.

«Хлоп-хлоп»

1. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, которое начинается со звука [С ]и т.д., сразу хлопнешь в ладоши». Вариант: ребенок должен «поймать» звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

2. «Я буду называть слова, а ты, как услышишь слово, в котором есть звук [К], хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук[Г] - хлопни 2 раза»

«Играем со словом»

1. «Придумай слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол», и т.д.».

2. «Назови, какой звук первый (последний) в слове «луч», «диван» и т.д.».

3. «Назови все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша» и т.д.».

4. «Какой звук в слове «рыбка» и т.д. стоит вторым, первым, третьим?».

«Придумай новое слово»

Задание: «Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом- дым».

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука : сыр, сон, сук, мак, стоп.

2. Упражнения для развития грамматических навыков

Составление предложений по разным моделям

«Попробуй составить такое предложение, в котором будет говориться о том :

Кто? Что делает? Что? (Ученик решает задачу.)

Кто? Что делает? Что? Чем? (Садовник поливает цветы водой.)

Кто? Что делает? Что? Кому? (Девочка дала конфету подруге.)»

«Закончи предложение»

Задание: «Попробуй угадать конец фразы».

На лугу цвели ко… и ро… . На столе лежат бу…а и кра… .

Распространение предложений

Под окном растёт берёза.

Как вы думаете, какая она? (кудрявая, высокая, белоствольная, …)

Образование предложений из слов

1. Придумай предложения, используя следующие слова:

Пушистый котёнок голубое небо

2. «Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места. Что получится?»: Снег, землю, первый, укрыл. Медведь, в, зимой, берлоге, спит.

«Пропавшие слова»

«Я прочитаю рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Догадайся какие».

Тишина царит в дремучем ___. Черные ___ затянули солнце. Вот-вот пойдет ___.

«Найди ошибку»

Задание: «Послушай предложения и скажи, все ли в них верно».

Зимой в саду расцвели яблони.

В ответ я киваю ему рукой.

После грибов будут дожди.

Тренировка на понимание переносного смысла

ядовитый укус - ядовитый взгляд, острый нож - острое слово, низкий стол - низкий поступок, черствый хлеб - черствый человек»

«Составь предложение»

Закончите фразу: Хотя солнце уже взошло,…

Выпал первый снег, но…

Дети вышли из школы и …

3. Упражнения для развития словарного запаса.

«Игра в слова»


  1. Назвать как можно больше слов, обозначающих фрукты, цветы и др. (Можно проводить в виде соревнования).

  2. Учитель называет предмет, а дети рассказывают, что этот предмет может делать. Необходимо назвать как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди?» и т.д.
«Признаки»

  1. «Если предмет сделан из железа, то какой он?» (из бумаги, из дерева и др.)

  2. «Назови другой предмет, такой же белый, как снег». (Такой же узкий, как лента; такой же круглый, как мяч; такой же жёлтый, как лимон).

  3. «Сравни по вкусу лимон и мёд, по цвету – гвоздику и ромашку, по прочности – верёвку и нитку, по высоте – гору и холм».
Работа с синонимами

  1. «Как по-другому можно сказать о печальном человеке? Ценный – это какой?»

  2. «Каким словом можно заменить слово «конь», «врач», «пища» и т.д.?»

  3. «Какое слово лишнее? Почему?»
Грустный, печальный, унылый, глубокий

«Закончи слово»

«Отгадай, какое слово я хочу сказать: вос…? (воспитатель, восход, восток и т.д.)

«Объяснялки»

«Объясни, что такое рюкзак?» (Ребёнок должен выделить существенные признаки, назначение предмета)

«Скажи наоборот» (Работа с антонимами)

«Один и много» (Изменение слов по числам)

«Уменьшение», «Скажи ласково» (Словообразование)

Работа с синонимами.

Одной из основных задач проведения УРР является уточнение и обогащение активного словаря младших школьников. В этом смысле значение синонимов огромно. Синонимия в языке свидетельствует о его богатстве и выразительных возможностях. Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Работа над синонимами расширяет и уточняет словарь учащихся, способствует точному выражению мысли, предупреждает повторы одного и того же слова.

Вся работа по данной теме включает в себя следующие этапы:

1) подбор слов, близких по смыслу;

2) выделение слов (синонимов) в тексте;

3) выяснение понимания слов учащимися;

4) введение слова и другой контекст - составление предложения;

5)использование слов-синонимов в связной речи.

Остановимся на некоторых видах работы с синонимами, которые можно использовать на занятиях.

I. Под6ор слов, близких по смыслу.

1. Выбор и группировка слов, близких по значению. В задании даются слова какой-то одной части речи. Из этого списка надо выбрать две группы близких по смыслу слов; иногда в этот список можно включить одно - два лишних слова («конфликтное слово»), например: бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, не сводит глаз.

бежит глядит

мчится смотрит

несется не сводит глаз

В зависимости от уровня подготовленности детей задание может облегчаться или усложняться. Так, для усложнения могут быть даны не два, а три синонимических ряда, введено два-три «конфликтных слова», могут быть даны разные части речи и пр.

2. В задании «Проверим работу Буратино» даны прилагательные в два столбика. Нужно к словам левого столбика подобрать слова из правого столбика, близкие им по значению.

старый старательный

прилежный грузная

тяжелая смелая

храбрая дряхлый

веселый смешной

Здесь же можно дать задание, связанное с лексической сочетаемостью прилагательного с существительным. Например: укажите, какие слова можно подобрать к данным: старый (человек, дом, город).

3. Можно использовать игру «Замени слово».

Задача игры: заменить в словосочетаниях прилагательные синонимами с приставками без- или бес-.

смелый человек бесстрашный

тихая погода безветренная

ясное небо безоблачное

тревожный сон беспокойный

прозрачная жидкость бесцветная

4. Какими синонимами (из четырех букв) можно заменить такие слова: приятель, противник, солдат, шагать, красный, печаль, работа?

Ответ: друг, враг, воин (боец), идти, алый, горе, труд (дело).

5. Игра «Назовите по-другому».

Названия каких животных и птиц мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца, задиру, хитреца, увальня, безбилетника?

Ответ: орел, петух, лиса, медведь (тюлень), заяц.

II. Выделение слов (синонимов) в тексте.

1. Ученики отыскивают синонимы в стихотворениях .

Бураны , вьюги и метели -

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!

В. Берестов
Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

2. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

Спеши , не спеши, а поторапливайся .

Приятелей много, а друга нет.

Переливает из пустого в порожнее .

III . Выяснение понимания слов учащимися.

1. Замена синонима в предложении . Цель такого задания состоит в выборе более точного, удачного слова.

Я читал интересную (увлекательную, захватывающую) книгу.

Лиса обманула медведя (косолапого).

Мальчик споткнулся и упал (растянулся, шлепнулся).

2. Выбор из ряда синонимов слова, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус - ... (грустит, горюет , печалится) .

У себя в глазу бревна не видишь , а у другого соринку... (замечаешь , подмечаешь, улавливаешь).

3. Замените высказывание одним словом.

Очень сильно хотеть что-то. (Желать.)

Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать.)

Хворать, быть нездоровым. (Болеть.)

Украсить, придать красивый вид. (Нарядить.)

IV. Введение слова в другой контекст.

1. Чтение четверостиший, в которых некоторые слова заменены синонимами. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово.

С развеселой звонкой песней

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас холод (мороз).

Л. Алексин

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от работы (труда)!

И. Демьянов

Веселый вестник дождей (ливней) весенних (вешних).

Пробежал (Промчался) в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается вокруг (кругом).

Н. Рыленков

2. Выбор наиболее подходящего слова-синонима в предложении.

Небо (закрыло, заволокло) тучами.

Разведчики внимательно (смотрели, наблюдали) за противоположным берегом реки.

Олени (спокойно, безразлично, равнодушно) паслись на поляне.

Наступило (жаркое, теплое, знойное, горячее) лето.

Учащиеся должны обосновать свой выбор синонима.

Богатый материал для развития речи содержат в себе загадки. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике, обогащает их словарный запас.

Эффективным средством развития речи учащихся является использование пословиц и поговорок. Скучную и мало эффективную работу по заучиванию и объяснению смысла пословиц можно заменить интересной игрой «Переведи на русский язык»

Вот несколько пословиц, которые дети сумеют «перевести» на русский язык.


1. Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам.)
2. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан.)
Примерные варианты ответов:
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Шило в мешке не утаишь.

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 станицы Отрадной

Отрадненского района Краснодарского края

Языковая копилка

Развитие речи учащихся начальной школы

(Материал к урокам русского языка и литературного чтения)

из опыта работы

учителя начальных классов

Клименко С. Ф.

1. Введение

2. Практический материал:

1) необходимые правила говорящего и слушающего;

2) памятки в помощь ученикам (словарики интонаций, настроений, слова-помощники);

3) пословицы и поговорки на уроках русского языка и литературного чтения;

4) работа с фразеологизмами;

5) обучение написанию стихов.

3. Приложение. Стихи учащихся.

«Как развить речь учащихся начальной школы?» - над этим вопросом задумывается каждый учитель. Волновало это и меня, но ещё хотелось организовать такую работу занимательно, познавательно и интересно. Чтобы дети развивали свою речь играя и могли эти игры – задания давать своим друзьям и родным, испытывать удовлетворение и удовольствие от выполненных упражнений. Но и это ещё не всё, была и большая мечта: развивая речь детей, обогащая их словарный запас, научить сочинять стихи, да, именно научить . Оказывается, применяя некоторые правила стихосложения, имея богатый запас слов, фантазию и большое желание, можно научиться писать стихи. К этому я веду детей из урока в урок, бужу их творческое воображение. Из развлечения, игры такие упражнения могут стать источниками саморазвития, творческой самоактуализации личности, её возвышения. Подбор материала собран из различных методических пособий, журналов «Начальная школа», придуман мной и моими учениками. Мечта сбывается: в каждом из шести моих выпусков есть дети, которые пишут стихи. Это и есть показатель работы над развитием речи учащихся.

Здесь представлены некоторые виды заданий, упражнений, правил, игр. Их можно использовать не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и во внеклассной работе по этим предметам.

P.S. Непременными условиями в работе над развитием речи учащихся являются: сотрудничество, сотворчество, искренняя заинтересованность, понимание и принятие даже малейшего успеха ребёнка. Важно заметить и выявить индивидуальные особенности и способности каждого, оказать индивидуально – ориентированную помощь учащимся.

Невозможно развить речь учащихся, не научив их слушать и слышать, говорить так, чтобы тебя слушали. В обучении этому мастерству помогают высказывания великих людей, которые можно использовать на уроке не только за основу правил, но и для списывания, объяснения орфограмм, значения этих высказываний, в минутках чистописания.

Правила говорящего

1. Осторожно обращайтесь со словом. «Слово не воробей: вылетит - не поймаешь».

В. И. Даль

2. Хорошо продумывайте свою будущую речь. «Не допускай, чтобы язык забегал вперёд ума».

«Сперва подумай, а там скажи!»

В. И. Даль

3. Не искажайте действительности в речи!

«У лжеца дом сгорел – никто не поверил».

4. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией.

«Знай, что твоё неразумное, холодное, равнодушное слово может обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение».

В. А. Сухомлинский

5. «Доказывая своё мнение и опровергая другие, если они ошибочны, будь сдержан как в словах, так и в выражениях».

Ф. Честорфилд

6. Не говорите о том, что всем давно известно!

7. Не будьте многословны!

«Много говорить и много сказать не есть одно и тоже».

«Поменьше говори, побольше услышишь»

В. И. Даль

8. Не повторяйте одно и то же несколько раз!

«И хорошие слова хороши один раз»

9. Оцени своевременность беседы.

«В добрый час - молвить, в худой - промолчать».

В. И. Даль

«Если требуется большое искусство, чтобы вовремя высказаться, то немалое искусство состоит в том, чтобы вовремя промолчать».

Ф. Ларошфуко

Правила слушающего

1. Выслушайте обращённое к вам слово!

Вникните в содержание и попробуйте понять говорящего.

2. Умейте слушать!

3. «Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать».

4. Не принимайте решение, выслушав только одну сторону.

«Сто человек – сто мнений»

«Сколько людей – столько умов».

5. Если вам не ясно, не спешите с выводами!

В ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ

1. Словарик интонаций:

Удивление - сожаление

Страх - весёлость, веселье, радость

Торжество - грусть

Печаль - таинственность

Растерянность - раздражение

Осуждение - восхищение

Насмешливость - сочувствие

Восторг

2. Словарик настроений

Беспокойное - бодрое

Боязливое - бурное

Весёлое - возбуждённое

Возмущенное - волшебное

Воспевающее - восторжённое

Высмеивающее - героическое

Грустное - добродушное

Жуткое - добродушно – насмешливое

Загадочное - задиристое

Заносчивое - звонкое

Капризное - ликующее

Мечтательное - мрачное

Насмешливое - нетерпеливое

Обиженное - печальное

Поучительное - приветливое

Радостное - светлое

Сердитое - серьёзное

Сказочное - скорбное

Смешное - солнечное

Сонное - сосредоточенное

Спокойное - торжественное

Тоскливое - тревожное

Уютное - хвастливое

Шаловливое - шутливое

3. Слова – помощники

Мечтательный - самостоятельный

Сластёна - серьёзный

Обаятельный - неуклюжий

Глупый - весёлый

Неряха - ворчливый

Наблюдательный - любопытный

Непоседа - милый

Улыбчивый - остроумный

Любознательный - умный

Весёлый - хитрый

Решительный - находчивый

Забавный - заботливый

Ответственный - шаловливый

Самоуверенный - гениальный

С чувством юмора - смелый

Способный - почемучка

Симпатичный - спортивный

Хозяйственный - начитанный

Добрый - строгий

Пословицы и поговорки на уроках русского языка и литературного чтения

С пословицами и поговорками можно работать по–разному, в зависимости от урока и его целей:

Подбор пословиц к теме урока, то есть имеющих определённую орфограмму: списывание и нахождение этих орфограмм; вставить пропущенные буквы и доказать слабую позицию в слове;

Подбор пословиц в соответствии с временем года;

В соответствии с воспитательной задачей урока;

Анализ смысла пословиц и применение их к содержанию текста и т. д.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

к темам уроков русского языка

1. Безударные гласные в корне слов

Если дружба велика, будет Родина крепка

Всякому мила своя сторона

Смелость города берёт

Посуда любит чистоту

На хороший цветок и пчела летит

2. Слова с непроизносимыми согласными

Сердце матери лучше солнца греет

Ленивому и будни праздник

Счастливым и красивым делает человека работа

Дождливое лето хуже осени

Радостная жизнь сердце веселит

3. Парные звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов

Хороший друг – это настоящий клад

Терпенье и труд всё перетрут

Не будь тороплив, а будь памятлив

Нет лучшего дружка, как родимая матушка

Снег на полях – хлеб в закромах

4. Слова с удвоенными согласными

Ссора до добра не доводит

У коллектива большая сила

5. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу

Не спеши языком, спеши делом

Жить – Родине служить

С кем поживёшь – от того и переймёшь

Без дела жить – только небо коптить

Жизнь дана на добрые дела

Чужой славой не проживёшь

Жизнь правде посвящай

Грибы ищут – по лесу рыщут

Умел начать – умей и окончить

Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит

Не верь чужим речам, а верь своим очам

6. Слова с мягким знаком

Маленькое дело лучше всякого безделья

Умел взять, умей и отдать

Слушай больше, а говори меньше

Волков бояться – в лес не ходить

Больше дела, меньше слов

7. Слова с разделительными Ъ и Ь знаками

Повторенье – мать ученья

Без терпенья нет уменья

Ручьи сольются – река, люди соединятся – сила

За большим подъёмом и спуск большой

Пословицу не обойти, не объехать

Не стыдись говорить, коли, правду хочешь объявить

Знает кошка, чьё мясо съела

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть

8. Падежные окончания имён существительных

Добрые вести не лежат на месте

Умный товарищ – половина дороги

Делу – время, потехе – час

По наружности о человеке не суди

Труд – дело чести, славы, доблести и геройства

9. Имена существительные с шипящими на конце

На помощь надейся, а сам не плошай

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь

Хорошую речь хорошо и слушать

Книга – лучший товарищ

Наука – источник знаний

10. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжений. «Не» с глаголами

Труд кормит, а лень портит

Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит

Ласточка день начинает, а соловей кончает

Умный человек не тратит много слов

11. Личные окончания глаголов 2 лица

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь

Что написано пером, того не вырубишь топором

Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь

Делаешь наспех, сделаешь на смех

Некоторые из этих пословиц можно использовать при изучении разных тем.

Работа с фразеологизмами

Фразеологизмы – образные выражения русского языка, благодаря которым речь становится ярче, выразительнее, содержательнее.

1. Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.

В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи. Этой задаче подчинено изучение фонетики, морфологии, элементов лексики и синтаксиса. Развитие речи – это принцип в работе, как по чтению, так и по правописанию. Работа над правильным произношением и выразительностью устной речи, над обогащением словаря, над точностью и правильным употреблением слова, над словосочетанием, предложением и связной речью, над орфографически грамотным письмом – вот основное содержание уроков по развитию речи.

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания, то звено, которое органически связывает все части начального курса языка и объединяет их в учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий по развитию речи, единой для уроков грамматики и правописания.

К первому классу ребёнок владеет устной речью, свободно произносит слова и в процессе общения не задумывается над расстановкой слов внутри фразы. Она самая развёрнутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания. Обучение письменной речи связано с высокими требованиями предъявляемые к ней: чёткость структуры высказывания, обоснованность мысли, точность в употреблении слов, предложений, выразительных средств языка. Учителю при работе по формированию связной речи учащихся следует уделять внимание не только развитию письменной речи с опорой на устные высказывания, но и специальным занятиям устной, успешность которых непосредственно связана с учётом мотивации речи.

3.Требования к речи. Каждый связный устный ответ ученика является упражнением в устной речи и, следовательно, он должен отвечать требованиям к содержанию, построению и оформлению речевого высказывания. Внимание детей должно акцентироваться на сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания. Правильность синтаксических конструкций, лексическое богатство. Надо всё время поощрять ребёнка к высказываниям, вызывать его на разговор, так как его монологическая речь ещё не развита. Ребёнок “понимает в окружающем больше, чем может передать словами”. Желая что-то рассказать, он торопится, перескакивает с одного сюжета на другой, из-за чего его изложение делается мало понятным. Сам учение обычно не замечает своих ошибок. Он убеждён, что нашёл лучшие средства для выражения своих мыслей и чувств. Это происходит потому, что во внутренней речи все его положения были для него вполне достаточны и понятны.

Общими требованиям, предъявляемым к речи, должна отвечать как устная, так и письменная. Учить содержательной, логичной, ясной и правильной речи необходимо ежедневно на всех уроках. При обучении связной речи необходимо давать детям минимум теоретических сведений, так как навыки и умения формируются успешнее, когда они осмыслены. Учащиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний. Необходимо помочь учащимся уяснить, что такое рассказ, описание, рассуждение, сказка; чем отличается описание предмета от описания картины или описания по наблюдениям; что отличает рассказ о том, что видел и наблюдал, от рассказа по картине или рассказа по наблюдениям. Все эти наблюдения дети получат только практическим путём в процессе выполнения тех или иных упражнений или заданий.

4. Понятие о тексте. Как показывают специальные исследования и педагогическая практика, дети должны знать, что такое текст, иметь понятие о его признаках. Начиная с первого класса, следует знакомить учащихся с некоторыми правилами построения текста, с его структурой, с тем, как соединять, связывать в тексте части и предложения друг с другом. Необходимо сформировать коммуникативные умения:

  • умение раскрывать тему высказывания;
  • умение раскрывать основную мысль высказывания;
  • умение собирать материал к высказыванию;
  • умение систематизировать собранный материал;
  • умение совершенствовать написанное (для письменной речи);
  • умение строить высказывания в определённой композиционной форме;
  • умение выражать свои мысли правильно, точно, ясно и по возможности ярко.

Обучая коммуникативным умениям, учитель помогает учащимся осознавать все особенности связного текста, способствует развитию умения самостоятельно строить связные сообщения. В процессе работы над текстом – при обучении пересказу и работе над изложением – формируется умение соотносить содержание текста с заглавием. Вдумываясь в заглавие, учащиеся выделяют основную мысль всего текста или частей. Необходимо проводить разнообразные упражнения, которые помогут детям установить единство содержания текста и связь содержания с заглавием. При выборе тем учителю следует учитывать их жизненный характер, интересам детей, доступность. Темы должны быть рассчитаны на конкретные наблюдения, впечатления. Очень хороши темы, помогающие детям использовать их личный опыт. Например, “Как я помогаю маме”, “Мы наблюдали листопад”.

Формирование умения собирать материал к высказыванию связано с активной мыслительной и речевой деятельностью учащихся при анализе источника дающего материал к этому высказыванию. Анализируя содержание текста или картины, рассматривая объекты природы, учение обогащается конкретными представлениями об окружающей действительности, впечатлениями, фактами, которые помогут ему полнее раскрыть тему. Особенно трудно в обучении связной речи научить ребёнка тому, как построить свою речь, какими средствами донести до слушателей свой замысел. В рассказе выделяют:

  • основа рассказа
  • начало рассказа
  • окончание рассказа

Умение систематизировать материал и строить сообщение в определённой композиционной форме отрабатываются на уроках чтения и при подготовке к изложению и связываются с работой над планом. Композиция (структура) рассказа по серии картинок или по одной картине и описания, учащиеся начинают осознавать ещё на уроках обучения грамоте, когда мы учим их составлять рассказ из трёх частей выделять главную мысль, вступление и заключение. Композиция описания строится на последовательности наблюдения: дети дают описание предмета или картины, соблюдая тот же порядок, в каком они их рассматривали.

Элементы описания и рассуждения включаются в повествование постепенно. Чтобы учащиеся могли вводить описание и рассуждения в свои рассказы, следует учить детей находить эти элементы в текстах, предназначенных для изложений. Кроме того, дети составляют короткие устные и письменные зарисовки хорошо знакомых предметов (например, игрушки) явлений природы, внешности человека. При составлении связных сообщений необходимо постоянно ставить вопросы: как вы можете связать между собой части рассказа? Как свяжете два соседних предложения? Какое слово надо заменить, чтобы в тексте не было повторений? Эти вопросы рассчитаны на то, чтобы дети учились обдумывать одновременно несколько предложений при составлении связного сообщения и постоянно сразу обдумывали и связывали два соседних предложения. Эта работа особенно важна при обучении связной письменной речи. При построении связного текста большое значение имеет использование разнообразных синтаксических конструкций, которые придают речи логическую связанность, убедительность, эмоциональную выразительность. Однообразные, однотипные по структуре предложения разрушают ту логическую связность, которая является признаком связного текста. Формирование умения строить речь в определённой композиционной форме тесно связано с формированием речевых умений и умений исправлять и совершенствовать написанное и сказанное.

5.Ошибки в письменной речи учащихся. Успешное формирование у учащихся умений и навыков по развитию связной речи, возможно лишь в том случае, когда в процессе обучения выявляются и устраняются те затруднения, которые испытывают учащиеся при самостоятельном составлении текстов – как устных, так и письменных. Сопоставление ученического текста с образцом облегчает учителю работу по анализу и выработке критериев оценки связного письменного текста.

Разносторонний, разноплановый и в то же время единый подход к анализу работ творческого характера позволяет выявить полно достоинства и недостатки каждой конкретной работы и обеспечивает объективность оценки.

Характерные ошибки, которые допускают учащиеся начальных классов в письменных изложениях и сочинениях.

2. В структуре:

  • нарушение логической последовательности;
  • отсутствие связи между фактами;

3. В речевом оформлении:

  • в определении границ предложения;
  • в построении предложений разных типов;
  • нарушение порядка слов;
  • повторы слов;
  • неправильный выбор и употреблении слов.

4. Допускают орфографические ошибки на изученные и неизученные правила.

(При правильно организованной помощи со стороны учителя случаи ошибок на неизученные правила могут быть сведены к единичному).

6.Формирование умения совершенствовать написанное – связано не только с устранением ошибок, выявленных в работах учащихся, но и с организацией и проведением конкретных занятий. В процессе подготовки к изложению следует проанализировать текст в плане его содержания, построения языка. Нужно обязательно выделять главное, установить логические связи, поработать над подбором синонимов, пересказать отдельные части текста. Чтобы организовать коллективную работу над ошибками, надо подобрать из работ учащихся наиболее яркие примеры ошибок, сгруппировать их по типам: ошибки в содержании и построении текста, речевые ошибки, в том числе ошибки на построение предложений и на употреблении слов. В свою очередь ошибки, связанные с работой над предложениями, также дифференцируются. Над каждой группой ошибок можно работать на разных уроках. Работа над ошибками должна быть продумана и правильно организована. Ценность этой работы в том, что, во-первых, дети анализируют свои письменные работы и работы своих одноклассников с большим интересом, чем текст писателя; во-вторых, их работы небольшие по объёму, простые по структуре, поэтому лучше осознаются детьми и легче поддаются критике. Учащиеся начинают “вскрывать сложное в простом” и находить “незнакомое в знакомом”, что имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Успех в работе по развитию речи возможен только в том случае, если она будет носить обучающий характер, будет проводиться в системе. Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию речи учащихся. Возросшее внимание к речи соответствует задачам творческого развития детей и повышения их познавательной активности.

Важное место в системе работы над речевым развитием учащихся занимает работа над произносительной стороной речи. Считалось, что дети, поступающие в первый класс, обладают достаточным уровнем произносительных умений и навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако изучение произносительных качеств речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения произносительной стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, у многих наблюдаются нарушения дикции. Всё это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика. Замечено, что дети с нарушением произносительного уровня речи менее охотно вступают в общение, очень скованы в процессе речи, говорят как бы стесняясь. Всё это в итоге тормозит их речевое развитие в целом.

7. Звуковая культура речи предполагает чёткую артикуляцию звуков, отчётливое их произношение, выговаривание, умение использовать голос и различные средства выразительности.

Техника речи – это умение характеризующее дыхание, голос, дикцию говорящего. Для этого проводятся дыхательные упражнения во время разминок.

  1. Вдохнули – на выдохе счёт от1 до…
  2. Вдохнули – на выдохе чтение скороговорок.
  3. “Задуй три свечи”.
  4. “Согрей своим дыханием зверюшек” и т.д.

1.Чтение текстов с разными установками (весело, грустно, торжественно, с удивлением).

2.Инсценирование небольших отрывков.

Дикция – чистота, правильность, чёткость произношения.

Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель при помощи специальных средств передаёт своё отношение и свою оценку читаемого.

8.Одно из ведущих направлений речевого развития младших школьников – работа над словарём учащихся. “Слово – наивысшая смысловая единица языка свободно воспроизводимая в речи для построения высказываний” (Б.Н.Головин)

Чем богаче словарь человека, тем более оригинально, выразительно он выражает свои мысли. Исследователи детского словаря отмечают его бедность, объём – 3-7 тысяч слов. В результате высказываний значительной части детей маловыразительна. Им свойственны нарушения стилевого единства, почти полное отсутствие в художественном описании слов с образным значением.

На уроках в начальной школе учитель осуществляет работу по обогащению словаря детей, развивает чувство языка, желание говорить ярко, образно. Центральным, системообразующим понятием в работе над словарём учащихся является понятие о функциональных стилях языка. Литературному языку в его устной и письменной форме свойственны пять стилей: разговорный, научный, официально- деловой, публицистический. Способность чувствовать стиль, знание его особенностей позволяет учащимся в нужный момент правильно оценить ту или иную речевую ситуацию.

Формирование школьников представлений о тексте позволяет обратится ко всем сторонам анализа связной речи: содержательной, структурной, языковой. Опора на теорию текста позволяет выработать у учащихся более направленные и продуктивные умения и навыки составления связных высказываний, что способствует совершенствованию качества письменных работ младших школьников.

По мнению Л.Н.Толстова, трудность сочинительства заключается в том, “чтобы, помня написанное, не повторяться, ничего не пропускать и уметь соединять последующее с предыдущим”. Учащиеся учатся выделять из текста опорные слова, находить среди них самые важные. Такие опорные слова “сцепляют” предложения, присоединяют последующее предложение с предыдущим.

Главенствующую роль в овладении текстовыми умениями играет система упражнений. С помощью упражнений ученики учатся создавать текст, речевые произведения. Виды упражнений:

  1. Выделение опорных слов.
  2. Работа с деформированным текстом.
  3. Редактирование текста.
  4. Творческое изложение.
  5. Составление цепочек связи.
  6. Сочинение собственного текста.

Среди творческих работ особое место отводится сочинению по данному началу и опорным словам. Необходимо отметить, что текстовые умения формируются параллельно с грамматическими и орфографическими. Выполняя такие упражнения учащиеся должны вдуматься в содержание текста, осмыслить его, следовательно, орфографические и пунктуационные трудности будут проанализированы.

Конечная цель по речевому развитию учащихся начальных классов – научить детей свободно выражать свои мысли. Опыт работы показывает, что планомерная и последовательная работа по развитию речи учащихся, проводимая на основе сознательного освоения ими сведений о средствах межфразовых связей, обеспечивает решение задачи. При этом основное усилие надо направлять не на решение отдельных слов, а на развитие речевых умений и навыков, на то, чтобы дети скорее овладели “механизмом построения речи”, на автоматизацию речевых навыков.

Наблюдения за устной речью младших школьников показывает, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль: не могут её логично развернуть, не умеют строить высказывания с использованием средств связи между предложениями.

Основная работа по формированию у детей понятия о структуре текста и способах связи предложений проводится при знакомстве с изложениями и сочинениями. Результат такой систематической и целенаправленной работы по формированию умения строить связное высказывание является то, что дети строят свои высказывания не путём проб и ошибок, механически следуя образцовым авторским текстам, а осознанно, выражая законченную мысль, логически развёртывая её, используя средства связей, как лексический повтор, синонимы и т.д.

С целью обогащения словаря учащихся использую задания следующего характера:

  • подбор к данному слову синонимов, нахождение их в тексте;
  • подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение из значений;
  • работа над прямым и переносным значением слов;
  • употребление речевых оборотов;
  • работа с пословицами и поговорками;
  • работа со словарём;
  • выполнение различных видов творческих работ;

Эти задания могут быть комплексными, чтобы помочь ребёнку одновременно видеть, сопоставлять, рассуждать. В своей работе по развитию речи использую русское народное творчество, которое развивает речь учащихся. “ Красна речь поговоркой”.

Поговорка:

  • сообщает “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”
  • обогащает “В чужой беседе, всяк ума купит”
  • воспитывает “С добрым словом и чёрная корка сдобой пахнет”
  • влияет “Слово пуще стрелы разит”
  • помогает “Язык до Киева доведёт”
  • успокаивает “Доброе слово человеку, что дождь в засуху”

Детям очень нравится разгадывать загадки. Загадка, по словам К.Д.Ушинского, “доставляет уму ребёнка полезное упражнение. Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы учащихся, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к чёткой логике”

Особой популярностью у детей пользуются скороговорки – это народно-поэтическая миниатюра, шутка в которой умышленно подобраны труднопроизносимые сочетания. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Недаром в народе говорят “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”. На уроках использую скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, для артикуляции звуков речи, а также выразительного чтения.

Сочинение сказок – ещё один этап в развитии речи детей. Все дети любят сказки и очень удачно можно воспользоваться этим для сочинения сказок вместе с детьми. На этом этапе воспитывается умение подбирать правильно слова, выражения, уметь обыгрывать ситуацию. Сказка развивает речь учащихся путём расширения словарного запаса, развивают воображение, наблюдательность, мышление, воспитывает интерес к русскому языку, литературному творчеству русских и зарубежных писателей. На уроках можно инсценировать сказки, сочинять вместе с детьми.

Работа по обогащению словаря учащихся имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок в письменной речи детей, потому, что развивает у школьников разностороннее внимание к слову, ответственное отношение к нему.

Использовалась литература:

1. И.И. Политова “Развитие речи учашихся начальных классов”. Москва, “Просвещение” 1984 г.

2. Журнал “Начальная школа”.

3. Обобщение собственного опыта работы.

Барсукова Алина Александровна

Учитель начальных классов ГБОУ гимназии № 330 Санкт- Петербурга

«Виды работ по развитию речи в начальной школе»

Аннотация. В данной статье рассматривается сущность и проблема современных методов развития речи в начальной школе, а так же раскрываются наиболее эффективные методы и виды работ по развитию речи в начальной школе.

Ключевые слова : начальная школа, развитие речи, методы развития речи, математическая речь, словесное рисование, активизация словаря.

Развитие речи учащихся является важной проблемой современного лингвистического образования. Начальная школа, выступая особым этапом в жизни ребенка, связана с изменением его деятельности, освоением новой социальной роли и расширением коммуникативных связей. Решающее значение приобретает формирование у детей широкого языкового кругозора, умения пользоваться изобразительно-выразительными возможностями русского языка, воспитание у них уважения к слову, развитие творческого потенциала и коммуникативной компетенции .

Вопросы развития связной речи находили всестороннее освещение в трудах выдающихся лингвистов и методистов прошлого

Работа по развитию речи активно должна вестись еще в дошкольном возрасте. В начальных классах она приобретает развернутый и объемный характер. Известно много методов и приемов по развитию речи младших школьников. Рассмотрим некоторые из наиболее эффективных методов и приемов развития речи, используемых в работе педагогов начальных классов .

1. Уточнение, обогащение и активизация словаря учащихся. Работа над словарем - это основа, фундамент всей работы по развитию речи. Не обладая достаточным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль.Работа над словарем состоит в его уточнении, обогащении и активизации.

Учащиеся часто не понимают самых простых слов. Причиной этого является слабая работа по привитию навыка вникать в смысл слова. Дети совершенно не думают о смысле слова, у них нет образа за словом. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов.Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.

Обогащение словаря учеников имеет большое значение для развития их речи. Поэтому в процессе обучения возникает необходимость постоянной работы со словарями, стараясь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Необходимо изучать происхождение слова (именно оно во многом объясняет правописание), строение (состав), произношение, написание, его значение. Нужно показать, как живет и развивается это слово в структуре словосочетаний, предложений, небольшого текста; связывать слово с конкретной речевой ситуацией. Конечно, на помощь придет игра.

Разнообразные игры со словом развивают у детей природное языковое чутье, подготавливают их к восприятию поэтических форм, которые будут изучаться в старших классах .Для обогащения словарного запаса детей все мы часто используем в работе пословицы и поговорки . Это – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов русского языка. К сожалению, по мнению многих учёных-педагогов, дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. Поэтому чаще всего на последующих занятиях дети не могут вспомнить уже изученные пословицы и поговорки. Можно вписать этот материал в организацию работы по развитию речи и речевого творчества.

Так как учебный план не позволяет на уроках русского языка в частности много времени уделять такому богатейшему разделу, как фольклор , работу можно ненавязчиво продолжить во внеклассных мероприятиях .

2. Словесное рисование. Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения.

В программе для начальных классов дается большой перечень речевых умений с последовательным возрастанием их сложности от класса к классу. В их числе и такие как:

  • умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся;
  • умение использовать в речи образные средства языка: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения;
  • умение устного словесного описания предмета .

Именно эти умения необходимо развивать целенаправленно и в системе.Сейчас это делать становится все труднее, т . к . количество часов на уроки литературы и русского яхыка сокращены до минимума. И все-таки учителя сегодня стараются хотя бы часть лирических произведений изучать с детьми, используя четыре группы упражнений .

  • Первая группа упражнений направлена на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное.
  • Вторая группа упражнений направлена на пробуждение воображения и фантазии школьников (словесное рисование).
  • Третья группа упражнений направлена на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре.
  • Четвертая группа упражнений – на выражение личностного отношения.

3. Математическая речь. Изучение математического языка, знакомство с его компонентами неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся впервые знакомятся с искусственным языком математики. Поэтому работе с его знаками следует уделять особое внимание.

Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и в обучении математике. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций. Сочинения могут служить раскрытию связи между математическим и естественным языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки .

Сочинения- описания нацелены на раскрытие признаков, свойств того или иного математического объекта или явления, описание акта математической деятельности. Они могут быть сравнительными, где выявляются общие и отличительные свойства объектов или процессов. Целью сочинений-описаний актов математической деятельности является описание алгоритма выполнения какого-то действия.

Сочинения-рассказы представляют собой повествование о каких-то событиях в математике, словесное изложение актов математической деятельности и т.п. Они также могут быть реферативного типа или основанными на личном опыте учащихся.

Сочинения-сказки наиболее интересный вид сочинений на уроках математики. Сказки не только кладезь народной мудрости, но и средство для развития учащихся: их творческих способностей, речи, воображения, фантазии, критического мышления, интереса к математике. Написание математических сказок требует глубокого анализа смысла математических понятий. Ведь по ходу сказки героев (геометрические фигуры, числа, цифры и др.) нужно описать, Т.е. назвать их существенные свойства, подумать, как они могут в дальнейшем трансформироваться. К сочинениям-сказкам можно также отнести сказочные версии происхождения математических понятий и их обозначений.

Сочинения-загадки – это разновидность и сочинений-описаний, и сочинений-сказок. Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ; для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. При этом сочинение может быть построено в форме описания или сказки.

Литература:

Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь» (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

Биржи, банки, страховые фирмы, крупные частные и полугосударственные акционерные предприятия возникали по всей России в невероятных количествах. Люди впервые в жизни получили свободу для самостоятельной предпринимательской деятельности, право заниматься финансовым планированием, что ранее было абсолютной монополией государственных структур и их чиновников не может быть даже в самой развитой рыночной стране. Многие малые предприятия появлялись на свет не в силу экономической целесообразности, не имея какой-либо программы долговременного развития, а только из общей надежды, мечты их организаторов на достаточно абстрактную «лучшую жизнь» (в основном в стиле привлекательных трафаретов общества свободного предпринимательства и всеобщего потребления). В определенном смысле психологические ожидания скорого процветания доминировали над трезвым экономическим расчетом и даже здравым смыслом.

  1. Буслаев, Ф.И. Преподавание отечественного языка. / Сост. И.Ф. Протченко, JI.A. Ходякова М.: Просвещение, 1992. - 512 с.
  2. Климова, С.А. Текстовые упражнения на уроках русского языка / С.А. Климова // Начальная школа, 2012, № 7. С. 6 - 11.
  3. Ладыженская. Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т.А. Ладыженская. М. - Педагогика, 2011. - 255 с.
  4. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» . - М.: Просвещение, 2009. - 431 с.
  5. Стоюнин , В.Я. Руководство для теоретического изучения литературы по лучшим образцам русским и иностранным. СПб., 1900. -191 с.
  6. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. М.: Флинта, 2012, - С. 37
  7. Срезневский, И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте / И.И. Срезневский. СПб., 1899. - 185 с.
  8. Тимофеева Ю. А. Работа над словом в процессе анализа текста на уроках развития речи в начальной школе: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Тимофеева Юлия Александровна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина]. - Рязань, 2007. - 187 с. – С. 5
  9. Ушинский , К.Д. Педагогические сочинения / Сост. С.Ф. Егоров: В 6 тт. / К.Д. Ушинский. М. : Педагогика, 1989.