Сказка про то, как казак сереже совет дал. сергей васильковский


«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е

Маленький Сережа Васильковский жил в городке Изюме. Название городка было сладкое, как любимое Сережино лакомство. А река Донец, глубокая и чистая, с желтым прибрежным песком, голубыми плесами, ивами, склоненными к воде, да разбросанными тут и там белыми крестьянскими хатами просто завораживала взгляд. Дед Сережи, старый казачий урядник, только улыбался в усы, глядя на восторг мальчика, выбегавшего каждое утро на берег Донца вместе со стайкой друзей-мальчишек.

Но однажды Сережа загрустил. Два дня ходил хмурый, неразговорчивый. Звали его на реку - не пошел, наготовила бабушка вкусных вареников - отказался.

Что с тобой, хлопчик? - спрашивали его. - Уж не захворал ли, часом?

Он в ответ только вздыхал и убегал в сторонку. Минул еще день. А когда спустились вечерние сумерки, присел Сережа на крыльце своего дома и стал смотреть на дорогу, - смотрел, смотрел, пока не задремал.

Вдруг слышит рядом чье-то хриплое покашливание, поднял голову: что за диво? Стоит возле ограды
настоящий запорожский казак, словно бы пришедший из книжки писателя Гоголя, в широченных
красных шароварах, подпоясанных кушаком, в узорчатой рубахе, с длинными усами, чубом. В зубах
у него трубка дымится, в руках - баклажка с брагой, за спиной - бандура, чтобы песни играть.

Толкнул казак калитку да и пошел прямо к Сереже. У мальчика от неожиданности даже дух перехватило. А незваный гость отхлебнул из баклажки, крякнул, вытер усы да и заговорил приветливо:

Ну, признавайся-ка, сынку, что это тебе жизнь не мила стала? Али обидел кто? Али родичи дюже осерчали? Говори, не бойся. Я тебе помогу. А коль не смогу помочь, так совет дам.

А сами-то вы откуда? - спросил Сережа. - Из сказки, что ли?

Может, из сказки, а может, и из самой что ни на есть были.

Казак попыхтел трубкой, пуская колечки дыма:

Я, сынку, везде бывал, многое видал... Одного только не знаю, отчего такой славный хлопчик, как
ты, грустить вздумал?

Эх, дяденька, - мальчик глубоко вздохнул, - оттого, что соседские мальчишки меня трусливым дразнят, проходу не дают.

А ты никак смелый, сынку? - поинтересовался казак.


«Казачий двор»
Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина

Да нет, дяденька, мне кажется, что и впрямь я трушу часто. Боюсь через широкую канаву прыгать, боюсь на середину реки заплывать, боюсь ходить на ведьмину поляну да и собаку соседскую боюсь. Она вон какая огромная...

Выпалив все это, Сережа потупился и совсем замолчал. Сейчас плюнет казак да и скажет - правильно тебя дразнят. И зачем он только все ему рассказал?

Молчал и гость, лишь посасывал трубку и перебирал струны бандуры, наигрывая нехитрую мелодию. Потом, наконец, заговорил:

Что боишься, сынку, то не беда! Я тоже многого в жизни боюсь. А беда, что бороться со своим страхом не хочешь. Храбрый не тот, кто ничего не боится, а тот, кто побеждает свой страх. Ты кем в жизни хочешь стать? Небось, военным?

Да нет, дяденька! Художником. Очень рисовать люблю. Может, художнику и не надо храбрость иметь?

Э, нет! Храбрость в любом деле нужна, иначе и настоящим художником не станешь! А ты зарисуй то, чего боишься! Может, поможет! Да на завтра-то не откладывай!


«Казачий пикет» 1888
Харьковский художественный музей

Не успел Сережа оглянуться, как казака и след простыл, будто и не было вовсе. На улице между тем стало совсем темно, загорелись ясные июльские звезды, как будто горохом усеяли огромное черное небо. «А ведь верно сказал казак!» - подумал Сережа.

И вдруг почувствовал такую решимость тотчас же исполнить совет казака, что, тихонечко прошмыгнув домой, схватил он уголек да бумаги лист и отправился к соседскому дому, где на цепи сидел огромный пес, которого он боялся.

Залаял пес, стал с цепи рваться. А Сережа, хоть и дрожала у него рука, присел недалеко да сделал набросок страшного зверя. Пока рисовал, тот уж и лаять устал, положил лапы на голову, глаза прикрыл. Только заворчал слегка, когда Сережа поднялся: дескать, спать не даешь.

Обрадовался Сережа. Действует казацкий совет! Только надо еще попробовать. А что, если прямо
сейчас пойти на старую ведьмину поляну? Его старшие ребята пугали, что там ведьмы да лешие встречаются. Так ведь врут, должно быть. Но ходить на ведьмину поляну Сережа боялся пуще всего.

«Была не была», - подумал Сережа, сказал же казак не откладывать на завтра.



«Околица»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств

И вот он уже пробирается сквозь густые заросли орешника. Страшно ему, да отступать некуда. Назад идти еще страшней. Вдруг прямо перед ним возникло странное существо: голова огромная со спутанными зелеными волосами, необъятный живот, рот - широкая пасть с редкими черными зубами. «Неужто - леший?» - испугался Сережа.

Сереже ничего не оставалось делать, как только сказать звенящим от страха голосом:

Тебя нарисовать! - А сам подумал: «Ну все - теперь мне конец пришел!»

А леший вдруг почесал свой живот, покрутил туда-сюда головой да и говорит:

Что ж, рисуй! Только смотри: не понравится мне твой рисунок, тут тебе и конец придет!

Старается Сережа, рисует, черточки и штрихи кладет да все казака вспоминает. Пока рисовал,
глядь, а уж заря занимается, кругом светлеть начало, утренние птицы запели. Вот и рисунок готов. Поднял Сережа глаза на страшного лешего, а его и нет совсем, стоит вместо него высохшая коряга, точь в точь такая, как на сережином рисунке.



«Подарок»

Вот те раз! Легко стало у мальчика на сердце, не обманул его казак, все ему правильно сказал. Взял он свои бумаги, пошел домой. Хоть бабушка сейчас и ругать будет, но пусть ругает, главное, что ему теперь в глаза мальчишкам будет смотреть не стыдно.

С тех пор мальчишки больше не дразнили Сережу. Дальше всех заплывал он на Донце, первым прыгал через канавы да защищал всех маленьких и слабых, кого обижали. А еще постоянно альбомчик носил он с собой небольшой и все зарисовывал: вот облако проплывает над струящимся вдаль Донцом, вот отплывают от берега рыбаки, а их лодка разворачивается по течению, вот пологий правый берег и спускающийся к нему молодой лесок, вот невдалеке под густыми, могучими вязами лениво бродят коровы, вот пастух овец собирает...



«Казачья левада» 1893
Харьковский художественный музей

Все рисовал Сережа: и ветряные мельницы, и большой выводок индюков, важно прогуливавшихся на лужайке. Да так наловчился, что стали говорить про него, что у него талант к художеству.

Прошло много лет. Сережа вырос. Окончил занятия в пейзажной мастерской Петербургской академии художеств. Стал известным живописцем. Побывал в Париже, ездил в Испанию, Англию,
Италию. Как художник он получил европейское признание: его работы принимались на выставки
парижских салонов без жюри.


Утро в Безансоне. Франция. 1886- 1888 гг.
Харьковский художественный музей

Но не было для него милее родного края. Он любил его красоту, его природу и особенно песни.
Песен - и русских, и украинских он знал великое множество, часто пел их, подыгрывая себе на
бандуре. А пейзажи писал под игру и напевы кобзарей.

«Миниатюрными жемчужинами» называла некоторые его работы русская критика. А известный
знаток и коллекционер живописи П. Третьяков приобрел несколько его произведений в свою коллекцию. И говорил про него Третьяков, что это смелый художник, экспериментировать не боится.

Васильковский использовал для своих миниатюр необычную технологию: брал деревянную дощечку, промасливал и писал густыми мазками, кисти брал покрупнее да потверже. Когда краски высыхали, шлифовал мазки пемзой и снова прописывал пейзаж тоненькой кистью.

А еще любил Сергей Иванович Васильковский писать картины об истории своего казацкого края. О том, как казаки воюют, или о том, как казаки отдыхают, или о том, как казаки с родным домом прощаются...

Тысячу триста сорок восемь своих произведений завещал Сергей Иванович Васильковский Харьковскому художественному музею, а также большую сумму денег на новые приобретения. Широкой души был человек.



«Запорожец в дозоре»
Одесский художественный музей

А однажды он решил изобразить и своего удивительного знакомого - казака, который в детстве помог ему все свои страхи преодолеть и человеком стать. Он написал его верхом на коне, в широченных красных шароварах, в сдвинутой на затылок шапке, с саблей на поясе. Замер казак
среди великого степного простора, и летят над ним огромные облака, озаренные закатным солнцем. Очень красивая получилась картина.



«Весенний день на Украине»
Ставропольский краевой музей изобразительных искусств



«Украинский пейзаж»
Государственный Русский музей


«Деревенская улица»
Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



«На охоте»
Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого



«Окраины Полтавы» 1893
Государственный Литературный музей



«Полтавщина. Тихий вечер» 1890-е
Государственный Литературный музей


«Чумацкий Ромодановский шлях»
1890-е


«Мельницы»

"Детские годы Багрова-внука" - автобиографическое произведение Сергея Аксакова. В этой книге писатель повествует о своем детстве, проведенном на Южном Урале. Первые книги, прочитанные будущим писателем, первые радости и горести — обо всём этом рассказано в произведении "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание романа изложено в статье.

Об авторе

Очень мало вымысла в книге "Детские годы Багрова-внука". Краткое содержание раннего периода биографии писателя почти полностью соответствует сжатому изложению этого художественного произведения. Правда, в романе, конечно, отражены не только события, но и эмоции, чувства будущего прозаика.

Нередко повестью называют книгу "Детские годы Багрова- внука". Жанр этого произведения — воспитательный роман. Впрочем, назвать "Детские годы" Аксакова повестью не такая уж грубая ошибка.

Это произведение заняло в истории русской словесности важное место. Не имеет значения, роман это или повесть. "Детские годы Багрова-внука" получили восторженный прием как у читателей, так и у критиков. Последние подчеркивали новизну формы, а также вклад, который внёс Аксаков в развитие русской жанровой прозы. Этот писатель, наряду с Николаем Гоголем и Иваном Тургеневым, согласно словам Льва Толстого, ещё раз доказал, что русская художественная мысль способна находить новые формы и не всегда укладывается в традиционные жанровые рамки.

Автор воспитательного романа "Детские годы Багрова-внука", краткое содержание которого изложено ниже, родился в 1791 году. Родным городом его была Уфа. Отец будущего писателя служил прокурором земского суда. Мать была женщиной умной, властной. Дочь генерал-губернатора Уфимского наместничества провела детство и юность среди чиновников и получила неплохое по тем временам образование.

Детство Сергея Аксакова прошло в родовом имении, расположенном в Оренбургской губернии. Название произведения, о котором речь идет в сегодняшней статье, появилось не случайно. Дед будущего писателя оказал огромное влияние на формирование мировоззрения своего внука.

История написания

Над автобиографической трилогией Аксаков начал работать в сороковые годы. "Семейные хроники" сперва публиковались частично. Первый отрывок появился в 1846 году на страницах литературного журнала "Москвитянин", а затем регулярно опубликовались следующие части автобиографического произведения. Заключительной частью стали "Воспоминания". Второй и самой известной — "Детские годы Багрова-внука".

Краткое содержание сказки "Аленький цветочек" известно каждому с ранних лет. Но все ли знают о том, что русская история красавицы и чудовища впервые появилась именно в составе романа, повествующего о детстве писателя? Сказку поведала одна из героинь — ключница Пелагея. В дальнейшем "Аленький цветочек" не раз выходил в печать отдельно, а затем и стал наиболее издаваемым произведением Сергея Аксакова.

Ранние воспоминания

О чем рассказано в романе "Детские годы Багрова-внука"? Сюжета в этом произведении как такового нет. Это собрание воспоминаний, в первых главах книги довольно ранних, относящихся чуть ли не к младенчеству героя.

Из памяти человека нередко всплывают картины, которые он, казалось бы, не может помнить. Это происходит и с персонажем Аксакова. Он уверяет родных в том, например, что хорошо помнит момент расставания с кормилицей. Родители не верят ему, полагая, что всё это когда-то он слышал от матери или от той же кормилицы, а затем принял за собственные воспоминания. Всё же в книге "Детские годы Багрова-внука" Аксаков в предисловии предупреждает, что всё рассказанное - не вымысел, а факты, в которых не стоит сомневаться.

Болезнь

Ранние воспоминания героя связаны с тяжелым недугом. Серёжа в детстве часто хворал, а однажды родители едва не потеряли его. На протяжении долгой болезни матери - Софье Николаевне - не раз говорили родственники о том, что следует смириться со скорой смертью ребенка. Но подобные высказывания женщина воспринимала в штыки. Она по-прежнему делала всё, того чтобы избавить сына от болезни, и действия ее казались окружающим нередко бессмысленным.

Родители Сережи решили, что его выздоровлению способствуют долгие путешествия. Но однажды, во время одной из поездок, мальчику стало так плохо, что пришлось сделать остановку. Его положили на высокую траву, где он пролежал несколько часов. А после этого путешествия мальчик выздоровел. Как уже было сказано, автобиографическим произведением является роман "Детские годы Багрова-внука". Аксаков, как и его герой, в детстве очень сильно болел и выжил, возможно, благодаря любви и заботе матери.

Первая прочитанная книга

Герой читать научился так рано, что и не помнил, когда впервые в его руках оказалась книга. После болезни он стал довольно восприимчивым, нервным мальчиком. Единственным занятием, которое привносило в его душу спокойствие, стало чтение. Первой книгой — та, что подарил ему сосед Аничков. Называлась она "Детское чтение для сердца и разума". Это была единственная его книга, и вскоре он ее выучил наизусть.

Первое расставание с родителями Серёже пришлось пережить в возрасте четырех лет. Мать решила, что заболела чахоткой, а потому вместе с отцом отправилась в Оренбург к известному доктору. Детей же они отвезли в Багрово. Несколько месяцев пришлось Серёже и его сестре провести вдали от родного дома.

Багрово

Дед, как уже было сказано, оказал на будущего писателя огромное влияние. Однако далеко не приятные воспоминания оставил он в памяти центрального персонажа романа "Детские годы Багрова-внука". Главные герои в произведении показаны глазами маленького мальчика. Он безумно любит свою мать, уважает отца, но его пугают родственники, с которыми он вынужден находиться в одном доме в течение нескольких месяцев.

Дед оказался довольно противоречивым человеком. Иногда подолгу беседовал с Серёжей и его сестрой, но порой бывал угрюм и молчалив. Кроме того, мальчик однажды стал свидетелем неприятной сцены: старик неистово топал ногами и громко сквернословил. Чем был вызван этот гнев, мальчик не знал, но относился к дедушке с недоверием.

Среди взрослых отношения были далеко не простыми. Мать мальчика недолюбливали в семье родителей его отца. Считали ее высокомерной, заносчивой, а самого Серёжу - "маменькиным сынком". Однажды в Багрово приехали двоюродные сестры, и мальчик окончательно осознал, что к нему и его сестре в этом доме относятся отнюдь не благосклонно. Эти девочки были здесь "свои", они были окружены любовью, лаской, им даже чай делали слаще.

Снова в Уфе

В отличие от родственников отца, братья матери произвели на Серёжу положительное впечатление. Он познакомился с ними по возвращении домой. Сергей и Александр несли военную службу в драгунском полку. На несколько месяцев они приехали в отпуск, с первого взгляда мальчик полюбил их обоих. Они были красивые, молодые, ласковые и весёлые, а главное, много интересного рассказывали своему племяннику. О том, что такое поэзия, Сережа узнал именно от них.

Мальчик был счастлив снова окунуться в привычную среду. В доме деда к детям в последние недели их пребывания стали относиться более ласково. Но всё же они, а прежде всего Серёжа, были рады возвращению в уфимский дом.

Семья Серёжи жила сравнительно небогато. Тем не менее именно в доме его родителей проводились незабываемые праздники. Мать собственноручно готовила миндальное печенье, и наблюдать за этим процессом было одним из излюбленных занятий мальчика. Он с нетерпением ждал появления этого лакомства на праздничном столе, в первую очередь потому, что ему приятно было слушать похвалы, которые произносились в адрес Софьи Николаевны.

Первый учитель

Братья матери, впрочем, имели и прямое отношение к одному из неприятных событий в детстве главного героя. Узнав о том, что мальчик не умеет писать, они принялись его жестоко дразнить, в результате тот набросился на них с кулаками. Серёжа был наказан, провел несколько часов в углу. А затем так распереживался, что снова заболел.

Вся эта история, конечно, закончилась всеобщим примирением. А после выздоровления Сереже родители наняли учителя, который и начал ему давать уроки письма. Но и здесь не обошлось без неприятных открытий. Однажды мальчик отправился в училище, где трудился педагог. Дома учитель был с Серёжей довольно ласков. В учебном же заведении этот человек обращался со своими подопечными весьма жестоко.

Сергеевская пустошь

Так отец мальчика назвал приобретённые земли. Серёжа, конечно, этим очень гордился, а вскоре узнал о том, что предстоящее лето они проведут в новой деревне. От отца он унаследовал любовь к природе. Его не огорчал в Сергеевке недостроенный, необжитой дом, но весьма радовало участие в оружейной охоте, вид живописного озера Киишки и прочие детали сельского быта.

После деревенской жизни Сережина любовь к уфимскому дому прошла. Отныне здесь его радовала лишь возможность часами предаваться чтению. По возвращении из деревни мальчик услышал о свершившимся событии, которое впоследствии получило в истории России немалое значение, — о смерти Екатерины II и восхождении на престол Павла.

Снова в Багрове

Однажды пришла весть о болезни дедушки. Семья снова отправляется в путь. Сережа успел проститься с дедушкой, но тот уже был не в силах разговаривать. Старик не плакал и не кричал - он был парализован. Мальчика неприятно удивило поведение родни. Тетки падали в ноги отцу Серёже - как новому хозяину. За столом все громко рыдали, словно напоказ, но при этом ели с большим аппетитом.

Последние годы детства

После того как отец Сережи стал владельцем Багрова, он ушёл в отставку. Вся семья переехала в деревню, которая когда-то так не понравилась Серёже. Главный герой отличается необыкновенной наблюдательностью, способностью к состраданию — всем тем, что, пожалуй, впоследствии помогло и Аксакову стать одним из величайших русских писателей.

Его герой Серёжа - типичный представитель помещичьего рода. В первые дни жизни в Багрово он испытывает сострадание по отношению к бабушке, не так давно утратившей мужа. Но вскоре он видит, как она жестоко обращается с дворовыми. Рукоприкладство было составляющей помещичьего быта, этим тогда никого нельзя было удивить. Сергей отличался удивительной четкостью и способностью формировать собственное, независимое ни от кого мнение. Жестокость по отношению к дворовым, которую так часто проявляла бабушка, отвратила мальчика от неё.

В Багрово Серёжа впервые оценил красоту зимнего пейзажа. Именно здесь он узнал о том, что такое настоящая весна. В деревне, которая досталась его отцу от деда, он услышал сказку о дочери купца, которая за свои мечты об аленьком цветочке однажды поплатилась свободой. В родовом имении прошли последние детские годы Багрова-внука. А затем наступил новый период его жизни — поступление в гимназию, свежие впечатления, новые знакомые, словом, отрочество...

Дышать.

Ездок оробелый не скачет, летит;

Младенец тоскует, младенец кричит;

Ездок погоняет, ездок доскакал…

В руках его мертвый младенец лежал.

Вопросы и задания

1. Назовите героев этой баллады. Как проходила ночная скачка отца и сына «под хладною мглой»?

2. Сколько участников в беседе мальчика и лесного царя?

1. Опишите лесного царя, каким он представляется больному мальчику.

2. Убеждают ли вас попытки отца объяснить то, что видит мальчик, явлениями природы?

1. Мальчик в стихотворении сначала назван «сын молодой», затем «малютка», «дитя» (дважды) и «младенец» (шесть раз!). Так его называют и автор, и отец, и лесной царь. Как объяснить такое обилие определений?

2. Почему баллада названа «Лесной царь»?

3. Что проще – пересказать балладу или ее заучить? Почему? Сделайте свой выбор и перескажите балладу или прочтите ее наизусть.

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859)

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в старинной дворянской семье. Детство провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Учился в Казани, сначала в гимназии, затем в университете. Аксаков жил в Петербурге, Москве и в подмосковной усадьбе Абрамцево (сейчас там литературно-художественный музей). Служил в Комиссии по составлению законов и Московском цензурном комитете.

В памяти потомков Аксаков останется как переводчик, театральный и литературный критик и прежде всего самобытный писатель.

В 1834 году был опубликован очерк «Буран», который считают предвестием автобиографической прозы Аксакова. Затем были созданы «Записки об уженье рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» и «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». Так создалась своеобразная «охотничья» трилогия, в которой писатель сочетал «дельные охотничьи заметки и наблюдения, живописные картины природы, интересные анекдоты и поэзию», как отмечал Н. А. Некрасов.

Главное место в творчестве С. Т. Аксакова занимают автобиографические произведения – «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука».

Детские годы Багрова-внука (Фрагмент )

(С. Т. Аксаков)

При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем. Все сказки мне нравились; я не знал, которой отдать преимущество! Они возбуждали мое детское любопытство, приводили в изумление неожиданностью диковинных приключений, воспламеняли мои собственные фантазии. Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы, черная собака, которую сечет прекрасная Зобеида и потом со слезами обнимает и целует… сколько загадочных чудес, при чтении которых дух занимался в груди! С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что все это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена всем детям и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком. Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлеченьем и с восторгом, – я потом рассказывал сестрице и тетушке читанное мной с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что, сам того не примечая, дополнял рассказы Шехеразады многими подробностями своего изобретенья и говорил обо всем, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам все видел. Возбудив вниманье и любопытство моих слушательниц и удовлетворяя их желанью, я стал перечитывать им вслух арабские сказки – и добавления моей собственной фантазии были замечены и обнаружены тетушкой и подтверждены сестрицей. Тетушка часто останавливала меня, говоря: «А как же тут нет того, что ты нам рассказывал? стало быть, ты все это от себя выдумал? Смотри, пожалуй, какой ты хвастун! тебе верить нельзя». – Такой приговор очень меня озадачил и заставил задуматься. Я был тогда очень правдивый мальчик и терпеть не мог лжи; а здесь я сам видел, что точно прилгал много на Шехеразаду. Я сам был удивлен, не находя в книге того, что, казалось мне, я читал в ней и что совершенно утвердилось в моей голове. Я стал осторожнее и наблюдал за собой, покуда не разгорячался; в горячности же я забывал все, и мое пылкое воображение вступало в безграничные свои права.

Согласно истории, как-то к маленькому мальчику Сереже Аксакову пришла перед сном ключница Пелагея, села у печки, подперев голову одной рукой и начала свой рассказ: "В некиим царстве, в некиим государстве жил-был богатый купец, именитый человек...

Да, ключница была в действительности.
Она была крепостной крестянкой. В юности во времена Пугачевского бунта со своим отцом она бежала от жестокого обращения своего хозяина-помещика Алакаева из Оренбурга в Астрахань. В родные места вернулась только через двадцать лет после смерти барина Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького мальчика Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть и сам рассказывал со всеми прибаутками.

Сказку "Аленький цветочек" многие из нас знают, как народную.

Откуда берутся сказки

  • Самый первый сочинитель.
  • Человек, который записал сказку.

У народной сказки тоже есть сочинитель, это тот, кто самый первый ее сочинил, и от которого ее узнали наши прабабушки и прадедушки.

Так кто же ее придумал? Каким образом она сохранилась до наших дней?

Но это же очень просто. Все знают, что ее автор Сергей Тимофеевич Аксаков.

Но это немного не так. Он только воспроизвел старинный рассказ.

В книге Сергея Тимофеевича Аксакова "Детские годы Багрова-внука", в самом конце, размещена сказка "Аленький цветочек". Но Аксаков не сочинял ее, а только припомнил ее, чтобы воскресить и донести до нас.

В ее заглавии упоминается о ключнице Пелагее.
Кто же она, эта женщина, поведавшая это полюбившееся предание? Была ли она на самом деле?

Что известно о ключнице Пелагее

  • Кем работала крестьянка Пелагея у Аксаковых?
  • Что еще она делала в семье?
  • Чему научился у нее Сергей Тимофеевич?

До нас дошли сведения, что Пелагея была крепостной и в семье Аксаковых выполняла большую и важную работу. Она следила за порядком в хозяйстве, за амбарами и кладовыми. А еще ее часто приглашали в дом, где долгими осенними и зимними вечерами она рассказывала сказки. Она была хорошей сказочницей, рассказывала очень хорошо и интересно, и знала очень много разных сказок со всего света.

Все вместе любили они слушать сказочницу, а маленькому Сереже особенно запомнилась история про аленький цветочек. Он даже мог сам ее рассказать тем, кто хотел ее услышать. Он вырос, стал писателем, но часто вспоминал о добром старинном сказании и то, как он рассказывал его в детстве, подражая Пелагее и ее шуткам и присказкам.

Мудрая Пелагея научила Сергея Тимофеевича Аксакова любить природу и народное искусство России, и работая над книгой воспоминаний о своей семье и русской жизни тех лет, он восстановил и эту почти забытую сказку.
.
Он дал ей второе рождение и новую долгую жизнь. Много поколений людей росло с ней, но сказка до сих пор любима.

  1. В учебнике 5 класса в вопросах и заданиях дважды упоминаются имя С. Т. Аксакова и его про-изведения. Вспомните, где помещены эти вопросы. Нет ли связи между прочитанным фрагментом и за-даниями, которые вы выполняли в прошлом году? Каковы ваши выводы?
  2. Имя С. Т. Аксакова в учебнике-хресто-матии 5 класса, в частности, упоминалось в связи со сказками «Тысяча и одна ночь» из сказочного «каталога» ключницы Пе-лагеи. Читая о путешествиях Синдбада- морехода, вы знакомились с чудесами арабских народных сказок. Сейчас убеди-лись, что Багров-внук был таким же увле-ченным читателем этих сказок.

    В этом году вы могли бы вновь ответить на вопросы, которые вам задавали в про-шлом году.

    Как доказать, что рассказ о первом пу-тешествии Синдбада — волшебная сказка?

    Какую сказку русского писателя на-помнило вам начало первого путешествия Синдбада?

    Какие причины вызвали столь долгую жизнь этих сказок во всех странах мира?

    Волшебную сказку отличает присутст-вие чудес, волшебства в событиях, учас-тие в них сказочных героев. В них все — герои, события, причины их развития и то, чем они кончаются, — во власти волшебства. Но сказки разных народов часто похожи друг на друга, из одной вол-шебной сказки в другую кочуют и герои и многие события. Так, в сказке П. П. Ер-шова «Конек-горбунок» есть эпизод, в котором на спине рыбы разместилось мно-жество домов, деревьев. Похожие собы-тия, похожие сцены есть в сказках мно-гих народов. Долгую жизнь волшебных сказок и сказочных эпизодов можно объ-яснить тем, что человеку постоянно хо-чется увидеть и достичь чего-то необычно-го, труднодоступного.

    Можно сделать вывод: сказки рожда-лись фантазией человека, как они рожда-ются и сейчас. Только сейчас они рожда-ются и как сказки, и как произведения научной фантастики.

  3. Вызывает ли отклик у вас как читателей отно-шение Сережи Багрова к арабским сказкам «Тысяча и одна ночь»? Приводили ли сказки вас «в изумле-ние неожиданностью диковинных приключений», или вы это поняли только после того, как прочли воспоминания Аксакова?
  4. Сказки всегда удивляют и своими героями, и своими событиями. Мы, на-верное, не так изумляемся, как ровесники Сережи Багрова, потому что вокруг нас много научных открытий и технических изобретений. И все-таки «неожиданность диковинных приключений» приводит нас в изумление. Наверное, не будет такого времени, когда бы человек перестал удив-ляться чудесам.

  5. Какие сказки упоминает автор в начале своего рассказа? Они не названы, а только упоминаются их некоторые приметы. Какие вам удалось узнать?
  6. В начале воспоминаний о своем чтении Сережа говорит: «Гении, заключенные то в колодезе, то в глиняном сосуде, люди, превращенные в животных, очарованные рыбы…» Такие сюжеты многим знакомы по самостоятельному чтению, например, сказка «Волшебная лампа Аладдина».

  7. Как объясняет Аксаков «тайну очарования сказок»? Согласны ли вы с автором?
  8. С. Т. Аксаков написал: «Где же скрыва-ется тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесно-му, которая более или менее врождена всем детям…» Наверное, можно согла-ситься с писателем: всех нас не только в книгах, но и в жизни привлекают тайны, особенно те, которые нам в конце концов удается разгадать.

  9. Как вы относитесь к тому, что Сережа многое добавлял, пересказывая сказки? Кто прав — он или укорявшая его тетушка?
  10. Сережа многое добавлял в своих пере-сказах. Наверное, он был прав: хорошее произведение порождено фантазией авто-ра и пробуждает фантазию читателя. То, что добавлял от себя Сережа, было как бы подсказано самой сказкой и только дока-зывает, что она была хороша.

  11. Каково ваше отношение к этим сказкам? Близ-ко ли оно тому, которое описал Аксаков ?
  12. Сережа был прав, увлекаясь прочитан-ными сказками. Они нам нравятся, но наш интерес не так велик, потому что в распоряжении сегодняшнего читателя го-раздо больше книг, чем в то время, когда читателем был Сережа. Но и мы при пере-сказе что-то добавляем от себя.

  13. Как вы оценили отклик рассказчика на сказки?
    1. Он вас удивил,
    2. он вас удивил и обрадовал,
    3. он вас оставил равнодушным,
    4. вы с ним согласны,
    5. вы никак не можете с ним согласиться,

    Каждый читатель может выбрать любой ответ. Чаще всего соглашаются с Сережей Багровым, хотя отделяет его от нас более ста лет.

  14. Можно ли утверждать, что Багров-внук был правдивым мальчиком и как читатель? Материал с сайта Сережа был правдивым мальчиком и как читатель, поскольку он замечал, что и как ему удалось добавить к своему пере-сказу прочитанной книги. Трудно ска-зать, прав ли он был, когда тяжело пере-живал эти переделки. Наверное, он дол-жен был радоваться, что автор заставлял его участвовать в расширении своих про-изведений, ведь как читатель он исполнял заветную мечту самого автора.
  15. Каких героев-читателей — своих ровесников вы могли бы назвать? Что их отличает друг от друга?
  16. Одна из шестиклассниц вспомнила Кал-ле Блюмквиста и его увлечение детектив-ными произведениями. Сравнивая его с Сережей Багровым, можно сказать, что Калле перенес свои впечатления из книг в жизнь, а Сережа дополнял содержание сказок.

  17. Точно ли определил свои выдумки герой, со-знаваясь в том, что «прилгал», рассказывая сказки из «Тысячи и одной ночи»?
  18. Наверное, Сережа был не прав, считая, что он «прилгал», рассказывая сказки из «Тысячи и одной ночи». Если он добавлял мелочи, которых не было в сказке, это го-ворит о том, что он хорошо понял все про-исходящее в ней. Фантазия помогла Сере-же расширить и сделать более подробной картину, которую он увидел в сказке

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • вопросы детские годы багрова внука
  • детские годы багрова внука,вопросы
  • пересказ о сереже 4 класс аксаков
  • характеристика сережи багрова из повести аксакова
  • какой по характеру сережа багров герой книги