Современная мировая наука, опираясь на достижения науки прошлого века. Примерная программа русский язык и культура речи

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Методическая разработка практического занятия

по дисциплине Русский язык и культура речи

Раздел: Нормы русского литературного языка

Тема: «Устранение морфологических и словообразовательных ошибок и неточностей в своей речи »

    Пояснительная записка

    Учебно-методический план занятия

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4

    Приложение 5

Хронологическая карта занятия

Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций

Ориентировочное время

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. Формирование ОК 1.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

Актуализация опорных знаний ОК 4 (Приложение 1)

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

10 мин.

Проверка домашнего задания (выборочно)

Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов.- Ростов н/Д, 2011- Задание 139

Подготовить сообщение «Основные способы образования слов в русском языке»

Устный диктант

Методические указания к проведению самостоятельной работы ОК 2 (Приложение 2)

Цель: подготовка студентов к самостоятельной работе

2 мин

Преподаватель разъясняет цели, задачи и этапы выполнения самостоятельной работы (письменная инструкция)

План: 1. Заполнение рабочей тетради

2. Выполнение упражнений

(Приложение 3)

3. Работа с учебником

Цель: сформировать умение устранять морфологические и словообразовательные ошибки и неточности в своей речи

50 мин

Преподаватель организует и контролирует выполнение студентами заданий, направленных на формирование умений и развитие способностей применять теоретические знания в практической деятельности.

Индивидуально – групповая методика обучения.

Физкультминутка. Реализация ОК 13 Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК 4; ОК 6; ОК7

(Приложение 4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания и умения, повышение уровня осмысления изученного материала

10 мин.

Закрепление материала осуществляется в форме тестовых заданий

Подведение итогов (Приложение 5)

5 мин.

Обсуждаются итоги работы студентов на занятии; выставляются оценки с комментариями.

Задание на дом - ОК 5 Цель: информирование студентов о подготовке к следующему занятию

5 мин.

Расшифровать медицинские аббревиатуры

АД, АКТГ, БА, ВИЧ, ГБ, ГОМК, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, ОЦК, РНК, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, СТГ, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ЯМР.

Всего

90 мин

Приложение 1

Актуализация опорных знаний

Устный диктант

Исправьте ошибки в предложениях. Объясните причины их появления .

1. Врачиха Носкова принимает больных три раза в неделю. 2. Моя сестра спортсмен-разрядник. 3. Во время войны моя бабушка была минометчиком. 4. Балеринщик мастерски исполнил свою партию. 5. Кореец и корейка собирали товар с прилавка. 6. Инженерша была сегодня особенно хороша. 7. Секретарь-машинист быстро справился с поставленной задачей. 8. Иван Перепелкин – прекрасная медицинская сестра. 9. Деревья в вишневом саде благоухали. 10. Отряд расположился на мысу реки. 11. Он был весь в поте. 12. В ряде новобранцев его не заметили. 13. Перед экзаменами необходимо трудиться в поте лица. 14. На расчетном счету числилась огромная сумма. 15. Ему нравилось, когда сад был в цвете. 16. Этот сотрудник был на хорошем счете у начальства.

Приложение 2

Методические указания к проведению самостоятельной работы Этапы самостоятельной работы

Заполнение рабочей тетради

- Ознакомьтесь с блоком информации по теме Морфология

Выполните упражнения для самоконтроля

10 мин.

Выполнение упражнений. Работа с раздаточным материалом

Выполните практические задания

Выполните тестовые задания

25 мин.

Работа с учебником - Орлова Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов.- Ростов н/Д, 2011- 3адание 140

10 мин

Коллективная проверка выполненных упражнений

3 мин

Задайте вопросы преподавателю. Сдайте рабочие тетради.

2 мин.

Приложение 3

Самостоятельная работа студентов

Выполните практические задания

Упражнение 1 . Из данных форм выберите правильные ( нормативные ). Аргументируйте свой выбор .

По приезде –– по приезду; бережа –– сберегая; обеих кандидатов –– обоих

кандидатов; помидоров –– помидор; более красивее –– красивее –– красивше –– краше; оглохнувший –– оглохший; езжай –– едь –– ехай –– поезжай; бюллетеня –– бюллетня; пылесосю –– пылесошу; правая туфля –– правый туфель; не порть –– не порти; мерять –– мерить; ложить, ложьте –– класть, кладите.

Упражнение 2 . Определите род аббревиатур

РУВД, ТЮЗ, ЗАО, ЭВМ, вуз, ОВИР, ОНТ, РНПЦ, ЦРБ, БГМУ,

МИД, ГКБ, ОВРЗ, ВОЗ.

Упражнение 3 . Определите отклонения от норм . Скорректируйте их .

1. Более четырёхста детей отдохнули в детском оздоровительном лагере.

2. Среднемесячные доходы 147 из 541 фирм превысили 40 000 евро.

3. Несмотря на сложные погодные условия, в республике собрали по 42,9

центнеров с гектара.

4. Учителя с восьмистами школьниками выехали на оздоровление за

5. Мой дедушка был награжден двумя медалями.

6. По оперативным данным, в области травы скошены на площади 10,7

тысяч гектаров.

7. Зерно обмолочено на двух тысячах шестьсот шестидесяти тысяч

гектаров.

8. Партия будет представлена в парламенте стами депутатами.

10. Мы запаслись семьюстами шприцами.

Упражнение 4 . Определите нарушения норм и скорректируйте их .

1. Больной попросил сестру налить себе воды.

2. По совету врача больной полоскает горло раствором питьевой соды.

3. Врач прописала ребенку другое лекарство.

4. Много детей было больны гриппом.

5. Успокойтесь, выпейте воду!

6. Врач не обнаружил у ребенка никакие признаки болезни.

7. Мальчик теперь сирота: отец умер, когда ему было три года.

8. Мать сильно беспокоилась за здоровье сына.

9. Широкий шрам на его лице проходил между правым и левым глазами.

10. Загоревший и окрепший брат и сестра вернулись с моря.

Упражнение 5 . Определите нарушения норм и исправьте их .

1. Она сегодня еще красивее.

2. Это еще более худший вариант решения проблемы.

3. Это самый добрейший человек из всех, кого я знал.

4. Разработка нового метода лечения становится все более интенсивнее.

5. Он был горяч, полный жизни.

6. Не стремлюсь быть лучше, оригинальной, хочу оставаться сама собой.

7. Один брат шумный, другой –– тих.

Упражнение 6 . Исправьте ошибки
А) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории) Б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете) В) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома) Г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика) Д) «Закончил ланч из картошки, иду на брифинг» (Из сообщения на пейджер).

А) «Граждане отдыхающие, пойдемте взвешиваться » (Из объявления в санатории)
Б) «Весело отгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)
В) « Питание в наших столовых улучшилось » (Из отчета работников пищепрома)
Г) «На всех окружающих мой друг поглядывал весело» (Из сочинения ученика)
Д) «Закончил завтракать , иду на встречу с журналистами » (Из сообщения на пейджер).

Упражнение 7 . Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имен существительных.

А) Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер. Б) Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным. В) Купите мне пару чулок и две пары носок. Г) Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса. Д) Яблоневый сад занимает свыше ста гектар. Е) Собран большой урожай помидор. Ж) Разделите все это на несколько равных доль. З) Мы находились в самом большом цеху завода. И) Документы нужно представить к первому августу. К) Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй. А) Роль Несчастливцева в «Лес е » Островского исполнял молодой талантливый актер.
Б) Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвин о м.
В) Купите мне пару чулок и две пары нос ков .
Г) Периодически астрономам удается четко наблюдать Марс.
Д) Яблоневый сад занимает свыше ста гектар ов .
Е) Собран большой урожай помидор ов .
Ж) Разделите все это на несколько равных дол ей .
З) Мы находились в самом большом цех е завода.
И) Документы нужно представить к первому август а .
К) Помножьте числител ь первой дроби на знаменател ь второй.

Упражнение 8 .

А) Ученик был способный к математике. Б) Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный - в следующем. В) Подобный ответ бессмысленен. Г) У мальчика появились и более худшие привычки. Д) Стихи были удачные и по содержанию и по форме. Е) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй. Ж) Комната низкая для такой мебели. З) Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности. И) Партия была отложена в более лучшем положении для белых. К) Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении. А) Ученик был способ ен к математике.
Б) Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и еще более обильный – в следующем.
В) Подобный ответ бессмыслен.
Г) У мальчика появились и худшие привычки.
Д) Стихи были удачны и по содержанию и по форме.
Е) Первый ученик отвечал более бойко , чем второй.
Ж) Комната низка для такой мебели.
З) Небо сегодня голубое, полно е удивительной прозрачности.
И) Партия была отложена в лучшем положении для белых.
К) Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянут, всегда одет по форме, культурен в обращении.
Упражнение 9.

А) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец. Б) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами. В) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток. Г) Город находится в полуторастах километров от областного центра. Д) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся. Е) Влажность воздуха составляет семьдесят шесть с половиной процентов. Ж) Машины стояли у обоих ворот. З) До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца. И) Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны. К) В соревнованиях участвовало двести сорок три юношей и девушек. Л) Каждому дали по пяти тетрадей. А) Трое юношей и тр и девушк и исполняли красивый танец. Б) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыр ьмястами вос ьмьюдесятью тремя книгами. В) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре дня . Г) Город находится в полутораста километр ах от областного центра. Д) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать тр и учащихся. Е) Влажность воздуха составляет семьдесят шесть с половиной процент а . Ж) Машины стояли у тех и у других ворот. З) До начала экзаменов осталось полтора учебн ых месяца. И) Девятиметровый столетний дуб возвышался в центре поляны. К) В соревнованиях участвовало двести сорок три юнош и и девуш ки . Л) Каждому дали по пят ь тетрадей. Упражнение 10 Исправьте предложения, объясните ошибки .

А) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года. Б) Сзади его шла нагруженная вещами телега. В) Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь. Г) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону. Д) Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. Е) Больной попросил сестру налить себе воды. Ж) Первое выступление артистки принесло ей большой успех и от ней можно было ждать многого. З) Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать. А) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ребенку было три года. Б) Сзади н его шла нагруженная вещами телега. В) Группа сдала все зачеты, учащиеся просили проэкзаменовать их в первую очередь. Г) Хозяйка сняла со стола чемодан, который отодвинула в сторону. Д) Студенты поехали к своим родным, когда наступили каникулы; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть. Е) Больной попросил сестру налить ему воды. Ж) Первое выступление артистки принесло ей большой успех, и от нее можно было ждать многого. З) Экскурсовод давал своим слушателям объяснения и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать. Упражнение 11. Исправьте предложения, объясните ошибки .

А) Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей. Б) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности. В) Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник. Г) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах. Д) Где Вы слыхали об этом? Е) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении. Ж) По совету врача, больной полоскает горло раствором питьевой соды. З) Не махай так сильно руками. И) Цветок без воды сохнул в вазе. А) Семена подсолнуха дробят, разминают и отмывают холодной водой от примесей. Б) Надо помогать молодежи расти и прояв лять свои способности. В) Не порт ь мебель, ставя на стол горячий чайник. Г) Необходимо сосредоточить внимание на важнейших вопросах. Д) Где Вы слышали об этом? Е) Если так будет продолжаться, я могу очу титься в затруднительном положении. Ж) По совету врача, больной поло щет горло раствором питьевой соды. З) Не ма ши так сильно руками. И) Цветок без воды засох в вазе . Упражнение 12. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений. Б) Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. В) Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию. Г) В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами обновленной труппы театра. Д) Наша регулярно выпускающая стенгазета сообщает интересные сведения о жизни коллектива. Е) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью. Ж) Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
З) Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление директору.
И) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
К) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

А) Наука опирается на достижения и открытия предшеств овавших поколений.
Б) Задание, выполня емое нами, не вызывает особых затруднений.
В) Писатель рассказал об изменениях в книге, которую он готовит к переизданию.
Г) В ближайшее время будет показана новая постановка, созда ваемая силами обновленной труппы театра.
Д) Наша регулярно выпускающая ся стенгазета сообщает интересные сведения о жизни коллектива.
Е) Смельчаки, которые попытаются совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.
Ж) Ученики, которые напишут слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.
З) Каждый студент, пожелавший участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление директору.
И) Прочитанная для учеников лекция о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.
К) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал в своих лесах крестьян Троекурова, кравших дрова.
Упражнение 13. Исправьте предложения, объясните ошибки .

А) В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.
Б) Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.
В) Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.
Г) От науки требуют такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.
Д) Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.
Е) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
Ж) Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.
З) Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.
И) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.
А) В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встре тившись с гроссмейстером, одержал блестящую победу.
Б) Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взя тых в качестве иллюстраций из образц ов художественной литературы.
В) Так как у студента не хватает времени, все изложение в книге сделано предельно коротко.
Г) От науки требуют такие советы, от примен ения которы х была бы польза в практической работе.
Д) Прочитав вторично работу, я думаю , что основные мысли выражены в ней правильно.
Е) Подъе хав к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.
Ж) При использовании калькулятора расчет производится быстро и легко.
З) Когда солдат получил тяжелую рану, он был спасен своими товарищами.
И) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но зацепи лся за что-то, споткну лся и упал.

Выполните тестовые задания

Задание 1.

а) Я познакомился с офтальмологом Штромберг Михаилом Алексее­вичем и его женой урологом Штромберг Ольгой Александровной.

б) Я познакомился с офтальмологом Штромбергом Михаилом Алексеевичем и его женой урологом Штромберг Ольгой Алек­сандровной.

в) Я познакомился с офтальмологом Штромбергом Михаилом Алексеевичем и его женой урологом Штромбергом Ольгой Александровной.

Задание 2. Отметьте правильное предложение.

а) Язвы - дефект кожи или слизистых оболочек и расположенных под ними тканей, сохраняющийся длительное время вследствие нарушения процессов заживления.

б) Язвы - дефект кожи или слизистых оболочек и расположенных под ними тканей, сохраняющихся длительное время вследствие нарушения процессов заживления.

в) Язвы - дефект кожи или слизистых оболочек и расположенных под ними тканей, сохраняющиеся длительное время вследствие нарушения процессов заживления.

Задание 3. .

а) Он заплатил за лекарство больше двухсот пятьдесят рублей.

б) Он заплатил за лекарство больше двести пятьдесят рублей.

в) Он заплатил за лекарство больше двухсот пятидесяти рублей.

Задание 4. Отметьте неправильное предложение.

а) Человек, полагаясь на осязание, уверенно и точно совершает лю­бые движения, обходит препятствия.

б) Полагается на осязание, уверенно и точно человек совершая любые движения, обходя препятствия.

в) Человек полагается на осязание, уверенно и точно совершая лю­бые движения, обходя препятствия.

Задание 5. Отметьте неправильное предложение.

а) Когда кальций пищи усваивается организмом, он оказывает существенное влияние на обмен и способствует наиболее полному использованию в организме пищевых веществ.

б) Кальций пищи, усваиваясь организмом, оказывает существенное влияние на обмен и способствует наиболее полному использова­нию в организме пищевых веществ.

в) Усваиваясь, кальций пищи организмом, оказывает существенное влияние на обмен и способствует наиболее полному использова­нию в организме пищевых веществ.

Задание 6. Укажите предложения, в которых неверно употреблены существительные.

1. Аспиранты уверены в необходимости изучать бактерий.

2. Его хобби – исследовать бациллы.

3. Уничтожать микробы – задача любой дезинфекции.

4. Зимой белка вытащит боровика из дупла и съест его.

5. В нашем дворе дети обожают играть в казаков-разбой-ников.

6. Хозяева запрягали в одни сани два медведя и сажали туда гостей.

7. Ему удалось подстрелить на охоте трех уток.

8. Юный писатель решил ввести в повесть комический персонаж.

9. Почтальон не один раз пытался отыскать адресат.

Приложение 4

Осмысление и систематизация полученных знаний

ТЕСТ

1. В каком варианте верно определение: Словообразование – раздел науки о языке, в котором…

А) даются ответы на вопросы, как построены (т. е. из каких частей состоят) слова и как они образованы (т.е. от чего и с помощью чего),

Б) изучается звуковая сторона слова,

В) изучаются правила правописания слов,

Г) изучается история слова,

Д) изучается лексическое значение и употребление слов.

2. Что такое основа?

А) главная значимая часть слова,

Б) значимая часть слова перед корнем,

В) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово,

Г) значимая часть слова без корня,

Д) значимая часть слова, служащая для образования новых форм слова.

3. Определите вариант, в котором дана форма слова мести:

А) вымести,

Б) подмету,

В) подметенный,

Г) подметавший,

4. Укажите слово, образованное по модели «∩ ^^ »:

А) молчание,

Б) сдержанный,

В) опасно,

Г) городской,

Д) давненько.

5. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

прощать – простить, получать – получить, забывать – забыть.

А) суффиксальный,

Б) приставочный,

В) перенос ударения

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

6. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?

А) только после основ на мягкий согласный и Ц,

Б) после основ на мягкий согласный и гласные,

В) после основ на мягкий согласный,

Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,

Д) после основ на шипящий и Ц.

7. Определите, какой вариант схем соответствует словам:

слушатель, сверхсекретный, приукрасить.

А) ^^ □, ¬∩ ^ □, ¬¬∩ ^ □;

Б) ∩^ □, ∩∩^ □, ¬∩^ □;

В) ¬∩^ □, ^ □, ¬∩□;

Г) ¬∩^^ □, ¬∩□, ¬∩^^ ;

Д) ¬∩^ □, ¬ ¬∩^ □, ^^ □.

8. Определите способ образования существительного учительская:

А) суффиксальный;

Б) переход из одной части речи в другую;

В) сложение основ

Г) приставочно-суффиксальный,

Д) безаффиксный.

9. Определите, с помощью каких морфем образовалось слово преотличный:

А) суффикс,

Б) два суффикса,

В) приставка и суффикс,

Г) приставка,

Д) соединительной гласной Е.

10. Какое слово образовано путём сложения основ:

А) настенный,

Б) подоконник,

В) пешеходный,

Д) кресло-кровать.

11 Отметьте правильное словосочетание.

а) собрать анамнез

б) собрать диагноз

в) собрать этиологию заболевания
12 Отметьте правильное предложение.

а) Перкуссия - один из старейших методов обследования больного.

б) Перкуссия - одна из старейших методов обследования больного.

в) Перкуссия - одно из старейших методов обследования больного.
13. Отметьте правильное предложение .

а) Опытная хирург Смирнова провела удачную операцию.

б) Опытный хирург Смирнова провела удачную операцию.

в) Опытный хирург Смирнова провёл удачную операцию.
14 . Отметьте правильное предложение .

а) Я познакомился с эндокринологом Шоман Михаилом Александ­ ровичем и его женой педиатром Шоман Ольгой Владимировной

б) Я познакомился с эндокринологом Шоманом Михаилом Алек­ сандровичем и его женой педиатром Шоманом Ольгой Владими­ ровной.

в) Я познакомился с эндокринологом Шоманом Михаилом Александровичем и его женой педиатром Шоман Ольгой Владимировной .

15 Отметьте правильное предложение .

а) Гастрит - заболевание желудка, характеризующийся воспалени­ ем его слизистой оболочки.

б) Гастрит - заболевание желудка, характеризующееся воспалением его слизистой оболочки.

в) Гастрит - заболевание желудка, характеризующегося воспале­ нием его слизистой оболочки.

16. Отметьте правильное предложение.

а) Он оплатил медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.

б) Он заплатил медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.

в) Он уплатил медицинскую страховку в размере 4,5 тысяч рублей.
17 . Отметьте неправильное предложение .

а) Гормоны, попадая в кровь, оказывают регулирующее влияние на организм.

б) Попадая в кровь, гормоны оказывают регулирующее влияние на организм.

в) Попадая гормоны в кровь, оказывают регулирующее влияние на организм .

18. Отметьте неправильное предложение.

а) Когда он пришёл домой, ему стало плохо.

б) Придя домой, ему стало плохо.

в) Придя домой, он почувствовал себя плохо.

19.

а) АД

б) ДЦП

в) НС

20. Отметьте слово женского рода.

а) гамма-излучатель

б) грамм-молекула

в) спа-отель

Приложение 5

Критерии оценки знаний и умений студентов

«5» (отлично)- знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, при тестовом контроле - 100-90% правильно выполненных заданий, правильное выполнение упражнений.

«4» (хорошо)- незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, раскрытие междисциплинарных связей, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле - 80% правильно выполненных заданий, выполнение упражнений с участием преподавателя.

«3» (удовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы, требующие наводящих вопросов, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями преподавателя, при тестовом контроле -79% правильно выполненных заданий, затруднения при выполнении упражнений с участием преподавателя.

«2» (неудовлетворительно)- неполный ответ на теоретические вопросы, требующие наводящих вопросов, при тестовом контроле – менее 70% правильно выполненных заданий, грубые ошибки при выполнении упражнений с участием преподавателя.

Критерии оценки словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором студент допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Критерии оценки тестовых заданий

Оценка «5» (отлично) – 90% правильных ответов

из 10 тестов 9 правильных ответов из 15 тестов 14 правильных ответов

из 20 тестов 18 правильных ответов из 30 тестов 27 правильных ответов

из 35 тестов 31 правильных ответов из 50 тестов 45 правильных ответов

из 100 тестов 90 правильных ответов

Оценка «4» (хорошо) – 80% правильных ответов

из 10 тестов 8 правильных ответов из 15 тестов 12 правильных ответов

из 20 тестов 16 ответов правильных из 30 тестов 24 правильных ответов

из 35 тестов 28 правильных ответов из 50 тестов 40 правильных ответов

из 100 тестов 80 правильных ответов

Оценка «3» (удовлетворительно) – 70% правильных ответов

из 10 тестов 7 правильных ответов из 15 тестов 11 правильных ответов

из 20 тестов 14 правильных ответов из 30 тестов 21 правильных ответов

из 35 тестов 24 правильных ответов из 50 тестов 35 правильных ответов

из 100 тестов 70 правильных ответов

Оценка «2» (неудовлетворительно) - 69% правильных ответов

из 10 тестов 6 правильных ответов из 15 тестов 10 правильных ответов

из 20 тестов 13 правильных ответов из 30 тестов 20 правильных ответов

из 35 тестов 23 правильных ответов из 50 тестов 34 правильных ответов

из 100 тестов 69 правильных ответов

Артериальное давление,

Адренокортикотропный гормон,

Бронхиальная астма,

Вирус иммунодефицита человека,

Гипертоническая болезнь,

Гамма-оксимасляная кислота,

Дезоксирибонуклеиновая кислота,

Желудочно-кишечный тракт,

Ишемическая болезнь сердца,

Искусственная вентиляция легких,

Инфаркт миокарда,

Лечебная физкультура,

Острая дыхательная недостаточность,

Острая респираторная вирусная инфекция,

Острая сердечная недостаточность,

Объем циркулирующей крови,

Рибонуклеиновая кислота,

Спинномозговая жидкость,

Скорость оседания эритроцитов,

Синдром приобретенного иммунодефицита,

Сердечно-сосудистая система,

Соматотропный гормон,

Ультразвуковое исследование,

Ультрафиолетовое облучение,

Хронический активный гепатит,

Хроническая почечная недостаточность,

Хроническая сердечная недостаточность,

Центральная нервная система,

Частота сердечных сокращений,

Частота дыхательных движений,

Электрокардиография,

Ядерно-магнитный резонанс .

Задание 1. Исправьте предложения, изменив порядок слов.

1. В это время года ловля рыбы запрещена всеми способами. 2. Общественность широко готовится отметить пятидесятилетие писателя. 3. Обязать торговые сети снабжать продуктами питания лиц, выезжающих на тушение пожаров, согласно установленным нормам. 4. Сейчас эти изделия вырабатываются при в два раза меньшей затрате труда. 5. Двери наружу должны иметь все помещения в корпусе. 6. Лань не догнала стая волков.7. Лето сменяет осень.

Задание 2. Исправьте предложения:

1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях. 2. Эта река всегда спокойна. 3. Для этого класса новая доска слишком широкая. 4. Каждая из сторон имеет право прекратить действие. 5. Договора, уведомив не менее, чем за 20 рабочих дней, другую сторону в письменном виде. 6. Боясь грозы, ребенок спрятал голову под подушку и держал ее там до тех пор, пока она не кончилась. 7. В свою очередь подрядчик несет материальную ответственность за повреждение энергосистемы, находящейся в ведении заказчика в полном объеме.

Задание 3. Исправьте предложения:

1. Ряд столов стояли посередине аудитории. 2. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормы по лыжам. 3. Пять учеников подошло к экзаменационному столу. 4. Несколько человек наказано плетьми. 5. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. 6. Установлено три новых мировых рекорда. 7. На совещание прибыли пятьдесят один делегат. 8. В состязаниях участвовали 121 спортсменов. 9. Тысяча человек отправилось в турне. 10. Говорил он так, будто перед ним сидело миллион людей. 11. Прошли сто лет. 12. До экзаменов остались пять дней. 13. На экскурсию пошли всего десять школьников.

Задание 4. Найдите ошибки в согласовании некоторых сказуемых с подлежащими:

1. Операцию проводил молодой хирург Надежда Сергеевна, недавно защитившая диссертацию. 2. Шоссе-магистраль пересекала полотно железной дороги. 3. Интеллигенция, и особенно лучшая ее часть – образцовые писатели, всегда считались хранителями чистоты литературного языка. 4. Его малодушие, вернее, его трусость поразило всех. 5. Печать, в частности стенные газеты, систематически расширяют информационные материалы. 6. Большинство слушателей поддержали это предложение. 7. Из нашей группы 5 студентов отправилось путешествовать.

Задание 5. Раскройте скобки и выберите подходящий вариант:

1. Вероятно, я с братом (уеду – уедем) завтра. 2. Все, кто (знал – знали) его, сожалели о случившемся. 3. Вспоминаю с благодарностью тех, кто (был - были) моими друзьями в трудное для меня время. 4. Больной смутно видел, как кто-то в белом, наверное, медсестра (приблизилась – приблизились) к его постели. 5. В продаже (имеется – имеются) в большом выборе готовое платье и обувь. 6. В деревне (послышался – послышались) топот и крики. 7. Его спокойствие и простота обращения (удивили – удивила – удивило) всех нас.


Задание 6. Раскройте скобки, выберите форму определения:

1. Квартира была разделена на две (неравные – неравных) части. 2. Дети просили рассказать о замечательной рыбе-ерше (известном – известной) им по сказкам. 3. Этот мальчик – (такой – такая) задира. 4. Три (огромные - огромных) здания были охвачены пламенем. 5. Город открыт для ветров с северной и восточной (сторон – стороны). 6. Вопрос этот важен как с научной, так и с прикладной (точки зрения – точек зрения). 7. Дожди шли (целых – целые) две недели. 8. Вам следует приобрести орфоэпический и орфографический (словарь – словари). 9. Много перемен произошло в нашей стране в конце ХХ и начале XXI (века – веков).

Задание 7. Раскройте скобки:

1. Я приехал из (Болшево). 2. Мы подъехали к реке (Воря). 3. Я живу в городе (Москва). 4. Я живу в городе (Пушкино). 5. Старая церковь находится в селе (Тайнинское). 6. Старое здание МГУ находится на улице (Моховая). 7. Мы говорили о будущем города (Мытищи). 8. Мы плыли по реке (Аргунь). 9. Как красиво на озере (Байкал). 10. Мне бы хотелось побывать в (Переславль-Залесский и Гусь-Хрустальный). 11. Мой дед родом из (Орехово-Зуево).

Задание 8. Согласуйте определения с определяемым словом, допишите окончания:

1. Загоревш… и окрепш… брат и сестра вернулись из деревни. 2. Он с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери. 3. Реставрированн… музей и галерея открыты для посетителей. 4. Языков… краткость и точность – вот на чем основывается мастерство писателя. 5. Наш… наука и культура нуждаются в государственной поддержке. 6. Экспонаты были размещены в больш… зале и коридоре. 7. Проводился конкурс на решение шахматн… этюда и задачи. 8. Пушист… верба и черемуха встретили нас на краю деревни. 9. Некоторое время он жил в городе Алма-Ат… 10. Упорные бои шли на реке Висл… 11. Родом он был из села Крюков… 12. Теплоход приближался к острову Кипр… 13. Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид… 14. Альпинисты остановились у подножия горы Казбек… 15. Поезд приближался к станции Тул… 16. Астрономы изучали движение планеты Марс… 17. Много рыболовецких судов было в порту Находк…

Задание 9. Раскройте скобки, выбрав нужный вариант.

1. Летайте (на самолетах – самолетами) Аэрофлота! 2. Когда я еду (на поезде – в поезде), я обычно сплю. 3. Эта деревня находится на расстоянии (пяти – пять – в пять) километрах от города. 4. К сожалению, женщинам приходиться много времени проводить (в кухне – на кухне). 5. Соответствующие организации должны осуществлять контроль (выполнения – над выполнением – за выполнением) принятых решений. 6. Дорога проходила между (домов – домами). 7. Я могу выполнить эту работу только (при помощи – с помощью) преподавателя.

Задание 10. Исправьте, где необходимо, ошибки.

1. Мы приближаемся к окончанию нашей работы. 2. По окончанию учебы мы разъедемся по разным городам. 3. Вход в университет должен быть по предъявлению пропуска. 4. Согласно приказа ректора курение в корпусах университета запрещено. 5. Я соскучился по своему брату и по вам. 6. Сегодня сын пришел со школы очень поздно. 7. Эта страна, благодаря своей уникальности и разнообразию, привлекает туристов. 8. Благодаря старания родителей сын получил прекрасное образование. 9. Артист был удостоен высокой наградой.

Задание 11.

1. Докладчик оперировал с непроверенными данными. 2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок. 3. Русские народники в последней трети 19 века отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития. 4. После издания приказа ректора наметились изменения к лучшему в деле нарушения дисциплины. 5. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам. 6. В воскресенье мы были в опере. 7. Помимо большого экономического эффекта, работы выполнены с высоким качеством. 8. Подобно многим другим его произведениям, идея этой картины вынашивалась художником много лет. 9. В медпункте будут проводиться прививки против гриппа, кроме освобожденных врачом.

Задание 12. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой. 2. Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды. 3. Нельзя было смириться с недостатками. 4. Мы наблюдали за солнечным затмением. 5. Мальчик бросил камнем в воду. 6. Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе? 7. Успокойтесь, выпейте воду! 8. Для выполнения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия. 9. Проверка деканата работы группы установила ряд недостатков. 10. Кафедра организовала и руководит диалектологической практикой студентов. 11. Исключительное значение имеет обладание воспитателями высоких моральных качеств, большой чуткости.

Задание 13. Проанализируйте выбор падежных форм при глаголе с отрицанием, укажите ошибки, исправьте их.

1. Татьяна Ивановна не выполняет свои обещания. 2. Больной не потерял надежду на выздоровление. 3. Он ни за что не перенесет этот удар. 4. Префект не может изменить этого решения. 5. Лаборант никому не сказал правду о результатах эксперимента. 6. Железобетон как основной материал строительства никогда не потеряет свое значение. 7. Стихотворений этих поэт публиковать не намерен. 8. Никакие журналы я не выписываю. 9. Мы не теряем время зря. 10. Было бы неправильным отрицать наличия положительных сторон работы. 11. Я не часто получаю писем из дому. 12. Врач не обнаружил никакие признаки болезни у ребенка. 13. Успехи наших физкультурников не должны заслонять недостатки, которые все еще имеются.

Задание 14. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Больному давали фрукты, бульон, какао, апельсины. 2. Укажем место Пушкина в истории русской и мировой литературы, его роль в создании русского литературного языка, особенности онегинской строфы. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны. 4. Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта. 5. Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках. 6. Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах. 7. Студенты группы приняли на себя обязательства: ликвидация академической задолженности, поднять дисциплину в группе, соблюдать порядок и чистоту в общежитии. 8. Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение. 9. Хорошо отвечали на экзаменах как выпускники школы, а также учащиеся девятых классов. 10. В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния. 11. Всем понравилась повесть, опубликованная в последнем номере журнала и которая рассказывает о неизвестных страницах войны. 12. Работы по ремонту ведутся в соответствии и на основе утвержденного графика.

Задание 15. Укажите ошибки в сочетании однородных членов предложения и отредактируйте фразы.

1. В охотничьих угодьях ведется подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. 2. За короткий срок в городе-спутнике построены не только новые школа, больница, а также драматический театр и библиотека. 3. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным. 4. Эти сведения получены как из официальных, так и неофициальных источников. 5. Образована комиссия, которой поручено координировать и руководить всеми проектами. 7. В документе излагается также, какие допускаются удержания и вычеты из зарплаты и об оплате труда отдельных категорий граждан.

Задание 16. Исправьте предложения, объясните ошибки.

1. Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений. 2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений. 3. Скоро пройдет премьера спектакля, создающегося силами обновленной труппы театра. 4. Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы зимой, могут поплатиться жизнью. 5. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление в деканат. 6. Прочитанная лекция для студентов о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес. 7. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом. 8. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова. 9. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой прохождения практики и тщательно разработанной специалистами инструкцией.

Задание 17. Замените придаточные определительные предложения причастными оборотами; если этого нельзя сделать, укажите причину невозможности замены.

1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим парнем, который им был так сильно напуган и превратился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы.3. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же тему, которую позже стали разрабатывать другие писатели-классики. 4. Море, о котором дети столько слышали и читали, теперь лежало перед ними. 5. Илья входил в избу с важным видом человека, который хорошо поработал. 6. Я читаю книгу, о которой мне так много говорили. 7. Артист драмтеатра, который приедет на гастроли, выступит с интересной программой. 8. От снега, который падает крупными хлопьями, на дорогах становится скользко. 9. Уже виден был город, который окутан легкой дымкой.

Задание 18.

1. В соревнования по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу. 2. Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 3. Повествование предельно коротко, учитывая время собравшихся. 4. Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. 5. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду. 6. Пользуясь калькулятором, расчет производиться быстро и легко. 7. Получив тяжелую травму, боец был спасен врачами. 8. Быстро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал. 9. Убежав из дома, ребенок вскоре был найден родителями. 10. Имея право выбирать оружие, жизнь его была в моих руках. 11. Идея строительства тоннеля обсуждается давно, не приводя, однако, к конкретным результатам. 12. Спрыгнув с подножки трамвая, у меня упала сумка. 13. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один прием на ходу станка.

Задание 19. Замените придаточные предложения деепричастными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, укажите причину невозможности замены.

1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт босяков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях. 2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело. 3. Евгений Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление, так как резко выделялся среди окрестных помещиков. 4. После того как студенты закончили проверку диктанта, преподаватель взял у них тетради. 5. Старик лодочник дремал, наклоняясь над веслами. 6. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол. 7. Не восстановив здоровья, он не сможет серьезно заниматься спортом. 8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед проходили заказчики. 9. Каштанка, не вынося музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.

Задание 20. Исправьте предложения, объяснив ошибки.

1. Докладчик попытался убедить слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике. 2. Человечество охвачено страстным желанием, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя. 3. Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе. 4. Студент сказал, что я еще не подготовился к ответу. 5. Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся. 6. На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит старик, которого отправили в больницу. 7. На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты. 8. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 9. Обе стороны выразили желание, чтобы контакты между российскими и чешскими деятелями науки и культуры получили бы свое дальнейшее развитие. 10. На научно-методической конференции, которая была посвящена вопросам преподавания иностранных языков, был сделан ряд сообщений, которые содержали интересные данные о применении системы программированного обучения. 11. Не принимая критики в свой адрес, Иванов неизменно заявлял, что пусть бы другие лучше не вмешивались в его дела.

1. Бондалетов В.Д., Вартапетова С.С., Кушлина Э.Н.; Под ред. Н.М. Шанского. Сборник упражнений по стилистике русского языка. – 2-е изд., дораб. – Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1989.

2. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

3. Голуб И.Б. Упражнения по стилистике русского языка. – 2-е изд., испр. – М.: Рольф, 1999.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи.: Учеб. Пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. 5. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М.: Наука, 1976.

6. Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Популярная стилистика русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

7. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Высшая школа, 1974.

Приложение А

1.Информатика

Информатика-это наука, изучающая, вопросы сбора, хранения, преобразования использования информации в различных сферах деятельности человека.

Наука информатика

Наука информатика существенно опирается на достижения математики, и поэтому долгое время рассматривалась как часть математики.

1.2 Двоичная система счисления

Вся информация в компьютере представлена в виде двоичных чисел. Перевод числа из двоичной системы в десятичную осуществляется по формуле

2. Текстовые редакторы и процессоры

2.1 Классификация

Для работы с текстом используются два основных класса программного обеспечения текстовые редакторы и текстовые процессоры. Редакторы используются при работе с несложными текстовыми файлами, служат только для операции ввода и редактирования текста. Текстовые процессора предусматривают множество дополнительных функций. Они используются при создании сложных документов, когда имеет значение внешний вид документа. Текстовые процессоры имеют средства форматирования (оформления) текста, создания таблиц, включения графики и многое другое.

2.2. Текстовый редактор Блокнот

До начала создания документа задаются параметры страницы командой Файл / Макет страницы. Здесь можно выбрать: формат бумаги из раскрывающегося списка Размер; ориентацию бумаги Книжная или Альбомная; поля-интервалы между текстом и краями листа; колонтитулы (верхний и нижний) – В них …… проставляются номера страниц, дата, время создания документа, его название и т.д. Щелчок по кнопке. Ок закрывает окно Макет страницы с сохранением всех установок.

Рис1. Окно редактора Блокнот

2.3. Текстовый процессор WorldPad

Текстовый процессор WordPad – позволяет не только создать текст, но и форматировать его. Из главного меню запускается командой Пуск / Программы / Стандартные / WorldPad.

Рис 2. Текстовый процессор WordPad

2.4. Текстовый процессор Word

Текстовый процессор – это прикладное программное обеспечение, используемое для создания текстовых документов. При создании документов целый ряд процедур форматирования и редактирования выполняются автоматически, а вспомогательные программы (Мастера) позволяют существенно упростить процесс созания документов, факсов, писем, брошюр, рукописей, тезисов.

Файлы Word называют документами. В MS Word можно создавать документы, редактировать, форматировать и рецензировать их, выводить на печать.

Сначала ответьте сами себе на вопрос: где я отдыхаю? Если среди ответов у вас присутствуют такие, как «дома», «на диване», «в ресторане», «в гостях» и т.д., то вам срочно нужно добавить к этому списку слова «на природе». Можно, конечно, сидя в кресле, включить для релаксации запись звуков природы. Но, увы, она не может полностью заменить общение с живой природой, которого нам ежедневно остро не хватает.

В каждую историческую эпоху отношение человека к природе было разным. На заре истории человечества теснейшая связь с природой была для него органична. Люди осознавали, что зависят от природы: она была их домом и источником пищи. Животные в сознании первобытного человека выступали равноправными партнерами в борьбе за существование. Затем в разные исторические эпохи связь человека и природы рассматривалась по-разному. В античности, напротив, прослеживалась отстраненность человека от живой природы. Можно предположить, что именно эта отстраненность лежала в основе наступления на природу не только как на объект исследований, но и преобразования ее в выгодном для человека направлении.

Каждый из нас – частица природы, мы все неразрывно связаны с ней. Но в городских условиях часто эта связь нарушается, а то и вообще рвется. Происходят сбои в здоровье, которые мы лечим таблетками, загоняя свои проблемы внутрь, вместо того, чтобы, например, сходить в лес и наполнить легкие чистым, свежим воздухом, вылечить душу пением птиц. Найдите, хотя бы 20 минут в день для того, чтобы пообщаться с природой наедине. Скажите себе: «Природа, я – твоя маленькая частичка, прими меня, реши все мои проблемы». Это надо делать постоянно. Пусть вашим лекарством от стрессов и недомоганий станет природа.

Н.И. Пирогов

«Чудесным доктором» называли в народе Николая Ивановича Пирогова, замечательного русского врача и ученого.

Н.И. Пирогов родился в Москве. Сын небогатых родителей, внук крепостного крестьянина, он рано узнал нужду. Из-за бедности ему пришлось оставить учение в частном пансионе, но случай помог ему. У Пироговых часто бывал Е.О. Мухин, известный московский врач, профессор университета. От его взгляда не ускользнул необычный интерес Николая, внимательно следившего за каждым словом и движением врача у постели больного брата.

Мухин отправил его, четырнадцатилетнего подростка, экзаменоваться на медицинский факультет Московского университета. Вступительные экзамены Николай выдержал наравне со всеми.

Пирогов прекрасно окончил университет. Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (ныне Тарту) – небольшой город в Эстонии. В хирургической клинике университета Пирогов – юноша двадцати двух лет – выступил с первым научным исследованием, показавшим его талантливым ученым.

Прошло четыре года. Он, молодой ученый, уже настолько превзошел своих сверстников обширностью знаний и блестящей операционной техникой, что смог в 26 лет стать профессором Юрьевского университета.

Н.И. Пирогов, крупнейший специалист в области медицины, оставил после себя также много работ по вопросам педагогики.


    1. Лексика. Нормативное использование в речи профессиональной лексики. Лексические нормы. Лексические ошибки и способы их устранения. Основные типы словарей.

  1. Пользуясь словарем, определите лексическое значение следующих терминов:
Абсцесс, альтерация, гиперемия, цианоз, гангрена, фагоцитоз, конъюнктивит, инъекция, грипп, бюллетень, иммунитет, аллергия, гипоксемия, анемия, анамнез, аускультация, перкуссия, эпикриз, пальпация, биопсия, эндоскопия, астма, дисфагия, коллапс, эвтаназия, экссудат, ишемия, поликлиника, онкология, пневмония, физиотерапия, перитонит, асфиксия, астигматизм.

  1. Исправьте предложения; используя синонимы, устраните повторения однокоренных слов:
А) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

Б) Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый.

В) Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу.

Г) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.

Д) Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие.

Е) Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве.

Ж) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем.


  1. Замените, где нужно, иноязычные слова русскими:
А) В сочинении ученика много дефектов.

Б) Школьная футбольная команда потерпела фиаско.

В) На концерте превалировали вокальные номера.

Г) После долгих дебатов договорились назначить моцион на ближайшее воскресенье.

Д) Во время интервала между занятиями в аудиторию вошел директор.

Е) Хозяин решил презентовать своему гостю старые часы.


  1. Исправьте предложение, устранив лексические ошибки:
А) Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались.

Б) Районы засушливых земель преобразовали свое лицо до неузнаваемости.

В) Особое чувство привета пострадавшие от наводнения выразили самоотверженно спасавшим их имущество пограничникам.

Г) Предварительный план играет большое значение при написании сочинения.

Д) В романе имеет место отсутствие ясно выраженной сюжетной линии.

Е) Большую роль в спортивной закалке имеет упорная тренировка, выдержка, упорство.

Ж) В новом поселке воздвигнуты прекрасные благоустроенные дома.

З) Появление волка было так мгновенно, что охотник на минуту растерялся.

И) Щенок лопал с такой жадностью, что скоро тарелка кончилась, и он влез в нее обеими лапами.

К) На пространстве нескольких километров от станции земельное полотно дороги уже усеяно ровным слоем гравия и утрамбовано.


    1. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология.

  1. Пользуясь «Школьным фразеологическим словарем русского языка» В.П. Жукова, А.В. Жукова, объясните значение выражений:
Из огня да в полымя. Не в коня корм. Бить баклуши. Рыльце в пуху. Навострить лыжи. Дело в шляпе. Чудеса в решете. Курам на смех. Где раки зимуют. Медвежий угол. Петь дифирамбы. Как с гуся вода. Играть первую скрипку. Не в бровь, а в глаз.

  1. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.
Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

    1. Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения.

  1. Расшифруйте следующие аббревиатуры:
АД, АКТГ, БА, ВИЧ, ГБ, ГОМК, ДНК, ЖКТ, ИБС, ИВЛ, ИМ, ЛФК, ОДН, ОРВИ, ОСН, ОЦК, РНК, СМЖ, СОЭ, СПИД, ССС, СТГ, УЗИ, УФО, ХАГ, ХПН, ХСН, ЦНС, ЧСС, ЧДД, ЭКГ, ЯМР.
2. В каком термине содержится понятие «боль»:

А) кардиалгия

Б) цистоскопия

В) флеботомия

Г) дистрофия

Д) гидрофобия


3. Найдите слово со значением «исследование»:

А) энцефалопатия

Б) гастроскопия

В) кардиография

Г) кардиограмма

Д) флеботомия


4. Какое значение имеет словообразовательный элемент «филия»:

А) недостаток

Б) боязнь

В) склонность

Г) исследование

Д) расширение


  1. Запишите словосочетания, раскрыв скобки:
А) (Северо) западный ветер, (иссык) кульский воздух, (бурят) монгольские поговорки.

Б) (Выпукло) вогнутая линза, (русско) (немецко) французский словарь, (журнально) газетное объединение, (желудочно) кишечный тракт, (сердечно) сосудистая система, (гнойно) воспалительный процесс, (анатомо) клинические симптомы.

В) (Горько) соленая вода, (миндально) гвоздичный запах, (холодно) скользкая кожа.

Г) (Бледно) голубой, (темно) красный, (тускло) серый, (синевато) голубой, (серебристо) белый, (иссиня) черный.

Д) (Восточно) Китайское море, (Западно) Карельская возвышенность, (Северо) Западный административный округ.

Е) (Литературно) художественное произведение, (историко) филологический факультет, (критико) библиографический отдел.

Ж) (Двенадцати) перстная кишка, (ново) рождённый малыш.


  1. Исправьте словообразовательные ошибки:
А) «Граждане отдыхающие, пойдемте вешаться» (Из объявления в санатории)

Б) «Весело сгуляли свадьбу» (Заголовок в газете)

В) «Кормежка в наших столовых подналадилась» (Из отчета работников пищепрома)

Г) «На всех окружающих мой друг запоглядывал весело» (Из сочинения ученика)

Д) «Закончил ланч из картошки, иду на брифинг» (Из сообщения на пейджер).


    1. Морфология. Морфологические нормы. Ошибки в употреблении различных частей речи и способы их устранения.

  1. Образуйте формы женского и среднего рода и множественного числа от следующих кратких прилагательных мужского рода:
Весел, вреден, глуп, груб, горд, глух, горек, густ, дешев, дорог, долог, дружен, жив, короток, крепок, молод, прав, пуст, редок, сыт, светел, тесен, туп.

  1. Сформулируйте правило, прочитав следующие глагольные формы:
А) Брал, брала, брало, брали. Был, была, было, были. Взял, взяла, взяло, взяли. Внял, вняла, вняло, вняли. Гнал, гнала, гнало, гнали. Дал, дала, дало, дали. Донял, доняла, доняло, доняли. Жил, жила, жило, жили. Задал, задала, задало, задали. Занял, заняла, заняло, заняли. Лил, лила, лило, лили. Нажил, нажила, нажило, нажили. Нанял, наняла, наняло, наняли. Начал, начала, начало, начали. Отнял, отняла, отняло, отняли.

Плыл, плыла, плыло, плыли. Поднял, подняла, подняло, подняли. Понял, поняла, поняло, поняли. Принял, приняла, приняло, приняли. Спал, спала, спало, спали.

Б) Взят, взята, взято, взяты. Начат, начата, начато, начаты. Придан, придана, придано, приданы. Продан, продана, продано, проданы. Прожит, прожита, прожито, прожиты. Роздан, роздана, роздано, розданы. Созван, созвана, созвано, созваны.


  1. Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы, образуя формы рода имен существительных.
А) К завтраку был.. подан.. кофе с молоком.

Б) Покупатель попросил дать ему примерить прав.. туфл..

В) В табел.. отмечается выполненная членами бригады работа.

Г) Крыша сарая была прокрыта тол..

Д) Стрелочник вовремя заметил, что лопнул.. лев.. рельс..

Е) В магазине продается яблочн.. повидл..

Ж) Лесовоз проезжал по широк.. просек..

И) На лицо женщины был.. накинут.. траурн.. вуаль.

К) Кому приятно, чтобы ему наступили на любим.. мозоль.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки в употреблении формы падежа имен существительных.
А) Роль Несчастливцева в «Лесу» Островского исполнял молодой талантливый актер.

Б) Современная наука творчески освоила многое из того, что было создано Дарвиным.

В) Купите мне пару чулок и две пары носок.

Г) Периодически астрономам удается четко наблюдать Марса.

Д) Яблоневый сад занимает свыше ста гектар.

Е) Собран большой урожай помидор.

Ж) Разделите все это на несколько равных доль.

З) Мы находились в самом большом цеху завода.

И) Документы нужно представить к первому августу.

К) Помножьте числителя первой дроби на знаменателя второй.


А) Ученик был способный к математике.

Б) Молодой фермер ожидает в этом году богатый урожай гречихи и более обильный - в следующем.

В) Подобный ответ бессмысленен.

Г) У мальчика появились и более худшие привычки.

Д) Стихи были удачные и по содержанию и по форме.

Е) Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

Ж) Комната низкая для такой мебели.

З) Небо сегодня голубое и полно удивительной прозрачности.

И) Партия была отложена в более лучшем положении для белых.

К) Герой рассказа – маленький гимназист. Он всегда подтянутый, всегда одетый по форме, культурный в обращении.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки
А) Трое юношей и трое девушек исполняли красивый танец.

Б) Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восемьдесят тремя книгами.

В) Папанинцы пробыли на льдине двести семьдесят четыре суток.

Г) Город находится в полуторастах километров от областного центра.

Д) В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.

Е) Влажность воздуха составляет семьдесят шесть с половиной процентов.

Ж) Машины стояли у обоих ворот.

З) До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца.

И) Девятьметровый столетний дуб возвышался в центре поляны.

К) В соревнованиях участвовало двести сорок три юношей и девушек.

Л) Каждому дали по пяти тетрадей.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Мальчик теперь сирота; отец умер, когда ему было три года.

Б) Сзади его шла нагруженная вещами телега.

В) Группа сдала все зачеты и просила проэкзаменовать их в первую очередь.

Г) Хозяйка сняла со стола чемодан и отодвинула его в сторону.

Д) Когда наступили каникулы, студенты поехали к своим родным; они их ждали с большим нетерпением, надеясь хорошенько отдохнуть.

Е) Больной попросил сестру налить себе воды.

Ж) Первое выступление артистки принесло ей большой успех и от ней можно было ждать многого.

З) Экскурсовод давал объяснения своим слушателям и просил их записывать, чтобы потом можно было их напечатать.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Семена подсолнуха дробятся, разминаются и отмываются холодной водой от примесей.

Б) Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

В) Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

Г) Необходимо сосредотачивать внимание на важнейших вопросах.

Д) Где Вы слыхали об этом?

Е) Если так будет продолжаться, я очучусь в затруднительном положении.

Ж) По совету врача, больной полоскает горло раствором питьевой соды.

З) Не махай так сильно руками.

И) Цветок без воды сохнул в вазе.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Наука опирается на достижения и открытия предшествующих поколений.

Б) Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

В) Писатель рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.

Г) В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами обновленной труппы театра.

Д) Наша регулярно выпускающая стенгазета сообщает интересные сведения о жизни коллектива.

Е) Смельчаки, попытающиеся совершить восхождение на вершину этой горы в зимних условиях, поплатятся жизнью.

Ж) Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

З) Каждый студент, пожелавший бы участвовать в работе научного кружка, должен подать заявление директору.

И) Прочитанная лекция для учеников о мирном использовании атомной энергии вызвала большой интерес.

К) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) В соревнованиях по шахматам молодой мастер, встречаясь с гроссмейстером, одержал блестящую победу.

Б) Употребление этих выражений и оборотов может быть показано на наглядных примерах, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.

В) Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени студента.

Г) От науки требуют такие советы, применив которые получилась бы польза в практической работе.

Д) Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно.

Е) Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.

Ж) Пользуясь калькулятором, расчет производится быстро и легко.

З) Получив тяжелую рану, солдат был спасен своими товарищами.

И) Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, упал.


    1. Синтаксис. Употребление в речи синтаксических конструкций. Типичные ошибки в управлении и построении синтаксических конструкций. Способы их исправления.

  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Мать сильно беспокоилась за сына.

Б) Всякий специалист видит преимущество новой технологии над старой.

В) Хорошая подготовка спортсменов вселяет в нас уверенность в победу этой команды.

Г) Нельзя было смириться с недостатками.

Д) К концу года эти сотрудники должны будут отчитаться о проделанной работе.

Е) Мы наблюдали за солнечным затмением.

Ж) Мальчик бросил камнем в воду.

З) Чем я обязан такому лестному отзыву о моей работе?

И) Успокойтесь, выпейте воду.

К) В документальном фильме показывается, как семья эмигранта ищет работы.

Л) Кафедра организовала и руководит производственной практикой студентов.
2. Исправьте предложения, объясните ошибки.

А) Ряд столов стояли посередине аудитории.

Б) Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

В) Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе.

Г) На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

Д) Тысяча человек отправилось в турне.

Е) Прошли сто лет.

Ж) На экскурсию пошли всего десять школьников.

З) Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

И) Пятерка истребителей бросились на вражеские бомбардировщики.

К) Много выпускников нашей школы стали работать в новых структурах.
3. Раскройте скобки, выберите нужную форму, согласуйте определение с определяемыми словами.

А) Три (соседние - соседних) здания были построены недавно.

Б) Квартира делилась на две (неравные – неравных) части.

В) Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон).

Г) И первая, и вторая (половина – половины) встречи прошли в исключительно быстром темпе.

Д) Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом – глазами).

Е) Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях).
4. Допишите, где нужно, окончания в приложениях – географических названиях.

А) Некоторое время он жил в городе Алма-Ат..

Б) Упорные бои шли на реке Висл..

В) Родом он был из села Крюков..

Г) Теплоход приближался к острову Кипр..

Д) Теплое течение проходит мимо полуострова Флорид..

Е) Альпинисты остановились у подножия горы Казбек..

Ж) Поезд приближался к станции Тул..


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао, апельсины.

Б) Чувство Вакулы должно было пройти через испытания, равнодушие и капризы Оксаны.

В) Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта.

Г) Картины этого художника выставлялись в больших залах, скромных клубах, открытых площадках.

Д) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докладах и журналах.

Е) Студенты группы приняли на себя следующие обязательства: ликвидация академической задолженности; поднять дисциплину в группе; соблюдать порядок и чистоту в общежитии.

Ж) Книга не только имеет познавательную ценность, но и большое воспитательное значение.

З) В турнире участвовали представители многих стран: Австрия, Венгрия, Россия, Румыния, США и др.


  1. Исправьте предложения, объясните ошибки.
А) Докладчик пытался убедить своих слушателей в том, что будто бы выдвинутые им положения проверены на практике.

Б) Человечество охвачено страстным стремлением к тому, чтобы война в силу своей чудовищности изжила бы самое себя.

В) Лошади казаков, которые были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной тропе.

Г) Ученик сказал, что я еще не подготовился к ответу.

Д) Казалось, что опасность настолько близка, что избежать ее не удастся.

Е) На улице началось сильное движение, во время которого автомобилем был сбит человек, которого отправили в больницу.

Ж) На собрании группы обсуждались вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачеты.

З) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.


    1. Пунктуация. Основные правила употребления знаков препинания.

  1. Тест.

  1. Сколько запятых нужно поставить в предложении?
Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.