Три обращения к Пушкину (Маяковский, Блок, Есенин). Александр блок, владимир маяковский и сергей есенин три великих русских поэта прошлого столетия

Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими патриотами, искренне переживая за свою родину, эти поэты не могли не отразить в своем творчестве узловые моменты истории России. Больше того, мне кажется, что именно из описаний таких моментов и складывается патриотическая лирика Блок, Есенина, Маяковского.
С октября 1917 года начинается новый этап в творчестве Маяковского, резко меняется его тональность стихов. Характерный для поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку реальности, ее гротескное изображение сменяется полным принятием начавшихся в стране коренных перемен. “Ода революции”, “Левый марш”, “Мистерия-буфф”, “Потрясающие факты” – в этих произведениях открывается другая Родина, озаренная верой в прекрасное будущее, ожидающая человечество.
Маяковский, как и прежде, остался романтиком, но теперь романтизм поэта направлен на утверждение созидания нового мира. “Необычайнейшее”, почти фантастическое в его произведениях тех лет рождено окружающей его обстановкой. Именно поэтому образы его творчества так объемны. Для Маяковского революция была возможностью сделать жизнь легче и светлее, она должна была избавить народ от ненавистной власти сытых. Вот как он пишет в стихотворении “Потрясающие факты”:
Напрасно пухлые руки взмолены,–
не остановить в его неслышном карьере.
Раздавил
и дальше ринулся Смольный,
республик и царств беря барьеры.
Сергей Есенин по-другому воспринял перемены, настигнувшие его “голубую Русь”. Лирика этого поэта сосредоточена на изображении драматической судьбы личности в переломную эпоху, представляет своего рода лирический роман, сюжетом которого поэт сделал свою биографию, превратив ее в историю “поэта Сергея Есенина”. Его стихи – это летопись жизни с ее взлетами и падениями.
Читая “Небесного барабанщика”, “Иорданскую голубицу”, “Преображение” мы чувствуем, что Есенин приветствует великие перемены. Но в чем он видит их смысл? Что означает – “принимал с крестьянским уклоном”? Произведения, написанные в первые годы революции, полны радостных надежд на преображение действительности в “деревенский рай”, где “злачные нивы”, “стада буланых коней”, где с пастушеской дудкой “бродит апостол Андрей” (“Иорданская голубица”).
Какие же существенные стороны революции отразились в творчестве Есенина? Поэт выразил те противоречия, которые были присущи русскому крестьянству, принявшему революцию, защищавшему ее завоевания, но питавшему порой несбыточные социальные иллюзии.
Свое представление о революции поэт передает образом красного коня – образом романтическим, фантастическим, но родственным миру берез, черемух и кленов, миру русской природы, то есть всему тому, что составляло почву есенинской поэзии, воплощало его представления о прекрасном, его стремления к гармонической жизни.
Сойди, явись нам, красный конь.
…О, вывези наш шар земной
На колею иную.
Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с патриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он болезненно воспринял это. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне, даже элементарная машинизация села – все это в представлении Есенина говорило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерно, но при этом поэту казалось, что исчезла целая область жизни, а значит, и область чувств. Таким образом, он боялся не пришествия нового, а ухода старого.
Свое восприятие новой действительности было у Александра Блока. В январе 1918 года Блок опубликовал статью “Интеллигенция и революция”, в которой писал о великих задачах, стоящих перед страной. В это же время им была написана поэма “Двенадцать”. Она стала итогом раздумий Блока о революции.
С огромным мастерством передает он революционную бурю, охватившую всю страну. Картины разрушенной жизни, разбушевавшейся природы, образы старого мира составляют реальную обстановку, в которой совершается революция. Характерное для Блока отрицание старого мира проявилось в сатирическом изображении буржуазии, символа прошлого. Против прошлого, навстречу ветру, через разруху и голод идут двенадцать человек, двенадцать “апостолов революции”, исполненные гнева народного. Революционная страсть, охватившая этих людей, преображает их в солдат.
Главная тема и главный герой поэмы – народ в революционную эпоху. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по улицам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы. Блок выводит идею об очистительном огне революции с идеей возмездия. С помощью образа Христа Блок пытался утвердить революцию, так как Христос – это символ морали, а с ним неразрывно связаны двенадцать гвардейцев.
Таким образом, тема Родины в творчестве Блока, Есенина, Маяковского выражена по-разному. Но всех этих поэтов роднит то, что они тесным образом переплели данную тему с темой революции. Каждый из поэтов переживал за судьбу своей страны, пытался увидеть, что ждет Россию, что несут ей глобальные перемены, свершившиеся в начале 20 века.

(Пока оценок нет)

Сен 14 2015

Само название работы как будто предполагает сравнение произведений трех поэтов, посвященных А. С. Пушкину. Но сделать подобное сравнение очень трудно - слишком разный смысл вкладывали авторы в свои стихи. Поэтому, видимо, более правильно будет разобрать сначала каждое в отдельности, а потом уже попробовать найти в них какие-то общие черты, близкие или противоположные идеи. Стихотворение «Пушкинскому дому» написано для альбома Пушкинского дома при Академии наук накануне 84-й годовщины смерти Пушкина, а Маяковский и Есенин написали стихотворения «Юбилейное» и «Пушкину» к 125-й годовщине со дня рождения поэта. Пожалуй, это единственное, что их действительно объединяет.

Несмотря на то, что стихи Есенина и были написаны практически в одно время, они по глубине идейного содержания совершенно различные. Можно даже считать, что стихотворению Маяковского ближе по идее стихотворение Блока. Условно основную идею каждого из трех стихотворений можно выразить в следующих выражениях: у Есенина это - «я и Пушкин», у Блока - «Пушкин и мы», а у Маяковского - «Пушкин, русская и я». Мне хотелось бы начать со стихотворения Есенина «Пушкину».

Если подсчитать только формы первого и второго лица, употребленные Есениным в стихотворении, то можно заметить, что формы первого лица используются Есениным в три раза чаще, чем формы второго. Например: «стою я», «говорю с собой», «я сегодня хулиган», «я говорю», «я долго буду петь», «мое пение» и т. д. Похоже, что Есенина в день юбилея Пушкина волнует его собственная судьба, и он задумывается над тем, будет ли его имя так же славно и любимо, как имя Пушкина, останется ли его поэзия жить в веках, как поэзия Пушкина. Есенина беспокоит его дурная слава, которая мешает видеть в нем прежде всего поэта.

Он растворяется в этой «славе», как в тумане: «В легендах ставший, как туман». Есенин старается найти общие черты в своем поведении и поведении Пушкина. «Ты был повеса, как я сегодня хулиган». Он надеется, что как Пушкину слава повесы не помешала быть великим поэтом, так и его, Есенина, дурная слава не может затмить его поэтического дара.

Слог Есенина кажется слишком напыщенным. Излишним пафосом отличаются такие выражения, как «О, Александр!», «в бронзе выкованная слава», «бронзой прозвенеть» и т. д. Мне кажется, что это стихотворение не самое удачное, в нем отсутствует глубина сравнения своей роли в поэзии с ролью Пушкина. Стихотворение Блока - прямая противоположность стихотворению Есенина.

Блок видит себя как частицу чего-то целого, более значительного, чем его . Он практически совсем уходит от того, чтобы показать здесь свое «я». Это свое «я» он скрывает в безличном «мы». Он говорит о Пушкине, о том, как его призывы к свободе вдохновляли последующие поколения поэтов, звали на борьбу за свободу весь народ. Для Блока Пушкин - прежде всего певец свободы. Поэзия Пушкина как бы служит путеводной звездой, помогая увидеть грядущие века: Пропуская дней гнетущих Кратковременный обман, Прозревали дней грядущих Сине-розовый туман. Блока точен и изящен.

Читая первые строки стихотворения, мы видим, как перед нами действительно вырастает петербургской набережной с ее древними сфинксами и памятником Петру I. Мы слышим шум ледохода и пароходные гудки. Все эти образы созданы всего в нескольких выражениях. Стихотворение показывает очень бережное отношение поэта к Пушкину. От него как бы веет теплом.

Если для Есенина имя Пушкина - это «звон бронзы», то для Блока - это «родной для сердца звук». Такое отношение к великому поэту еще более трогательно, если знать, что стихотворение, посвященное Пушкину, одно из последних произведений Блока. Но даже уходя из жизни, Блок не стремится сравнить себя с Пушкиным, найти какое-то сходство, оценить свою роль в поэзии. Он лишь выражает глубокую благодарность поэту. Вот зачем в часы заката, Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему. Для Маяковского обращение к Пушкину было серьезной вехой в .

Хорошо известно отрицательное отношение Маяковского к «классике». И вот он обращается к Пушкину. Он не пытается в своем стихотворении петь гимн великому поэту. Он как бы делится с ним своими трудностями и бедами, как делятся с близкими друзьями. В этом обращении Маяковский поднимает массу проблем.

Он говорит о том, что поэзия воспринимается «в штыки», что поэты вынуждены заниматься «служебной нудой», он рассказывает Пушкину, как обедняется русский язык, как засоряется страшными сокращениями («коопсах»), наводняется иностранными словами. Он бросает взор на всю поэзию со времен Пушкина и обнаруживает, что между Пушкиным и ним некого поставить. И здесь он дает очень точные характеристики многим поэтам, сетуя на то, что бедна «чересчур страна Алл С о ч. Р У моя поэтами…». Он дает яркие образные характеристики Некрасову, Есенину, Безыменскому и др. Но больше всего его волнует именно то, что время его никак не способствует расцвету поэзии.

Он пишет: «Хорошо у нас в Стране советов. Можно жить, работать можно дружно. Только вот поэтов, к сожаленью, нету - впрочем, может, это и не нужно». Маяковский признается, что он не Пушкина не любит, а именно «классику», т. е. то застывшее, хрестоматийное, что подается обычно как классика: «Я люблю вас, но живого, а не мумию.

Навели хрестоматийный глянец. Вы, по-моему, по жизни - думаю - тоже бушевали. Африканец!» Интересно обращение Маяковского и Блока к пушкинской поэзии.

У Блока мы встречаем выражение «тайная свобода», заимствованное из стихотворения «К Н. Я. Плюсковой». Любовь и тайная свобода Внушали сердцу гимн простой, И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. Маяковский перефразирует четверостишие из «Евгения Онегина». Я знаю: жребий мой измерен; Но, чтоб продлилась моя, Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь я… И пишет: «Дескать, муж у вас дурак и старый мерин. Я люблю вас, будьте обязательно моя…» и т. д. Нетрудно заметить, что причина обращения к поэзии Пушкина у Блока и Маяковского различна.

Блок берет у Пушкина два слова, но эти два слова наполнены для него глубоким философским содержанием. Маяковский - пародирует. «Тайная свобода» - это свободомыслие поэта. не свободен говорить, но он свободен думать и чувствовать.

В этих словах мы опять видим гражданскую позицию: для Блока поэзия - это средство выражения идеи. Совсем другое использование пушкинских строк находим мы у Маяковского. В одной из недавно опубликованных работ, посвященных Маяковскому («Моя революция» А. Михайлова), писалось, что Маяковский признавался Луначарскому: мол, именно эти строки из «Евгения Онегина» произвели на него огромное впечатление. Маяковского поразила форма, мелодия стиха, в этом основной смысл его отношения к Пушкину.

Можно предположить, что для Маяковского Пушкин - это прежде всего форма, язык, слог, именно этим он ценен как поэт. И в этом основное отличие его отношения к Пушкину по сравнению с Блоком. Итак, сравнив обращения к Пушкину у Есенина, Блока и Маяковского, мы приходим к выводу, что для каждого из них Пушкин и его поэзия представляли разную сущность. Для Есенина Пушкин - это эталон для сравнения своей поэзии, для Блока - это философия, а для Маяковского - это форма.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Три обращения к Пушкину (Маяковский, Блок, Есенин) . Литературные сочинения!

Пожалуй, нет ни одного русского поэта, который не затронул бы в своем творчестве тему Москвы. Поэзия начала XX века - это поэзия городская, преимущественно петербургская. Петербург был столицей, центром культуры. Но поэзия древнего русского города не могла не быть близкой тем людям, которые жили ощущением своей Родины. А потому в лирике крупнейших поэтов начала нашего столетия, Блока, Маяковского, Есенина, существуют образы, навеянные Москвой.

Александра Блока принято считать петербуржцем. Но именно Москва открыла и признала Блока-поэта. Московская интеллигенция, благодаря семье Соловьевых, получала стихи Блока до того, как они появлялись в печати. В Москве даже создался небольшой кружок «блоковцев». Блок ценил внимание москвичей и, возможно, потому так часто приезжал в древний город. Москва оказывает благотворное влияние на петербургского поэта. Со временем он все больше отдаляется от «мистиков» и все чаще противопоставляет Москву городу Петра. «Московские люди более размывчивы, чем петербургские. Они умеют смеяться, умеют не пугаться. Они добрые, милые, толстые, не требовательные. Не скучают… В Москве смело говорят и спорят о счастье… И мне смело хочется счастья», - писал Блок. В 1909 году Блок пишет свое самое московское стихотворение, в котором сравнивает идеал вечной юности и женственности с красотой панорамы Москвы:

Я люблю тебя, панна моя,

Беззаботная юность моя,

И прозрачная нежность Кремля

В это утро, как прелесть твоя.

«Кремль хрустальный, холмы, прозрачные холмы» стали для Блока воплощением тихой и кроткой Руси, которой он не находил в бездушном каменном Петербурге.

«Вдумчивым пешеходом» называл себя Владимир Маяковский. Он прекрасно знал и любил Москву, ее бульвары и площади, дальние окраины и Красную площадь. В его стихах и поэмах содержится более двухсот упоминаний о Москве.

Маяковский переехал в Москву из Кутаиси в 1906 году. Его мать вспоминала, что будущего поэта интересовало в Москве все, а главное - люди большого города. Позже Маяковский начнет писать о городе, главным образом о Москве. Об этом свидетельствуют упоминаемые в стихах названия улиц, торговых фирм, заводов: «А сам устал, не дослушал скрипкиной речи, шмыгнул на горящий Кузнецкий»; «Кто же изласкает золотые руки, вывеской заломленные у витрин Аванцо?..» (магазин художественных изделий). Маяковский начинает свой путь в поэзии с увлечения футуризмом, а одной из важнейших своих задач футуристы считали стремление озвучить «безъязыкую» улицу. Город в стихах этого периода - это город фабричных труб, вывесок, пестрых афиш, фонарей. усталых трамваев, автомобилей, «вырывающих над самым ухом гудки», «город домов, похожих на гробы, город лязга, шума». Поэзия Маяковского питается реальными жизненными впечатлениями, поэт создает образ промышленного города, причем использует условные изобразительные приемы. Маяковский не принимает все старое, отжившее, а потому и город до революции у него наполнен ужасом, злобой, болью.

Тесно связана с Москвой судьба великого поэта-лирика Сергея Есенина. Об этом городе он мечтал, еще учась в школе: «…мне здесь не нравится, я в Москву уеду».

Есенина нельзя назвать городским поэтом. Он, в отличие от большинства художников слова того времени, поэтизировал Русь деревенскую. После революции поэт с горечью осознает, что старая русская деревня безвозвратно уходит в прошлое. Отсюда - отчаяние и боль в его стихах:

Город, город, ты в схватке жестокой

Окрестил нас как падаль и мразь.

Стынет поле в тоске волоокой,

Телеграфными столбами давясь.

Состояние душевного смятения отразилось в стихотворениях, объединенных в цикл «Москва кабацкая». В одном из самых драматичных произведений, «Да! Теперь решено. Без возврата…», поэт подчеркивает азиатское начало, которое он видит в Москве, но в то же время и начало языческое, а как известно, именно язычество в совокупности с христианством Есенин считал духовной основой деревянной Руси:

Я люблю этот город вязовый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях.

Золотая дремотная Азия

Опочила на куполах.

Находясь за границей, Есенин постоянно вспоминает свой любимый город. «Лучше всего, что я видел в этом мире, это все-таки Москва, - пишет он из Нью-Йорка. - В голове у меня одна Москва и Москва».

«На московских изогнутых улицах умереть, знать, судил мне бог», - написал Есенин в 1923 году. Прожил он после этого недолго, умер в Петербурге. Но похоронен поэт в Москве. Символично, что гроб с телом поэта обнесли вокруг памятника Пушкину, ибо Есенин был достойным преемником великого русского поэта.

Октябрьская революция стала знаковым событием в истории России 20 века. Она кардинально изменила не только строй, режим в стране, но и жизнь миллионов людей. Эти перемены, безусловно, отразились в искусстве того времени, в частности, в литературе.
В творчестве трех крупнейших поэтов начала 20 века – Блока, Есенина и Маяковского – тема революции после 1917 года стала одной из основных. Эти поэты по-разному относились к переменам, произошедшим со страной, по-разному освещали их, художественно воплощали в своих произведениях.
Самое прямолинейное – положительное – отношение к революции было у В. Маяковского. Он полностью принял все события, произошедшие с его страной, встал на сторону большевиков. Больше того, всего себя, все свое творчество Маяковский поставил на служение делу социалистической революции:
Граждане, за ружья!
К оружию, граждане…
Большое место в этом деле Маяковский отводил именно поэту, которого сравнивал с солнцем. Поэт – это во многом вершитель судеб, он помогает людям усвоить “правильные” истины:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!
Именно поэтому Маяковский долгое время работал в “Окнах РОСТА”, создавал агитплакаты и агитлубки, выполняя сложную, возможно, лишенную творчества, но нужную, по его мнению, работу:
Рабочий!
Глупость беспартийную выкинь!
Если хочешь жить с другими вразброд
всех по очереди словит Деникин,
всех сожрет генеральский рот.
Отношение Блока и Есенина к революции 1917 года не было таким однозначным. Известно, что Блок восторженно принял революцию как обновление, как изменение, как шаг к чему-то новому, лучшему. Но, в то же время, он прекрасно понимал, что этот сложный процесс не может происходить совершенно гладко, без потерь, крови и страданий.
В своей поэме “Двенадцать” Блок отразил собственное понимание и отношение к революции:
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос.
Символика поэмы отчасти позволяет нам проникнуть в смысл данного произведения. По улицам города идет красногвардейский патруль – двенадцать. Он состоит из малообразованных людей “из народа” – новых “хозяев” жизни. Автор объективно оценивает их – “на спину б надо бубновый туз”.
“Голодный пес” в поэме – это прошлое, которое осталось позади и его уже не вернешь. А впереди – идет “с кровавым флагом”, но сам Иисус Христос.
О символике этого образа в данном произведении ведутся долгие споры. Мне кажется, что все же этот образ несет в себе позитивный смысл – преображения, надежды поэта на светлое будущее.
В отличие от Маяковского и Блока, С. Есенин труднее всех принимал свершившиеся события. Он видел в революции, прежде всего, утрату своей родины, былой Руси, на смену которой пришла совсем другая страна, где поэту уже нет места. Поэт делает вывод:
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Есенин так до конца и не принял революцию, а тем более, не был согласен воспевать ее в своем творчестве. Он смирился с тем, что все поменялось в его любимой стране, в его жизни, но предать себя и поставить свою лиру на службу того, что он не принимает, этот поэт не мог:
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Таким образом, Маяковский, Блок и Есенин по-разному относились к революции 1917 года. Свое отношение они передали в стихотворениях, ставших во многом свидетельствами того сложного времени. Если В. Маяковский отражал позицию пролетариата – “выигравшего класса”, то Блок – позицию интеллигенции, которая всеми силами пыталась понять, осмыслить, принять свершившиеся события. С. Есенин же так и не сумел влиться в новую жизнь, принять ее идеалы, устремления. Он чувствовал себя “лишним на этом празднике жизни”, как, впрочем, и еще миллионы его соотечественников.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Такие поэты, как Блок и Маяковский, за свою недолгую жизнь стали свидетелями крупнейших исторических событий: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Великой Октябрьской революции. Все это – реальные вехи путей России, важные моменты ее истории, Read More ......
  2. Блок, Есенин и Маяковский являются крупнейшими русскими поэтами начала 20 века. Волею судеб, они стали свидетелями крупнейших исторических событий, впавших на долю России: революции 1905 года, периода жестокой реакции, империалистической войны, Февральской и, наконец, Октябрьской революции 1917 года. Будучи большими Read More ......
  3. Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким “Русь”. С. Есенин Пою мое отечество… В. Маяковский Тема любви к Родине всегда была близка русскому человеку. Read More ......
  4. Творчество А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего “меж двух революций”, но упорно ищущего свой путеводительный маяк. Поэма “Двенадцать” (1918) – итог раздумий Блока о революции. С огромным мастерством передает поэт революционную бурю, охватившую всю страну. Read More ......
  5. Одним из самых тяжелых периодов в истории нашей страны можно назвать время перелома в первой половине 20 века. Годы были страшными и жестокими, многие люди пострадали в это время. Но данный период явил на свет также большое количество талантливейших писателей Read More ......
  6. Любой социальный взрыв, именуемый революцией, происходит, по определению, не случайно. Для него, как и для любого явления в жизни общества, нужны предпосылки, причины, поводы. Выражаясь языком “великого и ужасного” теоретика и практика отечественного коммунизма В. И. Ленина, необходимо наличие “революционной Read More ......
  7. Читая стихотворения Блока и Есенина, мы видим, что на протяжении почти всего творчества они воспевали Русь. Читая Есенина, мы вместе с ним испытываем горячую любовь к Родине, к жизни и всему живому на земле, чувствуем связь с народом, сознаем неповторимость Read More ......
  8. “О, четырежды славься!” – такими словами В. Маяковский встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он был убежден, что революция и поэзия были нужны друг другу. Маяковский искал духовную опору. “Я в Ленине мира веру славлю и веру мою”, – сказал он Read More ......
Изображение революции в творчестве Блока, Есенина, Маяковского

Русская поэзия начала 20 века отличается творческим, и отчасти переворотным новаторством для всей дальнейшей русской литературы. Это обусловлено теми историческими событиями, которыми был насыщен этот временной период сознание русского народа фундаментально менялось, и естественно, что это отображалось и на культурной жизни.

Переломная поэзия

Тема революции была темой каждой отрасли в жизни людей, и стала главным мотивом и для русской поэзии. На этот период приходится творчество зачинателя революционной поэзии Маяковского, о творчестве которого узнала не только Россия, но и весь мир.

Былые традиции литературы окончательно видоизменились, появились новые жанры поэзии и ее новые формы. Тем не менее, были поэты, которые не отходили от традиций русской поэзии, и в привычной форме воспевали русский дух и свою любовь к Родине.

Поэзию начала 20 века называют «переломной» и «критической», так как культура нуждалась в обновлении, но пути обновления представляли собой совершенно разные жанры поэзии. Происходит основательная трансформация традиционных жанров оды, романса, элегии, и наряду с этим развиваются нетрадиционные жанры поэзии фрагмент, миниатюра, лирическая новелла.

Сергей Есенин

Сергей Есенин, выдающийся русский поэт, творчество которого приходится на начало 20 века, в своих стихотворениях не только наследует традиции своих предшественников, но и проявляет их в актуальной на то время форме.

В его лирике воспевается природная красота России, он с пылом говорит о своей безграничной любви к Родине, частично его поэзия носит церковный характер.

По этой причине лирику Есенина относят к канонически жанровой поэзии. Но помимо этого в его стихотворениях много личного и автобиографичного, Сергей Есенин раскрывает не только свою личность, но и свою жизнь.

Владимир Маяковский

А такой оригинальный и самобытный поэт, как Владимир Маяковский, пошел совершенно по другому творческому пути. Если его поэзия и носила исповедальный характер, то все же фундаментом поэзии Маяковского остается яркий символизм и футуризм.

Именно Маяковский принес в русскую поэзию совершенно новые жанры и формы, его творчество это олицетворение радикальных изменений в жизни русского общества.

Можно сказать, что он превратил свою противоречию, порой сложную для однозначной интерпретации поэзию в социально-общественное движение, и пытался таким образом ярко и откровенно высказать свою гражданскую позицию.

В этом и заключается автобиографичность его творчества, будучи смелым и решительным человеком, Маяковский не мог скрывать своего мнения, не мог оставаться равнодушным и безучастным к тому, что происходит вокруг.

В его поэзии есть основополагающая традиция для русской литературы это ярко выраженный гуманизм, только у Маяковского гуманизм уже приобретает несколько другую форму, неприятие ограничения и унижения людей выражается в резкой, безапелляционной форме.

Александр Блок

Примером гармоничного слияния традиций и новаторства в поэзии является лирика Александра Блока, одного из основателей поэзии «серебренного века». Его стихотворения сохраняют традиционные жанры для поэзии, но все же в лирике отчетливо прослеживаются новаторские походы, более нигилистический взгляд на вещи.