Упражнения на сложение и вычитание многозначных чисел. Письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел

Урок 1.
Устные и письменные приёмы вычислений.

I. Организация урока.

II. Устный счёт.

Посмотрите, что можно о них сказать? (Мы видим суммы, разности. Можно их разделить на три группы:

3) поразрядное вычисление).

В числе 35840 сколько единиц каждого класса? (840 единиц 1-го класса, 35 единиц 2-го класса. Многозначное число записывают, читают по классам, начиная с высшего).

А какие разряды в каждом классе?

(А ещё это число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых).

2. № 293. “Вычислить наиболее лёгким способом”. 3. Стр. 69, № 1, 2, 3.

III. Актуализация знаний. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Объясните, что означают записи в рамках на полях.

2. Что можете сказать о данных записях?

(Сложение и вычитание чисел… можно сформулировать тему урока).

Итак, тема урока “Устные и письменные приёмы сложения и вычитания”.

Давайте вспомним правила сложения и вычитания 3-хзначных чисел. Кто хочет работать у доски?

План на слайде:

1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Складываю единицы.

3. Складываю десятки.

4. Складываю сотни.

5. Называю результат.

(Алгоритм вычисления: к 546 нужно прибавить 283.)

Что можете сказать о других суммах?

Давайте попробуем выполнить сложение по такому же плану.

Сделайте вывод.

Как вы думаете, сможем ли мы вычислить сумму трёх 4-х значных чисел по такому же плану?

Давайте выполним вычисление. А теперь сравните эти записи.

(На каждой строчке написана сумма цифр каждого столбика).

Домашнее задание:

1) № 312 - посмотрите внимательно. Нет ли у вас других рекомендаций по оформлению выражений в столбик? (Я хочу применить в отношении третьего выражения переместительное свойство сложения). Вычислите и сделайте проверку.

2) Выполнить выборочно из "Комплекса для самостоятельных индивидуальных работ".

V. Закрепление изученного.

1. № 295 - у доски с комментированием. Вычислите, записывая решение столбиком, и проверьте сложение вычитанием, а вычитание сложением.

2. Тест № 7 (стр. 34-35 - 1 вариант, 36-37 - 2 вариант. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике).

VI. Физкультминутка.

1. Устные упражнения: ребус на странице 62.

2. Решение задачи № 296 - самостоятельно.

3. Составление задачи по выражению- № 298 - работа в группах.

IX. Домашнее задание: № 297 - решить задачу, № 299 - проверьте, верны ли равенства.

Урок 2.
Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов (вида 30007-648)
или Приём письменного вычитания для случаев вида 7000-345, 37007-18032.

I. Организация урока. Психологический настрой. “Солнышко”.

II. Устный счёт.

№ 308 - Чем похожи эти многоугольники? Найдите периметр каждого многоугольника. Ответы показываем сигнальными карточками.

Посмотрите на записи на доске. Что можете о них сказать?

(Можем сформулировать тему, лишнее выражение убирается.)

IV. Актуализация знаний. Подготовительные упражнения.

1. У каждого ученика счётные палочки.

Возьмите на руки 10 палочек, что можно сказать? (У меня 10 палочек - это 1 десяток)

На слайде рисунок, где изображены счётные палочки, связанные по 10, их всего 10.

А что скажете, глядя на рисунок? (Палочек 100 - это 10 десятков)

Какой же можно сделать вывод? (10 единиц одного разряда составляют единицу следующего, высшего разряда. Единица одного разряда распадается на 10 единиц предшествующего, низшего разряда)

2. В числе 10 000 сколько всего единиц? Сколько единиц каждого разряда? Как можно по-другому представить это число? (9 тыс. 1 тыс.; 9 тыс. 9 сот. 9 дес. 10 ед.)

3. Вычислите, запишите ответ на ваших досках и покажите.

1 дес.- 1 400 - 1

1 сот. - 1 дес. 5 000 - 1

1 тыс. - 1 сот. 40 000 - 1

(Рассуждение ученика: Чтобы из 1 дес. вычесть единицу, заменим 1 дес. десятью единицами и вычтем 1 из 10, получится 9. Чтобы из 1 сот. вычесть 1 дес., заменим 1 сот. 10 дес. и вычтем 1 дес. из 10, останется 9 дес., или 90).

4. № 300 “Заполни пропуски”. (Правильные ответы на слайде, дети сверяют).

V. Изучение нового материала.

(Возвращаемся к выражениям на доске).

Можно ли из 0 единиц вычесть 6 единиц?

Берём 1 сотню. Почему приходится занимать сотню, а не десяток? (Отдельных десятков нет).

Сколько в сотне десятков? Если возьмём 1 десяток из 10, то сколько останется десятков? (9). Запомним это. Заменим 1 десяток единицами. Сколько в 1 десятке единиц? Таким образом, число 600 мы заменили числом 5 сот. 9 дес. 10 ед. (Далее дети продолжают объяснение сами. В первую пору делают даже так:

(Остальные два примера решают вместе с учителем с объяснением)

VI. Закрепление изученного.

№ 302 - комментируя у доски с подробным пояснением преобразований единиц решают 2 примера.

№ 303 - под руководством учителя. Действия сразу записываются в столбик.

VII. Физкультминутка.

Решение задач: № 304, 306 - вызываю к доске. Решение с полным анализом.

IX. Домашнее задание: № 302 - остальные 4 примера, № 305.

X. Итоги урока.

Урок 3.
Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку и настраивает их на работу.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и внимательно слушайте то, что я буду говорить, а последнее слово мы будем повторять вместе.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …(видят). Уши внимательно слушают и всё…(слышат). Голова хорошо…(думает). На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы? Тогда мы начинаем. Откройте глаза.

II. Мобилизующий этап. Формулирование темы и цели урока.

Головоломка: Посмотрите внимательно на запись. Что вы заметили? (В выражениях есть одинаковое число, значение разности в первом выражении и уменьшаемое во втором выражении одно и то же число. Значит, сначала мы находим неизвестное уменьшаемое во втором выражении, к разности прибавим вычитаемое. 40+120=160, 160-120=40. В первом выражении известны уменьшаемое и значение разности, сможем найти неизвестное вычитаемое, из уменьшаемого вычтем значение разности 380-160=220.)

На слайде таблица.

Уменьшаемое 42 60 846
Вычитаемое 45 537 542
Разность 36 85 28 362 140 834

Что вы можете сказать об этой таблице? Сформулируйте к ней задание. (Заполнить таблицу: найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое).

Давайте вспомним как связаны между собой числа при вычитании. (Стр.105, “Связь между числами при вычитании”).

А где ещё встречается неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое? (В уравнениях).

Опираясь на последний ответ, сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Тема сегодняшнего урока “Нахождение неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого”.)

Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке? Для формулирования цели используйте опорные слова:

Познакомиться…

Совершенствовать…

Закреплять…

2. Устный счёт.

1. Сформулируйте задание к этим числам:

2. Числа 1000, 38000, 1254200 увеличьте на 2000. уменьшите в 100 раз.

3) 37+85+115 827+406+594

49+275+51 499+697+303

Что вы можете сказать об этих выражениях? (Можно вычислить удобным способом.)

4) Математический диктант.

III. Изучение нового материала.

х-34=16 75-х=63 х-34=48:3 75-х=9х7

Посмотрите на эти записи, что вы можете о них сказать? (Это уравнения. Неизвестно уменьшаемое и неизвестно вычитаемое. Их можно разделить на 2 группы, так как это простые и сложные уравнения. В сложных уравнениях значение разности выражено частным чисел 48 и 3, произведением чисел 9 и 7.)

На индивидуальной доске для обратной связи самостоятельно решите простые уравнения и покажите их.

Решение у доски: (записываю уравнение: х-34=48:3, значение разности выражено частным чисел 48 и 3.Чтобы привести данное уравнение к простой записи вычислим 48:3=16. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно, обязательно делая проверку. Х-34=16, чтобы найти неизвестное уменьшаемое к разности прибавим вычитаемое, х=16+34, х=50. Выполняем проверку: 50-34=48:3, 16=16) и т.д.

А теперь сделаем вывод, как находить неизвестное уменьшаемое и неизвестное

вычитаемое в сложном уравнении. (Приводим сложное уравнение к простой записи. Получилось простое уравнение, выполняем решение как обычно. Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое. Если из уменьшаемого вычесть разность, то получится вычитаемое.)

IV. Закрепление.

- №318 – выполняется с комментированием и записью на доске.

Решите уравнения по вариантам: 1 вариант -на нахождение неизвестного уменьшаемого, 2 вариант -на нахождение неизвестного вычитаемого, 3 вариант - на нахождение неизвестного слагаемого. х+320=80х7 х-180=240:3 400-х=275+25

х-50=90+40 637-х=219 х-439=254 х+90=210-50

V. Физминутка.

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Работа над задачей № 321.

Чтение задачи и работа по усвоению содержания. Решается самостоятельно. Для слабоуспевающих детей предложить выполнить схему или рисунок и составить программу решения.

2) №322. Как найти часть от целого числа? (Делением)

Как найти целое число, если известна его часть? (Умножением)

Выполнить самостоятельно.

3) Самостоятельная работа. стр.65. № 323.

VII. Итог урока. Обобщение изученного на уроке материала и домашнее задание.

Как найти неизвестное уменьшаемое и неизвестное вычитаемое в сложных уравнениях? Д\З стр.65. № 320.

Урок 5.
Нахождение суммы нескольких слагаемых.

I. Организационный момент.

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Успехов вам!

II. Устный счёт.

1) Проверка домашнего задания: с. 65, № 320.

2) Индивидуальная работа в парах.

С. 6, “Магический квадрат”.

С. 6, сравни площади фигур.

Реши уравнение:

42+х=150:3 а-16=12х3

III. Формулирование темы урока. Постановка учебных задач.

Посмотрите на запись. Что можно сказать?

43217 + 19864 72787 + 5130

52438 + 5243 + 85371 20367 + 14215 + 4362

(Мы видим примеры на сложение. К ним можно придумать задания.)

Придумайте задания. (Разделить на группы. Примеры на сложение двух слагаемых и примеры на сложение трёх слагаемых.)

Что мы умеем? (Находить сумму двух слагаемых.)

Итак, тему урока можно определить? (Нахождение суммы нескольких слагаемых.)

Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?

IV. Актуализация знаний.

Вычислите удобным способом.

Вывод: при сложении нескольких чисел их можно переставлять и объединять в группы любым способом.

V. Изучение нового материала.

Вернёмся к записи. Решите примеры на сложение двух слагаемых. Первый пример решим с подробным объяснением у доски. Второй пример решите самостоятельно. (Взаимопроверка)

Как можно использовать этот способ при письменном сложении нескольких (трёх) слагаемых?

(Учащиеся могут предложить сначала вычислить сумму двух первых слагаемых и затем к полученной сумме прибавить третье слагаемое.)

Вспомним алгоритм сложения двух слагаемых. (Мы подписали их одно под другим так, чтобы единицы одного числа стояли под единицами другого, десятки под десятками и т.д. и складывали сначала единицы, потом десятки и т.д. – по разрядам.)

Можно ли этот способ использовать при сложении трёх и более слагаемых?

Какое из трёх слагаемых удобнее записать первым? Вторым? Третьим?

На доске появляется запись:

Вычислите сумму трёх слагаемых. (Ученики с подробным объяснением решают у доски.)

VI. Закрепление.

С.66, № 331. Решают с подробным объяснением, работа в паре.

VII. физминутка.

VIII. Работа над пройденным материалом.

С.66, № 325 (задача), выполняется под руководством учителя. Сопровождается составлением чертежа-схемы и программы решения.

С.66, № 328, реши задачи, составив уравнения – работа в паре. Взаимопроверка работ.

С.66, № 327, самостоятельно. Взаимопроверка работ.

С.66, № 330, самостоятельно. Проверка осуществляется фронтально.

IX. Итог урока. Обобщение изученного на уроке материала.

Как письменно сложить несколько слагаемых?

Д/з. с.66, № 326.

Урок 6.
Сложение и вычитание величин.

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

II. Устный счет.

1) Проверка д/з: с. 66, № 326 с. 69, №4.

2) Фронтальная работа: с. 67, №337, сколько треугольников? Четырехугольников? Найдите площадь и периметр треугольника АСД.

3) Индивидуальная работа в парах. Запиши цифрами число: 6 тысяч 325 единиц. 7 миллионов 254 тысячи 48 единиц. 15 миллионов 2 тысячи 320 единиц. 214 миллионов 56 единиц.

III. Актуализация знаний. Формирование темы урока. Постановка учебных задач.

Послушайте задачи. Решения запишем на доске.

1). Мама купила в магазине 8 кг яблок, а груш на 300 г. больше. Сколько килограммов груш купила мама? (8 кг + 300 г).

2). Туристы проехали автобусом 1 ч.30 мин., а пешком прошли на 25 минут меньше. Сколько времени они прошли пешком? (1 час. 30 мин. – 25 мин.).

3). Швея сшила два халата, расходуя на первый халат 2 м 45 см, а на второй халат 3 м 15 см. Сколько всего ткани она расходовала? (2 м 45 см + 3 м 15 см).

Посмотрите за запись, что можете сказать? (Сложение и вычитание величин).

Сформулируем тему урока. (“Сложение и вычитание величин”).

Отталкиваясь от темы, поставьте перед собой цель и задачи: чему мы будем учиться на уроке?

IV. Изучение нового материала.

1) Вернемся к записи. Найдите значения этих выражений. (Запись ведется на доске и в тетрадях с комментированием).

2) Усложняем задание.

Что нужно сделать, чтобы найти значения этих выражений?

1 час.20 мин + 55 мин. 12 ц.36 кг – 7 ц.78 кг. (Варианты ответов)

Составляется алгоритм решения:

  1. Заменю крупные единицы мелкими.
  2. Выполню действие.
  3. Заменю мелкие единицы крупными.

1 час.20 мин. + 55 мин. = 2 час.15 мин.

1 час.20 мин. = 80 мин.

135 мин. = 2 час.15 мин.

12 ц. 36 кг – 7 ц 78 кг = 4 ц 58 кг.

12 ц 36 кг = 1236 кг

7 ц 78 кг = 778 кг

1236 – 778 = 458

458 кг = 4ц 58 кг

Вывод: при письменных вычислениях значения величин выражают в одних и тех же единицах измерения и выполняют действия с ними так же, как с числами.

3) Работа с параграфом на с. 67.

V. Закрепление.

1) С.67, №332 – самостоятельно с взаимопроверкой.

2) С.67, №333 – работа в парах самостоятельно.

VI. Физминутка.

VII. Работа над пройденным материалом.

1) № 335 – решение задачи имеет предварительное составление программы решения и краткое условие. Обратить внимание детей на то, что все величины приводятся к единой наименьшей единице.

1 час. 27 мин. = 87 мин.

1 час. 38 мин. = 98 мин.

87 + 98 = 185 (мин) – два фильма.

210 – 185 = 25 (мин) – остается на кассете.

25 мин 23 мин. Ответ: записать мультфильмы можно.

Тест №8 , с. 40-41 (В. Н. Рудницка “Тесты по математике” к учебнику М.И. Моро и другие “Математика. В 2-х частях. 4 класс”).

VIII. Подведение итогов урока.

Д/з. с.67, № 334, 336.

Урок 8.
Контрольная работа по теме “Письменные приёмы сложения и вычитания”

1 вариант (по несколько вариантов)

1. Выполни действия.

2. Туристы пролетели на самолёте 9 750 км. В поезде они проехали на 8 260 км меньше. Своё путешествие туристы закончили, проплыв на плоту 380 км. Какова длина всего пути туристов?

Литература

1. Э.В. Гордеев. Родничок. Математика. Сборник дополнительных заданий по математике для начальной школы. 1-4 классы. Издательство “Арктоус”, 1997. Пособие ориентировано на развитие мышления, творческих способностей младших школьников, их интереса к математике. Может быть использовано учителем на уроках, а также родителями занятий с детьми.

2. Н.Г. Уткина, А.М. Пышкало. Сборник упражнений и проверочных работ по математике. 1-3 классы. Москва “Просвещение”, 1973.

3. О.Б. Глушкова, В.А. Черепенко, Математика. Справочник школьника. 1-4. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. Cтр. 209-223.

4. В.Н. Рудницкая. Тесты по математике. К учебнику М.И. Моро и др. “Математика. В 2-х частях. 4 класс”. Изд-во “ЭКЗАМЕН”, Москва, 2008.

Сложение и вычитание многозначных чисел

Цель:

совершенствовать умение выполнять письменное сложение и вычитание многозначных чисел;

умение учащихся решать задачи разных видов;

развивать внимание, память, воображение, смекалку;

воспитывать любознательность, желание узнать сведения о профессиях;

прививать трудолюбие, аккуратность.

Ход урока:

I. Организационная часть

    Приветствие

Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок математики

Свой урок мы начинаем,

Девиз и тему прочитаем.

II. Мотивация учебной деятельности.

Девиз нашего урока:

Что одному не под силу – легко коллективу.

«Мозговой штурм»

Объясните,как вы понимаете это высказывание

III. Сообщение темы и цели урока

Сегодня у нас необычный урок на тему: «Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач. Геометрический материал» , на котором мы закрепим умения :

Решать задачи разных видов;

Находить периметр треугольника

(Запись даты учащимися)

А урок наш посвящён профессии. Какой, вы угадаете, разгадав ребус.( Строитель)

Как вы считаете, чем занимаются люди, которые работают строителями?

И мы сегодня с вами будем осваивать эту профессию. А поможет нам в этом знание математики.

Прежде чем приступить к строительству дома, нужно подготовить площадку – убрать камни. Это мы сможем сделать выполнив:

Математический диктант , ответы которого вы будете записывать в тетрадь.

    первый множитель – 420, второй множитель – 100. Чему равно произведение? (42000) -й

    Какое число меньше 7200 на 100?(7100)- м

    Увеличьте 920 на 80. (1000) - у

    Найдите разность чисел 456 и 200. (256) -д

    Запишите наибольшее четырёхзначное число. (9999) - а

Работа в парах. Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями и сверьте ответы с доской. Правильные ответы, отметив знаком «+», а неправильные – «-».

Ребята, поднимите руки, кто решил все задания правильно.

У кого одна ошибка?(две, три)

У кого больше ошибок?

Ребята, вам нужно больше тренироваться устно решать примеры!

Остался ещё один огромный камень . Чтобы его убрать, нужно расположить эти ответы в порядке возрастания и расшифровать слово. (думай)

Закладка фундамента

Пока мы убирали площадку для дома, бетонщики готовились к закладке фундамента. Для этого им пришлось потрудиться над решением задания № страница.

Откройте учебники и посмотрите на эти «кирпичи»– компоненты действий сложения и вычитания. А как они называются?

Как найти неизвестное слагаемое?

А неизвестное вычитаемое?

И сейчас мы выполним задание, применив эти правила.

Запишите слово примеры №121

1 вариант 2 вариант

4600+3300=7900 6200 + 3370 = 9570

8600 – 5100 = 3500 9740 – 2540 = 1200

29 135 – 1030 = 28 105 40 298 – 10 120 = 30 178

Ошибок нет. Молодцы! Фундамент заложен.

Подготовка раствора для кирпичей.

А теперь подготовим раствор для кирпичей! Для этого нужно разложить числа на сумму разрядных слагаемых.(5221, 80 665, 78 600)

Как правильно записать пример при письменном сложении и вычитании? (нужно подписывать разряд под разрядом )

С какого разряда мы начинаем выполнять действие?

( сложение чисел 5221 + 1532 )

Точно так выполняем вычитание!

Работа по учебнику(по рядам) с.54 №118

1 ряд 2 ряд 3 ряд

45 029 + 1231 =46 260 8765- 3514 = 5251 609 946 -1946 = 608000

Молодцы!

Подготовка кирпичей для строительства дома.

А теперь подготовим кирпичи для строительства дома. У вас на партах лежат листочки коричневого цвета прямоугольной формы – это «кирпичи». На них записаны примеры на сложение и вычитание. За 5 минут вам нужно решить как можно больше примеров.

1 вариант 2 вариант

3420 + 2130 = 5550 8405 + 1321 = 9726

33 007 + 3050 = 36 057 28 095+5104=33 199

9770 – 5450 = 4320 6000 – 4022 = 1978

38 502 – 2880 = 35 622 40 965 – 3651 = 37314

Самопроверка (сверить с доской, кто решил все примеры без единой ошибки и кто решил с ошибками тому перерешать эти примеры дома)

Задание выполнено.И стены дома возведены.

Пришло время немножко вам размяться. Ну – ка, проверим, как вы дружно умеете делать, то что я показываю.

Физминутка («Что манит птицу?»)

Строительство крыши

А теперь нужна крыша. Мы – кровельщики. Чтобы крыша не протекла, необходимо решить задачи. Возьмите, пожалуйста, листы, которые лежат у вас на партах и рассмотрите задачи, они разноуровневые: первая задача высокого уровня, вторая – достаточного, а третья – среднего уровня.

Составьте условие задачи по краткой записи. Начнём с третьего задания.

Высокий уровень – 11 баллов

Решить задачу:

I день – 400 кирпичей

II день - ?, на 108 кирпичей больше

III день - ?

Всего 1200 кирпичей.

Достаточный уровень – 9 баллов

Решить задачу уравнением:

Привезли -2340 кирпичей

Использовали - х кирпичей

Осталось - ?

Средний уровень – 6 баллов

Решить задачу выражением:

2010 год – 108 домов

2011 год – 94 дома

2012 год – 90 домов

Сколько всего?

( учащиеся составляют условие )

Работа над задачами

Что известно в задаче?

Что нужно узнать?

Сможем ли мы ответить сразу на вопрос задачи?(к первой )

Выберите такую задачу, которую вы решили бы легко и быстро. Определились?

Поднимите руку, кто выбрал первую задачу, (вторую, третью).

( Вызываю трёх учащихся к доске).

Проверка:

Сверьте свое решение задачи с решением ученика, отвечающего возле доски. Согласны ли вы с ним?

А что необычного вы заметили в этих задачах? (одинаковый ответ )

Молодцы, ребята! С заданием справились, крыша готова!

Постановка оконных рам и дверей

Теперь нам нужно поставить оконные рамы и двери. Мы – плотники. Для этого нужно преодолеть ещё одно препятствие – решить задание № страница.

Чтение задания.

Измерьте длины сторон треугольника.

Переведите их в миллиметры.

Найдите сумму длин сторон треугольника. Что мы сейчас с вами нашли? (периметр )

На сколько миллиметров длина сторон АВ меньше суммы сторон ВС и АС. Запишите выражением.

Молодцы, ребята! С заданием справились!

И вот какой у нас получился дом !

Резерв «Затопи печь»

А сейчас мы выполним занимательное задание и затопим печь. Я прочитаю условие задач, а вы должны быстро ответить.

1. Рабочий день у строителей закончился в 5 часов дня. Обеденный перерыв был 4 часа назад. В котором часу был перерыв?

2. Сколько времени длятся сутки?

3.Когда сутки короче: зимой или летом?

Мы затопили печь И теперь мы можем сделать вывод:

Мы строили, строили!

И, наконец, построили!

Подведение итогов урока

Много труда вложили строители, но не зря – дом получился красивый. А все это потому, что вы работали дружно. Но в строительстве дома принимали участие не только строители, а и бетонщики, кровельщики, плотники. Без их помощи мы бы не построили такой дом. Поэтому можем сделать вывод:

Все работы хороши,

Все работы так важны

А что мы закрепили на уроке?

Домашнее задание

А теперь можно заселять жильцов. Для этого нужно подобрать ключ к дому. В этом вам поможет ключевое задание, которое вы выполните дома: страница 54 №120 - решить примеры, страница

решить задачу.

Спасибо, дети, за урок. С вами было приятно работать. Урок окончен. До свидания!

План-конспект урока математики в 4 классе

Письменное сложение многозначных чисел

Цели урока: знакомство учащихся со способом письменного сложения «в столбик» (алгоритм письменного сложения).

Задачи:

    помочь учащимся осознать практическую значимость учебного материала;

    создать условия для развития у школьников умений по теме;

    продолжать развивать у детей анализировать, сравнивать, наблюдать и обобщать;

    воспитывать мотивы самостоятельного труда и труда в группах.

Оборудование: магнитная доска, мультимедийная установка, компьютер, индивидуальные карточки.

Ход урока

Урок сопровождается презентацией. ( )

Начинаем урок математики. Садитесь. Поприветствуйте друг друга.

Дети:

Я желаю тебе сегодня добра.
Ты желаешь мне сегодня добра.
Мы желаем друг другу сегодня добра.
Если тебе будет трудно, я тебе помогу!

Учитель: Начинаем урок математики. Откройте тетради, запишите в тетрадях число.

Создание психологической комфортности.

Психологическая компетентность.

2. Актуализация знаний учащихся (3 мин)

Слайд №1

2. Учитель: Прочитайте на доске тему нашего урока.

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?

Мы уже занимались устным вычислением многозначных чисел? Какие это были выражения? (Когда можно вычислить устно)

Для чего нам нужно познакомиться с письменным сложением многозначных чисел?

Учащиеся высказывают предположения.

Формирование учебного занятия совместно с учащимися.

Совместное планирование работы на учебном занятии.

3. Мотивация .

3. Учитель: У каждого из вас на столе лежит «Лист контроля» ( ), в самом начале есть место для отметки. Выберите отметку, какую хотели бы получить сегодня за урок и поставьте её. После изучения новой темы, мы проверим её усвоение, теперь уже я поставлю вам отметку. Проверим, совпала ли ваша отметка с моей. А чтобы результат был не хуже вы должны на уроке быть внимательными, стараться усвоить новый материал.

Учебно-познавательные компетенции: организовывать планирование, рефлексию.

4. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала (5 мин)

4.1. Учитель: Начнём наш урок с повторения. На доске вы видите число.

308 287

Какое это число? (Шестизначное число)

Сколько единиц в разряде сотен единиц? Сотен тысяч? Десятков единиц? Десятков тысяч? Единиц тысяч? Единиц?

На сколько можно увеличить число 308 287, чтобы в нём изменилась только цифра, обозначающая единицы?

Запишите самостоятельно эти равенства.

308 287 + 1 = 308 288
308 287 + 2 = 308 289

Почему не подходит цифры 3? (В числе 388 287 изменятся 2 цифры, цифра, обозначающая разрядные единицы и цифра, обозначающая разрядные десятки)

Поверьте свое утверждение, прибавьте к числу 308 287 +3 = 308 2 90

Проблемная ситуация.

Работа в парах (5 мин)

4.2. На сколько ещё можно увеличить число 308 287, чтобы изменились цифры, стоящие в разряде единиц и десятков, а цифры в других разрядах остались те же? Запишите ещё два выражения.

Дети:

308 287+4
308 287+5, 6, 7, 8, 9

или:

308 287 +12
308 287 + 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19

Коммуникативные компетенции: владение приёмами действий в ситуациях общения.

Слайд №2 (5 мин)

Учитель: А вот как записали своё решение Маша.

И Миша

Кто прав Маша или Миша? (Оба правы)

На сколько увеличила Маша число 308 287? Кто выполнил так же как Маша? Как она рассуждала? (Для того чтобы изменились цифры в разрядах единиц и десятков, Маша увеличила данное число на двузначное число)

Как рассуждал Миша? (Миша увеличил данное число на однозначное число, так чтобы при сложении единиц получается двузначное число, так изменяется цифра не только в разряде единиц, но и в разряде десятков)

Учитель: Что необычного в записи данных выражений у Миши и у Маши? Чем отличаются ваши записи? (Мы записывали выражение в строчку, а они в столбик)

Что интересного вы заметили в этих записях? (Если прибавляем однозначное число т.е. единицу, то и записываем только под единицами, если двузначное число, то десятки записываем под десятками, а единицы под единицами)

- Какой можно сделать вывод? (При записи в столбик - единицы надо писать под единицами, десятки под десятками)

А, если это трёхзначное число? (Сотни пишем под сотнями)

Подписываю одно число под другим, так чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями, единицы тысяч под единицами тысяч, десятки тысяч под десятками тысяч, сотни тысяч под сотнями тысяч.

Слайд №3 (1 мин)

Чтение первого правила сложения .

Индивидуальная работа (2 мин)

4.3. Работа по доске

Сколько однозначных чисел можно прибавить к числу 235 438, чтобы изменились только цифры, стоящие в разряде единиц и десятков.

Из данных чисел, выберите верные. (На доске:1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10)

Какие не подходят? (1, 10)

Почему? (Так как при увеличении на 1, изменится только цифра, стоящая в разряде единиц, а 10 – это не однозначное число)

Креативная компетенция:
постоянная готовность к изменениям, поиску нестандартных решений.

5. Физминутка (2 мин)

5.1.

Мы работали серьёзно,
Надо нам и отдохнуть.
А для этого привстанем,
К солнышку потянемся,
От землицы силу примем,
А от ветра – свежести.

6. Работа в группах (3 мин)

Слайд №4

6.1. №509

Учитель: Сложение, каких чисел даны в данном номере? (Сложение многозначных чисел)

Как записаны данные выражения? (В столбик)

Какое правило записи в столбик мы знаем? (Соответствующие разряды записывают друг под другом)

Какое число удобнее записывать первым? (Число, в котором больше разрядов)

Объединитесь в группы, посоветуйтесь друг с другом и ответьте на вопрос: «Почему сложение многозначных чисел столбиком нужно начинать с единиц?»

(Сложение надо начинать с единиц, так как при сложении единиц одинаковых разрядов, получается число больше 10 единиц, и 1 нужно переводить предыдущий разряд)

Коммуникативные компетенции: владение способами совместной деятельности в группе.

Слайд №5 (1 мин)

Второе правило письменного сложения: Сложение многозначных чисел столбиком нужно начинать с единиц

7. Фронтальная работа (2 мин)

Слайд №6

7.1. №510

Вычисли значение выражения

3 502+121 346

(Выполнение учениками на доске)

Ценностно-смысловые компетенции: отыскивать причины явлений

Слайд№7 (2 мин)

Посмотрите, как это выполнили Маша и Миша. Кто допустил ошибки и в чём её причина?

Физминутка (1 мин)

Слайд №8, 9, 10

Зарядка для глаз.

Учитель: Следите за стрелкой только глазами:

Закройте глаза, сосчитайте до пяти, откройте глаза; посмотрите вдаль, в окно, переместите взгляд на палец перед собой. Чередование действий.

8. Закрепление (5 мин)

Проверим, как вы усвоили правила сложения многозначных чисел столбиком. Для этого выполните задания по листу контроля.

9. Обобщение (2 мин)

Слайд №12

9.1. Учитель: Итак, с какими правилами сложения многозначных чисел в столбик мы познакомились? (Записывать многозначные числа так, чтобы соответствующие разряды были друг под другом, начинать запись с большего числа, сложение начинать с единиц)

10. Оценивание (2 мин)

10.1. Учитель сообщает отметки с комментированием.

Чьи отметки совпали с планируемой вами?

Чьи не совпали? Как вы думаете, почему?

11. Домашнее задание (1 мин)

511. 1 вариант: 1-й столбик, 2 вариант: 2-й столбик, составьте и запишите выражение письменного сложения столбиком и найдите значение этого выражения.

37. Сложение и вычитание многозначных чисел

1) Пишу выражение

2) Складываю единицы: 8+5=13; 13 - это 1 дес. и 3 ед.,

3 ед. пишу под единицами, 1 дес. запоминаю.

3) Складываю десятки: 6+9=15; еще 1 дес. будет 16 дес. Это 1 сот. 6 дес.; 6 дес. пишу под десятками, 1 сот. запоминаю.

4) Складываю сотни: 3+2=5, еще 1 сот. и будет 6 сотен.

Под сотнями пишу 6.

5) Читаю ответ..

37. Сложение и вычитание многозначных чисел.

После того как усвоено письменное сложение трехзначных чисел, сложение многозначных чисел не представляет для детей большой трудности. Однако необходимо проделать значительное количество упражнений, чтобы добиться безошибочного выполнения их.

Организуя упражнения, нужно предусмотреть различные варианты примеров на сложение: примеры без перехода и с переходом через разряд, примеры с одинаковым и разным количеством цифр в слагаемых, примеры, в которых первое слагаемое больше второго и наоборот, примеры без нулей и с нулями в слагаемых. Разнообразие примеров нужно не только для предупреждения ошибок, но и для формирования понятия сложения: применяя в разнообразных случаях сложения один и тот же способ решения, ученик начинает глубже понимать основной принцип сложения - его поразрядность.

Среди различных вариантов примеров большое место должно занимать сложение нескольких слагаемых. Подписывая слагаемые одно под другим, ученик вынужден анализировать структуру чисел, определять разрядное значение каждой цифры, приводить в соответствие одноименные разряды. Все это обогащает навык сложения. При суммировании разрядных чисел получаются суммы, выходящие за пределы таблицы сложения. Благодаря этому при сложении нескольких слагаемых закрепляются навыки устного сложения.

Приступая к объяснению сложения многозначных чисел, нужно прежде всего распространить имеющийся у детей навык сложения трехзначных чисел на любые числа, показав учащимся, что если 8 единиц да 5 единиц составляют 13 единиц, то 8 тысяч да 5 тысяч составляют 13 тысяч, 8 миллионов да 5 миллионов составляют 13 миллионов и т.д.

Когда дается объяснение и проводятся первые упражнения, учитель, а вслед за ним и ученики называют разряды чисел и подробно поясняют каждую операцию а в дальнейшем, когда переходят к упражнениям, направленным на автоматизацию навыка, от учеников требуют только краткие пояснения.(в речевых школах, мне кажется все время развернутые объяснения)

При формировании навыков письменного сложения многозначных чисел применяют переместительный и сочетательный законы сложения. Переместительный закон сложения уже известен детям; теперь ученики должны усвоить его точную формулировку, используя для проверки сложения, для "рациональной записи сложения нескольких слагаемых (столбиком), для облегчения и ускорения устных вычислений.

Сочетательный закон сложения полезно рассмотреть в плане его практического применения. Учащимся дается для сложения несколько слагаемых и предлагается отыскать наиболее рациональный способ решения. В своих поисках ученики приходят к выводу о возможности группировки слагаемых, заменяя сложение нескольких слагаемых их суммой.

В основу формирования навыков письменного вычитания многозначных чисел можно положить следующую систему упражнений:

1. Решение примеров, в которых цифры уменьшаемого больше соответствующих цифр вычитаемого.

2. Решение примеров, в которых вычитаемое наряду со значащими цифрами содержит и нули.

3. Решение примеров, в которых некоторые цифры уменьшаемого меньше соответствующих цифр вычитаемого.

4. Решение примеров с одним и несколькими нулями в уменьшаемом.

В каждой из ступеней различают примеры по числу цифр в уменьшаемом и вычитаемом, по числу переходов через разряд, по числу нулей в уменьшаемом и их расположению среди значащих цифр; так, могут быть примеры с двумя, тремя, четырьмя и более нулями подряд; нули могут перемежаться со значащими цифрами; между нулями может встречаться единица (400100 - 66724).

Разнообразие случаев вычитания при единстве принципа их решения сильнее подчеркивает этот принцип - строгую поразрядность вычитания.

В начале изучения этой темы нужно распространить знакомый детям прием вычитания единиц, десятков и сотен на высшие разрядные единицы, показав, что если 8 единиц без 2 единиц составляют 6 единиц, то и 8 тысяч без 2 тысяч составляют 6 тысяч, 8 миллионов без 2 миллионов - 6 миллионов, 8 сотен тысяч без 2 сотен тысяч - 6 сотен тысяч и т. д. К этому сводится в конце концов процесс письменного вычитания многозначных чисел.

В процессе объяснения вычитания полезно сформулировать правило письменного выполнения этого действия.

Это правило играет роль средства в борьбе за четкие, правильные и упорядоченные записи, за безошибочное вычисление.

При решении первых примеров ученики подробно объясняют каждую операцию, но при переходе к упражнениям, направленным на автоматизацию навыка, объяснения даются в краткой форме.

При объяснении нужно подробно и обстоятельно раскрыть процесс занимания единицы высшего разряда и раздробления ее в единицы низшего разряда, при этом особое внимание нужно уделить примерам, в которых встречаются нули. Операции с нулем нужно повторить на отдельных примерах: 5 - 0 = 5, потому что если от числа ничего не отнять, то и останется то же число. Вычитать из нуля нельзя, потому что нуль меньше всякого числа (разумеется, натурального).

Когда уменьшаемое выражено единицей с несколькими нулями (1000, 10000, 1 000000) и т. д., то на классных счетах нужно показать, что тысяча - это 9 сотен 9 десятков и 10 единиц, 10000 - это 9 тысяч 9 сотен 9 десятков и 10 единиц.

Хорошим наглядным пособием в таких случаях может служить пучок из тысячи палочек, состоящий из 10 сотенных пучков, каждый из которых в свою очередь состоит из 10 десятков, а в каждом десятке по 10 палочек-единиц. Чтобы вычесть из 1000 палочек, например, 32 палочки, «тысячный» пучок развязывается, причем он распадается на 10 сотен; 9 сотен оставляют, а одна сотня развязывается и распадается на 10 десятков и т. д. Ученики видят, как из тысячи без изменения ее величины получили 9 сотен 9 десятков и 10. единиц. После этого отнимают 32 палочки. Затем проводится параллель между вычитанием на палочках и письменным вычитанием на классной доске.

Литература: Б.Б. с.132-134

При изучении темы «Сложение и вычитание многозначных чисел» основными задачами учителя являются:

· обобщить и систематизировать знания учащихся о действиях сложения и вычитания,

· выработать осознанные и прочные навыки письменных вычислений.

Сложение и вычитание многозначных чисел изучаются одновременно. Это создаёт лучшие условия для овладения знаниями, умениями и навыками, так как вопросы теории этих действий взаимосвязаны, а приёмы вычислений сходны.

С арифметическими действиями сложения, вычитания, а также с некоторыми устными и письменными приемами их выполнения в концентре «Тысяча», учащиеся уже хорошо знакомы. Поэтому при изучении темы «Сложение и вычитание многозначных чисел» целесообразно активно опираться на знания детей, увеличив объём и усилив самостоятельное выполнение заданий.

Подготовительную работу к изучению темы начинают ещё при изучении нумерации многозначных чисел. С этой целью, прежде всего, повторяют устные приёмы сложения и вычитания и свойства действий, на которые они опираются, например: 8400+600, 9800-700, 2000-1700, 740 000+160 000 т.п. Повторяют также письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. Полезно в устные упражнения на сложение и вычитание разрядных чисел включить примеры с пояснением вида:

6 сот.+8 сот.=14 сот.=1 тыс. 4 сот.;

1 сот. тыс. 5 дес. тыс. – 7 дес. тыс.=15 дес. тыс. -7 дес. тыс.= 8 дес. тыс.

Также полезно повторить и обобщить ранее свойства сложения (переместительное и сочетательное) с иллюстрацией различных случаев их практического применения для рационализации вычислений. Интересно в этом отношении упражнение, в котором предлагается вычислить сумму нескольких слагаемых разными способами и сравнить эти способы вычислений: 11+2+8+9+10, 11+2+(8+9)+10, 11+(2+8)+9+10, (11+9)+(2+8)+10. Это задание направлено на отработку умений практически применять изученные свойства сложения, распространенные на два и более слагаемых. При выполнении этого упражнения учитель обращает внимание учащихся на то, что использование свойств сложения помогает заметно упростить вычисления, просит детей провести сравнение предложенных способов вычислений, выбрать самый рациональный и обосновать свой выбор. Чтобы выработать у учащихся навык практического использования этих свойств сложения, в дальнейшем в устный счёт целесообразно включить аналогичные примеры с тем, чтобы дети чаще тренировались в их использовании для упрощения вычислений с учётом конкретных особенностей примера. Если пример содержит более трёх слагаемых, его нужно записать на доске.

Такая подготовительная работа создаёт возможность учащимся самостоятельно объяснить письменные приёмы сложение и вычитание многозначных чисел.

При ознакомлении с письменным сложением и вычитанием многозначных чисел учащиеся решают такие примеры, где каждый последующий включает в себя предыдущий, например:

752 4752 54752 _837 _6837 _76837 _376837

+246 +3246+43246425242552425152425

После решения таких примеров учащиеся сами сделают вывод о том, что письменное сложение и вычитание многозначных чисел выполняется так же как и трёхзначных чисел.

Далее случаи сложения и вычитания вводятся с нарастающей трудностью: постепенно увеличивается число переходов через разрядную единицу; включаются случаи вычитания, когда в уменьшаемом содержаться нули; изучается сложение нескольких слагаемых, а также сложение и вычитание величин.

При изучении темы «Сложение и вычитание» проводиться повторение уже известных учащимся случаев сложения и вычитания с нулём: b+0=b, d – 0 = d, 0+с = с, b – b =0, которые включаются сразу же в примеры на письменные вычисления с многозначным числами.

При изучении названной темы перед учителем стоит задача распространить уже знакомые алгоритмы письменного сложения и вычитания на действия с числами больше тысячи, но в пределах миллиона. Эта задача не так сложна при изучении сложения. Уже на первом уроке можно рассмотреть сложение многозначных чисел, как без перехода, так и с переходом через разряд, предварительно повторив алгоритм письменного сложения чисел в пределах 1000, таблицу сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Значительно усложняется задача рассмотрения письменных алгоритмов при переходе к вычитанию. Особое внимание следует обратить на новые для учащихся случаи вычитания, чтобы суметь предупредить часто возникающие ошибки. Как показывают наблюдения на уроках и анализ проверочных работ, общий алгоритм вычитания учащиеся усваивают неплохо, а вот его частные случаи, когда в записи уменьшаемого содержаться нули, усваиваются плохо и впоследствии допускают большое число ошибок. Причина таких ошибок в неумении заменять единицу высшего разряда единицами более низшего разряда. Именно на этом необходимо обратить внимание при переходе к рассмотрению этого случая вычитания.

Прежде чем приступить к разъяснению алгоритма вычитания, когда в записи уменьшаемого имеется несколько нулей подряд, целесообразно вспомнить особенности десятичной системы счисления, соотношение между разрядными единицами, предложив учащимся, например, заполнить пропуски в следующих предложениях:

в 1 миллионе 10 сот. тыс.

в 1 миллионе … сот. тыс. и 10 дес.тыс.

в 1 миллионе … сот. тыс. … дес.тыс. и 10 тыс.

в 1 миллионе … сот. тыс. … дес.тыс. … тыс. и 10 сот.

в 1 миллионе … сот. тыс. … дес.тыс. … тыс. … сот. 10 дес.

в 1 миллионе … сот. тыс. … дес.тыс. … тыс. … сот. … дес. и 10 ед.

Очень полезны в качестве подготовительных и примеры такого вида:

400 _ 300 _6000 _5000

8237 36

при решении которых необходимо подробно рассмотреть процесс занимания и замены взятой единицы высшего разряда 10 единицами среднего низшего разряда.

Объяснение нового для учащихся случая можно провести так:

Начинаем вычитание с единиц, но из 0 нельзя вычесть 2. в разряде десятков числа 4700 стоит нуль. Значит, придётся взять («развязать» - можно показать на счётных палочках, которые завязаны в пучки по 10 и 10 таких пучков завязаны в сотню) 1 сотню. Учитель показывает одну сотню палочек: «Сколько это десятков? (10 десятков.) Берём 1 десяток. Сколько же десятков из взятой нами сотни останется в разделе десятков? (9 десятков.) Запомним. Мы взяли одну сотню из 7. Чтобы не забыть об этом, поставим точку над цифрой 7 точку. Взятую сотню мы заменили десятками. В 1 сотне 10 десятков. Из этих 10 десятков (9+1) мы взяли один десяток и перенесли в разряд единиц. 1 десяток содержит 10 единиц. Тогда в разряде десятков останется 9 десятков. (При первом объяснении над нулём в разряде десятков можно записать цифру 9, а в дальнейшем делать это лишь тогда, когда ученик обнаружит непонимание этого момента.) Теперь из десятка, который мы взяли (10 единиц), вычтем число 2 (10-2 = 8), запишем 8 единиц под единицами; из 9 десятков вычтем 3 десятка, получим 6 десятков, записываем в разряде десятков. Точка над цифрой 7 показывает, что 1 сотня была взята, следовательно, осталось 6 сотен. Запишем 6 в разряд сотен и 4 в разряде тысяч ».

Дальнейшее расширение знаний письменных вычислений связано с рассмотрением приёмов письменного сложения трёх и большего числа слагаемых. Перед введением этих приёмов полезно вспомнить, что при сложении нескольких чисел их можно переставлять и объединять в группы любым способом.

Учитель объясняет, что при письменном сложении нескольких слагаемых, подписывают каждое слагаемое одно под другим: единицы под единицами, десятке под десятками и т.д. и складывают числа поразрядно. Как можно использовать этот способ при письменном сложении нескольких слагаемых, например: 3408+237.569+18.440 ? Пример записывается на доске. Учащиеся могут предложить сначала вычислить сумму двух первых слагаемых:

и затем к полученной сумме прибавить третье слагаемое:

+ 18440

На вопрос учителя: «Как находили сумму двух слагаемых?» - дети объясняют: «Мы подписали их одно под другим так, чтобы единицы одного числа стояли под единицами другого, десятки под десятками, сотни под сотнями и т.д., и складывали сначала единицы, потом десятки, потом сотни и т.д. по разрядам». Здесь следует задать вопрос, почему этот способ можно использовать при сложении трёх и более слагаемых. Далее учитель спрашивает: «Какое из трёх слагаемых удобно записать первым? Вторым? Третьим?» На доске появляется запись:

Учитель обращает внимание детей на то, что при такой записи знак «+» пишется только один раз. Вызванный к доске ученик с подробным объяснением выполняет сложение. Полученный ответ полезно сравнить с результатом вычислений при решении примера первым способом и сделать вывод.

Чтобы убедиться, овладели учащиеся умениями письменно овладевать несколько слагаемых, можно предложить им самостоятельно сложить четыре слагаемых.

В процессе изучения темы повторяются и обобщаются знание детей о взаимности между компонентами и результатом каждого из действий: сложения и вычитания. Желательно, чтобы дети сами вспомнили, что если из суммы вычесть одно из слагаемых, то получиться другое слагаемое, и т.п.

Для закрепления, как и в других случаях, для выработки навыков вычислений необходимо включать разнообразные упражнения. Следует, как можно чаще предлагать задания: решить и выполнить проверку решения примеров одним из способов или реже двумя способами. Это помогает не только закрепить знания связей между результатами и компонентами действий, но и способствует выработке вычислительных навыков и воспитывает привычку контролировать себя.

Домашнее задание:

Составить тематическую проверочную работу по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел», подобрать (составить) задания на все приемы.


Похожая информация.