Условия и значение вестфальского мира. Вестфальский мир и его значение

Вестфальский мир

В наше время Вестфальский мир принято считать первым шагом в осуществлении новой концепции международного порядка, которая впоследствии распространилась по всему миру. Однако те люди, что сошлись на переговорах по заключению мира, были куда более заинтересованы не в долгосрочных перспективах, а в протоколе и статусе.

К тому моменту, когда представители Священной Римской империи и двух ее основных противников, Франции и Швеции, согласовали в общих чертах созыв мирной конференции, конфликт длился уже двадцать третий год. И минуло еще два года, наполненных сражениями, прежде чем мирные делегации наконец-то встретились; причем каждая из сторон потратила время на укрепление связей с союзниками и улаживание спорных внутренних вопросов.

В отличие от прочих знаковых соглашений, наподобие Венского конгресса 1814–1815 годов или Версальского договора 1919 года, Вестфальский мир не был оформлен в рамках одной мирной конференции; да и сама обстановка переговоров не очень-то соответствовала типичному представлению о таких конференциях – собираются государственные деятели и обсуждают проблемы мирового порядка. Как бы отражая, будто в зеркале, многочисленность участников войны, охватившей всю Европу, от Испании до Швеции, мир был заключен на основе множества сепаратных соглашений, подписанных в двух крошечных вестфальских городках. Представители католических держав, включая 178 депутатов от государств, входящих в Священную Римскую империю, собрались в католическом городе Мюнстер. Протестантские делегаты съехались в город Оснабрюк, лютеранско-католический по вероисповеданию, примерно в тридцати милях от Мюнстера. 235 официальных посланников и их свиты заняли все свободные помещения, какие смогли отыскать, в обоих городах, ни один из которых никогда не рассматривался как подходящее место для масштабного мероприятия, не говоря уже о съезде представителей европейских держав. Швейцарский посланник «разместился над ткацкой мастерской, в комнате, что воняла колбасой и рыбьим жиром», а делегация Баварии с боем отстояла восемнадцать кроватей для двадцати девяти человек, ее составлявших. В отсутствие уполномоченного председателя конференции или посредника, без всяких пленарных заседаний, делегаты встречались где и как придется и направлялись в нейтральную зону между двумя городами, чтобы договориться об условиях, а порой устраивали неформальные посиделки в кабачках. Некоторые крупные державы сочли возможным расквартировать своих представителей в обоих городах. Между тем боевые действия продолжались, несмотря на переговоры, и военная динамика, безусловно, оказывала влияние на ход конференции.

Большинство делегатов прибыли на конференцию с сугубо практическими инструкциями, основанными на стратегических интересах. Вслух они дружно произносили выспренние, едва ли не идентичные фразы о достижении «мира ради блага христианства», однако было пролито слишком много крови, чтобы обеспечить реализацию этой высокой цели посредством доктринального или политического единства. Все прекрасно понимали, воспринимали как само собой разумеющееся, что мир будет заключен – если будет – на приемлемом для конкурентов балансе сил.

Текст Вестфальского мирного договора, выросший из этих чрезвычайно туманных дискуссий, является, пожалуй, наиболее часто цитируемым дипломатическим документом в истории Европы, хотя на самом деле общего текста этого договора не существует. И делегаты не встречались все вместе на общем пленарном заседании, чтобы его принять. Этот мир стал результатом трех комплементарных соглашений, подписанных по отдельности, в разное время и в разных городах. В январе 1648 года Испания по Мюнстерскому договору признала независимость Голландской республики, и так завершилось голландское восстание продолжительностью около восьми десятилетий, финал которого совпал с Тридцатилетней войной. В октябре 1648 года два собрания делегатов, снова по отдельности, подписали мирные договоры в Мюнстере и Оснабрюке, причем условия этих договоров пересекались, как и ключевые положения.

Оба основных многосторонних договора провозглашали намерение заключить «христианский, всеобщий, нерушимый, истинный и искренний мир и дружбу» во имя «вящей славы Божией и безопасности христианских земель». Ключевые условия соглашений не сильно отличались от схожих статей других документов этого периода. Зато механизмы, при помощи которых предлагалось реализовывать согласованные меры, не имели прецедентов в европейской истории. Война уничтожила притязания на всеобщую или хотя бы конфессиональную солидарность. Начинавшаяся как столкновение католиков с протестантами, она, особенно после выступления Франции против католической Священной Римской империи, превратилась в череду хитроумных интриг и противоречивых союзов. Можно обнаружить немалое сходство с ближневосточным пожаром наших дней: религиозные лозунги и призывы к солидарности использовались для мотивирования, но конфессиональные интересы нередко игнорировались, поскольку учитывались прежде всего интересы геополитические – и даже просто амбиции отдельных выдающихся личностей. Каждая партия испытала, на том или ином этапе войны, предательство «естественных» союзников; никто не подписывал договоры в иллюзорном убеждении, будто он делает что-то еще, кроме как отстаивает собственные интересы и собственный престиж.

Как ни парадоксально, общее истощение и цинизм позволили делегатам превратить практические меры по окончанию конкретной войны в формулировки мирового порядка. После десятков встреч, на которых сходились закаленные в битвах бойцы, дабы закрепить завоеванные силой оружия успехи, былые формы иерархического порядка незаметно исчезали. Устанавливалось «коренное» равенство суверенных государств, независимо от их могущества или формы правления. Новые игроки на европейской арене, такие как Швеция и Голландская республика, по протоколу считались равными столь уважаемым великим державам, как Франция и Австрия. Всех монархов именовали «величествами», всех послов – «превосходительствами». Стремление к равенству зашло так далеко, что делегации, добиваясь абсолютного равенства, придумали входить на место переговоров каждая через отдельную дверь (что требовало прорубания дверей по числу участников), и шли к своим местам одинаковым шагом, чтобы ничья гордость не пострадала – ведь иначе тому, кто идет быстрее, пришлось бы ждать другого, который перемещается неспешнее.

Вестфальский мир стал поворотным пунктом в истории народов, поскольку его условия были одновременно чрезвычайно простыми – и всеохватными. Отныне именно национальное государство, а не империя, династия или религиозная конфессия, признавалось «кирпичиком» европейского миропорядка. Была выработана концепция государственного суверенитета. Право каждой страны, подписавшей договор, устанавливать собственную внутреннюю структуру и религиозную ориентацию, не опасаясь вмешательства соседей, было закреплено формально, а дополнительные условия подтверждали, что религиозные меньшинства вправе исповедовать свою веру и более не опасаться насильственного, принудительного обращения. Безусловно, договоры фиксировали непосредственные потребности заинтересованных сторон, но они же формировали принципы системы «международных отношений», вытекавшие из всеобщего желания избежать рецидивов тотальной войны на континенте. Практика дипломатического обмена, в том числе размещение посольств на постоянной основе в столицах других государств (до тех пор к подобной практике прибегали только венецианцы), стала одним из результатов Вестфальского мира; подразумевалось, что она позволит лучше улаживать межгосударственные противоречия и будет поощрять мирные способы разрешения конфликтов. Было предложено и впредь собирать конференции и организовывать консультации по вестфальскому образцу, чтобы регулировать споры, не допуская их перерастания в вооруженные столкновения. Международное право, разработанное во время войны европейскими светилами юриспруденции, такими как Гуго де Гроот (Гроций), трактовалось как подразумевающее расширение пространства согласованных доктрин, направленных на обретение гармонии, с Вестфальскими договорами в качестве фундамента.

Суть этой системы и причина ее повсеместного распространения состояли в том, что условия, в ней закрепленные, были процедурными, а не вида «здесь и сейчас». Если государство принимает эти основные требования, оно признается членом международного сообщества, сохраняющим собственную культуру, власть, религию и внутреннюю политику, но защищенным международной системой от внешнего вмешательства. Идеал имперского или религиозного единства – основа миропорядка в Европе и в большинстве других регионов – предполагал, что лишь один центр власти может считаться полностью легитимным. Вестфальская концепция выдвинула в качестве отправной точки множество таких центров и вовлекла многообразие стран, принимая каждую как есть, в общие поиски порядка. К середине двадцатого века эта международная система успела утвердиться на всех континентах – и остается основой того международного порядка, который мы наблюдаем сегодня.

Вестфальский мир не зафиксировал расстановки противоборствующих союзов и не сформировал постоянную панъевропейскую политическую структуру. С утратой единой церковью положения основного источника легитимности и с ослаблением позиций императора Священной Римской империи в качестве концепции порядка в Европе был выбран баланс сил, который, по определению, предполагал идеологический нейтралитет и умение приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Британский государственный деятель девятнадцатого века лорд Пальмерстон выразил основной принцип этого мира следующим образом: «У нас нет вечных союзников и нет вечных врагов. Наши интересы – вот что вечно, постоянно, и наш долг – следовать этим интересам». На просьбу сформулировать эти интересы более конкретно, в виде официальной «внешней политики», прославленный апологет британского могущества ответил: «Когда люди спрашивают меня… что такое политика, единственный ответ таков: мы намереваемся делать то, что кажется наилучшим, в каждом конкретном случае, когда тот возникает, полагая интересы нашей страны своим руководящим принципом». (Конечно, эта обманчиво простая установка оказалась эффективной для Британии отчасти потому, что ее правящий класс обладал общим, почти интуитивным пониманием того, каковы интересы страны.)

Сегодня Вестфальскую систему нередко обвиняют в циничном манипулировании: дескать, это происки власти, равнодушной к соображениям этики. Тем не менее структура, порожденная Вестфальским миром, представляла собой первую попытку институционализации международного порядка на основе согласованных правил и ограничений, обосновывала сосуществование множества центров силы, а не доминирования одной страны. Понятия raison d’etat и «национальных интересов» стали известны публике, и за ними скрывались не амбиции власть имущих, а стремление к рационализации, к ограничению абсолютизма. По всей Европе на протяжении жизни нескольких поколений велись войны во имя универсальных (и противоречивых) нравственных требований; наконец пророки и завоеватели развязали тотальную войну в погоне за удовлетворением личных, династических, имперских и религиозных претензий. Теоретически логичное и предсказуемое взаимодействие государственных интересов было призвано преодолеть хаос, царивший на континенте. Локальные войны по «вычисляемым» поводам шли на смену эпохе торжествующего универсализма, с его принудительными ссылками, обращениями и всеобщей войной, пожиравшей гражданское население.

При всех своих недостатках система баланса сил виделась шагом вперед по сравнению с ужасами религиозных войн. Но как установить этот баланс сил? В теории он основывался на реалиях; следовательно, все игроки на европейской арене должны воспринимать его одинаково. Но каждое общество имеет собственное устройство, культуру и историю и многократно убеждалось, что элементы власти, сколь угодно объективные, находятся в постоянном движении. Поэтому баланс сил следовало время от времени «калибровать». Так возникали войны, масштабы которых баланс сил сам и ограничивал.

В середине 40-х годов противники вступили в переговоры, завершившиеся в 1648 г. подписанием мирного договора в го­родах Оснабрюке и Мюнстере в Вестфалии, одном из герман­ских государств. Поэтому он называется Вестфальским 1 .

Вестфальский мир закрепил территориальные изменения, происшедшие в Европе во время Тридцатилетней войны. Они были достаточно скромными. Во всяком случае, они не шли ни в какое сравнение с длительностью и масштабами войны, усилиями правительств и жертвами народов. Самые крупные из территориальных изменений произошли в Северной Герма­нии. Швеция получила обширные земли в устьях крупнейших рек, впадающих в Балтийское и Северное моря, таких как Одер и Эльба (Восточную Пруссию и Курляндию, порты которых она ранее контролировала, сохранить шведам не удалось). В итоге, Швеция вплотную приблизилась к цели внешней поли­тики ее правящих кругов - превращению Балтийского моря в «шведское озеро». Франция по Вестфальскому договору не­сколько расширила свои владения на левом берегу Рейна. Она добилась признания своих прав на крепости Мец, Туль и Вер­ден в Лотарингии, захваченные ею еще в 1552 году. Кроме того, она присоединила небольшие территории в Эльзасе, при­надлежавшие ранее Габсбургам. За счет конфискованных у церкви (секуляризованных) владений расширили, порой значи­тельно, свою территорию некоторые германские государства, в особенности протестантские - Бранденбург, Саксония, Браун-швейг и др.

Значение Вестфальского мира заключалось, прежде всего, в том, что он установил новые правила в отношениях между го­сударствами. В новом международном порядке нашли разреше-

1 В Оснабрюке велись переговоры между императором Священной Римской империи и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с со­юзниками - с другой, а в Мюнстере -- между императором с союзника­ми, с одной стороны, и Францией с союзниками, с другой.


ние те противоречия, которые и привели к Тридцатилетней войне. Вестфальский мир уравнял в правах католиков и про­тестантов (кальвинистов и лютеран). Он узаконил конфиска­цию церковных земель, осуществленную до 1624 г., и отменил ранее действовавший принцип «чья власть - того и вера». Не­мецкие князья были лишены права определять веру своих под­данных. Вместо него был провозглашен принцип веротерпи­мости, в соответствии с которым христиане любого вероиспо­ведания могли свободно отправлять свой культ в любой части Империи. Тем самым Вестфальский мир подвел черту под более чем столетн"им периодом религиозных войн и создал предпосылки к ослаблению религиозной вражды в Европе. В результате снизилось значение конфессионального фактора в отношениях между государствами. Это в свою очередь привело к известной деидеологизации международных отношений: вместо отвлеченных идей и ценностей, к которым апеллирова­ли сторонники каждого из вероучений, в основу внешней по­литики государств были положены конкретные интересы.


Вестфальский мир поставил крест на стремлении Габсбур­гов подчинить своей власти другие страны и народы Западной Европы. Такие претензии вынашивал еще император Карл V в первой половине XVI века. Не чужд этому стремлению был и Фердинанд II, который развязал Тридцатилетнюю войну. Мир­ный договор подтвердил принцип «исконной немецкой свобо­ды», принятый еще в Средние века в отношениях между импе­ратором и отдельными германскими князьями-членами (чина­ми) Империи. Причем, он существенно расширил рамки той «свободы», которой пользовались князья. Раньше они были самостоятельны только в вопросах внутренней политики. Те­перь же они приобрели широкую самостоятельность и в облас­ти внешней политики. Князья получили право поддерживать разнообразные отношения с иностранными государствами с единственным ограничением - им было запрещено заключать враждебные Империи союзы и вести против нее войны. Тем самым был сделан важный шаг к ослаблению политических связей внутри Священной Римской империи и обретению фак­тической самостоятельности отдельными государствами, вхо­дившими в ее состав.

Вестфальский мир существенно подорвал авторитет импера­торов Священной Римской империи. Раньше император счи­тался старшим по рангу среди монархов. Он как бы венчал пи­рамиду власти в Европе. Все другие монархи - короли, герцо­ги, графы, князья (включая и великого князя Московского) - стояли как бы на низших ступенях феодальной лестницы. Вестфальский мир уравнял в правах глав независимых госу­дарств Европы, имевших титул короля, с императором. Все они

независимо от титула признавались носителями высшей (суве­ренной) власти, главным признаком которой являлись само­стоятельность и могущество их государств. Тем самым Вест­фальский мир нанес чувствительный удар по остаткам Средне­вековья, сохранявшимся в отношениях между государствами.

По Вестфальскому миру Испания признала независимость Республики Соединенных Провинций (Голландии). Это госу­дарство, возникшее в результате восстания северо-нидерланд-ских протестантов против господства католической Испании, добилось таким образом в 1648 г. международно-правового признания. Кроме Голландии международно-правовое призна­ние в качестве независимого государства получила и Швейцар­ская конфедерация, которая возникла еще в 1315 г. в ходе борьбы сельских и городских общин, расположенных в высо­когорьях Альп, против немецких, французских и итальянских феодалов. Признание независимости обоих государств имело огромное значение. Они были признаны суверенными государ­ствами наравне с монархиями, несмотря на то, что являлись республиками. Это представляло собой разрыв с традициями Средневековья, когда республики считались третьесортными государствами. В особенности важно то, что международно-правовое признание получили государства, возникшие не в силу династических причин, не по желанию монархов, а по воле самих граждан. Ведь и Голландия, и Швейцария возникли в результате восстания и длительной борьбы своих граждан за свободу и независимость. Удовлетворив их требования, евро­пейские монархи фактически допустили возможность призна­ния права народов на самоопределение.

Победители в Тридцатилетней войне - страны антигабс­бургской коалиции - получили таким образом значительные территориальные и политические преимущества. Особенно ук­репили свои международные позиции Франция и Швеция (Швеция даже стала членом Империи с правом посылать своих делегатов на имперский съезд - рейхстаг). Оба государства были объявлены гарантами выполнения Вестфальского мирно­го договора. Вместе с ними в числе гарантов выполнения Вест­фальского мира было названо и Русское государство, формаль­но в Тридцатилетней войне не участвовавшее и мирный дого­вор не заключавшее. Это свидетельствовало о росте его между­народного влияния и признании другими европейскими госу­дарствами своим равноправным партнером.

Однако поражение Габсбургов и победа антигабсбургской коалиции отнюдь не привела к установлению в Европе гегемо­нии, или господства, какой-то другой страны или группы стран. В результате Тридцатилетней войны и Вестфальского мира сложилось определенное равновесие, или баланс между


крупнейшими государствами того времени, при котором ни одно из них не располагало решающим перевесом над другими. Поэтому баланс сил стал играть стабилизирующую роль в меж­дународных отношениях. Он практически лишал правительства стран, проводивших агрессивную внешнюю политику, надежды на скорую и легкую победу в захватнической войне. И хотя ба­ланс сил не уберег Европу от новых войн, он представлял собой важную предпосылку сохранения независимости и само­стоятельности европейских государств, обеспечивая тем самым благоприятные внешние условия их развития.

Вместе с тем Вестфальский мир представлял собой важный этап и в развитии международного права, т.е. общепринятых обычаев, норм и правил в отношениях между государствами. Мир подписали, а значит, обязались выполнять большинство государств Европы, в том числе самые крупные и могуществен­ные из них. Это отнюдь не гарантировало народам Европы без­облачного будущего. Однако наличие четких общепризнанных норм права позволяло в случае возникновения войн установить меру ответственности отдельных государств и облегчало поиски мира.

Изменились и сами нормы права, принятые в отношениях между государствами. В Средние века главную роль в междуна­родных отношениях играли монархи, связанные между собой особыми узами феодальной зависимости и старшинства как се­ньоры и вассалы. Согласно нормам, установленным Вестфаль­ским миром, эта роль перешла к суверенным государствам. Так стали называть независимые и равноправные государства, про­водившие самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику в соответствии со своими государственными интересами. Вест­фальский мир послужил исходным пунктом для всех поздней­ших международных договоров вплоть до Французской рево­люции конца XVIII века.

Вестфальский мир подписали большинство участников войны, кроме Франции и Испании. Они продолжали воевать за господство в Южных Нидерландах вплоть до 1659 г., когда был заключен так называемый Пиренейский мир, по которому Франция получила ряд пограничных территорий в Пиренеях (Русильон) и в Нидерландах (Артуа). Пиренейский мир предус­матривал также брак французского короля Людовика XIV с ис­панской инфантой Марией-Терезией. По испанским законам право на корону принадлежало не только дочери короля, но и ее мужу. Поэтому Испания потребовала, чтобы Мария-Терезия отреклась от права наследования каких бы то ни было владе­ний испанской короны. Французы, мечтавшие об испанском наследстве, согласились с этим требованием, но с одним усло­вием. Для действительности отречения Марии-Терезии необхо-


димо было выплатить приданое инфанты в сумме 500 тыс. ис­панских крон в три приема в строго обозначенные сроки, в том числе в день заключения брака. Поскольку в день брако­сочетания выплата не состоялась, французы получили в буду­щем предлог для претензий к испанской короне.

3. Торговое и колониальное соперничество

В результате победы Англии над «Непобедимой армадой» в 1588 г. Испания и Португалия (напомним, в это время они со­ставляли одно государство) лишились своей торговой и коло­ниальной монополии. Это обусловило резкое усиление колони­альной экспансии других стран, прежде всего Англии и Гол­ландии. В результате освободительной войны конца XVI в. Голландия стала самостоятельным государством, политика ко­торого была направлена на поощрение торговли и мореплава­ния, на повышение своей роли как крупнейшего центра миро­вой торговли и мировых финансов. В Англии в середине

XVII в. произошла революция, которая также привела к власти политические силы, выступавшие за активную торговую и ко­лониальную экспансию.

Основными объектами колониальной экспансии обоих го­сударств были Северная Америка и Южная Азия. Испанцы, еще в XVI в. захватившие центральную и южную Америку от Мексиканского залива и Рио-Гранде до Ла-Платы, не проявля­ли большого интереса к землям, лежавшим к северу от полу­острова Флорида. Поэтому в конце XVI - начале XVII в. сюда устремились первооткрыватели, колонизаторы из других евро­пейских стран, главным образом, из Голландии, Англии и Франции. В начале XVII в. возникли первые английские коло­нии на Атлантическом побережье Северной Америки (Вирги­ния в 1607 г., Новая Англия в 1620 г. и др.), на островах Ка­рибского моря (Сент-Китс в 1623 г., Барбадос в 1625 г.). По­степенно колониальные владения мелких европейских госу­дарств были поглощены англичанами и французами. К началу

XVIII столетия англичане сумели колонизовать северо-восточ­ное побережье Америки от острова Ньюфаундленд на севере до полуострова Флорида на юге. Французы сумели захватить до­лину реки Св. Лаврентия, бассейны Великих американских озер, а также реки Миссисипи.

В начале XVII в. колонизаторы из других стран, главным образом из Голландии, проникли и в Индию. Голландцы суме­ли установить контроль над морским путем из Европы в Южную Азию, основав на юге Африки Капскую колонию. Они отобрали у португальцев ряд колоний в Индии, в том числе и остров Цейлон (в 1640 г.). Кроме того, они основали в первой


половине XVII в. ряд колоний в Юго-Восточной Азии. Вслед за голландцами в Индию пришли и англичане. В первой поло­вине XVII в. они захватили несколько городов на восточном побережье полуострова Индостан (Сурат в 1612 г., Неллур в 1619 г., Мадрас в 1639 г. и др.). А со второй половины XVII в. Индию начинают активно осваивать и французы. При этом ме­тоды колониальной политики англичан, голландцев и францу­зов были похожи. Ее основным инструментом являлись моно­польные Ост-Индские компании (английская образована в 1600 г., голландская - в 1602, французская - в 1664), которые получили от своих правительств исключительное право на тор­говлю, мореплавание, строительство крепостей, управление, за­воевание территорий и пр. в колониях.

Все это послужило предпосылкой резкого обострения коло­ниального соперничества Англии, Голландии и Франции во второй половине XVII века. Первоначально наиболее острыми были колониальные и торговые противоречия между Англией и Голландией. В 1651 г. английский парламент принял так назы­ваемый Навигационный акт - закон, в соответствии с кото­рым иностранные товары могли ввозиться в Англию только на судах под английским флагом или под флагом страны-экспор­тера. Этот закон нанес ощутимый ущерб Голландии, которая в то время являлась основным морским перевозчиком. В ре­зультате в 1652 г. разразилась первая торговая (или морская) война между Англией и Голландией, которая продолжалась до 1654 г. За ней последовали две других - 1665-1667 и 1672- 1674 годы.

Однако к концу XVII в. на первый план выдвинулись коло­ниальные и торговые противоречия этих двух держав с Фран­цией, которая главным образом в правление Людовика XIV превратилась в крупную морскую и колониальную державу. Еще в первой половине XVII в. французы основали несколько колоний в Америке - Новая Франция (Канада), Кайенна, ост­рова Ньюфаундленд, Мартиника, Гваделупа и др., в Африке - Сенегал. Уже в конце этого столетия они захватили восточную часть острова Эспаньола (Гаити) в Карибском море и проник­ли в Индию. Возникло большое число крупных монопольных компаний для торговли с различными концами света - Вест-и Ост-Индская, Сенегальская, Гвинейская, Левантийская (для торговли с Восточным Средиземноморьем) и др.

Колониальная и торговая экспансия Франции заставила Англию и Голландию объединиться в целях защиты своих ко­лониальных и морских интересов. В результате «Славной рево­люции» 1688-1689 гг. английским королем был выбран статха-удер Соединенных провинций Вильгельм Оранский. Возникла личная уния двух крупнейших морских держав того времени -


Англии и Голландии. Свою задачу они видели прежде всего в том, чтобы помешать осуществлению захватнических планов Людовика XIV на европейском континенте и в колониальном

В Мюнстере и Оснабрюке были одновременно подписаны два договора, которые вошли в историю под одним названием – Вестфальский мир. Это событие произошло 24 октября 1648 года.
По условиям соответствующего договора, Франция получила право закрепить за собой наиболее важные для страны стратегические позиции. Все крепости располагались вдоль северо-восточной границы Франции – Мец, Туль и Верден. Кроме того, Франция получала также права на пограничную область с Империей: область Эльзас, а также несколько городов, располагающихся на Рейне.
Швеция по договору получила весьма важные для Германии территории: берега Балтийского и Северного морей. Внешняя торговля Германии устанавливалась как раз через эти реки, но теперь Швеция полностью контролировала этот процесс. Подобное явление поставило под удар экономику Германии, которая и без того была крайне ослаблена. Вместе с владениями в Германии французский и шведский монархи приобретали титулы князей Империи и возможность влиять на её внутреннюю политику. Они объявлялись также гарантами Вестфальского мира. Их германские союзники увеличили свои территории за счёт бывших церковных владений.
Вестфальский мир стал договором, который положил конец Тридцатилетней войне.

Предпосылки к созданию договора

В 1618 году разразилась одна из крупнейших войн в истории всей Европы – Тридцатилетняя война. Ключевая цель, которая преследовалась воинствующими сторонами – «христианский мир», что было поддержано папством, а также католическими князьями Германии и Речью Посполитой. В противовес образовалась антигабсбургская коалиция, состоящая из целого ряда различных государств: Франции, Нидерландской республики, Швеции, Дании, России, протестантских германских княжеств, а также Чехии, Трансильвании, северных итальянских княжеств и некоторых районов Англии.

Священная Римская империя в 16 веке представляла собой разрозненное государство, которое объединило в себе огромное количество феодальных германских княжеств. Они, в свою очередь, постоянно конфликтовали между собой и соперничали. К 17 столетию, австрийские эрцгерцоги Габсбурги стали самыми могущественными князьями германской Священной Римской империи. Они объединили под своим началом большое количество территории и вынашивали план по созданию единой «мировой христианской» империи, которой, естественно, собирались руководить.

В конце 15 века, испанская ветвь австрийских Габсбургов стала наиболее могущественной династией. Тем не менее, во второй половине 16-17 веков, в результате Нидерландской революции большая часть земель была отвоевана, тем самым от владения испанских Габсбургов освободились северные провинции Нидерландов. За ними же оставались только Южные Нидерланды.

Франция не могла просто смириться с подобными явлениями. Король Генрих Четвертый Бурбон начал готовиться к началу войны, известной, как Тридцатилетняя, а перед своей гибелью успел создать коалицию против Габсбургов, в которую также входило несколько немецких протестантских княжеств. К тому же, Франция, в случае начала войны, рассчитывала на поддержку со стороны турецкого султана.
Главной причиной для начала Тридцатилетней войны послужили германские княжества, где после Реформации и Крестьянской войны наступила католическая реакция. Значительно усилилась борьба между германскими княжествами, которые входили в состав Священной Римской империи. В протестантских герцогствах и княжествах была создана так называемая, Протестантская уния, которая возглавлялась Фридрихом Пятым. Они возлагали большие надежды на Францию. В 1609 году в противовес Протестантской унии была организована Католическая лига. Ее главой стал Максимилиан Баварский. Он преследовал свои цели, в частности, возвысить свой правящий дом, за счет сил католического союза и сил Габсбургов.

В 1618 году развязалась Тридцатилетняя война. Навязала ее открытая агрессия Габсбургов против Чехии. Военные действия включают в себя несколько временных отрезков, это: Чешский период (1618–1623); Датский период (1625–1629); Шведский период (1630–1635); Франко-Шведский период (1635–1648) и Русско-Польскую войну (1632–1634). Как известно, результат такой вероломной атаки стал для Габсбургской коалиции полнейшим провалом. Они потерпели ряд крупнейших поражений, после чего возникла угроза захвата Вены. Император Священной Римской империи Фердинанд Третий, решился на отчаянный шаг – подписание мирного договора, в котором были описаны тяжелейшие условия для Германии.

Подписание и условия договора

Первый мирный договор, который был заключен между Священной Римской империей, протестантскими немецкими князьями и Швецией, был подписан на территории Оснабрака. Второй же был подписан 24 октября 1648 года в Мюнстере.
Вестфальский мирный договор был подписан, что означало завершение одной из самых длительных общеевропейских войн. В результате карта западноевропейских государств в значительной степени изменилась и была перекроена.

Священную Римскую империю на подписании мирного договора представляли: граф Траутмансдорф, граф Нассау, д-р Фольмар. От имени Испании прибыл граф Перпиньян, Швеции - Ю.Оксеншерна и А.Сальвиус, а Францию представляли: герцог Лонгвиль, граф д"Аво, граф А.Сервьени, который на протяжении всего времени подписания мирного договора находился в непосредственной координации с кардиналом Мазарини в Париже.

Швеция по условию мирного соглашения получила в свое распоряжение Западную Померанию с островом Рюген, городом Штеттин. Также, она получила в свое распоряжение Померанский залив, ключевые торговые порты также отходили шведам. В результате подобного мирного договора Швеция стала чуть ли ни господствующим государством на территории всего Балтийского моря. Ко всему прочему, шведам выплачивалась довольно большая контрибуция, размер которой составлял пять миллионов талеров.

Франция по соглашению получила: Верхний и Нижний Эльзас, Хагенау и Зундгау, епископства Мец, Туль и Вернен (на Маасе). Страсбург формально оставался в составе Священной Римской империи. Нидерланды и Швейцария получили официальное международное признание как независимые государства. Наиболее важным и серьезным пунктом Вестфальского мира являлось закрепление политической раздробленности Священной Римской империи. Таким образом Германские князья получали полную и абсолютную независимость от императора.
Разумеется, что подписание соответствующего мирного договора не могло обойтись и без гарантов, в качестве которых выступали следующие страны: Швеция, Франция и Россия (присутствовал московский князь).

Итоги войны

После подписания Вестфальского договора, все надежды и грезы Габсбургской коалиции пали прахом. В своей попытке создать и возглавить единую мировую «христианскую» империю, они потерпели поражение и полный крах. На огромное количество времени господствующим государством в Западной Европе являлась Франция. Общеевропейские же границы на протяжении целого столетия оставались нетронутыми.
Для Германии подписание Вестфальского мира в 1648 году означало начало огромного количества бедствий. Мирное соглашение нанесло весомый и довольно трагический отпечаток на всю последующую жизнь страны, причем не только нравственную, но и культурную.

Большинство историков сходятся в едином мнении, что этот договор предопределил собой последующую экономическую и политическую отсталость Германии, по отношению к другим странам. В конце 19 века, сами немецкие историки в полной мере возлагали ответственность за сложную ситуацию в стране именно на кардиналов Ришелье и Мазарини – участников подписания Вестфальского мирного соглашения. Также, историки уверены, что это и стало ключевой причиной для объединения страны, которое произошло в 19 веке и послужило причиной возникновения сильной агрессии против Франции, чтобы вернуть себе те земли, которые принадлежали Германии изначально.

ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1648

Заключён 24. X на двух конгрессах, заседавших в городах Вестфалии - Мюнстере и Оснабрюке; закончил Тридцатилетнюю войну 1618-48 - большой общеевропейский конфликт, вызванный борьбой между католиками и протестантами, между чехами и немцами, между императором Германии и немецкими князьями. Война велась на территории Германии с необычайным ожесточением и привела к опустошению страны. Ещё в 1637 стороны, утомлённые почти безрезультатной войной, поставили вопрос о мире. Но из этих попыток ничего не вышло, и переговоры начались только в июне 1645. Они шли в обстановке непрекращающихся военных действий, которыми стороны хотели подкрепить свои требования, и таких событий, как английская революция и волнения во Франции при Людовике XIV, закончившиеся движением Фронды. Всё это колебало соотношение сил, изменяло претензии держав и решения конгрессов. Немецкие князья были лишены национального сознания и в борьбе против императора жаждали иностранного вмешательства. Французские требования, несмотря на внутренние затруднения страны, поддерживались блестящими победами знаменитых полководцев - Тюренна и Конде.

Несмотря на союз, существовавший между Францией и Швецией с самого начала войны, у этих держав были разногласия. Франция поддерживала немецких князей, в т. ч. и протестантских, поскольку они выступали против императора, но особенно старалась привлечь на свою сторону князей-католиков, в частности самого крупного из них, государя католической Баварии. Напротив, Швеция, заинтересованная в захвате южного побережья Балтийского моря, т. е. северной Германии, где господствовал протестантизм, поддерживала только протестантов и в ряде случаев выступала против Франции. Этим объясняется само территориальное размежевание переговоров. Франция вела переговоры вместе с католическими князьями Германии в Мюнстере, Швеция с протестантскими- в Оснабрюке. Представители императора заседали в Мюнстере, но в случае надобности ездили в Оснабрюк.

Представители держав съезжались очень медленно. Первыми (в 1643) появились венецианский посол Контарини, папский нунций Киджи (впоследствии папа Александр VII) и послы германского императора- граф Людвиг Нассау и доктор Фольмар. Главный представитель императора граф Траутмансдорф явился только в ноябре 1645. Кроме упомянутых выше крупную роль в конгрессах играли французские представители граф д Аво, Абель Сервьен и впоследствии герцог Лонгвилль. Испанию представлял испанский гранд дон Гаспар Бракамонте; Швецию - Иоганн Оксеншерна, сын знаменитого канцлера Оксеншерна, фактического руководителя внешней политики Швеции после смерти Густава Адольфа; вторым шведским представителем был Адлер Сальвиус.

Послы много спорили по формальным вопросам, напр.: можно ли величать представителей курфюрстов их превосходительствами. Важнее был спор, вызванный протестом германского императора, желавшего представлять "всю империю", против самостоятельности "чинов", т. е. в первую очередь князей. Франция и Швеция заявили, что они не приступят к переговорам раньше, чем не появятся представители князей. После победы шведского полководца Торстенсона над императорскими войсками император Фердинанд III уступил в этом вопросе. Не меньшее значение имели разногласия среди послов, часто даже одного и того же государства. Едва ли не самым крупным дипломатом оказался представитель императора, граф Траутмансдорф. Он понимал необходимость для императора мира во что бы то ни стало и сумел извлечь из крайне неблагоприятной обстановки все доступные при данных условиях выгоды для габсбургского дома.

24. X 1648 были подписаны оба договора-в Оснабрюке и Мюнстере. Они оказали огромное влияние на международные отношения в Европе вплоть до французской буржуазной революции. Их постановления касаются трёх основных вопросов: 1) территориальных изменений в Европе, явившихся результатом Тридцатилетней войны; 2) вероисповедных отношений в империи; 3) политического устройства империи.

Шведские притязания, бывшие долгое время камнем преткновения на конгрессах, были удовлетворены почти полностью. Швеция получила всю западную и часть восточной Померании с городами Штеттин, Дамм, Гольнау и о-ва Рюген и Волин (устье Одера), а кроме этого, г. Висмар (Мекленбург) с его гаванью и епископства Бременское и Верденское (устье Везера)с превращением их в светские княжества и с оговоркой, что старые ганзейские города Висмар, Бремен, Штральзунд, Верден и др. сохраняют свои вольные обычаи. В качестве суверена этих владений Швеция вступила в состав империи и получила три голоса в рейхстаге. Основная цель Швеции, таким образом, была достигнута: важнейшие гавани на побережье не только Балтийского, но и Северного морей оказались в её руках. Сверх того Швеция получила 5 млн. талеров вознаграждения за военные издержки. Так как территориальные уступки в пользу Швеции были сделаны за счёт Бранденбурга и Мекленбурга, последних компенсировали духовными княжествами. Бранденбург получил епископства Гальдберштадт, Камин и Минден и право на присоединение архиепископства Магдебург, после смерти архиепископа. Мекленбург был вознаграждён епископством Шверин и Ратцебург и другими церковными территориями. Франция окончательно присоединила к себе три лотарингских епископства (Мец, Туль и Верден) и получила весь Эльзас (без г. Страсбурга). Бавария сохранила Верхний Пфальц и связанное с ним курфюршество, но Рейнский Пфальц был сохранён за сыном и преемником пфальцграфа рейнского Фридриха V, Карлом Людвигом, которому были даны права восьмого курфюрста империи. Были признаны самостоятельными и вышли из состава империи Швейцария и Республика соединённых провинций (Голландия).

В вероисповедном отношении В. м. д. подтвердил постановления Аугсбургского религиозного мира 1555, согласно которому религия государя определяла религию его подданных ("чья страна, того и вера"), и признал, что споры между протестантами и католиками по вопросу о владениях решаются положением этих владений на 1624.

Что касается внутреннего устройства империи, то за князьями было признано право суверенитета: они могли отныне заключать договоры между собой и с иностранными державами с оговоркой, что эти договоры не будут заключаться в ущерб империи. В действительности эта оговорка не имела значения. Империя фактически перестала существовать.

Литература: Ghillаnу, F. W. Diplomatisches Handbuch. Sammlung der wichtigsten europaischen Friedensschlüsse... vom Westphälischen Frieden bis auf die neueste Zeit.T. I. Nördlingen. 1855. S. 1-108. - Pütter, J. S. P. Geist des Westphälischen Friedens. Nach dem innern Gehalt und wahren Zusammenhange der darin verhandelten Gegenstände historisch und systematisch dargestellt. Göttingen. 1795.-Вernard, M. Four lectures on subjects connected with diplomacy. Lecture I: The congress of Westphalia. London. 1868. - Heigel, K. F. Das Westfälische Friedenswerk von 164 3-164 8.-"Zeitschrift für Geschichte und Politik". 1888. Bd 5, S. 411-443. - Оdhner, С. Т. Die Politik Schwedens im Westfälischen Friedenskongress und die Gründung der schwedischen Herrschaft in Deutschland. Aus dem Schwed. übers, von E. Peterson. Gotha. 1877. XVI, 353 S. - Wedgwооd, С. V. The Thirty years war. New Haven, Conn. 1939. 544 p. - Platzhоff, W. Geschichte des europäischen Staatensystems 1559-1660. München-Berlin. 1928. (Handbuch der mittelalterlichen und neueren Geschichte. Abt. II. Politische Geschichte). S, 221- 231. - Hauser, H. La prépondérance espagnole 1559- 1660. Paris. 1933. 594 p. (Peuples et civilisations, IX).


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "ВЕСТФАЛЬСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1648" в других словарях:

    Термин «Вестфальский Мир» уходит корнями к двум мирным соглашениям Оснабрюка и Мюнстера, подписанным 15 мая и 24 октября 1648 года, в названном порядке, написанным на латыни, положившим конец обеим войнам: Тридцатилетней войне в Священной Римской … Википедия

    Тридцатилетняя война Пльзень – Ломница – Саблат – Вестерниц – Белая Гора – Вислох – Вимпфен – Хёхст – Флерюс – Штадтлон – Бреда – Дессау – Луттер – Штральзунд – Вольгаст – Франкфурт – Магдебург – … Википедия

    Годы 1644 · 1645 · 1646 · 1647 1648 1649 · 1650 · 1651 · 1652 Десятилетия 1620 е · 1630 е 1640 е 1650 е · … Википедия

    Вестфальский мир - ♦ (ENG Westphalia, Peace of) (1648) мирный договор, завершивший политические и религиозные конфликты Тридцатилетней войны в Центральной Европе (1618 1648). Он подтвердил религиозные соглашения Аугсбургс кого мира (1555), легальное признание… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Акт гарантии Россией и Францией австро прусского договора и других соглашений, заключённых германскими государствами по вопросу о разделе баварского наследства; подписан 24. V от имени России Н. В. Репниным и от имени Франции де Бретелем.… … Дипломатический словарь

    Один из конгрессов (происходил в г. Мюнстер), подготовивших заключение Вестфальского мира 1648 (См. Вестфальский мир 1648). На М. к. был подписан также (30 января 1648) испано голландский мирный договор (официальное признание Испанией… … Большая советская энциклопедия

    Германской нации лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Germanicæ нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation Империя … Википедия

    Территория Священной Римской империи в 962 1806 гг. Священная Римская империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) государственное образование, существовавшее с 962 г … Википедия

    Территория Священной Римской империи в 962 1806 гг. Священная Римская империя германской нации (лат. Sacrum Imperium Romanum Nationis Teutonicae, нем. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation) государственное образование, существовавшее с 962 г … Википедия

Курсовая работа

Вестфальский мир

Санкт-Петербург

ПЛАН:

Введение 2

глава 1. Политические предпосылки заключения вестфальского договора 6

1.1. Расстановка политических сил в европе накануне заключения мирного договора 6

1.2. Итоги тридцатилетней войны. Вестфальский договор 9

1.3.место россии в тридцатилетней войне 13

глава 2. Вестфальский мир в истории и мировой политике 15

2.1. Историческая оценка вестфальского мира 15

2.2. Значение вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики 17

Заключение.. 21

Список литературы... 22

В средние века на протяжении долгих столетий Европа была разделена на множество королевств, герцогств и других мелких государств, зачастую вне всякой связи с национальным составом населения. Большая их часть номинально входила в состав Священной Римской империи.

В религиозном отношении Европа была католической во главе с римским Папой. Причем, глава римо-католической церкви претендовал на роль не только духовного, но и политического главы всей Европы. В международных отношениях господствовал династический принцип.

Повышенный драматизм XVII столетию как эпохе придает и то обстоятельство, что общественные столкновения разыгрываются в этот исторический период в условиях резкой активизации консервативных и реакционных кругов: они мобилизуют все свои ресурсы и используют все возможности с целью повернуть историю вспять или хотя бы приостановить ее поступательное движение. Усилия консервативных кругов принимают различные формы. Это прежде всего такое широкое и многоликое общеевропейского характера явление, как Контрреформация. Одно из центральных событий в Западной Европе XVII столетия - это Тридцатилетняя война.

Тридцатилетняя война 1618-1648 гг. - первая общеевропейская война между двумя большими группировками держав: стремившимся к господству над всем «христианским миром» габсбургским блоком (испанские и австрийские Габсбурги), поддержанным папством, католическими князьями Германии и Польско-Литовским государством (Речь Посполита), и противодействовавшими этому блоку национальными государствами - Францией, Швецией, Голландией (республика Соединённых провинций), Данией, а также Россией, в известной мере Англией, образовавшими антигабсбургскую коалицию, опиравшуюся на протестантских князей в Германии, на антигабсбургское движение в Чехии, Трансильвании, Италии. Первоначально носила характер «религиозной войны» (между католиками и протестантами), в ходе событий, однако, всё более утрачивала этот характер, особенно с тех пор, как католическая Франция открыто возглавила антигабсбургскую коалицию.

Наряду с бросавшейся в глаза - преимущественно в первые годы войны - религиозной борьбой важную роль играли противоречия между династией Габсбургов и чешским, австрийским и венгерским дворянством, отношения немецких князей и городов с императорской властью и друг с другом. Не прекращались испано-французская борьба за гегемонию в Европе, англо-испано-голландские противоречия, в которых вопрос о судьбе Нидерландов переплетался с вопросом о господстве на морях и в колониях. Продолжались польско-шведско-датско-русское соперничество на Балтике, усилия России вернуть утраченные в недалеком прошлом земли, борьба за преобладание на территории разделенного Венгерского королевства.

Чешское восстание 1618-1620 гг., антигабсбургское восстание чешских сословий, явилось исходным пунктом Тридцатилетней войны. Восстание было вызвано усилившимся в 1617-18 гг. наступлением Габсбургов на политические и религиозные права Чехии, сохранявшей ещё некоторую независимость в составе монархии Габсбургов. 23 мая 1618 габсбургские «наместники» в Чехии паны-католики Я. Мартиниц и В. Славата были выброшены из окна Пражского града, что и послужила началом восстания.

Обычно выделяют четыре основных этапа Тридцатилетней войны . Чешский, или чешско-пфальцский, период (1618-1623 гг.) начинается с восстания в чешских, австрийских и венгерских владениях Габсбургов, поддержанного Евангелической унией немецких князей, Трансильванией, Голландией (Республикой Соединенных провинций), Англией, Савойей. С помощью Лиги католических князей, римского папы, Польши, Саксонии, Тосканы и Генуи Габсбурги подавили Чешское восстание и разгромили Евангелическую унию.

В датский период (1624-1629 гг.) против Габсбургов и Лиги выступили северогерманские князья, Трансильвания и Дания, поддержанные Швецией, Голландией, Англией и Францией. Он закончился занятием Северной Германии войсками императора и Лиги и выходом Трансильвании и Дании из войны.

В течение шведского периода (1630-1634 гг.) шведские войска вместе с примкнувшими к ним немецкими князьями и при поддержке Франции заняли большую часть Германии, но затем потерпели поражение от объединенных сил императора, испанского короля и Лиги.

В последний - франко-шведский - период (1635-1648 гг.) в открытую схватку с Габсбургами вступила Франция. Борьба шла до обоюдного истощения сторон.

Одновременно Франция и Испания вели между собой войны в Италии и Фландрии, Англия воевала с Францией и Испанией, голландцы изгнали англичан из Индонезии, Швеция воевала против Польши, Польша - против России. С 1621 по 1648 г. продолжалась испано-голландская война, в 1643 -1645 гг. шла датско-шведская война. В 1640 г. началась война между Испанией и Португалией, не закончившаяся, как и франко-испанская, к моменту прекращения Тридцатилетней войны.

Тридцатилетняя война стала также первой войной в европейской истории, имевшей тотальный характер. Это означает, что война затронула все слои населения, полностью изменила образ жизни мирных граждан. Тридцатилетняя война впервые показала европейцам, что такое широкомасштабные боевые действия, при которых жертвы многочисленны, в том числе и среди мирного населения.

1.2. Итоги Тридцатилетней войны. Вестфальский договор

Из Тридцатилетней войны победителями вышли Франция и Швеция, игравшие после этого ведущую роль в европейской дипломатии второй половины ХVII - начала ХVIII вв. Германия, наоборот, была крайне ослаблена войной. Помимо значительных территориальных потерь, Германия была чрезвычайно разорена длительной войной, происходившей главным образом на ее территории. Вестфальский мир привел к значительным территориальным изменениям как в самой Германской империи в целом, так и в отдельных княжествах. Голландия и Швейцария были окончательно признаны независимыми государствами. Значительно увеличили свои территории некоторые крупные германские княжества. Вместе с тем, Вестфальский мир окончательно закрепил раздробленность Германии.

Таким образом, Вестфальский мир 1648 окончил европейскую Тридцатилетнюю войну. Он объединил два мирных договора, заключённых 24 октября 1648 - после длительных (с весны 1645) переговоров - в городах Вестфалии Мюнстере и Оснабрюке: Оснабрюкский (между императором «Священной Римской империи» и его союзниками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой) и Мюнстерский (между императором с союзниками, с одной стороны, и Францией с союзниками - с другой). (Преамбулу и часть I Договора см. Приложение 1)

Постановления Вестфальского мира касались территориальных изменений, религиозных отношений, политического устройства империи. Согласно Договору Швеция получила от империи, помимо контрибуции в 5 млн. талеров, остров Рюген, всю Западную и часть Восточной Померании с г. Штеттином, г. Висмар и секуляризованные архиепископство Бремен и епископство Верден. Во владении Швеции оказались, таким образом, важнейшие гавани не только Балтийского, но и Северного моря, она как владелица германских княжеств стала членом империи с правом посылать своих депутатов на имперские сеймы. Франция получила бывшие владения Габсбургов в Эльзасе и подтверждение своего суверенитета над лотарингскими епископствами Мец, Туль и Верден. Франция и Швеция - державы-победительницы - были объявлены главными гарантами выполнения Договора. Союзники держав-победительниц - германские княжества Бранденбург, Мекленбург-Шверин, Брауншвейг-Люнебург - расширили свои территории за счёт секуляризованных епископств и монастырей, за герцогом Баварии был закреплен Верхний Пфальц и титул курфюрста. Была признана полная независимость от императора германских князей в проведении как внутренней, так и внешней политики (они не могли лишь заключать внешних союзов, направленных против империи и императора).

В области религиозной Договор уравнял в Германии кальвинистов (реформатов) в правах с католиками и лютеранами, узаконил секуляризацию церковных земель, произведённую до 1624, но лишил германских князей права определять религиозную принадлежность подданных. Договор юридически закреплял политическую раздробленность Германии (которая была результатом всего предшествующего хода её социально-экономического развития) .

Религиозно-церковные вопросы не вызвали при заключении мира значительных споров. По сути, они были решены уже в 1635 г.

Кальвинистские князья были уравнены в правах с лютеранами и католиками, правители по-прежнему могли изгонять подданных, не желавших исповедовать религию государства. Церковные имущества, присвоенные протестантскими князьями до 1624 г. были оставлены в их распоряжении, но впредь такие захваты запрещались.

В 1649-1650 гг. шведы покинули Чехию, Моравию и Силезию, а в мае 1654 г. войска всех воевавших сторон отошли за намеченные мирным договором границы.

В ходе Тридцатилетней войны поставить противника на колени не удалось ни одной из сторон. Если сравнить довоенное положение участников войны, а также сопоставить их цели с достигнутыми результатами, то к победителям следует отнести французскую монархию, которая приобрела ряд важных территорий и заложила фундамент для претензий на общеевропейскую гегемонию. Швеция, не достигшая целей, поставленных Густавом Адольфом, все же захватила в Германии важные позиции. Австрийские Габсбурги не стали хозяевами Центральной Европы, но их монархия вышла из войны окрепшей. Победили немецкие князья, превратившиеся в независимых государей; многие из них добились и территориальных приращений.

Германия оказалась в невыгодном положении по отношению к западным соседям, которые, постоянно вмешиваясь в ее дела, поддерживали внутренние распри и мешали объединению страны.

Тридцатилетняя война завершила собой историческую эпоху. Она решила вопрос, поднятый Реформацией, - вопрос о месте церкви в государственной жизни Германии и ряда соседних стран. Вторая важнейшая проблема эпохи - создание национальных государств на месте средневековой Священной Римской империи - решена не была. Империя фактически распалась, но далеко не все возникшие на ее развалинах государства имели национальный характер. Напротив, условия национального развития немцев, чехов, венгров значительно ухудшились. Возросшая независимость князей препятствовала национальному объединению Германии, закрепила раскол ее на протестантский север и католический юг.

Вестфальский мир стал переломным моментом во внешней политике австрийских Габсбургов. Ее главным содержанием в последующие 250 лет стала экспансия на юго-восток. Остальные участники Тридцатилетней войны продолжали прежнюю внешнеполитическую линию. Швеция попыталась добить Данию, поглотить Польшу и не допустить расширения русских владений в Прибалтике. Франция систематически овладевала территориями в Империи, не переставая подрывать и без того слабый здесь авторитет императорской власти. Быстрое возвышение предстояло Бранденбургу, который во второй половине XVII в. стал опасным для своих соседей - Швеции и Польши.

В памяти народов Центральной Европы Тридцатилетняя война на столетия осталась самым страшным бедствием, какое может себе представить человеческое воображение. Г.Франц постарался сделать акцент на демографических данных: согласно им, людские утраты Германии в войну были впечатляющими, порядка 5-6 миллионов человек, что неизбежно влекло демографический кризис. Схематично выстраивалась географическая диагональ потерь, протянувшаяся с северо-запада (Померания, Мекленбург) на юго-запад (Швабия, Пфальц). Хозяйственные разрушения были не менее внушительными, что, впрочем, помимо Г.Франца подтверждалось другими экспертами экономической истории (Ф.Лютге) .

Начиная с Вестфальского мира 1648 года режим суверенитета заменил все другие формы политической организации на международном уровне.

1.3. Место России в Тридцатилетней войне

Место России в системе европейских связей в XVII веке во многом определялось международной ситуацией.

Россия не принимала непосредственного участия в войне, но повлияла на ее исход. Руководствуясь политическими соображениями, она поддержала протестантов в борьбе с католиками, щедро снабжая хлебом одну из воюющих сторон - Швецию. В этот период роль России в европейских делах значительно возросла. Многие государства добивались союза с нею. Постепенно втягиваясь в переговорный процесс различных сторон, она вскоре оказалась в центре дискуссий о создании восточной антипольской коалиции. Зорким «оком всей великой России», внимательно следившим за событиями в Европе и во всем мире, был Посольский приказ.

Тридцатилетняя война завершилась, и Россия значилась в числе гарантов Вестфальского трактата, который, по определению Александра I, долгое время считался «кодексом современной дипломатии» .

Вестфальский конгресс положил начало регулярному созыву общеевропейских конференций для решения проблем политического и международно-правового значения, в которых принимала участие и Россия. Он официально провозгласил религиозное и политическое равноправие между католическими и протестантскими государствами, принцип декларативного признания государств и, наконец, окончательно учредил институт постоянных дипломатических представительств.

Международные отношения на протяжении XVII-XIX веков прошли несколько этапов в своем развитии. На каждом из этих этапов Россия твердо придерживалась общепринятых в то время норм, базировавшихся на принципах политического равновесия, легитимизма или национального государственного фактора, внося весомый вклад в установление межгосударственных отношений. Резюмируя сказанное, можно с уверенностью утверждать, что формирование государств, само мироустройство в Европе во многом зависели от политики России.

Россия неотделима от Европы, она ее часть, поэтому любое решение общеевропейских проблем невозможно без ее участия. Продолжая традиции русской дипломатии, современная Россия не может оставаться в стороне от процесса формирования новой системы международных отношений. Проводя многовекторную политику, она строит свои отношения с другими странами путем диверсификации внешних связей, на основе равноправного партнерства.

Глава 2. Вестфальский мир в истории и мировой политике

2.1. Историческая оценка Вестфальского мира

Геополитическая эпоха, начало которой положила Вестфальская система международных отношений, отражала новые - по сравнению со средневековьем реалии.

Мирный договор, заключенный в Мюнстере и Оснабрюке, стал точкой отсчета для современного государства как обособленного территориального образования. Вестфальский договор закрепил суверенитет государства в сфере внутренней и внешней политики и тем самым - принцип невмешательства во внутренние дела государств. «Вестфальская система» - это система уважающих суверенитет друг друга и в принципе равных между собой государств, которые сами определяют свою внутреннюю политику и свободны в своих внешних действиях.

Анализ литературы показывает, что в традиционном понимании историческое значение Вестфальского мира выражалось в следующем: был преодолен этап конфессиональной нетерпимости, в конце конфессионализации рождалось новое мировоззрение, не только Империя, но и Европа оказалась на новом этапе истории, где политика и повседневность все больше расходились с нормами религиозной ортодоксии.

Но существуют и иные взгляды на итоги Тридцатилетней воны. Так, Ф.Пресс полагает, что война остановила демографическую экспансию, редуцировала население, разрушила базовые производственные структуры многих городов и сельских местностей, при этом, однако, оставляя нетронутыми целые области и крупные города, ставшие островками благополучия. В сфере социальных отношений военные годы привнесли мощную встряску, дестабилизацию, но при том стимулировали мобильность, появление новых шансов на подъем отдельных групп. Причем в оценке Вестфальского мира историк конкретизировал ранее выдвинутые им положения. Вестфальский мир знаменовал не столько катастрофические итоги войны, сколько фиксировал положение status quo ante. Его условия можно считать «Великой хартией вольности» для высшего имперского дворянство, получившего теперь подтверждение всех своих привилегий. В этом отношении был сделан шаг в сторону территориального абсолютизма. Но это не влекло распад Империи на отдельные суверенные составные, поскольку общеправовые нормы крепко связывали общество в единую структуру.

Дворянство, например, несмотря на все региональные отличия, в целом успешно справилось с кризисом войны: экономически, за счет форсированного создания вотчинных хозяйств в восточных землях и достижением аграрного компромисса с крестьянскими общинами на западе, политически - благодаря интеграции в аппарат управления территориальных княжеств и службе при дворе (фактор двора как социального института всегда был в центре внимания Ф.Пресса) .

В своей главной книге, вышедшей в 1991 г. и озаглавленной: «Войны и кризисы. Германия 1600-1715 гг.» Ф.Пресс дает наиболее развернутую интерпретацию причин, хода и итогов войны с позиции структурализма. Во всех важнейших пунктах Ф.Пресс не изменил, а лишь развернул уже набросанные до этого эскизы. При анализе причин он несколько раз упоминает общеевропейские тенденции кризиса (демографический рост, сбои в экономическом развитии), но нигде не выставляет саму войну только лишь следствием абстрактных общеевропейских проблем. Напротив, он целенаправленно сужает поиск истоков германских ареалом. Тридцатилетняя война стала порождением, прежде всего внутригерманских противоречий.

Вестфальский мир предстает в глазах Ф.Пресса в двояком значении. Он мог быть достигнут лишь участием иноземных держав, превративших Германию в поле интернационального конфликта (внешний аспект), но имел первостепенное значение только для Империи в аспекте конфессионального урегулирования и «конституционного» (восстановление камерального суда, рейхстага и имперских округов). Тем самым историк ставит логичную точку в своем анализе: начавшись в виду внутригерманских противоречий, война закончилась вместе с их разрешением. Большую часть этой главы Ф.Пресс посвящает проблеме восстановления имперских структур, в целом сохраняя верность своему старому тезису: мир не разрушал, но созидал.

2.2. Значение Вестфальского мира в формировании новых международных принципов мировой политики

В результате Реформации и особенно Тридцатилетней войны, которая политически закрепила итоги религиозных реформ, произошел фактический распад Священной Римской империи и начался процесс формирования национальных государств. Те, кто преуспел на этом пути (Франция, Англия, Испания, Швеция), и стали главными центрами силы в Европе. Возникавшие национальные государства утверждали новый принцип границ, которые начинали проводиться по естественно-географическому и языковому признакам. Во внешней политике на смену династическому принципу постепенно приходит национально-государственный.

Наиболее важная функция вестфальского государства (сначала в абсолютистской, а затем в национальной форме) - организация пространства. Общественный порядок связан иерархию юрисдикций от центрального правительства до низших уровней. Территориальная привязка общества к конкретному месту была важным фактором не только в экономической организации, но и в отношениях между государствами. Защита территории стала основной обязанностью государства, поскольку угроза территориальной целостности воспринималась как вызов общественному порядку и государственной власти с территориальным определением общества.

В рамках собственных границ государство после Вестфальского мира стало иметь монополию на принятие решений. На международном уровне это означало принцип невмешательства во внутренние дела других государств. Мирный договор установил международно одобренный режим религиозной терпимости в Германии, а не разрешил правителям устанавливать нормы, связанные с религией на собственной территории. Принципы невмешательства во внутренние дела других государств были введены в конце восемнадцатого столетия Э.де Ваттелем и Кристианом Вольфом.

Территориальная функция государства неотрывно связана с экономической функцией. Именно суверенное государство стало вырабатывать систему юридических прав и политических гарантий отношений собственности. Как отмечал Ф. Бродель, «власть накапливается, как и деньги… В доиндустриальной Европе в силу определенного детерминизма мощь политическая и мощь экономическая совпадали» .

Проявились и стабилизационные функции вестфальского государства. Оно должно было разрешать (или хотя бы сглаживать) конфликты между конфликтующими экономическими интересами и в то же время поддерживать легитимность процесса. В периоды же стремительных общественных и экономических изменений государство должно создавать систему правовых и административных рычагов для минимизации последствий политического или электорального конфликта.

Наряду с государством-нацией и правовым закреплением национально-государственного суверенитета в меж­дународных отношениях закрепляется система политического равновесия. Основной ее смысл - компромисс между принци­пом суверенитета и принципом общего интереса. В процессе своего функционирования данная система вынуждает каждого из акто­ров ограничивать свои экспансионистские устремления, чтобы не оказаться в ситуации, когда подобное ограничение будет на­вязано ему другими. Одним из главных средств поддержания рав­новесия является тот или иной вид коалиции: либо объединение «всех против одного», либо - когда этот «один» предусмотри­тельно окружил себя союзниками, - коалиция блокады, в кото­рую вступают те, кто хочет сохранить сложившееся соотношение сил. Коалиция направлена на устрашение государства, которое потенциально в той или иной форме нарушает политическое рав­новесие. В случае неудачи устрашения, средством обуздания та­кого государства, используемым коалицией, становится локальная война за ограниченные цели. Таким образом, в этой системе одно­стороннее использование силы является фактором создания бес­порядка, тогда как ее коллективное использование рассматрива­ется как инструмент поддержания порядка.

В дальнейшем понятие политического равновесия приобрело более широкий смысл и стало означать: а) любое распределение силы; б) политику какого-либо государства или группы государств, направленную на то, чтобы чрезмерные амбиции другого государства были обузданы с помощью согласованной оппозиции тех, кто рискует стать жертвами этих амбиций; в) многополярную совокупность, в которую время от времени объединяются великие державы с целью умерить чрезмерные амбиции одной из них.

Основная идея принципа политического равновесия, провозглашенного в Вестфале, по мнению С.А.Жигарева, заключалась, с одной стороны, в намерении оградить независимость и свободу государств путем справедливого и пропорционального распределения между ними территорий и населения, с другой – противодействовать стремлению отдельных государств к мировому господству и их попыткам внести изменения в баланс сил .

Идея равновесия как принцип международных отношений и международного права просуществовала до 1815 г., когда пора­жение Наполеона и временная победа монархических реставра­ций были закреплены на Венском конгрессе в принципе «легити­мизма», означавшем в данном случае попытку победителей вос­становить феодальные порядки . Из этого не следует, что механизм равновесия в дальнейшем уже не исполь­зуется для поддержания порядка. Напротив, в приведенном выше широком понимании он становится едва ли не универсальным средством, которое в той или иной степени находит себе приме­нение вплоть до наших дней.

Уже во второй половине XIX в. рушится созданный в результате Венского конгресса Свя­щенный союз, а к концу столетия в Европе происходит форми­рование двух основных военно-политических группировок - Тройственного союза и Антанты, развязавших в начале XX в. первую мировую войну. Ее итогом стали новый раскол Европы и мира в целом, Октябрьская революция и образование СССР.

Согласно традиционным принципам вестфальской системы, гражданские права являлись сугубо внутренним делом государств. Однако, начиная с запрета пиратства в ХVIIIвеке и работорговли в ХIХ веке, этот принцип стал размываться. Венский конгресс 1815 года был, пожалуй, первым в новое время обращением международных элит к проблеме гражданских прав. На конгрессе обсуждались вопросы религиозной свободы, гражданских и политических прав и отмены рабства. За ним последовал ряд договоров по отмене рабства. К примерам относятся Берлинская конференция по Африке 1885 года, Брюссельская конференция 1890 года, Женевская конференция 1926 года. Гаагские мирные конференции 1899 и 1907 годов ввели принцип права индивидов обращаться в апелляционный суд. Версальская мирная конференция 1919 года обсуждала среди прочего и вопрос о защите меньшинств. Попытки установить всеобщие стандарты гражданских прав начались после Второй мировой войны с принятием Конвенции о геноциде 1948 года и Всеобщей декларации гражданских прав 1949 года.

Таким образом, история международных отношений получила развитие с 1648 г, с конца Тридцатилетней войны.

Заключение

Принципы, заложенные в Вестфальском договоре, легли в основу современных международных отношений. После подписания Вестфальского мира ведущую роль стали играть не монархии, связанные династическими и прочими связями, а суверенные государства. Решающую роль играет теперь государственный интерес, а исторические и конфессиональные принципы отошли в прошлое. Появился принцип веротерпимости: протестанты и католики были уравнены в правах. Все противоречия, из-за которых началась Тридцатилетняя война, нашли свое разрешении. Появился также принцип исконной Германской свободы, упал авторитет Габсбургов. Была подтверждена германская раздробленность. С одной стороны это предоставило свободу германским правителям, они перестали зависеть от крупных монархов, однако с другой стороны, Вестфальский мир не разрешил проблему объединения Германских земель, германский вопрос (как и итальянский) перекочевал в венскую систему отношений.

Также в результате Тридцатилетней войны сложилось определенное равновесие, баланс сил между государствами того времени, при котором ни одно из них не имело решающего превосходства над другими. Если одна держава нарушала мир и спокойствие, тут же складывалась коалиция, целью которой было восстановление мира и противостояние агрессору. В основе всех коалиций традиционно находилась Великобритания. Они никогда не обладали мощной сухопутной армии, однако всегда оказывали финансовую поддержку.

Вестфальский мир внес изменения в систему международных отношений. В ХVIII столетии Вестфальская система во многом зависела от воли и желаний пяти крупных государств: Англия, Германия, а также Россия, Австрия и Пруссия.

Список литературы

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв. Т.3. Время мира. М., 1992.

2. Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910.

3. История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. - М.: «Наука» 1993.

4. Кайзер К. Смена эпох // Международная политика.- 2003.-№ 3.

5. Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - № 3.

6. Курс международного права. Т. 1. - М., 1989.

7. Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными государствами. - Т. XI.

8. Мурадян А.А. Буржуазные теории международной политики. - М., 1988.

9. Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., - М., 1970.

10. Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. - М., 1976.

11. Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1.

12. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. - СПб., 2002.

13. Тарле Е.В.Три катастрофы. Вестфальский мир. Тильзитский мир. Версальский мир. Петроград- Москва,1923.

14. Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996.

Приложение 1

Peace Treaty between the Holy Roman Emperor and
the King of France and their respective Allies.

(Мирный Договор между Святым Римским Императором и Королем Франции и их соответствующими Союзниками)

In the name of the most holy and individual Trinity: Be it known to all, and every one whom it may concern, or to whom in any manner it may belong, That for many Years past, Discords and Civil Divisions being stir"d up in the Roman Empire, which increas"d to such a degree, that not only all Germany, but also the neighbouring Kingdoms, and France particularly, have been involv"d in the Disorders of a long and cruel War: And in the first place, between the most Serene and most Puissant Prince and Lord, Ferdinand the Second, of famous Memory, elected Roman Emperor, always August, King of Germany, Hungary, Bohemia, Dalmatia, Croatia, Slavonia, Arch-Duke of Austria, Duke of Burgundy, Brabant, Styria, Carinthia, Carniola, Marquiss of Moravia, Duke of Luxemburgh, the Higher and Lower Silesia, of Wirtemburg and Teck, Prince of Suabia, Count of Hapsburg, Tirol, Kyburg and Goritia, Marquiss of the Sacred Roman Empire, Lord of Burgovia, of the Higher and Lower Lusace, of the Marquisate of Slavonia, of Port Naon and Salines, with his Allies and Adherents on one side; and the most Serene, and the most Puissant Prince, Lewis the Thirteenth, most Christian King of France and Navarre, with his Allies and Adherents on the other side. And after their Decease, between the most Serene and Puissant Prince and Lord, Ferdinand the Third, elected Roman Emperor, always August, King of Germany, Hungary, Bohemia, Dalmatia, Croatia, Slavonia, Arch-Duke of Austria, Duke of Burgundy, Brabant, Styria, Carinthia, Carniola, Marquiss of Moravia, Duke of Luxemburg, of the Higher and Lower Silesia, of Wirtemburg and Teck, Prince of Suabia, Count of Hapsburg, Tirol, Kyburg and Goritia, Marquiss of the Sacred Roman Empire, Burgovia, the Higher and Lower Lusace, Lord of the Marquisate of Slavonia, of Port Naon and Salines, with his Allies and Adherents on the one side; and the most Serene and most Puissant Prince and Lord, Lewis the Fourteenth, most Christian King of France and Navarre, with his Allies and Adherents on the other side: from whence ensu"d great Effusion of Christian Blood, and the Desolation of several Provinces. It has at last happen"d, by the effect of Divine Goodness, seconded by the Endeavours of the most Serene Republick of Venice, who in this sad time, when all Christendom is imbroil"d, has not ceas"d to contribute its Counsels for the publick Welfare and Tranquillity; so that on the side, and the other, they have form"d Thoughts of an universal Peace. And for this purpose, by a mutual Agreement and Covenant of both Partys, in the year of our Lord 1641. the 25th of December, N.S. or the 15th O.S. it was resolv"d at Hamburgh, to hold an Assembly of Plenipotentiary Ambassadors, who should render themselves at Munster and Osnabrug in Westphalia the 11th of July, N.S. or the 1st of the said month O.S. in the year 1643. The Plenipotentiary Ambassadors on the one side, and the other, duly establish"d, appearing at the prefixt time, and on the behalf of his Imperial Majesty, the most illustrious and most excellent Lord, Maximilian Count of Trautmansdorf and Weinsberg, Baron of Gleichenberg, Neustadt, Negan, Burgau, and Torzenbach, Lord of Teinitz, Knight of the Golden Fleece, Privy Counsellor and Chamberlain to his Imperial Sacred Majesty, and Steward of his Houshold; the Lord John Lewis, Count of Nassau, Catzenellebogen, Vianden, and Dietz, Lord of Bilstein, Privy Counsellor to the Emperor, and Knight of the Golden Fleece; Monsieur Isaac Volmamarus, Doctor of Law, Counsellor, and President in the Chamber of the most Serene Lord Arch-Duke Ferdinand Charles. And on the behalf of the most Christian King, the most eminent Prince and Lord, Henry of Orleans, Duke of Longueville, and Estouteville, Prince and Sovereign Count of Neuschaftel, Count of Dunois and Tancerville, Hereditary Constable of Normandy, Governor and Lieutenant-General of the same Province, Captain of the Cent Hommes d"Arms, and Knight of the King"s Orders, &c. as also the most illustrious and most excellent Lords, Claude de Mesmes, Count d"Avaux, Commander of the said King"s Orders, one of the Superintendents of the Finances, and Minister of the Kingdom of France &c. and Abel Servien, Count la Roche of Aubiers, also one of the Ministers of the Kingdom of France. And by the Mediation and Interposition of the most illustrious and most excellent Ambassador and Senator of Venice, Aloysius Contarini Knight, who for the space of five Years, or thereabouts, with great Diligence, and a Spirit intirely impartial, has been inclin"d to be a Mediator in these Affairs. After having implor"d the Divine Assistance, and receiv"d a reciprocal Communication of Letters, Commissions, and full Powers, the Copys of which are inserted at the end of this Treaty, in the presence and with the consent of the Electors of the Sacred Roman Empire, the other Princes and States, to the Glory of God, and the Benefit of the Christian World, the following Articles have been agreed on and consented to, and the same run thus.

That there shall be a Christian and Universal Peace, and a perpetual, true, and sincere Amity, between his Sacred Imperial Majesty, and his most Christian Majesty; as also, between all and each of the Allies, and Adherents of his said Imperial Majesty, the House of Austria, and its Heirs, and Successors; but chiefly between the Electors, Princes, and States of the Empire on the one side; and all and each of the Allies of his said Christian Majesty, and all their Heirs and Successors, chiefly between the most Serene Queen and Kingdom of Swedeland, the Electors respectively, the Princes and States of the Empire, on the other part. That this Peace and Amity be observ"d and cultivated with such a Sincerity and Zeal, that each Party shall endeavour to procure the Benefit, Honour and Advantage of the other; that thus on all sides they may see this Peace and Friendship in the Roman Empire, and the Kingdom of France flourish, by entertaining a good and faithful Neighbourhood.


Косолапов Н. Внешняя политика и внешнеполитический процесс субъектов международных отношений // МЭМО. - 1999. - №3.

Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970; Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. - М., 1976.

Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. //Альманах «Университетский историк». - СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002. Вып. 1; Он же: Германия в эпоху религиозного раскола. 1555-1648. СПб., 2002.

Тарле Е.В.Три катастрофы. Вестфальский мир. Тильзитский мир. Версальский мир. Петроград - Москва, 1923.

Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. Альманах «Университетский историк» .- СПБ.: Изд-во Санкт-Петербургского университета. 2002 г. Вып. 1. С. 128.

История Европы. Т. 3. От Средневековья к новому времени. - М.: «Наука» 1993. С. 431.

Поршнев Б. Ф., Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII в., М., 1970.

Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. С. 130.

Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций, заключенных Россией с иностранными государствами. - Т. XI. - С. 86.

Кайзер К. Смена эпох // Международная политика.- 2003.-№ 3.

Цит. по: Прокопьев А.Ю. Тридцатилетняя война в современной немецкой историографии. С.132-133.

Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV- XVIII вв. Т.3. Время мира. М., 1992. С.44.

Цыганков П.А.Международные отношения: Учебное пособие. - М.: Новая школа, 1996. С.274.

Цит. по Цыганков П.А.Международные отношения, С.274.

Жигарев С.А. Россия в среде европейских народов. - СПб., 1910. - С. 62.

Курс международного права. Т. 1. - М., 1989, С.52-57.