В п астафьев царь рыба краткое. «Царь-рыба

В основном посвящено военной тематике, но в данной статье мы обратимся к произведению, описывающему деревенский уклад. Изображением суровых жизненных реалий на грани цензуры - вот чем всегда отличался Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание и анализ будут основными темами статьи) - ключевая повесть сборника с одноименным названием, потому ее рассмотрение поможет понять смысл всего произведения и замысел автора.

О книге

Не чужд деревенской тематике был Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - это сборник рассказов, состоящий из двенадцати произведений. Основная тема всего сборника - единство природы и человека. Кроме того, здесь присутствует философская, социальная, нравственная проблематика, особое внимание уделено вопросам экологии.

Природа и человек неразрывно связаны, и в этой связи есть их бессмертие: ничего не исчезает бесследно, полагает Астафьев. «Царь-рыба» (краткое содержание подтвердит это) - центральная повесть всего сборника, в ней сконцентрированы основные мысли автора. Без ее прочтения и анализа невозможно понять всю глубину авторского замысла.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: краткое содержание

Главный герой рассказа - Игнатьич. Работает он наладчиком станков, любит копаться в технике и страстно увлекается рыбалкой. Это неплохой человек, готовый бескорыстно помочь даже незнакомому человеку, но относящийся к окружающим несколько снисходительно.

Игнатьич был непревзойденным рыболовом. Не было ему равных в этом деле, и потому никогда он не просил ничьей помощи и справлялся сам. И всю добычу тоже забирал себе.

Брат

Хорошее знание человеческих взаимоотношений показывает в своем произведении Астафьев («Царь-рыба»). Краткое содержание рассказывает о самом страшном завистнике Игнатьича - его младшем брате, тоже заядлом рыболове. Часто ему удавалось вытеснять Игнатьича на безрыбные места, но даже там он умудрялся ловить отборную рыбу. Командор злился на нашего героя и за то, что он во всем преуспевал, и всякое дело у него спорилось.

Однажды встретились братья на реке. Младший начал угрожать старшему ружьем. Командор был взбешен, он ненавидел и завидовал брату. Но Игнатьичу удалось уйти от него. В деревне узнали об этом случае, и Командору пришлось идти извиняться перед старшим братом.

Царь-рыба

Начинает описывать обычный поход на рыбалку своего героя Виктор Астафьев. «Царь-рыба» - произведение экологической направленности, поэтому автор не упускает случая отметить, что Игнатьич занимается браконьерством. Вот почему персонаж находится в постоянном напряжении, боится появления рыбнадзора. Любая проходящая мимо лодка становится причиной для паники.

Игнатьич проверяет заранее поставленные самоловы. В них обнаруживается много рыбы, среди которой рыбак замечает очень большую. Это оказался осетр, который настолько устал вырываться из сети, что теперь просто тянет ко дну. Игнатьич присмотрелся поближе, и что-то в облике рыбы показалось ему первобытным. Ужас охватывает рыбака, он пытается подбодрить себя шутками и всаживает в добычу новые крючки.

Продолжает развитие действий новеллы «Царь-рыба» Астафьев. Содержание по главам повествует о том, что Игнатьича начинают одолевать сомнения. Внутреннее чутье подсказывает ему - один ты с рыбой не справишься, надо звать брата. Но мысль о том, что придется делить добычу, тут же отгоняет другие доводы.

Жадность овладевает Игнатьичем. Он думает о том, что и сам ничуть не лучше остальных хапуг. Но тут же начинает себя подбадривать, жадность воспринимается как азарт. Тут ему в голову приходит мысль о том, что в сети его попалась царь-рыба. Такое счастье выпадает только раз в жизни, поэтому упустить ее нельзя. Хотя дед когда-то говорил, что если попадется царь-рыба, ее нужно отпустить. Но Игнатьич не может допустить и мысли об этом.

Рыбак пытается затащить рыбу в лодку, но падает вместе с ней за борт и запутывается в сетях. Чудом ему удается выплыть и ухватиться за лодку. Игнатьич начинает молиться о спасении, кается в том, что отважился поймать царь-рыбу.

Рыбак и его добыча жались друг к другу, опутанные сетью, и слабели. Игнатьич начинает думать о том, что их судьбы с царь-рыбой сплелись, и впереди их ждет неизбежная смерть.

Зверь и человек

Произведение Астафьева «Царь-рыба» рассказывает о неразрывной связи человека и природы. Так, Игнатьич начинает размышлять о том, что участь у природы и людей одна.

Вдруг герой проникается ненавистью к рыбе, начинает ее бить, уговаривает смириться со смертью. Но все тщетно, рыбак только изматывает себя. В миг отчаяния Игнатьич зовет брата, но вокруг никого нет, кроме рыбы.

Темнеет, рыбак понимает, что умирает. Ему кажется, что рыба прижимается к нему как женщина, и что рыба - оборотень. Игнатьич начинает припоминать свою жизнь. Детство, занятое мыслями о рыбалке, а не учебой или играми... Смерть племянницы Тайки... Деда с его советами о том, что нельзя ловить царь-рыбу, если на душе есть грехи...

Игнатьич раздумывает, за что он так жестоко наказан и понимает, что все из-за Глашки. Когда-то он приревновал ее, чем сильно обидел невесту. Девушка его так и не простила, а расплата настигла рыбака сейчас.

Тут раздается шум лодочного мотора. Раба оживает, начинает биться и, выпутавшись из сети, уплывает. Игнатьич тоже получил свободу. И не только телесную, но и душевную.

В. Астафьев, «Царь-рыба»: анализ

Рассказ «Царь-рыба» одновременно символичен и драматичен. В нем изображается одновременно борьба и единство человека с природой. Все произведение пронизано пафосом, который несет обличительный характер. Автор осуждает браконьерство, понимая его в самом широком смысле - браконьерство не только в природе, но и обществе. Стремление к утверждению нравственных идеалов охватывает все повествование.

Неслучайно постоянно обращается к прошлому герой и сам Астафьев. «Царь-рыба» (анализ эпизодов это подтверждает) дает понять, что именно в момент близости к смерти происходит осмысление жизненного опыта Игнатьича. Становление характера героя напрямую оказывается в зависимости от социальных и экономических факторов. И даже несмотря на свою природную доброту и смелость Игнатьич оказывается неспособным противостоять им.

Таким образом, Астафьев подчеркивает огромную силу социума, которая оказывает влияние не только на человека, но и на природу в целом.

Повествование в рассказах «Царь-рыба» и одноименный рассказ написаны В. П. Астафьевым в 1973 году. Впервые «Царь-рыба» была опубликована в книге «Мальчик в белой рубахе», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в 1977 году. В 1978-м за повествование в рассказах «Царь-рыба»

В. П. Астафьев был удостоен Государственной премии СССР.

В рассказе «Царь-рыба» на первый взгляд не совершается ничего сверхъестественного. Но за всем повествованием стоят загадочные и стихийные силы природы, так и не прокорившиеся человеку. Происходит противостояние человека, «всей природы царя», и «царя реки». v

Рассказ «Царь-рыба» входит в одноименную книгу повесткований, рассказывающих о судьбах простых русских людей. Во многом книга и рассказ автобиографичны: Астафьев родился и вырос в сибирской, деревне, рано лишился матери. С детства писатель сроднился с природой, был заядлым рыбаком.

Действие рассказа происходит в сибирском поселке Чуш, на реке Опа-рихе, впадающей в Енисей. Главный герой - Зиновий Игнатьич Утро-бин - работал на пилораме наладчиком пил и станков. Игнатьич (так в поселке Чуш его «вежливо и чуть заискивающе» называли) любил рыбачить, как, впрочем, и все поселковые мужики. Он был очень аккуратным, носил стрижку «под бокс», «руки у него были без трещин и царапин». Игнатьич «пил с умом», отчего лицо у него было «цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках». Главный герой показан благополучным, вежливым, учтивым, щедрым человеком. За ремонт лодок со своих односельчан он материальной благодарности не принимал, а Только просил их заботиться о своих лодках, аккуратно обращаться с мотором.

Рыбу Игнатьич ловил «лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось». Ему никго не завидовал, кроме его младшего брата - Коммандора. Дом у старшего Утробина был «лучший в поселке»: небольшой, красивый, с верандочкой, с резными наличниками, с весело выкрашенными ставенками, с палисадничком под окнами. В палисаднике у хозяина росли малина, черемуха, мохнатые маки и «неизвестные здешнему народу шаровидные цветы». Цветы эти привезла из Киргизии, посадила и «приучила расти в суровом чушанском климате» жена Зиновия. Она работала бухгалтером на одном предприятии с мужем. Сам Игнатьич слыл богатым человеком: работница сберкассы проговорилась, что у него на сберкнижке лежит «семьдесят тысяч старыми».

По словам автора, улов на рыбалке Игнатьичу доставался отменный: стерлядь «самая отборная», весом не менее килограмма. Посельчане удивлялись везению и сноровке Зиновия, даже подозревали, что знает он ка-кое-то колдовское слово.

Младший брат Коммандор был с Игнатьичем в ссоре, завидовал ему во всем, был упрям. Жена Коммандора корила мужа, просила одуматься: «...Совсем выволчился! Мало тебе дочери, кровинки! Брата родного свести со свету готов!» (У младшего брата Утробина погибла любимая дочь Тайка - попала под машину, управляемую пьяным водителем. С тех пор и без этого недобрый Коммандор стал еще злее и жестче).

Игнатьич частенько браконьерил: боялся рыбнадзора, но продолжал незаконно рыбачить. Незавидная доля была у браконьера, рисковая: «возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора...». Но не рыбачить он не мог, так как любил рыбалку и реку больше жизни. А у того, кто всю жизнь прожил на реке, появляется со временем непреодолимая черта, азарт, который требует «взять рыбу, и только». В этих описаниях отразилась любовь самого автора к рыбалке. Астафьев говорит о рыбе, словно о человеке: «уверенно, не толкалась попусту, не делала в панике тычков туда-сюда...».

Кульминационный момент рассказа - борьба Игнатьича с «царь-ры-бой». Наловив отборных стерлядей, он уже планировал возвращаться домой, как невидимая рыбина «заявила о себе». С первого раза рыбаку не удалось вытянуть рыбу: «...она давила, давила вниз с тупым, непоколебимым упрямством». По всем «повадкам» рыбины Игнатьич догадался, что это был осетр. Рыбак увидел свою добычу, его восхитили величие и красота рыбы.

Рыба и рыбак продолжают бороться: рыба тянет в воду, рыбак - к себе, в лодку. Хоть и чувствует Игнатьич страх, охвативший его во время этого поединка на воде в темноте, однако он пытается шутить, разговаривает с собой, мечтает, что сможет получить, если поборет осетра, у которого, наверное, икры «ведра два». А вдруг придется делиться икрой с кем-то? Старший Утробин ловит себя на мысли, что жадность ломает, корежит человека, раздирает на части.

Борьба рыбака с осетром продолжалась: ни человек, ни рыба не собирались сдаваться. Игнатьич старался говорить вслух, борясь таким образом со страхом и отчаяньем. Он не хотел упускать такого осетра, ведь царь-рыба, как называют крупных, икристых рыб рыбаки, «попадается раз в жизни, да и то не всякому». Игнатьич чувствовал какое-то знамение в этом улове, какую-то особенность, выпавшую именно ему.

Осетр тянет Зиновия в воду, тот сам неожиданно попадается на крючок. Его зацепило, и он начал тонуть. «Так вот оно как, на войне-то...» - думает рыбак. Много пронеслось мыслей: о смерти, о войне, рыбак почти уже смирился со смертью. Подумал, что путь ему - в ад, «у райских врат стучаться бесполезно...».

Но Игнатьич был напористым, смелым, жизнелюбивым, как и его добыча - царь-рыба. Он сумел выплыть из воды в лодку, хотя и был ранен. «...И рыба, и человек слабели, истекали кровью». Он думал о том, почему скрестились их пути, пути «реки царя и всей природы царя - на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть». Во время борьбы с царь-рыбой на Игнатьича нахлынули воспоминания о своем прошлом. Он вспомнил, как однажды видел утопленника с глазами, «подернутыми свинцовой пленкой, пленкой смерти», с выщипанными мелкой рыбешкой ресницами, обсосанными той же рыбой веками...»

Рыбак представил себя на месте этого утопленника, «завизжал... и принялся дубасить рыбину по башке... принялся уговаривать рыбу скорее умереть», чтобы самому остаться в живых. Но рыба не слушалась, оказалась она не менее упрямая, чем рыбак. Игнатьич старался не смотреть на воду, смотрел на небо, продолжая вспоминать. Вспомнил покос на Фетисовой речке и почувствовал рядом осетра, «рыба плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом. Что-то женское было в этой бережности, в желании согреть, сохранить в себе зародившуюся жизнь». И у рыбака вдруг мелькнула догадка: «Да уж не оборотень ли это?»

Игнатьич продолжает вспоминать: свое детство, школу - четыре класса. Вспомнил, что, сидя на уроках, представлял себя на реке, думал о ней, о рыбалке, о рыбе. Размышлял, что долго не мог удержаться на месте: был и председателем школьного родительского комитета, и депутатом поселкового совета, и народным дружинником. Представил свою племянницу Тайку, погибшую под колесами пьяного водителя. «Пробил крестный час, пришла пора отчитываться за грехи», - сожалеет рыбак.

Всю свою жизнь он не мог простить себе, как обошелся с Глашкой Куклиной. Девушка, по-видимому, нравилась Зиновию Утробину. Но пришедшие на чушанскую лесопилку трудармейцы, особенно командир - «тонкий да звонкий лейтенантик», овладели девичьим слухом. По поселку поползли слухи,"дошли они и до Зиновия. Мужики научили Утробина, как рассчитаться с «изменщицей» Глашкой: прижать, зацеловать, затискать, дать волю рукам. Но когда Зиновий увидел скромный девичий наряд: байковые штанишки, крашенные домодельной краской, с разномастными, колотыми пуговицами, он остановился. «...Поддал он хнычущей, трясущейся девчонке коленом в зад, и она полетела в воду». С тех пор между Глашкой и Зиновием легла вражда.

По окончании службы в Киргизии Зиновий вернулся домой, в поселок Чуш, вместе с женой. Глаша вышла замуж за тихого, приезжего мужика - счетовода. Женщина вежливо здоровалась, но рыбак понимал: Глаша не забыла обиды. Зиновий мучился, раскаивался. Будучи еще на службе, написал Глаше письмо с извйнениями, но ответа так и не получил. В первый вечер после приезда он подкараулил ее, решил лично извиниться, на что женщина ему ответила: «Пусть вас Бог простит...».

И теперь, один на один с рекой, ночью и царь-рыбой, Игнатьич думал, что пришло возмездие, потому что никакое злодейство бесследно не проходит. Он стал неистово кричать в темноту: «Прости, Глаша! Прости!» Игнатьич почувствовал рывок, потом удар, царь-рыба ушла в воду, на дно. Рыбак отпустил добычу: «Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь!..» И вдруг Игнатьичу стало легче - и физически, и душевно...

Рассказ «Царь-рыба» является, во-первых, ярким и самобытным рассказом-свидетельством огромной любви сибирского мужика Игнатьича (и автора тоже) к родной сибирской природе. Вторая и основная мысль произведения - о том, как важно для человека сохранить совесть и порядочность, иметь мужество признать свои ошибки, искренне раскаяться в них и попросить прощения - не напоказ, а перед самим собой и этой темной рекой, перед лицом чистой и неподкупной родной природы.

Главным героем новеллы является Игнатьич. Он умный и сметливый, всегда совет даст, если надо - то и делом поможет. За это все односельчане его уважают и любят.

Он все делает "ладно" и разумно, а потому Игнатьич - самый зажиточный селянин.

Хоть герой часто помогает людям, он не искренен по отношению к ним. Рыбак не может наладить хорошие отношения и со своим братом.

В селе Игнатьича знают как самого умелого рыбака: у него есть особенное рыбацкое чутье, опыт предшественников и собственный опыт, приобретенный за долгие годы рыбачества. Но Игнатьич - браконьер, поэтому свои знания он применяет во вред природе.

Вылавливая много рыбы, герой понимает, что это противозаконно и наносит ущерб природе, но все равно продолжает этим заниматься.

Он боится позора (лодка рыбнадзора может в любой момент подкараулить его), но жадничает и хочет разбогатеть любой ценой.

Это и стало роковым обстоятельством Игнатьича при встрече с царь-рыбой.

Встреча рыбака с царь-рыбой

Царь-рыба была похожа на доисторического ящера: у нее не было век, ресниц, она глядела со змеиной холодностью. Рыбак был поражен размерами осетра, который вырос на одних «козявках» и «вьюнцах», он называет его «загадкой природы». При первой же встрече с царь-рыбой, браконьер увидел что-то зловещее в рыбе и понял, что самостоятельно он не сможет "совладать с этаким чудищем".

Жадность Игнатьича не позволила ему позвать на помощь брата: он не хотел делить икру осетра даже на двоих. В какой-то момент ему самому стало стыдно от таких мыслей, но вскоре свою жадность он назвал азартом, а желание поймать осетра оказалось сильнее здравого смысла.

Игнатьич хотел поймать царь-рыбу еще и потому, что она была его рыбацкой удалью, ведь такое таинственное существо попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Желание жить сильнее всякой гордыни

Отогнав прочь все сомнения, рыбак ударил в лоб царь-рыбу обухом топора, но очень скоро Игнатьич оказался в воде. Он был опутан своими же удочками и крючками, которые впились в его тело и тело осетра.

В тот момент рыбак понял, что ему не под силу победить огромную рыбу. Конечно, он осознавал это с самого начала их борьбы, правда, «из-за этакой гады забылся в человеке человек».

Браконьер и царь-рыба были связаны одной долей: их обоих ждала смерть. Однако Игнатьич не собирался умирать, он активно вырывался из цепких крючков. В отчаянии он даже заговорил с рыбой. Желание жить заставляло героя забыть о своей гордыне, и он, переборов себя, крикнул осетру: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..».

Рыбак чувствовал, что смерть не за горами, а рыба все плотнее прижималась к нему толстым и нежным брюхом. От такой почти женской ласковости холодной рыбы Игнатьич испытывал ужас.

В итоге он понял, что рыба прижимается к нему, потому что тоже понимает, что они погибнут.

Как и положено, в этот миг перед глазами рыбака пронеслись картинки из детства, юности, зрелости. Было много счастливых моментов, были и неудачи... Герой понял, что все его жизненные несчастья из-за браконьерства. Игнатьич почувствовал, что его незаконное занятие тяжким грузом легло на его совесть. Герой новеллы вспомнил, как старый дед поучал молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадется коды - отпушшайте сразу».

Именно эти слова заставили Игнатьича задуматься еще больше. Оказалось, что рыбак совершил еще один грех: надругавшись над чувством невесты, он очень сильно обидел ее. Поступку Игнатьича не было оправдания. Рыбак понял, что наказан за свои дурные действия.

Главный герой обратился к Богу с просьбами развести их с рыбой, отпустить ее на волю. Он признал, что осетр сильнее его.

Игнатьич просит прощения и у девушки: «Прос-сти-итееее… её-еээээ… Гла-а-аша-а-а, прости-и-и».

Рыбаку сразу стало легче: его телу - потому что рыба больше не висела на нем мертвым грузом, и его душе - потому что природа простила грехи рыбака, дала ему шанс исправиться, начать жизнь с чистого листа.

Игнатьич - главный герой новеллы. Этого человека уважают односельчане за то, что он всегда рад помочь советом и делом, за сноровку в ловле рыбы, за ум и сметливость. Это самый зажиточный человек в селе, все делает «ладно» и разумно. Нередко он помогает людям, но в его поступках нет искренности. Не складываются у героя новеллы добрые отношения и со своим братом.

В селе Игнатьич известен как самый удачливый и умелый рыбак. Чувствуется, что он в избытке обладает рыбацким чутьём, опытом предков и собственным, обретённым за долгие годы. Свои навыки Игнатьич часто использует во вред природе и людям, так как занимается браконьерством. Истребляя рыбу без счета, нанося природным богатствам реки непоправимый урон, он сознаёт незаконность и неблаговидность своих поступков, боится «сраму», который может его постигнуть, если браконьера в темноте подкараулит лодка рыбнадзора. Заставляла же Игнатьича ловить рыбы больше, чем ему было нужно, жадность, жажда наживы любой ценой. Это и сыграло для него роковую роль при встрече с царь-рыбой.

Рыба походила на «доисторического ящера», «глазки без век, без ресниц, голые, глядящие со змеиной холодностью, чего-то таили в себе». Игнатьича поражают размеры осетра, выросшего на одних «козявках» и «вьюнцах», он с удивлением называет его «загадкой природы». С самого начала, с того момента, как увидел Игнатьич царь-рыбу, что-то «зловещее» показалось ему в ней, и позже понял, что «одному не совладать с этаким чудищем».

Желание позвать на подмогу брата с механиком вытеснила всепоглощающая жадность: «Делить осетра?.. В осетре икры ведра два, если не больше. Икру тоже на троих?!» Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время «жадность он почёл азартом», а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума. Кроме жажды наживы, была ещё одна причина, заставившая Игнатьича помериться силами с таинственным существом. Это удаль рыбацкая. «А-а, была не была! - подумал главный герой новеллы. - Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не «всякому Якову».

Отбросив сомнения, «удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу...». Вскоре незадачливый рыбак оказался в воде, опутанный своими же удами с крючками, впившимися в тела Игнатьича и рыбы. «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке», - пишет автор. Тогда и понял рыбак, что огромный осётр «не по руке ему». Да он и знал это с самого начала их борьбы, но «из-за этакой гады забылся в человеке человек». Игнатьич и царь-рыба «повязались одной долей». Их обоих ждёт смерть. Страстное желание жить заставляет человека рваться с крючков, в отчаянии он даже заговаривает с осетром. «Ну что тебе!.. Я брата жду, а ты кого?» - молит Игнатьич. Жажда жизни толкает героя и на то, чтобы перебороть собственную гордыню. Он кричит: «Бра-ате-ельни-и-и-ик!..»

Игнатьич чувствует, что погибает. Рыба «плотно и бережно жалась к нему толстым и нежным брюхом». Герой новеллы испытал суеверный ужас от этой почти женской ласковости холодной рыбы. Он понял: осётр жмётся к нему потому, что их обоих ждёт смерть. В этот момент человек начинает вспоминать своё детство, юность, зрелость. Кроме приятных воспоминаний, приходят мысли о том, что его неудачи в жизни были связаны с браконьерством. Игнатьич начинает понимать, что зверский лов рыбы всегда будет лежать на его совести тяжёлым грузом. Вспомнился герою новеллы и старый дед, наставлявший молодых рыбаков: «А ежли у вас, робяты, за душой што есть, тяжкий грех, срам какой, варначество - не вяжитесь с царью-рыбой, попадётся коды - отпушшайте сразу».

Слова деда и заставляют астафьевского героя задуматься над своим прошлым. Какой же грех совершил Игнатьич? Оказалось, что тяжкая вина лежит на совести рыбака. Надругавшись над чувством невесты, он совершил проступок, не имеющий оправдания. Игнатьич понял, что этот случай с царь-рыбой - наказание за его дурные поступки.

Обращаясь к Богу, Игнатьич просит: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!» Он просит прощения у девушки, которую когда-то обидел: «Прос-сти-итееее... её-еээээ... Гла-а-аша-а-а, прости-и-и». После этого царь-рыба освобождается от крюков и уплывает в родную стихию, унося в теле «десятки смертельных уд». Игнатьичу сразу становится легче: телу - оттого что рыба не висела на нем мёртвым грузом, душе - оттого что природа простила его, дала ещё один шанс на искупление всех грехов и начало новой жизни.

Год издания книги: 1976

Произведение Астафьева «Царь рыба» читать стало популярно, благодаря его наличие в школьной программе. Это в некотором плане фантастическое произведение получило широкую популярность, и в местах, где якобы происходили действия этой повести Астафьева даже установлен памятник. Кроме того за повесть «Царь рыба» Астафьев был награжден государственной премией СССР, а само произведение перевели на несколько иностранных языков.

Повести Астафьева «Царь рыба» краткое содержание

Повести Астафьева «Царь рыба» краткое содержание стоит начать с описания главного героя. Игнатьич Утробин работал наладчиком пил и станков в поселке Чуш, который расположен на Енисее. Работу свою он знал и любил поковыряться в других механизмах, что у него очень неплохо получалось. За это он получил прозвище механик, а за то, что брал за свои услуги совсем немного, был уважаем в поселке. Пил главный герой «Царь рыба» Астафьева немного и с умом, ну и конечно любил рыбалку. Самоловы он всегда ставил очень удачно, хоть и в стороне от обычных мест, дабы не мешать другим жителям поселка. Только в своем браконьерстве он меры не знал и часто брал и портил рыбы больше чем ему нужно. Он это сам понимал, но боялся скорее не рыбнадзора, а стыда перед жителями поселка.

Далее в повести «Царь рыба» кратком содержании читать можно о брате Игнатьича – Командоре. Он был очень завистлив и недолюбливал брата. Поэтому всегда опутывал своими самоловами самоловы брата, а иногда и распугивал рыбу у самоловов брата. Но этим его нелюбовь к брату не ограничивалась. Ведь ему казалось, что Игнатьич сознательно издевается над ним. Поэтому однажды он пригрозил брату ружьем. Вышел большой скандал, и жена Командора отправила его извиняться перед братом. Но Игнатьич начал нравоучение, что обозлило Командора, но он промолчал.

Дальше в произведении Астафьева «Царь рыба» читать можно о том, как Игнатьич отправился проверять свои самоловы. Проверив два из них, он взял около 70 стерляди. Но приплыв к третьему уже, когда начало темнеть, обнаружил там большую рыбу, которая заметно выдохлась. Такая царь-рыба случалась в жизни каждого рыбака лишь раз и являлась большой удачей. Но еще дед говорил, что такую рыбу лучше случайно отпустить и перекреститься, как будто нечего не было. Но в повести Астафьева «Царь рыба» читать можно о том, как Игнатьич борется с рыбой. Он добавил крючков, но это не помогло. В какой-то момент он понимает, что выловить такую рыбу самому у него не выйдет. А ведь если приглашать на помощь брата, то придется делиться с ним. А здесь одной икры на 2 ведра.

Главный герой произведения Астафьева «Царь рыба» понимал, что выловить эту рыбу сам он не сможет, но, тем не менее, продолжал борьбу. Он попробовал ее ударить топором, но промахнулся. Затем изловчившись, он практически закинул рыбу в лодку, но она встрепенулась, и Игнатьич оказался за бортом. Несмотря на то, что рыба практически мгновенно опутала его леской и крюками, Игнатьичу удалось зацепиться за борт лодки. Но вылезти он не мог. Ведь всякий раз, когда он пытался вылезти, рыба начинала бесноваться и еще больше запутывать его леской. Так и висели они на борту лодки двое обреченных и истекающих кровью от крючков и порезов лески.

Далее в повести Астафьева «Царь рыба» кратком содержании можно узнать, как Игнатьич принялся уговаривать рыбу сдаться и отпустить его. Казалось, рыба понимала его и жалась свои пузом все ближе. Но всякая попытка вылезти заканчивалась неудачей. А главный герой уже не чувствовал ног. В этот момент он вспомнил, как видел утопленника, уже немного обглоданного рыбами. А может его как старика Куклина даже не найдут.

Далее в повести «Царь рыба» читать можно том, как у Игнатьича начались видения, и он мгновенно пришел в себя. Рыба по-прежнему жалась к нему своим животом, полным икры. В этом было что-то женственное. Как будто это был оборотень. А между прочем, из-за этой рыбы вся его жизнь пошла наперекосяк. Четыре класса он едва окончил, в библиотеку некогда не ходил и даже своей племяннице, которую задавила машина, прийти на помощь не сумел.

Тут главный герой повести «Царь рыба» вспомнил о своем деде, который советовал связываться с царь-рыбой, только если на душе нет грехов. А на душе Игнатьича такой был. Как то в 1942 году прислали в их поселок солдатиков, резать доски на ящики для снарядов. О лейтенантике, командующем ими, млели все сельские девки. А Глашка Куликина, с которой тогда встречался Игнатьич даже призналась, что согрешила с ним. Поэтому когда солдатики уехали, по ученью старших решил он наказать девку. Поставил ее над обрывистом берегу, снял портки, и толкнул коленом. Место он выбрал неглубокое, чтоб только напугать. Но с тех пор с Глашкой они стали враги. И даже его письма, с просьбой простить, не возымели не какого эффекта. Теперь он начал молить у нее прощения. В этот момент вдоль реки проплыла моторка, но у главного героя повести Астафьева «Царь рыба» даже не было сил позвать на помощь. Рыба же дернулась. Оторвала несколько крюков и ушла на дно. А Игнатьич лишь пожелал ей доброго пути.

Повесть «Царь рыба» на сайте Топ книг

Произведение Астафьева «Царь рыба» уже не первый раз попадает в наш рейтинг . А вот в рейтинг в этом квартале оно попало впервые. При этом уже на протяжении долго времени интерес повесть Астафьева «Царь рыба» читать достаточно стабилен, что позволяет предположить и дальнейшие высокие места этой книги.