Вопрос о наследнике престола после Ивана III. Иван III Васильевич

Иван 3

Биография Ивана 3 (кратко)

Родился Иван Васильевич в семье Великого Московского князя Василия Васильевича. Накануне своей смерти отец Ивана составил завещание, согласно которому земли распределяются между своими сынами. Так старший сын Иван получает в свои владения 16 центральных городов, включая и Москву.
Вступив во владения, после смерти отца, он издает указ, согласно которому чеканятся золотые монеты с именами царя и его сына. Первая жена Ивана 3 рано умирает. В целях породнится с Византией царь вступает в повторный брак с Софьей Палеолог. В браке у них рождается сын Василий. Однако царь на престол назначает не его, а своего внука Дмитрия, отцом которого являлся Иван Молодой- сын от первого брака, который рано скончался. В смерти Ивана Молодого царь обвинил вторую жену, которая была враждебно настроена против пасынка, но впоследствии была прощена. Объявленный ранее наследником престола внук Дмитрий вместе со своей матерью Еленой оказались в опале, их заточили в тюрьму, где впоследствии убили Елену. Чуть раньше умирает и Софья. Не смотря на обоюдную ненависть при жизни, их обеих хоронят рядом в церкви Вознесения.
После смерти второй жены царь тяжело болеет, он слепнет на один глаз и у него перестает двигаться рука, что говорит о поражении головного мозга. 27 октября 1505 года царь Иван 3 умирает. Согласно его завещания власть переходит к его сыну от второго брака Василию 3.

Внешняя политика Ивана 3

За времена царствования Ивана 3 прекращается многолетняя зависимость от Орды, более того он яро поддерживает противников Орды. Происходит окончательное становление Российского независимого государства.
Внешняя политика имела успех и в восточном направлении, благодаря правильному сочетанию военной силы и дипломатических переговоров царю удалось присоединить к московской политике Казанское ханство.

В период правления Ивана 3 небывалого подъема достигло архитектурное строительство. В страну были приглашены итальянские мастера, которые привнесли новое течение в архитектуре - Возрождение. Развивается новый виток идеологии, появляется герб, с изображенным на нем двуглавым орлом.

Судебник Ивана 3


Одним из важных моментов правления стал Судебник Ивана 3, принятый в 1497 году. Судебник представлял собой свод законов, которые применялись в то время на Руси. В этом, своего рода, муниципальном акте фиксировались: перечень повинностей должностных лиц, право крестьян на переход к другому феодалу, только накануне или после Юрьева дня, с обязательной уплатой налога за проживание. Это были первые предпосылки к дальнейшему укоренению крепостного права. Согласно Судебника самосуд не допускался ни при каких обстоятельствах, происходил контроль и корректирование торговых сделок. Была введена новая форма землевладения - поместная, согласно которой землевладельцы работают и покоряются царю.

Внутренняя политика Ивана 3

Во времена царствования Ивана Васильевича большинство земель вокруг самой Москвы объединились, а сама Москва стала центром государства. В состав вошли: Новгородская земля, Тверское, Ярославское, Ростовское княжество. После победы над Великим Литовским княжеством были присоединены: Чернигов, Брянск и Новгород-Северский. Благодаря политике и завоеваниям, Россия получила право самостоятельно принимать решение. Появились приказная и поместная система управления. Во внутренней политике был взят курс на централизацию страны. В период управления Ивана Васильевича культура достигла небывалого подъема: был возведен Успенский собор, стремительно развивалась летопись.
Правление Ивана 3 было успешным и сам царь был назван "Великим".

Поход Ивана III на Великий Новгород
Статья рассказывает о краткой биографии Ивана III - великого московского князя, сыгравшего огромную роль в процесс объединения русских земель в единое государство.

Биография Ивана III: ранние годы

Иван Васильевич родился в 1440 г. и был сыном московского князя Василия II. Отец позаботился о престолонаследии и приказал с детства именовать Ивана великим князем. Мальчик с ранних лет начал совместно с отцом подписывать все важнейшие государственные указы. Раннее приобщение к государственной деятельности сформировало твердый характер и честолюбие будущего великого князя. Иван тонко разбирался в сложных политических вопросах и ставил перед собой четкие цели, осуществления которых упорно добивался.
В 1462 г. умер Василий II и Иван получил великое княжение, получив титул Ивана III. С первых лет княжения он повел решительную борьбу против оставшихся независимых князей. Через год он подчинил себе ярославских князей и объявил их земли своей вотчиной.
Другой важнейшей задачей нового князя стала борьба с независимой Новгородской республикой. Новгород до сих пор оставался крупнейшим центром Северо-Западной Руси и продолжал претендовать на ведущую роль в политике Древней Руси. Иван III направил послов в Новгород с твердыми требованиями о признании власти Москвы. Новгородцы опасались открытого столкновения с московским великим князем, поэтому стали искать союзников за рубежом. Началось сближение Новгородской республики с Литвой. На княжение был приглашен литовский князь, а с королем Казимиром был заключен договор, согласно которому Новгород переходил под власть Литвы, обязывающейся защищать его от посягательств Москвы.
Военное столкновение становилось неизбежным. В 1471 г. московское войско наголову разбило армию новгородцев на р. Шелони. Литва помощи не предоставила, и Новгород попросил пощады. В результате был заключен договор, по которому Новгород отрекался от Литвы, передавал Москве некоторые территории, обязывался уплатить контрибуцию.

Биография Ивана III: слияние с византийской династией

В 1467 г. умерла жена Ивана III. Начались переговоры с Византией о браке великого князя с царевной Софьей Палеолог. Брак состоялся в 1472 г. и имел огромное политическое значение. Благодаря родственной связи с династией византийских императоров Русь становилась в один ряд с европейскими монархиями. Титул великого князя значительно повышался в глазах современников. По многочисленных свидетельствам супруга Ивана III была очень опытной и хитрой женщиной. Она всячески стремилась к укреплению власти своего мужа. На Руси был значительно изменен придворный порядок, в который вошли многие черты и обычаи византийского церемониала.
Отношение к Ивану III стало гораздо более почтительным. Его правление приобретало характер самодержавной власти. Поведение великого князя также изменилось. Он стал вести себя как абсолютный повелитель. Именно Ивана III, а не его знаменитого внука, начали впервые называть Грозным.
Иван III с еще большим усердием продолжал политику объединения Руси. В 1474 г. он выкупил оставшиеся территории Ростовского княжества, которое теперь полностью находилось под властью Москвы.
Главным же направлением политики стало окончательное подчинение Новгорода. Воспользовавшись оговоркой новгородских послов, которые случайно назвали великого князя государем (обычно употреблялся термин "господин"), Иван III потребовал от Новгорода признания своей абсолютной власти. Получив отказ, он направил войска, которые принялись разорять и жечь новгородские территории. Вскоре московское войско осадило Новгород. Новгородские бояре направили послов для переговоров о сдаче города. Несколько раз Иван III не принял послов, выдвигая все более жесткие требования. Когда в городе начался голод, жители были согласны на любые условия. Самоуправление Новгорода было навсегда упразднено, город признавал абсолютную власть Ивана III. В знак особой покорности великий князь приказал снять вечевой колокол и увезти его в Москву. Присоединение Новгорода в 1478 г. означало полную победу Москвы в процессе "собирания" земель.
Новгород сделал еще одну попытку восстановления независимости через год. Иван III вновь совершил усмирительный поход. Главные зачинщики восстания были казнены, большое количество знатных людей выселено из Новгорода, на их место переселились сторонники великого князя.
Биография Ивана III: поздний период правления
В правление Ивана III произошло важное в русской истории событие - стояние на Угре (1480 г.). Москва уже давно не признавала власть ордынских ханов и не платила дань. Хан Ахмат, собрав войско, собирался покарать московского князя. Он заключил договор с Литвой и надеялся на удар объединенными силами. Король Казимир помощи не прислал. Иван III и Ахмат проявляли нерешительность, занимая противоположные берега р. Угра. С началом зимы войско хана отступило. Несмотря на то, что никаких боевых действий не произошло, стояние на Угре стало символом окончательного избавления от татаро-монгольского ига.
В 1485 г. после грабительского похода власть великого князя признала Тверь, где был посажен сын Ивана III. Через четыре года были присоединена Вятка.
Удачно складывалась политика Ивана III в отношении Литвы. Под его подданство постоянно переходили православные князья, проживающие на пограничных территориях. С 1492 по 1503 гг. успешно шли незначительные военные действия Ивана III против короля Александра. Присоединение осуществлялось в добровольном порядке. В результате по договору 1503 г. за Иваном III закреплялось право на все присоединенные территории.
В 1506 г. Иван III умер, оставив после себя значительно укрепленное русское единое государство.

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • К оглавлению: Правители

  • Иван III Васильевич
    Годы жизни: 22 января 1440 - 27 октября 1505 г.
    Годы правления: 1462-1505 гг.
    Великий князь московский с 1462 по 1505 год.

    Из династии Рюриковичей.

    Важную роль в воспитании наследника престола играют военные походы. В 1452 году Иван уже был послан номинальным главой войска в поход на устюжскую крепость Кокшенгу, который был успешно выполнен. Вернувшись из похода с победой, Иван Васильевич обвенчался со своей невестой, Марией Борисовной (4 июня 1452 г.). Вскоре Дмитрий Шемяка был отравлен, и длившаяся четверть века кровавая междоусобица пошла на убыль.

    В 1455 г. Иван совершает победоносный поход против татар, вторгшихся в пределы Руси. В августе 1460 г. он становится во главе русского войска, закрывшего путь на Москву наступающим татарам хана Ахмата.

    К 1462 году, когда умер Василий, 22-летний Иван III Васильевич был уже человеком много повидавшим, готовым к решению разных государственных вопросов. Отличался рассудительностью, властолюбием и умением неуклонно идти к поставленной цели. Начало княжения великий князь ознаменовал выпуском золотых монет с отчеканенными именами великого князя Ивана III и его сына, наследника престола, Ивана Молодого. Получив по духовной грамоте своего отца право на великое княжение, впервые со времен нашествия Батыя Иван не поехал в Орду для получения ярлыка, и стал властителем территории примерно в 430 тыс. кв. км.

    В течение всего правления Ивана III Васильевича главной целью внешней политики страны являлось объединение северо-восточной Руси в единое Московское государство.

    Так, дипломатическими соглашениями, хитрыми маневрами и силой он присоединил Ярославское (1463), Димитровское (1472), Ростовское (1474) княжества, Новгородскую землю, Тверское княжество (1485), Белозерское княжество (1486), Вятскую (1489), часть Рязанской, Черниговскую, Северскую, Брянскую и Гомельскую земли.

    Иван III Васильевич беспощадно боролся с княжеско-боярской оппозицией, установив нормы налогов, которые собирались с населения в пользу наместников. Большую роль стали играть дворянское войско и дворянств. В интересах дворян-помещиков было введено ограничение на переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право перехода только один раз в году - за неделю до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и спустя неделю после Юрьева дня. При Иване Васильевиче появилась артиллерия как составная часть войска.

    В 1467 - 1469 гг. Иван III Васильевич успешно вел военные действия против Казани, в итоге добившись ее вассальной зависимости. В 1471 году совершил поход на Новгород и, благодаря удару по городу на нескольких направлениях, совершенному профессиональными воинами, в ходе битвы на Шелони 14 июля 1471 года, победил в последней феодальной войне на Руси, включив Новгородские земли в состав Русского государства.

    После войн с Литовским великим княжеством (1487 – 1494 гг.; 1500 – 1503гг.) к Руси отошли многие западно-русские города и земли. Согласно Благовещенскому перемирию 1503 года в состав русского государства вошли: Чернигов, Новгород-Северский, Стародуб, Гомель, Брянск, Торопец, Мценск, Дорогобуж.

    Успехи в расширении страны способствовали и росту международных связей со странами Европы. В частности, был заключён союз с Крымским ханством, с ханом Менгли-Гиреем, при этом в договоре прямо назывались враги, против которых стороны должны были совместно действовать - хан Большой Орды Ахмат и великий литовский князь. В последующие годы русско-крымский союз показал свою действенность. В ходе русско-литовской войны 1500-1503 гг. Крым оставался союзником России.

    В 1476 году Иван III Васильевич прекратил уплату дани хану Большой Орды, что должно было привести к столкновению двух давних противников. 26 октября 1480 г. «стояние на р.Угре» завершилось фактической победой Российского государства, получив желанную независимость от Орды. За свержение золотоордынского ига в 1480 году Иван III Васильевич получил в народе прозвище Святой.

    Объединение ранее раздробленных русских земель в единое государство настоятельно требовало единства правовой системы. В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник - единый законодательный кодекс, в котором отразились нормы таких документов, как: Русская Правда, Уставные грамоты (Двинская и Белозерская), Псковская судная грамота, ряд указов и распоряжений московских князей.

    Время правления Ивана Третьего также охарактеризовалось масштабным строительством, возведением храмов, развитием зодчества, расцветом летописания. Так, возведены Успенский собор (1479), Грановитая палата (1491), Благовещенский собор (1489), построены 25 церквей, интенсивное строительство московского и новгородского Кремля. Построены крепости Ивангород (1492), в Белоозере (1486 год), в Великих Луках (1493 год).

    Появление двуглавого орла в качестве государственного символа Московского государства на печати одной из грамот, выданной в 1497 году Иваном III Васильевичем символизировало равенство рангов императора Священной Римской империи и великого князя московского.

    Был женат дважды:

    1) с 1452 г. на Марии Борисовне, дочери тверского князя Бориса Александровича (умерла в 30-летнем возрасте, по слухам - была отравлена);

    сын Иван Молодой

    2) с 1472 г. на византийской царевне Софье Фоминичне Палеолог, племяннице последнего императора Византии, Константина XI

    сыновья: Василий, Юрий, Дмитрий, Семён, Андрей

    дочери: Елена, Феодосия, Елена и Евдокия

    Брак Московского государя с Греческой царевной был важным событием в русской истории. Он открыл путь связям Московской Руси с Западом. Иван Васильевич вскоре после этого первый получил прозвание Грозного, потому что был для князей дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание. По первому указанию Грозного Ивана головы неугодных князей и бояр ложились на плаху. После женитьбы Иван принял титул "Государь всея Руси".

    Со временем 2-й брак великого князя Ивана III Васильевича стал одним из источников напряжённости при дворе. Сложились 2 группировки придворной знати, одна из которых поддерживала наследника престола - Ивана Ивановича Молодого (сына от 1-го брака), а вторая - новую великую княгиню Софью Палеолог и Василия (сын Ивана Васильевича от второго брака). Эта семейная распря, во время которой столкнулись враждебные политические партии, переплелась еще с церковным вопросом - о мерах против жидовствующих.

    Поначалу Иван Васильевич после смерти своего сына Ивана Ивановича Молодого (умер от подагры), короновал его сына, а своего внука, Дмитрия 4 февраля 1498 года в Успенском соборе. Но вскоре благодаря искусной интриге со стороны Софьи и Василия встал на их сторону. 18 января 1505 года в заточении умерла Елена Стефановна, мать Дмитрия, а в 1509 году в тюрьме умер и сам Дмитрий.

    Летом 1503 года Иван III Васильевич серьёзно заболел, он ослеп на один глаз; наступил частичный паралич одной руки и одной ноги. Оставив дела, великий князь Иван Васильевич отправился в поездку по монастырям.

    27 октября 1505 года великий князь Иван III Васильевич скончался. Своим наследником перед смертью он назвал сына Василия.

    Историки сходятся во мнении, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, именно при нем Русское государство к началу XVI века заняло почетное международное положение, выделяясь новыми идеями, культурно-политическим ростом.

    Переговоры тянулись три года. 12 ноября года невеста наконец приехала в Москву .

    Свадьба состоялась в тот же день. Брак Московского государя с Греческой царевной был важным событием русской истории. Он открыл путь связям Московской Руси с Западом. С другой стороны, вместе с Софьей при московском дворе утвердились некоторые порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам великий князь возвысился в глазах современников. Они заметили, что Иван после брака на племяннице императора византийского явился самовластным государем на московском великокняжеском столе; он первый получил прозвание Грозного , потому что был для князей дружины монархом, требующим беспрекословного повиновения и строго карающим за ослушание. Он возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедимина должны были благоговейно преклониться наравне с последними из подданных; по первому мановению Грозного Ивана головы крамольных князей и бояр ложились на плаху.

    Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом. Женщины, говорят современники, падали в обморок от его гневного взгляда. Придворные, со страхом за свою жизнь, должны были в часы досуга забавлять его, а когда он, сидя в креслах, предавался дремоте, они неподвижно стояли вокруг, не смея кашлянуть или сделать неосторожное движение, чтобы не разбудить его. Современники и ближайшие потомки приписали эту перемену внушениям Софии , и мы не имеем права отвергать их свидетельства. Немецкий посол Герберштейн, бывший в Москве в княжение сына Софии, говорил о ней: "Это была женщина необыкновенно хитрая, по ее внушению, великий князь сделал многое ".

    Война с Казанским ханством 1467 - 1469 гг.

    Сохранилось послание митрополита Филиппа к великому князю, написанное в начале войны. В нем он сулит мученический венец всем, кто прольет свою кровь «за святыя Божиа церкви и за православное хрестияньство ».

    При первой же встрече с головным казанским войском русские не только не решились начать сражение, но и не сделали даже попытки переправиться через Волгу на другой берег, где стояла татарская рать, и потому просто повернули обратно; так, даже не начавшись, "поход" окончился позором и неудачей.

    Хан Ибрагим не стал преследовать русских, но совершил карательную вылазку на лежавший близко от казанских границ в костромской земле русский город Галич-Мерьский и разграбил его окрестности, хотя самого укрепленного острога взять не смог.

    Иван III приказал направить сильные гарнизоны во все пограничные города: Нижний Новгород , Муром , Кострому , Галич и совершить ответное карательное нападение. Из костромских пределов татарские войска выгнал воевода князь Иван Васильевич Стрига-Оболенский , а нападение на земли марийцев - с севера и запада осуществили отряды под командованием князя Даниила Холмского , дошедшие даже до самой Казани .

    Тогда казанский хан отправил ответное войско в направлениях: галичском (татары дошли до р.Юга и взяли Кичменский городок и оккупировали две костромские волости) и нижегородско-мурманском (под Нижним Новгородом русские разбили татарское войско и взяли в плен предводителя казанского отряда мурзу Ходжу-Берды).

    "Вся кровь христианская падет на тебя за то, что, выдавши христианство, бежишь прочь, бою с татарами не поставивши и не бившись с ними , - говорил он. - Зачем боишься смерти? Не бессмертный ты человек, смертный; а без року смерти нет ни человеку ни птице, ни звею; дай мне, старику, войско в руки, увидишь, уклоню ли я лицо свое перед татарами! "

    Пристыженный Иван не поехал в свой Кремлевский двор, а поселился в Красном сельце.

    Отсюда он послал приказ сыну ехать в Москву , но тот решился лучше навлечь на себя отцовский гнев, чем ехать от берега. "Умру здесь, а к отцу не пойду ", сказал он князю Холмскому , который уговаривал его оставить войско. Он устерег движение татар, хотевших тайно переправиться через Угру и внезапно броситься на Москву: татар отбили от берега с большим уроном.

    Тем временем Иван III, прожив две недели под Москвой, несколько оправился от страха, сдался на уговоры духовенства и решил ехать к войску. Но до Угры не доехал, а стал в Кременце на реке Луже. Здесь опять начал его одолевать страх и он совсем было решился уже кончить дело миром и отправил к хану Ивана Товаркова с челобитьем и дарами, прося жалованья, чтоб отступил прочь. Хан отвечал: "Жалую Ивана; пусть сам приедет бить челом, как отцы его к нашим отцам ездили в Орду ".

    Однако золотые монеты были отчеканены в небольшом количестве и по многим причинам не прижились в экономических отношениях тогдашней Руси.

    В году был издан общерусский Судебник , с помощью которого стало проводиться судопроизводство. Большую роль стали играть дворянство и дворянское войско. В интересах дворян-помещиков был ограничен переход крестьян от одного господина к другому. Крестьяне получили право осуществлять переход только один раз в году - за неделю до осеннего Юрьева дня Русскую Церковь . Во многих случаях, а особенно при выборе митрополита , Иван III вел себя как глава церковной администрации. Митрополита избирал епископский собор, однако с одобрения великого князя. Однажды (в случае с митрополитом Симоном) Иван торжественно провел вновь посвященного прелата к митрополичьей кафедре в Успенском соборе , таким образом подчеркнув прерогативы великого князя.

    Проблему церковных земель широко обсуждали и миряне и духовенство. Многие миряне, включая некоторых бояр, одобрительно относились к деятельности заволжских старцев , направленной на духовное возрождение и очищение церкви.

    Право монастырей владеть землей ставило под вопрос и другое религиозное движение, которое фактически отрицало весь институт Православной Церкви: ".

    Потин В.М. Венгерский золотой Ивана III // Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе. М., 1972, с.289