Якушин, михаил нестерович. Якушин михаил нестерович

После войны Михаил Нестерович Якушин был на ответственных командных должностях. Службу закончил в звании Генерал - Майора авиации, награждён многими орденами и медалями.


Михаил Якушин родился в 1910 году недалеко от Москвы. Первые строки биографии паренька из рабочей семьи - отражение своего времени: начальная школа, фабрично - заводское училище, ткацкая фабрика, Московский текстильный техникум.

В 1932 году Михаил Якушин по партийной путёвке был направлен в Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков. Затем была учёба в Энгельсской школе военных лётчиков и служба в Бакинской истребительной авиационной бригаде (Азербайджан).

Вместе с другими лётчиками - добровольцами участвовал в национально - революционной войны испанского народа 1936 - 1939 годов. В Испанию Якушин прибыл в Мае 1937 года. По свидетельству близко знавших его людей, Михаил был человеком сдержанным, привыкшим выражать свои мысли коротко и ясно.

Свою боевую деятельность Лейтенант Якушин, под именем Родриго Матеа (Rodrigo Mateu), начал в составе 1-й авиационной эскадрильи под командованием Ивана Ерёменко. Эскадрилья летала на истребителях - бипланах И-15 с аэродрома Лос Алказарес (Los Alcazares). Одну из побед Якушин одержал 7 Июля, когда в группе с Анатолием Серовым уничтожил итальянский истребитель Фиат CR-32 в районе Брунете.

Когда немецкие лётчики, воевавшие в Испании на стороне мятежников, начали предпринимать ночные бомбардировки одиночными самолётами городов, аэродромов и позиций республиканских войск, то поначалу ничего, кроме средств пассивной обороны (маскировка и затемнение), этому не противопоставлялось. Даже инициатива наших лётчиков использовать их истребители ночью, была поддержана не сразу. Но всё же попробовать разрешили - вдруг что и получится. И получилось!

Первую победу в ночном бою, 26 Июня 1937 года в зоне Мадрида, одержал Михаил Якушин . На другой день стало известно, что 4 человека из состава экипажа Ju-52 были убиты ещё в воздухе, пятый выбросился с парашютом и был взят в плен - удар оказался на редкость точным. Вслед за ним одержал победу Анатолий Серов (27 Июня). За эти победы Республиканское правительство наградило Якушина и Серова именными золотыми часами, а наше - орденами Красного Знамени.

Эти первые победы подняли дух всех лётчиков. Не только на Центральном фронте, но и на других участках стали организовывать группы ночных истребителей на самолётах И-15. И дело пошло. Все чаще ослепительным факелом стали падать в ночи вражеские машины. Вскоре на Сарагосском фронте Иван Ерёменко сбил вражеский самолёт, в районе Барселоны Евгений Степанов и Илья Финн увеличили счёт ночных побед, на этот раз горели хваленые итальянские самолёты - подарок Франко от Муссолини. В районе Валенсии отличились испанские авиаторы... и ночные бомбардировки быстро прекратились.

Сражаясь в рядах ВВС Республиканской Испании, М. Н. Якушин участвовал в боях за Мадрид, Сарагосу, Барселону, Картахену, прикрывая население испанских городов и сёл от налётов вражеской авиации. С особой наглядностью талант и мастерство лётчика проявились в его беспримерно дерзких ночных поединках с бомбардировщиками врага. Всего в небе Испании Михаил Якушин одержал 7 воздушных побед (по другим источникам - 5 лично и 1 в группе). Был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

В Октябре 1937 года он вернулся в Советский Союз, где продолжил службу в ВВС. В Июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис Капитан М. Н. Якушин прибыл для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками...

В предвоенные годы его имя довольно часто появлялось в печати: Якушин неоднократно участвовал в московских авиационных парадах в составе Серовской "красной пятёрки" истребителей И-16. Ему были присущи виртуозное лётное мастерство и удивительная настойчивость в любом деле - большом или малом. Затем Подполковник М. Н. Якушин работал в Лётной инспекции ВВС РККА, возглавлял отдел истребительной авиации.

22 Июня 1941 года Михаил Якушин , будучи в составе инспекционной группы Генерального штаба, прилетел на один из аэродромов в районе Старого Двора, где размещался истребительный авиаполк А. П. Николаева. Узнав о нападении Германии на нашу страну, он приказал Николаеву перебазировать половину самолётов на запасной аэродром в районе Лиды, и тем самым сохранил часть техники. Его однокашник по лётному училищу, Сергей Черных успел вывести из - под удара противника только лётно - технический состав своей дивизии - почти все самолёты были уничтожены на земле (Герой Советского Союза С. А. Черных был расстрелян 27 Июля 1941 года вместе с группой других военоначальников, обвинённых в провале начального периода войны).

В то время, когда на аэродромах уже горели наши самолёты, командиры частей ещё находились под гипнозом сурового предупреждения - не поддаваться на пограничные провокации со стороны немцев. Проявление личной командирской инициативы было равносильно тому, что добровольно предстаешь перед военным требуналом. Тем весомее выглядит поступок Якушина, рискнувшего нарушить этот приказ и вывести часть техники из под удара, пусть даже ценой собственной жизни.

В Июле 1941 года Майор М. Н. Якушин был назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. Не раз ему приходилось самому подниматься в воздух.

Вечером 4 Октября 1941 года командующий Западным фронтом доложил в Ставку "об угрозе выхода крупной группировки противника в тыл нашим войскам". Данные, полученные с воздуха, подтвердили эти мрачные прогнозы. Так, в тот же день, Якушину было приказано вылететь в Шайковку, неподалёку от Юхнова. Уже на подходе к аэродрому ему удалось обнаружить колонну вражеских танков, стоявших на обочине Варшавского шоссе. Снизившись до 300 метров, Якушин хорошо рассмотрел чёрно - жёлтые пятна камуфляжа и танкиста с гитарой на броне одного из танков.

Немцы открыли зенитный огонь. Видимо, после длительного марша у мотомеханизированной колонны кончилось горючее и противник ждал его поступления. По возвращении, вся эта информация была доложена командующему 6-го ИАК И. Д. Климову. В результате на следующее утро последовали новые вылеты на разведку, для подтверждения или опровержения угрожающего сообщения о прорыве немецких танков. Одновременно Климов был вызван на Лубянку и вернулся оттуда бледным и осунувшимся. Сам Якушин отмечал, что этот факт не нашёл отражения в архивных документам...

С 24 Февраля 1943 года, после трагической гибели дважды Героя Советского Союза Генерал - Лейтенанта авиации Г. П. Кравченко, Полковник М. Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией (действующей на Волховском фронте).

Командуя этой дивизией он и закончил войну. Лётчики его 215-й ИАД особенно отличились осенью 1944 года в период боёв за Восточную Пруссию (тогда дивизия входила в состав 8-го истребительного авиационного корпуса, командиром которого был другой герой боёв в небе Испании - А. С. Осипенко).

После войны Михаил Нестерович Якушин был на ответственных командных должностях. Службу закончил в звании Генерал - Майора авиации, награждён многими орденами и медалями. Умер в Москве 5 Июля 1999 года.

Памятные воздушные бои в небе Республиканской Испании нашли отражение в записках лётчика, включённых в книгу "Под знаменем Испанской республики. 1936 - 1939 года. Воспоминания советских добровольцев", вышедшей в свет в 1965 году. Исправленный и дополненный вариант этих записок опубликован в более позднем сборнике "Поэма о крыльях.

Михаил Нестерович Якушин

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Карлос Кастехон

Дата рождения
Дата смерти
Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск
Годы службы
Звание

: неверное или отсутствующее изображение


генерал-майор авиации
Часть

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Командовал

ВВС Северо-Кавказского военного округа

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны
Награды и премии
Орден Жукова Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Кутузова II степени Орден Кутузова II степени Орден Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды
Орден Красной Звезды Медаль «За боевые заслуги» Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» 40px
Медаль «За оборону Москвы» Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 40px 40px
40px 40px 40px 40px
40px 40px 40px 40px
40px 40px 40px 40px

Других государств :

Связи

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаи́л Не́стерович Яку́шин ( -5 июля ) - советский военный лётчик, генерал-майор авиации.

Биография

Родился в 1910 году недалеко от Москвы . Окончил военную авиационную школу, служил в Баку .

Награды

Напишите отзыв о статье "Якушин, Михаил Нестерович"

Примечания

Литература

  • Коллектив авторов . Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. - М .: Кучково поле, 2014. - Т. 2. - С. 957 - 958. - 1000 экз. - ISBN 978-5-9950-0341-0.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Якушин, Михаил Нестерович

– Как вам почивалось, дорогая Изидора? Надеюсь, близость вашей дочери не доставила хлопот вашему сну?
– Благодарю за заботу, ваше святейшество! Я спала на удивление великолепно! Видимо, именно близость Анны меня успокоила. Смогу ли я сегодня пообщаться со своей дочерью?
Он был сияющим и свежим, будто уже меня сломил, будто уже воплотилась в жизнь его самая большая мечта... Я ненавидела его уверенность в себе и своей победе! Даже если он имел для этого все основания... Даже если я знала, что очень скоро, по воле этого сумасшедшего Папы, уйду навсегда... Я не собиралась ему так просто сдаваться – я желала бороться. До последнего моего вздоха, до последней минуты, отпущенной мне на Земле...
– Так что же вы решили, Изидора? – весело спросил Папа. – Как я уже говорил вам ранее, именно от этого зависит, как скоро вы увидите Анну. Я надеюсь, вы не заставите меня принимать самые жестокие меры? Ваша дочь стоит того, чтобы её жизнь не оборвалась так рано, не правда ли? Она и впрямь очень талантлива, Изидора. И мне искренне не хотелось бы причинять ей зла.
– Я думала, вы знаете меня достаточно давно, ваше святейшество, чтобы понять – угрозы не изменят моего решения... Даже самые страшные. Я могу умереть, не выдержав боли. Но я никогда не предам то, для чего живу. Простите меня, святейшество.
Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...
– Ну что ты, мамочка, мы ведь ещё живы!.. Мы ещё можем бороться!.. Ты ведь мне сама говорила, что будешь бороться, пока жива... Вот и давай-ка думать, можем ли мы что-то сделать. Можем ли мы избавить мир от этого Зла.
Она снова меня поддерживала своей отвагой!.. Снова находила правильные слова...
Эта милая храбрая девочка, почти ребёнок, не могла даже представить себе, каким пыткам мог подвергнуть её Караффа! В какой зверской боли могла утонуть её душа... Но я-то знала... Я знала всё, что её ждало, если я не пойду ему навстречу. Если не соглашусь дать Папе то единственное, что он желал. У-Ф-Х Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 20 марта 1910 года в городе Егорьевске (на востоке Московской области). В 1926 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал подмастерьем на ткацкой фабрике. Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до 3-го курса. В 1932 году направлен в Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков. Затем учился в Энгельсской школе военных лётчиков. В звании лейтенанта служил старшим лётчиком в 119-й истребительной авиационной эскадрильи (95-я Бакинская истребительная авиационная бригада, Закавказский военный округ).

Участник гражданской войны в Испании с 31 мая по 15 ноября 1937 года. Летал на И-15 в составе 1-й авиационной эскадрильи. Совершил более 120 боевых вылетов, в том числе 8 ночных. Провёл 25 воздушных боёв, сбил 6 самолётов лично и 2 в составе группы. Награждён двумя орденами Красного Знамени.

В июне 1938 года в составе группы из 10 истребителей И-15бис капитан М. Н. Якушин направлен для оказания помощи народу Китайской республики в борьбе с японскими захватчиками. После возвращения из Китая в 1939 году получил звание майора. Принимал участие в Советско-Финляндской войне, награждён третьим орденом Красного Знамени. В предвоенные годы участвовал в московских авиационных парадах в составе "красной пятёрки" истребителей И-16.

С 22 июня 1941 года майор М. Н. Якушин на фронтах Великой Отечественной войны. В июле 1941 года назначен начальником Восточного сектора ПВО Москвы, затем был заместителем командующего 6-м истребительным авиационным корпусом ПВО. В 1942 году возглавлял Отдел истребительной авиации Лётной инспекции ВВС КА. С 24 февраля 1943 года (после гибели дважды Героя Советского Союза генерал-лейтенанта авиации Г. П. Кравченко) полковник М. Н. Якушин командовал 215-й истребительной авиационной дивизией. За годы Великой Отечественной войны выполнил 13 боевых вылетов.

После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке. Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС. В 1953 году присвоено воинское звание "генерал-майор авиации". Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации. Жил в Москве. Умер 5 июля 1999 года.

Награждён орденами: Ленина (29.05.1945), Красного Знамени (31.07.1937, 22.10.1937, 07.05.1940), Кутузова 2-й степени (25.07.1944, 10.04.1945); медалью "За боевые заслуги" (03.11.1944); польскими орденами Крест Грюнвальда 3-го класса и Крест Храбрых, российским орденом Жукова (07.11.1995).


* * *


Список известных воздушных побед М. Н. Якушина:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
30.06.1937 1 "Фиат" Толедо И-15
06.07.1937 1 "Фиат" (в группе) Брунете
07.07.1937 1 "Фиат" район Мадрида
1 "Фиат" (в группе)
08.07.1937 1 "Фиат" Брунете
25.07.1937 1 Ю-52 Вальдеморильо (ночью)
14.08.1937 1 Ю-52 район Мадрида
24.08.1937 1 Ю-52 Бахаралос

Всего сбитых самолётов - 6 + 2; боевых вылетов - более 120; воздушных боёв - 25.

С. В. Абросов в своих исследованиях указывает на 3 личные победы (2 "Фиата" и 1 Ю-52 ночью), ещё несколько сбито парой и звеном.

    Михаил Нестерович Якушин (1910 5 июля 1999) советский лётчик, генерал майор авиации. Биография Родился в 1910 году недалеко от Москвы. Окончил военную авиационную школу, служил в Баку. Участвовал в национально революционной войне в Испании с лета … Википедия

    Летчик истребитель, генерал майор авиации. Воевал в Испании в эскадрилье А. К. Серова, летал на И 15. Первым в ночном бою (26.07.37) сбил бомбардировщик противника. Всего сбил 7 самолетов франкистов. В 30 х годах возглавлял пилотажную группу… … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Якушин. Иван Нестерович Якушин (1913 ?) советский дипломат, Чрезвычайный и полномочный посол. Биография Член ВКП(б). Окончил Московский авиационный институт (1939). 1947… … Википедия

    Михаил Якушин Якушин, Михаил Нестерович советский лётчик. Якушин, Михаил Иосифович советский футболист и хоккеист … Википедия

    - (1910 5 июля 1999) советский лётчик, генерал майор авиации. Биография Родился в 1910 году недалеко от Москвы. Окончил военную авиационную школу, служил в Баку. Участвовал в национально революционной войне в Испании с лета 1937 года под… … Википедия

    Якушин, Михаил Нестерович советский лётчик. Якушин, Михаил Иосифович советский футболист и хоккеист … Википедия

    Русская фамилия. Известные носители: Якушин, Александр Николаевич (р. 1956) российский военачальник. Якушин, Иван Нестерович (1913 ?) советский дипломат. Якушин, Михаил Нестерович (1910 1999) советский лётчик. Якушин, Михаил Иосифович (1910 1997) … Википедия

Родился 20 марта 1910 года в городе Егорьевске Московской области (Россия) в семье рабочего-текстильщика. Русский. В 1926 году окончил школу ФЗО, работал подмастерьем на ткацкой фабрике «Вождь пролетариата». Поступил в Московский текстильный техникум, но проучился только до третьего курса.
Стал служить в Красной Армии.
Окончил Военно-теоретическую школу и Военную школу летчиков.
В звании лейтенанта служил в качестве старшего лётчика в 119-й истребительной авиационной эскадрилье 95-й истребительной авиационной бригады Закавказского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 31 мая по 15 ноября 1937 года, был пилотом 1-й эскадрильи истребителей И-15.
Имел псевдоним «Карлос Костехон».
Первым среди советских летчиков одержал ночную воздушную победу: в ночь с 25 на 26 июля 1937 года сбил в районе Мадрида немецкий бомбардировщик Ю-52 (пилот унтер-офицер Фриц Берндт, штурман лейтенант Лео Фальк, радист унтер-офицер Вальтер Брётцманн, механик фельдфебель Георг Юбельгак и стрелок унтер-офицер Август Гейер).

«…Якушин молча прохаживается возле своего самолета. Все время курит, и только по этому можно догадаться, что он волнуется. Серов то и дело смотрит на часы. На востоке загораются первые звезды, в их мерцающем свете безоблачное небо кажется отполированным.
- Пора, Миша, - говорит Серов, приминая каблуком тлеющий на земле окурок.
Надевая парашют, Анатолий уточняет последние детали предстоящего полета.
- Значит, условились: ты патрулируешь на высоте трех тысяч, а я буду искать бомбардировщики ниже, на двух тысячах метров.
И Серов и Якушин твердо сходятся на одном: заметив вражеский бомбардировщик, всячески стремиться вплотную сблизиться с ним. Стараться подходить к врагу снизу, маскируясь на фоне темной земли. Бить в упор, бить наверняка, ибо последующие маневры уже могут оказаться лишними - бомбардировщик легко ускользнет и скроется…
…Одно-два мгновения машина Якушина скользит в свете фар и устремляется в ночную тьму. За Михаилом - Серов. Самолеты поднимаются все выше и выше. Звук моторов становится слабее и вскоре совсем пропадает.
Никто не расходится со стоянки. Люди напряженно вслушиваются в тишину, ждут. Думают о товарищах: вдруг заблудятся, не найдут своего аэродрома. О благополучной посадке где-то вне аэродрома не может быть и речи. Повсюду горы, а редкие низменные места вдоль и поперек пересечены неровными складками местности и пересохшими ручьями.
Небо безмолвное, глухое. Словно бархатный шатер, оно поглощает, скрадывает каждый звук. Видимо, Серов и Якушин ушли к линии фронта. И вдруг ухо ловит далекое гудение. Кто это? Люди на аэродроме замирают. И в тишине кто-то громко, с досадой говорит:
- Немец!
Да, ничего не поделаешь, немецкий бомбардировщик. Шум моторов с каждой минутой нарастает. Кляня фашистов последними словами, шоферы со злостью выключают свет.
Вслушиваемся. В шум немецких моторов вплетается другой звук - знакомый звук «чато». И в тот же момент молнией вспыхивает огненная трасса, за ней вторая, третья. Отчетливо слышится пулеметная трескотня.
- Горит! Горит! - восторженно кричат летчики.
Кто горит - ясно: «чато» уже над аэродромом. Безуспешно пытаясь сбить пламя, бомбардировщик валится вниз. Небо гаснет, издали доносятся глухие удары взрывающихся бомб.
Не отрываясь, все присутствующие на аэродроме продолжают смотреть в ту сторону, где только что разыгрался бой. И люди с удивлением замечают, что ночь уже не такая темная, как казалось. Ясная, замечательная ночь!
Шоферы вновь включают свет, и он буравит темноту, отодвигая ее подальше.
Первым совершает посадку Серов. Летчики, авиамеханики бегут к нему. Улыбаясь, Серов отмахивается:
- Не я! Не я! Михаила будем качать! Он сбил.
Несмотря на отсутствие специальных посадочных огней, Якушин приземляется мастерски, останавливаясь возле самых автомашин. Широко шагая, Анатолий идет навстречу ему. Оба сияют. Серов крепко обнимает своего друга:
- Поздравляю, поздравляю, Миша! А мне не повезло!
- Хватит и на твою долю, - смеется Якушин. - Уверен, что они не сразу поймут, в чем дело, и еще будут летать.
Почин сделан. И какой почин - доказавший полную возможность борьбы истребителей с бомбардировщиками в ночных условиях!
Первый в истории ночной бой. Первые строки в новой главе истории авиации.
На другой день стало известно, что четыре человека из состава экипажа немецкого бомбардировщика были убиты еще в воздухе, пятый выбросился с парашютом и был взят в плен. Удар Якушина оказался точным…»
(Из книги Б. А. Смирнова «Небо моей молодости»)

Всего в Испании произвел около 150 боевых вылетов (в том числе 8 ночных), участвовал в 25 воздушных боях, сбил 6 самолетов (5 лично и 1 в составе группы). По другим данным лично сбил 3 самолета (2 Фиата-32 и 1 Ю-52), или 8 самолетов.
За сбитый ночью самолет, он был награжден республиканским правительством Испании золотыми часами и легковым автомобилем «Крайслер Империал».
Участвовал в национально-освободительной войне в Китае с июня 1938 года, в звании капитана командовал группой истребителей И-15бис.
В 1939 году ему было присвоено воинское звание «майор».
Наряду со службой в боевых частях, командовал особой пятеркой истребителей И-16, предназначенной для показа фигур высшего пилотажа во время парадов.
Участвовал в советско-финляндской войне 1939-1940 годов.
Участвовал в Великой Отечественной войне с 22 июня 1941 года.
Воевал в составе 11-й смешанной авиационной дивизии. В должности заместителя командира 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО участвовал в обороне Москвы, затем в 1942 году был начальником отдела лётной инспекции ВВС, начальником отдела истребительной авиации. С февраля 1943 года до конца войны командовал 215-й истребительной авиационной дивизией.
29 июня 1944 года был легко ранен в кисть левой руки и голень левой ноги.
Участвовал в боях в Восточной Пруссии. Окончил войну в звании полковника.
Всего за время Великой Отечественной войны произвел 13 боевых вылетов.
После окончания войны продолжал службу в авиации, был руководителем учебного центра в Липецке.
Участвовал в войне в Корее, был авиационным советником китайских ВВС.
В 1953 году ему было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».
Вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта авиации.
Проживал в городе Москва (Россия).
Умер 5 июля 1999 года.

Список известных воздушных побед М. Н. Якушина:
30.06.1937 1 Фиат-32 Толедо лично
06.07.1937 1/2 Фиат-32 Брунете в паре с А. К. Серовым
07.07.1937 1 Фиат-32 Мадрид лично
07.07.1937 1/3 Фиат-32 Мадрид в составе звена
08.07.1937 1 Фиат-32 Брунете лично
25.07.1937 1 Ю-52 Вальдеморильо лично
14.08.1937 1 Ю-52 Испания
24.08.1937 1 Ю-52 Бахаралос лично

Награжден орденом Ленина (29.05.1945), четырьмя орденами Красного Знамени (31.07.1937, 22.10.1937*, 07.05.1940, 0000), двумя орденами Кутузова 2-й степени (25.07.1944, 10.04.1945), орденом Отечественной войны 1-й степени (06.04.1985), двумя орденами Красной Звезды (03.11.1944, 0000), шестнадцатью медалями, российским орденом Жукова (07.11.1995), польскими орденами «Крест Грюнвальда» 3-го класса и «Крест Храбрых».

Примечание:
* Орден имел порядковый № 82/"2".