Значение слова подражание. Определения, значения слова в других словарях

Считается, что подражание в прямом смысле этого слова – непосредственное копирование чьих-либо действий, являющееся способом усвоить новую поведенческую форму.

В более широком понимании подражание – это такое воздействие на человека, при котором он самостоятельно, по собственному желанию начинает осуществлять те или иные поступки, подражая воздействующему на него субъекту, который зачастую может и понятия не иметь о подобном воздействии на кого-то. Такие случаи называют ненаправленным влиянием.

Повторяя любые действия другого человека, копируя его жесты, поступки, черты характера, интонацию и даже мимику, человек выбирает себе образец для подражания. Копирование поведенческих факторов может быть как произвольным, так и непроизвольным. Осознанная цель копировать другого человека в этом случае будет произвольным подражанием, а вот если делать это не задумываясь – это непроизвольное подражание.

В результате непроизвольных действий у объекта влияния появляются не присущие ему ранее виды активной деятельности, которые транслируются на него субъектом подражания. В случае, если такая активность полностью изменяет личностные категории человека, может возникнуть феномен так называемого идеального представления личности субъекта в человеке, на которого оказывается влияние.

Возрастные категории

В зависимости от возраста человека существуют разные периоды подражания. К примеру, в младенчестве ребенок попросту копирует внешние действия, звуковые реакции родителей и взрослых, а вот в более позднем детстве осуществляется уже более полная обработка получаемых извне образов.

В начальных классах школы начинается подражание личностным характеристикам взрослых; в средней школе субъектом копирования поведенческих факторов становятся сверстники. По мере взросления возникает такой феномен, как взаимное подражание, – когда группа людей берет необходимые признаки друг у друга, так сказать, групповое подражание. В юношеском возрасте главную роль в поведенческом подражании играют личные качества субъекта подражания, его , характер.

Исходя из этого можно проследить, как меняется содержание, и сделать вывод, что в младшем возрасте человек берет пример со взрослых и приспосабливается к существованию в материальном мире, наполненном физически доступными вещами, а в более взрослом – перенимает социальные модели и поведенческие клише. Главную роль здесь начинает играть не внешнее копирование действий, движений и так далее, а социально значимые факторы, привычки человека, которого молодой человек избрал себе в качестве примера для подражания.

Подражание и его социальную значимость трудно переоценить в свете усвоения индивидуумом конкретного общинного опыта, который мы можем разделить на несколько этапов личностного развития человека. Как ни посмотри, влияние копирования как фактора общественного развития находит множество подтверждений. К примеру, когда на индивидуума воздействуют некие общественные каноны и границы, которые соблюдаются всеми другими членами социального окружения, человеку будет трудно не соблюдать их или действовать наперекор.

Такое поведение можно охарактеризовать как некий вид группового человеческого сознания. Человеку необходимо чувствовать и понимать, что он делает все правильно, в пределах социальной нормы. Копируя поведение большинства, их мышление, действия, даже кулинарные вкусы, человек начинает соответствовать своему окружению, чувствовать себя «своим среди своих». Ведь большинство делает именно так, значит, это правильно, – думает человек.

В психологии выделяют тот факт, что подражание вызывает страх быть изолированным от всех остальных. Каждый человек хочет быть как все, не выделяться разительно чем-то особенным, не принятым в данном конкретном социальном круге.

Вспомните, хотели вы быть в роли «белой вороны» в детском саду, в школе, в университете? Именно из-за страха оказаться «за бортом» человек перенимает все основные социально значимые поведенческие факторы – чтобы быть «как все» в своей социальной группе.

Устойчивость имитирования

Как ни странно, подражание кому-либо – относительно неустойчивое явление. Человек с легкостью может изменить свое поведение так же быстро, как и принял предыдущую информацию.

Так, к примеру, при смене работы, переезде, при любой резкой смене окружения человеку свойственно приспосабливаться, и в итоге, исходя из окружающих факторов, он снова начинает подражать уже новым людям, пришедшим в его жизнь на смену прежним. А все для того, чтобы влиться в общество. И это происходит как осознанно, так и на подсознательном уровне.

По механизму осуществления подражание разделяют на:

  • Разумное.
  • Машинальное.
  • Неполное.
  • Абсолютное.
  • Всецелое.
  • Созидательное.
  • Произвольное.
  • Невольное подражание.

При появлении благоприятных ситуативных предпосылок возможности для подражания становятся более актуальными. Одним из таких положительных факторов, которые могут актуализировать способность индивидуума к подражанию, может выступать наличие у него некоего ощущения близости с окружающими, которые готовы разделить с ним его радости и беды. Таким образом, подражание может стать главным механизмом поведения человека, ведь теперь оно становится конкретной способностью.

Копируя социальное поведение окружения, близкого к нему по эмоциональному состоянию, человек стремится к соблюдению предлагаемых ему образцов для регулирования своего собственного эмоционального состояния. В результате появляется огромная масса людей, которые подражают друг другу, создавая общество подражания.

Психология человека такова, что при длительном взаимодействии такой массы людей испытываемое ими состояние постепенно усиливается, закономерным является то, что такие ситуации достигают своего пика и на следующих этапах постепенно сходят на нет. Такие циклы повторяются регулярно.

Возможность подражать другому человеку или категории людей не бесконечна. Постепенно она исчерпывает себя, истощая эмоциональные ресурсы индивидуума, а затем его психика, перенасытившись, возвращается к способности регулировать подражание.

Психическое заражение

Охарактеризуем суггестию, которая представляет собой некий ряд факторов, происходящих из социально-экономической реальности, которая окружает человека. Предпосылкой для этого может выступить механизм имитации, а также некоего внушения.

Главным фактором психологического заражения представляется эмоциональная составляющая. Она выражается не в сознательном принятии какой-либо информации и даже шаблонного поведения, а как транслирование конкретного состояния. Массовость эмоциональной составляющей воздействует на окружающих как механизм, который увеличивает эмоциональную связь между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

В таком варианте ситуация вовсе не содержит преднамеренного организованного давления на индивидуума. Человек попросту усваивает пример иного мышления и мировосприятия, неосознанно следуя ему.

Психологическое заражение уже довольно хорошо исследовано и используется в качестве средства воздействия на человеческие массы. Сюда относятся различные фобии людей, религиозные секты, массовые психозы, веяния в культуре и, как ни странно, даже мода. Функции подражания в этом случае – сгруппировать массы людей по конкретному признаку.

Интересно отметить тот факт, что суггестия была известна и в давние времена и была многогранно представлена в обществе – это и азарт в физических состязаниях, и всеобщее погружение в транс во время ритуального действа, рефлексия, панические настроения масс народа и т.д.

Исследователи утверждают, что существует некая реакция заражения. Она проявляется сильнее всего тогда, когда группа лиц находится в просторном, ярко освещенном помещении, из-за чего воодушевленное состояние присутствующих в разы усиливается рефлекторно.

Наиболее заметно явление психического заражения в слабо слаженной толпе людей, где эмоциональная составляющая выходит на передний план. Необузданная толпа нагнетает собственное эмоциональное состояние, повышая «градус накала» до предела. Итоги нам известны – это массовые беспорядки, погромы и драки, несмотря на то что изначально ничего такого не предусматривалось.

Для того чтобы появилось эмоциональное заражение, нужно взять образец для подражания и установить всеобщую систему оценок. Пример такого заражения – когда в толпе кто-либо один начинает аплодировать или скандировать слоган, а остальная масса сразу же подхватывает за ним. Автор: Андрей Воробьев

Значение слова Подражание по Ефремовой:
Подражание - 1. Процесс действия по знач. глаг.: подражать.
2. То же, что: подражательство.

Подражание в Энциклопедическом словаре:
Подражание - философско-эстетическое понятие, восходящее к античнымучениям о мимесисе и характеризующее сущность художественноговоспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данныхформ, эйдосов и т. п.). Получило особое распространение в эстетикеВозрождения и классицизма 17-18 вв. 2) В психологии и социологии -копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведенияи деятельности.

Значение слова Подражание по Психологическому словарю:
Подражание - Подражание - самостоятельное копирование действий - , воспринятых у других. Играет у человека решающую роль в присвоении общественного опыта. Посредством подражания в раннем и дошкольном возрасте усваиваются предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения - и речи.

Значение слова Подражание по словарю Ушакова:
ПОДРАЖАНИЕ
подражания, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по глаг. подражать. Дети бывают склонны к подражанию. Сделать что-н. в подражание чему-н. 2. Изделие, произведение, подделывающее или воспроизводящее какой-н. образец. Подражание мрамору.

Значение слова Подражание по словарю Брокгауза и Ефрона:
Подражание - литературное произведение (почти всегда - стихотворение), написанное в чужом стиле, свойственном отдельному писателю (у Пушкина: "Подражание А. Шенье") или целой литературе (у Байрона: "П. португальскому"). Стремление сохранить какие-либо характерные особенности чужого пошиба свойственно и иным литературным жанрам - напр. пастиччио, пародии; но от последней П. отличается по цели, так как не заключает насмешки над оригиналом; оно стремится передать известные творческие мотивы в той форме, в какую, вероятно, облек бы их тот или иной автор - индивидуальный творец или целый народ. П. иногда получает такое название лишь случайно, уже после того, как произведение готово и кажется автору напоминающим чью-либо манеру. Созданное сознательно и преднамеренно П. есть очень трудный литературный жанр; легко утрировать чужой стиль, но создавать в нем с сохранением чувства меры есть, в сущности, попытка перевоплотиться, усвоить себе чужую писательскую личность. Психологическая заманчивость этого жанра заключается именно в трудности писать от имени другого. Иногда подражанием ошибочно назыв. пародию (Некрасов, "Подражание Лермонтову": "Спи пострел, пока безвредный") и перевод (Козлова "П. Байрону: К Тирсе") и, наоборот, называют переводом П. (см. Псевдопереводы). В русской литературе известны подражания Пушкина (Корану, Песни Песней, Анакреону, Данту, Фаусту, Древним, Арабскому и др.), Лермонтова (Байрону: "Не смейся, друг"), Некрасова (Шиллеру: "Сущность" и "Форма") и др. В обширном смысле говорят также о П. как о следах влияния, оказанного одним поэтом на другого и литературою одного народа на литературную производительность другого, обыкновенно более молодого в культурном отношении. Факты этого рода составляют существенную часть истории каждой литературы. Ад. Г.

Определение слова «Подражание» по БСЭ:
Подражание - понятие, широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности. Идея П. - мимезиса - была всесторонне разработана в античной эстетике. Впервые она была высказана Демокритом, в дальнейшем развивалась Сократом, Платоном, Аристотелем. Согласно идеалистическому учению Платона, искусство подражает не миру вещей, а миру идей; это П. является слабым и неполным отблеском абсолютной красоты вечных идей. В противоположность Платону Аристотель развивает материалистическую концепцию П. как сущности искусства. Все виды искусства по природе своей являются подражательными. П. имеет две функции: познавательную и эстетическую. С помощью П. люди приобретают первые знания о мире и вместе с тем получают удовольствие - даже в том случае, если предмет П. сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Представление о мимезисе как П. природе возникло в эстетике эллинизма, в частности в Стоицизме и эпикурейской школе.
Для античной эстетики было характерно представление о мимезисе не как творчестве, созидании чего-то нового, а лишь как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда античной философии. Согласно Аристотелю, продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи; художник не творит самих форм и лишь подражает красоте космоса. Новое понимание художественного П. вырабатывается эстетикой Неоплатонизма: у Плотина искусство подражает не природе, не видимым вещам, а идеальным Эйдосам - прообразам и формам всех вещей, мировому уму (Нусу) или деятельности демиурга. В средневековой христианской эстетике, рассматривающей искусство как несовершенный чувственный отблеск идеальной божественной красоты мира, преобладает аллегорическое и символическое толкование искусства. Подобно Плотину и неоплатоникам, средневековые философы видят в искусстве П. не
«прекраснейшему космосу», а божественному началу, или идеальному «архетипу» вещей. Фома Аквинский считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе и лишь прилагаются им к материи.
Представление об искусстве как «зеркале» природы получает широкое развитие у мыслителей и художников Возрождения (Л. Б. Альберты, А. Дюрер и др.), впервые истолковавших принцип П. как принцип творчества: художник не прилагает готовую форму к материи, а сам творит все формы вещей (например, Марсилио Фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома). Художник подобен богу, он как бы заново творит всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения широко понимает принцип П., связывая его с
«божественным» энтузиазмом, с вдохновением, фантазией. П. становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого искусства вообще - не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. С критикой теории П. выступил Ф. Патрици: в своей
«Поэтике» (1586) он в духе идей Маньеризма противопоставил понятия «П.» и «выражение», считая, что именно выражение внутреннего духовного мира художника является отличительной особенностью поэзии и искусства вообще. Это противопоставление П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике Барокко, а в дальнейшем - эстетикой
«Бури и натиска» в Германии и эстетикой немецкого и французского Романтизма.
Широкое распространение принцип П. получает в эстетике Классицизма, которая понимала его как П. рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в искусстве (Ш. Баттё и др.). В эстетике Просвещения принцип П. наиболее отчётливо формулируется английским философом Э. Бёрком, согласно которому П. наряду с симпатией составляет одну из главных социальных страстей, определяющую привычки, мнения, весь образ жизни человека. В Германии идею П. природе развивали А. Баумгартен, И. Зульцер, И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг и др. Принцип П. подвергается глубокой критике в эстетике немецкого классического идеализма. По И. Канту,
«гениальность» противоположна духу подражания. Ф. В. Шеллинг считал, что не искусство подражает природе, а, напротив, сама природа строится на тех же закономерностях, которые обнаруживаются в художественной деятельности.
Марксистская эстетика, отмечая элементы диалектического понимания художественного творчества в концепции П., преодолевает историческую ограниченность последней (созерцательность и т.п.) в своём учении об искусстве как отражении действительности.
Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В, П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 204-36; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969; Panofsky Е., Idea, Lpz.-B., 1924; Verdenius W. J., Mimesis. Platos doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Koller H., Die Mimesis in der Antike, Bern, 1954.
В. П. Шестаков.
П. в психологии - копирование чужих движений или действий, при котором возможно и усвоение новых форм поведения. Наиболее примитивные формы П. наблюдаются у животных в виде стимулирования видотипичных (инстинктивных) движений в результате выполнения этих движений животными (например, взлёт стайки птиц при стремительном взлёте одной из птиц). Такое взаимное стимулирование обеспечивает согласованность и синхронность поведения членов стада или стаи. Высшие формы П. у животных относятся к имитационному научению, при котором происходит приобретение индивидуального опыта путём повторения действий др. животного. Человекообразные и низшие обезьяны, собаки, кошки, крысы и некоторые др. животные способны иногда путём одного лишь созерцания соответствующих действий сородича научиться решать некоторые задачи (например, выполнить в эксперименте определенные движения. приводящие к овладению приманкой).
П. играет важную роль в онтогенезе как животных, так и человека. При этом П. у человека качественно отличается от П. у животных. По Л. С. Выготскому, П. «...есть один из основных путей в культурном развитии ребёнка вообще»
(«Развитие высших психических функций», М., 1960, с. 179), который в ходе общения со взрослыми повторяет их действия (а позже и поступки) и произносимые ими слова. По мере развития внешнее усвоение новых форм поведения всё больше обогащается пониманием смысла воспроизводимых действий. Поэтому в старшем детском и подростковом возрасте воспитательная роль П. сказывается в стремлении следовать примеру выдающихся личностей или героев литературных произведений. Сознательное П. подкрепляется у человека совпадением результата действия с представлением заданного образца (в частности, при П. в художественном творчестве). Вместе с тем у человека сохраняются и такие формы биологического П., как взаимная стимуляция (например, «заразительный» кашель или смех или возникновение общего ритма совместных действий и др.).
Лит. см. при статьях Поведение, Этология.
К. Э. Фабри.

В период становления личности очень хочется видеть перед собой пример для подражания. Это абсолютно логично - любому человеку хочется иметь авторитетный образ до тех пор пока, не станешь целостным и полностью сформированным. Как быть, если подросток выбирает для себя совсем не хороший пример? Что делать, когда взрослый человек нуждается в таком кумире? Чем хорошо и плохо подражание? Это все и другие вопросы мы рассмотрим в данном посте.

Подражание в детском возрасте

Если у вас есть дети, или вы могли наблюдать за детьми близких или знакомых, то вы наверняка замечали, что частенько малыш желает "быть как все".

Такое подражание - это нормальная детская реакция на мир в период взросления, когда образцом внешности и поведения выступают ровесники. Не стоит ограничивать ребенка в его желании быть похожим на других ребят, напротив, любые запреты вызовут непонимание.

Подражание в подростковом периоде

Наиболее остро вопрос встает в Это время, когда мальчики и девочки уже себя идентифицируют, но как личности остаются еще незрелыми. Замечательно, если авторитетом становятся старшие братья или сестры, родители. Но нужно понимать, что ребенок постоянно находится в социальной среде, и в школе обязательно будут те, кто выглядит и ведет себя "круто". Для мальчишек это ребята, которые пренебрежительно относятся к учителям и урокам, употребляют алкоголь и курят. Для девочек пример для подражания - это чаще всего девушки с яркой внешностью не без помощи косметики, одевающиеся в открытые и сексуальные наряды и пользующиеся успехом у парней. Если ваша примерная дочь вдруг полностью сменила гардероб на неподобающий, по вашему мнению, у нее появились новые, старше ее, ухажеры - не стоит паниковать. Но и отходить в сторону также не стоит.

Как объяснить, что такое хорошо и что такое плохо

Дети чутки к советам тех, кого они уважают. Если вы сами курите и нецензурно выражаетесь, но запрещаете делать то же самое вашему ребенку, то не ждите беспрекословного подчинения. Более того, будьте уверены, что вас не послушают. Если же вы считаете себя хорошим примером для своего чада, то можете время от времени проводить доверительные беседы. Но ни в коем случае не читайте нотаций и не будьте тем, кого ребенок сочтет нудным брюзгой. Ваши нравоучения должны быть изящно замаскированы. Например, это могут быть истории из личного опыта или опыта ваших знакомых.

Примерно так: "Была в нашем классе девочка, очень похожая на вашу Таню. Такая же яркая, с ребятами постарше дружила. И вот, в десятом классе забеременела невесть от кого, ребенка родила, но образования не получила. Видела недавно ее, работает у нас на рынке продавщицей, выглядит ужасно". Не делайте дальше выводов, вроде "вот видишь, будешь и дальше на нее равняться, еще неизвестно, что с тобой станет", иначе ребенок вмиг вас раскусит. Напротив, оставьте историю незавершенной, пусть ваше чадо само резюмирует ваш "доклад" и выносит для себя, что есть хорошо и что не очень.

Когда подражают взрослые

Многие считают, что намеренное подражание - детей или подростков. Как бы не так! Самые больше подражатели - это"взрослые", то есть те, кому за двадцать и до.. Дело в том, что неопределившийся ребенок - это нормально. Но человек, прошедший уж точно должен понять, кем он является! Не все так просто. В процессе развития каждому из нас в любом случае нужен пример. Если он был неудачным, мы со временем осознаем это, так как жизнь будет складываться не по нашему представлению, и самым простым способом изменить ее будет измениться самому. Опять встает вопрос поиска примера, и тогда подражание другим становится ответом. Мы выбираем неосознанно кого-то из знакомых, кто нам кажется успешным, привлекательным, целостным, и так же неосознанно начинаем копировать его стиль и образ жизни, начиная от незначительных привычек и походки и заканчивая внешностью.

Все остальные роли заняты

Подражание - это возможность чувствовать себя уверенно в мире, где нет никаких правил жизни. То, что нам рассказывали родители в детстве, учителя, опровергается нашим же опытом жизни. Мы слушаем советы других, без этого не обойтись, но все же наша жизнь не похожа ни на чью еще. Все наши удачи, провалы, счастливые дни и самые темные из них - нашего поведения, и ничьего более. Пока вы смотрите на других и ищете достойный пример для подражания, ваша, а не другого человека жизнь проходит мимо. Единственно верное что остается - это быть собой. Однако насколько это верно, настолько это и сложно.

Самое сложное и самое простое - быть собой

Почему собой быть сложно? Дело в том, что тогда придется полностью нести ответственность за все свои поступки. Когда вы подражаете другим, намеренно или нет, вы перекладываете часть ответственности на эти авторитеты. Если что-то пойдет в жизни не так, вы всегда сможете сказать себе в утешение: "Это все потому, что я брал пример не с того человека". Между тем считаться личностью сформированной можно только в том случае, если вы готовы отвечать за все свои действия. Выходит, во взрослом возрасте подражание - это способ уйти от ответственности, и не более того.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

подражание

подражания, ср. (книжн.).

    только ед. Действие по глаг. подражать. Дети бывают склонны к подражанию. Сделать что-н. в подражание чему-н.

    Изделие, произведение, подделывающее или воспроизводящее какой-н. образец. Подражание мрамору.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

подражание

    философско-эстетическое понятие, восходящее к античным учениям о мимесисе и характеризующее сущность художественного воспроизведения мира (подражание природе как реализация изначально данных форм, эйдосов и т.п.). Получило особое распространение в эстетике Возрождения и классицизма 17-18 вв.

    В психологии и социологии - копирование чужих движений, действий, способ усвоения новых форм поведения и деятельности.

Подражание

понятие, широко употреблявшееся в истории эстетики для обозначения сущности и назначения искусства как средства воспроизведения действительности. Идея П. ≈ мимезиса ≈ была всесторонне разработана в античной эстетике. Впервые она была высказана Демокритом, в дальнейшем развивалась Сократом, Платоном, Аристотелем. Согласно идеалистическому учению Платона, искусство подражает не миру вещей, а миру идей; это П. является слабым и неполным отблеском абсолютной красоты вечных идей. В противоположность Платону Аристотель развивает материалистическую концепцию П. как сущности искусства. Все виды искусства по природе своей являются подражательными. П. имеет две функции: познавательную и эстетическую. С помощью П. люди приобретают первые знания о мире и вместе с тем получают удовольствие ≈ даже в том случае, если предмет П. сам по себе неприятен или вызывает отвращение. Представление о мимезисе как П. природе возникло в эстетике эллинизма, в частности в стоицизме и эпикурейской школе.

Для античной эстетики было характерно представление о мимезисе не как творчестве, созидании чего-то нового, а лишь как о реализации чего-то уже имеющегося в природе. Идея творения вообще чужда античной философии. Согласно Аристотелю, продукты искусства являются результатом соединения изначально существующей формы и материи; художник не творит самих форм и лишь подражает красоте космоса. Новое понимание художественного П. вырабатывается эстетикой неоплатонизма: у Плотина искусство подражает не природе, не видимым вещам, а идеальным эйдосам ≈ прообразам и формам всех вещей, мировому уму (нусу) или деятельности демиурга. В средневековой христианской эстетике, рассматривающей искусство как несовершенный чувственный отблеск идеальной божественной красоты мира, преобладает аллегорическое и символическое толкование искусства. Подобно Плотину и неоплатоникам, средневековые философы видят в искусстве П. не «прекраснейшему космосу», а божественному началу, или идеальному «архетипу» вещей. Фома Аквинский считает, что формы не изобретаются художником, а изначально содержатся в его душе и лишь прилагаются им к материи.

Представление об искусстве как «зеркале» природы получает широкое развитие у мыслителей и художников Возрождения (Л. Б. Альберты, А. Дюрер и др.), впервые истолковавших принцип П. как принцип творчества: художник не прилагает готовую форму к материи, а сам творит все формы вещей (например, Марсилио Фичино понимает создание дома прежде всего как изобретение, творчество самой формы, идеи дома). Художник подобен богу, он как бы заново творит всю природу, придавая ей идеальный образ гармонии и меры. Эстетика Возрождения широко понимает принцип П., связывая его с «божественным» энтузиазмом, с вдохновением, фантазией. П. становится универсальной категорией и рассматривается как сущность всякого искусства вообще ≈ не только живописи, но, в частности, поэзии и музыки. С критикой теории П. выступил Ф. Патрици: в своей «Поэтике» (1586) он в духе идей маньеризма противопоставил понятия «П.» и «выражение», считая, что именно выражение внутреннего духовного мира художника является отличительной особенностью поэзии и искусства вообще. Это противопоставление П. и выражения выдвигалось в 17 в. в эстетике барокко , а в дальнейшем ≈ эстетикой «Бури и натиска» в Германии и эстетикой немецкого и французского романтизма.

Широкое распространение принцип П. получает в эстетике классицизма, которая понимала его как П. рационалистически трактованной природе, ограничивая роль фантазии и воображения в искусстве (Ш. Баттё и др.). В эстетике Просвещения принцип П. наиболее отчётливо формулируется английским философом Э. Бёрком, согласно которому П. наряду с симпатией составляет одну из главных социальных страстей, определяющую привычки, мнения, весь образ жизни человека. В Германии идею П. природе развивали А. Баумгартен, И. Зульцер, И. И. Винкельман, Г. Э. Лессинг и др. Принцип П. подвергается глубокой критике в эстетике немецкого классического идеализма. По И. Канту, «гениальность» противоположна духу подражания. Ф. В. Шеллинг считал, что не искусство подражает природе, а, напротив, сама природа строится на тех же закономерностях, которые обнаруживаются в художественной деятельности.

Марксистская эстетика, отмечая элементы диалектического понимания художественного творчества в концепции П., преодолевает историческую ограниченность последней (созерцательность и т.п.) в своём учении об искусстве как отражении действительности.

Лит.: Лосев А. Ф., Шестаков В, П., История эстетических категорий, М., 1965, с. 204≈36; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969; Panofsky Е., Idea, Lpz.-B., 1924; Verdenius W. J., Mimesis. Plato"s doctrine of artistic imitation and its meaning to us, Leiden, 1949; Koller H., Die Mimesis in der Antike, Bern, 1954.

В. П. Шестаков.

П. в психологии ≈ копирование чужих движений или действий, при котором возможно и усвоение новых форм поведения. Наиболее примитивные формы П. наблюдаются у животных в виде стимулирования видотипичных (инстинктивных) движений в результате выполнения этих движений животными (например, взлёт стайки птиц при стремительном взлёте одной из птиц). Такое взаимное стимулирование обеспечивает согласованность и синхронность поведения членов стада или стаи. Высшие формы П. у животных относятся к имитационному научению, при котором происходит приобретение индивидуального опыта путём повторения действий др. животного. Человекообразные и низшие обезьяны, собаки, кошки, крысы и некоторые др. животные способны иногда путём одного лишь созерцания соответствующих действий сородича научиться решать некоторые задачи (например, выполнить в эксперименте определенные движения. приводящие к овладению приманкой).

П. играет важную роль в онтогенезе как животных, так и человека. При этом П. у человека качественно отличается от П. у животных. По Л. С. Выготскому, П. «...есть один из основных путей в культурном развитии ребёнка вообще» («Развитие высших психических функций», М., 1960, с. 179), который в ходе общения со взрослыми повторяет их действия (а позже и поступки) и произносимые ими слова. По мере развития внешнее усвоение новых форм поведения всё больше обогащается пониманием смысла воспроизводимых действий. Поэтому в старшем детском и подростковом возрасте воспитательная роль П. сказывается в стремлении следовать примеру выдающихся личностей или героев литературных произведений. Сознательное П. подкрепляется у человека совпадением результата действия с представлением заданного образца (в частности, при П. в художественном творчестве). Вместе с тем у человека сохраняются и такие формы биологического П., как взаимная стимуляция (например, «заразительный» кашель или смех или возникновение общего ритма совместных действий и др.).

Лит. см. при статьях Поведение, Этология.

К. Э. Фабри.

Википедия

Примеры употребления слова подражание в литературе.

Ловеласничанье Комаровского где-нибудь в карете под носом у кучера или в укромной аванложе на глазах у целого театра пленяло ее неразоблаченной дерзостью и побуждало просыпавшегося в ней бесенка к подражанию .

Он несомненно долго трудился над их отделкой и создал новую литературную технику, которая вызывала и дальнейшие подражания : техника эта заключалась в ритмизации речи, пользовании приемами поэтического стиля, - аллитерацией, ассонансами и т.

Эта штука, хотя с технической точки зрения и сущее баловство, понравилась ученикам, вызвала подражания и вошла в моду, в Англии тоже, и одно время музыкальные упражнения проигрывались таким примитивно-очаровательным способом.

Городская архитектура по большей части представляла собою строгий, даже какой-то безликий стиль, безо всякого барочного налета, каковой можно было бы ожидать: стиль, я бы сказал, классический, в подражание зодчеству Древней Греции.

Он не открывал рта, даже если ему требовался перец или пикули, и, в подражание Барту, молча указывал на них пальцем и ждал, когда Парсел поспешит передать ему судок.

Безликий без безветрия я если бы все было так как ты нарисовала в своей одинокой записной книжке которую помнишь я потерял в воображении как будто ты ее нашла и стерла в памяти спасение на без безветрие надежду на погружение без медленного стона как было раньше помнишь когда теряя адрес и подъезд расторгнутого пакта безветреннее стали руки обычнее и не необходимее сбегались строки в брови где ты ждешь не пьешь заказываешь и не пьешь стандартно трогаешь как было там на башне помнишь не меня но ждешь и пишешь делимые на ты и я не имена а подражание кому-то из великих 25.

В те же времена возник достойный подражания обычай - хвалить сено в стогу, а болярина - в гробу.

Академические мантии, возможно, были скопированы с одеяний, которые тысячу лет назад носили ученики мусульманских семинарий, а те, в свою очередь, были подражанием чему-то еще более древнему.

Да и сама доброжелательность, по-видимому, также должна осторожно избирать адресата или цель своей реализации, если хочет оставаться в числе примеров для подражания .

Она возбудила к себе исключительное внимание современников, вызвала много, большею частью анонимных, подражаний , стихотворных и прозаических, и донесла до нас правдивую живописную картину своего времени со всеми его тревожными идейными запросами и исканиями накануне проповеди Виклифа и великого крестьянского восстания 1381 г.

Явление скелета отшельника князю да Виченца долго считалось непревзойденной сценой ужаса, но в последнее время долина Иосафата уже едва могла поставлять достаточно высохших костей, потребных для демонстрации подобных призраков, и многочисленные неловкие подражания в конце концов повредили во мнении читателей первоначальному образцу.

Считая, что точное подражание греческому размеру в хорах читается тяжело, Водовозов, по его собственному признанию, не решался создавать новый размер.

Если такое совпадение произойдет, подражание превратит заторможенное действие в активное, в возбужденное, а тем самым затормозит ранее активное адекватное действие.

Подражание ребенка первого полугодия жизни вокализациям и мимическим экспрессиям взрослого, совершающееся по механизму эмоционального заражения, может быть понято как встречный со стороны ребенка процесс, вносящий свой вклад в построение специфичного для человека способа общения.

Являясь идейными наследниками Петровской революции, цель которой была духовное подражание Европейской культуре, декабристы являются также духовными потомками русского вольтерьянства и масонства широко расцветших в России в результате длительной европеизации России.

следование к.-л. примеру, образцу; воспроизведение одним субъектом движений, действий, поведения др. субъекта. В развитии ребенка П. - один из путей усвоения обществ. опыта. Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. Ребенок раннего и дошк. возраста усваивает по П. предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.

Усвоение по П. предметных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае П. превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер П. встречается у детей с отклонениями в психич. развитии.

Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении обществ. опыта, к нарушениям психич. развития в целом.

П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего и дошк. возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.

П. обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, при П. копируется поведение модели. Во-вторых, П. должно быть избирательным, т.е. реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других разл. условий. Напр., если ребенок улыбается, когда слышит голос отца, то его улыбка в ответ на улыбку отца не избирательна. И хотя ряд психологов утверждает, что младенцы 1-го мес жизни могут подражать мимике взрослых, напр. вслед за взрослым открывать рот, остается спорным, можно ли отнести эти реакции к избирательному П. Если показать язык двухмесячному младенцу, он тоже в ответ высунет язык, и это будет походить на П., но если поднести ко рту карандаш, ребенок тоже высунет язык. К 7-8 мес младенцы уже способны к избирательному П., к-рое с возрастом ребенка ста новится все более частым и сложным. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному жестам, звукам, разл. формам поведения.

В начале 2-го года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, П, к-рое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.

Вероятность того, что ребенок станет подражать тому или иному действию, зависит от характера самого действия. В эксперименте детям демонстрировали разл. виды действий моторные - напр. взрослый передвигал кубик вдоль стола, социальные - взрослый устанавливал перед лицом малыша экран и дважды из-за него выглядывал, координиров последовательные действия. С наиб. готовностью дети подражали моторным действиям, реже - действиям социальным Дети младше полутора лет редко подражали координиров последовательным действиям, однако число подражаний такого рода увеличивалось между полутора и двумя годами.

Помимо живых людей, дети наблюдают, напр. модели телевизионные До 2 лет они подражают им гораздо реже, чем живым объектам, но к 3 годам они уже способны моделировать поведение и тех и других одинаково часто Наблюдения показывают, что маленькие дети подражают самым разным формам поведения и что телевиз информацию они усваивают с раннего возраста.

Способность подражать лежит в основе интеллектуального и моторного развития ребенка, т к П. - это эффективный способ усвоения нового. Специалисты в области дет психологии полагают, что П. связано с созреванием и является неотъемлемой способностью человеческих существ П. включает в себя множество компонентов и выполняет разл. функции в зависимости от возраста ребенка.

В первые 2 года жизни П. отчасти зависит от степени уверенности малыша в своей способности выполнить увиденное. Наблюдения показали, что дети более склонны подражать тем формам поведения, к-рыми они еще только овладевают, чем действиям, к-рыми уже полностью овладели или к-рые им еще не под силу. Мать, разговаривающая по телефону, будет привлекательной моделью для малыша 15 мес, но не для шестимесячного и не для трехлетнего ребенка, хотя оба они обладают необходимыми для этого моторными навыками.Также и двухлетние дети на ранних стадиях овладения речью более склонны повторять название неизвестного предмета, чем называть знакомым словом знакомый предмет.

Когда ребенок подражает кому-либо из близких, взрослый обычно улыбается, начинает хвалить малыша и даже повторяет свои действия. Такая реакция близкого человека, как правило, подкрепляет подражательное поведение ребенка, развивает склонность к усвоению нового, влияет на выбор ребенком форм поведения.

На 3-м году жизни ребенок начинает подражать уже не столько определенным действиям, сколько определенным людям. К 2 годам большинство детей уже способны отождествлять себя с др. людьми по половому признаку. Напр., мальчики, замечая свое сходство с отцом и др. мужчинами, начинают относить себя к той же категории. Осознание того, что он принадлежит к определенной категории, приводит ребенка к стремлению утвердиться в своей принадлежности к тому или иному полу. Добиваются этого дети путем П. окружающим.

Своим родителям дети подражают чаще, чем др. взрослым, потому что родители являются для них постоянным источником эмоций - как положительных, так и отрицательных. Те, кто вызывает у ребенка эмоциональное возбуждение, привлекают его внимание, и в результате ребенок лучше усваивает формы поведения именно этих людей. Сходная ситуация наблюдается и у играющих вместе детей. Когда незнакомые между собой двухлетние дети играют парами, как правило, тихий ребенок подражает более уверенному в себе разговорчивому ребенку.

Т.о., П. вызвано стремлением к социальному одобрению, желанием походить на др. человека или достичь определенной цели П. ребенка в первые 3 года жизни зависит от уровня его познават. развития, определяющего, какие формы поведения ребенок сочтет привлекательными и при этом выполнимыми. Степень желания походить на другого и уровень эмоционального возбуждения, вызванного др. человеком, определяют то, кому ребенок будет подражать, а стремление к тем или иным целям определит то, чему он будет подражать.

Несмотря на внеш. сходство, за явлениями П. на разных возрастных этапах скрыты разл. психол. механизмы В мла-денч возрасте П. движениям и звукам голоса взрослого представляет собой попытку установить первый «содержательный» контакт П. в дошк. возрасте - путь проникновения в смысловые структуры человеческой деятельности. Оно проходит ряд ступеней и изменяется вместе с изменением ведущей деятельности этого возраста - сюжетно-ролевой игры первоначально ребенок подражает наиб. открытым для него сторонам и характеристикам взрослой деятельности, моделируемой в игре, и лишь постепенно начинает подражать тем сторонам поведения, к-рые действительно отражают смысл ситуации П. в подростковом возрасте направлено на идентификацию подростком себя с нек-рой конкретной значимой для него личностью либо собобщенным стереотипом поведенческих и личностных характеристик П. у взрослых выступает элементом научения в нек-рых видах проф. деятельности (спорт, иск-во и др.). ПС Арискин

Отличное определение

Неполное определение ↓