18 аквариум маленькая искусственная экосистема. Аквариум - маленькая искусственная экосистема

В любой экосистеме есть компоненты, из которых она состоит. Сейчас нам предстоит с вами работа по выявлению этих компонентов.

- Каждая группа будет исследовать компонент, внимательно читайте инструкцию.

Группа №1.

ВОДА

Инструкция:

Узнайте, какая вода нужна для аквариума. Для этого:

1. Рассмотрите образцы воды.я

2.Заполните таблицу.

Свойства

Вода из водопровода

Вода из аквариума

Цвет (бесцветная/другого цвета)

Прозрачность (прозрачная/мутная)

Запах (есть, нет)

3.Прочитайте:
На многих водопроводных станциях в воду добавляют большое количество хлора – газа, который убивает вредных микробов. Опасен хлор и для рыб. Поэтому в водопроводную воду пускать рыб нельзя. Она должна отстояться 2-3 суток.

4.Сделайте вывод. 5.Дайте ответ по плану.

5.Дайте ответ по плану.

План ответа

Мы сравнили образцы воды из водопровода и из аквариума и определили, что (прочитай из таблицы)

Из дополнительной статьи мы узнали ________________

и сделали вывод: для поддержания экосистемы аквариума нужна (подготовленная/ неподготовленная) вода. (Слайд 9)

Группа №2.

(коричневый конверт)

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

1.Прочитайте статью о грунте.

ГРУНТ.
Грунт – почва, образующая дно водоёма.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.
Грунт – это крупный песок или камешки. Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.

2.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.

3.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.

План ответа:

Мы узнали, что почва в аквариуме называется ____________. Для дна используют ______________

Перед помещением в аквариум, грунт нужно_______

и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. (Слайд 10, 11)

Группа №3.

Свет.

1.Прочтите текст.

В аквариуме, который сильно освещён и содержит мало растений, он быстро
зарастает водорослями и требует постоянной очистки.
Если же аквариум поместить в тёмное место, то растения погибнут и рыбы погибнут. Что же надо делать, что бы

аквариум не зарастал водорослями?

План ответа:

Мы пришли к выводу, что аквариум нужно искусственно _________________, например _______________ дневного света. (Слайд 11)

Группа №4.

Кислород.

1.Прочтите текст.

Кислород нужен для дыхания растений и животных. Рыбы дышат кислородом, который растворён в воде. Ясно, что чем дальше от поверхности, тем меньше кислорода в воде. Как можно сделать так что бы кислорода в аквариуме было достаточно?

2.Обсудите в группе и дайте ответ по плану.

План ответа:

Мы пришли к выводу, что: нужен дополнительный источник ___________________. Например, компрессор. (Слайд 11)

В процессе исследования заполняется таблица.

Компоненты экосистемы

Аквариум – ЭКОСИСТЕМА?

Участие человека

Выводы
Памятка начинающего аквариумиста

1.Воду отстоять.

2.Промыть средних размеров грунт.

3.Использовать лампу и компрессор.

+
компрессор

1. Напиши, какие неживые части экосистемы и "профессии" живых организмов мы находим в аквариуме.

1 - грунт - гонрые породы, 2 - вода, 3 - растения - производители, 4 - рачки - потребители, 5 - рыбки - потребители, 6 - улитки - разрушители, 7 - микробы - разрушители.

2. Заполни таблицу.

3. Составь план текста из учебника.

Аквариумные растения. Рыбы. Моллюски. Раки и черепахи.

4. Рассмотри рисунки. Подумай, почему так нельзя содержать рыбок. Исправь условия их жизни с помощью цветных карандашей. Назови правила аквариумиста.

1) Должна быть вода в аквариуме. Надо дорисовать растения. Рыбок слишком много в аквариуме.

2) Аквариум должен быть недоступен для других домашних животных.

5. Определи, в каких частях света находится родина аквариумных рыб. Подпиши названия рыб.

Проверяем умение понимать текст

Прочитай текст "Аквариум - маленькая искусственная экосистема" на стр. 75-77 учебника. Выполни задания.

А. Учимся понимать текст и находить факты.

1. Чему главным образом посвящен текст? Выбери только один ответ и отметь его.

Обитателям аквариума.

2. Выбери из данных ниже предложений то, в котором рассказывается, какую роль играют сомики в аквариуме. Отметь его.

Сомики - настоящие "мусорщики": они плавают около дна и очищают аквариум от остатков пищи.

3. Какие аквариумные рыбы дышат атмосферным воздухом? Выбери только один ответ и отметь его.

4. Напиши, каких животных содержат в аквариумах.

Рыбок, раков, черепах, улиток.

5. Напиши, в какой стране из карася вывели золотую рыбку.

6. О каких из изображенных ни рисунке раб говорится в тексте? Обведи их.

Б. Учимся понимать текст, сравнивать информацию и делать выводы.

7. Почему золотых рыбок содержат в более холодной воде? Выбери только один ответ и отметь его.

Потому что они родом из умеренного климата.

8. Почему в аквариуме поселяют улиток-катушек? Выбери только один ответ и отметь его.

Они счищают водоросли со стекла.

9. Почему в этом тексте из всех обитателей экосистемы аквариума описываются в основном рыбы?

Человек приобретает аквариум, чтобы разводить рыбок, поэтому он должен иметь о них информацию.

10. Напиши, почему золотых рыбок не содержат вместе с гуппи и меченосцами. Выбери только один ответ и отметь его.

Они предпочитают более холодную воду.

11. Напиши, почему раков и черепах не содержат вместе с рыбами.

Раки и черепахи едят рыбок, подгрызают растения.

12. Напиши, почему не все растения в аквариумах правильно называть водорослями.

Т.к. в аквариумах могут расти и цветковые растения.

Учимся понимать главную мысль текста.

Чтобы завести аквариум, нужно знать о его обитателях.

14. Если бы в тексте был еще один абзац, о чем бы в нем рассказывалось?

О питании рыбок или о приборах, которые нужны для ухода за обитателями аквариума.

15. Какой из заголовков наиболее подходит ко всему тексту? Выбери только один ответ и отметь его.

Кто населяет аквариум?

16. Какое предложение лучше всего помогает понять основную мысль текста? Выбери только один ответ и отметь его.

Если ты всерьез захочешь сделать свою маленькую искусственную экосистему, то найди книгу об аквариумах и внимательно прочитай ее.


Аквариум – это маленькая искусственная экосистема.

Но и она подчиняется законам

природы. Ты забыла поселить там одного из важнейших

обитателей экосистемы.

Почему мне приходится постоянно продувать

воздух и часто менять воду в моём аквариуме?

О каких обитателях аквариума забыла Лена?

На какой вопрос вы будете искать ответ?

Какие живые организмы населяют аквариум?

Тема урока: «Аквариум-маленькая искусственная экосистема».


Из каких частей состоит экосистема?

Воздух

Производители

Потребители

Почва

Разрушители

Горные породы

Вода

Что такое искусственная экосистема?


Совместное открытие знаний

Назовите все части экосистемы, которые мы можем найти в аквариуме.

Живые организмы каких «профессий» мы там встретим.

Потребители

Производители

Разрушители


Совместное открытие знаний

С помощью текста и рисунков выясните, кто живёт в аквариуме (с.75-77).

Водные растения (производители)

Эхинодорус

Валлиснерия

Элодея


Совместное открытие знаний

Гуппи

Барбус

Гурами

Скалярия

Меченосец

Сомики

Тепловодные аквариумные рыбки


Совместное открытие знаний

Основные виды аквариумных рыбок.

Карась

Обыкновенная золотая рыбка

Комета

Телескоп

Вуалехвост

Холодноводные аквариумные рыбки


Совместное открытие знаний

Обитатели аквариума.

Почему раков и черепах в аквариумах содержат

гораздо реже?

Улитка-катушка

Черепаха


Совместное открытие знаний

Аквариум - маленькая искусственная экосистема, населённая растениями и животными.

Если вы всерьёз захотите сделать свою маленькую

искусственную экосистему,

то найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её.

Тогда ваш подводный мир получится по-настоящему

устойчивым и долго будет радовать.


Применяем знания

Выполните в рабочей тетради задание 1 (Н) стр.35. Проверьте себя.

вода

потребители

производители

потребители

разрушители

грунт (горные породы)

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.

Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа.

Сахнова Надежда Васильевна, учитель начальных классов.

Тема: Аквариум - маленькая искусственная экосистема.

Цели: - познакомить обучающихся с компонентами экосистемы на примере аквариума; с обитателями аквариума; научить поддерживать экосистему аквариума;

Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу познания;

Сформировать положительное эмоциональное отношение к высокотехнологичному оборудованию в том числе средствам мультимедиа;

Способствовать формированию инновационно - активного сознания;

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,аквариум, иллюстрации аквариумных рыбок и растений, индивидуальные карточки с заданиями, тест, книги об обитателях аквариума.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуй те, ребята! Я рада видеть вас всех. Повернитесь, пожалуйста, к гостям, улыбнитесь им, поздоровайтесь. Улыбнитесь мне, а я вам. Садитесь. Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

2.Знакомство с темой и целями урока.

Ребята, а о чём же мы будем сегодня говорить на уроке окружающего мира?

Просмотрите эти слайды и попробуйте сами сформулировать тему и цель урока.

(презентация: 9 слайдов об аквариуме музыка)

Итак, тема нашего урока (ответы детей) щелчок. щелчок слайд «Аквариум - маленькая искусственная эко система».

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной искусственной экосистемой, маленькой по сравнению с экосистемой поля, с экосистемой аквариума.

3.Актуализация знаний.

Тест.

Что такое экосистема? Давайте проверим свои знания, выполним тест.

Возьмите карточки. Прочитайте ответы. Найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.

Работаем в парах. Поменяйтесь работами, помогите друг другу. Читает ответ_____

(слайд – проверка выполнения теста по ключу. Поднимите руку, кто тест выполнил правильно).

2.Блиц-опрос.

С какими экосистемами мы познакомились?

(болото, озеро, луг, лес, поле).

Из каких частей состоит экосистема?

Какие « профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?

Почему с течением времени одна экосистема может постепенно перейти в другую экосистему?

Что такое искусственная экосистема? Приведите пример.

3. Постановка проблемного вопроса.

Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

4.Работа с учебником стр.72.Чтение диалога.

Наши постоянные герои Лена и Миша попробовали создать искусственную экосистему, но у них возникли проблемы. Помогите им разрешить эти проблемы. Прочитайте, что у них не получилось?

5. Чтение диалога. Миша _______, Лена______________

Вопросы после чтения:

Какую экосистему создали Миша и Лена?

Аквариум.

Какая она - природная или искусственная? Почему?

Искусственная, потому что её создал человек.

Почему в аквариуме Лены и Миши рыбам трудно дышать?

Нет производителей-водорослей. Они насыщают воду кислородом.

4 .Совместное открытие новых знаний. Объяснение нового материала .

1.Выполнение задания №2.

Рассмотрите рисунок в учебнике и на экране и назовите составные части экосистемы: подпиши неживые части экосистемы аквариума и «профессии» живых организмов.

2.Выполнение задания №3.

Почему в аквариуме должны быть организмы разных профессий?

Заполним таблицу.

Что производители дают другим организмам, а что получают?

Что дают потребители, а что получают?

Что дают разрушители, а что получают?

Сделаем вывод.

5. Физкульт минутка.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Тонут в воде корабли.

Русалки по волнам плывут,

Танцуют, кружат и поют.

И машут чайки крылами над синими теми волнами.

6.Защита проекта «Аквариум-маленькая искусственная экосистема».

Всю неделю дети были исследователями живых организмов аквариума. Для этого они разбились на 4 группы.1 группа изучала растения,2 группа - животных аквариума,3 группа - мусорщиков,4 группа - объекты неживой природы. Мы их назвали историками – аквариумистами. Дети посетили зоомагазин, библиотеку, взяли интервью у опытного аквариумиста, читали энциклопедию, Интернет. Вот что у них получилось.

1.В толковом словаре С. И. Ожегова сказано: аквариум - это искусственный водоём или стеклянная ёмкость с водой для содержания рыб, водных растений и животных.

Первый аквариум появился в Китае во второй половине четырнадцатого века. Он был изготовлен из фарфора в виде огромного чана и очень скоро получил широкое распространение во дворцах знати. Именно в Китае из обычного карася вывели разнообразные виды золотых рыб. В России аквариумистика стала развиваться с конца девятнадцатого века.

Аквариум начинают с подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

2. Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям. Все аквариумные растения часто неправильно называют водорослями. На самом деле в аквариуме помещают цветковые растения с красивыми листьями.

(слайд щелчок кубышка жёлтая, щелчок риччия (водяной мох), щелчок

роголистник, щелчок людвигия).

3.Самые обычные обитатели аквариума - рыбы. Рыбы бывают тепловодными и холодноводными. В тепловодном аквариуме содержат американских рыб: гуппи, барбусов, меченосцев. Посмотрите на них.

(слайд щелчок барбусы, щелчок гуппи, щелчок скалярия, щелчок пиранья, щелчок попугайчики, щелчок сомики).

4.Сомики-настоящие « мусорщики». Они плавают на дне и очищают аквариум от остатков пищи. Оказывается, сомики как и мы с тобой. дышат воздухом атмосферы. Для этого они изредка высовываются из воды.

5.Черепаха. Черепах в аквариуме содержат гораздо реже. Ведь они поедают рыб, часто подгрызают растения. Поэтому их лучше сажать в отдельный аквариум.

(Показ детям живых черепашек).

6.Чем же кормят рыб?

(Циклопы, дафнии, показ корма)

Назовите разумные правила кормления рыб.

(Дети с рисунками выходят и говорят правила).

Не перекармливать рыб. Кормить понемногу, но часто.

Менять воду 1-2 раза в неделю.

Тепловодных рыб держать отдельно от холодноводных, хищных от нехищных.

Аквариум-дом для рыб.

7.Итоговая рефлексия.

Беседа.

У кого появилось желание иметь аквариум дома?

У кого есть аквариум с его обитателями?

Какие советы вы могли дать другим ребятам, которые хотят иметь аквариум?

У нас в классе есть теперь свой аквариум. Давайте проверим, а наш аквариум-экосистема? Докажите.

А какая экосистема? Круговорот веществ в нашем аквариуме замкнутый или нет? Почему? Значит, жизнь рыбки зависит от кого?

(слайд щелчок «Мы в ответе за тех, кого приручили» А. Сент-Экзюпери)

Как вы понимаете эти слова?

Если создать маленькую искусственную экосистему трудно, а поддерживать ещё труднее, зачем человеку аквариум?

Что дают человеку знания аквариума?

(Дают заряд энергии и бодрости. Избавляет от стресса, снижает кровяное давление, усталость).

Поднимите руку, кто получил заряд бодрости, радость общения, радость познания?

8.Реалаксация.
- Мир аквариума богат и разнообразен. Полюбуйтесь ещё им.

(презентация под музыку показ слайдов об обитателях аквариума).

Всё ли мы узнали об аквариуме?

Где добываем знания?

(Выставка книг.)

9.Домашнее задание .


Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Вид урока: комбинированный урок

Цели урока:

  • познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
  • проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
  • развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
  • научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • схема экосистемы поля, аквариума;
  • иллюстрации (аквариумные рыбки, животные, растения);
  • учебник – тетрадь для 3 класса "Обитатели Земли" часть 1 (авт.кол-в. А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан);
  • медиапроектор;
  • карточки с тестом.

Базовые понятия урока:

  • экосистема,
  • цепь питания,
  • три "профессии",
  • аквариум,
  • растения аквариума,
  • животные аквариума,
  • значение аквариумов.

Определение понятий урока:

Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

Цепь питания – последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.

Три профессии:

  • Производители (“кормильцы”) – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ.
  • Потребители (“едоки”) - живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества.
  • Разрушители (“мусорщики”) - живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.

Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями.

План урока:

Этапы урока

Виды и формы работы

1. Орг. момент Приветствие
2. Проверка знаний учащихся Блиц-опрос

Тест “Экосистема поля”

Развитие навыков самоконтроля

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний (выход на тему урока) Блиц-опрос

Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей

4. Совместное открытие знаний Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей.

Объяснение нового материала.

Работа с учебником.

Сообщения детей.

5. Физкультминутка Комплекс упражнений
6. Этап закрепления изученного Обучение способам самостоятельного применения знаний

Работа с учебником

7. Подведение итогов Рефлексия.

Составление модели “Экосистема аквариума”

8. Домашнее задание Дифференциация
9. Релаксация Просмотр видеофильма

ХОД УРОКА

Слайд 1

  1. Орг. Момент
  2. Проверка знаний учащихся

1. Блиц-опрос

2. Тест “Экосистема поля”

Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с тестами на партах )

  1. Поле – это…
  1. природная экосистема;
  2. искусственная экосистема.
  1. Культурные растения – это…
  1. одуванчик, вьюнок, осот;
  2. подсолнечник, лён, рис.
  1. Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
  1. сорняки;
  2. яркие цветы.
  1. Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
  1. ядохимикатов;
  2. живых помощников.

Проверьте свою работу.

Подведём итог:

Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная )

Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители -собирает урожай )

Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо.

  1. Проблемная ситуация и актуализация знаний

1. Блиц-опрос

Учитель Дети
- Вспомним ещё раз основные понятия темы На доске выстраивают схему (по мере получения ответов на вопросы )

ЭКОСИСТЕМА

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

ЦЕПИ ПИТАНИЯ

НЕЖИВЫЕ КОМПОНЕНТЫ

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

ПРОИЗВОДИТЕЛИ

ПОТРЕБИТЕЛИ

РАЗРУШИТЕЛИ

ПРИРОДНАЯ

ИСКУССТВЕННАЯ

- Что такое экосистема? ЭКОСИСТЕМА – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
- Назовите составные части экосистемы?
- Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? Нужны “производители” (“кормильцы”), потребители (“едоки”), разрушители (“мусорщики”)
- Что такое искусственная экосистема? Экосистема, созданная человеком.
- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно?

2. Постановка проблемы

Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.

Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку.

Этот дом не деревянный, щелчок
Не из камня этот дом. щелчок
Он прозрачный, щелчок
Он стеклянный, щелчок
Нет и номера на нём … щелчок
И жильцы в нём не простые, щелчок
Не простые, золотые. щелчок
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.

  1. Совместное открытие знаний

1. Эвристическая беседа

- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у неё возникли проблемы. Помогите ей разрешить эти проблемы. Рассматривают рисунок.
- Какую экосистему создала Лена? Лена создала экосистему – аквариум.
- Какая она – природная или искусственная? Почему? Аквариум - это искусственная экосистема, потому что её создаёт человек.
- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? - У Лены в аквариуме нет растений -производителей. Они насыщают воду кислородом.
- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? Живые и неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва, живые организмы (производители, потребители, разрушители).

2. Объяснение нового материала.

Слайд 9 (Просмотр презентации)

В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.

Слайд 10 - С чего же начать? (С подготовки грунта.)

Слайд 11 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт.

Слайд 12 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.

Слайд 13 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия.

Слайд 14 Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия.

Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания.

Слайд 15 Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип ), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип ). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.

В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.

Слайд 16 В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, Слайд 17 меченосцев, Слайд 18 сомиков, пецилий, лимий, Слайд 19гирардинусов.

Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других.

Слайд 20 В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя.

Слайд 21 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, Слайд 22 львиноголовок.

Слайд 23 В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.

У кого из вас есть аквариум с его обитателями?

Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб?

Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете.

3. Работа с учебником

Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.

Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители )

4. Сообщения учащихся

Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.

  1. Физкультминутка.
  2. Первичное закрепление изученного материала.

1. Беседа

Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком )

Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки)

2. Выполнение задания 4 на стр.76.

Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок. )

Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений. )

Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум )

Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см) )

3. Выполнение задания 5 на стр.76.

Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб.

Слайд 24, щелчок

Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).

Слайд 25, щелчок

Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала).

Слайд 26, щелчок

Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла).

Слайд 27, щелчок

Родина скалярии – Южная Америка.

Слайд 28, щелчок

Барбус родился в Южной Азии (Индия).

Слайд 29, щелчок

Родиной львиноголовки является Китай.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ. )

Моделирование на доске (2 аквариума: тепловодный, холодноводный)

Что нового узнали на уроке?

Что запомнилось?

О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?

  1. Домашнее задание.

2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77

3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию )

  1. Релаксация

Видеофрагмент “Коралловый рай”

Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.

Спасибо за работу!