"Душа о милосердии просила" Урок-размышление по рассказу К. Г


Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.
Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Ока сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.
Рячом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с. пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.
Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.
  • Пеги! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?
Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.
Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.
Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.
  • Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд».
  • Эх, Пети! Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.
  • Просишь? - спросил он. - А где твой хозяин?
Пети радостно вильнула хвостом* взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.
  • Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек, - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.
Молодые люди захохотали.
  • Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
  • Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.
  • Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и пересчитывал ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.
  • Еще обижается! - сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста.
  • А, брось ты его! На что он тебе сдался! - примирительно произнес один из его товарищей, наливая всем пиво.
Старик не проронил ни слова. Он подошел к стойке и положил несколько монет на мокрый прилавок.
  • Один бутерброд! - сказал он хрипло.
Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост.
Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
  • Один! - сказал старик.
  • Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...
  • Спасибо! - сказал старик.
Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой.
Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:
  • Ах, Пети, Пети! Глупая собака!
Но собачка не слушала ого- Она только ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - верно, они слезились у него от ветра.
По К. Г. Паустовскому ]

Константин Паустовский - "Старик в станционном буфете" - читает - Miliza

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.
Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.
Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.
Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.
- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?
Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.
Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.
Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.
- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд".
- Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.
- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?
Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.
- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.
Молодые люди захохотали.
- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.
- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.
- Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.
- Еще обижается!-сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!
- А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая всем пиво.
Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.
- Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
- Один! - сказал старик.
- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...
- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!
Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.
Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:
- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!
Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.
Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в
Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет
прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.
Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и
понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной
рыбачьей куртки.
Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись
к его ноге, и дрожала.
Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными
затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и
на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном
матче и не обращали на это внимания.
Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину,
собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и,
заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.
- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты
беспокоишь людей, Пети?
Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали
и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка
спохватывалась и подымала их снова.
Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело
подливали себе в стаканы холодное пиво.
Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в
такую стужу совершенно ледяное пиво.
- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!
Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять
старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не
может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую
сторону. Она как бы говорила: «Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не
можешь купить мне такой бутерброд».
- Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от
огорчения.
Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика.
Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее
самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не
стала просить у чужих людей.
Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил
собаку.
- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?
Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть
взвизгнула.
- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку
держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас
милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.
Молодые люди захохотали.
- Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок
колбасы.
- Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая
шея покраснели.
Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на
колбасу.
- Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.
Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной
мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к
монетам. Пальцы у него дрожали.
- Еще обижается! - сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!
- А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из
молодых людей, наливая всем пиво.
Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких
денег на мокрый прилавок.
- Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав
хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.
- Один! - сказал старик.
- Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...
- Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!
Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал
прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый
солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.
Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в
серый носовой платок и спрятал в карман.
Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:
- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!
Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал
рукавом глаза - они у него слезились от ветра.

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд".

Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.

Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить. А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено законом.

Молодые люди захохотали.

Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.

Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

Еще обижается!-сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!

А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая всем пиво.

Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.

Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица подала старику на тарелке два бутерброда.

Один! - сказал старик.

Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...

Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:

Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.

Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.

Проект

урока литературы на тему:

«Роль художественной детали в рассказе К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»» (6 класс)

1. Решаемые учебные проблемы:

- развитие речемыслительной деятельности учащихся через поиск и осмысление художественной детали в произведении;

Подведение учащихся к понимаю принципов взаимоотношений между людьми разных социальных групп, отношений между людьми и животными;

Формирование общепринятых правил поведения, культуры взаимоотношений;

Воспитание любви к книге; чувств милосердия, отзывчивости, порядочности; достойного поведения в сложной ситуации.

2. Задачи для учащихся:

- познакомиться с содержанием рассказа;

Определить, какие проблемы поднимает автор произведения;

Находить художественную деталь и раскрывать ее роль в характеристике героев произведения, ситуациях и реализации авторского замысла;

Определить основные черты характера главного героя, принципы и правила его жизни;

Выявить значение второстепенных героев рассказа в решении авторского замысла.

3. Планируемые результаты:

Личностные : развитие познавательной активности учащихся; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, живого интереса к изучаемому; формирование собственного отношения к героям рассказа К.Г. Паустовского, их оценка, понимание авторской позиции и своего отношения к ней; использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари и др.)

Метапредметные:

    Познавательные : расширение представления детей о сложности и кропотливости писательского труда; воспитание думающего не равнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

    Регулятивные : умение работать по плану, выполнение заданий в соответствии с поставленной задачей.

    Коммуникативные : формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение оппонентов; формирование умений работать в микрогруппе (паре); проявление взаимопомощи, поддержки, умения договариваться о последовательности действий и формах презентации результата.

Предметные:

    В познавательной (интеллектуальной) сфере : формирование компетенций грамотного читателя через выявление и осмысление художественной детали в произведении, лексическую работу; владение литературоведческой терминологией при анализе повести, различными формами творческой работы (кластер, синквейн).

    В ценностно-ориентационной сфере : приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы, развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя – обобщать, делать выводы; воспитание любви к книге, чувств милосердия и отзывчивости, достойного поведения в сложной ситуации.

    В сфере физической деятельности : восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие прочитанного, умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог; понимание роли изобразительно-выразительных средств в создании образов рассказа; поиск и выделение необходимой информации.

Запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах работы с текстом рассказа К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»

4. Учебный материал урока: текст рассказа К. Паустовского «Старик в станционном буфете», краткая информация о взаимоотношениях писателя и читателя, о книге К. Паустовского «Золотая роза», высказывание С.Е. Маршака, словари.

5. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

6. Виды деятельности: работы с эпиграфом, составление кластера, аналитическая беседа, словарная работа, работа в группах, составление синквейна.

7. Тип урока по форме: диалогический.

8. Тип урока по содержанию: поисково-исследовательский.

9. Форма оценивания результатов обученности: сертификат грамотного

читателя.

10. Оборудования и наглядные пособия : компьютер, проектор,

презентация, книги (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев), текст рассказа, сертификаты.

11. Вид используемых на уроке ИКТ: презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить наглядность в обучении,

повысить уровень визуализации изучаемого материала

12. Ресурсы сети Интернет:

Портрет К.Г. Паустовского.

Обложка К.Г. Паустовского «Золотая роза».

Иллюстрации к содержанию рассказала.

13. Межпредметные связи:

МХК

Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского «Старик в станционном буфете»

Остальное должен дополнить своим воображением художник- читатель»

С.Я. Маршак

Ход урока:

Предтекстовый структурный элемент урока.

1 этап. Вхождение в тему урока:

Учитель объявляет тему урока, направляет работу учащихся по самоопределению деятельности на уроке (общие цели и задачи), знакомит с учебным материалом, объявляет виды деятельности на уроке.

Слайд 2 2


а) объявление темы урока:

Тема нашего урока: «Художественная деталь в рассказе К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»» (запись в тетрадь учащихся).

б) самоопределение к деятельности (целеполагание):

Найдите ключевое слово в теме урока (деталь).

Знаком вам этот термин? (5 класс Чехов)

Подумайте, какой может быть цель нашего урока? (продолжить учиться быть грамотным читателем).

Что предстоит сделать, чтобы цель была достигнута? (познакомиться с содержанием рассказа, найти яркие детали в произведении, понять, для чего писатель их использовал).

в) работа с эпиграфом:

Слайд 4

Эпиграфом к нашему уроку я предлагаю взять слова С.Я. Маршака. Прочитайте их. Какова главная мысль? (Писатель всегда ждет умного грамотного читателя). Отвечает он поставленным вами задачам на сегодняшний урок.

2 этап. Актуализация ранее полученных знаний.

а) слово учителя «Книга - писатель - читатель»

Слайд 2

В мире очень много книг. Зайдите в школьную библиотеку. Молча стоят они на полках: толстые и тонкие, в красивых и простеньких обложках. Молчаливые, бумажные... Автор, название произведения... А если бы они могли говорить? Они наперебой стали бы предлагать себя, потому что только они знают, какие муки творчества в поисках вдохновения и единственно верного слова преодолели их авторы...

    Прочитай меня, - просил бы томик А.С. Пушкина, - мой поэт, совершенствуя стихи, менял слово в строке до 30 раз!

    Прочитай меня, - умоляла бы книга Н.В. Гоголя, - сколько пережег он своих рукописей, бросал писать, чтобы я получилась!

- Лучше прочитай нас, - кричали бы романы великого французского писателя Флобера. - Создавая нас, он стал маяком. И их можно понять. Флобер был мучеником. Он писал так медленно, что с отчаянием говорил: «Стоит самому себе набить морду за такую работу». Он работал по ночам, а его окно в темные ночи стало маяком для рыбаков на Сене и даже для капитанов морских пароходов. Чтобы не сбиться с фарватера они «держали курс на господина Флобера». Но вряд ли моряки знали, что за окном великий писатель Франции, измученный борьбой за совершенство прозы.

И только книга И.С. Тургенева смущенно молчала. Её взял почитать ученик 5 класса. И когда его спросили, о чем рассказ «Муму», он ответил: «Да, там Герасим свою собаку утопил». Ничего он не понял, ведь за историей собачки и дворника скрывался трагический период в жизни нашего государства - крепостное право, отношение к которому хотел высказать И.С. Тургенев в своём произведении.

Чтобы приступить к работе с текстом художественного произведения, вспомните, что называется художественной деталью, дайте определение. (выразительная яркая подробность в произведении).

б) составление кластера:

Проверьте, все ли особенности такого художественного приёма, как деталь, вспомнили.

Слайд 5

в) о сборнике «Золотая роза» К.Г.Паустовского:

Деталь как приём художественной литературы вам уже знакома. И сегодня на уроке постарайтесь воспользоваться своими знаниями и докажите, что вы грамотные читатели и в мастерской писателя не гости, а сотрудники. Поможет нам вам в этом презентация.

Рассказ «Старик в станционном буфете» входит в книгу К.Г.Паустовского «Золотая роза» - книгу «о прекрасной сущности писательского труда». В ней есть небольшой секрет, о нём вы узнаете в конце урока. А сейчас включаем воображение и в путь, дорогие художники-читатели.

Слайд 6

Текстовый структурный элемент урока

3 этап. Вхождение в текст.

Учитель информирует учеников об основных учебных проблемах, связанных с анализом текста К. Паустовского «Старик в станционном буфете», конкретизирует задачи урока, уточняет формы работы (что и как будут делать школьники на уроке), предупреждает, с какой целью будет использоваться на уроке ИТК, как будут подводиться итоги урока и оцениваться результаты обученности.

а) чтение рассказа учителем (текст (см. Приложение 1) на парте у каждого ученика).

Б) о бмен впечатлениями от прочитанного.

Понравился вам рассказ?

Какие чувства он вызвал? (жалость, сочувствие старику и собаке, неприязнь к молодым людям, стыд за их поведение, благодарность продавщице).

4 этап. Практическая работа с текстом. Анализ содержания через поиск и осмысление художественной детали.

В каком месте разворачиваются события, описанные в рассказе? (станционный буфет; нет постоянных посетителей завсегдатаев, трудно сформировать отношение к людям, но есть общепринятые правила взаимоотношений, культура поведения; не место красит человека, а человек - место).

Время действия? (зима - зимние шквалы, толстый лед, крепкая ледяная закраина).

Перечислите всех героев рассказа. Кто понравился больше всего?

Понаблюдайте, какими предстают герои рассказа К.Г. Паустовского.

а) описание героев:

Слайд 8

Старик (неухоженный, одинокий, бесприютный, бывший рыбак).

Слайд 10

Собачка (разделяет положение старика, голодная, замерзшая).

Слайд 11

Молодые люди

Какими в рассказе предстают «молодые люди»? (здоровые, но равнодушные) Какая деталь подчеркивает это?

Обратите внимание на словосочетание «тугие затылки». (возможна работа «дежурного по словарям») Объясните, что хотел сказать писатель, употребив этот эпитет. Есть ли описание продавщицы? (интересная деталь - отсутствие описания)

б) наблюдение над поведением и речью героев

Слайд 12

Согласны ли вы с тем, что домашнее животное способно испытывать такие сложные чувства?

Что заставляет хозяина так настойчиво убеждать собачку не клянчить еду у посторонних?

Почему чувство собственного достоинства старика вызывает такое озлобление у молодых людей? И др.

Слайд 13

Обратите внимание на выделенную в тексте подробность. О чём она говорит?

Почему старик взял бутерброды? Ведь это тоже милостыня.

Слайд 14

Как вы думаете, о чём говорит выделенная на слайде деталь?

Слайд 15

Предположите, для кого оставлен второй бутерброд?

Согласны ли вы с Паустовским, что глаза старика слезились от ветра?

Посттекстовый структурный элемент урока.

5 этап. Выводы, достижение цели.

а) беседа

Для чего художник написал рассказ? (проблема)

Зачем была рассказана история Пети? (учит милосердию, отзывчивости, достойно выходить из сложной ситуации)

б) т ворческое задание. Синквейн на тему: «Милосердие»

Создайте синквейн на тему «Милосердие».

Слайд напомнит вам структуру синквейна.

Слайд 17

Как будем работать, индивидуально или в парах?

Примеры синквейна:

Милосердие.

Постоянное, повседневное.

Помогает, лечит, возвышает.

Милые сердцу чувства и поступки.

Человечность.

Милосердие.

Бескорыстное, необходимое.

Заботится, радует, окрыляет.

Милосердие – это деятельная доброта.

Сердечность.

6 этап. Рефлексия.

Понравился вам урок?

Чьи выступления понравились больше всего?

Поставьте оценки друг другу.

Можем мы назвать ребят, получивших «4» и «5», грамотными читателями?

Вручение сертификатов (см. Приложение 2).

7 этап. Домашнее задание:

2) Помните, в начале урока я обещала вам рассказать секрет книги «Золотая роза». Каждый рассказ состоит из двух частей. Прочитайте вторую часть рассказа (размышление о художественной детали) и напишите мини-сочинение на тему «Значение художественной детали в прозе».

Приложение 1

СТАРИК В СТАНЦИОННОМ БУФЕТЕ

Худой старик с колючей щетиной на лице сидел в углу станционного буфета в Майори. Над Рижским заливом свистящими полосами проносились зимние шквалы. У берегов стоял толстый лед. Сквозь снежный дым было слышно, как грохочет прибой, налетая на крепкую ледяную закраину.

Старик зашел в буфет, очевидно, погреться. Он ничего не заказывал и понуро сидел на деревянном диване, засунув руки в рукава неумело заплатанной рыбачьей куртки.

Вместе со стариком пришла белая мохнатая собачка. Она сидела, прижавшись к его ноге, и дрожала.

Рядом за столиком шумно пили пиво молодые люди с тугими, красными затылками. Снег таял у них на шляпах. Талая вода капала в стаканы с пивом и на бутерброды с копченой колбасой. Но молодые люди спорили о футбольном матче и не обращали на это внимания.

Когда один из молодых людей взял бутерброд и откусил сразу половину, собачка не выдержала. Она подошла к столику, стала на задние лапы и, заискивая, начала смотреть в рот молодому человеку.

- Пети! - тихо позвал старик. - Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети?

Но Пети продолжала стоять, и только передние лапы у нее все время дрожали и опускались от усталости. Когда они касались мокрого живота, собачка спохватывалась и подымала их снова.

Но молодые люди не замечали ее. Они были увлечены разговором и то и дело подливали себе в стаканы холодное пиво.

Снег залеплял окна, и дрожь пробегала по спине при виде людей, пьющих в такую стужу совершенно ледяное пиво.

- Пети! - снова позвал старик. - А Пети! Ступай сюда!

Собачка несколько раз быстро мотнула хвостом, как бы давая понять старику, что она его слышит и извиняется, но ничего с собой поделать не может. На старика она не взглянула и даже отвела глаза совсем в другую сторону. Она как бы говорила: "Я сама знаю, что это нехорошо. Но ты же не можешь купить мне такой бутерброд".

- Эх, Пети, Пети! - шепотом сказал старик, и голос его чуть дрогнул от огорчения.

Пети снова вильнула хвостом и вскользь, умоляюще посмотрела на старика. Она как бы просила его больше ее не звать и не стыдить, потому что у нее самой нехорошо на душе и она, если бы не крайность, никогда бы, конечно, не стала просить у чужих людей.

Наконец один из молодых людей, скуластый, в зеленой шляпе, заметил собаку.

- Просишь, стерва? - спросил он. - А где твой хозяин?

Пети радостно вильнула хвостом, взглянула на старика и даже чуть взвизгнула.

- Что же это вы, гражданин! - сказал молодой человек. - Раз собаку держите, так должны кормить.
А то некультурно получается. Собака у вас милостыню выпрашивает. Нищенство у нас запрещено
законом.

Молодые люди захохотали.

    Ну и отмочил, Валька! - крикнул один из них и бросил собачке кусок колбасы.

    Пети, не смей! - крикнул старик. Обветренное его лицо и тощая, жилистая шея покраснели.
    Собачка сжалась и, опустив хвост, подошла к старику, даже не взглянув на колбасу.

    Не смей брать у них ни крошки! - сказал старик.

Он начал судорожно рыться в карманах, достал немного серебряной и медной мелочи и начал пересчитывать ее на ладони, сдувая мусор, прилипший к монетам. Пальцы у него дрожали.

- Еще обижается!-сказал скуластый молодой человек. - Какой независимый, скажи пожалуйста!

- А, брось ты его! На что он тебе сдался? - примирительно сказал один из молодых людей, наливая

всем пиво.

Старик ничего не ответил. Он подошел к стойке и положил горсть мелких денег на мокрый прилавок.

    Один бутерброд! - сказал он хрипло. Собачка стояла рядом с ним, поджав хвост. Продавщица
    подала старику на тарелке два бутерброда.

    Один! - сказал старик.

    Берите! - тихо сказала продавщица. - Я на вас не разорюсь...

    Палдиес! - сказал старик. - Спасибо!

Он взял бутерброды и вышел на платформу. Там никого не было. Один шквал прошел, второй подходил, но был еще далеко на горизонте. Даже слабый солнечный свет упал на белые леса за рекой Лиелупа.

Старик сел на скамейку, дал один бутерброд Пети, а другой завернул в серый носовой платок и спрятал в карман.

Собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил:

- Ах, Пети, Пети! Глупая собака!

Но собачка не слушала его. Она ела. Старик смотрел на нее и вытирал рукавом глаза - они у него слезились от ветра.

Вот, собственно, и вся маленькая история, случившаяся на станции Майори на Рижском взморье.

Зачем я ее рассказал?

Начав писать ее, я думал совсем о другом. Как это ни покажется странным, я размышлял о значении подробностей в прозе, вспомнил эту историю и решил, что если ее описать без одной главной подробности - без того, что собака всем своим видом извинялась перед хозяином, без этого жеста маленькой собаки, то история эта станет грубее, чем она была на самом деле.

А если выбросить и другие подробности - неумело заплатанную куртку, свидетельствующую о вдовстве или одиночестве, капли талой воды, падавшие со шляп молодых людей, ледяное пиво, мелкие деньги с прилипшим к ним сором из кармана, да, наконец, даже шквалы, налетавшие с моря белыми стенами, то рассказ от этого стал бы значительно суше и бескровнее.

В последние годы подробности начали исчезать из нашей беллетристики, особенно в вещах молодых писателей.

Без подробности вещь не живет. Любой рассказ превращается в ту сухую палку от копченого сига, о какой упоминал Чехов. Самого сига нет, а торчит одна тощая щепка.

Смысл подробности заключается в том, чтобы, по словам Пушкина, мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно, в глаза всем.

С другой стороны, есть писатели, страдающие утомительной и скучной наблюдательностью. Они заваливают свои сочинения грудами подробностей - без отбора, без понимания того, что подробность имеет право жить и необходимо нужна только в том случае, если она характерна, если она может сразу, как лучом света, вырвать из темноты любого человека или любое явление.

Например, чтобы дать представление о начавшемся крупном дожде, достаточно написать, что первые его капли громко щелкали по газете, валявшейся на земле под окном.

Или, чтобы дать страшное ощущение смерти грудного ребенка, достаточно сказать об этом так, как сказал Алексей Толстой в "Хождении по мукам":

"Измученная Даша уснула, а когда проснулась, ее ребенок был мертв и легкие волосы у него на голове поднялись".

"- Покуда спала, к нему пришла смерть... - сказала Даша, плача, Телегину. - Пойми же - у него волосики встали дыбом... Один мучился... Я спала.

Никакими уговорами нельзя было отогнать от нее видение одинокой борьбы мальчика со смертью".

Эта подробность (легкие детские волосы, вставшие дыбом) стоит многих страниц самого точного описания смерти.

Обе эти подробности верно бьют в цель. Только такой и должна быть подробность - определяющей целое и, кроме того, обязательной.

В рукописи одного молодого писателя я наткнулся на такой диалог:

"- Здорово, тетя Паша! - сказал, входя, Алексей. (Перед этим автор говорит, что Алексей открыл дверь в комнату тети Паши рукой, как будто дверь можно открыть головой.)

Здравствуй, Алеша, - приветливо воскликнула тетя Паша, оторвалась от шитья и посмотрела на Алексея. - Что долго не заходил?

- Да все некогда. Собрания всю неделю проводил.

- Говоришь, всю неделю?

- Точно, тетя Паша! Всю неделю. Володьки нету? - спросил Алексей, оглядывая пустую комнату.

- Нет. Он на производстве.

- Ну, тогда я пошел. До свиданьица, тетя Паша. Бывайте здоровы.

- До свиданья, Алеша, - ответила тетя Паша. - Будь здоров.

Алексей направился к двери, открыл ее и вышел. Тетя Паша посмотрела ему вслед и покачала головой: - Бойковитый парень. Моторный".

Весь этот отрывок состоит, помимо небрежностей и разгильдяйской манеры писать, из совершенно не обязательных и пустых вещей (они подчеркнуты). Все это ненужные, не характерные, ничего не определяющие подробности.

В поисках и определении подробностей нужен строжайший выбор.

Подробность теснейшим образом связана с тем явлением, которое мы называем интуицией.

Интуицию я представляю себе как способность по отдельной частности, по подробности, по одному какому-либо свойству восстановить картину целого.

Интуиция помогает историческим писателям воссоздавать не только подлинную картину жизни прошедших эпох, но самый их воздух, самое состояние людей, их психику, что по сравнению с нашей была, конечно, несколько иной.

Интуиция помогла Пушкину, никогда не бывшему в Испании и в Англии, написать великолепные испанские стихи, написать "Каменного гостя", а в "Пире во время чумы" дать картину Англии, не худшую, чем это могли бы сделать Вальтер Скотт или Берне - уроженцы этой туманной страны.

Хорошая подробность вызывает и у читателя интуитивное и верное представление о целом - или о человеке и его состоянии, или о событии, или, наконец, об эпохе.


только часть работы.

Остальное должен дополнить

своим воображением художник-читатель»

С. Я. Маршак

Настоящим сертификатом подтверждается, что

_______________ _______________ ,

учащемуся

присваивается звание «Грамотный читатель»

Литература

2014г