Формирование кадрового резерва. Домашнее обучение: опыт мамы, которая разочаровалась

ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ

ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ

(learning by doing) Повышение производительности (productivity) благодаря приобретенному опыту управления процессом. Не важно, является ли этот опыт достоянием определенного производителя, национальной промышленности или мира в целом. За исключением тех случаев, когда перелив (spill-overs) соответствующего опыта имеет всемирный характер, обучение на опыте предоставляет конкурентное преимущество существующим производителям, которые неизбежно обладают большим опытом по сравнению с новичками на рынке. Обучение на опыте зачастую характеризуют с помощью показателя производительности труда, выступающего в качестве возрастающей функции кумулятивного совокупного объема производства данного продукта. Возможно, это и неверно: если объем производства рассчитывается за длительный период времени, сомнительно, чтобы его ранняя стадия имела отношение к данной проблеме. В частности, вполне вероятна потеря навыков, если они не используются.


Экономика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ОБУЧЕНИЕ НА ОПЫТЕ" в других словарях:

    Обучение через открытие - Один из методов Жана Пиаже, в основс которого лежит убсждение, что дети должны учиться на собственном опыте. Вместо устного изложения фактов роль учителя сводится к тому, чтобы обеспечить надлежащую обстановку и материалы, оставив детям свободу… … Большая психологическая энциклопедия

    С развитием организационных основ психотерапевтической помощи все большую актуальность приобретает разработка основных принципов и методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии. Важнейшей задачей является создание и… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Под «обучением в основном потоке» подразумевается включение учеников с особыми потребностями в обычные классы или программы «осн.» обучения. Такое обучение предполагает включение детей с различными нарушениями способностей в неспециализированную… … Психологическая энциклопедия

    О. п. принимало различные формы в зависимости от номенклатуры специальностей, складывающейся в рамках психологии с течением времени. На ранних этапах развития психологии, когда профильные дисциплины еще не были так дифференцированы, формальной… … Психологическая энциклопедия

    ОБУЧЕНИЕ ГИПНОЗУ - En.: Teaching hypnosis Обучая гипнозу, мы всегда оказываемся перед выбором: достичь ясности за счет упрощения или вдаваться в детали, теряя из виду целое (Zeig, 1980). Но гипноз ставит и свои особые проблемы, поскольку делает больший акцент на… … Новый гипноз: глоссарий, принципы и метод. Введение в эриксоновскую гипнотерапию

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

    ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение, при к ром достигается орга нич. связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально ценностного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому уч. материалу.… … Российская педагогическая энциклопедия

    ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ - обучение по заранее разработанной программе, в к рой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины) Идея П.о. была предложена в 50 х гг. 20 в амер психологом Б Ф Скиннером для повышения эффективности… … Российская педагогическая энциклопедия

    Школьница приводит пример нового лексикона. Учение через обучение (нем. Lernen durch Lehren) методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Айхштеттского универс … Википедия

    "Военное обучение" - ВОÉННОЕ ОБУЧÉНИЕ, газета, орган Центр. и Моск. советов Осоавиахима. Выпускалась с мая 1927 (до февр. 1942 под назв. На страже). В годы войны – ред. А. С. Солодимов. Газета разъясняла необходимость усиления боевой мощи социалистич. гос ва,… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

Книги

  • Глубокое обучение (цветная) , Бенджио Иошуа, Гудфеллоу Ян, Курвилль Аарон. Основы прикладной математики и машинного обучения Теория вероятности и теория информации Оценка максимального правдоподобия Современные подходы к глубоким сетямРегуляризация в глубоком…
  • Глубокое обучение (цветные иллюстрации) , Гудфеллоу Я.. Глубокое обучение - это вид машинного обучения, наделяющий компьютеры способностью учиться на опыте и понимать мир в терминах иерархии концепций. Поскольку компьютер приобретает знания из…

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 4

Обучение на опыте

С начала 1990-х годов экономика России, ранее строившаяся на идее государственного планирования, претерпела драматические изменения. Весьма масштабная образовательная система, имеющая давние, считавшиеся славными традиции, вошла в период реформ в целом не подготовленной к решению новых задач. Особенно это относилось к системе подготовки и развития кадров для управления.

Почти "лишившаяся государственной финансовой поддержки, торпедированная упразднением министерств, а вместе с ними отраслевых ИПК, еще больше сжавшаяся под натиском более приоритетных для государства структур высшего образования, она даже потеряла правовую основу своей деятельности, будучи низведенной до второразрядного сектора дополнительного образования" . Тем не менее за прошедшие годы в стране сформировалась новая сфера образования и развития кадров для менеджмента и бизнеса, включая сегмент рынка, который сегодня называется бизнес-образованием.

Переход к рынку бизнес-образования, во-первых, надо признать, во-вторых, осмыслить, в-третьих, ему содействовать. Следовательно, мы имеем дело с молодой, динамичной областью, которая пока еще далека от зрелости.

Работа в этой области достаточно перспективна. Кроме того, в развитии человеческого общества просматриваются тенденции, которые могут превратить бизнес-образование в одну из центральных областей образования.

Многообразие понимания системы отечественного образования, на наш взгляд, вызвано некорректным выбором основания для ее построения. Думается, что таким основанием должна быть некая характеристика, отражающая сущность основной категории. Мы избрали такой характеристикой "образовательную программу", так как: 1) совокупность образовательных программ составит систему; 2) программа отражает процесс образования в виде отбора содержания, сроков, форм и дидактических средств ее освоения; 3) образовательная программа предусматривает получение результата, который прописывается в виде стандартов освоения знаний, умений и навыков; 4) образовательная программа содержит (как правило) ценностно-ориентировочную основу в виде специальных курсов, тем, требований к выпускнику. Следовательно, система образования предусматривает деление программ на:

Государственные и негосударственные (Закон РФ "Об образовании" 1992 г. разрешил учреждать образовательные организации любым юридическим и физическим лицам);

Общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Основные программы, как общеобразовательные, так и профессиональные, устанавливаются соответствующим государственным образовательным стандартам, а программы, выходящие за рамки государственного стандарта, можно считать дополнительными;

Общеобразовательные основные - включают программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного общего) образования, а общеобразовательные дополнительные - неформальное образование детей; профессиональные основные - включают программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а профессиональные дополнительные программы представлены неформальным образованием взрослых: а) компенсирующее недостатки базового образования, повышение общественно-политического и культурного уровня работников; б) повышение квалификации, переподготовка, подготовка по второй профессии.

Профессиональные программы отличаются: 1) по формальным, полуформальным, неформальным и информальным результатам, т.е. по наличию либо отсутствию дипломов, сертификатов и удостоверений по присвоению квалификации либо разрешению на работу в данной области; 2) по направленности на различные виды деятельности: медицина, спорт, культура.

В системе образования находит свое место и бизнес-образование. Отметим, что "бизнес-образование" - это новое понятие, которое распространяется в отечественном образовании со становлением рыночной экономики, но пока еще не стало официально принятым термином, хотя первым школам бизнеса уже более 100 лет. Например, Уортонская школа Филадельфийского университета была образована еще в 1886 г., а Гарвардская существует с 1916 г. .

Воспользуемся определением данного понятия, сформулированным Л.И. Евенко - президентом РАБО (Российской ассоциации бизнес-образования) . Бизнес-образование (business education) - это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функции управления на предприятиях и в хозяйственных организациях, которые действуют в условиях рынка и ставят своей главной целью получение прибыли.

Наряду с понятием "бизнес-образование" часто используются в качестве синонимов "управленческое образование" (management education) или "экономическое образование".

Отождествление экономического образования, ранее доминирующего в нашей стране, с бизнес-образованием связано с выделением последнего из экономического образования как приспособление к условиям рыночной экономики, но вместе с тем между ними существует ряд отличий:

Во-первых, экономическое образование направлено на познание экономических законов и понимание экономических процессов как на уровне экономики в целом, так и на уровне отдельных предприятий, охватывая (в отличие от бизнес-образования) не только уровень предприятий и организаций, но и национальную или мировую экономику в целом, отрасли, регионы, различные сферы хозяйственной деятельности, экономическую политику государства и других общественных институтов. В этом смысле оно шире, чем бизнес-образование. Вместе с тем экономическое образование не охватывает вопросы, которые с научной точки зрения являются предметом психологии, социологии, андрагогики, информатики и др. наук, положения которых успешно применяются в управлении деловыми организациями, и в этом смысле экономическое образование уже, чем бизнес-образование;

Во-вторых, бизнес-образование имеет ярко выраженную прагматическую направленность, которую можно выразить тезисом - "образование ради карьеры и предпринимательского успеха", экономическое образование предполагает подготовку исследователей, аналитиков, штабных работников, которые разрабатывают планы, регламентирующие документы, но обычно не имеют непосредственного отношения к собственно управленческой работе, предусматривающей ответственность за принимаемые решения;

В-третьих, содержание бизнес-образования определяется двумя главными потребителями: предприятиями и менеджерами, содержание же экономического образования определяется не столько потребителями, сколько государственными или международными образовательными стандартами.

В сфере бизнес-образования ученые выделяют две основные организационно-методические модели: германскую и американскую, на основе которых строятся системы бизнес-образования в других странах. Их суть состоит в следующем.

Традиционная (германская, или европейская) модель ставит своей целью подготовку "квалифицированного руководителя" и делится на профессиональную (техническую, экономическую, медицинскую) и управленческую подготовку. При этом профессиональная подготовка предусматривает базовое высшее образование, а управленческая подготовка строится как на дополнительном образовании, которое фактически складывается из регулярного участия руководителей с высшим или среднем образованием в специальных программах повышения квалификации в области менеджмента.

Новая (американская) модель базируется на создании школ бизнеса, которые готовят "профессиональных менеджеров" по различным программам как после средней школы, так и после высшего образования. В рамках этой модели предусматривается повышение квалификации менеджеров вне зависимости от того, окончили они школу бизнеса или нет.

Традиционную модель, характерную для Германии, используют Австрия, Бельгия, Финляндия. К ней тяготеет, но со своей "внутрифирменной" спецификой, Япония.

Новая модель, кроме США, оказалась наиболее близка бизнес-образованию в современной Великобритании, Дании, Норвегии. Однако большинство стран Европы, такие как Испания, Италия, Нидерланды, Франция, используют смешанную модель, в которой имеются традиционные (европеизированные) и новые (американизированные) сектора бизнес-образования. И, соответственно, образовательные учреждения разных типов - университеты, школы бизнеса, институты повышения квалификации, причем все эти различные по форме обучающие людей бизнесу и менеджменту структуры действуют параллельно и довольно взаимосвязано.

Прежде чем анализировать модель бизнес-образования в России, стоит совершить экскурс в прошлое. Существовавшая до 90-х годов XX века система подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров для управления предприятиями удовлетворяла потребности общественного уклада. Эволюция развития управленческого образования в СССР и России на основе анализа специальной литературы может быть представлена в виде 6 этапов (табл. 1).

Таблица 1

Эволюция управленческого образования в СССР и России

Курсы подготовки "красных директоров". Промышленные
академии (вуз (срок обучения - 3 года) +
послевузовское образование).

Ликвидация промышленных академий (и послевузовского
образования в том числе). Создание высших учебных
заведений.

1965
1969
1979

Экономическая реформа. Система повышения
квалификации и переподготовки кадров получила
официальное признание правительства, появились
институты повышения квалификации (ИПК) при
отраслевых министерствах, региональных ведомствах.
Начало развития бизнес-образования на Западе.
Учебно-методическое управление по повышению
квалификации руководящих работников в составе
Министерства высшего и среднего специального
образования (МВиССО) СССР - шаг к централизации
и унификации системы.

Четвертый

1985
1989
1990

Горбачевская "перестройка". Начало ВЭД в России,
появление предпринимательства. Расцвет системы
дополнительного профессионального образования.

Политический и экономический кризис, гиперинфляция.
Отсутствие финансирования дополнительного
профессионального образования. Распад отраслевых и
ведомственных ИПК. Многочисленные "однодневки"
в виде школ бизнеса, непрофессиональных факультетов
повышения квалификации в вузах.

Правительство С.В. Кириенко открыло дорогу
профессионалам. Бурное расширение рынка
образовательных услуг. Многоуровневая система
образования, закрепленная законодательством.

Факты свидетельствуют о том, что в СССР система подготовки руководителей-практиков на последипломном уровне была создана раньше, чем во многих западных странах. Однако ее нельзя было назвать системой подготовки менеджеров для бизнес-организаций, так как главное внимание в ней уделялось вопросам производства, техники и технологий, а не экономике и тем более не бизнесу. Практически не рассматривались вопросы психологии управления, потому что под научным управлением понималось усвоение постановлений высших партийных органов, умение их выполнять и подчиняться выше стоящему руководству в бюрократической системе управления хозяйством.

Можно с горечью констатировать, что разрушено, забыто, утрачено много ценного, наработанного в системе подготовки управленческих кадров в СССР, поэтому в настоящее время отечественная система бизнес-образования испытывает большое влияние мировых бизнес-школ. Отметим тенденции этого влияния.

Традиционная модель подготовки специалистов находит свое отражение в создании многоуровневой системы их подготовки. В рамках высшего профессионального образования устанавливаются две ступени: 1) базовое высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "бакалавр"; 2) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "магистр" или "дипломированный специалист". Таким образом, выпускник высшего учебного заведения может получить один из трех видов дипломов: "бакалавр" (обучение не менее 4 лет), "специалист" (обучение не менее пяти лет), "магистр" (обучение не менее шести лет).

Новая модель образования внесла в отечественную систему вариативность образовательных услуг. Так, учебные планы подготовки менеджеров в Российской Федерации содержат государственные стандарты (примерно 60% учебного времени), региональный или вузовский компонент, а также предметы по выбору студентов. Кроме того, у нас появились школы бизнеса (специализированные учебные заведения для руководителей и менеджеров), получили распространение программы МВА и ДВА, стали актуальны и востребованы личностное начало в менеджменте, профессиональное и личностное развитие специалистов.

Достижения Японской модели подготовки профессиональных управляющих нашли отражение в появлении нового для России явления внутрифирменного обучения (самообучающейся организации) и корпоративных университетов; во введении в практику обучения и повышения квалификации дисциплин, таких как "Психология управления", "Профессиональные навыки менеджера", "Управление профессиональным развитием менеджера", "Эффективный менеджер", "Управление мотивацией труда".

Таким образом, можно констатировать, что в России существует смешанная модель бизнес-образования, включающая в себя элементы мирового опыта подготовки эффективных менеджеров. Именно поэтому бизнес-образование - это система подготовки и непрерывного профессионального развития менеджеров, осуществляющих управленческую деятельность в условиях рыночных отношений, направленная на развитие их интеллектуальных, профессиональных и духовных возможностей. Элементы системы бизнес-образования: (1) - цель, (2) - функции, (3) - субъекты обучения, (4) - виды обучения, (5) - технологии и методы обучения, (6) - формы обучения, (7) - средства обучения, (8) - нормативно-правовое обеспечение, (9) - маркетинг. Раскроем особенности каждого элемента.

I - Цели бизнес-образования. Содержание управленческой работы в организациях и специфика управленческой деятельности, требующие исполнения разнообразных ролей и обладания различного рода навыками (умениями), в зависимости от позиции менеджера в управленческой иерархии позволяет сформулировать четыре главные цели бизнес-образования: а) передача знаний; б) выработка умений (навыков); в) формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения ; г) предоставление дополнительных возможностей для профессионального развития, карьерного роста и расширения социальных контактов.

II - Функции бизнес-образования. Функциями бизнес-образования являются:

1) компенсаторная - восполнение ранее отсутствующих или упущенных образовательных возможностей; 2) адаптирующая - приспособление к новым профессиональным требованиям в динамично изменяющемся обществе; 3) развивающая - поступательное обогащение деятельных способностей человека и его духовного мира ; 4) корректирующая - изменение стереотипов мышления и поведения, преодоление профессиональных деформаций личности; 5) формирующая - приобретение новых знаний, умений и навыков в связи с расширением или трансформацией функциональных обязанностей; 6) содействующая - оказание консалтинговых услуг при возникновении трудноразрешимых ситуаций. Перечисленные функции можно рассматривать в управленческом, социальном, политическом и экономическом аспектах.

Управленческий аспект бизнес-образования представлен задачами по изменению у специалистов привычных стереотипов, отношения к профессии, развитию инициативы, более высоких притязаний, приданию уверенности в принятиях решений, влияния на выбор жизненной стратегии и профессиональной карьеры.

Социальный аспект бизнес-образования отражен задачами по развитию социальной мобильности населения, преодолению профессиональных трудностей, повышению качества жизни, а также формированию новой и сохранения традиционной системы ценностей в изменении менталитета личности в плане не только ее приспособления к новым условиям бытия, но и активного участия в создании этих условий.

Политический аспект бизнес-образования выражается задачами осознания, принятия, поддержки и содействия обучающимися социально-экономическим реформам, демократической идеологии, формированию гражданского общества в России.

Экономический аспект бизнес-образования отмечен задачами по формированию социально-профессиональной структуры общества и прежде всего управленческой элиты, владеющей современными знаниями, передовыми технологиями и методами управления. В этом разрезе задача бизнес-образования заключается в создании условий для подготовки конкурентоспособных менеджеров, обладающих профессиональным мастерством, которое обеспечивает определенные гарантии личности на рынке труда, что особенно актуально в условиях рыночных отношений.

III - Субъекты образовательного процесса. В настоящее время выделяются три субъекта образовательного процесса в исследуемой нами системе: образовательное учреждение, обучающиеся, преподаватели.

Образовательное учреждение - это организация, осуществляющая реализацию профессиональных программ: основных и дополнительных по подготовке и развитию специалистов для управленческой сферы деятельности. В практике бизнес-образования можно выделить несколько видов образовательных учреждений: институты и факультеты повышения квалификации, бизнес-школы и центры дополнительного профессионального образования. Таким образом, система бизнес-образования позволяет любому человеку получить управленческую специальность, повысить свой профессиональный уровень, проходить профессиональную переподготовку, стажировку в любой период жизни, в доступной форме и удобном режиме, т.е. она поддерживает принцип непрерывности образования.

Обучающиеся (студенты или слушатели). В зависимости от реализуемой модели обучающимися могут быть специалисты, имеющие высшее образование, но либо осваивающие новую для себя сферу управленческой деятельности (второе высшее образование, переподготовка), либо повышающие свой профессиональный уровень, а также студенты, получающие высшее управленческое образование.

В любом случае субъектами обучения являются взрослые люди, обладающие жизненным, учебным и профессиональным опытом, с сформировавшейся системой ценностей и интеллектом, поэтому построение учебного процесса основано на "принципах андрагогики - раздела теории обучения, раскрывающего специфические закономерности освоения знаний и умений взрослым субъектом учебной деятельности" . Эти принципы базируются на переходе от жестко нормативно построенного процесса обучения к его гуманитаризации, нацеленности на индивидуальное развитие обучающегося, на поддержку и коррекцию деятельности личности в образовательном процессе, на создание условий для раскрытия возможностей и профессионального потенциала человека.

Преподаватели. Для "идеального" преподавателя системы бизнес-образования очень важны "баланс академической подготовки, хорошего знания реального бизнеса, навыки фасилитатора, основанные на богатом педагогическом опыте и серьезной методической подготовке" . При этом ключевыми компетенциями преподавателя обозначены:

1) экспертные знания (аспирантура, непрерывное, систематическое и целенаправленное самообразование, коучинг);

2) профессиональные способности (умеет работать со сложной аудиторией, применять активные методы обучения, вести тренинги, мастер-классы);

3) знание современного отечественного бизнеса (реальный опыт работы в бизнесе, консалтинг, руководство инновационными проектами).

В России только еще растут преподаватели-"звезды" бизнес-образования, их подготовка и развитие - процесс непростой, длительный и недешевый. Для его ускорения создаются ассоциации бизнес-школ, например Российская ассоциация бизнес-образования (РАБО); Ассоциации преподавателей бизнес-образования.

IV - Виды обучения. Профессиональное развитие рассматривается российским трудовым законодательством в качестве прямой служебной обязанности всех руководящих работников и специалистов. Для них предусматриваются виды обучения, отличающиеся:

По времени: краткосрочные (72 часа аудиторных занятий), среднесрочные (от 132 до 270 часов) и долгосрочные (свыше 500 часов);

По цели: высшее (или второе высшее) профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка, стажировка, самообучение, обучение в аспирантуре или докторантуре.

Высшее профессиональное образование - подготовка менеджера высшей квалификации в соответствии с государственными образовательными стандартам по избранной специальности (менеджмент организации, управление персоналом, антикризисное управление, менеджмент социальной сферы и т.д.).

Повышение квалификации - это обновление, расширение и углубление менеджером теоретических знаний, формирование, развитие, коррекция и адаптация практических навыков решения профессиональных задач в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов.

Квалификация - это степень и вид профессионального образования менеджера, совокупность его знаний, умений и навыков, поведенческих и мотивационных установок, необходимых для выполнения им определенной работы.

Профессиональная переподготовка - это получение потенциальным менеджером знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности - управления.

Стажировка - это освоение менеджером практики использования передовых методов для решения профессиональных задач по профилю деятельности.

Самообучение (самообразование) - самостоятельное приобретение новых знаний, освоение умений, расширение кругозора по индивидуальному плану, утвержденному руководителем и выполняемому под его контролем.

Обучение в целевой аспирантуре или докторантуре - проведение научных исследований по темам, интересующим данную организацию.

V - Технологии и методы обучения. Следует подчеркнуть, что "репертуар" технологий, применяемых в бизнес-образовании, достаточно разнообразен. В нем присутствуют как традиционные, так и инновационные технологии, выбор которых определяется: 1) продолжительностью программ (долгосрочные дают больший простор для творчества); 2) количественным составом группы (при применении активных методов обучения имеются численные ограничения); 3) уровнем подготовки группы; 4) целевыми ориентирами обучающихся; 5) финансовой возможностью заказчика; 6) кадровыми возможностями учебного заведения.

В качестве традиционных методов активно применяются дискуссии, семинары, тренинги, конференции, самообразование. К инновационным методам для отечественного бизнес-образования можно отнести: метод конкретных ситуаций (кейс-стадий), мозговой штурм, метод обучения действием, ролевые, имитационные игры и деловые игры, метод проектов, анализ видеозаписей, метод модерации.

Тенденция развития мировой экономической конъюнктуры требует от менеджера новых подходов к работе, в частности больше внимания уделять оценке внешних воздействий на компанию, интегрировать основную деятельность с побочными влияниями, не зависящими от формального положения сотрудников, усиливать свою лидирующую роль во всех аспектах и на всех уровнях функционирования, уметь вдохновить работников, мобилизовать их энергию на решение общих задач, нацелить на поиск новых, нестандартных путей развития бизнеса.

Реализация технологий бизнес-образования связана с выбором подхода к профессиональному развитию управляющих всех уровней. Например, Г.В. Щекин выделил три подхода:

1) фрагментарный - не требует инвестиций, не связан с целями конкретных компаний, дает базовую подготовку в центрах тренинга. Считается неперспективным;

2) формализованный - подготовка менеджеров рассматривается как часть их карьеры, совмещается с ресурсными потребностями фирмы и личными устремлениями менеджера. Базовые знания добавляются спецкурсами по развитию отдельных умений и навыков при помощи преподавателей. Перспективный подход;

3) целевой - непрерывное обучение для обеспечения решения задач бизнеса в условиях конкуренции. Этот подход самый перспективный, при нем подготовка должна быть тесно связана со стратегическими целями организации и индивидуальными целями менеджера, реализуемыми с помощью курсов по выбору и жестко увязанными с характером выполняемой работы.

VI - Формы обучения. Организационные формы - необходимый компонент проектируемого образовательного процесса. Основные формы обучения можно классифицировать: по количеству участников (индивидуальная и групповая); по месту проведения (на производстве или в учебном заведении); по сочетанию с основной работой (с отрывом от производства - очная, без отрыва от производства - очно-заочная, заочная, экстернат).

В системе бизнес-образования используются следующие формы:

1) на рабочем месте: индивидуальная (наставничество, стажировка, инструктаж, ротация, самообучение, "спаривание"), групповая (инструктаж, беседы, лекции) и курсовая подготовка (тематические лекции, практические занятия и др.);

2) в учебных заведениях: индивидуальная (коучинг, консалтинг, научные исследования, разработка проектов, тьюториал), групповая (лекции, семинары, практические занятия и др.).

VII - Средства обучения. В системе бизнес-образования представляется целесообразным использование комплекса различных учебных средств. Каждый компонент комплекса (образовательная программа, программа курса, лекционный материал, методическое пособие, хрестоматия, монографии, рабочая тетрадь и т.д.) следует рассматривать как определенный носитель учебной информации, обладающий особенными свойствами по удовлетворению образовательных целей и задач.

Активно используются в учебных комплексах технические возможности: технологический ряд компьютеров различной мощности с мультимедийными устройствами; презентационное оборудование (плазменные экраны, ноутбук, видеокамера, специальные диски), телекоммуникационное оборудование, технические средства создания и тиражирования учебных материалов (сканеры, принтеры, издательские системы). Входящие в состав комплекса учебных средств элементы обеспечивают включение обучающегося в деятельность, побуждают его не к механическому запоминанию, а к мышлению, рассуждению, анализу.

VIII - Нормативно-правовое обеспечение представляет собой комплекс законов и законодательных актов Российской Федерации: Закон "Об образовании" (1992 г.), Закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (1996 г.), Федеральная программа развития образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Приказ Министерства образования РФ "О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (1995), Положение "О порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов" (06.09.2000); "Образовательная политика России на современном этапе": справка Госсовета РФ, Государственные требования к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам "Мастер делового администрирования" (утв. Минобразованием России 09.11.1999), Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, нормы и требования, сложившиеся в учреждениях дополнительного профессионального образования.

IX - Маркетинговая. Функция маркетинга распространяется на весь производственный цикл бизнес-образования: от предпродажной подготовки (участие в разработке портфеля программ и ценообразовании) до постпродажного обслуживания (взаимодействие с выпускниками). Вклад подразделения, отвечающего за маркетинг бизнес-школы, в создании ценности образования для клиента, комплексного анализа потребностей в области бизнес-образования существующих и потенциальных клиентов, сегментации рынка, определения приоритетных направлений.

Бизнес-образование в России должно соответствовать требованиям рынка образовательных платных услуг и являться важнейшей его частью. Переход к бизнес-образованию от прежде существовавшей системы подготовки управленческих кадров - это смена парадигм, поскольку изменяются очень многие фундаментальные предпосылки деятельности, начиная от теоретического и эмпирического осмысления экономической системы и кончая методами передачи знаний, развития навыков и умений.

Пройдя различные этапы, бизнес-образование испытывает на себе влияние различных концепций, которые условно можно разделить на два направления: в одних случаях превалирует образовательная компонента, в других - прагматически ориентированная прикладная компонента.

С точки зрения образовательной компоненты наиболее важной является идея регулярного непрерывного образования (continuous education), которое в последнее время рассматривается как пожизненное обучение (life-long learning), обучение через всю жизнь, "получение новых специальностей и квалификаций..." . Однако сейчас говорят уже не только о "непрерывном профессиональном образовании", но и об "опережающем образовании". В частности, П.Н. Новиков и В.М. Зуев, сравнивая непрерывное и опережающее образование, пишут: "Необходимо обратить внимание и на то обстоятельство, что опережающее образование в практикуемом его понимании не есть и не должно быть альтернативой непрерывному образованию. Опережающее образование определяет необходимость, прежде всего, формирования и постоянного прироста знаний фундаментального характера в виде устойчивого их ядра (знания "на всю жизнь") на каждом из уровней образования..." .

Таким образом, суть опережающего образования - не только в том, чтобы ориентироваться на развивающееся производство, и даже не в том, чтобы способствовать развитию производства (подтягиванию его до уровня специалистов), но главное - ориентироваться на предполагаемую перспективу. При этом важнейшей задачей становится умелое прогнозирование развития производства и самого общества, а значит, уметь видеть себя (и свою деятельность) в контексте более глобальных общественных процессов. Именно такая готовность профессионала соотносить себя с меняющимися процессами выводит его на совершенно иной путь развития своего достоинства в труде.

С точки зрения прагматической следует осознавать, что достижение целей, которые стоят перед бизнес-образованием, реализуются не только с помощью образовательных программ и силами образовательных институтов, но и на основе практической деятельности людей, которые занимают управленческие должности или выполняют управленческие функции. Отсюда "обучение на опыте" - исключительно важный метод, который может привести к впечатляющим результатам.

В связи с этим появилась новая концепция "научающей организации" (learning organization) или "самообучающейся организации", когда речь идет не просто о формировании индивидов, способных реагировать на новые требования посредством постоянного обучения и непрерывного образования, но и о формировании организаций в целом, обладающих такого же рода качествами.

В настоящее время большинство корпораций разделили подготовку менеджеров на образовательные и необразовательные методы. В результате, функция развития менеджеров отводится образовательным программам, реализуемым во внешних образовательных учреждениях или же в корпоративных учебных центрах. Функция повышения компетентности и эффективности деятельности руководителей отводится "необразовательным методам": планирование карьеры, целенаправленная ротация, обучение действием, обучение на рабочем месте, работа с консультантами, участие в программах организационного развития и организационных изменений под руководством соответствующих экспертов. Таким образом, необходимо выяснить отличительные особенности в подготовке менеджеров в системах высшего профессионального, дополнительного профессионального и бизнес-образования и обоснованность выделения бизнес-образования в относительно самостоятельную подсистему образования (прил. 1). Из приведенных в приложении сравнений видно, что бизнес-образование во многих случаях отличается как от высшего профессионального, так и от дополнительного профессионального образования.

Таким образом, система бизнес-образования базируется на концепциях экономики, менеджмента, социологии, психологии, антропологии с целью формирования у специалистов, работающих в сфере управления, креативного и системного мышления, творческих и исследовательских навыков, умения принимать эффективные решения, управлять людьми в организации на основе выраженной гражданской позиции и социальной ответственности.

Приложение 1

Некоторые отличия высшего профессионального,

дополнительного профессионального и бизнес-образования

Параметры
сравнения

Высшее
профессиональное
образование

Дополнительное
профессиональное
образование

Бизнес-образование

Образование

Фундаментальное

Прикладное

Прикладное

Цель
образования

Дать глубокие
профессиональные
знания и общую
эрудицию

Дать
профессиональные
знания и некоторые
практические умения

Развить
управленческие
навыки и умения
принимать
эффективные
решения

База, на
которой
строится
обучение

Профессиональные
НИОКР

Теории, методики и
опыт осуществления
функциональных
обязанностей

Успешный опыт
ведения реального
бизнеса

Цель
обучающихся

Получение хорошей
профессии

Повышение
квалификации или
тарифного разряда

Карьера
руководителя

Потребность
в обучении

Инициатива личная +
инициатива внешняя
(родители, друзья и
т.д.)

Инициатива сверху
(распоряжение
руководства)

Инициатива личная

Преподаватели

В идеале: доктора и
кандидаты наук
(опыт практической
работы вторичен)

В идеале: сочетание
докторов и
кандидатов наук с
опытными
специалистами -
практиками

В идеале:
менеджеры-практики
и бизнес -
консультанты
(желательно, с
учеными степенями)

Средства
обучения

Академические
учебники и учебные
пособия, написанные
учеными

Современные
академические
учебные и
методические
пособия

Прикладные
учебники и учебные
пособия, созданные
практиками

Программы

Строятся по
детализированным
академическим
стандартам

Программы
стандарти -
зированные, слабо
учитывают
индивидуальные
потребности
слушателей

Программы
отличаются
гибкостью, высокой
адаптивностью к
потребностям рынка

Отражает
общеэкономические и
общеуправленческие
проблемы

Отражает общие
отраслевые проблемы

Целевая
аудитория

Образование
(в идеале) является
равнодоступным для
всех слоев
населения

Доступно для всех
специалистов,
социальная функция
проявляется в
поддержании и
повышении
профессионализма

Финансирование

Пользуется
бюджетной
поддержкой, в
идеале - бесплатное

Пользуется
бюджетной
поддержкой или
финансируется
компаниями, иногда
оплачивается
слушателями

Поддержка
полученных
результатов

Отсутствует

Фрагментарная, что
создает ситуативное
обучение

Поддержка
мотивации

Востребованность
профессии на рынке
труда, успешно
пройденные
контрольно-зачетные
мероприятия

Интересные и
практически
полезные занятия

Особенности
процесса
обучения

Принятие любого
материала без
критического
осмысления

Соотнесение личного
опыта с
предлагаемыми
методиками и
теоретическими
концепциями

Значение для
общества

Формируются
специалисты для
работы в народном
хозяйстве

Поддерживается
конкуренто -
способность
специалистов

Литература

1. Бизнес-образование в России. Аналитический справочник. - М.: КОН-СЭКО, 1998.

2. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация: монография / Под общ. ред. С.Р. Филоновича. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 690 с.

3. Зименкова Е.Р. Подготовка управленческих кадров. Опыт США и России // США: экономика, политика, идеологи. - 1997. - N 12(336).

4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. - М.: МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2002.

5. Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э.Д. Днепров. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.

6. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее образование: гипотеза и реалии. - М., 1996.

7. Нонака И., Такеучи Х. Компания - создатель знания: зарождение и развитие инновации в японских фирмах. - М.: Олимп-Бизнес, 2003.

8. Онушкин В.Г., Огарев В.И. Образование взрослого: междисциплинарный словарь терминологии. - СПб. - Воронеж: Изд-во "Российская академия образования", 1995.

Л.Дудаева

кафедры экономики и управления

нефтяной и газовой промышленности

ГГНИ им. академика М.Д.Миллионщикова

И.Еремина

кафедры управления трудом и персоналом

РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина

Подписано в печать

Обучение на опыте других - это самый простой способ подготовиться к будущему..  

Классическим примером обучения на опыте является авиационная промышленность США, которая за годы Второй мировой войны удвоила свое производство, сократив численность занятой рабочей силы в среднем на 20%.  


Рассмотрим процесс поиска в случае стабильных возможностей , но сначала исключим возможность обучения на опыте, приобретаемом в ходе этого процесса. Введем следующие обозначения х - прибыль или полезность, которую сулит определенная возможность f(x) - плотность распределения вероятностей величины х X - прибыль или полезность, обеспечиваемая лучшей из открытых до сих пор возможностей с - затраты на открытие дополнительной возможности (для простоты мы пренебрегаем неопределенностью, существующей относительно этих затрат).  

Предложенная К. Эрроу в 1962 г. концепция обучения на опыте была основана на явлении, отмеченном в авиационной промышленности США. Число часов работы, необходимое для сборки одного самолета на определенном монтажном стенде, постоянно уменьшается по мере того, как растет число произведенных самолетов. Обучение на опыте приводит к выигрышу времени. В ре-  

Модель обучения на опыте характеризует адаптивные (реактивные) стратегии. Подобные стратегии формируются поэтапно, циклически, при доминирующем воздействии импульсов извне, со стороны окружающей маркетинговой среды , получаемых непосредственно в ходе рыночной активности . Стратегия как бы вылепливается стратегом, который должен быть достаточно чуток к сигналам среды и гибко менять выбранную линию поведения. В таком случае стратегия может формироваться как спонтанно, так и управляемо, однако при этом уровень контроля сравнительно невысок, вмешательство осуществляется лишь под воздействием необходимости, а прогнозы рыночной конъюнктуры не разрабатываются. В современной отечественной ситуации, когда правила игры на формирующемся рынке и его характерные черты изменяются как в калейдоскопе, трудно предсказуемы и противоречивы, по такой модели стратегии вынуждено работать огромное большинство  

В результате разыгрывания трех фиктивных партий получены такие приближенные смешанные стратегии для игрока А - (0, 1/2, 1/2) для игрока В - (1/3, 1/3, d/З). Процесс улучшения этих стратегий путем обучения на опыте может быть продолжен сколь угодно долго.  

Несмотря на всю важность формального обучения главной формой повышения управленческой квалификации является "обучение на опыте", т. е. в процессе восхождения от выполнения небольших заданий по контролю до принятия управленческих решений . Выпускники колледжей - главные представители новых кадров из них в среднем 75 % имеют инженерное образование, 15 % специализировались в области управления бизнесом и 10 % - по другим специальностям. Сразу же начинает работать механизм отбора. Чтобы выдвинуться в менеджеры, начинающие должны отвечать таким требованиям  

Когнитивные/интеллектуальные. Навыки, связанные с созданием, получением или использованием информации обучение на опыте объективный анализ данных или мышление через альтернативы для последующих действий. Использование концептов, концептуализация, аналитическое мышление, логическое и дивергентное мышление - все это когнитивные/интеллектуальные компетенции.  

Развив ресурсы, фирма активно экспериментирует далее (на самом деле процессы идут скорее параллельно) с различными рыночными и научно-техническими возможностями. (Качество поиска зависит при этом от заинтересованности и компетентности всего персонала, а не только от усилий высших руководителей.) Обнаружив перспективные направления , фирма быстро концентрирует свои ресурсы на этих возможностях и реализует их в коммерческих масштабах. (Приоритеты отбираются, таким образом, в ходе обучения на опыте.) При такой перевернутой логике планирования основные параметры деятельности определяются не априори (не умозрительно), а лишь после приобретения достаточной осведомленности в отношении рынков, продукции, конкурентов и пр.  

Потребность властвовать является третьей крупной потребностью, влияние на поведение человека которой было изучено и описано МакКлелландом . Данная потребность также, как и две предыдущие, является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью данной потребности является стремление контролировать действия людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность за действия и поведение других людей. Потребность властвования имеет два полюса стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на власть, желание полностью избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции.  

Обучение ускоренной сборке изделий, более эффективным приемам упаковки, конструированию более технологичного продукта, умению эффективно его складировать может существенно снизить издержки за счет сокращения затрат времени и труда и снижения запасов. Влияние обучения на сокращение издержек при производстве самолетов-истребителей было обнаружено еще во время Второй мировой войны, когда по мере обучения сокращалось время изготовления самолета. Объединенное влияние экономии вследствие масштабного эффекта и обучения на рост совокупного объема выпуска продукции называют кривой опыта (практики). Бостонская консалтинговая группа отметила, что каждый раз при удвоении совокупного выпуска продукта издержки сокращаются в среднем на 15 %. Это означает, что фирма с более высокой долей рынка будет иметь преимущество в издержках в результате смещения кривой опыта, если допустить, что соответствующие действия всех фирм на рынке одинаковы.  

На что обращать внимание в таком количестве информации Что вам нужно знать-так это что все новые идеи основаны на концепции совершенствования, а совершенствование происходит с помощью обучения на своем собственном опыте и на опыте других. Обязательно вступите в профессиональные ассоциации , которые предоставляют информацию о старых и новых идеях . Читайте профессиональные журналы, например "Гарвард бизнес ревю", который наверное, сегодня лучший из имеющихся, хотя есть еще много других специализированных журналов. Имея столько материалов, вам нужно быть избирательным и выбирать те материалы, которые дадут вам всесторонний, сбалансированный обзор современных взглядов на бизнес, личностное развитие, и вашу конкретную профессию.  

Непосредственное личное участие и обучение на собственном опыте - самый плодотворный путь приобретения и успешного применения новых навыков.  

Эта теорема рассматривается как логическая основа пересмотра суждений в зависимости от действительно происходящих событий, т. е. для обучения на базе опыта и, следовательно, постоянной корректировки стратегий управления.  

Обучение на опыте служащие будут обучаться путем вовлечения в реальные проекты инног5аций и коммерциализации.  

Для эволюционной теории характерен динамический микроподход, особое значение имеют сложившиеся правила и способы поведения на уровне фирм (Веблен называл их институтами, а Нельсон и Уинтер - рутинами). Эти рутины представляют собой специфические активы фирм и от старой рутины отказываются только тогда, когда новая позволит не только получить выгоду, но и возместить потери. Отбор рутин представляет собой длительный процесс, в котором сочетаются обучение на опыте (learning by doing) и естественный отбор - отбраковка тех, кто не смог обучиться на опыте.  

Если указанные условия не выполняются, то изложение философии, конечно, не гарантирует успеха. Правило Эйдай сангё - тихо уходить из компании - не основано на настоящем изучении успеха и не i ет важность приверженности к нововведениям. Ван кит, компания, выпускавшая спортивную одежду молодежи, тоже обанкротилась. Ее философия к лозунгу Наслаждайтесь работой, хорошо проводите время. Стиль руководства был ориентирован на моду. За философией не стояло никакого реального обучения на успешном опыте, и она не способствовала введению нужной структуры управления и системы.  

Следует однако подчеркнуть, что американский путь формирования менеджеров - не единственный в мировой практике. В Японии, например, существует всего лишь три школы бизнеса, главным образом, для подготовки тех, кто намеревается работать за границей. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции обучения посредством опыта, планомерно перемещая их по разным должностям. Это позволяет познать специфику различных аспектов бизнеса и досконально изучить свою фирму. Лишь в возрасте около 35 лет сотрудники имеют шанс получить первую руководящую должность. На японских фирмах учатся все - от рабочих до президента, и главная ответственность за это возлагается на руководителей каждого из подразделений, старшие учат младших. Направление практиков на обучение в сторонние учебные центры - дело не частое, хотя, например, на фирме Мацусита Дэнки существует Академия Мацуситы, где способных молодых людей с высшим образованием обучают еще целых пять лет. Но это исключение для элиты.  

Интересной темой может стать вопрос о карьерограмме преподавателя-консультанта внутрифирменного обучения . На наш взгляд, оптимальным является последовательная смена нескольких профессиональных позиций от позиции сотрудника организации (внутреннего консультанта), через позицию ассистента в консультационных проектах и позицию преподаватель в системе очного (внефирменного) обучения, к позиции внешнего консультанта , использующего в качестве одного из методов консультационной практики - участие в программах внутрифирменного обучения . Именно данный путь профессионального становления дает хорошие возможности для формирования необходимого дидактического и профессионального опыта.  

Затраты могут снижаться и за счет обучения. Например, люди обучаются быстрее выполнять сборку и упаковку, разрабатывать товары, которые легче производить, планировать улучшенные складские помещения , снижать затраты на перевозку и уменьшать необходимые вложения. Влияние обучения на затраты хорошо видны на примере производства военных самолетов во время второй мировой войны. По мере приобретения большего опыта уменьшалось время, необходимое для производства каждого самолета. Взаимовлияние экономии на масштабах и обучения по мере роста общего объема произведенной продукции называется кривой опыта. В соответствии с оценками консалтинговой фирмы Boston onsulting Group, затраты снижаются в среднем на 15-20 процентов при каждом удвоении общего объема произведенной продукции. Отсюда следует, что фирмы, которым принадлежит большая доля рынка , имеют преимущество по издержкам, обусловленное влиянием кривой опыта (в предположении, что работа всех компаний описывается одной и той же кривой). Однако переход к новой технологии производства может уменьшить кривую опыта для компаний, принимающих на вооружение новые технологии , давая им возможность обойти фирмы, работающие  

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА - мероприятия по внутриорганизационному, внеоргани-зационному обучению и спецподготовке позволяют полнее использовать собственные трудовые ресурсы без поиска новых квалифицированных кадров на внешнем рынке рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными материальными затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. При этом сознательно меняется среда и работник отрывается от повседневной работы. Важнейшие методы обучения вне рабочего места чтение лекций, проведение деловых игр, разбор конкретных производственных ситуаций , проведение конференций и семинаров, формирование групп по обмену опытом, создание кружков качества.  

Такая модель должна отражать волевой акт решения с той точностью, с которой это допустимо для мыслительных возможностей человека и допустимо для принятия решения . Такая оценка и анализ требуют соответствующего аппарата и критериев, которые вырабатываются в результате обучения и опыта. На этом этапе волевое вмешательство не предполагается1.  

Как сделать процесс обучения более вовлекающим? Как создать разнообразие в обучении? Как заинтересовать уже опытных участников, не «мучая» их теорией?

Для этого есть решение – подход Experiential Learning (обучение на опыте)!

Experiential Learning — это обучение, которое начинается с опыта и трансформирует его в знание, навыки, отношения, эмоции, ценности, убеждения и чувства.

В подходе Experiential Learning участники выполняют задание без предварительного освоения теории. Участников сначала погружают в ситуацию , где они получают опыт, а затем воодушевляют на рефлексию полученного опыта с целью развития новых знаний, установок или новых способов мышления (Lewis, L.H. & Williams, C.J.).

Основной принцип Experiential Learning заключается в том, чтобы поощрять, подталкивать людей к тому, чтобы они обдумывали, узнавали и доходили до понимания самостоятельно. Тогда результат обучения становиться для них действительно актуальным, и формируется внутренняя мотивация для использования полученного знания

Наши деловые игры, бизнес-симуляции и некоторые задания в тренинге мы выстраиваем в соответствии с подходом Experiential Learning.

Как мы это делаем?

  • Тренинг в подходе «Обучение на опыте»
  • Интеллектуальный тимбилдинг (игры по станциям)

Тренинги в формате «обучение на опыте» наполнены большим количеством игровых активностей, которые актуализируют осознание участников о том, что у них получается хорошо, а что – нет. Создают большую мотивацию на освоение теоретического материала.

Интеллектуальный тимбилдинг – уникальный формат знакомой многим с детства «игры по станциям». Задания для станций подбираются под конкретный запрос клиента с учетом типичных проблем в командном взаимодействии. Участники объединяются в команды, посещают разные станции, выполняют задания и осмысляют полученный опыт. В этом формате удается достичь баланса между мощным командообразующим эффектом и глубоким анализом своих действий и их последствий у каждого из участников.

Для кого обучение на опыте дает наибольший эффект?

  1. Опытные участники, которые давно учились в классе и нуждаются в дополнительной мотивации
  2. Те, кто успешен в деятельности и не видит путей для своего развития
  3. Участники, имеющие большой опыт обучения на классическом тренинге и уставшие от этого формата.

Мы используем игровые решения собственной разработки и наших партнеров RSVP Design (Великобритания) и MTa Learning (Великобритания). Все наши бизнес-симуляции разработаны командой

Большинство тренеров-консультантов имеют сертификаты Experiential Learning (Обучение через опыт), MTa Learning (Великобритания).

Какие стратегии развития компетенций существуют, какие у каждой из них преимущества и ограничения, как совершенствовать умения персонала наиболее эффективными способами, порталу сайт рассказала Юлия Синицына , директор по консалтингу Talent Q .

Что такое компетенции?

В 1973 году Дэвид К. МакКлелланд опубликовал статью, в которой доказывал, что традиционное тестирование способностей и знаний, а также свидетельства об образовании не прогнозировали успех в работе и жизни. Он призывал искать в свойствах, мотивации и поведении человека «компетенции», которые бы определяли базовые качества индивида, предопределяющие эффективное поведение человека в работе. Всем известны ситуации, когда прекрасного профессионала и признанного эксперта ставят руководить коллегами, но он не справляется с новыми задачами. Это как раз тот случай, когда, несмотря на наличие у него профессиональных знаний и навыков, человек не обладает управленческими моделями поведения (компетенциями).

В своей книге «Компетентный менеджер» (1982) Ричард Бояцис, определил компетенцию следующим образом: «базовая характеристика человека, которой может быть мотив,

черта личности, навык, аспект я-образа, социальная роль или знания...». Иными словами, компетенция - это результат взаимодействия таких качеств сотрудника, как:

Способности

Личностные особенности

Знания и навыки

Мотивация

Мы можем предложить универсальную модель, которая содержит компетенции, относящиеся к трем сферам:

Управление отношениями - отражает то, как человек взаимодействует с другими.

Управление задачами - отражает подход человека к организации деятельности, решению бизнес-проблем.

Управление собой - отражает особенности эмоционально-волевой и мотивационной сфер.

Развиваемость компетенций и стратегии их развития

Каждый человек индивидуален. Однако есть определенное сходство в том, что каждому из нас бывает нелегко осознать и согласиться с необходимостью изменений привычного поведения - наш «образ себя» поддерживается и укрепляется привычными представлениями.

Компания может предоставить достаточно ценную методическую информацию о развитии компетенции. Однако важно понимать, что именно сотрудник несет полную ответственность за свое развитие.

Когда вы собираетесь развивать какую-то из компетенций (или какую-то ее составляющую часть), в первую очередь важно оценить, насколько остро сотрудник чувствует у себя недостаток развития этой компетенции для эффективной работы или развития карьеры.

Дело в том, что мотивация - это «мотор компетенции», без которого невозможно никуда «поехать». Мотивация практически не развиваема. Проще всего приобрести и освоить новые знания и навыки. Личностные особенности и способности тоже развиваемы, но в меньшей степени.

Как правило, процесс развития компетенции занимает 2 года при ее активном применении в работе, но отдельные компоненты, в частности, связанные со знаниями и навыками (например, алгоритм постановки целей), вы можете развить и за более короткий период.

Развить компетенцию с минимального уровня до необходимого, а тем более довести ее до автоматизма - очень непростая задача. Существует несколько стратегий развития компетенций, каждая из которых обладает своими преимуществами и ограничениями:

Стратегии развития компетенций

1. Развитие слабых сторон

Особенности:

Совершенствование наименее развитых компетенций, с целью их «подтягивания» до необходимого для эффективного выполнения профессиональных задач уровня позволяет уменьшить вероятность критических ошибок в работе.

Ограничения:

Не применима для трудноразвиваемых компетенций, у которых преобладающую роль играет такой компонент как «Мотивация».

2. Компенсация слабых сторон за счет активного использования сильных

Особенности:

Компетенции, развитые на высоком уровне применяются для того, чтобы нивелировать недостаток в уровне развития других компетенций.

Ограничения:

Склонность придерживаться привычного стиля поведения ограничивает возможности адаптации в изменяющихся условиях.

Преобладание в поведении поведенческих проявлений какой-то одной компетенции несет в себе риски (подробно описаны в Приложении №1 «Типичные риски избыточной концентрации на развитии компетенции» и Приложении №2 «Карьерные деструкторы»).

3. Комплексный подход к развитию компетенций

Особенности:

Сочетание действий по «подтягиванию» слабых сторон и их компенсацией за счет наиболее развитых компетенций позволяет достичь наилучших результатов за счет баланса в совершенствовании всех компетенций.

Таким образом, наиболее эффективна комплексная стратегия, так как она позволяет не только опираться на свои сильные стороны, но и работать над наименее развитыми компетенциями, достигая баланса и гармонии в развитии, а также эффективности в поведении.

Принципы развития FIRST

Для того, чтобы процесс развития компетенций был эффективным, необходимо придерживаться принципа непрерывного развития FIRST:

Focus on priorities (фокусируйтесь на приоритетах) - определяйте как можно более точно цели развития, выбирайте конкретную область для совершенствования;

Implement something every day (регулярно практикуйтесь) - регулярно выполняйте действия, способствующие развитию, применяя новые знания и навыки на практике, решая более сложные задачи, выходящие за пределы «зоны комфорта»;

Reflect on what happens (оценивайте прогресс) - постоянно отслеживайте происходящие в Вашем поведении изменения, анализируйте свои действия и достигнутые результаты, причины успехов и неудач;

Seek feedback and support (ищите поддержку и обратную связь) - используйте обратную связь и поддержку в обучении от экспертов, опытных коллег, прислушивайтесь к их мнению и рекомендациям;

Transfer learning into next steps (ставьте себе новые цели)- непрерывно совершенствуйтесь, постоянно определяйте для себя новые цели развития, не останавливайтесь на достигнутом.

Методы развития компетенций

Компетенции можно развивать с помощью нескольких методов. Для того, чтобы совершенствование компетенций происходило наиболее эффективно, необходимо использовать методы развития из трех основных категорий, каждая из которых предполагает свой способ освоения моделей успешного поведения, характеризуется своими преимуществами, а также некоторыми ограничениями:

1. Tell (изучение теории) - выявление моделей успешного поведения в процессе самостоятельного изучения теоретического материала (бизнес-литература, видеокурсы, поиск материалов в интернете, и т.д.), а также в ходе участия в тематических образовательных программах (тренинги, семинары, курсы, получение второго высшего образования по другой специальности, степени MBA и другие образовательные программы).

2. Show (обучение на опыте других) - выявление моделей успешного поведения за счет наблюдения в рабочих ситуациях за людьми, обладающими высоким уровнем развития данных компетенций, обсуждения с ними способов и приемов, позволяющих им добиваться высоких результатов; а также совершенствование компетенций с привлечением коуча, наставника, получение обратной связи от опытных людей.

3. Do (применение на практике) - освоение моделей успешного поведения путем регулярного применения полученных теоретических знаний в реальной деятельности как при выполнении задач, входящих в прямые обязанности сотрудника, так и при выполнении специальных заданий и проектов, являющихся дополнительными по отношению к основным обязанностям или не связанных с профессиональной деятельностью.

Преимущества и ограничения применения различных методов развития

1. Tell (изучение теории)

1.1. Самообразование

(бизнес-литература, видеокурсы, Интернет и т.д.)

Преимущества:

Дает возможность получить необходимые для развития теоретические знания в удобное время

Позволяет глубоко осознать и проработать необходимый для развития теоретический материал.

Регулярность действий по самообразованию является проверкой личной мотивации

Ограничения:

Не всегда хватает времени на самостоятельную проработку теоретического материала.

Сложно оценить спешность саморазвития из-за отсутствия обратной связи от других людей.

Не всегда понятно, как тот или иной прием, подход можно применить в реальной деятельности.


1.2. Посещение тренингов, семинаров и др. образовательных программ

Преимущества:

Позволяет получить базовые знания и навыки по интересующей теме.

Дает возможность консультироваться с преподавателями тренерами, являющимися экспертами в данной области.

Помогает упорядочить те знания и навыки, которыми Вы уже обладаете.

Ограничения:

В ходе тренинга используются задания, которые моделируют конкретные рабочие ситуации, но не отображают всю сложность реальных проблем.

В ходе тренинга не происходит полного закрепления новых навыков, необходима их отработка в реальной практической деятельности.

2.1. Наблюдение за действиями других

Преимущества:

Возможность получения информации о конкретных практических приемах, эффективных в реальных бизнес-ситуациях (в том числе, именно в вашей компании).

Возможность осваивать модели успешного поведения, наблюдая за поведением людей, обладающих высоким уровнем развития компетенций, вне зависимости от того, являются ли они сотрудниками компании.

Позволяет советоваться с опытными коллегами, запрашивать их мнение и конкретные рекомендации о наилучших способах выполнения работы.

Ограничения:

Не всегда в вашем окружении можно найти людей, которые являются эталоном в области, на развитии которой вы сконцентрированы.

Более опытные коллеги или другие носители идеальной модели поведения могут добиваться успеха такими методами, которые не подходят лично для вас, и вы не сможете их применить.

Не всегда опытные исполнители могут детально рассказать о тех способах и приемах, которые они используют, чтобы добиваться успеха, разъяснить схему действий.

2. Show (обучение на опыте других)

2.2. Получение обратной связи, развитие с привлечением наставника, коучаразвитие с привлечением наставника, коуча

Преимущества:

Позволяет узнать мнение людей, с которыми вы наиболее часто взаимодействуете в профессиональной деятельности, о вашем поведении (коллеги, подчиненные, руководитель).

Возможность обсуждать и совместно с опытным наставником, коучем вырабатывать схемы действия, соответствующие особенностям вашей деятельности.

Предполагает индивидуальный подход, предоставляется возможность более точечной корректировки ваших компетенций.

Ограничения:

Не всегда обратная связь, получаемая от коллег, может быть объективной.

Необходима ваша внутренняя готовность услышать критические оценки.

Может быть сложно найти внутри компании сотрудников, которые на систематической и регулярной основе будут помогать развиваться,
осуществлять наставничество.

3. Do (применение на практике)

3.1. Развитие на рабочем месте

Преимущества:

Дает возможность закрепления знаний и навыков, полученных вами в ходе самостоятельного изучения литературы, прохождения тренингов и обучающих программ, наблюдения за поведением других людей и т.д.

Позволяет регулярно отрабатывать необходимые навыки и умения, стили поведения в привычных рабочих ситуациях.

Обеспечивает высокую вовлеченность в развитие, т.к. можно заметить повышение результатов работы при применении новых знаний и навыков.

Ограничения:

Не будет достаточно действенным без предварительной теоретической подготовки.

Эффективен в случае комплексного применения с другими методами индивидуального развития.

Применение в реальных рабочих ситуациях недостаточно сформированных и отработанных навыков может приводить к ошибкам и временно снижать эффективность.

Ваши актуальные должностные обязанности и задачи не всегда могут позволять отрабатывать новые знания и навыки на практике.

3.2 Специальные задания/проекты

Преимущества:

Предоставляет возможность отработки на практике необходимых навыков и поведения тогда, когда в вашей профессиональной деятельности для этого нет подходящих условий.

Позволяет отработать необходимые навыки и поведение в нетипичных ситуациях.

Ограничения:

Такой проект должен быть нужным и полезным организации или лично вам.

Специальные задания и проекты не позволяют регулярно отрабатывать навыки, т.к. появляются время от времени.