Характеристика словесных методов обучения. Развитие и воспитание

В отечественной психологии выделяют 4 группы методов:

I. Организационные методы:

1. Сравнительный метод –Он заключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый "сравнительно-генетический", получил в зоопсихологии и в детской психологии. (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.)

2. Лонгитюдный метод – это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных ис­следований - регистрировать соматическое и психическое развитие личности

3. Комплексный метод – в исследовании участвуют представители других наук, при этом один объект изучают разными средствами. Это позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, психическим и социальным развитием личности,

4. Метод поперечных срезов (или срезовых исследовании) психического раз­вития - сопоставление различных групп людей по возрасту, образованию, деятельности и общению. Он состоит в том, что заключения об особенностях развития делают на основании исследований одних и тех же характеристик в сравнивае­мых группах людей различного возраста, разных уровней развития, с различными свойствами личности.

II. Эмипирические методы:

1. Наблюдение - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.

Виды наблюдения:

Срез (кратковременное наблюдение),

Лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лёт),

Выборочное и

Сплошное

И особый вид ~ включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой груп­пы).

Общая процедура наблюдения складывается из процессов:

1) определение задачи и цели;

2) выбор объекта, предмета и ситуации;

3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуе­мый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информа­ции;

4) выбор способа регистрации наблюдаемого (как вести записи):

5) обработка и интерпретация полученной информации. Наблюдение используется, в первую очередь, когда требуется ми­нимальное вмешательство в естественное поведение, взаимоотноше­ния людей, когда стремятся получить целостную картину происходяще­го

Самонаблюдение (интроспекция) - наблюдение человеке за собственными пси­хическими явлениями. Два вида: непосредственное либо отсроченное (в воспомина­ниях, дневниках человек анализирует, что он думал).

На­учное наблюдение хотя и соприкасается с житейским, но отличается от него четкой целевой установкой. Основное требование - наличие четкой целевой установки. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и система­тичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Всякое наблюдение носит избирательный, частичный характер. Основное преимущество метода объективного наблюдения заклю­чается в том, что оно позволяет изучать психические процессы в есте­ственных условиях. Однако объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами ис­следования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие тре­бования:

2. Эксперимент (лабораторный, естественный, формирующий )

Эксперимент (главный метод) отличается от наблюдения активным вмешатель­ством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное мани­пулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.

это исследовательская деятель­ность в целях изучения причинно-следственных связей, которая пред­полагает следующее:

Исследователь сам вызывает изучаемое им явление и активно воздействует на него;

Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при ко­торых протекает явление;

В эксперименте имеется возможность неоднократного воспроиз­ведения результатов:

В результате эксперимент устанавливает допускающие матема­тическую формулировку количественные закономерности.

Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюде­ния существенные особенности внутреннего психологического процес­са

Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как пра­вило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияю­щих факторов. Испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца ис­тинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математи-ко-статистические достоверные закономерности развития психических явлений

Естественный эксперимент - психологический эксперимент, включенный в дея­тельность или общение незаметно для испытуемого,

Формирующий (обучающий) эксперимент - метод исследования и формирова­ния психического процесса, состояния или качества личности. Его своеобразие заключается в том, что он одновременно слу­жит и средством исследования, и средством формирования изучаемого явления. Для формирующего эксперимента характерно активное вме­шательство исследователя в изучаемые им психические процессы.

3. Психодиагностические методы (тест и опрос).

Цель современной психологи­ческой диагностики заключается в том, чтобы фиксировать и описывать психологические различия как между людьми, так и между группами лю­дей, объединенных по каким-либо признакам.

В число диагностируемых признаков в зависимости от задач иссле­дования могут входить психологические различия по возрасту, полу, об­разованию и культуре, по психическим состоянием, психофизическим особенностям и т.п.

1) Одним из видов психодиагностического метода являются психоло­гические тесты . Английское слово "тест" означает "проба" или "испыта­ние".Teст - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека.

Это краткое, стандартизированное испытание, не требую­щее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тес­тов стремятся выявить определенный способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

Тесты достижений - одна из методик психодиагностики, позволяющая выявить уровень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками.

Тесты интеллекта - методика психодиагностики для выявления умственного потенциала индивида.

Тесты креативности - совокупность методик изучения и оценки творческих особенностей.

Тесты личностные - методика психодиагностики для измерения различных сторон личности индивида.

Тесты прожективные (проективные) - совокупность методик для целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации, т.е. осознанном или неосознанном перенесении субъектом собственных свойств на внешние объекты

2) К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы .

Цель опроса состоит в по­лучении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.

Виды опроса: 1) очный опрос – беседа, интервью, анамнез; 2) заочный опрос – анкеты.

Анамнез (лат. по памяти) - сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или - при объективном анамнезе - от хорошо знающих его лиц.

Метод беседы - метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Он является вспомогательным средством для допол­нительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть все­гда планово организована в соответствии с задачами исследования, но не должна носить шаблонно-стандартный характер.

Интервью - метод социальной психологии, заключающийся в оборе информации, лученной в виде ответов на поставленные, как правило, заранее сформулированные, вопросы. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их по­следовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью , наоборот, ха­рактеризуется полной гибкостью и варьируется в широких предела. Ис­следователь, который руководствуется лишь общим планом интер­вью, имеет право сам в соответствии с конкретной ситуацией формули­ровать вопросы и изменять порядок пунктов плана.

В том случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Анкета - методическое средство для получения первичной социально- психологической информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, представляющее опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Анкетирование (заочный опрос) имеет также свою специфику. Считается, что к заочному опросу целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам, либо опросить большое число людей в срав­нительно небольшой срок.

Метод изучения продуктов деятельности широко использует­ся в исторической психологии, в детской психологии.

Разновидностью методов изучения продуктов деятельности являет­ся биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты творчества, почерки и т.д.

Во многих случаях в психологических исследованиях используется не один, а несколько методов, каждый из которых дополняет другие, раскрывая новые стороны психической деятельности.

III . Методы обработки данных: количественный и качественный методы - это анализ материала - включают в себя» количественный (применение математической статистики, обра­ботка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV. Методы коррекции: аутотренинг, групповой тренинг, психотерапевтическое воздействие, обучение. - Современная психология различными путями оказывает воздейст­вие на практическую деятельность людей. Психологическая помощь чаще всего и эффективнее всего оказывается в ситуации не только су­ществующего объективно, но и субъективно переживаемого неблагопо­лучия. Это переживание может быть острым и выражаться в глубоком недовольстве собой, окружающими, жизнью в целом, а иногда и в стра­дании. В таких случаях требуется оказание не только консультативной, но и психотерапевтической помощи. И здесь необходимо говорить о коррекционных методах работы психолога. В настоящее время психо-коррекционные методы - это довольно обширный набор приемов, про­грамм и методов воздействия на поведение людей, включая аутотренинги, групповой тренинг.

Зарождение и внедрение метода аутогенных тренировок связы­вают с именем немецкого психотерапевта И.Г. Шульца. Благодаря его работам во всех странах аутогенная тренировка получила широкое рас­пространение прежде всего как метод лечения и профилактики различ­ного рода неврозов и функциональных нарушений в организме. В даль­нейшем практический опыт показал, что аутогенная тренировка - дейст­венное средство психогигиены и психопрофилактики, а также управле­ния состоянием человека в экстремальных условиях. В аутогенных тре­нировках используются три основные пути воздействия на состояние нервной системы:

1) выработка умения полностью расслаблять мышцы тела;

2) использование активной роли представлений, чувственных обра­зов;

3) регулирующая и программирующая роль слова, произносимого не только вслух, но и мысленно.

Комплекс упражнений, составляющий суть аутогенных тренировок, и является тем средством, которое не только способствует росту ре­зервных способностей человека, но и постоянно совершенствует дея­тельность программирующих механизмов мозга.

Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Что касается методов со­циально- психологического тренинга, то здесь существует множество классификаций, но, по сути, все они выделяют две большие, частично пересекающиеся области - групповые дискуссии и игры. Метод группо­вой дискуссии используется в основном в форме анализа конкретных ситуаций и в форме группового самоанализа. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение по­лучил метод ролевых игр.

В настоящее время практика группового тренинга представляет со­бой бурно развивающуюся отрасль прикладной психологии. Социально-психологический тренинг в нашей стране используется для подготовки специалистов различного профиля: руководителей, учителей, врачей, психологов и т.п. Он применяется для коррекции динамики супружеских конфликтов, улучшения отношений между родителями и детьми и т.п.

Понятие "метод психологического исследования" может быть употреблено и в значении специальной методики решения конкретной психологической проблемы .

В этих конкретных методиках реализуются методологические принципы, общие не только для данной проблемы, но и для многих других способов познания. Однако специфика конкретных методик определяется прежде всего характером той или иной задачи, кото­рая решается с их помощью. Арсенал конкретных психологических ме­тодик, используемых современной психологией, чрезвычайно важен.

Формы, которые они принимают, также весьма разнообразны и опре­деляются своеобразием определенной области психологии.

Вместе с тем можно выделить некоторые общие черты, свойственные большинству конкретных психологических методик.

Исследование, как правило, распадается на четыре этапа:

Первый - подготовительный. В ходе его собираются и изучаются предварительные сведения об объекте исследования. Наблюдение ис­пользуется во время учебных занятий и трудовой деятельности, в бы­ту, в ходе преднамеренно организованных бесед. Может применяться анкетирование, анамнез, т.е. описание условий, предшествующих возникновению исследуемого факта.

Второй этап - собственно эксперимент. Реализует конкретную ме­тодику исследования и, в свою очередь, распадается на ряд после­довательных экспериментальных серий.

Третий - количественная обработка данных исследования. Он пред­полагает использование различных статистических приемов и при­менение основных положений теории вероятности, которые дают возможность судить о достоверности получаемых выводов, подтвер­ждающих первоначально выдвинутую гипотезу.

Четвертый этап исследования - интерпретация полученных резуль­татов, их истолкование на основе психологической теории, оконча­тельное выяснение правильности или ошибочности гипотезы.

Таким образом, использование конкретных методик включает в себя многие характерные черты объективного психологического исследова­ния. Наблюдение, анализ продуктов деятельности, беседы, выяснение анамнестических данных, эксперимент, математическая обработка его результатов, выводы и их интерпретация - все это органически включается в ход исследования.

Научное решение психологических проблем предполагает умение исследователя в случае необходимости применять конкретные ме­тодики.

Тема 2 . ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ (2 часа)

1. Возникновение психики. Сознание и бессознательное. Формы поведения.

2. Психика и мозг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. – М.: Владос, 1994.

2. Общая психология /под ред. Е.И. Рогова., -М.,2001

3. Общая писхология/ под ред. А.В. Петровского. – М., Просвещение, 1976.

4. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. –М.,1968.

5. Вулдридж Д. Механизмы мозга.- М.,1965.

6. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. – М.,1968.

7. Фабри К.Э. Игры животных и игры человека. –Вопросы психологии –1982 -№ 3 – С.26-34

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология и педагогика

Лекционные занятия.. тема психология как наука часа.. план психология ее объект предмет и структура..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

. Метод наблюдения - это основной метод современной психологии, сущность которого заключается в том, что научные факты собираются через не вмешательство в жизнь объекта, а пассивное созерцание этого факта

Наблюдения можно проводить как кратковременно, так и долговременно. Поэтому такие виды наблюдений - метод поперечного среза (кратковременное) и лонгитюдное (длительное)

Исследователь может выполнять роль пассивного наблюдателя (отстраненное наблюдение), а может активно взаимодействовать с объектом изучения, одновременно наблюдая за ним (включенное наблюдение)

Наблюдение может быть как выборочным, так и общим, предметом и за объектом. Например, общее за объектом - наблюдение ведется за всеми членами коллектива. Выборочное за объектом - до наблю ереження включены только отдельные члены коллектива. Общее по предмету - в объекте наблюдения исследуются все проявления психики (характер, темперамент, воля). Выборочное по предмету - у всего массива (в. Объекта) исследуется только одна проблема (мышление или памятьять).

Использование наблюдения регулируется следующими условий:

1) целеустремленность - определение цели, задачи исследования;

2) природные условия - типичные условия наблюдения (чтобы лица не знали, что за ними ведется наблюдение);

3) наличие плана;

4) точное определение объекта и предмета наблюдения;

5) ограничение исследователем признаков, являющихся предметом наблюдения;

6) выработка исследователем однозначных критериев оценки этих признаков;

7) обеспечение четкости и длительности наблюдения

. Рис 124. Преимущества и недостатки метода наблюдения

Методом наблюдения пользуются не только ученые, но и студенты, например, при накоплении данных для написания психологических характеристик личности

. Эксперимент - основной метод психологии, который заключается в том, что факты получают путем создания специальных условий, в которых объект мог бы наиболее ярко проявить предмет изучается

Различают эксперименты: лабораторный и естественный, констатирующий и формовочный

. Лабораторный проводится в специальных психологических лабораториях с помощью соответствующей аппаратуры

. Естественный эксперимент осуществляется в обычных для исследуемого условиях деятельности. Естественный эксперимент, так же как и лабораторный, проводится по определенной программе, но так, чтобы человек не знал, что ее исследуют и решения вьязувала задачи спокойно, в обычном для нее темпі.

. Констатувальний эксперимент направлен на фиксацию имеющихся психологических особенностей человека, формовочный ориентированный на стимуляцию желаемых психических проявлений

. Рис 125. Преимущества и недостатки эксперимента

Особенности вспомогательных методов психологии

. Беседа -метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации, включает в себя вопросы-ответы

. Беседа может быть диагностическим (обнаруживает), коррекционной (формирует)

Метод беседы может дать ценные результаты при таких условиях:

1) четкое определение исследователем цели беседы;

2) четкое планирование системы вопросов;

3) система вопросов должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обследуемых, быть динамичной, т.е. содержание следующего

вопрос должен зависеть от содержания ответа на предыдущий т.д.;

4) беседа должна быть непринужденной, доброжелательной

. Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет, содержание вопросов и способ ответов в которых заранее планируются

Надежность данных анкетного опроса проверяется двумя путями:

1) повторным опросом по той же процедуре тех же лиц;

2) контролем данных анкетного опроса другими методами:

Опросу третьих лиц;

Наблюдением;

Анализом доступных документов

Анкетный метод может использовать заочно, сравнительно экономичным методом сбора данных. Он позволяет анализировать и обрабатывать данные с помощью статистики. Этот метод применяют в массовых обследованиях

. Интервью - метод, который применяется для сбора первичной информации в психологических, социологических и педагогических исследованиях

. Социометрия (от лат societas - общество metreo - измеряю) - разработанная. Дж. Морено

Данный метод применяют с целью выведения или формулировки рабочей гипотезы на ранних стадиях исследования; сбора данных, дополнения, уточнения, расширения, контроль данных, полученных другими методами. Интервью как метод три вида:

1) стандартизированное интервью, в котором формулировки и последовательность вопросов определяются заранее;

2) нестандартное интервью, в котором человек, его проводит, руководствуется лишь общим планом опроса, формулирует вопрос соответствии с конкретной ситуацией;

3) напивстандартне интервью, содержащего определенное количество возможных вопросов

. Тест (от англ test - испытание). Тесты - это небольшие по объему и времени выполнения задания, одинаковые для всех обследуемых

Выбор видов интервью зависит от содержания исследования, уровня изучения проблемы, подготовки исследователя

. Тестирование -это один из вспомогательных методов психологии, использование которого может служить выявлению:

1) уровня развития определенных психических функций (наблюдательности, памяти, мышления, воображения, внимания и т.д.);

2) наличия или отсутствия определенных знаний, умений, навыков, психических качеств, воспитанности и т.п.);

3) степени пригодности или готовности подрастающего индивида или взрослого человека к определенной профессии;

4) психических заболеваний;

5) интересов, мнений, способностей человека

. Анализ продуктов деятельности - это один из вспомогательных методов психологии. К нему относятся анализ рисунков, определенных изображений

. Социометрический метод изучает характер взаимоотношений в коллективе через процедуру выбора

Психология использует также методы обработки данных - это количественные и качественные методы. К количественным методам относятся, например, определение средних величин и меры рассеяния, коэффициентов корреляции, по обудова графиков, гистограмм, схем, таблиц и т.д.. Качественный метод предусматривает анализ и синтез полученных данных, их систематизацию и сравнение с результатами других иснь.

В психологии используют множество методов. Какой из них рационально применить, ученые решают в каждом конкретном случае в зависимости от задач и объекта исследования. При этом, как правило, используют овують не один какой-нибудь метод, а несколько, которые взаимодополняют и контролируют друг другаго.

К наиболее сложившимся и проверенным на опыте организационным относится метод сравнительный, видоизменяющийся в различных психологических дисциплинах. В эволюционной биопсихологии, носящей также название сравнительной, исследование организуется сопоставлением (одновременным и последовательным) разных ступеней эволюции или разных уровней развития по определенным параметрам. Проектирование и осуществление такого исследования в течение длительного времени и различными методиками (особенно наблюдение и эксперименты) весьма сложны, требуют особой инструментовки. Первоначально сравнительный метод применялся для целей изучения филогенеза поведения в психической деятельности, но затем был специально применен для изучения онтогенетической эволюции, например у приматов. Сравнительный метод как общий в организации исследования, направляющий его ход и регулирующий взаимодействия всех методик, широко применяется в общей психо­логии (как сопоставление различных контингентов испытуемых или «выборок»), в специальной психологии (различных типов малых групп, демографических, профессиональных этнографических и других контингентов), в патопсихологии и психодефектологии (сравнение людей с дефектами: сенсорными, моторными, интеллектуальными, со здоровыми, нормально видящими, слышащими и т. д.).

В детской психологии и психогеронтологии сравнительный метод выступил как специальный метод возрастных, или «поперечных», срезов. Подавляющая часть исследований в этой области, хотя и отличается по экспериментальной методике и технике, по проблемам и теоретическим конструкциям, выполнена подобным способом. Сравнительно возрастные исследования могут охватывать различные фазы одного или двух смежных периодов (например, детства и отрочества), но в отношении всего комплекса изучаемых явлений (например, восприятия или мышления). Таковы капи-

тальные исследования Ж. Пиаже и Инельдера , в том числе и одно из наиболее значительных в области генезиса мышления.

Другую модификацию сравнительно возрастного метода представляет выборочное сопоставление отдельных периодов, производимое с целью выявления эволюционно-инволюционных характеристик динамики изучаемого психического процесса. К числу наиболее интересных и поучительных исследований такого рода относится цикл исследований А. А. Смирнова и его сотрудников по проблеме памяти: сопоставлялись особенности некоторых мнемических процессов у дошкольников, школьников, взрослых людей. В последующем под руководством А. А. Смирнова исследовалась память людей и в более позднем возрасте.

Как же проводилась работа подобного типа? В. И. Самохвалова так описывает ход своего исследования возрастных и индивидуальных различий в запоминании разных видов материала: «Первая часть исследования была проведена со взрослыми. Испытуемыми были студенты МГУ и МГПИ (разных факультетов) в возрасте 21-22 лет (всего 32 человека)... Для изучения же вопроса об изменении показателей корреляции с возрастом или о стабильности корреляции мы провели в дальнейшем аналогичные опыты с учащимися II, V и VIII классов. В общей сложности в опытах участвовало 90 школьников, по 30 человек каждого возраста. В каждую возрастную группу входи­ли поровну учащиеся разной успеваемости. Каждый учащийся заучивал все виды ма­териала» (Цит. по: Смирнов А.А., 1957, с. 246).

По отношению к сравнительно-возрастному методу исследования мнемических процессов, о котором идет речь, каждая из экспериментальных методик является частью программы. В этой программе взрослые (однородная группа студенческого возраста) играют роль эталона и комплекса критериев для сравнительной оценки степени формируемости или сформированности мнемического процесса.

Полный цикл возрастных сопоставлений представлен в нашей коллективной работе, посвященной онтогенетическим изменениям перцептивных констант [Ананьев Б. Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А., 1968].

Основные периоды человеческой жизни (от раннего детства до глубокой старости) сравнивались лишь по одному параметру зрительного восприятия - константности. Методом возрастных, или поперечных, срезов было выявлено значение этого параметра как индикатора индивидуального развития.

В другом цикле наших исследований метод возрастных срезов был применен для определений онтогенетических преобразований комплекса зрительно-пространственных функций (поля зрения, остроты зрения, линейного глазомера). Посредством этого сравнительного метода выявлены как особенности созревания и старения каждой из этих функций, так и типы межфункциональных корреляций в различные периоды жизни [Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф., 1964].

Сравнительный метод в возрастной психологии до последнего времени был главным и наиболее распространенным для организации всего исследовательского цикла. Параллельно с ним в возрастной или генетической психологии стал разрабатываться и применяться лонгитюдиналъный метод. Специальному обсуждению принципов построения этого метода был посвящен один из симпозиумов XVIII Международного психологического конгресса - «Изучение хода психического развития ребенка» (организатор Р. Заззо). Обобщение некоторого опыта позволило Р. Заззо оце-

нить эффективность этого метода сравнительно с методом возрастных или поперечных срезов. Лонгитюдинальный метод более точен в определении возможностей развития, и его преимущество перед методом возрастных срезов сказывается при решении двух проблем: 1) предвидение дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза; 2) определение генетических связей между фазами психического развития. Лонгитюдинальный метод устраняет такой серьезный недостаток метода поперечных срезов (сравнительно возрастного), как уравнения всех индивидов данного возраста и данной популяции, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Лонгитюдинальный метод сложнее метода «поперечных» срезов, он более индивидуализирован и поэтому применим в организации исследования в области возрастной или генетической психологии.

Путь непрерывного прослеживания хода психологического развития заранее определен программой, рассчитанной на ряд лет; на короткие дистанции применение его неэффективно. Длительное наблюдение и постоянное воспроизведение тех или иных функциональных проб (тестов), сопоставимых по определенным критериям экспериментальных заданий, при одновременном использовании других методов (биографического, анализа продуктов деятельности и т. д.) - все это характеризует полиоперациональный состав лонгитюдинального метода как способа организации многолетнего исследовательского цикла. Непосредственным итогом его применения является индивидуальная монография или некоторая совокупность таких монографий, описы­вающих ход психического развития, охватывающих ряд фаз периодов человеческой жизни. Сопоставление таких индивидуальных монографий позволяет достаточно полно представить диапазон колебаний возрастных норм и моменты перехода от одной фазы развития к другой. Однако построение серии функциональных проб и экспериментальных методов, периодически повторяемых при изучении одного и того же человека,- дело крайне сложное, так как адаптация испытуемого к условиям опыта, специальная тренированность могут влиять на картину развития. Кроме того, узкая база такого исследования, ограниченного небольшим количеством избранных объектов, не дает оснований для построения возрастных синдромов, успешно осуществляемого посредством сравнительного метода «поперечных» срезов. Именно поэтому Р. Заззо рекомендовал сочетать оба метода в генетической психологии.

Подобное сочетание лонгитюдинального и сравнительного методов целесообразно и в других областях психологии, особенно в дифференциальной. В клинической психологии (патопсихологии) казуистический анализ, основанный на лонгитюдинальных данных, обычно закладывается на патопсихологические синдромы, полученные сравнительным методом (при изучении больных нервно-психическими заболеваниями или сопоставления их со здоровыми людьми). В психологии спорта лонгитюдинальные способы организации исследования имеют особое значение в сочетании с данными массового обследования спортсменов разных специальностей, квалификации, стажа и т. д.

Как сравнительный, так и лонгитюдинальный методы могут применяться при изучении отдельных психофизиологических функций, психических процессов, состояний, свойств личности. От предмета исследования зависят масштаб организации все-

го цикла работы, состав методик и применяемая техника. Однако в современных условиях психологические исследования все чаще включаются в сложные комплексные системы, в которых участвуют многие другие науки, необходимые для решения актуальных практических задач (например, научной организации труда). Исключительное значение проблемы человеческих факторов в различных видах общественной, практики (от организации производства до массового обслуживания населения) определяет важность подобных комплексных, т. е. междисциплинарных, исследований.

Подобно сравнительному и лонгитюдинальному методам, вовсе не представляющими сами по себе какой-либо теории, не являющихся способами организации исследовательского цикла, комплексный метод сам по себе еще не есть концепция целостности изучаемых феноменов, но, бесспорно, он направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение такой концепции. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающихся связей и взаимосвязей между явлениями разного рода (например, физического и психического развития, социального статуса личности и ее характерологических свойств, экономических показателей производительности труда и индивидуального стиля трудовой деятельности и т. д.).

Социолого-психологические, экономико-эргономические, антрополого-психофи-зиологические и другие комплексные исследования предъявляют особые требования к построению оцтимальных режимов исследования, оперативного управления разнородным составом методик, с помощью которых добывается и обрабатывается (особенно статистически) большой материал, на основании которого делаются выводы о совер­шенствовании тех или иных областей практики.

Методика и техника комплексных исследований лишь начинают разрабатываться. Однако возрастающее значение психологии в системе наук и взаимодействий между ними требует уделить особое внимание построению комплексных исследований в области производства, массового обслуживания, здравоохранения и, конечно, образования и воспитания, имеющих первостепенное значение. Комплексные объединения психологов, педагогов и педиатров, физиологов и антропологов, методистов разных профилей могут оказаться особенно полезными для обеспечения единства педагогических воздействий и оптимальных взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием.

Среди эмпирических методов психологии, с помощью которых добываются факты исследования, исходное значение имеет объективное наблюдение (сплошное или выборочное), методика которого претерпела за последнее время значительное изменение благодаря применению различных фиксационных и других технических средств (фотографических, кинематографических, звукотехнических, телевизионных). С помощью этих средств (включая полупроницаемые экраны и камеры) обеспечивается сохранность натуральной картины поведения и его динамики в определенных условиях. Специальные электронные устройства дают возможность автоматизации фиксационных средств посредством покадровой обработки наблюдательского фильма (на специальных дешифраторах), получения хронометрических показателей и построения циклограммы актов поведения. Аналогичным образом обработка с помощью

самонаблюдение,

Для нас самонаблюдение – не методологическая, а методическая обработка, которая еще ожидает систематического изучения и технических совершенствований. Несомненно, сама возможность самонаблюдения, т.е. уровень самоанализа, является показателем психического развития человека. В этом смысле должны быть показа­тельны различия в объеме, составе и степени сложности показаний взрослого челове­ка, подростка, маленького ребенка, показаний, выражающих особенности становле­ния самосознания человека. Нет сомнения в ошибочности представления самосозна­ния как проявления лишь субъективного в форме самонаблюдения. Подобно всем явлениям психической деятельности самосознание объективируется в деятельности, в реальных позициях личности и ее поступках, в уровне притязаний и динамике отно­шений к окружающим, в различных типах коммуникаций. Поэтому не следует ста­вить знак равенства между самонаблюдением и специальным исследованием самосоз­нания, тем более что самонаблюдение выступает как компонент многих других мето­дов при изучении психических реакций, актов поведения, форм деятельности в виде словесного отчета.

динамики сознания, отражением внутренним миром человека,

В медицинской психологии патопсихологии

акустических анализаторов магнитофонных записей голоса и речи человека, звуковой сигнализации животных дает частотные и временные характеристики, уточняющие факты наблюдения.

С внедрением в практику психологического исследования технических средств наблюдения, фиксации и обработки их данных метод объективного наблюдения вновь занимает первостепенное положение, разделяя его с экспериментальным.

Обсервационным методом является не только объективное наблюдение, но и самонаблюдение, по поводу которого как специфического метода психологии и главного орудия идеалистического интроспекционизма высказываются диаметрально противоположные суждения.

Для нас самонаблюдение - не методологическая, а методическая обработка, которая еще ожидает систематического изучения и технических совершенствований. Несомненно, сама возможность самонаблюдения, т.е. уровень самоанализа, является показателем психического развития человека. В этом смысле должны быть показательны различия в объеме, составе и степени сложности показаний взрослого человека, подростка, маленького ребенка, показаний, выражающих особенности становления самосознания человека. Нет сомнения в ошибочности представления самосознания как проявления лишь субъективного в форме самонаблюдения. Подобно всем явлениям психической деятельности самосознание объективируется в деятельности, в реальных позициях личности и ее поступках, в уровне притязаний и динамике отношений к окружающим, в различных типах коммуникаций. Поэтому не следует ставить знак равенства между самонаблюдением и специальным исследованием самосознания, тем более что самонаблюдение выступает как компонент многих других методов при изучении психических реакций, актов поведения, форм деятельности в виде словесного отчета.

Тем не менее самонаблюдение как обсервационный метод имеет особый смысл при изучении динамики сознания, являющегося одновременно субъективным отражением объективной действительности и внутренним миром человека, самосознания как субъективной программы личности и ее саморегуляции. В этом плане особую ценность имеют приемы и данные опосредствованного самонаблюдения (дневники, автобиографические материалы, переписка и т. д.). В различных областях психологии используют данные самонаблюдения в соответствии с предметом и общей организацией исследования. В медицинской практике всегда используется материал субъективного анамнеза, сопоставляемого с данными клинического и лабораторного исследования (объективного анамнеза).

В медицинской психологии аутопластическая (субъективная) картина болезни воспроизводится на основании обоих видов анамнеза подобно тому, как в патопсихологии определяется расстройство схемы тела по совмещенным данным объективного наблюдения и самонаблюдения больного.

Во всех видах прикладной психологии – от психологии труда до космической психологии – самонаблюдение применяется в различных модификациях и в связи с другими объективными методами. Особенное значение имеет описание самочувствия в тех или иных состояниях деятельности, динамики представлений и переживаний, мотивов поведения. С введением экспериментальных методов в психологию и применением фармакологических средств самонаблюдение используется, как спе-

циальный прием анализа субъективных изменений под влиянием различных физико-химических воздействий. Начало этому положено Н. Н. Ланге, испытавшему на себе действие гашиша и описавшего своеобразное галлюцинаторное состояние. Подобных исследований было проведено множество и до возникновения психофармакологии. В современной психологии определение эффектов фармакологических и иных воздействий осуществляется по совокупности объективных и субъективных показателей.

Исторически экспериментально-психологические методы возникли на базе обсервационных и первоначально ими определялись. В последующем развитии научной психологии особенно успешно развивались экспериментальные методы и техника лабораторного исследования, оказавшие влияние на развитие обсервационных методов, вступивших, как указывалось, на новую ступень своего развития.

Экспериментальные методы в психологии столь многообразны, что ни в одном из пособий по экспериментальной психологии невозможно полное описание всех экспериментальных методик как сложных систем специальных операций и процедур, осуществляемых в специально оборудованных камерах и кабинетах с помощью сложных приборов, аппаратов и других технических устройств. Первой формой экспериментального метода в психологии является так называемый лабораторный эксперимент. Обозначение это, конечно, чисто формальное и имеет смысл лишь в сопоставлении с другими видами эксперимента - «естественного» и психолого-педагогического.

Классические формы лабораторного эксперимента – метод психических реакций, существующий во многих вариантах (простой, сенсорной и моторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект и т. д.), психофизические методы (определение порогов и динамики чувствительности – абсолютной и дифференциальной – различных модальностей). Эти методы получили исключительное развитие не только в психологии, но и во многих смежных науках. В самой психологии прогресс теории и экспериментальной техники обусловил дальнейшее совершенствование этих методов. Вслед за ними экспериментальная психология начала пополняться различными психометрическими методами исследования мнемических, перцептивных, апперцептивных, аттенционных процессов. Каждому из них соответствуют особая аппаратура и специфическая техника проведения опытов. Несколько позже открылись возможности экспериментального изучения процессов мышления и речевых функций. Благодаря успешному развитию этого изучения созданы экспе­риментальные основы семиотики и современная эвристика, для которой экспери­ментальная психология мышления имеет не меньшее значение, чем математическая логика.

Во многих функциональных и процессуальных экспериментально-психологических исследованиях используются разнообразные физиологические (особенно условно-рефлекторные и электрофизиологические) и физико-химические методы, а при изучении речемыслительных процессов – лингвистические и логические методы исследования. Проектирование лабораторных помещений, выбор изоляционных материалов и устройств, новой техники (аппаратуры) и т. д. - особая область экспериментальной психологии, ее инженерных и экономических основ, разрабатываемых пока еще недостаточно. Прогресс экспериментально-психологической техники свя-

зан с все более широким внедрением радиоэлектроники и автоматики и некоторых типов приборов и аппаратов, особенно сигнализационно-стимуляционных, благодаря чему строятся программы с любыми комплексами сигналов и с любыми градациями их интенсивности.

Распространение электрофизиологических устройств приводит к все более разнообразной и. комплексной регистрационной аппаратуре. Иногда в эту аппаратуру включаются счетные операции, итоги которых выдаются в виде количественных показателей стимулов и реакций. Развитие сигнализационной и регистрационной аппаратуры пока еще недостаточно взаимосвязано, и поэтому еще нередки случаи, когда сложный комплекс сигналов прибора обеспечивает лишь хронометрические показатели двигательных или речевых показателей. В будущем надо ожидать большего взаимосогласования и интеграции обоих типов аппаратуры. П. Фресс отметил две дилеммы, стоящие перед современной экспериментальной психологией: 1) качественно-количественное исследование в лаборатории; 2) изучение в реальной жизни [«Экспериментальная психология», 1966]. Эти дилеммы разрешаются не внутри лабораторного, или классического, эксперимента, а экспериментальной психологией в целом. В последние десятилетия, причем в значительной степени благодаря электронике, возникла возможность выхода экспериментально-психологической техни­ки за пределы лаборатории. Этот вид экспериментально-психологического метода можно назвать полевым экспериментальным методом, использующим более портативную аппаратуру и сокращенные циклы экспериментальных процедур. В настоя­щее время полевые эксперименты широко практикуются в психофизиологии труда, авиационной и космической психологии, особенно в психологии спорта и военной психологии.

Весьма интересные перспективы для развития лабораторного и полевого эксперимента открывает социально-психологическое исследование межличностных отношений в малых группах, групповые и коллективные эксперименты с помощью гомеостатов разных типов, телевизионных установок с обратной связью, методики «подставной группы» и т. д.

Естественный и психолого-педагогический эксперименты весьма основательно разработаны в советской психологии и подробно описаны в психолого-педагогических исследованиях (Н. А. Менчинской, Г. С. Костюка, А. А. Люблинской, М. Н. Шардкова и др.).

В современных условиях беседа представляет собой дополнение к экспериментальным методам или, что особенно характерно для генетической и патологической психологии, вариант естественного эксперимента, воспроизводящего определенную ситуацию общения и взаимной информации. В социальной психологии беседа выступает в качестве самостоятельного метода интервью, имеет свою специальную технику сбора: информацию, принципы, градуирование ответов и шкалу оценок. На основа­нии интервью, так же как анкет различных типов и вопросников, распознаются со­стояния (общественного мнения, общественных настроений, социальных ожиданий, ролевого поведения) и осуществляется принятие решений. Иначе говоря, интервью, анкеты и вопросники (например, айзенковские вопросники, на основании анализа которых определяются экстраверсия – интроверсия, мера нейротизма и т. д.) являют-

ся психодиагностическими средствами и должны быть отнесены к этой группе эмпирических методов.

К психодиагностическим методам относятся также социометрические, посредством которых определяются статус личности в группах (малой и большой), показатели эмоциональной экспансии и т. д. Обширный и все более распространяющийся исторический прием представляют тесты, или массовые психологические испытания. Критика этого метода в советской научной литературе была обращена главным образом на тенденцию буржуазной интерпретации данных, получаемых с помощью одного из главнейших видов тестов, притязающего на определение интеллектуальных способностей, или умственной одаренности. Использование этих тестов в целях социального отбора носит реакционный характер и направлено против демократизации образования и культуры. Отмечались чрезмерная формализация оценок и ориентация на результаты решения задач, игнорирующие своеобразие процесса интеллектуальной деятельности. Серьезным недостатком многих тестов на определение интеллекта является их произвольный характер: конструирование и введение в массовую практику тестов и субтестов, не прошедших нормального исследовательского цикла в условиях специальных лабораторий.

В диагностические методы должны переходить наиболее эффективные и пригодные к скоростному массовому применению модификации экспериментальных методов, особенно полевых. Некоторые психолого-диагностическпе тестовые системы (например, система и шкала Д. Векслера) удовлетворяют этим требованиям, поскольку большая часть субтестов взята из экспериментальной практики. Однако существует множество тестов, не прошедших исследовательских циклов, необходимых для выработки строгого психодиагностического средства.

Среди тестов следует различать стандартизированные и нестандартизированные, причем первые имеют разное назначение: тесты успешности (шкала оценок знаний) бланковых типов, широко распространяемых в процессе обучения, тесты интеллекта, среди которых имеются не только преследующие цель прямого определения умственной одаренности, но и ориентированные на выяснение уровня и структуры интеллекта (вербального и невербального, общего), тесты профессиональной пригодности или профессиональной трудоспособности, видоизменяющиеся в зависимости от профессиографических профилей.

В целях психодиагностики свойств личности, ее характерологических черт и мотивов деятельности чаще применяются прожективные тесты (например, «пятна» Роршаха и др.). Существующая техника обработки данных прожективных тестов еще очень несовершенна и не исключает возможности субъективистских толкований, особенно в психоаналитическом или транзактном духе. Однако усовершенствование прожективных тестов и построение объективных систем оценок их результатов вполне возможны и будут способствовать развитию психодиагностики.

В качестве психодиагностических средств могут быть использованы психомоторные испытания (например, тесты Н. Озерецкого или бразильского психолога Мира Лопеца), психовегетативные пробы (особенно кожно-гальванической реактивности, потоотделения, измерения артериального давления при различных физических и умственных нагрузках и т. д.).

Благодаря успехам советской психофизиологической школы Б. М. Теплова вводится в систему психодиагностических средств много ценных функциональных проб или тестов нейродинамических свойств человека (силы возбудительного и тормозного процессов, подвижности, динамичности и т. д.). В этих же целях используется нейрохронометрия, разрабатываемая Е. А. Бойко и его сотрудниками. Создание единой системы современной психодиагностики – актуальная задача советской психологии, которую следует решить коллективными усилиями в ближайшие годы.

Среди праксиметрических методов хронометраж рабочих или спортивных движений, циклографическая запись актов поведения, или трудовых действий, профессиоведческое описание целостного производственного комплекса имеют хорошо разработанные методики и технику.

Иначе обстоит дело с анализом продуктов деятельности (изделий, художественных, литературных, научных произведений, изобретений и рационализации, школьных сочинений и учебных работ). Для каждого из этих видов продукции человеческой деятельности должна быть разработана соответствующая техника анализа (измерения определенных количественных характеристик и оценка качества, в том числе новизны и индивидуальности результатов теоретической и практической деятельности). В этом отношении могут оказаться полезными исследования подготовительных рукописных и готовых материалов литературного, художественного, технического и научного творчества.

Моделирование - новый метод, вернее, новые методы теоретического исследования, необходимые как для познания психических явлений, так и для воспроизведения, в технических устройствах параметров, наиболее близких к этим явлениям, их информационной функции и саморегуляции.

Биографический метод - собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.) еще слабо разработан в психологии даже в таких областях, как психология личности, характерология, психология искусства, пока отсутствуют разработанная методика и техника составления коллекций документов и материалов, критериев оценки различных компонентов биографии и определения типов жизненного пути. Однако сравнительное изучение биографий (например, биографии ученых Леймана, Прайса и др.) для целей определения оптимальных периодов творчества и фаз становления таланта может оказаться весьма полезным для разработки методики биографических исследований.

Специальную группу «обрабатывающих» методов исследования составляют количественные (статистические) методы: анализы дисперсионный, корреляционный, факторный, дискриминантный, применяемые в целях психологического измерения.

Качественный анализ заключается в дифференциации обрабатываемого материала по типам, видам, вариантам, в общем в категоризации количественно обработанного материала, что необходимо для подготовки обобщающей фазы исследования. Одним из обрабатывающих способов качественного анализа является психологическая казуистика – описание случаев, наиболее типичных как для данной популяции или ее основных уровней, так и являющихся исключениями. Интерпретационные мето-

ды синтетического характера в психологии складываются в настоящее время в зависимости от двух основных видов взаимосвязей психических явлений – «вертикальных» генетических связей между фазами и уровнями развития и структурных «горизонтальных» связей между всеми изученными характеристиками личности. Генетический метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности. Структурный метод интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках систем и типов связей между ними, образующих личность, социальную группу и т. д. Специфическое выражение этого метода представляет собой психография.

В сущности на этом методологическом уровне метод становится в известном смысле теорией, определяет путь формирования концепций и новых гипотез, детерминирующих дальнейшие исследовательские циклы психологического познания. Разработка методологических проблем – дело ближайшего будущего и всего коллектива ученых.

Методы психологии - это определенные средства и способы, благодаря которым ученые могут получить надежные и правдивые данные о том или ином психическом явлении. Эти сведение потом используются в процессе разработки научной теории и практических советов.

Типология Б. Г. Ананьева

Существует наиболее популярная классификация методов психологии за Б. Г. Ананьевым.

К первой группе относятся организационные методы. Она представлена сравнительным (сопоставляются разные группы по какому-то выбранному критерию - пол, возраст, деятельность), лонгитюдным (осуществляется многократное исследование одних и тех же респондентов в течение длительного времени) и комплексным методом (объект исследуется учеными с разных научных областей, используются разные приемы).

Ко второй группе принадлежат эмпирические методы психологии. Они представлены наблюдением и самонаблюдением, экспериментом, психодиагностическими средствами (тестами, анкетами, интервью, опросами, беседами, социометрией), анализом продуктов деятельности и биографическим методом.

В третьей группе сосредоточены методы, с помощью которых можно обработать данные. Они включают количественные и качественные способы.

Четвертая группа представляет интерпретационные методы психологии. Использование генетического (процесс анализа объекта исследования с точки зрения его развития, выделение каких-то фаз, стадий и т. д.) и структурного методов (установление связей по структуре между всеми чертами и свойствами индивида).

Наблюдение

Методы возрастной психологии включают этой способ познания действительности. Для наблюдения характерно проведение его в нормальных условиях для испытуемого, без каких-либо воздействие на него. Все, что респондент делает, говорит, подробно фиксируется, а потом поддается анализу. Записывать можно все или выбирать какой-то момент. Использование сплошной записи свойственно исследованию личности в целом, а выборочной - для фиксации определенных проявлений психической реальности. Методы общей психологии представлены также самонаблюдением.

Наблюдение характеризуется соблюдением некоторых условий, а именно отличается целеустремленностью (четкое определение цели и заданий изучения); природностью (преимущественно наблюдаемые лица не знают, что их исследуют); присутствием плана; точным соблюдением объекта и предмета; ограничением элементов, что являются объектом для наблюдения; выработкой стабильных критериев, чтобы оценить признаки; обеспечением четкости и надежности.

Опрос тоже представляет методы психологии. Он заключается в том, что данные можно получить в результате ответов на вопросы самыми испытуемыми. Опрос можно проводить устно, письменно или свободно.

Эксперимент

Основные методы психологии включают такой основательный прием, как эксперимент. Достоинствами метода является устранения побочных переменных, которые могут влиять на объект обследования и изменять его. Также экспериментатор может целеустремленно менять условия и смотреть за результатами этих изменений, как они влияют на протекания психических процессов, реакции человека. Эксперимент можно повторить несколько раз в одних и тех же условиях и проводить с большим количеством людей.

Часто методы возрастной психологии тоже включают эксперимент. Он бывает констатирующим, когда выявляют некоторые особенности психики или личностного качества, которое уже существует. Другой вид - формирующий - специальное влияние на респондентов с целью изменить определенный признак.

Анкетирование и социометрия

Эти способы познания реальности не определяются как основные методы психологии, но приносят немало полезной информации. Анкетирование предусматривает ответы испытуемого на запланированные вопросы. Чтобы данные, полученные в результате такого приема, отличались достоверностью и надежностью, следует повторно сделать опрос и контролировать результаты с помощью других методов.

Автором социометрии считается Дж. Л. Морено. Она используется для исследования социальной психологии малых групп. Формулируется несколько вопросов, адекватных той или иной группе, на которые респондент должен ответить. Например, кого из коллектива вы пригласите на свой день рождения? Кого вы не пригласите на свой день рождения? Можно указывать одного, двух, трех людей зависимо от целей исследования.

Тестирование

Представленный метод является промежуточным между субъективностью и объективностью исследования. Тестирования также имеют свои подвиды. К примеру, тесты-опросники, которые преимущественно используются для изучения личностных особенностей. Респондент сознательно или несознательно может повлиять на конечный результат.

Тесты-задания используются в изучении интеллекта. Есть еще и проективные методики, предполагающие свободную интерпретацию, что является достаточно опасным для надежности и достоверности данных. Такие приемы часто используют для тестирования детей или для измерения эмоциональных состояний (тест Люшера, Роршаха, ТАТ).

Другие методы

Психология, обладая высоким уровнем субъективизма, заимствует математические способы обработки данных, чтобы результаты были надежными и валидными. Часто используется анализ продуктов деятельности, например, картины, сочинения, ведь в них человек проектирует свою психическую реальность.

Ученый зависимо от объекта исследования и целей может подобрать арсенал способов и приемов, чтобы изучить психическое явление в наиболее полной мере.

Предполагает

создание целостной структуры связанных между собой взглядов, идей и фактов. Принципиальным отличием от обыденного является обязательная необходимость критического осмысления всех предложенных идей и доказательств, а также стремление к объективности взглядов и строгая методология, причем как в проверке полученных фактов, так и в самом познании. Существуют методы исследования. В настоящей статье мы подробнее остановимся на последних. Однако прежде обратимся к обязательной характеристике научного подхода.

Критерий Поппера

Речь идет о так называемом критерии фальсифицируемости теоретического исследования. Автором концепции является известнейший современный британский мыслитель Карл Поппер. Его мысль заключается в том, что любая чтобы действительно называться научной, должна подвергаться практической экспериментальной проверке. К примеру, научно-педагогическое исследование предполагает изучение психолого-педагогических процессов в формировании личности и объективных закономерностей в обучении. И как следствие, выведение действенных образовательных методологий. В данном случае критерием будет отражение реальных результатов в применении выведенных вследствие исследований методологий.

Теоретические методы исследования

Любая деятельность, если она претендует на научный характер, должна предполагать не только критерии проверки идей экспериментальным путем, но и действенную методологию для построения теорий и поиска новых фактов. Издавна - еще со времен античных мыслителей - разделяют эмпирические и теоретические методы исследования. Теоретический уровень в науке заключается в объективном отражении происходящих процессов, явлений, внутренних закономерностей и связей, которые достигаются посредством методов обработки практических данных, полученных благодаря наблюдениям, экспериментам и так далее. Таким образом, теоретические методы исследования являются своеобразной надстройкой над эмпирическими. Последние представлены чувственными формами, выраженными в информации, полученной непосредственно человеческими органами чувств и специальными приборами. Нагромождение не является целью само по себе, его конечная цель - это систематизация, а также дальнейшее построение закономерностей, теорий и представлений об окружающем мире. Теоретические методы исследования - это логическая абстракция, которая создается посредством создания научных гипотез и теорий на основе уже имеющихся знаний. Методы теоретического исследования имеют ряд разнообразных вариантов: