Исследовательская работа "наследие деда- наследие моей семьи". Наследие семьи Рерихов под угрозой забвения

26 мая врио губернатора Орловской области Андрей Клычков опубликовал в Instagram пост о встрече с Председателем Императорского Православного Палестинского Общества Сергеем Степашиным .

Для региона это огромная честь и ответственность. Мы с особым уважением относимся к великому наследию, оставленному нам предками, - заявил А. Клычков. - Вся тысячелетняя история России убеждает нас в том, что вера и патриотизм - духовный стержень великой Российской державы. Убеждён, что данный семинар станет важным вкладом в дело укрепления духовных ценностей и процветания Русского мира».

Для Дмитровского района встреча делегации членов Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) стала почётной миссией. Глава района Сергей Козин радушно приветствовал гостей со всей страны у ворот городского парка, расположенного на территории усадьбы Дмитрия Кантемира. Научный сотрудник Дмитровского историко-этнографического музея Кристина Храмченкова провела обзорную экскурсию по городскому саду, знакомя с историческими фактами, рассказывая легенды, показывая гостям уникальный альбом с фотографиями.

Одна из красивых легенд о привидении весьма заинтересовала гостей. Фотография, сделанная на память у башни Кантемировского парка, размещена на сайте Императорского Православного Палестинского Общества. Не рассказали бы наивную «детскую страшилку» - не увидело бы мировое научное сообщество фотографию из нашего провинциального города.

Нам удалось побеседовать с заместителем председателя Московского отделения ИППО Сергеем Юрьевичем Житенёвым . Работая заведующим Отделом культуры и образования Правительства РФ, он содействовал возвращению монастырей и храмов Русской Православной Церкви, разработал нормативные акты по созданию системы особо ценных объектов культурного и природного наследия. При его непосредственном участии были созданы: Государственная академия славянской культуры, Российский государственный социальный университет, Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва.

Сергей Юрьевич рассказал о том, что семинар посвящён 100-летию мученической гибели императорской семьи Романовых и трагической кончины второго председателя ИППО Великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Место проведения семинара было выбрано не случайно: Орловскую землю неоднократно посещал Великий князь Сергей Александрович и преподобномученица Великая княгиня Елисавета Феодоровна .

Митрополит Орловский и Болховский Антоний ,приветствуя в первый день семинара его участников, рассказал о том, что в селе Долбенкино находилось великокняжеское имение первых председателей Императорского Православного Палестинского Общества, которое сохранилось до настоящего времени. Делегация после знакомства с Кантемировским парком и посещения храма Димитрия Солунского отправилась в женский монастырь Ксении Петербургской в селе Долбенкино.

Игуменья Ксения лично встречала людей, которые трепетно, по крупицам собирают, приумножают и сохраняют всё, что связано с императорской семьёй. Именно здесь, в монастыре, продолжают дело Елизаветы Фёдоровны благими делами, добрыми помыслами и молитвами. Великий князь Сергей Александрович и его супруга незримо опекают своё имение, прихожане чувствуют это, а матушка Ксения не устаёт благодарить Господа за предоставленную возможность помогать людям.

Ухоженная территория монастыря произвела колоссальное впечатление на почётных гостей. Досконально знающие образ жизни императорской четы участники семинара отметили для себя, что так же, как и при Романовых, здесь произрастают диковинные растения, привезённые со всего мира, благоухают цветы, выращивают овощи и фрукты. Всё находится в идеальном порядке, трудятся на общее дело все, включая матушку. Осмотрев обитель, прикоснувшись к частичке мощей Елисаветы Феодоровны, поклонившись иконам, делегация направилась к школе, находящейся на территории. Матушка Ксения рассказала, что при монастыре действует Свято-Елисаветинский духовно-просветительский центр, где всегда найдут помощь женщины и девочки-подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Мы никого не бросаем, ведь дети не виноваты. Помогаем всем, чем можем, - рассказывает во время экскурсии игуменья Ксения. А глава района Сергей Козин дополняет, что монастырь в селе Долбенкино стал центром духовной жизни не только Дмитровского края, но и соседних областей. Люди тянутся сюда за помощью и получают её. Никому не отказывает добрая матушка, продолжая благое дело Великой княгини Елизаветы.

В центральном княжеском доме сейчас располагается школа. Духовно-нравственное воспитание школьников, тесное сотрудничество со школой - это также матушкины заботы. О каждом она думает, всех опекает, согревает любовью и молитвами.

Мы благодарны Орловскому отделению ИППО за предоставленную возможность побывать здесь. То, что существует эта усадьба, для нас всех в хорошем смысле - это открытие. Мы благодарим за гостеприимство матушку, главу района Сергея Александровича. Благодаря вашим трудам наше культурное, духовное наследие сохраняется. Это рождает надежду на то, что мы сможем помочь мемориализовать это место, развить монастырь, школу. Мы будем думать, какой проект реализовать здесь, конечно, в соавторстве с вами, - сказал С. Ю. Житенёв в трапезной, куда матушка пригласила отведать молочные продукты с монастырской мини-фермы, свежий мёд из одуванчиков и собственноручно испечённые блины. - Посещение села Долбенкино - это бесценный подарок, который нам предоставила Орловская земля. Мы обязательно подумаем о развитии и сохранении этого наследия. Я очень порадовался. Живёт монастырь, он развивается, превращается в градообразующее предприятие. Здесь жива школа, есть дети. Помогают глава района, все местные жители. Это счастье! Земным поклоном благодарим вас и желаем следовать Божьему повелению. Только с Божьей помощью можно сделать всё.

Монастырь в селе Долбенкино посещают паломники со всей России. Возможно, все испытывают подобные чувства невероятной лёгкости и светлой радости, но не каждый может словами выразить так, как это сделали профессора, деятели науки и искусства.

Руководитель Калужского отделения В. Н. Гороховатский в своём обращении к присутствующим подчеркнул интересную особенность, которая, по его словам, имеет тайный смысл. Главу Дмитровского района и Великого князя Романова объединяет общность имени и фамилии, поэтому Сергей Александрович Козин должен и впредь походить делами и помыслами на своего тёзку. «Очень важно, что есть люди, которые не формально почитают семью Романовых, а живут этим. И каждый день нас спасает Елизавета Фёдоровна, когда мы прикасаемся к ней посредством тех мест, где она была. Всех нас, собравшихся на семинар, объединяет любовь к Богу, любовь к ближнему, милосердие и всё то, что заложила Елизавета Фёдоровна», - сказал В. Н. Гороховатский.

Доктор исторических наук, профессор, почётный гражданин Орловской области Виктор Анатольевич Ливцов - заместитель председателя Орловского регионального отделения ИППО выразил общее мнение собравшихся, отметив важность проекта по сохранению усадьбы Романовых, поддержал чаяния матушки Ксении по созданию православной школы и идеи дальнейших преобразований на территории села Долбенкино.

Провожая гостей, глава района пригласил их на празднование Дня города. Обещали приехать, если будет возможность. «До скорой встречи!» - говорили они, конечно же, не зная, что новая встреча состоится уже на следующий день.

В воскресенье, на праздновании Троицы в «Орловском полесье», к подворью Дмитровского района подошла уже знакомая и почти родная делегация руководителей региональных отделений Императорского Православного Палестинского Общества. Тепло поприветствовав друг друга, поздравив с праздником, сделали фотографию на память. На добрую память о перспективном плодотворном общении, которое, даст Бог, станет новым витком в истории императорской семьи.

Науке известен факт, что в жизни человека нередко складываются ситуации, словно скопированные из жизни его родителей и предков. К примеру, деда раскулачили и выслали в Сибирь, у отца отобрали дом и посадили на длительный срок, а у самого человека, уже в наши дни, отняли бизнес и вынудили покинуть страну. Другой пример: у бабушки через год после ее замужества муж погибает на фронте, у матери через год после свадьбы муж уходит из семьи, а девушка (их внучка и дочь соответственно) пребывает в полном отчаянии из-за того, что отношения с молодыми людьми никогда не длятся больше полугода.

Консультируя людей по самым разным жизненным вопросам, мы обнаружили, что повторы сценариев у представителей разных поколений одного рода осуществляются через чувства. Определяющим является чувство, которое унаследовал и подсознательно готов испытывать человек, и именно под это чувство «подбираются» жизненные обстоятельства, в которых он оказывается.

В примере с бизнесменом, вынужденным уехать из страны и начать жизнь с чистого листа, унаследованным является чувство его деда, пережившего потерю всего, что он имел, - дома, земли, семьи, родины. То же довелось испытать его отцу, хотя он жил в другое время и в иных обстоятельствах. Сам бизнесмен живет в другую эпоху, во времена принципиально иной ситуации в стране, и политической, и экономической. Однако унаследованное им чувство и подсознательная готовность пережить потерю реализовалось с прежней силой уже в третьем поколении.

В случае с девушкой, которой никак не удается выстроить хоть сколь-нибудь длительные отношения, унаследованным чувством является отчаяние в связи с потерей любимого мужчины. Горе бабушки, в молодости лишившейся мужа, передалось матери девушки, которая испытала такое же сильное отчаяние, когда ее муж ушел от нее, а затем это же отчаяние испытывает сама девушка, хотя и находится в другой ситуации. Обстоятельства разные, чувство - то же.

Энергетический кризис

О чувствах принято думать, будто они берутся откуда-то изнутри, сами по себе, и так же непредсказуемо проходят, исчезают или меняются на другие. Мы же утверждаем, что каждое чувство - это отдельная энергия, которая в силу определенных причин входит в человека и, находясь внутри него, неизбежно реализует себя в его жизни.

Любая энергия всегда проигрывается в жизни человека и приводит к тому, что он испытывает соответствующее чувство. К примеру, если человек вобрал в себя энергию печали, в его жизни происходит что-то, что заставляет его грустить. Если в человеке поселилась энергия страха, его напугают; чувство вины приведет к тому, что его в чем-нибудь обвинят; энергия стыда заставит оказаться в неловком положении. Если вам перешло по наследству чувство долга, оно будет реализовываться в вашей жизни обстоятельствами, в которых вы будете ощущать себя должником - сначала морально, а вскоре и материально.

Чем больше одной и той же энергии находится внутри человека, тем более ярким и значимым событием она реализуется, так как любая энергия имеет свойство накапливаться, притягивая себе подобную. Если она увеличивается, усиливается и степень ее влияния на нашу жизнь.

Чувства, которые человек испытывает, шагая по своему жизненному пути, и есть энергии, с которыми он взаимодействует в течение жизни. Энергии принято разделять на позитивные и негативные. Позитивные так или иначе связаны с энергией любви, которая присутствует в каждом без исключения, поскольку является основой человеческого бытия. Негативные являются ее противоположностью и тоже имеются в каждом человеке примерно в одинаковом количестве, но в разном соотношении.

Когда о ком-то говорят, к примеру, «он очень жесткий» или «она всегда всем недовольна», это означает, что в человеке накопилось значительное количество энергии одного вида. Она-то и приводит к тому, что ему приходится проигрывать одно и то же чувство все чаще. Ситуация будет складываться таким образом, что человеку придется все усерднее проявлять жесткость или все острее испытывать недовольство. Между тем ни жесткость, ни недовольство не являются неизменными качествами этих людей. Это подтверждается ситуациями, в которых жесткий по характеру человек может проявлять мягкость и даже нежность, а человек обычно недовольный может испытывать удовлетворение и радость.

Ни одно чувство, за исключением любви, не является неотъемлемой частью нашей сущности. Все они - энергии, которые приводятся в движение усилием самого человека: их можно отпускать, высвобождать, снимать с тонких тел, усиливать, уменьшать, менять на другие. Обучаясь осознанно управлять своими чувствами, человек начинает преобразовывать энергии внутри себя и таким образом влиять на события своей жизни, ведь обстоятельства подстраиваются под чувство. Следовательно, управление своей жизнью начинается с осознания своих чувств и своей способности управлять ими.

Отцы и дети

Наш опыт консультирования показывает, что любая проблемная ситуация, в которой оказывается человек, берет начало в предыдущих поколениях, у родителей, бабушек-дедушек, а иногда и прабабушек и прадедушек. Привычка жить в каком-либо чувстве или испытывать какое-то чувство в определенных ситуациях, определенном возрасте или по отношению к определенным людям перенимается у родственников старшего поколения и реализуется уже в своей жизни, в современных обстоятельствах.

Наследование чувств происходит выборочно, ведь ни один человек не повторяет в точности, целиком и полностью, судьбу своего родителя или предка. Выбор этот определяется задачами, ради решения которых человек пришел на этот свет. Дух сам определяет место и время своего воплощения так, чтобы эти условия наилучшим образом способствовали решению его задач. Так как человек чаще всего не помнит о своих прошлых воплощениях, ему трудно понять задачи этой жизни и еще труднее увидеть в сегодняшних неурядицах и проблемах совершенные, идеальные условия для осмысления своего жизненного урока.

Решение любой задачи должно начинаться с ее осмысления. Человек существует в трех ипостасях - дух, душа и тело, из которых уровень духа является первичным. Способность действовать осмысленно, а не только инстинктивно, отличает человека от иных существ и является для него наиважнейшей, так как является работой духа, которую не в состоянии выполнить за человека ни одно другое живое существо и ни один самый современный компьютер. Осознание того, что в каждой проблемной ситуации кроется определенный жизненный урок, который нужен самому человеку как духу, пришедшему в эту жизнь учиться и развиваться, - первый шаг на пути решения проблемы. Нахождение взаимосвязи между проблемной ситуацией человека и негативным чувством, унаследованным им от родителей или предков, позволяет определить источник возникновения негативной энергии и объясняет истинные причины сложившихся обстоятельств.

Такое понимание дает, во-первых, возможность устранить первопричину проблемы, а не пытаться изменить ее следствие - внешние обстоятельства. А во-вторых, позволяет снять всякого рода обвинения в адрес родителей: становится очевидно, что все их ошибки и промашки в отношении ребенка, будь то недостаток внимания или, напротив, избыточная забота, в действительности были необходимы самому человеку для осмысления своего урока.

Душа обязана трудиться

Следующий после осознания шаг - это замена негативного чувства на позитивное, благоприятное для человека. Речь идет о работе на уровне души. На этом этапе человеку предстоит учиться самому отслеживать свои чувства, понимать, откуда они возникли, и отпускать их. Так, человеку с большим количеством энергии недовольства придется учиться быть довольным собой и своей жизнью; человеку, обиженному и обвиняющему других, предстоит узнать, что такое жизнь без обид и обвинений; а тому, кто привык оказывать давление на партнера или во всем его контролировать, предстоит учиться доверию.

Привычка испытывать негативные чувства в той или иной ситуации не исчезнет сама по себе, здесь требуется осознанная и постоянная работа с собой в течение определенного периода времени, как правило, нескольких недель. Результатом станет устойчивое, стабильное позитивное чувство в душе, под которое все более явственно будут выстраиваться и события жизни. Например, чем больше в душе человека энергии довольства, чем выше готовность испытывать радость, тем чаще в его жизни случаются события, которые его радуют. И так далее. Все действия на уровне души осуществляются на тонком плане, поэтому учиться осознанно обращаться с энергиями лучше всего с помощью медитации. В медитации можно найти негативное чувство, определить его месторасположение на уровне тела, отпустить его, привлечь и сформировать благоприятную энергию, запустить в жизнь новое, желаемое чувство, которое и привлечет в жизнь соответствующие обстоятельства.

Части тела

Третий шаг - уровень физический, работа с телом. Тело человека отображает состояние его духа и души. Все негативные энергии, которые человек вобрал в себя и не отпустил, накапливаются, увеличиваются и уплотняются. Отсюда возникают изменения в теле и в самочувствии.

У каждой энергии есть свое месторасположение. К примеру, правая сторона тела соотносится с женскими энергиями. У девушек, чья женская суть по каким-либо причинам не раскрыта в полной мере, на тонком плане движение энергий на правой стороне тела затруднено или блокировано. Левая сторона - мужская и отображает развитие в человеке мужских энергий и отношение к мужчинам и мужскому миру. Верхняя часть тела связана с будущим, нижняя - с прошлым. Болезненные ощущения в нижней части тела так или иначе связаны с эмоциональными переживаниями и проблемами, тянущимися из прошлого. Текущее состояние, «здесь и сейчас», отображает третья чакра - район солнечного сплетения. Здесь скапливается большое количество страхов: страх двигаться вперед, страх перед будущим, страхи перед родителем или за родителя, страх взрослеть и заниматься своей жизнью. Все эти страхи ложатся на тонкое тело человека и заставляют его сжиматься, сдавливаться. Отсюда - соответствующие ощущения в районе желудка, а также заболевания пищеварительного тракта.

Множество энергетических подключений находится у человека на голове. Это напрямую влияет на то, как человек думает, приходят ли ему идеи, открыт ли он для нового, хорошая ли у него память. Не случайно считается, что отпуск, поездка, смена обстановки - хороший способ дать голове отдохнуть, отключить привычный ход мыслей и набраться новых идей. Еще большего эффекта можно достичь, если заниматься собой, осознанно очищая голову в медитации. У человека с блокировками на тонком плане на голове находится шлем или присутствуют шоры, ограничивающие его мировоззрение и не позволяющие видеть мир во всей полноте. Другой тип подключений проявляется в виде труб, проводов, прутьев и обручей вокруг головы. Отсюда - тяжесть, мутность, напряжение в голове, головные боли. Гибкий ум, светлая голова и ясные, четкие мысли - признак того, что человек находится в свободном энергетическом потоке, и ничто не препятствует движению энергий сквозь него.

Сердце отображает все, что происходит в жизни человека, и хорошее, и плохое. Оно - источник любви, и потому состояние сердца зависит прежде всего от того, что творится в жизни человека с любовью. Возможность любить, находиться рядом с любимым человеком и испытывать счастье взаимной любви сохраняет сердце здоровым и сильным. В этом случае поток жизненной энергии беспрепятственно течет через сердце во все органы тела. Любые запреты, связанные с состоянием любви, перекрывают поток энергии, вгоняют человека в состояние депрессии, лишают его сил, хорошего настроения, желания жить, творить, двигаться вперед и чего-то достигать. Недовольство, жалость, обиды, разочарование, чувство долга - все имеет свое место на теле человека. Зная основные правила расположения негативных энергий и сочетая физические упражнения с работой души, можно достичь максимальных результатов.

Любую проблему в жизни можно решить, если задействовать все три уровня своего существования: дух, душу и тело. Без осознания негативной модели, унаследованной от прошлых поколений, невозможно ее устранить, ведь она является уроком для человека. Одни только физические упражнения, без замены чувств, которые испытывает человек и которые несет в себе подсознательно, дают лишь временное облегчение. Йога наилучшим образом помогает запустить в движение энергии тонкого слоя, устраняет блоки и застои, способствует гибкости души и тела. Однако если базовое унаследованное чувство не осмыслено и не отпущено, этот блок быстро возвращается на место и приводит к новым проблемам. Осознание своего жизненного урока и чувств, которые ему сопутствуют, открывает дверь к счастью и возможности управлять своей жизнью.

В фотографическом наследии Романовых особенно много снимков связано с семьей Николая II. Императорскую семью портретировало много известных фотографов. Остались студийные съемки выдающихся мастеров отечественной фотографии Г. Деньера, С. Л. Левицкого, А. Пазетти, К. Бергамаско. Во время пребывания за границей царскую семью снимали известные зарубежные фотографы: в Дании — Л. Даниельсон, М. Стин, Г. Гансен, в Польше — Л. Ковальский, в Германии — О. Сковранек, Ф. Тельгман и другие. При посещении Романовыми городов Российской империи съемку доверяли лучшим городским фотомастерам: Ф. Орлову в Ялте, М. Мазуру в Севастополе, В. Барканову в Тифлисе, А. М. Иваницкому в Харькове и т. д.

Император Николай II. 1900-е


Император Николай II и императрица Александра Федоровна с дочерьми великими княжнами Ольгой и Татьяной. 1898

Самую большую коллекцию снимков последнего российского императора и его семьи оставило фотоателье «К. Е. фон Ган и К°". Ателье было открыто в Царском Селе в 1887 году. Им владела жена помощника старшего инженера-механика Казимира-Людвига Евгеньевна Якобсон, урожденная Ган. В 1891 году совладельцем ателье становится Александр Карлович Ягельский, который с 1897 года получает исключительное право фотосъемки императора Николая II и его семьи. А. К. Ягельский снимал императора во время дипломатических приемов и визитов, в поездках по стране, во время военных маневров и смотров, официальных придворных мероприятий, на отдыхе на императорской яхте «Штандарт», в финских шхерах, в Ливадии, на охоте в имениях Спала и Беловеж. Эти снимки редко доходили до публики и составляли собственный фотоархив императорской семьи. В 1911 году А. К. Ягельский получил почетное звание Фотографа Двора Его Величества.


Парад войск Московского гарнизона. Москва, 1903

Ягельский также был единственным, кому дозволялось проводить киносъемку царской семьи. С 1900 и до самой своей смерти в октябре 1916 года он был личным кинооператором императора Николая II и оставил весьма значительный киноархив.


Перетягивание на веревке. Финские шхеры, 1911


Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Царское Село, 1903

Много снимал Николая II знаменитый репортажный фотограф К. К. Булла. В 1904 году он получил разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии». От Главного штаба Военного министерства Булла имел свидетельство о разрешении «производить фотографические съемки на маневрах и учениях войск гвардии и Петербургского военного округа», а также специальное свидетельство от Главного морского штаба, разрешающее производить съемку «во время маневров, смотров, учений, спусков и закладок судов и вообще всех событий, касающихся морской жизни».


Наследник цесаревич Алексей Николаевич. 1911

Множество личных альбомов с фотографиями оставили сами Романовы — император, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, все дети, включая наследника, были страстными фотолюбителями. С тех пор, как в 1896 году у Николая II появился первый фотоаппарат, он уже никогда с ним не расставался. Часть альбомов заполнял сам император, собственноручно вклеивая и подписывая фотографии. Личные фотоальбомы были у каждого члена семьи, обычно ежегодные или за два-три года вместе.


Император Николай II и Императрица Александра Федоровна в костюмах русских царей XVII века. 1903

Еще одна категория фотографического наследия Романовых — это фотоальбомы их приближенных, тех, кто по долгу службы находился с императором и его семьей в поездках по стране и за рубеж, и особенно во время отдыха. Наибольшее количество семейных фотографий сами Романовы, их личный фотограф А. К. Ягельский и приближенные императора делали именно на отдыхе, когда члены августейшей семьи были предоставлены сами себе и менее связаны условностями придворного этикета. К этому близкому кругу, имевшему возможность делать неформальные фотографии семьи Николая II, принадлежали крупные придворные чины, члены свиты императора, фрейлины, статс-дамы, офицеры императорской яхты «Штандарт» и целый ряд других людей.


Царская охота в Беловежской пуще. Сидят: Великий князь Владимир Александрович (2-й слева), Императрица Александра Федоровна (3-я слева), Император Николай II (4-й слева), Великий князь Михаил Николаевич (6-й слева). Стоят: Великий князь Николай Николаевич мл. (1-й слева), Герцог Саксен-Альтенбургский Альберт (2-й слева), заведующий придворной юношеской частью А. А. Грюнвальд (3-й слева), барон В. Б. Фредерикс (7-й слева) и др. Беловеж, 1897

Судьба фотографического наследия семьи Романовых в Советской России довольно запутана и носит на себе отпечаток трагической судьбы своих владельцев. После расстрела документы и фотографии дома Романовых не раз передавались из архива в архив. Фотографическое наследие до сих пор изучено недостаточно. Мы не знаем даже примерного количества фотографических объектов в государственных хранилищах Российской Федерации; также неизвестно, какое наследие сохранилось в странах СНГ и за рубежом.


Николай II в своем кабинете, 1900

С 6 июля по 9 сентября 2018 года в Государственном музейно-выставочном центре РОСФОТО пройдет юбилейная выставка, посвященная императору Николаю II. В этом году исполняется 150 лет со дня рождения последнего российского императора.

Императорскую семью снимали лучшие фотографы Российской империи. В заграничных поездках Романовы непременно заказывали фотопортреты у известных иностранных мастеров. На выставке представлены студийные портреты семей Александра III и Николая II, занимающие особое место в творчестве их авторов, выдающихся отечественных и зарубежных фотографов.

Уникальная составляющая выставки — фотографии, выполненные Николаем II и членами его семьи. Сам император, императрица Александра Федоровна, вдовствующая императрица Мария Федоровна, все дети, включая наследника, были страстными фотолюбителями.

По материалам, предоставленным РОСФОТО

Семейное наследие

Не так давно мои родители осиротели. Не стало бабушек, умер
дедушка….. Мама часто говорит, что вещи смогли пережить своих хозяев. И
сейчас решается их судьба. Что­то мы выбрасывали, что­то отдали людям. А
некоторые вещи мама и папа оставили как память. Среди них оказались
фотоальбомы. Сначала я не поняла, на что нам эти толстые, потрепанные, с
пожелтевшими страницами толстые книжки, ведь теперь такие яркие, с
блестящими страницами, да цветными фотографиями. И зачем хранить с
незнакомыми лицами фотографии? Но как­то летним вечером я застала маму и
папу за очень увлекательным занятием. Они смотрели фотографии. Тут без меня
не обошлось. Оказывается, мама и папа тоже когда­то были маленькими и
такими смешными. А моя любимая бабушка Эмма с фотографии смотрит таким
похожим на меня ребенком. Еще мама, часто перекладывая фотографии,
бабушку и дедушку называла «дети войны». Я раньше слышала, что у бабушки
Тамары и дедушки Пети не было папы. А почему, не знала. Когда­то бабушка
Эмма много рассказывала о себе. Свое детство называла голодным и трудным. Я
и это понять не могла. Разложенные веером на полу фотографии. У меня
вопросы: «Кто это? Где это? Когда это?..»
семья наследие память
Рис. 1
Эта фотография одна из старейших в альбоме. Справа мой прапрадедушка
Иван Чичикалов. Здесь он сфотографировался, когда закончилась Первая
мировая война. Мама говорит, что это где­то 100 лет назад. Он был настоящим
солдатом: Первая мировая, потом гражданская война, война с Финляндией, а
погиб где­то под Витебском в 1941 году. Похоронка пришла на без вести
пропавшего солдата.

Рис. 2
На этой довоенной фотографии ­ портрете прабабушка Женя Чичикалова
и прадедушка Роман Захаров. На начало Великой отечественной войны их дочке
Нине было 5 лет, а сыну Пете 1 неделя (мой дедушка). Прадед так и не узнал, что
у него родился сын. Он был в командировке и без вести пропал в первые дни
войны, а прабабушка осталась с двумя детьми одна.
Рис. 3

Горбачев Иван Филиппович. Во время Великой Отечественной войны был
помощником машиниста поезда. В 1943 году под Новосокольниками их поезд
разбомбили фашисты. 22 января 1944 года родилась дочь Тамара (моя бабушка),
а погиб прадед в эти же дни под деревней Маево Псковской области.

Рис. 4
Брат Павел моей прапрабабушки Жени. Имел многочисленные ранения.
Умер после окончания войны. И подпись интересная. Ведь эта одна из первых
мирных фотографий. Она уже вся поврежденная, но надпись чернильная и
карандашная осталась.
Это любимая тетя Граня бабушки Эммы. Вторая справа в среднем ряду.
Калугина Глафира Васильевна прошла всю войну медсестрою (и там же служила
до пенсии) в рядах 7 гвардейской воздушно­десантной Краснознамённой ордена
Кутузова дивизии г. Каунас, Литовской ССР.

Рис. 5
Рис. 6
Антроповский Гаргоний Николаевич (слева) ­ это старший брат Бабушки
Эммы. Он тоже был участником Великой Отечественной войны. О нем в нашей
семье говорят мало, потому что сразу после войны он трагически погиб. Всю
войну прошел, а в мирное время пожить не удалось.
А вот эти фотографии, как мне показалось сначала, в наш альбом попали
случайно. Но мама сказала, что ничего случайного не бывает. Страшное время.
Дети­сироты все как один.
Это начало 50 годов прошлого столетия. Бабушка Тамара маме
рассказывала, что она участвовала в открытии памятника братского захоронения
на гражданском кладбище в деревне Трехалево Невельского района Псковской
области. Бабушка несет венок в первом ряду.

Рис. 7
А фотографии этого памятника ­ тоже живая история.
Рис. 8
Начало 70­х годов прошлого столетия. Деревня Турки ­ Перевоз
Невельского района Псковской области. Здесь из остатков боевого снаряжения и
разорвавшихся снарядов, покореженного оружия был создан памятник.
Создавали его сами солдаты своим погибшим товарищам, о чем свидетельствует
надпись на фото. В 80­е годы это место было благоустроено и памятник
реставрирован. Эту фотографию моя бабушка подготовила сестре одного из
погибших на этом месте солдат, которая приехать на могилу брата не могла. К
сожалению, кроме фамилии Иноземцев, других сведений не сохранилось. Это
фото ­ одно из нескольких, по каким­то причинам бабушка его не послала. На
этих фотографиях его первоначальный вид на начало 70­х годов. В наши дни это
место изменилось. Когда мы едем в деревню к родственникам, мы проезжаем
мимо целого сквера памяти, но об этом мой следующий репортаж, если он вас
заинтересует.
Я сделала для себя открытие: семейное наследие ­ это не только дома,
машины и прочее, но память поколений, передающаяся по наследству. Эти
семейные фотографии хранились родителями моих родителей, а теперь их буду

оглавление

    Введение…………………………………………………с. 2 – 3

    Основная часть…………………………………………..с. 3 – 9

2.1. Мой дедушка………………………………………..с.3 – 5

2.2. Наследие деда - наследие моей семьи……………..с.5 – 9

3.Вывод………………………………………………………с. 9 – 10

4. Список литературы……………………………………….с.10

5. Приложение……………………………………………….с.11 – 14

Введение

Великий классик Л.Н. Толстой сказал: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».

Я позволю себе перефразировать это гениальное изречение в следующее: «Семья, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание».

Семейные традиции и обычаи являются неотъемлемым атрибутом семейного счастья и благополучия. Некогда традиции были обязательной составляющей сплоченной семьи, отражая нравственную позицию всех её членов. Многие традиции переходят из поколения в поколение, полностью воспринимаясь молодой семьей современного общества. Приобщение детей с самого раннего детства к семейным традициям прививает им важность семьи и семейных взаимоотношений.
В каждой семье обязательно должны быть традиции, которые впоследствии дети перенесут во взрослую жизнь и свои семьи.

Выбор темы моей работы, поэтому и неслучаен : «Наследие деда - наследие моей семьи».

Актуальность моей работы, на мой взгляд, состоит в том, что при формировании характера человека важно, какие нравственные ориентиры стоят на его пути, какие маячки светят ему в житейском море.

Проблема , которую я вижу, - мир вокруг меня и мы становимся более жёсткими, менее добрыми, перестаём видеть и замечать красивое в обыденном, теряем связь поколений.

Решение данной проблемы заложено в гипотезе: истоки доброты, сострадания, красоты закладываются именно в семье, как большие реки начинаются с малых ручейков.

История страны складывается из судеб миллионов её граждан. Одной из их них является судьба моих дедов и их детей.

Цель исследования : сохранение культурного наследия моей семьи и передача его следующим поколениям.

Задачи:

1. Познакомиться с биографией своей семьи.

2. Изучить мир интересов и увлечений своей семьи.

3. Узнать больше о ретро - автомобилях.

Этапы исследования:

I . Подготовительный – определение области исследования и сбор информации.

II . Основной –

1) Обзор литературы, интернет – ресурсов, семейный архив.

2) Определение структуры реферата.

III . Заключительный - формулирование результатов исследования и выводов.

В своей работе использовала следующие методы:

    анализ специальной литературы по теме исследования,

    сравнительный анализ,

    наблюдение

Основная часть

Мой дедушка

Семья играет для нас очень важную роль. Самой природой заложено в человеке трепетное отношение и преданность к тем людям, с которыми он рос. У каждой семьи свои обычаи, свои традиции, своя история. Каждая частица этих знаний бережно передается из поколения в поколение с воспоминаниями бабушек и дедушек. Наша семья бережно хранит все самые дорогие для нас вещи: фотографии, старые книги, документы наших предков, вещи (у нас есть старый патефон и шкаф), иконы.

Но одной, самой дорогой ценностью для моей семьи, для мужчин в моей семье, является автомобиль «ГАЗ – 21» 1969 года выпуска. Этот автомобиль достался моей семье от дедушки, рано ушедшего от нас, по линии моего отца - Изосимова Игоря Дмитриевича.

Мой дедушка родился в сентябре 1940 года в деревне Емуртла Упоровского района. Окончив среднюю школу, поступил в сельскохозяйственный техникум, получил специальность инженера-технолога, отслужил в армии. Свою трудовую деятельность начал трактористом. В дальнейшем, после переезда в город Тюмень работал инженером на Судостроительном заводе, заместителем начальника Областного управления Коммунального хозяйства, в дирекции строящихся предприятий г. Тюмени, в объединении «Сибкомплектмонтаж».

Также дедушка окончил Партийную школу, был депутатом Тюменского областного Совета. Благодаря труду моего дедушки был построен Велижанский водозабор, очистительные сооружения, промышленные предприятия в областной столице и Тюменской области.

Его заслуги перед Тюменской областью были оценены. Он имел много благодарственных наград, награжден орденом «Дружбы народов», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».

Дедушка увлекался спортом (волейболом, легкой атлетикой), автомобилями, охотой. Автомобили – были его главным увлечением. Своего сына Александра (моего папу), дедушка тоже заинтересовал своим увлечением.

Наследие деда – наследие моей семьи

Ретро-машины - это отдельный подкласс автолюбителей, разбросанных по всему миру. Некоторые собирают марки, другие - модные гаджеты, а любители «старины» не могут и недели прожить без обсуждения (а иногда и, действительно, «собирания») моделей старых авто.

Уже в течение нескольких лет мой папа – Изосимов Александр Игоревич, инженер ОАО «Газпромдобыча Ямбург» и мой старший брат – Изосимов Игорь, выпускник нашей школы, занимаются реставрацией ретро - машин.

Папа- Изосимов Александр Игоревич

Брат – Изосимов Игорь

Первый автомобиль, над реставрацией которого упорно трудились мои папа и брат – ГАЗ – 21 «Волга». (Приложение 1)

В 1953-м году на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова было принято решение о разработке полностью новой модели легкового автомобиля, который заменил бы на конвейере устаревшую, по меркам мировой автомобильной моды, легендарную М-20 « Победа ». Сильное влияние на разработку кузова новой модели оказали дизайнерские разработки « Форда » - «прародителя» ГАЗ а. Дизайн машины разрабатывал Лев Еремеев.

В 1958 году советская автомобильная экспозиция на международной Брюссельской выставке была удостоена “Гран-при”. В Бельгии “Волгу” окрестили “танком на колесах”. В Финляндии и Норвегии - “танком во фраке”. В Англии о “Волге” говорили как о “рабочей лошади”.

Везде, где она продавалась, машина зарекомендовала себя как исключительно надежная и неприхотливая.

Свой автомобиль мы называем «Белая молния», охотно катаемся на нём в летнее время года.

Мои папа и брат участвуют в ретро – парадах нашего города.

В 2013 году наша «Белая молния принимала участие в автопробеге Чемпионата России по автомобильному спорту «Упорово 2013», в автопробеге автоклуба «Ретро – Тюмень».


Мой папа общается с автолюбителями других городов и регионов, следит за любыми новинками ретро – индустрии, с этой целью автолюбители создали свой собственный сайт.

Не так давно был отреставрирован ещё один автомобиль – «ГАЗ – 69» 1970 года выпуска. (Приложение 2)


Конструкторские работы над ГАЗ-69 начались тоже на Горьковском автомобильном заводе под руководством Григория Моисеевича Вассермана в 1946 году.

При этом ГАЗ-69 в основном предназначался для армии, а пассажирский ГАЗ-69А - для народного хозяйства. Обе модификации оснащались брезентовым тентом с боковинами. Наш же автомобиль более позднего года выпуска, поэтому и боковину у него уже иные. Позднее, производство данных автомобилей перешло в город Ульяновск.

ГАЗ-69 «газик» больше признан армейским автомобилем, в основном предназначен для комсостава, а позднее для перевозки военного оружия.

На грунтовых дорогах, изобилующих кочками и ямами, машина нещадно прыгала, прямо как заупрямившийся козел. В результате к ней быстро прилепилось прозвище «козлик» и стало почти нарицательным.

В реставрации этого автомобиля, на момент отсутствия папы, большую часть работ выполнил мой старший брат Игорь.

У Игоря есть и своё увлечение. Он коллекционирует различные автомобили, интересующих его моделей, только в уменьшенном (игрушечном) виде.

В настоящее время мой папа и брат работают над реставрацией известной всему миру инвалидки, созданной Серпуховским мотоциклетным заводом.


В народе этот автомобиль - мотоколяску называли по-разному «жаба», «лягушка», она была в основном предназначена для людей-инвалидов, но после экранизации легендарного фильма Леонида Гайдая «Операция Ы и другие приключения Шурика», где гениальный актёр Евгений Моргунов сыграл так называемого «инвалида», в народе закрепилось и существует поныне прозвище «Моргуновка». (Приложение 3)

Конечно, возникает вопрос, а остальные члены моей семьи, т.е., я и моя мама Надежда Леонидовна, какую роль во всём этом выполняет мы?

Ответ очевиден! Мы с мамой являемся моральной поддержкой и надёжным тылом для наших мужчин. Мы умеем слушать и слышать мужскую половину нашей семьи.

Вывод

В нашем ХХІ веке – сложном, полном инноваций, трудно сохранить доверительные, тёплые отношения между детьми и родителями. Это ведь не только извечная проблема «отцов и детей», но и противостояние разных веков. И мне вдвойне отрадно осознавать, что мой папа и брат нашли общее, то, что их объединило, то, чем они вместе живут и дышат. Они бережно хранят и продолжают то, что начал мой дедушка – Изосимов Игорь Дмитриевич.

Я нисколько не сомневаюсь в том, что пройдёт время, и потомки нашей семьи продолжат дело, начатое нашим дедом, ведь семейные традиции и обычаи являются символом чего-то вечного, дают ощущение близости и сплоченности всех членов семьи. Не нужно забывать главного - то, как сложится жизнь ребенка, во многом зависит от того, как вы ему ее преподнесете. Если вы сможете донести до него всё прекрасное, что есть в этом мире, он попробует перенести это и в свою семью, и в мир, окружающих его людей.

Список литературы

    В. Зацепин, В. Цимбалюк. Мы и наша семья. Москва «Молодая Гвардия», 1988 с. 78

    Книга о «Газ-21 Волга». Большая книга о машине грёз,- Иван Падерин- 4-е издание, 2006г.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%9C%D0%97_%D0%A13%D0%90

    Семейные традиции .

    Семейные ценности.