История создания царь колокола. Царь-колокол в московском кремле - гигант, который никогда не звонил

Царь-колокол, одна из кремлевских диковин, стоит возле Ивановской колокольни на гранитном пьедестале. Размерами он превосходит все известные колокола в мире. Многие считают, что поэтому он так и называется. На самом деле царским или царь-колоколом на Руси называли тот, на котором были изображения царей.

Царь-колокол весит около 200 тонн. Высота - 6,14 метра. Окружность - 6,6 метра, толщина стен - 61 сантиметр. Осколок колокола весит около 11,5 тонны.

На поверхности колокола с двух сторон вылиты изображения царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Ивановны. Над ними в круглых медальонах - изображения Спасителя, Богородицы, евангелистов и московских святых митрополитов - Петра, Алексия, Ионы и Филиппа. По бокам колокола - пространные надписи об истории его создания.

Изображение царя Алексея Михайловича свидетельствовало о том, что новый колокол был перелит из более древнего, изготовленного при этом государе в XVII веке.

Изображение Анны Ивановны с обратной стороны колокола еще более оправдано, поскольку в соседней надписи говорится, что колокол отлит в ее царствование в 7241 году от Сотворения Мира, или в 1733 году от Рождества Христова, весом в 10 000 пудов. В действительности и то и другое неверно, так как колокол был создан в 1735 году, а вес его на 2000 пудов больше. Несоответствие возникло из-за того, что надпись на кожухе для отливки сделали заранее, но с первого раза работа не удалась. Колокол перелили вторично через два года с добавлением веса, однако «свидетельство о рождении» осталось прежним.

Под изображением императрицы Анны Ивановны, на нижнем краю, стоит еще одна надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном Михаилом Моториным». Декоративные украшения Царь-колокола создал скульптор Федор Медведев. После отливки их начали прочеканивать, но из-за пожара 1737
года закончить не успели. Поэтому часть изображений осталась необработанной.

На постаменте укреплена надпись, которая сообщает, что колокол находился в земле 103 года и был поставлен сюда 4 августа 1836 года по велению императора Николая I. В ней же повторена неточность относительно года отливки колокола.

Царь-колокол сделан из колокольной оловянистой бронзы с содержанием примесей и металлов. Состав сплава: меди - более 170 тонн (около 85%), олова - около 26,5 тонны (более 13%), серы - 2,5 тонны (более 1%), цинка, мышьяка и других примесей (золото и серебро) - около 2 тони (1%)
  1. Шар с золоченым крестом - держава, один из символов царской власти.
  2. Имена мастеров, отливших колокол 1735 году, - Иван и Михаил Моторины.
  3. Имена авторов литых изображений: скульптор Федор Медведев, мастера-чеканщики - Василий Кобелев и другие.
  4. Изображения царей.
  5. Изображения святых.
  6. Отколовшийся в результате пожара кусок весом 11,5 тонны.
  7. Восьмигранный постамент, выполненный по проекту Монферрана в 1836 году.
  8. Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

История Царь-колокола

В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, по воле патриарха Никона был отлит предшественник Царь-колокола.
Он назывался Царским, или Большим Успенским, и весил 8000 пудов (свыше 130 тонн). На нем, по некоторым свидетельствам, были изображения Алексея Михайловича и самого патриарха. По преданию, колокол отлили из обломков разбившегося при пожаре, еще более древнего, колокола времен Бориса Годунова. Иностранный путешественник Олеарий писал о том, более древнем колоколе, что в 1611 году он висел на деревянной башне высотой около пяти метров и его огромный язык раскачивали 24 человека. В него звонили по большим праздникам и при встрече послов. В один из пожаров звонница сгорела и колокол разбился. При очередном пожаре в Кремле 19 июня 1700 года и новый колокол упал и разбился.

Внутри колокола находится язык длиной около 5 м, вероятно, от предшественника Царь-колокола

Тридцать лет громадные осколки лежали возле « Ивана Великого», вызывая всеобщее удивление. В 1730 году русской императрицей стала племянница Петра I Анна Ивановна. Едва короновавшись, она тут же повелела восстановить эту святыню и в указе от 26 июня 1730 года с поистине царским размахом округлила вес будущего колокола до 10 000 пудов (около 164 тонн). Никто в мире таких колоколов еще не отливал.

Привлеченный к работе французский архитектор и академик Жермен выразил большое сомнение в реальности проекта, но сделал чертежи. Они были переданы па исполнение в колокололитейный завод Ивана Моторина в Пушкарской слободе.

С января 1733 года по ноябрь 1734 года в Кремле шли подготовительные работы. В одном из дворов между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого пришлось построить небольшой литейный завод. Рядом с печами была вырыта яма глубиной 10 метров и диаметром 10 метров.

Первая отливка прошла неудачно, но мастер Иван Моторин не собирался отступать. Он изготовил свои чертежи, добавил еще 2000 пудов к весу, однако вскоре скончался. В ноябре 1735 года отливку произвел его сын Михаил.

Затем колокол, который так и оставался в яме, на решетчатом помосте, обрабатывали присланные из Санкт-Петербурга мастера-чеканщики. По величине и стоимости отлитый колокол превзошел все существовавшие колокола в мире.

29 мая 1737 года, в день Святой Троицы, в Москве произошел один из сильнейших пожаров, названный Троицким. Над литейной ямой вспыхнула деревянная кровля, и на колокол стали падать горящие бревна. Народ в спешке кинулся заливать водой раскалившийся металл. Когда огонь потушили, обнаружилось, что в колоколе возникло множество трещин и отвалился кусок весом 11,5 тонны.

Впоследствии Царь-колокол еще около 100 лет пролежал в яме.
Наконец, в 1835 году император Николай I дал указание поставить его на пьедестал. Дело поручили архитектору Огюсту Монферрану, который впервые исследовал колокол еще в 1819 году, только приехав в Россию. С тех пор он возвел Исаакиевский собор и воздвиг Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Однако первая попытка вытащить колокол из ямы не удалась.

И вот настало 23 июля 1836 года.
Несмотря на раннее утро, в Кремле все лучшие места вокруг литейной ямы были заняты. В 6 часов 5 минут солдаты вновь взялись за лебедки, и на этот раз все прошло удачно. 42 минуты 33 секунды передвигался колокол по наклонному настилу до гранитного постамента. Его заключительный путь сопровождала служба в Успенском соборе (в тот день был праздник Почаевской иконы Божией Матери), которая завершилась как раз тогда, когда Царь-колокол водрузили на постамент.

Увидеть Царь-колокол можно на всех экскурсиях на

Царь-колокол в Кремле - уникальное произведение литейного искусства. Это единственный колокол, не издавший за все время своего существования ни единого звука. Приведем в нашей статье его историю кратко, которая будет интересна и для детей, и для взрослых.

История царь-колокола и его предшественников

Началась его история еще в 1600 году, когда по приказу Бориса Годунова русским мастером Иваном Чоховым был отлит огромный колокол, масса которого составляла около 40 тонн.

Бурло закрепили на деревянной колокольне, однако через некоторое время постройка пострадала при пожаре, а колокол разбился, упав с высоты.

Новый царь - Алексей Михайлович - также возжелал иметь в своем распоряжении необычный гигантский колокол.

Бронзовые осколки почившего звона собрали, добавили еще металла, и в 1652 году представили на суд правителя новое изделие, которое имело в диаметре более 5 метров и весило практически 130 тонн.

Создателями нового царь-колокола стали мастера отец и сын Даниловы.

Просуществовал этот экземпляр всего лишь два года и вскоре был разбит людской толпой во время Рождественских звонов.

В 1650 году к остаткам предыдущего звона снова добавили металла и отлили изделие вновь.

Это детище мастера Александра Григорьева уже весило порядка 160 тонн, причем 4 из них приходилось на язык гиганта. Работа заняла почти 10 месяцев.

За это время на стенах царь-колокола появились гравюрные портреты царя и царицы, патриарха Никона и херувимов.

Этот шедевр просуществовал достаточно долго по сравнению со своими предшественниками, вплоть до 1701 года, когда в пожаре погибли все кремлевские деревянные строения. Не обошел стороной огонь и Царь-колокол.

И вновь, в 1730 году теперь уже императрица Анна Иоановна приказала отлить новый звон, больше всех прежних. Выполнить задачу взялись мастера литейного дела Иван Моторин и его сын.

Работа проводилась в специально вырытой яме, оснащенной деревянными строительными лесами, и были завершены уже к 1735 году, но колокол так и оставался в земле. По мнению наших современников - специалистов литейного дела - именно тогда и произошел скол юбки колокола из-за нарушения технологии, что подтверждается многочисленными экспериментами.

Скорее всего, литейщики и ответственный люд не торопились поднимать колокол на поверхность, боясь гнева и наказания от императрицы.

Именно поэтому жива до сих пор легенда, мол пожар 1737 года и пощадил бы колокол, находящийся в глубокой земляной яме, однако загорелись леса, металл рынды раскалился, а при тушении пожара на него попала вода. В результате колокол треснул и от него отделился немаленький кусок металла.

Больше попытки восстановить Царь-колокол не предпринимались, и сегодня это - просто памятник русскому литейному искусству 17-18 веков, установленный на Ивановской площади в Кремле. Подняли его на поверхность лишь в 1836 году и воздвигли на специально исполненный постамент, где он и стоит до сих пор.

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Дата создания: 1735 год
Поставлен на постамент: 1836 год
Координаты: 55°45"02.9"N 37°37"07.1"E

Московский Кремль известен одной из своих самых заметных исторических достопримечательностей - Царь-колоколом.

Причем поражает он не своим звучанием (Царь-колокол никогда не звонил), а в первую очередь собственной массой и громадными размерами. В настоящее время колокол находится на Ивановской площади и все желающие могут его увидеть. Достоверно известно, что Царь-колокол был отлит в XVIII веке семьёй известных в то время мастеров-литейщиков Моториных: отцом Иваном и сыном Михаилом .

Безусловно, Царь-колокол - лучшая и самая монументальная их работа, однако Моторины отлили множество других колоколов и свыше 10 пушек. Причем не только для храмов российской столицы - колокола их работы, например, можно увидеть в Петербурге и Киеве.

История создания Царь-колокола

Царь-колокол, который сегодня можно увидеть в Москве, не первый. Оказывается, был его более ранний вариант. Отлили его в 1600 году и весил он примерно 40 тонн. К сожалению, в середине XVII он разбился. Сразу после этого печального события решили выплавить новый колокол, гораздо больше предыдущего. Вес нового колокола составил 130 тонн, который был установлен рядом с колокольней царя Ивана Великого. Но и ему не суждено было «жить». Известна точная дата его падения - это был 1654 год, Рождество. Пострадал колокол во время рождественского колокольного звона. Но и на этом решили не останавливаться. Обратившись к профессиональному литейщику А. Григорьеву, мастеру заказали колокол ещё больше - весом уже 160 тонн.

Однако и ему не суждено было долго звонить - григорьевский колокол разбился во время сильного пожара, случившегося в 1701 году. И уже только спустя 30 лет императрица Анна Иоановна решила предпринять ещё одну попытку возрождения Царь-колокола. Длительность подготовительных работ составила 4 года.

Для литья нового колокола на Ивановской площади была создана специальная форма в яме глубиной 10 метров. Стенки формы были укреплены с помощью кирпича и специальных вставок из дуба, а на дно была положена железная решетка. В качестве основания данной конструкции были использованы дубовые сваи. Далее в яму была помещена форма колокола, в которую залили расплавленный в четырёх плавильных печах металл. На материал для литья пошли остатки старого Царь-колокола, разбившегося во время пожара. Проектом «официально» руководил и его исполнял Иван Моторин. Начиная с этого момента, хронология создания Царь-колокола такова: подготовительные работы были полностью закончены в ноябре 1734 года. 26 ноября была проведена служба в Успенском соборе, сразу после которой затопили плавильные печи.

И вот, казалось бы, ничто не должно помешать отливке нового колокола. Однако опять случились непредвиденные вещи. Две печи дали сбой, расплавленная медь начала вытекать и всё закончилось большим пожаром. А через некоторое время Иван Моторин умер...

Начатое дело решили не оставлять и за очередную попытку создания Царь-колокола взялся сын Ивана Моторина Михаил. 1 час и 12 минут - это точное время, которое понадобилось для отливки последнего варианта Царь-колокола. Также известна и точная дата его создания - 25 ноября 1735 года. После отливки колокол начали украшать чеканкой. Однако и здесь вмешалась судьба. В мае 1737 года в Москве начался очередной пожар. В результате чего загорелись деревянные бревна и доски, которые служили каркасом для кожуха в литейной яме. Царь-колокол начал нагреваться и чтобы он опять не расплавился, было принято решение заливать его водой. Естественно, такого перепада температур металл не выдержал, и от Царь-колокола откололся кусок. Вес этого куска составил 11.5 тонн. Самое интересное, что после пожара его никто не вытаскивал из литейной ямы. А пролежал Царь-колокол в ней немало - почти 100 лет.

И только при восстановлении Кремля после войны с Наполеоном, в 1836 году Царь-колокол был водружен на специальный постамент. Таким его можно увидеть в настоящее время . Установленный вблизи колокольни царя Ивана Великого, это поистине шедевральный памятник литейного искусства царской России.

С историей создания последнего Царь-колокола, который сегодня доступен взглядам туристов, неразрывно связан ещё один замечательный человек - Август Монферран. Август Монферран приобрел славу классного специалиста по работе с тяжелыми конструкциями весом в несколько десятков тонн после постройки Исаакиевского собора. К слову, он был его главным архитектором. Именно он помог организовать подъём Царь-колокола на постамент. Кстати, сам постамент был также выполнен по проекту Августа Монферрана. Люди того времени буквально обомлели, увидев мощь и красоту поднятого Царь-колокола! Особенно здорово были выполнены орнаментальные украшения, это было отмечено в газетах того времени.

Всё тот же Август Монферран отлил медную державу с крестом, установленную наверху Царь-колокола. Крест не золотой, как многие думают, а всего лишь позолоченный. Тем не менее вид Царь-колокола от этого не становится менее захватывающим. На барельефах, украшающих Царь-колокол, можно увидеть царя Алексея Михайловича, при котором был создан предыдущий экземпляр, и императрицу Анну Иоановну, вдохновительницу создания данного экземпляра.

Ведь именно благодаря её указу начались работы по отливке нового медного колокола. Сразу под изображением императрицы Анны Иоановны красуется надпись, сообщающая о создателях Царь-колокола - отце и сыне Моториных. Также не забыли и про христианских святых - на Царь-колоколе есть изображения Христа с Богоматерью, апостола Петра и Иоана Предтечи. Однако пожар, который случился в 1737 году в очередной раз не дал довести намеченное до конца. Именно по этой причине на Царь-колоколе видны следы незавершенной чеканки. Кстати, чеканкой занимался другой мастер. Лишь недавно было установлено его имя - Фёдор Медведев.

Легенда о Царь-колоколе

Существует невероятная легенда о Царь-колоколе. Согласно ей, колокол отлили во времена Петра I (конец XVII – начало XVIII вв.). С возвращением царя в Москву после Полтавской битвы, в честь победы звонили все колокола. Лишь один колокол не звонил, не смотря на старания звонарей раскачать колокольный язык. В гневе Петр I послал на помощь роту военных, однако они лишь оторвали язык, а Царь-колокол так и не зазвонил.

В народе сказали, что колокол упрямей царя. В руках Петр держал отобранную у шведского короля дубинку. В ярости за то, что колокол не захотел оповещать о победе, царь ударил по нему дубинкой. От удара откололся кусок, а сам Царь-колокол с гулом ушел в землю. Старообрядцы и сектанты веруют, что в день Страшного суда Царь-колокол сам поднимется и начнет звонить.

  • В 1941 году в колоколе размещался узел связи Кремлевского полка. Чтобы великан не блестел и не был виден немецким бомбардировщикам, его специально покрасили;
  • Несколько раз начинались разговоры о том, чтобы спаять колокол для использования его по прямому предназначению. Но специалисты заверяют, что получить чистое звучание не получится;
  • В плавку было добавлено 72 кг золота и 525 кг серебра. Это должно было улучшить звучание;
  • У царь-колокола никогда не было языка. Тот язык, что находится рядом, был взят от другого колокола.

Статья рассказывает кратко для детей о царь-колоколе - одном из известнейших, наряду с царь-пушкой, символов России. Царь-колокол не имеет аналогов в мире по величине (около 6 метров высоту и 6,5 в диаметре). Колокол является гордостью российских мастеров.

  1. Поднятие царь-колокола
  2. Видео

Предшественники царь-колокола

История создания царь-колокола

  • В правление Анны Иоанновны вновь возникла мысль о необходимости создания в России самого большого колокола. Императрица в 1730 г. издает указ, направленный на его отливку. Предписывалось, что вес нового колокола был больше, чем у предыдущего. Были даже отправлены приглашения известным французским мастерам. Однако они отказались, посчитав такой проект невозможным. Есть мнение, что французы решили, что над ними просто шутят.
  • Наконец, за дело изготовления царь-колокола вызвался взяться русский мастер Иван Моторин. После долгого утверждения проекта, заготовки необходимых материалов начался процесс работ. Изготовление больших колоколов и пушек в те времена было очень сложным и напряженным делом. Что и говорить об отливке гигантского, не имеющего себе равных, колокола.
  • На Ивановской площади была выкопана 10-метровая яма, рядом сооружены четыре огромных плавильных печи. Стены ямы были укреплены деревянными брусьями, железом, обложены кирпичом. Помимо остатков предыдущего царь-колокола было приготовлено недостающее количество меди, олова и драгоценных металлов. Всего в строительных работах и в самом процессе отливки было занято около 200 человек: плотников, каменщиков, скульпторов и т.д.
  • Злой рок по-прежнему преследовал царь-колокол. Во время плавки металла случилась авария: в двух плавильных печах была обнаружена течь.
  • Потребовалось исправление повреждений, спешная постройка дополнительных печей. Вдобавок ко всем проблемам в разгар работ умирает сам Иван Моторин. Его место занимает сын и ученик мастера - Михаил Моторин.
  • Наконец, в ноябре 1735 г. состоялась удачная плавка металла, занявшая около полутора суток. Сам процесс отливки продолжался около часа. Начались работы по художественной чеканке и украшению колокола. После двух лет напряженной работы в 1737 году опять произошел крупный пожар. Загорелась деревянная конструкция над ямой. Опасаясь за сохранность своего шедевра, многие москвичи приняли участие в тушении пожара. К сожалению, из-за резкого перепада температур металл не выдержал: на колоколе появились трещины, от него откололся огромный (11,5 тонн) кусок. Царь-колокол на долгое время остается погребенным в яме.

Поднятие царь-колокола

  • До сих пор не выяснено, почему царь-колокол почти сто лет оставался в земле. Известно всего о двух неудачных попытках его извлечения.
  • Скорее всего, не было таких мастеров, которые бы считали возможным эту невероятную операцию.
  • Был страх перед возможным повреждением произведения искусства.
  • В 1820 г. в Москве продолжались восстановительные работы после пожара 1812 года.
  • Яма, в которой находился колокол и прилегающая к ней территория были очищены.
  • Для спуска в яму была построена специальная лестница, чтобы можно было полюбоваться декоративными украшениями царь-колокола.
  • С этого времени русское правительство задумывается о проекте извлечения произведения искусства на поверхность.
  • Эта идея была реализована архитектором А. Монферраном в 1836 г.
  • Не обошлось, как всегда, без неприятностей.
  • В процессе подъема возникла угроза обрыва канатов.
  • Только после установления дополнительных механизмов царь-колокол был, наконец, поднят из-под земли.
  • На специально установленном постаменте он находится и в наше время.
    Царь-колокол - обязательный объект для туристической программы осмотра московского Кремля.
  • Он является гордостью не только москвичей, но и всех россиян.

Испокон веков Россия славилась колокольным звоном. Поэтому неудивительно, что одной из главных достопримечательностей нашей страны является Царь-колокол.

«Голос» уникального колокола так никогда и не прозвучал, что со временем и стало одной из причин появления анекдота о великой стране, где есть Царь-пушка, которая не стреляет, Царь-колокол, который не звонит и т. д.

Но, справедливости ради, стоит сказать, что отливали колокол для вполне практических целей, а его молчание — такое же стечение обстоятельств, как и пресловутый наклон Пизанской башни.

Собственно говоря, тот Царь-колокол, который теперь известен всему миру, является продолжателем целой «царской династии». Первый русский «Царь-колокол» был отлит в начале XVII века и верой и правдой прослужил москвичам около 50 лет. Но в результате сильного пожара в Москве 40-тонная громадина рухнула на землю и разбилась.

В 1654 году был отлит новый Царь-колокол, причём на его отливку пошёл и металл, оставшийся от предшественника. Этот «монарх», весивший более 130 тонн, повторил судьбу предшественника — прослужив полвека, во время очередного московского пожара в 1701 году упал с колокольни и разбился.

Петру Великому , которого больше интересовали пушки и корабли, было не до колокола.

Главный колокол России должен был создать француз

Вопрос об отливке нового Царь-колокола в 1730 году подняла императрица Анна Иоанновна . На сей раз вес царственного гиганта должен был достигнуть 200 тонн.

Выполнение столь масштабной задачи планировалось поручить иностранцам. Во Франции российским представителем было сделано щедрое предложение парижскому «королевскому золотых дел мастеру и члену Академии Наук» Жерменю .

Однако иностранный специалист, узнав, чего хотят от него русские, отказался наотрез. В итоге выполнение задачи поручили известному русскому мастеру Ивану Федоровичу Моторину и его сыну Михаилу Ивановичу Моторину .

Подготовка проекта и его согласование растянулись на три года. По традиции, часть металла на изготовление нового колокола взяли из осколков его предшественника.

Учитывая размеры Царь-колокола, изготавливать его было решено прямо в Кремле. На Ивановской площади для формовки изделия была вырыта яма 10 м глубиной. Чтобы кожух выдержал давление расплавленного металла, всё пространство между формой колокола и стенами литейной ямы засыпали землёй, тщательно ее утрамбовав.

Были построены четыре литейные печи и устройство для подъёма кожуха.

Наконец, после завершения всех подготовительных работ 26 ноября 1734 года в Успенском соборе была проведена торжественная служба и получено церковное благословение. После этого началась плавка металла.

Сын за отца

Сказать, что процесс шёл тяжело, — это не сказать ничего. Уже через два дня вышли из строя две из четырёх печей. Ремонт шёл на ходу, и, возможно, из-за этого произошла новая беда — в результате взрыва сгорели почти все деревянные конструкции, что поставило проект под серьёзную угрозу.

Процесс отливки колокола, тем более подобной величины, идёт достаточно медленно. Он был в самом разгаре, когда 19 августа 1735 года внезапно умер Иван Моторин. Вся тяжесть работы упала на плечи его сына Михаила Моторина.

Наконец, 25 ноября 1735 года отливка Царь-колокола была завершена. Высота готового изделия составила 6,24 м, диаметр 6,6 м, вес — около 200 тонн.

Когда металл остыл, начались чеканные работы — на колокол наносились декоративные украшения и надписи. Всё это время колокол находился в яме, стоял на железной решетке, которая опиралась на 12 дубовых свай, вбитых в землю. Над ямой было сделано деревянное перекрытие.

Весной 1737 года работы по художественному оформлению Царь-колокола подходили к концу, и вскоре его «голос» должен был зазвучать над Москвой.

Великий раскол

Но здесь в дело вмешался... да, разумеется, очередной московский пожар. Троицкий, или Великий пожар в мае 1737 года наделал немало бед в Москве, в том числе изменив судьбу Царь-колокола.

Загорелась деревянная постройка над ямой, в которой находился колокол. Вниз стали падать горящие бревна. Прибежавшие на пожар москвичи стали лить на колокол воду, опасаясь, что он расплавится от высокой температуры.

Однако неравномерное и быстрое охлаждение вызвало образование более чем десятка трещин, в результате чего от колокола откололся кусок весом 11 тонн.

Существует ещё две версии того, как образовался осколок. По одной из них, причиной тому стало падение колокола при подъёме. По другой — трещины были вызваны технологическими ошибками при отливке колокола, а затем «списаны» на очень кстати случившийся пожар.

Как бы то ни было, к расколовшемуся гиганту интерес был утерян, и его оставили в яме на целое столетие.

Со временем в яму стали организовывать экскурсии для любопытных, которым хотелось своими глазами увидеть самый большой колокол. Выдвигались проекты подъёма колокола в конце XVIII и начале XIX века, но от них отказались из-за сложности и дорогивизны. Было предложение и о восстановлении колокола путём спайки, но оно было отвергнуто — у «восстановленного» Царь-колокола звучание было бы дефектным. А фальшивящий колокол куда хуже, чем молчащий.

Туристы осматривают Царь-колокол. Фото: www.globallookpress.com

На своём месте

Наконец, в 1836 году было решено поднять Царь-колокол из ямы и установить его на специальный постамент в Кремле. Задачу поручили французскому архитектору Огюсту Монферрану , который возвёл в Петербурге Александровскую колонну и перестроил Исаакиевский собор.

17 августа 1836 года сложнейшая операция по подъёму Царь-колокола была завершена. Гигант был установлен на постамент, спроектированный Монферраном.

С того самого момента колокол, так и никогда не звонивший, вошёл в число главных русских достопримечательностей, о которых знает весь мир.