Кто поучает всех, когда сам ничего не знает? Ю. М

- Надоело! Поучают, поучают,
Надоело! Поучают, поучают!
- Поучаем, поучаем...
- Поучайте лучше ваших паучат!

Из к/ф «Приключения Буратино»

Женщина в очереди к кассе поучает молодую маму с ребенком: «Ты неправильно его воспитываешь. Надо вот так говорить с ребенком». Если попытаться ей возразить, то в ответ услышишь: «Да она еще пререкается! Надо же, какая умная! Вот поживешь с моё, тогда узнаешь».

Подруга позвонила и начала менторствовать? Опять «учит», как вести себя с мужем: «А ты знаешь, каково бывает?», «Да ты что, так же нельзя!», «Ты ничего не понимаешь». После чего подробно рассказывает, что и как надо делать, в характерном поучительном тоне.


Отец поучает сына: «Ну, кто так делает?! Это все неправильно. Слушай отца, папа плохого не посоветует». «Твой дед меня учил, теперь я тебя учу, как поступить и как надо жить». А потом в конце еще добавит: «Делай как я - станешь таким же умным!»

Мать наставляет дочь: «Он тебе не пара. Тебе нужен муж, чтобы и кран умел починить, и гвоздь забить. А с этого что взять? Не подходит он тебе. И это в нем не так и то не эдак».

Знакомые ситуации? Может быть, ты со всех сторон слышишь надоедливые нравоучения? Наставляют, дают назидательные советы, как вести себя? Навязывают свое мнение? Так и хочется сказать в ответ: «Ну что ты лезешь в мою жизнь? Со своей сначала разберись». Если это прохожий или знакомый, то так можно ответить и уйти поскорее, не слушая дальше ворчания по этому поводу.

А если это твои близкие, родные? Тяжелее всего слышать от них постоянные нравоучения, что ты сделал что-то не так: «Ты не так варишь суп. Ты не так одеваешь ребенка. Ты не так убираешь квартиру. Ты не те продукты покупаешь». И все время ты все делаешь НЕ ТАК. А как, они-то уж знают и прочтут тебе наставления со «знанием дела» о том, как надо делать правильно.

Если ты поступаешь по-своему, тебя в скором времени начнут упрекать: «Ты не слушаешь мать», - или: «Отец старается, учит тебя, пытается сделать из тебя человека, а ты такой неблагодарный, не пользуешься советами». И если, не дай бог, вышло что-то не так, как ты планировал, то вслед летит замечание: «Ну, я же говорила, что так будет. Надо было маму слушать». Твоя жизнь превращается в полную диктатуру.

Почему они так любят поучать другого, - как жить, указывать, как поступить правильно? Кто же эти люди, которые навязывают свое мнение, дают подчас бесполезные советы?

Кто любит поучать

Согласно Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, существует восемь типов психики, которые называются векторами. Каждый из векторов проявляется своими свойствами и желаниями.

Передавать знания, умения, опыт следующим поколениям - это природное желание человека с анальным вектором , которое полностью обеспечивается свойствами и возможностями его обладателя. То есть человек с анальным вектором обеспечен всем, чтобы удовлетворить свое желание обучения. Что значит, - удовлетворить желание? Это значит, получить наслаждение от того, что он делает, ведь человек - это проявление принципа наслаждения.

Поучают, указывают, как поступить, «учат жить» тоже люди с анальным вектором. Так проявляется то же самое желание обучения и передачи опыта. Давайте разберемся, почему одни люди могут передавать знания и умения, а другие могут только давать бесполезные советы и поучать.

Чтобы передавать опыт и знания, человеку надо самому выучиться. И обладатели анального вектора просто созданы для этого, так как обладают всеми свойствами для успешного обучения. Они усидчивы, сосредоточенны на деталях, обстоятельны. Обладают аналитическим мышлением и хорошей памятью, что, несомненно, необходимо для учебы.

Дети с анальным вектором прекрасно учатся в школе, так как любят это делать. Так они удовлетворяют свое желание обучения. Они анализируют и обобщают всю входящую информацию, переспрашиваю и уточняют, чтобы как можно глубже и точнее усвоить материал. Это настоящие отличники, любимцы педагогов. Они так обучаются, чтобы потом передать свой опыт и знания подрастающему поколению.

Человек с анальным вектором может стать прекрасным мастером своего дела, который будет обучать подмастерьев. Он может стать экспертом, досконально знающим предмет, учителем, педагогом, преподавателем, тренером, ученым.

Неучение - тьма

Однако, как отмечает Системно-векторная психология Юрия Бурлана, если у человека с анальным вектором с детства отбили охоту к учебе, не давали возможности вдумчиво и подолгу посидеть за книжками, срывали и перебивали (а для него это большой стресс), если родители не помогали, не развили любовь к чтению, письму, то ребенок будет плохо учиться. А так как желание учить, которое дано людям с анальным вектором от природы, осталось, а сам не выучился, он не сможет научить чему-то других, а будет только давать советы, как поступить, навязывая свою точку зрения.

Учить - это передавать знания. А поучать - это навязывать свое мнение окружающим. Поучают люди с анальным вектором, не имеющие знаний, которые можно передать другим. Они часто некомпетентны в вопросе, а говорят и ведут себя так, будто знают все о нем.

Бывает так, что у человека с анальным вектором была в детстве возможность выучиться. Он вырос, но не смог реализовать свое прямое желание передачи знаний и опыта. Попросту не реализовал себя в обществе. Но желание ведь никуда не делось. А так как оно не удовлетворяется в нужном направлении, то выражается в нравоучениях, назидательных советах, давлении и насаждении своего мнения.

Желание поучать возникает у человека с анальным вектором, когда он не может найти то, в чем он смог бы проявить свои способности и знания.

Как избавиться от желания все время поучать?

В современном обществе человек с анальным вектором может с успехом себя реализовать. Даже если у него нет ученого звания, он может состояться в обществе и внести свой вклад в будущее поколение, применить свойства своего вектора в других направлениях, где требуется профессионализм, точность, скрупулезность . Важно знать, куда именно направить свои врожденные свойства, и начать реализовывать их в обществе. И тогда окружающие не будут страдать от его постоянных попыток «учить их жизни».
Как это сделать, подскажет Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Уже на бесплатных онлайн-лекциях вы поймете, кто такие люди с анальным вектором, в чем их сильные стороны и куда направить их врожденные способности.

Статья написана с использованием материалов

Из выступления на открытии русской гимназии при Тартуском университете, 1990 г.

Из выступления:
"Жизнь каждого человека проходит в неких изолированных кругах.
Один живёт в маленьком кружке, другой - в круге побольше, третий - в ещё большем. Величина вашего круга определяется многими признаками: что вам любопытно, что вы знаете, что вас интересует и - ещё один и очень важный - что вам больно? Одному, например, больно, когда его ударят, а другой на это только скажет: ну по морде, это не опасно, лишь бы не убили. Круг побольше, когда человек на оскорбление отвечал дуэлью, и говорил, что оскорбление хуже, чем смерть: смерть не может унизить человека, а оскорбления я не перенесу. Другой скажет, я не перенесу оскорбления людей, которых я люблю: я не дам обижать моих детей, не дам оскорблять свою мать, но вот чужого человека... Помните, как у Гоголя, "чего не зрят равнодушные очи". Когда больно от чужой боли - это и есть самый большой круг, круг культурного человека.

Конечно, нельзя сделать так: я сегодня проснулся, захотел стать культурным и начал сочувствовать униженным и оскорбленным. Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут.
Надо вырабатывать душу.

Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Животное обладает большим умом, но его ум всегда связан с определённой ситуацией. Знаете выражение: "Как баран перед новыми воротами". Это не значит, что баран - глупое животное. Баран обладает высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определённой ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И тут у него есть только две ноги: интеллект и совесть.
Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.

Жизнь ничего лёгкого не представляет. Она требует от человека очень многого. Возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? - На это ему дана совесть и потому его можно судить. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз, но не говорите себе: "Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог". Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства всё-таки находятся, значит у нас нет совести. Совесть - это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда. Выбор - вещь тяжёлая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: "Мне приказали, а что я мог сделать?", "Меня привели, а вы бы сами попробовали."

Чему же учатся люди?
Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство - это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу."

Как полагается всем людям, у нас есть несколько природных инстинктов. Всему, что мы делаем, нам пришлось учиться – и ходить пешком, и программировать сложные компьютерные системы. Философы, педагоги и многие другие говорили о природе обучения с первых дней своей деятельности и, возможно, даже раньше. Эти 16 цитат из разных времен, исследуют различные аспекты и связаны с обучением.

1. «Талант учиться - это дар. Способность учиться - это талант. Желание учиться – это выбор» Брайан Герберт

Каждый из нас одарен по-своему, однако, дар обучаться имею все. Очевидно, что уровень этого дара у каждого мужчины и каждой женщины отличается, но он есть всегда. Важно то, что и выделяет Брайан Герберт, что большую часть вашего дара вы должны сформировать самостоятельно, проявляя и развивая свои навыки.

2. «Быть неграмотным не так стыдно, как не желать учиться» Бенджамин Франклин


Бенджамин Франклин был одним из мудрейших людей не только в истории Америки, но и, пожалуй, в истории всего мира. Отказ от обучения, Франклин считает серьезным позором. Почему вы отказываетесь использовать ваш дар к обучению? Даже не имея таких способностей, как у самого Франклина или Эйнштейна, важно развивать и совершенствовать те, которые у вас есть.

3. «Благороднейшее удовольствие – радость понимания» Леонардо да Винчи

Отличная цитата да Винчи. Обучение способствует пониманию, а понимание чего-то приносит больше удовлетворения и радости, чем почти все остальное, и является очень благородным. Всегда стремитесь .

4. «Чем ты умнее, тем больше тебе следует учиться» Дон Херольд

Если вы считаете себя слишком умным, чтобы продолжать учиться, вы в корне не правы! Согласно мнению Херольда, мировым гениям следует узнавать еще больше нового, если они собираются использовать свой потенциал в полном объеме. Вот почему важно никогда не переставать учиться.

5. «Скажи мне и я забуду. Научи меня и я запомню. Вовлеки меня и я выучу» Бенджамин Франклин

Мы снова обращаемся к мыслям Бенджамина Франклина о том, как важна учеба. Хотя каждый учится по-разному, очень часто взаимодействие является самым лучшим видом обучения. Важно слушать то, что говорят учителя, но и не менее важно узнавать многие вещи самостоятельно, только так можно дойти до истины.


6. «Учеба ум не утомляет» Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи был великим умом и его вклад в развитие общества был не менее великим. Многие люди могут попытаться уклониться от обучения, потому что . Если вы получаете моральное истощение, то это неправильное обучение. Обучение, на самом деле, стимулирует ваш ум только в том случае, если оно проходит должным образом.

7. «Бывший учитель, у которого оказалась болезнь Альцгеймера, взял на себя задачу научить меня писать. Повторение – было лучшим способом для меня» Рамона Пирсон

Как же правильно учиться? Используя повторение, как выяснила основательница сообщества Деклара Рамона Пирсон, когда она заново училась ходить и разговаривать после трагической аварии. Повторение одного и того же – это лучший способ что-то выучить, поэтому не бойтесь его при обучении.

8. «Тот, кто учится, но не думает, потерян! Тот, кто думает, но не учится, в большой опасности» Конфуций

Конфуций был очень мудрым и его вклад в науку практически безграничен. Эта вечная цитата помогает понять, что обучение и мышление идут рука об руку и, бросив учебу, вы подвергаете себя опасности.

9. «Образование - то, что остается, когда все выученное в школе забыто» Альберт Эйнштейн

Да, вы многому научились в школе, но что из этого вы знаете по-настоящему хорошо? Сколько вы помните сегодня? То, что сохранилось в вашей памяти до сих пор – это ваше истинное образование и обучение, потому что осталось с вами на протяжении многих лет.

10. «Мудрый человек узнает больше из глупого вопроса, чем дурак - из мудрого ответа» Брюс Ли

Брюс Ли был больше, чем просто опытный мастер боевых искусств, он также был опытным учеником и учителем философии. Абсолютная правда, что задавать вопросы, какими дурацкими они бы ни были, посодействует обучению больше, чем повторение цифр и фактов без остановки, вместо того, чтобы просто подумать о том, что должно быть усвоено.


11. «Спрашивай обо всем, учись чему-то, никому не отвечай» Еврипид

Еврипид был одним из мудрейших и гуманнейших классиков времен Афин. Наравне с Сократом Еврипид утверждает, что вы должны задавать вопросы и слушать ответы, а не пытаться показать то, что уже знаете.

12. «Я всегда делаю то, что не умею делать. Так я могу научиться этому». Пабло Пикассо

Научившись чему-то, продолжайте делать это, просто бессмысленно повторяя. Продолжайте учиться, открывайте для себя новое, чтобы отыскать или изобрести новые способы делать старые дела.

13. «Я ничему не научился разговаривая, я научился, задавая вопросы» Лу Хольц

Лу Хольц подтверждает сказанное Евпиридом: мы учимся, задавая вопросы и слушая ответы. Конечно, это важно помогать другим узнавать что-то новое, отвечая на их вопросы, но еще важнее продолжать собственное обучение, задавая вопросы и внимательно слушая.

14. «Нельзя научиться, лишь слепо следуя правилам. Учиться нужно на ошибках и неудачах» Ричард Брэнсон

15. «Живи так, как будто ты умрёшь завтра. Учись так, как будто ты будешь жить вечно» Махатма Ганди


Было уже много раз сказано, но повторим еще раз. Никогда не прекращайте учиться. Здесь Ганди говорит о том, что вы должны обучаться так, как если бы от этого зависела ваша жизнь, потратив на это сотни лет, если бы вы собирались жить вечно.

16. «В ту минуту, когда вы поймете, что ничему не учитесь, можете считать себя мертвым» Джек Николсон

В завершение этой статьи обратимся к современному источнику: Джеку Николсону. Он абсолютно прав, говоря, что тот, кто бросил учебу считается мертвым, ведь он остается на прежнем интеллектуальном уровне.

Учитесь всегда и при любой возможности, тренируйте свой интеллект и делитесь результатами с нами в комментариях.

написать сжатое изложение:
Есть много признаков, отличающих человека от животного. Я не к тому, что человек умный, а животное глупое. Животное совсем не глупое. Оно обладает большим умом, но его ум всегда связан с определенной ситуацией. Знаете выражение: «Как баран перед новыми воротами». Это не значит, что баран – глупое животное. Баран обладает достаточно высоким уровнем интеллекта. Но его интеллект прикован к определенной ситуации, он теряется. А человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, однако опасен интеллект без совести.
Мы живем в очень интересное время. И хотя неинтересных времен нет, бывают такие времена, о которых историки, оставляя чистые страницы, отмечают, что ничего особенного не произошло. А те страницы, которые полностью исписаны, показатель времени бурного, насыщенного событиями и переменами, когда жизнь нелегка и требует от человека очень многого. А у человека постоянно возникает множество ситуаций, когда появляется возможность выбора: поступить одним или другим способом. Каким? На то и совесть дана человеку. Чтобы сделать правильный выбор. И по этому выбору можно судить о человеке. Нельзя судить камень за то, что он падает вниз. Но человек не может говорить себе: «Я был в таком положении, я ничего плохого не хотел, но были такие обстоятельства, я иначе поступить не мог…» Это неправда! Не бывает обстоятельств, когда нельзя поступить иначе. А если у нас такие обстоятельства все-таки находятся, значит, у нас нет совести. Совесть – это то, что диктует, как поступить, когда есть выбор. А выбор есть всегда… конечно, выбор – вещь тяжелая, поэтому дураком быть легче, с дурака нет спросу: «Мне приказали, а что я мог сделать? », «Меня привели, а вы бы сами попробовали…»
Итак, чему же учатся люди в течение всей своей жизни? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе.


Многие признаки отличают человека от животного. Животное облодает большим умом, но его ум связан с опеределенной ситуацией. А когда оно находится не в той ситуацией с которой "связано" а в совершенно другой, то оно теряется. А вот человек всегда находится в непредвиденной ситуации. И у него есть только две ноги: интеллект и совесть. Совесть без развитого интелекта не опасна, опасен интелект без совести.
У человека всегда есть возможность выбора, поступить так или иначе. Совесть дана человеку, чтобы сделать правильный выбор. И по этому выбору можно судить о человеке. Если человек находясь в безвыборной ситуации(а такой не существует)и совершает плохое дело, это значит, что у него нет совести. Совесть – диктует как поступить когда есть выбор, а выбор есть всегда. В течении жизни люди учаться знанию, развивают память, и учатся совести. Эти три предмета просто необходимы в любой школе!