Кто разделял мышление на дивергентное и конвергентное. Конвергентное и дивергентное мышление: почему планирование не всегда идет на пользу? Внедрите решение для управления совместной работой

Хотелось ли вам когда-нибудь выйти за рамки мира стереотипов, шаблонов? Найти нечто новое, способное вдохновлять, взглянуть на обыденные вещи под иным углом? Если да, тогда дивергентное вам в помощь. Развивая его, открывается возможность во время разрешения какой-либо проблемы, задачи видеть сразу несколько решений.

Иными словами, данное мышление лежит в основе креативности, и дивергентные способности называются не иначе, как проявление нестандартности мысли. Оно является фундаментом любого творчества. Рассмотрим более детально, в чем заключается природа такого вида мышления и как его развить.

Природа дивергентного мышления

Как было сказано ранее, дивергентное – это сознание, одновременно развивающееся в нескольких направлениях. Его главная задача – создать великое множество вариантов решения задачи. Именно благодаря ему рождаются творческие идеи, способные порою начать новую главу в развитии человечества.

Исследованиями этого мышления занимались такие ученые как: Д. Роджерс, Э.П. Торранс, Д. Гилфорд и т.д. Последний, являющийся основателем дивергентной концепции, в своей книге «Природа человеческого » называл дивергентное «расходящимся» мышлением. В 1950-х годах вся его научная деятельность была посвящена изучению творческого потенциала личности. Именно в этот период он предложил свою концепцию Американской психологической ассоциации. В 1976 г. предоставил усовершенствованную модель, назвав дивергентное мышление составной частью творчества и описав основные его характеристики:

  1. Способность разрабатывать, детализировать идеи, не забывая воплощать их в жизнь.
  2. Беглость в создании большого количества идей или во время разрешения проблемы.
  3. Умение производить оригинальные идеи, не затертые стереотипным мышлением.
  4. Проявление гибкости в одновременном поиске подходов к каждой отдельной проблеме.

Дивергентное и конвергентное мышление

Противоположностью рассматриваемого мышления есть конвергентное, что направлено на поиски одного единственно верного решения. Так, существует тип людей, который всегда убежден в существовании одного правильного пути. Задачи решают посредством уже накопленных знаний и с помощью цепочки логических рассуждений. Большая часть современного обучения в ВУЗах основана именно на конвергентном мышлении. Для творческих личностей такая система образования не позволяет раскрыть свой творческий потенциал. За примером не нужно далеко ходить: А. Энштейну было не сладко учиться в школе, но не по причине какой-либо его недисциплинированности. Преподавателям сложно было вынести его манеру отвечать на вопросы. Так, ему свойственно было спрашивать нечто наподобие: «А если рассмотреть вариант, что это не вода, а…?» или «Рассмотрим этот вопрос с другой точки зрения…». Вот в этом случае и проявлялось дивергентное мышление маленького гения.

Развитие дивергентного мышления

Одной из технологий, способствующей развить такое мышление, есть решение изобретательских задач:

  1. Необходимо придумать слова, что заканчивались бы на «т». Вспомнить, какие слова начинаются на «с», и в каких третья буква от начала – «а».
  2. Из начальных букв создать полноценное предложение: В-С-Е-П. Это упражнение развивает как дивергентное, так и беглость мышления.
  3. Проверьте свои умения находить причинно-следственную связь, продолжив выражение: «Вчера вечером она замерзла…».
  4. Продолжить численный ряд: 1, 3, 5, 7.
  5. Исключить лишнее: черника, манго, слива, яблоко. Это упражнение направлено на умение выделять существенные признаки.
Дивергентное мышление – это метод мышления, который подразумевает под собой творческий подход и поиск нескольких решений для одной задачи. При этом, решения равноценны по правильности и соответствию одному и тому же объекту. Этот тип мышления опирается на воображение и креативность, подразумевает способность мыслить вширь и видеть разнообразные свойства объекта.

Данный вид является противоположным к понятию «Конвергентное мышление», при котором разум концентрируется на одном решении.

История возникновения понятия

Впервые термин «Дивергентное мышление» ввел Джой Гилфорд, американский психолог, занимавшийся исследованием человеческого разума и интеллекта. Гилфорд пытался выстроить модель интеллекта, которая была многомерной и включала в себя 3 измерения (содержание, операции, результаты мышления), которые в свою очередь делились на переменные. Конвергентное и дивергентное мышление являлись, согласно его модели, переменными операций, то есть одного из измерений интеллекта.

Предложив два новых вида мышления, Гилфорд отошел от классического разделения на индуктивное (решение задач, путем выведения общего правила на основе частных наблюдений) и дедуктивное (логическое) мышление.

Развитие теории Гилфорда продолжили другие психологи: Тейлор, Торранс, Груббер. Они более четко сформировали само понятие дивергентности, установили критерии ее выявления, установили, что этот тип мышления позволяет человеку в создании нестандартных идей, гипотез, классификации и группировки полученной информации.

Критерии дивергентности

  • Беглость (количество решений, которые возникают за определенное время).
  • Оригинальность (решения должны быть нестандартными).
  • Чувствительность или гибкость (способность переключаться от одной задачи к другой).
  • Образность (мышление символами, образами, ассоциациями).
  • Ответственность или точность (последовательность мыслительного процесса и выбор в результате подходящего, адекватного решения).

Дивергентное мышление состоит из неорганизованных мыслей и идей, поэтому его нельзя измерить стандартными, общепринятыми методиками. Это творческое мышление, не связанное с уровнем знаний и логикой. Человек может иметь плохие показатели IQ , но при этом у него будет очень высоко развито творческое мышление. Этот метод мышления связан с активностью познавательных процессов.

Способы оценки дивергентного мышления

Чтобы оценить уровень развития данного типа мышленияу человека, используются творческие задачи и тесты с неожиданными вариантами ответов или вообще без них. Они могут быть арифметическими, текстовыми, вербальными или графическими (например, необходимо закончить рисунок, придав его сюжету как можно более нестандартное направление).

Вот простой тест на креативность, который был придуман самим отцом понятия «Дивергентное мышление» Джоем Гилфордом: За 3 минуты нужно придумать как можно больше вариантов применения скрепок для бумаги, придуманные варианты можно кратко записывать. Затем подсчитайте сколько у вас получилось вариантов:

  • Меньше 10 – уровень креативности ниже среднего;
  • 10 – 12 – средний уровень;
  • 12-20 – хороший уровень;
  • Больше 20 – высокий уровень креативности.

Методы дивергентного мышления:

  • Мозговой штурм.

Этот метод появился в 1953 году и в настоящий момент широко используется для поиска решения творческих и других задач во многих организациях. Смысл его в том, что участники штурма (оптимально от 4 до 10 человек) накидывают идеи, связанные с решением задачи и потом из них выбираются самые подходящие. Основные принципе штурма: на этапе генерации идей, никто из участников не дает им оценку, определяется модератор, которые записывает абсолютно все идеи, даже те, которые кажутся самыми нереальными. Идей должно быть максимально много, главная задача участников – не боятся высказывать свои варианты решения, какими бы абсурдными они не были. В конце штурма, на основании авторитетного мнения приглашенного эксперта, выбираются лучшие идеи, которые уже развиваются индивидуально ответственными за задачу.

Чтобы штурм прошел максимально эффективно, всем участникам необходимо предварительно подготовиться – изучить глубже информацию по теме, обдумать ее и, возможно, придумать заранее несколько идей.

В начале штурма модератору лучше еще раз кратко, пунктами, изложить задачу, чтобы избежать недопонимания среди участников.

Если есть ощущение, что штурм идет тяжело и идеи почти иссякли, можно привлечь людей со стороны, которые могут быть даже не в курсе темы. Это поможет влить в обсуждение свежие идеи.

  • Составление карты памяти.

Этот метод используется для более быстрого понимания и запоминания большого количества разнообразной информации одного направления (например, история, математика, химия) и позволяет разместить всю информацию о задаче на одном листе. Составление карт памяти помогает фиксировать ключевые моменты информации, лучше видеть взаимосвязь между объектами, оценивать информацию с разных точек зрения, восстанавливать в памяти и воспроизводить информацию спустя промежуток времени, лучше понимать абстрактный материал.

Карта создается от общего к частному, то есть сначала в центре листа изображается основной предмет задачи (главная тема), далее от него отходят линии, которые обозначают основные признаки данного предмета, от них отходят линии, являющиеся свойствами признаков и так далее. В изображении так же используются геометрические фигуры, стрелки, абстрактные изображения, удобные и понятные для того, кто будет использовать карту.

Информация усвоится лучше, если при создании карт памяти, пользоваться ручками или маркерами разных цветов.

Карты памяти применяются в различных сферах и для решения очень разноплановых задач: подготовка к лекции, экзамену, презентации, публичной речи и так далее.

  • Метод фокальных объектов.

Этот дивергентный метод подразумевает поиск новых решений путем сочетания основного объекта задачи со свойствами случайно выбранных объектов.

Для начала необходимо выделить основной объект задачи, которому будут придумываться дополнительные свойства, затем выбрать несколько случайных объектов (чем больше, тем лучше, желательно от 4 до 10). Для случайных объектов придумываются и записываются характерные свойства, которые потом переносятся на основной объект. В результате образуются новые интересные и креативные сочетания основного объекта и новых свойств, заимствованных от других понятий. Наиболее удачные из этих сочетаний додумываются и развиваются.

Пример:

Объект — Мыло.

Случайные объекты:

Трава (свежая, сочная, яркая);

Дождь (сильный, бодрящий, тропический);

Итог: Мыло свежее, бодрящее, яркое, тропическое, сильное.

Метод фокальных объектов часто используется в рекламе, например, для создания Уникального торгового предложения (УТП).

  • Ромашка Блума.

Это простой метод понимания и усвоения информации, путем составления на ее основании вопросов разного уровня и ответов на них. Американский психолог Бенджамин Блум создал удобную и четкую классификацию вопросов:

  1. Простые вопросы (проверяют общее знание задачи или текста и подразумевают четкие однозначные ответы).
  2. Уточняющие вопросы (определяют понимание задачи и требуют ответы «да» или «нет»).
  3. Объясняющие вопросы (используются для анализа информации, как правило начинаются со слова «Почему» и подразумевают развернутый ответ на основании причинно-следственной связи, новый, не содержащий упоминавшуюся ранее информацию).
  4. Творческие вопросы (задаются в форме прогноза, фантазии или предложения, содержат частицу «бы» и подразумевают обобщение имеющейся информации).
  5. Оценочные вопросы (помогают пониманию оценки фактов и явлений, упоминавшихся в задаче).
  6. Практические вопросы (нацелены на применение полученной информации, на выводы и поиск взаимосвязи между теорией и практикой).

Развитие дивергентного мышления

Существует множество простых упражнений, направленных на развитие творческого мышления:

  1. Составление списка слов, которые соответствуют заданному критерию. Например, те, которые заканчиваются на «я», начинаются на «л» или состоят из равного количества букв.
  2. Выбор любого слова, например, «Солнце» и составление из каждой его буквы отдельного предложения. Будет еще эффективнее, если эти предложения будут объединены по смыслу в один общий рассказ.
  3. Придумывание необычных способов применения обычным предметам.
  4. Визуальное упражнение: составление изображений из бумажных геометрических фигур, различных по размеру.
  5. Нахождение как можно большего количества общих признаков для пары совершенно не похожих предметов (Корова — коньки)
  6. Создание инструкции к какому-либо необычному предмету или действию.
  7. Поиск необычных причин для обычных ситуаций (Собака бежала по улице в одну сторону, потом остановилась, резко развернулась)
  8. Придумывание истории, опираясь на один не связный набор слов (Валенок, Кухня, Лето, Кот, Стройка).
  9. Придумывание экзотических имен. Очень простое и веселое упражнение, суть которого в том, чтобы придумать несуществующие имена, как женские, так и мужские.
  10. Решение загадок головоломок. Они могут быть как текстовыми, так и графическими.

Во всем мире графические загадки известны как Droodle и автором этого направления является комедийный писатель Роджер Прайс. Загадки были очень популярны в середине прошлого века и сейчас вновь становятся интересны аудитории. Друдл представляет собой лаконичный рисунок, по которому нельзя точно определить, что на нем изображено и чем больше вы придумаете вариантов, тем лучше. Воспользуйтесь нашими для тренировки дивергентного мышления.

  1. 5 дней Мечты. Очень приятное упражнение для тренировки творческого мышления, связанное с придумыванием в течение 5 дней своих желаний, связанных с той или иной жизненной сферой.
  • 1 день – мечты, связанные с личной жизнью;
  • 2 день – с карьерой, работой;
  • 3 день – с семьей;
  • 4 день – мечты, связанные с новыми знаниями и навыками;
  • 5 день – глобальные мечты, касающиеся вашего города, страны, планеты в целом.

«Для меня креативность – это не просто творческий акт, это образ жизни. Креативность требует внутренней свободы, желания рисковать и умения существовать в хаосе. Поэтому креативность начинается не с практических приемов, а с мировоззрения. Не думаю, что такой образ жизни подходит каждому, но и не каждый способен стать джедаем.»

Дивергентное мышление является основой креативности, поэтому развивая его, вы совершенствуете так же свой творческий потенциал и способность нестандартно мыслить.


Для того чтобы человеку эффективно справляться с проблемами, появляющимися на жизненном пути, нужно обратить внимание на . Изучая вопросы мышления и интеллекта, американский психолог в 60-х годах ХХ века разработал теорию креативности, согласно которой человеческое мышление может быть направленным на одновариантное решение проблемы по чёткому алгоритму (конвергентное мышление), а может предполагать обширную вариативность решения одной проблемы (дивергентное мышление). Давайте разберёмся, в чём ценность дивергентного мышления и его значение для успешного решения любых задач.

Особенности мышления

Главная роль в деле поиска оптимальных решений, в том числе и , принадлежит мышлению. Суть мышления – в поиске ответов и стремлении к осмыслению действительности. Когда человек размышляет, он активизирует множество процессов умственной деятельности: внимание и наблюдение, любознательность и воспоминания, оценку и интерпретацию, воображение и фантазию, память и познание.

Бывает так, что человек хорошо образован, он много знает. Все ли такие люди могут с успехом решать жизненные и профессиональные проблемы? Наличие большого количества знаний у человека вовсе не гарантирует ему то, что он сумеет быстро и по делу воспользоваться этим багажом. Столкнувшись со сложной задачей, даже эрудит может потеряться и не отреагировать быстротой и качеством предлагаемого решения. В этом случае важно уметь качественно мыслить. А научиться мыслить быстро и к тому же, предлагая несколько вариантов решения проблемы, поможет развитие творческого мышления, одним из видов которого является дивергентное мышление.

Характеристики дивергентного мышления

«Гилфорд – первый, кто начал рассматривать с разных сторон. Он описал 120 разнообразных с пособностей интеллекта и 15 факторов их определения. Дивергентное мышление относится к важнейшим операциям ума в процессе обработки информации».

Итак, – (от лат. divergere «расходиться, отклоняться») – это способность человека выдать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных.

А конвергентное мышление – (от лат. cоnvergere – «сходиться к одному центру») – это фокусировка человека на одном главном решении проблемы. Дивергентное мышление – это способность искать решение проблемы в разных направлениях. С помощью каких механизмов это происходит? Гилфорд считал, что дивергентность – это основа креативности, основными показателями которой являются беглость, гибкость, продуктивность и сложность (разработанность). Учитывая возможный вклад указанных показателей, дивергентный ум ищет инновационные пути и нестандартные идеи. Таким образом, ценность обладателя дивергентного мышления в том, что он сможет быстро и продуктивно предложить несколько вариантов идей, одна из которых и станет лучшим решением.

Как развивать дивергентное мышление?

Чтобы стать человеком, способным быстро вырабатывать большое количество идей, причём оригинальных, неповторимых, хорошо проработанных, можно использовать следующие методы и упражнения для каждого навыка:

  1. – теория решения изобретательских задач. Один из методов развития дивергентного мышления. Лучше тренировать изобретательские задачи в парах и не пытаться подглядеть решение в интернете. К примеру, решите задачу «Лампочка». Вообразите, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало светло? Придумайте около 10 реально подходящих для этой цели вариантов, и вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений. Время на выполнение – 5 мин.
  2. Напишите список из слов (существительных), которые бы заканчивались бы на букву «т». Следующим моментом тренировки могло бы стать создание списка слов, начинающихся на букву «л». Попробуйте также создать список из слов, в которых третьей буквой является «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику развития вашего мышления.
  3. Возьмите любое слово (к примеру, БУЛКА или МЕДВЕДЬ). Задание состоит в том, чтобы из начальных букв создать полноценное предложение. Измеряйте время, которое потребовалось на выполнение задания: так вы отследите беглость мышления.
  4. Продолжите ряд чисел 2, 4, 6, 8, 10 и т. д. на скорость.
  5. Выполните упражнение на нестандартное мышление «Способы необычного применения обычных предметов». Его тоже лучше выполнять в парах. Обменяйтесь с партнёром по развитию дивергентного мышления наименованиями обычных предметов (например, КУСОК КАРТОНА и РАДИАТОР). За 3 минуты нужно как можно больше придумать необычных способов использования этих предметов с описанием. Кто больше?

С помощью этих простых методов и упражнений вы сможете значительно улучшить продуктивность и приобрести способность неординарно подходить к решению задач.

Как вы считаете, чем может помочь дивергентное мышление в вашей профессиональной деятельности?

Чтобы сделать умственную работу эффективной, необходимо разобраться в тонкостях мышления. В психологии имеются несколько моделей, которые могут помочь построить собственную матрицу творческого мышления. Для примера, рассмотрим теорию о типах мышления американского психолога Джоя Гилфорда. В неё входит описание двух типов обработки информации – продуктивное конвергентное мышление и творческое дивергентное. Конвергентное («схождение») – направлено на поиск одного решения задачи, дивергентное («расхождение») – имеет множественную направленность поисков подходящих ответов к задаче, расхождение идей в разные стороны.

Структура общего мышления, описание

Процесс мышления запускает сбор и обработку информации на разных уровнях: семантическом, поведенческом, сенсорном, символическом, образном. Каждая такая единица принадлежит субъективному и объективному восприятию, различным представлениям, возникающим в данный момент или воспроизведением из долговременной памяти.

Процесс познания происходит, когда субъект воспринимает новую или уже знакомую информацию – объединяет зрительный образ и смысловой компонент.

В случае конвергентного мышления, человек анализирует и выстраивает последовательную цепочку событий или фактов , что неизбежно ведет к одному конкретному выводу (результату).

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи . Не всегда в процессе мышления восстанавливаются недостающие связи, но образуются и новые.

Компоненты сознания можно разложить на несколько типов единиц.

Первый тип – это изображение (образ, картинка), которое в целом принадлежит функции памяти. Хранение данной единицы происходит в целостном виде и содержит конкретную информацию. Например, конкретная синяя ваза, с отколотым горлышком и сухими цветами. Любая картинка позже может подвергнуться анализу в мышлении и разложится на отдельные компоненты.

Первичное запоминание этого типа информации происходит с помощью чувств – зрения, слуха, обоняния. Оно имеет вполне ощутимые характеристики — цвет, форму, плотность, местоположение.

Другой вид познавательных единиц – это символы . Они представлены в виде графических знаков – букв, цифр и т.д, которые образуют числовые и буквенные системы.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок вашего мышления по индивидуальной программе

Они также могут ассоциативно связываться с реальными образами, но имеют собственное внутреннее значение.

И третий вид – это смысл . Смысл – это достаточно абстрактная единица и для своего построения использует как значение одного слова, так и знак или целое предложение. В свою очередь, любое значение можно ассоциировать с определенным образом. Происходит трансформация от смысла к образу(графическому или аналогии с конкретным).

Все три вида единиц сознания используются в операциях мышления – анализа и синтеза . В результате анализа мы получаем: отношения, системы, преобразования и различные значения. Смысл, символы и образы составляют основу рационального интеллекта. Однако, в человеческое сознание включается и социальный интеллект, который предоставляет мышлению информацию о психическом состоянии субъекта – чувства, эмоции, впечатления. Все что ведет к самоосознанию.

Понятие дивергентного и конвергентного мышления

Дивергентное мышление

Как уже было сказано выше, дивергентное мышление для решения задачи пускает движение мысли сразу в нескольких направлениях. Если представить процесс познания, то он представляет собой незаконченный гештальт, недоработанную концепцию (образно сравнивая – узор). Конвергентное идет логическим путем, чтобы заполнить его максимально подходящей информацией. Дивергентное — за неимением подходящей информации, ищет альтернативный материал заполнения пустот. Значение имеет быстрота и эффективность нахождения ответа. Например, в тесте на легкость оперирования символическими единицами, надо найти десять слов на букву Р. Неважно, каким методом достигнут результат, важно, что он получен – гештальт заполнен. Формальная структура заполняется любым подходящим смыслом.

Дивергентное мышление подразумевает гибкость ассоциаций. Например, можно провести тест на перечисление возможностей одного предмета. К примеру, камня. Если по результатам теста отвечающий называет «строительство фундамента», «печи», «крепости», то он получат высокую оценку по продуктивности мышления, но низкую относительно спонтанности мышления. Все эти варианты синонимичны и подразумевают всего одно использование «строительство».

Но если отвечающий приводит примеры такие, как – «использования камня вместо молотка », «пресс для бумаги », «подпорка для двери », он получает высокую оценку по гибкости мышления. Каждый ответ в этом случае порождает новое значение и совершенно иной смысл.

К способности к такому виду продуктивности относится и функция преобразования единиц сознания. Разрыв старых ассоциативных связей и образование новых посредством комбинирования, например, путем сочетания реальных образов, включеним одного в другое частично или полностью. При такой умственной операции может игнорироваться разность или несовместимость образов.

Сюда же относится и семантическая приспособляемость, способность абстрагироваться от конкретного зрительного материала. Например, задача: из спичек сложен квадрат с шестью квадратными ячейками, необходимо убрать четыре спички, чтобы получилось три смежных квадрата. Для того, чтобы решить задачу, необходимо прибегнуть к понятию квадрата, его многозначительности. В этом случае визуальная величина фигуры не имеет значения. Человек с таким подходом складывает головоломку с легкостью.

Конвергентное мышление

Конвергентное мышление оперирует классами, категориями, объектами. Каждая категория описывает качество, свойство, функцию объекта в соответствии с его реальными качествами. Операции мышления проходят в рамках временной согласованности фактов и событий.

Если в конвергентное продуктивное мышление входит преобразование семантического (смыслового) содержания, то новая смысловая единица должна получить свое уникальное определение и категорию значения. Задачи на конвергентное мышление подразумевают абсолютно предсказуемый вывод на основе имеющихся данных. Например, найти в большей геометрической фигуре другие. В этом случае ничего нового не происходит, результат лишь подтверждает догадки.

В процессе решения задачи условия и информация заносятся в определенную категорию знаний. Промежуточные результаты соотносятся с требующимися знаниями из той же самой категории. Преобразование символов или смысла идет по четкому алгоритму, который представляет собой общепринятый шаблон действий. Конвергентное мышление исключает субъективную сферу: эмоции, впечатления , которые являются в некоторых случаях ресурсами сознания.

В чем разница конвергентного и дивергентного мышления?

  1. Дивергентный тип начинает работу с некоторой неопределенности: того, что следует сделать и того, что необходимо получить. Включает в процесс мышления: разработку идеи, алгоритма и поиск ответов заново. Конвергентное использует готовый шаблон.
  2. Конвергентный тип направлен на проработку уже имеющегося алгоритма и получение строго определенного результата. Дивергентный – выходит за рамки общепринятого метода решения, подразумевает многомерность поиска.
  3. Конвергентное – критичность, однозначность ответа. Дивергентное – многовариантность, относительность смысла.

Дивергентное и конвергентное мышление. Примеры. Какой тип лучше?

Традиционный подход (конвергентность) более надежный, рациональный. На уровне символов получается точное их совпадение (например, две одинаковых формы слова). Дивергентное порождает множество новых способов использование объектов (символов), однако, результат требует проверки соответствия с действительностью, адекватностью восприятия.

Дивергентное мышление использует различные подходы по восстановлению «разрушенного» или искаженного текста (смысла), преобразование семантических единиц. Оперирование образами дает распознавание аналогий, использование аналогии в качестве принципа действия для другого механизма. Например, аналогия, «сердце — насос».

Конвергентное мышление – трансформация смысла осуществляется в рамках одной категории.

Дивергентное – трансформация между категориями на разных уровнях сознания (рефрейминг). Любое выражение может использоваться как метафора, так и как конкретное описание ситуации. В сфере рекламы и маркетинга используется ряд методов, направленных на воздействие субъективной (эмоциональной) сферы человека.

Оба вида мышления важны для продуктивной работы сознания и достижения целей . Сочетание обоих видов оперирования информацией можно продемонстрировать на примере композитора. Сначала композитор руководствуется идеей и вдохновением, создает новый музыкальный мотив. Затем он доводит свое творение до конкретных сочетаний нот в рамках готовой системы. Использует формально те же самые символы для записей, что и другие музыканты. Придерживается гармоничного звучания для общего восприятия. Один тип мышления дополняет другой. Бывает так, что сначала человек перебирает все возможные варианты решения задачи, и если они не подходят под его представления, он использует творческий (дивергентный) подход.

Завершая свое школьное образование, наши дети проходят через систему ЕГЭ, которая нацелена прежде всего на оценку способности механического воспроизведения заученного материала. Факты, даты, имена, формулы, - все это, вне всякого сомнения, должно быть усвоено каждым образованным человеком, стать его интеллектуальным багажом на всю жизнь. Однако смогут ли наши дети использовать этот багаж, превратить его из простого набора деталей в действенный инструмент, позволяющий ориентироваться в быстро меняющемся мире, оценивать множество переменных и в результате принимать правильные решения на основе выбора из нескольких альтернативных вариантов?

Это зависит от их умения использовать различные виды мышления.

Два вида мышления

Сорок с лишним лет назад американский психолог Дж.Гилфорд описал два различных вида мышления, которыми пользуется человек: конвергентное и дивергентное . Конвергентным он предложил назвать мышление, с помощью которого мы на поставленный вопрос находим единственно правильный ответ.

Иными словами, конвергентное мышление позволяет нам отвечать на простейшие, базовые вопросы: что? Кто? Где? Когда? В какой последовательности? При необходимости эти вопросы развертываются в более сложные конструкции, например, кулинарные рецепты, должностные инструкции и инструкции по пользованию техникой…

Такой вид мышления незаменим в повседневной жизни, он позволяет нам ориентироваться и действовать в однородной среде, в условиях повторяющихся явлений и в предсказуемых, ранее описанных ситуациях. На этой основе формируются четкие и мало подверженные изменениям алгоритмы, дающие нам возможность принимать правильные решения в привычной обстановке.

Именно такие навыки и воспитываются и закрепляются в школе и оцениваются с помощью системы ЕГЭ.

В отличие от конвергентного мышления , дивергентное ориентировано на работу в сложной среде, предполагающей наличие не единственного рабочего алгоритма действий, но некоего набора альтернативных вариантов, из которых необходимо выбрать оптимальный.

Сразу следует подчеркнуть, что потребность в умении эффективно пользоваться навыками дивергентного мышления особенно востребована сегодня, в условиях быстрого роста информационных потоков, постоянных изменений технологий. Все это настоятельно требует от каждого человека умения быстро адаптироваться, искать и находить нетривиальные решения, осваивать незнакомые навыки работы и общения.

Главные вопросы, с которыми имеет дело дивергентное мышление – это: как? Каким образом? Почему именно так? Зачем так, а не иначе? Можно ли как-то иначе? Что будет, если?

Заметим, что эффективно оперировать с подобными вопросами невозможно без базовых знаний, без того багажа, который собран с помощью конвергентного мышления . Дивергентное мышление дает нам возможность превратить этот багаж в полезные рабочие инструменты, пригодные к использованию в самых разнообразных, даже совершенно незнакомых нам ситуациях. Тем более, в тех, что не описаны в инструкциях, а таковых в нашей жизни большинство!

Как освоить приемы дивергентного мышления?

Сразу следует оговориться, что обучение навыкам дивергентного мышления требует особых методик, отличных от тех, что используются в подготовке к ЕГЭ. Простого, линейного усвоения знаний для этого недостаточно. Нужно научиться комбинировать эти знания, как детали конструктора.

Навыки дивергентного мышления позволят вам:

- оперировать информацией в ситуации неопределенности,
- генерировать различные подходы к поставленной задаче,
- понимать, что одну и ту же задачу можно решать разными способами,
- уметь отличать задачи с единственно правильным решением от задач, допускающие выбор оптимального решения из нескольких одинаково правильных,
- формулировать критерии оценки эффективности различных решений,
- оптимизировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации
и еще многое-многое другое.

Ученные-психологи установили, что для развития навыков дивергентного мышления у взрослых и у детей можно использовать весьма схожие методики. Например, в любом возрасте можно с успехом проделывать различные упражнения.

Вот ряд таких упражнения, доступные любому:

«В чужой обуви»

Постарайтесь взглянуть на ту или иную жизненную ситуацию или проблему со стороны, глазами другого человека. Представьте, как бы он оценил их, как стал бы действовать. При этом стремитесь понять разницу между вашими оценками и действиями и оценками и действиями другого человека.

Научиться «надевать чужую обувь» можно в процессе общения. Беседуя с людьми, стремитесь понять логику их рассуждений, причины высказываемых мим суждений. Осваивайте альтернативные точки зрения!

«Фотограф-профессионал»

В чем разница между фотографом-любителем и фотографом-профессионалом? Любитель ищет интересный кадр, фиксирует его и переходит к следующему. Профессионал же, найдя нужный ему кадр, будет «обрабатывать» его несколько раз, меняя ракурс, постановку, фильтры, расстояние и т.п. А затем, в спокойной обстановке, выберет из множества сделанных фотографий ту, что удовлетворит его в наибольшей степени.

Попробуйте использовать эту логику. Решая некую задачу, не останавливайтесь на первом варианте решения, каким бы здравым он ни представлялся. Отложите его и попробуйте еще несколько вариантов: вполне возможно, что найдется что-то и получше. Если же ни один из них не будет лучше первого, это только укрепит вас в вашем первоначальном выборе.

«Переписчик»

Попробуйте переписать только что прочитанный текст, стараясь сохранить содержащиеся в нем информацию и логику изложения, так, чтобы он выглядел как новый.