Лекции по гигиене и экологии человека. Лекции по гигиене - Елисеев

Гигиена

Гигиена Основная профилактическая дисциплина. Методы и задачи г. История развития. Современные роблемы.

Цели задачи, место современной системе занний. Со=храение зддоровья. Защита и укрепление здоровя человека. ОСновной профилактической медиыцино явл гигиена. Термин происходит от греч здоровье. Гигиена - искусство сохра7нять здоровье. Гигиена - Наука о здоровье разрабатывающая на основе взаимодействия организма с окруж средой нормтаивы и мероприятия по предупреждению заболевания и других нарушенй здоровья и созданию оптимальных условий для жизнедеятельности и самочувствия человека. Задачи:

1. Изучение факторов окружающей среды с точки зрения их воздействия на здоровье.

2. Изучение изменений здоровь индивидуумов и групп людей возникающих под действием факторов окружающей среды.

3. Изучение взаимодействи в системе оруж среды и здоровья человека.

4. Для прогнозировая изменение здоровья человека, САНИТАРНОЙ ситуации всвязи с изменением природной или антропогенной ситуации.

5. Научное обоснование мероприятий, нормативов, управленческих решений для устранения неблагоприятных факторов и создание оптимально положительных условий.

Гигиена дифференцировалась. Гигиеническая пропедевтика, гигиена окружающей среды, гигиена труда, гигиена етей и подростков, АВИАЦИОННАЯ, морская, профилактическая токсикология. САНИТАРНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ.

Современная гигиена ключает ряд дисциплин, объединенных общей целью, задачей, методами.

Санитария - это использование гигиенических знаний на практике.

Необходимый уровень обеспечивается государственными контрольными органами.

Каждый человек имеет право на здоровую окруж среду и возмещение ущерба за отсутствие. Закон о санитарно-эпидемиологичееском благополучие. Под санитарно-эпид благополуч подразумевается такое сост здоровья и среды обитания людей при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

Объекты и методы гигиенических исследований.

3 основных объекта здоровье, ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА и взаимодействие ежду человееком и окружающей средой.

Здоровье - динамический показатель.

Здоровье

1. Общебиологический уровень. Методический уровень. Характерен дл всего живого вида.

2.Популяционный уровень.

3. Индивидуальный уровень. Теоретический и практический подуровни.

Здоровье 1 - это интервал состояния в пределах которого количесвенные колеб\ания психофизиологичесих процессов способно удерживать живую истему на уровне функционльного оптимума.

Здоровье 2 - Это коллективное здровье. Характеризуетс медко статистическим и демограффическим показателем - смертность, рождаемость, естественный прирост бубыль, ПРЕДСТВОЯЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ жизни, РАЗЛ виды заболеваемости, инвалидность, физическое развитие. Показатели позволяют представить общую картину.

Здоровье 3 - Теоритическое: 1948г. Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Фактическое здоровье - это состояние организма, при котором люди пособны полноценно выплонять свои биологические и социальные функции, не переходя на Паталогический уровень саморегуляции. Основные категории для оценки - структура, ФУНКЦИя и адоптация.

Окружающая среда все то нас окружает и может прямо или косвенно воздействовать на жизнь человека. Включ все что есть на земле и в космосе.

Состоит из элементов и разделена на 2 большие группы: природные и социальные. Природные: Мех, физ, Хим и Био. Социльные ТРуда, БЫТА, Информация.

По степени антропогенного воздействия.

1. Природная или неизмененная.

2. Измененная человеком среда.

3. Искусственная окруж среда. - космические корабли, ПОДВОДЫНЕ ЛОДКИ.

Взаимодействие между окружающией средой и здоровьем человека.

НА человека действует множество факторов в комплексе.

Методы гигиены. РАзличают 4 специфичных метода:

1. Гигиеническое обследование.

2. Эпидемиологические методы

3. Метод гигиеничесого эксперимента.

4. Метод санитарной экспертизы.

1.Санитарное описание. Когда писывается окружающая среда.

Инструментально-лабараторное обследование.

2.(о причинахвозникновения и распространения заболевания) Методы геоинформационных систем

Croossection, когортные исследования, Метод Case-Control.

Проспективные и ретроспективные. Одномонетные и лонгитудинальные.

3. Натурный - в реальных условиях жизни, Лабараторный - на лабаратоных животных. Либо для изучения влияния актора на здоровье, либо для

4. Метод санитарной экспертизы. Решение определенного круга вопросов лицами, ВЛАДЕЮЩИМИ знаниями В определенной области.

Профилактика. Виды профилактики.

Профилактика предупреждения нежелательных происшествий и наоборот желательныйх. Комплекс государственных,общественных мед мероприятийй направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепления здоровья людей. Первичная, ВТОРИЧНАЯ и третичная. ППервичная - мегод направленынй на ликвидацию причин, вызывающих изменение здоровья и стимулирование факторов способствующих его укреплению. Осуществляется сем обществом

Вторичная профилактика заключ в раннем выялении заболевания проведении леч-оздоровительных мероприятий на раннних уровнях. Профилактика рецидивов и ослождений.

Индивидуальный уровень и общественный уровень.

Эмпириччеъский и научный с сер 19 века.

Эмпирический с незапамятных времен. В рукописях есть гигиенические требования. В др китае много профилактических мероприятий. В индии в аюрведе. Гиппократ писал о санитарных требованиях. В средневековой Европе упадок гигиенических знаний. Салернский кодекс здоровья. Авиценна. Пост средневековое Парацельс - болезни горняков. Паракст.

1844г. Первое руководство Леви. 1854г. Паркс руководство по экспериментальной гигиены.

Макс Петтенкоффер.в 1865 г. Основал первую кафедру гигиены.

А.П.Доброславлев. Франц Ф.Эрисман, Г.В. Хлопин 1.1871г первая кафедра гигиены в России, основатель эксперименатльного направления в Р. 2. Эрисман швейцарец. Окулист Решая вопросы близорукости у детей пришел к гигиеническим проблемам. В 1884 возглавил кафедру гигиены московского ун-та основоположник социальной гигиены. 3. Хлопин ученик Эрисмана. 7 лет возглавлял кафедру в Юрьевском ун-те (Татру) в 1903 году возглавил кафедру в ЖМИ.

Гигиена 2

Экология как предмет ее место современной системе знаний.

1866г. Эрнст Геккель. Предложил определение экологии. Экология - наука о доме.

С середины 20х годов 20в начала развиваться. Как комплексаная единая наука. Это наука о коиплексе взаимоотношений живых организмов между собой и с окружающей средой включа полный энергетический балланс внутри этой системы.

Экология представлена как комплкс эко специлаьных и общих дисциплиин, ВКЛЮЧАЯ ЭКО РАЗДЕЛЫ МНОГИХ ДРУГИХ научных.

Экология как экологическое мировоззренние, эко идеалогия.

Как комплеекс практических мер и мероприятий для защиты окружающей среды.

Экология - интегрирующая дисциплина.

История. Развивается эмпирически и научно. Эмпирически до 1866 года.

Научный можно разделить на 4 этапа. 1. 1866-1903 этап становления экологии как науки. Занимается изучением обитания видов.

2. 1904-1958 год. Появляется системный подход, формируется понятие биологического вида. Изученгие экологии отдельных видов в т.ч. человека.

3. 1959-1974 Системный анализ становится основным методом экологии. Широко развивается мзучение экологических систем.

4. С 1975 г по настоящее время. Этап экологического бума.Формируется экологическая политика, вкладываются деньги в эко проекты.

Классификация:

По размерам объекта изучения.

1. Ауэтоэкология - отдельная особь и окружающая ее среда

2. Популяционная экология - группа+среда

3. СИНЭКОЛОГИЯ объект изучениябиотические сообщества и их среда

4. Ландшафтная экология. Объект изучения - географические объекты с участием живого, крупные экосистемы.

5. Глобальая экология Биосфера в целом.

По отношению к предмету изучения.

По времени изучения.

Аналитичеся экология - в данный момент времени. (что имеет место сечас.)

Эволюционно динамическая.

Как развивался процесс.

Историчекая экология. Анализирует эко процессы в определенный экологически период.

Экология человека. Бюргесс и Парк предложили термн экология человека. Они понимали социальную экологию.

Экология человека - экто мплексная дисциплина, изучающа взаимоотношение человека (антропосистемы и биосферы на различных уровнях). Целью эко человека явл. Оптимизация взаимоотношений и создание диной. Устойчивой, гармоничной социоприродной системы.

Антропосистема - это человечество, как развивающееся целое. Включающее человека как биологический вид, его материальную и духовную культура, производительные силы и прозводственные отношения в обществе.

Биосфера.

Понятие о биосфере. Состав функционирование биосферы.

Живая сфера. Это оболочка земли на которой развивается органическая жизнь. Предложен Ламарком. 1875 год этот термин был заново введен в науку геологом Э. Зюссом. Основоположником современного понятия В.И, Вернадский. 1863 год. Кафедра геологии и почвоведении.

1926 год "БИосфера" 1946 "ХИмическое строение биосферы и его строение".

ОСновные источники энергии биосферы - 1. Энергия солнца 2. Распад естественных радиоактивных изотопов. 3. Энергия космического излучени.

Протяженность биосферы

Включает нижние слои атмосферы 10-15 км Всю гидросферу и литосферу до глубины до 5 км. Миллионы тонн живой материи и включает более 2 млн видов животных и полумиллиона растений. Обновление биомассы всреднем происходит в течении 15 лет. БИогъеоценоз - это часток биосферы на котором существует тесная взаимосвязь растений, ЖИВОТНЫХ и микроорганизмов.

Миеет строго определенные границы и однороден по топографическим, микроклиматическим, гидрологическим и биотическим параметрам.Кроме того в настоящее время используется понятие эко системы ввел в 1935 Тенсли.

2 смысла. 1. Ограниченная часть биосферы где существует тесная взаимосвзь живой и неживой природы. Размеры могут быть совершенно различны - микроэтосистемы - мезоэкосистемы - макроэкосистемы - биосфера.

Как научная модельреального биосферного обхекта любой сложности и степени локализации,обладающего определенной устойчивостью.

В экосистеме образуется последовательная цепь передачи энергии и атерии. Эта цепь передачи от одних организмов к другим получила название трофической пути. В реальных условиях это трофический цикл.

Основа любой цепи - организмы продуценты или автотрофы. В большинстве систем или выступают растения. ТАкже возможны использование процессов хемосинтеза. За ними следуют консументы разлиных порядков. Масса убывает от автотрофам к высшим хищником. Организмы редуценты переваривают органику до неорганики.

Кризис продуцентов преодолевается. Кризис редуцентов. Они не преспособлены к ращеплению того количества которое выбрасывается.

При выбросе стойких хим веществ его концентрация возрастер к вершине трофической цепи.

Любая экосистема состоит из двух частей Совокупность живого называетс биоценоз. Неживое - биотоп. Воздействие человека тносится к биотическим фактором. Системы с участием человека назыают антропоэкосистемой. Всее экосистемы подчиняются основным законам. Коммонер Б.

1. ТЕсная взаимосвязь.

2. Все куда-то должно деваться.

3. Ничто не дается даром

4. Природа знает лучше

Экологическа ниша - это место вида биосфере котора включает не только его положение в пространстве, но и функц роль как биотичеких, так абиотических факторов. Человек имеет экологической нишей всю землю. Всвязи с этим был предложен термин ноосфера - это оболочка земли, на которой существует разумная жизнь.

Экологически опасные факторы

Представляют собой такие воздествия окружающей среды. Которые способствуеют нарушеню в экосистемах, оказывают негативное влияние на жизнеспособность популяции и отдельных особей.

Физические, хиимические, биологические, информационные.Инф фактор это фактор любой природы который выступает как код жизненно важного собщения и поэтому дейтсвет сильнее чем переносиый им поток энергии и материи.

Современные проблемы экологии

1. Сильный рост человечества

1650 г. - 0.5 миллиарда.

Для утроения потребовалось 300 лет, ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО 70 лет.

2. Проблемы ресурсов.

Изменение структуры земной поверхности.

3. ПОверхность земли используется на нужды промышленности и сельскогохозяйсва. Изменение биосферы и ее веществ.

4. Изменение энерг балланса земли и отдельных регионов.

5 . Изменение биологиеских видов.

6. Создание новых видов

7. Животные перевозятся по земле

8. Возрастание частоты мутаций

Существует законодательстьва направленное на охрану окр среды. Россия 2002 год.

Территории крайних степений экологического неблагополучия: Зона чрезвычайной экологической ситуации и Зоны экологического бедствия.

Сост среды, зоровья населен и естественных эко систем.

ЧС - устойчивые отрицат измен окруж среды, представляющие угрзу здоровью наслнию и вызвывшие устойчивые отрицатеьлне изменения состояния эко сист.

Зоны бедствия

Необратимые измененмя окр среды, приведшие к существенному шхудшинют здоровья и разрушен экосистем.

Гигиена№3

Физические свойства воздушной среды их влияние на здоровье человека.

Воздушная среда является важнейшей компонентом окруж среды.

Значение: необходима для дыхания, воздух явл важнейшим климатообразующим фактором, оказывающим влиянием на процессы теплоощущения, обеспечивает защиту от коротковолнового уф излучения, космического излучения, некоторых других видов космической энергии, необходим для передачи сигналов, резервуар, для выбрасывания отходов деятельности человека.

Физические свойства воздуха

Солнечная радиации, барометрическое давление, ТЕМПЕРАТУРА, ВЛАЖНОСТЬ, подвижность воздуха, его электрическое состояние и ионизация. Физич свойства воздуха обладают высокой лабильностью в отличие от химического состава. НА улице образуют погоду, климат. Внутри помещения - микроклимат. Солнце - основной источник энергии на земле. Все виды лучистой энергии солнца - электромагнитные волны, распространяющиеся со скоростью 300 тыс м в сек. Большая часть приходится на 3 диапазона. УФ, видимый свет и ИК излучение.

Солнечная энергия огромна. Интенсивность солнечной энергии на границе земной атмосферы называется солнечной постоянной - 1.94кал на см2 в мин. при прохождении через атмосферу солнечная радиация теряет энергию. Степень потери зависит от угла наклона, массы воздуха и степени загрязнения атмосферы. Угол зависит от широты местности, времени года, времени суток. Загрязненность воздуха снижает радиацию. В зависимости от угла солнца над горизонтом меняется процентное распределение энергии по диапазонам на поверхности Земли. При 40 - уф 1% видимый 50% ик-59%. При 5 градусах(закат) - уф 0% видимый 28% ик 72%. Достигает как прямой так и рассеянный.

Рассеиваются в наибольшей степени УФ.

Отношение интенсивности отраженного излучения к интенсивности падающего на поверхность излучения называется альбедо.

Различные поверхности имеют различное альбедо. Свежевыпавший снег - альбедо 90%.

Гигиеническое значение отдельных диапазонов солнечной радиации.

УФ излучение. Биологическое и химическое значение.

От 10 до 400 нм.

200-400 химическая или фотохимическая область. Стимулирует железы внутренней секреции, образование гистамина, тканевых гормонов, пигментов. Спетр УФ излучения делят на 3 диапазона Область С 200-280нм. Область В Длина 280-320нм. Область А - 320-420 нм бактерицидное облучение.

Область В: преимущественное действие - эритемное -вызывает ожоги, имеет максимум витаминообразующей активности.

Область А загарная - пигментообразующая. Образование пигмента меланина. Недостаток вреден. Снижение настроения, остеомаляция при гиповитаминозе Д. Переоблучение оказывает отрицательное действие. Уф - этиологический фактор развития рака кожи. Оно приводит к обострению рада хронических заболеваний. Излучение может вызвать дефицит а.к., витаминов и т.д. Повышается количество перекисных соединений. Фотосинсибилизация и фотоаллергических реакций. Необходимо присутствие эндо и экзогенных факторов: заболевание печени, поджелудочной железы, энзимопатии, ведущие к накоплению порфиринов.

Экзогенные факторы - гудрон, пары асфальта, ряд красителей, горюче-смазочные материалы.

Видимый 400-760 нм. Большинство информации по этому каналу. Стимулирует деятельность. УВЕЛИЧИВАЕТ жизнеспособность. Определяет суточные ритмы деятельности организма. Тяжело переносится световое голодание. Тепловое действие. Длинноволновое и коротковолновое.

Длинноволновое задерживается поверхностными слоями кожи и вызывает ожог. Коротковолновая часть проникает более глубоко до 3 см и может вызывать разогрев более глубоких поверхностей. Опасен перегрев мозговых оболочек - солнечный удар. Опасен для хрусталика. Гиперемия, повышение газообмена, усиление функции почек, изменение функционального состояния нервной системы.

Ионизация воздуха полем атмосферы и наличием. Эл. Поле Земли характеризуется напряженностью и эта величина над градиентом электрич потенциала. Градиент потенциала у человека среднего роста 200 В. При предгрозовом состоянии 400000-600000 В на метр. Чрез тело человека идет постоянный ток сила тока 2 на 10 в -9 А.

Магнитное поле земли не позволяет проникнуть солнечному ветру.

Ионизация воздуха био действие ионизации воздуха. Под ней подразумевается наличие в воздухе заряженных частиц.

Основные ионизаторы: ионизирующая радиация от изотопов в коре, космическое излучение, коротковолновое излучение, открытое пламя, нагретые поверхности, электрические разряды, процессы трения.

Легкие и тяжелые (лонжевена) ионы..

Для гигиенической харак. применяется содержание и масса ионов различных знаков, коэфф униполярности и загрязнения. Чистый воздух содержит 1 - 3000 пар легких ионов в кубометре. Коэфф униполярности - соотношение положительных к отрицательным. В истом воздухе от о1.2 до1.3 Коэффициент загрязнения это отношение суммарного количества тяж ионов к легких ионов того же знака. Не должен превышать 50. В чиста воздухе количество легких ионов более 4000 а коэфф загрязнения не более 10. Вдыхание чистого воздуха вызывает лечебный эффект, УВЕЛИЧЕНИЕ числа эритроцитов, норм окислительно-восстановительных реакций. Чрезмерное улевичение оказывает отрицательное воздействие. Более опасна ионизация загрязненного воздуха.

Атмосферное давление.

Давление которое оказывает атмосфера на единицу площади ср 760 мм.рт.ст. Межсуточные не превышают 10-30 мм. НЕ оказывают на здоровых губительного действия.

Пониженное барометрическое давление. В горных условиях и при разгерметизации самолета. При снижении парциального давления кислорода. Горная болезнь. Снижается парциальное давление кислорода в альвеолярном воздухе.

Симптоматика горной болезни различна. Может возникать вялость, сонливость, слабость. Может быть эффект эйфории, немотивированные поступки, слабость, апатия, вялость мышц, тремор, галлюцинации, сердечно-легочная недостаточность. Смерть от остановки дыхания и сердца. Максимально быстро вниз, портативные кислородные аппараты. Полусогнутое положение, максимально согреть. Профилактика - адаптация. Повышенное давление.

Водолазы, ныряльщики, работа в кессонах. Спуск 10м - одна дополнительная атмосфера. Увеличивается растворение газов в крови.

Гигиена№4

Больничная гигиена

Это раздел гигиены, РАЗрабатывающий требования к размещению, планировки и сан тех оснащению лпу с целью создания оптимальному содержанию больных, их выздоровлению и удобной работе врачей.

Многопрофильны и специализированные стационары.

2 принципа.

1. Для больного должны быть создыны оптимальные условия, исключение неблагоприятных факторов.

2. ЛПУ производственная среда для мед персонала.

Исключение возможных профессиональных заболеваний.

Требования к земляным участам.

Ситуационный план Размещение больницы на территории города.

Соматического профиля - услуги госпитализированным больным и населению района. В жилой зоне. Спец комплексы свыше 1000 коек. Спец. стационары в пригородах или 500 метров от жилой зоны. Удален от источников заргязнения. Сухой, чистый. С наветреной стороны от источников загрязнения.

Требование к планировке и зстройке больничного участка. Генеральный план - размещение зданий больницы на территории больницы. Площадь зависит от мощности, от системы больничного стороения, от профиля. Принцып зонирования - зона лечебных корпусов для неинфекц больных, садово-парковая, хозяйственная, зоны лечебных корпусов для лечебных больных, зона поликлиники, зона патана, зона радиологии. Под здани 12-15% под зеленые насаждения не менее 60% Поликлиника ближе к периферии и отдельный вход. Патологоанат не менее 30м отдельный вход. Радиологич комплекс не менее 25м.

Перифирия не менее 30 метров. Если в составе есть акушерское, КВД, детский, психосоматика и радиология, должны размещаться в отдельно стоящих зданиях.

ЛПУ централизоанного типа - из 1 здания - все или большинство отделнений больницы. Быстрое распространение инфекции.

Децентрализованного типа. Хороши в плане профилактики, но дорого, трудны в облуживании, нерациональное использование оборудования.

Смешанного типа. Из нескольких знаний.

Структура и планировка помещений должна исключать возможность перекрещивания чистых и грязных потоков.

Особенности приемного отделения.РЕгистрация, МЕД ОСМОтр, сан обработка, оказ мин помощи. НА первом этже в изолироанной части, возле въезда. В инфекционных и детски больницах через приемно-смотровой бокс. НАружный тамбур, СМОТРОВАЯ, УБОРНАЯ И ПРЕДБОКС (шлюз для входа персонала).

ДЕтская, НФЕКЦ, КВ, акушерство и психиатрия имеют свои отдельныре приемные покои и свои вывески.

Принцип поточности движения поступающих и выписывающихся больных. НЕ должны пересекаться.

Палатная секция. ОСновной структурный элемент больницы. НА 30 коек. Только с одним заболеванием. В состав палатной секции входят вспомогательные помещения, ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ помещения, коридор. Отделения состят из 1 или 2 палатных секций.

Палаты не более 4 коек. В секции должна быть изоляционная палата на 1 койку. Площадь на одну койку. ОДнокоечная без шлюза 9 со шлюзом 12. Многокоечная 7м.

Хирургическое отделение и оперблок. ОПерблок - структурное подразделение любого хирург отдления. В изолироанном здании либо в блоке пристройке или в изолированных секциях в составе корпуса. Отделения не должны быть проходными. Исключена ориентация окон оперблока на юг, юговосток и югозапад.

Вход в оперблок. Персонал через санпропускник. БОльные - через шлюз. Оперблок состоит из септического отделения. Непроходное. Операционное и вспомогат отделение.

Асептическое - операционная и вспомогат помещен. Во внутр помещениях должен строго соблюдаться принцип зонировани. Зоны 3 1. Зона стерильная - помещение самой операционной 2. Зона строгого режима - пред и пост операционные палаты. Проводится красная черта. Зона грязных помещений.

При размещении операционных друг над другом септическую операционную всегда выше асептической или на верхних этажах корпуса.

Все помещения в опреблоке располагаются последовательно порядке возрастания асептических условий.

Общего профиля - 36 м.кв. На один операционный стол. Санпропускник м и Ж. Душ, операционная, помещение после операционной.

Потоки в оперблоках.

1. Стерильный это проход для хирургов и операционных медсестер

2. Чистый. Доставка больного. Анестезиологов, МЛАДШЕГО технич пресонала

3. Грязный удаление грязного белья, отходов, ПЕРЕВЯЗОЧНОГО материала

Все потоки обеспечиваются разными лифтами.

Особенности планировки родильного дома.

Четкое раздление помщений на группы.

1. Прием рожениц

2. Родовое физиологич помещ

3. Послеродовое отделение

4. Обсервационное отделение

5. Выписка

В приемном отделении попадает в фильтр. Из фильтра 2 выхода 2 потока пойдет: 1 поток в обсерационное отделение - грязный поток

Чистый поток в физиологическое отдление и паталогия беременных. Обсерация на первом этаже и смещено либо на верхнем этаже.

Все помещени надо предусматривать отдельно как для физиологическом, ТАК И ДЛ обсервационном. 2 потока выписывающихся 1. Из обсервации 2. Из физиологического отделения. Площадь родовой 24 на койку. Поле приема родов - дезинфекция. Стерильные комплекты - одноразовые.

Обсервация пропускник с душем и полеродовые палаты только по типу боксов или полубоксов.

Особенности детского отделения

Только свой приемный покой. ДЕти надесткое отделене идут только через боксы или полубоксы. В детском отделении придусматриается в каждой палатной секции 2 боксаили полубокса. Кажда секция строго изолирутеся. Палаты для детей до года не более 2 коек. Площадь на 1 койку 6 м.

Особенности устройст инфекционного отделени.

Задачи 1. Вылечить 2. изолировать. Все инфекц отделения располагаются в отдельно стоящих зданиях. Прием только приемно-смотровых. Для персонала сан пропускник. ДИагностические боксы. Выписка отдельно для каждой секции и отдельно из комплекса.

Изоляция.

Высококонтагиозные инфекции.

Бокс для полной изоляции больных.

Средне контагенозности - скарлатина, КИШЕЧНАЯ инфекци. Частичная изолция больного

НИзко контагиозности - в палатах дл инфекционных больных. Сост из палат.

БОксы на 1 койку 22 на две 27. Изз наружного тамбура. БОльной поступает бокс с улицы через наружны тамбур. Санузел, ТУАЛЕТ И ДУШЕВАЯ. Внутренний тамбур. Больной выписывается на улицу.

« Личная гигиена школьника »

Цель: формирование у младших школьников верных представлений о гигиене. Привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом человека.

Ход занятия.

Медицинский работник :

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить о правилах личной гигиены. Личная гигиена - совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда , занятия физкультурой , регулярные приемы полноценной пищи , чередование труда и активного отдыха , полноценный сон .

К личной гигиене относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, постельного белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи. Первоочередным является соблюдение чистоты тела. Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов. Грязная кожа может принести вред здоровью. И, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать.

Воспитатель:

Отгадайте ребята загадки:

Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было - Что, ребята? (Мыло)

Чтобы не было беды,

Жить нельзя нам без... (Воды)

На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю. (Мочалка)

Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

С волосами я дружу

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа,

А зовут меня … (Расческа)

Мыло и вода – это основные средства для очищения кожи. Для мытья пользуются туалетным мылом, предпочтительнее мягкая вода. Мыться в ванне или бане с применением мыла и мочалки необходимо не реже одного раза в неделю; после мытья обязательно меняют нательное белье. При мытье, особенно с применением мочалки, кожа массируется, что улучшает ее кровоснабжение и общее самочувствие человека. Ноги моют с мылом на ночь, лучше ежедневно, особенно летом. Волосы лучше мыть в мягкой воде. Уход за полостью рта помогает сохранить зубы здоровыми. Чистят зубы ежедневно утром и вечером, полощут рот после еды.

Медицинский работник:

Важное место в личной гигиене занимают соблюдение чистоты нательного белья , одежды , ежедневная смена носков (колготок). Чистота тела и одежды немыслима без соблюдения чистоты в жилых комнатах, кухне , в классе , спальне, столовой.

Каждому члену семьи рекомендуется иметь отдельные полотенца (личное и банное); смену постельного белья приурочивают к посещению бани . Рекомендуется также перед сном менять дневное нательное белье на ночную сорочку (пижаму).

Все эти гигиенические мероприятия, необходимые повседневно, приобретают особое значение в тех случаях, когда в семье кто-нибудь заболевает, т. к. нарушение требований гигиены может отрицательно сказаться на вашем здоровье .

Воспитатель:

Давайте прочтем пословицы о чистоте и здоровье:

В здоровом теле - здоровый дух.

Кто аккуратен, тот людям приятен.

Чаще мойся, воды не бойся.

Мыло серо, да моет бело.

Будет мыло пениться, грязь куда-то денется.

Чаще руки мой, грязь вся смоется водой.

Где чистота, там и здоровье.

Помните, что соблюдение правил гигиены поможет нам быть здоровыми.

Е.Л. ИГАЙ

Гигиена и Экология человека

(курс лекций)

Учебное пособие для преподавателей и студентов

образовательных учреждений среднего профессионального

образования, обучающихся в медицинских техникумах и колледжах

Минусинск, 2012 г.

Предисловие

Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека

Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека

Основы общей экологии

Экологические факторы и здоровье населения

Раздел 2 Гигиена окружающей среды

Атмосферный воздух и его физические свойства

Химический состав воздушной среды и его гигиеническое значение

Экологическое значение воды

Гигиеническое значение воды

Экологическое значение почвы

Гигиеническое значение почвы

Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания

Питание и здоровье человека. Значение основных пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма. Роль витаминов и минеральных веществ. Основы рационального питания. Режим питания

Санитарно-гигиенические требования к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов. Пищевые отравления

Заболевания, связанные с характером питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание

Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. Классификация основных форм трудовой деятельности

Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Гигиенические требования к оптимизации условий труда женщин и подростков. Производственный травматизм и меры борьбы с ним.

Гигиена труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях

Раздел 5. Урбоэкология, экологические и гигиенические проблемы жилища, лечебно-профилактических учреждений

Особенности формирования городской среды. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды населенных мест. Гигиенические требования к жилым помещениям.

Гигиенические требования к лечебно- профилактическим учреждениям

Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена

Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и пути их формирования. Методы, формы и средства гигиенического воспитания

Основы личной гигиены здорового человека.

Раздел 7. Гигиена детей и подростков.

Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Школьная зрелость.

Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.

Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии могут оказать действенную помощь в процессе лечения, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний. Знание гигиены поможет ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков, умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других на сохранение и укрепление здоровья.

В предлагаемом учебном пособии последовательно и доступно излагаются основные вопросы экологии человека и гигиенических знаний в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме.

Методологической основой подготовки пособия послужила Примерная программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека», разработанная в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования для специальности 060101 «Лечебное дело», и 060109 «Сестринское дело. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для указанных специальностей. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, рассчитанным на 40 часов теоретических аудиторных занятий, в пособие включено 20 лекционных тем по гигиене и экологии человека.

Тематика лекций объединена в 7 разделов.

В 1 разделе излагаются основы общей экологии и в частности экологии человека, как места его обитания, дыхания, питания, водопотребления и др. Иллюстрируются экологические факторы и их воздействие на здоровье человека. В отличие от экологии гигиена изучает действие этих факторов на здоровье и разрабатывает рекомендации по оздоровлению условий жизни и профилактике заболеваний. Вопросами практического претворения в жизнь гигиенических норм и правил занимается санитария, которая определяет уровень санитарной культуры человека.

Второй раздел посвящен экологической характеристике воздуха и его гигиеническому значению. Уделено внимание проблемам нарастающего загрязнения атмосферы. Иллюстрируется экологическое значение воды для человека, в частности отдельных водоисточников и их гигиеническая характеристика. Раскрывается важное значение почвы для здоровья человека с экологических и гигиенических позиций, действующей через пищевую цепочку.

Особое внимание проблемам питания уделено в 3 главе. Анализируются особенности современного питания в условиях гиподинамии, структура рационального питания, механизмы возникновения и особенности пищевых отравлений.

Учитывая высокую интенсификацию труда в современных лечебно-профилактических учреждениях, средние медицинские работники должны хорошо знать положения охраны труда, влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека, гигиенические требования к рациональному труду и отдыху. Этим вопросам посвящена 4 глава.

Экологические и гигиенические особенности проживания в современных городах и жилищах, их роль в возникновении патологии, особенно у детей, анализируются в 5 главе. Тут же отмечаются гигиенические проблемы лечебно-профилактических учреждений.

Актуальнейшей проблеме государства и здравоохранения – формированию здорового образа жизни посвящена 6 глава. Изучаются компоненты здорового образа жизни, методы, формы и средства их гигиенического воспитания.

В 7 разделе рассматриваются анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, методы оптимизации режима дня детей различного возраста. Достаточно уделяется внимания гигиеническим требованиям к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных и учебных заведений.

Каждая тема содержит перечень контрольных тестовых вопросов по уточнению уровня восприятия студентами материала.

В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам гигиены в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки.

Учебное пособие рассчитано для преподавателей дисциплины «Гигиена и экология человека» и студентов средних медицинских заведений по специальностям 060101 Лечебное дело, и 060109 Сестринское дело . Предполагается, что преподаватель самостоятельно будет определять объем учебного материала, излагаемого во время теоретического занятия, взяв за основу лекционный материал данного сборника. В то же время материал, не включенный в содержание занятия, можно предложить студентам как основу для внеаудиторной самостоятельной работы, для которой рационально использовать дополнительную литературу из прилагаемого списка.

Раздел 1. ПРЕДМЕТ ГИГИЕНЫ И ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА

Тема № 1: ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И СОДЕРЖАНИЕ ГИГИЕНЫ, ЭКОЛОГИИ И

ЭКОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

Терминология и структура дисциплины

    Роль экологии и гигиены в системе наук, изучающих природную среду.

    Задачи экологии и гигиены.

    Методы гигиенических исследований.

    Гигиеническое нормирование.

УМЕТЬ:

Использовать полученные знания в просветительской работе

    Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

    Основные исторические этапы развития экологии и гигиены.

    Основные законы гигиены.

    Методы гигиенических исследований и гигиеническое нормирование.

    Роль среднего медицинского работника в просветительной работе с населением.

      Определение понятий экология, экология человека и гигиена. Предмет и содержание экологии, экологии человека и гигиены.

Экология (греч. – учение о доме) – это наука об отношениях растительного мира и животных организмов и образованных ими сообществ между собой и с окружающей средой. Термин «экология» предложен немецким ученым Э. Геккелем в 1866 г. В целом, проблемы большой экологии охватывают все вопросы жизнедеятельности всех живых организмов. Поэтому по отношению к предметам изучения экология подразделяется на экологию любого живого существа- микробов, растений, животных и т.д.

Нас интересует экология человека , которая изучает влияние факторов окружающей среды на человека и в свою очередь влияние человека и групп людей на окружающую среду. С ней тесно связана медицинская экология , изучающая болезни человека, вызванные загрязненной средой, и способы их предупреждения. Здоровье населения на любой территории – лучший показатель состояния среды его обитания.

Понятие «гигиены» восходят в глубокую древность. Гигиея – дочь бога медицины Асклепия, изображавшаяся красавицей с чашей в руке, обвитой змеей – богиня здоровья, лечившая солнцем, водой и воздухом, соблюдением чистоты тела. Другая ее сестра – Панацея – лечила лекарствами.

Гигиена (греч. – здоровый) – это область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая мероприятия по профилактике заболеваний, оздоровлению условий жизни и труда человека, сохранению его здоровья и продлению жизни.

    Взаимосвязь экологии, экологии человека и гигиены и их место в системе медицинских и биологических наук. Задачи экологии и гигиены. Санитария.

Экология человека – это часть экологии – т. е. всей жизни на Земле. Если наука экология изучает способы жизни и выживания всех живых существ на Земле, то экология человека - изучает, как выжить человеку, особенно в эпоху перенаселения и увеличивающегося загрязнения Земли. Проблемой экологии человека является поиск методов нравственного и духовного воспитания человека, чтобы он осознал свое место в природе и не портил ее. Медицинская экология является составной частью экологии человека, изучающая экологические болезни человека.

Если для человека экология – это место проживания с ежесекундным общением с окружающими факторами –микроклиматом, воздухом, водой, пищей и др., с которыми организм ведет постоянное соприкосновение и борьбу за выживание, то гигиена – это инструмент, который изучает влияние условий жизни человека в экологической обстановке, как они влияют на его здоровье, работоспособность, продолжительность жизни, и на основании этого изучения разрабатывает рекомендации по снижению риска вредного влияния окружающей среды на здоровье.

Санитария – это практическое претворение в жизнь гигиенических норм и правил. Если гигиена – наука с рекомендациями по сохранению и улучшению здоровья, то санитария – это практическая деятельность человека, с помощью которой достигается выполнение гигиенических правил. Но в жизни «знаю и выполняю/но не выполняю» или «не знаю и не выполняю» – это и есть уровень санитарной культуры человека.

Используя гигиенические знания, санитария помогает человеку выжить, продлить жизнь и размножиться.

Во взаимоотношении этих дисциплин можно ориентироваться с помощью следующих девизов: «ЭКОЛОГИЯ – ЖИВУ!», «ГИГИЕНА – ЗНАЮ КАК ДЕЛАТЬ!» и «САНИТАРИЯ – А ДЕЛАЮ ВОТ ТАК!».

Еще один пример на взаимоотношение этих дисциплин: укус комара – это экология; знаю, что он может вызвать малярию, надо сделать прививку – это гигиена; прихлопываю/не прихлопываю его, делаю/не делаю прививку от малярии – это санитария.

Поэтому все последующие наши лекции будут строиться из трех направлений или разделов: экологический раздел – изучение факторов окружающей среды и их свойств; в разделе гигиены – изучение воздействия этих факторов на здоровье человека и раздел санитарии – ознакомление с рекомендациями по способам и методам ограничения этих вредных воздействия и развития полезных навыков.

Подготовка современного фельдшера, акушерки или медсестры в современных условиях немыслима без гигиенических знаний, которые тесно связаны с экологическим мировоззрением, профилактикой и клинической медициной. Гигиенические знания касаются вопросов питания, труда, устройства больниц, здорового образа жизни и т.д. Познав их, вы поймете, что на первом месте идут гигиенические рекомендации по формированию здорового образа жизни, а потом лекарства.

Поэтому медицинский работник в области гигиены и экологии человека должен знать :

    основные экологические факторы окружающей среды, действующие на человека в местах его проживания и труда;

    закономерности влияния этих факторов на здоровье человека;

    способы санитарно-гигиенической оценки экологических факторов, в окружении которых живет и трудится человек, чтобы предвидеть появление болезни и дать рекомендации как избежать или снизить риски для здоровья воздействий факторов;

    методику санитарно-просветительной работы и уметь проводить ее среди людей с учетом экологических факторов и соответствующих им санитарно-гигиеническим рекомендациям.

В процессе изучения гигиены вы узнаете, что у значительной части населения отсутствуют элементарные экологические знания, что и определяет развитие у конкретного человека развитие определенной болезни. Опираясь на знания анатомии, физиологии, биологии и других предметов, которые вы изучите в училище, вы получите знания (а желательно, и убеждения!), необходимые для вашей профилактической деятельности, которые помогут бороться с болезнями, давать рекомендации по формированию здорового образа и самим оставаться здоровыми и служить образцом для подражания.

      Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

На Руси гигиена как система навыков зародилась раньше, чем на Западе. Петр 1 ввел систему медико-санитарного обеспечения Армии, поскольку во всех армиях мира большое количество солдат гибло не в сражениях, а в болезнях (холера, дизентерия, тифы).

В развитии гигиены большую роль сыграли основоположники русского здравоохранения – терапевт М.Я. Мудров и акушер С.Г. Зыбелин

Необходимо знать о деятельности трех отечественных ученых, сыгравших основополагающую роль в развитии отечественной гигиены.

А.П. Доброславин (1842-1889 гг) – создал первую кафедру гигиены (1871) при Петербургской ВМА; издал первый русский учебник по гигиене, стал издавать журнал «Здоровье», открыл первую экспериментальную гигиеническую лабораторию, организовал Русское общество по охране народного здоровья и женского врачебного образования в России; разрабатывал основы коммунальной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман (1842-1915 гг) – основал кафедру гигиены при Московском университете (1882 г), Гигиенический институт с городской санитарной станцией для исследования пищевых продуктов, воды и почвы; разрабатывал проблемы школьную гигиену и гигиены питания; издал трехтомное руководство по гигиене.

Г.В. Хлопин (1863-1929 гг) – ученик Эрисмана, поставил гигиену на обязательные лабораторные исследования и эксперимент, издал руководства по основам гигиены и общей гигиене.

В 1922 г. впервые в мире в СССР вышел государственный закон «О санитарных органах республики», который на государственном уровне обязал соблюдать вопросы гигиены и ввел государственный санитарный надзор. Деятельность санэпидслужбы в СССР была одна из самых эффективных в мире.

Принятие новой Конституции Российской Федерации (1993) потребовало пересмотра и ряда положений в сфере обеспечения санэпидблагополучия населения В настоящее время основу санитарного законодательства как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду составляет Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999). В настоящее время санитарное законодательство включает в себя 11 федеральных законов, 165 региональных законов и свыше 3 тыс. санитарных правил и иных нормативных правовых актов.

В 2004 г. образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению функции контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Государственный санитарный надзор осуществляется в двух формах: а) предупредительного санитарного надзора – контроль за проектами, строительством, производством будущих изделий и б) текущего санитарного надзора – повседневного, планового и целенаправленного за действующими объектами. Роспотребнадзор представляет собой единую централизованную государственную систему, основной функцией которой является реализация государственной политики по обеспечению безопасности окружающей среды и снижение рисков для общественного здоровья. Сюда включаются такие виды деятельности, как санитарное нормирование, санитарный надзор, санитарно-гигиенический мониторинг, государственная регистрация и сертификация, исследование и испытание веществ и продукции, представляющих потенциальную опасность для человека и др. При этом осуществление практических мер по предупреждению эпидемий и их последствий, а также по охране окружающей среды возложено на субъекты Российской Федерации и является их обязательством.

В настоящее время Роспотребнадзор объединяет 2218 Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), которые объединены в 90 территориальных управлений – по числу регионов и 1 - на железнодорожном транспорте. Кроме того, деятельность санэпидслужбы обеспечивают 21 научно-исследовательский институт (научные центры). Основной целью этих органов является обеспечение санитарно-эпидемического благополучия, предупреждение и ликвидация опасных и вредных влияний среды обитания человека на его здоровье. Это обеспечивается повседневным контролем за средой обитания человека и его здоровьем и управлением санитарно-эпидемической ситуацией на местах. Ведущим направлением деятельности госсанэпидслужбы в последнее время стал санитарно-гигиенический мониторинг по контролю за окружающей средой и оценкой рисков воздействия различных факторов на организм человека.

      Основные законы гигиены

Шесть законов гигиены по влиянию на окружающую среду для запоминания можно объединить в три «отрицательных», два – «положительных» и один – «технологический».

«Отрицательные» законы:

    Закон отрицательного воздействия на окружающую среду деятельности людей: производственной и бытовой. Чем ниже научно-технический прогресс в стране, тем сильнее загрязнение окружающей среды и ее воздействие на здоровье живущих тут людей.

    Закон отрицательного влияния на окружающую среду природных экстремальных явлений – вулканов, землетрясений, вспышек на солнце и т.д.

    Закон отрицательного воздействия загрязнений окружающей среды на здоровье населения: какие бы не были эти загрязнения, они снижают иммунитет, вызывают частые заболевания, ускоряют старость и смерть.

«Положительные» законы:

    Закон положительного влияния на окружающую среду человеческого общества – оно вынуждено, чтобы выжить, принимать законы и меры по ограничению вредного влияния научно-технического прогресса на человека, снижая уровень загрязнений.

    Закон положительного влияния природных факторов - солнца, воздуха, воды и качественной пищи – на здоровье человека

«Технологический» закон:

    Нарушение здоровья населения (болезнь, нарушение иммунитета и т.д.) возможно при наличии 3-х движущих сил: а) источника вредности; б) факторов и механизмов передачи этих вредностей и в) восприимчивого организма.

Гигиена и экология человека (курс лекций) учебное пособие для преподавателей и студентов

Е.Л. ИГАЙ

Гигиена и Экология человека

(курс лекций)

Учебное пособие для преподавателей и студентов

Образовательных учреждений среднего профессионального

образования, обучающихся в медицинских техникумах и колледжах

Минусинск, 2012 г.

Стр.
Предисловие
Раздел 1. Предмет гигиены и экологии человека
Тема № 1 Введение. Предмет и содержание гигиены, экологии и экологии человека
Тема № 2 Основы общей экологии
Тема № 3 Экологические факторы и здоровье населения
Раздел 2 Гигиена окружающей среды
Тема № 4 Атмосферный воздух и его физические свойства
Тема № 5 Химический состав воздушной среды и его гигиеническое значение
Тема № 6 Экологическое значение воды
Тема № 7 Гигиеническое значение воды
Тема № 8 Экологическое значение почвы
Тема № 9 Гигиеническое значение почвы
Раздел 3. Экологические и гигиенические проблемы питания
Тема № 10 Питание и здоровье человека. Значение основных пищевых веществ в обеспечении жизнедеятельности организма. Роль витаминов и минеральных веществ. Основы рационального питания. Режим питания
Тема № 11 Санитарно-гигиенические требования к пищеблокам лечебно-профилактических учреждений. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов. Пищевые отравления
Тема № 12 Заболевания, связанные с характером питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание
Раздел 4. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека. Классификация основных форм трудовой деятельности
Тема № 13 Основные понятия о производственных вредностях и профессиональных заболеваниях. Гигиенические требования к оптимизации условий труда женщин и подростков. Производственный травматизм и меры борьбы с ним.
Тема № 14 Гигиена труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях
Раздел 5. Урбоэкология, экологические и гигиенические проблемы жилища, лечебно-профилактических учреждений
Тема № 15 Особенности формирования городской среды. Основные мероприятия по оздоровлению окружающей среды населенных мест. Гигиенические требования к жилым помещениям.
Тема № 16 Гигиенические требования к лечебно- профилактическим учреждениям
Раздел 6. Здоровый образ жизни и личная гигиена
Тема № 17 Компоненты здорового образа жизни (ЗОЖ) и пути их формирования. Методы, формы и средства гигиенического воспитания
Тема № 18 Основы личной гигиены здорового человека.
Раздел 7. Гигиена детей и подростков.
Тема № 19 Анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста. Состояние здоровья и физическое развитие детей и подростков. Школьная зрелость.
Тема № 20 Гигиенические требования к планировке, оборудованию и содержанию детских учреждений.
Литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

Средние медицинские работники, владеющие знаниями в области экологии могут оказать действенную помощь в процессе лечения, доводя до населения экологические представления о механизме происхождения болезненных состояний. Знание гигиены поможет ориентироваться в выборе рациональных рекомендаций по коррекции здоровья и выработке у населения санитарных навыков, умело использовать правила гигиены при реализации мероприятий по снижению отрицательных воздействий вредных факторов и усилению положительного влияния других на сохранение и укрепление здоровья.

В предлагаемом учебном пособии последовательно и доступно излагаются основные вопросы экологии человека и гигиенических знаний в виде лекций, составленных в доступной для изложения и понимания форме.

Методологической основой подготовки пособия послужила Примерная программа учебной дисциплины «Гигиена и экология человека», разработанная в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников базового (повышенного) уровня среднего профессионального образования для специальности 060101 «Лечебное дело», и 060109 «Сестринское дело. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования для указанных специальностей. В соответствии с Государственным образовательным стандартом, рассчитанным на 40 часов теоретических аудиторных занятий, в пособие включено 20 лекционных тем по гигиене и экологии человека.

Тематика лекций объединена в 7 разделов.

В 1 разделе излагаются основы общей экологии и в частности экологии человека, как места его обитания, дыхания, питания, водопотребления и др. Иллюстрируются экологические факторы и их воздействие на здоровье человека. В отличие от экологии гигиена изучает действие этих факторов на здоровье и разрабатывает рекомендации по оздоровлению условий жизни и профилактике заболеваний. Вопросами практического претворения в жизнь гигиенических норм и правил занимается санитария, которая определяет уровень санитарной культуры человека.

Второй раздел посвящен экологической характеристике воздуха и его гигиеническому значению. Уделено внимание проблемам нарастающего загрязнения атмосферы. Иллюстрируется экологическое значение воды для человека, в частности отдельных водоисточников и их гигиеническая характеристика. Раскрывается важное значение почвы для здоровья человека с экологических и гигиенических позиций, действующей через пищевую цепочку.

Особое внимание проблемам питания уделено в 3 главе. Анализируются особенности современного питания в условиях гиподинамии, структура рационального питания, механизмы возникновения и особенности пищевых отравлений.

Учитывая высокую интенсификацию труда в современных лечебно-профилактических учреждениях, средние медицинские работники должны хорошо знать положения охраны труда, влияние производственных факторов на здоровье и жизнедеятельность человека, гигиенические требования к рациональному труду и отдыху. Этим вопросам посвящена 4 глава.

Экологические и гигиенические особенности проживания в современных городах и жилищах, их роль в возникновении патологии, особенно у детей, анализируются в 5 главе. Тут же отмечаются гигиенические проблемы лечебно-профилактических учреждений.

Актуальнейшей проблеме государства и здравоохранения – формированию здорового образа жизни посвящена 6 глава. Изучаются компоненты здорового образа жизни, методы, формы и средства их гигиенического воспитания.

В 7 разделе рассматриваются анатомо-физиологические особенности детского и подросткового возраста, методы оптимизации режима дня детей различного возраста. Достаточно уделяется внимания гигиеническим требованиям к планировке, оборудованию и содержанию детских дошкольных и учебных заведений.

Каждая тема содержит перечень контрольных тестовых вопросов по уточнению уровня восприятия студентами материала.

В список литературы включены право-установочные документы и основные литературные источники по актуальным проблемам гигиены в изложении, доступном для восприятия студентами среднего профессионального уровня подготовки.

Учебное пособие рассчитано для преподавателей дисциплины «Гигиена и экология человека» и студентов средних медицинских заведений по специальностям 060101 Лечебное дело, и 060109 Сестринское дело

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Конспекты лекций для медицинских вузов Е.Н. Коршевер В.Н. Шилов ГИГИЕНА Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2005

2 УДК ББК К70 К70 Коршевер Е.Н. Гигиена: учеб. пособие для студентов высш. мед. учеб. заведений /Е.Н. Коршевер, В.Н. Шилов. М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, с. (Конспекты лекций для медицинских вузов). ISBN Х. Агентство CIP РГБ. Пособие знакомит студентов с закономерностями влияния факторов окружающей среды на здоровье человека, основными положениями гигиены и экологии человека; учит оценивать санитарно-эпидемиологическое благополучие различных групп населения. Для студентов высших медицинских учебных заведений. УДК ББК ISBN Х Произведение публикуется с разрешения ЗАО «Литературное агентство «Научная книга» Коршевер Е.Н., Шилов В.Н., 2005 ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005 Серия «Конспекты лекций для медицинских вузов» и серийное оформление. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005 Макет. ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005 Учебное издание Коршевер Ефим Натанович, Шилов Владимир Николаевич ГИГИЕНА Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений Зав. редакцией С.В. Платонов Художник обложки Е.В. Гусейнов Компьютерная верстка Е.В. Чичилов Корректор Т.Я. Кокорева Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС». Лицензия ИД от Санитарно-эпидемиологическое заключение Д от Сдано в набор Подписано в печать Формат 60 90/16. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 13,5. Тираж экз. (1-й завод экз.). Зак. Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, Москва, просп. Вернадского, 88, Московский педагогический государственный университет. Тел.: , ; тел./факс: ГУП Республиканская типография им. П.Ф. Анохина, Петрозаводск, ул. «Правды», 4.

3 ЛЕКЦИЯ 1. Гигиена как наука Предмет и задачи гигиены Гигиеническая методология. Санитарно-гигиенические исследования ЛЕКЦИЯ 2. Методы оценки эффективности гигиенических мероприятий, дополняющие санитарное описание Физические и химические методы Биологические методы. Эпидемиологический метод. Санитарно-статистические методы Клинические методы исследования. Метод гигиенического эксперимента Оценка гигиенической и медико-социальной эффективности ЛЕКЦИЯ 3. История развития гигиены Развитие гигиенических знаний Развитие гигиены в России ЛЕКЦИЯ 4. Роль воздушной среды. Солнечная радиация Роль воздушной среды Солнечная радиация Инфракрасная радиация Ультрафиолетовая радиация ЛЕКЦИЯ 5. Гигиеническое значение температуры и влажности воздуха Температура воздуха Влажность воздуха

4 ЛЕКЦИЯ 6. Гигиеническое значение перемещения воздушных масс и атмосферного давления Перемещение воздушных масс Атмосферное давление ЛЕКЦИЯ 7. Электрическое состояние атмосферного воздуха Ионизация воздуха Электрическое поле земной атмосферы Радиоактивность ЛЕКЦИЯ 8. Химический состав воздуха Воздушная среда как смесь газов. Кислород Диоксид углерода Азот ЛЕКЦИЯ 9. Влияние загрязнения воздуха на здоровье населения Химическое загрязнение воздушной среды Биологическое загрязнение воздушной среды ЛЕКЦИЯ 10. Вопросы гигиены почвы Гигиеническое значение состава и свойств почвы Процессы самоочищения, эпидемиология почвы

5 ЛЕКЦИЯ 11. Геохимическое и токсикологическое значение почвы Эпидемиологическое значение почвы Роль микроэлементов в почве Санитарная охрана почвы ЛЕКЦИЯ 12. Значение воды Вода как фактор окружающей среды Физиологическое значение воды Гигиеническое значение воды ЛЕКЦИЯ 13. Минеральный состав воды. Роль воды в возникновении заболеваний Природные воды по содержанию ионов. Жесткость воды Микроэлементы, поступающие в организм с водой Роль воды в возникновении заболеваний ЛЕКЦИЯ 14. Источники водоснабжения Классификация источников водоснабжения. Открытые водоемы Подземные воды ЛЕКЦИЯ 15. Системы водоснабжения, их санитарногигиеническая характеристика Разновидности систем водоснабжения Децентрализованное водоснабжение

6 ЛЕКЦИЯ 16. Методы улучшения качества воды Методы, применяемые для улучшения качества воды. Очистка Обеззараживание. Специальные методы улучшения органолептических свойств Зоны санитарной охраны водоисточников ЛЕКЦИЯ 17. Гигиена детей и подростков предмет и цели Гигиена детей и подростков как научная дисциплина Гигиена детей и подростков и практический опыт Проблема изучения состояния здоровья детей и подростков и ее государственный характер Ведущие направления гигиены детей и подростков ЛЕКЦИЯ 18. Задачи гигиены детей и подростков. Мероприятия по охране здоровья детей Задачи гигиены Изучение факторов, влияющих на здоровье детей Гигиенические и оздоровительные мероприятия Гигиенические нормативы Профилактические мероприятия Гигиенические методы и методики исследования здоровья детей ЛЕКЦИЯ 19.

7 ЛЕКЦИЯ 19. Содержание профилактической работы врачей детских учреждений Понятие возрастной гигиены. Ее направленность на охрану здоровья подрастающего поколения Специальные гигиенические нормативы Гигиенические проблемы изучения детей и подростков Лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения ЛЕКЦИЯ 20. Методы профилактической работы врачей детских учреждений Значение систематического наблюдения за здоровьем детей и подростков Понятие «здоровье», его составляющие Медицинское наблюдение за детьми от момента рождения ЛЕКЦИЯ 21. Обязанности врачей и методы работы Обследование детей и предупреждение распространения инфекционных заболеваний Противоэпидемическая и санитарногигиеническая работа Подростковые кабинеты. Профориентация подростков Этапный метод лечения и оздоровление детей и подростков ЛЕКЦИЯ 22. Закономерности роста и развития организма ребенка и подростка Единство и взаимосвязь роста и развития Морфологические и функциональные особенности возрастных периодов

8 3. Ритмичность жизненных процессов в организме Двигательная активность фактор роста и развития ребенка ЛЕКЦИЯ 23. Анатомо-физиологические оособенности растущего организма Возрастная периодизация Морфологические показатели разных периодов Формирование опорно-двигательного аппарата ЛЕКЦИЯ 24. Развитие мышечной системы ребенка. Особенности органа зрения Развитие мышечной системы Особенности органа зрения ЛЕКЦИЯ 25. Акселерация развития Определение акселерации Проявление акселерации в разные периоды жизни ребенка Причины акселерации ЛЕКЦИЯ 26. Методы оценки здоровья детского населения Признаки здоровья Изучение состояния здоровья Критерии и факторы, определяющие уровень здоровья детей Причины формирования функциональных отклонений Оценка функционального состояния детей и подростков

9 ЛЕКЦИЯ 27. Принципы комплексной оценки состояния здоровья детей и подростков Принципы группировки по состоянию здоровья Комплексная оценка состояния здоровья ЛЕКЦИЯ 28. Методы определения уровня физического развития. Возрастные стандарты физического рзвития Определение уровня физического развития Средние показатели. Стандарты ЛЕКЦИЯ 29. Методико-физиологическая профессиональная ориентация Понятие профориентации Задачи медицинских работников и педагогов ЛЕКЦИЯ 30. Санитарные характеристики профессий и степень их влияния на организм Профессиограммы Группы профессий по степени их влияния на организм ЛЕКЦИЯ 31. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор Профессиональная пригодность Профессиональный отбор «Школьная зрелость» или «функциональная готовность детского организма к систематическому обучению в школе»

10 ЛЕКЦИЯ 32. Врачебная профессиональная консультация (ВПК) Врачебная профессиональная консультация Физиологические элементы профессиональной пригодности ЛЕКЦИЯ 33. Гигиенические требования к планировке зданий детских и подростковых учреждений Размещение на территории населенных пунктов Гигиенические требования к планировке и строительству преддошкольных и дошкольных учреждений Гигиенические требования к планировке и строительству школьных зданий ЛЕКЦИЯ 34. Санитарные требования к проектированию школ-интернатов и ПТУ Школы-интернаты Средние профессионально-технические училища ЛЕКЦИЯ 35. Освещение в детских и подростковых учреждениях Влияние солнечного света и освещенности на рост и развитие детей и подростков, профилактику зрительного утомления Гигиенические требования к условиям естественного освещения Гигиенические требования к условиям искусственного освещения


Е.Е. Андреева, В.А. Катаева, В.М. Глиненко, Н.Г. Кожевникова ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебник 2-е издание, исправленное и дополненное Рекомендовано ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования по самостоятельной внеаудиторной работе по дисциплине ОД.А.03 Гигиена 2013 Киров Государственное бюджетное образовательное

Вопросы к экзамену по дисциплине «Общая гигиена, социальногигиенический мониторинг» для студентов 3 курса медико-профилактического факультета. 1. Определение, цель, задачи гигиены и ее место в комплексе

Министерство здравоохранения Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВО ИГМУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра общей

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНА» (педиатрия) 1. Цель дисциплины: овладение знаниями, необходимыми для освоения методологии профилактической медицины, квалифицированной и всесторонней оценки

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кировская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра гигиены

УДК 613 (075.8) ББК 51.2я73 П32 П32 Рецензенты: зав. кафедрой гигиены медико-профилактического факультета ППО Московской медицинской академии им. И. М. Сеченова, академик МАИ, профессор А. М. Большаков;

Ж i. и ЕДАГОГИКИ Ю.Н. Кислякова Формирование навыков социально-бытовой ориентировки у детей с нарушениями развития РЕ О ЗИ ТО РИ Й БГ У йршшвш 0 шщ и для дошкольного и младшего ш КОРРЕКЦИОННАЯ ЕДАГОГИКА

П/ 1. 1. Целью изучения учебной дисциплины «Гигиена» является: овладение знаниями квалифицированной и всесторонней оценки взаимодействия организма и различных факторов внешней среды. Осуществление профилактических

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ДИСЦИПЛИНЫ Б1.В.ОД.16 ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование Профиль подготовки Физическая культура Квалификация

НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Л.П.ЩЕРБАКОВА ОСНОВЫ ФИЗИОЛОГИИ КОЖИ И ВОЛОС РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Под общей редакцией Н.Н. Посысоева Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Кафедра

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ дисциплины «Гигиена и экология человека» по специальности 060601 Медицинская биохимия 1) Общая трудоемкость изучение дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

УДК 614.31:(076.58) ББК 51.23я73 Б31 Рецензенты: кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины УО «Гомельский государственный медицинский университет» (заведующий кафедрой кандидат

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ дисциплины «Общая гигиена» по специальности 060301 Фармация 1) Общая трудоемкость изучение дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. 2) Цели дисциплины: приобретение

Целью обучения на цикле тематического усовершенствования является совершенствование знаний и практических навыков по проведению гигиенических, противоэпидемических, медикопрофилактических мероприятий для

АННОТИРОВАННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ дисциплины «Общая гигиена» по специальности 060301 Фармация (для студентов заочной формы обучения) 1) Общая трудоемкость изучение дисциплины составляет 3 зачетные единицы,

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовская государственная юридическая академия»

Общая гигиена 1. Основные направления развития санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь. 2. Управление санитарно-эпидемиологической службой в Республике Беларусь. 3. Содержание государственного

Целью обучения на цикле тематического усовершенствования является совершенствование знаний и практических навыков по вопросам охраны здоровья, проведению оздоровительно-воспитательной работы с детьми и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Алтайский государственный университет В.А. Новоженов КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебное пособие Часть 2 УДК 5(075.8) ББК 20я73 Н 741 Рецензенты: доктор философских

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.2.5. ГИГИЕНА. ГИГИЕНА ТРУДА- ХИМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ

Аннотация по дисциплине «Экология человека и гигиена окружающей среды» 1. Трудоёмкость дисциплины Тип занятия Часы 1 Лекции 2,00 2 Практические занятия 4,00 3 Контроль самостоятельной работы 2,00 4 Самостоятельная

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине «ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» для специальности 060105 (32.05.01) «МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ДЕЛО» 1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины привитие студентам

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ВОПРОСЫ К КВАЛИФИКАЦИОННОМУ

ДЕПАРТАМЕНТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва 4

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской Федерации Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы 2.1.6. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, САНИТАРНАЯ

Б1.Б.11 «Гигиенические основы физкультурно-спортивной деятельности» Составитель аннотации: к.б.н., доц. Калюжный Е.А. Кафедра биологии, географии и химии Цель изучения Краткая характеристика (основные

3.1. ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ Профилактика гриппа ББК 51. П П Профилактика гриппа. :. М.: Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 2003. 4 с. ISBN 5 7508 ББК 51.9я8 ISBN 5 7508 Минздрав

Экзаменационные вопросы по общей гигиене для студентов 2-го курса фармацевтического факультета ГМФУ им. «Н.Тестемицану» 1 1. Гигиена, санитария, профилактика определения. Методы гигиенических иследований

Н.А. БИРЮКОВА ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДЖАЗУ для детей среднего и старшего возраста ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИМПРОВИЗАЦИИ Москва 2008 УДК 785(076.5) ББК 85.985 Б 74 Б74 Богусевич О.Б. Путешествие в мир импровизации: практ.

Второе издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений МОСКВА 2008 УДК 001(075.8) ББК 87я73

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования «Биробиджанский областной колледж культуры» Утверждаю Директор ОГОБУ СПО «БОКК» Е.В. Саенко РАБОЧАЯ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОБЩЕЙ ГИГИЕНЕ 1. Гигиена, ее цели, задачи. Методы гигиенических исcледований (краткая характеристика). 2. Санитария, профилактика понятия. Виды профилактики (их характеристика). 3.

УДК 669.1:61(075.8) Рецензенты: канд. техн. наук И. В. Франценюк и кафедра охраны труда Днепропетровского металлургического института УДК 669.1:61 (075.8) Охрана труда в черной металлургии. Б р и н з а

М е т о д и ч е с к и й к о м п л е к т п р о г р а м м ы Н. В. Н и щ е в о й Ю. А. Кириллова Парциальная программа физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями

6 УДК 373.167.1:811.161.1*01/04 ББК 81.2Рус-922 Д69 Фото на обложке: Grublee / Shutterstock.com Используется по лицензии от Shutterstock.com Дорофеева Г. В. Д69 Разбор слов и предложений: для начальной

Министерство образования и науки РФ Алтайский государственный университет Биологический факультет Кафедра экологии биохимии и биотехнологии Д. А. Дурникин ЭКОЛОГИЯ ВОДОЕМОВ Учебное пособие Барнаул Издательство

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Проверь скорость чтения! Ответь на вопросы! Выполни задания! Учени 2 класса школы Фамилия Имя УДК 373:821.161.1 ББК 83.3(2Рос=Рус) К89 Кузнецова М. И. К89 Литературное

ÚÎ Ò.. œ Õ»Ÿ, Œ.». Œ Œƒ»Õ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XX век 9 ÍÎ ÒÒ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА ГИМНЫ КАРТЫ СХЕМЫ ПОРТРЕТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВА Москва 2002 ББК C79 63.3(2)я721 C79 Степанищев А.Т., Бородина О.И.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Учебно-методическое объединение по медицинскому образованию УТВЕРЖДАЮ Первый заместитель Министра образования Республики Беларусь 20 г. Рег. ТД- /тип. А.И.

Закрытое акционерное общество «Оберег» Специальная оценка условий труда (СОУТ) Заместитель директора Хохлов Владимир Борисович Статья 212. ТК РФ Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий

ИВАНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА 011 1 Рабочая программа учебной дисциплины Гигиена и экология человека разработана в соответствии с

Практикум для учащихся учреждений общего среднего образования 2-е издание М о з ы р ь «Белый Ветер» 2 0 1 3 УДК 821.0(072) ББК 83.3-922+74.268.3 М77 Серия основана в 2007 году Р е ц е н з е н т ы: кандидат

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный аграрный университет»

УДК 681.3.06(075.3) ББК 32.973.26я721 С12 С12 Сафронов И. К. Готовимся к ЕГЭ. Информатика. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: БХВ-Петербург, 2009. 368 с.: ил. (ИиИКТ) ISBN 978-5-9775-0300-6 В пособии рассматриваются

ПРОГРАМНЫЕ ВОПРОСЫ по общей гигиене и военной гигиене к курсовым экзаменам для студентов 3 курса медико-психологического факультета 1. Современные методические и методологические основы гигиены. 2. Вклад

Вопросы по общей гигиене и военной гигиене к курсовым экзаменам для лечебного и педиатрического факультетов в 2015/2016 учебном году 1. Окружающая среда и ее гигиеническое значение. 1.1. Структура окружающей

Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж» УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

665 К 28 Рецензент канд. техн. наук А. Я. Лившиц Каспаров Г. Н. К28 Основы производства парфюмерии и косметики. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "Агропромиздат", 1988. -287 с.: ил. - (Учебники и учеб, пособия

ОБСЛЕДОВАНИЕ И ИСПЫТАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ В.М. Калинин С.Д. Сокова А.Н. Топилин УДК 624.07(075.8) ББК 38.4-04я723 К17 Резензенты: Зав. кафедрой Московского государственного университета

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 «Лечебное дело» Организация-разработчик:

Контрольная работа N 1 «Гигиена лечебно-профилактических организаций» 1. Системы строительства больниц. 2. Централизованная система строительства больниц, преимущества и недостатки. 3. Децентрализованная

Примерная тематика и планы рефератов 1. Синдром больного здания. 1). Определение понятия. 2). Факторы, способствующие возникновению синдрома. 3). Симптомы, возникающие у работников в «больном здании».

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГБОУ ВПО «АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Географический факультет Кафедра физической географии и геоинформационных систем УЧЕНИЕ ОБ АТМОСФЕРЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Департамент здравоохранения города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы «Медицинский колледж Департамента здравоохранения города

М.Е. Косов, Р.Г. Ахмадеев Налогообложение доходов и имущества физических лиц Допущено Советом Учебно-методического объединения по образованию ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в качестве

Конспекты лекций для медицинских вузов Н.В. Шаров Д.В. Шаров СТОМАТОЛОГИЯ Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений Москва 2005 УДК 616.31 ББК 56.6 Ш26 Произведение публикуется

Министерство образования и науки РФ Алтайский государственный университет Н. П. Иванова МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА Учебное пособие Барнаул Издательство Алтайского государственного университета 2014 ББК 069:37(075.8)

Алтайский экономико-юридический институт В. И. Степанов ВОПРОСЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СТРАНАХ СНГ И БАЛТИИ Монография Барнаул 2013 УДК 378.147 ББК 74.580