Львов и львовяне…. Львов

ПОИСК

Геральдика Герб

В лазоревом испанском четырёхугольном с круглым основанием щите золотые каменные врата с тремя башенками, средняя из которых выше боковых. Башни завершаются тремя зубцами и имеют по одной бойнице. В воротах шествует в геральдически правую сторону золотой лев.
Большой герб Львова: щит с гербом города, увенчан серебряной городской короной о трех зубцах как символ административного центра области. Щит держат золотой коронованный лев и древнерусский воин в серебряном вооружении и червленой приволоке. Флаг

Хоругвь городского совета представляет собой прямоугольное полотнище синего цвета с отношением сторон 1:1. Хоругвь окружена по периметру (кроме стороны крепления к флагштоку) обрамлением, которое разделено на одинаковые равнобедренные треугольники синего и желтого цветов. Ширина обрамления составляет 1/10 стороны хоругви. В центре хоругви находится изображение герба Львова.

(укр. Львів) – город областного подчинения на Украине, областной центр Львовской области

Расположен в 537 км от Киева автодорогами и в 575 км железной дорогой.

Размещен в центральной части Львовской области между Яворовским , Жолковским и Пустомытовским районами.

Административный центр Львовского городского совета, которому подченены поселки городского типа Брюховичи и Рудное.

Население: 728 350 чел.к (2016)

Телефонный код: +380 32

Львов - один из крупнейших городов Украины, крупный узел железнодорожных и шоссейных путей и авиалиний. Лежит на стыке трех природных областей - Розточье, Побужье и Львовского плато.

Самая высокая точка города - гора Высокий Замок (Княжа гора) - достигает высоты 411 м над уровнем моря (из них 22 м насыпаны).

Львов - старинный город, сыгравший большую роль в истории украинского народа, а сейчас является одним из ведущих экономических и культурных центров Украины.

Львов имеет более 20 парков и зеленых зон, 2 ботанических сада и 16 памятников природы. Два парка являются памятниками садово-паркового искусства национального значения, один - местного. В городских пределах расположен региональный ландшафтный парк «Вознесение» - природоохранная территория площадью более 300 га, имеет максимально приближенную к природным условиям экосистему.

История Львова

Город Львов возник в середине XIII века и вскоре стал центром Галицко-Волынского княжества.

Территория города и его окрестности были заселены еще в каменный век (III тысячелетие до н. э.), о чем свидетельствуют каменные орудия, найденные в разных частях города, и два укреплённых рвами и валами поселения скотоводческо-земледельческих племен конца каменного века, открытые и обследованные археологами возле поселка Винник.

Археологические раскопки на горе Высокий Замок, проведенные в 1955-1956 гг., Обнаружили памятники древней культуры, относящихся к неолиту и более поздних времен. Материалы раскопок дают все основания предполагать, что Львов, как укрепленный центр Галицко-Волынского княжества, был построен на территории древнерусского городка, который существовал гораздо раньше, но о котором нет летописных упоминаний.

Впервые о Львове упоминается в Галицко-Волынской летописи в описании пожара Холма, который произошел, по уточненным данным, весной 1256 года.

Точная дата основания города неизвестна. Наиболее вероятно, что это было во второй половине 40 - начале 50-х годов XIII века.

Основателем города был выдающийся полководец своего времени галицко-волынский князь Даниил Романович (1202-1264 гг.). Название город получил от имени его сына Льва.

Во Львове, как и в других городах этого периода, центральное место занимал княжеский замок, стоящий на Княжеской горе (высокий Замок). В 1259 году после победы хан Бурундай заставил галицко-волынских князей разрушить укрепленные города, что привело к уничтожению и львовского замка. Но позже он был восстановлен и в 1286 году уже дал жителям города защиту от монгольского нападения, возглавляемого ханом Телебугой.

Развитию Львова способствовало то, что город был расположен на перекрестке больших торговых путей. С востока проходили два пути из Киева (через Луцк и Теребовлю). С юга - пути из Молдавии (через Коломыю и Галич) и Венгрии и от соляных источников Прикарпатья. Западный путь, проходивший через Перемышль и Ярослав, связывал город с Австрией, Чехией, Польшей и Германией. С севера пролегали пути из прибалтийских стран (через Владимир и Белз). По этим путям с востока на запад и с юга на север проезжали много купцов и путешественников, что неизбежно способствовало развитию города как крупного торгового центра.

В течение определенного времени Львов был столицей Галицко-Волынского княжества. Здесь находились князья (Лев, Юрий I). В 1340 году во Львовском замке находилась княжеская казна, в которой были драгоценные клейноды, украшенный самоцветами золотой престол, золотой крест и тому подобное. Город имел свой герб, на котором был изображен лев.

В 40-х годах XIV века начался новый период в истории города. После убийства в апреле 1340 последнего галицкого князя Юрия II Болеслава в городе начались беспорядки против иностранных купцов, главным образом немцев-католиков, которые пользовались большими привилегиями и особой поддержкой Юрия II Болеслава. С этой внутренней борьбы воспользовался польский король Казимир, который неожиданно напал на Львов, захватил замок, ограбил княжескую казну и сжег замковые укрепления. Но в результате сильного сопротивления львовян под руководством воеводы Дмитрия Детька он вынужден был отступить. Лишь в 1349 году после смерти Детька, он снова напал на Галицко-Волынские земли, Казимир полностью захватил Львов.

В 1370-1387 гг. Львов находился под властью Венгрии, и только с 1387 года здесь окончательно установилось господство польских феодалов.

В 1356 году городу было предоставлено самоуправление по Магдебургское право,.

В городе был создан новый центр (вокруг современной площади Рынок), укрепленный стенами, башнями, валами и рвами. В 1381 году этот новый район Львова сгорел, что замедлило его развитие, но ненадолго.

Конечно, развитие Львова не проходил равномерно. Во второй половине XV века в экономической жизни города начался некоторый застой, связанный с завоеванием Балканского полуострова турками и прекращением торговых связей с Востоком.

В течение XV-XVIII веков Львов много раз подвергался нападениям вражеских войск, чаще всего турок и татар. И хотя полностью взять город удалось только шведам в 1704 году, Львов получал от этих нападений значительные разрушения, и 14 раз должен был платить большие выкупы.

Дважды в год во Львове происходили широко известны многолюдные ярмарки, которые длились по две недели (в январе и июле). В XVII-XVIII веках ежегодно проводились контракту ярмарки, на которые собиралась шляхта со всего края.

Авангардные части казацкого войска появились под Львовом 4 октября 1648. 9 октября сюда прибыл и Хмельницкий. 10 октября казацкие и союзные им татарские войска начали штурм городских укреплений. Многие львовские жители присоединились к казацкому войску. Они рассказали, где расположен городской водопровод, который и был перекрыт казаками, о слабых местах в обороне, испортили пушки в замке и указали казакам тайный ход к нему.

Однако Хмельницкий не хотел разрушать город и отдавать его на разграбление татарам. Ограничившись выкупом, он 23 октября отвел войско от Львова в Замостье.

Освободительная война способствовала дальнейшей активизации борьбы жителей Львова против национального угнетения. В частности, украинское население города еще долго сопротивлялось католицизма.

Львов на протяжении веков был не только великим экономическим, но и культурным центром Украины. Несмотря на различные преследования со стороны польско-шляхетских властей при старом украинском Успенском братстве вырос значительный культурный центр. В 1586 году здесь организована школа, которая сыграла прогрессивную роль в развитии образования не только на Украине, но и в Белоруссии, Молдавии, Валахии.

При братстве была также большая библиотека, в которой хранились произведения античных авторов, западноевропейских гуманистов и украинских писателей того времени. В архиве братства было также немало ценных рукописных источников по истории Украины.

В 1572-1573 гг. Украинские мещане оказали помощь российскому печатнику Ивану Федорову в организации во Львове первой на Украине типографии. В 1574 году здесь вышли первые печатные книги - «Апостол» и «Букварь». После смерти Федорова типография работала под руководством братства.

Кроме украинской братской школы, во Львове действовала иезуитская коллегия. В 1661 году она преобразована в академию (университет) с четырьмя факультетами: философским, юридическим, медицинским и богословским. Львовская академия поддерживала связи с Киево-Могилянской академией и университетами в западноевропейских странах, воспитала целый ряд известных ученых.

Во Львове сохранился ряд памятников архитектуры и искусства. С княжеского периода осталась, хотя и значительно перестроенная церковь Николая, а с XVI-XVII веков - памятники не только церковного, но и светского характера. Настоящим архитектурным шедевром XVI-XVIII веков, уникальным по своему значению, является ансамбль зданий на площади Рынок.

Растущая дифференциация ремесленников, обострение конкуренции и социальных противоречий в условиях формирования национального рынка создавали базу для развития капиталистического производства. В XVIII веке на западных землях Украины начинают создаваться крупные мастерские и мануфактуры капиталистического типа. Обедневшие ремесленники, мастера, а также крестьяне беглецы превращаются в наемных рабочих.

После первого раздела Польши и захвата Галиции Австрией в 1772 году Австрийские власти в конце XVIII века провели в Галичине ряд экономических и политических реформ. В 80-х годах XVIII века была отменена система управления Львовом по магдебургскому правом и заменена немецко-австрийским чиновничьим аппаратом.

Львов становится административным и политическим центром новой австрийской провинции Галичины, куда входили также юго-восточные польские земли и до 1848 года Буковина. Город в это время быстро растет.

В первой половине XIX века во Львове возникают железоделательные заводы, мануфактуры по производству спичек, типографии и литографии, пищевые предприятия. Создаются кредитные учреждения: в 1841 году - Кредитное земское общество, что придавало ссуды, в основном помещикам, а в 1844 году - Галицкая сберегательная касса, которая кредитовала шляхту, купцов и промышленников. Усиливаются торговые связи Львова с западноевропейскими странами.

Происходят сдвиги в культурной жизни города. Академия в 1787 году превращается в светский университет, а латинский язык преподавания в ней заменяется на немецкий. Впоследствии в университете допускается также преподавание некоторых предметов на украинском языке. В 80-х годах XVIII века во Львове выходила первая на Украине газета -«Газетт де Леополь» (на французском языке).

В 70-80-х годах начинают действовать сначала немецкая, а вскоре и польская театральные труппы.

Бурные события развернулись во Львове во время буржуазно-демократической революции 1848 года. Революция дала толчок развитию украинского национально-освободительного движения.

В ноября 1861 года проведена из Австрии во Львов через Перемышль первая железнодорожная линия. После этого железнодорожное сообщение начало быстро развиваться. Строятся новые линии на Черновцы - Яссы, на Будапешт и другие. В городе строятся железнодорожные станции Львов - Главный, Пидзамче, Клепаров, Лычаков, Товарная, а также крупные железнодорожные мастерские. Львов становится главным железнодорожным узлом края.

Проведение железных дорог изменило направление и характер торговых связей Львова, который становится рынком сбыта для западноевропейской фабричной промышленности.

Во второй половине XIX века произошли некоторые изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве города. Так, в 1858 году во Львове было введено газовое освещение (искусственным газом), в 80-х годах построена канализационная сеть, вымощены улицы и застроены некоторые новые. В 1879 году введен конный, а в 1894 году электрический трамвай. Однако все эти работы проводились преимущественно только в центральной части города, а окрестности и дальше оставались неблагоустроенными.

Начало первой мировой войны во Львове, как и во всем крае, сказался массовыми репрессиями против прогрессивных сил. В первый месяц войны австрийские власти арестовали в городе несколько тысяч человек.

После отступления русских войск из Галиции летом 1915 года австро-венгерская военщина установила здесь режим жестокого террора.

На протяжении более чем 40-летней деятельности И. Франко во Львове он, как и его единомышленники, всячески преследовался. В 1894-1895 гг. И. Франко выдает революционно-демократический журнал «Жизнь и слово», который освещал вопросы истории, литературы, политики.

Во второй половине XIX - начале XX веков разворачивается Украинская театральная жизнь. Возникновение профессионального украинского театра датируется 1864 годом. В этом году, 29 марта была поставлен первый спектакль - инсценированная повесть Квитки-Основьяненко «Маруся».

Развивалась во Львове и польская культура. В 70-х годах XIX века во Львове было основано польское издательство «Библиотека мрувки», которое выдавало в переводах отдельные произведения Т. Шевченко, И. Франко.

1 ноября 1918 власть в Восточной Галиции захватила ЗУНР. Но на власть в Галичине претендовала и Польша. Поэтому уже 1 ноября начались бои за Львов - 21 ноября польские легионеры получили подкрепление и полностью захватили город. Власть Польши продолжалась до 1939 года.

Львов - один из первых городов, который уже в первые дни войны понес большие потери и разрушения, было много убитых и раненых.

За Львовом прочно укрепилась слава "самого украинского из украинских городов". Именно отсюда Украину постоянно учат, как ей быть на самом деле Украиной, а не "Малороссией". Но вот интересный факт: сам Львов стал украинским городом относительно недавно и исключительно благодаря советской власти, которую галицкие национал-патриоты при каждом удобном случае клянут на чем свет стоит. В перечне этих обвинений важное место занимает русификация - пришли, мол, "москалi-окупанти i русифiкували українське мiсто Львiв".

Например, в 30-х годах во Львове проживало всего лишь несколько сотен выходцев из России, а к 1989 г. число русских в городе достигло 127 тыс. человек; до 1939 г. во Львове не было ни одной русской школы, а через 50 лет их насчитывалось 24. Вот она - русификация "украинского Львова"! А кое-кто даже жалуется, что "москали" заняли роскошные квартиры в престижных районах города, выселив оттуда... украинцев. И приток русского населения, и появление русских школ при советской власти, всT это было. Но проходил ли этот процесс в ущерб украинцам? Сопровождался ли он сокращением численности украинцев в городе, понижением их социального и профессионального статуса? Да и был ли вообще Львов украинским городом до установления в Галичине советской власти?

27 января 1938 г. на заседании статистической комиссии "Наукового Товариства iм. Шевченка" во Львове д-р Владимир Огоновский выступил с докладом на тему "Национальная, социальная и профессиональная структура населения Львова по переписи населения 9.12.1931 г." Текст этого доклада был опубликован в 1938 г. в виде брошюры под названием "Львiв у цифрах". На основе данных, приведенных в этой брошюре, общая численность населения города по состоянию на 9.12.1931 г. составляла 312.231 человек. По конфессиональному признаку это население распределялось следующим образом:

греко-католиков 49.747 чел. или 15,9%
православных 1.077 чел. или 0,3%
римо-католиков 157.490 чел. или 50,5%
моисеевых (т.е. иудаистов) 99.595 чел. или 31,9%
прочих 4.322 чел. или 1,4%

Что касается распределения по национальному признаку, то следует учесть, что национальность тогда, как и прежде во времена Австрии, определялась по разговорному языку. Состав населения Львова "щодо мови найближчої" выглядел так:

украинцев 24.245 чел. или 7,8%
русинов 10.892 чел. или 3,5%
поляков 198.212 чел. или 63,5%
евреев 75.316 чел. или 24,1%
прочих 3.566 чел. или 1,1%

Здесь требуется пояснение, почему отдельно указана численность украинцев и русинов, и что это означает

В прошлом термин "русские" являлся обобщающим названием для великороссов, малороссов, белорусов, т.е. для всех восточных славян, живших некогда на территории древней Руси. (В России после революции 1917 г. большевики оставили название "русские" только за одной из ветвей русского народа - за великороссами, а украинцев и белорусов официально признали отдельными народами, чем оказали неоценимую услугу местным националистам.)

Также и коренное население Галицкой Руси называло себя русинами, русскими. Во второй половине XIX в. в среде галицких русинов произошло размежевание на так называемых старорусинов, которые, оставаясь на почве исторической традиции, признавали себя частью единого русского народа (поляки называли сторонников этого движения "москвофилами") и на молодорусинов или украинофилов, которые приняли идею отдельности малорусского (украинского) народа. Постепенно украинофилы отказались от названия "русины", вначале именуя себя русинами-украинцами, а затем и просто украинцами.

Во времена Австрии термин "украинцы" не признавался официально как обозначение национальности и служил названием определенного политического движения в среде галицких русинов. Только в ходе Первой мировой войны, когда галицко-русское ("москвофильское") движение в Галиции было разгромлено, австрийские власти признали термин "украинцы" как обозначение национальности.

Но после Первой мировой войны галицко-русское движение снова возродилось, и в Польше в 1931 г., как видим, употреблялось и то и другое наименование. Преобладали тогда уже украинцы, которые во Львове более чем вдвое превышали число тех, кто продолжал считать себя русинами.

В то же время по данными переписи населения 1931 г. по трем воеводствам - Львовскому, Тарнопольскому и Станиславовскому общий перевес украинцев над русинами был не столь велик, так как среди греко-католиков в этих трех воеводствах к украинцам себя причислили 1.660.826 человек, к русинам - 1.116.166 человек.
Также требует пояснения тот факт, что в сумме численность украинцев и русинов меньше численности греко-католиков. Это следствие того, что национальность определялась по языку, и означает, что остальные греко-католики подали своим разговорным языком польский и причислены к польской национальности. Этим же объясняется то, что евреев меньше, чем лиц моисеевого вероисповедания, а поляков больше, чем римокатоликов.

Среди жителей Львова людей, сознательно считавших себя украинцами, было всего лишь 7,8%, но в подсчетах, проведенных д-ром В.Огоновским за основу взят конфессиональный признак, и термин "украинцы" применяется ко всем греко-католикам, составлявшим, как указано, 15,9% всего населения Львова.
Какова же была тогда социальная и профессиональная структура населения Львова?
Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет достигало во Львове 92%, среди украинцев - 77%. Среди работающих украинцев 73% были работниками физического труда, среди поляков - 50%, среди евреев - 32%. Работников умственного труда среди работающих поляков и евреев было по 20%, в то время как среди украинцев только 7%.
Поляки во Львове преобладали в администрации (71%), на транспорте и в связи (76%), в сфере образования и промышленности. Евреи доминировали в торговле - 62%; поляков в торговле было занято 27%, украинцев 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%. тогда как украинцы по 7%.

Зато 45% всех украинцев было занято в домашней прислуге, евреев - 4%. Из работающих украинок домашней прислугой работали 64%, из работающих полек - 25%, евреек - 5%. Что касается наиболее богатых жителей города, тех, которые использовали наемную рабочую силу, то они с членами семей составляли 6% всего населения города, 11% еврейского, 4% польского и 2% украинского населения.

Подводя итоги, докладчик так характеризовал положение украинцев во Львове (перевод с украинского языка):
"Следовательно, украинцы во Львове - это, в основном, молодой, свободный (т.е. не состоящий в браке, - Л.С.), наплывающий, не очень грамотный, преимущественно рабочий элемент. На 30.000 всех украинцев и украинок, которые зарабатывают во Львове, есть 9.700 слуг, 2.000 сторожей, 1.400 неквалифицированных рабочих и 9.000 квалифицированных рабочих и ремесленников. Кроме домашней прислуги, украинцы нигде не имеют относительно большого числа, а что касается 11% в торговле, то там на 4.000 украинцев половина сторожа... Об интеллигентных профессиях и говорить нечего. Еще в промышленности украинские рабочие и ремесленники играют некоторую роль, но как наемная сила".

Каждый, кто способен объективно проанализировать приведенные цифры, легко поймет, какое место занимали украинцы во Львове в 30-х годах XX века. По национальному составу Львов был тогда польско-еврейским городом, а ни в коей мере не украинским. Украинцы уступали полякам и евреям не только в численности, но и значительно отставали от них по своему социальному и профессиональному уровню.

Кстати, о фешенебельных квартирах в престижных районах, откуда якобы выселили украинцев. Если до 1939 г. там и появлялся украинец, то разве что в качестве прислуги. Жаловаться на выселение могли бы поляки и евреи, которые занимали тогда эти квартиры. Но львовских евреев во время немецкой оккупации истребили гитлеровцы. После войны советская власть вынудила львовских поляков уехать в Польшу.
Так город утратил свой польско-еврейский характер...

Сейчас галицкие националисты называют советскую власть "москальской", русской властью, стараясь свалить на русских всю ответственность за репрессии сталинских времен. Однако, как бы кто ни пытался это представить, советская власть не была по своей сути русской властью. Об этом свидетельствует и участь галицких русинов.

Несмотря на тяжелые потери, понесенные галицко-русским движением во время Первой мировой войны, в 30-х годах еще более миллиона галичан считали себя русинами, русскими, частью русского народа в старом, традиционном значении этого понятия. И если бы власть, пришедшая на земли Галицкой Руси в 1939 году, была русской властью, она, по логике вещей, должна была бы всемерно поддержать галицко-русские организации, содействовать распространению идеи русского единства в Галичине. Однако эти организации были закрыты, а советские чиновники всех галицких русинов принудительно, против их воли, записали украинцами.

Конечно, в 1939 г. советский режим закрыл и галицко-украинские организации, существовавшие к тому времени. Но украинские националисты имели мощную базу за границей, где и продолжили свою деятельность. На советской же Украине власть приложила все усилия, чтобы уничтожить даже память о существовании галицко-русского движения, о людях, которые, подвергаясь преследованиям со стороны польских и австрийских властей, сохраняли верность идее национально-культурного единства Руси.

Таким образом, то, чего не смогли сделать поляки, подавляя "москвофильство" в XIX веке, чего не смогли сделать австрийцы, посылая в годы Первой мировой войны десятки тысяч галицких русинов на расстрелы и виселицы, за колючую проволоку Талергофа и в казематы Терезина, то сделала советская власть - окончательно искоренила в сознании галичан идею русского единства...
По мере строительства в послевоенном Львове промышленных предприятий, открытия новых учебных заведений, население города росло, причем большей частью за счет галичан, выходцев из сельской местности, которые, получая во Львове образование, специальность, пополняли ряды рабочего класса и интеллигенции.

Так именно при советской власти Львов превратился в украинский город, где украинцы стали численно преобладающей национальностью, а в профессиональном отношении выделялись не количеством домашней прислуги и сторожей, а заняли достойное место в индустрии, науке, образовании, медицине и т.д.

Оценка действий советской власти в Галичине не может быть однозначной. Можно рассматривать это как своеобразный исторический парадокс, но является фактом, что советский режим, беспощадно боровшийся с украинским национализмом, практически выполнил те основные задачи, решить которые своими силами галицкие националисты были не в состоянии.
Он оторвал Галичину от Польши и выселил поляков, ликвидировал галицко-русские организации и записал всех галицких русинов украинцами, создал промышленность и науку, подготовил для них местные национальные кадры, а затем спокойно сошел со сцены, преподнеся на прощание националистам подарок в виде "незалежної Української держави" и, в частности, оставив после себя действительно "українське мiсто Львiв".

На башне городской ратуши теперь развевается сине-желтый флаг, памятники советской эпохи в основном снесены и улицы переименованы, "москалей" из руководства вычистили, добивают русские школы - успехи налицо! Вот только промышленность Львова неуклонно скатывается к тому уровню, на котором она находилась во времена Польши, и тысячи галичан, покидая "українське мiсто Львiв" с его сине-желтыми флагами и переименованными улицами, вновь осваивают профессию домашней прислуги в странах Запада.

Все-таки в 30-х годах львовскому украинцу для того, чтобы наняться чернорабочим или прислугой к поляку, не надо было, по крайней мере, оформлять заграничный паспорт, а сейчас приходится. И вот из-за этих "клятых москалей" - оторвали Галичину от Польши, вот теперь украинцы и маются...

Львов - наиболее знаменитый город Западной Украины. На протяжении многих веков он был национальным, культурным и научным центром региона. Сегодня Львов считается одним из главных туристических городов Украины и одним из самых красивых городов Европы. Огромное количество туристов со всего мира приезжает сюда, чтобы погулять по старинным улочкам, выпить душистого кофе, познакомится с настоящим украинским колоритом и пообщаться с дружелюбным местным населением. Сегодня мы с вами рассмотрим историю Львова, наложившую неизгладимый отпечаток на его характер. Кроме того, мы узнаем, на что нужно обратить внимание туристам при посещении этого удивительного города.

История создания Львова

Львов располагается около западной границы Украины в предгорьях Карпат. Поселения на этом месте существовали еще с V века нашей эры. Позже они относились к Великоморавскому государству. К X веку на территории стали претендовать Польша и Киевская Русь. В XIII веке началась история возникновения Львова как полноценного города.

Населенный пункт был основан князем Данилой Галицким, сына которого звали Львом. Отсюда и пошло название города. Несколько позже Львов получил статус столицы Галицко-Волынского государства, а затем - административного центра Русского воеводства, Королевства Галиции и Лодомерии. Столицей Западно-Украинской народной республики город стал в 1918 году. Затем Львов был присоединен к Польше, но ненадолго.

Во время ВОВ, он был захвачен армией СССР, а затем - Германии. Когда война закончилась, Львов перешел к СССР. С 1991 года он является административным центром независимой Украины. Теперь поговорим подробнее о важнейших периодах в истории Львова.

Галицко-Волынское княжество

После долгих конфликтов с поляками и затяжных междоусобных войн представителей славянского княжества к середине XIII века на троне укрепился Даниил Галицкий - сын Романа Мстиславовича, впоследствии выдающийся политик и дипломат. Так началась история возникновения города Львова. Чтобы обеспечить своему государству надежную защиту, он построил несколько крепостей, одной из которых стала Львовская. Вскоре Даниил Галицкий принял из рук папских послов титул короля, который позже перешел к его наследникам.

Первое письменное упоминание о городе датируется 1256 годом. Оно было обнаружено в Галицко-волынских летописях. Сегодня история города Львова на русском языке обычно начинается именно с этого года. Укрепляя границы своих владений, Данила Галицкий построил его по всем канонам того времени.

Львов состоял из трех частей: укрепленный город, околицы и пригород. Укрепления проходили в районе теперешней Княжьей горы. От Высокого замка город отделялся глубоким рвом и огромными валами с частоколом.

Торговый путь проходил через центральную часть поселения, мимо большого количества костелов и церквей. Они были построены из дерева. Поэтому до наших дней они простоять не смогли. Позже на этих же местах были возведены каменные храмы. Город развивался очень быстро и в 1272 году его наделили статусом столицы Галицко-Волынского княжества. С 1340 по 1349 гг., когда род Романовичей угас, Львовом правил Дмитрий Детько - представитель литовского князя Любарта.

Польша и Речь Посполитая

В истории Львова, кратко изложенной в этой статье, было много перипетий, особенно в период, когда город входил в состав Польши и речи Посполитой. В 1349 году Львов был захвачен польским королем Казимиром III Великим. Через 7 лет он получает Магдебургское право, что дает ему сильный толчок для развития.

В 1363 году армянская община основывает во Львове свою метрополию и возводит церковь. Вскоре польский король перенес центр города со старой площади Рынок и начал строительство южнее, вокруг новой площади Рынок. Большинство населения Львова было представлено немецкими колонистами. Однако некоторые окраинные улицы были заселены не католиками. Их жители были лишены мещанских прав во Львове. История улиц Русской, Армянской и Староеврейской началась именно в это время.

Выгодное расположение Львова в месте пересечения торговых путей идущих из Киева, Черного моря, Западной и Восточной Европы, портов Балтийского моря и Византии, стимулировали его быстрое развитие. В 1379 году Львов получил право на строительство складов, что резко увеличило его привлекательность для торговцев.

В 1387 году польская королева Ядвига захватила город и окружающие его земли. Находясь в составе Польши, а затем и Польско-Литовского государства, он был назначен столицей Русского воеводства. Оно включало в себя 5 староств, центры которых расположились в таких городах, как Львов, Санок, Холм, Перемышль и Галич.

На протяжении следующих веков Львов стремительно развивался, а его население росло. Вскоре он стал многонациональным городом, а также центром науки, культуры и торговли, с большим количеством вероисповеданий. Оборонные сооружения Львова постоянно укреплялись, и в результате он стал одной из главных крепостей Речи Посполитой.

В городе одновременно пребывали: православные епископы, 3 архиепископа (армянский, римско-католический и греко-католический), и 3 иудейские общины (караимская, предместная и городская). Во Львове жили поселенцы из разных уголков Европы: немцы, итальянцы, греки, англичане, шотландцы, и многие другие. В XVI веке в город приехали протестанты.

В начале XVII века, население города составляло порядка 30 тыс. жителей. Здесь работало несколько десятков цехов, в которых насчитывалось более сотни ремесленных профессий.

В 1649 году Львов осадили украинские казаки, главой которых был Богдан Хмельницкий. Им удалось захватить и уничтожить замок. После получения выкупа, казаки оставили город. В 1655 году в Польшу вторглась шведская армия, которая захватила ее большую часть и осадила Львов. Вынужденные отступать, шведы так и не взяли город. В 1656-м Львов был окружен трансильванской армией князя Дьердя Ракоци I. Но вновь тщетно.

В 1672 году город был осажден армией Османской империи во главе с Мехмедом Шестым. Львову вновь повезло - война закончилась до его взятия. Через 3 года за атаку города взялись крымские татары и турки. Однако королю Яну III Собескому удалось разбить их в битве, получившей название «Львовская» (24 августа 1675 года). В 1704 году во времена Великой северной войны Львов захватила и впервые за историю города разграбила шведская армия короля Карла XII.

Австро-Венгрия

В 1772 году, когда Польша впервые была поделена между Австрией, Пруссией и Россией, Львов перешел в состав Австрийской империи, которая позже станет Австро-Венгрией. Город был наделен статусом административного и политического центра самой отсталой провинции государства - Королевства Галиции и Владимирии.

В 1772-1918 гг. город назывался Лембергом. После его вхождения в состав Австрии, языком администрации стал немецкий, а основное количество управляющих должностей было занято немцами и чехами. Тем не менее, Львов продолжал оставаться центром русинской и польской культуры.

Культурный и экономический подъем в истории города Львов начался во второй половине XIX века, когда в городе были разработаны залежи нефти и построена железная дорога.

Когда началась первая мировая война, Львов взяли русские войска (сентябрь 1914-го). До средины июля 1915 года он выполнял функции центра Галицкого генерал-губернаторства, пока его снова не заняла австро-венгерская армия. Вскоре Николай II провозгласил воссоединение России с Галицией. Национальные политические, культурные и просветительские организации насильственно закрывались, а многие представители местной интеллигенции были высланы в Сибирь.

В 1915 году австрийская армия вновь вернулась в Галицию, и начался обратный процесс - преследование людей, подозревавшихся в симпатии к России. Таковых расстреливали, вешали или отправляли в концлагеря. Самым известным из лагерей был «Талергоф», расположенный около австрийского города Грац. По итогам войны, Австро-Венгрия распалась. Образовался ряд независимых государств: Польша, Чехословакия, Венгрия и другие. Активную борьбу за независимость начали и украинцы.

Польша

1 ноября 1918 года украинцы провозгласили Львов столицей ЗУНР (Западно-Украинской народной республики). За несколько дней небольшая группа украинских солдат взяла город под контроль. Когда ко Львову приблизились польские и украинские военные части начался конфликт, в результате которого украинцам пришлось оставить город. Тогда власти ЗУНР объявили всеобщую мобилизацию, а из солдат бывшей австрийской армии была сформирована УГА (Украинская Галицкая армия). Против украинцев также выступила польская армия, сформированная во Франции под командованием Галлера.

До средины лета 1919 года продолжалась польско-украинская война, в ходе которой УГА провела несколько неудачных наступлений. В результате межсоюзная комиссия, расположенная в Париже, приняла решение: до окончательного определения судьбы Львова оставить его под управление Польши. Позже Польша договорилась с Симоном Петлюрой о сотрудничестве. В обмен на то, что УНР не будет претендовать на Западную Украину, она пообещала оказать ей помощь в борьбе с наступающей Красной Армией и большевиками.

1919-1939 гг.

В 1920 году во время советско-польского противостояния Красная Армия под командованием Александра Егорова атаковала Львов. В июне 1920 года с северо-восточной стороны к городу пыталась пробиться 1-я Конная армия Буденного. Жители Львова хорошо подготовились к обороне. Они сформировали и полноценно укомплектовали два кавалерийских и три пехотных полка. Повсеместно строились оборонительные сооружения. На защиту города также прибыли 3 польские дивизии и 1 украинский полк.

16 августа после месяца упорных боев Красная Армия преодолела реку Западный Буг и, усилившись подразделениями красных казаков, принялась за штурм города. Ожесточенные бои принесли массу потерь обеим сторонам. Через 3 дня атака все-таки была отбита, и Красная Армия отступила. Львов получил польский орден «За мужество», который был главной военной наградой Польши. Позже его изображение появилось на польском гербе города. По факту подписания Рижского соглашения о мире, Львов относился к Польше и был столицей Львовского Воеводства. Он быстро восстановил позиции важнейшего научного и культурного центра страны.

Вторая мировая война

С началом Второй мировой войны в истории г. Львова началась темная полоса. В сентябре 1939 года Советские войска переправились через реку Збруч и спустя 5 дней подошли к городу. 26-28 октября в оперном театре состоялось народное собрание, по результатам которого была принята декларация об установлении на территории Западной Украины советской власти. В конце 1939-го в регионе начался массовый террор. В течение года немецкие колонии, которые действовали здесь с княжеских времен, были выселены в Германию. Позже начались расстрелы и ссылки. Репрессиям подвергались все, кто не поддерживал сталинскую политику. Когда фашисты напали на СССР, регулярные войска без боя оставили Львов. Перед отступлением органы НКВД уничтожали представителей интеллигенции и студентов, отбывавших заключение в местных тюрьмах.

В Германии еще в 1940-х годах было сформировано несколько украинских военных подразделений. Когда фашисты напали на СССР, во Львов пришло одно из таких подразделений - батальон «Нахтигаль», которым командовал Р. Шухевич. Произошло это 30 июля 1941 года. В тот же день украинские националисты организовали Национальное Собрание, на котором было провозглашено восстановление Украинского Государства. В Результате было сформировано украинское правительство, главой которого стал Ярослав Стецько.

22 июня 1941 года ОУН (организация украинских националистов) попыталась захватить тюрьму. Однако пограничники оттеснили ее представителей. Бои продолжались до 30 июня, когда немцы полностью заняли город. Фашисты выступили против независимости Украины, и 12 июня А. Гитлер отдал приказ арестовать всех представителей украинского правительства. Позже гестапо задержало и главного украинского националиста Степана Бандеру, который отказывался отзывать Акт независимости.

Сотни националистов были заключены в тюрьмах, и многие из них - расстреляны. Так начиналась кровавая гитлеровская оккупация. В районе Цитадели немецкие власти устроили концентрационный лагерь, в котором было уничтожено более 140 тыс. военнопленных, а также Яновский концлагерь, где уничтожали евреев, и Львовское гетто.

В период с 1942 по 1944 гг. во Львове действовало коммунистическое подполье получившее название «Народная гвардия имени Франка». Одному из его представителей - разведчику Николаю Кузнецову, удалось ликвидировать вице-губернатора дистрикта Галиция Бауэра, а также начальника канцелярии Шнайдера.

Немецкий террор во Львове продолжился до 27 июня 1944-го, когда в город вошла Красная Армия. 23 июля началась операция Армии Крайовой, которой командовал генерал Владислав Филиповский. Целью было утверждение польской власти и получение выгодных позиций на переговорах о границе между Польшей и УССР. На следующий день советские войска окружили город и через двое суток взяли его. После утверждения советской власти во Львове, руководство Армии Крайовой пригласили на встречу с командующими Красной Армии и взяли под арест НКВД.

СССР

Когда ВОВ закончилась, в истории города Львов начался переломный момент. Город стал частью Украинской Советской Социалистической Республики (УССР). Основная часть поляков, проживавших в городе, уехала в Польшу, главным образом в ее западную часть. Национальный состав Львова был изменен, так как много традиционных этнических групп (евреи, поляки и немцы) были или перевезены или уничтожены. Польский язык и все его региональные варианты постепенно выходили из употребления. Украинский язык стал преобладающим впервые в истории города Львова. На русском языке здесь также начали разговаривать, но не так массово.

На восстановление и развитие города из общесоюзного бюджета поступило 250 млн рублей. Со всей страны сюда направились высококвалифицированные специалисты и ученые. Из Ленинграда, Свердловска, Москвы и ряда других городов, во Львов поставляли стройматериалы, транспорт, оборудование и прочее.

Наряду с позитивными изменениями были и негативные, в частности началось подавление украинского национального движения со стороны советской власти и искоренение Украинской Греко-Католической церкви. Приходы последней были переведены в Православную Русскую церковь. Когда умер Сталин, советская политика стала более терпимой, и Львов утвердил свой статус важнейшего центра украинской культуры.

В 50-х и 60-х годах XX века Львов значительно вырос как географически, так и демографически. Сюда были перенесены многие известные завод и фабрики из Восточной Украины. К началу 80-х в городе действовало 137 крупных предприятий. На их мощностях выпускали разноплановую продукцию: от автобусов до кухонной утвари.

Не менее интенсивно в городе развивалась наука. К началу 80-х во Львове работало 3 института Академии Наук УССР, десятки научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, 11 ВУЗов, а также отделения и филиалы академических учреждений. Важным событием для города стало создание в 1971 году Западного научного центра Академии Наук УССР.

В советское время Львов оставался важнейшим культурным центром. К концу 70-х здесь работало пять театров, около 40 кинотеатров, 46 дворцов культуры, цирк, филармония, 12 крупных музеев и более 350 библиотек.

Независимая Украина

В 1991 году СССР распался на независимые государства. Впервые в истории, Львов вздохнул свободно и стал авангардом националистических перемен того времени. В 1998-м исторический центр города а также собор святого Юра были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. 14 и 15 мая 1998 года во Львовском дворце железнодорожников проходил 6-й саммит глав центрально-европейских государств. На нем рассматривалась тема человеческого измерения общеевропейской и региональной интеграции, а также ее роль в строительстве новой Европы. В начале лета 2001 года город посетил Папа Римский Иоанн Павел II. Он отслужил мессу по латинскому обряду и поучаствовал в литургии византийского обряда.

Современный Львов

Рассмотрев кратко историю города Львова, познакомимся с его современным обликом. Сегодня Львов является компактным, довольно удобным для жизни городом. На территории в 171 км 2 проживает чуть менее 800 тыс. человек. По этнической принадлежности город смело можно назвать многонациональным. 70% населения приходится на украинцев, а остальные 30 делятся между русскими, поляками, евреями, армянами, немцами, чехами и представителями еще 83 национальностей.

С точки зрения туризма, Львов является самым популярным городом Украины и входит в рейтинг городов мира, которые обязательно нужно посетить. Благодаря удачному расположению и насыщенной событиями истории он стал буквально музеем под открытым небом. В городе насчитывается более 2 тыс. достопримечательностей, половина из которых является архитектурными памятниками Украины. Это иллюстрирует разные периоды истории Львова. Достопримечательности города в основном сосредоточены в его компактном центре. Но чтобы полноценно познакомится с ними понадобиться не одна неделя.

Если время и бюджет поездки ограничены, то акцент нужно сделать на главных изюминках «Львова»:

  1. Поездка на трамвае. Трамвайчики, виртуозно снующие по узким улицам Львова, считаются одним из его символов. Большинство маршрутов проходит через исторический центр города. Таким образом, за пару гривен можно быстро осмотреть основные памятники архитектуры города.
  2. Соборы. Во Львове находится множество костелов, храмов, соборов и церквей, посещение которых при желании можно уместить в одну прогулку.
  3. Осмотр города с Замковой горы или башни ратуши. С высоты птичьего полета Львов особенно красив.
  4. Дворики, многие из которых сохранили свой старинный облик, позволяют почувствовать душу города.
  5. Рестораны. Одной из главных современных «изюминок» Львова является богатый ассортимент тематических кафе и ресторанчиков. Едва ли не каждое заведение города является отдельной достопримечательностью и аттракционом для туристов.
  6. Кофе и шоколад. Эти два продукта считаются еще одним символом Львова.
  7. Лычаковское кладбище. Совершенно уникальным местом является величественные львовский некрополь, многие захоронения которого относятся еще к польскому и австро-венгерскому периодам в истории Львова.
  8. Экскурсии по городу. За небольшую плату здесь предлагают огромное количество увлекательных экскурсий, позволяющих не только полюбоваться достопримечательностями, но и послушать интересные истории про Львов.
  9. Даже в таком избалованном потрясающей архитектурой городе как Львов, здание оперного театра, не говоря уже о его роскошном интерьере, кажется чем-то особенным. Не зря ведь «Львовская опера» считается украшением всей Европы.
  10. Музеи. Львов - это не только город-музей, но и город музеев. Их здесь довольно много. Поэтому каждый может выбрать для себя наиболее подходящую тематику и подробнее познакомится с историей Львова. Фото, древние вещи и документы тому поспособствуют.

В заключение

Богатая история Львова, кратко изложенная выше, иллюстрирует насколько разносторонним и интересным является этот город. Не зря ведь многие туристы говорят, что поездка во Львов, равносильна поездке в Европу, только для нее не требуется визы. Львов - музей истории под открытым небом и кладезь западно-украинского колорита.

ОДНА ИЗ СТАРЫХ ЛЬВОВСКИХ УЛОЧЕК...

--------======-------

ВЗЯТО ИЗ ВИКИПЕДИИ

Национальный состав Львова
по состоянию на 2001 год
Украинцы 639.000 (88,1 %)
Русские 64.600 (8,9 %)
Поляки 6.400 (0,9 %)
Белорусы 3.100 (0,4 %)
Евреи 1.900 (0,3 %)
Армяне 800 (0,1 %)
Всего 725.200

Данные без учёта населённых
пунктов, относящихся к городу

По данным Всеукраинской переписи 2001 года население Львова составляло более 758 тысяч человек, то есть сократилось с 1989 года более чем на 57 тысяч человек. Почти одновременно с переписью, в декабре 2000 года специальное исследование населения города предпринял львовский Институт развития города. По данным этого исследования, в городе 51-52 % составляют женщины; около 48 % львовян проживали в зданиях советской или украинской постройки, около 40 % в зданиях австрийской и польской постройки, около 11 % - в частном секторе; 85 % относили себя к украинцам, 12 % к русским; 79 % общались на украинском языке, 20 % - на русском; рождённые во Львове составили большинство львовян - 56 %, рождённые в других населённых пунктах Галиции - ещё 19 %, выходцы из других западноукраинских областей - 3 %, выходцы из незападных регионов Украины - 11 %, выходцы из России - 4 %, других республик СССР - 3 %, Польши - 2 %;к верующим УГКЦ себя отнесли 45 % опрошенных, УПЦ (КП) - 31 %, УАПЦ - 5 %, УПЦ (МП) - 3 %, других христианских религий - ещё 3 %.

По данным львовского городского совета уровень безработицы во Львовской области в первом полугодии 2007 года составлял 7,8 %, среднемесячная заработная плата во Львове - 236 долларов США.

Во Львове проживает более 64 тысяч русских (8,9 %; перепись, 2001), крупнейшая русская и русскоязычная община на Западной Украине. По данным опроса, который проводил в декабре 2000 года Институт развития Львова, русскими назвали себя ещё большее число львовян - 12 %, русский язык в частном общении использовало 20 % опрошенных (украинский язык - 79 %). Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присоединения Западной Украины к УССР, а первым известным выходцем из современной России был русский первопечатник Иван Фёдоров, издавший в 1572 году первую во Львове книгу - «Апостол», а затем первую в истории «Азбуку» на русском языке . Русские сыграли важную роль в послевоенной индустриализации города, в его науке, образовании и других сферах жизни.[источник не указан 171 день]

Выступление польского детского хора в римско-католическом Кафедральном соборе

Довольно многочисленное польское население появилось во Львове после завоевания города Казимиром Великим в 1349 году. Окончательно же Львов стал польским городом на границе XV и XVI столетий, когда ими были ассимилированы львовские немцы, составлявшие до того времени большинство населения. В дальнейшем Львов был одним из наиболее значительных польских культурных центров, в том числе после разделов Речи Посполитой. Здесь работал польский институт «Оссолинеум», польскоязычный университет, множество выдающихся деятелей польской культуры. После событий 1918-1920 года принадлежность города к польской культуре поддерживалась патриотической пропагандой, культом героев, таких, как «львовские орлята».

Большинство поляков покинуло Львов в ходе обмена населением между Польшей и УССР в 1944-1947 годах. Они поселились прежде всего на т. н. «возвращённых землях» - территориях, отошедших к Польше после войны от Германии; институт «Оссолинеум» был переведён во Вроцлав. Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % населения города, уступая украинцам, русским и евреям. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие. В результате у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался наиболее низкий уровень образования из всех главных этнических групп. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины. В результате даже в 1989 году, через 45 лет после обмена населением, у польской общины была деформированная половозрастная структура населения: на 1000 полек приходилось примерно 600 поляков. среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % - русский. В советский период во Львове постоянно действовали две польские школы - восьмилетняя № 10 и средняя № 24, функционировали два римско-католических костёла.

В конце 1980-х годов начался процесс организации национальных обществ и различных организаций поляков, в 1988 году был восстановлен выход старейшей польскоязычной газеты («Gazety Lwowskiej»). Среди части поляков, в особенности пожилых, продолжает использоваться львовский польский говор (gwara lwowska); в то же время в польской львовской речи ощутимы влияния украинского и русского языков - в морфологии, лексике, грамматике и во всех полных и частичных системах языка.
Евреи Львова
Внесение во львовскую синагогу Бейс Аарон ве Исраэль нового свитка Торы (2007)

Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Кроме еврев-раббанитов в городе проживали караимы, переселившиеся приблизительно в то же время из юго-восточной Европы и Византии. После завоевания Львова Казимиром III Великим в 1349 г. евреи стали пользоваться привилегиями наравне с другими еврейскими общинами Польши. Переселение во Львов евреев ашкенази, в частности из Германии, определило восточноевропейский характер городской общины. Вплоть до XVIII века во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городская (в еврейском квартале Львова) и предместная. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. На том же кладбище хоронили и караимов, проживавших отдельно в селении недалеко от Краковского предместья.

Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более 100 000), подавляющее большинство которых не дожили до освобождения города Красной армией. До семидесятых годов XX века в городе Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек. В городе работают еврейские организации и функционируют общины верующих иудеев.

] Армяне Львова

В 1267 году Львов стал центром армянской епархии, а освященный в 1367 году армянский собор в этом городе - епархиальным. Во Львове в 1510 году армяне получили от польского короля Сигизмунда І разрешение судиться по своему собственному праву - уставу львовских армян, однако они не допускались в работу городского магистрата (в городском самоуправлении могли участвовать только католики). Важным центром армянской колонизации стал Каменец-Подольский (в XVI веке там было 300 армянских семей), где армяне имели свой магистрат. Поселения армян были в Киеве, Луцке, Галиче, Снятыне, со временем в Станиславове. После захвата Крыма Османской империей в 1475 году, многие крымские армяне переехали в эти северо-западные регионы Украины. В Галиции и на Подолье работали армянские типографии, а в 1618 Ованес Карматенянц издал «Альгиш Битики» («Молитвенник») - единственную в мире печатную книгу на армяно-кипчакском языке, который был письменным вариантом разговорного языка армян в Крыму и на Украине. После принятия частью армян унии (1630 год) с католической церковью, армяне в Речи Посполитой постепенно ассимилировались среди местного польского населения, а часть из них эмигрировала в Крым.

В первой половине XX века в Галиции насчитывалось 5,5 тысяч армянокатоликов по вероисповеданию, как правило польскоязычных. Они имели 9 приходских церквей, 16 часовен, монастырь сестёр-бенедиктинок во Львове. Львовская архиепархия армянокатоликов находилась в непосредственном подчинении папе римскому и просуществовала до конца Второй мировой войны, когда была уничтожена советскими властями.

В 1944 году крымские армяне были депортированы с полуострова наряду с греками, болгарами и крымскими татарами, однако им разрешили вернуться в 1960-е годы.

(ИНТЕРНЕТ - ЛЬВОВ - ВИКИПЕДИЯ)

Национальный состав Львова по состоянию на 2001 год

По данным Всеукраинской переписи 2001 года население Львова составляло более 758 тысяч человек, то есть сократилось с 1989 года более чем на 57 тысяч человек. Почти одновременно с переписью, в декабре 2000 года специальное исследование населения города предпринял львовский Институт развития города. По данным этого исследования, в городе 51-52 % составляют женщины; около 48 % львовян проживали в зданиях советской или украинской постройки, около 40 % в зданиях австрийской и польской постройки, около 11 % - в частном секторе; 85 % относили себя к украинцам, 12 % к русским; 79 % общались на украинском языке, 20 % - на русском; рождённые во Львове составили большинство львовян - 56 %, рождённые в других населённых пунктах Галиции - ещё 19 %, выходцы из других западноукраинских областей - 3 %, выходцы из незападных регионов Украины - 11 %, выходцы из России - 4 %, других республик СССР - 3 %, Польши - 2 %;к верующим УГКЦ себя отнесли 45 % опрошенных, УПЦ (КП) - 31 %, УАПЦ - 5 %, УПЦ (МП) - 3 %, других христианских религий - ещё 3 %.

По данным львовского городского совета уровень безработицы во Львовской области в первом полугодии 2007 года составлял 7,8 %, средняя заработная плата во Львове - 236 долларов США.

Русские Львова

Во Львове проживает более 64 тысяч русских (8,9 %; перепись, 2001), крупнейшая русская и русскоязычная община на Западной Украине. По данным опроса, который проводил в декабре 2000 года Институт развития Львова, русскими назвали себя ещё большее число львовян - 12 %, русский язык в частном общении использовало 20 % опрошенных (украинский язык - 79 %). Русская община во Львове сложилась в основном в конце 1940-х годов, хотя русские эмигранты жили в городе ещё до присоединения Западной Украины к УССР, а первым известным выходцем из современной России был русский первопечатник Иван Фёдоров, издавший в 1572 году первую во Львове книгу - «Апостол», а затем первую в истории «Азбуку» на русском языке. Русские сыграли важную роль в послевоенной индустриализации города, в его науке, образовании и других сферах жизни.

Поляки Львова

Довольно многочисленное польское население появилось во Львове после завоевания города Казимиром Великим в 1349 году. Окончательно же Львов стал польским городом на границе ХV и ХVІ столетий, когда ими были ассимилированы львовские немцы, составлявшие до того времени большинство населения. В дальнейшем Львов был одним из наиболее значительных польских культурных центров, в том числе после разделов Речи Посполитой. Здесь работал польский институт «Оссолинеум», польскоязычный университет, множество выдающихся деятелей польской культуры. После событий 1918-1920 года принадлежность города к польской культуре поддерживалась патриотической пропагандой и мифом о «львовских орлятах».

Большинство поляков покинуло Львов в ходе обмена населением между Польшей и УССР в 1944-1947 годах. Те поляки, которые все же остались во Львове, оказались в сложных общественных условиях, они потеряли статус государственного этноса и превратились в малочисленное меньшинство, которое в 1959 году составляло лишь 4 % население города, уступая украинцам, русским и евреям. Город покинули поляки-представители управленческой, культурно-образовательной, научной и технической интеллигенции, духовенство, военные, высококвалифицированные рабочие. В результате у поляков, по данным переписей населения послевоенного периода, оказался наиболее низкий уровень образования из всех главных этнических групп. Среди оставшихся значительную долю составили поляки из смешанных семей, преимущественно женщины. В результате даже в 1989 году, через 45 лет после обмена населением, у польской общины была деформированная полово-возрастная структура населения: на 1000 полек приходилось примерно 600 поляков. среди поляков развивались процессы ассимиляции; в 1989 году около 40 % из них назвали родным языком украинский, 15 % - русский. В советский период во Львове постоянно действовали две польские школы - восьмилетняя № 10 и средняя № 24, функционировали два римско-католических костёла.

В конце 1980-х годов начался процесс организации национальных обществ и различных организаций поляков, в 1988 году был восстановлен выход старейшей польскоязычной газеты («Gazety Lwowskiej»). Среди части поляков, в особенности пожилых, продолжает использоваться львовский польский говор (gwara lwowska); в то же время в польской львовской речи ощутимы влияния украинского и русского языков - в морфологии, лексике, грамматике и во всех полных и частичных системах языка.

Евреи Львова

Евреи поселились во Львове вскоре после основания города примерно около 1256 года и долгое время представляли собой многочисленную и влиятельную национальную общину, которая дала миру многих известных деятелей науки и культуры. Кроме еврев-раббанитов в городе проживали караимы, переселившиеся приблизительно в тоже время из юго-восточной Европы и Византии. После завоевания Львова Казимиром III Великим в 1349 г. евреи стали пользовались привилегиями на равне с другими польскими еврейскими общинами. Переселение во Львов евреев ашкенази в частности из Германии, опредилило восточноевропейский характер городской общины. Вплоть до XVIII в. во Львове просуществовали две отдельные еврейские общины, городскую (в еврейском квартале Львова) и предместную. Эти общины пользовались разными синагогами, только кладбище являлось общим. На том же кладбище хоронили и караимов, проживающих отдельно в селении недалеко от Краковского предместья.

Накануне Холокоста около трети львовян были евреями (более 100 000), подавляющее большинство из которых не дожили до освобождения города Советской армией. До семидесятых годов ХХ в. в городе Львове проживало более 30 000 евреев. Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек. В городе работают еврейские организации и функционируют общины иудаистов.

Идентичность львовян

Львовская идентичность - общность между людьми на основе осознания существования определённых образцов поведения и ценностей, которые присущи всем «настоящим львовянам», а также признание этих ценностей своими и стремление вести себя как «настоящий львовянин». Согласно данным социолога В.Середы жители Львова идентифицируют себя прежде всего как украинцы (50 %), а уже потом как львовяне (23 %), при этом львовскую идентичность чаще ставят на первое место представители национальных меньшинств (русские, поляки, евреи). Эти две идентичности в сознании украинских жителей Львова не конкурируют, а наоборот, скорее объединяются: украинская идентичность является составной частью львовской идентичности.

Как указывает львовский историк Ярослав Грицак, образ Львова в сознании львовян состоит из двух элементов: европейскость Львова (принадлежность города к Европе как архитектурно, так и культурно) и образ Львова как «украинского Пьемонта» (акцент на национальном, преимущественно украинском, характере города). Образ Львова как европейского города, присутствующий в сознании его жителей, скорее является декларативным, ностальгической реконструкцией «золотого века», а не отражением новых европейских ценностей. Львов часто определяется как ведущая или как уникальная часть Украины, а жители Львова как последний оплот национальной идеи, и вместе с тем как сердце, как источник, из которого эта идея возродится, или уже возродилась. За пределами Львова его жителям часто приходится сталкиваться со стереотипным приписыванием им национализма только потому, что они со Львова, даже, если они самые принадлежат к одному из национальных меньшинств города. Однако в противовес этому определению появляется новая львовская идентичность, которая строится на представлениях о мультикультурном прошлом города.

Известные львовяне

В Львове родились, жили и работали известные деятели украинской, польской, немецкой, еврейской и русской истории и культуры.

поэты Иван Франко и Богдан-Игорь Антоныч; историки Михаил Грушевский, Юзеф Зиморович, Иван Крипякевич, Освальд Вальцер; актриса Соломия Крушельницкая; режиссёры Лесь Курбас и Анджей Жулавски; шахматисты Олег Романишин и Александр Белявский; писатели Мария Конопницкая, Габриела Запольская, Ежи Яницкий, Ванда Василевская, Леопольд фон Захер-Мазох, Бруно Шульц, Станислав Лем, Станислав Ежи Лец, Пётр Равич; кардиналы Любомир Гузар и Марьян Яворский; математики Стефан Банах и Рихард Эдлер фон Мизес; биолог Рудольф Вейгль, экономист Людвиг фон Мизес, музыканты Франц Ксавьер Вольфганг Моцарт, Стефан Ашкенази, Моррис Розенталь, Эмануэль Акс,Юрий Башмет, лингвист Ежи Курилович, философ Мартин Бубер, певица Анжелика Варум, Якоб Розенфельд (военный советник Мао Цзэдуна), Симон Визенталь, политик Григорий Явлинский, банкир Михаил Фридман, историки Меир Балабан и Шимон Ашкенази, журналист Матвей Ганапольский.

Во Львове в XVI веке работал и похоронен - первопечатник России и Украины Иван Фёдоров. Во Львове жили и работали Бальзак, Шолом-Алейхем, Евгения Аксёнова-Гинзбург, Надежда Мандельштам. [Использованные материалы]