Мария григорьевна разумовская. Все о моем доме

Мария Григорьевна Вяземская-Голицына — самая скандальная героиня светской хроники дореволюционной эпохи. Ее муж Голицын проиграл жену в карты своему сопернику, Льву Кирилловичу Разумовскому. Новый брак страшно осуждался в высшем свете, но спас положение император Александр I, который всегда покровительствовал влюбленным. На одном из балов он пригласил на танец Вяземскую, что стало сигналом высшему свету о прощении и принятии этого брака. История Вяземской-Разумовского послужила основой поэмы Лермонтова «Тамбовская княжна». У Вяземской с Разумовским не было детей, были приемные внуки. Среди которых — ее полная тезка, Назимова Мария Григорьевна, урожденная Вяземская, приемная дочь великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича. Воспоминания внучки «Бабушка графиня М.Г.Разумовская» были напечатаны в «Историческом вестнике» в 1899 году.

С дорогой моей бабушкой мне пришлось провести только последние два с половиной года ее жизни, но я всегда с чувством благодарности к судьбе вспоминаю это время, и теперь — оканчивая сама свой жизненный путь, взглянув на прошлое, я могу сказать, что лучшего времени в моей жизни не было. Тут довольство жизнью не обусловливается роскошью, которой я пользовалась, но всецело зиждется в чувстве благодарности за безграничную любовь бабушки ко мне. К сожалению, я была слишком молода, чтобы вполне оценить ее, и только в течение жизни, столкнувшись с людьми бессердечными и даже жестокими, я умиленно вспоминала душевную теплоту моей дорогой бабушки. Мы были с ней тезки, в самом широком значении этого слова: я носила имя княжны Марии Григорьевны Вяземской, как и моя бабушка до своего замужества. Как это часто бывает с очень древними стариками, бабушка видела во мне возрождение своей юности и молодела душой, глядя на меня. Она обставила меня роскошно, у меня была своя горничная, своя карета и выездной лакей, целый маленький штат в моем распоряжении. С нашим переездом на дачу переехали и некоторые, составлявшие постоянную табельку моей бабушки. Гр. К. селилась всегда по возможности близко к нашей даче, и, говорят, из карточного выигрыша составляла себе серьезный годовой доход. Так утверждал князь Павел Павлович Гагарин, избегавший по возможности участвовать в партии бабушки, говоря, что играть с ней — это наверняка выигрывать, настолько бабушка играла плохо и рассеянно. Затем был г. Сутгоф и милейший Илларион Алексеевич Философов, составлявшие партию табельки, чтобы не лишать бабушку удовольствия, без которого она бы скучала вечером. Партия затягивалась поздно, и бабушка никогда не ложилась раньше двух-трех часов ночи. Вечером я разливала чай, но бабушка строго следила, чтобы в одиннадцать часов я отправлялась спать, так что в ужине я никогда не участвовала. Но, уходя к себе, я все-таки не ложилась, а читала до того времени, когда, бывало, услышу шаги бабушки, которая, проходя через мою комнату, тихонько кралась, ступая осторожно, не подозревая вместе с тем, что из полутемноты комнаты, освещенной мягким светом лампады, на нее смотрят смеющиеся глаза, совсем не сонные.

Жизнь на даче была почти та же городская жизнь: так же закладывали ландо в два часа, и так же делались визиты до пяти; за обедом почти всегда были гости, затем прогулка с гостями на музыку, где делались еще приглашения приехать после музыки на чашку чая, собиралось человек 15, и так ежедневно. При дачной жизни была только разница в легкости созывать к себе гостей, чего городская жизнь не представляла. Дача бабушки часто удостаивалась видеть в своих стенах царскую фамилию. В одно из посещений императора Николая Павловича, когда он запросто завтракал у бабушки, он пожелал обойти весь дом и даже прошел крытой галереей в кухню. У бабушки в это время была кухаркой француженка м-me Francoise. Государь обратился к ней со словами: «Я хочу сделать вам комплимент, м-me Francoise, вы по истине искусная повариха». M-me Francoise, низко присев, ответила: «Я возлагаю свои руки к ногам вашего величества!» — и при этом к ногам императора она положила самый большой кухонный нож, который случайно держала в руках».

Karl Heinrich Hoff - The CardGameby

Михаил Юрьевич Лермонтов в поэме «Тамбовская казначейша» описывает скандальную историю, случившуюся в Тамбове. Находившийся там проездом штаб-ротмистр Гарин обыграл в карты местного казначея Бобковского. Ситуация была бы банальна, если бы не ставка в этой игре, которой оказалась красавица Авдотья Николаевна, его супруга. Поэма сама по себе скандальная, но куда скандальнее была реальная история, которая легла в основу сюжета.

События разворачивались не в провинциальном Тамбове, а в Москве, и участниками были не какие-то никому не известные казначей и штаб-ротмистр, а «сильные мира сего» - князь Голицын и граф Разумовский. Именно между ними состоялась игра, в которой призом победителю стала молодая красавица-жена.

Этой красавицей была Мария Григорьевна Голицына, в девичестве Вяземская. Когда она впервые вышла в свет в 1794 году, окружающие сразу признали ее красоту и потом от восхищения сравнивали с богиней Юноной. Юная княжна была достойна богатого и знатного жениха, и такой человек вскоре появился в ее жизни.

"Мария Григорьевна Разумовская (1772-1865), ур. Вяземская, в первом браке за А.Н.Голицыным".

Этим женихом был князь Александр Николаевич Голицын,который был только на три года старше ее. Голицын был внук знаменитого петровского фельдмаршала, князя Михаила Михайловича-старшего, и сын обер-гофмаршала Екатерины, князя Николая Михайловича. Этот Голицын, крайне богатый, владетель 24 000 душ, человек крайне неприятный,грубый и несдержанный,отличался самодурством, за которое в Москве его прозвали именем одной модной оперы того времени «Cosa-rasa»… Мария Григорьевна его боялась и умоляла не отдавать ее замуж за князя, но тот в прямом смысле купил родительское благословение.

О любопытных разводах в Российской империи, и сегодня речь пойдет о разводе, который напрямую зависел от удачи соперников за карточным столом.

В 1789 году 17-летнюю княжну Марию Вяземскую выдали замуж за князя Александра Николаевича Голицына, который был старше невесты всего на три года. Со стороны Вяземских имел место брак по расчету - эта ветвь княжеского рода обеднела, и большого приданого за дочерью дать не могла. А князь Голицын незадолго до женитьбы получил огромное наследство, в котором одних только крепостных насчитывалось 24 тысячи душ.

«Портрет княгини Марии Григорьевны Голицыной», Мари Виже-Лебрен (1798г.)

Но на беду молодоженов, князь Голицын отличался отменным самодурством и мотовством: утверждали, что он выписывал векселя, в которых сумма была проставлена не буквами, а цифрами (к которым недобросовестные кредиторы дорисовывали потом нули); давал прикуривать гостям ассигнациями крупного достоинства; ежедневно отпускал своим кучерам шампанское; ну и в карты очень любил играть, в которые ему не очень везло.
Подобный образ жизни привел к тому, что за 10 лет князь умудрился прокутить всё своё огромное состояние, и княгиня Голицына была вынуждена обратиться к только что вступившему на престол императору Александру I с просьбой повлиять на кредиторов, и приостановить взыскание долгов.

Письмо Александра I княгине М.Г.Голицыной

Император ответил княгине очень вежливым отказом, завершающимся словами . Князь Голицын оказался на грани полного разорения, и его супруга потребовала развода (детей у них не было), на который князь не согласился.
А вот вскоре случившееся, не совсем понятно - то ли всё произошло спонтанно, то ли это была тщательно продуманная и блестяще проведенная любовниками операция.
Сыну гетмана Украины Кирилла Разумовского и племяннику любовника Елизаветы I Алексея Розумовского, графу Льву Разумовскому было в ту пору 44 года, он был холост и богат. В один из дней 1801 года граф сел за карточный стол с князем Голицыным, и игра продлилась вечер и всю ночь - Разумовский всё выигрывал, а Голицын неизменно проигрывал.

«Карточная игра», Николай Петров (не позднее 1876г. )

Наиболее популярной из карточных игр, являлся в те времена «фараон» (или «штосс») - игра незатейливая, но в которую за ночь можно было составить и спустить целое состояние. Её правила просты: из одной колоды карт один игрок («понтёр») выбирает любую карту, и делает на неё определенную ставку («куш»). Другой игрок («банкомёт») из второй колоды начинает доставать карты, открывая их поочередно налево и направо («метать банк»). Если та же карта, на которую поставил понтёр, ляжет налево от банкомёта, то понтёр выиграл. Если направо - то выиграл банкомёт (именно с этой игры идет выражение «как карта ляжет»).
Когда в ту ночь Разумовский выиграл у Голицына умопомрачительную сумму, то он предложил князю сделать последнюю ставку в виде его жены княгини Голицыной, против всего своего выигрыша. Князь сначала отказался, на что Разумовский ответил, что в таком случае он откланивается, а за своим выигрышем пришлет утром.
Князь Голицын в отчаянии согласился, и снова проиграл.

«Портрет графа Л.К.Разумовского», Владимир Боровиковский (около 1800г.)

Граф Разумовский тут же покинул гостеприимный дом Голицыных, прихватив с собой княгиню. Ну а дальнейшее понятно - скандал разразился нешуточный и князь Голицын сам подал на развод. Прелюбодеяние его супруги, жившей с Разумовским как семья, было налицо, и Московская духовная консистория быстро расторгла скандальный брак. Но вот беда, развод был произведен без разрешения княгине «вступить во второй брак» (хотя и без указания оставить её «навсегда безбрачною»).
Графа Разумовского это не остановило, и в следующем 1802-м году он обвенчался с княгиней Голицыной в домовой церкви Св. Петра и Павла своего подмосковного имения Петровско-Разумовское.
Высший свет не признал этот брак, и чету Разумовских долгое время принимали только в домах их родственников, пока в 1809 году Москву не посетил Александр I. Государь неожиданно явился на семейный бал в доме Кочубеев, подошел к присутствовавшей там бывшей княгине Голицыной, и громко сказал: «Графиня, позвольте пригласить Вас на полонез?».
Император тогда на деле доказал, что его окончание в письме княгине Голицыной «пребываю я навсегда вам доброжелательным» , было не простым эпистолярным оборотом.

«Мария Григорьевна Разумовская», Александр Брюллов (между 1826 и 1829 гг. )

С той минуты законность второго брака и графского достоинства разведенной Марьи Григорьевны больше никем не подвергалась сомнению, вплоть до самой кончины графа Льва Кирилловича Разумовского в 1818 году.
Супружеская пара была бездетной, и один из братьев покойного, Алексей Кириллович, затеял судебный процесс, в котором оспаривал законность брака, и право вдовы на наследство. Через три года, эта тяжба была графиней Разумовской благополучно выиграна.

«Портрет неизвестной в тюрбане», Карл Брюллов, около 1830г.
(предположительно портрет М.Г.Разумовской)

Мария Григорьевна скончалась в 1865 году в возрасте 93 лет, на 48 лет пережив своего первого мужа - окончательно разорившегося князя Голицына, и на 47 лет своего второго мужа - графа Разумовского. Многочисленные наследники богатой вдовы были таким долгожительством крайне недовольны, так как Мария Григорьевна пережила и многих из них.
А ведь откройся в ту ночь карта в другую сторону, то она умерла бы не богатейшей графиней Разумовской, а беднейшей княгиней Голицыной...

В 1822 году хозяйкой особняка на Большой Морской, 29, стала графиня Мария Разумовская (1772–1865). Ее судьба одно время была предметом светских пересудов обеих столиц. В 1802 году московский князь Александр Голицын, редкий расточитель (прикуривал трубки от крупных ассигнаций, поил кучеров шампанским, пригоршнями бросал извозчикам золото, чтобы они толпились у подъезда), промотал 40 тысяч душ и проиграл в карты красавицу жену – Марию Григорьевну (урожденную Вяземскую). К счастью, выиграл ее младший сын гетмана Разумовского – Лев Кириллович, давно в нее влюбленный. Экс-княгиня не расстроилась и переехала в роскошный особняк на Тверской. Но поскольку супруги часто принимали у себя Голицына и тот публично появлялся с бывшей женой, оправдывая данное ему москвичами прозвище Cоsa Rara («редкая вещь» – по названию популярной тогда оперы, в которой блистала Сандунова), эти отношения породили множество слухов. Чету Разумовских даже не хотели принимать в обществе. Конец пересудам положил император. В 1809 году на одном из балов Александр I подошел к Марии Разумовской и громко спросил: «Madame la comtesse, voulez vous me faire l’honneur de danser une polonaise avec moi?» («Графиня, не окажете ли честь cтанцевать со мною полонез?» – то есть назвал ее графиней, а не княгиней, подчеркнув тем самым законность ее отношений с Разумовским. По воспомнинаниям Петра Вяземского: «Графиня Разумовская едва ли имела много себе подобных. Во-первых, знавшие ее с молодых лет говорили, что она хорошела с годами. В летах глубокой старости она могла дать о себе понятие, что была некогда писаною красавицею, чего никогда не было. Во-вторых, пережила она всех сверстников и многих из нового поколения, так что мафусаиловские года ее оставались головоломною задачею для охотников до летосчисления. (Она пережила мужа на полвека и скончалась в возрасте 93 лет.) Долго по кончине графа (в 1818 году. – ред.) предавалась она искренней и глубокой скорби. Для здоровья ее, сильно пострадавшего от безутешной печали, присоветовали ей съездить на время в чужие края. Там мир новых явлений и впечатлений, а, вероятно, более всего счастливое сложение натуры и характера ее взяли свое. Она осталась верна любви и воспоминаниям своим, но источник слез иссяк: траур жизни и одеяний переменился на более светлые оттенки. Париж, Вена приняли ее радушно: дом ее сделался опять гостеприимным. Благодарный Карлсбад посвятил ей памятник: она была на водах душою общества и хороводицею посетителей и посетительниц этого целительного уголка. Сохранились многочисленные изображения ее кареты, которой она пользовалась в Венском Пратере, акварели с иозбражением ее прекрасных квартир в Париже и Царском Селе.

В 1838 году Михаил Лермонтов написал поэму «Тамбовская казначейша». В поэме говорится, что находившийся в Тамбове проездом штаб-ротмистр Гарин обыграл в карты местного казначея Бобковского. Ситуация была бы банальна, если бы не ставка в этой игре, которой оказалась красавица Авдотья Николаевна, его супруга. Поэма сама по себе скандальная, но куда скандальнее была реальная история, которая легла в основу сюжета.

Самодур

События разворачивались не в провинциальном Тамбове, а в Москве, и участниками были не какие-то никому не известные казначей и штаб-ротмистр, а «сильные мира сего» - князь Голицын и граф Разумовский. Именно между ними состоялась игра, в которой призом победителю стала молодая красавица-жена.

Князь слыл самодуром, повесой и транжирой. Историк Михаил Иванович Пыляев писал о нем:

«Этот Голицын имел 24000 душ крестьян и громадное состояние, которые пустил прахом: частью проиграл в карты, частью потратил на неслыханное сумасбродство. Он ежедневно отпускал кучерам своим шампанское, крупными ассигнациями зажигал трубки гостей, бросал на улицу извозчикам горстями золото, чтобы они толпились у его подъезда, и прочее. Прожив таким образом состояние, он подписывал не читая векселя, на которых суммы выставлялись не буквами, а цифрами. В конце своей жизни он получал содержание от своих племянников и никогда не сожалел о своем прежнем баснословном богатстве, всегда был весел духом, а часто и навеселе». Князя при жизни прозвали «Cosa rara», по названию известной в то время оперы (по-русски «редкая вещь» в негативном смысле!)

В жены князь Голицын выбрал себе Марию Григорьевну Вяземскую (1772–1865), молодую красавицу, за которой закрепилось прозвище Юнона, за ее красоту.

Страдания молодой княгини

Молодые поженились в 1789 году. Но совместная жизнь у них не задалась. В семейной жизни князь был деспотом, нередко бил свою жену. И в то же время князь не жалел денег на наряды для Марии и вывозил на все балы, стремясь похвалиться перед людьми ее красотой и грацией. В обычной жизни Голицын вел себя как холостяк, кутил с друзьями, месяцами не появляясь дома. Его сумасшедшая расточительность стала легендой. Мария Голицына, предвидя неминуемое разорение, обратилась за помощью к только что вступившему на престол императору Александру I в. 1801 году. Но государь отказал, и ничто не могло уже помешать Голицыну стремиться к потере материального благополучия.

Так и жил князь своей развеселой жизнью и мало обращал внимания на жену, а Мария Григорьевна, между тем, всерьез увлеклась высоким и статным красавцем графом Разумовским.

Лев Кириллович Разумовский был настоящий барин. Утонченный и вежливый, он жил на широкую ногу и был веселым и гостеприимным человеком. Увлекался наукой, чтением и ценил искусство. У себя в доме одним из первых создал зимний сад, что добавляло прелести проводимым там праздникам и балам. Мария Григорьевна с тоской представляла себе, какое счастье могло ждать ее рядом с таким замечательным человеком. Но пока что рядом был деспот и грубиян Голицын. Взаимная симпатия Льва Разумовского и Марии Голицыной вскоре переросла в любовь. Назревал крупный скандал. Однако внезапно ситуация разрешилась самым неожиданным образом.

Игра

В то время получить развод было практически невозможно. Отчаявшийся Разумовский хотел сначала вызвать князя Голицына на дуэль, но затем решил попробовать иной путь. Разумовский предложил Голицыну, страстному игроку, сыграть на большую ставку. Азартный Голицын согласился. За ночь Разумовский смог выиграть почти все состояние Голицына. Под утро Разумовский предложил поставить Марию Григорьевну против всего, что он выиграл за ночь. Немного поколебавшись, Голицын согласился и… снова проиграл.

Лев Кириллович забрал Марию Григорьевну, а выигрыш оставил Голицыну. Несмотря на счастье освобождения, Мария Григорьевна была глубоко оскорблена тем, что её, урожденную княжну Вяземскую, поставили на карту, как какую-нибудь крепостную девку. Об этой скандальной истории говорили во всех домах Москвы и Санкт-Петербурга. Однако, именно благодаря широкой огласке церковь посчитала недопустимым такое поругание священных уз брака со стороны мужа и без колебаний дала согласие на расторжение брака с Голицыным.

Но высший свет подверг остракизму этот новый союз. Если Разумовского еще принимали, то Мария оказалась в положении отверженной обществом, для нее вход в аристократические дома был закрыт.

Прощение

По правилам того времени Мария Григорьевна не могла появляться там, куда могли прийти члены императорской семьи. Считалось, что разведённой женщине нельзя находиться в одном помещении с помазанниками Божьими. Но на помощь чете Разумовских пришел сам император Александр I. Мария Григорьевна не могла появляться на больших великосветских балах. Разумовских довольно редко, но приглашали на маленькие семейные праздники с танцами.

На один из таких праздников в доме Кочубеев неожиданно прибыл государь и, демонстративно пройдя через весь зал, пригласил Марию Григорьевну на танец. И поскольку сам император признал графиню Разумовскую достойной своего общества, у его подданных никакого другого выбора не оставалось, кроме как последовать высочайшему примеру и отныне принимать её как равную.