Мягкий знак после шипящих у существительных. Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Урок русского языка

Оборудование:

Схемы-опоры, плакаты «Мало уметь писать, надо уметь думать», «Хорошую речь хорошо и слушать», листы с текстом для групповой работы, карточки с заданиями разного уровня, сказка «Путешествие Ь», фонограмма . Компьютерное сопровождение урока.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с таких слов…

Прочитайте! Как вы понимаете эти слова?

Учащиеся. Будем писать без ошибок, а для этого нужно знать правила, уметь их применять, быть внимательными.

II. Мотивация.

Учитель. Сегодня мы совершим удивительное путешествие в «Страну существительных», узнаем о приключениях одной буквы и её встрече с разными словами. Этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку грамотности.

III. Актуализация ранее усвоенных знаний.

Учитель. А начинаем мы путешествие по необычным дорожкам. Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

Учитель. Назовите буквы, которые будем писать. Что вы можете сказать о них?

Учащиеся. Они обозначают шипящие звуки [ж], [ш] –твёрдые, [ч,], [щ,] –мягкие.

Учитель. Выберите из предложенных вариантов тот, который вам больше понравился, и запишите его в тетрадь. Итак, отправляемся в путь! Кому как удобней: «по тропинке» или «по кочкам»?

Учитель. Дорожку нам проложили шипящие, но среди букв русского алфавита есть одна особая буква. Учёные называют её буквой – помощницей. Что это за буква? Вы не догадываетесь?

Учащиеся. Мягкий знак.

Учитель. Что вы можете сказать о мягком знаке?

Учащиеся: ь – не обозначает звука; (примеры: день – [д,эн,])

ь – обозначает на письме мягкость предшествующего согласного; (примеры: соль)

ь – разделяет согласный и гласный, чтобы они не сливались; (примеры: вьюга)

IV. Работа над новым материалом.

Путешествие в «Страну существительных» (Чтение сказки учителем на фоне музыки сопровождается полосками со словами, дети читают слова в полосках хором.)

Сказка.

Мягкий знак отправился в путешествие и мы вместе с ним.

Вдруг он оказался в загадочном лесу. Там он увидел

У входа стоял Здравствуйте! Кто здесь живёт? – спросил Мягкий знак.

Мы, существительные с шипящими на конце:

- А ты кто? – спросил сторож.

Я – Мягкий Знак! Давайте дружить!

Нет! Ни в коем случае! Закричали все хором. Сторож даже поднял

Уходи! Не будем с тобой дружить! Ведь тогда ребята будут получать двойки! – возмутился и замахал крыльями грач.

Мягкий знак обиделся, заплакал и пошёл прочь. Он вышел к полю, на котором росла

О чём ты плачешь? – спросила она.

Мягкий знак поведал свою печаль.

Не горюй, я буду с тобой дружить!

И я, – пропищала из норки

И моя Мягкий знак обрадовался и не заметил, как наступила Я тоже буду с тобой дружить, – прошептала тихо ночь.

Тут вмешалась мышь.

– Пусть запомнит

такую Мягкий знак - нам верный друг.

Учитель. Ребята, а вы ещё не догадались, почему одни слова прогоняли Ь, а другие называли его другом? (Ответы - предположения детей.)

Учитель. Что общего в этих словах?

Учащиеся. Это существительные, они оканчиваются на шипящий.

Учитель. Что за секрет кроется здесь?

Учащиеся. Существительные произносятся одинаково.

Учитель. На какие две группы они разделились? Слайд№1(слова из сказки в 2 столбика: ж.р. м.р.)

Учащиеся. На существительные женского и мужского рода.

Учитель. Девочки, прочитайте существительные женского рода (на слайде у сущ. появляется ь), мальчики, прочитайте существительные мужского рода. Так что же это за «секретик»? Сделайте вывод, когда пишется мягкий знак?

Учащиеся. У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.

Учитель. Приоткроем «секрет». Верно ли наше предположение?

Учащиеся. Да, верно.

Учитель. Проверьте себя по учебнику. (Чтение правила стр.170).

V. Закрепление.

1. Коллективная работа с текстом.

Учитель. Отправился Ь дальше и попал в цирк и встретился там с ребятами (Открывается опора), глядя на которых, вы будете помнить правило нашего урока:- Кто объяснит, как будет работать опора? (У существительных ж. р. после шипящих пишется Ь, а у существительных м. р. после шипящих Ь не пишется.)

А мы попробуем догадаться, с кем из ребят-дрессировщиков подружится Ь? Найдите упражнение 450. Напишите существительные в 2 столбика - по родам: (луч, речь, сторож, ключ, плащ, мышь, помощь, товарищ, малыш, рожь, ночь, вещь)

По цепочке у доски, все в тетради.

2.Физкультминутка. Поищем слова из темы урока. Может они под стул закатились слева (наклоны влево ), может под парту справа (наклоны вправо )? Может гости слева видели, может гости справа (повороты )?

3. Работа в группах.

(Каждой группе даётся деформированный текст; слова - подсказки рассредоточены по классу : рож?, мыш?, плач?, сыч?, ноч?, тиш?, камыш?.) – (мет. Базарного)

Учитель. Вставьте подходящие по смыслу существительные в данные предложения. Вы их найдёте на информационном поле.

Текст.

Дорога шла через …. Вот пробежала …. В роще послышался …. Это … затянул песню. Вот и река. Наступила … и ловля началась. Кругом стояла …. … шептался с рекою. (1 ученик из каждой группы зачитывает ответ)

4. Слова – загадки.

Учитель. Запишите отгадки. Обозначив род сущ. (2 ученика за доской).

Человек, который играет на скрипке (скрипач м. р.)

Первая, прилетающая к нам весной птица (грач м. р.)

Маленький ребёнок (малыш м. р.)

Суп со свёклой и другими овощами (борщ м. р.)

Он может быть дверным, скрипичным, гаечным и даже родником (ключ м. р.)

Способность говорить. Она бывает устной и письменной.

(речь ж.р.)

(Взаимопроверка) Итог: - Поднимите руку, кто написал на «5», на «4»?

4. Творческая самостоятельная работа.

Учитель. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эту пословицу?

Учащиеся. Прочитайте предложения. (Открывается набор предложений, слайд №2).

Я и мой товарищ(?) пошли удить рыбу.

Ребята пошли в лес.

Дорога к реке шла через рож(?).

Крик и смех нарушили лесную тиш(?).

Вот и речка.

Испугались звери и птицы.

Мы закинули удочки.

Ёж(?) шуршит по сухим листьям.

Учитель. Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Учащиеся. Нельзя, так как в тексте предложения связаны по смыслу и объединены одной темой.

Учитель. 1 вариант – выпишите предложения на тему “Рыбалка”.

2 вариант – выпишите предложения на тему “В лесу”.

Распределите эти предложения в нужном порядке. Придумайте 2–3 предложения, употребив записанные ниже слова так, чтобы получился текст.

Итог: - Теперь прочитаем, какие получились тексты. Назовите слова с шипящими на конце, в которых вы написали ь?

5.Контроль полученных знаний.

Учитель. Чтобы проверить, как вы усвоили секрет урока: «Написания Ь», мы поработаем по карточкам, в каждой из которых 3 задания. Кто выполнит одно задание, тот получит оценку «3», два задания - «4», три задания – «5».

1 задание

Вставь, где нужно мягкий знак:

Шалаш.., помощ.., реч.., ключ.., доч.., ландыш…

2 задание

Вычеркни лишнее слово:

Врач?, рож?, тиш?, реч?, глуш?, молодёж?.

3 задание

Подбери к прилагательным, подходящие по смыслу существительные с щипящими на конце:

Колючий.. , горячая …. ,резиновый … ,летучая …. ,тёмная ….,

солнечный….

VI. Итог урока. Рефлексия

Учитель. Вот и закончилось наше путешествие. Что нового вы узнали о существительных женского и мужского рода с шипящими на конце?

Что больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску
.

VII. Домашнее задание на выбор.

    Упражнение 454

    Напишите мини - сочинение на тему «Мой товарищ»,

используя существительные с шипящими на конце.

Сказка про мягкий знак

Жила-была в алфавитном саду очень странная буква – буква, которая когда-то потеряла свой звук. И звали эту букву – Со многими буквами Мягкий Знак очень дружил, поэтому решил, что может занять место и после шипящих. Подошёл Ь к существительным женского рода и вежливо так сказал:

«Моя но ч ь , ве щ ь и ро ж ь ,
Моя до ч ь , пе ч ь , бро ш ь ,
Мои дорогие, красивые,
Вам нужна моя помощь,
Любимые!

Растрогались добрые существительные женского рода с буквами Ч (че), Щ (ща), Ж (же), Ш (ша) в конце слова и согласились дружить с Мягким Знаком .




Объясни, почему надо писать мягкий знак (Ь ) в этих словах?

Обрати внимание, какого рода эти существительные. Эти существительные женского рода. Значит мягкий знак (Ь ) будем писать.

Но на этом сказка не закончилась. Читай (слушай) дальше .

Обрадовался Ь . Побежал к существительным мужского рода, которые тоже оканчиваются на шипящие звуки и закричал:

Но существительные мужского рода не захотели терять свою силу и твёрдость характера. Они сказали Ь :

«Пожалуйста, никогда, слышишь, никогда, не приставай к нам!»

Назови слова с шипящими на конце. Нужен ли здесь мягкий знак (Ь )?

Объясни, почему мягкий знак (Ь ) при написании этих слов не нужен.

(ж.р.) для письма
Играть туш (м.р.)

Определи, надо ли писать мягкий знак на конце следующих существительных:

дрож(?)
брош(?)
богач(?)
нож(?)
молодеж(?)

Посмотри и запомни!

Внимательно прочти памятку написания мягкого знака (Ь) в существительных с шипящим на конце.

Определи, какое слова в каждой строке лишнее.

Проверь, верно ли ты определил лишние слова. Проверь себя .

Прочти пословицы. Объясни их смысл. Объясни написание существительных с шипящим на конце.

Ложь человека не красит.
Умный товарищ – половина дороги.
Всякая вещь хороша на своем месте.
Речь вести – не лапти плести.

Замени (устно) словосочетания одним словом с шипящим на конце. Произнеси это слово и поясни нужно ли в конце этого слова ставить мягкий знак.

Футбольное соревнование.
Человек, лечащий больных.
Мелкие деньги.
Часть суток от вечера до утра.
Молодые люди.
Непромокаемая легкая одежда от дождя.
Чёрная птица, вестник наступающей весны.
Предмет, на котором ездил Емеля.
Близкий приятель, друг.

Объясни учителю (можно в видеокомнате) или взрослым.

Проверь, верно ли ты выполнил задание. Проверь себя .

Прочти стихотворение.

Выучи это стихотворение наизусть. Расскажи его взрослым или учителю (можно в видеокомнате).

Прочитай пословицу. Объясни взрослым или учителю (можно в видеокомнате), почему слово «ложь» пишется с мягким знаком.

Сказка – ложь , да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Посмотри внимательно плакат.

Повтори, когда надо писать Ь в существительных с шипящим на конце.

В статье мы детально разберем, когда пишется ь после шипящих в глаголе, существительных и наречиях . Также на понятных примерах покажем типичные ошибки написания мягкого знака после шипящих .

Шипящих букв в русском языке всего 4. Это буквы Щ, Ж, Ч и Ш. Основные случаи касающиеся написания Ь после шипящих – это написание мягкого знака после шипящих в глаголе, на конце существительных и наречий. Разберем каждый случай в отдельности.

Когда пишется Ь после шипящих в глаголе?

Ответ однозначный:

«Мягкий знак после шипящих в глаголах мы пишем ВСЕГДА!»

В учебниках чаще всего перечисляют, что «ь» пишется, если глагол в инфинитиве (отвечает на вопрос, что делать? или что сделать?), во втором лице единственного числа (сочетается с местоимением ты) или в находиться в повелительном наклонении (идет указание на действие).
Запоминать это всё не обязательно, поскольку во всех других формах шипящие на конце не встречаются.
Рассмотрим на примерах.
Инфинитивы: привлечь, жечь, лечь.
Второе лицо, единственно число: напишешь, любишь, дышишь.
Повелительная форма: отрежь, намажь, съешь!

К слову сказать, мягкий знак может стоять не только на конце глаголов. При добавлении –ся и –те после шипящей буквы «Ь» сохраняется. Например: режьте, намажься, влюбишься.

Самая популярная ошибка с мягким знаком в глаголах это написание его между –т и –ся в разных лицах. Если мы пишем «бриться » (что делать? с мягким знаком), то «бреется » (что делает?) мы напишем без Ь. Правило простое: “Если вопрос с «Ь» на конце, то и между –т и –ся мягкий знак мы тоже пишем. ” Помним, что буква Т к шипящим не относиться, поэтому данное правило не совсем по теме статьи.
Глаголы мы рассмотрели. Перейдем к существительным!

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Правило довольно простое:

«Ь после шипящих в конце существительных пишется ТОЛЬКО, если существительное женского рода единственного числа!»

Во всех остальных случаях Ь после шипящих в конце существительных НЕ пишется.

Рассмотрим на примерах.
С мягким знаком после шипящих:
Рожь, ночь, ложь, вещь, дочь.
«Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.» А.С.Пушкин.
Женский род единственное число можно определить подстановкой местоимения «моя».
Моя дочь, моя ложь, моя блажь.

Без мягкого знака:
Врач, нож, много туч, много груш, кирпич, калач, пугач, Александр Сергеевич.
«Над ним луч солнца золотой…» М.Ю.Лермонтов.

Как мы видим мягкий знак не пишется после существительных мужского рода единственного числа, в существительных множественного числа, в конце мужских отчеств.
Проще запомнить, когда мягкий знак в существительных пишется, чем когда он не пишется:) .

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тут тоже всё довольно просто:

«Ь после шипящих на конце наречий пишется ВСЕГДА, за исключением наречий: уж, замуж, невтерпеж.»

Примеры: прочь, напрочь, наотмашь, лишь, вскачь, настежь, навзничь, точь-в-точь.

Очень важно понимать, что такое наречие, поскольку частая ошибка: написание мягкого знака после шипящих в кратких прилагательных.
Хорош, пригож, горяч, могуч, вонюч и т.д. пишутся без мягкого знака.

Как отличать краткое прилагательное от наречия?
Наречие отвечает на вопросы: Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? …и чаще всего: Как?
Обозначает наречие признак действия, то есть относиться к глаголу. Ушел прочь. Отказался напрочь. Повторил точь-в-точь.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос: Каков? И обозначает признак предмета. То есть относиться к существительному. Дом хорош. Душ горяч. Ветер, ветер, ты могуч…

Помимо глаголов, существительных, наречий и кратких прилагательных Ь после шипящих встречается в частицах и местоимениях. В них большинство людей мягкий знак пишут интуитивно правильно и запоминать данные случаи, на наш взгляд, не так важно.
Однако, для справки:
В частицах с шипящими окончаниями мягкий знак ПИШЕТСЯ всегда. Это частицы: ишь, лишь, бишь, вишь.
Примеры употребления частиц в предложениях:
То бишь это так. Ишь какой нашелся. Это всего лишь гром.

Местоимения всего два: НАШ и ВАШ . В них МЯГКИЙ ЗНАК НЕ ПИШЕТСЯ.

Вот, собственно, все основные случаи употребления Ь после шипящих.
Для закрепления предлагаем также вашему вниманию схему, которая объединяет всё выше сказанное по написанию мягкого знака после шипящих.


Если у вас появились вопросы по тому, когда пишется ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях или других частях речи, обязательно пишите их в комментариях.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

УМК «Перспектива»

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи урока:

  • выявлять грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода единственного числа имени существительного путём исследовательской работы учащихся;
  • формировать умение различать слова мужского и женского рода;
  • воспитывать у учащихся терпимость, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения;
  • воспитывать самостоятельность, творческую активность;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные:
    • оценивать ход и результат выполнения задания;
    • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
    • корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
  • Познавательные:
    • общеучебные:
      • логические:
      • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
    • логические:
      • устанавливать причинно-следственные связи;
      • строить логические цепи рассуждений;
    • постановка и решение проблем:
      • самостоятельно искать способ решения проблемы.
  • Коммуникативные:
    • уметь работать в парах;
    • внимательно слушать друг друга;
    • уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

  • воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;
  • знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;
  • находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, обогащать речь детей.

Работа с информацией:

  • воспроизведение, работа с учебным материалом;
  • искать и выделять необходимую информацию.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Создание положительного эмоционального настроя

– Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

– Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что урок принесет вам радость нового открытия.

– Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Минутка чистописания

– Чтобы узнать, какую букву будем писать на минутке чистописания, послушайте загадку:

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать. (Буква мягкий знак.)

– Напишите по образцу букву и ее соединения, предложение.
При письме следите за высотой, наклоном и шириной букв.
Не забывайте о правильной посадке при письме.

ь ььь ь ьььньнья ль лье пь пью
Лось – самый крупный в лесу зверь семейства оленьих.

– Что вы знаете о лосе? Расскажите. (Большой лесной зверь. Ест траву и ветки…)

– Послушайте интересные факты (подготовленные учащиеся):

1) У лосей чрезвычайно чувствительные носы. Волки знают об этом свойстве, поэтому при нападении иногда могут схватить зверя за нос. От сильной боли лося парализует, и он не может сопротивляться хищнику.
2) Лоси могут достигать скорости до 56 километров в час.
3) Они отлично плавают, причём могут плыть со скоростью до 10 километров в час – неплохо для существа с четырьмя ногами. Лоси могут даже нырять и задерживать дыхание до 30 секунд.

3. Актуализация опорных знаний и способов действий

– Объясните роль «ь знака» в словах лось? зверь?(Обозначает мягкость предыдущего согласного.)

– Какова роль мягкого знака в слове оленьи?(Является разделительным мягким знаком.)

– Назовите согласные шипящие звуки. ([ж], [ш], [ч’], [щ’])

– Что вы можете сказать о них? (Согласные, шипящие, [ж], [ш] – всегда твердые; [ч’], [щ’] – всегда мягкие.)

– Расскажите, как определить род имени существительного.

– Верно ли, что слова «мышь», «стриж», «сыч» – имена существительные женского рода, которые оканчиваются на шипящий звук? Обоснуйте своё мнение.
(Ответы детей.)

4. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

На доске: Малыш, мышь, грач, дочь, плащ, помощь.

– Прочитайте слова. Что вы можете сказать о них? (Это имена существительные. На конце слов слышится шипящий согласный звук.)

– Запишите слова в два столбика.

Проверка:

– По каким признакам распределили слова? (Слова с «ь» на конце после шипящего, и слова без «ь»; имена существительные женского и мужского рода)

– Почему в написании слова мышь есть «ь», а в слове малыш нет «ь»? (Аналогично: грач – дочь, плащ – помощь)

– Какая проблема появилась? (Почему на конце после шипящих в одних именах существительных пишется «ь», а в других – нет?)

– Сформулируйте тему урока. («ь» на конце имён существительных после шипящих.)

– Сформулируйте учебную задачу. (Будем учиться писать имена существительные с шипящими на конце с «ь» и без «ь».)

– Возьмите листочки и запишите, чему хотели бы научиться на уроке (фразу-конструкт).

5. Открытие «нового» знания (решение проблемы)

– Проведём исследование над словами, используя алгоритм. Вывод сделайте в виде схемы. Обратите внимание на значок, как будете работать? (В паре.)

Алгоритм исследования:

1. Прочитайте слово.
2. Определите часть речи.
3. Определите род имён существительных.
4. Какие звуки слышатся на конце слова?
5. Определите, на какие группы можно распределить слова?
6. Запишите слова, распределив их в группы.
7. Чем отличаются написания слов в группах.
8. Сделайте вывод. Сформулируйте правило.
9. Сравни свой вывод с другими парами.

Слова на карточках: мяч, речь, ключ, лещ, вещь, молодёжь, карандаш, уж, ночь.

– Сравним результаты исследования.

– Выполните схему на доске (У интерактивной доски работает пара) .

– Откройте учебник стр. 13, рубрика «Узелки на память».

– Прочитайте правило и сравните его с нашим выводом.

– Послушайте профессора Ивана Ивановича Самоварова и заметьте, что нового вы услышали в правиле. (Диск, часть 1, 2).

– Что вы заметили? Дополним схему.

– Расскажите правило друг другу в паре, не забудьте про важное дополнение.

– О какой роли мягкого знака в словах вы узнали? (В именах существительных женского рода на конце слов после шипящих [ж], [ш], [ч’], [щ’] пишется «ь», который указывает на женский род имени существительного в единственном числе.)

6. Первичное закрепление. Комментированное выполнение типового упражнения

– Выполним задание, которое предлагает Умный совёнок, но сначала объясните значение слова тушь.

– Обратимся к словарю. (Один из учащихся находит слово в Толковом словаре, читает.)

На слайде:

Туш – короткое торжественное музыкальное приветствие.
Тушь – устойчивая краска для черчения, рисования, письма.
Тушь – косметическое средство.

– Выполните задание с комментированием в парах.

(Распредели слова на две колонки. В первую перенеси те, на конце которых пишется мягкий знак (ь), во вторую – те, в которых мягкий знак (ь) не пишется.
Слова: багаж, горечь, чиж, тушь, фарш, печь, пляж, врач, дочь, корж, дрожь.)

– Проверим. (Пара учащихся у доски распределяет слова на две колонки с комментированием.)

– Какое значение имеет слово тушь в упражнении? (Устойчивая краска для черчения, рисования, письма; косметическое средство.)

– Подумайте, можно ли утверждать, что «Ь» знак обозначает мягкость шипящих на конце существительных женского рода? Обоснуйте своё мнение.

– Какое правило использовали при выполнении задания?

– Что обозначает слово чиж? (Чиж – это птица.)

– Что вы знаете о чиже?

– Вот послушайте.

Подготовленный учащийся:

Чиж является одной из любимых певчих птиц человека.
Пение чижа состоит, как из собственных его трелей, так и подражания другим птицам (преимущественно синицам). Чиж водится во всех лесах Европы и Азии и отдает предпочтение хвойным и смешанным лесам. Чижи - птицы перелетные.

– Писатели в своих литературных произведениях тоже рассказывают о чиже. У Льва Николаевича Толстого есть рассказ «Чиж», а Иван Андреевич Крылов написал басню «Чиж и голубь».

Физминутка

– Давайте отдохнём. Встаньте удобно у стола.

– Если в слове надо писать «ь» знак, поставьте руки на пояс и идите на месте, если нет – ставьте руки в стороны.

Учитель называет слова: шалаш, ложь , грач, глушь , морж, сторож, рожь , чиж.

– Молодцы!

– А знаете ли вы, что в нашем городе тоже живёт чиж? Что вы об этом знаете? (Ответы детей.)

– В нашем городе есть памятник, который называется Чижик-пыжик.

Подготовленный учащийся:

1. Памятник Чижику-пыжику на Фонтанке – один из самых маленьких в городе: его размер всего 11 сантиметров, а вес его – 5 килограмм. Авторы скульптуры – архитектор Вячеслав Бухаев и грузинский режиссер, сценарист и скульптор Резо Габриадзе.
2. Существует мнение, что создатель этой скульптуры назвал её так, потому что форма студентов Императорского училища правоведения своим цветом напоминала окрас чижей, а пыжик потому, что студенты носили пыжиковые шапки.
3. Существует ещё и народное поверие, что эта статуя исполняет желания. Чтобы желание исполнилось – нужно попасть монеткой в чижа так, чтобы после отскока она осталась на постаменте.

7. Организация самостоятельной работы с самопроверкой в классе

– А теперь возьмите карточку. На карточке два варианта задания. Выберите задание по своим силам, выполните.

(Самостоятельное выполнение. Самоконтроль.)

– Возьмите в конверте лист самоконтроля и проверьте свою работу.

Карточка:

1 вариант

Замените каждое словосочетание одним именем существительным с шипящим звуком на конце, напишите его и определите род:

Мелкие предметы - … ,
сильный вихрь - … ,
горький вкус - … ,
суп со свёклой и овощами - … ,
дикие птицы, на которых охотятся - … ,
маленькая лесная певчая птичка - … .
Слова для справок: борщ…, гореч…, дич…, мелоч…, смерч..., чиж… .

2 вариант

Вставьте мягкий знак, где это необходимо (определите род имени существительного). Подберите к именам существительным имена прилагательные и запишите словосочетания.

Гараж.., молодёж.., ткач.., этаж.., ёж.., уж.., борщ.., плащ.., обруч.., луч.., богач.., циркач.., лож.., врач.., силач.., трубач.., гореч.. .

Лист самоконтроля:

1 вариант

Мелкие предметы - мелочь (ж.р.),
сильный вихрь - смерч (м.р.),
горький вкус - горечь (ж.р.),
суп со свёклой и овощами - борщ (ж.р.),
дикие птицы, на которых охотятся - дичь (ж.р.),
маленькая лесная певчая птичка - чиж (м.р.).

2 вариант

Крепкий гараж (м.р.), талантливая молодёжь (ж.р.), умелый ткач (м.р.), последний этаж (м.р.), хлопотливый ёж (м.р.), быстрый уж (м.р.), вкусный борщ (м.р.), осенний плащ (м.р.), красный обруч (м.р.), тёплый луч (м.р.), щедрый богач (м.р.), ловкий циркач (м.р.), вредная ложь (ж.р.), добрый врач (м.р.), высокий силач (м.р.),весёлый трубач (м.р.), полезная горечь (ж.р.).)

– Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло?

– У кого были ошибки? Какие затруднения у вас были? Почему?

(Если позволяет время на уроке для учащихся, быстро справившихся с заданием.)

Деформированные предложения.

Берег, я, шалаш(?), на, поставил. Была, ноч(?),звёздная. Луч(?), разбудил, утром, солнца, меня. Я, удоч(?)ка, сел, берег, и, закинул, на. Лещ(?), ёрш(?), попались, щука, и.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия

– Вспомните всё, что мы делали на уроке и подведите итог своей деятельности.
– Узнали ли вы что-либо новое?
– Какое правило вывели сегодня на уроке?
– Приведите примеры.
– Что повторили?
– Какие задания вам было легко выполнять?
– Что было трудно?
– Был ли урок интересен? Полезен?
– Письменно выполните самоанализ и самооценку.

8. Домашнее задание

– Предлагаю 3 варианта на выбор для выполнения домашнего задания.
Возьмите карточку, прочтите задания. Всё ли понятно?

Карточка:

1 вариант

Допиши, если необходимо, ь.
В каждой строчке по горизонтали есть «лишнее» слово. Вычеркни его, объясни свой выбор.

ноч чиж манеж морж
пейзаж экипаж ландыш дич
ключ реч рож мелоч
помощ чертёж гуляш москвич
полноч королевич нож марш
дрож камыш вещ тиш

2 вариант

Выпиши из рассказа имена существительные с шипящим на конце в два столбика.

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Только изредка кричит сыч, да шуршит мышь. Наш шалаш стоит на берегу реки. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь. Как чудесен ландыш в свете луны! Ночь тянулась долго, но вот первый луч солнца упал на рожь. Хотелось взять карандаш и нарисовать этот утренний пейзаж.

3 вариант.

Составьте небольшой рассказ, используя данные слова и словосочетания: ночь в лесу, дальний поход; ключ, шалаш, вещь, рожь, плащ, луч.

9. Организованное окончание урока

– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение – вопрос.

Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова?
ДА !

– Урок окончен. До свидания.

Литература:

Интернет-ресурсы.

Цель урока: изучить орфограмму «Ь после шипящих на конце имен существительных женского рода».

Задачи урока:
- образовательная:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

- развивающая:

  • развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;

- воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Используемые технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, развивающее обучение.

ТСО: проектор, экран, компьютер.

Оборудование :

  • карточки с заданиями для исследовательской работы;
  • презентация 24 слайда (среда POWER POINT);
  • учебник русского языка для 3 класса (авторы Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова, изд. «Просвещение», 2007 год, УМК «Школа России»);
  • алгоритм работы «Существительные с шипящими на конце»;
  • бланки для проверки знаний.

Ход урока

I. Организационный момент.
Слайд № 1.
Проверка готовности учащихся к уроку. На партах у учащихся: учебник, тетрадь, дневник, пенал, дополнительный материал, который раздал для работы учитель.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

II. Чистописание.
На доске:
ж ч ш щ ь
- Какие звуки обозначают буквы ж, ш, ч, щ? ([ж] – согласный, твёрдый непарный, звонкий парный звук, [ш] – согласный твёрдый непарный, глухой парный звук, [ч"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук, [щ"] – согласный мягкий непарный, глухой непарный звук).
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы.

III. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи
На слайде №2:
П…льто, в…р…бьи, к…ньки, с…л…вьи, м…рковь, м…двежьи, пом…щь.
- Прочитайте слова.
- Назовите орфограммы в словах. (безударные гласные, ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный). Объясните написание орфограмм.
- Выпишите слова в два столбика.
- По каким признакам вы распределите слова в два столбика? (в один столбик выпишу слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости , а в другой столбик с разделительным мягким знаком).
- Какие гласные вставили? Назовите их.
- Как вы распределили слова по двум столбикам?
Проверка. (Слайд № 2, по щелчку)
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «помощь»).
(Слайд № 3)
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [щ]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

IV. Создание проблемной ситуации.
(Слайд № 4)
Устно: Замените словосочетания одним словом:
Она бывает устной и письменной – речь
Человек, который играет на трубе – трубач
Место, где купаются и загорают – пляж
Растение, из молотых зёрен которого выпекают ржаной хлеб - рожь
- Что заметили в словах? (почему-то в одних словах после шипящей пишется мягкий знак, а в других нет).
- Какая проблема встает перед нами? (нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

V. Открытие детьми нового знания.
- Сейчас будем работать парами.
- Прочитайте задание и, обсудив проблему, выполните его. Сделайте вывод.
(Слайд № 5)

Исследуем слова

  1. Прочитайте слово.
  2. Какой частью речи является слово?
  3. Определите род имен существительных.
  4. Какой звук слышится на конце слова?
  5. Подумайте, на какие группы можно распределить слова.
  6. Запишите слова, распределив их на группы.
  7. Чем отличаются слова из каждой группы?
  8. Сделайте вывод. Попробуйте сформулировать правило.

(Слайд № 6). На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, лещ, вещь, молодежь, карандаш, мышь, уж, ночь.
Каждая пара выполняет задание в тетрадях. Сравнивают свои работы. У доски рассказывают о своих исследованиях.
- Давайте проверим, как вы распределили слова в два столбика. (Слайд № 6, по щелчку)
- Какова же работа мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)
- Какой вывод можно сделать? (мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
- Схемой это можно записать так: (Слайд № 7)

VI. Работа с учебником (правило).
- Давайте проверим, правы ли мы с вами. А что об этом говорит наш учебник?
Чтение правила на странице 69.
- Правы ли были мы с вами?

VII. Физминутка.
(Слайд № 8)
- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Если назову существительное женского рода, вы приседаете, если услышите существительное мужского рода – подпрыгивайте.
Дичь, чиж, ночь, грач, тишь, дочь, врач, брошь, кулич, мышь, плащ.

VIII. Закрепление полученных знаний.
- У каждого на парте имеется алгоритм работы, пользуясь которым вы не допустите ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных
а) - Пользуясь этим алгоритмом, выполним упражнение 58 на стр. 70
(Комментированное выполнение с подробным объяснением.)
- Какой вывод по этой работе мы можем сделать? Какую работу может ещё выполнять мягкий знак? (указывает на женский род имени существительного)
б) - Отгадайте загадки, подчеркните буквы, обозначающие шипящие звуки (с мягким знаком в женском роде и без него в мужском роде).
(ученик - у доски)
(Слайд № 9)

1) Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою
Я любой замок.
(Ключ )
2) В небе - изба,
На избе - труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет
(Печь )
3) Мама речку в дом пустила.
Речка весело журчала,
Мама в ней бельё стирала.
А потом, а потом
Я купался под дождём.
(Душ )
4) Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что до темна
В норке прячется она.
(Мышь )
5) Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
А потом вдруг убежала.
(Ёж )
6) Утка в море,
Хвост на заборе.
(Ковш )
7) Стукнешь о стенку -
А я подскачу.
Бросишь на землю -
А я отскачу.
Чтобы было! А что было?
(Мяч )
8) Ходит вдоль каравая,
Его разрезая.
(Нож )

IX. Практическая работа.

Сейчас каждому предстоит побывать в роли учителей. (Слайд № 10). Один ученик написал текст, и я уже вижу в нём ошибки. Исправьте ошибки. Запишите правильно.

Сколько ошибок насчитали? Какую оценку надо ставить такому ученику?
Самопроверка. (Слайд № 10, по щелчку)

X. Картинный диктант.
(Слайды № 11 – 22)
- Запишите в тетради названия растений и животных, а также различных предметов, которые вы видите. (ёж, ландыш, стриж, камыш, нож, шалаш, гараж, душ, морж, карандаш, мяч, врач ).

XI. Тест (самостоятельная работа)
- А сейчас проведем небольшой тест и проверим свои знания.

XII. Обобщение знаний по теме.

Наш урок почти подошёл к концу. Давайте вспомним, над какой проблемой мы сегодня работали? Чему научились?

XIII. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко? Что было трудно?
- Чтобы полностью убедиться, что вы всё хорошо усвоили, выполним небольшой тест:
(Слайд № 23)
1. На конце существительных ж. р. после шипящих:
а) всегда пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
2. На конце существительных м. р. после шипящих:
а) пишется мягкий знак;
б) не пишется мягкий знак.
3. мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:
а) на род существительных;
б) на число;
Самопроверка. На экране правильные ответы, дети проверяют.
(Слайд № 24)

XIV. Домашнее задание.
Правило на странице 69, упражнение 59 на странице 70.

XV. Окончание урока.