Основные сферы деятельности преподавателя современного вуза. Актуализация педагогической деятельности преподавателя вуза в современных социокультурных условиях

Преподаватель вуза – это всегда его вчерашний студент, но, несмотря на молодость и отсутствие опыта, даже ассистент должен быть на голову выше тех, кто собрался в аудитории для занятий.

Средняя заработная плата: 15000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Чтобы преподавание в вузе стало профессией, мало знать свой предмет на отлично. Нужно уметь передать свои знания и заинтересовать студентов даже такими малопривлекательными для большинства дисциплинами, как сопромат или начертательная геометрия.

Преподавание в вузе - это высшая ступень педагогического мастерства и ответственная работа. Для занятия должности на кафедре в университете необходима хорошая профессиональная подготовка. Обладатель диплома бакалавра не сможет учить студентов высшего учебного заведения - право стать преподавателем в вузе имеют специалисты, окончившие как минимум магистратуру.

История

Педагогической деятельностью люди занимались с давних времен. Учителя были в Древней Греции и Риме, Египте и Вавилоне. Первые университеты были созданы в IX-XI столетиях в Фесе, Салерно, Болонье, Париже. Однако в современном виде высшие учебные заведения начали появляться с XII-XIII века (Оксфорд, Кембридж, Неаполь, Саламанка).

В этих учреждениях под руководством опытных ученых и практиков студенты обучались различным прикладным наукам, самыми популярными среди них были богословие, философия, медицина, юриспруденция. Профессорами и преподавателями вузов становились самые талантливые мыслители своего времени, которые занимались исследовательской деятельностью, развивая науку.

Какие должности существуют в высших учебных заведениях

В отличие от школьного учителя, которому для начала работы достаточно окончить институт или университет, преподавателю вуза, чтобы занять свое место в иерархии, придется изрядно попотеть. Для продвижения на каждую из должностей необходимо соответствовать ряду условий.

  • Ассистент . Это профессиональный сотрудник кафедры, имеющий диплом магистра или специалиста и не меньше года занимающийся преподавательской деятельностью. После окончания аспирантуры наличия опыта не требуют. Такой работник консультирует студентов, проводит с ними лабораторные, практические и семинарские занятия, оказывает помощь профессорам и доцентам при приеме зачетов и экзаменов. Нередко в ассистенты приглашают хорошо зарекомендовавших себя выпускников университета.
  • Старший преподаватель . Это более высокий уровень, для соответствия которому претенденту нужно иметь не менее 3 лет стажа работы в вузе или ученую степень кандидата наук. Он проводит практические занятия, имеет право разрабатывать учебные пособия и методические материалы, а также читать лекции.
  • Доцент . Чтобы претендовать на эту должность, необходимо окончить аспирантуру, быть кандидатом наук, участвовать в различных научных мероприятиях (симпозиумах, конференциях), иметь свои труды, писать статьи, руководить аспирантами.
  • Профессор . Получив ученую степень доктора наук, имея 5 лет работы в системе высшего образования, опубликовав ряд монографий и научных статей в российских и зарубежных рецензируемых журналах, можно претендовать на должность профессора университета. Это высшая ступень иерархии, которая достигается только долгими годами упорной работы.

Только талантливые, трудолюбивые и целеустремленные люди способны пройти весь этот путь. При этом не нужно забывать и о ежедневной рутинной работе в университетских аудиториях и библиотеках.

Как устроиться на работу в вуз

Вкратце алгоритм, по которому становятся преподавателем в университете, может выглядеть так:

  • Выбор вуза по душе , окончание бакалавриата, затем магистратуры. При этом желательно учиться хорошо, демонстрировать способности в избранной специальности, вести активную исследовательскую деятельность.
  • Поступление в аспирантуру . Неплохой вариант - работать ассистентом на кафедре того же вуза. После того как соискатель защитил диссертацию и стал кандидатом наук, при наличии вакансии он может быть назначен старшим преподавателем. В противном случае нужно или ждать своего шанса или подыскивать для себя другое место трудоустройства.
  • Защита кандидатской диссертации , за которой следует присуждение степени доцента университетским ученым советом. Большинство преподавателей останавливается на этом рубеже. Самые упорные поступают в докторантуру, где в течение нескольких лет пишут, а затем защищают диссертацию. И все это для того, чтобы получить звание доктора наук, открывающее путь к профессорской должности.

Найти место в вузе бывает непросто, очень многое зависит от его расположения и уровня престижа. Нередко в региональных университетах готовы взять на работу сотрудника, только вчера защитившего диплом. В столичных же высших учебных заведениях открытия вакантной должности приходится ждать годами.

Обязанности на работе

Каждый педагог в университете или институте обучает студентов одной или нескольким академическим дисциплинам. В обязанности преподавателя входит:

  • подготовка учебного материала по предмету на год, семестр и каждое занятие;
  • проведение занятий со слушателями в разных форматах (лекции, лабораторные работы, семинары) с использованием самых эффективных и современных методов обучения;
  • мотивация студентов к познавательной деятельности и формирование у них необходимых навыков, умений и знаний по изучаемой дисциплине;
  • контроль успеваемости учеников;
  • подготовка методических материалов, участие в модернизации образовательных программ;
  • прием контрольных и практических работ, экзаменов и зачетов.

Кроме основной деятельности преподаватель руководит дополнительными секциями, факультативами, консультирует слушателей в индивидуальном порядке. Обязательным условием является научная работа и приобщение к ней студентов. Но у большинства российских вузов отсутствует необходимая база для глубокой научно-исследовательской работы, нет помещений, оборудования, сырья и т. д. Зачастую сотрудник приобретает требуемые элементы за свои деньги.

Учебная нагрузка педагога университета ограничена 900 часами в год, она регулируется администрацией вуза в каждом конкретном случае и может быть уменьшена за счет увеличения времени на научную деятельность. По трудовому законодательству рабочая неделя составляет не больше 36 часов.

Для кого подходит

Преподавать в университете может человек, который в совершенстве владеет своим предметом, увлечен им и постоянно профессионально развивается. Он обязан быть на голову выше по знаниям, чем все студенты, присутствующие в аудитории. Это вопрос авторитета как самого работника, так и учебного заведения. Если преподаватель найдет контакт с учащимися, то результаты его деятельности очень скоро станут заметны, в противном случае слушатели будут просто ждать окончания лекции.

Ассистент, доцент или профессор должны постоянно повышать свой уровень, читать самую актуальную специализированную литературу, знакомиться с новинками в своей области знаний, ответственно подходить к подготовке к каждому занятию.

Среди необходимых личных качеств можно выделить:

  • ответственность и трудолюбие;
  • увлеченность своим делом;
  • коммуникабельность, умение найти контакт с аудиторией и изложить материал в интересной и доступной форме;
  • тягу к научной и творческой деятельности;
  • активную жизненную позицию;
  • усидчивость и сосредоточенность;
  • уважительное отношение к своим студентам и коллегам;
  • четкую и ясную речь;
  • терпение и хладнокровие.

Хороший преподаватель всегда ищет разные возможности повысить уровень знаний своих студентов. Приветствуется организация и участие в различных конференциях, круглых столах, социальных проектах, конкурсах. Для поддержки начинаний можно привлекать российские или иностранные гранты.

Сколько получают

Заработная плата педагогов в российских университетах - это самое слабое место в системе высшего образования. В среднем обычный преподаватель получает 15-17 тысяч рублей в месяц. В Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и отдаленных регионах можно рассчитывать на 23-30 тысяч рублей. Доход профессора иногда достигает 30-45 тысяч рублей. Также работник вуза получает надбавки за стаж работы и, если достаточно финансирования, премии.

Время от времени могут быть единовременные доплаты за исследовательскую деятельность, обучение контрактников или гранты, но это не меняет ситуацию в корне. Многие педагоги, чтобы свести концы с концами, берут дополнительную ставку или занимаются административной работой, что увеличивает и без того немалую нагрузку. Также можно подзаработать репетиторством, кураторством или организацией научных мероприятий.

Среди бесспорных плюсов работы преподавателя вуза - летний оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Как построить карьеру

Перспективы продвижения по карьерной лестнице у преподавателя вуза есть, но они тесно связаны с его профессиональным ростом. Так, доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор - деканом факультета, проректором или даже ректором университета. На этих должностях можно получать доход от 100 до 300 тысяч рублей. Но чтобы реально претендовать на них, одного таланта и способностей мало, нужны еще связи.

Перспективы профессии

Преподавателем в вузе быть престижно, а интеллектуальная среда стимулирует к постоянному саморазвитию. Однако материальная сторона вопроса отпугивает от работы в системе высшего образования многих талантливых людей.

К непосредственных функциональных обязанностей научно-педагогических работников высшей школы относятся:

Подготовка учебных курсов, их методологическое и методическое обеспечение, выбор средств информационной (аудио, видео * компьютерной, телекоммуникационной и др.) поддержки;

Создание учебных, тренинговых и контролирующих программ, в частности компьютерных;

Чтение лекций, проведение лабораторных, семинарских и других практических занятий, конференций, ролевых, ситуационных и деловых игр и т.п.;

Организационно-методическое обеспечение практики студентов и участие в ее проведении;

Поиск и разработка новых педагогических методов и образовательных технологий повышенной эффективности;

Консультационная и другая индивидуальная работа со студентами;

Поиск источников финансирования научных исследований и потребителей научных разработок;

Планирование, организация и выполнение научных исследований и конкретных практических разработок;

Подготовка научных, научно-популярных и других материалов;

Подготовка разработок, которые патентуют;

Реализация воспитательных функций в процессе групповой и индивидуальной рбботы со студентами, во время неформального общения с ними;

Непрерывный особистиший и профессиональное развитие, повышение научной и педагогической компетентности и квалификации;

Владение различными профессионально необходимыми навыками

В системе открытой и гибкой образования особое внимание уделяется подготовленности педагогов к:

Организации обучения на базе практики через действия и анализ этих действий;

Формирование исследовательских и творческих умений;

Формирование у студентов веры в собственные возможности и в реальность профессиональных достижений;

Выбора в зависимости от ситуации соответствующей роли, например, эксперта, консультанта, организатора, проектанта, советчика;

Организации студентов в рабочие группы, а также к распределению объемов учебного материала и формирования правил сотрудничества;

Поддержки социальной интеграции студенческого коллектива, применение эффективных методик предотвращения и разрешения межличностных и групповых конфликтов;

Организации индивидуализированного обучения в группах, коммуникация с обратной связью);

Организации самообучения студентов, в частности подготовки их к самостоятельной пользования текстовыми и за текстовыми источниками информации;

Выработка умения индивидуального и группового принятия решений, а также решения различных проблем перед принятием решений;

Формирование умений самостоятельного планирования и адаптации к меняющимся условиям труда; умственного конструирования через операции сравнения, анализа, выводов и верификации, а также предметно-манипуляционного ко онструювання согласно аналитическим, операционными и синтетическими стадиями поведения при решении проблемоблем;

Практического применения концепции разностороннего обучения и концепции индивидуализированного обучения с учетом потребностей студентов

Для успешного выполнения своих обязанностей научно-педагогический работник должен быть организатором, оратором, аналитиком, психологом, высококомпетентных специалистом в своей области, эрудитом в других отраслях с знаний. Также научно-педагогический работник должен иметь талант, природные способности. От него требуют значительных умственных, физических, временных и эмоционально-волевых затрат. Научно-педагогический работник. В. НЗ должен быть творческой личностью, поскольку подготовить будущего творческого специалиста может только творческая личностьсть.

Научно-педагогический работник высшего учебного заведения свою педагогическую деятельность осуществляет в направлениях: учебной, методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности

Определяющим задачей научно-педагогического работника является учебная деятельность, направленная на организацию процесса обучения в соответствии с нормативными документами. Она сочетает теоретическую составляющую, связанных. ЗАНУ с раскрытием сущности науки, новых закономерностей, и практическую, которая направлена??на решение педагогических задач. Научно-педагогический работник определяет цели и задачи обучения по конкретному предмета во взаимосвязи с другими дисциплинами; обдумывает содержание обучения, современные формы и методы, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студента, формы контроллю.

Основные виды этой деятельности - лекции, лабораторные, практические, семинарские занятия, консультации, зачеты, экзамены, рецензирование, организация защиты курсовых работ и проектов, руководство практикой и учебно-исследовательской работой студентов, руководство дипломными работами тощ.

С учебной работой тесно связана методическая деятельность по подготовке учебного процесса, его обеспечения и совершенствования. К ней относится: подготовка к лекционных, лабораторных, практических, это еминарських занятий, учебной практики; разработка и подготовка к изданию конспектов лекций, сборников упражнений и задач, лабораторных практикумов, методических материалов по курсовых и дипломных работ; п окруженный работа по повышению педагогической квалификации (чтение методической и учебной, научно-методической литературы), изучение передового опыта с предоставлением отчетности и рецензирование конспектов лек этой, сборников задач и лабораторных практикумов, составление методических разработок, заданий, экзаменационных билетов, тематики курсовых работ; разработка графиков самостоятельной работы студентов тощо.

В процессе методической работы повышается уровень мастерства научно-педагогического работника, поскольку он усваивает содержание новых учебных программ, технологий и реализует их; постоянно знакомится с достижениями психолого-педагогических наук и методик преподавания учебных дисциплин; изучает и внедряет передовой педагогический опыт; совершенствует собственные навыки самообразования тощ.

Педагогическая деятельность научно-педагогического работника обязательно сопряжена с научно-исследовательской деятельностью, обогащает внутренний мир, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знания нь. А педагогическая деятельность побуждает к глубоким обобщениям и систематизации материала, к более совершенному формулировки идей, выводов и новых гипотезаз.

Педагогическая наука может развиваться только при условии обогащение ее новыми фактами, добытыми в процессе научно-исследовательской работы. Научно-педагогический работник, чтобы лучше и глубже овладеть учебным пред дуете, знакомится с новой научной литературой, следит за развитием этой науки за рубежом, анализирует основную методическую литературу, внимательно прорабатывает научно-методические журналы по своему предмету изучает опыт учебно-воспитательной работы коллег по специальности, экспериментально проверяет целесообразность внедрения в собственную практику педагогических новацийй.

Работая над научным материалом, научно-педагогическом пращивнику следует его переосмыслить, выявить то, что целесообразно применить в своей учебно-воспитательной деятельности

Воспитательную деятельность научно-педагогический работник осуществляет прежде всего в процессе обучения, используя потенциальные возможности учебных дисциплин, а также во время общения в позалекцийний время коже ен научно-педагогический работник должен осознать важность своего воспитательного воздействия на будущих специалистов и реализовать эту функцию не только через собеседования, кураторскую работу, руководителя клубов, работу в общежитиях, проведение вечеров, экскурсий и т.п., но и на собственном примері.

Контрольные вопросы и задания:

Опишите непосредственные функциональные обязанности научно-педагогического работника

По каким направлениям осуществляет свою педагогическую деятельность научно-педагогический работник?

Охарактеризуйте учебную деятельность научно-педагогического работника

В чем проявляется методическая деятельность научно * педагога?

Почему научно-педагогическому работнику необходимо заниматься научно-исследовательской деятельностью?

В современной социально-экономической ситуации в России успеха может добиться человек, вооруженный знаниями и способный адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Именно в этом на сегодняшний день и заключается цель российской высшей школы. Достичь цели невозможно без соответствующего методического и кадрового обеспечения, а значит, требуется специальная подготовка преподавателей высших учебных заведений.

Профессия педагога, в том числе и преподавателя вуза, относится к типу «Человек - Человек», по классификации профессий, предложенной Е.А. Климовым (по предмету труда) . Предметом труда в данной группе профессий является взаимодействие с другим человеком. К этой группе можно отнести профессии менеджера, педагога, психолога, продавца.

Педагогическую деятельность можно определить как целенаправленный процесс решения целей и задач обучения и, кроме того, развития обучаемых. Положительные изменения в личностном развитии обучаемых происходят только в том случае, когда их цели совпадают с целями деятельности педагога.

Содержанием педагогической деятельности являются обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. Отличительная особенность педагогической деятельности - ее совместный характер: работа педагога немыслима без тех, на кого направлено его обучающее, развивающее и воспитательное воздействие. Педагогическая деятельность отличается от других видов деятельности тем, что самореализация преподавателя заключается в положительном влиянии на воспитанника. При этом обучающиеся также могут влиять на педагога, на виды и формы его деятельности.

Особенность деятельности преподавателя высшей школы заключается в том, что она является сложноорганизованной и направлена на решение множества взаимосвязанных задач. Реализуя различные цели, преподаватель вуза осуществляет различные виды деятельности: педагогическую (учебную и методическую), научно-исследовательскую, организационно-управленческую и воспитательную. Только сочетание педагогической и научной деятельности для преподавателя высшей школы является продуктивным. Ведущую роль в деятельности преподавателя вуза играет именно педагогическая деятельность, а другие виды деятельности ею интегрируются и проявляются в ней .

Можно сформулировать определенные критерии для оценки уровней научно-исследовательской, профессиональной, управленческой и общественной деятельности преподавателя высшей школы. Относительно педагогической деятельности можно принять классификацию Н.В. Кузьминой, согласно которой устанавливается пять уровней ее продуктивности :

Репродуктивный, когда педагог умеет пересказать другим то,

что знает сам;

  • адаптивный, при котором педагог в состоянии приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
  • локально-моделирующий знания учащихся, когда педагог владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, позволяющими определить педагогическую цель, поставить задачи, разработать алгоритм их решений и использовать педагогические средства включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
  • системно-моделирующий знания учащихся, когда педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, умений и навыков по дисциплине в целом;
  • системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся, при котором педагог умеет превратить свою дисциплину в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

В процессе обучения преподаватель решает задачи обучения и развития студентов, что и определяет основные функции его деятельности.

  • 1. Получение и накопление новых знаний в области как предмета преподавания, так и форм, приемов и методов преподавания. Реализация этой функции предполагает наличие способности овладевать специальными знаниями, знаниями по педагогике, психологии и т.д., а также творчески использовать накопленные знания. Не секрет, что уровень специальных знаний преподавателя вуза значительно выше знаний методики преподавания, и это большая проблема высшей школы.
  • 2. Проектирование процесса обучения. Исходя из целей изучения дисциплины, преподаватель разрабатывает программу, структуру курса, выбирает методику и технологию преподавания. Умение планировать изучение целого курса и каждое отдельное занятие, соотносить содержание отдельных тем с общими целями учебной дисциплины, знание возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей обучаемых - необходимые составляющие деятельности преподавателя. При проектировании учебного процесса педагог творчески подходит к использованию уже разработанных технологий, методов, приемов обучения или предлагает оригинальные, собственные.
  • 3. Отбор и структурирование содержания учебного занятия. Исходя из знания особенностей аудитории, собственной подготовки, преподаватель конструирует каждое занятие. Отметим, что одна тема может быть преподнесена разным группам студентов по-разному: отобран другой материал, иначе распределено время на изучение отдельных вопросов, использованы иные методы и приемы преподавания.
  • 4. Организация учебно-воспитательного процесса. Речь идет не только об организации деятельности студентов, но и об умении преподавателя организовать себя, свою работу по достижению целей обучения.
  • 5. Установление коммуникативных связей, без которых не представляется возможным личностное развитие. Важное значение в профессиональной деятельности преподавателя имеют его взаимоотношения с коллегами, со студентами, так как они становятся источником и катализатором процесса обогащения знаниями, условием совершенствования профессионализма, средством воспитательного воздействия на студентов.

Эффективность коммуникативных связей обусловливается рядом позиций:

  • объективное восприятие человека в процессе общения с ним;
  • взаимное доверие в совместной деятельности;
  • взаимообмен информацией;
  • исключение конфликтов;
  • справедливая, но тактичная критика;
  • изменение при необходимости собственного поведения по отношению к партнеру.
  • 6. Воспитательное воздействие на обучаемых. Формирование личности учащегося - процесс многогранный: помимо передачи знаний и выработки определенных умений преподаватель влияет на социально-нравственную сферу воспитанника. Положительное воздействие возможно только при эмоциональной гармонии со студентами и совместной целенаправленной деятельности с ними. Учет состояния, настроения, мотивов воспитанников, тактичность в общении с ними значительно повышают эффективность педагогического воздействия, обусловливают позитивную динамику в личностном развитии обучаемых.

Сущность деятельности преподавателя можно определить следующими ее составляющими: во-первых, передача знаний, умений, навыков (преподаватель обучает, сообщает, передает систематические сведения по какому-нибудь предмету); во-вторых, это воспитательное воздействие; в-третьих, оценка и контроль результатов обучения.

Без самообразования и саморазвития деятельность преподавателя не мыслится: это не только проведение научных исследований, но и обогащение методической базы. Кроме того, преподавателю необходимо развивать в себе профессионально важные качества. Обязательным в деятельности преподавателя является межличностное взаимодействие: общение с коллегами, заведующим кафедрой, руководством вуза, а также взаимодействие с обучающимися.

В современных условиях обучение приобретает характер обмена мнениями. Преподаватель перестает быть хранителем и передатчиком научных знаний, он помогает студенту ориентироваться в мире научной информации. Равноправное общение становится обязательным условием подлинных субъектных отношений, необходимых для творческого самораскрытия студента. Деятельность преподавателя направлена на активизацию творческого потенциала студентов, стимулирование их самостоятельности в поиске решений учебных и научных проблем.

Преподаватели кафедры непосредственно обучают и воспитывают студентов, разрабатывают учебные программы по закрепленным за ней дисциплинам, определяют целесообразные формы и методы их преподавания, готовят учебные и методические материалы, проводят предусмотренные учебным планом занятия и несут полную ответственность за подготовку студентов по своему профилю.

Под руководством лектора разрабатывается методическое обеспечение учебных занятий по дисциплине, преподаватели конкретных курсов определяют уровень знаний студентов, поэтому лектор контролирует качество проводимых преподавателями занятий и уровень освоения студентами учебного материала.

Учебную работу в вузе нередко называют учебно-воспитательной. Разумеется, есть чисто воспитательные мероприятия: культурно- массовая работа, спортивная работа, деятельность преподавателей- кураторов студенческих групп, работа со студентами, проживающими в общежитиях, работа с родителями студентов, профилактика нарушений учебной дисциплины и др.

Но, общаясь со студентами на обычных учебных занятиях, консультируя их курсовое и дипломное проектирование, принимая зачеты и экзамены, привлекая к научно-исследовательской работе, не нужно забывать о необходимости постоянного воспитательного воздействия на культуру и нравственность молодых людей, формирование их жизненных ценностей.

Преподаватель допустит серьезную ошибку, если будет считать, что воспитательный аспект обучения студентов - не его дело. Любой преподаватель, как и руководитель, как и родитель, должен принимать и воспринимать своего студента со всем комплексом его проблем - и образовательных, и нравственных, ведь все это будет влиять на конечный жизненный успех вузовских воспитанников.

Эффективность учебной работы профессорско-преподавательского состава находится в прямой зависимости от уровня педагогического и методического мастерства преподавателей. При его формировании необходимо обратить внимание на два аспекта.

С одной стороны, особенность педагогической деятельности, связанной со спецификой ее объекта, которым является человек (он же субъект деятельности), постоянная изменчивость педагогических ситуаций не позволяют педагогу использовать какую-то одну, раз и навсегда усвоенную систему действий. С другой стороны, при разработке методологических основ оптимизации учебного процесса возникает проблема соотношения творчества педагога и определенного алгоритма действий, которые преподавателю надо постоянно осуществлять .

Основными целями методической работы являются:

  • систематическое совершенствование методики обучения и воспитания студентов;
  • повышение педагогического мастерства преподавателей;
  • разработка новых эффективных методов организации и ведения учебного процесса;
  • обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания студентов.

Главные задачи методической работы:

  • разработка методик преподавания дисциплин, закрепленных за кафедрой;
  • совершенствование существующих и создание новых, наиболее эффективных методов, приемов, способов и форм обучения и воспитания студентов;
  • разработка и совершенствование учебно-методических материалов по учебным дисциплинам кафедры;
  • обеспечение тесной связи теоретического обучения студентов с практической деятельностью выпускников для совершенствования учебных программ и методики обучения;
  • систематическое обобщение и распространение передового опыта обучения и воспитания студентов. Организационно-методическая работа включает несколько направлений работы со студентами. Это прежде всего организация работы на младших курсах, культурно-массовая работа, воспитательная работа в общежитии. Высокий уровень организации работы по этим направлениям способствует повышению культурного уровня студентов, помогает выдвижению студенческих лидеров.

Организационно-методическая работа охватывает также комплекс вопросов, связанных с организацией делопроизводства, составлением и реализацией планов, составлением и оформлением планов и отчетов кафедры.

В обобщенном виде сферы деятельности преподавателя вуза представлены на рис. 1.1 и в табл. 1.1.

Основные сферы деятельности преподавателя современного вуза

Таблица 1.1

Сферы деятельности

Ведение учебного процесса

  • 1) Проведение занятий в аудитории: лекционных, семинарских, лабораторных, практических;
  • 2) руководство курсовым проектированием;
  • 3) руководство учебными и производственными практиками;
  • 4) консультации студентов;
  • 5) рецензирование контрольных работ;
  • 6) прием экзаменов, зачетов;
  • 7) тестирование знаний студентов;
  • 8) руководство дипломным проектированием;
  • 9) руководство научными студенческими кружками;
  • 10) подготовка студентов к участию в олимпиадах и конкурсах

Методическая работа и повышение квалификации

  • 1) Составление и корректировка рабочих программ учебных дисциплин;
  • 2) подготовка к учебным занятиям;
  • 3) подготовка учебных пособий, методических разработок, конспектов лекций, практикумов и др.;
  • 4) редактирование учебно-методических материалов;
  • 5) разработка учебно-методических комплексов;
  • 6) доклады на учебно-методических конференциях;
  • 7) разработка новых технологий, методов, приемов обучения;
  • 8) участие в организации семинаров кафедры, факультета, вуза;
  • 9) участие в работе научно-методических советов факультета, вуза и их комиссиях

Воспитательная работа среди студентов

  • 1) Работа в качестве куратора студенческой группы;
  • 2) организация студенческих экскурсий, встреч с производственниками, выставок;
  • 3) воспитательный процесс в период проведения аудиторных занятий;
  • 4) воспитательный процесс в период проведения внеаудиторных занятий;
  • 5) воспитательный процесс в рамках неформальных встреч;
  • 6) работа со студенческим активом;
  • 7) работа с родителями (участие в собраниях, встречах)

Окончание табл. 1.1

Сферы деятельности

Научная работа

  • 1) Подготовка и зашита диссертации;
  • 2) участие в конкурсах программ и грантов;
  • 3) подготовка и реализация заявок на гранты;
  • 4) выполнение научно-исследовательских работ;
  • 5) подготовка монографий, научных статей;
  • 6) доклады на научных конференциях и семинарах;
  • 7) подготовка и оформление заявок на патент;
  • 8) рецензирование и оппонирование диссертаций, авторефератов, научных статей и др.;
  • 9) консультации и договорные работы по заказам производства;
  • 10) руководство аспирантами;
  • 11) участие в работе научно-технического и диссертационного советов и их комиссиях

Участие в управлении кафедрой, вузом

и другая организаторская деятельность

1) Выполнение общекафедральных поручений

в системе управления кафедрой, факультетом, вузом;

  • 2) работа на заседаниях кафедры;
  • 3) работа по профориентации молодежи (в школах, техникумах);
  • 4) налаживание контактов с работодателями;
  • 5) участие и организация спортивных, культурно- массовых мероприятий;
  • 6) установление и поддержание сотрудничества с отечественными и зарубежными вузами, научно-исследовательскими организациями, предприятиями и учреждениями

Личная жизнедеятельность

  • 1) Организация личной работы;
  • 2) планирование деятельности преподавателя на учебный год;
  • 3) планирование жизни, профессиональной карьеры, времени;
  • 4) организация семейной жизни и домашнего хозяйства;
  • 5) организация личного здоровья и сохранение работоспособности

Сферы деятельности преподавателя определяют модель его качеств, необходимых для успешной деятельности в вузе.

1

Статья представляет основные результаты исследования особенностей преподавательской деятельности в вузе. С учетом изменений, происходящих в настоящее время в высшей школе, трансформируется и смысловая нагрузка понятия «преподавательская деятельности в вузе». В соответствии с этим в статье уделено внимание особенностям внедрения компетентностного подхода, требующим от преподавателей формирования ряда профессиональных качеств. В статье представлены факторы, оказывающие влияние на деятельность преподавания. При этом в качестве ключевых выделен фактор мотивации. Завершает материал авторское мнение о повышении эффективности деятельности преподавателя вуза. В процессе проведения исследования использованы эмпирические методы (наблюдение, сравнение), теоретические методы (анализ, синтез), а также метод-подход, указывающий на направление и общий способ решения задач, связанных с осуществлением преподавательской деятельности в вузе.

преподавательская деятельность

мотивация

компетентностный подход

конкуренция

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Опорные конспекты. – М. : Московский открытый социальный университет, 2001. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/12.html.

2. Карамушка Л.Н. Психология управления. – К.: Миллениум, 2003. – С. 123–125.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Полииздат, 1975. – С. 112–115.

4. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. – М.: Маркет ДС, 2003. – 32с.

5. Новикова И.В. Глобализация, государство и рынок: ретроспектива и перспектива взаимодействия: монография. – Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2009. – 218 с.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М., 1997.

Если обратиться к истокам, то своим происхождением профессия преподавателя обязана выделению образования как особой социальной функции. Этому предшествовало формирование в структуре общественного производства специфического типа деятельности, назначением которого стала подготовка новых поколений к жизни на основе фундаментальных достижений культуры и науки человечества. Традиционно преподавательскую деятельность определяют как воспитывающее и обучающее воздействие на студента. Благодаря данному воздействию осуществляется личностный, интеллектуальный и деятельностный рост учащегося.

Преподавательская деятельность структурирована, и эта структура состоит из: мотивации, педагогических целей и задач, предмета педагогической деятельности, педагогических средств и способов решения поставленных задач, продукта и результата деятельности преподавателя.

Профессиональная деятельность преподавателя требует преодоления множества противоречий между такими факторами, как динамика профессиональных задач и готовность преподавателя к их осуществлению, динамика образовательной политики и стремление преподавателя занимать четкую, последовательную позицию, личностная потребность преподавателя в творческой самореализации и возможность ее удовлетворения.

Деятельность преподавателя детерминирована рамками образовательной системы, растущим объемом актуальной информации и рутинными способами ее освоения, хранения и трансляции, потребностью общества в образовательных услугах и сокращением резерва рабочего времени, уменьшением численности и сравнительно недостаточным материальным уровнем преподавательских кадров и т.д.

К примеру, образовательные стандарты нового поколения предполагают внедрение компетентностного подхода. Соответственно, перед профессорско-преподавательским составом вуза встает ряд задач: изменение учебно-методического комплекса дисциплин; разработка технологий аудиторных занятий и занятий в рамках самостоятельной работы студентов, нацеленных на формирование компетенций; создание учебников, учебных пособий и методических указаний, отвечающих требованиям образовательных стандартов нового поколения.

При этом преподавателю вуза необходимо четко представлять алгоритм формирования компетенций студентов и выпускников вуза. Сэтой целью важно повышать собственный уровень образования, усиливая компетентность и уровень профессионализма.

Помимо вышесказанного преподаватель вуза - это не только специалист, обучающий студентов. Это еще и исследователь, ведущий научную работу. Однако в данном случае возникает проблема: аудиторная нагрузка преподавателя, превышающая 600 часов, отнимает массу времени. Соответственно, для того, чтобы вести научную деятельность и погрузиться в исследовательско-экспериментальные работы, преподаватель должен найти время и силы. Следовательно, в вузе необходимо регламентировать аудиторную нагрузку таким образом, чтобы у преподавателя была возможность к саморазвитию и осуществлению научных исследований. Вэтом случае вуз вполне может стать так называемой научно-экспериментальной площадкой, к чему собственно и ориентирует высшие учебные заведения правительство России. Развитие научного потенциала вуза сложно осуществить без участия в этом процессе профессорско-преподавательского состава. Управление высшим учебным заведением важно строить таким образом, чтобы научно-исследовательской деятельности уделялось серьезное внимание. Для этого важно не только дать возможность преподавателям заниматься этой деятельностью, но и мотивировать на ее осуществление. Развитие научного потенциала высшего учебного заведения дает возможность добиться повышения качества образовательных услуг, а также укрепить конкурентоспособность вуза.

Как и любой другой вид человеческой деятельности, деятельность преподавателя характеризуется целенаправленностью, мотивированностью; предметностью.

Важным фактором, влияющим на профессиональную деятельность, является самосознание личности, так называемая «я-концепция». Как известно, «я-концепция» не является статической, а выступает динамическим психологическим образованием. Профессиональная «я-концепция» личности может быть реальной и идеальной. Реальная «я-концепция» отражает представления личности о том, какая она есть. Идеальная «я-концепция» отражает представления личности о том, какой она должна быть. Рассогласование между реальной и идеальной «я-концепцией» может иметь как отрицательные, так и положительные последствия.

С одной стороны, рассогласование между реальной и идеальной концепциями может стать источником внутриличностных конфликтов. Сдругой - именно эта несогласованность является основным источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к развитию. Многое в этом процессе определяется степенью рассогласования и ее внутриличностной интерпретацией.

Профессиональная и трудовая деятельность занимает львиную долю времени и должна выступать плоскостью, в рамках которой человек должен и/или/ стремится реализовать себя как личность. Взависимости от того, какое отношение у человека к работе, как он воспринимает успехи и неудачи, победы и поражения, зависит его эмоциональное состояние и самочувствие, что в немалой степени оказывает влияние на формирование эффективности его труда. Самосознание профессиональное выступает личностным регулятором профессионального и творческого саморазвития преподавателя высшего учебного заведения.

Структура профессионального самосознания преподавателя вуза состоит из: «актуального Я» (того, каким себя видит преподаватель сегодня), «ретроспективного Я» (того, каким себя видит преподаватель от первоначальных этапов работы), «идеального Я» (того, каким бы преподаватель хотел стать), «рефлексивного Я» (того, каким, с точки зрения преподавателя, его видят другие работники вуза). «Я актуальное» можно признать элементом, занимающим центральное место профессионального самосознания преподавателя. Этот элемент базируется на трех других, где «ретроспективное Я» в сравнении с «Я актуальным» дает шкалу собственных достижений и критериев самооценки. «Идеальное Я» может быть признано как целостная перспектива личности на себя. Это влияет на процесс саморазвития преподавателя в профессиональной сфере. «Рефлексивное Я» ассоциируется как социальная перспектива личности преподавателя .

Исключительно важную роль в структуре профессионального самосознания преподавателя высшего учебного заведения играет самооценка. Самооценка является конкретным выражением отношения личности к себе, описывающим общую направленность, «знак» отношения человека к себе и часто может иметь количественное выражение. Вструктуре профессиональной самооценки можно выделить два аспекта: оценка своего профессионального уровня и компетентности; оценка собственных личностных качеств по сравнению с идеалом.

Осуществляемая в рамках этих аспектов самооценка влияет на профессиональную адаптацию и профессиональную успешность.

Помимо вышеназванных аспектов, в структуре целесообразно выделять самооценку результата и самооценку потенциала, которые, соответственно, связаны с оценкой достигнутого и удовлетворенностью (неудовлетворенностью) достижениями.

Подобные аспекты самооценки влияют на формирование уверенности преподавателя вуза в собственных силах. Здесь стоит отметить, что низкая самооценка результата вовсе не свидетельствует о «комплексе профессиональной неполноценности», а наоборот, в сочетании с высокой самооценкой потенциала является фактором саморазвития. Определенный самооценочный паттерн является основой мотивации к саморазвитию преподавателя .

Стоит отметить, что самая высокая эффективность деятельности преподавателя вуза будет достигнута при реализации указанной иерархии составляющих, тем самым способствуя повышению уровня образовательных услуг, предоставляемых потребителю, и, как следствие, повышая общую конкурентоспособность высшего учебного заведения.

Особенности личностной направленности преподавателя подводят к конкретизации ведущих мотивов педагогической деятельности и определение мотивационного комплекса преподавателя в современной России.

Как известно, мотивация занимает особое по значению место в структуре профессиональной деятельности. Не сугубо уровень интеллекта, сформированность и полнота профессиональных знаний, умений и навыков отличают «сильного» специалиста от «слабого». Ведущую роль в производительности педагогической деятельности играет уровень и структура мотивации. Правда не все параметры педагогической деятельности жестко зависят от уровня мотивации педагога. Так, например, не существенной связи между мотивацией преподавателя вуза и адекватностью представлений преподавателя о личности человека, обучающегося .

А.К.Байметов, изучая мотивы педагогической деятельности, все их объединил в три группы: долг, заинтересованность и увлеченность предметом, увлеченность процессом общения с учащимися.

По характеру доминирования этих мотивов выделяются четыре группы преподавателей:

1)спреобладанием мотивов долга;

2)спреобладанием интереса к преподаваемой дисциплине;

3)сдоминированием потребности общения в контексте учебного процесса;

4)без ведущего мотива.

Из указанных групп первая является наиболее многочисленной, а последняя, наоборот, - имеет наименьшее количество представителей. Здесь стоит отметить, что требования разносторонне мотивированного преподавателя к обучающимся гармоничны и не чрезмерны, в то время как доминирование чувства долга побуждает к авторитарности.

Л.Н.Захарова, уточняя виды профессиональных мотивов преподавателя, наряду со стимулами побуждения, личностной самореализации, выделяет и материальные стимулы.

Конкретизируя, можно отметить, что к стимулам, связанным с материальным вознаграждением, можно отнести также повышение разряда, ослабление требований и контроля; мотивы внешнего самоутверждения, то есть самоутверждение через положительную оценку окружающих - на другом языке, мотив престижа; профессиональный мотив в самом общем виде выступает как желание учить и воспитывать; мотив личностной самореализации заключается в восприятии педагогической деятельности как возможности реализовать себя как личность и профессионал .

По данным Л.Подимовой и В.Сластенина, мотивы самореализации играют ведущую роль в положительном восприятии преподавателем нововведений в профессиональной сфере и занимают ведущее место в системе мотивов инновационной деятельности. Если они сочетаются с профессиональными педагогическими мотивами, то этот преподаватель достигает высокого уровня творческого потенциала, успеха в профессиональной деятельности без прагматической мотивации. Вэтом случае преподаватель получает удовольствие от собственной профессиональной деятельности, которая носит для него глубинный личностный смысл .

Подводя итоги анализа специфики мотивации преподавателей высшей школы, можно отметить, что результативность преподавательской работы зависит от структуры мотивации и наличия в ней творческих потребностей. Мотивы педагогической деятельности можно объединить в следующие группы: мотивы долга; мотивы заинтересованности и увлеченности предметом; мотивы увлечения общением со студентами.

Основными видами профессиональных мотивов преподавателя являются: материальные стимулы, побуждения, связанные с самоутверждением; профессиональные мотивы; мотивы личностной самореализации.

В современной науке термином «мотив» (мотивация, мотивирующие факторы) часто обозначают совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные импульсы, или логические цепи, а также переживания эмоций, интересы, желания; в общем перечне определений «мотива» можно найти и такие, как жизненные цели и идеалы .

И действительно, по Л.Карамушка, мотивами поведения и деятельности человека могут выступать различные побуждения: интересы, есть положительное отношение личности к определенным объектам (предметов, явлений, видов деятельности), которое зависит от их значимости и эмоциональной привлекательности; морально-политические наставления, идеалы, убеждения (как компоненты мировоззрения человека); эмоции и чувства (любовь, ненависть и др.) .

Система основных «смыслообразующих» мотивов, которые определяют отношение человека к окружающему миру, составляет один из ведущих элементов в структуре личности (то, что направляет и определяет цели нашей деятельности и поведения).

Следовательно, можно говорить о том, что мотивы являются предметным воплощением потребностей человека и играют важную роль в активизации поведения во всех сферах жизнедеятельности (профессиональной, жизненной, бытовой). Они являются ключом к пониманию поведения человека и возможностей воздействия на нее.

Если выделять общие черты в мотивации преподавателей вузов и мотивации работников других отраслей деятельности, можно отметить, что общее представлено определениями ключевых понятий (т.е. мотивация, мотив, потребность, интерес), определяются одинаково для всех социальных категорий, общими теориями мотивации, которые определяют законы ее формирования и функционирования (например, теория иерархии потребностей А.Маслоу применима для объяснения формирования мотивации преподавателей вузов так же, как и для всех других групп), мотивация в профессиональной деятельности преподавателя и управления преподавательским коллективом играет такую же важную роль, как и вуправлении деятельностью любых других профессиональных групп.

Специфические особенности в мотивации преподавателя вуза лежат в сфере направленности и мотивационной структуры личности. Здесь специфика мотивации преподавателя вуза, которая хоть и развивается по общим законам, но требует определять, какие именно побуждения лежат в основе деятельностной активности преподавателя, какую направленность имеет личность преподавателя. Если мотивация как процесс формируется и развивается по определенным общим законам, то ее качественный состав - структура мотивации, мотивационная сфера личности, как результат этого процесса явление сугубо специфическое.

В завершение статьи можно отметить, что избрание той или иной профессии, а также успешная реализация личности в рамках той или иной профессиональной деятельности определяется направленностью личности. Так же, как и любая другая деятельность, преподавательская деятельность требует от человека определенного внутреннего личностного основания. Поэтому, прежде всего, чтобы говорить о специфике преподавательской деятельности в вузе, нужно определиться с тем, какие именно потребности и динамические тенденции отличают личность преподавателя от представителей других профессиональных групп и каким образом это оказывает прямое и опосредованное влияние на конкурентоспособность вуза.

Для эффективной деятельности современного образовательного учреждения требуются ответственные и инициативные работники, высокоорганизованные и стремящиеся к трудовой самореализации личности. Преподаватель не может заниматься только оказанием «образовательных услуг», но обязательно должен развиваться сам, обеспечивая высокое качество образования.

В работе В.А.Зернова отмечено, что «успех усилий руководства образованием, направленных на его модернизацию, полностью зависит от характера и качества деятельности преподавателей. Нельзя решить проблему перехода на новое качество образования, не думая о качестве кадрового потенциала учреждений высшего образования». Сэтим утверждением вполне можно согласиться.

Библиографическая ссылка

Заярная И.А. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ВУЗЕ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ, МОТИВАЦИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 316-319;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35624 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»