Основные типы школ. Какую лучше всего выбрать? Типы школ в современном образовании Типы и виды учреждений

В законе «Об образовании в РФ» нет деления образовательных учреждений на виды. Согласно закону, все образовательные организации делятся по типам в зависимости от образовательных программ, которые они применяют в своей деятельности. В таблице представленной ниже приведено соответствие между типами образовательных учреждений и возможными видами организационной формы.

Вариативность образовательных программ

Вариативность образования - это один из основных принципов и векторов развития современной системы образования в Российской Федерации. Результат вариативности образовательной системы состоит способности предоставить учащимся достаточное количество полноценных, качественных, уникальных и интересных вариантов образовательных направлений и программ, а также возможность выбора направлений образовательного процесса, соответствующего запросам обучающихся.

Образовательные программы по внутреннему содержанию могут отличаться от стандарта по широте и глубине заложенных в них знаний. При этом все они обязаны соответствовать уровню, не ниже определенного ФГОС. Оценить качество и уровень образовательных программ можно только в процессе реализации. Идеи вариативности образования реализуются при соблюдении определенных условий:

  • создание большого количества качественных образовательных программ и реализующих их образовательных учреждений;
  • свобода и гибкость учебных программ и учебников к ним;
  • возможность выбора современного программно-методического обеспечения и образовательных технологий;
  • формирование индивидуальных программ и графиков, учитывающих особенности и способности учащихся.

Для реализации принципа вариативности в образовании необходима слаженная работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Только постоянный контроль и анализ, применяемой программы, позволит оценить ее качественные характеристики и эффективность реализации.

Любое общество вне зависимости от его государственного устройства наряду с функциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития реализует и функцию образования своих членов. С этой целью оно формирует социальный заказ образованию – требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательном пространстве личности. С целью реализации социального заказа государство создает образовательную систему (комплекс институтов образования), ведущей подсистемой которой является общеобразовательная школа.

Рассматривая систему образования как социальный институт, следует отметить, что основным типом института образования являются образовательные (учебно-воспитательные) учреждения , обеспечивающие содержание воспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательных программ. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными и негосударственными (частными или принадлежащими общественным и религиозным организациям). Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утвержденными Правительством РФ, и разработанными их основе уставами. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения выполняют функции примерных.

В системе образования выделяются следующие типы образовательных учреждений :

1. Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, детские ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощь семье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение, осуществляемое в дошкольных образовательных учреждениях, являются подготовительным этапом начального образования.

2. Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами , а также элитарными учреждениями (гимназиями и лицеями ). Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени, которые соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность:

I ступень – начальная школа (3-4 года) дает возможность получить начальное общее образование и призвана обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие его способностей, формирование у школьника умение и желание учиться. В начальной школе учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму, счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурной речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметы на этой ступени имеют характер интегрированных курсов, которые закладывают первоначальное представление о природе, обществе, человеке и его труде. В начальной школе могут вводиться факультативные занятия по физическому, эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.

II ступень – основная школа (5 лет) дает возможность получить основное общее образование и закладывает и закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимой выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей, способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук и формирование научного мировоззрения. Введение на этом этапе обучения дополнительных предметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75-80% учебного времени), факультативных курсов, системы внеклассных занятий направлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся. Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам. Основная школа является обязательной. Выпускники основной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют право продолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа и профиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных средних общеобразовательных школах.

III ступень – средняя школа (2-3 года) дает возможность получить среднее (полное) общее образование и обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основе широкой и глубокой дифференциации обучения, создает условия для наиболее полного учета интереса учащихся, активного их включения в жизнь общества. С этой целью учебный план данной ступени включает наряду с обязательными предметы по выбору самого учащегося. Для стимулирования самообразовательной работы учащихся обязательная недельная нагрузка на третьей ступени школы существенно уменьшается по сравнению с предыдущей ступенью. Для более глубокой дифференциации совет школы может принять решение о введении в школе одного или нескольких профилей обучения (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический, технический, сельскохозяйственный, экономический и др.). Трудовая подготовка строится с учетом избранного учащимися профиля обучения.

3. Специальные образовательные учреждения (классы , группы ) коррекционногохарактера создаются для обучающихся с отклонениями в развитии и с ограниченными возможностями (школы для слабовидящих, глухих и пр. ). Эти учреждения обеспечивают лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию и интеграцию детей в общество. В них дети и подростки направляются органами управления образованием только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению психолого-медико-педагической консультации.

4. Специальные учреждения, обеспечивающие медико-социальную реабилитацию,образование и профессиональную подготовку создаются для подростков с общественно опасным, девиантным, поведением, достигших одиннадцатилетнего возраста, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Направление учащихся эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда.

5. Профессиональные образовательные учреждения – государственные или негосударственные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы соответствующего уровня с целью подготовки работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) и специалистов согласно утвержденным перечням профессий и специальностей. Учреждения профессионального образования создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования:

Учреждения начального профессионального (профессиональный лицей, профессионально-технические и другие училища) осуществляют реализацию образовательных программ начального профессионального образования и имеет целью подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном) общем образовании.

Учреждения среднего профессионального (средне-специальные учебные заведения – техникумы, училища, колледжи ) имеют целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Оно может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения – институты, академии, университеты ) имеет целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенной, ускоренной программе.

Учреждения послевузовского профессионального образования (институты аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях ) предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

6. Учреждения дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные и художественные школах, школы искусств, дома детского творчества, станции юных техников, станции юных натуралистов и др. ),в которых реализуются дополнительные образовательные программы и услуги. Это услуги различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, предоставляемые с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

7. Интернаты и детские дома создаются для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и других причин, созданы. Они решают задачи сохранения жизни и здоровья детей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Детей из одной семьи помещают в один детский дом, где создают необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.

8. Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс :

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях , администрацией этих учреждений и государственными органами управления образованием создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования;

Реабилитация здоровья детей проводится в оздоровительных и санаторно-лесных школах ;

В целях подготовки детей к школе, где обучение ведется не на родном языке, а также детей, которые не воспитывались в дошкольных учреждениях, в школах открываются подготовительные классы

При необходимости для учащихся создаются интернаты (общежития ) с соответствующим штатом, группы продленного и полного дня , комплектуемые на добровольных началах

вечерние и заочные школы для работающей молодежи открываются преимущественно на базе школ третьей ступени. В этих школах учащиеся могут получить интересующее их профильно-дифференцированное среднее образование или дополнить одну профильную образовательную подготовку другой.

Во всей системе воспитательных влияний на личность, не умаляя значения семьи, дошкольных и внешкольных образовательных учреждений, решающая роль принадлежит школе. Школа призванная организовывать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность детей, имеет неограниченные возможности для овладения воспитанниками богатствами культуры, накопленной человечеством, для освоения опыта социального поведения, подготовки к активному участию в жизни общества. Располагая квалифицированными кадрами, школа координирует, педагогически направляет систематическую работу с семьей и общественностью по воспитанию детей.

Современные исследователи признают, что все учебные заведения типа «школа» отличаются лишь глубиной и широтой изучения отдельных предметов или направлениями специализации.

Школа – социальный институт, государственно-общеобразовательная система, призванная удовлетворять образовательные запросы личности, общества, она закладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, обучение проходит по государственным учебным планам и программам обязательных (75–80 %) и дополнительных предметов, является обязательным учебным заведением.

Существуют школы: с дифференцированным подходом (учебное заведение, в котором функционируют несколько специализированных классов, их деятельность не затрагивает основной части школьников); с углубленнымизучением предмета (одна из дисциплин изучается углубленно либо во всех); с углубленным изучением цикла учебных предметов классах, либо на одной из ступеней (выделяются пять циклов: гуманитарный, эстетический, естественно-научный, физико-математический, военно-спортивный); с углубленным изучением всех предметов (крайний случай школы с углубленным циклом предметов, например школа для одаренных детей); с профильной направленностью (выделяют следующие профили: обществоведческий, механико-технологический, биолого-экологический, эстетический, военно-спортивный, которые соответствуют видам взаимодействия человека с окружающим миром). Профильная направленность определяется ориентации на группу смежных профессий, что служит основой изменения учебного процесса.

Наряду с традиционными, общеизвестными типами учебных заведений период проведения образовательных реформ в России (конец 80-х годов – по настоящее время) характеризуется реконструкцией как собственно отечественного, так и мирового педагогического опыта, что отразилось на создании следующих образовательных учреждений (гимназии и лицеи).

Гимназия – вид общеобразовательного учебного заведения, ориентированного на формирование широко образованной, интеллигентной личности, готовой к творческой и исследовательской деятельности в различных областях фундаментальных наук. Функционирует в составе V-XI классов. Обучение в гимназии дается на широкой гуманитарной базе с обязательным изучением нескольких (не менее двух) иностранных языков и продолжением образования в университетах. Гимназия предоставляет учащимся возможности:

Получения универсальной образовательной подготовки на гуманитарной основе;

Обучения, способствующего разностороннему личностному и индивидуальному развитию;

Формирования навыков творческого интеллектуального труда, усвоения современных способов научного мышления;

Удовлетворения потребности в самообразовании и получении дополнительного образования;

Обеспечения возможностей усвоения лучших достижений отечественной и мировой культуры.

Лицей – среднее образовательное заведение, которое открывается только на базе профильного высшего учебного заведения, образуя с ним учебный комплекс. Обучение в нем ориентировано на учеников старших (начиная с VIII) классов, связано со специализированной подготовкой и ранней профилизацией, а также способствует освоению навыков самостоятельной и научно-исследовательской деятельности.

Лицей предоставляет наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные возможности:

Получения общего среднего образования в единстве с ранней профилизацией;

Углубленной подготовки по предметам различных циклов;

Развития творческого потенциала, навыков поисковой деятельности;

Свободного выбора будущей специализации.

Лицей выполняет функции подготовки специалистов средней квалификации по профилю лицея и обеспечения социальной защиты учащихся при их трудоустройстве и поступлении в высшую школу.

Профессиональный лицей – центр непрерывного профессионального образования (технический, строительный, педагогический, агролицей и т.п.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии повышенного уровня квалификации с возможностью получения среднего профессионального образования. Данный тип учреждения является опорным центром развития начального образования , на базе которого могут проводиться научные исследования по совершенствованию содержания образовательного процесса, учебно-программной документации, обеспечивающих подготовку конкурентоспособных кадров в условиях рыночных отношений.

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское, электротехническое и др.) осуществляет реализацию интегрированных образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.

Колледж – это инновационное учебное заведение, обеспечивающее соответствующий современным требованиям уровень подготовки кадров, обладающее широкими возможностями становления непрерывного образования, создающее необходимые условия для применения передовых педагогических технологий и решения проблемы гуманизации и гуманитаризации образования.

Институт – самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное подразделение) университета, академии, реализующее профессиональные образовательные программы по ряду направлений науки, техники, культуры и осуществляющее научные исследования. Институт, в отличии от остальных видов высших учебных заведений, может и не являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Академия – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения научных исследовании и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования преимущественно в одной из областей науки, технике и культуры. Академия является ведущим научным и методическим центром в сфере своей деятельности, в широких масштабах осуществляющим подготовку специалистов высшей квалификации и переподготовку руководящих специалистов определенной отрасли (области).

Университет – высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры путем проведения фундаментальных научных исследований и обучения на всех уровнях высшего, послевузовского и дополнительного образования по широкому спектру естественнонаучных, гуманитарных и других направлений науки, техники и культуры. Университет является ведущим центром развития образования, науки и культуры, способствующим распространению научных знаний и осуществляющим культурно-просветительскую деятельность среди населения. Университет в отличие от академии и института обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки.

Наряду с инновационными типами учебных учреждений в настоящее время существует тенденция использования разнообразных способов (форм) получения образования с учетом потребностей и возможностей личности, среди которых особо выделяются следующие:

1. В образовательном учреждении:

§ очные (дневные) ;

§ очно-заочные (вечерние) – форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для учащихся время, часто в вечерние часы (отсюда термин).

§ Заочное обучение – форма образования без отрыва от производства, получившая наиболее широкое распространение в системе высшего и специального образования. Студенты посещают краткий курс установочных обобщающих лекций по всему курсу, «кратковременно погружаясь» в образовательный процесс (сессии). Они сдают зачеты и экзамены, а также получают консультации у преподавателей образовательного учреждения, выполняют отчетные задания в письменной форме (например, контрольных работ) и самостоятельные работы по предлагаемой учебной программе.

§ Экстернатура – форма образования, представляющая собой индивидуальное домашнее обучение по общегосударственным учебным планам и программам под руководством педагога (репетитора) или самостоятельно (для инвалидов и детей с проблемами в развитии, одаренных детей, учащихся из «горячих точек» страны и т.д.). Контроль осуществляется посредством сдачи экзаменов и других форм отчетности экзаменационной государственной комиссии при учебных заведениях различного уровня;

§ Дистанционное обучение (от англ. distance – расстояние) – целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от образовательного учреждения и поэтому не вступающих в постоянный контакт с его педагогическим персоналом. Практикуется в двух формах, обычно комбинируемых в различных сочетаниях: 1) через переписку, в ходе которой педагог корректирует и контролирует основание образовательной программой; 2) через средства массовой коммуникации с использованием различных обучающих программ и технических образовательных средств (компьютер, видео- и аудиосредства) в виде лекций, инструкций, индивидуальных консультаций по телефону.

2. Вне учебного заведения (например, в форме самообразования).

Самообразование – система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие, активная целенаправленная познавательная деятельность человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений в интересующей его области. Как правило самообразование осуществляется вне специализированных образовательных систем. Признаки самообразования : добровольность; самостоятельность образовательной деятельности, положительное отношение к ней; индивидуальность процесса познания. Различают профессиональное, научное, политическое и другие виды самообразования .

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)

Психологический факультет

«Типы и виды образовательных учреждений »

реферат по дисциплине

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Специальность 060706 (031000) «Педагогика и психология»

Специализация «Менеджмент в образовании»

Выполнил: студент 3 курса гр. Д993у заочного отделения

Сабирова Гульнара Мансуровна

Научный руководитель:

Богданов Дмитрий Игоревич

Чистополь – 2012

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Типы и виды образовательных учреждений……………………..5

1.1 Учреждения дошкольного образования………………………………..5

1.2 Учреждения общего образования………………………………………7

1.3 Учреждения дополнительного и специального образования………...21

Заключение…………………………………………………………………..24

Список используемой литературы…………………………………………26

Приложение………………………………………………………………….27

Введение

Учебное заведение или образовательное учреждение (с 1992 г.) в соответствии с ФЗ «Об образовании» - это учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. При этом образовательное учреждение должно являться юридическим лицом(5).

Каждый человек в своей жизни проходит ступени развития. Прохождение этих ступеней он начинает от самого рождения и до старости. Это ступени развития физического, умственного, психологического и т.д. Государственное образование помогает человеку в освоении этих ступеней. Вся образовательная система представляет собой взаимосвязь ступеней развития человека от дошкольников до взрослых людей. И согласно этим ступеням строится система, которая подразделяется на определенные образовательные учреждения по возрастному этапу. Такое подразделение называется типологией образовательных учреждений. Я считаю, что эта тема очень интересна тем, что всю систему здесь можно конкретно проследить, а так же яснее проследить развитие человека в этой системе. Этапы его прохождения и развития.

Маленький ребенок, еще не привыкший к окружающему миру на 1ом этапе системы попадает в самое первое свое образовательное учреждение - дошкольное (детский сад, ясли-сад и др.). На 2-м этапе - начальная школа для младших школьников и дошкольников. Здесь ребенок осознает себя как личность, отличную от других, он больше видит и понимает. На 3-м этапе основное общее образование (средняя школа, гимназия и др.), затем 4-ый - начальное, среднее и высшее профессиональное образование с 15-16 лет (училище, техникум, институт, университет), 5-ый - послевузовское образование (аспирантура, магистратура и др.), это образование можно получить в любом возрасте, естественно, только после окончания Вуза. Также для детей предлагается по желанию дополнительное образование (дворцы, дома детского творчества, юные натуралисты, клуб, спортивная школа, школа искусств). Существуют учреждения специального образования (кадетский корпус, коррекционная школа, для подростков с дивиантным поведением и др.).

Все вышеуказанные учреждения подразделяются на типы, которые делятся на виды. Они будут рассмотрены в основной части работы.

Обучение рассматривается как важнейшая составляющая часть общей системы образования, включающей помимо учебного процесса и другие сферы развития и воспитания личности, а поэтому оно должно выполнять и собственно обучающую, и развивающую, и социально-адаптивную, культуро - преемственную, воспитывающую и некоторые другие функции. Все эти функции осуществляют образовательные учреждения, типологию которых мы рассмотрим ниже подробно.

Объект исследования: образовательные учреждения

Цель работы: изучить типы и виды образовательных учреждений.

Структура исследования:

Работа состоит из введения, 1-ой теоретической главы, заключения, списка литературы и приложения.

Гипотеза: образова́ние это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

  1. Типы и виды образовательных учреждений

1.1 Учреждения дошкольного образования

Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

Детский сад.

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление здоровья детей;

обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка

Дошкольное образовательное учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием. Право на ведение образовательной деятельности и на получение льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Дошкольное образовательное учреждение проходит аттестацию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Аттестация дошкольного образовательного учреждения проводится по его заявлению соответствующим государственным органом управления образованием один раз в пять лет. Целью и содержанием аттестации дошкольного образовательного учреждения является установление соответствия содержания, уровня и качества обучения и воспитания требованиям государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем. В дошкольное образовательное учреждение в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей, инвалидов I и II групп; дети из многодетных семей; дети, находящиеся под опекой; дети, родители (один из родителей) которых находятся на военной службе; дети безработных и вынужденных переселенцев, студентов.

Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Итак, детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации дошкольного образования

1.2 Учреждения общего образования

Тип “общеобразовательное учреждение” подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа. Рассмотрим главные из них:

1) Общеобразовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования. Основные цели учреждения - осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся. Учреждение создается в качестве образовательного учреждения для детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста. Виды учреждений:

начальной школы-детского сада;

начальной школы-детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Участниками образовательного процесса являются воспитанники, обучающиеся, их родители (законные представители), педагогические работники. Преемственность общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования обеспечивается по следующим направлениям:

развитие любознательности у воспитанника дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей обучающегося;

формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития воспитанника и обучающегося;

развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности. На основе реализуемых общеобразовательных программ в учреждении обеспечивается:

формирование и развитие воспитанников и обучающихся;

обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;

развитие познавательных и речевых способностей;

формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;

формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.

Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др. Содержание образования в учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми им самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов. Организация образовательного процесса в учреждении по программе начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом.

2) Общеобразовательное учреждение. Виды учреждений:

а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);

б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования);

в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования);

г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам);

д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

Основными целями общеобразовательного учреждения являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Общеобразовательное учреждение вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (законных представителей). В общеобразовательном учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей (законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения. Органы управления образованием по согласованию с учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

первая ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);

вторая ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5-6 лет);

третья ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2 года).

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.

Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.

Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям. Содержание общего образования в конкретном общеобразовательном учреждении определяется образовательными программами, разрабатываемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин. Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой аттестации), в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением по согласованию с органами местного самоуправления. Обучающиеся в государственном и муниципальном общеобразовательных учреждениях имеют право на:

а) получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

б) обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом общеобразовательного учреждения и другими предусмотренными уставом локальными актами;

в) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения;

г) получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

д) участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом общеобразовательного учреждения;

е) уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.

3) Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение.

Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - учреждение) является образовательным учреждением, которое предоставляет гражданам Российской Федерации любого возраста (работающим и неработающим) реальную возможность получить основное общее и среднее (полное) общее образование, создает основу для последующего образования и самообразования, осознанного выбора и освоения профессии, формирования общей культуры личности обучающегося. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней образования:

II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет).

III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 3 года).

Содержание общего образования определяется общеобразовательными программами, учитывающими возрастные особенности обучающихся, их жизненный и производственный опыт, направленность интересов и планов, связанных с дальнейшим получением профессионального образования, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов. Обучающиеся имеют право:

а) на получение бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в соответствии с едиными государственными образовательными стандартами, если образование данного уровня они получают впервые;

б) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг на договорной основе;

в) на участие в управлении учреждением в форме, определяемой уставом.

Обучающиеся в учреждении по очно-заочной (вечерней), заочной форме, выполняющие учебный план, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации. Обучающиеся на ступени основного общего образования, освоившие программу учебного года в полном объеме, переводятся в следующий класс. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно по решению органа управления образовательного учреждения. Освоение программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Государственная (итоговая) аттестация выпускников учреждения осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации. Выпускникам учреждения, имеющего государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца о соответствующем образовании. Обучающиеся в учреждении обязаны выполнять его устав, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции.

4) Общеобразовательная школа-интернат. Общеобразовательная школа-интернат (далее именуется - школа-интернат) создается в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Деятельность школы-интерната строится на принципах демократии и гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступности, автономности и светского характера образования. Виды общеобразовательных школ-интернатов:

общеобразовательных школ-интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов,

гимназий-интернатов,

лицеев-интернатов.

В школы-интернаты принимаются дети без отклонений в развитии, не имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате. Количество классов в школе-интернате определяется в соответствии с санитарными нормами и в зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного процесса. Образовательный процесс в школе-интернате осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого школой-интернатом самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности и спортивно-массовых мероприятиях основывается на принципе добровольности. Воспитанники школы-интерната могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе школы-интерната, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других массовых мероприятиях.

Зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по решению органов опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием. В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством). Воспитанники школы-интерната обеспечиваются в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, а также учебниками, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем. Воспитанники школы-интерната обеспечиваются питанием в соответствии с утвержденными нормами и методическими рекомендациями по организации питания. По окончании школы-интерната воспитанникам выдается бесплатно комплект одежды и обуви, находившийся в их пользовании в период обучения. Воспитанники школы-интерната имеют право на:

получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

выбор формы обучения; получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

участие в управлении школой-интернатом в форме, определяемой ее уставом на договорной основе;

уважение, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов

Выпускникам школы-интерната, имеющей государственную аккредитацию, после прохождения ими государственной (итоговой) аттестации выдается документ государственного образца о получении соответствующего образования, заверенный печатью общеобразовательной школы-интерната.

5) Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Виды образовательных учреждений для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей:

детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный);

детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Основные задачи учреждения:

создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников;

освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;

обеспечение охраны и укрепление здоровья воспитанников;

охрана прав и интересов воспитанников.

Содержание и обучение воспитанников в учреждении осуществляются на основе полного государственного обеспечения. Деятельность учреждения строится на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, защиты прав и интересов воспитанников, автономности и светского характера образования. Организация обучения и воспитания в учреждении строится с учетом индивидуальных особенностей воспитанников в соответствии с учебным планом, разрабатываемым учреждением самостоятельно, и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольным образовательным учреждением и учреждением

В учреждении при наличии соответствующих условий могут организовываться воспитательные группы:

разновозрастные (не более 8 человек);

одновозрастные (до 4 лет - не более 5 человек, от 4 лет и старше - не более 10 человек).

В учреждении, где дети не только проживают, но и обучаются, организация образовательного процесса (начало и продолжительность учебного года, каникул, учебных занятий, проведение государственной (итоговой) аттестации, порядок выдачи документов об образовании и другие вопросы образовательного характера) осуществляется в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Учреждение с согласия воспитанников, по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями и организациями может проводить профессиональную подготовку воспитанников в качестве дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг при наличии соответствующей лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Трудовое воспитание может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников. Участие воспитанников в различных формах трудовой деятельности основывается на принципе добровольности. Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при (в) общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей при (в) иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях.

Участниками образовательного процесса в учреждении являются воспитанники и педагогические работники. В учреждение принимаются:

дети-сироты;

дети, отобранные у родителей по решению суда;

дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей которых не установлено.

В учреждение могут временно приниматься дети одиноких матерей (отцов), а также дети безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также из семей, пострадавших от стихийных бедствий и не имеющих постоянного места жительства, на срок не более одного года. Дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.

Воспитанники учреждения имеют право на:

бесплатное содержание и получение общего образования (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;

защиту своих прав и интересов;

уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;

защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;

развитие своих творческих способностей и интересов;

получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии;

отдых, организованный досуг в выходные, праздничные и каникулярные дни.

Воспитанники обязаны выполнять устав, правила внутреннего распорядка учреждения, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других воспитанников и работников.

Итак, общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

1.3 Учреждения дополнительного и специального образования

1) Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус. Виды образовательных учреждений:

Суворовское военное училище;

Нахимовское военно-морское училище;

Кадетский (морской кадетский) корпус.

2) Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

Санаторно-лесная школа;

Санаторная школа-интернат;

Санаторный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3) Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

Специальная общеобразовательная школа;

Специальное профессионально-техническое училище;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии, совершивших общественно-опасное деяние.

4) Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);

Специальная (коррекционная) образовательная школа (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей);

Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат (в зависимости от недостатков в развитии добавляются слова "для глухих", для слепых", для умственно-отсталых" и других детей).

5) Образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи

Центр диагностики и консультирования;

Центр психолого-медико-социального сопровождения;

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции;

Центр социально-трудовой адаптации и профориентирования;

Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

6) Учреждения дополнительного образования.

Тип “ учреждения дополнительного образования детей" подразделяется на виды: центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества различных наименований и направлений; станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий; клубы; детская студия по различным видам искусств; детский парк; школа по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта; музей детского творчества и др.; детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.

1) Тип “образовательное учреждение начального профессионального образования” подразделяется на следующие основные виды: профессиональное училище; профессиональный лицей.

2) Тип “ образовательное учреждение среднего профессионального образования" подразделяется на виды: техникум (училище); колледж.

Тип “ образовательные учреждения высшего профессионального образования ” подразделяется на виды: институт; академия; университет.

Учреждения дополнительного профессионального образования.

Тип “образовательные учреждения дополнительного профессионального образования” подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) - отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Итак, учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества , государства .

Заключение

Рассмотрев типологию образовательных учреждений, можно с уверенностью сказать, что учреждения образования многообразны. Сколько видов учреждений в каждом рассмотренном типе учреждения! Во главе всего стоит ребенок, для которого это многообразие создано, и этапы которого ему необходимо пройти. Это сложный путь, но пройти его обязан каждый будущий гражданин нашей страны. Кроме общего и профессионального образования, ребенок может получить так же и дополнительное образование по его желанию или каким-то выдающимися способностями. Редкие виды школ - это школы для детей-вундеркиндов, где обучаются дети с выдающимися или необычными, уникальными способностями. Такими школами могут быть математические школы, химико-биологические и др. Кроме того ребенок может себя проявить в на любом этапе в какой-либо самодеятельности, научной и исследовательской работе. И любое образовательное учреждение обязано обеспечить такого рода проявления - на соревнованиях, фестивалях, конкурсах, смотрах, олимпиадах, научных конференциях, семинарах.

Детское дошкольное учреждение - тип образовательного учреждения в Российской Федерации , реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Учрежде́ние дополни́тельного образова́ния дете́й это тип образовательного учреждения в Российской Федерации, основная цель которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества , государства .

Итак, образова́ние это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)(4).

Список используемой литературы

  1. Л.Ф. Гафиуллина. Эффективность деятельности системы образования.// Социально-экономические вопросы развития региона. - 2009.- № 1. - с.44-48.
  2. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие/ Е.Б. Евладова - М., Владос, 2005, 204 с.
  3. Загвязинский, В.И. Теория обучения в вопросах и ответах/ В.И. Загвязинский- Москва, 2006, 158с.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г.
  5. Закон Российской Федерации "Об образовании" № 12-ФЗ (с изменениями на 25 июня 2002 года).
  6. Зубкова, А.С. Теория обучения/ А.С. Зубкова, Е.М. Буслаева- Москва 2008, 160с.

Приложение№1

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВ И ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Тип

Вид

Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад;
Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа;
Основная общеобразовательная школа;
Средняя общеобразовательная школа;
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль): химии, математики, физико-математического профиля, гуманитарного профиля и др.);
Лицей; Гимназия;
Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях);
Центр образования;
Открытая (сменная) общеобразовательная школа;
Кадетская школа

Общеобразовательная школа-интернат

Школа-интернат начального общего образования;
Школа-интернат основного общего образования;
Школа-интернат среднего (полного) общего образования; Школа-интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;
Гимназия - интернат;
Лицей-интернат;
Санаторная школа-интернат;
Санаторно-лесная школа;
Кадетская школа-интернат

Образовательное учреждение для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей

Детский дом;
Детский дом-школа; Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Санаторный детский дом;
Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии

Специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

Специальная общеобразовательная школа;
Специальное профессионально-техническое училище; Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии;
Специальное (коррекционное) профессионально-техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

Образовательные учреждения начального профессионального образования

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);
Профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.);
Учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) профессиональное училище.

Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Начальная школа-детский сад;
Начальная школа-детский сад компенсирующего вида;
Прогимназия.


I. Тип - Дошкольное образовательное учреждение

Детский сад;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно - эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

II. Тип - Общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа;

Основная общеобразовательная школа;

Средняя общеобразовательная школа;

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (может быть указан конкретный предмет (профиль): химии, математики, физико - математического профиля, гуманитарного профиля и др.);

Гимназия;

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (в том числе вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при ИТУ и ВТК); Центр образования;

Открытая (сменная) общеобразовательная школа;

Кадетская школа (вид образовательного учреждения дополнительно включен письмом Минобразования России от 26 декабря 1997 года N 1611/14-12).

III. Тип - Общеобразовательная школа - интернат

Школа - интернат начального общего образования;

Школа - интернат основного общего образования;

Школа - интернат среднего (полного) общего образования;

Школа - интернат среднего (полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов;

Гимназия - интернат;

Лицей - интернат;

Санаторно - лесная школа;

Санаторная школа - интернат;

Кадетская школа-интернат (вид образовательного учреждения дополнительно включен письмом Минобразования России от 26 декабря 1997 года N 1611/14-12).

IV. Тип - Образовательное учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Детский дом;

Детский дом - школа;

Школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

Санаторный детский дом;

Специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;

Специальная (коррекционная) школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

V. Тип - Специальное учебно - воспитательное учреждение для детей и подростков с девиантным поведением

Специальная общеобразовательная школа;

Специальное профессионально - техническое училище;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии;

Специальное (коррекционное) профессионально - техническое училище для детей и подростков с отклонениями в развитии.

VI. Тип - Образовательные учреждения начального профессионального образования

Профессиональное училище (строительное, швейное, сельское и т.п.);

Профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.); Учебно - курсовой комбинат (пункт), учебно - производственный центр, техническая школа (горно - механическая, мореходная, лесотехническая и др.), (вечернее (сменное) профессиональное училище).

VII. Тип - образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

(тип образовательного учреждения дополнительно включен письмом Минобразования России от 3 ноября 1997 года N 1336/14-12)

Начальная школа - детский сад;

Начальная школа - детский сад компенсирующего вида;

Прогимназия.

(Виды образовательных учреждений дополнительно включены письмом Минобразования России от 3 ноября 1997 года N 1336/14-12)

VIII. Тип - специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии

(тип образовательного учреждения дополнительно включен письмом Минобразования России от 8 октября 1998 года N 15/368-6)

Специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа;

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

(Виды образовательных учреждений в редакции письма Минобразования России от 5 апреля 2001 года N 29/1488-6, - см. предыдущую редакцию)

Примечание. В названиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений может содержаться указание на их вид в зависимости от отклонений в развитии обучающихся, воспитанников, обозначаемый следующим образом:

"I вида" - в названиях учреждений для глухих;

"II вида" - в названиях учреждений для слабослышащих и позднооглохших;

"III вида" - в названиях учреждений для слепых;

"IV вида" - в названиях учреждений для слабовидящих и поздноослепших;

"V вида" - в названиях учреждений для имеющих тяжелые нарушения речи;

"VI вида" - в названиях учреждений для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

"VII вида" - в названиях учреждений для имеющих задержку психического развития;

"VIII вида" - в названиях учреждений для умственно отсталых.

Типы и виды образовательных учреждений и организаций.

В соответствие с приведенным выше определœением системы образования, образовательные программы должны реализоваться, образовательными учреждениями. Точнее - ʼʼ некоммерческими организациямиʼʼ, поскольку ʼʼучреждениеʼʼ одна из форм некоммерческих организаций, а в законе ʼʼОб образованииʼʼ (в ред. Фед. Закона от 22.08.2004 №122 ФЗ) сказано, что ʼʼ Государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно - правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для

некоммерческих организацийʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, образовательное учреждение является лишь одной из организационно-правовых форм, в которых могут существовать

некоммерческие образовательные организации. В соответствии с

Гражданским Кодексом и Федеральным Законом ʼʼО некоммерческих организацияхʼʼ, регистрация образовательной организации в форме образовательного учреждения, предполагает наличие учредителя. Предполагается финансирование этой организации впоследствии

учредителœем, а также наличие субсидиарной ответственность учредителя по долгам организации. (Напомним, что субсидиарная - это разновидность неограниченной ответственности. Субсидиарная ответственность возникает, когда одно лицо отвечает по долгам другого ввиду недостаточности имущества непосредственного должника).

Учредителœем основной части некоммерческих образовательных организаций (учреждений) является, как известно, государство.

Типы образовательных учреждений.

Подробная информация о типах и видах образовательных учреждений

содержится в классификаторах информации в составе Интегрированной

Автоматизированной Информационной Системы (ИАИС) сферы

образования (Приложение к письму Минобразования России от 09. 03.2004

№34-51 -53ин/01-11)

Учитывая зависимость отсвоего назначения различают следующие типы образовательных учреждений:

I. Дошкольные образовательные учреждения.

2.Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

3.Образовательные учреждения дополнительного образования детей.

4 Межшк ольные учебные комбинаты.

5.Общеобразовательные учреждения.

6.Общеобразовательная школа-интернат.

7. Кадетские школы.

8. Вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения.

9.Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением.

II. Специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

12.Учреждения для детей - сирот и детей, оставши хся без попечения родителœей (законных представителœей).

13.Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

14.Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские (морские кадетские) корпуса.

15.Образовательные учреждения начального профессионального образования.

16.Образовательные учреждения среднего профессионального

образования (Средние специальные учебные заведения).

17.Образовательные учреждения высшего профессионального

образования (Высшие учебные заведения).

18.Военные образовательные учреждения высшего профессионального образования (Высшие военно-учебные заведения).

19.Образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.

Виды образовательных учреждений.

Дошкольные образовательные учреждения.

‣‣‣ детский сад;

‣‣‣ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

‣‣‣ детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

‣‣‣ детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

‣‣‣ детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

‣‣‣ центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всœех воспитанников.

Учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

‣‣‣ начальная школа-детский сад;

‣‣‣ начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;

‣‣‣ прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

Учреждения дополнительного образования.

‣‣‣ центр (дополнительного образования детей, развития творчества;

‣‣‣ детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детско-юношеский, детского творчества, детский (подростковый), внешкольной работы, детский экологический (оздоровительный, эколого-биологический), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детский морской (юношеский), эстетического воспитания детей (культуры, искусств или по видам искусств), детский оздоровительно­образовательный (профильный));

‣‣‣ дворец творчества детей и учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, спорта для детей и юношества, художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

‣‣‣ дом (детского творчества, детства и юношества, учащейся молодежи, пионеров и школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детский культуры (искусств);

‣‣‣ клуб (юных моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, радистов, пожарных, автомобилистов, детский (подростковый), детский экологический (эколого­биологический), юных натуралистов, детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), детско-юношеский физической подготовки);

‣‣‣ станция (юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детская экологическая (эколого-биологическая), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов));

‣‣‣ школа (по различным областям науки и техники, по различным видам искусств, детско-юношеская спортивная (спортивно-техническая, в т.ч. олимпийского резерва);)

‣‣‣ детский оздоровительно-образовательный лагерь;

‣‣‣ межшкольный учебный комбинат.

Общеобразовательные учреждения.

‣‣‣ начальная общеобразовательная школа

‣‣‣ основная общеобразовательная школа

‣‣‣ средняя общеобразовательная школа

‣‣‣ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением

отдельных предметов

‣‣‣ гимназия

‣‣‣ лицей

‣‣‣ общеобразовательная школа-интернат

‣‣‣ гимназия-интернат

‣‣‣ лицей-интернат

‣‣‣ общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой

‣‣‣ кадетская школа

‣‣‣ кадетская школа-интернат

‣‣‣ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

‣‣‣ открытая (сменная) общеобразовательная школа

‣‣‣ центр образования

‣‣‣ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при - исправительно­трудовых учреждениях (ИТУ) и воспитательно-трудовых колониях.

Образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого­педагогической и медико-социальной помощи.

‣‣‣ центр диагностики и консультирования

‣‣‣ центр психолого-медико-социального сопровождения

‣‣‣ центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции

‣‣‣ центр социально-трудовой адаптации и профориентации

‣‣‣ центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков

с девиантным поведением.

‣‣‣ специальная общеобразовательная школа

‣‣‣ специальное профессиональное училище

‣‣‣ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния.

‣‣‣ специальное (коррекционное) профессиональное училище для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших опасные деяния

‣‣‣ специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад

‣‣‣ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

‣‣‣ специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Учреждения для детей - сирот, оставшихся без попечения родителœей.

‣‣‣ детский дом (для детей раннего (с 1,5 до 3 лет), дошкольного, школьного возрастов, смешанный)

‣‣‣ детский дом-школа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей

‣‣‣ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей

‣‣‣ специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей, с отклонениями в развитии

‣‣‣ специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей, с отклонениями в развитии.

Оздоровительные образовательные учреждения.

‣‣‣ санаторные школы-интернаты

‣‣‣ санаторно-лесные школы

‣‣‣ санаторные детские дома для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителœей.

Суворовские, нахимовские, кадетские учреждения.

‣‣‣ суворовское военное училище

‣‣‣ нахимовское военно-морское училище

‣‣‣ кадетский (морской кадетский) корпус

‣‣‣ военно-музыкальное училище

‣‣‣ музыкальный кадетский корпус.

Учреждения начального профессионального образования.

‣‣‣ профессиональное училище

‣‣‣ профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования

‣‣‣ учебно-производственный центр

‣‣‣ техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.)

‣‣‣ вечернее (сменное) образовательное учреждение

Учреждения среднего профессионального образования.

1 .техникум (училище)

2.колледж

Учреждения высшего профессионального образования.

‣‣‣ институт

‣‣‣ академия

‣‣‣ университет

‣‣‣ военная академия

‣‣‣ военный университет

‣‣‣ военный институт.

Учреждения дополнительного профессионального образования.

‣‣‣ академия

‣‣‣ институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные

‣‣‣ курсы (школы, центры) повышения квалификации

‣‣‣ учебные центры службы занятости

Типы и виды образовательных учреждений и организаций. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типы и виды образовательных учреждений и организаций." 2017, 2018.