Песчаная учительница. Мои интересы «Песчаная учительница»: знакомство с героиней

Учительница географии учит людей бороться с песками и выживать в суровой пустыне.

Двадцатилетняя Мария Никифоровна Нарышкина, дочь учителя, «родом из забросанного песками городка Астраханской губернии» была похожа на здорового юношу «с сильными мускулами и твёрдыми ногами». Своим здоровьем Нарышкина была обязана не только хорошей наследственности, но и тому, что отец оберегал её от ужасов Гражданской войны.

С детства Мария увлекалась географией. В шестнадцать лет отец отвёз её в Астрахань на педагогические курсы. Мария проучилась на курсах четыре года, во время которых распустилась её женственность, сознание и определилось отношение к жизни.

Распределили Марию Никифоровну учительницей в глухое село Хошутово, что находилось «на границе с мёртвой среднеазиатской пустыней». По пути в деревню Мария впервые увидела песчаную бурю.

Селение Хошутово, куда Нарышкина добралась на третий день, было полностью занесено песком. Каждый день крестьяне занимались тяжким и почти ненужным трудом - расчищали село от песка, но расчищенные места снова засыпало. Жители села были погружены «в молчаливую бедность и смиренное отчаяние».

Мария Никифоровна поселилась в комнате при школе, выписала из города всё необходимое и начала преподавать. Ученики ходили неисправно - то пять придут, то все двадцать. С наступлением суровой зимы школа и вовсе опустела. «Крестьяне заскорбели от нищеты», у них кончался хлеб. К Новому году двое из учеников Нарышкиной умерло.

Сильная натура Марии Никифоровны «начала теряться и затухать» - она не знала, что делать ей в этом селе. Учить голодных и больных детей было невозможно, а крестьяне к школе равнодушны - слишком она далека от «местного крестьянского дела».

В голову молодой учительницы пришла мысль, что людей надо учить борьбе с пескам. С этой задумкой она отправилась в отдел народного образования, где к ней отнеслись сочувственно, но специального преподавателя не дали, только снабдили книгами и «посоветовали самой преподавать песчаное дело».

Вернувшись, Нарышкина с большим трудом уговорила крестьян «устраивать каждый год добровольные общественные работы - месяц весной и месяц осенью». Всего за год Хошутово преобразилось. Под руководством «песчаной учительницы» повсюду рассадили единственное растение, хорошо растущее на этих почвах - похожий ни иву кустарник шелюгу.

Полосы шелюги укрепили пески, защитили деревню от ветров пустыни, увеличили урожай трав и позволили орошать огороды. Теперь жителям топили печи кустарником, а не вонючим сухим навозом, из его веток они начали плести корзины и даже мебель, что дало дополнительный доход.

Чуть позже Нарышкина достала саженцы сосны и высадила две полосы посадок, которые защитили посевы ещё лучше, чем кустарник. В школу Марии Никифоровны начали ходить не только дети, но и взрослые, познающие «мудрость жизни в песчаной степи».

На третий год в селе случилась беда. Каждые пятнадцать лет через деревню проходили кочевники «по своему кочевому кольцу» и собирали то, что породила отдохнувшая степь.

Через трое суток ничего не осталось от трёхлетнего труда крестьян - всё истребили и вытоптали кони и скот кочевников, а люди до дна вычерпали колодцы.

Молодая учительница пошла к вождю кочевников. Тот молча и вежливо выслушал её и ответил, что кочевники не злы, но «травы мало, людей и скота много». Если людей в Хошутово станет больше, они прогонят кочевников «в степь на смерть, и это будет так же справедливо, как сейчас».

Втайне оценив мудрость вождя, Нарышкина поехала в округ с подробным докладом, но там её сказали, что Хошутово теперь обойдётся без неё. Население уже умеет бороться с песками и, после ухода кочевников, сможет и дальше оживлять пустыню.

Заведующий предложил Марии Никифоровне перевестись в Сафуту - село, населённое кочевниками, перешедшими на оседлый образ жизни, - чтобы обучать местных жителей науке выживания среди песков. Научив жителей Сафуты «культуре песков», можно улучшить их жизнь и привлечь остальных кочевников, которые тоже осядут и перестанут истреблять посадки вокруг русских селений.

Учительнице было жалко проводить свою молодость в такой глуши, похоронив мечты о спутнике жизни, но она вспомнила о безысходной судьбе двух народов и согласилась. На прощанье Нарышкина пообещала приехать через пятьдесят лет, но не по песку, а по лесной дороге.

Прощаясь с Нарышкиной, удивлённый заведующий сказал, что она могла бы заведовать не школой, а целым народом. Ему было жалко девушку и почему-то стыдно, «но пустыня - будущий мир, ‹…› а люди будут благородны, когда в пустыне вырастет дерево».

Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница» был создан в 1926 году. Впервые это произведение было напечатано в сборнике «Епифанские шлюзы» и в газете «Литературные среды» в 1927 г.

Основной мыслью рассказа «Песчаная учительница» является проблема выбора, вставшего перед героиней. Чтобы достичь какой-то поставленной цели, необходимо обладать не только решимостью, но и мудростью смириться с жизненными обстоятельствами.

Главным персонажем рассказа «Песчаная учительница» является двадцатилетняя Мария Нарышкина. В возрасте 16 лет отец увез ее в областную столицу на педагогические курсы. Спустя 4 года Марию Никифоровну в должности учителя направили в село Хошутово, где и происходит действие произведения.

Главной бедой тамошнего села являлись песчаные бури. Тамошние крестьяне были настолько бедны, что детям было нечего одеть, и они голодали. Ребята часто пропускали школу. Беднякам не хватало еды, дети худели, стремительно теряв интерес к учебе, а потом умирали.

Когда из класса умерло двое детей, учительница поняла, что надо что-то менять. Она пришла к выводу, что здешним крестьянам не нужна другая наука, кроме той, которая помогла бы победить злосчастные пески и превратить пустыню в живую землю.

Мария Никифоровна поехала в округ попросить в помощь учителя песчаной науки, но поняла, что никто не поможет кроме нее самой. Учительница смогла убедить крестьян в необходимости посадки кустарников, способных задерживать пески. По прошествии 2 лет зеленые кустарники зеленели вокруг орошаемых огородов. Из прутьев растений крестьяне плели различные изделия, помогающие выручить дополнительные деньги. Однако на третий год случилась беда. Раз в 15 лет проходили через здешние места кочевники с тысячей лошадей. Вскоре здесь ничего не осталось, ни воды, ни зеленых насаждений. Но Мария Никифоровна научила местных жителей побеждать пески. Они снова посадят зеленые насаждения после ухода кочевников.

Спустя время Марию Нарышкину перевели в село Сафуту, чтобы и осевших кочевников, проживающих там обучить борьбе с песками. Перед тем как уехать, учительница встает перед выбором – отдать свою молодость борьбе с песками в отдаленной местности или отказаться и пытаться устроить свою личную жизнь. Ведь она молода, а у нее ни мужа, ни детей. Но Мария Никифоровна едет, отказавшись тем самым от личной жизни ради общественного блага.

2 вариант

Произведение представляет собой одно из первых сочинений писателя, относящихся к художественной прозе, выражающей авторскую творческую яркую и необычную индивидуальность.

Главной героиней рассказа является молодая женщина Нарышкина Мария, представленная писателем в образе двадцатилетней девушки, закончившей Астраханские курсы педагогов и назначенной педагогом для обучения детей в дальнем районе, в селе Хошутово, расположенной в районе среднеазиатских пустынных территорий.

Работа молодой учительницы начинается в трудных условиях, поскольку село ощущает тотальный дефицит водного баланса, необходимого для питья и полива, и постоянно оказывается атакованным песчаными бурями, следствием которых становится нищета деревни, а также невозможность детей посещать занятия, в том числе и в зимний период из-за снежных ураганов и отсутствия необходимой теплой одежды и обуви.

Отличаясь мужественной и активной натурой, Мария решает организовать с помощью местного населения работу по превращению пустынных мест в живые территории. При этом, не получив поддержки от собственного руководства, девушка полагается исключительно на собственные силы и имеющиеся знания, которые помогают ей в налаживании общественных работ по высадке зеленых кустарников в виде шелюги, а также сосновых питомников, способных стать защитой при песчаных бурях, задерживая песок, и сберегающих снежную влагу и преграждающих движение горячего ветра.

Спустя несколько лет после начала борьбы с пустыней под руководством Марии Нарышкиной село преображается в живой, зеленеющий поселок, при этом крестьяне, используя прутья разросшихся кустарников, имеют дополнительный заработок от продажи плетеных корзинок, мебели, ящичков.

Однако вскоре весь труд односельчан оказывается уничтоженным кочевниками, прошедшими через поселок. Мария не отчаивается и призывает местных жителей возобновить прежнюю работу по высадке зеленых растений, а сама лично посещает предводителя кочевого племени с просьбой оградить их родное село в будущем от подобных набегов. Беседа двух думающих людей приводит к положительному результату, а глава кочевников проникается симпатией к активной, молодой и неравнодушной женщине.

Через некоторое время Марию переводят на работу в дальнюю деревню, в которой располагаются кочевники, решившие вести оседлую жизнь, где девушка продолжает начатое ей дело в форме образования местного населения, а также обучения культуре жизни в условиях песчаных мест. Девушка немного тоскует об отсутствии собственной личной жизни, которой она жертвует ради общественного блага.

Рассказ «Песчаная учительница» отличается отображением в повествовательном содержании многочисленной проблематики в виде раскрытия роли педагога в человеческой жизни, изображения сильных черт характера борца с природными стихиями, а также вопросы нравственного выбора человека, поставившего целью своей собственной судьбы искреннее служение людям.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Руси в поэме Мёртвые души Гоголя сочинение

    Образ Руси в произведении Гоголя, прежде всего, ассоциируется с Русью-тройкой, то есть с запряженной конями повозкой, которая мчится по бескрайним просторам. Этот образ является актуальным до сих пор и продолжает

  • Характеристика мальчиков из рассказа Бежин луг Тургенева образы 6 класс

    Образы крестьянских детей описаны в произведении со всем присущим автору мастерством. На протяжение всего повествования писатель всячески проявляет свою симпатию к простому русскому народу.

  • В произведении А. С. Пушкина «Станционный смотритель» основное действие происходит на станции ***, где Самсон Вырин – местный смотритель, рассказывал молодому человеку, от чьего лица ведется рассказ, о судьбе дочери Дуни.

  • Сочинение по повести Живи и помни Распутина

    Повесть Валентина Распутина Живи и помни приковывает к себе особое внимание. В этой повести показано важность человеческого выбора. Особенную важность выбор наблюдается в сложные для всего народа времена

  • Сочинение Жертвы темного царства в пьесе Гроза

    Пьеса Островского «Гроза» никого не сможет оставить равнодушным. Это действительно, трагическое произведение в котором читатель легко может проследить за ходом событий и всеми вытекающими последствиями.

Год написания: 1927

Жанр: рассказ

Главные герои: Мария Нарышкина

Сюжет

Мария с детства увлекалась географией и точно знала, что будет учителем. Когда она получила образование, ее направили на работу в село Хошутово, где люди постоянно боролись с природой и умирали от голода.

Девушка стала учить их, как выживать в эти условиях, и через год ее усилия дали свои плоды. Люди в деревне стали жить лучше и сытнее. Но тут пришла иная беда: через село проходили тысячные стада кочевников, которые уничтожили все посевы и выпили всю воду. Девушка пыталась этому помешать, но ей ответили, что это кочевые пути и скот должен чем-то питаться.

Тогда она отправилась в область с жалобой, но там решили ее перевести в другое село, где жили кочевники, которые не умели заниматься земледелием. Девушке не хотелось менять уезжать и губить свою молодость в глуши, но она подчинилась приказу.

Вывод (мое мнение)

Молодая девушка с помощью ее знаний смогла помочь людям бороться с природными стихиями и наладить их жизнь. Она была ответственной и добросовестной и готова была трудиться всю жизнь ради всеобщего благоденствия.

Андрей Платонович Платонов прожил насыщенную, наполненную смыслом жизнь. Он был прекрасным инженером, много работал, чтобы принести пользу молодой социалистической республике. В первую очередь автора запомнили за его малую прозу. В ней Платонов пытался донести до читателей те идеалы, к которым должно стремиться общество. Воплощением светлых идей стала героиня рассказа Платонова "Песчаная учительница". Этим женским образом автор коснулся темы отказа от личной жизни ради общественных дел.

Прообраз платоновской учительницы

Рассказ Платонова "Песчаная учительница", краткое содержание которого вы сможете прочесть ниже, был написан в 1927 году. А теперь мысленно перенеситесь в 20-е годы прошлого столетия. Послереволюционная жизнь, строительство большой страны...

Исследователи литературы считают, что прототипом главной героини рассказа Платонова "Первая учительница" была невеста автора - Мария Кашинцева. Однажды в качестве студенческой практики девушка отправилась в село бороться с безграмотностью. Эта миссия была очень благородной. Также Мария Испугалась слишком бурных чувств и ухаживаний Анрея Платоновича, поэтому совершила своеобразный побег в глубинку. Писатель посвятил своей возлюбленной много трогательных строк в своих рассказах и повестях.

Сюжетная линия рассказа

"Песчаная учительница", краткое содержание которой мы предоставляем, переносит читателя в среднеазиатскую пустыню. Думаете, случайно? Западноевропейские специалисты считают, что в условиях пустыни раскрываются самые сильные черты человека. Библейское предание твердит, что Христос скитался по пустыне 40 дней, ничего не ел, не пил, укреплял свой дух.

У Марии Нарышкиной было прекрасное детство с чудесными родителями. Её отец был очень мудрым человеком. Работая учителем, много сделал для становления дочери. Потом Мария училась на педагогигеских курсах в Астрахани. После окончания её отправляют в отдалённую деревню Хошутово, что возле самой пустыни в Средней Азии. Пески очень усложняли жизнь местных жителей. Они не могли заниматься земледелием, уже опустили руки и забросили все начинания. Даже в школу ходить никто не хотел.

Энергичная учительница не опустила руки, а организовала настоящий бой со стихией. Посоветовавшись с агрономами в райцентре, Мария Никифоровна организовала посадку шелюги и сосны. Эти действия заставили пустыню быть приветливее. Жители зауважали Марию, в школу приходили ученики. Только скоро чудо закончилось.

Вскоре деревня подверглась набегу кочевников. Насаждения они уничтожили, воду из колодцев использовали. Учительница пытается договориться с вождём кочевников. Тот просит Марию научить лесному делу жителей соседнего села. Учительница соглашается и решает посвятить себя спасению сёл от песков. Она подбадривает жителей и верит, что когда-нибудь здесь будут красоваться лесные насаждения.

Образ учителя - покорителя природы

А. С. Пушкин писал:"Наставникам за благо воздадим". Именно наставником, а не учителем можно назвать главную героиню в книге "Песчаная учительница". Краткое содержание не передаёт безжалостности и холодности пустыни к людям. Только целеустремлённый, с активной жизненной позицией человек может противостоять ей. В своих поступках Мария Никифоровна пользуется гуманностью, справедливостью, терпимостью. Учительница ни на кого не перекладывает судьбу крестьян и с оптимизмом смотрит в будущее. Когда-то она мечтает приехать в деревню по лесной дороге.

Темы, проблемы и ценности, затронутые автором

Главные герои "Песчаной учительницы" послужили Платонову для передачи главной идеи - ценность знаний для селян и целых наций. Мария с гордостью несёт свою главную миссию - давать знания. Для жителей села Хошутово самым важным было сажать растения, укрепляя почву и создавая лесополосы.

Герои рассказа почти не общаются, такой стиль повествования можно назвать репортажным. Автор только повествует и описывает действия. Чувства героев переданы Платоновым очень эмоционально. В рассказе много метафор и красочных выражений.

Центральное место в книге уделяется теме культурного взаимообмена. Автор провозглашает особые ценности - дружественные отношения и нахождение общего языка с различными фигурами, даже с кочевниками.

2) Название произведения - "Песчаная учительница"

4) Жанр произведения - рассказ

5) Произведение было написано в 1927 году. Женщиной, вдохновившей писателя на этот рассказ, была жена Платонова Мария Кашинцева. Она сумела исправить ситуацию с прогрессирующей безграмотностью в одном из сел под Воронежом

6) Действие в рассказе происходит в 1920-х годах в далеком селе Хошутово.

7) Основные герои:

Мария Никифоровна Нарышкина, молодая учительница.

С детства увлекалась географией, повзрослев, успешно окончила педагогические курсы. Любовь и забота отца позволили девушке обойти стороной ужасы Великой Отечественной войны. Безусловно, хочется быть похожей на данную героиню, потому что сквозь строки, в которых автор описывает особенности поступков Марии, можно ощутить, насколько силен и напорист ее характер, каково ее желание быть полезной обществу, бескорыстно помогать нуждающимся. Эти качества заслуживают внимания и уважения.

8) История начинается с того, что молодая учительница Мария Нарышкина была направлена в село Хошутово, которое было занесено песками. Жители не могли совладать со стихией, которая превратила их жизнь в отчаянную и безуспешную борьбу с песком. На занятия приходило всё меньше и меньше учеников в связи с бедностью и голодом. И тогда учительница, не сумев остаться в стороне, стала размышлять над идеей, которая могла бы помочь жителям. Она решила вести уроки, на которых рассказывала бы крестьянам, их детям об эффективной борьбе с песками. Сначала было трудно привлечь жителей к этому делу, однако Мария сумела это сделать. Результат был вскоре заметен. Село кардинально изменилось: появились специальные растения, подходящие для жизни в таких условиях, они укрепили пески, защитили селение от суровых пустынных ветров, принесли ценный урожай. Жизнь в селе Хошутово стала лучше. Но всё изменилось через три года, когда через поселение прошли кочевники. Они забрали всё, что честным трудом создали крестьяне. Мария решила ехать в округ, чтобы доложить о сложившейся ситуации, но там ей сказали, что село больше не нуждается в ней, ведь народ уже научился бороться с суровой пустыней и впредь будет пользоваться советами учительницы самостоятельно. Тогда ей предложили перевестись в село Сафута, где люди так же нуждаются в "науке о песках". Мария задумалась о том, что ее жизнь пройдет в глуши, но желание помочь людям было сильнее.

9) Я осталась под сильным впечатлением от данного рассказа. Меня восхищает главная героиня, которая спасла целый народ от нищеты и бедности. "Песчаная учительница" научила меня тому, что очень важно оставаться отзывчивым и добродушным человеком, ведь так много людей вокруг в этом нуждается. Мы должны жить не только своими собственными интересами, но и жертвовать порой ими ради благой цели.