Почему я выбрала профессию биолога. Эссе учителя биологии

Эссе

Я и биология

Когда мы осмыслим свою роль на земле,

пусть самую скромную и незаметную,

тогда лишь мы будем счастливы.

Антуан де Сент-Экзюпери

Когда выдаётся свободная минута, я люблю перелистывать «Маленького Принца» Антуана де Сент-Экзюпери, одно из любимых мной произведений. Взгляд невольно останавливается на строчках, отмеченных карандашом: «Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе». По мере взросления смысл этих строк для меня все более проясняется: мы, разумные существа, несем ответственность и перед теми, «кого мы приручили», и перед будущими поколениями за сохранение гармонии природы. Перелистываю страницы… «Разум обретает ценность тогда, когда он служит любви». Как просто и точно сказано об ответственности науки, об ответственности человека за путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Отсчитывает последние дни 2010 год – год, когда нам, выпускникам, уже необходимо было делать выбор. Мой путь, мой сознательный выбор – навсегда связать свою жизнь с бурно развивающейся в последние годы наукой биологией. Мне кажется, что у биологии самая важная миссия – не просто постичь закономерности жизни, разгадать ее тайны, но и суметь сохранить многообразие живой природы. Биология – великая наука. Она окружает нас повсюду.

Вспоминаю начало сентября: нас попросили назвать пятый предмет для тестирования. Многие задумались, некоторые не смогли определиться долгое время. Мне же было легко. Мой выбор сделан, наверное, в раннем детстве. Самые яркие детские воспоминания связаны с открытием мира вокруг себя. Это чудо открытия жизни, кипящей везде: и в маленькой речке, куда нас возили купаться, и в безбрежной степи, начинающейся сразу за нашим огородом. Мы живём на краю села, и у нас частые гости – перепелки, зайцы, лисы. А летом стоит поднять голову вверх: летают птицы, порхают бабочки, носятся стрекозы… К живой природе меня тянуло всегда: сколько неизведанного и интересного!

Наша планета уникальна тем, что на ней есть жизнь. Земля заселена растениями и животными, грибами и микроорганизмами. Жизнь есть в лесах и горах, морях и пустынях. Наука, изучающая свойства живого и жизнь во всех ее проявлениях, и есть биология. Наука, которую избрала я!

В судьбе любого человека случаются события, которые, сначала малопримечательные, в будущем оказываются для тебя своеобразной точкой отсчёта. Таким эпизодом в моей жизни стало появление в расписании урока биологии. Он стал самым любимым. Учебники, полученные в библиотеке, прочитывала ещё летом. С тех пор моим главным увлечением стало изучение Природы. Именно так, с большой буквы. Иначе я и не отношусь к любому живому существу, к любому цветку. О цветах, об этом чуде, я могла говорить бесконечно. Моя детская мечта, которую я надеюсь осуществить,– создать на своём участке цветочные часы. Чтобы сотворить это чудо, необходимы не только навыки ухода за растениями, но и глубокие знания ботаники. Издревле было известно, что многие явления природы обладают определенной периодичностью. Раскрывание и закрывание цветков, появление росы на траве, множество других примет помогали раньше людям ориентироваться во времени. Еще в Древней Греции и Риме на клумбах высаживались растения, с помощью которых можно было определить время суток. Первые цветочные часы появились в 20-х годах XVIII века. Они показывали время с 3-5 часов утра. Чтобы ответить на вопрос «Какая сила заставляет цветы раскрываться и закрываться приблизительно в одно и то же время?», ученым предстояло сделать важное открытие: оказывается, растения тоже способны двигаться. До сих пор помню, с каким интересом постигала я мир растений и животных. Каждый день происходило маленькое чудо открытия. Оказывается, самое многообразное семейство цветковых растений – орхидные: в него входит от 17 до 30 тысяч видов. Самым старым деревом на Земле считается сосна остистая, растущая в горах Восточной Невады. Радиоуглеродный метод анализа показал, что возраст этого дерева составляет около 4900 лет. А ленивец – настоящий чемпион по медлительности в мире животных: он проводит всю свою жизнь на деревьях в подвешенном положении спиной вниз. Меня всегда привлекала загадка появления жизни на Земле. В третьем классе я увлеклась греческой мифологией. В сознании древних обитателей Эгейского бассейна все силы и явления природы олицетворялись могущественными, бессмертными существами – богами, которых они представляли в виде идеальных людей, обладавших всеми чувствами, свойственными человеку. Согласно мифам, источник жизни заключался в вечном, безграничном Хаосе. Все возникло из него – весь мир и бессмертные боги. Мой пытливый ум не мог удовлетвориться таким объяснением происхождения жизни. И только биология помогла мне понять, как зародилась жизнь на нашей планете. За годы учёбы сделано много открытий, но знаю, что ещё больше ждёт меня впереди, так как биология способна дать ответы на многие вопросы, волнующие человека.

Особый интерес для меня представляет история возникновения и развития биологии как науки. Многовековая, полная драматизма история биологии отражает борьбу взглядов и идей, вбирает в себя особенности общественного развития в то или иное время. Знания о живых организмах человек накапливал на протяжении тысячелетий. Египетские и шумерские жрецы, учёные Индии и Китая накопили немалый опыт в науке о жизни. В IV веке до н.э. Аристотель обобщил все биологические знания, став по праву основателем биологии. В истории науки Аристотель первым разработал систематику животных; он разделил их на животных с кровью и бескровных. Во II веке н.э. Гален заложил фундамент анатомии. В средние века развитие биологии существенно затормозилось. В это мрачное время хранителями знаний были арабские ученые. Развитие науки продолжилось в эпоху Возрождения, а с открытием в XVII веке кровообращения и микроскопа начинается бурное исследование всего живого. XIX и XX века – время потрясающих научных открытий: теория естественного отбора Чарльза Дарвина, открытия в области физиологии Ивана Павлова, появление генетики, установление структуры молекулы ДНК и расшифровка генома человека, открытие стволовых клеток…

В последние годы биология бурно развивается, становится все более интересной людям самых разнообразных профессий. Думаю, что XXI век по праву будет веком биологии, так как эта наука может помочь решить многие проблемы, существующие в современном мире. Сегодня биология включает обширный перечень дисциплин, изучающих различные уровни организации живого (молекулярная биология, цитология, морфология, экология), разные царства (ботаника, зоология). Она тесно связана с другими естественными науками. Так, на стыке между биологией и химией появились биохимия и молекулярная биология, между биологией и физикой – биофизика, между биологией и астрономией – космическая биология. В нашей стране развитию биологии уделяется большое внимание. В конце октября в Алматы на биологическом факультете Казахского национального университета им. аль-Фараби состоялась очередная Международная конференция «Биотехнология, нанотехнология и физико-химическая биология», посвященная 100-летию со дня рождения академика Т.Б.Дарканбаева. На конференции было представлено более 60 докладов ведущих ученых и специалистов из стран дальнего и ближнего зарубежья. Цель данной конференции – определение состояния и перспектив развития биотехнологии, нанотехнологии и физико-химической биологии в Казахстане и за рубежом. Биология – это передовая наука, наука будущего!

Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослой, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь? Но знаю точно, что каждый человек должен владеть хотя бы элементарными биологическими знаниями. Без них немыслимо освоение основ медицины, сельского и лесного хозяйства, наконец, ведение здорового образа жизни. Дальнейшее развитие человечества, в связи с обострением экологической ситуации на Земле, вызванной ростом населения, большим потреблением энергии, обострением социальных противоречий, возможно только в гармонии с окружающей средой, что требует глубокого знания и соблюдения биологических закономерностей. Однако знания в руках безнравственных людей – страшное оружие. Ведь самые образованные инженеры создали машину смерти в Бухенвальде, самые эрудированные, знающие химики и биологи изобрели биологическое оружие.

Наука жизни и любви

К природе и дарам Земли

Научит мир воспринимать

И по другому понимать

Всё то, что окружает нас.

И в добрый путь, и в добрый час

Перешагнёт пусть человек

Тяжёлый XXI век.

Выдающиеся открытия последних десятилетий, совершенные в различных областях биологии, внесли существенный вклад в построение современной научной картины мира. Человек же до сих пор остается одной из крупнейших загадок мироздания. Роль биологии в познании природы человека велика: она развивается, осваивая гуманитарную сферу. Меня особенно привлекают такие исследования, так как я хочу связать свою жизнь с медициной. Еще в детстве я хотела помочь людям, у которых были проблемы со здоровьем. Я знала, что врач должен быть ответственным в работе и в жизни, добрым и внимательным к людям, бескорыстным и благородным. Для него самая большая радость в жизни – счастье и здоровье окружающих. Он, как солнце, готов согреть каждого; у него добрые глаза и открытое сердце. Теперь я уже точно решила, кем быть. Я хочу стать врачом! Потому что это – зов сердца и души!

Я знаю, что хорошим специалистом стать очень трудно. Мечты без реального труда не воплотятся сами по себе, поэтому сейчас надо трудиться, учиться, набираться знаний. Биология является теоретической основой медицины. Уже сегодня я все свободное время посвящаю изучению биологии: с интересом читаю научно-популярную литературу, принимаю участие в конкурсах, олимпиадах, защите научных проектов – хочу каждый день узнавать что-то новое и не хочу останавливаться на достигнутом. В будущем я мечтаю создать уникальные лекарства от всех болезней или эликсир вечной молодости, здоровья и красоты. И это не беспочвенные фантазии: именно люди, ставившие перед собой масштабные цели, победили черную оспу, научились пересаживать сердце. Сомерсет Моэм заявлял, что, в отличие от существующего мнения о бесполезности мечты, она – «не уход от действительности, а средство приблизиться к ней». Если бы люди не представляли себе свое будущее, не ставили перед собой четкие задачи, что побуждало бы их к активной деятельности, к самой жизни? Жизнь без мечты бесцветна, безрадостна и просто бесполезна.

Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Уже сегодня я спрашиваю себя: «Если я стану врачом, смогу ли прийти на помощь в любое время суток, не растеряться в ситуации, когда только твои знания, руки, подобно волшебнику, смогут спасти человека, смогу ли постоянно учиться, совершенствуя профессионализм, ведь медицина не стоит на месте?» Смогу ли я? Буду стараться. И в этом мне поможет самая удивительная, многогранная, постоянно развивающаяся наука Биология.

Ефремова Нина

ученица 11 класса ГУ «Пешковская средняя

школа» ОО Федоровского района»

Костанайская область

ЭССЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ «ПОЧЕМУ Я ХОЧУ СТАТЬ …?»

Я живу в старинном сибирском селе Петелино, которое привольно раскинулось в живописном месте на берегу Тобола и окружено березовыми перелесками, полями, да ромашковыми лугами. Для меня это лучшее место на свете, ведь это моя малая Родина. Я знаю, что на свете много чудесных мест, созданных природой, но, самыми удивительными и прекрасными считаю заповедные уголки сибирской лесов. Сколько в наших таёжных краях удивительных и редких растений, птиц и животных! Меня не перестаёт восхищать красота живой природы, поэтому мне так близка наука - Биология. Да, моя мечта - стать биологом и изучать всё живое, экосистемы…

Но любой современный человек знает, что биологический баланс нашей планеты, и, нашего региона серьёзно нарушен. Настоящей проблемой стало загрязнение окружающей среды. Дымящие трубы промышленных предприятий, выхлопные газы бесчисленных автомобилей, отходы химических производств наносят природе огромный урон. Если не принять срочных и решительных мер по защите экологии, то в скором времени в наших краях могут исчезнуть многие виды редких растений, птиц и млекопитающих. Я мечтаю научиться защищать природу, поэтому я хочу стать не просто биологом, но ещё и экологом .

Уже в течение трёх лет я занимаюсь научными исследованиями в области биологии и экологии. Изучая видовое разнообразие и структуру населения птиц окрестностей Крюковского озера, я побывала в незабываемых экскурсиях по Вагайским широтам, провела массу интереснейших наблюдений, и укрепилась в своём желании стать биологом - экологом.

В другой своей работе я исследовала экологическое состояние окружающей среды и использовала для этого доступные методы, не требующие материальных затрат, дорогого и сложного оборудования: лихеноиндикационный метод линейных пересечений и метод флуктуирующей асимметрии листьев, позволяющие при помощи биоиндикаторов определять степень загрязнения биологической среды.

Я хочу быть таким экологом, который сможет донести до людей основные правила: не засоряй, не задымляй, не отравляй природу, ведь ты - её неотъемлемая часть! Одна часть живого организма не может убить другую, и остаться при этом жить. Я считаю, что эколог обязательно должен быть на каждом промышленном предприятии, в каждом городском хозяйстве, в любой лесной или парковой зоне - короче, везде.

Думаю, что уже в обозримом будущем профессия биолога - эколога будет самой значимой, ведь, что в жизни может быть важнее самой жизни, яркой, полной, гармоничной и прекрасной!

Творческое эссе "Моя педагогическая философия"

Черноморова А.В.
учитель биологии и химии
МОУ "Вечерняя (сменная) ОШ"
г.Константиновска

2009 г.
Да здравствуют профессионалы во всех областях жизни и, в первую очередь, - в медицине и в педагогике. Физическое состояние тела и внутреннее состояние души - вот они те сферы, властвовать над которыми должны виртуозы.

«Трудно живётся и будет ещё труднее тем людям, которые не научились делать выбор», - пишет Анатолий Гин, автор книги «Приёмы педагогической техники».

Свой выбор - быть учителем - сделала я легко. Сейчас пытаюсь объяснить для себя, вспомнить, почему я выбрала этот нелёгкий путь. Профессия учителя с раннего детства неудержимо привлекала меня. Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими. Эту радость мне хотелось разделить с окружающими, и я с удовольствием делилась этим - в то время ещё небольшим - богатством с соседскими мальчишками и девчонками. Моей тяге «играть в учителя», проводя «уроки» с детьми соседей, никто не препятствовал. Позже я без колебаний выбрала ту область науки, которая открывала передо мной тайны мироздания, самая восхитительная из которых - жизнь. Я не просто любитель биологии, я учитель, призванный научить жить.

Совсем недавно в одной из книг мне довелось прочитать о том, что часто учителями становятся инфантильные молодые люди, не желающие расстаться со школой и привычной учебной деятельностью, особенно если эта деятельность была успешной. Там же было сказано, что в этой профессии часто оказываются деспотичные люди, самоутверждающиеся за счёт власти над учениками. Как же больно было читать подобное о людях своей любимой профессии!

А вот Т. Шаш, американский психиатр, сказал: «Учитель должен иметь максимум авторитета и минимум власти». К сказанному им присоединяюсь. По опыту знаю, что за свой авторитет, за моральное право быть наставником молодых, пользоваться их неограниченным доверием учитель платит большую цену: его сердце должно воспринять и вместить проблемы учеников как свои собственные, «болеть» о благополучии чужих детей как своих, родных. Я убеждена: от учителя, от уровня его знаний, компетентности, эрудиции, нравственных качеств зависит, интересен он ребёнку или его просто терпят.

Действительно, учитель воздействует на обучаемых манерой говорить, держать себя, одеваться, спорить, смеяться - короче говоря, «всеми приметами своей неповторимой личности». Но не будем наивны, не надо думать, а точнее - делать вид, будто сосуществующие в человеке отрицательные черты и свойства не оказывают своего антивоспитывающего воздействия. Если самокритичность не способна повредить решительно никому на свете, то учителю она необходима больше, чем любому другому, «… его свет, подобно свету дворцовой лампы, множится зеркалами - лицами его учеников!»

Любить самокритику противоестественно. Однако держать на вооружении - обязанность всякого, кто хочет по совести служить детям.

Истинная педагогика требует от нас самоусовершенствования, а личный пример учителя - вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире.

Каким же хотят видеть учителя учащиеся? Изучая их запросы и профессиональную литературу, я поняла, что они желают видеть в каждом из нас человека с выраженной общительностью, умением устанавливать контакты с ними, с открытостью, активностью, дипломатичностью и тактом, более выраженной экспрессией, выразительностью в процессе общения. Им необходим учитель с эмоциональной пластичностью, высоким самоконтролем над эмоциями и поведением, и в то же время с интуитивностью восприятия действительности, артистичностью.

Моя педагогическая практика помогла сформулировать основные положения моей профессиональной философии:

Достижение партнёрского типа взаимоотношений между учителем и учениками в учебном процессе;

Осуществление учения через процесс диалога учителя и ученика (обсуждение совпадающих и несовпадающих позиций), способствующий рождению и развитию общей мысли;

Создание творческих ситуаций для развития у учащихся положительной мотивации к обучению, активности, умений самостоятельно добывать знания;

Создание атмосферы конструктивного сотрудничества, с учётом всех оттенков, тонкостей человеческих отношений.

Суть изложенного можно передать ёмкими словами восточной мудрости: «Покажи мне, и я увижу; расскажи мне, и я услышу; вовлеки меня, и я научусь».

Я глубоко убеждена в том, что успех - это не слепое везение, а награда за работу над совершенствованием самого себя. Он приходит к тому, кто не приспосабливается к ситуации, не плывёт по течению бурных жизненных вод, а пытается предусмотреть повороты событий, всегда готов подумать, что выйдет из этого, что из того. А если случаются ошибки и неудачи, то достойно выходит из положения, непременно учитывает в дальнейшем свои промахи, чтобы в будущем их не допустить.

Себя я считаю успешным человеком. К своему успеху иду не по головам коллег, не манипулированием друзьями и близкими. У меня другой путь. Во-первых, я люблю свою работу и людей, с которыми работаю. Во-вторых, не позволяю обиде руководить моими действиями.

Мы, учителя, обязаны учить культуре. Самой подлинной, самой утончённой. Мы обязаны в то же время сами учиться культуре. Так уж распорядилась жизнь. Это диалектика: учишь - учись… Быть культурным - это не значит накопить в процессе образования запас цифр, имён, дат - словом, разнообразной и бесспорно нужной информации. Этого - мало. Быть культурным - значит постоянно и непрерывно совершенствовать, улучшать себя во многих отношениях. Роль воспитанности при этом, пожалуй, не меньше, чем роль образованности.

Обучая биологии и химии, всегда помню и о том, что я, прежде всего, воспитатель, а значит в ответе за юные души тех, с кем пересеклись наши жизненные пути. Ибо «… учитель - это творец, это первый сеятель добра и справедливости». В своей работе я стремлюсь сформировать у учеников представление о счастье, долге, смысле жизни, а также интересы, взгляды, убеждения, которые станут основой поведения в обществе, готовлю их к тому, чтобы в дальнейшей жизни они смогли пережить славу (если она придёт), а также неудачу и беду (если уж они случатся). Часто обращаюсь к любимой сказке выдающегося бельгийского драматурга Мориса Метерлинка - «Синяя птица». Именно словами пьесы я рассказываю своим ученикам об истинных Блаженствах (с заглавной буквы слово написано в тексте) жизни:

Блаженстве чувствовать себя здоровым;

Блаженстве любить своих родителей;

Блаженстве глядеть на голубое небо;

Блаженстве невинных мыслей.

Этот мудрый писатель и его сказка помогают мне объяснять, в чём заключаются настоящие, Великие Радости жизни:

Радость Материнской (Отцовской) любви;

Радость быть справедливым и добрым;

Радость мыслить и понимать;

Радость завершённой работы;

Радость созерцать прекрасное;

Радость любить.

Мною составлен личный нравственный кодекс, приоритетные законы которого в общении с учащимися я сформулировала так:

Самый верный друг и самый строгий судья - совесть;

Слукавишь раз - лишишься доверия;

Влюблённость в Истину - обязательна!

Ребёнок - личность, стремящаяся к самоопределению и самореализации.

Я часто перечитываю любопытное письмо А.П.Чехова брату Николаю. В этом письме, в частности, изложены интересные взгляды писателя на воспитание и воспитанность. Вот такие главные черты он называет: воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы. «Они сострадательны не к одним лишь нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом». Но это не всё. «Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются…» И Чехов продолжает: «Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними… Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями… Они не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Они воспитывают в себе эстетику…». Убедительнее сказать трудно.

Чтобы соответствовать духу времени, на данный момент, я стараюсь воспитывать в себе такие личностные качества: твёрдая уверенность в себе и своих силах, адекватность восприятия себя и действительности, внутренняя самодисциплина. Мои советчики при этом - любимые философы, педагоги, писатели. Часто цитирую своим воспитанникам (с последующим обсуждением) слова великого писателя современности - А.И.Солженицына, сказанные им во время выступления при получении Нобелевской премии в области литературы: «Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня».

Насколько возможно доверять ученикам? То, что в них нужно верить, - это прописная истина. А хочу я сказать вот что: не слова рождают доверие человека к человеку, то есть и слова, конечно, тоже, но прежде всего - поступки, действия. Это справедливо в отношениях учителя и ученика, вообще - людей. Повышая меру доверия ученику, учитель рискует. Возможное ли это дело - исключить риск, свести его до полного нуля, застраховать себя от всякой неожиданности? Риск в нашей жизни - неизбежность. И весь вопрос в том, какую долю вероятного успеха считать разумной, какую - допустимой, какую - крайней, вынужденной. Иными словами, без риска - не проживёшь.

Но потому успехов и результатов мы вправе ожидать, что едва ли существует более действенный стимулятор для молодой души, для юного сердца, чем доверие. Нужно разумно рисковать, и наша смелость окупится сторицей, и уважение к нам возрастёт во много крат.

Успешный человек должен быть не только первоклассным специалистом, но и успешным гражданином, успешным родителем. Успешный гражданин понимает, как устроена власть, финансовая система, гражданское общество. Успешный родитель знает правила, методы воспитания и развития ребёнка… И всё это в быстро меняющемся мире.

И ещё о наболевшем. Юристы придумали: незнание законов не освобождает от ответственности. Хочется добавить: незнание законов химии не освобождает от ответственности за отравление рек. Незнание законов физики не освобождает от ответственности за чернобыли. Незнание законов биосферы не освобождает от ответственности за экологические катастрофы. Незнание опасно, а значит знание обязательно. «Труд учителя нелёгок, но подобно свету далёкой звезды, который доходит до нас, даже когда сама звезда погасла, влияние учителя не иссякает долгие годы. Учитель формирует человека. Учителя формируют поколения» - утверждает писатель-публицист Инга Преловская. Её слова очень точно характеризуют ответственную роль учителя перед обществом.

Отношение общества к профессии «учитель» переживает, на мой взгляд, далеко не лучшие времена:

Когда умирает эпоха В бесправье и вечной тщете,

Мы все - до последнего вздоха -

Повинны в её пустоте.

Коренные вопросы нации «Кто в этом виноват?» и «Что делать?» надо ставить и решать без промедления. Государство вряд ли сможет быстро и легко решить эту сложную проблему. Но государство может и должно вкладывать в образование - это очевидно. А пока что делать учителю? Хочется сформулировать ответ лирическим и возвышенным слогом, ибо говорить об этом бесстрастно, рассудочно, без волнения я не могу: «Распахнуть душу детям! Гореть огнём жертвенной любви к ним! Продолжать нелёгкую битву за душу юного человека!» Только тогда известные слова классика русской поэзии обретут утраченный смысл:

… учитель! Перед именем твоим

Позволь смиренно преклонить колени.

Эссе «Я - учитель»

Школа - это клад знаний. Искатели этого сокровища - детское королевство, а ее путеводители - учителя.

Учитель, педагог… Профессия учителя всегда была уважаемой в обществе. И учитель, который полюбил и выбрал эту профессию, думаю, уже не может представить себя на другой работе, с другим коллективом. Слово учитель звучит гордо и красиво, тепло и душевно.

Учитель - творец личности. Может быть благодаря тому, что мои родители работали учителями, уже в раннем детстве твердо решил - я буду только учителем. Благодарю я свою судьбу за то, что я обучался у чутких и внимательных, знающих свое дело учителей.

Выбирая профессию учителя, я не знал, что работа учителя так трудоемка и очень сложна, ведь мне казалось, что он знает все и может ответить на все вопросы мира.

Учитель - человек влюбленный в свою профессию, обладающий огромной душой и терпением. Да, конечно, профессия является сложной и многогранной: есть свои трудности, но есть и радости - и они на протяжении всего времени.

Вспоминаю свои первые уроки… На меня смотрят дюжина детских глаз, я готов более чем на 100%, но за урок я реализовал не более 20% от подготовленного. Был не доволен собой, но учащиеся не уходят, они ждут... С ними я понял, как необъятен мир ребенка - открытые, наивные, пустые, но в то же время готовые пополнять неизведанное, неизвестное, непонятное…

«Когда мы делимся своим опытом, мы обогащаемся сами», сказал мудрец. Учитель не ограничивается только уроком и учебной программой. Он ведь, прежде всего, человек, который передает мысль, будит эту мысль в сознании детей, помогает найти себя. Учитель должен быть творцом, наставником и помощником ученика в учебном процессе, пробуждая у учащихся потребность, жажду познавать все больше, все глубже, воздействуя на них не только знаниями, но и своей личностью.

Считаю, что только искренне любящий детей человек сможет работать в школе. Особенно в наше время, когда современное общество потребовало людей умственного труда. Почему так произошло? Да, раньше мы жили в индустриальном обществе - где требовались работники физического труда. А сейчас, сами того не осознавая мы переходим, а скорее всего уже живем в информационном обществе, где требуется и ценится инновационное мышление, умение учиться всю жизнь и самосовершенствование.

Я ни о чём не жалею! Ведь именно благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым нужен я и которые нужны мне.

Работа в школе позволяет постоянно идти вперед, развиваться, учиться, познавать непознаваемое, преодолевать трудности, совершенствоваться и помогать открывать в детях их таланты, учить учиться, давать им знания.

Сегодня, я могу точно сказать, что я удачно выбрал профессию учителя и вложил в него свою душу, так как состояние постоянного счастья, стало неотъемлемой частью моей жизни!

Полякова Валерия Александровна

Размышления о роли биологии в моей жизни

Скачать:

Предварительный просмотр:

Биология в моей жизни

Полякова Валерия Александровна,

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Давыдовка

Пугачевского района Саратовской области»

2014 год

Биология в моей жизни – это все живое вокруг меня. Но разве можно представить живое без солнца, воздуха, воды, тепла? Разве полной будет картина жизни без радуги в небе, облаков, журчащего ручейка, снеговых шапок на горных вершинах…

Биология – это воздух, которым я дышу, ведь этот живительный воздух – продукт деятельности растений. Вот и получается, что живое неотделимо от неживого и включает окружающий мир во всем его многообразии.

Границы биологии в моей жизни постоянно расширяются, все новые и новые объекты становятся жизненно важными для меня: мой дом, мои родные, мои домашние питомцы, родное село, и, конечно же, моя родная заволжская степь. Я родилась в степном крае, с детства любовалась необозримыми просторами полей, вдыхала горьковатый запах полынных трав, наблюдала парящих в небе орлов, слушала волнующие песни жаворонков. Я впитала в себя эти неповторимые звуки, запахи и краски степной природы. Она пленяет и трогает меня своей скромной простотой, в которой нет показной красоты, но есть красота внутренняя, раздолье, спокойствие, степенность, величие и вечность.

В творчестве многих поэтов и писателей можно найти строки, полные любви и восхищения степью. Вот строки, которые созвучны моим мыслям:

Как в мае степь родная хороша!

Ещё только тюльпаны отцвели,

А уже тонко, нежно, чуть дыша,

Оделась степь в седые ковыли.

Бродяга-ветерок колышет их,

Как будто пену на морской волне.

Чертополохи красной головой

Издалека уже кивают мне.

А рядом фиолетовый шалфей

Медовый испускает аромат,

И тут же группки лютиков-цветков,

Как маленькие солнышки горят.

И пусть невзрачным кажется дурман,

Но запах опьяняет всё вокруг.

И трав весенних пёстрый хоровод

Меня навеки затянул в свой круг.

Пускай кому-то нравятся моря,

Крутые горы, дикие леса…

А мне милей родная сторона,

Степи заволжской скромная краса. (Т.А. Шаманова, «Красота степи»)

Мои первые впечатления о живой природе связаны со скромным одуванчиком. Рядом с моим домом их росло великое множество, целые россыпи. С каким интересом я наблюдала за превращением цветков-солнышек в летучие облачка плодов и сдувала их пушистые головки, угадывая «бабку» или «дедку».

Невысокие, с распластанными по земле листьями, с приподнятыми, как будто специально, стеблями и крупными ярко-желтыми соцветиями, одуванчики сами просились мне в руки. Как же я любила плести веночки и браслетики из них и украшать ими себя и своих домашних питомцев.

Одуванчики всегда будут ассоциироваться у меня с солнцем, летом, детством, радостью жизни и трогательными строками поэта Владимира Солоухина:

…Но чем-то
Мне одуванчик ближе всех цветов.

За то, во-первых, что вполне подобен солнцу.
Как будто солнце четко отразилось
В бесчисленных осколочках зеркальных,
Разбросанных по ласковой траве
(Как только солнце скроется за лесом,
Хоть бы один остался одуванчик
Раскрытым и цветущим - никогда!).
Но это к слову. Вовсе не за это
Люблю я скромный маленький цветок,
За то его люблю, что вечно жмется к людям,
Что он растет у самого порога,
У старенькой завалинки, у прясла
И самый первый тянется к ручонкам
Смеющегося радостно ребенка,
Впервые увидавшего цветок.

Срывал я солнце голыми руками.
Легко сдувал пушистые головки.
И опускались легкие пушинки
На землю,
Чтобы снова расцвести.
Мой старый, добрый друг,
Наивный одуванчик... (В.А.Солоухин, «Цветы»)
Один из основных методов изучения биологии – наблюдение. Я люблю наблюдать природные явления в любое время года: меня волнует летнее разнотравье и птичье многоголосье, я обожаю багряно-желтые краски осени, с нетерпением жду встречи со свиристелями и дроздами-рябинниками зимой. Весной же люблю наблюдать пробуждение природы после долгой спячки, наблюдать, как вновь возрождается жизнь, как из-под снега пробиваются первые травинки, как вылезает из-под корней ежик, как преображается земля, украшенная первоцветами. В этом году лес был наполнен желто-фиолетовым великолепием. Желтый ковер из чистяка весеннего устилал лесные полянки. А хохлатки и фиалки гармонично добавляли фиолетовые краски.

Благодаря наблюдению можно раскрыть много секретов природы. Почему первоцветы обычно либо желтые, либо сиренево-фиолетовой окраски? Оказывается, это связано с особенностями зрения насекомых-опылителей. Окраска, размеры, формы опробованы и проверены тысячами предыдущих поколений в процессе эволюции. Ничего лишнего. Все просто и мудро.

Я часами могу находиться в весеннем лесу, слушая пение зябликов, любуясь изящными ландышами, наблюдая, как тяжелый шмель перелетает с одного растения на другое в поисках пропитания. И этот мир биологии для меня есть мир гармонии и целесообразности.

Наблюдая весной за развитием растений, я убеждаюсь, как быстротечны весенние явления. Подумать только, у вяза мелколиственного от цветения до плодоношения и рассеивания семян проходит всего 26 дней. Природа, демонстрируя скорость процессов развития, учит меня: не упусти свое время, цени каждый момент жизни.

Моя семья тесно соприкасается с природой. У нас в доме постоянно живут кошки, собаки, птички, много комнатных растений, собрана интереснейшая библиотечка книг и журналов о природе. Даже выбор профессии членов семьи связан с биологией. Моя мама работает медсестрой в стоматологической клинике, старший брат Вова готовится стать хирургом, а я обязательно буду детским психологом. Так что получается, биология в моей жизни – это мое будущее.

Моя семья любит природу. Мы часто отдыхаем на Волге или на реке Большой Иргиз и хорошо знаем родные места. Но недавно папа открыл нам удивительный природный мир Карелии. Он там работает, и, возвращаясь домой с вахты, папа всегда везет фотографии, видеоролики, веточки местных растений и еще много чего необычного. Благодаря Карелии я открыла для себя мир нетронутой природы, поняла, как она уникальна и уязвима.

У меня нет потребительского отношения к природе. И мне по душе высказывание российского географа, демографа Ю.Ф.Флоринской: «Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себе, – это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаём для себя. Они ценны уже только тем, что они есть… Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность её и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь её малая часть».

Биология для меня – прежде всего источник чувств. Я преклоняюсь перед многообразием жизни, перед упорством былинки, пробивающейся сквозь асфальт. Общение с природой обогащает мой внутренний мир, учит искренности, терпению, сопереживанию.

Биология в моей жизни – это боль за брошенных животных. Сколько бездомных и несчастных кошек и собак крутится около помоек, бродят по улицам села, умоляюще заглядывают нам в глаза в надежде получить пищу. Мы все виноваты перед ними, ведь мы в ответе за тех, кого когда-то приручили.

Биология в моей жизни – это стыд за людей, не умеющих по-человечески вести себя в природе, оставляющих горы пластика после пикников.

Биология в моей жизни – это активное участие в акциях по озеленению школьной территории, подкормке птиц в зимнее время, очистке от мусора берегов родного Иргиза…

Человек тесно связан с биологией. Он сам – часть живого мира. Живое дает человеку не только средства физического существования, но и духовность. В национальных орнаментах моего народа присутствуют изображения растений и животных, ни одна народная сказка не обходится без участия живых существ. Вспомним «Репку», «Колобка», «Гусей-лебедей»…

Мой народ сохраняет свою душу, традиции, корни в народных промыслах. Растительные мотивы отражены в золотой хохломе, городецкой росписи, гжельских узорах, русских матрешках. На жостовских подносах можно увидеть и токующего глухаря, и кисти рябин, и букеты самых разнообразных растений. Павловские платки – это сплав фантазии народных художников и образов, взятых из окружающей природы.

На гербе родного Пугачева изображены снопы пшеницы, на гербе областного центра – три стерляди, а с герба моей страны – России – царственно взирает двуглавый орел.

Биология в моей жизни – это гордость за мою страну и мой народ.

Обобщая свои размышления, я могу сказать:

– Биология в моей жизни – это сама моя жизнь!