Последствия и лечение страха перед новой работой. Как побороть страх перед собеседованием и легко получить работу… которая НЕ нужна

Здравствуйте, дорогой друг!

Повод для волнения на собеседовании может возникнуть неожиданно.

Как не волноваться на собеседовании? Такая постановка вопроса не совсем корректна. Об этом мы уже говорили в статье Волнение во время ответственной беседы- явление вполне нормальное. Проблемы возникают тогда, когда оно перерастает в сильное.

Собеседование обычно проходит в несколько этапов. И на каком то этапе вы можете столкнуться с неудобными, каверзными а то и просто глупыми вопросами. Иногда с , «нокаут» приемами.

Некоторые люди специально их применяют, чтобы вывести из равновесия, выбить из колеи. Такие «нокаут» приемы позволяют сбить с заготовленной . Кто-то делает это в силу своего характера, желания что называется «нагнуть» собеседника.

Иногда рекрутер или руководитель считают, что таким образом можно проверить вашу устойчивость к стрессу.

Пример из практики:

«М ы про вас все знаем!»

Большинство кандидатов сразу реагируют: «Что именно ?». «Ну, сейчас при желании любую информацию можно найти» — отвечает собеседник. По моим прикидкам, примерно 3 из 5 кандидатов начинают заметно нервничать. У каждого есть какие-то шероховатости в биографии. От былой уверенности не осталось и следа.

Еще пример:

«Вы мне скажите главное! В чем суть вопроса?!» Все попытки кандидата что-то объяснить, наталкиваются на сопротивление : «Вы по сути говорите! В трех словах объясните, в чем изюминка. Эх вы, говорите о достижениях, а сути объяснить не в состоянии».

Вот такой достаточно жесткий прессинг.

Не поверите, сколько закомплексованных людей прячутся под маской “крутых” и уверенных.


Кто-то впадает в ступор, кто-то начинает что-то лихорадочно говорить или оправдываться. Кто-то проявляет агрессию. В таком состоянии у многих людей мозг выключается. Последствия такого состояния обычно не самые лучшие. Тест не пройден .

Я выделил несколько действенных техник, которые помогут снизить градус волнения и не допустить его бесконтрольное нарастание.

1.Пауза

К таким вопросам можно подготовиться, о технике противодействия “игра в туман” чуть ниже, а пока совет такой: Научитесь делать паузы. Улыбнитесь, просто скажите, что вопрос неожиданный, сейчас соображу.

За несколько секунд к вам обязательно вернется самообладание и вы найдете что . Не случайно же говорят «гроссмейстерская” пауза. И никто вас тормозом не назовет. Вовремя сделанная пауза говорит о вашей эмоциональной зрелости и поможет вам оправиться от неожиданного поворота.


И тогда на заявление «Мы о вас все знаем» вы не выпалите автоматом с круглыми глазами «Что именно?» , а спокойно скажите: «Очень хорошо, грамотный руководитель найдет способ найти нужную информацию» . И продолжите беседу как ни в чем не бывало.

Это упрощенная демонстрация одной из техник противодействия давлению – наведение тумана.

Справедливости ради, скажу, что приемы психоподавления применяются сравнительно нечасто.

2.Техника «Игра в туман»

Способ ответа на наезд, который лишает опоры. Техника вам может показаться несколько странной, несерьезной, но она приводит к хорошим результатам, а это главное.

— «Ты нехороший человек!»

— «Некоторые люди действительно не очень хороши». Вы согласились. Но не с тем, что сказал собеседник, а с частью утверждения, которая является правдой.

— «Ты передергиваешь контекст».

– «Иногда действительно контекст передергивается». Все, что вам говорит агрессор словно растворяется в тумане, вы соглашаетесь . Он рассчитывал на ответную реакцию, ан нет, и он бросает это бесполезное дело.

Своего рода психологическое айкидо.

У каждого человека есть некая оболочка- сфера. При общении сферы соприкасаются и если я на границе контакта сохраняю нейтралитет, у вас нет повода агрессировать. Если я залезаю на вашу сторону, вас начинает это раздражать, и дальше слово за слово...

Техника наведения тумана позволяет ответить так, чтобы сохранить нейтральность, но при этом у вас есть свое мнение. И ответить в такой форме, что легче с вами согласиться, чем вступать в конфронтацию.

Вернемся разделом выше к вопросу “Мы о вас все знаем! ” Следуя технике наведения тумана можно ответить так: «Я уже не мальчик, у меня довольно обширный профессиональный и жизненный опыт. А то, что знаете- прекрасно. Мне проще будет рассказать о себе».

С чем соглашаться?

С частью предложения. Только такой, как ты, может вытащить из дома в такую погоду! – Погода и вправду дрянь… Вы согласились.

Теперь рассмотрим как быть в ситуации,

Когда эмоции начинают зашкаливать

Такое бывает нередко. Когда эмоции хлещут через край, мозг не может «думать», на первый план выходят рефлексы. Высшие функции мозга отключаются.

Вы начитаете«тормозить», впадать в ступор. Или наоборот, в состояние агрессии.

Вы забываете важные моменты, разум как будто затуманился.

Важно вовремя распознать приближение порога потери контроля и принять экстренные меры.

3.Техника «Набрать высоту»

Это экспресс-метод, который можно применить прямо во время собеседования. Взгляните на рисунок:

Вы — катер, а возникшая,ситуация нервного напряжения — водоворот. Вы несетесь прямо в водоворот. Ваша задача (катера) — преодолеть водоворот и продолжить путь в нужном направлении. Водоворот может запросто засосать катер или отбросить в ненужное нам направление.

Можно попытаться включить мотор на полную и преодолеть водоворот в лоб. Но далеко не факт, что получиться. А может быть использовать способ похитрее?

Представьте себе, что катер имеет воздушную подушку и может подняться над воронкой. Дальше ему не составит труда выбрать нужное направление.

Находясь над ситуацией, вам намного проще принимать решение. Итак, чтобы быстро успокоиться, — мысленно переключитесь на режим воздушной подушки и вы легко преодолеете водоворот.

  1. Мысленно скомандуйте: «Стоп машина!». Вы распознаете ситуацию и тормозите нарастание эмоций.
  2. Скомандуйте «Переключиться на нейтраль!». Делаете быстрый вдох и более длинный выдох. На это может уйти всего нескольких секунд . По возможности повторите дыхательный цикл несколько раз. Обращайте внимание на ощущения в теле.
  3. Скомандуйте «Набрать высоту!». Почувствуйте себя над ситуацией. Взгляните на ситуацию с высоты птичьего полета.

Ваше волнение всего лишь минутная слабость и ничего больше. Здесь вы играете по тем правилам, которые вам предлагают. Ваши собеседники тоже игроки. Но, иногда слишком рьяно навязывают свои правила. Но вам это до лампочки. Все пройдет, пройдет и это.

Пользуйтесь этим методом, в качестве экстренной меры неплохо помогает.

Важно выбрать подходящий момент, поскольку упражнение занимает некоторое время. Но не так много, как может показаться — буквально 5-6 секунд.

4.«Колокол осознанности»

Поставьте сигнал мобильника на определенное время в диапазоне периода (или других переговоров). Сигнал должен быть коротким и негромким, поскольку на собеседовании слушать свиристели мобильников не принято.


Когда будет сигнал, поразмышляйте секунду о том, не проявлялась ли ваша психологическая проблема. Если да, мысленно зафиксируйте ее и включите «стопмашину».

5.Техника «Спасибо маме»

Это упражнение я подробно объяснял в статье . Могу только добавить, что, выбрав подходящий момент, его вполне уместно применить и на самой встрече.

На этом позвольте откланяться.

Спасибо за проявленный интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы).

Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

Страх перед новой работой – довольно серьёзная фобия. Она мешает людям нормально жить, строить удачную карьеру и, естественно, получать хорошую зарплату. Любой человек хочет комфортной жизни, но не всегда можно получить то, что хочешь. Проблемы на работе, в коллективе, неуважение со стороны начальства всегда вызывают негативные ощущения. И осадок остаётся на долгие годы. В результате у личности развивается эргофобия.

Что такое эргофобия, как она проявляется

Трудоустройство – практически самая важная часть жизни каждого. На сегодняшний день работа – это не только финансовая независимость, но и шанс показать себя, стать благополучным и знаменитым. Люди проводят на ней практически всю жизнь, постоянно пропадают в офисах или на заводах.

Из-за этого боязнь перед трудоустройством в последнее время сильно распространена и может наблюдаться у многих. Эргофобия – пример нарушений, возникающих у людей, связанных с умственной нагрузкой: страх перед новой работой и осуществлением новых заданий. Личность боится взять на себя ответственность и в срок не выполнить порученное дело.

Многим бывает тяжело перебороть на новой работе страх. Окружающие же считают таких людей бездельниками и неудачниками. И это мнение является ошибочным. Каждая фобия сильнее, чем желания личности. Человек не может видеть себя со стороны, поэтому испытывает нервозность и просто сходит с ума. Часто рассматриваемый страх ощущают люди, занимающие высокие должности и претендующие на хорошую заработную плату.

Нередко он проявляется у тех, кто уже имеет психическое расстройство.

Эргофобия сочетает в себе страхи, так или иначе связанные с работой. Они перечислены ниже.

  1. Страх поиска новой работы и первого дня выхода на новое место труда. Такая боязнь встречается у многих людей. Персона может работать долгое время только на одной работе и не пытаться найти что-то лучше. Мысли о том, что можно стать безработным и придётся искать новое дело, вызывают сильный страх и эмоциональное напряжение. Такие люди имеют занижению самооценку, лишают себя шанса найти более выгодное предложение и нормально зарабатывать. Страх мешает построить карьеру и показать всем, на что он способен.
  2. Боязнь плохого выполнения порученной задачи. В основном этот страх имеют те люди, которые работают на одном месте и выполняют каждый день только один тип обязанностей. Новую должность они не осилят, ведь могут с ней не справиться. Такие люди достаточно ответственны, часто страдают от неумения отдыхать, подвержены плохому сну и большим нагрузкам. Также страх может появляться у тех, на ком лежит много ответственности.
  3. Фобия получения повреждения на работе, или конфликта с другими сотрудниками. Такие страхи могут негативно повлиять на производительность. Если они одолевают человека, то ему необходимо срочно наладить общение с сотрудниками или заняться поиском нового места. То же касается боязни повреждений: лучше свести риски к минимуму или найти новую работу.
  4. Неспособность к работе может возникать и из-за присутствия других фобий. Они плохо сказываются на человеке и его жизни. Например, личность может испытывать страх перед большим скоплением людей, что может негативно отразиться на работе, и ей будет трудно в большом коллективе.

Причины фобии

Причиной появления страха может стать любая ситуация, которая произошла немного раньше. Фобия может возникать даже у успешного человека, просто проявления её будут не такими яркими. К возможным причинам относят резкое увольнение, которое было несправедливым, негативную критику со стороны коллег и начальства. Также причиной может стать частая усталость, депрессия, а также проблемы со здоровьем.

Частая усталость приводит к угасанию эмоций, стрессам и неврозам. И эти проблемы становятся источником фобии. Появляется страх перед работой, боязнь того, что он выполнит задание неверно. А ему важно быть ответственным и не ухудшить ситуацию, особенно если он занимает высокое положение.

Собеседование, которого не нужно бояться

Страх перед собеседованием может возникать у каждого. Когда человека приглашают на собеседование, он должен заранее узнать как можно больше про компанию или завод: сфера деятельности, обязанности. Необходимо вести себя уверенно. Но побороть такой страх непросто. Важно заранее подумать, какие вопросы будут задавать, и хоть немного подготовиться. Обычно собеседование имеет стандартный характер, поэтому все вопросы легко найти в интернете.

Когда человек будет готов, он убедится в своих силах, и найти новую работу будет несложно. Главное, не шутить с незнакомыми людьми: они возможные будущие сотрудники и начальство. Отнестись к работе следует серьёзно. Уверенность в себе поможет быстро влиться в коллектив, зарекомендовать себя с хорошей стороны и справиться со страхом на работе.

Симптомы фобии

Симптомы эргофобии могут носить как физиологический, так и соматический характер. К основным относят следующие:

  • увеличение потливости;
  • учащённое сердцебиение;
  • появление головных болей и головокружения;
  • сильное волнение и паника;
  • резкое покраснение или побледнение кожи лица.

Такие симптомы чаще относят к психологическим нарушениям. Человек не уверен в себе, излишне самокритичен. Также он может сознательно избегать выполнения какого-то задания или перестать вообще ходить на работу. Такая реакция является серьёзным симптомом. Следовательно, фобию нужно срочно лечить.

Лечение фобии

Избавиться от страха перед работой несложно, его можно лечить самостоятельно, но только в случае лёгкой формы. Нужно избавиться от замкнутости и добиться поставленных целей. Но если ситуация серьёзная, без помощи врача-психолога не обойтись.

Психолог проведёт несколько сеансов гипноза, поговорит с больным, или займётся когнитивно-поведенческой терапией. На первых порах пациенту сложно рассказать специалисту про свои проблемы и наличие фобии.

Лечение можно проводить в группах. Специалисты часто применяют мотивирующие тренинги, чтобы человек мог достичь успеха. Благодаря таким собраниям люди имеют возможность преодолеть страх смены работы, научиться думать и не идти на поводу у других людей.

Чтобы побороть страх перед новой работой, необходимо принимать лекарства и пройти курс психотерапии. Обычно рекомендуют применять седативные препараты, антидепрессанты и транквилизаторы. Советы психолога составляют курс терапии, и такое лечение может продолжаться достаточно долго. Лекарства подействуют намного быстрей. Но по сравнению с курсом психологической терапии, таблетки только убирают симптомы болезни, психолог же помогает полностью вылечиться.

Консультации у психотерапевта помогают не сразу, поэтому люди должны подождать и посетить не один тренинг. Чтобы добиться положительных результатов, личность должна захотеть лечиться и обязательно пересмотреть взгляды на свою жизнь и то, чем он занимается. Иногда нужно просто сменить род деятельности, стараться быть чаще со своей семьёй и много отдыхать. Нужно понимать, что здоровье нельзя купить ни за какие деньги.

Заключение

Существует много разновидностей фобии, многие из них тесно связаны между собой. Страх новой работы – распространённое явление, и практически каждый человек имеет такое расстройство. У каждого фобия находится на разной стадии развития и по-разному влияет на жизнь, но её в любом случае необходимо лечить. И чем раньше начать делать это, тем лучше.

Нужно задать себе вопрос, что важно: деньги и карьера или любовь и семья. Необходимо верно определить свой уровень притязаний. Главное, не нужно бояться перемен. Если работа приносит дискомфорт, нужно подумать о новой: начать с нуля или сменить сферу деятельности.

Бороться со страхами на работе можно и нужно. А опытные специалисты помогут в этом вопросе и подскажут, какой метод будет самым эффективным.

Многие люди перед собеседованием испытывают страх или неуверенность. Действительно, легко ли молодому человеку, только вставшему со студенческой скамьи, или же опытному специалисту, вынужденному покинуть привычное, насиженное офисное кресло, пойти на интервью к солидному работодателю, где нужно будет разговаривать и с кадровиком-психологом, видящим собеседника насквозь, и с начальником отдела, а зачастую и с самим генеральным директором… Из-за этого страха многие в результате отказываются от попыток изменить свою судьбу, начать новый этап профессиональной жизни.

Как же справиться со своими страхами перед собеседованием, как психологически к нему подготовиться? Перед этим важным событием мы волнуемся почти так же (или даже сильнее), как перед свиданием с незнакомым человеком. Нас терзают сомнения: «Что получится в итоге? Понравлюсь ли я работодателю? Как сложится наше общение? Вдруг мне зададут вопрос, на который я не найду достойного ответа?» Основная причина нашего волнения - неопределенность. Постарайтесь как можно больше узнать о той компании, куда вы собираетесь идти. Навести справки довольно просто с помощью Интернета. Внимательно изучив сайт вашего потенциального нанимателя, вы узнаете, чем фирма занимается, что она предлагает своим клиентам, в чем ее особенности, кто в ней работает. Постарайтесь также почувствовать ее атмосферу, представить, какая она: мягкая, творческая, активная, агрессивная. Глядя на дизайн виртуальной страницы, на фотографии, спросите себя, хочется ли вам влиться в этот коллектив, комфортно ли вам будет здесь работать? Поскольку информацию на корпоративных сайтах нередко размещают выборочно, проведите с помощью любой поисковой системы мониторинг новостей об интересующей вас компании. Так вы получите объективное представление об организации.

Сейчас издано довольно много книг о том, как проходить собеседование, в прессе и Интернете есть немало статей и советов на подобную тему. Единственный недостаток такой литературы заключается в том, что в ней не рассказано, как вести разговор с рекрутером лично вам. Однако все эти книги и статьи могут принести существенную пользу. Прочитав их, вы получите общее представление о собеседовании, а также о том, какие вопросы обычно задают кандидату на вакантную должность.

В тех же источниках, как правило, приводят и «правильные ответы» на вопросы менеджера по персоналу. Вот здесь стоит проявить осторожность и ни в коем случае не заучивать рекомендуемые фразы. Лучше подумайте и сформулируйте ваш собственный ответ на каждый вопрос. Его потом можно сверить с книжным, но в случае расхождения не считайте, что вы ответили неправильно. Задумайтесь только о том, что уместно рассказывать на собеседовании, а о чем надо умолчать. Например, не стоит поливать грязью компанию, в которой вы больше не работаете, как бы плохо вам там ни было. Лучше отозваться о ней с уважением и корректно сказать о причине вашего ухода. Также неуместно говорить о ваших личных проблемах и финансовых затруднениях. Книжные варианты ответов рассматривайте только как подсказку, как ориентир, помогающий найти формулировку ответа, подходящую лично вам.

Если вы будете придерживаться описанных выше рекомендаций по подготовке к разговору с нанимателем, то почувствуете себя намного увереннее. Однако полностью избавиться от ощущения неопределенности, разумеется, нельзя. Поэтому нужно уделить достаточно внимания психологической подготовке, чтобы на собеседовании быть в форме, быть самим собой в лучшем виде: спокойным, раскованным, спонтанным, открытым, естественным…

Впечатление, которое вы произведете на потенциального работодателя, имеет такое большое значение, что может запросто перевесить отдельные пробелы в ваших знаниях в конкретной предметной области. В конце концов, знания и даже навыки достаточно легко приобрести на курсах и тренингах, а вот сделать так, чтобы волнение и скованность не помешали вам общаться с интервьюером, - непростая задача. Когда вы будете готовиться к собеседованию и продумывать ответы на возможные вопросы, попробуйте мысленно представить себе интервью. Вообразите, как вы спокойно заходите в кабинет, здороваетесь с присутствующими, садитесь, вам задают вопросы, а вы спокойно и уверенно на них отвечаете.

Наша психика (точнее, ее бессознательное) не отличает реальность от игры воображения, поэтому такие мысленные тренировки очень полезны. И неважно, если ваши образы получаются неяркими и размытыми: все равно вы не знаете абсолютно точно, что произойдет во время собеседования. Главное - ваше самоощущение. Вспомните, какие чувства вы испытывали во время приятной встречи с друзьями, на свидании, вечеринке, и «перенеситесь» из этой картинки в воображаемую ситуацию диалога с менеджером по персоналу, руководителем отдела и т. д. Почувствуйте, что вам так же легко и комфортно.

Для усиления эффекта придумайте метафору собеседования. Что оно для вас: детская игра? танец? шахматная партия? показательное выступление? (бой не на жизнь, а на смерть - плохой пример). Подберите подходящую метафору и напоминайте себе о ней, вживайтесь в нее - и вы избавитесь от беспокойства. Но если волнение (которое не помогает, а мешает) все же остается, попробуйте составить шкалу ваших возможных бед: набросайте их на бумагу (постарайтесь припомнить не менее 20), а потом перепишите в столбик в порядке увеличения ужасности. Не забудьте про болезни, аварии, пожары, разводы и прочие тяжелые, но жизненные общечеловеческие ситуации. Если вы не поленитесь и сделаете эту работу, то в результате получите простой, но мощный инструмент борьбы с собственными страхами, потому что почти каждый из них окажется в самом начале списка. Провал на собеседовании окажется вторым, третим или в крайнем случае пятым пунктом такого списка. Как видите, все относительно, и постигшая вас неудача - не такое уж большое горе.

С другой стороны, что значит - неудача при собеседовании? Не думаете ли вы, что вам во что бы то ни стало нужно занять эту вакансию? А откуда вы знаете, что вам здесь будет хорошо, что ваши творческие способности именно в этой компании реализуются, что к вам станут относиться с уважением и т. д.? Откуда такая уверенность? На самом деле не только вас выбирают, но и вы выбираете. Поэтому помните о том, что ваша задача - не только произвести благоприятное впечатление, но и понять, устраивает ли вас данный вариант? Еще неизвестно, что хуже: быть не принятым на подходящее для вас место работы или быть принятым на неподходящее. За что вам придется дороже расплачиваться? Так что чувствуйте себя на равных с вашим потенциальным нанимателем, так как на собеседовании выясняется не только, нравитесь ли вы ему, но и нравится ли он вам.

Говоря о психологической подготовке к встрече с рекрутером, необходимо упомянуть, что существует целый ряд способов управления своим эмоциональным состоянием. К ним относятся методы аутогенной тренировки, техники релаксации, медитативные практики, техники НЛП (нейро-лингвистического программирования), а также специально разработанные системы саморегуляции (метод «Ключ» Х. М. Алиева, система стресс-менеджмента О. И. Жданова и т. д.). Хотя быстрее и качественнее любые методики подобного рода можно освоить с помощью квалифицированных инструкторов, большинством техник нетрудно овладеть самостоятельно, используя соответствующую литературу. Важно только понимать, что недостаточно просто прочитать описание того или иного способа. Чтобы применить навыки в «боевой» ситуации, их нужно тщательно отработать, многократно обкатать в спокойных условиях.

Справиться с эмоциями без предварительного тренинга тоже можно. Возьмите лист бумаги, желательно не менее формата А4, и нарисуйте, как выглядят ваши страхи, тревоги, волнения, беспокойства. Отговорки про неумение рисовать не принимаются, потому что ваша цель не создание произведения искусства, а изображение своих переживаний. Ими могут оказаться лица и человеческие силуэты, существующие и вымышленные звери, абстрактные фигуры, линии, штрихи - что угодно. С эмоциями тесно связаны цвета, поэтому стоит использовать не только ручку, но и карандаши, фломастеры, маркеры различных оттенков. Критерием качества работы является ваше собственное ощущение, что страхи изображены верно, что на листе перед вами ваш собственный страх. Ну а дальше его надо смять, порвать и выбросить - и вы почувствуете, как на душе станет легче. Берите свою жизнь и свою судьбу в собственные руки и смело идите вперед, к осуществлению цели!

Испытывать страх перед собеседованием, волноваться, нервничать - это вполне нормально. Такими эмоциями организм показывает нам, что мы собираемся предпринять важный шаг, который заставит нас выйти из зоны комфорта. Нам предстоят серьезные перемены: новый коллектив, новые задачи, изучение большого количества нового материала, даже офис и дорога до него будут другими. Каждый раз, выходя из зоны комфорта, мы чувствуем эти обескураживающие эмоции, но они есть у всех. Хорошая новость - с этим можно работать.

Как побороть страх перед важной встречей?

Свой среди своих:

  • как можно больше читайте о компании и , до собеседования заходите ежедневно на сайт, читайте новости;
  • добавьтесь в группу компании в фэйсбуке, посмотрите фотографии сотрудников в соцсетях, как бы заочно «познакомьтесь» с ними;
  • заранее выясните имя и фамилию рекрутера, который будет проводить собеседование, зайдите с фэйкового аккаунта в соцсети, и прочитайте о нем все, добавьтесь в друзья, если профиль закрыт и информации мало; чем больше вы рассматриваете фотографии счастливой матери семейства на детском празднике, тем менее страшным кажется «монстр», который будет вас собеседовать;
  • используйте Linkedin, там вы можете посмотреть резюме человека, который будет вас собеседовать.

Пример

Одна клиентка шла на позицию финансового аналитика в западную компанию, и очень волновалась по поводу последних двух пунктов в резюме. На предыдущем месте она отработала год, и на нынешнем чуть менее двух лет. Я нашла на Linkedin резюме менеджера по персоналу, который должен был проводить с ней собеседование. Три последних места работы по году с небольшим. Кандидатка, увидев это, выдохнула и заметно успокоилась.

Обесценивание


Сравнение

  • назначьте в один день с собеседованием важное мероприятие, желательно, на котором вы будете выступать перед аудиторией, встречу с руководством, со сложным коллегой, тогда вы будете находиться в ожидании этой встречи, и все ваши переживания будут сконцентрированы там, страх перед собеседованием отступит.

Ежик

  • Этот прием подойдет людям с хорошим воображением. Учеными давно доказано, что для нашего мозга нет разницы, произошло событие в реальности или в нашем воображении.

Задача — представить себе самое провальное собеседование из всех возможных, «заранее умереть», это позволит вам перестать бояться - ведь бояться уже нечего - в вашей голове все уже произошло. Здесь нужно хорошо поработать с воображением: представьте, что вы опоздали, наступили интервьюеру на ногу, когда заходили в переговорную, разлили стакан воды, как вы покраснели, как начали заикаться и потеть (подставьте тут свое), что забыли ответы на все вопросы, и даже название компании, в которой работали. Представьте это, переживите весь этот «ужас», проникнетесь ощущением смущения и стыда, доведите себя до опустошенности. Этот прием рекомендуем использовать непосредственно перед собеседованием, тогда в кабинет к рекрутеру вы зайдете расслабленным с ощущением пережитого фиаско (кроме вас-то никто об этом не узнает J).

Лучший из лучших

  • Задача – поднять свою самооценку. Этот прием сработает, если у вас есть хотя бы неделя до собеседования.

Сделайте несколько упражнений, чтобы чувствовать себя более уверенно.

  • Возьмите лист бумаги и напишите все свои достижения в жизни, которыми вы гордитесь.
  • А теперь переживите каждый момент из тех, что вы описали выше. Прочувствуйте гордость и радость, которую вы испытывали тогда. И так по каждому пункту. Даже если вы тогда не радовались по какой-то причине, порадуйтесь сейчас от души.
  • У вас должно возникнуть ощущение радости и гордости за себя. Этот прием работает, если упражнение повторять ежедневно.

Визуализация

Знаете ли вы историю Джима Керри? До того, как стать успешным и знаменитым комедийным актером, Д. Керри мечтал об этом и визуализировал свой успех. Он представлял свою успешную карьеру во всех деталях, несмотря на то, что путь его не был легким с самого начала. Он выписал себе чек на 10 миллионов долларов и носил его в бумажнике несколько лет. Ежедневно он поднимался на своем автомобиле на самое высокое место в Голливуде, смотрел на звезды и визуализировал свой успех. И вот спустя несколько лет Джим получил чек на 10 миллионов долларов за роль в фильме «Тупой и еще тупее».

Джо Диспенза, доктор нейробиологии, написавший книги «Сам себе плацебо», «Сила подсознания или как изменить жизнь за 4 недели», » Развивай свой мозг» и другие, ставшие бестселлерами во всем мире, автор уникальной методики трансформации, в своих трудах подробно описывает, почему это так важно записывать свои цели на бумаге. Когда вы записываете свои цели и желания, проживаете радость от того, что они уже сбылись, вы настраиваете свое тело и ум на получение желаемого.

Воспользуйтесь этим методом, если у вас есть достаточно времени.

Пример


Один кандидат, мечтавший попасть в компанию топ 5 в своей индустрии, куда попадают лучшие из лучших в своей области, сделал в фотошопе оффер, где он указал название компании, позицию, уровень компенсации и даже дату. На протяжение года он каждый вечер отправлял себе на почту письмо с предложением о работе, а с утра читал его и испытывал радость. Конечно, он делал не только это, чтобы получить работу мечты. Он узнал, какие требования к квалификации выставляет работодатель, прошел дополнительные курсы, подтянул английский, в компании, где он на тот момент работал, он проявлял инициативу и участвовал во всех возможных проектах, чтобы получить разносторонний опыт. Он не просто отправлял и читал письмо, он СТАЛ человеком, который нужен этой компании. Оффер он получил позже, но всего на полгода.

В день собеседования соберитесь пораньше, вы должны выглядеть на ваш взгляд великолепно, тем увереннее вы себя чувствуете. Вспомните приятные моменты из своей жизни, когда вы чувствовали себя уверенным и успешным. Выезжайте на место заранее, чтобы не опоздать, лучше приехать раньше, погулять, выпить кофе, зайти в уборную и привести себя в порядок.

Страх перед новой работой возникает у неуверенных в себе личностей. На это влияет отсутствие опыта в нужной сфере, недостаточная осведомленность в теме, низкая самооценка. Особенно паникуют молодые мамы после декретного отпуска, которые потеряли свою квалификацию.

Страх работы присущ не уверенным в себе личностям

Страх возникает перед новым начальством, должностью, коллективом. Но помогут дыхательные техники и аффирмации (позитивные установки). Если человек не в силах справиться со своим страхом самостоятельно, можно обратиться к психотерапевту.

Причины страха

Страх появляется по разным причинам – смена рабочего места, коллектива, начальства. Вызывает стресс новая, высокая должность. Человек переживает перед прохождением собеседования, испытательного срока, стажировки. Он боится не сдать проверочный экзамен, результаты которого означают провал или удачу. Причиной может быть негативный опыт на предыдущем месте работы – недоверие коллег, агрессивный и чрезмерно трудолюбивый начальник, плохие рабочие условия, низкая оплата труда. Человек переживает, что сейчас его ожидает такая же ситуация.

Страх перед начальником

Часто при смене работы или во время переезда работник задумывается о начальнике. Ведь он не знает о его личностных качествах, отношению к работникам. Боится чрезмерной требовательности и агрессии со стороны директора.

Случается, что всемирно известная компания пригласила к себе сотрудника. Он освоился на новом рабочем месте, наладил контакты с коллегами, начал неплохо справляться с обязанностями. Внезапно сменился начальник. Вместо доброго и понимающего, пришел управитель-диктатор. Он не берет во внимание инициативы и идеи сотрудников, его не интересуют чужие проблемы.

Особенно таких начальников боятся женщины и молодые мамы. Переживая, что не справятся с таким давлением, они покидают новое место работы.

Другие решаются на такой шаг из-за нежелания получить психические расстройства.

Страх перед коллективом

Новый человек в сформированном коллективе не может остаться без внимания. Первое время он будет главным объектом сплетен, иногда даже насмешек. Но если сотрудник изначально грамотно себя представит, то подобной ситуации можно избежать.

Основные причины появления страха перед коллективом повязаны с боязнью:

  • оказаться профессионально непригодным;
  • не быть достаточно осведомленным в нужной области;
  • не справиться с поставленными целями (не успеть к дедлайну, неправильно сделать задание, ошибиться в расчетах и т. д.);
  • не суметь найти контакт с коллегами;
  • быть лишним;
  • быть отвергнутым и непонятым.

Добиться расположения коллег в первый рабочий день поможет позитивный настрой. Негативные установки нужно сменить на позитивные. Необходимо представить, что новичка встречают с радостью. Показывают новое рабочее место, делятся секретами, рассказывают о начальнике. Нужно вспомнить все свои удачные попытки знакомства с людьми. Бывает, что уместно рассказанный анекдот или забавная история снимают напряжение в разговоре.

Социальные страхи

Страх перед новой должностью

Новая должность – это новые обязанности, более высокие требования. Повышается ответственность. Если это руководящая должность, то человек должен контролировать работу подчиненных. За любую неприятность, неправильно сделанное задание, ошибки в отчете несет ответственность именно руководитель. Основные причины страха перед должностью:

  • быть не воспринятым подчиненными;
  • не справиться с большим количеством заданий;
  • ошибиться в расчетах, составлении отчетов, распределении премий;
  • быть высмеянным за нелепый поступок;
  • не оправдать доверие начальника;
  • оставаться на работе допоздна или после окончания смены продолжить работать дома;
  • принимать неверные решения и т. д.

Для некоторых сотрудников даже высокая зарплата не аргумент. Они боятся разочаровать начальника, предложившего новую должность. Ярко проявляются черты: неуверенность в себе, заниженная самооценка, мнительность. Наступает паническая атака, истерика, нервные срывы.

Переходя на новую должность, люди нередко боятся оставаться на работе допоздна

Кто испытывает страх перед новой работой

Боязни подвержены люди, которые желают сменить место работы. Они боятся разочаровать руководство, быть отвергнутыми коллективом, ответственности. Кажется, что с обязанностями сложно справиться. Любое приглашение в кабинет директора вызывает тревогу и панику. Всегда присутствует ощущение, что кто-то сделает работу лучше, а руководитель хочет лишь отчитать и наказать.

  • потеря квалификации;
  • наличие маленького ребенка (требует долгого ухода и присмотра);
  • частые больничные отпуска;
  • неоконченное образование;
  • отсутствие умений работы с необходимыми компьютерными программами или техникой и т. д.

Новой работы боятся слишком эмоциональные и самокритичные личности. Им страшны любые перемены. Они считают себя недостаточно подготовленными, подходящими, обученными. Ищут идеальных условий. Страх перед новой работой возникает у тех, кто кардинально меняет рабочую сферу. Их знания ограничиваются теоретическими познаниями и отсутствием практических умений. Но у них есть большая мотивация, желание познать что-то новое, работать над собственным развитием.

Переживают начать профессиональную деятельность фрилансеры. Нестабильная прибыль, боязнь не найти заказчика или неправильно исполнить задание – их основные страхи.

Они боятся ненормированного рабочего графика, низкой оплаты, завышенных требований. Из-за неуспешной деятельности они могут получить плохую репутацию.

У человека с фобией новой работы при упоминании о ней возникает чувство страха. Он слишком близко воспринимает к сердцу новые перемены. Но есть те, у которых подобные признаки не слишком ярко выражены и заметны для окружающих. Эти люди владеют умением контролировать собственные эмоции. Однако особо наблюдательные коллеги, спустя время, могут заметить странное поведение новичка. Оно сопровождается такими симптомами:

  • повышенная потливость;
  • бледная кожа лица;
  • низкое давление;
  • плохое самочувствие;
  • подавленное настроение;
  • чрезмерная пугливость и подозрительность;
  • странное, атрофированное выражение лица;
  • легкая дрожь;
  • тошнота;
  • мышечная слабость;
  • учащенное сердцебиение;
  • истерический смех и т. д.

Внешнее проявление – мешки под глазами. Они ярко выражены, их невозможно скрыть. Это свидетельствует о нарушении сна – бессоннице. Это связано с эмоциями, паникой, тревогой. Страх новой работы вызывает психические расстройства. Человек становится неуравновешенным, пугливым.

Физиологические проявления страха и волнения

Способы избавления от страха

Успешные управители часто выступают на публике и дают советы касательно избавления от страха новой работы. Они делятся своими историями успеха, рассказывают о методиках. Самые популярные среди них – аффирмации, дыхательные техники.

Аффирмации

Позитивный настрой – залог успеха. Аффирмации помогут поднять настроение перед первым рабочим днем. Они улучшат психологическое состояние, устранят все страхи, избавят от неуверенности в себе. Примеры аффирмаций для настроя на успешную деятельность:

  • я отличный специалист, поэтому все получится;
  • у меня богатый практический опыт, я знаю как поступить в сложной ситуации;
  • мне не страшно, я стрессоустойчивый;
  • у меня много важных, хороших навыков, я быстро освоюсь;
  • каждый работодатель захочет сотрудничать со мной;
  • моя новая работа идеально подходит мне;
  • мои качества как раз созданы для этой должности;
  • я успешен в своей деятельности;
  • я люблю то, чем занимаюсь;
  • я получаю желаемый оклад;
  • меня любят и уважают коллеги;
  • у меня отличная перспектива карьерного роста и т. д.

Здесь работает психологическая методика – самовнушение.

Человек сам себя настраивает на позитивный исход. Он должен принять свои неудачи как необходимость в саморазвитии, возможность для личностного роста. Ведь мысли – мощный источник энергии.

Дыхательные техники

Любые дыхательные упражнения нужно делать стоя или лежа. Глаза должны быть закрытыми. Важно представить красивый пейзаж или картинку, которая вызывает умиротворение. Необходимо контролировать вдохи и выдохи. Изначально важно сосредоточиться именно на них. Важно расслабить все мышцы тела. Некоторые дыхательные техники:

  1. Дыхание животом. Вдох 3–5 с, выдох – 4–5 с. Интервал – до 3 с. Нужно, чтобы в процессе надувался живот.
  2. Дыхание при помощи ключиц. На вдохе ключицы поднимаются, на выдохе – опускаются. Интервал между дыханием – 3–5 с.
  3. Волнообразное дыхание. Задействованы 3 системы органов – живот, ключицы, грудная клетка. Вдох начинается с живота, переходит к ключицам, и дальше к груди. Выдох идет в обратном порядке.

Достаточно повторить каждое упражнение 3–5 раз. Перенапрягаться не следует. Во время вдоха необходимо представить, что тело наполняется чистой энергией и спокойствием. С выдохом выходит весь негатив. Кроме дыхательных упражнений, человек осуществляет сеанс медитации.

Поможет ли психотерапия

Бывают ситуации, когда человек не знает, как преодолеть страх перед новой работой. Поэтому стоит обратиться к специалисту. Психолог поможет перебороть себя. После курса лечения у больного появится желание работать, изучать новое. Он успешно преодолеет боязнь коллектива, должности, начальника.

Когнитивно-поведенческая терапия построена на самоанализе. Вначале обсуждаются возможные причины появления страха. Это поможет создать наиболее подходящий курс лечения и избавиться от фобии. Во время сеанса пациент должен ответить на вопросы:

  • что случится, если я устроюсь на новую работу;
  • что будет, если я на собеседовании скажу что-то не так;
  • почему я боюсь быть отвергнутым коллективом;
  • с чем связан мой страх перед начальством;
  • что будет, если меня повысят в должности;
  • чем меня пугает карьерный рост;
  • из-за чего мне страшно менять место работы;
  • почему я считаю, что моих знаний недостаточно и т. д.

С помощью этих вопросов клиент анализирует собственное поведение. У него возникает желание побороть негативные установки, сменить их на позитивные.

Важное требование – врач должен быть действительно заинтересованным в излечении своего пациента. Клиенту следует быть максимально открытым и честным.

Лечение проходит в несколько этапов. Состоит из индивидуальных сеансов и домашних заданий. Психотерапевт помогает позитивно настроиться на прохождение собеседования. Если вдруг что-то пойдет не по плану, человек знает, как себя успокоить и сохранить спокойствие. Он учится себя контролировать во время стрессовой ситуации. Нервный начальник или завистливые коллеги не вызывают раздражения или тревожных ощущений. В качестве домашних заданий может быть ролевая игра. Пациенту нужно представить, что он начальник, а врач – его наемный работник. Пусть клиент поделится своими ощущениями, эмоциями. Важно осознать, откуда возникает страх перед директором.

Если нужно бороться с боязнью новых обязанностей, пусть пациент опишет свой образ идеального управляющего. Важно точно определить его положительные качества. Помогает прочтение книг от успешных ТОП-менеджеров, бизнесменов, руководителей крупных компаний. Необходимо выделить их сильные стороны и понять, над чем пациенту нужно поработать, чтобы достичь таких же высот.

Если вдруг клиент переживает быть непринятым в коллектив, психотерапевт предлагает посещать групповые занятия. Они помогут стать социально активным и перестать бояться большой группы людей.

Психотерапия поможет избавиться от боязни директора и нового коллектива

Заключение

Фобия новой работы может возникнуть из-за низкой самооценки, уровня квалификации, недостаточных знаний в нужной области. Бывает, что человек имеет завышенные ожидания, а реальность разочаровывает. У одних тревогу вызывает новый коллектив, другие боятся нового начальника. У третьих мышечная слабость появляется из-за повышения или новой должности.

Побороть страх помогут аффирмации и дыхательные упражнения. Важен позитивный настрой и хорошая подготовка к собеседованию. Если человек сам не может справиться со страхом, можно воспользоваться услугами психотерапевта. Он проведет когнитивно-поведенческую терапию и поможет клиенту сменить тип мышления и модель поведения.