Сотри случайные черты и ты увидишь. Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен

Эти иллюстрации зацепили - много разных ассоциаций, размышлений...

В общем смотрите сами!

Сотри случайные черты - И ты увидишь: мир прекрасен.
Александр Александрович Блок

В сердце того, кто страстно стремится к красоте, она сияет ярче, чем в глазах созерцающего ее.
Джебран Халиль Джебран

Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте.
Виктор Мари Гюго

Красота, истинное счастье и подлинный героизм не нуждаются в громких словах.
Вильгельм Раабе

В характере, в манерах, в стиле, во всем самое прекрасное - это простота.
Генри Уодсуорт Лонгфелло

Чаша жизни прекрасна! Какая глупость негодовать на нее только потому, что видишь ее дно.
Жюль Ренан

Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать.
Иоганн Вольфганг Гете

Живите в гармонии!

Мы живём,чтоб счастливыми быть,
Чтобы день проводя,не жалеть.
Наша жизнь словно тонкая нить,
Но всё хочется сделать успеть.

Пока нить ещё держит чуть-чуть,
Хоть судьба о себе даёт знать.
Ищем к счастью мы правильный путь,
А мне хочется просто сказать...

Живите в гармонии,
Живите в любви.
Глазами влюблёнными
Глядите на мир. Живите в гармонии,
С открытой душой.
Пусть жизнь как мелодия
Будет складной такой.

Жизнь полна неразгаданных тайн,
Но ключи от секретов всех есть.
Всё решают за нас небеса
И об этом дают свою весть.

Даже бедный бывает порой
Больше счастлив чем тот,кто богат.
Двери настежь в душе ты открой
И увидишь тогда результат.

Michael Whelan является одним из известнейших художников мира в жанре фэнтази и научной фантастики. Большую часть времени он работает над своими картинами, однако, помимо прочего, он нарисовал более 350 обложек для книг Стивена Кинга, Айзека Азимова, Артура Кларка, а также для альбомов таких групп и исполнителей, как Sepultura и Meat Loaf.

Почти каждое имеющее вес издательство США – клиент Майкла. А также National Geographic и Roadrunner records. В своей области он получил больше наград и премий, чем кто-либо еще. Например, у него есть 15 премий Hugo (своего рода “Оскар” в облатси научной фантастики), и премия Superhugo, врученная ему как лучшему художнику последних 50ти лет. Помимо картин в жанре фантастики, фэнтази и ужасов, Майкл выпускал календари, плакаты, скульптуры, лицензионные футболки.

Изумительные цвета его работ, их композиция, а также стремление автора предварить в жизнь свои слова – вот то, за что поклонники со всего мира так любят Майкла. “Я увлекался образами фэнтази с детства”, - рассказывает художник,- “И вся моя работа, буть то картины, иллюстрации или что-то еще, сводится к одной цели – создать “ощущение чуда”.Мои иллюстрации отображают мое видение книг, к которым я их делал. А вот в моих картинах темы более личные.Лучшие слова для описания моего творчества – “образный реализм”.”

В своих картинах Майкл затрагивает множество тем – тут и борьба с безысходностью, и религия, и метафизика, и многое другое. И вес это показано в удивительных мирах фэнтази и научной фантастики.
На сайте Майкла доступно большее количество галерей с его работами:

АННЕ АХМАТОВОЙ «Красота страшна» — Вам скажут, — Вы накинете лениво Шаль испанскую на плечи, Красный розан — в волосах. «Красота проста» — Вам скажут, — Пёстрой шалью неумело Вы укроете ребенка, Красный розан — на полу. Но, рассеянно внимая Всем словам, кругом звучащим, Вы задумаетесь грустно И твердите про себя: «Не страшна и не проста я; Я не так страшна, чтоб просто Убивать; не так проста я, Чтоб не знать, как жизнь страшна». Александр Блок Есть минуты, когда не тревожит Роковая нас жизни гроза. Кто-то на" плечи руки положит, Кто-то ясно заглянет в глаза... И мгновенно житейское канет, Словно в тёмную пропасть без дна... И над пропастью медленно встанет Семицветной дугой тишина... И напев заглушённый и юный В затаённой затронет тиши Усыпленные жизнию струны Напряжённой, как арфа, души. Александр Блок Пролог Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай. Над нами - сумрак неминучий, Иль ясность божьего лица. Но ты, художник, твердо веруй В начала и концы. Ты знай, Где стерегут нас ад и рай. Тебе дано бесстрастной мерой Измерить всё, что видишь ты. Твой взгляд - да будет тверд и ясен. Сотри случайные черты - И ты увидишь: мир прекрасен. Познай, где свет, - поймешь, где тьма. Пускай же всё пройдет неспешно, Что в мире свято, что в нем грешно, Сквозь жар души, сквозь хлад ума. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Александр Блок

Музыка Блока, родившаяся на рубеже двух эпох, вобрала в себя и приятие страшного мира с его мученьями и гибелью, и зачарованность странным миром, «закутанным в цветной туман». С нею явились неизбывная отзывчивость и небывалая ответственность поэта, восприимчивость к мировой боли, предвосхищение катастрофы, предчувствие неизбежного возмездия. Александр Блок — откровение для многих читательских поколений.

«Самое удобное измерять наш символизм градусами поэзии Блока. Это живая ртуть, у него и тепло и холодно, а там всегда жарко. Блок развивался нормально — из мальчика, начитавшегося Соловьева и Фета, он стал русским романтиком, умудренным германскими и английскими братьями, и, наконец, русским поэтом, который осуществил заветную мечту Пушкина — в просвещении стать с веком наравне.

Блоком мы измеряли прошлое, как землемер разграфляет тонкой сеткой на участки необозримые поля. Через Блока мы видели и Пушкина, и Гете, и Боратынского, и Новалиса, но в новом порядке, ибо все они предстали нам как притоки несущейся вдаль русской поэзии, единой и не оскудевающей в вечном движении.» Осип Мандельштам

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 7 августа. Ровно 90 лет назад великого русского поэта-символиста Александра Блока не стало. Когда его хоронили на Смоленском кладбище, стояла тишина, никто ничего не говорил. Сегодня все наоборот - поклонники творчества поэта в Петербурге читают стихи и вспоминают истории из его жизни.

В церкви Воскресения Христова - рядом со Смоленским кладбищем сегодня прошла панихида. Храм на реставрации, но на один день его открыли специально, ведь именно там отпевали поэта в 1921-м году. После чего панихида началась на Литераторских мостках Волковского кладбища, куда в советские годы были перенесены останки Блока. По традиции в этот день здесь звучат стихи "самого петербургского поэта" в исполнении сотрудников музеев, актеров, литераторов. Прочесть бессмертные поэтические строки может каждый.

Более того, голос самого Александра Блока, записанный в начале ХХ века, прозвучит сегодня в его последней петербургской квартире на бывшей Офицерской улице. Запись была сделана на одном из вечеров, когда "трагический тенор" эпохи революционной смуты читал стихи из цикла "Россия". Посетители музея-квартиры также услышат романсы на стихи поэта в исполнении Валерия Агафонова, Олега Погудина и Дмитрия Хворостовского.

Добавим, что День памяти завершится литературно-музыкальным вечером в музее-квартире поэта. Стихи Блока прочтет заслуженный артист России Виталий Гордиенко. Поклонники Блока помянут поэта чтением стихов на Волковском кладбище

В квартире, находящейся в старом петербургском районе, который прежде назывался Коломной, Блок прожил последние девять лет своей жизни. В 2005 году в квартире поэта была открыта литературная экспозиция, включающая его рукописи, письма и книги, выпущенные при жизни писателя, портреты.

Разверзлось утреннее око,
Сиянье льется без конца.
Мой дух летит туда, к Востоку,
Навстречу помыслам творца.
Когда я день молитвой встречу
На светлой утренней черте,—
Новорожденному навстречу
Пойду в духовной чистоте.
И после странствия земного
В лучах вечернего огня
Душе легко вернуться снова
К молитве завтрашнего дня.

А.Блок

Название образовательного учреждения:

ГАПОУ СО «Тольяттинский индустриально-педагогический колледж»

Совина Ирина Николаевна, преподаватель

Подрезова Елена Антоновна, преподаватель

Дисциплины:

Экологические основы природопользования

Русский язык и культура речи

Тема занятия:

«Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен»

2-й курс

Продолжительность занятия: 90 минут

Цель: обобщить и систематизировать знания студентов об охране окружающей среды в процессе проведения интегрированного урока по дисциплинам: «Экологические основы природопользования», «Русский язык и культура речи».

Задачи:

1. Повторить и обобщить знания студентов о воздействии хозяйственной деятельности человечества на состояние окружающей среды.

2. Ввести студентов в мир русской поэзии; показать, как поэтические произведения, отображая природу в различных нюансах, несут в себе огромный заряд жизнеутверждающей силы.

3. Развивать творческий потенциал студентов.

4.Способствовать формированию гражданской позиции, эстетическому воспитанию студентов.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока. Интегрированный урок – литературно-экологическая гостиная.

Междисциплинарные связи. Русский язык и культура речи, литература, география, экологические основы природопользования.

Оборудование. Интерактивная доска, слайды, картины русских художников 20 века; фотографии природы Самарской области; выставка плакатов «Земля, мы любим тебя!»; выставка книг о природе; презентации студентов. Музыкальное оформление: П.И. Чайковский «Времена года»; Моцарт «Реквием»; Д. Шостакович «Симфония №7, ч.3», «Симфония №15, финал». Плакат с текстом:

«Если человек хочет жить на этой Земле, то ему придется проявить мудрость при выборе между теми нововведениями, которые он способен контролировать, и теми, которыми он управлять не в состоянии».

Джордж Драйфус

Эпиграф : Всякий человек, который дружит с природой, счастлив. Дерево без корней не растет – сохнет и погибает. Природа – это наши корни, начало начал нашей жизни. М. Юхма

Ход урока.

    Организационный момент. (Проверка готовности группы к уроку).

    Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение.

Постановка УЗ .

Слайд 1. Преподаватель 1. Сегодня мы проводим интегрированный урок повторения и обобщения знаний по дисциплинам: «Экологические основы природопользования» и «Русский язык и культура речи». Наш урок посвящается «Дню Земли» - международной экологической акции, которая, начиная с 1970 года, проводится каждую весну 22 апреля. Ее цель важна и благородна: сохранить живую природу, сохранить Землю. Уважаемые студенты и гости, мы приглашаем вас в литературно – экологическую гостиную «Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен».

Слайд 2. Преподаватель 2. В середине 20 века мы впервые увидели нашу планету из космоса. Это оказало, может быть, большее влияние на мышление, чем революция, которую в 16-м веке осуществил Коперник, перевернув самосознание человечества открытием, что Земля не является центром Вселенной.

Слайд 3. Из космоса мы видим маленький, хрупкий шарик, где преобладают не творения человеческих рук, а структуры облаков, океанов, растительности и почв. «Земля – это не массивный гигант, а скорее хрупкий елочный шарик.» (Дж. Дарриус)

Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню? – вот в чем вопрос.

На уроке речь пойдет об основных источниках загрязнения биосферы . Эта тема особенно актуальна в сегодняшнее время, т.к. усиливается загрязнение окружающей среды и становится сложной и нестабильной экологическая обстановка во многих регионах мира, в том числе и в городе Тольятти.

Преподаватель 1. Мы сегодня будем говорить не только о том, как жестоко иногда поступает человек с природой, но и откроем мир прекрасного, увидим красоту родной земли, обратимся к тем истокам, которые помогут любить свою землю, стремиться беречь ее, украшать и защищать. Наш мир прекрасен и гармоничен. Он многообразен и уникален. И хочется, чтобы таким его увидели наши потомки.

Часть 1. «Красавица-Земля!.. Земля-кормилица! Работница-Земля» (А. Жемчужников)

Преподаватель 1. Вслушайтесь в голоса поэтов , живших двести и даже сто лет назад. Общение с природой вызывало у них мысли о вечности. «Вот, - думали они не без грусти, - вот я умру, а эти поля, лес, и эта речка, и это небо останутся без меня навеки и даже не заметят, что меня больше нет с ними…» Какой матушку-природу, нашу красавицу Землю видели поэты?

Чтение наизусть студентами стихов о природе (Приложение 1А).

Преподаватель 1. Вспомните художественные произведения, в названии которых есть элементы природы . ( Победителем становится тот, кто назовет произведение последним). (К. Паустовский «Мещерская сторона», А. Чехов «Вишневый сад», «Каштанка», М. Шолохов «Тихий Дон», Пришвин «Кладовая солнца», И. Бунин «Антоновские яблоки», И. Тургенев «Муму», Л. Леонов «Русский лес»).

Большим любителем природы был С. А. Есенин. Природа в его стихах чувствует себя по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой и т.д. Природа не просто живая, а сама человеческая душа. Давайте вспомним строки из стихов Есенина о природе.

    Милые березовые чащи.

Ты, земля, и вы, равнин пески.

2. Отговорила роща золотая…

3. Воробей псалтырь читает,

Черная глухарка к всенощной зовет…

4. Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

5. И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

6. Каждый стих мой душу зверя лечит.

Преподаватель 1. Подсчитано, что в стихах Есенина свыше 30 наименований птиц, более 20 пород деревьев, около 20 видов цветов, почти все домашние животные. Сжимается сердце от боли, когда читаешь его стихи о животных:

Звери, звери, придите ко мне,

В чашку рук моих злобу выплакать…

Он, действительно, обращался к ним, как к своим «меньшим братьям». Послушайте стихотворение С. Есенина «Лисица»:

На раздробленной ноге приковыляла,

У норы свернулася в кольцо.

Тонкой прошвой кровь отмежевала

На снегу дремучее лицо.

Вопрос: Какие чувства вызывают у вас стихи С. Есенина? Как это ему удается? Какие средства для этого использует поэт? (Чувства любви к родной природе и родному краю, жалости и желания помочь животным. Художественные средства: эпитеты, метафоры, метонимия и т. д.)

Да, очень тяжело слушать о таком отношении к «братьям нашим меньшим», поэтому давайте любить и ценить нашу землю, как это делал К. Паустовский.

Послушайте, как он писал о русской природе в своем произведении «Мещерская сторона»: «Чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту необыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где – то в глубине души я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как не забывается первая любовь».

Точно так же, как для Паустовского Мещерский край, для нас свято то место, где мы живем. Это наш родной Тольятти, который стоит на берегу матушки Волги. Сколько замечательных людей живет в нашем городе! Вот, например, поэт Семен Краснов. Послушайте его стихи:

Неприхотлива речки речь

В замедленном течении,

Но берега не оберечь

В их вековом речении…

Слайд 5-15. Преподаватель 1 . Жемчужина Волги – древние горы Жигули. Неповторимые формы рельефа, своеобразный микроклимат, удивительная красота гор, уникальная флора и фауна снискали Жигулям мировую известность. В Жигулях был создан заповедник. За необыкновенные по красоте уголки природы на берегу Волги территорию называют … (« Волжской Швейцарией »). Каждый поэт описывает красоту того места, где он родился. Есть и у нас в крае свои поэты. Знаете ли вы их? Можете ли назвать их сейчас? (Лидия Артикулова, Виталий Сивяков, Борис Скотневский ).

Давайте послушаем стихи тольяттинских поэтов. (Приложение 1Б).

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года. Октябрь»

Часть 2. «У каждого века вечность вопрошает: что же совершится в будущем с природой!» (А. Кольцов)

Слайд 16-18. Преподаватель 2. По словам Барри Коммерона, первый закон экологии гласит: «Все связано со всем». Что же будет с биосферой Земли, если лучи Солнца не смогут достичь поверхности планеты? Ведь именно солнечные лучи обуславливают главные черты механизма биосферы, недаром же поэты извечно славили Ярило - Солнце – «радостный источник жизни»!

В 1815 году в Европе не было лета. Казалось, начали сбываться предсказания апостола Матфея "Солнце померкнет, и луна не даст света своего…" Мрачная пелена затянула небо, температура воздуха упала на 1-2 градуса. Это вулкан Самборо выбросил в атмосферу около 100 куб. км пыли, которая плавала около двух лет. Мощность выброса пыли превышала последствия атомного взрыва в Хиросиме в 70 тысяч раз…

Видеоряд: слайды об извержении вулкана, картина К. Брюлова "Последний день Помпеи".

Звуковой ряд: Моцарт «Реквием». Дж. Верди «Реквием»

Студент .

Я видел сон…, не все в нем было сном,

Погасло солнце светлое – и звезды

Скиталися без цели, без лучей

В пространстве вечном; льдистая земля

Носилась слепо в воздухе безлунном.

Час утра наставал и проходил –

Но дня не приводил он за собою…

(Дж. Байрон)

Преподаватель 2. Имя Карла Сагана, видного астрофизика, профессора Корнельского университета стало известно в начале 80-х годов в связи с выдвинутой им концепцией "ядерной зимы".

Вопрос: Что это за теория?

Ответ. Презентация студентов « Мир после ядерной войны» (Приложение 2)

Вопрос: Совпадают ли расчеты наших ученых с данными американских ученых?

Ответ:

Выводы американских ученых убеждают, что климатические воздействия даже не самого сильного по современным возможностям ядерного конфликта не оставляют шансов на выживание никому на планете. В результате даже самого «мягкого» из сценариев ядерной войны неизбежна гибель экосистемы Земли и человека как ее части. Люди неожиданно осознали, что последствия ядерной войны будут ужасней, чем они себе представляли. Климатическая катастрофа коснется всех. И если одни погибнут от взрыва, радиации или пожаров, то другие умрут от холода или голода.

Вопрос: Приведут ли ядерные взрывы к разрушению озонового слоя?

Ответ :

При ядерном взрыве, происходящем на поверхности Земли, образуется огромный раскаленный шар, который поднимается высоко вверх. Он приводит к разрушению молекул кислорода и образованию окислов азота. Они-то и являются разрушителями озонового слоя.

Вопрос: Существует мнение, что ядерная война, происходящая летом, будет в значительной степени лишена тех тяжелых последствий «ядерной зимы», о которых вы упоминали. Полагают, что погода будет не холоднее обычной осенней. Насколько научно обоснован вывод о том, что ядерная война летом не так уж страшна?

Ответ:

Как полагают ученые, дело не только в понижении температуры. Как мы уже говорили, это резкое уменьшение озонового слоя, что повлекло за собой увеличение ультрафиолетового излучения. В результате миллионы людей заболели бы раком кожи, катарактой. Далее изменение климата, радиация и т.д.

Преподаватель 2. Таким образом, в отличие от непосредственных факторов ядерного поражения климатические факторы носят глобальный характер. "Ядерная зима" и "ядерная ночь", отсутствие пищи, пресной воды, отравление атмосферы токсичными газами затронут всю планету в равной степени. В этой войне не может быть не только победителей и побежденных, но и даже нейтральных. Причем роковым может оказаться и сравнительно небольшой конфликт.

Часть 3. «Мне в ненастье мерещится книга о земле и ее красоте» (Б. Пастернак)

Преподаватель 1. Вторая половина 20 века внесла тревожащее изменение в сложившийся веками миропорядок: «краткая человеческая жизнь может нынче оказаться более продолжительной, чем природа, просуществовавшая в своей неизменности тысячи лет». И современный писатель С. Залыгин наедине с природой задумывается: «Вот пройдет лет десять – и что останется от этого поля? От леса и речки? Какие здесь будут возведены постройки, проложены дороги и трубопроводы, подняты линии электропередач? Да и само-то небо останется ли здесь таким, какое оно нынче, или же будет задымлено, загорожено чем-то?.. Какое наступит здесь запустение?» Но пока еще звучат прекрасные слова «о земле и ее красоте».

Чтение студентами стихов о красоте природы. (Приложение 3)

Звуковой ряд: Д. Шостакович. Симфония №7, ч.3; Симфония №15, финал.

Преподаватель 1. А вот величайшие художники свое миропонимание и мироощущение природы воплотили в художественных образах небывалой силы и тем самым навсегда запечатлелись в культурном сознании человечества.

Звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года», Апрель. Показ слайдов 19-28

1-й комментарий преподавателя. Картины художников-пейзажистов, помимо эстетического наслаждения и большого объема информации о прекрасном в самой природе, как бы предупреждают о невозместимости ущерба, который может нанести природе человек невзначай или в угоду своим практическим целям.

2-й комментарий преподавателя. Пейзажная живопись, раскрывая красоту окружающего мира, способствует не только воспитанию эстетических чувств, но и развивает в людях сознание ответственности за сохранение природы, что является частью важнейшей проблемы современности – защиты окружающей среды.

Часть 4. «… Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе» (Джон Донн)

Слайды 28-30. Преподаватель 2. Человечество вступает в новую эру существования – в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов разрешения противоречий… Иначе говоря, «мы вступаем в эпоху, когда людям, для того чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор». (Н. Моисеев)

Люди впервые осознали, что человечество и природа в целом могут погибнуть биологически вместе с уничтожением всего живого в конце второй мировой войны, когда 6 августа 1945 года на города Хиросиму и Нагасаки были сброшены первые атомные бомбы.

Звуковой ряд: В. Артемов. «Реквием», ч. 6, К. Гурецкий. «Хиросима».

Преподаватель 2. Интересно, о чем думали люди, причастные к созданию атомной бомбы и первому прицельному бомбометанию? Может быть, о счастье человечества, а не о его реальной гибели? А потом один из них сошел с ума… (Рассказ студента о летчике-бомбардировщике Джозефе Конноре ).

По мнению ученых, человеческая цивилизация находится на пороге гибели, и необходимо сделать все возможное и невозможное, чтобы предотвратить деградацию окружающей среды. Все больше людей в мире осознают грозящую планете опасность и понимают важность объединения усилий человечества в стремлении сохранить мир и сберечь окружающую среду.

Чтение стихотворения Р. Рождественского. (Приложение 4А)

Слайды 31-36

Преподаватель 1. От состояния окружающей среды зависит и наше здоровье . Недаром большинство людей ставят здоровье в число важнейших жизненных ценностей. Существует такое изречение: «Здоровье – привилегия мудрых». Как вы понимаете слово «мудрость»? В словаре С. И. Ожегова «мудрость» определяется как «глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».

Кроме того, мудрость – это умение возвыситься над своими текущими, сиюминутными интересами ради интересов более дальних, в перспективе простирающихся за пределы индивидуальной жизни.

Вопросы:

1. Можно сказать, что это достаточно полное определение?

2. Может ли умный не быть мудрым, а мудрый не быть умным?

3. Какая общая противоположность есть у мудрости и ума? (Глупость).

4. Что значит быть здоровым?

По определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, существует физическое, психическое и нравственное здоровье. Раскройте смысл каждого из этих понятий (по группам) и объясните, в чем этот вид здоровья проявляется.

1-я группа – физическое здоровье.

2-я группа – психическое здоровье.

3-я группа – нравственное здоровье.

Примерные ответы в Приложении 4Б

Вопрос:

4. Здоровье всего дороже.

Таким образом, наше с вами здоровье зависит от здоровья окружающей среды.

Преподаватель 2. По результатам последней переписи населения в г. Тольятти проживает 716 тысяч человек, т.е. за 10 лет население города увеличилось всего на 4000 человек. Одна из причин низкого прироста населения - высокая смертность, в том числе и по причине ухудшения экологической ситуации в городе. В феврале, в рамках недели общеобразовательных дисциплин, мы проводили конкурс презентаций «Экологические проблемы г. Тольятти». Как оказалось, вам небезразлично, в какой стране мы живем, каким воздухом дышим, и что останется после нас потомкам, вас беспокоит будущее планеты, России и нашего города. Вот и сегодня вы проявили свою гражданскую позицию, приняв участие в конкурсе плакатов «Земля, мы тебя любим». (Защита - участники дают краткую характеристику своей работе).

Преподаватель 2 . Какие работы проводятся в Тольятти по решению экологических проблем?

Демонстрация презентаций студентов.

Часть 5. Викторина - аукцион

Преподаватель 1. Великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера.

Звучит «Вальс цветов» П.И. Чайковского .

Цветы – это радость, любовь, вечный источник вдохновения, высокий настрой мыслей, чувств и просто хорошего настроения.

Игра-викторина (за правильный ответ – цветок).

1. Назовите вечнозеленые растения, цветущие белыми, розовыми и красными цветками, похожими на восковые. Эти цветы составляют название романа французского писателя А. Дюма . (Камелия. «Дама с камелиями»)

2. В названии какого романа упоминается цветок тюльпан и кто его автор?

(А. Дюма «Черный тюльпан»).

3. Картина знаменитого русского художника К. Брюлова, на которой был изображен цветок, получила в Италии 1-ю премию. Как называется этот цветок? (Нарцисс).

4. Отцвели уж давно

Хризантемы в саду.

Но любовь все живет

В моем сердце большом.

Отцвели уж давно

Хризантемы в саду.

Преподаватель 2. Конкурс пословиц и поговорок.

Какой новый экологический и природоохранный смысл народных пословиц и поговорок?

Репу да горох не сей подле дорог. (Загрязнение с/х продукции тяжелыми металлами (кадмий, свинец) вблизи автотрассы );

Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. (Отрицательные последствия влияния человека на окружающую среду и запоздалое осознание и понимание этих последствий людьми в целом );

Ложка дегтя портит бочку меда. (Сброс малых объемов высокотоксичных отходов в реки; попадание нефти в океаны, моря в результате аварий нефтяных танкеров );

Что имеем - не храним, потерявши плачем. (Расточительное отношение к природным ресурсам и окружающей среде в целом );

3. Заключение.

Преподаватель 1. В начале урока каждый из вас получил по 2 шарика – черный и белый. Черный шарик означает, что человек поддерживает пессимистическую точку зрения развития человечества, а белый – оптимистическую. Сейчас еще раз проведем голосование. Результаты покажут, как изменилось общественное мнение.

Преподаватель 2. Мы обращаемся к каждому из вас с призывом: берегите этот хрупкий мир природы, будьте добры к ней, делайте все любя.

Помоги всему, чем земля красна,
Пусть в сердцах людей зазвучит весна,
Не пройди по земле не замеченным,
Не дай сделать мир искалеченным!

4. Подведение итогов.

Преподаватель 1. Самооценка. На столе у каждого студента лежат треугольник (оценка «3»), квадрат (оценка 4»), круг (оценка «5»). Поднимите ту оценку (фигуру), которую, по вашему мнению, сегодня заработали. А сейчас мы узнаем, совпала ли ваша оценка с оценкой ваших товарищей и преподавателя.

Любите и защищайте природу. И она вернет вам вашу заботу. Вы почувствуете это через достигнутую гармонию своего внутреннего мира с миром внешним.

5. Задание для самостоятельной работы. Написать эссе на тему «Экология и мир».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи. – Ростов –н/Д: Феникс, 2010.

    В мире литературы: Учеб. для 10 кл. / Под. общ. ред. А.Г. Кутузова. М. Дрофа, 2011.

    Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2012.

    Козачек А.В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2010.

    Суравегина И.Т., В.М. Сенкевич Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: Новая школа, 2011.

    Яблоков А.В., Остроумов С.А. Уровни жизни живой природы. – М.: Наука, 2012.

    Сайты: www . rusedu . ru , www . openklass . ru .

Приложение 1 А

1-й чтец: Благословляю вас, леса,

Долины, нивы, горы, воды,

Благословляю я свободу

И голубые небеса!

И посох мой благословляю,

И эту бедную суму,

И степь от края и до краю,

И солнца свет, и ночи тьму,

И одинокую тропинку,

По коей, нищий, я иду,

И в поле каждую былинку,

И в небе каждую звезду!

О, если б мог всю жизнь смешать я,

Всю душу вместе с вами слить,

Я вас, враги, друзья и братья,

И всю природу заключить!

(А.К. Толстой)

2-й чтец: Уж солнца раскаленный шар

С главы своей земля скатила,

И мирный вечера пожар

Волна морская поглотила.

Уж звезды светлые взошли

И тяготеющий над нами

Небесный свод приподняли

Своими влажными главами.

Река воздушная полней

Течет меж небом и землею,

Грудь дышит легче и вольней,

Освобожденная от зною.

И сладкий трепет, как струя,

По жилам пробежал природы,

Как бы горячих ног ея

Коснулись ключевые воды…

(Ф. Тютчев)

3-й чтец: Не убивайте голубей!

Их оперенье белоснежно;

Их воркование так нежно

Звучит во мгле земных скорбей…

Где все – иль тускло, иль мятежно.

Не убивайте голубей!

Не обрывайте васильков!

Не будьте алчны и ревнивы;

Свое зерно дадут вам нивы,

И хватит место для гробов.

Мы не единым хлебом живы –

Не обрывайте васильков!

Не отрекайтесь красоты!

Она бессмертна без курений.

К чему ей слава песнопений

И ваши гимны и цветы?

Но без нее бессилен гений –

Не отрекайтесь красоты.

(М. Лохвицкая)

Приложение 1Б

Лидия Артикулова

Обнаженные кроны осенних деревьев,

Отраженные в небе, стоят, не дыша,

Так прекрасны последним своим откровеньем,

Будто чья-то открытая миру душа.

День, распахнутый настежь,

У зимы на пороге,

Светом входит в меня, откровенен и чист.

Но, печален и тих, наземь падает лист.

И нечаянно сердца коснется тревога.

Вдруг поймешь, как он мал – уходящий твой день...

И от мысли одной

Станет зябко и больно.

Вот в такие мгновенья приходит невольно

Откровенье в природу и в души людей.

ВИТАЛИЙ СИВЯКОВ.

Баллада о ручье

Кричит ручей, что он ничей.

Ручью не верьте.

Он хоть и соткан из речей

Посланец смерти.

Не без причины.

И славит сущностью своей

Зимы кончины.

Не обратим круговорот

Печальной тризны.

Теперь ручей наоборот

Посланец жизни.

И в скоротечности своей

Явив отвагу,

Принес иссякнувший ручей

Живую влагу.

Под землю спрятав ручейки,

Замолк однажды.

Он воплотился в родники

И спас от жажды.

Борис Скотневский

Родная тишина и гул родимый.

И ветер, никогда не бьющий мимо

Души. И запах поля и воды.

И нежность - от былинки до звезды.

И память, растворённая в просторе -

Родное счастье не роднее горя...

И мальчик, превратившийся в меня,

Бредёт куда-то на излёте дня.

Приложение 2

1. Мир после ядерной войны . Карла Сагана натолкнул на работу над этой темой его полет в составе американских астронавтов на Марс в 1971 году. Американцы надеялись увидеть поверхность Марса, но вместо этого ничего не увидели. Совершенно ничего. Вскоре выяснилось, что вся планета была покрыта плотной завесой из мелких камней и пыли, поднятых над ее поверхностью ураганными ветрами, бушевавшими в то время на Марсе. Американцы с удивлением обнаружили, что пропитанная пылью атмосфера была гораздо теплее, чем она должна быть по подсчетам. С другой стороны, поверхность Марса оказалась холоднее, чем ожидали. В конце концов, американские астронавты пришли к выводу, что причина странных температурных парадоксов крылась в пыли, которая абсорбировала солнечные лучи, нагревалась сама, но не пропускала к поверхности планеты. Потому-то поверхность Марса была такой темной и холодной. Лишь через 3 месяца, когда пыль осела, астронавты увидели Марс во всей его красе. Потемнение и похолодание были временными и вызывались определенными факторами. Вот именно тогда выяснили, что отдельные вулканические катастрофы также могли бы привести к тому, что увидели на Марсе. И лишь намного позже пришли к заключению, что аналогичные последствия, но в несопоставимо более значительных масштабах могла бы иметь ядерная война. Атомные взрывы приведут к возникновению массовых пожаров, которые поднимут в воздух огромное количество дыма, сажи, пепла, других продуктов горения, которые заслонят собой Солнце. Вследствие этого и произойдет на Земле резкое понижение температуры – наступит "ядерная зима".

2. Ознакомившись со" сценарием Сагана", советские ученые пошли дальше: посмотрели на математической модели, как же будут развиваться события, если "базовый сценарий" воплотится в жизнь? Эта модель специально рассчитана на то, чтобы ставить на ней математические эксперименты типа «А что, если…»

Выяснилось, что двумя основными факторами, влияющими на динамику климата будут:

    Замутнение атмосферы и полная перестройка циркуляции атмосферы из-за громадной разницы температур между различными регионами. В обычных условиях воздушные бассейны над Северным и Южным полушариями образуют две изолированные «климатические ячейки», разделенные экваториальной зоной.

    После образования над Северным полушарием ядерного облака формируется мощный воздушный поток, охватывающий оба полушария.

В результате этих процессов, несмотря на гигантское выделение тепла при пожарах, уже в середине первого месяца после конфликта температура в Северном полушарии упадет на 15-20 градусов, а в отдельных районах и гораздо больше. Затем черное облако начнет проникать в Южное полушарие, где через некоторое время температура почти уравняется с температурой Северного полушария. При этом верхние слои задымленной атмосферы нагреваются гораздо сильнее, чем до взрывов, а нижние слои атмосферы прогреваются куда медленнее. Отсутствие вертикальной конвекции резко затормозит осаждение пыли. Этот процесс усилит практически полное отсутствие осадков. Однако, хотя осадков во внутренних районах континентов не будет, примерно через полгода после конфликта очень вероятны мощнейшие наводнения континентальных масштабов: на высоте 6-8 километров температура поднимется до нескольких десятков градусов выше нуля, и начнется бурное таяние ледников. Океан в отличие от суши и атмосферы над ней охладится всего на несколько градусов, так как теплоемкость его слишком велика. И разница между температурой суши и океана приведет к невиданной силы ураганам.

3. В ходе разработки этой теории всплыл и другой аспект. Идея убежищ, предохраняющих от ядерной войны, оказалась полностью ошибочной. Они просто бесполезны. Никому не удастся отсидеться в стороне или спрятаться в бункере. Эта теория также доказала необоснованность концепции первого удара.

Приложение 3

Студент 1. Перед весной бывают дни такие:

Под плотным снегом отдыхает луг,

Шумят деревья весело-сухие,

И теплый ветер нежен и упруг.

И легкости своей дивится тело,

И дома своего не узнаешь,

И песню ту, что прежде надоела,

Как новую, с волнением поешь.

(А. Ахматова)

Студент 2. Я к губам подношу эту зелень –

Эту клейкую клятву листов,

Эту клятвопреступную землю:

Мать подснежников, кленов, дубков.

Погляди, как я крепну и слепну,

Подчиняясь смиренным корням;

И не слишком ли великолепно

От гремучего парка глазам?

А квакуши, как шарики ртути,

И становятся ветками прутья

И молочною выдумкой пар.

(О. Мандельштам)

Студент 3. Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда, и рябины

Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! – сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звездных –

Август! – Месяц

Ливней звездных!

(М. Цветаева)

Приложение 4А

Студент . Кромсаем лед,

Меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем просить прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и реки без воды…

Все меньше – окружающей природы,

Все больше – окружающей среды.

(Р. Рождественский)

Приложение 4Б

Примерные ответы

1-я группа. Физическое здоровье – это естественное состояние организма, стабильная работа всех органов, хороший иммунитет, проявляется в отсутствии болезней, травм.

2-я группа. Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, от развития мышления, памяти, внимания, от степени развития волевых качеств; проявляется в эмоциональной устойчивости, умении владеть собой.

3-я группа.

Нравственное здоровье зависит от нравственных принципов человека, от их соответствия нормам морали, проявляется в сознательном отношении к труду, в культурном поведении, в активном неприятии пороков.

Вопрос: Может ли физически и психически здоровый человек быть нравственным, моральным уродом? В каких случаях это бывает? (Если он пренебрегает нормами морали). Вспомним народные пословицы и поговорки, посвященные здоровому образу жизни.

1. Здоровье сгубишь - новое не купишь.

2. В здоровом теле – здоровый дух.

3. Курить – здоровью вредить.

4. Здоровье всего дороже.

5. Береги платье снову, а здоровье смолоду.

6. Здоров будешь – все добудешь.

Сотри случайные черты - /И ты увидишь: мир прекрасен
Из поэмы (пролог) «Возмездие» (1911) поэта Александра Александровича Блока (1880-1921):
Твой взгляд - да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Познай, где свет, - поймешь, где тьма.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Сотри случайные черты - /И ты увидишь: мир прекрасен" в других словарях:

    Импрессионизм - (от фр. impression впечатление) художественно эстетическое направление в живописи, музыке, поэзии, представители которого ставили на первое место способность человека к чувственному восприятию и утверждали, что задача произведений искусства… … Эстетика. Энциклопедический словарь

    Александр Александрович (1880 1921) Русский поэт, драматург, критик. Афоризмы, цитаты Блок. Биография Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами. … …

    КРАСОТА Русская философия: словарь

    Красота - одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса. Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый, прекрасный, светлый (отсюда, напр., Красная… … Русская Философия. Энциклопедия

    - (1880 1921 гг.) поэт Прямая обязанность художника показывать, а не доказывать. Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни. Тот, кто поймет, что смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге, уже… … Сводная энциклопедия афоризмов